Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методы измерения выносливости. Тестирование

Выносливость – способность к продолжительной работе без снижения ее эффективности(противостоять утомлению)

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физ здоровья, служит предпосылкой спец выносливости.

Проявление выносливости зависит от многих факторов:

1.биоэнергетических(функционир.его систем) 2.функциональной и биохимической экономизации(соотношение вып.упр.и затрат на его достижения) 3.функц устойчивости(сохранение активности функциональных систем организма при сдвигах во внутр.среде) 4.личностно- психологических(мотивация(достиж.высоких результатов),настойчивость) 5.наследственности

Физиол основой выносливости явл аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

40. Общая выносливость и методика ее воспитания.

Общая выносливость – это способн.чел.к продолжительной работе умеренной интенсивности с с функционированием большей части мышечного аппарата.

Задачи: 1. Способствовать повышению мах уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэ¬робной производительности.

2. Развивать способность поддерживать длительное время работу в условиях мах потребления кислорода.

3. Совершенствовать быстроту развертывания согласован¬ной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма, т.е. ускорять процессы врабатывания.

Средства: 1. Разнообразные ФУ, пре-имущественно циклического характера при соблюдении сле¬дующих условий их применения: а) в работе должны функционировать крупные мышечные группы;

б) продолжительность работы в) интенсивность выполняемой нагрузки должна быть умеренно большой(плавание, гребля, бег).

2. Разнообразные ациклические упражнения, организованные по принципу «круговой тренировки».

3. Дополнительным средством являются дыхательные упра¬жнения, включающие сознательное изменение частоты дыха¬ния, его глубины, ритма, нормированную задержку и т.д.

4. Факторы внешней среды: периодическое пребывание в условиях среднегорья, использование саун, бань, барокамер и т.д.

Методы воспитания общей выносливости.

Выбор методов в значительной мере определяется уровнем подготовленности занимающихся.

1) С начинающими наиболее подходящим признан равномерный метод как достаточно простой, доступный и щадящий.

2) Более подготовленным занимающимся можно рекомендовать переменный метод в связи с его расширенными разви¬вающими возможностями.

3) Интервальный метод могут использовать люди уже обладающие хорошим уровнем общей выносливости, т.к. он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

4)Равномерный и переменный методы считаются основными при совершенствовании общей выносливости. Их принци¬пиальное сходство (непрерывность работы) позволяет рассма¬тривать их в единстве.

5) Интервальный метод увеличения общей выносливости используется преимущественно в спортивной тренировке. Он представляет собой достаточно эффективный способ ее совершенствования путем выполнения нагрузок в анаэробной режиме.

41. Специальная выносливость и методика ее воспитания .

Спец выносливость – способн.чел.вып.отдельные виды заданной работы вопреки нарастающему утомлению.

Задачи: 1. Улучшение аэробных возможностей путем совершенствования деятельности ССС и ДС как существенных факторов по¬вышения анаэробной производительности.

2. Повышение анаэробных возможностей организма пу¬тем совершенствования лактатного и алактатного механиз¬мов энергообеспечения работы.

3. Расширение физиол и психологич гра-ниц устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам его внутренней среды, вызванных напряженной работой.

Средства: 1. Основными средствами воспитания специфичес¬кой выносливости являются так называемые «целевые упражне¬ния», или «целевая деятельность» (физические упражнения, по отношению к которым по¬вышается специфическая выносливость),соревновательные упр.

2. Специально-подготовительные упражнения.

3. Общеподготовительные упражнения.

Методы воспитания специфической выносливости.

Основным в совершенствовании этого вида выносливости является интервальный метод.

Все многообразие специфической выносливости может быть распределено по при¬знаку механизма энергообеспечения работы на три типа ее проявления.

1. Анаэробно-аэробный режим работы (стайерская вынос¬ливость). Типичное проявление этой выносливости имеет место в беге на длинные дистанции, плавании 800, 1500 м;

2. Анаэробно-гликолитический режим энергообеспечения - бег 400, 800, 1500 м и

аналогичные дистанции в других видах.

3. Анаэробно-алактатный режим (спринтерская выносли¬вость) кратковременные спринтерские дистанции типа бега на 60, 100,200м.

42. Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей .

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой часто мах мощностью в упр, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающее предельной величины. Они проявляются в ДД, в которых требуется значительная сила мышц и быстрота движений. К скоростно -силовым возможностям относят: 1) быструю силу (хар-ся непредельным напряжением мышц проявляемых в упр, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины); 2) взрывную силу (отражает способность человека по ходу выполнения движения достигать максимальных показателей силы за короткое время). Взрывная сила хар-ся 2 компонентами: Стартовая сила (хар-ка способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения) и Ускоряющая сила (способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения).

Существует два направ¬ления воспитания скоростно-силовых способностей: одно связано с их совершенствованием в преодолевающем режи¬ме работы, другое - в уступающем режиме.

В преодолевающей форме проблема воспитания скоростно-силовых способностей заключается в нахождении оптималь¬но соотношения силы и скорости применительно к целевым двиг действиям.

Основные методические требования при совершенствовании скоростно-силовых способностей в преодолевающем режиме сводятся к следующему:

1. Применяемые в занятиях отягощения должны быть непредельными и каждое повторение выполняется с макси¬мально возможной в этих условиях скоростью. При этом ве¬личина отягощений может увеличиваться до такого уровня, чтобы, во-первых, не произошло заметное замедление быст¬роты выполнения по отношению к скорости со¬ревновательного упражнения, во-вторых, чтобы существен-но не нарушалась техника его выполнения.

2. Величина применяемых отягощений в решающей мере зависит от удельного веса силового и скоростного компонен¬тов, типичных для целевой деятельности. В частности, с уве¬личением доли силовых способностей возрастает диапазон повышенных отягощений и наоборот.

