Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Описание хатха йоги, чем она полезна и что дает? Хатха-йога: теория, практика и мифология

12.06.2017

Хатха-йога (в переводе с санскрита принудительное или усиленное слияние) – одно из направлений йоги, сформировавшееся в X-XI веках. В некоторых источниках хатха-йога рассматривается как подготовительный этап, подготавливающий к практике раджа-йоги. Другие источники описывают хатха-йогу, как целостную систему, позволяющую достичь конечно цели йоги – освобождения.

История происхождения

По некоторым легендам учение хатха-йоги передал людям Шива. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру (учителя) в парампаре (линии передачи знаний).

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X-XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Горакша-паддхати, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.).

Лекция Ильи Журавлева знакомит слушателей с современными школами хатха-йоги в Индии. В лекции рассматриваются основные учителя йоги, которые пытались популяризировать ее среди населения Индии и за рубежом. Школы хатха-йоги, основанные выдающимися индийскими учителями 20-века – Свами Шиванандой, Свами Сатьянандой, Дхирендрой Брахмачари, Шри Тирумалаем Кришнамачарьей и его знаменитыми учениками, каждый из которых пошел своим путем – Шри Паттабхи Джойсом, Шри БКС Айенгаром, Шри ТКВ Дешикачаром, Шри Шриватса Рамасвами.

Хатха-йога книги

Древнейшим уцелевшим классическим текстом, в котором описаны и систематизированы многие практики хатха-йоги, является . Ее автор Свами Сватмарама был последователем Горакшанатха.

Хатха-йога активно развивалась в XVII-XVIII веках. К этому времени относят такие книги, как: , написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; Йога-карника автора Агхорананды; Хатха-санкета-чандрика, приписываемый Сундарадэве и др. Также ориентировочно к XVIII веку относится — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги.

Хатха-йога Прадпика, Гхеранда-самхита и Шива-самхита считаются главными классическими трактатами по хатха-йоге.

Практики хатха-йоги

Практика хатха-йоги включает в себя шаткармы (практики внутреннего очищения), асаны (позы йоги), мудры (практики запечатывания и перенаправления течения тонкой энергии в теле), бандхи (замки), и пранаямы (дыхательные упражнения, контроль за дыханием), а также элементы пратьяхары (отвлечение ума от чувств и внешних объектов), дхараны (концентрации) и дхьяны (медитации). Во всех практиках есть элементы работы с. Также для практикующего предписывается соблюдение ям (общих нравственных требований) и ниям (правил индивидуального поведения).

Яма и нияма

Яма и нияма – этические принципы хатха-йоги. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в . Яма – этические заповеди, являющиеся правилами поведения для общества и для отдельного человека. Они таковы: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неворовство), брахмачарья (воздержание), апариграха (нежелание чужого). Нияма – это правила индивидуального поведения. Патанджали перечисляет пять ниям: шауча (чистота), сантоша (удовлетворенность), тапас (рвение или аскетизм), свадьхяя (изучение Я), Ишвара рпнидхана (преданность Богу).

Шаткармы

Шаткарма (в переводе с санскрита: шат - шесть, карма - действие) - общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах Хатха-йога-прадипика и Гхеранда-самхита:

  1. Дхаути- набор техник очищения пищеварительного тракта;
  2. Басти - метод промывания и тонизирования толстой кишки;
  3. Нети - набор методов промывания и очищения носовых проходов;
  4. Тратака - практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы;
  5. Наули (Лаулики) - способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
  6. Капалабхати - методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник.

Асаны

Асана - устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся. Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть стхирам (устойчивой) и сукха (легкой). Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.

В древних текстах описывается небольшое количество асан. В Хатха-йога Прадипике их 16, в Гхеранда-самхите - 32. Асана дает устойчивость, здоровье и неподвижность. Асаны – это не просто гимнастические упражнения, это позы. Устойчивая и приятная поза порождает умственную уравновешенность и препятствует непоследовательности мыслей. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определенное внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.

Лекция Ильи Журавлева познакомит слушателей с историей развития практики асан в древней и современой йоге. Из лекции вы узнаете об особенностях практики йоги в древности и в современном мире. В современной йоге стимулом для практики является поддержание здоровья, в отличие от древней традиции, где целью было достижение самадхи. Эти изменения связаны с изменением социальных условий жизни, что привело к необходимости популяризации йоги среди широких масс населения и адаптации практики под них.

Пранаяма

Пранаяма (в переводе с санскрита контроль или остановка дыхания) - управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием. Упражнения пранаямы применяются для очистки тонкого тела и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).

Мудры и бандхи

Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова - «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». В Хатха-йога Прадипике сказано, что целью практики мудр и бандх является пробуждение и поднятие энергии кундалини.

Хатха-йога

На сегодняшний день хатха-йога наиболее популярный стиль йоги, который практикуется множеством людей разных возрастов и социальных групп во всем мире. Многие люди выбрали для себя, именно этот путь йоги, потому что здесь можно быстро заметить результаты – от улучшения здоровья и общего самочувствия до повышения стрессоустойчивости и раскрытия творческих способностей.

