Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Конская сбруя и снаряжение. Пристяжная лошадь: определение, особенности и интересные факты. Строение и виды

В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

Сбруя для лошадей

Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

Строение и виды упряжки

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Виды упряжек с хомутом

Русская или дуговая одноконная упряжка

Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали - дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

Дуговая одноконная упряжка

В комплект данного вида запряжки входит:

  • хомут;
  • дуга;
  • шлея для лошади;
  • седёлка;
  • чересседельник;
  • уздечка;
  • вожжи.

Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

Постромочно-дышловая

Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

Постромочно-дышловая упряжка

Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

Тачаночная

Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

Цуг

Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом - цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

Виды упряжек с нагрудником

Одноконная бездуговая

Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

Постромочная

Постромочная запряжка

Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

Комбинированная

Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

  • коренники - задают направление;
  • выносные - самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
  • пристяжные - задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея - ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка - устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга - деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник - ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут - элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

  • Супонь - верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) - петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник - лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) - длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга - колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки - кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) - покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга - широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал - ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка - система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень - проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни - два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень - прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник - ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль - лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель - конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья - ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

История появления сбруи

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

  • одноконную;
  • парную;
  • дуговую;
  • бездуговую.

Основные части конской сбруи такие:

Основные виды сбруи

Стоит рассмотреть, какие бывают разновидности конной сбруи . Специалисты выделяют по своему назначению такие виды упряжи для лошадей:

  • транспортные;
  • сельскохозяйственные;
  • выездные.

Транспортная подпруга используется для снаряжения повозок, необходимых для перемещения небольших грузов и людей. Из-за довольно маленьких нагрузок, подобные конструкции отличаются небольшой массой и выполняются в расчете на упряжки с большим количеством лошадей.

Сельскохозяйственная подпруга для животных бывает пароконной и одиночной. Строение выездной сбруи отличается большим разнообразием. Их конструкция зависит от общего числа животных, которые будут передвигать телегу. Далее, стоит рассмотреть остальные популярные виды подпруг.

Одноконная сбруя

Одноконная упряжь для животных изготавливается в бездуговом и дуговом варианте . Исходя из названия, подобные приспособления рассчитаны на одну дугу для лошади. Дуговые сбруи состоят из дуг, хомутов, вожжей, гужей, супони и других элементов. В сбруях без дуги основную массу телеги берет на себя широкая и качественная шлея. Очень часто вместе с одноконной упряжью принято использовать короткие оглобли, которые присоединяются к седелке, а не к хомуту.

Постромочная сбруя

Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги. Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги. Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

Постромочно-дышловая сбруя

Она используется для пароконных и одноконных повозок . При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги. В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве. Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

Сбруя комбинированного типа

Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе. Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения. Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.









В природе лошадям не требуется какая-либо дополнительная экипировка. Домашним же животным необходимо снаряжение, которое позволит хозяину легко управлять лошадью, а также будет защищать питомца от холода. Важно помнить и о подковах, без них домашним лошадям, в отличие от диких собратьев, приходится очень тяжело. Любители самостоятельного изготовления всего необходимого для любимца не только получают эксклюзивную экипировку животного, подогнанную индивидуально под него, но ещё и значительно экономят свой бюджет. При качественном исполнении домашние изделия не уступают покупным, а иногда и превосходят их.

Недоуздок для лошади необходим для удобного вывода животного и направления его движения. Надевают его на голову. Также недоуздок позволяет зафиксировать коня в стойле или на пастбище. Внешне недоуздок выглядит как уздечка, у которой нет удил, и имеющая один повод. Держат коня за ремень недоуздка с левой стороны в районе щеки. Все движения человека должны быть спокойными и не вызывать резких рывков экипировки. В противном случае конь напугается и может нанести тяжёлые травмы.

Недоуздок из кожи

Сделать недоуздок можно из кожи или верёвки. Второй вариант предпочтительнее для питомцев с нежной кожей. Делают недоуздок, предварительно сняв мерки головы своего любимца.

