Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Филиппинская техника боя на палках. Техники боя, ударов палкой на длинной и короткой дистанции, стили в эскрима де кампо

Техника боя на палках варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека.

Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто "жестких" или чисто "мягких" техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладываются техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия.

При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная, в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны.

Бой длинной и короткой палкой называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Необходимо знать, что под "эспадой" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара.

Существуют 4 основных варианта использования палок:
  • "соло бастон", или техника работы одной палкой;
  • "синавали" - наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины;
  • "эспада-и-дага" - работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует "шпагу", другая - "кинжал");
  • "арнис кавайян" - работа с длинным шестом.

Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или в корпус.

Среди используемого оружия в качестве примера следует упомянуть следующие виды.

Арнис

"Табак малиит" - короткие парные палки (типа явары), выступающие на несколько сантиметров с обеих сторон сжатого кулака. При работе ими упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника построена на первоначальном выполнении стопорящего удара по атакующей конечности одной палкой, с немедленным поражением корпуса или головы другой палкой.

Кали

Специфическим, сугубо местным оружием является "балисонг" (нож-бабочка) - нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с VIII в. Оно передавалось по наследству и считалось священным. В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции - Небо, Землю и Воду. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей.

Применяются в кали также малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием) и короткий трезубец "тьябанг", аналог окинавского "сай".

Паге

Развита работа разнообразными видами плетей и бичей. Большинство показательных выступлений обязательно включает в себя момент, когда человек с повязкой на глазах гасит ударами плетки несколько свечей, расставленых вокруг него. Плетка может быть сделана из плотного ремня бычьей кожи, или (как например "бунтот паге") из хвоста рыбы раи. Длинный и высушенный хвост этой рыбы, покрытый твердой и острой шкурой, служил великолепным оружием. Хвост заканчивался острием, которое могло быть отравлено. Еще один вид гибкого оружия - это "йойо", вложенный в сетку круглый груз, напоминающий китайский молот-метеор, но это оружие паге сугубо местное. Первоначально йойо представлял собой просто камень, привязанный к виноградной лозе, который использовали как оружие во время охоты.

Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их «визитная карточка». Иногда Арнис и Эскрима называют «филиппинским боем на палках». Однако традиционно филиппинские боевые искусства использовали не палку, а клинковое оружие – кампилан, крис, боло, баронг и др. Появление палок, как тренировочного снаряда, заменяющего меч, произошло в период испанского запрета на ношение холодного оружия. Кроме того, тяжелые палки из камагонга или бахи использовались в дуэлях между школами, известными как хуэго тодо .

В новейшее время ротанговые палки, действительно, стали неотъемлемой принадлежностью Арнис и Эскрима как в качестве тренировочного снаряда, так и в качестве самостоятельного оружия. В различных стилях используются палки (бастон , олиси ) разного размера и веса, наиболее распространены бастоны длинной около 70 см и диаметром 2,5 см.

Существуют три основных раздела палочного боя – Соло Бастон (одна палка), Добле Бастон (две палки), Сибат/Тападо (шест).

Соло Бастон

Соло Бастон является базовым разделом подавляющего большинства стилей Арнис и Эскрима. Палка может использоваться на всех дистанциях – от дальней до клинча. При этом изменяется техника ее применения. Если при бое на дальней дистанции (ларго мано ) основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то, по мере сближения, возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой ») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе («stickgrappling »). Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с ларго , затем медио (средняя) и корто (ближняя), ученик адаптирует технику соло бастон для различных ситуаций боя, а также учиться использовать ее против различного оружия.

В разделе Соло Бастон изучаются – углы и направления атаки; атакующие комбинации; защитные действия и контратаки; броски, болевые приемы и удушения палкой; координационные упражнения и упражнения, развивающие чувство «течения»; постановку ударов на снарядах; спарринговые упражнения. Вершиной подготовки является свободный бой, в котором проверяются все технические и тактические наработки, а также психологическая готовность ученика.

Добле Бастон

Параллельно с изучением оружия для одной руки (палки, ножа, мачете), начинаются тренировки с двумя палками – Добле Бастон . Более того, во многих направлениях (например в Модерн Арнис) этот раздел лежит в основе всего обучения.

Хотя начально обучение проводится с двумя бастонами одинаковой длинны, эти навыки могут быть перенесены на другие ситуации и другие виды оружия – Эспада и Дага, два ножа, меч и щит, нож и керамбит, а также на рукопашный бой.

Тренировка в Добле Бастон включает в себя три основных раздела – упражнения на координацию, упражнения в «течении», боевые техники (спарринговая подготовка).

Необходимо отметить, что существуют стили ФБИ, где изучается только один какой-то раздел. Однако надо иметь в виду, что каждый из этих разделов развивает свои качества, и только в комплексе они позволяют достичь мастерства в применении Добле Бастон .

Сибат/Тападо

Техника длинной палки или шеста, известная как Сибат, наиболее развита в Западном Висайане, в частности, на Негросе. Длинна шеста варьируется от 1,5 – 2 м (Банкау ) до 1,2 – 1 м (Тападо ).

Существует несколько систем, использующих шест – Тападо, Тау-Тау, Багсай, Лагас и ряд других. Тападо – это наиболее известный стиль, применяющий шест. Это агрессивный атакующий стиль, характеризующийся одновременными блоками и атаками, простотой и нацеленностью на встречные контратаки

При тренировке, помимо разучивания приемов, важную роль во всех разделах Соло Бастон играют координационные упражнения, известные как tapi- tapi, sumbrada, pingke- pingke, sinawali, contrada , hubud-lubud, pluma y paying , sequidas и др. Также много внимания уделяется постановке ударов на снарядах; упражнениям, подводящих к спаррингу; спаррингу по различным правилам. В современных ФБИ часто используется защитное снаряжение и/или мягкие палки для снижения травматизма в процессе учебных боев.

В целом, можно сказать, что изучение боя на палках является одной из важнейших составляющих филиппинских боевых искусств, так как именно в этих разделах происходит постановка двигательной базы, которая позволяет объединить все разделы Арнис и Эскрима в единую систему и существенно сократить сроки обучения ножевому и рукопашному бою.

Искусство владения оружием делает человека правителем всего живого .