Но не верно думать, что раз хатха-йога настолько популярна, значит это – простой путь, идти по которому сможет каждый. Хатха-йога требует, в первую очередь, дисциплины и внутренней решимости, потому что результаты приходят в случае регулярной практики.

Так же существует ошибочное мнение, что хатха-йога – это только практика асан. На самом деле хатха-йога является целостной системой, в которую также входит правильное взаимодействие с обществом, режим питания, очистительные и дыхательные техники.

Ниже приведено описание составляющих хатха-йоги и основные направления, известные на сегодняшний день в России и за рубежом.

Говоря простым языком, хатха-йога – это учение о физической и психической гармонии, особое направление йоги, изначально возникшее в Индии и в 20 веке достигшее Запада. В буквальном переводе означает “усердное единение”.

Существует и другая трактовка термина ХаТха, где “ХА” обозначает ум, ментальную энергию, а “ТХА” – прану, жизненную силу. При этом “ХА” означает солнце и мужскую мантру, а “ТХА” – луну и женскую мантру.

Следует отметить, что хатха-йоге свойственна своеобразная дуальность: эта практика акцентирует опыт дополняющих друг друга противоположностей, таких как мужское/женское, движение/статика, вдох/выдох, сопротивление/расслабление.

Историческая справка

1. Хараппская цивилизация (3300-1300 до н.э.)долины реки Инд, одна из трёх наиболее древних цивилизаций наряду с древнеегипетской и шумерской даёт нам примеры использования асан.

2. Индская цивилизация Мохенджо-Даро (ок. 2600г до н.э.) так же была знакома с хатха йогой. Археологи обнаружили печати с изображением персонажей, сидящих в асанах. На основании этих открытий была выдвинута теория о том, что асаны существовали задолго до того, как были принесены на север Индии арийцами и, более того, являются доведическим феноменом.

3. Хатха-йога в Индии
Хатха-йога испытала тантрические и шиваистские влияния средневековой эпохи сидхов и натхов около 12 века н.э. и является подводящей практикой к духовному освобождению, сформулированному Раджа-йогой. Особую популярность Хатха-йога приобретает в 20 веке благодаря знаменитому индийскому йогину и философу Шри Тирумалаю Кришнамачарье и его ученикам Паттабхи Джойсу и Б.К.С. Айенгару, которые и распространят её на Запад.

4. Хатха-йога на Западе
Хатха-йога в западных странах в большинстве случаев представляет собой скорее практику физических упражнений. Очень популярна в Англии, США. Во Франции первая школа Хатха-йоги была открыта в 1945 году. В Россию йога проникла в 60-е годы, как средство эффективной подготовки космонавтов, в 70-е гг. преследовалась как инакомыслие, а в настоящее время интенсивно развивается.

Интересно, что с целью предотвращения попыток запросов авторских прав на некоторые асаны (в США, например, запатентованы более 200 асан) некоторых преподавателей-оппортунистов, Индия сегодня предоставляет документацию, описывающую более 1300 асан в Traditional Knowledge Digital Library, делая таким образом эту информацию достоянием общества.

На сегодняшний день Хатха-йога является самым популярным направлением на Западе. Это обусловлено наличием сравнительно простой и практической документацией по данному направлению. Действительно, основополагающие тексты Хатха-йоги достаточно полно освещают саму практику, её цели, средства их достижения.

Классические тексты Хатха-йоги

К классическим текстам Хатха-йоги относятся 3 трактата:

Хатха Йога Прадипика – буквально “Освещение хатха-йоги”. Текст написан Свами Сватмарамой примерно в 15 веке и является древнейшим уцелевшим письменным основанием практики хатха-йоги. Текст относится к индуистской философской школе и посвящён Шиве, который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о Хатха-йоге своей Божественной супруге Парвати. На русский язык переведено 4 главы. Первая описывает принципы Ямы (сдержанность в поведении) и Ниямы (соблюдаемые ограничения), вторая освещает практики внутреннего очищения – Шаткармы и Пранаямы, третья повествует о Мудрах и Бандхах, нади и энергии Кундалини, и, наконец, четвёртая посвящается Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи.

Гхеранда Самхита – самый энциклопедичный сборник наставлений по Хатха-йоге, который описывает путь семиступенчатой йоги и разнится с чтением Махариши Патанджали в заключительных текстах, описывающих Самадхи. Создан в 17 веке йогином Гхерандой.

Шива Самхита – древний санскритский текст по классической йоге и индуистскому оккультизму, написанный неизвестным автором от лица Шивы. Считается самым всесторонним трактатом о йоге.

Основные составляющие хатха-йоги

Шаткармы – техники для очищения тела. Причиной многих болезней является накопление токсинов в организме. Эти практики приводят к удалению отходов и загрязнений, помогают поддерживать здоровье и продвигаться в освоении техник йоги.

Яма, Нияма – морально-этический кодекса йоги. Эти заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер. Следовать им необходимо любому человеку, независимо от пола и возраста, национальности. Несмотря на то, что они были сформулированы в древности их назначение в наше время чрезвычайно велико.

Асаны – это физические позы йоги. Благодаря напряжению и расслаблению мышц, мягкому массажу внутренних органов и тонизирующему воздействию на нервную систему, здоровье практикующего заметно улучшается. А многие заболевания (среди которых и так называемые «неизлечимые») могут быть значительно ослаблены и даже полностью устранены.