3. С целью увеличения скоростно-силовых способностей можно использовать методы отдельного развития только си¬лы или только быстроты. В этом случае лучший эффект дос¬тигается при параллельном развитии этих качеств.

4. При скоростно-силовой тренировке нецелесообразно заниматься в состоянии утомления, т.к. оно вызывает замед¬ление выполняемых движений.

Число повторений в одном подходе не должно быть боль¬шим и в целом оно лимитируется началом замедления дви-жения. Количество подходов также определяется факторов снижения скорости движения. Интервалы отдыха между подходами делаются продолжительными (от 3 до 6-8 мин) чтобы обеспечить восстановление работоспособности. С целью гармонического развития силовых способностей нужно уделять должное внимание воспитанию силы также в уступающем режиме.

В спортивной тренировке, связанной с работой в уступаю¬щем режиме, упражнения получили образное название «ударных». «Ударные» упражнения предназначены для воз¬действия на реактивные свойства двигательного аппарата.

Методы измерения выносливости

Выносливость определяется с помощью двух групп тестов:

- физиологических (неспецифических) , по результатам которых оцениваются потенциальные возможности спортсмена эффективно соревноваться в условиях наступающего утомления (В.П. Филин, В.Г. Семенов, В.Г. Любин, 1994);

- педагогических (специфических) , результаты которых позволяют выявить степень реализации имеющихся потенциальных возможностей в условиях специфической соревновательной деятельности.

В соответствии с рекомендациями Международного комитета по стандартизации к неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, велоэргометрия и степ-тест. Условно выполнение этих двигательных заданий строго стандартизируется, измерениям обычно подлежат эргометрические и физиологические (биохимические) показатели. К основным эргометрическим показателям относятся время, объем и интенсивность выполняемых заданий; к физиологическим и биохимическим относятся: О 2 потребление (МПК, кислородный долг), ЧСС, порог анаэробного обмена, креатинфосфат, лактат, пируват и их различные соотношения.

Многочисленные качественные и количественные характеристики рассмотренных выше физиологических механизмов развития выносливости могут быть использованы для ее оценки. Это и показатели биоэнергетических механизмов, и показатели высокой резистентности к сдвигам во внутренней среде, и проявление экономизации или эффективности.

Вся сложность заключается в том, что выносливость, отражающая специальную работоспособность спортсмена, многокомпонентна и складывается из различных факторов, дающих свою долю вклада в интегральный показатель специальной работоспособности – спортивный результат.

Совершенно очевидно, что, рассматривая только роль биоэнергетических механизмов при оценке специальной выносливости бегуна-средневика и стайера, работоспособность средневика, в первую очередь, будет связана с анаэробными механизмами, а стайера – с аэробными.

В этой связи наиболее перспективным методом является метод комплексной оценки работоспособности на основе выявления ее факторной структуры. Метод, построенный на так называемом факторном анализе, предполагает использование многочисленных тестов, отражающих различные компоненты работоспособности. Результаты тестирования подвергаются корреляционному и последующему факторному анализу, в котором устанавливаются факторные веса (вклад) каждого показателя в специальную работоспособность. Так происходит ранжирование (установление закономерности) различных тестов в оценке специальной работоспособности и выносливости.

В настоящее время в научно-методической литературе о подготовленности спортсменов различных видов спорта и уровня подготовленности имеется уже солидный материал по тестированию. Обобщая этот материал, следует заключить следующее:

В оценке общей выносливости (физической работоспособности) следует отдать предпочтение показателям мощности аэробного механизма – МПК;

Оценивая специальную выносливость, необходимо учитывать факторную структуру подготовленности, обеспечивающую спортивный результат;

Значимость факторов, а, следовательно, и батарей тестов при оценке специальной выносливости спортсменов даже одного вида спорта, но различного уровня подготовленности, гетерохронно меняется;

Существует широкая вариативность индивидуальных компенсаторных механизмов , обеспечивающих специфическую работоспособность, что не позволяет абсолютизировать значимость не только одиночных, но даже интегральных показателей. Только один пример: два известных английских бегуна-стайера Префонтен и Шартер при показателях МПК 84,0 и 71,4 мл/кг.мин имели примерно одинаковое время в беге на 5000 м (Costill, 1971). Нередко побеждал Шартер. Это связано с тем, что обычно стацеры преодолевают указанную дистанцию с потреблением О 2 около 75-90% от МПК, а Шартер мог бегать на уровне, превышающем 90% МПК почти всю дистанцию! Следовательно, показатель аэробной емкости у него был гораздо выше.

Рассмотрим теперь только важнейшие из методов оценки выносливости. В первую очередь, к ним относятся методы определения МПК.

Методы определения МПК делятся на прямые и косвенные (или предсказательные). Прямые методы определения МПК основаны на использовании различных физических нагрузок (на уровне критической мощности, ступенеобразно повышающихся дискретных или непрерывных нагрузок), доводящих организм до предельных физиологических сдвигов,; при этом проводятся газоаналитические исследования. Критерии достижения организмом МПК: величина дыхательного коэффициента выше 1,1-1,2; величина ЧСС до 180-200 уд/мин; величина лактата - выше 10-12 мм/л; АД max – до 180-200 мм. рт. ст.; на графике зависимости потребления О 2 от мощности нагрузки появляются плато. Прямые методы точны, но требуют довольно сложной аппаратуры для прямого газоанализа.

