Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Создание системы йоги принадлежит древней. Возникновение и история развития йоги. Где и сколько заниматься йогой

На чтение 6 мин. Просмотров 2.9k. Опубликовано 29.10.2015

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИ

Йога как система возникла в Индии приблизительно 200-300 тысяч лет назад. Это учение принесли сюда две человеческие працивилизации, имевшие свои колонии в Индии: Лемурия и Атлантида. В то время континент Лемурия соединялся с Индостаном сухопутным перешейком через Австралию и Индонезию. Люди переходили из Антарктиды в Гималаи посуху и приносили свои знания. Лемурийцы оставили здесь своим потомкам систему обучения Хатха йоге и Тантра йоге. Антаранга йога пришла в Индию из Атлантиды. Некоторые атланты бежали сюда от очередного катаклизма, разломившего Атлантический материк на две части. Лайа йогу, Мантра йогу и Кундалини йогу принесли с собой переселенцы с островов Рута и Даитья - осколков великой Атлантиды. Тех читателей, кому интересно узнать, как все это происходило и как попали учения йоги в Лемурию и Атлантиду, я отсылаю к своей книге «Инопланетные цивилизации Атлантиды» (Москва, изд. «Гиперборея», 2001 г.).

Самые древние письменные свидетельства о йоге, дошедшие до нас - это Веды. В «Ригведе» (одной из четырех Вед, создание которой ученые-материалисты датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры) упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни человеческого общества. Ряд современных ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (три тысячи лет до нашей эры) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, находящихся в позах йоги.

Каждые пять тысяч лет на Землю приходит Аватар и рассказывает подлинную историю йоги. Однако все мы в силу своей греховности по-разному понимаем слова воплощенного Бога

Если вы хотите самостоятельно, без посредников, узнать подлинную историю земного человечества и историю возникновения йоги на Земле, то я вам советую приобрести в магазине мою книгу «Сознательные выходы из тела» (Москва, изд. «Гиперборея», 2002 г.). Там описаны три довольно простых способа путешествий во времени. Я их использую, когда мне нужно что-то срочно проверить или спросить у очевидцев.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИ Йога как система возникла в Индии приблизительно 200-300 тысяч лет назад. Это учение принесли сюда две человеческие працивилизации, имевшие свои колонии в Индии: Лемурия и Атлантида. В то время континент Лемурия соединялся с Индостаном

[Краткая история возникновения Теософского общества; сложность работы его основателей – Г. Олькотта и Е.П. Блаватской] Так как нам, уважаемый сэр, вероятно, не придется очень часто переписываться, я хочу сказать кое-что, что вам нужно знать и из чего вы можете извлечь

Странник Шива и Кундалини - все тайны индийской йоги! (психология индийской йоги в России) Москва - 2009 г Всем «читателям-эзотерикам» и российским духовным искателям - всяческим йогам, магам, тантристам, кришнаитам… адресована эта интересная книга - прочитайте её и

Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги Опираясь на два основных классических текста – «Йога-сутры» и «Хатха-йога-прадипику» – Айенгар стремится развеять неверное представление о том, что раджа-йога духовна, а хатха-йога – просто физическая подготовка. В обоих текстах целью

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, РАССКАЗАННАЯ НА ЯЗЫКЕ ТРИПТАМИНА Майкл Харнер, предшественник неошаманизма, является автором книги «Путь шамана», одной из ключевых книг для практикующих шаманов западной культуры. В ней, в самом начале, Харнер описывает свою первую

Две особенности возникновения целостности Итак, как же ты овладеваешь целостностью? Она развивается постепенно на протяжении нескольких десятилетий. Но имеешь ли ты представление о том, как она появляется на свет?Существует два вида обстоятельств, при которых можно

Глава 1 Фэн-шуй – наука о гармоничной жизни. История возникновения и основные понятия Рассказывают, что давным-давно служил в Китае инспектором рвов и плотин человек по имени Фу Си. Он был прославлен как компетентный специалист, одаренный и техническими познаниями, и

РУНЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. РУНИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С РУНАМИ В пророчествах истолкователь часто более важная персона, чем сам пророк. Георг Кристоф Лихтенберг Руны и рунические надписи – знаки древнейшего германского алфавита II века нашей эры. Они

Глава 1 История возникновения денег. Деньги в современном мире История возникновения денег Ни для кого не секрет, что первые деньги появились тогда, когда начала развиваться торговля. До этого существовал натуральный обмен, когда меняли один продукт или товар на другой.

История возникновения денег Ни для кого не секрет, что первые деньги появились тогда, когда начала развиваться торговля. До этого существовал натуральный обмен, когда меняли один продукт или товар на другой. Постепенно люди начали придумывать какие-то символы обмена,

История возникновения алфавитов Имя можно сделать материальным, если представить его в виде определенных символов. Эти символы воплощают мысль, образ, заложенный в имени. У любого современного цивилизованного народа существует способ обозначения слов с помощью системы

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К СНОВИДЕНИЯМ (КРАТКИЙ ОБЗОР) Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Собственно, сколько пребывает наша цивилизация на земле, столько и существует этот интерес. Однако сновидная тематика этого

История семейства этрусских Тарквиниев - история развития сознания в Средние века Сейчас мы с вами увидим воочию, как развивалось сознание в Средние века и почему оно к настоящему времени зашло в тупик. По ходу повествования вспоминайте всё то, что мы говорили о путях

Гипотезы возникновения призраков Отрицать существование призраков или привидений современная наука уже не может. Слишком много свидетелей их видело. Причем среди тех, кому они являлись, есть немало людей, чьи показания вряд ли могут вызвать сомнения.Поэтому возникла

Человеческий род до возникновения человека Первые анализы камня усложнили ситуацию. Невозможно было с точностью датировать этот материал. С точки зрения геологии, это андезит, камень - теоретически сформировавшийся в третичный период, но интересно, что изображения

Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета - повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) - справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства


Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды - сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III– II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс. до н.э.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III– I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты - это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам - гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.


Йога-сутры, II век до н.э.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.


Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века. Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги .

История йоги: как это было на самом деле?

До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления . Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.

Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

Получается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог .

…в древности крутым йогом считался тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог успокоить колебания ума.

Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, медитации и . Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.


Собственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа . Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа . Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.

Йогическая революция

Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине XX века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.

В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу. Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет. Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

Доклассическая йога

Начальные постулаты йоги было разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминалось в самых старых священных текстах – Ригведе. Веды были сборниками текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, которые использовались брахманами, священниками-ведиками. Йога постепенно усовершенствовалась и развивалась брахманами и ришами (мистическими провидцами), которые задокументировали свои практики и убеждения в Упанишадах, огромном сочинении, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йогических писаний является Бхагавад-Гита, составленном около 500 до нашей эры. Упанишады взяли идею ритуальной жертвы из Вед и переняли ее, обучая жертвовать своим эго через самопознание, действие (карма-йогу) и мудрость (джняна-йогу).

Классическая йога

На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге. Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

Пост-классическая йога

Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали , используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием. Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: .

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!