Многие со скепсисом относятся к такому оружию как палка или ее разновидности – дубинка . Считают, что когда в руке у преступника нож, пистолет или даже автомат, палка не поможет. На первый взгляд доля правды в этом предубеждении есть. Действительно, лучше иметь для самозащиты более мощное и опасное оружие, чем у преступника. Но так бывает крайне редко. Преступник на то и преступник, что на преступление идет более подготовленным, чем его жертва, и вооружается максимально относительно своих возможностей. Жертва или случайный свидетель преступления обычно имеют значительно меньший выбор оружия для самозащиты или отражения нападения. Но любой предмет, который может быть использован в качестве оружия, в разы, а то и на порядок повышает шансы на успешное отражение атаки и победу в рукопашной схватке.

Тем более – палка, первое, наряду с камнем, оружие, которое взял в руки питекантроп и, тем самым, превратился в первого человека – неандертальца. Тот, первый питекантроп, поднявший с земли отломанный древесный сук и огревший им физически более сильного соплеменника, сразу поднялся в иерархической лестнице своего племени. Так и любой современныйчеловек, взявший в руки палку, увеличивает свою собственную силу в несколько раз. Если же человек умеет пользоваться палкой в рукопашном бою – он становится в сотни раз опаснее для своего врага, чем без нее.

Палка для самообороны. Физические аспекты


Правило рычага
F1, F2 – силы, прилагаемые на концы рычага
d1,d2 – плечи силы

Палка в классическом варианте, когда ее используют, держась за один конец, представляет собой рычаг 2 рода , при котором одно плечо практически равно 0, в то время как второе – занимает полную длину палки. В таком случае выигрыша в силе практически нет, но есть огромный выигрыш в скорости нанесения удара . Часто даже скорости реакции преступника с пистолетом, повернутым в сторону от человека с палкой, который наносит удар, просто не хватает, для того чтобы успеть повернуть дуло в сторону противника.

3. Сила . Здесь не приходится говорить о силе удара, а только о физической силе человека с палкой. Если использовать палку с точкой опоры, в качестве которой могут служить руки, шея, ноги или туловище противника, то палка превращается в рычаг 1 рода (тот самый рычаг, о котором говорил Архимед “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”) и, согласно формуле “Правила рычага”, которую мы привели выше, многократно увеличивает физическую силу человека, владеющего палкой и позволяет свалить противника на землю, разорвать захват, сломать руки и ноги, провести болевой прием. Во многих прикладных единоборствах, например в технике ханбо ваза (владение палкой) Ниппон Кэмпо, существует целый ряд приемов, построенных на этом принципе.

Уже только поэтому палка является грозным оружием в руках обладающего определенными навыками человека.

История палочного боя

Это, пожалуй, самый древний вид боя с ударным оружием. История знает множество школ и техник палочного боя, как восточных, так и западных, европейских или латиноамериканских. Вот только некоторые из них:

Йоменри – английский палочный бой

Йо-менри – английское старинное боевое искусство, которое предназначалось для ведения боя невооруженного пешего йомена (крестьянина) с тяжеловооруженным конным или пешим рыцарем . В качестве оружия использовалась неотесанная лесина, жердь, длиной около 1,50-1,60 метра тут же вытащенная из забора или подобранная у дороги или в лесу. Хват верхний – обычно посередине. Удары и точки делаются обоими концами палки.


Филлипинский палочный бой – Арнис.

Арнис – филлипинское боевое искусство боя на палках . Основан в противовес и с использованием испанской (испанцы – колонизаторы Филлипин) школы фехтования на шпагах. Длина палки – максимально возможная для скрытого ношения – 80 см. Хват – у одного из концов палки, но с небольшим отступом около 15-20 см. Техника Арнис позволяет использовать этот короткий конец для захватов и ударов.


Эти парни не привыкли шутить – клан каких нибудь Мак-Гинли разбирался с кланом каких-нибудь Мак-Грегоров с помощью палок всевозможной формы.

Ирландский палочный бой – особая техника боя, передающаяся через поколения от отца к сыну и ведущая свое начало от древнего “кельтского палочного боя” . Это целая субкультура, когда ирландские семейные кланы веками враждовали между собой и все споры решали в палочных боях, которые в разное время могли вестись как с особой жестокостью на смерть, так и в виде ритуальной драки, практически без увечий. Это явление пришло в упадок после Великого Голода в конце XIX века в Ирландии, когда эта страна потеряла почти половину населения. Сейчас ирландский палочный бой развивается как отдельное боевое искусство. Палки используются абсолютно любых видов, с утолщениями и без, с утяжелениями и без них. Длина палки – от 40 см до 1 метра. Цель – бой с невооруженным или вооруженным палкой противником.

В Ниппон Кэмпо есть специальный раздел, где изучают технику владения средней палкой – тамбо.

Японский палочный бой

Существует две легенды, объясняющие возникновение искусства использования коротких палок, которые возникли как дисциплины, начиная с Ханбо-дзюцу. Первая гласит о том, что господин Курияма Укон, самурай, участвовал в битве при Нагасино 4 мая 1575 года на сторона Ода Нобунага . В этой битве он встретился в схватке с вражеским генералом Судзуки Танго-но-ками Кацухиса, который перебил ему мечом его любимое короткое копье. Оставшимся обрубком Курияма сражался и победил генерала.

Господин Курияма Укон в битве сломал свое копье, но все равно вышел победителем

Вторая легенда звучит так . Курияма служил господину Маэда Тосииэ (Maeda Toshiie 前田侯)) в городе Канадзава. Как-то ночью в городе он столкнулся с разбойниками и использовал в схватке длинный шест (рокусяку бо, длина – 6 сяку – 180 см). Один из разбойников, их начальник Ямада Тэнрю Кэн, будучи опытным воином школы Курама-Хати-Рю имел меч длиной 5 сяку (150см) и в бою перерубил шест Куриямы пополам. Однако Курияма победил всех разбойников оставшимся у него в руках одним обрубком (3 сяку – 90 см). Используя этот опыт Курияма начал развивать искусство владения половиной рокусяку бо (ханбо) и к 1783 году представил его как полноценную технику боя.

