Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Японские боевые искусства. Виды боевых искусств Японии. Боевые искусства добавить свою цену в базу комментарий

Тайдзюцу (яп. 体術) - японское искусство ближнего боя без оружия , искусство поддержания здорового тела.

Система тайдзюцу включает в себя практически все известные группы техник: удары руками и ногами , болевые выкручивания, броски, удушения и т. д., воплощает в себе традиции более чем тысячелетней истории развития японского искусства воинов-теней и, по всей вероятности, одна из немногих, которые ещё считают своей главной задачей развитие сознания, духа воина через изучение реальной боевой техники и психофизической практики.

При поединке мастеров тайдзюцу высокого уровня малейшее движение зачастую решает исход боя, определяя победу или поражение. Даже если движение почти совершенно, одна маленькая ошибка иногда определяет жизнь или смерть.

Одно из древних названий дзюдзюцу, а в современную эпоху - техника передвижений и поворотов, входящая составной частью в большинство боевых искусств Востока.

В древней Японии борьба была довольно примитивной.

Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и Тайма-но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом ребра Кэхая, и ещё раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но Кэхая была захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ.

- «Нихонги» («Анналы Японии»)

Подобные состязания в «Нихонги» называются тикара-курабэ - «соизмерение сил». Именно сила, а не техника и ловкость определяли победителя в схватке. В V-VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и ныне борьба гигантов - сумо, а точнее - его ранний вариант сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое распространение. Именно к этому времени относятся достоверные сведения о проведении состязаний по сумо.

Что касается техники тогдашнего сумо , то она, по-видимому, была довольно примитивна и включала в себя в основном толчки, сбивы, заваливания. Упор делался на силу. Борцы стремились путём специальной диеты увеличить собственный вес и, судя по изображениям, им это удавалось даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах удары перестали применяться из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою борцы часто применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в партере не велась и, соответственно, не изучалась.

Первая китайская волна

VIII-IX века стали весьма важной вехой в истории борьбы без оружия в стране Восходящего солнца. В это время усилились контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с тысячами переселенцев хлынул из Китая и Кореи в Японию. Иммигранты привезли с собой свои оригинальные методы боя, в которых основное место отводилось разнообразным ударам руками и ногами, болевым приемам на суставы. В этой связи нужно упомянуть полу-легендарную школу сёсё-рю («школа всех наград»), сообщения о которой то появляются то исчезают в источниках XII-XIV веков. Создателем сёсё-рю считается выходец из знатного китайского иммигрантского рода, полководец Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся своими победами над айнами. Спецификой этой школы было развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную пластину панциря. Источники сообщают, что когда непобедимый военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ увидел работу мастера сёсё-рю, то был потрясен до глубины души.

Заметный след в истории японской борьбы без оружия оставила и школа Тёсуй-рю , созданная Отомо Комаро, изучившим китайское кулачное искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императора Кокэна (749-758). Позже, в середине XIV века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал её технику, добавив приемы китайского наставника Суньжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю дакэн-дзюцу - «искусство кулачных ударов». Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла в основу Куки Синдэн-рю - одной из самых влиятельных школ японских бу-дзюцу.

Ёрои-кумиути

Примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в доспехах - ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Во многом она походила на сумо - те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо - вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы - важен был лишь результат.

Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т. п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно - его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почётом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-кодати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.

Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы - захваты, броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно вести бой с вооружённым и одетым в доспехи противником. При случае воины могли также использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие - о вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред.

Главным в ёрои-кумиути было правильное использование бедер и силы конечностей. Достигалось это при помощи специального обоюдного симметричного захвата, который назывался ёцу-гуми - «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспехов. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.

В любой удобный момент один или оба бойца были готовы мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да ещё под строго определённым углом.

В ёрои-кумиути часто применялись разнообразные броски с падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспехов, чтобы опрокинуть противника на землю. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала.

Мастера ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции японского доспеха. Так, при нападении сзади рывком за козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание шеи, можно было легко сломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней пластине панциря применялось в качестве удобной рукоятки при бросках через бедро.

Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными громогласными провозглашениями родословных, с театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на действия других противников… И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров.

На протяжении очень долгого времени - примерно с XI по XVI века - ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно - в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная ещё в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полу-легендарного основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми - Ямасиро-но ками Ходзан.

Когусоку

Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено многими факторами. Изменился общий характер ведения боевых действий. Сражение этого периода - уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными действиями. Здесь никто не откликается на вызов на поединок, стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена копейщиков во мгновение ока превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных буси, но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и дешевле. И в XVI веке появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ. Широкое распространение получает его сокращенная форма когусоку, состоящая только из грудной пластины, набедренника, наголенников и наручей, служившая для экипировки полчищ рядовых солдат-пехотинцев асигару («легконогие»).

В результате всех этих перемен складывается новая система рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная под названиями когусоку и коси-но мавари («окружающее поясницу»). По сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо и айкидо броски через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты противника вниз головой с последующим опусканием черепом на мостовую; разнообразные подсечки; болевые приемы на локоть и колено, шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко применялись удары, рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход туловища), паха (удар типа «апперкот» под «юбку» доспеха), колена (удар ребром стопы) и т. п. Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори, который был силен духом, но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться побеждать более сильных и рослых противников за счёт ловкости и техники.

Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пули. В результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида рукопашного боя. Примером такой системы является известная школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме того имеется ещё и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя без оружия (или с малыми подручными видами оружия) и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской борьбы.

Дзю-дзюцу

С окончанием междоусобных войн в начале XVII века в Японии установился долгожданный мир, и доспехи были навсегда уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций.

