Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Женщины в автоспорте: Гонщицы. Женщины в автогонках

В связи с недавним заявлением Сьюзи Вольф о завершении карьеры и уходом из жизни Марии-Терезы де Филиппис мы решили вспомнить 11 самых известных женщин в истории автоспорта

Не так давно шотландская гонщица Сьюзи Вольф объявила о завершении своей карьеры в автоспорте. На протяжении 14 лет она большую часть времени выступала в DTM и была тест-пилотом Williams.

Сьюзи уверена, что женщины вполне могут на равных бороться с парнями в Формуле 1, но ей обидно, что реального шанса представительницы прекрасной половины человечества не получают, оставаясь в Больших Призах на второстепенных ролях.

«Я не стесняюсь того, что на протяжении своей карьеры использовала свой пол с выгодной для себя, - заявила Вольф в августе. – Я – женщина, я выступаю за рулем гоночных автомобилей, и если что-то давало мне преимущество в поиске спонсоров или поддержки, то я максимально этим пользовалась.

Так устроен мир автоспорта – вы должны найти преимущество и максимально его использовать».

К сожалению, Сьюзи так и осталась в шаге от дебюта в Формуле 1. Отличный шанс у нее появился на старте нынешнего сезона, когда Валттери Боттас травмировал спину в квалификации на Гран При Австралии, но команда Williams отказалась сажать шотландку в боевую машину.

Приняв участие в пятничной тренировке на Гран При Великобритании 2014 года, Вольф стала первой за 22 года женщиной после Джованны Амати, которая выступила в официальных заездах Формулы 1 во время гоночного уик-энда. Но большего Сьюзи добиться так и не смогла, таким образом, Большие Призы начинают новый отсчет до того момента, когда поклонники Ф1 увидят женщину на трассе в рамках Гран При.

А на прошлой неделе ушла из жизни первая представительница прекрасного пола, ставшая пилотом Формулы 1 - Мария-Тереза де Филиппис.

В связи с этим мы решили еще раз вспомнить самых успешных гонщиц в истории автоспорта. И начнем именно с легендарной неаполитанки...

Первой женщиной, выступившей в Формуле 1, является де Филиппис, принявшая участие в пяти Гран При в 1958 и 1959 годах.

Уроженка Неаполя начала свою карьеру в 22-летнем возрасте после того, как два ее брата поспорили, что Мария-Тереза не справится с управлением автомобилем на большой скорости. И это пари они проиграли. Свою первую гонку де Филиппис выиграла на Амальфитанском побережье за рулем Fiat 500, что открыло ей путь в Ф1.

«Единственный случай, когда мне помешали выступить в гонке, произошел на Гран При Франции, - рассказала в 2006 году Мария-Тереза. – Гоночный директор заявил тогда: «Единственный шлем, который должна одевать женщина – это сушилка для волос в парикмахерской».

Кроме того инцидента, я никогда больше не сталкивалась с подобным. Наоборот, люди только удивлялись моему успеху».

Мария Грация «Лелла» Ломбарди остается единственной в истории женщиной, финишировавшей в очковой зоне на этапе Формулы 1. Знаменательное событие произошло на Гран При Испании 1975 года, где Ломбарди показала шестой результат. Дистанция той гонки была сокращения с 75 до 29 кругов из-за инцидента, в результате которого погибли пять зрителей, поэтому участникам этапа начислили половину номинальных очков за места на финише. Таким образом, Ломбарди записала в свой актив 0,5 балла.

Итальянка умерла от рака в 1992 году. За свою карьеру Лелла приняла участие в 17 этапах Формулы 1, сумев 12 раз выйти на старт Гран При.

Величайшая гонщица всех времен? Может быть. Мутон выиграла четыре этапа чемпионата мира по ралли в составе команды Audi, став серебряным призером сезона-1982. В настоящий момент Мутон является президентом Комиссии FIA по вопросам участия женщин в автоспорте.

Легендарный Стирлинг Мосс назвал Мутон одним из лучших гонщиков в мире, а не менее титулованный австриец Ники Лауда описал Мишель одним словом: «Суперженщина».

Южноафриканка является одной из пяти гонщиц, которым удавалось выступить на этапе Формулы 1. Правда, Уилсон по итогам квалификации не была допущена на старт Гран При Великобритании в 1980 году. Аналогичным провалом завершились три ее попытки квалифицироваться для участия в гонке «500 миль Индианаполиса» в период с 1982 по 1984 годы.

