Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Упражнения для заикающихся дошкольников. Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик. Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания - мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное - обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное - появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое - возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела - стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым - уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

Успешно лечится, известно всем. Причем, несмотря на обилие современных методов терапии, исправляющих речь при логоневрозе, специалисты не отвергают и традиционные методики, «проверенные годами». О наиболее распространенных методах лечения заикания мы расскажем в данной статье.

Оглавление:

Традиционное лечение заикания

Врачи уже давно изучили логоневроз и даже подобрали некоторые методики избавления от недуга – именно о них и пойдет речь. Наверняка многие отмечали, что заикающийся человек во время пения никогда не заикается. Это происходит потому, что слова говорятся нараспев и дыхание человека в этот момент «строится» совсем по-другому, нежели при обычном разговоре. Именно на этом и основана дыхательная гимнастика – первейшее средство для избавления от заикания.

Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой

Именно эта врач и разработала комплекс упражнений в рамках дыхательной гимнастики, который помогает нормализовать речь ребенка и избавиться от заикания. Причем, такие упражнения можно выполнять не только в детском возрасте, даже взрослые с могут заниматься подобным образом – да, времени у них уйдет больше, идеального результата вряд ли получится добиться, но улучшение речи гарантировано.

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению:

  1. «Насос» . Человек должен встать прямо, опустить руки и наклониться немного вперед, округлив спину. При этом голова и руки опущены, а шея максимально расслаблена. Теперь нужно сделать быстрый вдох и немного приподняться, но не распрямляться, затем делается длинный выдох. Далее нужно опять наклониться, принять исходное положение и повторить быстрый вдох и медленный выдох (его можно делать и носом, и ртом).
  2. «Повороты головы» . Нужно встать прямо, а руки опустить вниз, расслабиться. Теперь больной поворачивает голову влево и сразу шумно и быстро вдыхает. Далее головой нужно начинать движение слева направо и одновременно с этим делать выдох, не останавливаясь посередине. Как только голова оказывается справа, снова делаем шумный вдох и повторяем все упражнение.

Обратите внимание! Во время выполнения любого из этих двух упражнений шея не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Между упражнениями нужно делать короткие передышки, а вообще положено выполнять в день 3 подхода по 32 вдоха каждый.

Дыхательная гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими и способствует тренировке диафрагмы, которая участвует в голосообразовании. При этом голосовые связки становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора, что и обуславливает избавление от заикания.

Указанные выше упражнения должны выполняться два-три раза в день по 15 минут – утром, в обеденное время и вечером . Быстрых результатов ожидать не стоит, так как первый эффект будет заметен только через 2-3 месяца регулярного выполнения дыхательной гимнастики. У человека станет более естественным голос, его дыхание будет свободным, и звуки будут исходить намного спокойнее и без частого заикания.

Логопедические занятия

Они проводятся, как правило, с группой детей, которые заикаются, и имеют достаточно большие возможности. Существует несколько методик, которые разрабатывались врачами и учеными, вот только некоторые из них (самые применяемые):

  1. Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер . Курс лечения рассчитан на 2-3 месяца, во время которых проводится 36 занятий. Основа методики – поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. Только потом специалист помогает детям переходить от общения словами к развернутым фразам. В обязательном порядке логопед выполняет с детьми специальные упражнения, которые помогают расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение.
  2. Методика Смирновой . Занятия по этой методике проводятся ежедневно по 20 минут в утренние часы. Все упражнения проводятся в игровой форме и рассчитаны на 30 недель, что составляет один учебный год. Методика Смирновой помогает:
    • развить чувство ритма и темпа речи;
    • развить мелкую моторику рук;
    • добиться расслабления мышечного тонуса;
    • развить речевую и двигательную координацию.
  3. Методика Силивестрова . Продолжительность занятий будет составлять 3-4 месяца, всего же понадобится провести 32-36 занятий. Данная методика включает в себя три этапа:
    • подготовительный – ребенку создается абсолютно спокойная обстановка и ограничивается речевое общение;
    • тренировочный – совершается переход от тихой речи к громкой, от спокойных игр – к эмоциональным. На этом этапе в занятия вовлечены не только заикающиеся дети, но и их родители;
    • закрепительный – плавная речь моделируется под длинный рассказ, беседу или чтение.

    Обратите внимание: перечисленные методики логопедических занятий, которые входят в схему лечения заикания, адаптированы для детей дошкольного возраста.
    Если речь идет об устранении заикания у подростков и взрослых людей, то в рамках логопедических занятий будут применяться следующие методики:

  4. Методика Шкловского . Курс лечения будет составлять около трех месяцев, причем, больной с логоневрозом должен пребывать в стационаре. Работать с пациентом будут психиатр, психотерапевт и невропатолог, а сама методика включает в себя три этапа:
    • обследование пациента и выявление истинной причины заикания;
    • укоренившиеся навыки «ломаются» и перестраиваются с помощью психотерапии;
    • тренировки речи в жизненной обстановке.

