Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Зачем подковывают лошадей. Все о подковах и ковке лошадей

Приметы относительно лошадиной подковы.

Подкова — символ успеха и благополучия. Еще с древних времен над кузнями вешали подкову. Она оберегала ремесленника и способствовала процветанию дела. Сейчас подкову часто дарят в качестве сувенира, но не стоит забывать, что этот предмет является оберегом.

Примета: подкова в доме над дверью, на подоконнике, в машине

Существует много значений и примет, которые касаются подковы. Сейчас до конца не ясно, как правильно вешать подкову. Вообще сам предмет над дверью считается хорошей приметой.

Достоверно не известно, с каких пор подкову стали считать счастливой приметой. Ведь официально подковывать лошадей стали в 1732 г. Но есть упоминания о том, что еще в Древнем Египте использовали накладки на копыта из золота с камнями. Найти такое изделие было огромной удачей из-за его высокой стоимости. Именно с тех времен и появились приметы относительно такой находки.

Приметы:

  • Если повесить предмет над дверью рожками вверх, то это будет способствовать успеху и накоплению положительной энергии в доме.
  • Если повесить рожками вниз перед входом в ваш дом, то это поможет сдерживать злые силы и нехорошие помыслы ваших врагов. Весь негатив окажется под колпаком.
  • Если будете возить подкову в бардачке машины, то это поможет вам избежать несчастных случаев на дороге.
  • Можете в период новолуния расположить подковку на подоконнике. При этом рожки должны смотреть внутрь. Это способствует удачи.

Найдена лошадиная подкова на дороге, земле — какое событие ждет: примета

Раньше найти подкову на дороге было огромным счастьем для семьи. Считалось, что это принесет богатство и удачу. При этом железо было дефицитом. Его сразу же переплавляли на ножи и гвозди. Но более зажиточные люди вешали такой предмет над дверью и считали, что это принесет удачу.



К чему найти половину лошадиной подковы: примета

Если вы найдете лишь половинку подковки, это означает, что в скором времени вы что-то потеряете. Но расстраиваться не стоит. Ждите появления новых доходов. В данном случае половинка подковы является двойственным знаком. В древние времена осколки, остатки или половинки подковы никто не подбирал.



К чему найти старую, сломанную лошадиную подкову, с гвоздями?

Сломанную подкову не стоит подбирать. Суеверие о возможной удаче в таком случае не работает. Это считается мусором и в дом его приносить не стоит. Сломанная подковка может стать причиной неудач.

Потерять лошадиную подкову

Вообще считалось не самой хорошей приметой потерять подкову. Особенно это касалось длительной поездки. Именно поэтому многие хозяева, перед длинной дорогой, проверяли подковы у лошади и производили замену на новые.

Упала лошадиная подкова

Вообще согласно поверья, подкова падает по причине того, что лошадь хочет от нее освободиться. То есть она уже сносилась. Ничего страшного в этом нет. Но это дополнительные неприятности в дороге.

Что делать, если нашел лошадиную подкову?

Это хороший знак и стоит ним воспользоваться. Существует ряд правил, которым стоит следовать, если найдете подковку.

Инструкция:

  • Для начала избавьтесь от негативной энергии. Для этого наберите в емкость воды из колодца и погрузите подкову на 3-4 часа
  • После этого обсушите полотенцем и на три дня оставьте на подоконнике, рожками в дом
  • Только после этих манипуляций можно использовать изделие в качестве оберега
  • Наши предки не прибивали подкову гвоздями. Они привязывали к ней бичовку и вешали над дверью


Варианты расположения:

  • Перед входом. То есть за дверью, вам необходимо повесить изделие кончиками вниз
  • Также можно расположить оберег внутри жилья. Для этого лучше вешать подковку над дверью рожками вверх. Ее не стоит прибивать. Желательно привязать веревку и повесить
  • В машине. Такой амулет будет беречь вас от автомобильной катастрофы
  • Если вы положите подковку там, где у вас обычно хранятся деньги, то это к прибыли
  • Также можно повесить предмет в спальне. Это обеспечит здоровый сон
  • Если разместить на кухне, то это к сытным застольям
  • Если повесить в кладовке, то вы никогда не будете нуждаться в продуктах


Можно ли брать лошадиную подкову с другого дома?

Если вам отдают подкову, которая висела в другом доме, ее не стоит брать. Дело в том, что этот предмет накапливает энергию и может сыграть злую шутку. Поэтому лучше всего использовать найденную на дороге подкову или купленную в сувенирной лавке. Также есть возможность заказать сувенир у кузнеца.

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Для чего нужны подковы

Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.