Для изготовления предмета надо взять 7 мягких ремешков с подкладкой из флиса длиной на 4-5 см больше необходимой (пойдёт на припуски швов). На затылочном ремне с левой стороны должен помещаться карабин застёжка. Соединяются между собой ремешки по схеме при помощи крепких металлических колец достаточного размера.


Схема недоуздка из ткани

Кожа будет натирать кожу на морде у лошади, и потому затылочный ремень и нахрапный ремень надо подшить флисом, сложенным в 2 раза. Подойдёт также плотная фланель.


Недоуздок из веревки

Из верёвки недоуздок изготавливают при помощи узлов. Брать надо мягкую синтетическую верёвку достаточной прочности. Схемы связывания экипировки различные, и можно подобрать максимально понятную для себя. Процесс изготовления из кожаных ремней недоуздка достаточно сложный, и по возможности его лучше приобрести готовый. Верёвочный же делают только самостоятельно.

В отличие от недоуздка, уздечка для лошади имеет удила или трензель – особое металлическое кольцо, которое вставляется в рот коню. Необходима уздечка для верховой езды. Своими руками её изготавливают следующим образом:

  • Отрезается кусок мягкого ремня равный 3 длинам от одного до другого уголка рта через щёки и затылок, сделав припуск 10 см на швы;
  • Отрезается кусок ремешка длиной от уха до уха – он будет лобным. Припуск также 10 см;
  • Объём подбородочного ремешка определяют, добавив 3 см для комфорта коня к длине, полученной после измерения;
  • Сборка ремней по инструкции.

Поводья к уздечке пришивают в последнюю очередь, выбирая их длину в зависимости от своего собственного удобства. В соответствии с ростом животного и всадника она будет изменяться.


Выбирая кольцо для уздечки, надо следить за тем, чтобы оно удобно ложилось в рот животному, не задевая зубов. Слизистая ротовой полости коня нежная, и её можно травмировать даже пальцами при надевании уздечки. По этой причине важно, чтобы трензель был гладкий, без щелей и зазубрин. Как сделать уздечку для лошади своими руками знает каждый хозяин.

Кони не могут переносить мороз без вреда для здоровья. Для хорошего состояния им требуется, как и людям, верхняя одежда, которой и является попона. Выглядит попона как покрывало. Покупать готовую попону нет необходимости, ведь её очень легко сшить самостоятельно.

Для получения мерок промеряются:

  • Длина от груди через ноги (по боку) до хвоста;
  • Длина спины от холки и до начала хвоста.

Когда снятие мерок невозможно, надо ориентироваться на усреднённую таблицу, по которой шьют попоны в мастерских. Попона для лошади своими руками максимально удобна для животного.


Пользуясь стандартной выкройкой, подгоняют её под размер своего коня. После этого из выбранной ткани (для лета нужна хлопчатая, а для зимы – шерстяная) выкраиваются все детали. На швы надо прибавить 15-20 см. Вначале все элементы смётывают, а после прошивают на швейной машине. Для зимней попоны надо предусмотреть ещё и подкладку. В области живота и груди делается застежка. На усмотрение хозяина она может изготавливаться из липучки, кнопок, карабинов (предпочтительнее) и крупных металлических пуговиц. Попоны должны быть летние и зимние, а также лёгкие шерстяные, которые надеваются на животное в том случае, если оно в прохладную погоду вспотело во время работы. Сразу надевать тёплую попону нельзя, а вот лёгкая, слегка утеплённая необходима. Как только животное остыло, его укутывают в тёплую одёжку. Зная как сшить попону для лошади можно заметно сэкономить.

Дуга является основной частью упряжи (упряжки), скрепляет оглобли с хомутом. Её, при острой необходимости и определённых навыках, можно сделать самостоятельно. В идеале купить эту часть экипировки, изготовленную профессионалами. Необходима дуга для удержания гужей перпендикулярно хомуту. Это позволяет предупредить травму шеи лошади при езде по неровной дороге. Упряжная езда без дуги недопустима.


