Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Картинг. Описание, история появления и развития. Что такое картинг? Картинг: основные правила

Почти в каждой стране можно найти специальные треки, на которых люди с удовольствием катаются на небольших и быстрых картах. Это действие воспринималось сначала как хобби, но затем появились международные правила, классификация и определенные требования. Так появился носящий название "картинг". Рассмотрим это увлечение немного подробнее.

Немного истории

Свое начало он берет в 1934 году, когда усилиями нескольких муниципалитетов было организовано соревнование на мини-картах - гоночных автомобилях, в которых отсутствовал мотор, и они катились с горы. Их скорость могла достигать 50 км/ч. С каждым годом популярность этого действия становилась все больше, а расцвет пришелся на 50-60-ые годы.

Затем военные летчики придумали новый вид гонок. Из простых материалов (двигатели, канистры от топлива, трубы, шасси) они смонтировали небольшие машинки и катались по полю в свободное время. Первый карт был сконструирован Артом Инглсом и был показан на гонках в 1956 году. Через пару лет автомобильная федерация признала, что картинг - это вид спорта, создала комиссию и провела первые соревнования.

Со временем карты становились все мощнее и опаснее. К сожалению, конструкция не гарантировала безопасность гонщику, поэтому новые модели стали не по карману простым людям, и в спорте остались лишь профессионалы.

Виды картинга

Выделяют 3 основных группы:

  1. Прокатный. Этот вид популярен среди любителей и не имеет никаких сложностей. Человек приходит на специальную площадку - картодром - проходит небольшую инструкцию и получает экипировку. Оплачивается время, и пока оно идет, можно накатывать круги. Их количество ограничено только возможностями и умением. Однако надо помнить, что человек занимается простыми покатушками. Настоящий картинг - это серьезный спорт.
  2. Спортивный с командой. Если обыкновенные гонки на картах не устраивают, то нужно перейти на более высокий уровень. Следует найти тренера и команду. Они помогут решить все вопросы, подберут экипировку, научат управлять картом. Конечно, все это будет стоить приличных денег и не каждый сможет себе такое позволить.
  3. Спортивный без команды. Этот вид картинга подходит для профессионалов. Здесь необходимо учитывать, что карт не предназначен для долгого использования и требует частого ремонта.

Устройство карта

Эти небольшие машинки могут развивать очень большую скорость. Все зависит от типа установленного двигателя и массы карта. Легкие модели могут набирать скорость свыше 120 км/ч.

Они состоят из рамы, рулевого управления, сиденья и двигателя, который соединен с колесами. Задние больше по диаметру, чем передние. Рама должна быть из прочного материала, обладающего магнитными свойствами. Дюралюминий, титан и карбон здесь запрещены.

Спортивные карты конструкционно отличаются от обыкновенных. В прокатном двигатель находится сзади, а не справа. Также в спортивном используется карбюраторный двигатель и установлена определенная трансмиссия.

Детский картинг

Если родители замечают, что их ребенок интересуется автомобилями, мало проводит времени за компьютером, то, возможно, стоит привести его на специальную гоночную площадку. Ограничений по годам не существует, а единственным условием должен быть достаточный рост, чтобы достать до педалей.

Картинг для детей получил широкое распространение и не стоит на месте. На основе некоторых клубов создаются специальные школы с обучающими занятиями. Картинг - это возможность почувствовать себя взрослым, ощутить запах железа и горячей резины. Опытные инструкторы научат управлять машинкой, принимать правильные решения, чувствовать скорость и воспитают стремление к победе. Кроме того, происходит тренировка всех мышц тела - от шеи до ног.

Картинг для детей так же безопасен, как и футбол или другой вид спорта. Конечно, здесь будут появляться царапины и синяки, но в любых динамичных видах проведения досуга они также присутствуют. Сначала все мышцы будут ныть и болеть, но после пары тренировок тело начнет приспосабливаться.

Микроавтомобили и трасса соответствуют требованиям безопасности, а экипировка защищает от ушибов. Детский карт не такой мощный, оборудован специальными сиденьями и педалями. Существует возможность родителям кататься вместе со своим ребенком. Это увеличит комфорт и безопасность, а также придаст изюминку тренировкам. Картинг - вид спорта, который подойдет как детям, так и взрослым.

Стоимость и управление

Для людей, профессионально занимающихся гонками, картинг - это дорогое удовольствие. Но для любителей хватит небольшой суммы, чтобы провести 10 или 20 минут на трассе. Удовольствия и адреналина там можно получить намного больше, чем в баре или за компьютером. К тому же количество кругов не фиксировано - можно за один промежуток времени проехать большее расстояние.

Главными ошибками являются отклонения корпуса, траектория и торможение. При прохождении поворота тело необходимо склонять наружу, чтобы максимально убрать возникающее скольжение. Траектория должна быть наиболее короткая. Это поможет выиграть время и опередить соперника.

Гонки на картах отличаются от вождения автомобиля. Газ держится максимально долго, и тормозить здесь необходимо резко, а не плавно, как привыкли за рулем машины.

