Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как называется уровень спортивного мастерства. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике. Требования к присвоению разрядов и званий

Показатели технического мастерства

Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.

В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.

Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил - не выполнил, умеет - не умеет).

Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом;

Соревновательный объем - числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Так, например, гимнасты - мастера спорта международного класса умеют выполнять на каждом из снарядов (кроме опорного прыжка) 120-200 элементов. Таким образом, на всех шести снарядах гимнасты "высокого класса могут выполнить примерно 750-1000 различных элементов. В других видах спорта, например в борьбе, сходная картина. Хотя техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000 приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшим числом атакующих действий (нередко лишь одним-двумя). Это, конечно, не означает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; в схватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих поединках они отдают предпочтение лишь излюбленным приемам.

Разносторонность технической подготовленности

Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он" применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую и соревновательную разносторонность. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы.

Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники - это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники. В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными.

Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технически действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения - как спортсмен выполнял движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностям победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой. Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учитывать качественную сторону владения движением - эффективность и освоенность его выполнения.

Эффективностью владения спортивной техникой (или эффективностью техники) того или иного спортсмена называется степень близости ее к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники (в отличие от рациональности) - это характеристика не того или иного варианта техники, а качества владения техникой.

В зависимости от того, как определяется рациональная техник (образец, стандарт), различают три группы показателей е эффективности.

Абсолютная эффективность

Показатели абсолютной эффективности характеризуют близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, определенный на основе биомеханических, физиологических, психологических, эстетических соображений.

В простейшем случае мерой эффективности техники может явиться показанный спортсменом результат. Таким способом часто оценивают эффективность технических приемов в единоборствах и спортивны играх. Например, в баскетболе эффективность техник; штрафных бросков естественно оценивать по проценту попаданий.

В большинстве случаев оправдан другой способ - сопоставление характеристик выполненного движения с некоторым идеалом. В основе рациональной техники могут лежать разные критерии:

а) биомеханические;

б) физиологические: при нерациональной технике у специализирующихся в спортивной ходьбе нередко возникают резкие болезненные ощущения в передней большеберцовой мышце из-за ухудшения кровообращения вследствие того, что время ее расслабления в одном шаге оказывается недостаточным;

в) психологические; техника в спортивных играх и единоборствах в решающей мере определяется стремлением выполнить движение так, чтобы оно было возможно более неудобным для противника (хотя оно может быть неудобно самому спортсмену или приводить к снижению силы и скорости движения). Например, желательно, чтобы технические действия были неожиданными для противника, поэтому их целесообразно проводить внезапно (без подготовки) или после обманных движений («финтов»). С точки зрения механики движений такие действия нерациональны (сила, скорость, а иногда и точность движения при этом снижаются), однако именно они позволяют переиграть противника. Поэтому подобные способы выполнения технических действий являются в играх и единоборствах наиболее рациональными;

г) эстетические: критерии этой группы являются определяющими в тех видах спорта, где красота движений - основа мастерства (гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

Сравнительная эффективность

В этом случае за образец берется техника спортсменов высокой квалификации. Те признаки техники, которые закономерно отличаются у спортсменов разной квалификации (т. е. изменяются с ростом спортивного мастерства), называются дискриминативными 1 признаками . Такие признаки эффективности техники используют в качестве основных показателей лишь тогда, когда техника движений очень сложна и на основе биомеханического анализа не удается определить ее наиболее рациональный вариант. В других случаях дискриминативные признаки дополняют показатели абсолютной эффективности, очень часто совпадая с ними.

При оценке эффективности техники с помощью дискриминативных признаков надо помнить, что техника даже выдающихся спортсменов может быть не вполне рациональной. Например, в начале 50-х годов некоторые чемпионы по лыжным гонкам имели значительные ошибки в технике (слишком низкая посадка, незавершенный толчок рукой и ногой и др.). Эти ошибки копировали молодые лыжники.

Для определения дискриминативных признаков:

а) сравнивают показатели техники спортсменов высокой и низкой квалификации.

б) рассчитывают коэффициенты корреляции и уравнения регрессии между спортивным результатом, с одной стороны, и показателем техники - с другой.

