Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Тактические навыки. Тактическая подготовка и ее виды. Требования к календарю

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика -- это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика -- это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный "бросок" из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

Активная тактика -- это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве -- в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:

Показать максимальный, рекордный результат.

Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.

Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.

Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований -- четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

Лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции -- в беге, плавании, гребле;

Лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции. Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали такие известные бегуны на длинные дистанции, как П. Болотников, Н. Свиридов (СССР), Р. Кларк (Австралия). Блестящим примером применения тактики "рваного бега" являются победы на Олимпийских играх 1956 г. замечательного бегуна В. Куца над такими известными мастерами финиша, как англичане Г. Пири и К. Чатауэй.

Большинство мировых рекордов в видах спорта, требующих проявления выносливости, установлено при равномерном прохождении дистанции. Это объясняется тем, что с физиологической точки зрения неравномерный режим работы, по сравнению с равномерным, вызывает повышенный расход энергии. Поэтому его применяют только достаточно хорошо подготовленные спортсмены.

2. Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата . Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками. Любой из тактических приемов должен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

При решении данной сложной задачи, как правило, спортсмен:

стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться от соперников в начале состязания ("тактика отрыва") -- развить максимальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максимальную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо самое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной программ в гимнастике;

сохраняет силы для решающего финишного рывка ("тактика финишного спурта"). После старта сразу же занимает место за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;

умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные тактические приемы и их комбинации в ходе состязания ("тактика изматывания соперника" -- резко изменяет скорость на дистанции в беге, плавании, в лыжных гонках, проводит многократные эпизодические взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические приемы, тем самым ставит соперника в затруднительное положение и т.д.

3. Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом . Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, попытках, заплывах -- в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника ("тактика побития результата соперника"):

а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом -- в беге, плавании, гребле и т.д.;

б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;

в) метнуть снаряд на большее расстояние;

г) забить больше голов, набрать больше очков -- в футболе, гандболе, борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках ("тактика первого удара", "тактика отрыва").

4. Тактика выхода в очередной тур состязаний . Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо:

Знать, сколько спортсменов (команд) попадает в финал.

Иметь представление о силе соперников.

Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал, финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен (команда) стремится:

Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап состязаний ("тактика рационального распределения сил на ходу состязания").

Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний ("тактика поддержания психологического преимущества и непобедимости").

Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.

Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.

Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей -- наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физические упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для решения определенных тактических задач.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

восприятие и анализ соревновательной ситуации;

мысленное решение тактической задачи;

двигательное решение тактической задачи.

Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целостные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:

а) в облегченных условиях;

б) в усложненных условиях;

в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Знание тактики является основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных задач.

Спортсмен должен знать:

правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников;

основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане.

Тактический план -- это программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях.

Общая форма тактической борьбы -- активная, пассивная, комбинированная.

Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований.

Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки).

Возможные переключения от одного вида тактики к другому, непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач.

Способы маскировки собственных намерений (действий).

Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.

Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

Тактический план имеет основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В остальных видах спорта -- возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха -- режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях и т.д.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

Тактическая подготовленность - это умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от степени владения им средствами, формами и видами тактики вида спорта.

Средствами тактики являются все тактические приемы и способы их выполнения.

По форме тактика бывает:

Индивидуальной (выполнение тактических приемов одним спортсменом);

Тактика отдельных групп спортсменов (групповая тактика);

Командная тактика (выполняемая всеми спортсменами одной команды).

Виды тактики:

Наступательная (захват инициативы у соперника);

Оборонительная (отдав инициативу сопернику решаются частные тактические задачи);

Контраатакующая (используются ошибки соперника для захвата инициативы в наиболее важный момент спортивной борьбы).

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации возникающей в соревнованиях, тактика по своему содержанию может быть:

Алгоритмическая тактика (строиться на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации);

Вероятностная тактика (предполагает преднамеренно-экспромтное действие в котором планируется лишь определенное начало);

Эвристическая тактика (строиться на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации, заранее не готовиться).

Выбор тактики зависит от следующих факторов:

1. От специфики вида спорта.

2. Индивидуальных особенностей спортсмена.

3. От уровня и значимости соревнования.

4. Возможностей соперников.

5. Воздействия внешних условий.

6. Непредвиденных ситуаций.