Пранаямы – дыхательные техники йоги и практика остановки дыхания, которые учат практикующего правильно дышать и развивают дыхательную мускулатуру. Варианты задержек дыхания расширяют кровеносные сосуды, улучшая кровообращение организма. Вследствие улучшения работы головного мозга, повышается концентрация внимания.

Мудры – это особые положения тела или частей тела (пальцы рук), которые вызывают физиологические, психические и умственные изменения в человеке.

Бандхи – представляют собой физические захваты (более детальное сокращение внутренних мышц), изменяющие внутреннее давление в организме, вследствие чего происходит перераспределение крови, активизация определённых желез внутренней секреции и праны.

Основные направления хатха-йоги

Аштанга-виньяса йога

Динамическое направление хатха-йоги. Где каждое статичное положение – асана – межуется с динамической связкой – виньясой. В практике используется специальное разогревающее дыхание – уджайи и концентрация на определённых частях тела – дришти.

Аштанга-виньяса йога
“If it doesn’t challenge you,
it doesn’t change you”

Аштанга-виньяса йога является одной из самых активных стилей хатха-йоги. Основатель данного стиля – Шри Паттабхи Джойс (26 июля 1915 – 18 мая 2009 г.г.), ученик Шри Кришнамачарьи, пандит, знаток вед и санскрита. Около 40 лет по наставлению махараджи Кришнамачарьи Джойс преподавал йогу в Университете санскрита в Майсоре, который он окончил, возглавив факультет йоги. Преемником его учения он оставил своего внука Шарату Рангасвами.

Основу метода Шри Паттабхи Джойса составляет сочетание учения его гуру, тибетских традиционных практик и знание древних священных текстов сутр.

«Аштанга» с санскрита означает «восьмиступенчатая» или «восемь основ». Включает в себя следующие восемь ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.

«Виньяса» переводится как «дыхательно-двигательная система упражнений». Данный комплекс помогает синхронизировать движение в асане вместе с дыханием и удержанием замков (бандх). Такая техника способствует усилению жара в теле, потоотделения, соответственно, очищению организма от токсинов и шлаков на физическом уровне, на тонком плане происходит усиление концентрации внимания, формирует навык «присутствия здесь и сейчас», успокоение ума и очищение сознания. В результате упорной и регулярной практики укрепляются все группы мышц, увеличивается гибкость тела, повышается стрессоустойчивость, очищаются каналы энергетических потоков (нади), по которым прана (жизненная энергия) может подниматься вверх по сушумне (центральному каналу).

Таким образом, Аштанга-виньяса йога – это динамическая практика, состоящая из комплекса последовательных упражнений, связанных между собой динамическими виньясами, выполняемых вместе с уджайи-пранаямой, бандхами и концентрацией на определенных точках (дришти).

Существует 6 базовых уровней (предполагается, есть и 7-й). Считается, когда ученик достигает заметных успехов в практике, гуру открывает секреты, которые нельзя найти в общедоступной литературе. Каждый уровень содержит в себе асаны, которые делают вызов силе и крепости духа. Это является ключевым моментом в аштанга-йоге: Джойс считал, что йогу не надо подстраивать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, стремиться укреплять свой дух и развивать тело, развивая свое тело посредством усложнения асан по мере их освоения. «Подгонять традиционные, тысячелетние методики под ограниченные возможности учеников - значит снижать планку самого этого искусства», - считал Шри Паттабхи Джойс.

Укрепление тела, усиление концентрации внимания и соблюдение морального кодекса йогов (принципы ямы-ниямы) – это лишь первые ступени аштанга-йоги, готовящие практикующего йога к более высшей ступени – глубокой медитации, где конечной целью является достижение Абсолюта, слияние с Высшим, вечного блаженства, т.е. самадхи или Просветления.

Таким образом, аштанга-йога – это не просто активная и силовая практика с телом, но и комплексная работа на всех уровнях: физическом, ментальном и духовном.

Данный вид йоги рекомендуется для практикующих среднего и выше уровня подготовки, т.к. требует хорошей физической подготовки. Тем, кто перенес серьезные травмы или заболевания, а также испытывают трудности с концентрацией внимания рекомендуется начать практику с простых стилей йоги, например, йоги Айенгара.

Для того, чтобы стать сертифицированным учителем аштанга-йоги, нужно учиться 10 лет в Майсоре. По первым 5 базовым уровням сняты фильмы западных последователей Джойса: Дэвида Свэнсон, Ричарда Фриман, Тима Миллер, Лино Миелле, а также внука Паттабхи Джойса – Шарата Рангасвами.

Йога Айенгара

Одно из наиболее распространенных направлений хатха-йоги, статический стиль. Система создана Б. К. С. Айенгаром, современным учителем йоги из Индии, который разработал методику, адаптирующую асаны хатха-йоги для людей любого возраста и физического состояния. Это достигается за счет использования пропсов – различных приспособлений, например, специальных кирпичей, подушек, скамеек и т. п., с помощью которых можно облегчить и сделать более безопасным выполнение той или иной позы.