Реализационная эффективность (эффективность реализации)

Идея этих показателей состоит в сопоставлении показанного спортсменом результата либо с тем достижением, которое он по уровню развития своих двигательных качеств потенциально может показать (вариант «А»), либо с затратами энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения (вариант «Б»).

Вариант «А». В данном случае эффективность техники оценивается по тому, насколько хорошо спортсмен использовал в движении свои двигательные возможности. При таком подходе опираются на существование связей между тремя показателями: спортивным результатом, уровнем развития двигательных качеств, эффективностью техники.

Практически это осуществляется путем сравнения результатов спортсмена:

а) в технически сложном действии (как правило, это то движение, в котором специализируется спортсмен);

б) в технически более простых заданиях, требующих развития тех же двигательных качеств, что и основные.

Вариант «Б». В этом случае эффективность техники оценивают определяя энерготраты или проявляемую в движении силу при выполнении одного и того же задания, иными словами - определяя функциональную экономизацию. Экономичность спортсмена (т. е. умение выполнить работу с возможно меньшим расходом энергии) зависит как от его технического мастерства, так и от таких функциональных показателей, как МПК и порог анаэробного обмена (ПАНО). Из биохимии спорта известно, что к.п.д. анаэробных реакций энергопреобразования значительно ниже, чем у аэробных процессов. Поэтому, если у спортсмена уровни МПК и ПАНО низки (а эти две величины взаимосвязаны), он уже при относительно низкой мощности упражнения начинает использовать энергетически невыгодные анаэробные источники энергии. Это увеличивает энерготраты организма.

Все описанные показатели эффективности техники (абсолютные, сравнительные, реализационные), дополняя друг друга, характеризуют ее с разных сторон. Обычно они соответствуют друг другу.

Освоенность техники

Техническое действие может быть освоено (заучено, закреплено) спортсменами в разной степени. Освоенность движения - относительно самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности техники. Спортсмен может хорошо освоить то или иное действие, но с существенными ошибками в технике (его техника при этом будет неэффективна) и, наоборот, буквально с первых попыток выполнять движение правильно, хотя и недостаточно хорошо освоив его. Он может быстро забыть правильное выполнение и уже на следующем занятии быть не в состоянии повторить свои первые правильные попытки.

Именно в связи с разной степенью владения движением издавна были введены понятия о двигательных умениях и двигательных навыках.

Двигательное умение - это приобретенная способность выполнять движение.

Под двигательным навыком понимают достаточно хорошо освоенное умение.

Для хорошо освоенных движений типичны:

1) стабильность спортивного результата и ряда характеристик движения при выполнении его в стандартных условиях;

2) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении движения в меняющихся, в частности усложненных, условиях;

3) сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке;

4) автоматизированность выполнения.

Стабильность техники

Спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполняет его в стандартных, неизмененных, условиях с относительно малой дисперсией (разбросом, диапазоном отклонений) существенных характеристик. Конечно, если ему приходится выполнять движение несколько раз, то от попытки к попытке ни результат, ни тем более другие характеристики движения не остаются вполне постоянными. Однако при этом у квалифицированных спортсменов дисперсия спортивного результата и существенных характеристик движения в ответственные его фазы меньше, чем у неквалифицированных спортсменов; отклонения не выходят за допустимые пределы, при которых движение оказывается невыполненным или значительно снижается спортивный результат.

Устойчивость техники

Устойчивость техники характеризуется степенью изменения ее эффективности. Чем меньше снижение эффективности, тем выше устойчивость техники. Основными факторами, под действием которых изменяется эффективность техники, являются: изменение состояния спортсмена, действия противника, изменение внешних условий.

1.Изменение состояния спортсмена , в частности утомление и эмоциональное возбуждение, связанное с ответственными соревнованиями, присутствием зрителей, преодолением страха. В условиях ответственных соревнований эффективность техники может снизиться. Это особенно касается технических действий, требующих высокой точности выполнения. В то же время эмоциональное возбуждение способствует проявлению больших величин силы, быстроты, выносливости, гибкости.