Во избежание появления воспаления на копытах, требуется подкова

Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.

Конструкция подковы

Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.

Конструкция подковы

Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.

Разновидности изделий

Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.

Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.

Разновидности изделий

Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.

Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.

Интересно! Новейшие современные подковы для скаковых лошадей значительно отличаются от их предшественников внешним видом (похожи на сандалии на ремешках и пружинных крепежах). Такие изделия не нужно приколачивать гвоздями, а необходимо прикреплять ремешками, это сокращает время для замены подков. Высокая цена не позволяет иметь каждому владельцу лошади такие конструкции. Но для них есть альтернатива: упрощенный вариант, изготовленный тоже из пластика и похожий на простые подковы. Их можно прибить маленькими гвоздиками или посадить на специальный клей.

Инструменты для ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Процесс выполнения ковки

Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:

  • 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
  • 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
  • 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
  • 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
  • 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
  • 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
  • 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
  • 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.
  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.

Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло. Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.

О возникновении подковы

Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.

Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также с помощью веревок.

В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы. Костюмы наездников тяжелели, лошадям приходилось таскать на себе больший груз, актуальность подков возросла в разы. В это время люди научились крепить подковы специальными гвоздями, которые называли ухнали. Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить на босой, неподкованной лошади считалось позорно.

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Дорогие подковы

Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли. Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго. При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.

Что будет, если лошадей не подковывать?

Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль. Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать. Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.

Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.

Виды подков

Подавляющее большинство современных подков делается из металла, а точнее из мягкой низкоуглеродной стали. В подкове есть специальные отверстия, предназначенные для вкручивания подковных шипов. Подковы для передних и задних ног различаются по форме и максимально приближены к естественной форме лошадиного копыта. Каждая подкова имеет отвороты для лучшей фиксации на подошве копыта.

Однако технологии не стоят на месте, и уже сегодня многие применяют подковы из пластика. Утверждают, что пластиковые подковы ничуть не хуже, а даже лучше, металлических. Во-первых, по сроку службу, а во-вторых, по амортизации. Современные подковы могут изготавливаться даже из резины. Есть зимние подковы с шипами для ходьбы лошади по скользким поверхностям. Это особенно актуально для лошадей, задействованных в скачках и туризме, т.к. поскользнуться на мерзлой траве, заледеневшей дороге может быть опасно не только для самой лошади, но и для наездника.

Сегодня есть даже ортопедические подковы. Они помогают лошадке правильно распределить вес, чтобы копыта получали равномерную нагрузку. Ортопедические подковы помогают справиться с заболеваниями копыт.

Расчистка копыт.

Коваль – это человек, который подковывает лошадь и проводит расчистку копыта непосредственно перед ковкой. Задача коваля подготовить копыто к ковке так, чтобы подкова максимально прилегала к подошве. Его работа по расчистке несколько агрессивна и топорна. После ковки лошадь некоторое время ходит прихрамывая, т.к. ей нужно время, чтобы приспособиться к «новому» копыту.

Совсем недавно появилась профессия триммер. Триммер придерживается принципа натуральной расчистки копыта. Опуская лишние детали и профессиональный сленг, отметим, что натуральная расчистка копыт идет лошадке на пользу, т.к. триммер имитирует естественную изнашиваемость копытного рога. Это тонкая работа, требующая долгой практики и серьезного обучения. Зато после такой расчистки лошадь не только не хромает, но и избавляется от различных ортопедических заболеваний.

Строение копыта лошади

Копыто лошади состоит из трех элементов:

1.роговая стенка, включающая три слоя –внешний, средний и внутренний. Внутренний слой заканчивается белой линией, которую отчетливо видно на копыте. Вдоль белой линии и должны находиться гвоздевые отверстия подковы, т.к. она нечувствительна.

2.Подошва копыта – на нее приходиться основная нагрузка удара ноги.

3. Роговая стрелка. Ее главная функция в ослаблении ударной волны, т.е. в амортизации.

Как подковывают лошадей?

Если лошадь приучена к ковке, ее можно просто привязать. Если же лошадь куют первый раз или у нее непокорный нрав, то есть смысл приобрести специальный станок для подковки.

Перед ковкой копыто необходимо расчистить.

Затем с помощью все тех же ухналей (гвоздей) подкова прикрепляется к копыту. Ухналь это основной инструмент подковки, но на подкове есть и дополнительные элементы для фиксации – отвороты.

В первый день куются передние ноги, на второй день – задние.

Подкова должна идеально соответствовать форме копыта, иначе лошадке будет неудобно ходить, а это чревато последствиями.