Куда большего успеха Дезире добилась в британской серии Aurora F1, выиграв в рамках этого чемпионата гонку на автодроме Брэндс-Хэтч. В результате владельцы трассы решили назвать в ее честь одну из трибун.

В 2001 году Кляйншмидт вместе со штурманом Андреа Шульцом выиграла за рулем Mitsubishi Pajero легендарный ралли-рейд «Париж-Дакар».

«Я не могу в этом поверить, - заявила после финиша Ютта. – Автомобиль отработал надежно, но он не был самым быстрым. Нам удалось избежать ошибок в навигации, и я не допустила помарок во время пилотажа».

Телезрители из Германии прекрасно бы поняли, о ком идёт речь. Проехав более десяти тысяч кругов на легендарной немецкой трассе, Шмиц получила прозвище «Королева Нюрбургринга».

В настоящее время Шмиц является ведущей шоу Turbo на телеканале Sport 1, но она знаменита еще и тем, что дважды побеждала в гонке «24 часа Нюрбургринга».

Американской гонщице принадлежит рекорд среди женщин по числу стартов (девять) в гонке «500 миль Индианаполиса», тогда как ее лучшим результатом стал финиш на 17-м месте в 2009 году.

За свою карьеру Сара Фишер приняла участие в 81 гонке IndyCar, трижды получив звание «Самого популярного пилота» в период с 2001 по 2003 годы. В 2010 году была издана ее книга «99 вещей, которые женщины хотели бы знать, прежде чем садиться за руль машины и воплощать в жизнь свои мечты».

Возможно, она достойна звания самой успешной гонщицы наших дней, став первой и пока единственной женщиной, выигравшей гонку IndyCar. Это произошло в 2008 году в Мотеги, где Даника на финише опередила Элио Кастроневеса на пять секунд.

«Я долго к этому шла, - рассказала тогда Патрик. – Я знала, что Элио выбрал аналогичную стратегию, поэтому не сразу поверила, когда сумела обогнать его. Это было невероятно».

В 2008 году Даника должна была принять участие в тестах Ф1 с Honda, но японская команда решила уйти из Больших Призов, отказавшись от планов с привлечением американки. Через год появлялись слухи о возможном участии Патрик в проекте US F1, но он так и остался лишь на бумаге.

Почти всю свою карьеру Патрик провела в Штатах, выступая в IndyCar и NASCAR, где неоднократно поднималась на подиумы.

На протяжении семи лет Вольф выступала в DTM, а с 2012 года она была приглашена на роль тест-пилота Williams. За время работы с командой из Гроува Сьюзи приняла участие в четырех пятничных тренировках.

За свою профессиональную карьеру Вольф не выиграла ни одной гонки в престижном чемпионате, но она опережала в различных заездах таких пилотов, как Льюис Хэмилтон, Пол ди Реста, Мика Хаккинен, Ральф Шумахер, Том Кристенсен, Дэвид Култхард и Роберто Мери. И этого уже достаточно, чтобы понять ее потенциал.

Кармен Хорда провела 44 гонки за три сезона в GP3, правда, испанка ни разу не смогла финишировать в очковой зоне.

Помимо этого, Кармен выступала в категории LMP2 в Ле-Мане и на этапах Indy Lights, а с недавних пор является пилотом по развитию Lotus F1.

«Я буду усердно работать, чтобы развить свои гоночные навыки, - заявила Хорда в феврале 2015 года. – Для меня честь стать частью команды с такой богатой историей».

В позапрошлом году швейцарка какое-то время была связана с командой Sauber, но ее менеджмент не смог согласовать условия более определенного сотрудничества с коллективом из Хинвилла.

В 2015 году де Сильвестро выступала за Andretti Autosport в IndyCar, показав четвертый результат на прошедшем в апреле этапе в Луизиане. Кроме того, Симона защищала цвета команды Adretti в финале дебютного чемпионата Формулы Е в Лондоне, а в сезоне-2015/16 продолжила выступления в ФЕ в качестве напарника Робина Фрейнса.

