Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Цигун боевой. Академия кендзюцу и айкидзюцу

Практика цигун для начинающих включает большое количество самых разных факторов. Это работа с позвоночником, психологические аспекты, и даже управление энергией.

Что подразумевает под собой цигун?

Очень часто можно услышать самые разные вопросы, которые касаются пользы такого искусства. Те люди, которые слышали о его чудесном воздействии и заинтересовались им, в первую очередь хотят разобраться, что собой представляет цигун для начинающих.

Быстро понять, что же такое цигун, нельзя. И все дело обстоит в том, что система многогранна. Данное искусство сочетает в себе как так и комплекс Есть также и боевой цигун. Но в данном обзоре речь пойдет о том, что же это такое - цигун для начинающих.

Какую пользу несет комплекс упражнений?

Какая же польза от подобной системы? Практически каждого человека может привлечь то, что ему ближе всего. Для кого-то важным вопросом является оздоровление, для кого-то - физические формы и выносливость. Но большая часть практикующих цигун рассматривают систему как базу для тех знаний, с помощью которых можно было бы решить конкретные жизненные задачи.

Польза здоровью - непременное условие

Нельзя не заметить тот факт, что главной целью, которую несет в себе комплекс цигун для начинающих, является польза здоровью. И это даже не оспаривается, так как искусство рассматривается с позиции системы, включающей в себя целый комплекс телесных практик, в которых физическому состоянию уделяется большая часть внимания. Тот человек, который решил посвятить свою жизнь цигун, сможет развить не только гибкость. Он сможет развить свою выносливость и физическую силу.

Здоровый позвоночник - залог успеха

Практика цигун для начинающих уделяет много внимания работе с позвоночником. Его состояние играет очень важную роль во всех видах практик и направлениях. Для выполнения многих упражнений надо не только ощущать позвоночник, но и уметь опираться на него. В даосских представлениях данная часть тела выступает неким физическим выражением человеческой оси. Она является своеобразной опорой для выполнения любой деятельности, как физической, так и энергетической. Тот, кто стал заниматься цигун, может быть полностью уверен в том, что это положительно отразится на состоянии позвоночника. Естественно, это возможно только при правильном подходе ко всей системе в целом.

В медицине позвоночнику уделяется большая доля внимания. Многим известно, что основная часть хронических заболеваний напрямую связана с этой «деталью» тела. К примеру, вследствие может произойти защемление нервов, которые управляют определенным органом.

В самом начале появляются сбои в деятельности, на которые просто не обращают внимания. Через определенное время эти мелкие проблемы приводят к достаточно серьезным заболеваниям, вылечить которые зачастую бывает очень сложно.

Однако цигун способен принести впечатляющие результаты. Он не только позволит начать обратный отсчет, но и вернет первоначальное здоровье.

Не стоит забывать о дыхании

Гимнастика цигун для начинающих основную часть внимания уделяет правильному дыханию. Поэтому очень важно сразу ознакомиться с теми дыхательными упражнениями, которые имеются.

Но даже не уделяя основное внимание данному вопросу, можно отметить, что при выполнении комплекса "дыхательный цигун" практикующие начнут автоматически настраивать правильное дыхание животом. Не так давно даже медицина начала признавать пользу подобного способа.

Почему необходимо дышать правильно?

Было определено, что при выполнении дыхательных упражнений, которые практикуются в цигун, улучшается вентиляция легких. Кроме того, происходит массаж абсолютно всех органов, которые имеются в брюшной полости. Выполняя дыхательные упражнения животом, человек снимает часть нагрузки с сердца.

Уже только вышеперечисленные факторы говорят о том, что цигун несет огромную пользу. Но если этого для вас недостаточно, то стоит перейти к психологической пользе подобной системы.

Цигун направлен на работу с психологией человека

Ни для кого не является секретом то, что через работу с телом можно разобраться с большой частью психологических проблем. И работа с которая входит в занятия цигун для начинающих, является наиболее простым примером этого.

Постоянные стрессы, сильные эмоции, нервы - все это сказывается на физическом состоянии человека. Довольно часто подобные проблемы проявляются мышечными зажатиями, такими как сведенная мышца или даже целая группа. Эмоции, которые подавляются человеком (из-за каких-то неразрешенных ситуаций), также отображаются на физике человека. Даже в тех ситуациях, когда люди просто не замечают момент стресса, все равно идет подсознательное подавление эмоций.

Способы решение психологических проблем

Все вышеперечисленные проблемы могут быть разрешены самыми разными способами. И поход к психиатру - самый сложный вариант решения каких-либо задач. Естественно, люди не в состоянии всегда справляться с психологическими аспектами. Они просто не знают, как это сделать. Кроме того, психологическая травма может быть нанесена глубоко в детстве. Но гимнастика цигун для начинающих позволит справиться с психологическими задачами, просто расслабив мышечный зажим.

Естественно, поверить в то, что сказано выше, довольно сложно. И это потому, что люди в современных условиях не всегда чувствуют, что между телом и сознанием имеется довольно тесная связь. А вот те, кто практикует занятия со своим телом, способны смело утверждать, что перестройка организма влечет изменения и в сознании. Человек просто меняет свое отношение к жизни. В памяти начинают всплывать те моменты, которые, казалось бы, уже давно забыты. И этот фактор позволяет осмыслить по новой те проблемы, с которыми человек сталкивался ранее.

Можно проанализировать старые проблемы

Разнообразные ситуации способны повернуться так, что люди легко и просто решают те проблемы, которые когда-то давно не давали покоя. И этот аспект является самым лучшим подтверждением того, что цигун - очень эффективное средство решения психологических проблем. Это связано с тем, что данная система появилась очень давно и за все время своего существования сумела развить себя, усовершенствовать.