Йога Айенгара имеет терапевтическую направленность. Основное внимание уделяется выполнению статических поз – асан, которые выдерживаются учеником по несколько минут. Обучающиеся детально изучают работу асаны, представленных в программе, вплоть до работы каждой мышцы, что гарантирует безопасность практики. Занятия поделены на уровни по степени сложности. Инструкторы, преподающие йогу Айенгара, проходят строгую многоуровневую систему обучения и сертификации.

Йога Айенгара

Метод получил название по имени его основоположника – Беллур Кришнамачар Сундараджа (сокращенно Б.К.С.) Айенгара. Как и Паттабхи Джойс, Б.К.С. Айенгар был учеником Шри Тирумалаи Кришнамачарьи. И если Паттабхи Джойс продолжил практиковать и преподавать йогу в стиле своего учителя (стиль в дальнейшем получил название Аштанга-йога), то Айенгар, поняв, что этот метод подходит в основном молодым и здоровым людям, стал обращать больше внимания на травмобезопасность практики йоги и ее терапевтический эффект.

Йога Айенгара имеет следующие особенности:

Длительная фиксация асан с использованием различных приспособлений (ремни, одеяла, пропсы, скамейки, стулья, валики и пр.) для обеспечения максимального комфорта во время практики. По мере регулярной практики ученик будет осваивать все более сложные варианты асан.

Детальное объяснение преподавателем геометрической отстройки асан. Определение ровности тела является важнейшим приоритетом в практике йоги Айенгара и влияет, по мнению основателя метода, не только на физическое тело, но и на психо-эмоциональное состояние.

Метод Айенгара считается универсальным, т.к. подходит практически всем – независимо от возраста, состояния здоровья и пр. С помощью различных приспособлений человек любого уровня гибкости сможет выполнить асану. В данном методе уделяется большое внимание противопоказаниям для выполнения различных асан.

Отдельное внимание в системе йоги Айенгара отведено женской практике. Существует программа для женщин во время менструации и беременности, которую гуруджи разрабатывал с помощью своей ученицы и старшей дочери Гиты Айенгар.

Шивананда йога

Направление хатха-йоги, где используется комплекс из 12-ти основных асан. Практика проходит в медитативном режиме с относительно длительной фиксацией асан. Занятия включают практику пранаям, медитативные техники, мантры.

«Йога есть соединение, Однородность, Единство
и Тождественность с Богом (Брахманом)»
Шри Свами Шивананда.

Шивананда йога – это разновидность хатхи-йоги, объединяющая в себе ключевые моменты разных направлений йогического учения. Ее основоположник – Шри Свами Шивананда (8 сентября 1887 – 14 июля 1963гг.) – индуистский духовный учитель адвайта веданты, выходец из семьи преданных шиваитов, практикующий врач, автор более 200 книг.

Личность Шивананды наложила свой отпечаток на стиль йоги. Будучи выходцем из ортодоксальной семьи, Шивананда с самого детства отличался необыкновенной добротой, любовью к ближнему, высоким интеллектом наряду с религиозностью. На протяжении всей жизни он совершал бхакти-йогу – служение и преданность Богу, помогал больным и страждущим, основал множество благотворительных фондов, а также Лесную Академию йоги и веданты (1948 г.), где любой духовный искатель мог бесплатно познавать йогическое учение.

Для Шивананды практика йоги была не менее значима, чем служение. Регулярную практику он считал необходимым условием подготовкой тела для достижения Раджа-йоги (медитации).

Отличительная особенность стиля Шивананды – это мягкий релаксационный режим, акцент на расслабление, таким образом, происходит проработка асан на глубоком уровне сознания. В своем труде «Йога-терапия» Свами Шивананда изложил описание терапевтического воздействия асан на организм.

Шивананда йога – это последовательность 12 базовых асан: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсьяасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матсиендрасана, Маюрасана, Падахастасана, Триконасана. В заключении шавасана.

Схематично выглядит следующим образом:

Основные асаны можно усложнить различными вариантами и дополнить в зависимости от степени подготовки.

В целом структура занятий выглядит следующим образом:

  • Релаксация в виде шавасаны (внутренняя настройка на занятие);
  • Пранаяма (капалапхати, анулома-вилома);
  • Сурья-намаскар (динамичная разминка);
  • Основные асаны (12 базовых);
  • Шавасана.

Шивананда йога базируется на 5 основных принципах:
1.Правильное исполнение асан.
2. Правильное дыхание. Пранаяма способствует накоплению жизненной энергии, благодаря которой человек обретает контроль над своим умом.
3. Правильное расслабление. Регулярное выполнение шавасаны помогает расслабиться физически и ментально.
4. Правильное питание. Пища должна быть саттвичной, вегетарианской, т.к. это способствует чистому воздействию на сознание, а также соблюдению одного из принципов ямы – ненасилие (ахимса).
5. Позитивное мышление (Веданта) и Медитация (Дхьяна).
Практика подходит всем независимо от возраста и уровня подготовки. Особенно рекомендуется делать практику Шивананды-йоги вечером, чтобы снять напряжение и усталость после рабочего дня.