Косвенные методы предсказания МПК основаны главным образом на известных физиологических закономерностях - наличии линейной зависимости многих физиологических параметров от мощности нагрузки в определенном диапазоне ЧСС - от 120 до 170 уд/мин. Можно привести в качестве примера наиболее популярные методики: методика определения РWC 170 (физической работоспособности при пульсе 170 уд/мин), методика I. и Р.О. Astrand с использованием номограмм в степ-тесте и велоэргометрических нагрузках, метод устойчивого состояния (В.И. Аулик, 1979), метод косвенного определения МПК по результатам теста К. Купера (1976) и др. Имеются модификации этих тестов для детей и подростков.

Следует заметить, что косвенные методы дают ошибку по сравнению с прямыми на 10-20%. Это делает такие исследования малоценными, особенно при точечных (разовых) исследованиях. Однако, использование их в динамических наблюдениях при условии точного соблюдения методики проведения дает неоценимый материал по динамике МПК, что является весьма важным для оценки работоспособности и прогноза.

Подробная характеристика методов определения аэробных возможностей организма приведена в руководствах (И.В. Аулик, 1979; В.Л. Карпман и др., 1974; С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, 1985).

Методика определения порога анаэробного обмена

Нормальное содержание молочной кислоты в крови составляет 10-15 мг%. При мышечной работе с достаточной интенсивностью (при пульсе выше 140-150 уд/мин) начинают значительно усиливаться процессы гликолиза, что приводит к выходу молочной кислоты в кровь, то есть, лактат-ацидозу.

Достижение величины лактата в периферической крови 36 мг% (или 4 мМ/л) принято считать показателем заметного усиления гликолиза, получившим название порога анаэробного обмена (ПАНО). Определение этой величины имеет важное практическое значение, так как считается, что тренировка с интенсивностью, соответствующей ПАНО, является наиболее эффективной.



В лабораторных условиях определение ПАНО производится с использованием 2-х нагрузок (по типу PWC 170) определения потребления кислорода и лактата. Нагрузки подбираются таким образом, чтобы первая была на уровне ЧСС 120-140 уд/мин, а вторая – 150-170 уд/мин. Между нагрузками период отдыха составляет 3 минуты. Периферическую кровь берут на 2-3-й минуте восстановления. На рис. 3 представлена схема определения потребления кислорода (ПК), ЧСС и мощности работы (W) на уровне ПАНО.

По результатам исследования делаются графики зависимости мощности нагрузки (в данном примере – 600 и 1200 кгм/мин) и молочной кислоты, потребления кислорода и ЧСС. Через график «лактат-мощность работы» проводится горизонтальная линия (а-б), соответствующая лактату 36 мг% (I). Затем от точки пересечения А проводится вертикальная линия (в-г), пересекающая все графики линейной зависимости в точках Б (ПК) и В (ЧСС). Через эти точки проводятся горизонтали д-е и ж-з, пересекающие оси ординат. Теперь «читаем» график.

Мощность нагрузки на уровне ПАНО равна 1050 кгм/мин (точка I на пересечении вертикали в-г с осью абсцисс); потребление кислорода на уровне ПАНО равно 2,8 л/мин (точка II на пересечении горизонтальной с линией д-е с ординатой ПК); ЧСС ПАНО равно 158 уд/мин (точка III на пересечении горизонтали ж-з с ординатой ЧСС).

Если мы можем получить показатель МПК прямым способом, то расчет ПК ПАНО к МПК в % отражает эффективность аэробного механизма энергообеспечения, а это очень важный показатель, особенно для спортсменов высокой квалификации.

Разумеется, такие способы определения нескольких количественных критериев физиологических показателей на уровне ПАНО по силам только специальным лабораториям.

Показатели анаэробной производительности, резистентности и экономичности-эффективности

Мы не предлагаем сложных инструментальных методов исследования, а постараемся дать наиболее простые и информативные.

Оценка анаэробной мощности может быть осуществлена на велоэргометре путем педалирования с максимальной скоростью и сопротивлением. Если при этом засечь и время удержания максимальной мощности, то это время отражает емкость КрФ механизма .

Пиковая анаэробная мощность (ПАМ) определяется путем измерения максимальной высоты прыжка вверх из положения стоя (по В. Абалакову). По специальным таблицам (Н.Ю. Ажицкий, 1990) определяется ПАМ (в Вт/кг).

Емкость гликолитического механизма может быть измерена по величине максимального лактата. Для этого используется тест «три скачка до максимума» (Н.И. Волков, 1969), суть которого заключается в том, что спортсмен пробегает три отрезка с максимальной для одноминутного интервала скоростью. Между первым и вторым отрезком отдых 3 мин, между вторым и первым – 2 мин. На третьей минуте кровь на лактат. Если величина лактата не превышает 100 мг% - оценка «удовлетворительно», если достигает до 200 мг% - «хорошо» и величина в 250-300 мг% говорит о высокой емкости лактатного механизма. Кстати, эта величина также отражает и резистентность организма к накоплению лактата.

Из других простых показателей резистентности чаще используют показатели гипоксической устойчивости организма путем проведения задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи).

Высококвалифицированные стайеры способны на результат в пробе Штанге на 3-4 минуты, а в пробе Генчи – до 2-х минут.

Показатели экономичности отражают величину физиологических затрат на единицу работы или мощности. Если есть устройство, считающее пульс-сумму за весь период работы (кгм/мин.Вт), то отношение пульс-сумма (уд/мин) является показателем экономичности (ватт-пульс). Можно дать одинаковую работу всем тестируемым спортсменам. При этом можно измерить ЧСС, потребление кислорода, величину лактата и т.д. меньшая величина реакции свидетельствует о более высокой эффективности работы.