XVII век стал временем активного осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по бу-дзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзюдзюцу (известна также под названиями явара , ва-дзюцу , тайдзюцу и т. п.).

Это название, буквально обозначающее «искусство мягкости», полно глубокого смысла. В основу дзюдзюцу легла идея одоления противника - безоружного или вооружённого - при помощи упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить её, а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность дзюдзюцу.

Легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэй (в другой версии - Миура Ёсин), который в течение ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от Акаямы. Через четыре года после открытия своего додзё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации.

Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акаяма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чём не бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с её упругих ветвей. Говорят, Акаяма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать её себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю.

, , ,


Иайдо - это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча . В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» - это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в : шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было , которому обучались все . В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей . Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо , каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

Япония - страна, в которой традиции тесно переплетаются с последними технологическими новинками. Среди небоскрёбов, роботов и компьютеров нашлось место для многочисленных боевых искусств, которые были сформированы за долгие годы существования этой страны. Тем временем, пока большинство других восточных единоборств развивали технику нанесения ударов руками и ногами, японцы уделяли наибольшее внимание борцовским приёмам, так как бить по доспехам кулаками — не самое полезное занятие на поле боя. К счастью, многие традиционные японские боевые искусства сохранились и по сей день. Некоторые в переработанном виде, другие же дошли до нас практически такими же, какими они были сотни лет назад. Конечно, традиционные техники проблематично применять в рамках спортивного поединка, что сделало развитие подобных искусств уделом меньшинства. Именно благодаря стараниям энтузиастов мы можем изучать и отрабатывать техники, разработанные опытными воинами

Японская борьба сумо

Что у большинства людей ассоциируется со Страной восходящего солнца? Сакура, гейши, самураи и, конечно же, сумо. Этот удивительный берёт свой исток из глубокой древности. Хотя многие японские исследователи находят своеобразные подтверждения того, что турниры по борьбе проводились на территории нынешней Японии более тысячи лет назад, точно установить дату зарождения борьбы сумо невозможно. Турниры по борьбе проводились испокон веков и сопровождались всевозможными ритуалами и обрядами. То есть они носили скорее религиозный характер, нежели соревновательный. Изначально правила почти не ограничивали возможности бойцов. Разрешалось наносить удары ногами и руками по любым частям тела, что приводило к существенному травматизму.

Лишь в эпоху Хэйан были составлены правила проведения поединка, появилась внятная система судейства. С тех пор сумо неуклонно теряло своё религиозное значение и всё больше уподоблялось современному спорту, что делало его лишь популярнее среди широких масс. Однако во времена страшных захлестнувших японские земли, этот вид борьбы всё чаще использовался воинами в сражениях. Так появилось разделение между военным видом сумо и его спортивной разновидностью. От боевого направления позже начали ответвляться многочисленные школы боевых искусств, известные по сей день.

Сумо в наши дни

Древние состязания великанов пользуются популярностью в Японии и в наши дни. Сегодня сумо — японская национальная борьба, ставшая одним из неизменных символов этой страны. Профессиональные сумоисты, или рикиси, как их называют на родине этого искусства, пользуются огромной популярностью, наряду со звёздами шоу-бизнеса и выдающимися спортсменами. Хотя в целом быть борцом сумо сегодня далеко не так престижно, как в былые дни, но самые именитые борцы очень богаты и имеют много поклонников. Зачастую именитые рикиси пользуются успехом у женщин, несмотря на всю специфичность внешнего вида. Борцы попроще получают среднее, по меркам Японии, жалование и находятся примерно на одной ступени с обычными государственными служащими.

Почему же сумоисты так огромны? Всё дело в том, что в сегодняшнем сумо, как и тысячу лет назад, полностью отсутствуют весовые категории, что делает участие в них спортсменов-легковесов нецелесообразным. Современные поединки проводятся на специальной круглой арене, диаметром 4.55 м, которую строят из глины и покрывают слоем песка. Помимо этого, при постройке этого традиционного сооружения проводятся специальные ритуалы — в центре арены закапываются специальные подношения, а непосредственно перед турниром место поливается освящённым сакэ, чтобы заслужить благосклонность богов. Интересно то, что даже в наши дни на этот помост запрещено ступать женщинам. Турниры проводятся раз в 2 месяца в Осаке, Нагое, Фукуоке и в столице — Токио, в котором проходят аж 3 из 6 таких турниров. Как и раньше, рикиси делятся на два лагеря — Восток и Запад. Во время выхода на помост соблюдается специальный ритуал, призванный прогнать злых духов и прочую нечисть. Повязка, в которую одеты борцы, называется кэсё-маваси и представляет собой дорогую и сложную конструкцию, которая может весить до 10 кг. Эта повязка расшита золотом и серебром и изготавливается только вручную, так что стоит она весьма дорого. Это лишь показывает, насколько важное место в современной культуре занимает японская борьба сумо.

Жизнь сумоиста

В клубы борьбы сумо берут юношей в возрасте от 10 до 15 лет, отдавая предпочтение крепко сложенным новобранцам. Новичок, попадая в клуб этой необычной борьбы, не имеет никаких прав, но приобретает массу обязанностей. Он должен готовить для старших учеников, убирать и стирать за ними. Все указания новичок должен выполнять мгновенно и без лишних вопросов. Такая армейская дисциплина может отпугнуть неуверенного адепта, но те, кто останется и пройдёт такую школу, станут великолепными борцами, а может быть, один из них даже получит заветное звание абсолютного чемпиона или ёкодзуна. Как ни странно, но будущие рикиси приходят в этот спорт обыкновенными юношами, а невероятный размер приобретают благодаря специальному режиму дня и постоянным тренировкам.