Картодромы в Москве

В столице России находится много мест, где можно принять участие в этом виде спорта. Они предназначены как для любителей, так и для профессионалов. Вот небольшой перечень популярных площадок:

  1. FORZA Karting.
  2. "Серебряный Дождь - Сокольники".
  3. Arena GP.
  4. Le Mans.
  5. "10 дюймов".
  6. Картодром Arena Play.
  7. Картинг-центр на ВДНХ.
  8. Картинг клуб "Бега".
  9. Развлекательный центр "Самолет".
  10. Развлекательный комплекс "Картленд".

Одним из экстремальных видов спорта является картинг. Он очень популярен среди детей и молодежи во всем мире. Что подразумевается под этим понятием?

Картинг – это вид спорта и развлекательного занятия, характеризующийся гонками на так называемых «картах», которые представляют собой гоночные мини-автомобили без кузова. Скорость передвижения карта может достигать от шестидесяти до двухсот километров в час.

Родиной картинга являются Соединенные штаты Америки. Еще в тридцатых годах двадцатого столетия американские подростки предприняли успешные попытки гоночных соревнований с горок в небольших повозках, передвигаемых механическим способом. В конце сороковых годов солдаты организовывали шуточные соревнования на авиаплощадках, в ходе которых наперегонки передвигались в небольших повозках. В шестидесятых годах механик Арт Инглс продемонстрировал автолюбителям свое изобретение – «карт» с примитивным ручным тормозом. Чуть позже Даффи Ливингстон запустил производство картов и основал производственную организацию «Гоу-карт компани». Гоночные мини-автомобили раскупали довольно быстро. Позднее Даффи приобрел ограниченную площадку, которая впоследствии явилась первым картодромом. К шестидесятым годам учреждаются и активно функционируют более сотни компаний по производству, реализации и техническому обслуживанию картов, открываются обширные картинговые площадки.

Тысяча девятьсот шестидесятый год для картинга является судьбоносным – его признает официальным видом спорта Международная Федерация Автоспорта. Через два года появляется Интернациональное учреждение специального назначения по картингу. Первое гоночное соревнование на картах организуется и успешно осуществляется в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. В последующие годы автомеханики и инженеры модернизировали внешний вид и технические характеристика картинга.

Советские автомобилисты заинтересовались картингом как видом автомобильного транспорта зимой 1964 года.

Благодаря техническим знаниям инженеров автомобильные производственные компании стали выпускать разнообразные карты.

Виды картов:

  1. маленькие карты с двигателем до пятидесяти кубиков, лишенные коробки передач и не способные передвигаться на высокой скорости, предназначены для детей от шести лет;
  2. спортивные карты для профессионалов с высокими техническими характеристиками;
  3. любительские карты для развлечений.

Внутреннее устройство карта достаточно сложное и своеобразное. Автомобильная конструкция имеет пять важных деталей.

  • шасси;
  • рамы;
  • четыре колеса;
  • внутреннее устройство, преобразующее энергию в механическую работу;
  • коробка передач.

Характеристики тормозной системы

Система, отвечающая за торможение и уменьшение скорости – гидравлическая. Она поделена на контуры. На детских картах тормозной механизм крепится на ось, расположенную позади. Мини-автомобили для автолюбителей постарше снабжаются устройствами для уменьшения скорости на каждый контур.

Особенности ножных рычагов карта

У гоночных мини-автомобилей два ножных рычага – один контролирует подачу газа, другой уменьшает скорость. Существуют карты, в которых устройства для уменьшения скорости на передних колесах управляются вручную. Из-за высокой чувствительности ножных рычагов, вибрирующих движенияй при разгоне и движении, жесткого хода автомобилист первоначально испытывает дискомфорт.

Подвеска мини-автомобиля

Система подрессоривания нехарактерна для карта, задняя ось, диски, вращающиеся на оси, и мотор прикреплены к раме. Вибрирующие движения, которые ощущаются при езде на карте, вызваны активностью мотора, который находится в непосредственной взаимосвязи с рамой. Передвижение по трассе на карте уникально и дарит незабываемые впечатления.

Отличительные особенности шин

В связи с тем, что на картах можно передвигаться в любое время, резиновая оболочка колес меняется механиками в соответствии с сезоном.

Разновидности шин: колеса с резиновой оболочкой без утолщенной и с утолщенной части покрышки.

Выбор резиновой оболочки, соответствующей конкретным условиям – дело не простое и зависит от множества факторов.

  1. Ощущение непосредственной близости с асфальтовым покрытием на большой скорости.
  2. Высокая скорость разгона завораживает.
  3. Повороты колес производятся практически мгновенно.
  4. Приятно удивляет легкость управления гоночным мини-автомобилем.

Первоначально возникает ощущение, что карт – безопасный транспорт, и возможность перевернуться отсутствует. Однако это не так. Велика вероятность, что ось, расположенная сзади, уйдет в занос, и случится трагедия.

В связи с тем, что карт – нестандартный автомобильный транспорт, ему свойственны особенности в управлении.