2. Действия противника . Существует давнее изречение: «Игрок играет настолько хорошо, насколько ему позволяет противник». Это справедливо и для единоборств. Однако спортсмены высокого класса при встрече с любым противником сохраняют достаточно высокую эффективность действий.

Сохранение высокой эффективности действий достигается благодаря превосходству в скоростных и силовых качествах, тактическом мастерстве, морально-волевой подготовке. Существенное значение имеет и техническое мастерство. Спортсмены высокого класса могут выполнить один и тот же прием при широком варьировании начальных условий и подготовительных действий.

3. Внешние условия . Иногда даже незначительное изменение внешних условий существенно затрудняет выполнение движения.

Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке

Чем лучше освоено движение, тем прочнее сохраняется двигательное умение. Степень сохранения ее оценивают:

а) по уровню (качеству) выполнения движения после перерыва (например, если до перерыва в тренировке спортсмен выполнял движение правильно всегда, а после перерыва только в половине всех случаев, то степень сохранения двигательного умения равна 50%).

б) по скорости (времени, числу попыток), необходимой для восстановления умения до первоначального уровня (например, если прыгуну в воду для первоначального овладения прыжком «три с половиной ооорота вперед» с вышки понадобилось 200 попыток, а после длительного перерыва он вновь достиг тех же оценок за этот прыжок через 50 попыток, то степень сохранения будет: 100% х 150 / 200=75%)

Для длительного сохранения движения необходимо его «сверхзаучивание», т.е. длительное закрепление, многократные повторения уже после того, как достигнута необходимая эффективность техники экспериментально показано, что чем продолжительнее время в течение которого движение выполнялось; тем прочнее сохраняется спортивная техника.

Автоматизированность

Автоматизированность характеризуется возможностью выполнять движения не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называемого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных условиях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается общее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом подсчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.

Некоторые движения, например ходьба, могут быть настолько хорошо освоены, что умственная работа во время их выполнения становится даже эффективнее, чем в покое.

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой:

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения

2. Виды спорта c проявлением выносливости(бег на длинные дистанции). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, c искусством движений(гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность в изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой. Высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.



Критериями технического мастерства являются:

1. Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

2. Разносторонность техники - степень разнообразия технических приёмов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

3. Эффективность владения спортивной техникой, близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег от 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

4. Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

Виды подготовки:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Специальная подготовка направлена на овладение специальными техническими приёмами, присущими конкретному виду спорту и спортивной специализации.

Задачиобщей технической подготовки :

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Задачи специальной технической подготовки:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и

методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность:

· Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

· Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

· Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника – та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

· Спортивный результат – важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность – обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одарённых детей и подростков, их спортивная ориентация .

1. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности (одарённость) ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта) .

Спортивный отбор – длинный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма и состояние здоровья спортсмена.

С помощью психологических методов определяются способности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социалогические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

2. Спортивная ориентация система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определённом виде спорта .

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которого производится выбор наиболее подходящего для него вида спортивной деятельности.

Таким образом, спортивный отбор должен решать задачу выявления перспективных людей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов, а спортивная ориентация – определять стратегию и тактику этой подготовки в системе обучения и тренировки.

Слабое проявление физических способностей и свойств личности применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться, как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде.

3. Спортивные способности это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определённой деятельности и обеспечивающая успешное её выполнение .

В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень.

Важно учитывать, что спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.

Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В соответствии с этим целесообразно выделять пять этапов отбора, в результате каждого из которых должен быть дан ответ на вопрос: способен ли обследуемый решить те задачи, которые стоят на конкретном этапе многолетней подготовки?

В соответствии с этим и устанавливается основная задача отбора на каждом из его этапов.

Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки

Спортивный отбор Этап многолетней подготовки
Этап Задача
Первичный Установление целесообразного спортивного совершенствования в данном виде спорта Этап начальной подготовки
Предварительный Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию Этап предварительной базовой подготовки
Промежуточный Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок Этап специализированной базовой подготовки
Основной Установление способностей к достижению результатов международного класса Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей
Заключительный Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению. Определение целесообразности продолжения спортивной карьеры. Сохранение высшего спортивного мастерства. Постепенного снижения достижений.