Парадная дуга для упряжи

Для дуги подходит древесина вяза. Также могут быть использованы берёза, дуб и лещина. Заготовить древесину надо в период самого начала сокодвижения. Дерево распиливают на заготовки. Края заготовок обтесывают, придавая им нужную форму.

Сгибают заготовку, предварительно распарив, так как без этого она треснет. Удобнее всего распаривать дугу в бане. Для сгибания используется сгибальный станок. Сгибать дугу надо без рывков. Делают это вдвоём или втроем. Когда заготовка сгибается тяжело, её вновь распаривают.

После того как дуга согнута, её концы фиксируют при помощи проволоки и оставляют до высыхания древесины. Высохшую дугу снимают со станка и производят окончательную обработку. Её шлифуют и красят. В старину дуги расписывали и украшали сложно резьбой. При художественных способностях это можно сделать и сейчас, превратив эту часть упряжи в эксклюзив. Колокольчик или бубенчик обязателен на дуге, и его крепят на зге (металлической петельке).


Лошадь в упряжке

Самостоятельное изготовление дуги оправдано только в том случае, если хозяин лошади любит и умеет работать с деревом, а также готов затратить на работу много времени. Упряжь для лошади необходима даже если впрягают её редко.

Хлыст для лошади во время верховой езды используется как средство управления, подсказывающее животному что делать. Категорически запрещается применять хлыст в качестве наказания. Используется он только в тех случаях, когда питомиц никак не может сообразить, что от него требуется. В зависимости от того как им пользуются, конь понимает, что от него хотят.

На скачках управление конём происходит исключительно хлыстом, так как стремена подняты высоко и всадник теряет возможность управлять лошадью, сдавливая ногами её бока. Самые длинные хлысты применяют при обучении коней выездке. Длина их достигает 1 м 30 см. Стандартный хлыст имеет длину в 70 см.


Хлыст с кожаной хлопушкой

Изготовлен хлыст может быть из разных материалов: пластиковые, кожаные или синтетические. Они различаются весом и гибкостью. Плётку покупают в профильных магазинах или изготавливают самостоятельно.

Чтобы сделать хлыст требуются:

  • 2 шнурка;
  • Кончик, предназначенный для летней удочки;
  • Небольшой кусочек кожи;
  • Металлическое кольцо D образной формы;
  • Швейные нитки.

Изготавливают хлыст в определённой последовательности. Для начала со шнурков отрезают кончики. Полый шнурок надевают на удочку сразу, а из оплетённого предварительно вытягивают его сердцевину. Концы шнурка закрепляют узлами и смазывают клеем. На него закрепляют 2 шнурок и кольцо, после чего всё обматывается толстой ниткой. Далее кусочек кожи нарезают глубокой бахромой. Кожу приклеивают и затем бахрому переплетают со шнурками по спирали.


Хлыст конкурный

Для придания хлысту заводского вида на плетёный шнурок натягивается термотрубка. Хлопушку делают из сложенной пополам кожи, которую приклеивают и прошивают. На кольцо закрепляют петельку-ремешок для руки, аналогичную той, что имеется на чехлах для мобильных.

Сильно ударять животное недопустимо. Хлыст не должен причинять боли. На агрессию седока конь отвечает также агрессией и может сбросить неопытного наездника, что чревато тяжёлыми травмами.

Сделать седло своими руками сложно, и без острой необходимости заниматься этим не следует. Профессионально сделанное, оно безопасно для коня и седока. Самостоятельно изготовить качественное седло может только человек, связанный с профессиональным производством. Как сделать седло для лошади есть много рекомендаций.


Прежде чем начать делать седло для лошади своими руками, изготавливают его макет. Для него плотную проволоку прикладывают к спине животного за холкой и прогибают чётко по контуру тела. Далее по полученному лекалу переносят очертания на картон. Из картона вырезают макет, который прикладывается к спине животного. Он должен совершенно точно повторять все изгибы. После по макету изготавливают ленчик и далее собирают седло.


Ленчик седла

Правильно сделать седло у любителя не получится. Экономить на этом предмете экипировки нельзя, и надо всё же покупать качественное седло, произведённое мастером.

