Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Плавание грудничков по методике фирсова. Грудничковое плавание Упражнения фирсова плавать раньше чем ходить

Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. Что дает ребенку плавание ? Специалисты многих стран считают, что плавание способствует укреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться.

Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.

Начало занятий с малышом

Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Когда малыш приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца. Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.

Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Важно не вызвать у ребенка страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у него желание научиться плавать.

Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.

Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка,

  • во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут,
  • во-вторых, нырять на небольшую глубину, доставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд.
  • В-третьих, находясь в легкой одежде - летний костюмчик, туфли, носки, шапочка - спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты.

Последнее кажется особенно актуальным в свете трагических случаев, происходящих с детьми. От утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают.

Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.

С 2-3 месячного возраста рекомендуется пользоваться вспомогательными приспособлениями (подвесы, круги, нарукавники), чтобы ребенок самостоятельно лежал на поверхности воды. Поначалу нужно поддерживать ребенка, но со временем он научится сам, без всякой помощи лежать на воде.

Ныряние

После первых месяцев занятий, с выполнением упражнений с элементами отталкивания ногами и плавания с поддержкой на спине и животе, ребенок привыкнет к воде и почувствует к ней доверие. Занятия станут длиннее и будут приносить удовольствие малышу, тогда можно приступать к нырянию.

Ныряние - необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет ребенка от опасности утопления в последующем. Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится.

Нырять ребенка учат постепенно. Предварительно обучают задерживать дыхание и только потом погружают в воду. Вначале это делают оставляя на поверхности носик и ротик, а затем переходят к настоящему нырянию. Чтобы у ребенка было стремление к обучению, используют элементы игры, ныряя вместе с ним, ныряя на дно бассейна за игрушками.

Выдыхать воздух после глубокого вдоха учат в воду. На этом умении основан любой способ плавания. Важно научить этому ребенка.

Обучение ходьбе

С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны. Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше. Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка.

В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.
Как правило, хороших результатов можно достичь при постоянных занятиях с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн - 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.

Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное - Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.

Большинство современных родителей увлекаются ранними развивающими методиками, в том числе и обучением новорожденных детей плаванью. Что же это – новомодное увлечение или необходимое условие гармоничного развития малыша? Необходимо ли учить грудничков плавать, когда начинать и как это делать, чтобы не нанести вред детскому здоровью? В нашей статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Чем плавание полезно для грудничков?

С самого рождения дети уже способны плавать: могут задержать дыхание под водой и с удовольствием плескаются в ванной. Объясняется это врожденными рефлексами – до появления на свет малыш в мамином животе пребывал в жидкой среде. Приблизительно к трем-четырем месяцам эта врожденная реакция угасает, и учить кроху держаться на плаву придется намного позже.

Однако суть подобных занятий с новорожденным состоит не в том, чтобы сделать из него будущего олимпийского чемпиона. Все чаще педиатры высказываются о том, что грудничковое плаванье приносит неоценимую пользу .

  1. Регулярные водные процедуры учат детей спокойно относиться к перепадам температуры. Благодаря закаливанию укрепляется иммунитет, что снижает вероятность простудных заболеваний, способствует динамичному физическому развитию и помогает предотвратить разнообразные проблемы со здоровьем.
  2. Результатом систематических занятий становится формирование правильной, красивой осанки, крепкого мышечного корсета для детского позвоночника.
  3. Водные упражнения намного эффективнее для совершенствования двигательной системы, чем массаж и поглаживание. Они укрепляют или, наоборот, расслабляют мышцы спины, рук, ног и шеи. Кстати, юные пловцы раньше начинают ползать, вставать на ноги и ходить ().
  4. Во время купания, когда у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, детский организм дополнительно выделяет красные кровяные тельца (эритроциты), что способствует росту уровня гемоглобина.
  5. Плавание и ныряние положительно воздействует на легкие и сердечно-сосудистую систему, помогает стимулировать кровоснабжение органов и нормализовать артериальное давление.
  6. Когда ребенок ныряет, затекающая вода прочищает гайморовы пазухи. А это профилактика насморка у новорожденного. Также промывается детский носик, удаляются все бактерии, пылевые частицы и возможные аллергены.
  7. В воде ребенок успокаивается, избавляется от страхов. Также водные процедуры укрепляют связь между мамой и младенцем, уделяя время малышу при занятиях плаванием, вы сможете лучше понять язык его тела и жестов, что позволит вам быстрее найти взаимопонимание со своим крохой.
  8. Ребенок, наученный с рождения плавать, не будет бояться открытых водоемов.

Еще один несомненный плюс – многие детки, поплавав и поныряв, быстро засыпают и не тревожат молодую мамочку почти всю ночь. Что, согласитесь, немаловажно!

Правила плаванья с грудничком


Научить новорожденного плавать не составит для родителей особого труда, если придерживаться основных рекомендаций.

Оптимальный возраст

Начинать обучение следует с трех-четырех недель. Во-первых, к этому моменту заживает пупочная ранка. Во-вторых, ребенок прибавляет в весе, понемногу адаптируется к новой действительности. Наконец, младенческие рефлексы (плавательный и дыхательный) еще не затухли.

Подготовка ванны

Все процедуры следует проводить в привычной для крохи обстановке. Перед погружением помойте ванну обычным хозяйственным мылом, а раз в неделю промывайте ее содой, не забывая тщательно споласкивать. Будьте осторожны с раствором марганцовки и травяными отварами – ребенок может наглотаться жидкости. После получения основных плавательных навыков вы можете перейти к более профессиональным урокам – в бассейне.