    У больного, в ходе лечения, появляется уверенность в том, что он сможет справиться с заиканием в любой жизненной ситуации.

  5. Методика Арутюнян . Первые 24 дня лечения проводятся в стационаре, затем дополнительно назначается еще 5 курсов по 5-7 дней в течение года. Особенность методики заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Таким образом формируется новое психологическое состояние, когда речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой.

Обратите внимание: сначала речь больного будет очень медленной, но именно она дает возможность буквально с первых занятий говорить пациенту без запинок.

Нетрадиционные методы лечения заикания

Современная медицина предлагает несколько иные методы лечения заикания. И в первую очередь нужно выделить мультимедийный компьютерный комплекс Breath Maker, который обеспечивает «протезирование» речевого круга между речевым центром (центр Брока) и центром распознавания речи (центр Вернике ). Суть методики заключается в следующем: пациент с заиканием говорит в микрофон, а его речь записывается и исправляется специальной компьютерной программой. Затем уже исправленная речь подается в наушники и анализируется центром распознавания речи правильно. Результатом такой процедуры является избавление от тонуса в речевом центре.

Методика Breath Maker направлена на устранение психологических проблем и неуверенности в себе больного. Дело в том, что даже при небольшой запинке заикающийся человек думает, что окружающие воспринимают его критически, а это приводит к максимальному перевозбуждению речевых центров, что и ведет к усугублению нарушения речи.

И еще одно нетрадиционное лечение заикания – точечный массаж, который проводится длительными курсами. Надо отметить, что улучшение речи может наступить даже после первого курса точечного массажа и это приводит к тому, что последующие (они проводятся через каждые 6 месяцев) просто отвергаются больными, а это неправильно ! В обязательном порядке нужно пройти полноценный курс лечения точечным массажем, чтобы результат был не только положительным, но еще и длительным. В некоторых случаях после первого курса точечного массажа человек начинает заикаться еще сильнее и тогда врач принимает решение о проведении следующего курса раньше нужного времени.

Обратите внимание: родители заикающихся детей, да и взрослый человек с такой же проблемой, могут проводить курсы точечного массажа самостоятельно в домашних условиях. Но сначала продемонстрировать технику проведения данной процедуры должен специалист – это основное условие для получения желаемого эффекта.

Комплексные методики

Существуют, так называемые, неврологические методы лечения заикания, которые можно объединить в одну группу. Как правило, в рамки комплексных методик лечения заикания входят следующие рекомендации врачей:

  1. Пациент с заиканием должен вести прием лекарственных препаратов, которые обеспечивают медицинское торможение – например, Фенибут, противосудорожные препараты и транквилизаторы.
  2. В обязательном порядке больной с логоневрозом должен принимать седативные средства, но в виде отваров лекарственных растений с успокаивающим эффектом.
  3. Проводится рефлексотерапия и иглоукалывание.
  4. Назначаются препараты для укрепления нервной системы и иммунитета.
  5. Больной должен посещать сеансы психотерапии.

Заикание – это проблема всего человечества, поэтому совсем неудивительно, что разработки в отношении новых и эффективных методов лечения этого недуга ведутся беспрерывно. Например, недавно в США был разработан лекарственный препарат, который уже успешно опробован на лабораторных мышах и позволяет сделать вывод, что в ближайшем будущем заикание будет лечиться таблетками. Ученый из Университета Калифорнии Джеральд Магуайр полагает, что заикание может быть связано с повышенной выработкой дофамина. Этот процесс успешно подавляется галоперидолом, но в связи с множеством побочных эффектов широкое распространение этого лекарственного средства невозможно. Ученый предлагает использовать в терапии логоневрозов Оланзапин и сейчас идут лабораторные исследования такого вот медикаментозного лечения заикания.

Лечение заикания – процесс трудный и длительный. Многие родители обращаются с этой проблемой своих детей к «бабушкам» и знахаркам разного уровня, но это вряд ли можно назвать разумным решением. Да, случаи «чудесного» избавления от заикания благодаря древним заговорам известны, но они не задокументированы и не изучены наукой, а значит, и рассуждать о «бабушках» и знахарках, как о методе лечения заикания нельзя. А вот то, что добиться восстановления нормальной речи и сведения к минимуму заикания можно указанными в данном материале методами, достоверно известно и доказано официальной медициной – согласитесь, такая постановка вердикта вызывает больше доверия.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

Конспект индивидуального занятия с ребенком, страдающим заиканием (5-6 лет)

План

I. Вводная часть.

1. Речевая зарядка — «Лесная зарядка».

II. Основная часть.

1. Разучивание нового диалога «Лиса и тетерев».

2. Пальчиковая гимнастика – «Зайчик».

3. Стихотворение с мячом – «Мяч по кругу».

4. Пересказ сказки «Теремок».

III. Заключительная часть.

2. Задание на дом.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Речевая зарядка «Лесная зарядка».

Цель: Развитие чувства темпа и ритма.