Йога-терапия

Основной целью йога-терапии, как части практики хатха-йоги со смещенным акцентом, является восстановление здоровья. Отличительная особенность йога-терапии - это специальный подбор техник и режим их выполнения. Йога-терапия направлена, в первую очередь, на восстановление и поддержание здоровья. Занятия предназначены для людей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сердечнососудистой, эндокринной и дыхательной системами, а так же заболевания внутренних органов. Из практики йога-терапии, часто исключены предельные асаны, сильные скручивания и прогибы позвоночника, что, при уже имеющихся нарушениях позвоночного столба, может значительно усугубить положение. Работа ведется в спокойном режиме: мягкое воздействие на позвоночник и суставы, активизация дополнительного притока крови к больным органам, детальная иннервация желез внутренней секреции. Все это исключает возможность получения травм и способствует мощному омоложению организма. Дыхательные техники (пранаяма) и медитативные практики, являющиеся обязательной частью класса, способствуют улучшению работы головного мозга, раскрытию творческого потенциала и искоренению истиной причины любого заболевания.

Многие люди стали все больше уделять внимание поиску себя и духовной составляющей своей жизни. Тут на помощь приходят известные уже несколько тысячелетий практики, такие как йога, которая путем физической гармонизации приводит к совершенствованию и духовного мира. То есть достигается соответствие внешнего и внутреннего состояния человека. В этой статье мы расскажем про методы и основы хатха йоги.

Само название «хатха-йога» произошло от индийских слов «солнце» и «луна», оно раскрывает двойственность этой практики, которая позволяет гармонизировать солнечную и лунную энергию, присущую всем людям. Ее уникальность в том, что результатом становится гармоничное развитие человека, без перегибов в ту или иную сторону, и излишеств.

Изначально хатха-йога считается основой занятий любым направлением йоги

Этот вид йоги сочетает в себе физические и дыхательные упражнения, благодаря взаимодействию асан и пранаям, достигается тот самый желаемый эффект – физическая и духовная сила. Ощутив свои возможности, человек может достигнуть внутреннего спокойствия и равновесия, которого так не хватает в современном мире.

Еще одним важным элементом в хатха-йоге является взаимодействие с внутренними энергиями, в Индии эти практики получили название мудры и бандхи.

Изначально хатха-йога считается основой занятий любым направлением йоги, так как ее методы безопасны и направлены на равновесное развитие человека и создание гармоничной системы физической и духовной силы. Благодаря такой совершенной системе, этот вид практики является целостным и не требует какого-либо вмешательства, также он является идеальной базой для развития и совершенствования.

Не стоит делать вывод, что хатха-йога – это аналог гимнастики или фитнесса, это совсем не так, так как физическая форма является только ступенью для создания гармоничного и равновесного состояния, поэтому не является целью, которую любыми способами необходимо достичь. Во время практики ученики стремятся получить равновесие существующих внутри энергий.

Основы хатха-йоги

Главное условие – ничто не должно мешать выполнению асан и пранаям

Как уже было упомянуто, йога не является гимнастикой, этот вид практики даже ближе к философским течениям, потому что предполагает свои особые принципы взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

Еще в XV веке индусы создали целый трактат, посвященный практике, ее методам и основам. Так, среди них упоминаются как практические советы касательно питания, так и философские аспекты.

В Сваратма Хатха Йога Прадипика говорится о вреде переедания, общения с обычными людьми и неустойчивости своего ментального состояния, также указывается на то, что нет необходимости в строгом следовании правилам и распорядкам, так как практике способствует умение различать важные и второстепенные действия. Среди полезных действий и умений упоминаются настойчивость, упорство и отсутствие страха.

Но отдельно объясняется, что здесь нет какой-то подоплеки, причина проста – после сытной еды ученик просто не сможет заниматься и будет испытывать дискомфорт, из-за чего на занятии не получиться достичь запланированного результата.

Особых требований к одежде и инвентарю тоже нет, главное условие – ничто не должно мешать выполнению асан и пранаям, а это значит, что одежда должна быть легкой и свободной, обычно занятия проходят босиком на коврике.

Есть в хатха-йоге и важные рекомендации касательно отношения к практике и себе в целом. Так, самый важный принцип – Ахимса. Он предполагает ненасилие к себе. Это значит, что не нужно насиловать себя во время асан, если какое-либо здание недоступно вашему телу по каким-либо причинам, то не нужно издеваться над собой, нужно продолжить работу и развивать свою физическую силу для достижения желаемого результата. Во время групповых практик наставники предупреждают, что не нужно сравнивать себя с другими учениками, и гнаться за чужими достижениями, — важен ваш личный прогноз, нужно сравнивать себя не с остальными, а с собой вчерашним. Но тут важно найти тонкую грань между Ахимсой и ленью, ведь велико искушение остановиться на имеющемся уровне, и перестать работать над собой, аргументируя это ненасилием.

Для гармоничной и результативной практики нужно начать прямо здесь и оценить собственные возможности, не нужно прыгать выше собственной головы и производить на кого-то впечатление, во время выполнения асан сконцентрируйтесь на технике и осознанности всех своих действий. Сравнение с другими – главное препятствие в собственном развитии.

В этой практике есть также и этические рекомендации, соблюдение которых позволяет установить органичные отношения с окружающими людьми. Это своеобразные «10 заповедей» йоги, выполнение которых устраняет внутренний конфликт, поэтому являются внутренней потребностью, они называются «яма и нияма». К яме относится запрет на причинение вреда и на присвоение чужого, приветствуется правдивость и контроль над чувственной сферой жизни, ненакопительство. К нияме относятся чистоплотность, удовлетворенность имеющимся, простота, самоизучение и преданность Богу. Эти принципы настолько всеобъемлющие, что их познание и осознание требует длительного совершенствования и практики.

