Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Ковка лошадей. Как подковать лошадь? Зачем подковывают лошадей

В результате одомашнивания животных, люди сталкиваются с проблемой изменения жизненных особенностей и поведения у представителей фауны. Находясь в неестественной среде обитания, млекопитающие претерпевают перестройки в организме, теряя некие способности. Ведь владелец, ухаживая за питомцем, предоставляет ему питание и инстинкт добычи уже не нужен.

Основная функция подковы — защита копыта лошади

Человек, заботясь о здоровье животного и сроке службы, придумал нужное приспособление – подковы, которое способно защищать копыто, продляя жизнь животному. В дикой природе травоядные обходятся без подков, тогда зачем заниматься ковкой?

Подкова-обувь для лошадей

Первые подковы появились в Азии и существенно отличались от настоящих. Они представляли собой некие башмачки, изготовленные из кожи и тростника, которые привязывались к ноге ремнями и веревками. Само собой разумеется, срок службы такой обуви был невелик. Далее, их место заняли металлические сандалии, которые позволяли подковывать животное значительно реже. И только в третьем веке человек начал изготавливать изогнутые подковы, применяемые сейчас.

Столь значительное изменение обуви для жеребцов стало необходимым, в связи с развитием инфраструктуры. Ведь, если изначально, животное передвигалось по мягкой траве, то в результате одомашнивания, пришлось отказаться от возможности самому выбирать дорогу и довольствоваться твердым грунтом и брусчаткой. Плюс, одежда наездников становилась тяжелее, появились кольчуги. Следовательно, приходилось преодолевать длинные расстояния по ужасной каменистой местности и тащить на себе телеги с тяжелым грузом. В результате такого жизненного цикла копыта быстро стирались, что приносило лошади боль и неудобство. Чтобы как-то уберечь питомца, человек придумал отличное приспособление – подковы.

Подковы в России появились в начале XVIII века

В России ковка лошадей стала популярной после указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». Вследствие чего, наличие подковы у лошади подчеркивало статус ее владельца.

Современные подковы для лошади имеют овальную форму и довольно пластичны. Подогнать по размеру их можно в любом виде, будь то горячее или уже остывшее изделие. Есть несколько видов подков:

  • Стандартные;
  • Облегченные (для соревнований и скачек);
  • Зимние;
  • Ортопедические;
  • Пластиковые;
  • Резиновые;
  • Алюминиевые.

Особенности строения копыта, функционала животного и его породы влияют на выбор вида подков.

Современные подковы для лошадей — защита копыт, предохраняющая их от повреждений. Ведь в неволе лошадям приходится меньше двигаться, и копыта теряют свою твердость.

Тоже самое происходит с мышцами, которые привыкли к особым нагрузкам, они атрофируются, животное становится менее выносливым.

Сейчас существует множество разновидностей подков

Работая тяжело и путешествуя по асфальтированным дорогам копыта изнашиваются. Но диким лошадям такое не грозит, ведь они сами выбирают путь, обходя препятствия. И копыта у них быстрее восстанавливаются. Таким образом, копыта домашних скакунов, из-за такого образа жизни, страдают медленным процессом регенерации.

Износ «набойки» для животных крайне опасен. Ведь, поврежденная часть доставляет неудобство и боль при движении, поэтому такая лошадь хромает или полностью отказывается двигаться.

Подкуй, кузнец, лошадку

Зачем вмешиваться в природный процесс и ковать лошадь? Ковка лошадей необязательна,если лошадь чувствует себя как на воле. Ведь, гуляя на воле, особи способны выбирать пути миграции. Благодаря этому их копыта стираются не сильно и успевают восстанавливаться.

Ковку лошадей нужно доверить профессионалу

У владельцев жеребцов часто возникает вопрос: как подковать лошадь? Для этого необходимо обратиться к мастеру, ведь ковку лошадей провести самостоятельно сложно. Только коваль способен гарантировать нужный и долговременный результат.

Для ковки лошадей используются специальные инструменты: крючок для ухода за копытами (обсечка), клещи для снятия старой подковы, нож с закругленным концом, снимающий старый слой подошвы (секач), ковочный молоток, рашпиль (пилка для копыт), гвозди(ухнали), наковальня, пассатижи для удаления концов гвоздей. Благодаря этим инструментам ковка лошадей не занимает много времени и не причиняет животному дискомфорт.

Таким образом, у коваля в наличии имеется определенный набор инструментов, который является некой мобильной кузницей. Такой арсенал нужных инструментов помогает мастеру выполнять работу, надлежащего качества.