Оценка специальной выносливости (СВ)

Все рассмотренные выше методики и тесты могут быть использованы для определения специальной выносливости. Разумеется, интегральным показателем специальной выносливости является спортивный результат . С этой целью тренер на протяжении всего тренировочного цикла периодически прибегает к различного рода прикидкам, курсовкам, контрольным тестам и соревнованиям различного ранга и назначения. Для определения уровня развития СВ применяют косвенные расчетные значения, когда время на соревновательной (или контрольной) дистанции сравнивается с лучшим временем на каком-либо коротком (эталонном) отрезке, которое характеризует уровень максимальной скорости.

Один из наиболее распространенных методов оценки уровня специальной выносливости – определение «запаса скорости» по формуле:

время преодоления дистанции (с)

количество эталонных отрезков на дистанции

Пример. Два спортсмена бегут дистанцию 1000 м за 3 мин ровно. У первого время эталонной дистанции (100 м) 12 с, у второго – 12,5 с. ЗС у первого составляет 180 с: 10 – 12 = 6 с., у второго – 180 с: 10 – 12,5 с = 5,5 с. Следовательно, второй имеет более высокие потенции аэробного (гликолитического) механизма.

Таким образом, чем меньше показатель ЗС, тем выше можно оценить специальную работоспособность.

Существуют и другие специальные педагогические методы определения «коэффициентов выносливости», специальных тестов для различных видов спорта и т.д.

Вместе с тем – спортивный результат – это реализация спортсменом не только выносливости, но и технического и тактического мастерства, уровня психологической подготовки и т.д. вместе с тем, функциональная подготовленность, в основе которой лежит развитие специальной выносливости, требует более пристального контроля. Кроме того, перед тренером стоит постоянная задача оптимизации в подборе средств и методов подготовки.

Мировая практика на современном этапе сошлась на интеграции педагогических и физиологических подходов. Они состоят в использовании ступенчатых нагрузок (возрастающей мощности или скорости) с регистрацией ЧСС и молочной кислоты. Приведем описание только одного теста, позволяющего определить важные для организации тренировочного процесса показатели.

Наиболее типично это тестирование для циклических видов спорта, но его можно адаптировать практически для любых видов спорта, требующих развития выносливости.

Выбираются (по аналогии с тестом PWC 170) две отличающиеся по мощности (скорости) специфические нагрузки, продолжительностью не менее 4-5 минут (например, в беге на 1000-1200 м, в плавании 250-300 м и т.д.), с таким расчетом, чтобы ЧСС была при первой – 120-140 уд/мин, при второй – 150-170 уд/мин. Регистрируются ЧСС и лактат. По схеме, представленной на рис. 3, вычисляется скорость (время преодоления) на уровне ПАНО (V ПАНО), ЧСС ПАНО и скорость при пульсе 170 уд/мин (V 170).

Показатели V ПАНО и ЧСС ПАНО служат для подбора нагрузок, оптимальных для развития выносливости. Показатель V 170 служит критерием динамики специальной работоспособности.

Лекция 13. Тема: Основные аспекты спортивной тренировки. Актуальные проблемы спортивной тренировки (4 часа)

1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки.

2. Сущность спорта и его основные понятия.

3.Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса.

4.Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов.

5. Цель и задачи спортивной тренировки.

6. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки.

7. Методы спортивной тренировки.

8. Принципы спортивной тренировки.

– бег

2000 м (мин, с) у девушек и 3000 м(мин, с) у юношей (табл. 22)

Таблица 22


Результат

Очки

Очки

5

4

3

2

1

Бег 2000 м девушки

10,15

10,50

11,15

11,50

12,15

Бег 3000м юноши

12,00

12,35

13,10

13,50

14,0

Тест для определения и оценка выносливости

Инструкция: Подняться на ступеньку или скамью высотой 20 см и снова опуститься на пол (начинать упражнение можно с любой ноги). Меняя ноги, поднимайтесь на ступеньку и опускайтесь на пол 3 минуты подряд; совершая за 1 минуту 24 подъема, то есть «преодолевая» за 5 секунд примерно «2 ступеньки». (Такой ритм вам поможет выдержать метроном.) Если подниматься на ступеньку в течение минуты вам не по силам, считайте, что ваша дыхательная выносливость находится на очень низком уровне.

2). Ровно через 3 минуты остановитесь, и сразу же сядьте на стул.

3). Ровно через 1 минуту после завершения теста сосчитайте пульс за 30 секунд и умножьте полученное число на 2, чтобы определить частоту пульса в минуту.

4). С помощью данных, представленных в таблице 23 производится оценка полученного показателя.

Таблица 23

Число сердечных сокращений в 1 минуту



Оценка
Баллы

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

5

4

3

2

1

Возраст, лет

Женщины

10-19

Меньше 82

82-90

92-96

98-102

Больше 102

20-29

Меньше 82

82-86

88-92

94-98

Больше 98

30-39

Меньше 82

82-88

90-94

96-98

Больше 98

40-49

Меньше 82

82-86

88-96

98-102

Больше 102

Старше 50

Меньше 86

86-92

94-98

100-104

Больше 104

Возраст, лет

Мужчины

10-19

Меньше 72

72-76

78-82

84-88

Больше 88

20-29

Меньше 72

72-78

80-84

86-92

Больше 92

30-39

Меньше 76

76-80

82-86

88-92

Больше 92

40-49

Меньше 78

78-82

84-88

90-94

Больше 94

Старше 50

Меньше 80

80-84

86-90

92-96

Больше 96

3.3. Методы исследования физической работоспособности
Для получения более или менее достоверных результатов своего физического развития, подготовленности и функционального состояния организма следует использовать минимум 8 тестов из выше приведенных. Чтобы получить сопоставимые данные, эти замеры необходимо выполнять в одно и то же время суток (лучше сразу после сна).