Температура воды

Первые тренировки выполняйте при средней температуре в 35 °C. Понемногу ее можно снижать, но помните – маленьким деткам до трех месяцев нельзя купаться в воде, чья температура ниже 32 °C. Чтобы создать идеальные условия, следите за детским поведением:

  • если малыш плачет при погружении в течение нескольких минут, вода для него слишком холодная;
  • если он сначала хныкает, а потом замолкает и активно барахтается руками и ногами, вы подобрали оптимальную температуру;
  • если он излишне расслабленный и пассивный, ванна слишком теплая.

Во время купания вода постепенно остывает, но не торопитесь доводить ее до первоначальной температуры. В этом и заключается смысл процедуры – происходит малышей.

Как проводить занятия по грудничковому плаванию?

Водные процедуры нужно выполнять приблизительно через час после приема пищи: младенец еще не проголодался, а молоко уже усвоено. Еще один важный момент – занимайтесь только с выспавшимися детьми во избежание слез и капризов.

Склоняться над ванной, удерживая малыша в воде, достаточно тяжело – достается и спине, и плечам. Попробуйте делать это, сидя на стуле. Пол в ванной комнате обязательно застелите резиновым ковриком, чтобы было не так скользко. Возьмите с собой чистую пеленку – ею вы сможете вытереть новорожденного после заплыва. В нее также можно укутать грудничка, перед тем, как занести его в детскую. Впрочем, если в квартире нет сквозняков, врачи рекомендуют немного промокнуть кожу крохи, не вытирая досуха, и отнести его в кроватку голышом. Это еще один действенный способ закаливания.

Итак, все готово к купанию – ванна наполнена чуть теплой водичкой, а ваше чадо в прекрасном настроении. Сначала дотроньтесь его рукой до водной поверхности, потом погрузите в нее ступни ребенка. Опускайте кроху вертикально, не прекращая разговаривать уверенным, спокойным голосом.

В грудничковом плавании применяют два вида поддержек: под подбородок и под затылок. В первом случае младенец лежит на воде животом вниз, а вы придерживаете его головку так, чтобы детский подбородок находился на вашей ладони. При втором варианте ребенок лежит на спине, а вы подхватываете его голову за затылок. Попробуйте обе позиции и выберите ту, которая нравится вашему чаду больше всего.



Основные упражнения в ванне

(в конце статьи много видео инструкций о том какие упражнения можно делать с новорожденным в ванне)

Если вы думаете, что водные процедуры в домашних условиях – неинтересное мероприятие, то вы ошибаетесь. Безусловно, у грудничка не будет возможности выполнять сложные кульбиты под руководством инструктора, но несколько несложных манипуляций вы сможете провести самостоятельно.


Совет: Для собственного успокоения приобретите надувной «спасательный» круг или шапочку с пенопластом. Смотрятся они достаточно симпатично и помогают младенцу находиться на поверхности воды даже без маминой поддержки.


  • Толчки и повороты

Приближайте ножки малыша к стенкам ванны. Почувствовав опору, он станет отталкиваться от бортиков и попытается плыть. На данном этапе ваша помощь минимальна – нужно всего лишь поддерживать кроху, который станет переворачиваться со спинки на животик.

  • Плескание

Ребенок лежит на животе, полностью погрузившись в водичку, а вы придерживаете его голову за подбородок. Покажите ему, как необычно выглядят разбегающиеся по воде круги, если немного поплескаться.

  • «Плывем за корабликом»

Исходное положение, как в предыдущем занятии. Поместите перед крохой игрушку для купания и попробуйте ее достать, говоря при этом: «Погляди, наша лодочка уплывает. Давай ее догоним». Необходимо постепенно наращивать скорость и длину «дистанции».

  • «Восьмерка»

Когда малыш научится двигаться по прямой линии, попробуйте перейти к следующему уроку. Его можно выполнять и на спинке, и на животике. «Рисуйте» ребенком цифру 8, индивидуально подбирая скорость выполнения задания.

  • «Качели»

Переверните младенца на живот, придерживая головку за затылок и подбородок, чтобы она оставалась над водой. Имитируйте плаванье вперед-назад и верх-низ (погружая и поднимая), совершая плавные движения.

Внимание, ныряем!

Пожалуй, самый непростой элемент грудничкового плавания – ныряние. И сложен он не для детей, а для родителей из-за боязни, что их ненаглядное чадо захлебнется. Однако ребенок с рождения умеет задерживать дыхание, ему об этом нужно лишь напомнить.


Прежде чем окунать малыша с головой, следует подготовиться. Произносите ключевое слово «Ныряем!» и дуйте грудничку в лицо. Он сразу же закроет глаза и задержит дыхание. Повторяем упражнение 10 дней.

Затем задание чуть усложняется: после оговоренной фразы необходимо подуть и побрызгать на лицо водой. Усвоили этот этап? Переходите, собственно, к полному погружению. Старайтесь делать первые нырки, когда ваш маленький пловец находится в добром расположении духа и успел немного искупаться. Произносите знакомую команду и опустите его не очень глубоко на пару секунд. Позже время погружения можно увеличить до пяти-шести секунд.

Противопоказания к занятиям

Перед началом систематических водных процедур проконсультируйтесь с лечащим педиатром. Он объяснит, подходит ли это занятие для вашего отпрыска, и выявит возможные ограничения. Плаванье противопоказано при следующих отклонениях в здоровье:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • врожденные сердечные болезни;
  • гнойные дерматиты;
  • простудные и вирусные заболевания (после курса лечения можно плавать);
  • расстройства неврологического типа, которые сопровождаются судорогами.