Теперь ковка лошадей не роскошь, а предмет необходимости.

Лошадей куют разными видами подков, это зависит от здоровья копыт и ног, «специальности» лошади, ее породы и т.д. Если ноги и копытный рог здоровые, то подковы будут обычные, какими их все привыкли видеть. Различается только размер, толщина, материал - бывают тяжелые (до 200 гр), а бывают из легчайшего алюминиевого сплава (у скаковых лошадей).

Это лежат старые только что снятые подковы.

Бывают подковы со специальными длинными шипами для лошадей, которые скачут по траве - трава скользкая, и на виражах лошадь может упасть. Такие шипы прикручиваются к подкове, а после соревнований их снимают, чтобы в деннике лошадь стояла уже без них. Потом можно снова прикрутить. Еще бывают подковы круглые, когда нет разрыва между двумя концами подковы - это ортопедическая подкова, которая удерживает кости, расположенные возле копыта, от излишней подвижности. Так же такая подкова бережет сухожилия.

Спортивных лошадей, участвующих в соревнованиях, не подразумевающих состязаний на траве или снегу, куют только на передние ноги. Полицейские лошади и те, что работают в городе по твердому грунту (камни, асфальт, булыжная мостовая) куются на все четыре ноги, зачастую с короткими шипами.

Перековываются лошади обычно каждый месяц. Если хочется сэкономить, то можно и через шесть-восемь недель, но все-таки это будет зависеть от скорости роста копытного рога. Кто-то может два месяца пробегать с одними подковами, а у кого все отрастает быстрее.

Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками.

Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами.

Кузнец снимает клещами старую подкову. Собственно, просто отрывает ее вместе с гвоздями.

Копыто лошади, которую не расчищали полтора месяца. Расчистка - это конский педикюр. После снятия подковы сначала кузнец расчищает лошадь, т.е. удаляет отросший копытный рог и лишние куски стрелки, и только потом приколачивает новую подкову.

Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы.

Серый треугольник сверху - это стрелка, такая эластичная штуковина, работающая амортизатором и смягчающая удары, когда лошадь переносит вес на ногу.

Вы ногти стрижете? Вот это - то же самое, только размерчик больше.

Отстриженый «ноготь». Его, кстати, очень любят грызть собаки, даже те, которые никогда в жизни не видели лошадей даже по телевизору. И стрелку очень любят. А некоторые потом от нее тошнят.

Пилочка для ногтей. Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп.

Задние ноги расчищаются так же, хотя форма заднего копыта немного отличается от переднего.

Гораздо красивее, чем было!

Гвозди - новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно его уже не приколотить.

Наковальня.

Ящик с инструментами, которые не влезли в карманы кожаных штанов-фартука.

А вот и карманы. У приличного кузнеца отдельный нож под правую руку и под левую.

Примерка стандартной подковы.

Кузнец знает размеры копыт каждой лошади, которую он кует не первый раз, но все равно каждую подкову нужно подогнать под форму копыта уже вручную.

Гвозди прибиваются так: первый возле зацепа (передняя часть копыта), второй с другой стороны, потом снова с первой, потом снова со второй.

Страшный вид: гвозди торчат наружу сквозь копыто. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так устроено, что боли нет - копыто хоть и живое в том месте, но не чувствует, примерно как если вы проткнете себе кусок ногтя в месте, где он не приросший к пальцу.

Снаружи гвозди загибаются.

Пока вот такой вид.

Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту. Далеко не у всех подков есть такой лепесток. На подковах для задних ног этих лепестков два — по одному с двух боков копыта.

Основная часть ковки закончена.

Сейчас в дело идет специальный стояк, этакий большой железный штырь, на который кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги штырь ставится впереди коня, а для задней чуть сбоку живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этом штыре, некоторые с удовольствием в это время грызут или лижут потную одежду кузнеца или мусолят его волосы.

Специальным инструментом удаляются концы гвоздей.

Сейчас они не торчат, их специальными полукруглыми «пассатижами» «примяли» к копыту.

Рашпилем сравниваются края копыта и подковы.

У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с кучей инструментов. А в аптечке — легкий наркотик для особо буйных, которые боятся, не любят или пока не умеют стоять спокойно во время ковки.

Для патрульных полицейских лошадей подковы нужны с шипами. Кузнец делает в подкове отверстия для шипов.

И резьбу в отверстиях.

Потом прикручивает шипы.

Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

Осталось только приколотить ее к лошади. Причем, ковать нужно на все четыре ноги.