Женщины в автогонках

"Почему среди гонщиков нет женщин?" - неверный вопрос. В автоспорте есть женщины. Они бывают заметны, притом не только из-за фигуры или обаяния. Многие из них столь же быстры, как их коллеги-мужчины.

Правильные вопросы другие: почему женщин почти не было в Формуле 1? Где выступают самые успешные девушки-гонщицы? Увидим ли мы женщину в Ф1?

Формула 1 - мир мужчин. За 64 года существования чемпионата, лишь 5 женщин выходили на старт Гран-при. За тот же срок представителей мужского пола в Ф1 было около 850.

Почему в истории Королевы автоспорта не было успешной пилотессы? Потому что женщинам не столь интересны гонки? Или потому что они не так быстры? Или потому что возможностей им так и не представилось?

Женщины-гонщицы в Формуле 1

Мария Тереза де Филиппс: 5 Гран-при за период 1958-69 годов. 3 раза Марии-Терезе удавалось пробиться на стартовую решётку, но очков она так и не набрала.

Лелла Ломбарди : 17 Гран-при в 1974-76 годах. 12 раз из этих попыток Лелла смогла стартовать в гонках и заработала 0,5 очков.

Дивина Галика : 3 участия в Гран-при в 1976 и 78 годах, но ни разу эта женщина не смогла показать достаточно быстрый результат в предстартовой квалификации, чтобы её допустили к гонке.

Дезире Уилсон : 1 Гран-при в 1980 году, но ей также не удалось квалифицироваться для старта.

Джованна Амати : 3 Гран-при, все в 1992 году. И вновь ни разу не показала достаточную скорость.

Лелла Ломбарди. Гран-при Британии 1974 год. Выступала под номером 208 - который означал частоту "радио Люксембург" - спонсора команды. Вторая женщина в Ф1.

Женщины в гонках кроме Формулы 1

Даника Патрик : первая женщина, выигравшая гонку в самой престижной американской серии IndyCar в 2008 году. Также на её счету самый высокий финиш в гонке "500 миль Индианаполиса" среди женщин - третье место в 2009.

Мишель Мутон : француженка выступала в чемпионате мира по ралли в 1974-86 годах. Ей принадлежат 4 победы, 9 подиумов и 162 победы на отдельных раллийных этапах.

Лин Сен Джеймс (Lyn St James ) : две победы в гонке "24 часа Дайтоны", первое место в "12 часах Себринга". Также американка дважды выступала в Ле Мане, а в гонке Инди-500 стала первой женщиной - лучшим новичком.

Сьюзи Вольфф , тест-пилот команды Williams: "У многих складывается впечатление, что женщинам всего лишь сложно попасть в Ф1. Но ведь существуют тысячи талантливых мужчин, которые пытаются пробиться, но безуспешно".

Сьюзи права. Даже если гонщик талантлив, на стартовой решётке лишь 22 места. И лишь некоторые из них время от времени становятся вакантными.

В молодёжном автоспорте талантливые девушки есть, но они на вес золота по сравнению с сотнями быстрых и перспективных парней. Даже по такой статистике женские шансы на переход в Формулу 1 всегда меньше мужских.

"Одна из основных проблем в том, что девушкам часто не от кого черпать вдохновение, у них нет кумиров, в то время как у молодых парней всегда есть такие примеры, как Себастьян Феттель. Страсть опередить своего кумира - большой стимул", - рассказывает Сьюзи Вольфф.

А когда у женщины-автогонщицы всё же появляется шанс проявить себя, то над ней всегда незримо витает дополнительный прессинг. "Быть женщиной в мире мужчин - сложно, очень. Нужно работать не просто вровень с ними, нужно делать больше", - продолжает Сьюзи.

"Обращаю ли я внимание на то, что обо мне говорят мужчины на трассе? Нет, совершенно. Я всегда говорила, что гоняюсь я для себя, потому что я люблю гонки. Цель моих выступлений не в том, чтобы доказать миру, насколько быстра может быть женщина на гоночной трассе".

Берни Экклстоун, бессменный руководитель чемпионата, недавно сказал о Сьюзи: "Если она столь же быстра за рулём, насколько красива вне машины, то это грозная и нужная чемпионату сила".

