Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Федеральный закон 329 о физической культуре. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ч.2)

Выписка из Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура

Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования

1. Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта;

10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций, могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций.

Глава 3_1. Комплекс ГТО. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения, основная деятельность которых направлена на реализацию комплекса ГТО

Статья 31_1. Общие положения о комплексе ГТО

1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта утверждает государственные требования комплекса ГТО, включающие в себя нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в порядке, установленном Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. Требования комплекса ГТО устанавливаются по трем уровням сложности, соответствующим золотому, серебряному или бронзовому знаку отличия комплекса ГТО, образец и описание которого, форма бланка удостоверения к которому утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Порядок награждения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, соответствующими знаками отличия комплекса ГТО устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

3. Выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляется добровольно.

4. Порядок организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

5. Особенности выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО для лиц, подлежащих призыву на военную службу, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также для иных отдельных групп населения устанавливаются Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).

6. Учет данных о результатах выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляется по форме федерального статистического наблюдения за реализацией комплекса ГТО, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в установленном им порядке.

7. Правительство Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации ежегодно до 1 мая текущего года доклад об уровне физической подготовленности населения, включающий в себя в том числе оценку эффективности физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации комплекса ГТО, проведенных в субъектах Российской Федерации.

8. Порядок создания и ведения электронной базы данных, относящихся к реализации комплекса ГТО, а также перечень сведений, подлежащих включению в нее, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

9. Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, учредителем которых является федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вправе осуществлять научно-методическое и иное обеспечение реализации комплекса ГТО.

Статья 31_4. Государственные гарантии для лиц, проходящих подготовку к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и осуществляющих их выполнение

1. Подготовка к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, включающая в себя информирование о соответствующих нормативах, порядке их выполнения, рекомендации по совершенствованию двигательной активности, организации физической подготовки в целях успешного выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и иные мероприятия, определяемые органами управления физкультурно-спортивных клубов, осуществляется в физкультурно-спортивных клубах для их членов бесплатно.

2. Выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО в центрах тестирования является бесплатным.

  • 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
  • 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
  • 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
  • 2.2.3. Адаптационные изменения
  • 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
  • 2.4. Аппарат внешнего дыхания
  • 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
  • 2.6. Сердечно-сосудистая система
  • Нейро-эндокринная регуляция
  • Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
  • 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
  • 3.2. Спорт – явление культурной жизни
  • 3.3. Компоненты физической культуры
  • 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
  • Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
  • 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
  • Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
  • 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
  • Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
  • Тема № 5. Физическая культура личности
  • 5.1. Понятие о физической культуре личности
  • 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
  • 5.3. Формирование физической культуры личности студента
  • Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
  • 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
  • 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
  • Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
  • Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
  • 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
  • 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
  • Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
  • 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
  • 3. Классификация физических упражнений по признаку их пре­имущественной направленности на воспитание отдельных физичес­ких качеств.
  • 4. Классификация физических упражнений по признаку биомехани­ческой структуры движения.
  • 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологи­ческих зон мощности.
  • 6. Классификация физических упражнений по признаку спортив­ной специализации.
  • 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
  • 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
  • Тема № 9. Спорт
  • 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
  • 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
  • 9.3. Спорт высших достижений
  • Спортивная классификация. Её структура
  • Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
  • 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
  • 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
  • 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
  • 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
  • Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
  • 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
  • 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
  • Химико-металлургический факультет
  • Кибернетический факультет
  • Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
  • 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
  • 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
  • 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
  • 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
  • 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
  • 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
  • Примерная схема самоконтроля в дневнике
  • Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
  • 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
  • 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
  • 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
  • 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
  • Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
  • 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
  • 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Организация деятельности в области
  • Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
  • Глава 4. Спортивный резерв
  • Глава 5. Спорт высших достижений
  • Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
  • Глава 7. Международная спортивная деятельность
  • Глава 8. Заключительные положения
  • Литература:
  • Интернет-ресурсы
  • Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    После распада СССР и обретением Российской Федерацией своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества - в экономике, политике, идеологии, а также в образе мыслей граждан нашей страны. Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта (ФК и С) является Конституция РФ. Статья 41 гаранти ­рует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов – республик, краев и областей (п. "е" ч. 1 ст. 72). В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов: между государственными и муниципальными органами власти и гражданами, реализующими конститу­ционное право на занятия физической культурой и спортом, а также отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с удовлетворением потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться некоторые его пробелы и недочеты. Общая концепция физкультурно-спортивного законодательства давалась неконкретной и размытой. По-видимому, на тот момент создать четко структурированный и реально работающий Закон о ФиС не представлялось возможным, так как не вполне было ясно, по какому пути пойдет наша страна, какую модель физической культуры и спорта выберет. Поэтому была избрана форма Основ законодательства, которые очерчивали общий подход депутатов Государственной Думы и спортивных экспертов к проблеме законодательного регламентирования физкультурно-спортивной отрасли. Накопившиеся за несколько лет рыночного развития замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать и уточнить существующие правовые нормы, создать новый закон «О физической культуре и спорте», который был призван заменить принятые ранее Основы законодательства о ФиС. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г. Сразу отметим, что вновь принятый закон все же не смог в полной мере устранить те пробелы, которые были свойственны Основам законодательства о ФКиС. Закон получился таким же декларативным и необязательным для исполнения, как и принятые до него Основы. Просуществовав восемь лет, Закон о ФКиС от 1999 г. был заменен новым законом, который был призван не только устранить декларативность предыдущего правового акта, но и привнести в него новый дух конкретики и самодостаточности. Следует отметить, что российские законодатели не стали совершенствовать существующий закон от 1999 г. Было принято решение о создании нового закона, который бы, с одной стороны, устранял недостатки и изъяны ранее действующего правового акта, с другой - создавал бы обновленное правовое поле для регулирования физкультурно-спортивных отношений. Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Р Ф и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рис.2.