Мы видим, что разница в событиях – почти два столетия, но и та, и другая легенда имеет свои письменные свидетельства. В любом случае истина заключается в том, что огромная каста профессиональных воинов – самураев, всю свою жизнь занималась подготовкой к бою для того, чтобы выжить и победить в битве, когда имеющееся у них оружие было перебито. И неважно, что это было – обломок копья, шеста, или чего-то другого – что осталось в руках, тем и нужно отмахиваться и побеждать. Поэтому все японские дисциплины владения палкой, начиная от Бо-дзюцу и до Явара-дзюцу – это очень эффективные, выстраданные, отточенные, вынесенные из боев приемы и техники. Переданные нами теми самураями, которые смогли выжить, используя эти знания.

Дисциплины владения палкой для самообороны не стояли на месте. В Японии, где искусство ведения войн и подготовка к сражениям было доведено до совершенства, и воплощено в науку Bujutsu – 武術, к началу XX века появились системы и дисциплины под названием «нихон кобудо», прежнее наименование «кобудзюцу». В этих методиках самозащиты пользовались нетрадиционные виды оружия – то есть оружие, применяемое различными слоями населения (хэймин), а именно – крестьянами, купцами и ремесленниками, монахами-войнами (ямабуси), полицейскими (мэцукэ) и людьми, стоявшими вне закона (ниндзя). Все мастера, преподававшие технику работы с палкой, были столь же искусны и в сфере безоружного единоборства (тодэ). По сути, не было отдельного обучения владения палкой без передачи знаний о самозащите против нее. Была сформирована целостная система самообороны .

У японцев существуют несколько разновидностей дисциплин, которые изучают самозащиту с помощью палок разной длины:

  • Бо-дзюцу, Bōjutsu (棒術) – искусство боя на длинных палках, длина которых от 1.80 и выше;
  • Йо-дзюцу Jōjutsu (杖術) – искусство боя на палках средней длины от 1.10 до 1.30;
  • Ханбо-дзюцу, Hanbōjutsu (半棒術) – искусство боя на палках длиной от 90 см до 1.10 см (дословно – половина “бо”);
  • Тамбо, Tambō (短棒術)- искусство владения короткой палкой от 20 – 40 см;
  • Явара Дзюцу, Yawara jujutsu (柔術) – искусство применения палки длиной от 14 – 19 см.

Универсальность японской системы самообороны с помощью пало различной длины заключается заключается в подготовке человека использовать для самозащиты любые подходящие предметы

Практика японского палочного боя

Разнообразие применения и использования техник в Японии, обусловлено не только зависимостью от дистанции, но и универсальностью подготовки человека к любым неожиданностям и использованию любых предметов для самозащиты вне зависимости от их габаритов. Палка может использоваться на всех дистанциях боя от самой дальней и до клинча. При этом изменяется техника ее применения в бою, но основополагающие принципы остаются те же. Если при бое на дальней дистанции (Gendo-mai-ai дистанция двух шагов и выпада, Issoku ittō-no-maai дистанция шага или выпада), основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то по мере сближения (Chikama – ближняя дистанция), возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе (ne waza).

По мере сближения с противником возрастает роль захватов, удушений и болевых приемов.

Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с дальней дистанции и длиной палки, переходя к освоению палок средней длины и получая навык от работы короткими палками, ученик адаптирует технику для различных ситуаций боя. Помимо этого ученик может использовать как одну палку, так и две в разных руках, техника фехтования двумя предметами Ryotojutsu, а также учиться использовать палки против различного оружия.

Это кадры из художественного фильма "Сумеречный самурай", снятого по известной японской легенде. Понятное дело, что это постановочный бой, но в нем очень понятно и красочно показана фехтовальная работа на дальней дистанции и комбинации захватов и работой палкой как рычагом на короткой.

При использовании палок очень часто применяются различные перехваты и жонглирование. Эти методы используются для развития чувствительности при работе с оружием и применения , для достижения в последствии реальной атаки.

Палочная схватка часто начинается на дальней дистанции, когда оба противника демонстрируют различные техники жонглирования и пытаются при помощи обмана нанести удары по ближним целям противника. Однако дистанция боя может часто изменяться и может сократиться вплоть до борьбы. Хорошо подготовленный ученик получает навыки использования палки в различных вариациях, в зависимости от ситуации, и возможностью приспособиться с различными тактическими схемами и вариантами. Палочный бой, может, как научить вас защищаться, так и научить разоружить, и вывести из строя противника или уничтожить – в зависимости от складывающейся обстановки. В конечном итоге палка дает человеку «третью» руку. При помощи нее боец может увеличивать свой «рычаг», а это усиливает не только ударную технику, но и дает дополнительное преимущество при проведении болевых контролей, бросков и удушающей техники. Вариативность применения палки просто огромна. Не зря все монахи и проповедники предпочитали посох любому другому виду оружия.

Где взять палку в современной схватке?

Это еще один миф, который очень сильно распространен в современном обществе: в современной жизни негде взять палку . Действительно, современный город – не японская деревня с заборами, из которых можно выхватить жердь, не английский лес, в котором под ногами валяется куча крепкого сушняка, мы не ходим по улицам города с посохами и шестами. Это все так. Но вы можете:

  • хранить палку или предмет, который можно использовать как палку, в доступном для вас месте: дома, в гараже, в машине, в офисе;
  • носить с собой в опасные места и в опасное время, например, когда провожаете девушку, или встречаете после ночной смены жену, предмет, который можно использовать как палку, например, . Это вызовет в худшем случае недоумение со стороны окружающих, но не будет принято за оружие, пока вы не примените его;
  • в крайнем случае, отобрать и использовать имеющуюся у нападающего или ближайшего охранника палку, резиновую дубинку.

Юридические последствия применения и хранения палки



Купите себе один черенок для лопаты, или садовую палку. Такие дешево продаются в любом гипермаркете.

Конечно, если Вы будете возить с собой в машине или носить с собой окаймленную железом ирландскую палку – это вызовет массу ненужных вопросов со стороны первого полицейского, который Вас остановит. Отрезок толстой арматуры или водопроводной трубы, обмотанный изолентой, тоже вызовет нездоровый интерес и подозрение в Вашей адекватности. Однако, обычный держак для лопаты, или даже самый настоящий ханбо, который лежит всегда у Вас в багажнике, или стоящий в уголке прихожей не вызовет ни у кого никаких возражений. Этим и хороша простая палка с юридической стороны. Даже если Вы применили палку в самозащите – Вам вряд ли будет инкриминировано применение оружия. Палка – оружие значительно менее летальное, чем, например, нож или, тем более, пистолет. Она имеет огромное останавливающее действие, но у нее нет криминальной репутации в действующем законодательстве почти всех стран мира. Применение палки для ударов по любой части тела, кроме головы и шеи, могут привести к серьезнейшим травмам (переломам и ушибам внутренних органов) , но не к смерти. В глазах судей нож – орудие нападения, палка – орудие самозащиты.