Логопед: Здравствуй, Миляуша! Как твое настроение? Давай начнем наше занятие с разучивания новой речевой зарядки. Я буду читать речевку, а ты повторяй за мной движения:

Раз-присядка, два — прыжок,

И опять присядка.

А потом опять прыжок-

Птичка крылышками машет.

И взлетает без оглядки.

Это – птичкина зарядка.

А лисята, как проснутся,

Очень любят потянутся.

Ловко хвостиком махнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапой,

То одну, то обе в месте.

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало

Начинает все сначала.

II. Основная часть.

1. Разучивание нового диалога.

Цель: Развитие плавности, слитности речи, развития голосового диапазона.

Логопед: Молодец! А теперь давай мы с тобой попробуем выучить новый диалог. Я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной:

— Терентий, Терентий! Я в городе была.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была.

— Терентий, Терентий! Я указ добыла.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла.

— Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревьям, а все бы гулять по зеленым лугам.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять так гулять.

— Терентий, Терентий! Кто там едет?

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Мужик.

— Терентий, Терентий! А за мужиком кто бежит?

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Жеребенок.

— Терентий, Терентий! А какой у него хвост-то?

— Ну так прощай, Терентий, мне дома недосуг!

2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Логопед: А теперь, давай поиграем с нашими пальчиками. Сначала я покажу, а потом попробуем вместе.

В одном доме (развернутые книзу пальцы опускается на стол) с большой крышей («Крыша»)

Жил зайчик («Заяц»)

Утром он запускал кораблик в речке («Кораблик»)

А вечером закрывал дверь в своем доме («Дверь») и ложился спать («Спать»).

3. Стихотворение с мячом.

Цель: Координация речи с движением. Закрепление ритма движения и слова.

Логопед: А теперь давай поиграем с мячом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

Вот так! Вот так!

4. Пересказ сказки «Теремок»

Цель: Развитие правильного, спокойного, слитного проговаривания, выделение интонаций, управление громкостью и тембром голоса.

Логопед: А теперь давай ты попробуешь пересказать сказку «Теремок». Сначала я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной, а затем буду задавать тебе вопросы, а потом уже попытаешься сама пересказать сказку.

Пролетая по лесу, увидела муха теремок. Постучалась, а нет там никого. И стала она там жить. Пробегала мимо мышка. Постучалась:

— Это, я, муха-цокотуха, а ты кто?

— Это я, мышка-норушка, пустите меня жить к себе.

Постучалась к ним и лягушка-квакушка, они и ее пустили к себе жить. Пробегал мимо зайчик-попрыгунчик и решил постучатся:

— Терем-теремок, кто в теремочке живет?

— Это мы – муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, давай и ты к нам жить.

Скоро стали жить они впятером: муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, да петушок-золотой гребешок.

Однажды мимо проходил медведь — косолапый. Он тоже постучался в теремок.

— Терем-теремок, кто в теремке живет?

— Это мы — муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, петушок-золотой гребешок.

— Пустите меня тоже к вам жить.

Пустили и его жить. Залез медведь косолапый на крышу, не выдержал теремок, да развалился. Тогда построили они новый теремок: большой и красивый. Стали жить-поживать, да добра наживать.

III. Заключительная часть.

Цель: Развитие лексико-грамматической структуры языка, слитности, плавности, выразительности речи.

Повторить дома новый диалог.

Характеристика заикающегося ребенка.

Заикаться начала пол года назад. Родители жалуются на быструю утомляемость, рассеянность внимания, тревожность. Низкая степень фиксированности на своем дефекте. Ребенок без особого клинического своеобразия, с легкой формой клонического заикания.

kokarevala.narod.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО МЕТОДИКЕ
УСТОЙЧИВОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ.

(первый год обучения)

Составила учитель – логопед

Смирнова Татьяна Валентиновна

МДОУ №13 г. Рыбинск

  1. Закреплять навыки плавной речи с движениями пальцев ведущей руки в различных ее формах.
  2. Расширять возможности диафрагмально-реберного
  • Совершенствовать умение произносить гласные до шести звуков на одном выдохе
  • Упражнять в умении соблюдать речевые паузы
  • Совершенствовать технику выразительных движений, координацию слога и ритмизированного движения
  • Развивать длительный речевой выдох.
  • Развивать мягкую голосоподачу и слитное голосоведение
  • Развивать просодические компоненты речи (высоту, силу голоса, темп речи, интонационную выразительность).
  • 10. Воспитывать смелое речевое поведение

    ОБОРУДОВАНИЕ: пособия на поддувание на каждого ребенка,

    картины с различными звуками,

    таблица с упражнениями Петера Губерина,

    шапочки для инсценировки стихотворения.

    Разучивание стихотворения «Шутка» В.Викторова

    Дима – следить за мягким и плавным входом в речь

    Вика – длительный речевой выдох

    Катя – соблюдать речевые паузы

    Вика – передавать при помощи интонации различные эмоциональные состояния

    1. Организационный момент:

    Я вас видеть рада.

    Может быть друг другу

    Мы протянем руки.