Встают сумоисты на рассвете. После всех необходимых процедур они сразу же отправляются на многочасовую изнурительную тренировку. Эта японская борьба требует полной самоотдачи. Только так можно выдержать 4-5 часовую тренировку. После этого борцы принимают ванну и идут на завтрак. Основной пищей в это время служит специальное рагу из мяса и овощей — тянко. Оно готовится в котле на медленном огне и рецепт этого блюда знаком каждому рикиси, так как именно они поочерёдно готовят еду. После еды борцы сумо отправляются на 2-3 часа поспать, чтобы максимально эффективно преобразовать пищу в жир. После этого проходит вечерняя тренировка и ужин. Едят сумоисты всего два раза в день, но много. Также они не ограничены в употреблении спиртных напитков, то есть выпить за ужином сакэ или пиво не считается в среде борцов сумо чем-то плохим.

Джиу-джитсу

Полной противоположностью сумо является японская борьба джиу-джитсу, или дзюдзюцу. В ней, в отличие от силовых методов ведения боя, свойственных сумоистам, делается упор на умения, которые обеспечивают бойцу победу над более сильным противником. Техника дзюдзюцу сформировалась под влиянием многочисленных междоусобных войн, которыми так богата японская история. Поэтому эта японская борьба наводнена совершенно бесчеловечными приёмами ведения боя. В джиу-джитсу множество заломов и захватов, призванных сломать конечность или задушить противника. Также в этом боевом искусстве активно поражаются жизненно важные точки на теле противника, что делает невозможным проведение полноценных соревнований по этому виду борьбы.

Это уникальное японское искусство более традиционно, чем иные виды японской борьбы. Многие техники дзюдзюцу кажутся современному человеку слишком сложными и непрактичными. Однако, нужно понимать, что это искусство создавалось для ведения войны, где широко применялись различные виды холодного оружия. Большинство техник джиу-джитсу направлены на обезоруживание противника или для занятия положения, из которого удобнее использовать собственное оружие. Интересны принципы, на которых построена эта борьба. Мастера джиу-джитсу используют силу противника против него, предпочитая не ввязываться в прямолинейное противостояние. Это искусство вовсю использует знания о биомеханике и рычагах, что делает мастера дзюдзюцу опасным противником для любого бойца.

Дзюдо

Создателем этого интересного вида борьбы является Дзигаро Кано — человек, решивший выбрать лучшие техники и принципы из джиу-джитсу, чтобы синтезировать более прикладное, современное искусство. Если дзюдзюцу переводится как искусство мягкости, то перевод дзюдо означает «мягкий путь». Это единоборство, как и многие другие виды японской борьбы, названия которых вы ещё встретите в этой статье, исповедует преодоление силы мягкостью. Техники, отобранные из древней военной системы, были адаптированы для соответствия этому принципу. В этом единоборстве нет ударов руками и ногами, а наиболее опасные для здоровья приёмы были исключены. Поэтому в этом виде японской борьбы есть соревнования, что положительно сказывается на подготовленности спортсменов.

Поединки в дзюдо проходят на татами — упругих матах из современных материалов или же, как это было раньше, изготовленных из прессованной соломы. Борцы одеты в прочные куртки, которые серьёзно увеличивают значимость хорошего захвата, а также участвуют в некоторых удушающих приёмах. Эта японская борьба отличается красивыми амплитудными бросками и ограниченными действиями в партере. Мастер дзюдо может без труда ощутить центр тяжести соперника и почувствовать вектор, по которому направлено его усилие, что позволяет провести бросок, используя силу противника. Эта борьба завоевала всемирную известность. Дзюдо занимаются по всему земному шару и его популярность лишь растёт. Нет ничего удивительного в том, что эта борьба включена в программу Олимпийских игр.

Бразильское джиу-джитсу

Один мастер дзюдо и джиу-джитсу переехал жить в Бразилию, что зародило интересный стиль борьбы, ставший невероятно популярным в последние годы. Его звали Митсуё Маэда, и именно он обучил своему искусству Карлсона Грейси — первого члена легендарной семьи, который заложил основы бразильского джиу-джитсу. Несмотря на то что изначально бразильцы изучали техники дзюдо и дзюдзюцу, то, что у них получилось, была уже не японская борьба. Единоборство семьи Грейси отличалось богатством техник, направленных на ведение поединка из положения лёжа на спине. Эта уникальная манера ведения боя сложилась потому, что некоторые члены этой борцовской семьи были довольно хрупкого телосложения. Благодаря грамотному использованию рычагов и особенностей строения человеческого тела, они могли побеждать бойцов гораздо тяжелее и больше себя.

Наибольшую популярность искусство семьи Грейси приобрело благодаря их боям с представителями других единоборств, из которых мастера бразильского джиу-джитсу чаще всего выходили победителями. Они доказали, что таинственные мастера, способные убить человека одним ударом — просто вымысел. Один за другим сдавались мастера боевых искусств, считавшихся наиболее сильными в те времена. Эти поединки между представителями различных боевых искусств положили начало популярному ныне ММА, где адепты бразильского джиу-джитсу чувствуют себя как рыба в воде.

Айкидо

Эта японская борьба была создана неординарным человеком — Морихэем Уэсибой, которого прозвали О-сенсеем, что в переводе означает «великий мастер». Он стремился создать искусство, которое даёт ученикам не только боевые навыки, но и учит их управлять своей жизненной энергией. Можно смело сказать, что айкидо тренирует не только тело, но и сознание человека.