Большое значение имеет качество тактической подготовки. Для ее совершенствования необходимо:

а) обладать достаточным уровнем знаний о тактике соревновательной борьбы и объемом освоенных спортсменом умений и навыков;

б) наличие способности предвидения (прогнозирования) возможных вариантов тактической борьбы на соревнованиях.

в) психологическая устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

г) оперативная коррекция тактики в ходе соревнований;

д) достаточная мотивация (заинтересованность) спортсмена и его волевые возможности при достижении цели;

е) правильный анализ результатов соревнования для дальнейшего совершенствования тактической подготовленности.

Совершенствование тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:

1. Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта.



2. Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы.

3. Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

4. Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования.

5. Улучшить уровень мотивации (заинтерисованности) спортсмена в достижении спортивного результата.

6. Формирование способности проводить анадиз результатов соревнования.

Для решения 1 задачи “Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта, необходимы следующие действия:

Анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов;

Изучение научной литературы и информационных материалов о соревновательной деятельности;

Расширение знаний о правилах соревнований, тактических действиях соперников и условий проведения главных соревнований.

При решениий 2 задачи “Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы, необходимо использовать 4 группы средств тактической подготовки:

Тренировка без противника, применяется для овладения основными технико-тактическими действиями;

Тренировка с условным противником, предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений (манекенов, моделей противника с заранее разработанной программой действий, тренажерные устройства);

Тренировка с партнером по команде, создает более приблеженные к соревнованию условия;

Тренировка с неизвестным противником, позволяет совершенствовать тактику в условиях информационного и временного дефицита.

Решение 3 и 4 задач, “Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач”, и “Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования”, применяются следующие методические приемы:

Создание облегченных условий выполнения технико-тактических действий (лидирование и информация о качестве выполняемых действий (данные о скорости, темпе, развиваемых усилиях и т.д.);

Создание усложненных условий выполнения технико-тактических действий;

Создание контрастных условий с резким изменением ситуации при выполнении технико-тактических действий;

Реализация изучаемых технико-тактических действий в соревновательной обстановке.

Решение 5 задачи “Улучшить уровень мотивации (заинтересованности) спортсмена в достижении спортивного результата”, предполагает:

Выявление индивидуальных особенностей психики спортсмена;

Определение важных для спортсмена мотивов занятия спортом;

Создание точной “установки” на результат;

Добиться сохранения высокого уровня мотивации на соревновании.

Решение 6 задачи “Формирование способности проводить анализ результатов соревнования”, требует следующих подходов:

Собрать необходимый объем информации о прошедших соревнованиях.

Оценить действия спортсмена и его соперников;

Разработать новые технико-тактические действия с учетом проведенного анализа полученной информации.

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика - это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный "бросок" из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

Активная тактика - это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве - в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:

  • 1. Показать максимальный, рекордный результат.
  • 2. Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.
  • 3. Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.
  • 4. Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований - четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции - в беге, плавании, гребле;

лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции.

Большинство мировых рекордов в видах спорта, требующих проявления выносливости, установлено при равномерном прохождении дистанции. Это объясняется тем, что с физиологической точки зрения неравномерный режим работы, по сравнению с равномерным, вызывает повышенный расход энергии. Поэтому его применяют только достаточно хорошо подготовленные спортсмены.

2. Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата . Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками. Любой из тактических приемов должен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

При решении данной сложной задачи, как правило, спортсмен:

  • 1. стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться от соперников в начале состязания ("тактика отрыва") - развить максимальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максимальную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо самое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной программ в гимнастике;
  • 2. сохраняет силы для решающего финишного рывка ("тактика финишного спурта"). После старта сразу же занимает место за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;
  • 3. умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные тактические приемы и их комбинации в ходе состязания ("тактика изматывания соперника" - резко изменяет скорость на дистанции в беге, плавании, в лыжных гонках, проводит многократные эпизодические взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические приемы, тем самым ставит соперника в затруднительное положение.
  • 3. Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом . Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, попытках, заплывах - в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

  • 1. когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;
  • 2. когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника ("тактика побития результата соперника"):

  • а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом - в беге, плавании, гребле и т.д.;
  • б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;
  • в) метнуть снаряд на большее расстояние;
  • г) забить больше голов, набрать больше очков - в футболе, гандболе, борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках ("тактика первого удара", "тактика отрыва").

  • 4. Тактика выхода в очередной тур состязаний . Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо:
  • 1. Знать, сколько спортсменов (команд) попадает в финал.
  • 2. Иметь представление о силе соперников.
  • 3. Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал, финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен (команда) стремится:

  • 1. Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап состязаний ("тактика рационального распределения сил на ходу состязания").
  • 2. Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний ("тактика поддержания психологического преимущества и непобедимости").

Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

  • 1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).
  • 2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.
  • 3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.
  • 4. Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей - наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физические упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для решения определенных тактических задач.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

  • 1. восприятие и анализ соревновательной ситуации;
  • 2. мысленное решение тактической задачи;
  • 3. двигательное решение тактической задачи.

Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целостные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:

  • а) в облегченных условиях;
  • б) в усложненных условиях;
  • в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Знание тактики является основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных задач.

Спортсмен должен знать:

  • · правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников;
  • · основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане.

Тактический план - это программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

  • 1. Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях.
  • 2. Общая форма тактической борьбы - активная, пассивная, комбинированная.
  • 3. Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований.
  • 4. Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки).
  • 5. Возможные переключения от одного вида тактики к другому, непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач.
  • 6. Способы маскировки собственных намерений (действий).
  • 7. Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.
  • 8. Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

Тактический план имеет основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В остальных видах спорта - возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха - режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

Тактическая подготовка
В структуре тактической подготовленности
следует выделять такие понятия, как
тактические знания, умения, навыки.
Тактические знания представляют собой
совокупность представлений о средствах,
видах и формах спортивной тактики и
особенностях
их
применения
в
тренировочной
и
соревновательной
деятельности.
Тактические умения - форма проявления
сознания спортсмена, отражающая его
действия на основе тактических знаний.
Могут быть выделены умения разгадывать
замыслы соперника,
предвидеть
ход
развития
соревновательной
борьбы,
видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические
навыки
-
это
заученные тактические действия,
комбинации
индивидуальных
и
коллективных действий.
Тактическое мышление - это
мышление спортсмена в процессе
спортивной деятельности в условиях
дефицита времени и психического
напряжения,
непосредственно
направленное
на
решение
конкретных тактических задач

Виды тактики:
- наступательная;
- оборонительная;
-контратакующая
Формы тактики:
- индивидуальная;
- групповая;
- командная
Д/З. Раскрыть
тактики в ИВС
виды
и
формы

Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

владение современными средствами, формами
и видами тактики данного вида спорта;
соответствие
тактики
уровню
развития
конкретного вида спорта с оптимальной для него
структурой соревновательной деятельности;
соответствие тактического плана особенностям
конкретного соревнования (соперники, состояние
мест
соревнований,
характер
судейства,
поведение болельщиков и др.);
обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем
совершенства других сторон подготовленности -
технической, психологической, физической.

Изучение сущности и основных
теоретико-методических положений
спортивной тактики
Важной задачей тактической подготовки
спортсменов является изучение общих
положений
тактики
спорта,
тактики
избранного вида спорта, правил судейства
и положения о соревнованиях в избранном
виде спорта, особенностей тактики в
родственных видах спорта, тактического
опыта сильнейших спортсменов, способов
разработки тактической концепции и др.

Значение теоретико-методических положений
спортивной тактики помогает точно оценить
соревновательную ситуацию, адекватно подбирать
средства
и
методы
соревновательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
квалификации,
уровня
подготовленности соперника и партнеров.
Тактические знания приобретаются на протяжении всей профессиональной жизни спортсмена.
Источниками знаний являются специальная
литература,
лекции,
беседы,
объяснения,
просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, их разбор и анализ и др.
Тем не менее следует помнить, что просто накопленные знания по тактике, не подкрепленные
личным двигательным опытом спортсмена, сами
по себе не могут положительно повлиять на спортивные результаты.

Овладение
тактическими
действиями.
Средства
и
методы
овладения тактическими действиями, весь
процесс тактической подготовки в значительной
мере
обусловливаются
спецификой вида спорта. Например, в
большинстве циклических видов спорта
основная задача тактической подготовки
связана с подготовкой к реализации
разработанной
схемы
прохождения
соревновательной дистанции.

Задачи тактического совершенствования в
спортивных играх и единоборствах значительно
сложнее. Здесь и освоение подготовительных,
наступательных и оборонительных действий, и
совершенствование
навыков
выполнения
тактических
действий
в
преднамеренных,
экспромтных
и
преднамеренно-экспромтных
ситуациях, и освоение сущности многообразных
тактических ситуаций, характерных для сложной

Овладение тактическими действиями связано
с расширением количества используемых средств
и способов, развитием умений применять один
прием для решения различных тактических задач
и разных приемов - для решения одной
тактической задачи.