Нельзя не отметить тот фактор, что уроки цигун построены таким образом, чтобы каждый человек смог гармонично развить абсолютно все телесные аспекты. Издавна известно о том, что в физическом состоянии человека заложена и его психология. У каждого есть возможность посмотреть на гибких и подвижных людей. Однако еще не известно, имеется ли у них внутренняя опора.

Человек должен развиваться гармонично

В жизни подобных людей абсолютно все поступки обладают этой особенностью: разнообразные идеи, способность оперативно переключаться с одной деятельности на другую и т.д. Однако все это довольно плохо собирается в единое целое.

Порой может встретиться и другой тип людей. Они обладают большой физической силой, слегка замедленными движениями и сознанием, которое является медленным и основательным. Но огромные мышцы таких людей перекрывают энергетические потоки. Поэтому сознание опять же неспособно решить некоторые особо трудные задачи, которые им же и были созданы.

Иногда можно увидеть такого человека, который испытывается некий дискомфорт при контакте с другими. Такая ситуация говорит о закрытости подобного типа людей. Они слишком осторожны. И это лишь малая часть тех проблем, которые способны возникать.

Но при правильном выборе практики цигун, занятия в которой являются достаточно разнообразными, можно поработать с каждой отдельной проблемой. Все упражнения построены таким образом, что человек вполне легко сможет оценить не только свои сильные стороны, но и проанализировать слабые.

В качестве примера можно привести сравнение цигун с упражнениями с гантелями. Второй тип занятий обладает узкой направленностью, так как идет развитие только одной группы мышц. А в той ситуации, когда мышечные ткани не являются сильной частью организма, вы не только получите переразвитые мышцы, но и окончательно задавите свои слабые черты. Например, гибкость.

Именно поэтому и возникает опасность тех занятий, которые обладают узкой спецификой. Исходя из всего вышеописанного, можно сказать, что цигун очень полезен для начинающих. С помощью практики можно будет гармонично, а главное всесторонне поработать с развитием своего сознания.

Работа с энергетической составляющей

Говоря о такой практике, как оздоровительный цигун, нельзя не отметить ее энергетический аспект. Следует рассматривать тело человека с позиции сосуда для энергии. Его требуется сформировать в единой целое. При этом надо восстановить связь между отдельными частями тела и прочистить те каналы, по которым движется энергия. Если человек правильно все сделает, то энергия не только не будет теряться, она начнет накапливаться. А этот фактор влечет за собой отличное настроение, превосходное самочувствие и здоровье.

В тот момент, когда удастся собрать всю имеющуюся энергию, следует приступить к совершенствованию работы, связанной с ее циркуляцией. При этом потребуется правильно "построить" положение тела. Другими словами, на данном этапе следует проводить работы по систематизации имеющейся в наличии энергетической составляющей.

Основные требования, предъявляемые практикой

Следует воздержаться от еды приблизительно за час до начала выполнения комплекса упражнений. Но и после окончания в течение часа лучше пищу не употреблять. Принимать душ следует по истечении минимум 20 минут после занятий цигун.

Упражнения закончены? Тогда в течение получаса лучше не читать книги и не смотреть телевизор. Занятия стоит начинать и завершать, приняв сидячее положение и прикрыв глаза. Но не стоит путать это с медитациями. Вам потребуется расслабить не только свое тело, но и сознание, выкинуть из головы абсолютно все мысли и те заботы, которые возникают в повседневной жизни.

Практикой цигун лучше всего заниматься два раза в день. Такой подход поможет добиться лучших результатов. Делать упражнения можно практически в любое время суток. Если вы задумались об утренних занятиях, то наилучшего результата можно будет добиться в период с 5 до 8 часов. Вечером лучше всего начинать занятия в промежуток от 18.00 до 21.00.

Одеваться надо легко и свободно. Желательно в пользу такой одежды, которая больше не будет вами использоваться нигде, кроме занятий. Такой подход позволит практически мгновенно настроиться на определенную волну. Большую часть своего внимание потребуется уделить обуви. Она должна подходить по размеру и иметь широкую подошву.

Если имеется возможность проводить занятия на улице, то стоит ее использовать в полном объеме. Только надо учитывать и тот момент, что не должен дуть ветер. Также от занятий на улице в зимнее время лучше всего отказаться. Лучшим местом для цигун является тихий парк. Если самостоятельно вам заниматься неохота, то свой выбор следует сделать в пользу традиционной школы.

О чем следует знать, практикуя цигун

Желательно ознакомиться с теми требованиями, которые предъявляются к желающим заниматься цигун.

  1. Упражнения для начинающих требуется выполнять, сосредотачивая свое внимание на какой-то определенной точке. При этом не надо прикладывать слишком большие усилия. Все должно происходить естественным путем. В начале могут возникать трудности. Но со временем все будет получаться легко и непринужденно.
  2. Дыхание во время выполнения упражнения должно быть ровным. Вне зависимости от выбранного вами комплекса упражнений, к дыхательному процессу всегда предъявляются определенные требования. В большинстве случаев они касаются способов восстановления естественного дыхания и энергии. Приступать к выполнению следующего упражнения надо только в том случае, если дыхание полностью восстановлено.
  3. Не только тело, но и сознание следует расслаблять полностью. Вы должны находиться в состоянии покоя.
  4. Отдых и выполнение тренировочного комплекса необходимо чередовать.
  5. Следует соблюдать последовательность и систематичность в занятиях цигун. Данное требование является обязательным, и оно всегда предъявляется к желающим заняться практикой. Не надо сразу выбирать те упражнения, которые являются слишком сложными. Начинать свою практику следует с самого простого. Проявите терпение и настойчивость. Только в таком случае занятия принесут необходимую пользу всему вашему организму.
  6. Выбор лучше всего делать в пользу традиционных школ. Занятия надо проводить только под руководством профессионального инструктора. В противном случае могут возникнуть разнообразные отклонения. Соответственно, добиться чего-либо в таких ситуациях будет довольно сложно.
  7. Не надо попусту растрачивать свою энергию. Ее, наоборот, необходимо накапливать. Экономия любого плана выгодна именно для вас. Необходимо выработать те привычки, которые являются полностью здоровыми. В противном случае заниматься цигун будет бесполезно. Это будет лишь трата времени, денег и сил.