Физическая работоспособность (ФРС) - интегральный показатель, определяемый совокупностью свойств организма и в первую очередь производительностью аппарата кровообращения и дыхания, объемом и составом циркулирующей крови, возможностями этих систем организма обеспечивать работающие органы и ткани кислородом.

Наиболее ценным интегральным показателем оценки физической работоспособности человека является 1,5-мильный тест Купера : минимальное время, за которое человек способен преодолеть 1,5 мили (2400 м). Для человека молодого возраста (20-30 лет) это время не должно превышать 11,5-12 мин.

Для оценки уровня аэробной выносливости применяется модифицированный тест Купера. 12-минутный беговой тест Купера проводится на беговой дорожке. По команде испытуемый преодолевает как можно большее расстояние. Пройденная дистанция измеряется, а полученный результат оценивается по шкале (таблица 24).

Таблица24

Оценка физической работоспособности по показателям теста Купера



Оценка физической подготовленности (аэробной вы носливости)

Расстояние, преодолеваемое за 12 минут

Возраст, лет

Мужчины

Женщины

13-19

20-29

30-39

13-19

20-29

30-39

Очень плохо

Меньше 1,6

Меньше 1,95

Меньше1,9

Меньше 1,5

Меньше 1,55

Меньше 1,3

Плохо

1,6-1,9

1,6-1,9

1,5-1,84

1,5-1,84

1,5-1,84

1,4-1,6

Удовлетворительно

2,0-2,4

2,0-2,4

1,85-2,2

1,85-2,2

1,0-2,1

1,0-2,1

Хорошо

2.5-2,7

2.5-2,7

2,25-2,6

2,46-2,6

2,46-2,6

2,0-2,4

Отлично

Больше 2,8

Больше 2,8

Больше 2,7

Больше2,7

Больше2,7

Больше2,5

Для определения физической работоспособности используют также субмаксимальные тесты, при которых обследуемый выполняет физические нагрузки, составляющие лишь определенный процент от максимальной по мощности работы и вызывающие физиологические сдвиги, существенно меньшие предельных. Из числа субмаксимальных тестов наиболее информативный - проба PWC I 70 , которая была предложена скандинавскими учеными в 50-х годах. Величина PWC 170 соответствует той мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин., что соответствует области оптимального функционирования кардиореспираторной системы.

Степэргометрия . В основу этого теста взято модифицированное восхождение по лестнице при минимальном перемещении обследуемого. Мощность работы регулируется изменением высоты ступеньки или темпа восхождения. На одноступенчатую лестницу обследуемый поднимается на два счета и также на два счета (только спиной вперед) спускается. Таким образом, полный цикл восхождения состоит из четырех шагов. На одностороннюю двухступенчатую лестницу восходят на три счета и также спиной вперед спускаются вниз. Тут полный цикл включает 6 шагов. Темп восхождения задается метрономом, ритмичным звуковым или световым сигналом. Обычно темп восхождения выбирают в пределах от 60 до 120 шагов в 1 мин. Для расчета работы за время t (Wt) или суммарной работы (WS) необходимо знать массу тела (МТ), общую высоту лестницы (h) и количество циклов восхождения (n) за время или в целом:

Wt (подъема) (кгм/мин) = МТ (кг)*h (м)*n

Энерготраты при спуске с лестницы («отрицательная работа») составляют примерно одну треть от тех, которые расходуются на подъем. Поэтому работа в стептесте рассчитывается по формуле:

W= Wt (подъема) +Wt 1(подъема)/3,

а мощность нагрузки (N) за время t: N = Wt/t.

Пример расчета . Обследуемый массой 80 кг совершает восхождение на двухступенчатую лестницу в течение 5 мин со скоростью 120 шагов в I мин. Общая высота двухступенчатой лестницы (h) равна 0,46 м. Скорость 120 шагов в 1 мин соответствует 20 подъемам в 1 мин, так как один цикл состоит из 6 шагов. За 5 мин сделано 100 подъемов.

W (подъема) =80 * 0,46 * 100 = 3680 (кгм);

W (вся работа) -3680 + (3680/3) = 4907 (кгм), а мощность

N= 4907/5 -981 (кгм/мин).

Для практических целей принято, что мощность 700 кгм/мин (115 Вт) без учета «отрицательной работы» в стептесте соответствует 1000 кгм/мин (165 Вт) при работе на велоэргометре. Это следует учесть при сравнении результатов тестирования разными приборами.

В елоэргометрия (ВЭМ). При проведении проба PWC 170 рекомендуется следующая последовательность действий.

Обязательная запись ЭКГ в условиях покоя, измерение АД. Первая нагрузка (N 1) продолжительностью 5 мин. Этого времени достаточно, чтобы сердечная деятельность достигла устойчивого состояния. Мощность работы подбирается для практически здоровых мужчин с предполагаемой нормальной физической подготовленностью 6 кгм/мин (1 Вт) на 1 кг массы тела, для не занимающихся физическим трудом или спортом с предполагаемой низкой ФРС - 3 кгм/мин (0,5 Вт) на 1 кг массы тела (для женщин соответственно 3 и 1,5 кгм/мин). Частота педалирования - 60 об/мин.

При первой нагрузке ЧСС определяют аускультативно в течение последних 30 с работы либо по ЭКГ, записанной на последних секундах ВЭМ.

Перед второй нагрузкой трехминутный отдых, в течение которого ЧСС, как правило, восстанавливается до исходного.

Вторая нагрузка (N 2): мощность работы для мужчин определяется в зависимости от мощности первой нагрузки и ЧСС во время ее выполнения по таблице 4.1. Продолжительность работы и частота педалирования те же, что и при первой нагрузке. Во время второй нагрузки частоту сердечных сокращений определяют так же, как и при первой. Определение мощности второй нагрузки (кгм/мин), рекомендуемые при определении физической работоспособности представлены в таблице 25.