А это подкова лошади, которая защищала ее от обострений после старых травм, не давала сдвинуться «чипсу», небольшому кусочку отломанной после травмы косточки. Бывают готовые ортопедические подковы, а эту кузнец сделал сам, приварив часть одной подковы к другой.

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Для чего нужны подковы

Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.

Во избежание появления воспаления на копытах, требуется подкова

Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.

Конструкция подковы

Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.

Конструкция подковы

Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.

Разновидности изделий

Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.

Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.

Разновидности изделий

Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.

Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.

Интересно! Новейшие современные подковы для скаковых лошадей значительно отличаются от их предшественников внешним видом (похожи на сандалии на ремешках и пружинных крепежах). Такие изделия не нужно приколачивать гвоздями, а необходимо прикреплять ремешками, это сокращает время для замены подков. Высокая цена не позволяет иметь каждому владельцу лошади такие конструкции. Но для них есть альтернатива: упрощенный вариант, изготовленный тоже из пластика и похожий на простые подковы. Их можно прибить маленькими гвоздиками или посадить на специальный клей.

Инструменты для ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Процесс выполнения ковки

Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:

  • 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
  • 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
  • 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
  • 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
  • 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
  • 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
  • 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
  • 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.
  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подков Характеристики

Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

Видео — Зачем подковывают лошадей

Современный образ жизни значительно отдалил нас от традиционных форм ведения хозяйства. Иногда мы не можем разобраться в элементарных вопросах, ответы на которые для наших предшественников были вполне очевидными. Один из таких - зачем подковывают лошадей? В дикой природе лошади прекрасно обходятся без подков и не страдают от этого. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории.

В дикой природе лошади действительно не нуждаются в специальном уходе. Копыто скакуна устроено так, что его твердая ткань способна к регенерации. Изнашиваясь в ходе повседневного движения, она медленно восстанавливается, чем обеспечивает надежную защиту ногам лошади. Мягкий грунт, трава и возможность выбора маршрута движения обеспечивают диким лошадям возможность комфортно существовать без особого ухода на протяжении всей жизни. А значит, особая защита копыт в природных условиях не нужна.

Но одомашниванием лошадей человек внес свои коррективы в условия их жизни. Неестественная среда обитания и отсутствие необходимости добывать пищу самостоятельно существенно повлияли на здоровье травоядных. К тому же теперь мустанг стал главным помощником в переносе грузов, и маршрут его движения проходил не по мягким травяным покрытиям, а по грунту дорог. Слишком медленный процесс регенерации твердой ткани копыт приводил к тому, что рысаки начинали хромать, а иногда и вовсе отказывались передвигаться, потому что любое движение приносило им боль.

Стало абсолютно очевидно, что скакунам нужна помощь. Именно поэтому человек был вынужден придумать особую защиту для ног любимого помощника, состоящую из подков. Они защищают копыта лошади и сводят их износ к минимальным значениям.

История подковы

Общепризнанным считается первенство жителей Азии в изобретении «обуви» для лошадей. Конечно, она совсем не была похожа на современные подковы, ведь ее смастерили задолго до начала нашей эры. Первые подковы выглядели, как кожаные или тростниковые башмаки, которые крепились к ноге коня с помощью специальных ремней и веревок. Такая обувь была очень недолговечна и не могла полностью решить задачу защиты копыт лошадей. Нужна была постоянная ее смена, что значительно затрудняло повседневную жизнь.

Около II века до н.э. появились железные подковы, которые крепились к копыту с помощью гвоздей, но и они были несовершенными и часто травмировали животное. Их ковка имела много сложностей, и со временем утратила свою актуальность. Роль лошади изменилась, и на ее плечи легла задача стать верным помощником человека в битве. Амуниция всадника при этом становилась все тяжелее. Следовательно, нагрузка на ноги увеличивалась в разы и копыта стирались еще быстрее.

V век н. э. принес лошади важный подарок: была изобретена подкова, наиболее схожая с современной. Она учитывала устройство копыта и была максимально приближена к его форме, ее ковка была значительно усовершенствована. Такая подкова получила широкое распространение в средние века.

Жители всех стран, земли которых когда-либо входили в состав Российской империи, обязаны традициям подковки лошадей Петру I. Именно он в 1715 году издал указ, согласно которому из Европы приглашались учителя-кузнецы, которые должны были обучить местных жителей всем тонкостям своего мастерства. С тех времен подкованная лошадь стала повседневным явлением на нашей территории, а ковка хорошей подковы - особым искусством. Так как подковать лошадь правильно? Разберемся далее.

