Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как это сделано, как это работает, как это устроено. Хорошо подкованная лошадь — довольная лошадь. Как крепят подковы на копыта

Не каждый из нас знает, для чего подковывают лошадь, ведь в дикой природе животные прекрасно обходятся без этого. Так зачем подковывают лошадей?

Кони изначально были дикими животными. Они передвигались по траве и мягкому грунту, а скорость регенерации копыт была достаточна для образа жизни, не предусматривающего лишних нагрузок, что обеспечивало комфортное существование без вмешательства человека. Но после одомашнивания животному приходилось работать в неестественных для него условиях, например, в городах. Копыта лошадей стали изнашиваться гораздо быстрее, не успевая при этом отрастать, а длительное пребывание в стойлах сделало копыта животного мягче и податливее.

Так как копыто играет огромную роль в жизни лошади , то повреждённое оно приводит к снижению работоспособности животного и причиняет ему боль, более того, может привести к серьёзным проблемам, связанным с полноценным передвижением. Помимо защиты копыта, подкова помогает животному не скользить на мокрой поверхности и делает комфортнее передвижение лошадей с травмами ног.

История изобретения «лошадиной обуви» уходит в далёкий III век. Кажется, что подкова по своему устройству весьма проста, но между тем было создано немало изобретений для защиты копыта лошади, первоначальный вид которых даже отдалённо не напоминал приспособления, используемые нами сегодня. Они были похожи на башмаки, сделанные из кожи или тростника. И только в V веке появились первые прототипы подков, использующихся в наши дни.

Перед тем как ответить на вопрос, как подковывают лошадь, необходимо узнать, какие виды подков существуют. Все они предусмотрены для использования в разных сферах деятельности лошади. Выбор их зависит также и от породы животного и состояния его копыт.

По назначению подковы разделяют на несколько групп:

  • спортивные
  • зимние
  • ортопедические
  • стандартные

Для жеребца, готовящегося к соревнованиям, выбирают спортивные, выполненные из лёгкого сплава стали являющиеся почти невесомыми. Вес таких подков составляет приблизительно 120–200 грамм . Они надёжно защищают копыто кованого животного от повреждений, не утяжеляя его.

Зимние подковы являются незаменимыми в холодное время года и предназначены для скачек в неблагоприятных условиях. Они оснащены рядом шипов, которые помогают добиться большей устойчивости лошади и препятствуют скольжению животного на льду .

Животное с повреждённой ногой должно быть подковано специальными ортопедическими подковами, которые подбираются в соответствии с видом повреждения и индивидуальной формой копыта. Их задачей является уменьшение дискомфорта при ходьбе и способствование быстрому заживлению. А также они используются в случаях, когда необходимо исправить постав ног лошади.

Ширина стандартной лошадиной подковы составляет 22 мм, а высота равна 8 мм. Следует заметить, что верхняя часть должна быть идеально ровная, а нижняя может быть оснащена шипами, иметь как ровную так и полукруглую форму.

Разнообразны и материалы, из которых изготавливаются современные подковы.

  • резиновые
  • железные
  • пластиковые
  • алюминиевые

Резиновые используются для лошадей, работающих на прокате, ведь они менее всего вреда доставляют дорожкам в парках и аллеях.

Пластиковыми пользуются животные, у которых наблюдаются проблемы с копытами. Они удобны в использовании, ведь достаточно просто приклеить их к ноге лошади, не травмируя его при этом.

Алюминиевые же подковы используются для коней, участвующих в скачках.

Многие владельцы задают вопрос: «Больно ли лошади, когда её подковывают?». Поэтому важно отметить, что хозяевам не следует беспокоиться за своих питомцев, потому как ковка не причиняет животному боли или же дискомфорта.

Если говорить о том, как часто следует подковывать лошадей, то обычно процесс повторяют через 30–40 дней , но всё зависит от того, где и при каких условиях животное работает, ведь на каменистых почвах и при больших нагрузках копыта изнашиваются многим быстрее.

Подковка лошадей является целым искусством и следует обратиться к кузнецу, человеку, знающему своё дело, чтобы не навредить животному.

В процессе ковки используются следующие инструменты и материалы :

  • обсечка
  • ухналь
  • рашпиль
  • копытный нож
  • ковочный молоток
  • гвозди для подков
  • ковочные щипцы
  • пробойник
  • кромкообрезные кусачки
  • щипцы для загибания барашков
  • пуансон для гвоздей
  • подкова

Гвозди для ковки изготавливаются из стали, и бывают шести номеров, 4–9.