    Рис.2. Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. (по В.В.Галкину, 2011)

    В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст. 3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции страны, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

    Рис. 13 . Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    Основными элементами законодательства о физической культуре и спор­те, модифицируемыми в новой редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 года о физической культуре и спорте в РФ являются: субъ­екты физической культуры и спорта, институты государственного регулиро­вания физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта, возникающие при: 1) создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;

    2) подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменениясинхронизируют законодательство о физической культуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст. 4, государство обеспечивало:

    1. Ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;

    2. Создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

    4. Создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

    5. Создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

    6. Создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

    7. Организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;

    8. Организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;

    9. Поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. То в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась.

    В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

    Общий объем финансирования, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Преимущества новой редакции закона о ФК и С.

    а). В законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впе­рвые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдоолимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения.

    б). Законом вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Струк­тура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой националь­но-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную феде­рацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию.

    Таким образом, иск­лючается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. В связи с этим ликвидируется малоэффективная, установленная законодательством РФ, процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).

    в). В законе закрепляются такие институты государственного регулирова­ния в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спор­тивных дисциплин: Всероссийский реестр видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация; Единый календарный план всероссийских и между­народных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе обра­зуют стройную систему.

    г). Закон, в рамках проводимой в стране административной реформы, иск­лючает возможность дублирования функций федеральных органов исполни­тельной власти в области ФК и С.

    Особое внимание в законе уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.

    д). Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта .

    В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие :

    1) деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

    2) взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организа­ции (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, противо­действие применению допинга и т.п.);

    3) организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и орга­нах безопасности, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;

    4) развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

    5) деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обес­печения физической культуры и спорта;

    ж) в законе систематизированы принципы законодательства о физической культуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции РФ и иных федеральных законов.

    Рассмотрим в общих чертах содержательную часть каждой из глав закона. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст.3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции РФ, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

    Помимо констатации общих прав и гарантий гражданам в области физкультуры и спорта, в принципе №9 мы замечаем упоминание о допинге , хотя в ст.2, дающей расшифровку понятий, такой категории мы не встречаем. Думается, что такой непрофессиональный подход отечественных законодателей еще создаст российскому спорту большие проблемы.

    Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст.4, государство обеспечивало:

    1. ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
    2. создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
    3. содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
    4. создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
    5. создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
    6. создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
    7. организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
    8. организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
    9. поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

    То теперь, в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась. В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Глава 2 раскрывает принципы организации деятельности в области ФиС. Ст.10 пп.1-3 содержит общие фразы, в которых констатируется, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. На наш взгляд, данную статью совершенно безболезненно можно изъять из закона без какого-либо ущерба для его смысла и содержания.