Телескопическая дубинка с электрошокером – опасное оружие, которое с легкостью будет применено против вас

Кстати, сейчас можно купить телескопическую палку для самообороны . В интернете можно также купить телескопическую дубинку для самообороны , в которой встроен электрошокер. Есть модели со встроенным фонариком, сиреной и даже газовым баллончиком. Однако оправдать применение такого оружия будет уже значительно сложнее.

Что бы Вы собираетесь использовать для самозащиты ханбо или телескопическую дубинку, нужно тренироваться в обращении с этим оружием. Неподготовленный человек рискует тем, что оружие, с которым он не умеет обращаться будет использовано против него. Поэтому тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь.

Становление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре.
Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок.
В рукопашном бою большое место всегда отводилось владению холодным оружием. В период Римской республики (VI-I в.в. до н.э.) обучение воинов включало в себя, в том числе, борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того, проводились тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении препятствий.
В Китае в большинстве школ, сложившихся впоследствии в систему ушу, практиковалось владение холодным оружием и подручными предметами.
Аналогичным образом развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме, и других сопредельных странах. В том числе на Филиппинах, где возникли такие направления как Арнис, Эскрима, Кали.
В Америке у большинства племен коренного населения была широко распространена деревянная дубинка с камнем, привязанным к ее концу сыромятными ремнями. Повсеместно использовались также различные деревянные дубинки, применяемые как боевое и охотничье оружие.
В Западной Африке существуют многочисленные боевые союзы, занимающиеся тайными ритуальными убийствами и похищением людей – Союз людей-львов, Союз людей-гиен и др. Большинство из них использует в своей технике приемы владения палкой.
В Европе также были распространены боевые искусства. Как правило, рукопашное единоборство считалось продолжением вооруженного. Европейская состязательная традиция до самого последнего времени предполагала не только кулачный бой, но и фехтование на палках. В Англии успешно сосуществовали палочный бой на шестах (йоменри) и стрельба из лука, увязанные в некую систему: мальчику сперва давали лук, одновременно он учился владеть шестом, а затем обучался фехтованию алебардой и кулачному бою.
Йоменри – это особый стиль боя шестом, посохом и дубинкой, сложившийся у крестьян и рассчитанный на противостояние врагу в доспехах, преимущественно рыцарю в латах. Поэтому для техники характерно обилие толчков и бросков. Английский шест держали хватом сверху посередине, нанося и отбивая удары в сторону обоими концами и толкая на ближней дистанции средней частью. Техника йоменри сочетала в себе простоту и эффективность. Известен факт, когда в 1625 г. английский боец с шестом победил трех испанцев, вооруженных шпагами и кинжалами.
Определенную известность получила ирландская школа боя палкой, восходящая к древнему искусству «кельтского палочного боя». В ирландском палочном бое, традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит. Палку держат одной рукой, выполняя ей различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье. Удары преобладают рубящие.
Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью. Английская работа тростью сформировалась несколько позже, чем французская, и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость прихватывали левой рукой, били двумя ее концами, активно использовали ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносили ей короткие удары по конечностям.

В наши дни наиболее известно французское фехтование тростью. Но различные методы боя на различных орудиях были известны во Франции издревле. Техника работы палкой и шестом вообще развилась до уровня системы.
В большинстве французских селений палочный бой являлся любимым развлечением подростков, юношей и взрослых мужчин. Специальное обучение искусству владения шестом, обшитым на концах железом, имело место во многих французских союзах подмастерьев, получивших широкое распространение в городах Франции с ХV века.
В 70-е годы ХХ века во Франции снова приобрело популярность искусство боя тростью, широко практиковавшееся в ХIX веке, когда трость являлась обязательным атрибутом костюма мужчины. В ХIX веке этому искусству обучали учителя фехтования и французского бокса.

В Италии также существовали палочные бои – “guerra la canne” (война с палками). Это были групповые бои участники которых использовали для защиты от ударов щиты, шлемы и нагрудники. Длина главного оружия – палки – в зависимости от местности и эпохи была разной – от 120 до 180 см.

Весьма популярным оружием в Италии был нож. Существовало множество школ ножевого боя, некоторые из которых дожили и до наших дней.

Палочные бои в России

С глубокой древности у большинства евразийских народов одним из самых распространенных видов традиционного оружия является палка (дубинка).
Во многих местах обычай драться палками является стойкой традицией, дожившей до начала ХХ века во многих русских, белорусских, украинских и молдаванских деревнях.
Палочная драка существовала также в форме народного фехтования. У русских оно называлось «палочный бой», «бой кольями», «бой дрекольем», «бой на палках», «будинники», «дубинушки»; у белорусов – «на кiях», «бойка кiями»; у украинцев – «бiй дручэм», «на палицях»; у молдаван – «скримэ ку беце». Сами палки русские называли «палка», «палица», «кий», «тростка», «треска», «бодатына»; белорусы – «кавалик», «кiй», «дубец», «пашабык», «галузiна»; украинцы — «кiй», «кiл», «палиця», «патик»; молдаване – «палеце», «бец», белдие», «хахэу», «пар».
В палочном фехтовании, как и в драках, применялись палки длиной 100 – 150 см, изготовленные чаще из твердых, реже из мягких пород древесины. У русских и украинцев встречались палки с загнутым концом – «клюка».
Фехтование на палках чаще всего представляло собой групповой бой, либо поединок между двумя бойцами, значительно реже один человек сражался сразу с несколькими. Групповые сражения своей организацией напоминали кулачный бой «стенка на стенку». Фехтовальные поединки «один на один» более характерны для народов, проживающих в западной части Европейской равнины, однако упоминаются они и у народов Европейской части России.