Сьюзи Вольфф: "Сложности для меня, как для женщины? Ничего особенного. Иногда сложно заставить себя снять шлем перед камерами, или чтобы поговорить со своим инженером. А самое страшное в такие моменты, когда кто-то из команды подходит и протягивает кепку. Представляете, что творится с волосами? Я вот представляю, и от этого становится страшно!

Мне нравятся журналы мод, сумочки - обычные вещи. Но когда речь заходит о настройке и пилотировании гоночной машины, то совершенно неважно, как ты выглядишь".

Хотя Вольфф согласна с тем, что женщины редко любят рисковать, но гонщицы выделяются из этого ряда: "Я не такая, как другие женщины. Я другая, даже если судить хотя бы по моей карьерной стезе. Я столь же агрессивна, как и парни, когда на мне надет шлем. Да и Формула 1 заставляет не столько рисковать, а, скорее, ясно понимать - стоит ли взять риск на себя, или лучше откатиться назад. И это правило действует во всём - от обгона до гоночной стратегии и работы с шинами".

Многие убеждены, что для успешных выступлений в гонках женщинам не хватает физической силы, чтобы справится с огромными нагрузками в этом виде спорта, но Вольфф опровергает это мнение: "У женщин на 30% меньше мышечной массы, поэтому мы должны тренироваться больше. Но это не означает, что мы недостаточно сильны для управления болидом Ф1".

Доктор Риккардо Чеккарелли, работавший в командах Toro Rosso и Lotus F1, а ныне - основатель исследовательского центра "Formula Medicine", занимающегося изучением физических нагрузок гонщиков, уверен: физическая сила не столь важна, как думают многие люди.

"Пилотам Формулы 1 недостаёт культуры физических упражнений. Слишком многие гонщики излишне концентрируются на физической силе, ущемляя ментальную часть вопроса. Да, для выступлений в гонках необходима мощная мускулатура шеи верхней части тела, чтобы гоняться без переутомлений. Но при достижении определённого уровня нет больше смысла развивать мускулатуру и дальше. В дополнительной мышечной массе нет смысла.

Тренировки на выносливость, а не тренировки для набора массы - вот ключ. Сердце станет крупнее, качая больше крови к мозгу. Приток крови, в свою очередь, увеличивает эффективность мозга и улучшает способности гонщика выполнять все необходимые за рулём задачи. Понемногу гонщики приходят к этой концепции, но до полного понимания ещё длинный путь.

Женщины-руководители в Формуле 1

Сьюзи Вольфф указывает на растущее количество женщин в Формуле 1. Среди них теперь сразу две руководительницы команд: Клэр Уильямс, дочь сэра Фрэнка, и Мониша Кальтенборн - глава команды Sauber. "Эти женщины работают в Формуле 1 потому что они успешны, а не потому что командам требуются именно женщины", - говорит Вольфф.

Чтобы женщина-автогонщик стала успешной, ей необходима ещё и конкурентоспособная машина вместе с хорошей командой. А до сих пор эти компоненты успеха не встречались на женском пути в Ф1. Из всех пяти девушек, пытавшихся пробиться на стартовую решётку Гран-при, трое не смогли даже квалифицироваться для допуска к старту. И не потому, что они были медленны - просто их болиды не позволяли проехать быстрее.

Итальянка Джованна Амати, к примеру, не смогла квалифицироваться за рулём болида Brabhamв трёх гонках 1992 года. Позже в том году Деймон Хилл, будущий чемпион мира, также несколько раз проваливал квалификацию в этой же машине.

Гонщицы в Формуле 1 будут обязательно

В 1975 году Лелла Ломбарди стала первой, и пока единственной женщиной, которая смогла заработать очки в чемпионате мира. Половина очка была начислена потому, что на момент остановки Гран-при Испании гонщики проехали слишком небольшую дистанцию. Лелла стала шестой лишь в третьей своей гонке. И после этого она провела ещё 14 Гран-при.

Помимо Ломбарди, ни одной гонщице не было дано более трёх гонок для адаптации. Но теперь 31-летняя Сьюзи Вольфф очень хочет завершить эту неутешительную статистику. Пока она выступала в Гран-при лишь раз - да и то не в самой гонке, а в пятничной тренировке.

Так когда мы увидим в Формуле 1 настоящую женщину-автогонщицу?