Как сделать выбор школы и руководителя?

Упражнения такой системы приобрели широкую популярность. На данный момент имеется огромное количество школ, в которых помогут составить комплекс цигун для начинающих. В Москве, в Санкт-Петербурге, в Волгограде и во многих других городах России имеются подобные заведения. Кроме того, есть и множество разнообразных книг, посвященных данной тематике. Но в связи с этим возникает одна проблема - как сделать правильный выбор среди такого огромного потока информации. Следует рассмотреть несколько рекомендаций, которые помогут осуществить поиск правильной практики цигун для начинающих.

Книги, которые посвящены данной тематике, конечно, принесут свою пользу. Но для практики требуется опытный, а главное - компетентный преподаватель. Цели комплекса цигун должны полностью соответствовать тем задачам, которые вам надо решить. К примеру, если вы хотите избавиться от болезней, то не стоит делать выбор в пользу практики под название «Железная рубашка». Она представляет возможность развивать сверхспособности тела только у полностью здоровых людей.

Делать выбор необходимо в пользу того преподавателя, который способен рассказать историю возникновения своей практики и назвать имена учителей, которые основали школу. И система, и преподаватель должны вызывать только положительные эмоции, а также стремление добиваться поставленной цели с помощью цигун.

Какие движения в практике являются базовыми в цигун?

Упражнения, которых имеется достаточно много, могут быть самыми разнообразными. Стоит в качестве примера привести основные движения цигун. Несмотря на их простоту, они весьма эффективны. Освоить их можно самостоятельно, без наличия профессионального наставника.

Надо принять исходное положение. Ноги должны быть расположены на ширине плеч. Руки следует опустить вдоль тела. Спину необходимо держать прямо. Требуется сделать глубокий вдох носом. При этом руки должны подняться вверх через стороны. На выдохе, не меняя положения позвоночника, требуется наклониться. Колени сгибать не надо. Все требуется делать плавно. Наклон следует закончить в тот момент, когда пальцы коснутся пола. При выпрямлении тела надо сделать вдох и подвести руки к животу. Ладони при этом следует направить вверх. Не останавливаясь, руки от живота начинаем поднимать вверх таким образом, как будто вы хотите подпереть небо. Одновременно с этим следует выполнить полный выдох. Сделав вдох, руки надо скрестить перед собой. На выдохе их потребуется развести в стороны.

Делая глубокий вдох, руки надо опустить, скрестив их опять на уровне живота. Ладони должны быть направлены вверх. Развернув их вниз, руки следует опустить, сделав при этом выдох. Все движения выполняются без остановок, плавно. Повторить их необходимо около 4 раз. Тело при этом напрягаться не должно. Спину следует держать прямо. Надо внимательно следить за дыханием, которое должно соответствовать движениям. Вдыхать требуется через нос, а выдыхать - через рот. Подобные уроки цигун для начинающих надо выполнять перед каждой тренировкой.

Суть практики цигун

Цигун по своей сути очень похож на спортивное мастерство. Только в отличие других видов спорта в такой практике основное внимание уделяется работе с энергией. Именно от нее и будет зависеть уровень силовых параметров.

Не стоит бояться фразы "цигун для начинающих", думая, что никакого эффекта от такой практики не будет. Это совсем не так. Главной проблемой для новичков является то, что они обладают очень плохой чувствительностью, низким уровнем энергии. Соответственно, для того, чтобы чего-то достичь, потребуется развить свои ощущения. И только потом можно приступать к более сложным этапам. Помните, что если вы решились на самостоятельное постижение практики цигун, упражнения для начинающих не следует отбрасывать в сторону, как нечто неэффективное. Кроме того, вас ожидает тяжелый путь. Однако никто не говорит о том, что преодолеть его нельзя.

Заключение

Следует отметить один простой аспект, говоря о системе цигун. Отзывы о ней только положительные. Другими словами, практикующие не жалеют о том, что начали постигать этот путь. Но каждому предстоит решить для себя, стоит ли заниматься практикой цигун или же нет. Но польза от нее достаточно большая. И отрицать этого нельзя. Если вы решились на занятия, то желаем вам успехов, так как вам предстоит многое понять и осознать.

Долголетия и духовного роста. В каждой категории имеется множество стилей. Наиболее популярные методы чистого Цигун – это ицзиньцзин , созданный Да Мо , и бадуаньцзинь , или «Восемь кусков парчи».

Самые популярные боевые стили Цигун – это Тайцзи, Синъи, Люхэбафа и Багуа. Здесь мы дадим лишь краткий исторический очерк и вкратце объясним их теорию. Для более глубокого изучения этих стилей следует обратиться к специальным изданиям и специалистам.