Перед тем, как приступить к процессу ковки, кузнецу следует установить доверительные отношения с животным. Для этого мастер слегка постукивает по копыту коня, имитируя ковку. После того, как животное привыкает к громким звукам и новым ощущениям, можно смело браться за дело.

Выполняется она в несколько этапов :

  • Животное необходимо вывести на ровную площадку, оно должно осматриваться в абсолютном спокойствии
  • Удалить старую подкову. Лёгкими движениями молотком по головкам гвоздей мастер ослабляет их связь с подковой, затем убирает барашки .
  • Очистить копыта. Процесс чистки осуществляется при помощи специального крючка.
  • Снять мерки для ковки подков

Существует 13 стандартных подков для лошадей и в том случае, если модель и размер уже выбраны, то кузнец начинает выполнять основную часть работы - ковку лошади.

  • После удаления различного рода загрязнений кузнец шлифует копыто и удаляет ороговевшие ткани
  • Производится подгонка подковы. Существует два метода подгонки: холодный и горячий . Первый приносит меньше беспокойства лошади, но так как горячий является более точным, то его используют чаще.
  • Новая подкова крепится при помощи специальных гвоздей, которые называются ухнали. Они видны после завершения процесса на наружней части копыта. После того как все гвозди были прикреплены, мастер отрезает их при помощи специальных клещей.

После окончания процесса, кованую лошадь необходимо осмотреть. Для того, чтобы понять комфортно ли животному с новыми подковами, следует пустить его сначала шагом, затем рысью. Кованое животное должно бежать ровно, не спотыкаясь. Если стало заметно, что ковка лошади выполнена с дефектами, их немедленно устраняют.

Необходимо понимать, что подкованные кони отнюдь не роскошь, а необходимое условие для комфортного существования животного, на котором хозяевам не стоит экономить!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

1. Ледоходный шип XI-XV вв.
2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье - XV-XVII вв.)
3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части
гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков.
Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет
проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.

7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее
всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для
подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
11. Подкова. XIX-XX вв . Для ковки скаковых лошадей.
12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.
13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами , изготовленная заводским способом
на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых
лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое
отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" - Юризанский завод или "КМ" - Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10
номе-ров); и на какие ноги она предназначалась ("П" - передние или "З" - задние, левые и правые подгонялись по месту).

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен, но иногда все таки встречается.

Современный образ жизни значительно отдалил нас от традиционных форм ведения хозяйства. Иногда мы не можем разобраться в элементарных вопросах, ответы на которые для наших предшественников были вполне очевидными. Один из таких - зачем подковывают лошадей? В дикой природе лошади прекрасно обходятся без подков и не страдают от этого. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории.

В дикой природе лошади действительно не нуждаются в специальном уходе. Копыто скакуна устроено так, что его твердая ткань способна к регенерации. Изнашиваясь в ходе повседневного движения, она медленно восстанавливается, чем обеспечивает надежную защиту ногам лошади. Мягкий грунт, трава и возможность выбора маршрута движения обеспечивают диким лошадям возможность комфортно существовать без особого ухода на протяжении всей жизни. А значит, особая защита копыт в природных условиях не нужна.

Но одомашниванием лошадей человек внес свои коррективы в условия их жизни. Неестественная среда обитания и отсутствие необходимости добывать пищу самостоятельно существенно повлияли на здоровье травоядных. К тому же теперь мустанг стал главным помощником в переносе грузов, и маршрут его движения проходил не по мягким травяным покрытиям, а по грунту дорог. Слишком медленный процесс регенерации твердой ткани копыт приводил к тому, что рысаки начинали хромать, а иногда и вовсе отказывались передвигаться, потому что любое движение приносило им боль.

Стало абсолютно очевидно, что скакунам нужна помощь. Именно поэтому человек был вынужден придумать особую защиту для ног любимого помощника, состоящую из подков. Они защищают копыта лошади и сводят их износ к минимальным значениям.

История подковы

Общепризнанным считается первенство жителей Азии в изобретении «обуви» для лошадей. Конечно, она совсем не была похожа на современные подковы, ведь ее смастерили задолго до начала нашей эры. Первые подковы выглядели, как кожаные или тростниковые башмаки, которые крепились к ноге коня с помощью специальных ремней и веревок. Такая обувь была очень недолговечна и не могла полностью решить задачу защиты копыт лошадей. Нужна была постоянная ее смена, что значительно затрудняло повседневную жизнь.