Таблица 25

Ориентировочные значения мощности второй нагрузки (кгм/мин), рекомендуемые при определении физической работоспособности


Мощность работы при первой нагрузке (N 1), кгм/мин

ЧСС при N 1 , уд/мин

80-89

90-99

100-109

110-119

120-129

Мощность работы при второй нагрузке (N 2), кгм/мин

150

900

800

700

600

500

250

1000

900

800

700

600

350

1100

1000

900

800

700

450

1200

1100

1000

900

800

550

1300

1200

1100

1000

900

Расчеты индивидуальной величины физической работоспособности проводится по формуле, предложенной В.Л. Карпманом с соавторами (1974):

PWC 170 = N 1 + (N 2 –N 1 ,)*(170-ЧCC 1)/ (ЧCC 2 –ЧСС 1),

где N 1 - мощность первой нагрузки; N 2 - мощность второй нагрузки; ЧСС 1 – частота пульса в конце первой нагрузки ; ЧСС 2 – частота пульса в конце второй нагрузки.

Оценка физической работоспособности может производиться путем сравнения выявленной в процессе проведения пробы величины со значениями, приведенными в таблице 26, а также путем анализа индивидуальной динамики уровня ФРС на различных этапах обследования.

Таблица 26

Оценка физической работоспособности лиц различного возраста и пола (по данным пробы PWC 170 , кгм/мин)


Возраст, годы

Низкая

Ниже

среднего


Средняя

Выше

среднего


Высокая

Женщины

20-29


450-549

550-749

750-849

>850

30-39


400-499

500-699

700-799

>800

40-49


300-399

400-599

600-699

>700

50-59


200-299

300-499

500-599

>600

Мужчины

20-29


700-849

850-1149

1150-1299

>1300

30-39


600-749

750-1049

1050-1199

>1200

40-49


500-649

650-949

950-1099

>1100

50-59


400-549

550-849

850-999

>1000

Для нивелирования индивидуальных различий в показателях физической работоспособности величину PWC 170 рассчитывают на 1 кг массы тела. При таком подходе к оценке имеется возможность сравнивать ее уровень не только у лиц различного возраста , но и с различной массой тела.

О пределение максимального потребления кислорода (МПК ) наиболее точно характеризует адаптацию к физическим нагрузкам организма человека. Предложены способы, позволяющие вычислять МПК непрямым путем. Наиболее распространенными из существующих способов предсказания величины этого показателя является формула, предложенная В.Л. Карпманом.

Для занимающихся физической культурой:

МПК = 1,7/PWC 170 + 1240,

где МПК выражается в мл/мин.; PWC 170 - мощность работы в кгм/мин.

Для спортсменов высших разрядов:

МПК = 2,2 * PWC 170 + 1070 (мл/мин).

Для сравнения работоспособности отдельных лиц пользуются, как правило, не абсолютным значением МПК (л/мин), а относительной величиной. Последнюю получают, разделив МПК в мл/мин на массу тела в килограммах. Единица относительного показателя МПК - мл/кг в 1 мин. Средняя величина МПК на 1 кг массы тела составляет 45-50 мл кислорода, для спортсменов высших разрядов 70-80 мл/кг в I мин.

Полученную величину делим на массу тела и получаем величину МПК на 1 кг массы тела. Полученную величину сравниваем по таблице должных величин МПК (табл. 4.6, 4.7) в соответствии с полом и массой тела.

Например, обследуемый С., 19 лет, с массой тела 75 кг. Результаты исходного пульса: на первой минуте 14 ударов за 10 с, на второй - 13 ударов, на третьей - 12 ударов. Следовательно, частота пульса постепенно снижается, скорее всего, за счет того, что организм успокаивается, и можно взять за исходную частоту 12 ударов за 10 секунд. После первой работы частота пульса составила 21 удар за 10 с, после второй - 26 ударов. По табл.4.5 находим величину PWC 170 на 1 кг массы тела, которая равна 12,2 кгм/мин/кг. Умножаем эту цифру на 75 (масса тела в кг) и получаем, что величина PWC 170 студента С. Равна 915 кгм/мин (по таблице, приведенной ниже, этот результат оценивается как ниже среднего). Полученный результат (915 кгм/мин) умножаем на 1,7 и прибавляем 1240, получаем 2795,5 мл/мин. Делим полученную цифру на 75 (масса тела в кг) и получаем 37,3 мл / мин / кг. Это МПК на 1 кг массы тела студента С. По таблице 4.6 видно, что у мужчины с массой тела 75 кг в 19 лет должная МПК равна 48-46 мл/мин/кг. В графе под этим же весом находим цифру, которую мы получили (37,3 мл/мин/кг), и смотрим по таблице слева, какому возрасту соответствует полученный результат, т. е. 37,7 мл/мин/кг. Данная цифра соответствует возрасту 40-44 года. Это и есть функциональный возраст студента С. Напоминаем, что его паспортный возраст- 19 лет. Следовательно, его функциональное состояние гораздо ниже того, которое он должен иметь в соответствии со своим паспортным возрастом.

Оценка полученных результатов физической работоспособности осуществляется по данным таблиц 27, 28, 29, 30.

Таблица 27

Оценка показателей физической работоспособности



Оценка

PWC 170 кгм/мин

PWC 170 на 1 кг массы тела, кгм/мин

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Выше среднего

свыше 1200

свыше 750

свыше 17,0

свыше 12,0

Средняя

1000-1200

650-750

15,0-17,0

10,0-12,0

Ниже среднего

ниже 1000

ниже 650

ниже 15,0

ниже 10,0

Факторы, влияющие на уровни специальной выносливости

Виды выносливости

1.Общая выносливость – способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвуют значительная часть мышечного аппарата.