В процессе отбора и ориентации используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:

Состояние здоровья и уровень физического развития;

Особенности биологического созревания;

Свойства нервной системы;

Функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

Уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

Способности к освоению спортивной техники и тактики;

Способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов ;

Мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;

Соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнёрам и соперникам, особенностям судейства.

Уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях соревнований.

Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.

Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из пяти этапов.

Данные о телосложении, особенностях нервной системы, возможностях и перспективах совершенствования важнейших функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах.

Уровень спортивного результата, способность показывать наивысшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, способность приспосабливаться к условиям конкретных соревнований приобретают решающее значение на четвёртом и пятом этапах.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается отбором в сборные команды страны по видам спорта и выявлению способностей к сохранению высших спортивных достижений. Он осуществляется в пять этапов.

Повышение профессионализма тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства cпортсменов

Президент Городской федерации бокса И.С. Колесник, Ульяновск

Проблемой поиска инновационных подходов к повышению тактической и стратегической подготовленности спортсменов в каждом виде спорта должны заниматься тренеры. Именно тренер должен получать новую информацию об особенностях методики подготовки боксеров в разных регионах, странах, национальных школах и своевременно ее перерабатывать и трансформировать с учетом личного опыта практической деятельности в принципиально новый подход к разработке собственной информативной методики. О наличии творческого подхода наставника к достижению его подопечными спортивного мастерства свидетельствует прежде всего динамика устойчивого прироста показателей тренированности по всем основным направлениям спортивной подготовки.

Для доказательства выдвинутого положения - зависимости роста от степени профессионального мастерства спортивного педагога - нами было предпринято специальное исследование. В трех спортивных школах, специализирующихся в подготовке боксеров, были выявлены тренеры, желающие принять участие в данном педагогическом эксперименте. 7 тренеров с высшим специальным образованием, но с разным опытом практической деятельности (от 3 до 18 лет тренерского стажа) в возрасте 26 - 46 лет вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), остальные 6 человек, также с разным уровнем теоретической и практической подготовленности и возрастом, составили контрольную группу (КГ). Перед началом эксперимента спортсмены, ученики, участвующие в эксперименте тренеров, прошли тестирование по общей, специальной физической и технико-тактической подготовленности. Кроме того, учитывались их достижения по результатам участия в соревнованиях за предыдущий год.

Для тренеров ЭГ и КГ был разработан специальный опросник, позволяющий определить следующие важные данные, характеризующие стремление педагога к расширению своего кругозора и повышению профессионального уровня:

Знание тренером научно-методических публикаций по методике подготовки боксеров разной квалификации и другим вопросам воспитания и тренировки;

Перечисление наиболее значимых лично для данного тренера вопросов, нашедших отражение в той или иной работе;

Умение объективно оценивать информацию, содержащуюся в той или иной научно-методической публикации;

Готовность к применению в собственной практике подготовки боксеров новинок, заслуживающих внимания и нашедших отражение в специальной литературе;

Один раз в неделю мы знакомили тренеров ЭГ и КГ с различными системами упражнений, используемыми спортсменами высокого класса на разных этапах своей подготовки; новыми методическими приемами, позволяющими более доходчиво излагать особенности различных форм и видов тактики ведения боя, использования различных дистанций в процессе поединка; современными разработками тренажеров и тренажерных устройств, специализированных в области развития ведущих двигательно -координационных качеств, и т.д.

Спортивные педагоги получали возможность убедиться в целесообразности использования разнообразных тестов для определения разных видов подготовки спортсменов на том или ином этапе тренировки в зависимости от поставленных задач; применения простейших технических средств контроля за основными параметрами выполняемых двигательных действий (миллисекундомера, динамометра и их различных модификаций); разнообразных приспособлений, имитирующих изображение человека с обозначенными зонами для выполнения ударных действий, что способствовало повышению их точности; подвешенных груш, мешков со специальными разметками, имеющих конкретную методическую направленность.