Около II века до н.э. появились железные подковы, которые крепились к копыту с помощью гвоздей, но и они были несовершенными и часто травмировали животное. Их ковка имела много сложностей, и со временем утратила свою актуальность. Роль лошади изменилась, и на ее плечи легла задача стать верным помощником человека в битве. Амуниция всадника при этом становилась все тяжелее. Следовательно, нагрузка на ноги увеличивалась в разы и копыта стирались еще быстрее.

V век н. э. принес лошади важный подарок: была изобретена подкова, наиболее схожая с современной. Она учитывала устройство копыта и была максимально приближена к его форме, ее ковка была значительно усовершенствована. Такая подкова получила широкое распространение в средние века.

Жители всех стран, земли которых когда-либо входили в состав Российской империи, обязаны традициям подковки лошадей Петру I. Именно он в 1715 году издал указ, согласно которому из Европы приглашались учителя-кузнецы, которые должны были обучить местных жителей всем тонкостям своего мастерства. С тех времен подкованная лошадь стала повседневным явлением на нашей территории, а ковка хорошей подковы - особым искусством. Так как подковать лошадь правильно? Разберемся далее.

Подковы сегодня: разнообразие разновидностей

Что собой представляет подкова, ее разновидности и типы могут иметь существенные отличия. Современный мир вносит коррективы во многие сферы жизни как человечества, так и животных.

Еще в начале ХХ столетия люди использовали лошадей как боевых соратников, и наши современники до сих пор находят немецкие образцы подков животных, состоявших в коннице наступавших войск. Но сегодня эти величественные представители мира фауны реализуют другие задачи: они выполняют роли полицейских, спортсменов, работников цирка и многое другое. В зависимости от ситуации, хозяева скакунов выбирают вид подковы. Современный выбор подков достаточно широк, изменилась их ковка, принципы изготовления, и в зависимости от критериев их можно разделить на определенные группы.

По материалу:

  • алюминиевые;
  • пластиковые;
  • железные;
  • резиновые.

По назначению:

  • ортопедические;
  • спортивные;
  • зимние;

Если жеребца готовят к спортивным соревнованиям, то хозяин выбирает для него подковы из специального легкого сплава стали. Он будет надежно защищать копыта мустанга от повреждений, не утяжеляя при этом подъем ноги. Вес такой подковы варьируется в пределах 120-200 г.

Лошадь, которой придется столкнуться с зимними условиями: гололедом, снегом и т. п. - будет подкована особым видом «обуви». Зимние подковы оснащены набором шипов, который повышает уровень сцепления с поверхностью дороги и препятствует скольжению.

Животное, каким-либо образом повредившее ногу, обязательно подковывается ортопедической подковой. Она имеет замкнутую форму и, в зависимости от своего вида, может исправить постав копыта, распределить вес тела коня на копыто или откорректировать его движения.

  • Виды подков в зависимости от материала также имеют широкое разнообразие. Алюминиевые подковы чаще всего применяются на ипподромах для рысаков или скаковых лошадей.
  • Резиновые больше подойдут для особей, которые работают на прокате, так как они причиняют минимальный вред асфальту и дорожкам в парках и скверах.
  • Пластиковые подковы дают возможность не крепить их гвоздями, а просто приклеить к копыту травоядного, поэтому часто находят применение у питомцев с проблемными копытами.

Особенности подковки лошадей

Вполне естественно, что каждый заботливый хозяин думает о том, как подковать свою лошадь. При этом его волнует и другой вопрос: «Больно ли лошади?». Но оснований для волнений нет, ведь фиксация подковы гвоздями в руках умелого кузнеца задевает лишь ороговевшую часть копыта, и нервных окончаний в этой части конечности нет.

Итак, кто же может подковать верного скакуна? Ответ очевиден - делать это самостоятельно не стоит. Лучше обратиться к специалисту, который знает все тонкости процесса.

Прежде всего нужно подобрать подходящий вид «обуви». Ее ковка может быть осуществлена как самим мастером, так и заводским способом.

Подковы для взрослых лошадей существуют 13 стандартных размеров. Если модель и размер уже выбраны, то можно приступать к действию. Многочисленные фото в интернете могут подробно проиллюстрировать весь процесс поэтапно.