    Солнышко в ладошке,

    Так бывает в детстве,

    Потому что в детстве

    Много солнца в сердце.

    Сегодня на занятии мы отправимся в волшебное путешествие по реке «красивой речи». Вы будете моряками, а я вашим капитаном. Слушайте меня внимательно, все запоминайте и за мной повторяйте.

    2. Развитие координации и ритмизации движений.

    Расскажи стихи руками.

    Я на мостике стою, и бинокль в руках держу

    Волны плещутся слегка качка тихая пока.

    Волны сильными вдруг стали

    И от качки все упали.

    За канат держусь я крепко

    Вдруг сорвало ветром кепку.

    Я ловить рукою стал

    Чуть с мосточка не упал.

    Моряки повторяйте мои команды.

    Гимнастика Петера Губерина.

    И – ХОП – ТА – НА – СА

    Для того чтобы надувались паруса на корабле, нужен воздух и ветер. Вот и нам для речи нужен воздух.

    Летит снежинка белая,

    Такая чистая, такая смелая. Дети дуют на снежинки: спокойно и

    Какой свежий воздух на речке. Давайте подышим.

    «Дотянись до носочка» Наклон вниз – резкий выдох ффф

    Чтоб на спинке покататься Поддягиваем ноги к груди – выдох со

    Надо в мячик превращаться. звуком ффф

    Крутить педали не легко, На каждое движение ногами выдох

    Если ехать далеко. со звуком ффф

    Лежа и стоя положить руки на живот.

    Вот мы шарик надуваем, Сделать глубокий вдох через нос

    А рукою проверяем. (живот вперед), свободный выдох

    Шарик лопнул – выдыхаем, (живот назад).

    Наши мышцы расслабляем.

    Жук, жук, пожужжи. Руки в стороны – вдох,

    Где ты прячешься, Опускаются вниз – выдох

    Скажи. Со звуком «ж»

    Гуси, вы гуси Медленный наклон вперед —

    Красные лапки на выдохе «га», выпрямляются –

    — Ребята у настоящих моряков речь плавная и слитная.

    «Плавно, слитно льется ваша речь, так вода умеет течь».

    Ручки растираем и разогреваем

    И теплом лицо свое мы умываем.

    Грабельки сгребают все плохие мысли.

    — Постукиваем лоб пальцами от середины к вискам. Тянем звук «м»

    — Постукиваем от спинки носа к ушам. Тянем звук «м» или «н»

    Губки разминаем, чтобы улыбались.

    — Постукивать кончиками пальцев надгубное пространство. Тянем на выдохе звук «в».

    — Постукивать под нижней губой. Тянем звук «з».

    По грудке постучим мы.

    — Постукивать верхнюю часть грудной клетки. Тянем на выдохе звуки «м» или «ж».

    И по шейке вниз к плечам стекаем.

    Упражнение на снятие напряжения с мимических и артикуляционных мышц.

    Пальчики нажимают за ушами и отпирают ротик.

    «даом», «гаом», «баом», «маис».

    Ребята, нам пришли письма, но они не написаны, а нарисованы.

    В первом письме колыбельная песня. Давайте ее споем а-а-а-а.

    В следующем письме нарисован катер.Давайте подадим сигнал

    Тихо у-у-у, громко у-у-у. Коротко у у у, долго у____________.

    А теперь давайте мы пошлем всем приветы.

    Пропевание звуков с жестами, ниточкой, рукой. (все вместе)

    Пропевание звуков с разной интонацией. (по одному)

    Упражнения с пробками.

    Проговаривание в разном темпе, с разной силой голоса: тихо, громко; с перестановкой логического ударения.

    « У Сени и Сани в сетях сом с усами».

    6. Работа над навыком плавной речи. Стихотворная речь.

    Элементы аутотренинга. Звучит музыка.

    «Сели удобно и спокойно, глазки закрыли. Слушаем звуки музыки.

    Почувствовали свои пяточки, животики, тяжелые руки. Я спокоен/5, все мое тело спокойное. Дыхание ровное и спокойное./5

    Я вдыхаю покой и выдыхаю покой /5.

    — Моряки любят и пошутить. Давайте вспомним и расскажем стихотворение «Шутка» (рассказывание с жестами, с рукой по ролям). Я хочу вам напомнить правило: при разговоре надо смотреть на того с кем говоришь.

    «Мальчик к доктору идет:

    — У меня болит живот.

    — Я персик ел, он зеленый не дозрел.

    Доктор капли дал для глаз:

    — В день пускай по десять раз,

    Может лучше, разберешь

    Что ты в рот себе кладешь».

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по реке красивой речи? Подумайте и расскажите полным ответом, что вам понравилось на занятии.

    Логопед отмечает положительные стороны в работе каждого ребенка.

    1.Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников/ Под ред. В.И.Селиверстова. – М.,2004.

    2.Андронова Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993.