Сани для лошади покупать не обязательно. Когда имеются определённые навыки в работе с деревом, инструмент и желание, сделать их можно своими силами. Сани не высокие и потому, даже если что-то не получится, и в процессе езды они повредятся, получить травму практически невозможно.


Расписные сани

Сложнее всего изготовить полозья. Для них применяются крепкие металлические трубы. Длина труб нужна на 2-3 метра больше, чем саней. Надо это для того, чтобы загнуть полозья с обеих сторон и поместить без сложностей под сани. Для сгибания применяют особый инструмент – трубогиб.

После собирают дно саней со стойками, изготовленными из тонких трубок или прочных деревянных брусков. По возможности все не несущие конструкции изготавливаются из фанеры для меньшего веса саней.

После того как сани для лошади собраны, их отделывают и красят. Если сани рассчитаны на катание, то их следует расписать для придания привлекательного внешнего вида.

Подковы

Самостоятельно изготовить подковы можно только в том случае, если есть своя кузница и опыт в их создании. Товар этот не дорогой, и не стоит экспериментировать, подвергая опасности себя и коня, изготовляя сомнительные самодельные подковы.


Подковка лошадей

Самостоятельное создание экипировки для коня – дело, конечно, интересное и увлекательное, но чаще всего неоправданное, так как непрофессиональные аксессуары не отвечают требованиям качества и могут быть даже опасны.

Сбруя необходима, чтобы впрячь коня (или другое тягловое животное) в повозку. Правильная экипировка позволит животному эффективно использовать силы и упростит управление человеку. Сбруя для лошадей появилась вместе с первыми повозками, около 4000 лет назад. Сегодня упряжь представляет набор конкретных элементов, способных, помимо основной задачи, дополнительно выполнять декоративные функции. Состав и конструкция сбруи также отличаются в зависимости от количества используемых лошадей и типа повозки.

Состав сбруи

Основная задача конской упряжи - передать силу тяги от лошади к повозке с минимальными последствиями для тела животного. Сбруя для лошадей дополнительно является инструментом управления кучера. Базовый набор элементов упряжи включает:

  • Хомут. Главный компонент, на который передается основная часть тягловой силы, затем идущей к повозке. Хомут состоит их покрышки (верхняя наружная часть), подкладки под ней, пары клещей, скрепляемых ремнем (нижняя деталь), хомутины и горта.
  • Гужи (гужевые мочки). Кожаные ремни, соединяющие хомут с оглоблями. К гужам также крепится ободовый ремень.
  • Дугу. Удерживает гужевые ремни вокруг оглобель. Дуга присутствует не во всех наборах упряжи.
  • Уздечку. Система ремней, крепящаяся на голове лошади, к которым цепляются элементы управления: вожжи и (или) повод. Уздечки выпускаются с трензелем (металлический элемент во рту лошади) и без него. В отдельную подгруппу выделяют ковбойскую узду, отличающуюся выполнением из тонких ремешков, подходящих для ремонта за пределами конюшни. Модели без трензеля, вроде хакамора, оказывают основное давление при взнуздывании на переносицу. Воздействие достаточно болезненно для лошади, и такие системы рекомендуют опытным ездокам либо животным, имеющим проблемы с ротовой полостью.
  • Седелку. Частично переносит тяговое усилие лошади с плеч на спину. Выступает в качестве амортизатора при движении по неровной дороге. В состав элемента входит чресседельник, удерживающий оглоблю, хомут и дугу, и подпруги, которыми эта часть сбруи фиксируется на теле лошади.
  • Подбрюшник (деталь седелки). Стабилизирует хомут с оглоблями, препятствуя их резким колебаниям, способным травмировать коня.
  • Шлею. Основной элемент «тормозной системы» экипажа. Отвечает за удержание на месте хомута.
  • Вожжи и поводья. Уже упомянутые управляющие элементы. Первые обычно используют, сидя на повозке. За поводья лошадь ведут пешие сопровождающие.

Ременные конструкции традиционно выполняются из кожи (коровьей или свиной) . Вожжи представляют собой частичное исключение. Их средняя часть часто может выполняться из прочной тесьмы или веревки.