В.Н. Платонов отмечает, что это определение справедливо только для видов спорта аэробного характера и предлагает общую выносливость определять как способность к продолжительному, и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов мастерства (благодаря переносу с неспецифических видов деятельности на специфические).

2.Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требований соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.

Л.П.Матвеев (1979) различает:

Специальную тренировочную выносливость (суммарный объем и интенсивность)

Специальную соревновательную выносливость.

1. Мощность и емкость путей энергообеспечения работы,

Источники энергии: анаэробные, алактатные (запасы АТФ, КФ) 15-30 с.

Анаэробные, лактатные (запасы гликогена), гликолиз от 30 сек – 6 мин.

Аэробные энергетические источники (окисление жиров и углеводов) длительное время.

П. Экономизация обменных процессов (зависит от мастерства).

Ш. Слаженность физиологических функций.

1У. Устойчивость и вариабельность двигательных навыков и вегетативных функций (техническая подготовленность).

У. Волевая подготовленность.

У1. Способность нервных клеток длительно поддерживать определенное возбуждение.

Общая выносливость оценивается по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности

1. Прямой способ (время до начала снижения интенсивности работы)

2. Косвенный способ (время преодоления заданной дистанции).

Для оценки аэробных возможностей : 12-20 минутный тест, работа циклического характера с максимально доступной интенсивностью (оценка по максимальному расстоянию преодоленному за это время). Одновременно определяет МПК (максимальное потребление кислорода), ПАНО (порог анаэробного обмена), МОК (минутный объем крови), ЧСС (частота сердечных сокращений).

Общая выносливость анаэробного характера проверяется:

При работе гликолитического характера – 60 сек работы с максимальной интенсивностью на велоэргометре с регистрацией максимального количества лактата.

При работе алактатного характера - повторное пробегание вверх по ступенькам лестницы: продолжительность подъема 4-5 сек, пауза отдыха 2-3 мин. Работа выполняется до снижения скорости.


Специальная выносливость наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Для оценки ее рассчитывают относительные показатели. Например, в видах спорта циклического характера определяют индекс специальной выносливости, который представляет собой отношение средней скорости при прохождении дистанции (м/с) к абсолютной скорости (м/с), зарегистрированной при прохождении короткого отрезка.

Показатели специальной тренировочной выносливости: объем работы, выполняемой в занятии до наступления утомления; суммарный объем работы в микроциклах; эффективность и быстрота восстановительных процессов.

Классификация выносливости (по Л.П.Матвеев)

1. Выносливость «стайерского типа» -(бег на длинные дистанции).

2. Выносливость «марафонского типа» - (лыжные гонки 50 км и более, ходьба, марафон).

Эти типы зависят в большей степени от экономизации и тактики преодоления дистанции.

3. «Миттельштрекерская» выносливость – анаэробные процессы преобладают над аэробными.

4. Выносливость «спринтерского типа» способность наращивать до максимума и поддерживать на этом уровне мощность работы в условиях возможно кратковременного преодоления соревновательной дистанции.

5.Выносливость силового характера (тяжелая атлетика, борьба), способность сохранять и наращивать усилие по ходу психологического напряжения соревнований, длящихся несколько часов подряд.

6. Выносливость, проявляемая в спортивных играх и единоборствах – значительные требования к системам анаэробного обеспечения.

7.Многоборная выносливость (спортсмены многоборцы).

Для определения выносливости в различных её проявлениях на практике, используют набор различных двигательных заданий (тестов).

О степени развития выносливости можно судить на основе внешних (поведенческих) показателей, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления .

Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях: Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);

Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);

Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с).

В силовых упражнениях выносливость характеризуется:

Числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);

Предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения силовых упражнений (например, при лазанье по канату на 5 м; при 6-разовом подтягивании и т.п.);

Наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 с и т.п.).

Тесты для определения силовой выносливости

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова - туловище - ноги составляют прямую линию.

Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии - «голова - туловище - ноги».

Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Формула для вычислений:

О = (Р - НВП): НВП

Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине

Методика проведения. Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Формула для вычислений: В = (Р - НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.

Формула для вычислений:

С = (Р - НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Принятые обозначения:

Р - результат в соответствующих тестах;

НВП - норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Возраст в таблице 2: 7 лет - возраст от 6,5 до 7,5 лет;

8 лет - возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.

При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.

При прямом способе, испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание (например, бежать с заданной интенсивностью, т.е. с той или иной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен. Поэтому чаще используют в практике физического воспитания для измерения выносливости косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

Дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично - 5 мин 20 с; хорошо - 6 мин; удовлетворительно - 6 мин 40 с .

Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге (по К. Куперу)

Тест К. Купера позволяет определить уровень физической работоспособности (уровень развития выносливости) человека по результатам 12-минутного бега. Надёжность и информативность данного теста достаточно высоки и статистически достоверны. Содержание теста представлено в таблице 4. 12-минутный тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 мин (по ровной местности, без подъемов и спусков, как правило на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая отдышка, головокружение, боль в области сердца и др.). По команде со старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. По истечении 12 минут, по сигналу бег останавливается и пройденное спортсменом расстояние фиксируется .

Определение физической работоспособности по величине МПК (по К. Куперу)

Служит для оценки физической работоспособности занимающихся и не занимающихся по максимальному потреблению кислорода (МПК). МПК - единый показатель, характеризующий физические возможности человека, которые лимитируются производительностью кардиореспираторной системы (дыхательная система и система кровообращения тесно связаны в единую систему, называемую кардиореспираторной), роль которой сводится к обеспечению работающих мышц кислородом и выведению углекислоты из организма. И при всём при этом максимальное потребление кислорода (МПК) - основной показатель аэробной выносливости.