10.

Тактическую
сущность
действий
осваивают одновременно с овладением
техникой приемов. Именно в процессе
практического
овладения
приемами
спортсмены уясняют для себя, что каждое
техническое
действие
должно
быть
связано с реализацией тактического
варианта. Знание тактической сущности
действий, их возможной эффективности в
определенных ситуациях позволяет выбрать оптимальное действие и успешно
решить тактическую задачу.

11.

Для
овладения
тактикой
действий может использоваться
вся
совокупность
словесных,
наглядных
и
практических
средств и методов подготовки.
Однако наиболее полно и широко
в
тактической
подготовке
представлены
практические
средства и методы.

12.

Так, основными средствами овладения и
совершенствования тактических действий
в циклических видах спорта является
многократное выполнение специальноподготовительных и соревновательных
упражнений в строгом соответствии с
разработанной схемой и при постоянном
контроле
за
эффективностью
двигательных
действий.
При
этом
учитываются скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп
движений, расстояние, преодолеваемое в
результате одного цикла движений;
характер и величина развиваемых усилий
и др.

13.

В основе практических методов
тактической
подготовки
лежит
принцип моделирования деятельности
спортсмена
в
соревнованиях.
Например,
в
единоборствах
и
спортивных
играх
разработаны
специальные методы, которые с
различной
степенью
сходства
моделируют
специфическую
деятельность
спортсмена.
К
ним
относятся: тренировка без соперника;
тренировка с условным соперником;
тренировка с партнером; тренировка с
соперником.

14.

Метод тренировки без соперника
применяется
для
овладения
основами
техники
действия,
обучения
активному
и
сознательному
их
анализу.
Специфическими
средствами
тренировки
являются
основные
положения и движения, передвижения, имитационные упражнения,
различные их сочетания.

15.

Метод тренировки с условным соперником
предполагает использование вспомогательных
снарядов
и
приспособлений:
мишени,
манекены,
различные
тренажерные
устройства, модели условного соперника с
программным управлением и т. п. Упражнения
с использованием перечисленных снарядов и
приспособлений
позволяют
отрабатывать
дистанционные,
временные,
ритмические
характеристики
действий,
развивать
и
совершенствовать зрительно-двигательные и
кинестетические ощущения. Метод может
успешно
использоваться
для
развития
специфических качеств в условиях моделирования соревновательной деятельности.

16.

Метод
тренировки
с
партнером
является
основным
для
овладения
тактикой действий. Партнер в данном
методе служит активным помощником и
способствует правильному овладению
техникой и тактикой действий. Основные
средства тренировки - парные и
групповые упражнения, отличающиеся
большим разнообразием и носящие
преимущественно
технико-тактическую
направленность.

17.

Метод тренировки с соперником применяется
для детальной отработки тактики действий; тактического
совершенствования
с
учетом
индивидуальных
особенностей
спортсменов;
совершенствования волевых качеств; воспитания
умения использовать свои возможности в
различных тактических ситуациях, создаваемых
соперником.
Он позволяет совершенствовать тактику
действий в условиях информационного и
временного дефицита для решения тактических
задач,
пространственно-временной
неопределенности,
быстро
изменяющихся
ситуаций. Все это создает определенный
эмоциональный фон и высокую напряженность,
сходную с деятельностью в условиях соревнований.

18.

Совершенствованию тактического
мастерства на различных этапах
многолетней
подготовки
и
в
различных периодах тренировочного
макроцикла уделяется неодинаковое
внимание.
Наиболее
целеустремленная работа, направленная
на
повышение
тактической
подготовленности,
проводится
на
этапе
максимальной
реализации
индивидуальных возможностей, когда
спортсмен
готовится
к
высшим
достижениям.

19.

На
этапе
специализированной
базовой
подготовки
совершенствуются
в
основном
узловые компоненты тактического
мастерства.
На первом и втором этапах
многолетней подготовки тактическое
совершенствование является второстепенной задачей, так как здесь
решаются лишь наиболее общие
вопросы тактической подготовки,
относящиеся к теоретической и
практической
части

20.

Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится на
конец подготовительного и соревновательный
период. На первом этапе подготовительного
периода совершенствуются лишь отдельные
компоненты тактики.
Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки
к
основным
соревнованиям.
Уровень
технического
мастерства,
физической
и
психологической
подготовленности,
сформировавшийся к этому этапу, позволяет
перейти к отработке тактики в ее наибольшем
приближении
к
условиям
предстоящей
соревновательной деятельности.