Управление картом

Освоив гоночный мини-автомобиль, можно заметить, что угол поворота для левого и правого колеса различен. В данном факте можно убедиться, если вывернуть приспособление для управления движущейся машиной до упора в правую сторону – левое колесо может быть вывернуто значительно больше правого. Противоположная ситуация возможна, если повернуть руль в левую сторону.

Ориентируясь на линии дороги и эти характеристики карта, гонщики, обладающие опытом, осуществляют невероятные повороты. На первый взгляд может показаться, что управлять картом не так сложно из-за сравнительно простой системы управления и общего веса. Однако покатавшись на карте сорок минут, можно ощутить боль в мышцах верхних конечностей. Но с регулярными тренировками мышцы привыкают к управлению, и в последующем напряжение сводится к минимуму.

Комфортное передвижение в картинге невозможно без соответствующего обмундирования.

Экипировка картингиста:

  • специальный защитный головной убор;
  • парные предметы одежды для верхних конечностей из специализированного материала;
  • защитная короткая куртка без воротника и рукавов;
  • комбинезон, выполненный из огнеупорной ткани;
  • ботинки;
  • воротник для шеи.

Картинг получил не только всеобщее признание и уважение, но и стал для кого-то профессией.

Картинг — вид спорта, который в благодарность выдает море адреналина. Ни с чем не сравнимые эмоции, почти физическое ощущение близости асфальта, скорость, испытание, стремление быть первым. В Москве этот вид спорта стал трендом: начиная от корпоративных «покатушек» на картодроме в честь юбилея фирмы и заканчивая серьезными тренировками с профессиональными гонщиками.

Карт — это микролитражный автомобиль на маленьких колесиках, без кузова, дифференциала и упругой подвески. Фактически он состоит из сиденья, рамы и маленького двигателя. Различают два вида картинга: прокатный и спортивный. Прокатный популярен как вид развлечения и доступен любому. Машины, используемые в прокатном картинге, не имеют коробки передач, управлять ими легко даже без водительских навыков. Все начинают с прокатного, многие потом переходят на ступеньку выше. Это спортивный картинг, который ориентирован на более подготовленных гонщиков, машины здесь более мощные и оснащены коробкой передач.

На профессиональных треках спортивный карт может сдаваться в прокат, но стоимость заезда на нем будет в разы выше — 10—15 тыс. руб. за шесть заездов, каждый по 15 минут. Те, кто уже жить не может без рыка мотора, обзаводятся собственными гоночными болидами — их цена колеблется от 5 тыс. до 8 тыс. евро. Резину приходится менять каждый день, комплект стоит в районе 200 евро. Удовольствие не из самых дешевых, но те, кому не по карману, всегда могут взять в прокат за 800 руб. машинку попроще и получить свою порцию кайфа. В Москве несколько десятков картодромов, обычно это целые комплексы с барами и ресторанами. Закрытые треки, где выдают даже обувь с комбинезоном, больше подходят для начинающих, тогда как под открытым небом уже гоняют профессионалы.

«Мы с друзьями катаемся года четыре, у нас свой турнир, призы, группа в социальной сети, сделали свои сайт и приложение, перед каждой гонкой SMS-рассылка со временем и местом заезда», — рассказывает 36-летний топ-менеджер Максим Кисловский. Его команда из 15 человек собирается раз в неделю в картинг-клубах, а в конце года подсчитывает очки, и победитель получает переходящий кубок и подарок — два авиабилета в любую точку мира. Спонсором выступает строительная компания одного из участников.

Таких частных турниров в Москве каждую неделю проводятся тысячи. Но картинг как вид спорта появился не вчера, и занимаются им не только обеспеченные люди. «Перед законами физики все равны независимо от социального статуса, амбиций и числа машин в гараже. Стоит облачиться в комбинезон, опустить забрало шлема — и определить, кто есть кто на трассе, можно лишь по технике езды, — считает Кисловский. — И тут никогда не бывает скучно, даже когда ждешь своей очереди, ведь только в картинге можно следить за гонками с расстояния вытянутой руки».

Вопрос — ответ

Алексей Карачев, вице-чемпион Германии «Формулы-3»,
шеф-инструктор гоночной академии Mercedes AMG


Что такое картинг?

Это основа гоночного спорта. Несмотря на размеры, машины мощные, доходят до 50 л.с. Если ты ставишь лучшее время круга на карте, то даже на автодроме для «Формулы» ты сможешь проехать хорошо. Все, кто научился водить карт, справятся с любой машиной.

Какие трассы больше подходят для новичков — открытые или закрытые?

На закрытых площадках вы не зависите от погоды, зато на трассах под открытым небом ощущения скорости сильно меняются. Я бы для новичков и людей, которые просто хотят хорошо провести время, больше рекомендовал крытые картодромы по нескольким причинам. Во-первых, на открытых трассах нет такой развитой инфраструктуры. Они все-таки больше ориентированы на спортсменов. В крытых картодромах есть уютные кафе, где можно посидеть, перекусить и посмотреть на заезды других пилотов.

Как правильно подобрать машину?