С древних времен палка считалась удобным тренировочным снарядом, а палочное фехтование – прекрасным средством для обучения приемам владения многими видами холодного оружия. Многие историки и этнографы подчеркивают важную роль групповых палочных сражений в деле воинского воспитания восточных славян. К сожалению, почти ничего не известно о методах обучения палочному бою. Однако есть сведения, что зачастую ценилась не грубая сила, а техническое мастерство.
В нашей стране фехтовальная и рукопашная подготовка не была забыта и позднее. Например, в середине XIX в. в российских кадетских корпусах для развития координации, силы и ловкости предназначался обширный курс фехтования, включающий не только обучение навыкам боя на шпагах и саблях, но и штыковой бой, и фехтование на палках около 1,2 м с концами обмотанными тряпками, которые выступали в роли ударно-тычкового оружия.

Фехтование, ножевой и палочный бой в Испании

На культуру стран Пиренейского полуострова значительное влияние оказало арабо-берберское господство (VIII – XIII вв.). Мавры, как называли арабов и берберов в Европе, принесли свои единоборства, воинские упражнения и игры. К их числу относятся: борьба вольного стиля, фехтование на мечах и саблях, метание ножа, палочное фехтование и т.д.
К середине XIII века в ходе реконкисты большая часть полуострова была освобождена, но многое из наследия мавров осталось – в архитектуре, музыке, ремеслах и в боевых искусствах.
К концу восемнадцатого столетия почти повсюду в Западной Европе со средневековьем было уже покончено. На Иберийском же полуострове, с трех сторон замкнутом морем, оно продолжало жить. Там еще сохранился средневековый рыцарский уклад. Воинская доблесть, отчаянное удальство, беззаветное служение даме сердца, корни которого надо искать в почитании Девы Марии — вот добродетели, остававшиеся идеалом для Испании. Если к ним добавить прославленное мастерство оружейников из Толедо, перенявших у арабов многие секреты этого благородного ремесла, то станет понятным преобладание в Европе с конца XV века до середины XVIII испанской школы фехтования.
Распространение к XV веку огнестрельного оружия, а также пластинчатых доспехов, делавших воинов почти неуязвимыми для рубящих ударов, привело к существенным изменениям основных видов холодного оружия. Наиболее широкое распространение получили те из них, которыми удобнее было наносить уколы, так как обладателя лат легче всего поразить, проникая острием клинка в отверстия в щели между пластинами. Данное обстоятельство заставило оружейников разных стран сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая со второй половины XVI века окончательно вытеснила меч.
Во многих городах Пиренейского полуострова существовали фехтовальные школы, где искусство владения различным холодным оружием преподавали профессиональные учителя. С конца XV века в Испании начали появляться теоретические работы, посвященные искусству обращения с холодным оружием.
Естественно, на технике работы шпагой долгое время сказывались традиции использования меча, поэтому ею не только кололи, но и рубили, а сам бой еще долго вели с применением круглого щита. Щит служил дополнением к шпаге лет сто, если не больше. Однако из-за больших размеров и веса, непригодности для атакующих действий, от щита пришлось отказаться. Раньше всего это произошло в Испании, одной из тех стран Европы, где шпага получила наибольшее распространение. Именно Испания стала родиной рапиры — узкого колющего меча с граненым клинком и чашеобразной гардой. Испанская рапира XV века еще служила для нанесения ударов, но уже с XVI века она употреблялась только для уколов. Отличительной чертой испанской школы фехтования стало использование даги — короткой шпаги для левой руки, пришедшей на смену щиту. Дага имела массивный эфес и короткий клинок (25-26см). Эфес (или гарда) использовался для отражения, отвода и парирования ударов, а узкое, почти стилетное лезвие позволяло производить сверхмощные короткие тычки на сверхблизкой дистанции. Дагу, имевшую плоский или четырехгранный клинок, носили за поясом подобно кинжалу.

Боевая стойка с дагой и шпагой первоначально была очень похожа на позицию с мечом и щитом (где роль щита играла дага). Дагой ловили тяжелый клинок шпаги противника, в то время как другой рукой наносили ответные уколы и удары, осуществляли повторные и сдвоенные атаки. Простые и круговые удары чередовались в бою с уколами, направленными в различные части тела. При внезапной атаке двойным уколом, либо комбинацией укола и удара, защита оружием являлась чрезвычайно трудным действием, и в этом случае спасало только движение. Вот почему в конце XVI века в технике фехтования прочно утвердились вольты и пассы — особые виды перемещений, введенные испанским мастером Карранцо. Кстати, первый печатный труд по фехтованию шпагой и дагой был издан тоже в Испании, в 1474 году. Его авторами были профессиональные учителя фехтования Педро де Торрес и Пансо де Перпиньян. Благодаря испанской школе в Европе получили распространение дуэльные поединки, а также появилась особая каста «браво» — профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, частных охранников и, разумеется, инструкторов, дававших за деньги свои уроки всем желающим.
В начале XVII века на смену даге пришел намотанный на руку плащ. Плащ, независимо от сословия, носило тогда все мужское население Испании. «Большой плащ» в развернутом виде волочился по земле, поэтому в него «закутывались», укрепляя дополнительно полы на одежде и перебрасывая конец через плечо. «Малый плащ» (капа) свободно свисал на спине между плечами. Шпага во все времена оставалась преимущественно дворянским оружием. Горожане и крестьяне предпочитали нож, кинжал, стилет, одним словом, короткий клинок плоского, трехгранного или четырехгранного сечения. Мужчины носили его за поясом, в сапоге или рукаве, женщины — за корсажем платья либо за подвязкой чулка. Повсеместная склонность простого народа к ножу объяснялась просто: нож гораздо дешевле шпаги, быстрее и легче изготавливается, находит самое широкое применение в быту, наконец, его удобно носить и прятать.
Одним из известных стилей испанского фехтования была «Дестреза» (La Destreza, известная еще как Магическое, или Испанское колесо). В целом, Дестреза учит стилям, формам и видам боя и показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями, объясняя прежде всего, почему следует делаеть именно так, а не иначе.
Испанская техника позволяла совершать дополнительные подшагивания после первой атаки, что увеличивало дистанцию и мобильность. Именно возможность быстро изменять дистанцию формировала вокруг фехтовальщика круг, который являлся основой Дестрезы.