Подковы сегодня: разнообразие разновидностей

Что собой представляет подкова, ее разновидности и типы могут иметь существенные отличия. Современный мир вносит коррективы во многие сферы жизни как человечества, так и животных.

Еще в начале ХХ столетия люди использовали лошадей как боевых соратников, и наши современники до сих пор находят немецкие образцы подков животных, состоявших в коннице наступавших войск. Но сегодня эти величественные представители мира фауны реализуют другие задачи: они выполняют роли полицейских, спортсменов, работников цирка и многое другое. В зависимости от ситуации, хозяева скакунов выбирают вид подковы. Современный выбор подков достаточно широк, изменилась их ковка, принципы изготовления, и в зависимости от критериев их можно разделить на определенные группы.

По материалу:

  • алюминиевые;
  • пластиковые;
  • железные;
  • резиновые.

По назначению:

  • ортопедические;
  • спортивные;
  • зимние;

Если жеребца готовят к спортивным соревнованиям, то хозяин выбирает для него подковы из специального легкого сплава стали. Он будет надежно защищать копыта мустанга от повреждений, не утяжеляя при этом подъем ноги. Вес такой подковы варьируется в пределах 120-200 г.

Лошадь, которой придется столкнуться с зимними условиями: гололедом, снегом и т. п. - будет подкована особым видом «обуви». Зимние подковы оснащены набором шипов, который повышает уровень сцепления с поверхностью дороги и препятствует скольжению.

Животное, каким-либо образом повредившее ногу, обязательно подковывается ортопедической подковой. Она имеет замкнутую форму и, в зависимости от своего вида, может исправить постав копыта, распределить вес тела коня на копыто или откорректировать его движения.

  • Виды подков в зависимости от материала также имеют широкое разнообразие. Алюминиевые подковы чаще всего применяются на ипподромах для рысаков или скаковых лошадей.
  • Резиновые больше подойдут для особей, которые работают на прокате, так как они причиняют минимальный вред асфальту и дорожкам в парках и скверах.
  • Пластиковые подковы дают возможность не крепить их гвоздями, а просто приклеить к копыту травоядного, поэтому часто находят применение у питомцев с проблемными копытами.

Особенности подковки лошадей

Вполне естественно, что каждый заботливый хозяин думает о том, как подковать свою лошадь. При этом его волнует и другой вопрос: «Больно ли лошади?». Но оснований для волнений нет, ведь фиксация подковы гвоздями в руках умелого кузнеца задевает лишь ороговевшую часть копыта, и нервных окончаний в этой части конечности нет.

Итак, кто же может подковать верного скакуна? Ответ очевиден - делать это самостоятельно не стоит. Лучше обратиться к специалисту, который знает все тонкости процесса.

Прежде всего нужно подобрать подходящий вид «обуви». Ее ковка может быть осуществлена как самим мастером, так и заводским способом.

Подковы для взрослых лошадей существуют 13 стандартных размеров. Если модель и размер уже выбраны, то можно приступать к действию. Многочисленные фото в интернете могут подробно проиллюстрировать весь процесс поэтапно.

  • В первую очередь кузнец должен надежно закрепить ногу питомца, после чего приступить к очистке копыта от опилок и прочих загрязнений. Дикий нрав некоторых особей проявляется уже на этом этапе, поэтому при необходимости мастер может применить легкий наркотик.
  • Сам процесс чистки осуществляется с помощью специального крючка. Он всегда есть в арсенале коваля и хранится там же, где и остальные инструменты мастера - в специальном чемодане вместе с рашпилем, копытными ножами разных видов, щипцами, гвоздями и прочим.
  • Когда копыто очищено от загрязнений, кузнец с помощью щипцов срывает старую подкову и приступает к шлифовке самого копыта: обрезает наросший слой ороговевшей ткани и лишние куски стрелки.
  • Лошадиная качественная подкова примеряется к подготовленному копыту и, если того требует ситуация, подгоняется кузнецом под размер копыта конкретной особи.
  • Подкова крепится с помощью гвоздей, острый конец которых после фиксации подков виден снаружи копыта. Их коваль чуть позже загибает и удаляет специальным инструментов.
  • На финальной стадии подковный зацеп пригоняется к копыту, рашпилем сравниваются края копыта и подковы, после чего лошадь может похвастаться новым комплектом обуви!

Сказать, сколько времени забирает весь процесс, очень сложно, поскольку каждый случай строго индивидуален. Для этого нужна особая сноровка специалиста, ведь подковывание - тяжелый физический труд, посильный не каждому. Разобравшись с вопросом, зачем нужен подков, можно смело приступать к процедуре.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!