Мастер этого боевого искусства способен нейтрализовать противника, не нанося ему серьёзных повреждений, чем не могут похвастать умельцы из других единоборств. В этой борьбе, как и в дзюдо, акцент делается на перенаправление чужой силы, вместо использования собственной. Философия айкидо запрещает использовать это искусство ради нападения, да и вообще, не поощряет насилие ни в каком виде. Поэтому в данном виде борьбы нет атакующих приёмов, все техники носят исключительно оборонительный характер.

Кендо

Безусловно, говоря о Японии, нельзя забывать о таком важном атрибуте самурая, как Японская борьба на мечах называется кендо и уходит своими корнями в далёкие времена, когда от умения могла зависеть жизнь человека и его семьи. Техника фехтования оттачивалась тысячи лет, в течение которых постоянно бились в кровопролитных войнах. От техники воина зависело то, сможет ли он пережить сражение. Поэтому едва ли в кендо можно найти бесполезные или сложные движения. Простота и эффективность — то, что позволило этому боевому искусству дожить до наших дней.

Раньше на тренировках по фехтованию ученики отрабатывали свои навыки в основном на снарядах и деревьях, так как реальный спарринг был очень опасен. Даже тренировочные поединки тогда проводились с реальным оружием, что приводило к крайне высокому травматизму. В наше время используются специальные бамбуковые мечи и прочная защита. Это позволяет проводить тренировочные поединки, не переживая за здоровье спортсменов. Однако, это не просто японская борьба на палках, все техники кендо могут быть применены с самурайским мечом. Вне всяких сомнений, это зрелищное искусство будет развиваться и распространяться по миру.

Современные японские борцы

Сегодня боевые искусства в Стране восходящего солнца всё так же популярны. Японские борцы считаются одними из лучших в мире. Они участвуют в соревнованиях по правилам ММА, дзюдо, бразильского джиу-джитсу. Японская вольная борьба также неплохо развита. Эта страна стала одной из первых, кто увидел невероятный потенциал смешанных единоборств. А учитывая огромное количество борцов, живущих в Японии, в ней всегда есть желающие выйти в клетку. Стоит также отметить мастерство японских дзюдоистов, которые нередко показывают невероятные результаты на международных состязаниях. Хочется верить, что бои по ММА, проводимые в этой стране, сделают боевые искусства ещё более популярными среди японцев, и мы сможем увидеть больше умелых борцов из Японии.

Японские боевые искусства

Удивительный мир японских единоборств располагает техниками на любой вкус. Например, японская рукопашная борьба дзюдзюцу с огромным количеством древних техник, которая является не только системой самообороны, но и уникальным культурным наследием. Для тех, кто предпочитает борьбе ударную технику, есть карате. А миролюбивый и найдёт всё, что нужно, в айкидо. Эта система не только учит самозащите, но и помогает достичь гармонии и духовного совершенства. Если вы любите соревнования, то вам придётся по душе другая японская борьба, название которой — дзюдо. Навыки, приобретённые в ней, помогут постоять за себя, а спортивный образ жизни привнесёт здоровье и радость в вашу жизнь. Японские виды борьбы популярны по всему миру. В десятках стран работают тысячи залов, пропагандирующих искусства Страны восходящего солнца. Есть основания предполагать, что боевые с годами будут лишь популярнее. Это дарит нам надежду на светлое будущее.

Боевые искусства, которые развивались или были созданы в Японии , чрезвычайно разнообразны, с огромным разнообразием учебных средств, методов и философии, с бесчисленными школами и стилями. Тем не менее, в целом могут быть разделены на корю и гендай будо , исходя из того, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи . Благодаря тому, что гендай будо и корю имеют одни и те же исторические корни, можно найти различные виды боевых искусств (например, дзю-дзюцу, кэндзюцу или нагигатадзюцу) в обоих направлениях.

Учитывая размеры этой статьи, невозможно описать японские боевые искусства с точки зрения тысяч отдельных школ или стилей , таких как Итто-рю, Дайто-рю или Тэнсин Седэн Катори Синто-рю. Вместо этого, можно рассмотреть основные разделы искусства в зависимости от времени возникновения (независимо от того, практикуется ли этот вид до сих пор), а также подразделы, посвященные основоположным видам боевых искусств, такие как (искусство ручной безоружной борьбы за счет использования косвенного применения силы) или современного (японское фехтование).

Корю

Корю – традиционная школа, или старая школа, относящаяся именно к школе боевых искусств, была разработана в Японии или до начала реставрации Мэйдзи в 1866 году или указом Хайторей в 1876 году . Термин также используется обычно для указания того, что этот стиль искусства является «традиционным», а не «современным». Хотя, то, что для искусства означает «традиционный» или «современный», является предметом многих дискуссий. Как правило, основной целью корю как боевого искусства было его использование в войне. Наиболее емким примером школы корю является такая школа, которая сохраняет свои традиционные, а часто и древние, боевые практики даже в отсутствие войны, в целях тренировки. Другие школы корю, возможно, получили изменения в своей практике, обусловленные ходом времени (которые, может быть, могут привести к потере статуса корю в глазах последователей). В этом его отличие от «современных» боевых искусств, чье основное внимание, как правило, направлено на самосовершенствование (психическое, физическое или духовное) индивидуальных практик, с разной степенью внимания к практическому применению боевого искусства – для спорта или самообороны.

Следующие подразделы представляют собой не отдельные школы боевых искусств, а, скорее, общие «типы» боевых искусств. Как правило, они различимы на основе методологии подготовки и оружия, хотя широкая вариативность до сих пор существует в каждом типе.