Выполнение асан

Сравнение с другими – главное препятствие в собственном развитии

Асаны – это собственно позы, которые принимают практикующие во время занятий. Их можно считать основой практики, они выполняются для повышения физической выносливости и достижения комфорта в теле, благодаря чему физический аспект не мешает во время медитаций и не отвлекает от нее.

Для начала работу над физическим телом лучше осуществлять с наставником, который сможет проконтролировать правильность выполнения и технику . Для начинающих достаточно занятий через день. В дальнейшем можно самостоятельно приступать к асанам и выполнять их чаще. Но есть комплексы, такие как Сурья Намаскар, например, которые подойдут для ежедневного выполнения.

К дыхательным упражнениям переходят только после того, как уверенно освоят асаны, обычно это занимает два-три года.

Когда ученик достигает совершенства в выполнении асан, он сам собой переходит к более осознанным дыхательным упражнениям – пранаяме.

Асаны разделяются на позы стоя, балансы, позы сидя (наклоны и скрутки), прогибы и перевернутые позы. Все они имеют свой эффект и воздействие на физическое и духовное состояние. В конце практики используются перевернутые позы, а занятие завершается шавасаной или позой трупа, которая расслабляет тело после практики и успокаивает ум. Особенно она полезна в нынешних условиях постоянного напряжения и стресса, лучшим решением этих проблем является расслабление. Но эффективна она будет и вне практики, поэтому использовать эту позу можно в любое время.

Пранаяма

Перед началом практики нужно успокоить свой ум и настроиться на продуктивную работу над собой

Пранаяма с помощью управления дыханием позволяет контролировать внутренние энергии человека . В йоге дыхание разделяется на три основные части – вдох, задержка дыхания, выдох. И именно осознанное управление этими тремя этапами и позволяет получать еще один инструмент контроля нервной системы и связующее звено между физическим и ментальным.

Наставники отмечают, что бездумная практика неподготовленными учениками может принести больше вреда, чем пользы, поэтому к этому этапу развития в практике хатха-йоги стоит относиться очень внимательно.

Даже те, кто считает себя опытным йогом, должны быть осторожны во время пранаямы, потому что чрезмерные усилия могут нанести вред и стать причиной энергетического дисбаланса.

Мудры и бандхи

Все три бандхи используют и изучают по отдельности или комбинациями, в зависимости от преследуемых целей

С помощью этих практик в рамках хатхи-йоги энергия, полученная во время выполнения асан и пранаямы перераспределяется по каналам.

Бандхи еще называются замки, которые ограничивают потоки энергии и не дают ей выйти наружу . Самые распространенные – три бандхи:

  1. Это корневая бандха, которая заключается в сжатии ануса;
  2. Подтягивание живота;
  3. Подбородочный замок.

Все три бандхи используют и изучают по отдельности или комбинациями, в зависимости от преследуемых целей.

Мудры представляют собой различные жесты, которые имеют свою символику и значение . Они используются во время медитаций и асан, также в сочетании с пранаямой. Наставники утверждают, что мудры могут создавать настолько мощные потоки энергии и во время их выполнения есть столько нюансов, что выполнять их самостоятельно не стоит.

Цели хатха-йоги

В древних трактатах говорится, что хатха-йога позволяет стать сильнее и очистить тело, подобно глиняному горшку в огне

Многие практикующие ошибочно полагают, что при достижении определенных успехов во время выполнения асан, они завершают свои познания. Это совершенно не так, так как техника и качество выполнения асан является не целью, а средством. Ведь именно благодаря развитию физической выносливости, есть возможность добиться больших успехов в медитации. А ее важным условием является сохранение энергичности ума в расслабленном состоянии тела. Поэтому умелое управление телом является лишь ступенью к развитию, а не целью занятий и физических упражнений.

Не нужно думать, что хатха-йога является панацеей от каких-то проблем, она лишь раскрывает уже имеющиеся возможности и способности, а потенциал каждого человека безграничен . С помощью гармонизации внутреннего и внешнего состояния, удается добиться не только духовного баланса, но и избавления от беспокоящих проблем.

При этом важно, что постоянство практики наблюдается благодаря внутренней дисциплине, без воздействия извне. Так как, по мнению наставников, инициатива должна исходить от собственных интересов и стремлений практикующего, только его желание должно быть причиной практики. В случае если она осуществляется без внутреннего желания, а под внешним давлением, то она будет неполноценной и не наполненной сознанием и вдохновением. В такой ситуации нельзя говорить о развитии умений и достижении высоких уровней осознанности.

Если удается добиться регулярности в практике, можно достичь крепкого здоровья и более уравновешенного состояния ума. Благодаря этим важным факторам, практикующий имеет возможность добиться успеха в любой области, но главное – более осознанное отношение к внутреннему состоянию и во взаимоотношениях с окружающими.