Все элементы упряжи подбираются по габаритам лошади. Несоответствие пропорциям животного уменьшит его эффективность в качестве тягловой силы и создаст риск травмы в месте контакта.

Типы конной упряжи

По внешнему виду различают обычную и декоративную (парадную) экипировку. Последнюю отличает обилие украшений. Так, к обычным элементам упряжи может добавиться плюмаж и другие элементы. Другим критерием, по которому делится лошадиная сбруя, является количество животных, используемых для запряжки. Их число варьируется от 1 до 8 особей (редко используется больше). По конструкции упряжь бывает:

  • Дуговой. Присутствуют все вышеописанные элементы. Оглобли крепятся к дуге.
  • Бездуговой (оглобельно-постромочной). Основная часть нагрузки приходится на шлею. Оглобли присоединятся к седелке.
  • Постромочной. В системе отсутствуют твердые элементы вроде оглобель или дуги. Движение происходит за счет хомута и постромок. Для удобства управления в состав сбруи могут включаться ручные тормоза.
  • Постромочно-дышловой. К ременной конструкции добавляется дышло, регулирующее движение повозки по прямой и на поворотах.
  • Комбинированной или европейской. Используется для создания больших упряжек - на 6-8 особей. Включает оглобли, дышло и постромки. Лошади для такой упряжи должны правильно расставляться по силе и росту: первой парой идут выносливые животные, последней - сильные для обеспечения торможения. Между ними располагаются пристяжные лошади, отвечающие за повороты.
  • Цугом. Конструкция была разработана в Германии - лошади впрягаются попарно, друг за другом. Цуг рассчитан на шестерку коней. Одна или две пары впрягаются в дышло. Цуг сегодня используется редко.
  • Тачаночной. Еще одно устаревшее решение, рассчитанное на четверку коней. Животные располагаются параллельно, при этом центральная пара впрягается с помощью дышла, а лошади по бокам удерживаются постромками.

Конная упряжь - необходимый «соединитель» между лошадью и повозкой. Она необходима, чтобы животное тянуло груз, а погонщик мог им управлять. Сбруя делится на несколько основных категорий, предназначенных для разных типов повозок и количества коней. Но их объединяет общее требование - удобство и соответствие габаритам лошади. Слишком большая или маленькая сбруя может травмировать животное и ухудшить качество управления экипажем.

Сбруя для лошадей – совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания, упряжи в повозку и управления животными во время верховой езды.

Подбирается индивидуально. Правильно выбранное снаряжение должно быть прочным, комфортным в использовании для ездока и удобным для коня. Какие виды сбруи существуют, отличие их друг от друга и чем руководствоваться при выборе?

Из чего состоит сбруя и в чем ее функция

Сбруя для лошадей – совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания

Конская амуниция состоит из:

  1. Хомута , распределяющего равномерное давление массы повозки на шею и плечевые суставы животного. Надевают на шею жеребца, рядом с холкой, снизу он проходит вдоль шейного хряща. Подбирается индивидуально.
  2. Шлеи , не дающей ярму сползать с лошадиной шеи во время движения. Выполнена в виде кожаных лямок – долевых, поперечных и откосных (по 2 шт.).
  3. Узды , расположенной на голове скакуна и использующейся для управления им. производятся без удил, с одним удилом или несколькими. Безудильная узда выполняет роль держателя животного без экипировки.
  4. Вожжей , предназначенных для контроля кобылы на расстоянии. Края вожжей крепятся к удилам.
  5. Седелки , поддерживающей оглобли.
  6. Чересседельника , выполненного по типу ремня и крепящегося на оглобле сквозь седелку.
  7. Подпруги , способствующей прочной фиксации седла. Она выглядит как широкий, прочный ремень.

Основные функции упряжи – обеспечение комфортных условий для всадника, едущего верхом, и управление лошадью для движения в нужном направлении.

Виды сбруи

Известные виды конских упряжек подразделяются на 3 типа:

  • выездные;
  • транспортные;
  • для работ в сельских хозяйствах.

Они состоят из нескольких подвидов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!