Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Французские машины для париж дакар. Дакар и Africa Race — за чем и за кем следить российскому болельщику? Победитель забирает все

Инициатором гонок «Париж-Дакар» был француз Тьерри Сабин, который в 1977 году заблудился на мотоцикле в пустыне. Его спасли аборигены, казалось, надо радоваться и больше никогда в пустыню не возвращаться. Но Сабин был не таким человеком, его настолько восхитила пустыня, что он захотел показать ее красоту всем. Экстремал составил маршрут ралли, который объединил континенты. Начало - Париж в центре Европы, конечная точка - Дакар на самом западе Африки. Трасса «Париж-Дакар» проходила через Алжир, но потом усложнилась политическая обстановка, и гонщики стали проезжать через Марокко или Ливию.

Маршрут знаменитого ралли, до сих пор считающегося самым сложным и престижным, не раз менялся. Причем изменения были весьма серьезными.

  • В 1989 году трасса «Париж-Дакар» прошла через Тунис и Ливию, а еще год спустя Тунис был исключен из маршрута. Из Франции стали переправляться в Триполи (ливийскую столицу);
  • В 1992 году первый раз в истории гонки завершились не в том городе, который дал им имя, а в Кейптауне. Трасса прошла через всю Африку;
  • 1994 год - маршрут сделали закольцованным;
  • 1995 год тоже внес свои коррективы: старт автосостязаниям был дан не в Париже, а в Гренаде.

К сожалению, зачастую маршрут невероятно интересной и сложной гонки «Париж-Дакар» менялся по соображениям безопасности - устроители боялись террористических актов и не хотели рисковать. Поэтому в 2000 году ралли снова пришлось заканчивать не в родном для него Дакаре, а у подножия таинственных пирамид в Египте. В 2008-ом впервые марафон был отменен - снова из-за угроз террористов.

Маршрут 2015 года

Сейчас у гонки «Париж-Дакар» маршрут изменился уже полностью. От прежних лет на память сохранилось только название «Дакар». Теперь вся трасса проходит по Южной Америке, в 2015 году машины стартуют из Буэнос-Айреса. Путь составит 9 000 километров (стоит отметить, что 5 000 - спецучастки), чтобы гонщики, проехав по Аргентине, Чили, Боливии, вернулись снова в Буэнос-Айрес. На карте этот маршрут выглядит почти идеально ровным кругом.

Как бы ни менялась трасса «Париж-Дакар» на карте, непременным остается дух соревнования, смелость и решительность спортсменов, готовых к риску и преодолению трудностей.

    Известный французский мотогонщик Тьерри Сабин пришел к идее организации чисто пустынного ралли в 1977 году, после того, как сам заблудился в песках Тенере (район Ливийской пустыни) и был спасен туарегами: Сабин посчитал, что гонка по пустыне Сахара станет настоящим испытанием - челледжем для сильнейших гонщиков всего мира.
    

МОТОГОНКИ.РУ, 2 января 2018 - Он собрал группу увлеченных и 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже стартовала первая внедорожная многодневка, изменившая авто- и мотоспорт до неузнаваемости. Тот «Дакар» называется Дакаром 1979 года, но отсчет начинается все же с 78-го.

Что изменилось за 40 лет?

Участники

В самом первом «Дакаре» приняли участие 182 экипажа: 90 мотоциклистов, 80 джипов и 12 грузовиков. До финиша добрались 74 стартовавших. С тех пор преобладание в стартовом списке именно мотоциклистов - визитная карточка ралли-марафона. В 1979 году не было деления на категории и классы техники, поэтому был только один подиум и один победитель, и им стал француз Сирил Невё на Yamaha XT500, а призовые места взяли Жиль Комт и Филипп Вассар - все трое на мотоциклах.


В 2017 году на старт вышли 143 мотоциклистов, 79 экипажей джипов, 50 экипажей грузовых автомобилей, а также 37 квадроциклистов и 8 экипажей UTV - всего 317 участников. Теперь каждый вид транспорта идет в своем зачете: BIKE, QUAD, UTV (SxS с 2018 года), CARS и TRUCS. Автомобили делятся на три подкатегории - T1, T2 и Open. В категории грузовых автомобилей неофициально участвуют (и получают стартовые номера) даже технички команд (класс T5).


Рекорд по количеству участников «Дакар» установил в 2005 году - 688 экипажей на старте, преимущественно, байкеров и джипов.