У каждого фехтовальщика свои физические возможности, а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и чем более внутренний наш круг накладывается на круг противника, тем в лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих «магических кругов» приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников других школ, предпочитали шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находился внутри их круга.
Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки. Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга, а мы выйдем за пределы его. Ну и, наконец, согласно с испанским принципом обороны, потенциальной атаке открывался минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в «свободной», не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего тела — рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Позиция эта, кстати, очень естественная, позволяла контролировать действия противника и давала возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, позволяя одновременно на немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.
Дестреза заставляла тренирующегося постоянно менять позиции, и одновременно поправляла работу ног во время этих изменений.
С помощью минимального поворота запястья испанец увеличивал уровень контроля над оружием противника и мог изменять направление его атаки в момент самого ее начала (так наз. «Atajo»). Основой мастерства было «Taco» — чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта.
Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выведение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда.
Дестреза заставляла хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, — «снайперов» или контратакующих, затягивающих в свою оборону или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя.
В Дестрезе огромное внимание уделяли психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не казалась противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводили короткие быстрые удары и уколы, которые не были смертельными, но создавали дыры в психике противника (например «Испанский поцелуй»» — рассечь кончик носа или губу противника).
La Destreza — это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.
В конце XVII – начале XVIII века испанскую школу фехтования сменила французская, возникшая в результате синтеза испанской и итальянской школ.

Издавна испанцы и португальцы славились своим пристрастием к короткому клинку. Именно на Пиренейском полуострове возникла самобытная школа боя на ножах, известная под названием «Наваха».
«Наваха» — огромных размеров складной нож с рукоятью, сужающейся и загнутой к концу. Часто наваха имела сразу два лезвия, выходящих из рукояти в разные стороны. Вот именно бой на навахах и стал для всей Испании своеобразным видом народного фехтования. Испанцы вели бой на ножах, обмотав свободную руку плащом или прикрыв ее войлочной шляпой, концы которой зажимались в кулак. Как пишет в своей книге «Гойя» писатель Леон Фейхтвангер, «мужчины-махо никогда не расставались со своим складным ножом-навахой». «Еще махо любил длинный плащ, прикрывавший грязную рабочую одежду, а случалось и что-нибудь такое, что лучше было не показывать. Любил он и широкополую шляпу, бросавшую тень на лицо, которому ни к чему быть узнанным».
Так что плащ и шляпа были обычными «предметами туалета» испанского простолюдина и, находясь всегда «под рукой», при необходимости становились оружием. Для того чтобы обмотать руку плащом, его отстегивали или сбрасывали с одного плеча и, взяв край подола в кулак, наматывали на руку, оставляя слегка свободной кисть, куда забирали второй, нижний конец. Иногда плащ вовсе скидывали, схватив левой рукой за середину, либо обматывали его туго вокруг предплечья и кисти, зажав концы в руке. В ряде случаев плащ оставляли висеть на плече, поддерживаемый кистью. Тогда он предохранял от ударов в бок (плащи часто делали из прочных шкур животных), служил прикрытием для оружия и сам мог использоваться для нападения, если случалось близко подойти к противнику (его набрасывали на голову врагу).
Движения бойцов были очень быстрыми, небольшая длина клинка делала их почти неуловимыми. Бой чаще всего велся по кругу, причем, если наваха имела сразу два лезвия, за промахом тут же следовал удар вторым клинком, наносимый возвратным движением руки, практически без изменения положения кисти. Для защиты выполняли отбивы и подставки по касательной обмотанной в плащ рукой, а иногда и оружием (примерно так, как это делают в фехтовании длинным клинком), широко использовали уходы и прыжки в стороны и назад. Стойка левым плечом вперед считалась основной, хотя это было весьма условно: в бою стойку меняли неоднократно, в частности, для обмана противника и в процессе активного наступления. Передвижения вперед, назад, влево и вправо осуществлялись как простым, так и двойным шагом. Делая несколько двойных шагов подряд влево или вправо, начинали движение по кругу, в центре которого находился противник. Если он отвечал тем же, то происходило непрерывное кружение друг возле друга. Широко были распространены подскоки вверх и уходы вниз.
Иногда в тот момент, когда это казалось выгодным, скомканный плащ (опустив один из его концов и распустив намотанную на руку ткань) бросали в лицо противнику. Бросок производили тогда, когда противник делал шаг (выпад) вперед, одновременно со своей защитой движением в сторону или парируя его нож своим ножом. Вслед за броском плаща, используя замешательство противника, разрывали дистанцию или наносили удар. Со стороны схватка чаще всего напоминала испанский танец, где танцоры, стоя на месте, делают вдруг резкое движение плечом или разражаются звонкой трелью чечетки. Бойцы медленно кружили один возле другого, вдруг застывали на месте и, внезапно сближаясь, резко наносили удар, то вдруг опять расходились, чтобы продолжить непрерывное кружение. Так продолжалось до тех пор, пока один из них не оказывался убит или тяжело ранен.
Как и в любой другой стране, имеющей различные этнические группы (на севере страны, кроме испанцев, живут баски, на северо-востоке — каталонцы, на северо-западе — галисийцы), в разных областях складывались свои региональные традиции ножевого боя и свои школы. В частности, были известны андалузская, малагская, наваррская, севильская и другие школы. Бойцы из Андалузии, становясь в боевую стойку, пригибались к земле по-кошачьи, в левой руке держали для защиты шапку, нож выставляли вперед. Бойцы из Наварры левую руку держали поднятой, левую ногу выставляли вперед, а нож держали возле правого бедра. В ответ на стремительную атаку противника представитель наваррской школы мгновенно разворачивался на левой ноге, пропуская противника мимо себя, а затем всаживал тому нож в шею и заканчивал дело, с силой поворачивая клинок.
А вот свидетельство очевидца об уличном бое в Севилье: «Боец кружил вокруг своего противника, выставив левую руку, защищенную сложенным в несколько раз плащом, и отведя назад правую, чтобы придать больше силы удару. Он то поднимался на носки, то приседал, становился то великаном, то карликом… Он то резко отступал, то стремительно нападал, прыгал то вправо, то влево, взмахивал своим оружием как дротиком, будто собираясь метнуть его во врага. Однако острие его ножа неизменно наталкивалось на свернутый плащ противника, готового к защите и отвечавшего на эти выпады такими же быстрыми, меткими ударами… Как ни сильны были бойцы, они стали уставать: пот струился по их лицам, грудь вздымалась наподобие кузнечных мехов, а прыжки потеряли прежнюю упругость»…
Бойцы и учителя еще одной из испанских школ считали наиболее важными для поражения пять основных мест: пах, почки, живот, сердце, горло. Последователи этой школы стремились постоянно держать руку с оружием в движении («шевелить нож»), чтобы ни на секунду не дать противнику возможности задержать взгляд на ноже. В боевой стойке они держали обмотанную плащом руку с вытянутыми пальцами ладонью вниз у живота, а лезвие ножа выставляли вперед и водили им из стороны в сторону. При этом предплечье вооруженной руки было напряжено, кисть расслаблена, лезвие занимало горизонтальное положение, большой палец располагался сверху. Перемещения были аналогичны тем, которые использовались в других школах. Одним из характерных приемов считался удар ножом снизу в падении на колени, другим — удар справа сверху вниз, лезвием к себе.
В начале XIX века формируется три основных стиля ножевого боя: Баратеро – технически примитивный, так называемый деревенский стиль, для которого были характерны размашистые мощные движения; Хитано, или стиль андалузских цыган, с массой финтов и обманных движений. И квинтэссенция всех стилей – Севильяно. Севильяно, кроме элементов предыдущих стилей, включает в себя техники, блокировки и передвижения из классического фехтования, включая терминологию.
В 1849 году происходит первая кодификация испанской ножевой техники в книге «Manual del Baratero», в котором описывались основные техники стойки и передвижения а также использование трости, ножниц и других подручных средств.