Жесткие и мягкие методы применения силы

Есть две основные стратегические методологии применения силы в японских боевых искусствах . Одна из них – жесткий метод (гохо) , другой – мягкий метод (柔 法 дзюхо) . Эти две концепции имеют различный, но взаимосвязанный характер, в соответствии с их философским отношением к китайским принципам инь и ян.

Жесткий метод характеризуется непосредственным применением контр-силы. На практике это может быть прямая атака, состоящая из движения прямо на соперника, в сочетании с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда защитник стоит на месте, чтобы блокировать или парировать (сопротивление с целью предотвращения нападения) будет примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, понимается как линейная. Все равно что электрошокер купить и делать четкие выпады без страха и упрека.

Мягкий метод характеризуется косвенным применением силы, которая либо позволяет избежать нападения, либо перенаправляет силы противника. Например, принятие нападения путем «скольжения» мимо нападающего, с последующим применением силы к конечностям атакующего для его разбалансировки – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, понимается как круговая.

Эти определения приводят к часто иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. На самом деле, оба стиля используются на практике, независимо от их спецификации. Анализируя различия в соответствии с принципами инь и ян, философы утверждают, что отсутствие одного из методов приведут к разбалансировке практикующего, также как инь и ян являются частью одного целого.

Рейтинг систем образования в японских боевых искусствах

Всего существует две системы образования в японских боевых искусствах , хотя в некоторых школах, как известно, наблюдается сочетание этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года была основана на учебной программе для того, чтобы сохранить традиции. Учебная программа имеет совсем немного серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа получила свое завершение в студенческом достижении – «разрешении полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое представляет собой право студента на изучение традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), изобретение которой приписывают основателю Кано Дзигоро , присуждает пояса в соответствии с получением студентами определенного ранга. Студенты движутся посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с формальными процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах используют только белые и черные пояса для определения уровня квалификации, в то время как другие используют прогрессирование цветные пояса для уровней кю.

Для начала про "тысячелетия". Как известно, во все времена, как только появлялся новый вид борьбы, оружия или техники, практически сразу гомо сапиенс, вне зависимости от расы и культурности, хотел знать, кто в этом сильнейший. За примерами далеко ходить не надо, всё у нас происходит до сих пор и на наших глазах, так что понять механизм совсем не сложно: примерно в 1880 году появилось дзю-до, а уже в 1885 году проходят чемпионаты, а в 1900 все каноны и правила судейства оформились и закрепились полностью, исключая разночтения, - 20 лет; самбо зародилось как "самоз" в 1923 году, а в 1938 году самбо - полноценный вид борьбы с всесоюзными чемпионатами, - 15 лет; или тхэквондо, созданное в 1955 году, в 1966 уже имеет всемирную федерацию и вовсю проводит чемпионаты мира, - 11 лет, это так, для разминки мозга, чтобы было с чем сравнивать...

Так называемая история карате вообще смешна до "не могу", не буду особо ковыряться, просто заострю внимание на общеизвестных фактах. Для начала несколько слов о родине карате - архипелаге Окинава или Королевстве Рюкю: согласно официальным данным в 1816 году британский капитан Бэзил Холл побывал на Окинаве, по его воспоминаниям исключительно мирное население острова вообще "не имеет никакого оружия, даже шпаг и луков", да и брать-то у них особо было нечего. Ну, и когда же нищие полуголодные трусливые туземцы, у которых даже металла не было, чтобы сделать себе оружие, стали вдруг великими воинами? И с чего это вдруг туземцы индонезийско-филиппинского происхождения стали японцами? Для начала прослушаем душещипательную японскую версию сией истории, которая описана в "...педии":

"Основной поток торговли между Японией и Китаем пошел через государство Рюкю, которое и Китай, и Япония считали «своим». Торговля с Китаем была немаловажна для престижа и финансового благополучия даймё Сацумы. Чтобы избежать возможных конфликтов с Китаем, правители Сацумы предписали Рюкю притворяться независимым государством. Жителям Рюкю было запрещено пользоваться японскими именами и одеждой. Представителям Рюкю за рубежом было запрещено упоминать зависимость Рюкю от Сацумы. Японские подданные не имели право посещать Рюкю без правительственного разрешения. Даже рюкюский посол в Эдо был обязан вести переговоры только через переводчика. Китай скоро узнал об истинном положении дел, но игра в независимость Рюкю позволяла всем сохранить лицо и продолжать выгодную торговлю".

Вы только представьте себе эту картину!! К примеру, губернатор Иссык-Кульской области Киргизии запрещает урянхайцам Республики Тыва носить киргизские шапки, называться киргизскими именами и предлагает всеми силами показывать свою независимость от Киргизии...

Когда же реально японцы появились на островах? После революции Мэйдзи 1866-1869 гг. и последующей кровавой централизации под руководством европейских военспецов, когда конгломерат разнородных туземных кланов и торгово-пиратских корпораций был де-факто объединён под властью реально первого тэнно (император по японски, хотя европейцы норовят обозвать его прозвищем "микадо") в единое государство, которое обратило внимание на то, что европейские хищники активно прибирают к рукам острова, окружающие молодую державу (Россия - Цусиму, древнюю базу японских пиратов, Британия - о-ва Бонин), а США положило глаз на Рюкю, и, чтобы не дать прыткому союзничку устроить Кубу под своим брюхом, Япония устроила самый Муданьский инцендент из всех возможных:

В 1871 году японские пираты по привычке направились пограбить на Тайвань, местные аборигены оказались на высоте и перебили налётчиков - обычное дело, не повезло...Но если бы это было лет 10 назад, это было бы обычным делом, а сейчас Япония - ДЕРЖАВА с заявленным 26-миллионным населением (реальная численность на тот момент составляла порядка 9,6 млн. чел. , но при бешеном проценте прироста населения этот показатель был достигнут уже на пороге ХХ века, первая реальная перепись была проведена только в 1920 году) и стремительно развивающейся усиленно натаскиваемой европейскими и СШовскими военспецами армией, а так же пиратскими и самурайскими бандами многочисленных бояр-даймё. Почувствовав удобный момент т.н. "микадо", грубо говоря, предъявил циньскому хуангди, мол, "твоя шпана козырных пацанов покоцала!", на что китайское правительство в лице регентши Цыси, от имени хуангди Цзайчуня Тунчжи, естественно, честно "послало их в далекую даль!", сообщив, "что не несёт ответственности за происходящее на восточном берегу Тайваня". Всё, этого было достаточно, официальный отказ маньчжурского дома от неизвестных островов был озвучен. Поэтому в 1872 году Сё Таю последнему "князьку" Окинавы (причём, судя по всему, он же и первый, да и по внешнему виду он явно китайского происхождения, а не абориген-австронезиец!)


объявили, что он теперь не независимый ван ("князёк"), а японский маркиз - хо. А тому - хоть собакой назови, только на цепь не сажай, в общем, он был не против.

Правда, после второй проверки на прочность, когда только-только приходящий в себя после тайпинов Китай в 1874 году опять жёстко не отреагировал на новую провокацию, весь архипелаг Рюкю был мимоходом пережат 3,6-тысячным экспедиционным корпусом Японии в полную собственность, маски были сброшены. И когда в следующем 1875 году мирным безоружным рюкюсским туземцам со страшной силой разрешили носить японские имена и одежду и до неприличия много говорить по-японски, без утайки подчёркивая свою зависимость от Сацумы (честно говоря, вспоминая бесчисленные просмотренные боевики "про самураев", боюсь даже представить, во что вылилась "мирная акция воссоединения с Японией"), им как раз и захотелось чем-нибудь хорошенечко приложить неожиданную родню...

Еппонцкий драк

Кто помог им найти подручные средства в условиях отсутствия средств производства предметов вооружения, думаю, сильно объяснять не надо, тем более, ответ сам лезет на глаза: судя по первичной расшифровке названия "карате" - "китайская рука", это были те, кого у нас принято называть "китайцами"... однако не торопитесь, столь неожиданное боевое мастерство китайцев, которых даже во вторую Опиумную войну рота европейцев тысячами на пинках разгоняла, тоже должно иметь объяснение...

Собственно, что из себя представляет архипелаг Рюкю? Рюкю вместе с Тайванем были этаким морским Дагестаном, там жило пару десятков мелких племён, а всё побережье Тайваня с материковой стороны заселяли кантонские колонисты, все воевали со всеми и сильно плевали на то, что цинский хуангди считал их своими вассалами, общее население этих забытых богом островов вместе с кантонцами было порядка миллиона, из которых на Рюкю приходилось где-то 5-6%, а аборигенов-австронезийцев на самом Тайване было от силы процентов 10-15. Откуда взялись эти толпы китайцев, да ещё и с "китайскими руками"? А ответ опять расположен настолько близко, что людям даже неудобно на него смотреть.

Естественно, сами перебрались, вопрос "почему?" опять придётся рассмотреть внимательнее...Нет, конечно они не бежали от несогласия с деспотией китайского царизма, муравьи-китайцы до сих пор без разрешения правительства пукнуть боятся, и резонансные "Опиумные войны" напрямую тоже были не при чём, немногочисленным европейцам, наоборот, нужны были компактные стада тупых "китаёз", чтобы, не сильно напрягаясь, точечно сбывать тонны дерьма по цене добра, получая при этом баснословные деньги, однако без тогдашнего мирового зла - европейцев - столь важный процесс никак не мог произойти...

Без сомнения, этот процесс был взаимосвязан с общемировыми событиями передела мира по результатам "Крымской войны"... Сипайское восстание, продажа Аляски, интервенция Франции в Мексику, "гражданская" война на территории нынешних США, "реставрация Мейдзи" и "тайпинские" восстания - это всё звенья одной цепи...Видимо, со времён тайпинов Тайвань (интересное созвучие?) стал отстойником Китая, всё, что не удерживалось в Китае, сливалось на Тайвань, с перерывами, но регулярно: тайпины, ихетуани, чанкайшисты - все "сливки" Китая осаживались на Тайване, причём, заметьте, проигравшие, но не побеждённые, и с огромным боевым опытом... Кто создал из "желтопузых обезьян" (как их именовал британский генерал, бравший "Гу-гун") бойцов с "китайскими руками"? Не сами же они себя создали, "наблюдая за повадками животных, птиц, богомолов"? Нет, эти детские сказки они специально приготовили для впавших в детство европеоидов, а натаскивали их... сами европейцы, военспецы в туземных шмотках, с местными кличками-сиконами и богатым опытом ведения боевых действий с передовыми армиями тогдашней ойкумены, самозабвенно так натаскивали на свою голову тогдашние аналоги нынешних "алькайд"...

Вот такие вот "китайцы" и "японцы" делали из туземного сброда настоящих бойцов "всепобеждающих армий"

Судя по тому, что тайпинов в основном натаскивали британцы и американцы, за основу китайцами брался всё-таки именно бокс, только старая его разновидность, с ударами коленями, локтями и невысокими пинками ногой, а то, что китайцы чрезвычайно широко используют подручные предметы, указывает на то, что разновидность бокса была всё-таки американской... Посмотрите на эти фотографии

боксёр муайтайцы



и сравните со стойками древних "каратистов": никаких кривляний и стоек "раненого в ногу пьного дятла", никаких раскоряк и фантастических поз, всё просто и по-боксёрски функционально...