Асаны Хатха-Йоги это выверенные веками методы воздействия на тело с целью его совершенствования. Уникальность практики хатха-йоги заключается в том, что каждая асана, направлена на работу с той или иной частью тела, в тоже время включает в работу все тело целиком, т.е. воздействие на тело каждого упражнения целостно и гармонично.

Что дают занятия Хатха-йогой

В Хатха-Йоге существует очень много асан, направленных на разные области тела, железы внутренней секреции, физиологические системы организма и чакры. Так, асаны в положении стоя воздействуют в основном на нижние чакры - Муладхару и Свадхистану. Асаны в положении сидя - на Манипуру и Анахату. В положении лежа - на Вишудху и Аджну. В перевернутых асанах (стопы выше головы) - на Сахасрару. Таким образом, правильно подбирая последовательность и структуру комплекса выполняемых асан, пробуждают и наполняют праной (жизненной энергией) все чакры, благотворно воздействуя на все органы и системы организма.

В результате занятий Хатха-Йогой тело оздоравливается, приобретает красивые формы, выносливость и гибкость. У Вас появляется возможность регулировать чувство голода, Вы легче переносите неблагоприятные условия: холод, жару, влажность и т.д.

Кроме этого, уравновешивается эмоциональная сфера: Вы становитесь более спокойным и радостным; исчезают лишние тревоги и беспокойства; улучшается сон; Вы быстрее восстанавливаетесь после стрессовых нагрузок.

Успокоение тела и эмоций приводит к возможности более глубокого понимания действительности, проявлению мудрости и интуиции в повседневной жизни. Значительно увеличивается эффективность мыслительной деятельности, развиваются творческие способности.

Изначально - практика Хатха-Йоги создавалась для подготовки тела к высшим состояния сознания - постижению Атмана - блаженного состояния единства с миром. Практика Йоги это процесс восхождения энергии от самых нижних до самых верхних чакр. Постижение высшего начала возможно лишь тогда, когда природа (Пракрити) в человеке успокоена (первые 5 чакр). Именно практика работы с телом через асаны и пранаяму наиболее эффективна для многих людей для пробуждения высших чакр, поскольку другими способами им трудно уравновесить эмоции или успокоить ум. Уравновешивание энергии в теле приводит к состоянию внутреннего блаженства и у человека появляется возможность глубокого понимания себя и мира - проявления истинного знания (уровень Пуруши - последние 3 чакры).

Основы для практики хатха-йоги

1.Прежде чем приступить к практике Хатха-Йоги, необходимо создать для этого благоприятные внешние условия (принцип ямы):

  • Вы определяете для себя все внешние раздражители. Например, за окном рабочие чинят забор. Вы отмечаете это как возможность резких звуков за окном в этой связи. То же самое касается ваших близких, которые находятся с вами в одном помещении на момент практики: Вы для себя предусматриваете возможность шума с их стороны, и предупреждаете, чтобы они вам по-возможности не мешали.
  • у Вас достаточно места и времени для практики;
  • Вы действительно хотите заниматься, а если такого желания нет - надо для себя найти вескую и понятную причину для практики.

Создание благоприятных внешних условий для практики регулирует прохождение энергии через нижнюю чакру - Муладхару (первоэлемент Земля). Эта чакра на уровне бессознательного отвечает за выживание. Энергия этой чакры настроена на то, чтобы защищать тело от внешней агрессии (убегать или атаковать). В неблагоприятных внешних условиях внешняя мускулатура тела остается в постоянном напряжении, в результате чего энергия из этой чакры не может свободно подняться на более высокий уровень.

2. Необходимо обеспечить благоприятные внутренние условия для практики (принцип ниямы):

  • внешние приготовления: Вы не должны испытывать чувства голода или переедания;
  • внутренние приготовления: у Вас нет неотложных дел, на душе спокойное состояние - желания не беспокоят; внимание сосредоточено только на практике.

Создание благоприятных внутренних условий для практики уравновешивает внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник. Это способствует свободному прохождению энергии через Свадхистану - чакру (первоэмелент - Вода), которая отвечает за безусловные инстинкты, которые порождают желания, трудно поддающиеся контролю со стороны сознания.

3. Первые две чакры отвечают за бессознательные механизмы. Уже на уровне успокоения первых двух чакр происходит момент регулирования двух потоков в теле: каналов Пингала (Ха) и Ида (Тха). Только обеспечив благоприятные внешние и внутренние условия приступают к практике асан. Асана - это комфортное и устойчивое положение тела.

При выполнении каждой асаны все тело находится во внимании целиком - от кончиков пальцев ног, пальцев рук до макушки головы. Дыхание - в естественном ритме.

При этом - каждая асана имеет три этапа:
  • вхождение в асану;
  • уравновешивание тела в асане относительно направлений перед-зад, лево-право, верх-низ; наблюдение за ощущениями напряжения-расслабления в различных частях тела при выполнении разных асан;
  • пребывание в состоянии равновесия. При этом внешние мышцы, должны быть расслаблены, внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник - находиться в состоянии «подтянутости». Когда асана выставлена правильно, тело попадает в состояние равновесия, в нем появляется ощущение устойчивости, комфорта и наслаждения.