Помните, что нельзя настаивать и заставлять детей купаться, плавать и особенно нырять. Подобные усилия не добавят крохе здоровья, а, напротив, приведут к психологическим проблемам.

Итак, грудничковое плавание – чрезвычайно увлекательное и крайне полезное мероприятие. Ребенок погружается в знакомую для него среду, развивает мышечную систему, укрепляет иммунитет и узнает окружающий мир. Малыши, которые начали плавать с первых дней жизни, лучше адаптируются к условиям детского сада и школы. Разве это не веская причина заняться плаванием со своим чадом?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

P.S. Можете поискать в интернете две книги авторов Никиты Янущанец и З.П. Фирсов «Плавать раньше, чем ходить» и скачать бесплатно.

Подборка видео инструкций по грудничковому плаванию

Глазами мамы: Как научить малыша нырять и плавать

Обучение грудных детей плаванию ос­новано на врожденной способности пла­вать, обусловленной их внутриутробным развитием в жидкой среде. Малыши рож­даются с плавательными рефлексами, ко­торые угасают к 3-4 месяцам, если их не закреплять.

Если новорожденного начать учить пла­вать, то он быстро осваивается в водной среде. Плавательные рефлексы, в том чис­ле способность задерживать дыхание при нырянии, у новорожденных настолько раз­виты, что за несколько месяцев малыш приобретает способность самостоятельно держаться на поверхности воды, плавать, нырять, может несколько секунд передви­гаться под водой.

Врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и ныря­нию.

Навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в течение первых трех лет жизни ребенка. Прекращение тре­нировок на 1-4 месяца приводит к потере плавательных навыков.

Раннее плавание способствует более быстрому физическому и нервно-психиче­скому развитию, снижению присущего малышам первых месяцев жизни гипертону­са сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование их двигатель­ных умений. Плавание является и закали­вающей процедурой. Путем регулирования температурного режима воды занятия пла­ванием способствуют развитию адаптации грудничков к различного рода изменениям температуры окружающей среды, а это, в свою очередь, является профилактикой простудных и инфекционных заболеваний. Плавание стимулирует аппетит, активизи­рует обмен веществ, улучшает пищеваре­ние.

Кроме того, плавание доставляет груд­ничкам ни с чем не сравнимое удовольст­вие, способствует возникновению положительных эмоций и радостного настроения, развивает чувство равновесия, улучшает функцию дыхания и питание головного мозга.

Впервые обучение новорожденных пла­ванию с целью закаливания было примене­но в Австралии в 1966 году. Позднее оно стало использоваться в Англии, Германии, США, Японии.

В России обучение плаванию грудных де­тей началось с 1977 г., когда был создан первый центр обучения малышей плаванию. Основоположником введения обучению плаванию грудных детей является врач-кон­сультант и методист В. А. Гутерман. В 1978 г. были изданы им разработанные первые ме­тодические рекомендации «Плавание груд­ных детей». В этом же году была выпущена брошюра «Плавать раньше, чем ходить», на­писанная председателем Всесоюзной федера­ции плавания, президентом Медицинского комитета международной федерации плава­ния, врачом 3. П. Фирсовым.

В 1979 г. Международный медицинский комитет Всемирной любительской федера­ции плавания разработал «Инструкцию по обучению плаванию грудных детей в усло­виях домашних ванн и специальных дет­ских бассейнов».

В настоящее время имеется множество различных методик. И все они по-своему хороши, поскольку достигается основная задача - обучить малыша плаванию. Одна­ко испытание временем выдержала самая первая программа обучения малышей пла­ванию, разработанная В. А. Гутерманом. Ее уже не один десяток лет используют для обучающих занятий как в детских поликли­никах, так и дома с участием инструктора.

Перед началом занятий малыша обяза­тельно должны осмотреть врач-педиатр, врач-невропатолог, ортопед.

Если нет про­тивопоказаний, можно начинать обучение плаванию.

Общие правила

Для занятий плаванием можно пользо­ваться не только ванной, но и надувным детским бассейном. Рядом с ванной должен быть столик для пеленания, заранее приго­товленные пеленки, простыня, полотенце, салфетки, детское мыло, термометр для из­мерения температуры воды, часы, яркие игрушки (плавающие и тонущие), игрушка-манок. Хорошо, если занятия плаванием будут сопровождаться музыкальным сопро­вождением.

Прежде чем наполнять ванну водой, на­до ее хорошо вымыть детским или хозяй­ственным мылом. Использование чистящих средств или стиральных порошков недопу­стимо, поскольку это может вызвать раз­дражение кожи малыша и аллергию. В пер­вые недели можно использовать кипяченую воду. В ванну можно добавлять небольшое количество отвара ромашки.

Занятия плаванием особенно показаны детям с рахитом, гипер- и гипотонусом мышц, анемией, гипотрофией или избы­точным весом.

Противопоказаниями к занятиям плавани­ем являются:

Тяжелые врожденные пороки сердца,

Острые заболевания: пневмония, ОРВИ и другие вирусные инфекции,

Вывихи и подвывихи тазобедренных суставов,

Стрепто- и стафилококкодермия,

Аллергические проявления на коже,

Расстройство кишечника,

Судорожный синдром,

Врожденные аномалии, исключающие возможность плавания.

Инструктор, обучающий малыша плава­нию, обязательно должен иметь медицин­ское образование и повышение квалифика­ции по грудничковому плаванию.

Если вы будете заниматься вместе с малышом в детском бассейне, необходим осмотр гинеколога, дерматолога, сдача определенных анализов. Перед каждым занятием нужно вымыться под душем с мылом.