Надо посмотреть распечатку с лучшим временем за день и выбрать машину, которая показывала самое быстрое время круга.

Как научиться быстро и правильно управлять картом?

Я бы порекомендовал для начала взять уроки у профессиональных гонщиков. Это позволит вам сэкономить время и деньги и начать как можно раньше получать максимальное удовольствие от пилотирования карта и даже выигрывать в соревнованиях.

Пионеры картинга

Когда появился картинг, доподлинно неизвестно. Русская «Википедия» утверждает, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, которые гоняли по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но первый моторный карт построил американский инженер Арт Ингелс, работавший на производителя гоночных моторов Kurtis Kraft. Ингелс установил на обычную тележку моторчик от газонокосилки, который приводил в движение задние колеса через велосипедную цепь. Маленькие, но юркие автомобильчики быстро стали популярными, американская молодежь стала устраивать гонки на парковках возле супермаркетов, а в 1959 году первые карты показали на Парижском автосалоне. До СССР слава дошла так же быстро.

«Наподобие азиатского гриппа накатила на Европу волна нового спортивного увлечения. Она идет из Америки, захватив сначала Англию, и спорадически сейчас распространяется на континенте, достигнув Скандинавии», — писал в 1960 году советский журнал «За рулем», описывая новые гонки «на так называемых го-картах, то есть карликовых автомобилях без кузова и какой-либо подвески колес».

Первые советские мини-болиды поехали из дворцов пионеров — в одном из таких полезных в то время заведений в Харькове и открылась в начале 1960-х первая секция картинга. Но картинг со временем стал увлечением избранных. В основном в такие секции можно было попасть только «по блату». На Западе же картинг получил массовое распространение, там стали выпускать в конце 1960-х первые советские болиды. В те годы выходил журнал «Техника молодежи», где размещались чертежи картов, многие своими руками в гаражах собирали машины из подручных материалов — в ход шли даже вертолетные колеса. К моменту распада СССР в 5 тыс. секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тыс. человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик. С распадом империи картинг пришел в упадок, как и весь спорт в те годы.

Старт после финиша

Карты на крытых трассах могут развивать скорость до 90 км/ч, а на открытых — до 200 км/ч, но разбиться на карте маловероятно. «Боковые короба, передний и задний бамперы защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположена пластина, на которую опираются ноги. Да и чтобы перевернуться, нужно уж очень постараться. Обычно даже у сорвиголов не получается это сделать», — успокаивает менеджер картинг-клуба.

Пять гоночных трасс для картинга в Москве

Александр Митяев

М. ПОДОЛЬСКИЙ, преподаватель МАДИ, тренер гоночной команды «Мегафон-моторспорт».

На трассе соревнований по картингу бывает очень тесно.

Узлы и агрегаты карта.

Прокатные карты со всех сторон защищены отбойником из труб. Маленький, но мощный двигатель с автоматической трансмиссией разгоняет машину до очень приличной скорости, иногда до 80-100 км/ч.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый.

Красный флаг.

Чёрно-белый флаг.

Чёрный флаг.

Чёрный флаг с оранжевым кругом.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями.

Жёлтый флаг.

Жёлтый флаг с красными полосами.

Зелёный флаг.

Белый флаг.

Голубой флаг.

Сколько существует видов спорта на Земле, подсчитать невозможно. И не только потому, что под спортом разные люди понимают разные вещи. Мало того, обычные зрители могут считать, например, что лёгкая атлетика - это один вид спорта, а специалисты скажут, что одних прыжков существует как минимум четыре вида. Не исключение и автомобильный спорт. Кто-то думает, гонки они и есть гонки, а разбирающийся человек возразит: только ралли существует не менее всё тех же четырёх видов - классическое ралли, ралли-рейды, ралли-кросс и ралли-спринт. А кольцевые гонки? В них принимают участие и специальные гоночные машины (например, в популярных гонках «Формулы-1»), и обычные серийные машины, и даже грузовики и газонокосилки. Один из самых распространённых и доступных видов автомобильных гонок - картинг. О нём поговорим подробнее.

Заниматься картингом можно в любом возрасте. В больших городах существуют крытые картодромы, где ездят круглый год. Машины там прокатные, но практически при каждом картинг-центре созданы гоночные школы. К занятиям допускают детей с 5 лет, и уже через пару-тройку месяцев устраивают первые гонки юных пилотов. Да и в спортивном картинге самый маленький «профессиональный» класс - «Микро» - уже освоен 6-7-летними гонщиками.

Считается, что первые карты появились у американских военных пилотов во время Второй мировой войны. Однажды лётчики приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетный мотор и между полётами от нечего делать стали гонять по лётному полю. Потом начали устраивать соревнования. В 1956 году механик фирмы «Куртис крафт компании Арт Ингельс построил первый карт похожий на современные. На простую раму он установил двигатель от газонокосилки, сделал ручной тормоз и элементарное рулевое управление. А уже в 1957-м в Америке организовали картинг-клуб и приняли правила проведения соревнований. В Европе карты появились в 1958-м. В 1960-м году только в Англии работало уже более 120 фирм по производству картов.