Тайцзи-цюань

«Тайцзи» означает «Великий Предел»; это философское понятие из учения об инь и ян (cтиль Тайцзи-цюань также часто сокращенно называют Тайцзи). Цюань – это кулак, кулачное искусство вообще или один из стилей этого искусства. Стиль Тайцзи-цюань отличается медленными, расслабленными движениями. Его формы представляют собой приемы рукопашного боя, исполняемые очень медленно и больше похожие на движения какого-то странного танца. Тайцзи еще называют «шисаньши» («тринадцать позиций»), «мянь-цюань» («мягкий кулак») и «чан-цюань» («длинный кулак»). Тринадцать позиций – это тринадцать основных технических приемов тайцзи, которые соответствуют Восьми Триграммам и Пяти Фазам (Элементам). Отражение, откатывание, нажимание, толкание, срывание, раскалывание, удар локтем и напор плечом соответствуют Восьми Триграммам; наступление, отступление, взгляд вправо, взгляд влево и центральное равновесие – Пяти Фазам. «Мягким» кулачное искусство Тайцзи называется из-за расслабленного и плавного стиля выполнения форм. Название же «длинный кулак» подчеркивает тот факт, что классические тренировочные комплексы в Тайцзи без оружия гораздо длиннее, чем в других боевых искусствах.

Хотя исторических свидетельств о происхождении Тайцзи-цюаня мало, обычно создателем стиля признают Чжан Саньфэна . Считается, что этот отшельник-даос разработал техники Тайцзи на горе Удан в династию Сун, подражая боевым движениям змеи и журавля и применив к ним внутреннюю энергию. До середины XIX века Тайцзи-цюань был тщательно охраняемым секретом клана Чэнь. Ян Лучань (1780-1873) стал первым чужаком, который изучил это искусство, занимаясь у тогдашнего старшего мастера Чэнь Чансина. Потом Ян приехал в Пекин и вскоре приобрел известность как мастер боевых искусств. Он передал свою систему сыновьям, а те уже раскрыли ее широкой публике. Второй сын Ян Лучаня, Ян Баньхоу (1837-1890), обучил семейному стилю многих людей, в том числе У Цюанью, а сын последнего У Цзяньцюань, видоизменив стиль Ян, создал свой собственный стиль У, особенно популярный в Гонконге, Сингапуре и Малайзии. Внук Ян Лучаня по имени Ян Чэнфу (1883-1935) придал окончательную форму тому, что мы сегодня называем Тайцзи-цюанем стиля Ян.

В Тайцзи как Цигун имеется 2 аспекта. Первый – это динамическая медитация, которая состоит из 72-128 боевых форм (в зависимости от стиля и способа счета), выполняемых в медленном темпе. Во время выполнения упражнений тело расслаблено; при этом практикующий заставляет ци, накопленную в Даньтяне, циркулировать по всему телу. Второй аспект – неподвижная медитация. Медитация Тайцзи – это одна из форм даосской медитации. Самыми известными стилями Тайцзи в настоящее время являются Чэнь, Ян и У. Каждый из них подразделяется на более узкие направления.

В Тайцзи также практикуются упражнения с мечом, саблей, копьем и посохом, в которых ци выходит за пределы человеческого тела.

Багуа-чжан

У стиля Багуа-чжан («ладонь Восьми Триграмм») достаточно короткая история. Его создал в Пекине между 1866 и 1880 гг. Дун Хайчуань , уроженец провинции Хэбэй. По некоторым историческим свидетельствам, Дун научился этому искусству на горе Цзюхуа у некоего Би Чэнся. Багуа-чжан сочетает в себе лучшие черты таких стилей, как Шаолинь (буддийский) и Удан (даосский). Особое значение придается круговым движениям. Сознание практикующего контролирует поясницу, а поясница управляет всеми движениями тела при ходьбе вокруг воображаемого центра. Результатом движений на трех уровнях (низком, среднем и высоком) является рост координации, силы и энергичности.

Система включает в себя 2 комплекса техник для ладони: иньский и янский. Высший уровень практики Багуа-чжан называется Формой Дракона. В этой форме практикующий не только движется вокруг воображаемого центра, но и вращается вокруг собственной оси. Круговые движения Багуа-чжан очень непохожи на прямолинейную атаку в Синъи-цюане, но быстрый темп и принцип тренировки внутренней силы у них общие и делают эти 2 стиля отличными от Тайцзи и Люхэбафа.

Синъи-цюань

Для стиля Синъи-цюань характерны быстрые удары руками. Выделяются 5 главных ударов, основанных на 5-ти базовых движениях: разрубании – пи , сверлении – цзуань , растягивании – бэн , взрывании – пао и пересекании – хэн . При их выполнении мышцы сначала расслаблены, а потом напрягаются; при нанесении удара практикующий обычно движется по прямой. Китайское слово «син» означает «форма», a «и» – «сознание». Итак, «синъи» можно перевести как «сознание определяет форму». Обычно создателем этого стиля называют воеводу Юэ Фэя (1103-1141), хотя весомых подтверждений этому не имеется. Документированная история Синъи начинается с конца династии Мин (1644). Мастер боевых искусств по имени Цзи Лунфэн из провинции Шаньси утверждал, что однажды он посетил некоего отшельника на горе Чжуннань и получил в дар книгу Цюань-цзин («Канон кулачного искусства»), написанную Юэ Фэем. В ней описываются боевые техники, подражающие движениям дракона, тигра, обезьяны, лошади, аллигатора, петуха, ястреба, ласточки, змеи, китайского страуса, орла и медведя. Изучив эту книгу, Цзи применил к ней свои собственные познания и придал завершенность этому стилю. За 300 лет, прошедших с тех пор, появились новые стили Синъи-цюаня. Мастера Синъи часто работали охранниками караванов в начале XIX века.

Люхэбафа

Предание относит создание стиля Люхэбафа («Шесть сочетаний, восемь методов») к династии Сун (960-1279) и связывает его с именем Чэнь Бо , отшельника, жившего на горе Хуашань. Это боевое искусство сочетает в себе стратегию и техники Тайцзи, Синъи и Багуа. В ходе тренинга отрабатывается «мягкое в жестком» и «жесткое в мягком». Передвижения могут быть как прямолинейными, так и круговыми. Используются все 3 дистанции боя (короткая, средняя и длинная), но высокие удары ногами не играют важной роли. Обычно Люхэбафа обучаются те, кто уже освоил 3 предыдущих стиля.