В Новом Свете, особенно в Мексике, испанское искусство боя на ножах обрело второе дыхание. Традиционная испанская техника соединилась здесь с техникой аборигенов-индейцев, возникло множество оригинальных школ. Как отмечает один авторитетный исследователь, «в самом далеком прошлом, насколько можно себе представить, мексиканец всегда держал нож в руке и виртуозно пользовался им. Фехтование ножами здесь было более популярным, чем травля быков или петушиные бои».
Огромной популярностью пользовался испанский стиль фехтования на юге США в Новом Орлеане. В начале XIX века в городе было более 50 фехтовальных школ. На легендарной Орлеанской Дубовой Алее в неделю проходило более 20 дуэлей. Именно в Новом Орлеане жил легендарный мастер боя на ножах Хосе (Пепе) Ллуйа. Гениальный фехтовальщик, учитель и дуэлянт, выживший в 30 ножевых поединках. Другой не менее одиозной фигурой был Джеймс (Джим) Боуи, изобретатель прославленного ножа пионеров и героев Дикого Запада.
Испанская техника ножевого боя послужила основой для создания таких стилей, как Арнис, Кали, Эскрима на Филиппинах, Новоорлеанский бой ножом Боуи в США, техники спецназа США и Англии, разработанные офицерами спецподразделений Эплгейтом, Фэйрберном, Стийерсом и Бидлсом.

Испанцы и португальцы издавна славились тем, что в их руках палка превращалась в грозное оружие. Наравне с ножом палка являлась тем средством, к которому простолюдины прибегали в первую очередь.
В различных областях полуострова сложились свои методы работы с палкой. Они продолжают существовать до настоящего времени, причем некоторые из них носят характер семейной традиции.
К числу наиболее известных систем моно отнести палочный бой басков. Баски используют «макилу» — деревянную палку средней длины с металлическим наконечником. Техника боя в различных семьях своя, но в целом она состоит из уколов и парирований с различными вариантами хвата одной и двумя руками. На работу «макилой» похожа и сложившаяся среди португальских пастухов техника работы «агильядой». Это короткая палка с железным наконечником, которой пастухи погоняют волов.
Но самыми известными стали методы, сложившиеся на Канарских островах. Именно здесь палочный бой развился до настоящего искусства, различные стили и школы которого объединяют общим термином «Пало Канарио» (канарская палка).

Палки, используемые на Канарских островах, а также в Испании и Португалии, в зависимости от длины разделяются на три основных типа.
Первый – Пало Чико – это короткая палка, сопоставимая с европейской тростью. Держат ее чаще всего одной рукой. Основными приемами являются рубящие и тычковые удары, выполняемые иногда из-за спины или снизу из-под ноги, куда отводят палку, чтобы усилить момент неожиданности. Выполняются различные кистевые движения с вращениями в запястье, благодаря чему развивается высокая скорость движений и ударов в различных плоскостях.
Второй тип – Пало Медио – это средняя палка, длиной от земли до подбородка либо до уровня груди. Техника работы Пало Медио предполагает использование хватов как одной, так и двумя руками. С одинаковым успехом применяются всевозможные рубящие удары с различной амплитудой, тычки, толчки, зацепы концами палки и т.д. Средний тип палки является наиболее распространенным на Канарских островах, отличается обилием стилей и имеет множество поклонников.
Наиболее известным среди них является «Стиль Дениза». Его основоположником был Томас Дениз (1899 – 1983), обучавшийся этому искусству у своего отца и других мастеров школы «Escuela de San Denis». Стиль характеризуется молниеносными комбинациями и высокой точностью ударов в зоны поражения, включая глаза, пах и уши. Последователи данного стиля свободно ведут поединки на любой дистанции. Техника защиты построена на молниеносных перемещениях и уклонах.
Стиль Моралес основали в 1870-е годы братья Хосе и Николас Моралес. Бойцы этого стиля предпочитают вести поединок на ближней дистанции. Круговые удары преобладают над тычковыми. Большое внимание уделяется ударам по рукам, особенно по кистям.
Кроме этих двухстилей работы средней палкой известны еще – «Verga», «Acosta», «Quintero», «Vidal», «Confiero».
Третий тип – это «большая палка» — Пало Граде – любая палка, длина которой превышает человеческий рост. Техника работы с ней предполагает использование широкого хвата двумя руками, а длина шеста позволяет позволяет вести бой на дальней дистанции, упирать один конец в землю и даже прыгать с опорой на шест.

В наше время существует много различных школ, использующих в своих техниках традиции западных боевых единоборств. Традиционные системы владения боевой палкой и ножом, совершенствовавшиеся на протяжении веков в Западной и Восточной Европе, не забыты и успешно применяются многими российскими и зарубежными школами.