За какие-то 15 лет картинг завоевал весь мир. В 1964-м прошёл первый официальный чемпионат мира. Соревнования, состоявшиеся в Риме, выиграл тогда итальянец Г. Сала. Между прочим, в картинге начинали свою спортивную карьеру практически все выдающиеся гонщики. Например, семикратный чемпион мира в «Формуле-1» Михаэль Шумахер, четырёхкратный чемпион мира по ралли Себастьян Лоэб, многократный победитель международных и российских соревнований Алексей Васильев.

Чем же так привлекателен картинг? Во-первых, машинка проста в изготовлении (правда, если сравнивать с другими гоночными автомобилями) - следовательно, стоит недорого. Во-вторых, машинка устойчива и, следовательно, довольно безопасна. В-третьих, картом несложно управлять - следовательно, ездить на нём может практически любой.

Картинг, пожалуй, единственный вид автоспорта, в котором существует почти официальное разделение машин на специальные спортивные и прокатные. Спортивные машины в большинстве случаев мощнее, имеют двухтактные двигатели, а иногда и «настоящую» трансмиссию со сцеплением и коробкой передач. Прокатные же в основном оснащают четырёхтактными моторами, а вместо коробки передач - центробежной муфтой (вариатором).

АНАТОМИЯ КАРТА

Все агрегаты карта крепят на раму, сваренную из прочных стальных труб с наружным диаметром 35-40 мм. Передние, управляемые, колёса устанавливают на поворотных кулаках. С помощью поперечной тяги и рулевого вала они соединены с рулём. На карте нет рулевого редуктора (механизм, который в «больших» машинах помогает поворачивать колёса), поэтому ход рулевого колеса очень короткий, почти как на велосипеде. Поворот руля требует немалого усилия, и после получаса езды у неопытных пилотов руки «отваливаются». На раме устанавливают и сиденье пилота, причём так низко, что пилот буквально чертит попой по асфальту. Чтобы сберечь «пятую точку», сиденье делают достаточно прочным и под ним (снизу на раме) прикрепляют лист из алюминия, стеклопластика или толстой авиационной фанеры.

Мотор ставят справа и чуть сзади от сиденья (чаще всего именно справа, но на некоторых моделях слева или совсем сзади). С помощью цепной или ременной передачи двигатель соединён с задней осью. На картах недавно появившегося класса DD 2 (Direct Drive означает прямая передача) мотор установлен на задней оси и привод осуществляется её непосредственным вращением через шестерёнку. Задняя ось у карта, в отличие от автомобиля, цельная. На ней укрепляют тормозной диск. Топливный бак на спортивных картах ставят под рулём между ногами пилота, а на прокатных - за сиденьем.

Рычаг переключения передач размещён справа от сиденья. Педали управления раньше были расположены так же, как на обычной машине: впереди справа педаль акселератора, чуть левее - тормоз. Этими педалями управляли правой ногой. Левая нога, как на «взрослых» автомобилях, «заведовала» педалью сцепления. Но на спортивных машинах пилот переключает передачи, практически не выжимая сцепления, и ещё четверть века назад управление им перенесли на рычаг, очень похожий на мотоциклетный, и расположили его под рулём у левой руки.

На прокатных картах - попроще: справа - газ, слева - тормоз; педали сцепления и рычага переключения передач нет, да это и не нужно, ведь машина оборудована автоматической трансмиссией.

В подвеске у картов нет пружин и амортизаторов. Собственно, и подвески-то как таковой нет. Из-за этого маленькие машинки очень жёсткие, езда на них по ощущению напоминает передвижение на табуретке. Поэтому трассы для картинга стараются делать идеально ровными, с асфальта убирают всё, даже самые мелкие кочки.

Важный элемент карта - колёса. Передние всегда меньше задних, и по ширине и по диаметру. Задние, наоборот, более массивные и широкие. Оно и понятно: основной вес машины и пилота приходится на заднюю ось. Задние колёса разгоняют карт, они же его и тормозят (на передних колёсах на многих даже спортивных моделях тормозов попросту нет). Кстати, шины для картов, так же как и для больших гоночных автомобилей, делают как для сухого покрытия, так и для дождя из резины специального состава, которая буквально приклеивается к трассе и позволяет проходить повороты очень быстро.

ЭКИПИРОВКА КАРТИНГИСТА

Для занятий прокатным картингом экипировка не нужна. Всё необходимое выдают на картодроме. А это - шлем и перчатки. В некоторых карт-центрах в экипировку входят комбинезон (на трассе часто бывает грязновато) и защита для рёбер и шеи. Обувь, как правило, не выдают, поэтому, если вы собрались на картодром, наденьте лёгкие кроссовки или кеды. Для регулярных занятий в секции или клубе шлем, подшлемник, перчатки, комбинезон и специальные гоночные ботинки нужно иметь свои. Если картодром расположен на открытом воздухе, то для плохой погоды необходимы непромокаемый чехол на комбинезон или куртка с брюками, наподобие тех, что выдают дорожным рабочим. Если же речь идёт о занятиях профессиональным картингом и участии в официальных соревнованиях (в России они проходят под эгидой Российской автомобильной федерации - РАФ), то экипировка выбирается только из разрешённой, или, как ещё говорят, омологированной, РАФ. Шлем пилота должен соответствовать строгим требованиям, но такие модели достаточно тяжелы, и, чтобы снизить нагрузку на шею в случае аварии, дополнительно используют специальный «воротник». Обувь пилота должна защищать лодыжку. Обязательны перчатки.