Лю хэ («шесть сочетаний») составляют теорию стиля, а ба фа («восемь методов») – основу практики. 6 сочетаний таковы:
1. Сочетание и координация тела и сознания.
2. Сочетание и координация сознания и мысли.
3. Сочетание и координация мысли и внутренней энергии – ци.
4. Сочетание и координация ци и духа – шэнь .
5. Сочетание и координация духа и движений.
6. Сочетание и координация движений и Вселенной.

Эти 6 сочетаний достигаются 8-мью методами:
1. Ци (дыхание) – управление дыханием путем сосредоточения.
2. Гу (кость) – укрепление силы в костях.
3. Син (форма) – подражание различным формам и позициям.
4. Суй (следование) – плавное, текучее реагирование на движения противника.
5. Ти (поднятие) – ощущение того, что ты подвешен на нити, выходящей из макушки головы.
6. Хуань (возвращение) – равновесие движения и позы.
7. Лэй (связывание) – поддержание полного спокойствия в сознании.
8. Фу (скрытность) – воздержание от преждевременной демонстрации своих намерений.

Боевой цигун используется в разных школах и опирается на концепцию энергии Ци. Повысить духовную и физическую подготовку воина, можно только овладением духовной техники Цигун. Воинский цигун повышает уровень мастерства и укрепляет здоровье. Наиболее широко используется цигун «Железная рубашка».

Постоянная многолетняя тренировка дыхательных и физических упражнений приводит к формированию твердости и упругости мышц.

Цигун и боевые искусства. Тайцзицюань стиля Ян

Победить противника, не применив грубой физической силы — цель тай-цзи. Чэнфу основатель тай-цзи, написал принципы тай-цзицюань, где сказано: об использовании И и Ци, без использования Ли. Если перевести И, то оно будет означать понятие « намерение», а если перевести Ци – «энергия». Приведу пример из истории Китая: Знаменитый поединок состоялся со старым мастером Ли Цзымина с основателем стиля карате Кёкусинкай, Масутацу Оямой. Ояма был прекрасным мастером и практически никогда и никому не проигрывал. Когда бой закончился, Ояма упав на колени начал плакать, из за того, что на протяжении всего боя он ни разу так и не смог коснуться Ли. Потом он встал и подошел к Ли, поклонился и поблагодарил старика за настоящее искусство ведения боя. Занимаясь тай-цзицюань, ученик или мастер освобождался от разных негативных жизненных проблем. Очищалось его сознание, и укреплялась воля. Приобретал хорошее здоровье.

Багуа и цигун. Основатель Дун Хайчуань

Багуа отличается от других техник, своеобразными движениями мастера по кругу. Основной способ тренировки – это перемещение по кругу. Технику боя отрабатывают на прямых участках. Технической особенностью стиля — является использование ладони руки, называемая «ладонь – язык коровы». В этой технике удары наносятся с углов. Есть другое направление называемое « ладонь – когти дракона». Оснавная тактика, мастер старается выйти постоянно за спину противника. Удары сочетаются одновременно с бросками и наоборот. Особое внимание уделялось рукам и ногам, а поверхности для ударов укреплялись всевозможными видами и способами тренировок. Многие мастера в совершенстве знали и владели искусством « железная рубашка». Цигун для боевых искусств , был важнейшей формой тренировки и ему уделялось самое большое внимание.

Основным навыками боевого цигун, воспитание мгновенно включать свои энергетические возможности на физическом уровне. Вся жесткая система цигун имеет одну главную задачу: противостоять любым физическим воздействиям, которыми могут быть удары предметами, защита от всех видов холодного оружия и др.

В основную задачу боевой цигун упражнения , входит накопление энергии в теле, дальнейшего ее перераспределения по разным частям тела, концентрирование в одном месте для повышения мощности энергии, а так же защиты и полного контроля над всеми мыслями и действиями противника. В технике цигун, есть особые правила, которым необходимо следовать обязательно:

  • Время для занятия цигун с 23 часов вечера до часа ночи. И утром с трех часов до пяти часов.
  • Запрещается начинать занятия или голодным и ли слишком плотно сытым.
  • Начать подготовку можно прополоскав рот, умыться, разум должен быть чист. Полностью расслабиться.
  • Занятия проводить, только в специальной одежде свободного покроя.

Боевой цигун видео

Хотелось бы отметить, что Цигун – является грамотнейшей наукой для самосовершенствования, а так же развития необыкновенных психических возможностей. Цигун — закаливает дух человека, его волю и разум. Научившись управлять сознанием и энергиями, человек может стать сверхчеловеком, вопреки всем противникам Цигун!

БОЕВОЙ ЦИГУН – “ЖЕСТКИЙ ЦИГУН” (ИН ЦИГУН).

“Жесткий цигун” также называется цигуном у-шу (военного искусства). Он официально получил это название в 1976 г. на Всекитайской конференции по цигуну и после этого получил распространение по всей стране. До этого он был известен под названием “нож и ружье не берут”, “накидка золотого колокола”, “железная рубаха”, “железная ладонь” и т.д. Однако все разновидности жесткого цигуна* основываются на внешней тренировке покровов мышц, костей и кожи (т.е. закаливании поверхности тела ударами, тычками и т.д.) и внутренней тренировке дыхания (т.е. перемещении ци в любую часть тела). Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов. Такой цигун и называется “жестким цигуном”.

Необходимо отметить, что главной целью занятий “жестким цигуном” является укрепление своего собственного здоровья и тела, а вовсе не нанесение вреда другим людям.