Занятие следует прекратить, если:

Малыш кричит и беспокоен,

Малыш стал вялым, движения - за­медленными,

Малыш переохладился («гусиная ко­жа», мелкая дрожь).

Никогда не оставляйте малыша одного в ванной во время занятий.

Кормите малыша за 1,5-2 часа до про­ведения занятия и не раньше, чем через 15-20 минут после его окончания.

Глубина воды на первых занятиях не должна превышать 40 см, в последующем примерно через месяц после начала заня­тий ванну можно наполнять полностью, предварительно проконсультировавшись с вашим инструктором.

Приводим методики основоположников обучения плаванию младенцев В. А. Гутермана (1978) и 3. П. Фирсова (1978).

Методика обучения плаванию В. А. Гутермана

Процесс обучения плаванию грудничков по В. А. Гутерману подразделяется на 4 эта­па: подготовительный, обучение плаванию, самостоятельное плавание, совершенство­вание плавания. При этой методике ис­пользуются следующие виды поддержки малыша в ванной:

Поддержка двумя руками при плава­нии на спине: четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, большие пальцы лежат на груди.

Поддержка «ковшиком» - ладонь ин­структора охватывает затылок малыша, а пальцы другой руки поддерживают подбо­родок.

Поддержка «полукольцом»: большой и указательный пальцы охватывают шею, а предплечье взрослого находится со стороны затылка ребенка и чуть сбоку. Когда малыш научится правильно грести, поддержка осу­ществляется уже тремя, затем двумя и, на­конец, одним пальцем - поддерживают за­тылок.

При плавании на груди двумя руками поддерживают головку за щеки и слегка - подбородок. Поддержка одной рукой осу­ществляется «ковшиком» или тыльной сто­роной большого пальца поддерживают под­бородок ребенка, остальные четыре пальца подставляются под грудь, двумя пальцами второй руки слегка фиксируют затылок. В таком положении рот ребенка закрыт, и вода в него не попадает.

Автономные поддержки. В качестве автономной поддержки могут послужить пенопластовые плоские поплавки, встав­ленные в карманы чепчика для плавания и расположенные за ушами малыша. Этот вид автономной поддержки используется при плавании грудничка на спине позже 3 месяцев его жизни после освоения упраж­нений с помощью ручных поддержек. При плавании ребенка на груди в качестве ав­тономной поддержки можно использовать надувные кольца и другие надувные рези­новые игрушки.

Подготовительный этап

Занятия начинаются после заживления пупочной ранки (5-7-й день жизни) и про­должаются до 3-месячного возраста. Мето­дика их основывается на общепринятых приемах купания новорожденных. Во вре­мя бодрствования малышей приучают к ежедневным водным процедурам в полных ваннах. Сначала температура воды состав­ляет 37,5 °С, продолжительность пребыва­ния в воде - 10-15 минут. На этом этапе важно, чтобы занятия вызвали у малыша положительные эмоции.

Подготовка вне воды. Начиная с двухме­сячного возраста, в комплекс подготовитель­ных мероприятий включают массаж, общую и плавательную гимнастику. Специальную гимнастику (имитацию плавания) вначале проводят вне ванны, а затем в воде.

Закрепляются следующие врожденные плавательные рефлексы:

Рефлекс Моро - симметричное об­хватывающее движение руками при похло­пывании по ягодицам (4-5 раз на первом занятии и 8-9 раз в конце этапа);

Рефлекс Робинсона (тонический) - прочное удерживание любого предмета в руках (1-2 раза на первом занятии и 4-5 раз в конце этапа);

Рефлекс Таланта - дугообразное изги­бание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 раза в на­чале и 3-4 раза в конце этапа);

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами, в положении ребенка на груди - отталкивание ножками от ладоней рук взрослых (4-6 раз в начале и 8-10 раз в конце этапа).

Проводятся также упражнения: гребок рукой от головы к бедру через сторону и обратно (4-6 раз в начале и 8-10 раз в конце этапа) на спине и груди, а также симметричный гребок из-за головы к бед­рам (4-6 раз в начале и 8-10 раз в конце этапа).

Плавание в полной ванне. Поддержка двумя руками при положении ребенка на спине и 8-10 раз проводок вдоль ванны (проводка «челнок»). Поддержка одной ру­кой «полукольцом» при положении малыша на спине (уши в воде). Поддержка дву­мя руками «ковшиком» под подбородок (ребенок на груди) и проводка, поддерж­ка одной рукой «ковшиком», а также та­кая, при которой большой палец упирает­ся в подбородок ребенка, а остальные на­ходятся на груди, и проводка по длине ванны с поворотами (25-30 раз). Стиму­лирование отталкивания ногами от ладони и бортика (10-14 раз в начале и 20-30 раз в конце этапа).

Подготовка к нырянию. Погружение ро­тика малыша на 3-4 секунды - трениров­ка задержки дыхания через нос.

Обучение плаванию

Второй этап рассчитан на детей с трех до шести месяцев, прошедших подготовительный этап и адаптировавшихся к полным ваннам (температура воды 35 °С). Осуществляется дальнейшее закрепление плавательных рефлексов с помощью сло­ва. Занятия проводятся в виде игры на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает при автономной поддержке и максимальном ослаблении ее на спине и на груди.

Продолжительность плавания 30-40 ми­нут.

Подготовка вне воды. Длительность мас­сажа, общей и специальной гимнастики увеличивают на 3-4 минуты. Последовательно продолжается развитие и усложне­ние врожденных рефлексов:

· рефлекс Бауэра - работа ног брассом при передвижении по направлению к иг­рушке (4-6 раз);

· рефлекс Таланта - выполнение дви­жений пловца на ладонях взрослого (3- 4 раза);

· рефлекс Робинсона - подтягивание на весу (3-5 раз);

· рефлекс Моро - обхватывающее движение руками (10-15 раз).