Карт только с виду выглядит как простенькая тележка с мотором. В гамме этих автомобилей есть труженики, почти круглосуточно работающие на прокатных картодро-мах. Они дают начальные навыки юным пилотам, заражают их азартом настоящей гоночной борьбы. А есть уникальные образцы современной гоночной техники, оборудованные по самому последнему слову техники, напичканные датчиками от космических кораблей.

Картинг - единственный вид автомобильного спорта, которым может заниматься ребёнок или подросток. Нужно только разрешение врача, согласие родителей - и мир скорости и приключений открыт перед вами. Карт в умелых руках позволяет ездить очень быстро. Лучшие спортивные машины без труда разгоняются до 200-250 км/ч, а по динамике разгона со старта случается опережают болиды «королевы автоспорта» - «Формулы-1». Но даже машины специальных детских классов - они называются «Микро», «Мини», «Ракет» и «Кадет» - ездят со скоростью 80-120 км/ч. Научившись ездить на карте, вы сможете, когда станете взрослыми, легко пересесть на большие машины и заняться кольцевыми гонками, гонками по бездорожью или вершиной автомобильного спорта - классическим ралли. Да и просто быть хорошим водителем в жизни пригодится.

Подробности для любознательных

«ХИТРАЯ ЗВЁЗДОЧКА»

Скорость движения карта зависит от мощности и числа оборотов двигателя. Чем мощнее мотор, тем быстрее разгоняется карт; чем выше число оборотов, тем большей может быть максимальная скорость. Но не только этими параметрами определяется темп езды машины. Напомним: двигатель и задняя ось (то есть колёса) соединены цепной передачей. Звёздочка, стоящая в моторе (она называется ведущей), всегда имеет 10 зубьев, а звёздочки на задней оси (ведомые) могут быть разными - от 80 до 83 зубьев. Чем больше зубьев на ведомой звёздочке, тем лучше карт разгоняется с места или набирает скорость от небольшой до средней. С другой стороны, чем меньше ведомая звёздочка, тем выше максимальная скорость.

Ведомые звёздочки меняют в зависимости от того, насколько сложна трасса. Если дистанция состоит из сплошных крутых поворотов и крутых подъёмов, лучше ставить звёздочку побольше (если пилот тяжёлый, кстати, тоже). На трассах с ровными длинными участками и плавными поворотами правильнее ориентироваться на «быструю» звёздочку.

Бюро справок

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

В картинге существуют два вида соревнований - кольцевые гонки и зимние трековые гонки по льду. На ледовых гонках останавливаться не будем, они проходят нечасто, а вот о кольцевых поговорим.

Чтобы определить порядок старта, проводятся квалификационные заезды. В соревнованиях разного уровня они могут проходить по-разному, но суть остаётся: тот, кто проехал официальный хронометрируемый круг (или участок) быстрее других, стартует первым. Во время старта до пересечения стартовой прямой нельзя совершать обгон. Если учесть, что в самом продвинутом юниорском классе «Ротакс Макс Юниор» стартуют до сорока гонщиков в одном заезде, то, когда лидеры уже сражаются за сантиметры гоночной трассы, хвост стартового пелотона ещё плетётся в стартовой зоне. Кстати, уровень профессионализма в этом классе такой, что результаты прохождения квалификационного круга часто отличаются меньше чем на одну секунду у двух десятков пилотов!

Во время гонки нельзя толкаться, выбивать соперника с трассы. Обязательно нужно пропускать тех, кто едет быстрее, и не создавать им помех. Старт гонке дают либо флагом, либо сигналом светофора. Старт может быть дан с места, как в «Формуле-1», или с хода.

Судьи на трассе подают спортсменам сигналы флагами. Флаги эти одинаковые для всех видов автоспорта, так что если будете смотреть по телевизору гонки «первой формулы», то увидите, как и там пилоты послушно следуют законам флаговой азбуки.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый. Размер клеток, чередующихся в шахматном порядке, 10x10 см. Используется для оповещения соревнующихся о финише. Сигнал подаётся взмахами флага.

Красный флаг останавливает гонку. Водители должны немедленно прекратить гонку, поднять руку и, убедившись, что следующие за ним водители приняли сигнал, остановиться.

Чёрно-белый флаг. Поле флага разделено по диагонали на две равные чёрную и белую части (на языке автогонщиков - «пингвин»). Он предупреждает водителя о неспортивном поведении и информирует, что при следующем нарушении он будет исключён из соревнования или заезда.