В разных школах и направлениях “жесткого цигуна” есть некоторые различия в методиках. Имеются упражнения одиночные и парные; методы базовые и специальные; есть упражнения на полусогнутых ногах, а есть и с нанесением ударов; есть упражнения по развитию силы пальцев и рук, а также по тренировке силы (крепости) макушки. Обычный порядок занятий “жесткого цигуна” таков.

Первый шаг: обучение основным упражнениям, таким, например, как стойки в “позе всадника”, в “позе лучника” и др., обучение ударам ногами при сгибании поясницы, и т.д.; это система закаливания организма.

Второй шаг: с помощью концентрации и мысленного сопровождения развивать силу пальцев и ладоней. Например, втыкать пальцы и ладони в кучу зеленых бобов, крупнозернистого песка или железных опилок.

Третий шаг: концентрируя внимание и направляя мысли, ладонями, кулаками или палкой наносить удары по разным частям тела, тем самым тренируя мышцы, кости, кожные покровы, воспитывая их крепость и выносливость.

Четвертый шаг: деревянным шестом или дубинкой наносить удары по ладоням, плечам, даньтяню, ногам и другим частям тела, чтобы выработать их невосприимчивость к ударам.

Пятый шаг: подвесить мешок с песком или камень, наносить по нему удары ладонями и кулаками, чтобы оттолкнуть от себя; когда мешок начнет возвратное движение, то надо останавливать его, подставляя тренируемую часть тела или даньтянь. В это время совместить внутреннюю работу по перемещению ци и внешнюю работу частей тела так, чтобы они слились в одно целое; при касании громко выдохнуть (хэ). Тренироваться до тех пор, пока это не будет происходить естественно.

Шестой шаг: в зависимости от того, какую часть тела надо тренировать (голову, шею, грудь, живот или руки и ноги), проводить направленные воздействия острием. После длительных занятий тренируемая часть приобретает способность выдерживать огромное давление и колюще-режущие удары. Это и означает овладение искусством “нож и ружье не берут” (“пуля и нож не входят”, “сила, способная остановить тысячу цзиней”).

Методика “жесткого цигуна 18 архатов”, объясненная Сунь У, включает в себя перемещение ци в макушку головы, извержение ци и заглатывание ци. Эти три способа взаимосвязаны, дополняют друг друга. Конкретные упражнения таковы.

Подготовить пояс длиной 5,5 чи и шириной примерно в 2 цуня. Перед началом занятия туго обмотать им поясницу, встать ровно, затем слегка ослабить пояс так, чтобы можно было засунуть два мизинца.

(1) Перемещение ци в макушку головы (дин ци).

Методы тренировки.

1) Стоять прямо, ноги расставить на ширину плеч. Левую руку положить на пояс, правую опустить вниз, кончик языка с напряжением упереть в нёбо.

2) Вдохнуть. Вдох должен быть медленным, глубоким и долгим, грудь при этом естественно приподнимается.

3) Ци всего тела концентрируется в правой и левой руках (от локтя до предплечья). Правая рука плотно прижимается к правой стороне поясницы, ладонь обращена влево, пальцы направлены вперед; перемещают ладонь до нижней части живота, затем пальцы перемещаются вверх, вдоль средней линии живота поднимаются до уровня глаз и затем до макушки. Одновременно с поднятием рук вверх к макушке выполняются легкие покачивания головой в обе стороны.

Требования.

1) При перемещении ци к макушке важно обратить внимание на то, чтобы вся имеющаяся в организме энергия ци переместилась в точку бай-хуй.

2) При выполнении упражнения следует максимально концентрировать мысли на макушке.

3) Стойка должна быть прямой, голова поставлена также прямо, обе щеки слегка втянуты внутрь.

4) На начальном этапе занятий возможны неприятные ощущения в голове, отечность и покраснение лица, другие симптомы. Это обычное явление, после полумесяца занятий они исчезнут. Однако концентрацию внимания на точке бай-хуй лучше всего проводить под руководством преподавателя*.

Практические занятия в мини-группе оздоровительному и боевому цигун, в т.ч. с практикой комплексов с палкой и мечом для здоровья и боевого применения.

Серия с практиками разделов мастера-наставника Виктора Тимофеева - это полная система дисциплин для совершенствования Тела, Ума и Духа.

Уникальность заключается в том, что вы выполняете техники вместе с мастером, исключая их неправильное исполнение.

Семь позиций серии посвящены Боевым Искусствам.

Комплексы:

1. Большое дерево - Да Шу Гун и Столбовое стояние – 2 упр.
2. и лечебный комплексы семейной школы ушу и цигун «Лунванмэнь» – более 30 упр., в т.ч.:

  • тренировка каналов – от 9 упр.
  • энергия человека – от 3 упр.
  • энергия Стихий – от 5 упр.
  • лечение – от 5 упр.

3. Комплекс цигун с палкой – более 10 упр.
4. Комплекс с палкой тай-бо – более 10 упр.
5. Комплекс 5 стихий тибетского бон-по – 5 упр.
6. Комплекс суставной-сухожильный – более 12 упр.
7. Цигун с цзянь – система упражнений направленная на наработку навыка проявления внутренней энергии в оружии – более 8 упр.
8. «6 волшебных звуков» («6 целительных звуков») или Лье Цзи Цзё – 6 упр.
9. Восемь кусков парчи или Бадуань Цзинь – 8 упр.
10. Айнские ритуальные комплексы с катаной для очищения мест проведения ритуалов – 8 упр.
11. Боевой жёсткий цигун – набивка поверхностей для укрепления здоровья и боевого применения – от 8 упр.
12. Лёгкий цигун – после занятий возникает ощущение легкости, бег подобен полету, даже когда спокойно сидите, кажется, что тело может свободно воспарить в воздух и т.д. – от 8 упр.

Как говорил мастер Чиа: Если вы это делаете, то она у вас есть. Если вы этого не делаете, то у вас её нет.