Доверяйте подковку опытным мастерам – кузнецам, ковалям. Это тяжелый труд, требующий сноровки, опыта и мастерства.

Если подковать лошадь неправильно?

Когда неподкованная лошадь наступает на копыто, оно расширяется. Ударная волна от нагрузки идет по роговой стрелке, мякишу к сухожилию, а гасится в костной ткани. Это называется буферным механизмом. Когда лошадь подкована нагрузка идет только на роговую капсулу, распространяться дальше ей мешает подкова. Если лошадь подковать неправильно, это может привести к серьезным травмам, повреждениям суставов и сухожилий.

Ухаживайте за своими лошадками правильно!

Лошади в дикой природе привыкли ходить там, где захотят. Домашняя подкованная лошадь не всегда имеет такую возможность. Ее используют для езды верхом, перевозки грузов и выполнения других работ. При ходьбе по асфальту или бетону копыта быстро истираются, становятся тонкими или меняют свою форму. Во избежание этой ситуации применяется ковка лошадей. Правильно выполненная операция не приносит никакого вреда животному, а копыта сохраняются целыми на долгое время.

Правильно выполненная операция не приносит никакого вреда животному, а копыта сохраняются целыми на долгое время

Еще примерно 20 веков тому назад люди начали надевать на ноги лошадям специальные защитные железные чехлы. Такая «обувь» не была удобной, поэтому в скором времени была придумана лошадиная подкова. Сначала она появилась у кельтов, затем изобретением стали пользоваться германцы и славяне. Случилось это в VI веке. Люди заметили, что кованый конь работает гораздо лучше. В наше время осталась еще довольно редкая профессия — кузнец ручной ковки. Ковка лошадей доверена именно им. Выполняется вся процедура в несколько этапов:

  • лошадь внимательно осматривают в состоянии покоя и в движении;
  • снимают с копыт старые подковы;
  • копыта выравнивают специальными инструментами;
  • с них снимается мерка;
  • подбирается лошадиная подкова нужного размера;
  • изделие прибивается к копыту с помощью специальных гвоздей.

Люди заметили, что кованый конь работает гораздо лучше. В наше время осталась еще довольно редкая профессия — кузнец ручной ковки

Подобная «обувь» выполняет такие же функции, как и обувь для человека. Животное гораздо прочнее держится на любом покрытии, особенно во время гололеда, подковы ее не снашиваются и не болят — вот зачем подковывают лошадей.

Особенности подковки лошади (видео)

Работа кузнеца

У кузнеца должен быть специальный набор инструментов. В него входят:

  • одна или несколько обсечек;
  • рашпиль для чистки копыт;
  • ковочный молоток;
  • копытные клещи;
  • специальный нож для копыт;
  • лапы;
  • шиповой ключ.

Лошадь заводят в специальный станок для ограничения ее движения. Нога животного зажимается между колен кузнеца или в особом устройстве станка. Обсечкой кузнец удаляет старые крепления подковы, затем клещами снимает ее с копыта. Далее в дело включается рашпиль. С его помощью мастер подрезает подошву копыта, выравнивает его. Делается это по причине того, что копыто способно расти по принципу человеческого ногтя.

Перед креплением любых подков нужно подошву выровнять и вычистить от опилок и грязи. Это можно сделать с помощью ножа.

Далее снимается мерка с копыта. Современные подковы для лошадей могут изготавливаться прямо в кузнице тем же кузнецом, а могут приобретаться в готовом виде. Они имеют свои размеры, которые обозначаются цифрами 0-8. При ковке подковы выдерживают два основных размера копыта. Размер подковы для задних и передних ног обычно бывает разный. Мерку снимают линейкой или просто прутиком. Выбранную подкову обязательно подгоняют к копыту. Металл должен плотно прилегать ко всей площади копыта. Крепление производится гвоздями для подков разного размера. Забиваются они в специально сделанные отверстия в подкове легкими ударами ковочного молотка. Сначала забиваются 2 гвоздя и нога лошади ставится на ровное место. Если расположение подковы нормальное, прибиваются остальные гвозди.


Главное — это хорошо провести выравнивание подошвы и закрепление подковы

Хорошо подкованное животное работает лучше. Но ковка лошадей должна повторяться периодически. Ведь металл тоже изнашивается и довольно быстро. Роговой слой копыта тоже растет. Обычно эту операцию выполняют 1 раз в месяц. Допускается менять подковы через 1,5 месяца. Зависит это от интенсивности использования животного. Кузнец с опытом работы никогда не причинит никакой боли животному. Главное — это хорошо провести выравнивание подошвы и закрепление подковы.