Именно достижение состояния равновесия, устойчивости и комфорта в теле является главной целью в асане. Потому что без равновесия и устойчивости в теле нет уравновешивания энергий левого и правого каналов (Иды и Пингалы). В результате - энергия не поднимется из Манипура-чакры (первоэлемент - Огонь) выше. Правильная регуляция асаны дает возможность осознанного управления телом. Исчезает лишний вес, тело приобретает красивые формы, появляется возможность регулировать чувство голода; тело намного проще переносит холод и жару.

4. Пранаяма возможна лишь тогда, когда тело находится в устойчивой и комфортной позе. Пранаяма - это очень тонкий процесс. Вначале - это наблюдение за естественным ритмом вдоха, выдоха и задержки. Правильное положение тела в асане и усвоение естественного ритма дыхания дают возможность урегулировать дыхание в сторону четкого соответствия длины вдоха, выдоха, задержки и услышать более тонкий ритм - сердца. Наблюдение и усвоение этого ритма дает возможность услышать биение ликвора - спинномозговой жидкости, движение которой в позвоночном столбе и связывают с «подъемом кундалини». Правильное выполнение асаны и пранаямы обеспечивает свободное прохождение энергии от Анахаты (первоэлемент - Воздух) вверх - до Вишудха чакры (первоэлемент - Пространство или Эфир).

5. Активизация Вишудха чакры приводит к тому, что мы начинаем осознавать, как внешний мир пробуждает наши желания и заставляет нас рассеивать энергию на удовлетворение этих желаний. Это дает возможность научиться управлять этим процессом и перенаправить внимание и энергию от внешних раздражителей к внутреннему миру. Это пятая ступень йоги Панатджали - пратьятхара. Успешное освоение 5 ступеней приводит к тому, что 5 первоэлементов природы в человеке проявлены и уравновешены. Благодаря этому появляется состояние внутреннего комфорта и блаженства, а энергия перестав расходоваться вовне может подняться выше - для пробуждения Аджна-чакры.

6. Аджна - чакра отвечает за развития более глубокого понимания действительности - за пробуждение мудрости. Шестая ступень - дхарана - это способность направлять наш разум, то есть из всего многообразия объектов, которые нас окружают, выбирать один, и внимание направлять только на него. Например, пребывая в асане, все свое внимание направляем на ощущения внутри тела, стараясь полностью исключить его рассеивание на мысли, эмоции или внешние раздражители.

7. Дхьяна (уровень Сахасрара чакры) - это способность длительное время, не отвлекаясь, находится в восприятии того объекта, на который направлено наше внимание и который мы стремимся понять. Это опора на глубокое внутреннее знание, которое не связано с интеллектом и возникает самопроизвольно, в результате того, что наше внимание остается бдительным и в течении длительного времени непрерывно сосредотачивается только на одном объекте - например, на ощущениях в теле при выполнении асан. В результате - занимающийся уже не прилагает усилий для того, чтобы пребывать в асане в состоянии глубокого покоя, устойчивости и комфорта.

Хатха-йога — это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги, состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.

Термин "Хатха " имеет глубокий философский смысл: "Ха " — Солнце (мужское начало), "Тха " — Луна (женское начало). Йога на санскрите означает "союз ", "единение ". Хатха-йога — это древняя система, помогающая привести в единство и гармонию противоположные начала, существующие в человеке.

Занятие по хатха-йоге включает в себя следующие модули :

  • асаны (позы), помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;
  • пранаямы (дыхательные упражнения), которые научат регулировать дыхание и контролировать эмоции;
  • концентрацию внимания , помогающую успокоить ум и направить энергию в конструктивные каналы для духовного роста человека;
  • медитацию (расслабление, релаксацию), дающую возможность услышать себя "настоящего ".

Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги — это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, поэтому важную роль играет последовательность асан. При выполнении упражнений хатха-йоги учитывают дыхание (упражнения могут делаться на задержке, на вдохе или выдохе), а также точку / место в теле, куда должна быть направлена концентрация внимания.

Выполняя асаны, самое главное не забывать, что не надо прилагать сверхусилия, не должно быть дрожи в теле. Находиться в асане, должно быть комфортно и приятно. Приятные ощущения в то время когда вы находитесь в асане, признак того, что энергия свободно течет через ваше тело, оздоравливая и омолаживая его. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению, поэтому при наличии серьезных заболеваний рекомендуется заниматься с профессиональным тренером.

Уникальной особенностью методики хатха-йоги являются упражнения, стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы позволяет поддерживать эмоции в балансе, что в свою очередь способствует позитивному восприятию мира. Йоги считают, что болезни являются следствием неправильного распределения жизненной энергии в организме (праны ), а выполнение асан (как и выполнение одних лишь пранаям) ведёт к правильному течению праны в организме, что и является способом излечивать болезни, как физического плана так и психического. В дополнение к физическим упражнениям хатха-йога включает также методы очищения организма и устанавливает принципы здорового питания.

Необходимо отметить, что заниматься хатха-йогой может каждый. Ограничений по возрасту и здоровью нет. Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, используя скрытые резервы собственного организма, и своими силами добиться исцеления, красоты и молодости тела. Занятия хатха-йогой укрепляют и успокаивают нервную систему, снимают стрессы и напряжение. Хатха-йога — это искусство полноценного отдыха и расслабления всего организма, поскольку только в расслабленном состоянии к нам приходит покой ума.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!