Вы отвечаете за свой собственный процесс. Вы сами себе хозяин и сами для себя решите, насколько далеко вы продвинитесь в своих занятиях – так же как и в своей собственной жизни.

Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят и ссылаются на школьный курс физики и биологии. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим не стоит и пытаться заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие точки зрения и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под этим ни понималось) в бою. Опираться я намерен на факты, свидетелем которых был сам либо на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам.

Вначале некоторые общие замечания. Очень многие путают такие понятия как `цигун" и `нэйгун". `Цигун" в переводе с китайского означает `работа с ци", то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун" - это `внутренняя наработка", то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости" - искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести" - выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю", и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая - "Каноне о внутреннем Желтого императора". В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям - применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

Самое простое применение цигуна по отношению к себе - это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию "столбового стояния" и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате "Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства" говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет "сочиться сквозь поры тела".

Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими "причудами", но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю - любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце. Занимающиеся традиционными боевыми искусствами обратили, наверное, внимание, что примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться, а "включателем" для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние.

Другое применение внутренней энергетики основано на восточном учении о меридианах и коллатералях, причем знание теории тут очень важно. Европа познакомилась с китайским искусством иглоукалывания и прижигания еще в xvii веке, а уже в следующем столетии отдельные приемы этих методик стали широко применяться в терапевтических целях. Однако в отрыве от теоретических знаний они оказались малоэффективны (известен случай, когда в конце xix века в одной из французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков"), и после прохождения моды на китайские методики они в Европе (включая Россию) исчезли бесследно. Благодаря тесным связям СССР и КНР в 40-50-е годы началось возрождение этих методик, много советских врачей ездили на учебу или на практику в Китай. На рубеже 50-60-х годов их усилиями был издан целый ряд оригинальных и переводных работ по китайской медицине как теоретического, так и сугубо практического характера, сформировались признанные центры по восточной (пунктурной) рефлексо терапии в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Горьком (Нижнем Новгороде), Казани и Улан-Удэ. На рубеже 80-90-х годов произошел новый всплеск моды на Восток, и на русском языке стали появляться новые работы, касающиеся уже не только медицинских, но и боевых аспектов применения учения о биологически активных точках. Таким образом в настоящее время из стран невосточного мира Россия стоит на первом месте по количеству качественной информации, связанной с этими вопросами.

При изучении вопросов, связанных с китайским учением о внутренней энергии сразу же встала проблема о том, что такое ци. Существует несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык - "воздух", "дыхание", "лимфа", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д., каждый из которых отражает лишь небольшую часть его значения и ни один из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовалось объяснить какое-либо физиологическое или психическое явление, они сразу же придумывали новый вид ци. В то же время все эти виды являются проявлением одного единого ци. Многие китайские авторы, похоже, сами не очень вникают в суть взаимодействия различных проявлений единого ци, удолетворяясь знаниями о выполняемых ими функциях. В принципе для практического использования этого достаточно. В русскоязычной литературе применительно к задачам медицинской практики самое удачное определение предложил В.Г.Вогралик: ци - это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих проявлений и составляет единое ци организма. Данное определение было принято большинством российских рефлексотерапевтов. С моей точки зрения оно ничем ни хуже определений из системы Кадочникова "человек - это механическая система с конечным количеством степеней свободы", "прием есть использование своих степеней свободы для уменьшения числа степеней свободы противника".

Представление о пронизывающих тело каналах и коллатералях, по которым непрерывно циркулирует ци, и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки составляет основу специальной теории китайской медицины и китайских боевых искусств. Каждое тело есть ци, облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов ци как внутри, так и вне заданной формы. Однако прохождение ци по замкнутому контуру сквозь некоторые знаменательные точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию. Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает около 36 точек, расположенных на 12 главных и двух "чудесных" каналах. Кроме того, течение ци прослеживается еще по шести "чудесным" каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.

Если на Востоке эту систему принимают как нечто данное, то на Западе попытались поместить под нее очевидное материалистическое обоснование. Простейший вариант - совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами --- не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время разрабатывается более тонкая теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты. С этой теорией близко связана гипотеза о связи "каналов тела" с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.

Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы - чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

В 1986 году были опубликованы материалы уникального эксперимента, осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры. В результате выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль "каналов", выделяемых традиционной китайской медициной. Когда ту же жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.

Итак, подведем итог этого теоретического отступления: между различными частями орагнизма человека существуют определенные взаимосвязи и взаимовлияния. Для объяснения этого механизма существует теория, описываемая в терминах энергии ци. От современных объяснений эта теория в положительную сторону отличается краткостью и проверенностью временем. С точки зрения практического применения нам абсолютно не важно знать что стоит за нею.

В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода ци для приведения организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от недомогания через 3 суток 7 часов и 28 минут), причем важен именно результат - смерть противника - а не механизм его получения. Потому в теории боевых искусств обычно изучали не шесть сотен точек, в каждой школе складывался свой ограниченный набор - как правило 36 точек, от школы к школе эти наборы различались. Глубокая теория тоже была не нужна, важно лишь было знать где эти точки находятся. Однако в наших современных условиях обычно убивать людей не требуется, поэтому если вы хотите уметь применять искусство воздействия на точки в обычной драке, то вам необходимо четко представлять, что будет после воздействия на определенную биологически активную точку - у человека остановится сердце или просто тут же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого же необходимо некоторое знакомство с теорией. В качестве примера приведу историю, рассказанную в частной беседе президентом Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань Анатолием Ковганом.