    3.Бахматова З.Н., Фридрих И.А. Плавно, медленно, красиво… — М., 2010

    План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме:

    Конспект интегрированной НОД для детей с невротическим заиканием

    Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

    Средняя группа, невротическая форма заикания

    Тема: развитие сопровождающей формы речи в процессе ручной деятельности (аппликация флажка)

  • Формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела
  • Формировать длительность и плавность речевого выдоха
  • Воспитание темпа, ритма и плавности речи
  • Развитие, вопросно-ответной, сопровождающей формы речи с помощью зрительной опоры
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие координации речи с движением
  • Закрепление навыка вопросно-ответной формы речи
  • Закрепление навыка сопровождающей формы речи
  • Знакомство с технологией создание флажка
  • Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе
  • Формирование положительной мотивации к занятиям
  • Оборудование: шарики, легкие предметы (пушинки), картинки для артикуляционной гимнастики, красные листочки прямоугольной формы, клей, ножницы, деревянные палочки.

    Здравствуйте ребята! Давай те начнем наше занятие!

    Сейчас я вам буду читать стихи, а вы закроете глаза. Начинается «Волшебный Сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончиться, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!».

    Внимание наступает «волшебный сон»…

    Мы спокойно отдыхаем…

    Наши руки отдыхают…

    Ноги тоже отдыхают…

    Шея не напряжена И расслаблена…

    Губы чуть приоткрываются…

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Всем открыть глаза и встать!

    2. Общая моторная зарядка

    Упражнения на расслабление:

    Встаньте в круг, руки опустите вдоль туловища:

    • правое плечо поднять к правому уху, «бросить» (опустить в исходное положение), левое плечо к левому уху, бросить, оба плеча поднять, а затем бросить.
    • голову опустить на грудь, затем медленно под счет от 1-4.
    • руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросит вдоль туловища (все под счет 1-4)
    • расслабленными руками имитировать движения, как при полоскании белья
    • поднять ногу, колена на уроне бедра, левое – правое попеременно
    • согнуть туловище, руки повисли как плети, медленно подняться
    • 3. Речевая зарядка

      Формирование нижне-диафрагмального дыхания

    • Надуйте и сдуйте шарики
    • Сдувание и поддувание легких предметов

    С тренировкой диафрагмального дыхания одновременно проводятся голосовые упражнения:

  • Вдохните и выдохните, контролируя рукой живот, затем на выдохе произносите звук -а-
  • Поочередно тянуть гласные -а-, -о-, -у-, без паузы один звук переходит в другой
  • -а- громко, -у- тихо, -о- умеренно
  • Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата, и переключаемости с одного движения на другое:

    Язычок на спортплощадке

    Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

    Хотя это нелегко,

    Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

    К подбородку близко.

    Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

    Ловко сделал мостик,

    Вниз запрятал хвостик.

    Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

    А теперь Язык, как мячик,

    За зубами сверху скачет.

    Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

    Поспешил на ипподром,

    На лошадку сел верхом.

    Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

    В гриб на ножке превратился.

    Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

    Язычок теперь гимнаст.

    Закрутился вверх у нас.

    Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.

    А сейчас он развернулся,

    Лег и в трубочку свернулся.

    Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

    Язычок чуть-чуть устал.

    Он спокойно полежал.

    Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

    Борьба с трудными звуками

    И – ПРИ- ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ

    Я – ПРЯ – ПРЯМОУГОЛЬНИК- ПРЯМОУГОЛЬНИК-ПРЯМОГУЛЬНИК

    Е – ТРЕ – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК

    4. Координация речи с движениями

    В бутылку с водой

    И прутик вишнёвый

    Я ночью тихонечко

    И в банку с водою

    Что, если кистями

    Вдруг вырастет знамя

    Но мама увидела

    Пришла и сказала:

    — Не вырастет! Нет! —

    Ты, сын, не грусти!

    Ты лучше — ка сам

    Вот станешь, как папа, —

    И знамя большое

    В руках понесёшь.

    Читается стихотворение и отбивается ритм, карандашом по столу, или хлопками с ладошки.

    5. Речевая работа

    Сейчас мы с вами сделаем бумажный флажок на палочке. Я раздам красные листочки прямоугольной формы. Па предыдущем занятии мы учились складывать бумажные листочки пополам. Сделайте это сейчас (в процессе работы логопед задает вопросы каждому ребенку):

    Катя, что ты делаешь сейчас? (складываю бумагу пополам)

    Какого цвета бумага? (красного)

    Какой формы листочек? (прямоугольный)

    Теперь склеим обе половинки. Смотрите дети, я мажу клеем одну половинку. Я намазываю клей аккуратно, понемножку. Теперь вы делайте так же.

    Таня, что ты делаешь? (мажу клей на одну половинку)

    А теперь, Андрей скажи, что ты делаешь, но, не повторяя слова Тани? (я мажу клей вот здесь)

    — а ты Илья (я мажу половинку листочка клеем)

    Сейчас я покажу, как приклеить флажок к палочке. Смотрите внимательно. Теперь тоже самое сделайте со своим флажком.

    Что ты сейчас делаешь со своим флажком? (я его прикрепляю к палочке), (я прикрепляю свой флажок к палочке)

    Молодцы, покажите свои флажки друг другу.