21.

Система упражнений и методических
подходов
становления
спортивной
тактики:
* создание облегчающих условий при
освоении рациональных вариантов
распределения сил на дистанции
(лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения,
темпе движений);
* создание условий, усложняющих
реализацию оптимального тактического
плана при закреплении тактических
навыков (выполнение заданий в
непривычных условиях, введение
дополнительных помех);

22.

* выдерживание тактической схемы при
существенной
вариативности
пространственно-временных
и
динамических характеристик движений
или, наоборот, неожиданное изменение
тактики по дополнительному сигналу
либо в связи с резко изменившейся
ситуацией;
*
необходимость
реализации
оптимальной тактической схемы при
работе в условиях значительного и
постоянно прогрессирующего утомления.

23.

При совершенствовании тактического мастерства очень важно применять рациональную методику. В процессе формирования тактического
мастерства,
выделяются
три
этапа
-
ориентировочный,
контрольный.
исполнительный
и
Ориентировочный этап предусматривает ознакомление спортсмена с заданием; исполнительный - многократное выполнение упражнений,
поиск
оптимальных
технико-тактических
решений, отработка путей их реализации в
сложных
условиях
тренировочной
и
соревновательной деятельности; контрольный -
выявление
эффективности
тактических
решений,
фиксирование
ошибок и
возможностей их устранения.

24.

Совершенствование
мышления
тактического
В процессе подготовки к соревнованиям
все возможные ситуации состязательной
борьбы
предусмотреть
практически
нереально. Одной из основных задач
тактической подготовки является совершенствование
тактического
мышления
спортсмена. При этом необходимо развивать
следующие способности:
* быстро воспринимать, адекватно
осознавать и анализировать
соревновательные ситуации;
* быстро и точно оценивать ситуацию и
принимать решение в соответствии с
создавшейся обстановкой и уровнем своей

25.

* предвидеть действия
соперника (партнера по
команде);
* рефлексивно отображать свои
действия в соответствии с
целями соревнований и
задачей конкретной
состязательной ситуации.

26.

Наглядно-образный характер мышления
проявляется в том, что в процессе
соревновательной
и
тренировочной
деятельности
решение
двигательных
задач совершается на основе наглядночувственных образов и связано с
восприятием действий соперников и
партнеров, и всей ситуации спортивного
поединка. Большую роль здесь играют
память и творческое воображение.
Ситуативный
характер
мышления
проявляется
в
том,
что
оно
осуществляется на фоне быстротечности,
необратимости и изменчивости ситуаций
соревновательной борьбы.

27.

Изучение информации, необходимой
для
практической
реализации
тактической подготовленности. Задачами
данного направления тактической подготовки
спортсменов является сбор и обработка
информации о вероятных противниках и
партнерах по команде, о среде и условиях проведения предстоящих соревнований.
Наиболее
важной
информацией
о
соперниках и партнерах являются сведения о
физической подготовленности спортсменов,
технико-тактической манере ведения ими
соревновательной
борьбы,
особенностях
поведения в различных (благоприятных и
неблагоприятных)
условиях
соревнований,
личностных
характеристиках,
моральноволевых и психологических качествах.

28.

Практическая
реализация
тактической
подготовленности,
являясь синтезирующим направлением
процесса тактической подготовки, предполагает решение следующих задач:
* создание целостного представления о
поединке;
* формирование индивидуального стиля
ведения соревновательной борьбы;
* решительное и своевременное
воплощение принятых решений благодаря
рациональным приемам и действиям с
учетом особенностей соперника, среды,
судейства, соревновательной ситуации и
др.

29.

Практическая
реализация
тактической
подготовленности
предполагает формирование индиви-
дуального стиля ведения поединков.
Стиль (манера) ведения тактической
борьбы должен включать и общие
тенденции тактики в конкретном виде
спорта, учитывать наиболее сильные
индивидуальные
особенности
спортсмена, а также его характерные
недостатки.

Под спортивной тактикой следует понимать способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность в избранном виде спорта , приводящую к достижению поставленной цели в конкретных соревнованиях .

Тактическая подготовка умение спортсмена грамотно построить ход соревновательной борьбы с учётом особенностей избранного вида спорта, своих индивидуальных способностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий .

Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими:

1) средствами спортивной тактики (техническими приёмами и способами их выполнения); специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально-подготовительных соревновательных упражнений – это так называемые тактические упражнения . От других тренировочных упражнений их отличает: 1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована на решение тактических задач; 2) в упражнениях практически моделируется отдельные тактические приёмы и ситуации соревновательной борьбы; 3) в некоторых случаях моделируются и внешние условия соревнований;

2) видами спортивной тактики (наступательной, оборонительной, контратакующей);

3) формами спортивной тактики (индивидуальной, групповой, командной).

В структуре тактической подготовленности следует выделять такие понятия, как тактические знания, умения, навыки.

Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности .

Тактические умения форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний . Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические навыки это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий . Тактические навыки всегда выступают в виде целостного действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Тактическое мышление это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач .

Структура тактической подготовленности вытекает из характера стратегических задач, определяющих основные направления соревновательной борьбы. Эти стратегические задачи могут быть связаны с участием спортсмена в серии соревнований с целью подготовки и успешного участия в главных соревнованиях сезона и носить, таким образом, перспективный характер. Они могут быть и локальными, связанными с участием спортсмена в отдельных соревнованиях или в конкретном поединке, заплыве, игре и др.

Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

Владение современными средствами, формами и видами тактики ИВС;

Соответствие тактики уровню развития ИВС с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;

Соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (соперники, состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и др.);

Обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности – технической, психологической, физической.

Специфика вида спорта является решающим фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортсмена.

Так, в циклических видах спорта к успеху может привести применение самых разнообразных вариантов преодоления соревновательной дистанции:

Например, в беге на длинные дистанции, марафонском беге, на длинные дистанции (800,1500 м) наиболее эффективным оказывается равномерное прохождение дистанции, обеспечивающее наибольшую экономичность.

Тактика бегунов-спринтеров, пловцов-спринтеров (50 и 100м) и др. во многом определяется мощностью , ёмкостью и подвижностью алактатного и лактатного процессов энергообеспечения. Спортсмены, отличающиеся большой мощностью и ёмкостью алактатного процесса, обычно развивают очень высокую скорость в первой части дистанции. Высокая мощность и ёмкость гликолитического процесса, требуют применения тактики, связанной с высоким уровнем скорости в средине и конце дистанции.

Для спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта и единоборствах принятие тактических решений имеет следующие особенности:

1) деятельность в условиях острейшего лимита времени – каким бы правильным не было любое решение, оно имеет тактическую ценность только при оперативном осуществлении, в строгом соответствии с соревновательной ситуацией;

2) неопределённо-последовательный характер решений – вслед за каждым решением ситуация изменяется и требует уже нового решения, нередко кардинально отличающегося от предыдущего;

3) восприятие большого числа элементов тактической ситуации, которые структурируются в динамическую систему в соответствии с прогнозированием наиболее вероятного развития тактической ситуации;

4) выбор тактического решения из нескольких вариантов, довольно близких один к другому, и способность совершать скачок через промежуточные и несущественные варианты;

5) удержание в оперативной памяти и мысленное ранжирование элементов тактической задачи, смена плана её решения непосредственно в ходе двигательного действия.

Особой проблемой тактической подготовки в спортивных играх является разработка таких технико-тактических и соответствующего им построения подготовки, при которых использовались бы сильные стороны каждого игрока и сглаживались его недостатки. В этом случае в процессе тренировочной и соревновательной деятельности удаётся удовлетворить как индивидуальные, так и коллективные потребности, обеспечить высокую результативность команды, которая будет сильна как коллективной игрой, так и использованием сильных сторон каждого игрока. Практическая реализация указанной стратегии требует анализа индивидуальных составляющих, характерных для каждого спортсмена (Физическая и технико-тактическая подготовленность, качества психики, авторитет и положение в команде и др.) и групповых, отражающих возможности команды, её положение в системе соревнований, стоящие цели и задачи и др. В соответствии с этим формируется командная структура, включающая позиции, роль и статус каждого игрока.

Следующими этапами являются командное объединение, в процессе которого формируются технико-тактические взаимодействия между игроками и игровыми звеньями, и командный процесс, в котором решаются вопросы технико-тактического взаимодействия игроков всей команды для эффективного решения командных и индивидуальных задач. При рациональном построении процесса обеспечивается достижение как командных (результативность и стабильность выступлений), так и индивидуальных целей (удовлетворение, результативность) (рис. 1).

Рис. 1 Стратегия командной подготовки



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!