  • В первую очередь кузнец должен надежно закрепить ногу питомца, после чего приступить к очистке копыта от опилок и прочих загрязнений. Дикий нрав некоторых особей проявляется уже на этом этапе, поэтому при необходимости мастер может применить легкий наркотик.
  • Сам процесс чистки осуществляется с помощью специального крючка. Он всегда есть в арсенале коваля и хранится там же, где и остальные инструменты мастера - в специальном чемодане вместе с рашпилем, копытными ножами разных видов, щипцами, гвоздями и прочим.
  • Когда копыто очищено от загрязнений, кузнец с помощью щипцов срывает старую подкову и приступает к шлифовке самого копыта: обрезает наросший слой ороговевшей ткани и лишние куски стрелки.
  • Лошадиная качественная подкова примеряется к подготовленному копыту и, если того требует ситуация, подгоняется кузнецом под размер копыта конкретной особи.
  • Подкова крепится с помощью гвоздей, острый конец которых после фиксации подков виден снаружи копыта. Их коваль чуть позже загибает и удаляет специальным инструментов.
  • На финальной стадии подковный зацеп пригоняется к копыту, рашпилем сравниваются края копыта и подковы, после чего лошадь может похвастаться новым комплектом обуви!

Сказать, сколько времени забирает весь процесс, очень сложно, поскольку каждый случай строго индивидуален. Для этого нужна особая сноровка специалиста, ведь подковывание - тяжелый физический труд, посильный не каждому. Разобравшись с вопросом, зачем нужен подков, можно смело приступать к процедуре.

Одна из базовых задач коневладельца – уход за копытами, включающий регулярное подковывание. Диким лошадям копыта никто не куёт, и у новичков иногда возникают сомнения в необходимости этой манипуляции. О том, зачем подковывают лошадей и как это происходит, пойдёт речь в статье.

Уход за копытами лошадей — важная и очень ответственная процедура.

Подкова – средство защиты копытного рога от повреждений и преждевременного износа, а чувствительных тканей копыта – от болезней.

В природных условиях процессы истирания и регенерации копытного рога уравновешены и протекают параллельно друг другу. Необходимость в защите возникла, когда лошадь стала получать неестественную нагрузку. Давление на спину – это одновременно и давление на ноги. С развитием цивилизации и появлением твёрдых покрытий на дорогах износ копыт усилился ещё больше, и уже в античные времена люди стали «обувать» своих лошадей.

Старинные подковы тех времён ещё не были похожи на нынешние. Римляне, например, надевали коням на ноги гиппосандалии – железные пластины-подошвы, закреплённые ремнями. Прибивать набойки гвоздями европейцы стали значительно позже. До сегодняшнего дня подобный способ крепления остаётся самым простым и надёжным.

Современная ковка лошадей выполняет такие задачи:

  • защищает копыто от механического истирания;
  • придаёт животному устойчивость на скользких поверхностях;
  • минимизирует риск травмирования ног;
  • корректирует ортопедические нарушения (неправильный постав копыта и т. д.).

Подавать ногу для подковывания жеребёнка начинают приучать с трёх месяцев.

Чтобы лошадь можно было подковать, животное должно уметь подавать ногу для осмотра. Приучать к этому жеребёнка начинают в трёхмесячном возрасте.

Когда можно не ковать

При пастбищном способе содержания лошадей не подковывают. На это есть две причины.

Во-первых, когда животные весь день гуляют на выпасе, процессы износа и регенерации сбалансированы. Иногда даже случается, что копытный рог не успевает истираться, и его приходится подрезать.

Во-вторых, в большом табуне животные часто играют, а жеребцы устанавливают иерархию с помощью копыт. Подковы в таких ситуациях травмоопасны, и лошадям не нужны.

Однако при стойловом способе содержания ковка обязательна.

Новички-коневладельцы подчас задумываются, больно ли лошади, когда её подковывают? Волнения напрасны: гвозди забивают в копытный рог – мёртвую ткань без нервных окончаний. А вот ходить на сбитых копытах лошади действительно больно.

Как выбрать подкову

Современные подковы для лошадей делятся на два основных вида: стандартные и спортивные. Выбор для конкретного животного определяется тем, какую работу оно выполняет, весом тела и «размером ноги».

Сначала лошади измеряют копыта по длине и ширине. На верхней поверхности подков производители обычно размещают маркировку с указанием номера. Здесь действует то же правило, что и при выборе обуви для человека: чем больше нога, тем больше цифра на подошве. Для самых маленьких копыт подходят № 0 или № 00.