Упражнения сопровождаются словами: «толкайся», «греби», «держи», «тянись».

Плавание в полной ванне. Плавание малыша на спине и на груди при поддержке одной и двумя руками, а также автономной поддержке, максимально ослабленной, «соскальзывания» - опускание взрослым рук на 1-2 секунды (выполняется при умении ребенка задерживать дыхание). Самостоятельное погружение сидящего ребенка за игрушками. Конкретные движения сопро­вождаются словами: «плыви», «греби», «толкайся». Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Самостоятельное плавание

Этот этап рассчитан на детей в возрасте с 6 месяцев до 9 месяцев, обученных на втором этапе плаванию с поддержкой. Малыши самостоятельно погружаются под во­ду, ныряют.

Температура воды 33,5-34 °С, длительность занятий - до 40 минут.

Подготовка вне воды. Продолжительность массажа, общей и специальной гим­настики увеличивается на 2-3 минуты. Ползание в манеже. Выполнение движений пловца: руки прижат к бедрам, вытянута в стороны, вперед, подтягивание малыша за пальцы к руке инструктора из положе­ния на спине и на груди.

Плавание в полной ванне. Плавание на спине и на груди за игрушкой - приман­кой с поддержкой и без нее, плавание при автономной поддержке. Самостоятельные погружения под воду (ныряние) за игруш­кой.

Совершенствование плавания

На последнем этапе обучения плаванию дети в возрасте от 9 до 12 месяцев могут самостоятельно проплыть вдоль ванны и небольшого детского бассейна, посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, лю­бят нырять за игрушками.

Общее время занятий составляет 60- 70 минут, температура воды 33 °С.

Подготовка вне воды. Продолжитель­ность массажа и гимнастики достигает 10- 15 минут и более. Игры вне воды (лежа, сидя, стоя) с мячом и игрушками. Выпол­нение по команде специальных упражне­ний в положении на спине и на груди. Раз­работка движений рук и ног, характерных для стилей дельфин и брасс, с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются речью с употреблением специальных терминов как вне воды, так и в воде.

Плавание в полной ванне. В начале заня­тия - игры в воде с тонущими, плавающи­ми и подвесными игрушками-приманками. Самостоятельное плавание малыша вдоль ванны (2-3 раза без остановки) и детского бассейна, плавание с игрушками, на иг­рушках. Скольжение с вытянутыми руками, с прижатыми к спине и груди руками. Пла­вание брассом и кролем с помощью инст­руктора и самостоятельно. Ныряние за иг­рушками, прыжки в воде, игры.

Методика обучения плаванию 3. П. Фирсова

По этой методике обучение разбивает­ся на 5 периодов, или 5 классов плава­тельной школы. В зависимости от успехов малыша на каждый период отводится от 4 до 8 недель. Причем переход в следующий класс допускается только в том случае, ес­ли ребенок хорошо справился с задачами предыдущего. Все упражнения выполня­ются с помощью инструкторов или роди­телей.

Перед каждым занятием в воде прово­дится массаж и гимнастика в течение 10- 20 минут.

(возраст ребенка от 3-4 до 9-10 недель)

Главная задача этого этапа - закалива­ние ребенка, постепенная выработка у не­го способности без ущерба для здоровья находиться обнаженным в воде, подогретой вначале до температуры тела (около 37 °С), к концу класса - до 34 °С. Продолжитель­ность 25-30 занятий.

На первых уроках плавания малыша поддерживает в воде инструктор, сидя­щий в ванне. Родителям, если они сами занимаются с ребенком, необходимо ос­воить 6 способов поддержки ребенка. При 5 из них родитель сидит в заполнен­ной ванне, при шестом способе он стоит рядом с ванной. Кроме того, родитель должен освоить сначала на кукле (вне во­ды) плавательные упражнения в виде по­качивания, проводки и погружения и только после этого приступить к заняти­ям с ребенком (в воде).

(возраст ребенка - 2,5-4 месяца)

Ребенка учат плавать на спине. Продол­жают увеличивать длительность каждого за­нятия (до 30-40 минут) и снижать темпера­туру (до 33 °С). К концу этого класса дети должны приобрести способность самостоя­тельно держаться на воде в течение 5 минут. Только после этого можно переходить к за­нятиям следующего класса.

(возраст ребенка - 5-6 месяцев)

Особенность этого класса - освоение ныряния. Совершенствуется навык плава­ния на спине, повышается степень закален­ности. Задачи третьего класса можно счи­тать выполненными, если ребенок может несколько раз нырнуть на глубину ванны, достать со дна игрушку и самостоятельно выплыть на поверхность.

(возраст ребенка - 6-8 месяцев)

Основная цель - обучение плаванию на груди. В этом классе завершается специаль­ная температурная подготовка организма ребенка и продолжается закрепление навы­ков плавания на спине и ныряния. К окон­чанию этого класса ребенок должен само­стоятельно плавать в положении на груди не менее минуты.

(возраст ребенка - 9-12 месяцев)

Обучение плаванию в легкой одежде. В этот период продолжается тренировка пла­вания на груди и спине. Научившись само­стоятельно плавать и нырять, ребенок быст­ро осваивает плавание в одежде и обуви. Да­же если в жизни ему это не понадобится, он будет готов к непредвиденному случаю.

В заключение хочется еще раз отметить, что обучение каждому этапу занятий плава­ния с малышом необходимо начинать с опытным инструктором, а уже затем прово­дить их самостоятельно. Только тогда заня­тия будут максимально эффективными и результативными.