Как известно, величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы. МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Чем выше МПК, тем больше (при прочих равных условиях) абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.

МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Для определения МПК прямым методом используются чаще всего велоэргометр или тредбан и газоанализаторы. При применении прямого метода от испытуемого требуется желание выполнить работу до отказа, что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько методов непрямого определения МПК, основанных на линейной зависимости МПК и ЧСС при работе определенной мощности. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах. В дальнейшем обнаруженная взаимосвязь была описана простым линейным уравнением, широко используемым с научно-прикладными целями для нетренированных лиц и спортсменов скоростно-силовых видов спорта

МПК = 1,7PWC170 + 1240

Для определения МПК у высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта используют следующую формулу:

МПК = 2,2PWC170 + 1070

В зависимости от величины МПК с учетом возраста, К. Купер выделяет пять категорий физического состояния (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное). Градация отвечает практическим требованиям и позволяет учитывать динамику физического состояния при обследовании здоровых лиц с незначительными функциональными нарушениями. Критерии К. Купера для различных категорий физического состояния мужчин по величине МПК.

PWC170 (PWC - это первые буквы английского термина «физическая работоспособность» - Physical Working Capacity) - количество работы выполненной при частоте сердечных сокращений 170 уд/мин.

Испытуемому предлагается выполнение на велоэргометре, трендбане или в степ-тесте 2-х пятиминутных нагрузок умеренной мощности с интервалом 3 мин, после которых измеряют ЧСС. Расчет показателя PWC170 производится по следующей формуле:

PWC170 = W2 + (W2 - W1)

где: W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузки;

F1 и F2 - ЧСС в конце первой и второй нагрузки.

Принцип PWC170 пригоден для определения как общей, так и специальной работоспособности спортсменов .

Гарвардский степ-тест

Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ = Продолжительность работы (с) 100 / 5.5 Число ударов пульса (с)

ИГСТ = t 100: ((f1 + f2 + f3) 2)

где: t - время восхождения на ступеньку (с);

f1, f2, f3 - число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

При развитии выносливости нам необходимо постоянно контролировать свой пульс, как наиболее доступный и информативный показатель физической работоспособности организма.

В спорте используются два способа оперативной пульсометрии :

  • 1. Импульсометрия - подсчет числа сердцебиений за определенный отрезок времени, чаще всего 10 с;
  • 2. Интервалометрия - определение суммарной длительности стандартного числа сердечных циклов, например 10.

Метод интервалометрии по точности стоит более чем на порядок, по сравнению с импульсометрией. Разумеется, при групповых подсчетах пульса с участием самих занимающихся, когда руководитель группы, пользуясь одним секундомером, задает по команде начало и конец измерения ЧСС, метод импульсометрии остается единственно приемлемым и будучи более простым, и главное привычным, метод импульсометрии остается основным на практике. Однако при наблюдениях за ЧСС отдельных лиц (а именно с этим приходится иметь дело при проведении теста PWC170) методом выбора должна быть интервалометрия.

Интервалометрия

Интервалометрия может проводиться либо телеметрически (на слух по звуковому сигналу в радиоприемнике), либо пальпаторно на лучевой или сонной артерии.

Секундомер включается синхронно с первым ударом пульса, который становится как бы «нулевым», после чего отсчитывается всего 10 очередных ударов пульса и на последнем, десятом секундомер останавливается. Фиксированное секундомером время составляет суммарную длительность десяти полных кардиоциклов; величина ЧСС в минуту равна:

где: t - время циклов в секунду; n - число определяемых циклов работы сердца.

Для удобства работы по методу интервалометрии приводится таблица 8, на которой заранее вычислены значения ЧСС в минуту для всех возможных величин при ритмах сердца в пределах 39-240 уд/мин. В левой части таблицы первые шесть столбцов дают величины ЧСС в наиболее часто встречающемся диапазоне 59-200 уд/мин при подсчете за 10 кардиоциклов.

В случае брадикардии (ЧСС ниже 60 уд/мин) нет необходимости в подсчете 10 кардиоциклов и практически достаточен уровень точности, полученный при подсчете за 5 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в средней части таблицы.

В случае очень высоких ритмов ЧСС (более 200 уд/мин) для повышения точности целесообразно определять суммарную длительность 20 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в правой части таблицы (последние два столбца).

При ритмах сердца свыше 180 уд/мин подсчет бывает нередко затруднен и возрастает возможность ошибки исследователя. Для облегчения работы и повышения ее точности может быть предложен специальный прием: подсчет пар импульсов. Так, при подсчете за 10 кардиоциклов мысленно считают не каждый удар, а через удар и на пятом из этих четных импульсов выключают секундомер; в случае подсчета за 20 кардиоциклов выключают его соответственно на десятом четном импульсе. Для надежного овладения этим приемом необходимо считать пары импульсов, делать мысленно акцент на втором импульсе каждой пары, т.е. на четном сигнале, который и подсчитывается. Тогда и выключение секундомера будет осуществлено правильно - на втором, а не на первом импульсе последней их пары .

В спорте выносливость может измеряться и с помощью неспецифических и специфических групп тестов. Неспецифические - по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления. Специфические - результаты этих тестов указывают на степень реализации потенциальных возможностей.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

  • 1. Бег на трендбане;
  • 2. Педалирование на велоэргометре;
  • 3. Степ-тест.

Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК, частота сердечных сокращений, порог анаэробного обмена ПАНО и т.п.).

Специфическими считаются такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t - tk n

где: t - время преодоления какой-либо длинной дистанции;

tk - время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример. Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости = t: tk

где: t - время преодоления всей дистанции;

tk - лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) - 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!