Большой популярностью, особенно в средних и низших слоях средневекового британского общества, пользовалось фехтование на шестах. За многие столетия в разных областях Великобритании и Ирландии сложились свои стили работы этим оружием. Некоторые из них исчезли бесследно, более или менее конкретные сведения о других сохранились до наших дней.

«Йоменри» (yeomanry) или «комплекс йоменри» - техника боя шестом, которая по мнению ряда специалистов являлась наиболее разработанной в Европе: «Рассчитана она, в основном, на лишенного доспехов крестьянина, который отбивается достаточно толстой жердью (вырванное и тут же обструганное молодое деревце, вымощенный из забора кол, оглобля и т.п.) от человека с тяжелым европейским одноручным или двуручным мечом, который, как правило, носит доспехи или же от другого аналогично вооруженного крестьянина. Понятно, что по такому плохо обструганному шесту руки скользить свободно не могут. Потому держат его жестко и, как правило, верхним хватом, который в Европе вообще носит наименование «английский».

Так как этот шест достаточно толстый, а европейский меч не обладает достаточной для его прорубания остротой, можно спокойно ставить им жесткий блок, принимая меч противника на середину шеста, а затем, пока противник будет пытаться отвести свое оружие, чтобы размахнуться для нового удара, нанести ему свой удар одним из концов шеста...

Другой вариант контратаки после приема вражеского удара мечом на середину своего шеста - подставить его под контакт и мягко отвести на себя вместе с уперевшимся в него мечом, смягчая таким образом силу удара. Затем следует резкий толчок от себя под острым углом к клинку, который как бы отбрасывает меч врага ему же в голову... Вообще, толчки достаточно характерны для йоменри, поскольку это очень хороший способ свалить более неповоротливого противника...

Здесь достаточно много работы корпусом, а в технике ног часто используется заступ, когда боец как бы заводит свою стопу за лодыжку противника, а затем всем весом своего тела опускается на заступившую ногу, садясь на колено, которое давит на ногу противника и вынуждает его упасть на спину. Такой заступ может быть легко выполнен одним воином в тяжелых доспехах против такого же воина, а руки заступающего при этом остаются свободными и могут выполнить добивающий удар.

Если противников несколько и у них легкое оружие, в ход идут достаточно широкие размашные удары шестом, вращения его над головой. Выполнение шестом восьмерок и инерционная работа им перед собой по принципу ветряной мельницы («му-линэ») является более поздним заимствованием у французов. Техника эта использовалась, в основном, для дезориентации противника, отклонения случайных ударов и выполнения мощных ударов с такой предварительной раскрутки.

С отмиранием тяжелых доспехов йоменри не умерло. Известен случай, когда в 1625 году один англичанин с шестом одолел в схватке трех испанцев, каждый из которых был вооружен шпагой и дагой».

С распространением призовых боев («prize-fighting» или «prize-ring») йоменри вышел на «спортивную» арену. Участники состязались как в бое на шестах, так и против соперника, вооруженного другим оружием. Всплеск популярности йоменри в Англии наблюдался в конце XIX - начале XX вв. Тогда были созданы специальные общества по изучению и популяризации йоменри. В 1903 году в Англии даже вышла книга по самообороне шестом.

Интересно отметить, что в обществах по изучению йоменри шест не был единственным оружием. Изучалась также техника работы клинковым оружием. В XIX веке были изданы несколько учебников по клинковому фехтованию для членов «обществ йоменри». Считалось, что приобретенные технические и тактические навыки фехтования длинным клинковым оружием наилучшим образом скажутся в искусстве применения шеста. В то же время фехтование шестом или палкой помогает лучше освоить холодное оружие.

Среди других систем палочного боя (stick-fighting) была наиболее известна «Quarterstaff» (quarter - «четверть», staff -«палка, шест, посох, жезл»), первые сведения о которой относятся к XV веку. Длина «палки» в этой системе составляла 8-9 футов (244-274 см), поверхность была гладкой, чтобы руки могли «скользить» по ней, а ее концы очень часто были окованы железом. Между тем, длина шеста в йоменри - не выше бровей владельца палки.

Техника работы предполагала использование обеих рук. Наносились как рубящие, так и тычковые удары. Основными целями для ударов являлись голова (боковые удары, тычки), ключица, кисти и запястья рук (рубящие удары), а также лодыжки и икры (подсекающие удары). Для защиты от ударов, наносимых шестом (или клинковым оружием), применялись как обычные жесткие блоки, так и уклоны с линии атаки. Кроме того, применялись мощные толчки серединой шеста в область туловища и в голову. Достаточно хорошо были разработаны различные комбинации приемов.

Определенную известность получила «Irish stick-fight-ing» - ирландская школа боя палкой, немного утолщенной на одном конце. Она восходит к древнему искусству «кельтского палочного боя» (Celtic stick-fighting).

В «ирландском палочном бое», традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит, большое внимание уделяется использованию различных маневров. Палку (дубинку) держат одной рукой, выполняя ею различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье, благодаря чему достигается высокая скорость ударов в разных плоскостях. Удары преобладают рубящие, хотя тычки тоже иногда применяются (их наносят в голову, шею, а также по туловищу).

Ирландские женщины в стычках между деревнями вместо дубинки часто применяли прочный шерстяной чулок, набитый камнями, которым они действовали, копируя удары дубинкой.

Среди ирландцев и шотландцев долгое время сохранялись групповые сражения на шестах либо дубинках, во многом напоминавшие известную русскую игру-сражение «взятие снежного городка» - как по общей организации, так и по ее ритуальному содержанию.

«На юге Шотландии нередко сражались пастухи разных приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дерна (высотой 3-4 м, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и иногда между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и водрузить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, целовались и мир полностью восстанавливался...

В Ирландии более важна была не сама драка-борьба, а ее ритуальное воспроизведение. Очевидец, наблюдавший такую игру в 1834 году, пишет, что она длилась всего минут десять, причем палки чаще опускались на палки противника, чем на людей. После сражения участники его вновь становились добрыми друзьями».

Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью.

«Английская работа тростью сформировалась несколько позже (чем французская) и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость начали прихватывать левой рукой, бить двумя ее концами, активно использовать ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносить ею короткие удары по конечностям»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!