Тренеры, входивших в ЭГ на добровольной основе, как правило, живо откликались на все предложения по модернизации учебно-тренировочного процесса и охотно принимали на вооружение рекомендуемые нами комплексы физических упражнений для решения конкретных задач тренировки. Шесть тренеров из семи силами занимающихся подготовили по нашим эскизам специальные щиты-тренажеры различной методической направленности, приобрели динамометры и миллисекундомеры с соответствующими приспособлениями для измерения силы ударных воздействий в разных условиях и ситуациях боксерского поединка, обусловленных тактическим замыслом тренера.

Мы использовали также методику приобщения спортивных педагогов к разработке новых вариантов предложенных нами двигательных заданий с целью формирования у них творческого подхода к содержанию каждого учебно-тренировочного занятия. Необходимо отметить, что педагоги проявили очевидную заинтересованность и активность, так как понимали и на собственном опыте убеждались в том, что предложенный нами подход к организации и проведению занятий стимулировал активность занимающихся, способствовал повышению их заинтересованности. Это выражалось в большом количестве подходов к выполнению тех или иных заданий, стремлению получить обратную информацию о параметрах каждого двигательного действия и т.д.

В КГ спортивные педагоги проводили тренировочные занятия в обычном режиме, используя традиционные, устоявшиеся способы организации и проведения занятий, не отвлекаясь на ненужные, по их мнению, малопонятные новшества. Некоторые просили разрешения ознакомиться с творческими заданиями, не применяя их в своей практической деятельности.

Через полгода после начала нашего исследования был проведен повторный опрос тренеров ЭГ и КГ с тем же перечнем вопросов. Педагоги ЭГ не только лучше ориентировались в особенностях каждого задания, но быстрее и правильнее называли работы и их авторов по проблеме, на их взгляд, более значимой и актуальной. Они лучше ориентировались в особенностях методики подготовки боксеров ведущими тренерами страны, а также перечисляли отличительные особенности деятельности национальных школ бокса.

Практически все тренеры ЭГ на своих занятих использовали предложенные нами новые комплексы физических упражнений, направленные на повышение уровня развития ловкости и точности нанесения нападающих ударов. Их ученики стали пробовать себя в разных формах ведения боя, стремились к поиску оптимального темпа и ритма движений в каждом раунде. Значительно возрос арсенал используемых ими финтов и специальных подготовительных действий. Наблюдения показали повышение плотности учебно-тренировочных занятий, увеличение разнообразия используемых средств и методов подготовки.

Повторное тестирование уровня физической, тактико-технической подготовленности боксеров по тем же тестам показало, что в ЭГ тренеров уровень спортивного мастерства учеников существенно выше.

Таким образом, проведенные исследования подтвердили, что уровень профессионального мастерства тренера обусловлен постоянным развитием и совершенствованием направлений и подходов в подготовке спортсменов высокого класса, что обусловлено изменениями в социальной, экономической и других сферах нашей жизни, улучшением условий подготовки спортсменов, в том числе материально-спортивной базы, внедрением в учебно-тренировочный процесс новейших достижений, современных разработок, тренажеров, тренажерных устройств, специального инвентаря и другого оборудования. Жизнь не стоит на месте, и, чтобы успешно учить других, нужно постоянно учиться само