Каждый родитель хочет, чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым. Сегодня есть масса развивающих методик для грудничков, позволяющих воплотить желание в жизнь. В том числе и грудничковое плавание. Действительно ли это столь полезное занятие или просто дань моде, когда можно начинать плавать, дома или в бассейне - вопросов много. Пришла пора найти ответы на них и снабдить новоиспечённых мам и пап всей необходимой информацией, ведь любая ошибка может причинить вред любимой крохе.

Что такое грудничковое плавание

Как известно, в медицине отношение к разного рода развивающим занятиям довольно неоднозначное. Вот и плавание не исключение. На территории СССР об этой методике узнали благодаря Игорю Чарковскому - спасателю-инструктору, который в 60-е годы сделал специальный резервуар для водных занятий со своей недоношенной дочкой. К 3 месяцам малышка не просто укрепила здоровье, но и существенно обогнала в развитии своих сверстников. Чарковский стал консультировать родильные дома на предмет внедрения грудничкового плавания в практику. Однако через пару лет методика была признана опасной и оказалась под запретом. И лишь в конце 70-х о грудничковом плавании снова заговорили, во многом благодаря книге о плавании новорождённых, выпущенной председателем федерации плавания Захарием Павловичем Фирсовым.

С какого возраста начинать заниматься

Пережив волнение первых купаний, вы наверняка заметили, что ваш малыш с удовольствием плещется в ванночке. А более смелые родители ещё и то, что, если кроху опустить с головкой под воду, он задержит дыхание и будет чувствовать себя вполне комфортно. Объяснение этому - врождённый рефлекс, благодаря которому малыш помнит то время, проведённое в мамином животе, плавая в жидкости. Однако к 3–4 месяцам реакция нахождения в воде начнёт сходить на нет, так что карапуза приучить к плаванию будет намного сложнее. Вывод: начинать занятия плаванием с грудничком нужно в 3–4 недели. Связано это с тем, что

  • уже затянется ранка на пупке;
  • бутуз начнёт прибавлять в весе, адаптируясь к пока ещё непривычной для себя среде;
  • врождённые рефлексы ещё не угаснут.

Принципы грудничкового плавания

Успех занятий зависит от того, насколько правильно будет проведена подготовительная работа. Если составлять список принципов плавания с малышами, то, кроме уже упомянутого, начинать с 3–4 недель, можно выделить 4 позиции.

Методики обучения для новорождённых и грудничков

Занятия плаванием с грудничком должны быть системными, то есть не только регулярными, но и соответствующими тем или иным проверенным методикам. На данный момент есть 3 популярные системы работы, каждая из которых проверена не одним поколением грудничков.

Методика Фирсова

Цель работы по этой системе состоит в том, что к году карапуз должен:

  • держаться на воде 20–30 минут;
  • неглубоко нырять (за игрушкой или просто так);
  • уметь прыгать с невысокого мостика в воду, не паникуя при этом.

Работа над достижением поставленной цели идёт постепенно. Начинается с объяснения крохе, что он будет плавать, затем малыша опускают в воду, а после завершения периода адаптации к воде ребёнка, поддерживая под животик или спинку, кладут на воду.

Методика Чарковского - очень спорная, будьте осторожны!

Стоит отметить, что эта система занятий была разработана для недоношенных детей, так что она может и не подойти деткам, родившимся в срок. Принцип Чарковского в неожиданности и резкости: малыша быстро погружают под воду с головой, затем достают и без промедления сразу же погружают снова. Одно занятие проходит не менее 30–40 минут. За короткий миг выныривания кроха успевает глотнуть воздух, а вот в то время, пока кислорода в организме нет, происходит питание головного мозга в более интенсивном режиме за счёт реакции организма на опасность. Такие стрессы помогают интенсивнее развиваться физически и умственно.

Методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга - в результате длительного ныряния у малыша развивается гипоксия. Самостоятельно реализовывать на практике методику Чарковского затруднительно и даже опасно для жизни ребёнка.

Методика Владимира Гутермана - самая востребованная на сегодняшний день

В 60–70 годы автор работал в крупнейшем открытом бассейне в Европе «Москва», где проводил наблюдения за детьми, занимающимися лечебным и спортивным плаванием. В дальнейшем этот опыт был систематизирован в собственную методику. Она состоит из 4 этапов:

  • до 3-месячного возраста (массаж, гимнастика, имитирующая плавание, собственно занятие в воде);
  • с 3 до 6 месяцев (малышу объясняют, как плавают, показывают элементы упражнений, поддерживают), так сказать, разговорный этап;
  • с 6 до 9 месяцев (дети плавают самостоятельно, ныряют);
  • с 9 месяцев маленькие пловцы сами плывут, ныряют за игрушками.

Плюсы этой активности для грудничка

Задумавшись о занятиях плаванием с младенцем, родители должны чётко понимать: их цель - не воспитание олимпийского резерва, а укрепление здоровья карапуза. Плавание позволяет добиться в этом очень высоких результатов, а именно:

  • приучает ребёнка к перепадам температуры воды, что способствует укреплению иммунитета, а значит, и сокращает риск подхватить простуду;
  • помогает оформиться мышечному корсету и определяет правильность осанки в будущем;
  • значительно быстрее (в сравнении с массажем и поглаживаниями) совершенствует двигательную систему, то есть укрепляет/расслабляет мышцы рук, ног, спинки, шеи, а это, в свою очередь, позволит малышу быстрее сесть, начать ползать и ходить;
  • для поглощения большего объёма кислорода организм выделяет эритроциты, которые повышают гемоглобин в крови;
  • нормализует артериальное давление;
  • прочищаются гайморовы пазухи, вымываются вредные бактерии и аллергены, что уменьшает риск появления насморка;
  • успокаивающе действует на малыша, он быстрее и крепче засыпает, не создавая дополнительные беспокойства мамочке, связанные с частыми пробуждениями ночью;
  • находясь в воде, ребёнок учится выражать себя жестами, движениями, то есть мама начинает лучше понимать своего кроху;
  • учит малыша без боязни относиться к водоёмам.