Маршрут

С 1978 по 2008 год гонка проводилась по Африке. В первом ралли маршрут был проложен по традиционно "французским" странам (бывшим колониям, где французский является государственным языком) - Алжиру, Нигеру, Мали, Верхней Вольте и Сенегалу. Затем, география гонки расширилась, в том числе, и по Европе: кроме Франции, маршрут стали прокладывать по Португалии и Испании; в список стран-участниц на африканском континенте вошли Марокко, Нигер, Египет, ЮАР, Ливия, Тунис, Мавритания и другие. Каждый год, несмотря на сохранение приверженности идее покорения пустыни, Тьерри Сабин придумывал все новые и новые маршруты, а длина маршрута варьировалась от 8000 до 15000 км, гонки продолжались от 10 до 20 дней.


С 2009 года гонка проводится в Южной Америке. Основной «базой» является Аргентина, где ралли стартовали и/или финишировали все эти 10 лет. В первые годы маршрут прокладывали по Чили, но в 2015 чилийская сторона была вынуждена отказаться от обеспечения гонки из-за технических, административных и финансовых сложностей. В 2017 году гонка взяла старт в Парагвае - для разнообразия. Теперь задействованы ресурсы Перу и Боливии, эти страны делят между собой бремя обеспечения каравана наравне с Аргентиной: на каждую страну приходится по трети маршрута. В 2018 году его продолжительность составит почти 9000 км: пути мотоциклистов, джиперов и грузовых авто будут расходиться несколько раз, поэтому суммарно байкеры преодолеют 8276 км, автомобили - 8793, а грузовики - 8710 км. 9000 км - новый «стандарт» длины маршрута ралли-марафона.


Условия гонки

Африканская глава «Дакара» - это история чисто пустынных гонок. Исключением стала редакция 1992 года из Парижа в Кейптаун (ЮАР), где часть маршрута проходила по нагорью Намибии с высотами до 2000 м, и где участникам пришлось переправляться через полноводные реки.


Южная Америка - это невероятный микс из классических раллийных трасс, пустынных и дюнных районов, а также высоких Андских Кордильер. С 2009 года перед участниками ралли стоит сложнейшая задача: им нужно быть готовым подниматься на 3000 м и спускаться до уровня океана. Высшей точкой маршрута последних лет стала отметка в 5000 м на пути по боливийскому Альтиплано (самому высокому плато после Тибета) в гонке 2017 года. Большая часть маршрутов по Боливии проходит на высоте более 2000 м над уровнем моря в течение нескольких дней.


Обеспечение

Самый первый старт 26 декабря 1978 года был серьезной авантюрой: символическая поддержка властей и минимальная техническая поддержка участников стали настоящим испытанием для спортсменов. Гонщики лично обслуживали свои мотоциклы, они должны были перевозить из бивуака на бивуак запас провизии, а транспортировку большей части грузов осуществляли гужевым транспортом и грузовиками. Заправку на маршруте осуществляли в обозначенных точках, куда приходили подводы с топливом. Так что, пропустив КП, можно было навсегда потеряться в песках. Медицинской помощи ждать не приходилось: гонку обслуживали всего две (!) кареты скорой и один вертолет, который занимался, преимущественно, поиском заблудившихся в песках.


Сейчас обеспечение гонки идет на государственном уровне, с участием местных властей. A.S.O. организует бивуак и логистику между лагерями по ходу следования. Бивуак представляет из себя огромный палаточный городок, где есть даже своя мобильная клиника. На каждом бивуаке разбиты пресс-центр и большая столовая с кейтерингом, где участникам ралли предлагаются самые разнообразные блюда и, как минимум, двухразовое питание. Каждая команда разбивает собственный лагерь и перевозит с бивуака на бивуак 10 тонн оборудования, включая личные вещи гонщиков.


Гонку обслуживают 137 специально подготовленных транспортных средств, в том числе: 1 оборудованный медицинский самолет, 6 самолетов для транспортировки журналистов, съемочных групп и персонала A.S.O., 10 вертолетов (в том числе 7 медицинских и 3 для контроля за гонкой), 10 оборудованных карет скорой помощи, 10 автобусов для перевозки персонала и гостей, 60 джипов сопровождения и мобильных техничек, 50 грузовиков, а также парк квадроциклов. За день до старта, на маршрут выходят скауты - группа разведки маршрута, которая проверяет проходимость проложенного ранее курса или меняет его в противном случае.


Навигация

До 1992 года на «Дакаре» вся навигация осуществлялась по картам и рукописным роад-букам. В 1992 впервые была применена GPS-технология, благодаря которой был пройден 20-дневный маршрут по западному побережью Африки до Кейптауна (ЮАР).