Чёрный флаг («чёрная метка», совсем как у пиратов). Информирует водителя, что на следующем круге он должен привести свой карт в определённое регламентом место и явиться к руководителю гонки.

Чёрный флаг с оранжевым кругом. Информирует водителя, что его карт имеет техническую неисправность и что на следующем круге он должен устранить дефект в ремонтной зоне, после чего может продолжить гонку.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном - фальстарт.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями. Водитель должен немедленно прекратить гонку и вернуться в закрытый парк.

Жёлтый флаг - сигнал опасности. Водители должны снизить скорость и быть готовыми к возможной остановке. Если судьи активно размахивают флагом, то опасность очень серьёзная. В зоне жёлтых флагов запрещены любые обгоны.

Жёлтый флаг с красными полосами - скользкая дорога. Наиболее часто используется для сигнализации о разлитом масле либо о наличии луж.

Зелёный флаг - опасность миновала. Используется в двух случаях:

Для обозначения конца опасной зоны (показывается неподвижно) и места, с которого вновь разрешены обгоны;

Для подачи старта на тренировку или прогревочный круг. Показывается взмахами до выезда всех картов из стартовой зоны.

Белый флаг - на трассе медленно движущийся карт. При его остановке белый флаг немедленно заменяется жёлтым.

Голубой флаг. Информирует водителя, отставшего на круг, что его собираются обогнать один или несколько движущихся быстрее картов и им необходимо уступить дорогу.

Гоночный микролитражный автомобиль – карт, приобрел большую популярность как дешевый способ занятия автогонками. Для многих спортсменов картинг это первая ступенька к покорению вершин автоспорта. Считается, что первый автомобиль без кузова появился в результате детской забавы – катания на деревянных тележках с горки но со временем полюбился водителям настолько, что стал одним из самых востребованных устройств спортивной езды. Сейчас картинг превратился в самостоятельную спортивную дисциплину.


История картинга началась во время Второй мировой войны. Пилоты американской авиации собирали из подручных средств моторизированные тележки и устраивали развлекательные гонки во время отдыха. Машину, похожую на современные карты, первый раз увидели летом 1956 г. в США. Ее создателем стал механик гоночных автомобилей Арт Инглес. На простую раму он установил двигатель от газонокосилки мощностью 2,5 л.с.


Машина приобрела популярность, результатом чего стало основание первой в мире фирмы по производству картов. В 1957 г. в Пасадене организована тестовая гонка и разработан техрегламент. В 1964 г., в Риме, был проведен первый чемпионат. Теперь картинг это официальный вид спорта. Если прочесть биографии чемпионов Формулы-1 становится ясно, что с картинга начинался их путь в мир автоспорта.


Быстрая езда на карте требует применения определенных :

  • Входя в поворот, следует двигаться по схеме – внешний/внутренний/внешний радиус.
  • Движение по самой короткой траектории не является самым быстрым способом прохождения поворота.
  • Симметричная траектория прохождения поворотов не является самой лучшей. Это обусловлено разной динамикой торможения и разгона карта.
  • Избегать заносов поскольку занос это торможение – а торможение ухудшает результат.

Популяризация

Картинг является самой массовой и популярной в мире. Приобретая опыт управления картом, участвуя в соревнованиях разного уровня, гонщики попадают в другие классы гонок. Картинг поддерживают автомобильные федерации, подающую надежды молодежь замечают менеджеры профессиональных команд.


В 60-х гг. в г. Курске был сконструирован первый в истории СССР карт для автогонок, ознаменовав начало взрывного развития спорта в Союзе. Официальным становлением в СССР считается 1960 г., год принятия “Правил проведения соревнований на микро автомобилях типа “Карт””. Началось массовое производство машин и к началу 1990-х гг. в 5 тыс. секций картингом занимались свыше 130 тыс. человек.


С 2000-х гг. в России возрождается интерес к картингу, растет число клубов и секций. Появляются прокатные центры и современные картодромы мирового уровня. Сейчас в России насчитывается 168 картодромов, 44 крытых и 24 открытых картинг-центра.



Формат гонок

Формат определяет размер карта, длительность квалификации, продолжительность самой гонки и количество обязательных смен техники в одном заезде. Гонка состоит из квалификационной и главной частей. Определяют и минимальное число участников заезда. Корректировке может подвергаться время отведенное на квалификацию и гонку. Картинговые трассы могут быть открытого/закрытого типа (существуют большие крытые картодромы). Есть и специальные трассы которые имеют большое количество сложных и крутых поворотов. Они используются для проведения спортивных гонок. Система управления трафиком на треке – флаговая.



Скоростные заезды с раздельным стартом на короткой дистанции. Определяющим фактором является точность и время прохождения дистанции.

Гонки большой длительности с пит-стопами и фиксированным временем заезда. После пересечения лидирующей машиной линии финиша, либо по истечении времени, всем участникам заезда подается сигнал окончания гонки, после, производится подсчет очков.

  • Спидвей

Представляет собой гонки по замкнутому гаревому треку с указанным количеством кругов. Победителям начисляются призовые очки.