Главный принцип плавания с малышом - процесс должен доставлять удовольствие

Аргументы против: возможный вред

У любой медали есть обратная сторона, и плавание не исключение.


Обратите внимание, что аргументы касаются случаев, когда занятия проводятся по всем правилам. А перечислять вред от плавания с нарушением принятых норм можно бесконечно. Сюда же относят и детскую смертность из-за неосторожного обращения с младенцем в воде.

Когда плавать необходимо

К сожалению, очень много карапузов рождается с отклонениями в здоровье. Но некоторые из этих нарушений успешно корректируются плаванием:

  • гипертонус мышц (чрезмерное напряжение мышц);
  • гипотонус мышц (слабость мышечного корсета);
  • низкий вес (меньше 2,5 кг);
  • дисплазия, артрозы суставов;
  • врождённые дефекты в костно-мышечной ткани;
  • кривошея;

Плавание очень помогает при дисплазии тазобедренных суставов

Противопоказания

Очень важно обратить внимание и на ситуации, когда занятия плаванием ребёнку могут усугубить и без того серьёзные проблемы со здоровьем:

  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, когда необходима фиксация ручек и ножек;
  • врождённые пороки сердца;
  • дерматиты гнойного характера;
  • судорожные припадки вследствие неврологических расстройств.

Занимаемся дома

Малыши очень чутко реагируют на настроение взрослых, так что приступайте к занятиям в хорошем расположении духа. И ещё: вам должно быть удобно.

Подготовка

Не надейтесь, что долго простоите, склонившись над ванной, - поставьте стул. Приготовьте чистую пелёнку или мягкое полотенце, чтобы вытереть маленького пловца после занятия.

Это интересно. При отсутствии сквозняков, педиатры советуют немного промокать кожу ребёнка и нести его в комнату голышом - это один из элементов закаливания.

Чтобы молодые родители не нервничали, в качестве средства безопасности можно использовать надувной спасательный круг или специальную шапочку с прокладкой из пенопласта. Все действия с малышом в воде нужно сопровождать спокойным и уверенным голосом.

Общение с водой нужно начинать с погружения ручки, а затем ступни карапуза. И не забывайте все действия сопровождать своими комментариями.

Поддержка малыша может осуществляться в двух вариантах: под затылок (малыш лежит на спинке, а взрослый подхватывает его головку под затылок) и под подбородок (кроха лежит на воде на животике, подбородок на ладони взрослого).

Поддерживать на животе можно и под подбородок, и за затылок

Упражнения

На самом деле, плавание в домашних условиях может быть столь же захватывающим, как и в бассейне. Нужно только подобрать подходящие упражнения. Важно, чтобы они были одобрены педиатром.

Все упражнения для плавания должны быть одобрены педиатром, а в идеале ещё и хирургом и неврологом

«Повороты и толчки»

Инструкция:

  1. Ножки карапуза приближаем к стенкам ванны.
  2. После того как малыш почувствует опору под ножками, он оттолкнётся, а затем и перевернётся со спины на живот.

Помощь родителя в этом упражнении сводится к минимуму: поддержать кроху в процессе толчка и переворота.

«Плескания»

Упражнение выполняется лёжа на воде на животике. Поддерживая малыша за подбородок нужно показать ему, какие забавные круги на воде образуются от плесканий.

«Догоняем кораблики»

Дети очень любят догонять игрушки в воде

Инструкция:

  1. Кладём малыша на живот, поддерживаем за подбородок.
  2. Перед карапузом выставляем игрушку.
  3. Пробуем до неё достать, приговаривая: «Смотри, наш кораблик уплывает, давай догонять!» Со временем можно прибавлять скорость и увеличивать дистанцию до цели.

«Восьмёрочка»

Это упражнение можно начинать тогда, когда малыш освоит движение по прямой линии.

Инструкция:

  1. Выкладываем ребёнка на спинку или животик, поддерживая соответствующим образом.
  2. Подобрав подходящую скорость, имитируем рисунок цифры 8.

«Катаемся на качелях»

Инструкция:

  1. Выкладываем ребёнка на живот, поддерживаем за подбородок.
  2. Следим, чтобы головка оставалась над водой, и имитируем плавание вперёд-назад, вверх-вниз. Для этого погружаем и поднимаем малыша плавными движениями.

«Ныряем!»

Упражнения вызывает страх у некоторых родителей, но дети, как правило, его не боятся, более того, некоторые даже ждут с нетерпением.

Инструкция:

  1. Начинаем с теоретического этапа. В течение 10 дней регулярно произносим слово «Ныряем!» и дуем в личико малышу. Кроха инстинктивно закроет глазки и задержит дыхание.
  2. Добавляем немного воды: после произнесения фразы брызгаем карапузу в лицо водичкой.
  3. Произносим ключевую фразу и на 1–2 секунды опускаем малыша под воду с головой. Постепенно увеличиваем время пребывания под водой до 5–6 секунд.

Это интересно. Ныряние начинаем только после того, как малыш уже немного накупался.

Как научить малыша плавать дома в ванне - видео

Плавание в бассейне

В зависимости от своих предпочтений родители выбирают занятия в бассейне групповые или индивидуальные.