    Ст.11 и 12 дают общие сведения по Олимпийскому комитету России и его функциям. Честно говоря, не вполне понятно, зачем отечественные законодатели расписывают функции ОКР в Законе о ФиС, так как это общественная неправительственная организация, действующая на основании собственного устава, Олимпийской хартии и решений МОК. Видимо, данная статья перекочевала в новый закон из действовавшего ранее правового акта (в частности, ст.7) с добавлением новелл из сферы о паралимпийском и сурдлимпийском движении в нашей стране.

    Достаточно много места закон уделяет регламентации деятельности спортивных федераций, разъясняя различные нюансы их деятельности. В этом мы видим достаточно существенное отличие от действовавшего ранее закона. Что же касается деятельности спортивных клубов, то здесь, в ст.19, как и в ст.10 мы наблюдаем общие фразы, без конкретики в области их моральной, информационной, правовой и материально-финансовой поддержки. Здесь нет подразделения, например, на профессиональные футбольные клубы, ДЮСШ или фитнес-клубы для широких слоев населения. А раз так, то какой смысл вообще вписывать данную статью в закон?

    Существенной новацией Закона от 2007 г. является включение в него (ст.22) спортивных званий и разрядов. Известно, что во многих странах мира вообще нет никаких официально признанных разрядов и званий. Каждая спортивная федерация сама вправе вводить собственную градацию по своему усмотрению. На наш взгляд, введение подобных классификаций может производиться и пересматриваться на основании подзаконных актов Минспорттуризма РФ. То же самое можно сказать и о едином календарном плане всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий. Вводить же в Закон о ФиС подобные статьи вряд ли уместно.

    Статья 24 «Права и обязанности спортсменов» вызывают улыбку. Возникает закономерный вопрос, а что будет, если, например, спортсмен не будет соблюдать «этические нормы в области спорта»? Кстати, не ясно, что под этим термином понимается. Ну и конечно, остаются такие закономерные вопросы, которые касаются более широкого круга физкультурно-спортивных отношений – тренеров, менеджеров, медицинского и вспомогательного персонала, владельцев спортсооружений и организаторов спортивного бизнеса. Как быть с их правами и обязанностями? Ведь данный закон не носит названия Закона о спортсменах, он более широк в своих пределах.

    Ранее соответствующая глава прошлого закона (Гл.5) именно так трактовала права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций и регламентировала их социальную защиту. В частности, спортсмен-любитель (физкультурник) в соответствии со ст.23, имел право:

    • бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
    • получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
    • пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Теперь все эти положения канули в Лету. Их сменили куцые и ни к чему не обязывающие формулировки.

    Положения о допинге и допинг-контроле касаются исключительно профессионального спорта, а финансируются такие организации, как WADA, из федерального бюджета России (первый многомиллионный взнос был переведен этой организации еще за подписью премьера М.Касьянова). Если профессиональный спорт – дело спортивных федераций, то они и должны осуществлять платежи «допинговой полиции» в лице офицеров и чиновников WADA. Не вполне понятно, при чем здесь российский налогоплательщик?

    Ст.27 «Спортивный паспорт» перекочевала в закон из подзаконных актов даже не второй, а третьей степени важности. Вообще, чувствуется, что Закон о ФиС составляли и формулировали эмпирики, которые стремились уйти от декларативности и отсылочности закона к прочим правовым актам. По нашему мнению, сделано это неудачно. Скорее всего, Закон о ФиС от 2007 г. просуществует недолго – также как и его предшественники.

    Глава 5. «Спорт высших достижений» содержит лишь две статьи, посвященных формированию сборных команд страны по видам спорта. А в главу 6 о финансировании спорта, добавилась пустая по существу статья о медицинском обеспечении. Интересна формулировка термина «расходные обязательства» соответствующих бюджетов – федерального, областного, муниципального. Разграничение по финансированию – дело хорошее, но без конкретных норм по выделению средств, без установлению пропорций по финансированию профессионального и массового спорта, без какой бы то ни было меры ответственности за недофинансирования отрасли ФиС – все это пустышки, делающие закон все той же декларацией о намерениях.

    Общее мнение о Законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 2007 г. – негативное. Данный закон даже менее качественный, чем его предшественник. В нем нет духа заботы о здоровье нации, ее физическом и интеллектуальном развитии. Вместо этого мы видим явный перекос в сторону профессионального спорта.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!