Техника

Устройство карта представляет , выполненную из магнитных сплавов. На раме располагают , рулевое управление, сидение. Главные современные виды картингов – прокатные и спортивные, имеют отличия в установке и настройке рулевого управления, и . Низкий центр масс обеспечивает высокую разгонную динамику и невероятное сцепление с дорожным покрытием, которое буквально приклеивает его к дороге. Скорость карта зависит от снаряженной массы (вес с пилотом) и мощности двигателя (как правило не превышает 150 км/ч). Управление этим автомобилем требует хороших навыков езды и вождения. Рост пилота не должен превышать 1 м 90 см. Рекорд скорости составил – 260 км/ч.


Шасси

Амортизирующая подвеска в карте отсутствует, ее роль выполняют и каркас. Главная черта – жесткая езда, требующая специфической . На любой неровности машину сильно подбрасывает и сбивает с траектории, процесс езды крайне жесткой.

Силовая установка

Карты оснащаются малолитражными 2-тактными бензиновыми ДВС для спорта и 4-тактные для проката. Двигатели с водяным либо воздушным охлаждением, очень популярны модели – “Rotax”. Для спорта мотор и радиатор охлаждения устанавливают сбоку, а для развлекательной езды устанавливают в задней части прокатного карта.

Коробка переключения передач

  • цепная
  • автоматическая КПП с центробежной муфтой и вариатором
  • механическая коробка с классическим набором педалей: газ, тормоз, педаль сцепления

Тормоза

Однодисковый, на приводном валу либо на отдельных колесах




Колеса

Диаметр передних колес меньше задних. Для применяют различные :

  • слики
  • дождевые
  • промежуточные
  • зимние

Спортивный картинг

Профессиональный картинг включает такие классы как:

  • детские
  • национальные
  • международные

Спортивные классы картинга используют как путь к вершинам гоночных соревнований. Занятия профессиональным картингом позволили начать свою спортивную карьеру многим гонщикам: легенде Формулы 1 – Аертону Сенне, братьям Михаэлю и Ральфу Шумахерам. Российский пилот Формулы 1 – Даниил Квят также начал свою карьеру именно в картинге.




Международные классы

Многие производители картов и комплектующих к ним проводят свои чемпионаты. Этапы соревнований проходят в разных странах, при этом возможность поучаствовать есть не только у профессиональных гонщиков но и любителей. Sodi World Series , к примеру, объединяет более 170 картинговых трасс по всему миру. Большую популярность имеет серия Rotax MAX Сhallenge .

Участвуют карты с объемом двигателя 125 см3 без ручной коробки передач. Минимальный вес с водителем (снаряженная масса) 145 кг. Возраст пилотов – 12-15 лет.


Двигатель объемом в 125 см3 с АКПП. Минимальная снаряженная масса 158 кг. Возраст пилота от 15 лет.


  • KZ2/KZ1

Карты оборудованы 2-тактный ДВС с водяным охлаждением. Объем двигателя до 125 см3 и 6 скоростей переключения передач. Минимальный снаряженный вес – 175 кг. Возраст пилотов от 15 лет. KZ1, кроме возможности изменять передаточное число КПП и шин типа – Софт, аналогичен KZ2.


  • Rotax-Max junior

Двигатель фирмы Rotaх мощностью 15 kW, снаряженная масса – 145 кг.

  • Easykart

Допускаются двигателями с объемом в 50, 60, 100 и 125 см3.

Класс – Национальный

Подобные классы создаются национальными федерациями автоспорта, под эгидой которых соревнования и проводятся.


Чемпионат и кубок России по картингу

“ ” в России проводят в национальных классах: Пионер, Кадет и Национальный-юниор и официально поддерживается Российской Автомобильной Федерацией:

  • Пионер

Используются одноцилиндровые двигатели оснащенные воздушным охлаждением. Коробка передач с 2-5 скоростями. Возраст участников – 8-12 лет.

  • Кадет

То же, что и Пионер, за исключением установки двигателя объемом в 50 см3. Возраст водителя ограничен 10-15 годами.

  • Национальный-Юниор

КПП имеет 4-6 скоростей. Двигатель – 125 см3. Возраст водителя – 13-18 лет.


Заводские классы

Участвуют карты с одноцилиндровыми двигателями серийного производства с воздушным охлаждением: IAME EasyKart 50-125 см3 и Rotax-max.

Любительские классы

  • Классы соревнований на прокатных картах и взрослые классы с маломощными картами

Детские классы

В соревнованиях могут участвовать дети начиная с 6 лет, но обучаться езде разрешено в любом возрасте.

Разделяются на:

  • Микро
  • Супер-мини
  • Пионер
  • Кадет
  • Мини-Ракет
  • Ракет
  • EasyKart-50, 60


Прокатный картинг

Это вид досуга является платным развлечением. На картодроме участники проходят инструктаж, получают необходимую экипировку и выезжают на трассу. Существуют прокатные спортивные соревнования любителей. Они далеки от профессионального картинга при этом не менее популярны.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!