Когда он несколько лет назад был в Шаолиньском монастыре и активно завязывал знакомства с монахами и другими мастерами ушу, то про одного из его новых знакомых ему рассказали, что тот является одним из крупнейших современных мастеров воздействия на точки. Во время обеда в одной из окрестных забегаловок А.Ковган спросил самого монаха, правда ли это. Монах ответил что правда, и сказал что сейчас продемонстрирует свое искусство. Заметив беспокойство собеседника он сказал, что тот может не бояться, демонстрировать будут не на нем, и они пошли к хозяину заведения. Посмотрев на хозяина монах сказал тому, что он (хозяин) не совсем здоров, и спросил, не замечал ли тот у себя таких-то и таких-то симптомов. Хозяин ответил, что замечал, и согласился чтобы монах его полечил. Монах тут же ударил пальцами в какую-то точку, и хозяин с грохотом упал на месте без сознания на стоявшую в той комнатушке кушетку (грохот произошел из-за того, что он что-то сшиб при падении). Монах действительно провел сеанс лечения, понажимав некоторые точки, после чего нажатием на нужную точку привел хозяина в чувство. Тот принялся благодарить за лечение и очень удивился, когда прибежали соседи и стали выяснять, что тут был за шум - он не помнил ничего.

Однако на искусство воздействия на точки есть и противоположная точка зрения. В 1991 году в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу современности - Ма Минда. Во врмя общения с любителями ушу на вопрос об искусстве смертельного касания он ответил, что сомневается, что кто-либо сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне обоснованы - по моим визуальным оценкам в бою он действовал в темпе 3-5 ударов в секунду. Чтобы подойти к такой мельнице на дистанцию хотя бы удара, одного владения искусством смертельного касания недостаточно.

Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? На мой взгляд, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но это еще недостаточно для победы: если у вас слабый удар, то вы можете даже не порвать одежду противнику, если противник хорошо умеет драться, то вы не сможете применить против него нож вообще. Так и с искусством воздействия на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания наизусть располложения нужных точек и вызываемого ими эффекта вам нужно уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать когда вы взяли захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы (чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), ну и владеть хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя, иначе пока вы будете брать свой захват или прицеливаться для удара пальцами, вы рискуете нарваться на прямой в челюсть.

Более удивительным способом обращения с внутренней энергией является так называемое "испускание внешнего ци". Теоретическое определение такого: путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода гармонизировать внутреннее ци человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время используя определенные биологически активные точки испускать его наружу. Реальность его у меня сомнений не вызывает: будучи пару лет назад в Красноярске я познакомился с господином Чжан Цзюньци из Сианя, который занимался по школе цигун "испускание ци сквозь указательный палец" и по приглашению Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань вел группы цигун. Для красноярского телеканала "Афонтово" он согласился провести публичную демонстрацию своего искусства, на которой я присутствовал.

Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации приняли участие все желающие - как из числа занимающихся, так и просто зашедшие с улицы, прослышав о происходящем - всего человек 30. Чжан предупредил, что он не намерен испускать полные "боевые" порции ци, что это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему трудно стоять и хочется упасть - пусть тут же садится на пол. После этого он начал с короткими промежутками производить "выстрелы" по толпе (по крайней мере так это смотрелось - он вытянул по направлению к участвующим в демонстрации руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и каждый раз когда он со звуком `ц!" содрогался, в толпе кто-нибудь опускался на пол). После того, как на полу оказалось человек 15, мы сказали что для демонстрации достаточно, но тут один из зашедших участников с вызовом сказал, что он так ничего и не почувствовал и потому ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него еще один "выстрел" - никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень. Получив утвердительный ответ на оба вопроса Чжан тут же произвел "выстрел" по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном положении - у него свело все мышцы.

Страшное искусство, не правда ли? Однако для овладения им действительно нужны годы и годы занятий, а применение его в бою сравнимо с использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного вам нужно доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что на мой взгляд оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения - как пираты использовали пистолеты во время абордажной схватки. Если вы все же захотите овладеть таким искусством - ищите учителя. Более-менее нормальная методика для самостоятельных занятий приведена в книге Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "300 вопросов о цигуне" (вопрос 116), выдержавшей уже 2 издания на русском языке за последние годы, но так как она издавалась в Новосибирске, то я сомневаюсь, что эта книга окажется доступной желающим заниматься из других регионов.

И последнее, самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах - для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос ученика, "нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется на нанесении удара с помощью силы". В китайских боевых искусствах обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе - удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно перегонять в другие. В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую "от костей и сухожилий", комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей появляться даже если тело неподвижно.

Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые "три внешние координации", то есть "координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп". Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями (см. приводившееся ранее определение ци, принятое среди российских рефлексотерапевтов). Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение "тремя внутренними координациями". Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства.

Те, кто помнят демонстрировавшийся короткими отрывками в телепередаче "Клуб путешественников" китайский художественный фильм "Южный и северный Шаолиньские монастыри", или видели его на видеокассетах (он известен в варианте с переводом с японских субтитров как "Арахан - буддийский монах"), могут вспомнить финальный бой, где наставник Шаолиня по боевым искусствам Чжирэн (его играет Юй Хай из сборной ушу провинции Шаньдун) и монах Чжимин (его роль исполнил многократный чемпион КНР по ушу Ли Ляньцзэ) применяют одну и ту же технику стиля богомола. Несмотря на то, что Ли Ляньцзэ вроде бы все движения делает абсолютно правильно, все равно ему далеко до Юй Хая, который стилем богомола занимается всю жизнь. Как добиться такого мастерства, спросите вы? Нужно тренироваться, тренироваться и тренироваться, годами и десятилетиями. Но ведь это долго, воскликните вы! Ну что ж, Восток - дело тонкое, не зря те, кого на Западе считают мастерами, на Востоке в лучшем случае отождествляются с продвинутыми учениками...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!