Техника – это способ выполнения двигательного действия. Показатели технического мастерства :1 группа : объём, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен; 2 группа : эффективность, освоенность выполнения. Объём технической подготовки – определяется числом технических действий, которые выполняет спортсмен. Общий объём – суммарный объём технических действий, которые освоил спортсмен. Соревновательный объём – действия спортсмена в соревнованиях. Разносторонность – степень разнообразия двигательных действий. Объём и разносторонность являются важными технического мастерства. Рациональность – характеристика способа выполнения движения, используемой разновидности техники. Эффективность – степень близости выполнения к наиболее рациональному варианту, характеристика качества владения техникой: 1) Абсолютная эффективность – характеризует близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, определённый на основе механических, биологических, физиологических, психологических, эстетических соображений. 2. Сравнительная эффективность – за образец берётся техника спортсменов высокой квалификации 3. Реализационная эффективность – сопоставление показанного спортсменом результата либо с тем достижением, которое он может показать, либо с затратами энергии сил при выполнении спортивного движения. Освоенность техники – относительно самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности техники. Для хорошо освоенных движений типичны: а) Стабильность спортивного результата; б) Устойчивость при меняющихся условиях; в) Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке; г) Автоматизированность в выполнении. Стабильность – спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполняет его в стандартных, неизменённых условиях с относительно малой дисперсией существенных характеристик. Устойчивость – степень изменения её эффективности. Основные факторы, под действием которых изменяется техника: 1)Изменение состояния спортсмена (утомление, эмоциональное возбуждение); 2) Действия противника; 3) Внешние условия (изменение инвентаря, погодных условий). Сохранение двигательных умений при перерывах – чем лучше освоено движение, тем прочнее сохранится двигательное умение. Степень сохранения оценивают: по уровню выполнения движения после перерыва; по скорости, необходимой для восстановления умения до первоначального уровня. Автоматизированность – возможность выполнить движение, не фиксируя внимание на процессе выполнения. Таким образом, техническое мастерство не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объёма, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность и освоенность техники.


46 Процесс обучения двигательному навыку у человека начинается с побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (желание заниматься данным видом труда, преуспеть в нем и пр.).

При этом отмечаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия генерализации (иррадиации возбуждения); 2) стадия концентрации; 3) стадия стабилизации и автоматизации.

Рассмотрим стадию генерализации:

На первой стадии созданная модель становится основной для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регуляция движений (внешней речью постороннего лица или внутренней собственной речью) еще не развита, особое значение имеют процессы подражания, общие у человека и животных. Наблюдая за действиями другого лица и имея некоторый опыт управления своими мышцами, ребенок превращает свои наблюдения в программы собственных движений.

Некоторые особенности программирования движений у человека отражаются в межцентральных взаимосвязях электрической активности мозга. Можно видеть, например, что при наблюдении за выполнением бега посторонним лицом в коре больших полушарий у наблюдающего человека появляются потенциалы в темпе этого бега (своеобразная модель наблюдаемого движения). При представлении и при мысленном выполнении движений пространственные взаимосвязи мозговой активности начинают отличаться от состояния покоя и приближаться к таковым при реальной работе, появляется небольшая биоэлектрическая активность в нужных для выполнения реального движения мышцах. Этим объясняется тренирующее воздействие на формирование двигательного навыка идеомоторного (мысленного) выполнения упражнений. В создании двигательных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наиболее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером (генерализацией) периферических реакций со стороны скелетных мышц. Стадия генерализации характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновременным вовлечением в движение мышцантагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выраженным вегетативным реакциям. Например, подобные реакции можно наблюдать у человека, который впервые сел за руль автомобиля.

47. Укажите формы проявления выносливости, факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости, перечислите средства и методы воспитания выносливости, критерии оценки уровня развития выносливости.Выносливость - это способность противостоять наступающему утомлению в любом виде деятельности (по Фарфелю В.С.). Выносливость – это физ. качество, определяющееся проявлением морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно – анаэробную), силовую и координационную. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мыш. системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Основными компонентами обшей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей. Факторы: 1). Обусловленные энергетическими и функциональными возможностями организма (Наличие энергетических ресурсов организма; уровень функциональных возможностей различных систем орга­низма (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, ЦНС, нервно-мышечной и др.); быстрота активизации и степени согласованности в работе этих систем; функциональная устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде (нарастанию кислородного долга, накоплению молочной кислоты); экономичное использование энергетического и функционального потенциала организма); 2). Обусловленные психолого – педагогическими условиями: личностно-психические особенности (мотивация, психическая устойчивость, волевые качества, установка); подготовленность ОДА; координационное совершенство; совершенствование технико-тактического мастерства (рацио­нальное распределение сил в процессе состязаний); 3). Другие факторы: пол, возраст, морфологические особенности человека, условия деятельности. Средства воспитания выносливости : Средствами развития общей выносливости явл. упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ФУ циклического и ацик­лического характера. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном фун­кционировании мышц. Эффективным средством развития специальной выносливости являются спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ве­дет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их. Критерии и способы оценки . Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробно­го обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталон­ном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!