Рядом с номером на набойке есть пометка, для каких ног предназначена подкова. Передние и задние копыта лошади имеют разный контур подошвенного края, поэтому подковы для них будут отличаться очертаниями.

Существует большое разнообразие размеров, видов и форм подков в зависимости от их назначения.

Лошадиная подкова может быть гладкой (туфельной) и шипованной. Выбор зависит от характера грунта, по которому придётся ходить животному. Шипованные обычно ставят зимой.

Чем быстрее двигается конь, тем меньше должен быть вес подковы, поэтому спортивных лошадей ставят на специальные виды подков. При этом подковывание имеет свою специфику, и коваль учитывает множество параметров. Например, скакунов и рысаков куют по-разному.

При выборе нужно учитывать, что у российских и зарубежных производителей может быть разная система размеров. Соответствие параметров копыта и номера подковы узнают из специальных таблиц.

Пластик, резина или металл

Подковы сегодня изготавливают из разных материалов. Старый, испытанный временем вариант – металлические сплавы. Новейшие «девайсы» делают из пластика и резины.

Резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества:

  • дают лучшую амортизацию;
  • облегчают уход за копытом;
  • для их крепления не требуются гвозди.

В качестве возражения раздаются мнения, что клеевые составы, на которые «сажают» такие подковы, вредят копыту больше гвоздей. Однако многие специалисты считают, что мягкие «ботинки» облегчают состояние лошадей, страдающих ламинитом – заболеванием соединительной ткани между костью и копытной стенкой.

Современные подковы совсем не похожи на привычные всем формы и не требуют забивания гвоздей.

Для здоровья копыт необходимо ежедневно очищать их от камешков, грязи, соломы и навоза с помощью копытного крючка. Эта процедура называется «раскрючковывание».

Процесс подковывания

Как коня подковать так, чтобы не причинить вреда здоровью лошади, знают ковали. Лучшие специалисты обычно работают в конноспортивных клубах, и с ними можно договориться об оказании услуг «на выезде». Многие хорошие кузнецы умеют не только изготовить подкову, но и знают, как подковать лошадь.

Ковка – тяжёлый физический труд. Если лошадь нервничает и плохо приучена к ней, то ещё и травмоопасный. Поэтому процесс всегда начинается с фиксации животного. Смирную лошадку можно просто привязать за недоуздок, буйную придётся ставить в станок. Только после этого приступают к процедуре:

  1. Снятие подковы . Старая набойка убирается с помощью ковочного молотка, обсечки и клещей. Обломанные гвозди обязательно удаляют.
  2. Расчистка копыта . Копытным крючком и щёткой вычищается весь мусор, затем копытному рогу придаётся правильная форма.
  3. Снятие мерки . Копыто обмеряется по длине, ширине между стенками и ширине в пятках.
  4. Подгонка подковы . Если она неидеально подходит к копыту, коваль дорабатывает её на наковальне.
  5. Прикрепление . Подкова укладывается на копыто и крепится подковными гвоздями (ухналями). Острия, которые вышли наружу, откусываются вблизи копытного рога. Под них ставят клещи и молотком заплющивают, чтобы плотно подтянуть набойку к копыту. Острые края зашлифовывают рашпилем.

Процедура подковывания включает в себя расчистку копыта, снятие мерки, подгонку подковы и её прикрепление.

После ковки лошадь следует провести сначала на шагу, а потом на рыси, и посмотреть, не захромала ли она.

Неправильная ковка способна превратить лошадь в инвалида. Выполнять её самостоятельно могут только опытные коневладельцы. Новичкам лучше сначала поучиться у грамотного коваля, как расчищают копыта и как подковывают лошадей.

Изготовление подков

Ковка подковы занимает у двух кузнецов 15 минут. Сначала они замеряют копыто и переносят измерение на стальную планку. Затем обрезают её, разогревают, охлаждают в воде и обковывают концы. Раскалив заготовку ещё раз, мастера придают ей нужную форму уже без охлаждения.

Выкованный «серп» размечают с помощью циркуля в местах, где пройдёт канавка для гвоздей. Снова разогревают, продавливают канавку и пробивают отверстия под ухнали. Изделие тщательно шлифуют.

Чтобы выковать подкову одному, потребуется больше времени и сноровки.

Резюме

Чтобы сохранить здоровье лошади, ковать её нужно регулярно. На сроки перековки влияет степень износа подков и состояние копыт, в среднем подковы меняют каждые 30 дней. Делать интервал длиннее 45 дней не рекомендуется. Слишком частые или редкие перековки приводят к заболеваниям копыт.

Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло. Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.

О возникновении подковы

Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.

Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также с помощью веревок.

В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы. Костюмы наездников тяжелели, лошадям приходилось таскать на себе больший груз, актуальность подков возросла в разы. В это время люди научились крепить подковы специальными гвоздями, которые называли ухнали. Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить на босой, неподкованной лошади считалось позорно.

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Дорогие подковы

Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли. Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго. При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.

Что будет, если лошадей не подковывать?

Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль. Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать. Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.

Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.

Виды подков

Подавляющее большинство современных подков делается из металла, а точнее из мягкой низкоуглеродной стали. В подкове есть специальные отверстия, предназначенные для вкручивания подковных шипов. Подковы для передних и задних ног различаются по форме и максимально приближены к естественной форме лошадиного копыта. Каждая подкова имеет отвороты для лучшей фиксации на подошве копыта.

Однако технологии не стоят на месте, и уже сегодня многие применяют подковы из пластика. Утверждают, что пластиковые подковы ничуть не хуже, а даже лучше, металлических. Во-первых, по сроку службу, а во-вторых, по амортизации. Современные подковы могут изготавливаться даже из резины. Есть зимние подковы с шипами для ходьбы лошади по скользким поверхностям. Это особенно актуально для лошадей, задействованных в скачках и туризме, т.к. поскользнуться на мерзлой траве, заледеневшей дороге может быть опасно не только для самой лошади, но и для наездника.

Сегодня есть даже ортопедические подковы. Они помогают лошадке правильно распределить вес, чтобы копыта получали равномерную нагрузку. Ортопедические подковы помогают справиться с заболеваниями копыт.

Расчистка копыт.

Коваль – это человек, который подковывает лошадь и проводит расчистку копыта непосредственно перед ковкой. Задача коваля подготовить копыто к ковке так, чтобы подкова максимально прилегала к подошве. Его работа по расчистке несколько агрессивна и топорна. После ковки лошадь некоторое время ходит прихрамывая, т.к. ей нужно время, чтобы приспособиться к «новому» копыту.

Совсем недавно появилась профессия триммер. Триммер придерживается принципа натуральной расчистки копыта. Опуская лишние детали и профессиональный сленг, отметим, что натуральная расчистка копыт идет лошадке на пользу, т.к. триммер имитирует естественную изнашиваемость копытного рога. Это тонкая работа, требующая долгой практики и серьезного обучения. Зато после такой расчистки лошадь не только не хромает, но и избавляется от различных ортопедических заболеваний.

Строение копыта лошади

Копыто лошади состоит из трех элементов:

1.роговая стенка, включающая три слоя –внешний, средний и внутренний. Внутренний слой заканчивается белой линией, которую отчетливо видно на копыте. Вдоль белой линии и должны находиться гвоздевые отверстия подковы, т.к. она нечувствительна.

2.Подошва копыта – на нее приходиться основная нагрузка удара ноги.

3. Роговая стрелка. Ее главная функция в ослаблении ударной волны, т.е. в амортизации.

Как подковывают лошадей?

Если лошадь приучена к ковке, ее можно просто привязать. Если же лошадь куют первый раз или у нее непокорный нрав, то есть смысл приобрести специальный станок для подковки.

Перед ковкой копыто необходимо расчистить.

Затем с помощью все тех же ухналей (гвоздей) подкова прикрепляется к копыту. Ухналь это основной инструмент подковки, но на подкове есть и дополнительные элементы для фиксации – отвороты.

В первый день куются передние ноги, на второй день – задние.

Подкова должна идеально соответствовать форме копыта, иначе лошадке будет неудобно ходить, а это чревато последствиями.

Доверяйте подковку опытным мастерам – кузнецам, ковалям. Это тяжелый труд, требующий сноровки, опыта и мастерства.

Если подковать лошадь неправильно?

Когда неподкованная лошадь наступает на копыто, оно расширяется. Ударная волна от нагрузки идет по роговой стрелке, мякишу к сухожилию, а гасится в костной ткани. Это называется буферным механизмом. Когда лошадь подкована нагрузка идет только на роговую капсулу, распространяться дальше ей мешает подкова. Если лошадь подковать неправильно, это может привести к серьезным травмам, повреждениям суставов и сухожилий.

Ухаживайте за своими лошадками правильно!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!