    Теперь положите руки на парты, глубоко вдохните и выдохните.

    6. Домашняя работа

    Ребята, дома вы проделаете снова эту работу, и научите своих родителей создавать такие же флажки. А так же подумайте, найдите дома, какие есть еще флажки, и расскажите нам о них.

    Все хорошо сегодня занимались, флажки получились красивые. Мы дальше будем учиться аккуратно, выполнять поделки, и помогать друг другу.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели:Активизировать словный запас.

    Данный конспект индивидуального логопедического занятия содержит в себе, кроме материала непосредственно по автоматизации звуков [с] и [л], материал по использованию различных игр в речевой работе с д.

    Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме «В гости к нам зима пришла».

    Формирование готовности к школе — одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения.

    Конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста с ОВЗ: « Дружные ребята».

    Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат.

    Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»

    познакомить со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

    тренировать речевое дыхание;

    формировать умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание по распознаванию цвета предметов;

    развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас;

    способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости;

    закреплять навык свободной от запинок речи на этапе вопросно-ответной формы речи;

    работать над плавностью речи, темпом, ритмом;

    развивать фонематический слух;

    развивать координацию общую и мелкую моторику;

    закреплять навык релаксации по контрасту с напряжением;

    формировать навыки самостоятельной речи.

    Зеркало, макет цветик — семицветик, изображения облаков, свеча, изображение контура свечи на листе бумаги, цветные прямоугольники, разноцветные кружки с цифрами, игрушка – пианино, бумажные бабочки на верёвочках.

    Логопед: Посмотри, какие интересные облака над нами. Вот спустилось к нам необычное облачко.

    Логопед читает стихотворение:

    С ребёнком перед зеркалами выполняют мимические упражнения согласно тексту и картинкам (облакам).

    Вот облачко весёлое

    Смеётся надо мной:

    — Зачем ты щуришь глазки так?

    Какой же ты смешной!

    Авот другое облачко

    Его от мамы ветерок

    Вдруг далеко унёс.

    И вдруг по небу грозное

    И кулаком громадным

    Сердито мне грозит.

    А маленькое облачко

    Над озером плывёт,

    И удивлённо облачко

    Логопед: Прежде чем мы с тобой перед тем к основной части занятия нам необходимо расслабится и поэтому мы сейчас, поиграем с тобой в игру «Волшебный сон». Закрыв глаза, внимательно слушай и про себя повторяй мои слова и выполняй мою инструкцию.

    Мы спокойно отдыхаем…(Два раза)

    Сном волшебным засыпаем…

    Наши руки отдыхают…

    Ноги тоже отдыхают…

    Шея не напряжена

    Губы чуть приоткрываются…

    Все чудесно расслабляется. (Два раза)

    Длительная пауза. Ребенок выводится из «Волшебного сна»:

    Мы спокойно отдыхали.

    Сном волшебным засыпали…

    Громче. Быстрее. Энергичнее:

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Открыть глаза и встать!

    Логопед: Все закончилась игра. Ты немного отдохнула, успокоилась, расслабились твои руки, ноги, все тело. А также расслабились губы и нижняя челюсть.

    Логопед: Сегодня, я тебе расскажу замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик Семицветик».

    Итак, сказка начинается. Жила — была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака. И, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.

    — Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

    Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг. Откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик — семицветик, примерно такой, как этот. (Показ цветка) Старушка подарила девочке цветик — семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток,

    Возвращайся снова в круг.

    Лишь коснёшься ты земли,

    Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И этот тотчас сделается.

    Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала: (Слова)

    Вели, что бы я была дома с баранками!

    Логопед: И начиная с этого места, я позволю себе внести изменения в сказку.

    Но наш цветик – семицветик не сразу будет выполнять желания девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка.

    Логопед: И так начинаем наш путь по сказке.

    Ребёнок отрывает от цветка лепесток и произносит слова:

    Через север, через юг,

    Быть, по-моему вели.

    Логопед: А сейчас переверни лепесток и прочитай, что на нем написано. Загадочный .

    Это означает, что ты должна угадать предмет по описанию сочетания цветов.

    Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа )

    Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )

    Белая морковка зимой растет. (Сосулька )

    Логопед : Молодец. Отгадала все загадки.

    И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!

    Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку. Но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.

    Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала.

    Логопед : И так отрывай красный лепесток. И прочитай его название. Радужный .

    Это означает, что тебе нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Вспоминается предложение подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

    (Выкладывает прямоугольники по цветам ).

    Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

    Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинках. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.

    — И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамомделешном. – оторвала синий лепесток и сказала.

    Логопед : Снимай синий лепесток. Прочитай, как он называется Вычислительный .

    Задание: «Расшифруй и реши пример». Пользуясь кодом, нужно заменить разноцветные кружки соответствующими цифрами и решить получившиеся примеры.

    И девочка оказалась на Северном полюсе. Как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась. Заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Как на водосточной трубе.