Сейчас использование GPS-навигаторов ERTF Unik II, а также систем спутникового слежения IriTrack является обязательным для каждого участника гонки. Чтобы прохождение маршрута не стало легкой прогулкой от точки к точке, возможности навигации Unik ограничены: навигатор лишь показывает направление к следующей контрольной точке на маршруте, скрывая актуальные координаты на местности от пилота; навигатор же записывает трек маршрута для учета прохождения всех контрольных пунктов, данные телеметрии затем изучаются дирекцией.


Пропуск контрольных пунктов (КП) влечет за собой наложение штрафа (дополнительных минут). IriTrack - «маячок безопасности», который всегда на связи со штабом гонки; с его помощью можно подать сигнал бедствия. Для навигации на маршруте участники гонки используют «легенду», прописанную в roadbook: листинг на каждый день гонки выдается на брифинге перед стартом или вечером предыдущего дня. «Легенда» может меняться в зависимости от сообщений от скаутов на маршруте, изменений в погодных условиях и т.д. Перепрошивка Unik II также необходима в этих случаях.

Безопасность

С 1978 по 2007 год гонкам в пустыне никто не угрожал. Вопросы безопасности касались, в основном, личной безопасности каждого гонщика в схватке с пустыней. Однако, гонка 2008 года была сорвана из-за террористической угрозы и фактического отсутствия контроля властей над обширными территориями, по которым проходило масштабное спортивное событие, после чего A.S.O. была вынуждена сменить континент.


С 2009 года ралли-марафон «Дакар», как уже было сказано, проходит по странам Южной Америки, гарантирующим мощную поддержку и обеспечение. Аргентина продемонстрировала самую горячую поддержку «Дакару». Участники ралли получают особый статус при прохождении государственной границы. Безопасность гонщиков и бивуаков в 2018 году обеспечат 22000 полицейских и национальных гвардейцев по всему маршруту.

«Париж-дакар», наверное, самое престижное ралли, в котором участвуют четыре вида машин: мотоциклы, автомобили, грузовики и квадроциклы. И победы в нем тоже очень престижные, а еще яркие, запоминающиеся, потому что достаются всегда в результате упорной борьбы.

Когда гонка только начиналась, мотоциклы и автомобили не разделяли - шли они в общем зачете. И так получилось, что в 1978 г. весь пьедестал был занят мотоциклистами. Победители:

  • 1-е место - Сирил Неве (мотоцикл Yamaha 500 XT);
  • 2-е место - Жиль Комт (мотоцикл Yamaha);
  • 3-е место - Филипп Вассар (мотоцикл Honda).

Для Сирила Неве эта победа была особенно дорога, потому что стала плодом семейного путешествия: отец оказывал техподдержку, брат тоже участвовал в гонке. На следующий год Неве снова стал победителем, но потерял свои позиции в 1980-м, сменив мотоцикл - Honda не принесла ему удачи, победителем ралли 1981-го года стал Юбер Ориоль. В 1982-м Сирил вернулся на пьедестал, потом лидировал и проигрывал, но расстаться с гонками не мог еще много лет.

Победители ралли «Париж-Дакар» становились известны всему миру, за их успехами и перипетиями борьбы следили с особенным вниманием, радуясь за любимых спортсменов и команды и огорчаясь вместе с ними.

Победители среди грузовиков

Самой, наверное, захватывающей частью знаменитого ралли всегда были гонки на грузовых машинах. Трасса, проложенная фактически по бездорожью, как «Париж-Дакар», дает грузовикам возможность показать свои достоинства в полной мере. Первым победителем среди тяжеловесов «Дакара» в 1980-м году стала алжирская команда на Sonacome. А первый рекорд по количеству побед поставили команды Mercedes-Benz, бывшие на первом месте в течение пяти лет - с 1982 по 1986 год. Одержав первую победу в 1988 году, Tatra потом еще пять раз становилась победителем, являясь до сих пор одним из лидеров. Четыре победы подряд одержала команда Perlini (1990–1993 гг.), но на первое место она больше не выходила.

А с 1996 года начинаются победы «КАМАЗ-Мастер», российской команды, завоевавшей титул чемпиона уже 12 раз. В гонках по пустыне, по бездорожью нашим спортсменам просто нет равных. Во многом их победы объясняются тем, что участники команды сами проектируют и собирают машины, сами их испытывают, знают все особенности каждого грузовика. Победители не только «Париж-Дакар», но и многих других гонок, они стали легендой мирового автоспорта.