"Несомненно, в течение следующего десятилетия", - говорит Сьюзи. "Несколько девушек находятся довольно близко от попадания в Ф1. Одна из команд обязательно найдёт достаточно смелости, чтобы предоставить шанс женщине. В Формуле 1 много людей, которые ждут этого момента".

Возможно, что одна из гонщиц чемпионата Формула Е сможет произвести впечатление на боссов Ф1. неплохо выступала в IndyCar. пока не столь опытна, зато растёт стабильно и быстро, с победами и хорошими достижениями в серьёзных чемпионатах.

Так какая же из команд первой примет волевое мужское решение и пригласит женщину-пилота?

Считается, что автогонки – это исключительно мужской вид спорта. Но вопреки всеобщим убеждениям, в истории автоспорта можно найти и женщин, которые отважились бросить вызов скорости и опасности.

Первая женщина в автоспорте

Едва автоспорт обрел свою популярность в мире, как появилась и первая женщина – гонщица. В 1901 году ею стала француженка Камилла де Гас. Однако ее карьера в автогонках закончилась после того, как ей удалось занять 32 место в ралли «Париж-Берлин». Камилла увлекалась в дальнейшем многими видами спорта, в том числе мотоспортом, прыжками с парашютом, скачках на лошадях и так далее. Но в автоспорте ее имя больше не упоминалось.

Первый триумф в женском автоспорте

Продолжить начинания Камиллы де Гюс удалось чешке Элишке Юнковой. В 1920-е она выступала наравне с такими величайшими пилотами того времени как Альберто Аскари, Тацио Нуволари и другими. Она попала на первые гонки благодаря своему мужу банкиру. Всего за четыре года своей карьеры в автоспорте ей удалось выиграть 56 кубков в различных видах гонок. Однако она отказалась продолжить карьеру автогонщицы после того, как погиб ее муж в 1928 году.

Первая участница Формулы-1

В Формуле-1 участвовали исключительно мужчины, но в 1958 году Тереза Мария де Филиппс разрушила все стереотипы. Ей удалось занять десятое место в самом престижном авторалли, выступая на частном автомобиле Maserati. Однако ее дальнейшие попытки были неудачными, даже после подписания контракта с известной командой Porsche.

Многократная чемпионка

В начале 60-х годов на арене автоспорта появилась Патриция Мосс. Она была сестрой известного гонщика Стирлинга Мосса, так что гонки это у них семейное. Ей удалось выиграть такие соревнования как Liege-Roma-Liege, Tulip Rally и многие другие. Ее карьера завершилась после того, как она вышла замуж за самого сильного гонщика Скандинавии Эрика Карлсона. В дальнейшем она выступала лишь в гонках для ветеранов автоспорта.

Непобедимый дуэт

Мишель Мутон и Фабриция Понс первый женский дуэт, выступавший на Гран-При и Чемпионатах мира по ралли. Однако, как и предыдущие их коллеги, карьеру они закончили в связи с созданием семьи и рождением детей. Но однажды испытав адреналин, они не смогли окончательно бросить автогонки, и спустя несколько лет возвращаются в автоспорт. По возвращении в мир гонок Мутон участвовала в паре с Пьеро Льятти, а Понс организовала свою известную во всем мире Гонку чемпионов, где участвовали все звезды автоспорта всех сезонов.

Покорительницы грузовиков

Среди известных женщин, официально участвовавших в гонках, были и те, кто сделал это на грузовиках. Так, например, Дивина Галика, была первой, кто покорил грузовик и смогла участвовать в гонках наравне с мужчинами. По ее стопам пошли Эллен Лор, Мина Куопалла и другие смелые женщины, не боящиеся огромных стальных машин.

Известные автогонщицы США

Соединенным Штатам принадлежат не менее известные женщины в автоспорте. Например, Линн Сент-Джеймс, которая уже в достаточном зрелом возрасте умудрялась участвовать в автогонках Индианаполиса. В 1968 году жене известного гонщика Крейга Бридлоу, Кейт удалось побить рекорд скорости в 496 км/ч, и до сих пор ее еще никто не обогнал. Сегодня среди американских гонщиц больше всех надежд подает Сара Фишер, которую выбрали для испытания болида McLaren.