Одомашнивание животных привело к потере ими некоторых характерных особенностей. Им не нужно искать корм, так как хозяин обеспечивает своих животных всем необходимым. Лошадей даже научились обувать в особые виды подков для защиты копыт. Они выполнялись из тростника, из кожи и железа. В наше время используются различные металлические изделия овальной формы. Они хорошо прилегают к подошве и защищают копыта от преждевременного износа. В дикой природе этот процесс совершенно не нужен. Первенство в изобретении подков многими приписывается Азии. Первоначальная подковка железными «обувными изделиями» травмировала животных.

На смену пришли другие металлические изделия. Сейчас подковывание не приносит никакого вреда и боли животному, если это делает опытный кузнец. Подковы бывают очень разные. Они куются для военных лошадей, для животных, состоящих на службе в полиции, для цирковых, для тех, кто работает в частных хозяйствах с огородными и садовыми участками. Подковы могут быть сделаны из алюминия и пластика, железа и резины. Они бывают ортопедическими, зимними и спортивными. Вес их варьируется от 120 до 720 г.

Зимние используются в снежных регионах страны. Они оснащаются шипами противоскольжения. Ортопедические изделия исправляют движения лошади.

Стандартное изделие имеет определенные высоту и ширину. Ширина обычно бывает 22 мм, высота — 8 мм. Для задних и передних ног подковы разные. Лошади — это довольно пугливые животные. Работа с ними требует большого хладнокровия. Нужно коня похлопывать и поглаживать, чтобы его полностью успокоить. В крайних случаях применяются легкие наркотики. Этот способ нужен для укрощения очень строптивых животных. Ковка лошадей проходит гораздо проще. Чаще всего на лошадей действуют ласковые слова. Сам процесс подковывания молодых коней может продлиться до 3 дней. Опытные лошади куются за единый прием. Нужно учитывать, что самостоятельное подковывание может привести к большим проблемам со здоровьем животного, поэтому не стоит этим рисковать.

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Основное назначение этого предмета конской амуниции – защита лошадиных копыт от повреждений. В естественных условиях животным подковы не нужны, поскольку роговой копытный слой хорошо приспособлен для конкретных земных поверхностей, характерных для региона обитания. Однако домашние лошади часто вынуждены ходить и бегать по таким поверхностям, которых в дикой природе просто нет. В результате их копыта стираются быстрее, чем успевают отрастать.

Появление городов привело к строительству дорог с твердыми покрытиями, которые не являются для этих животных привычными. Риск возникновения травм в результате стирания рогового копытного слоя значительно вырос, а такое повреждение приводит к потере работоспособности и мешает полноценной жизни животного.

Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе. Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы. Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.

В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.

История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.

Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.

Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.

Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.

И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.

Обязательно ли подковывать лошадь?

Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.

Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.

Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних монгольских лошадей вообще никогда не подковывают.

В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.

В некоторых случаях даже наоборот, отросший рог приходится подрезать, чтобы обеспечить комфортное передвижение и предотвратить растрескивание. Кроме этого, в табуне кони нередко дерутся, и удар подкованной ногой может обернуться печальными последствиями.

Назначение любой подковы – защита копыта, и, в зависимости от сферы применения животного и времени года, они бывают разных видов. Классические подковы изготавливают из металла и металлических сплавов. Современные варианты предусматривают использование пластика и резины.

И Стоит сказать, что пластиковые подковы не уступают по долговечности железным, при этом амортизационные свойства у них – намного лучше. Подковы для спортивных лошадей делают облегченными, чтобы не снижать резвость и прыгучесть животного.

В зависимости от вида соревнований, в которых участвует подкованный конь, различают:

  • подковы для скачек (толщина от пяти до шести миллиметров и вес от ста до ста двадцати грамм);
  • для длинных забегов – стандартные подковы весом примерно триста грамм;
  • для рысистых бегов использует разновесные подковы – передние тяжелее задних.

Зимой часто используют шипованные подковы, улучшающие сцепление со скользкой поверхностью.

Также их применяют при забегах по скользкой траве. Зимой шипы длиннее, чем летом, и могут доходить до 12-ти миллиметров. Кроме того, чтобы предотвратить налипание снега, зимние подковы часто делают с дном из тонкого металла.

Также подковы бывают специальными и ортопедическими. С их помощью корректируют постановку копыта, движения животного и правильно распределяют нагрузку на конечность. Ветеринарные подковы – отдельная тема, и на ней мы подробно останавливаться не будем.

Как куют коней?

Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.

Перед началом процесса копыто нужно расчистить. Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы.

Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.

После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне. Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы. Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.

Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.

Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!