После поражения тайпинов они, как и их потомки ихэтуани и гоминьдановцы, двинули на Тайвань, а оттуда какая-нибудь из банд разношерстных тайпинов, проиграв конкурентам, вероятнее всего, была выбита на Рюкю, где сразу заняла господствующее положение среди миролюбивых аборигенов. Я уже где-то упоминал про исследования француза, который разоблачил азиатских фальсификаторов, перерисовывающих картинки с европейских и американских самоучителей Х1Х века, но самое интересное, что туземцы, неспособные ничего придумать сами, обладали такой настырностью, что доводили исполнение картинок с книжки до совершенства (не напоминает советских каратек 70-х, учившихся карате по кинофильмам?). Не знаю, чем занимались 11 лет беженцы-тайпины на Рюкю, но в 1875 году лафе пришёл конец, и пришлось "китайским рукам" показать, на кой ляд они нужны. Оружия сварганить было не из чего, поэтому по американской традиции в ход пошло то, что попало под руку, вилы для ворошения риса (саи), цепы для обмолота риса (нунчаки), и рычаг для вращения ручных жерновов (тонфа, особенно прижившаяся, кстати, именно у американцев). Правда, сопротивление шло вяленько а к 1880 году вообще утухло, как следует, не начавшись...

Не знаю, зачем в вялой и умиротворяющей глуши Окинавы семьи Хигаонна Канрё (по-китайски Шин Цен Йена (Синицина Ивана?)) и секретаря Сё Тая, известного по японизированному имени Итосу Ясуцунэ, сохранили китайскую подделку американской разновидности бокса под наименованием тотэ, но факт налицо: тотэ не просто сохранилось, но ещё и, видимо, обладало какими-то боевыми свойствами, хотя, возможно, всё дело было просто в выдающихся на фоне окинавской мелочи физических данных обоих. Хигаонна Канрё был на полголовы выше местного населения, да и чисто внешне больше походил на татарина, нежели на японца, китайца и тем более рюкюсца

Хигаонна Канрё

А его соратник и перманентный противник Итосу Ясуцуне, не смотря на то, что тоже считался китайцем, щеголял казачими усищами и отличался богатырской статью.

Итосу Ясуцунэ

А вот уже следующее поколение мастеров тотэ было явно аборигенным, обратите внимание на "квадратные" головы (по сравнению с долихокефалами Хигаонна и Итосу), свойственные австронезийцам, но при этом двое из них тоже явно выделялись среди местного населения размерами; это прославленный фильмом "Гений дзю-до" Тёки Мотобу по прозвищу "обезьяна", и богатырь Тёдзю Мияги

Тёки Мотобу Тёдзюн Мияги

Хотя, двое других: железный крепыш с усиками, как у "гитлерюгенда", Кэнва Мабуни и худосочный хитрый малыш из семьи интеллигентов-аборигенов Гичин Фунакоши, который никогда в жизни не дрался, но любил сочинять книжки, не баловали зрителей статью...

Кенва Мабуни слева Гитин Фунакоси

Ну, и кого, по-вашему, в итоге запомнили как создателя карате? Здоровяков бойцов, которые в реальных боях и рейтинговых, как бы сейчас сказали, поединках доказывали своё превосходство? Ничего подобного! СОЗДАТЕЛЬ КАРАТЕ - ГИЧИН ФУНАКОШИ ! Да-да, этот хлюпик, школьный учитель, как раз и остался в веках создателем карате. Как Гичин Фунакоши, который кроме ката, ничем не мог себя проявить, стал великим воителем, отдельная и очччень поучительная история. Вот, по-моему, самый ёмкий текст, описывающий это событие:

"В 1917 году японская ассоциация воинских искусств заинтересовалась каратэ и пригласила в Японию лучшего специалиста Окинавы. Предполагалось организовать боевую встречу гостя с Окинавы с мастерами Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу) и таким образом сравнить две боевые системы. Тёки Мотобу является самым сильным из живущих на Окинаве бойцов рукопашного боя. Его считали живой легендой. Он происходил из старой семьи каратэков, а свою репутацию он заслужил не столько своими возможностями мастера каратэ, сколько своей феноменальной физической силой. Хотя он был неграмотен и не очень умен, но его грубая сила и психологический эффект, вызванный его внешностью, полностью возмещали эти недостатки. Его любимой стойкой была Стойка Всадника (Киба Дачи), в которой он почти не перемещался, предпочитая принять серию ударов, чтобы использовать свою феноменальную физическую силу наверняка. Он не был «танцором». Он предпочитал схватить своего противника и «вырубить» его насмерть. Нанести ему поражение было почти невозможно. Поэтому многие патриоты острова считали, что именно Матобу поедет в Японию. Но он был слишком, мягко говоря, экстравагантным. Он присвоил себе одиннадцатый Дан и считал себя самым великим воином на Земном шаре. Он не умел разговаривать с людьми, был груб, не умел нормально одеваться, не расчесывался, ел руками и не пил чай из маленьких чашек. Он не кланялся и не становился на колени перед японцами ни под каким видом. Он не знал, что такое подчиниться приказу или просьба подождать. Наверняка японцы застрелили бы его, если бы произошел какой-то инцидент. Его темперамент и поведение были причиной отказа ему в поездке.