    Не помня от страха. Девочка схватила обледеневший пальчиками цветик – семи цветик, и вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи… (Проговаривание слов)

    Вели. Чтобы я снова оказалась в своем дворе!

    Логопед : Снимай зеленый лепесток и прочитай, что на нем написано. Воздушный .

    Задание: — Обведи карандашом контур по точкам, и ты узнаешь, какой предмет изображен.

    Ребенок проводит карандашом по точкам.

    Логопед попутно задаёт вопросы:

    Какого цвета у тебя карандаш?

    В каком направлении ты соединяешь точки?

    В какую сторону свернул карандаш? И т.д.

    Какой предмет получился? (Свеча)

    Логопед: Эта свеча нарисована на листе, а с помощью волшебных слов мы её можем превратить в настоящую. Закрой глаза и произнеси волшебные слова:

    В это время логопед ставит на стол зажженную свечу.

    Логопед: Открой глаза и посмотри, что произошло. Давай подуем на огонёк, чтобы он затанцевал. Будем дуть посильнее — огонёк будет вальсировать, подуем слабее — огонёк будет танцевать тихонько.

    (Ребёнок выполняет упражнение)

    Логопед: И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили. Что она была на настоящем северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор.

    Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска. У кого мячик, у кого прыгалка у кого велосипед. Тут Женя взяла такая досада. Что она оторвала оранжевый лепесток и сказала…(слова) вели, чтобы все игрушки. какие есть на свете, были мои!

    Логопед: И ты сними оранжевый лепесток. И прочитай, как он называется. Музыкальный .

    Сейчас мы будем сочинять коротенькие мелодии. Я играю, а ты повторяешь. Начнем с клавиши обозначенной буквой … (ребёнок называет букву на клавише. Задание выполняется 5 раз.)

    Вот какие у нас получились необычные мелодии.

    Логопед: Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

    — Довольно, довольно! И в ужасе закричала. Женя, хватаясь за голову.

    – я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь..

    – И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток. Кинула и быстро сказала…

    Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!

    Логопед: Сорви фиолетовый лепесток. Как он называется, прочитай. Дыхательный .

    Задание: Подуть на бабочек и сказать на выдохе другое название цветов, которые мы сегодня не называли на занятие (Например: васильковый, бирюзовый, малиновый и т.д.)

    И тотчас все игрушки исчезли.

    Посмотрела Женя на свой цветик и видит, что остался всего один лепесток.

    — Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего! Впредь умнее буду.

    Логопед: А на что бы ты потратила последний лепесток?

    Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы. Если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей. И он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», — сказал Витя.

    — Ах, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голосом, дрожащим от счастья…(слова)

    Вели чтобы Витя был здоров!

    Логопед: Сними последний лепесток и прочитай, что на нем написано Сказочный .

    Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Синяя борода, !Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

    И в туже минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

    Логопед: Скажи чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.)

    Логопед: Вот и закончилось наше путешествие, Ты очень хорошо справилась со всеми заданиями. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями.

    Занятия с заикающимися.

    1 этап

    Занятие № 1, 2, 3 . Расслабление мышц рук.

    Цель: Обучать расслаблению рук, фиксируя внимание на приятном состоянии расслабленности.

    1. Сесть на стул, опереться о спинку. Руки на колени, расслабиться.

    Есть у нас игра такая –

    Очень лёгкая, простая:

    Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье….

    И становится понятно:

    Расслабление – приятно!

    1. Упражнение «Кулачки»

    Сжать пальцы в кулачок покрепче. Чтобы косточки побелели.

    Вот как напряглись ручки. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрями ручки. Вот и расслабились ручки. Легко, приятно стало. (упражнение выполнить 3 раза).

    Спокойный вдох – выдох, вдох – выдох.

    Большой палец с силой прижимаем к остальным:

    Пальчики сильней сжимаем- отпускаем, разжимаем.

    Приподнять и уронить расслабленную кисть ребёнка.

    Отдыхают пальчики.

    1. Упражнение «Олени».

    Представим, что мы олени. (поднять скрещенные руки над головой, широко расставив пальцы) Вот такие рога у оленя! Напряги руки! Руки стали твёрдыми как рога у оленя. Трудно держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают.

    Вдох – выдох, вдох – выдох.

    Посмотрите: мы олени, рвётся ветер нам на встречу!

    Ветер стих, расправим плечи,

    Руки снова на колени, А теперь – немного лени…

    Руки не напряжены, И расслаблены…

    Взрослый лёгким движением пальцев проводит по руке ребёнка от плеча до кончиков пальцев.

    Дыхательное упражнение «Задуй свечку»

    Спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через (через рот) на свечку, произнося шепотом Ф – Ф – Ф.

    Упражнение повторять по 3 раза 4 раза в день.

    Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса

    Логопед . Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя .) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий. )

    Упражнение «Штанга» (рис. 7, 8). Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища , рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

    Мы готовимся к рекорду,

    Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

    Рис. 6.

    Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться .)

    Крепко держим...

    Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

    – И бросаем! (Упражнение повторяется три раза. )

    Наши мышцы не устали –

    И еще послушней стали!

    Нам становится понятно:

    Расслабление – приятно.

    Упражнение «Кораблик» (рис. 10, 11). Логопед . Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола .) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена .) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

    Дышим попеременно

    И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 - вдох и выдох через нос; 2 - вдох через нос, выдох через рот; 3 - вдох через рот, выдох через нос; 4 - вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 - вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 - вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 - вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

    Рыбки

    Оборудование: 2-3 яркие бумажные рыбки.

    * * *

    На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

    Логопед . Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

    Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.


    Заикание (логоневроз) - это вид речевого расстройства, при котором невозможно беглое слитное произнесение слов. В зависимости от речь может искажаться – от незначительных повторений отдельных слогов до полной невозможности произнести слово до конца.

    Заикание чаще всего обусловлено психо-эмоциональными причинами, но может вызываться также травмами, инфекционными и органическими поражениями.

    Чем раньше обнаружено расстройство и чем своевременнее начато его лечение (как , так и гимнастика от заикания), тем благоприятнее прогноз. Ниже мы разберем, какие упражнения можно рекомендовать для преодоления заикания.

    Виды упражнений от заикания

    Важно! Поскольку при логоневрозе нарушена, в основном, ритмически-дыхательная составляющая речи, необходимо подбирать комплекс упражнений от заикания, целенаправленно избавляющих от этого дефекта.

    Различают следующие виды тренировок:

    • голосовые упражнения (основная цель - научиться не бояться говорить, уметь управлять своим голосом);
    • артикуляционные упражнения - помогают укрепить мышцы губ, языка для более четкого произнесения слов;
    • - направлены на регулирование дыхания в процессе речи, укрепление диафрагмы);
    • мышечная гимнастика - укрепляет мышцы резонаторной системы, диафрагмы;
    • ритмические упражнения - направлены на развитие ритмической стороны речи.


    Мышечная гимнастика

    Как уже было отмечено, в основе логоневроза часто лежат эмоциональные нарушения. Они откладывают отпечаток не только на речевую деятельность, интонацию голоса, но и на мышечный каркас: формируются так называемые мышечные зажимы, которые, в свою очередь, лишь усугубляют положение. Заикающийся человек не может как следует перевести дыхание, в постоянном напряжении находятся мышцы шеи, горла, плечевого пояса. В комплексную терапию заикания необходимо включать упражнения, снимающие излишнее мышечное напряжение:

    1. Попеременное напряжение и расслабление разных частей тела.
    2. Задержка дыхания на 20-30 секунд – развивает легкие и активизирует кровоток, улучшает мышечную силу.
    3. Выпячивание живота, как мячик.
    4. Различные элементы из йоги (подойдут взрослым).
    • Произнесение гласных нараспев.
    • Пение в любых видах.
    • Проговаривание слова с разной интонацией.
    • Имитация голосом различных звуков (пение птиц, стук мячика об пол, цокот копыт и пр.).


    Ритмическая гимнастика

    Логоритмика при заикании часто нарушена. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс:

    1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
    2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен.
    3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а пациент должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

    Есть ли противопоказания к упражнениям по исправлению заикания?

    Как таковых, общих противопоказаний к проведению упражнений от логоневроза нет. Поскольку зарядок существует достаточно много, всегда можно выбрать ту, которая больше нравится и не вызывает дискомфорта. Например, если у ребенка проблемы со спиной, то упражнения «Кошка» и «Насос» можно заменить на другие дыхательные практики, где не требуется активных наклонов туловища.

    Избавление от логоневроза - процесс длительный. Следует понимать, что при работе с детьми, особенно младшего возраста, большое значение имеет занимательность занятий. Ребенок не должен скучать и чувствовать себя, как на допросе, или думать, что его принуждают. Важна доброжелательная обстановка, хорошее общее самочувствие.

    Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, если он этого не хочет, так можно лишь усугубить расстройство. Не рекомендуется также выполнение зарядки в ущерб полноценному отдыху или общению с другими детьми: занятия нужно проводить максимально естественно и как бы мимоходом, играя.

    Желательно использовать веселые песенки, потешки; выполнение нужно сопровождать любимыми игрушками. Артикуляционную зарядку необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать, насколько правильно он все делает («Давай поиграем в рожицы»).

    Важную роль играет и систематичность занятий. Хорошо бы незаметно ввести упражнения в ежедневный ритуал ребенка, например, при чистке зубов делать еще и дыхательную гимнастику, при купании - мышечную и т. п.

    Важно, чтобы ребенок привык к повторяющимся действиям, и не нужно было его каждый раз усаживать принудительно.

    Внимание! Результаты при лечении логоневроза наступают не ранее, чем через 2-3 месяца при условии постоянных ежедневных тренировок. Важно набраться терпения и четко соблюдать периодичность занятий. Необязательно проходить лечение только у логопеда, домашняя гимнастика от заикания также принесет положительный результат и поможет закрепить достигнутый эффект.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!