Подготовка

Очень важно, чтобы малыш был правильно собран в бассейн. Нужно взять:

  • трусики для купания (для совсем маленьких это может быть специальный подгузник для купания);
  • полотенце тёплое и большое;
  • шапочку, которую вы наденете сразу после занятия, чтобы не застудить ушки;
  • средство для купания детей, чтобы смыть воду бассейна после занятия;
  • круг для купания (на всякий случай для собственного успокоения);
  • игрушки для малыша, которые он любит, допустимые в бассейне.

Приспособления для плавания - фотогалерея

Всё, что нужно знать о занятиях в бассейне

Если ребёнок привык к тренеру, хорошо на него реагирует, то мама и вовсе может не заходить в воду, а наблюдать за процессом у бортика.

Первые занятия лучше проводить с инструктором

В среднем занятие в бассейне длится около 90 минут. Из них 20–25 уходят на предварительный разогревающий массаж малыша. Правда, первый урок длится всего 10 минут, каждую последующую тренировку время прибавляется, и за месяц вы придёте к среднему хронометражу.

Упражнения для занятий в бассейне идентичны тем, которые применяются при тренировках в ванной.

Это интересно. Плавание можно совместить с закаливанием. Для этого некоторые родители обливают карапузов холодной водой после занятия, но мало кому из подопечных эта процедура приносит удовольствие. Поэтому врачи рекомендуют просто дать тельцу обсохнуть, не вытирая его, – это также эффективный приём закаливания.

Комплекс упражнений с грудным ребёнком в бассейне - видео

Преимущества уроков плавания дома и в бассейне - таблица

В ванной В бассейне
Комфорт для ребёнка Новорождённый ребёнок ещё только привыкает к новой обстановке, поэтому детям до месяца рекомендуется заниматься в специальной детской ванночке с мамой рядом. Так ребёнок будет чувствовать присутствие мамы рядом, а небольшое пространство не вызовет страх. Очень часто новорождённые дети пугаются большой воды, посторонних звуков, шума. Ведь в бассейне занимаются не только они, но и другие дети. Именно поэтому рекомендуется приводить в бассейн детей в возрасте двух-трёх месяцев.
Занятия с тренером Начинать упражнения по раннему плаванию врачи рекомендуют только в присутствии специалиста. Когда мама немного освоится, можно заниматься самостоятельно. Но часто на дом вызвать тренера проблематично и дорого. В бассейне можно подобрать индивидуальный график, выбрать понравившегося инструктора и быть полностью уверенным, что занятия пройдут правильно и с пользой.
Безопасность Очень часто мамы, которые пытаются заниматься грудничковым плаванием самостоятельно, не знают принципов и методики занятий. Вода может попасть в лёгкие младенцу, а это опасно для жизни. В бассейне занятия проходят только под контролем опытных специалистов, поэтому ребёнок и мама находятся в полной безопасности.
Упражнения в группах Очень часто малыши не хотят плавать самостоятельно: им страшно, неинтересно и т. д. Дома нет возможности проводить упражнения с несколькими детьми. В группе ребёнок обращает внимание на своих сверстников. Когда малыш видит, что другие плавают с удовольствием, ему не так страшно попробовать самому новые задания и упражнения.
Условия В этом плане домашняя ванночка выходит на первое место. Мама может подготовить кипячёную воду без хлора, хорошо вымыть ванночку или большую ванну, и может быть уверена, что никакие инфекции не страшны её малышу. Часто хлор, которым обеззараживают воду, становится причиной появления аллергических реакций, проблем с органами дыхания и пищеварением, при проглатывании воды из бассейна. Есть риск подхватить какую-то инфекцию.

Мнения педиатров

Медики в большинстве своём настроены очень положительно относительно грудничкового плавания. Правда, многие из них советуют всё же заниматься дома, чтобы уменьшить риск попадания вредных микроорганизмов в пищеварительный тракт малыша, а также на его кожу . Евгений Олегович Комаровский, как его коллеги, настаивает на том, что плавание полезно только тогда, когда оно проводится с соблюдением всех мер предосторожности, и малыш в хорошем расположении духа. Кроме того, педиатры часто делают акцент на том, что купание в прохладной воде способствует крепкому сну младенца, а также является важной ступенью процесса закаливания.

Когда и как начинать занятия с малышом?

Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.

Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.

Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель – не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать.

Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.

Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие.Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом – 36, на четырнадцатом – 35.5, на двадцатом – 35, на двадцать четвертом – 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна – 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения.

Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около35.5 – 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне.

Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.

Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель – до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде – летний костюмчик, туфли, носки, шапочка – спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.

Вначале мы изучали методику Фирсова, потом – опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной.

Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.

Погружение начинается с ножек в вертикальном положении..

При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии – не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой.

Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.

Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.

Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине – основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине.

Следующее упражнение – отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад.

Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.

Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе – значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха.

Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе" ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.

Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание – продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости – ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник – занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию.

Ныряние – необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка.

Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: «Внимание, ныряем» или «Раз, два, три, ныряем!» И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.

На команду: «Внимание, ныряем» Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На «Внимание, ныряем» Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.

Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.

При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: «Что же это было?» Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.

Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне – это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн.

В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.

В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор «Русалочка». Основной компонент – «корона русалочки». Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды.

С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.

Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.

Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без «русалочки» лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает «русалочка», из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова

Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.

Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо

научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться «ожерельем русалочки», оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию – это «подвески русалочки». Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды.

Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.

Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете:

«Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так». При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.

В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.

Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн – 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.

Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное – Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!