Среди школ острова Окинава, в которых обучали японскому письму и чтению, существовала подготовительная школа для жителей острова, которые хотели работать в Японской Гражданской Организации. Школа называлась «Шотто Гакко», и в ней обучали всему необходимому для достижения успеха в японской среде. Один из учителей этого заведения был окинавцем. Он вел японский образ жизни и мог состязаться в этом с любым японцем. Его манеры и речь были безукоризненны, и он одевался в добротную японскую одежду. Со стороны высокообразованных японцев он пользовался глубоким уважением. Его имя было Гичин Фунакоши, он был прекрасным лингвистом, но его всепоглощающим интересом было каратэ. Он был невзрачен и невелик ростом, но в 1916 г., именно он, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация тотэ в Японии.

В 1921 г., Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai - Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал её председателем, тогда же и мастер Мотобу Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения тотэ.

Фунакоши Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевого искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.

В 1936 г. Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил иероглифы карате, которые раньше означали «китайская рука», на иероглифы «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание.

Фунакоши Гичин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до - «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоши Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания."

Могу добавить, что удары ногой в Фунакошинском карате никогда не наносились выше паха, стойки были только широкие, удары одиночные, а движения только прямолинейные, и никаких размашистых "мавашигири"... вот так школьный учитель, благодаря грамоте, умению складно говорить и писать, и механически красиво сучить ручками-ножками, толпами истребляя невидимых противников, попав в струю, стал великим создателем системы, породившей несколько поколений великолепных бойцов.

Мораль однозначна: учись, будь вежлив, красиво двигайся, будь в тонусе, и люди к тебе потянутся.

Гичин Фунакоши

Ну, а кто же нам создал другой японский фетиш - дзю-до (дзюу-доу, джиудо, джиу-до)? Не поверите, но тоже вовсе не признанный боец, а...учитель литературы и иностранных языков Джигоро Кано, причём, на видео "великий мастер" демонстрировал не менее обезьянские трюки, чем китайские "специалисты", очень напоминают более поздние показательные выступления ещё одного великого учителя Морихея Уэсибы.

Вот, эти пряничные дедушки, усачи, как на подбор, в деле:

профессор Дзигоро Кано будущий о-сенсей Морихей Уэсиба

Вот реальные видео, специально не искал, просто те, что попались:
https://youtu.be/wJwckVy1g_8 https://youtu.be/kJzq_8UvU00 - это Джигорка
https://youtu.be/tyvUMilEzAI https://youtu.be/B24cvcLB0M0 - а это Морихейка

Нет, ни в коем случае я не сомневаюсь в боевых возможностях реальных бойцов. Вот, к примеру, замечательный рекламный ролик нашего, не менее титулованного, мастера Ощепкова Василия Сергеевича , проповедовавшего, кстати, именно дзю-до;
заметьте, никаких фокусов, всё просто и реалистично, всего лишь разница в менталитетах, а КАКАЯ разница...

Давеча подкинули мне идейку, якобы джиу-до - это никакой не "мягкий" и не "гибкий путь", а..."еврейская" борьба. И дзю-до оно стало уже в ХХ веке, скрывая свои корни, а изначально борьба так и называлась "джиудо", то бишь "иудейская"... Поначалу это показалось дикой ересью, потом, подумав и почитав, понял, а ведь весьма вероятно что так оно и было!

Японцы, как народ начав создаваться только в последней трети Х1Х века, лезли из шкурёнки и заимствовали направо и налево, "лепя себя", и кроме брутального сумо никаких реальных упоминаний ни о каких боевых искусствах практически до 90-х годов Х1Х века НЕ БЫЛО! Вот некоторые выдержки из энциклопедической "истории дзю-до", почему-то не подвергшиеся мистификации:

"Становление дзюдо пришлось на 1880-е годы, тяжёлый для боевых искусств период после реставрации Мэйдзи. В то время среди лидеров Японии господствовала политика заимствования западной культуры и традиционные воинские искусства (будо) переживали не лучшие времена. Старые мастера прекращали вести занятия, некоторые даже умирали в нищете."

То есть никаких мастеров собственно и не было!!! Даже те, которые якобы были, никого не учили и дохли, как мухи, в нищете... парадокс... а вот политика поголовного заимствования из западной культуры прямо-таки подавляла несуществующую японскую культуру... А вот и зачатие новой борьбы:

"Кано родился 28 октября в 1860 году в городе Микаге (яп. 御影村, в настоящее время Хигасинада-ку, Кобе (англ.)), недалеко от Киото. В 1871 году, когда Кано было 10 лет, умерла его мать и его семья переехала в Токио. У Кано были способности к изучению языков, и в возрасте 15 лет он начал посещать школу иностранных языков в Токио. В 1877 году Кано поступил в Токийский университет, где изучал философию и политические науки.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдзюцу (дзюдо)"

То есть безродного малолетнего балбеса взала на поруки какая-то иностранная миссия, которых в зарождающейся Японии было тогда как клопов на бомжихе; кто натаскал хлипкого Джигорку (или Егорку), реально не известно, но то, что творение политика и философа "Кано" первым делом получило известность... в Германии и Америке, да ещё в каком-то непрезентабельном клубе военных моряков, которых так же усиленно натаскивали европейцы, наводит на мысль, что учился он где-то в портах. Американский кетч не подходит, следовательно, истоки "иудейской борьбы" - "джиудо" находятся где-то среди германских ашкеназцев-джудише... Да и фамилию Кано Дзигорка получил, скорее всего, в миссии; эта фамилия довольно распространена в т.ч. в (на тот момент испанской колонии) Филиппинах, где различные секты вели серьёзную подрывную деятельность против колониальной администрации испанской короны и исподволь прививали аборигенам тягу к прекрасному американскому далёко...

Для имеющих возможность финансово помочь автору, мои реквизиты

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!