Команды-победители «Дакара» (первые места):

  • «КАМАЗ» - 12 побед;
  • Tatra - 6 побед;
  • Mercedes-Benz - 5 побед;
  • Perlini - 4 победы;
  • Sonacome, ALM/ACMAT, DAF, Hino, MAN, Iveco завоевали пока по одной победе.

Ралли - один из наиболее популярных видов современных гонок. Он очень зрелищный, а потому интересен миллионам зрителей во всем мире. Среди всевозможных чемпионатов особенным является маршрут «Париж-Дакар». Данная гонка выделяется среди прочих. Чем же она так привлекает болельщиков и участников? Об этом будет рассказано в данной статье.

История знаменитого автомобильного марафона

Первоначальный маршрут ралли проходил через север Африки, Алжир, но, в связи со сложной политической обстановкой и участившимися беспорядками в данном государстве, для гонки утвердили другую страну - Марокко. Иногда часть пути участники преодолевают через Ливию.

Сначала гонка являлась одним из этапов Кубка мира. Однако регламент соревнований вызывал множество разногласий, вследствие чего решено было исключить ралли из общего зачета первенства планеты и сделать его автономным.

Интересно то, что в состязании за всю историю его существования принимали участие не только профессиональные автогонщики, но и многие рок-звезды, известные спортсмены-представители других дисциплин (горнолыжники, альпинисты, яхтсмены и прочие).

Правила ралли

Чтобы принимать участие в данном соревновании, необходимо знать правила ралли. Дакар является конечным пунктом маршрута. Стартует гонка в Париже. Соревнование длится на протяжении трех недель и охватывает дистанцию примерно в 10 тыс. км. К участию допускаются гонщики не только на специальных автомобилях для ралли, но и на легковых машинах, а также на грузовиках и мотоциклах. Для каждого вида транспорта существует отдельный зачет. В числе участников могут быть не только профессиональные гонщики, но и любители, которые обычно составляют примерно 80% от общего количества заявившихся.

Как уже было сказано выше, зачет Кубка мира не включает в себя данное ралли. Дакар является финальным городом на пути гонщиков, где и определяются победители. Для того чтобы стать чемпионом соревнования, необходимо просто обогнать своих соперников по результатам данного автомобильного марафона, в отличие от Кубка мира, где участники получают баллы за каждую гонку, которые в конце сезона суммируются.

Победители ралли

Вплоть до начала XXI века главным рекордсменом по количеству побед в ралли «Париж-Дакар» был Стефан Петрансель, выигравший этот автомобильный марафон шесть раз за десять лет участия в нем.

2001 год стал переломным как в правилах гонки, так и в отношении победителей. В соответствии с изменениями, внесенными в правила соревнований, команда не могла везти с собой техника, который в случае поломки сумел бы устранить неполадки. Любой ремонт должен был осуществляться силами водителя и штурмана. В этом же году в ралли впервые победила женщина Джутта Кляйншмидт.

Российские грузовики стали настоящими триумфаторами ралли «Париж-Дакар». «КамАЗ-мастер», отличная русская команда, выигрывала марафон множество раз. В последние годы она продолжает удерживать лидерство и регулярно побеждает на крупных международных соревнованиях.

Команда «КамАЗ-мастер»

За всю историю ралли «Дакар» российская команда 13 раз побеждала в этом престижном марафоне. В 2015 году ралли, которое проходило на территории Боливии, Аргентины и Чили, впервые выиграл пилот Айрат Мардеев в зачете грузовиков. На заключительном этапе гонки он сумел оторваться от преследователей и в итоге превзошел ближайших конкурентов, между прочем, партнеров по команде, на 14 и 51 минуту соответственно (2 место - Николаев, 3 место - Каргинов).

Таким образом, российские пилоты снова показали, чего стоит автомобиль «КамАЗ». Ралли «Дакар» год от года в зачете грузовиков покоряется именно ему.

сайт продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…

MINI

Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.

Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.

В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.

Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.

Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.

MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги . Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.

Peugeot

История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!

Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.
Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.

Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.

Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.

Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.

Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.

KTM

Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.

C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.

Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?

Mitsubishi

За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.

Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.

Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.

В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.

Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».

В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.

Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.

На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.

Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.

В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.

Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…

КАМАЗ-Мастер

История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.

Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.

Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.

Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).

За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.

Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.

Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.

В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.

«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.

Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.

В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.

«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в на нашем сайте.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!