Отечественные автогонщицы

Во времена СССР тоже было немало женщин, желающих бросить вызов мужчинам в состязаниях на гоночных автомобилях. В 80-е годы самыми известными среди них были Илона Алишаускене и Рута Крикштампонене. В 90-е годы в чемпионате мира по авторалли участвовали Наталья и Яна Франчук, Любовь Стаммо и Галина Чаус. Сегодня на Украине есть только одна единственная женщина в автоспорте – Ольга Петренко.

Несмотря на многочисленные попытки женского пола в Формуле-1 первой достичь финишной линии, ни одной из них это еще не удалось. Еще Мишель Мутон говорила, что в обычных авторалли можно где-то притормозить, где-то с осторожностью преодолеть крутой поворот, а в Формуле-1 так никогда не получится. Поэтому наверное, до сих пор только мужчинам удается финишировать первыми, так как женщины, чересчур осторожничают.

За всю историю автогонок их было едва ли больше сотни - женщин, рискнувших испытать себя в сугубо мужском виде спорта. Понимавших, что «рыцари скорости» не станут галантно уступать им дорогу, и готовых за эту дорогу сражаться.

История женщин-гонщиц, вопреки всеобщему заблуждению, ненамного моложе истории самого автоспорта. «Проба пера» состоялась еще в 1901 году, в пробеге «Париж - Берлин»: на 32-м месте в самой грандиозной по тем временам гонке (1100 км, 122 участника) финишировала Камилла дю Гас. Но продолжения не последовало - вскоре француженка охладела к автоспорту, как у нее случилось прежде с полетами на аэростатах и прыжками с парашютом. В 1904-м она увлеклась гонками на моторных лодках и даже выиграла «Алжир - Тулон»; затем были скачки на орловских рысаках и даже собственный конезавод. Последнее упоминание о дю Гас датировано 1939 годом, когда она гастролировала по Европе как первоклассная пианистка…

Первые триумфы

То, что не удалось дю Гас - победить хотя бы в одной автогонке, - сделала чешка Элизабет Юнек Хасвова, больше известная как Элишка Юнкова. В 20-е годы она на равных состязалась с сильнейшими пилотами планеты - Альберто Аскари, Тацио Нуволари, Рудольфом Караччиолой. В автоспорт Элишку привел муж, богатый банкир; одного старта в качестве то ли штурмана, то ли механика оказалось достаточно, чтобы 22-летняя студентка «заболела» гонками на всю жизнь - в 80 лет Юнкова все еще посещала европейские Гран-при «Ф-1». В ее коллекции 56 кубков за победы в горных и кольцевых гонках, спринтах и марафонах на сложных трассах вроде «Спа» или «Тарга Флорио» - и это всего за четыре года! Гоночная карьера 26-летней Элишки оборвалась в 1928 году: на тренировке в Нюрбургринге разбился ее муж, и Юнкова в самом расцвете сил повесила шлем на гвоздь.

Раллийные победы

В 60-е годы в ралли блистала Патриция Мосс. Выступая за заводские команды BMC, Austin, SAAB, сестра знаменитого гонщика «Ф-1» Стирлинга Мосса выигрывала многие соревнования, самые известные из которых Liege-Roma-Liege’1960, Tulip Rally’1962, Sesteries’1968. Увы, Пат тоже покинула трассы преждевременно: в 1969-м она вышла замуж за сильнейшего скандинавского раллиста Эрика Карлсона и с тех пор стартует только в гонках ветеранов.

Многим поклонникам ралли известно имя француженки Мишель Мутон. Она остается единственной представительницей прекрасного пола, которой удавалось выигрывать этапы Чемпионата мира по ралли, который начал проводиться с 1979-го. В 1982-м в паре с Фабрицией Понс она до последнего этапа претендовала на чемпионский титул - экипаж упустил корону лишь из-за поломки КПП.

В 1985 г. самый успешный женский дуэт распался: гонщицы решили посвятить себя семье. Однако долго обходиться без «адреналина» они уже не могли. Первой не выдержала «изоляции» Понс, выигравшая два этапа WRC в паре с Пьерро Льятти. Вскоре вернулась на трассы и Мутон. Сейчас она известна как организатор уже почти культовой Race of Champions, собирающей в межсезонье на Гран-Канария всех звезд авто- и мотоспорта.

Есть чем гордиться и действующим гонщицам. Возглавляющая ныне фольксвагеновскую «армаду» Ютта Кляйншмидт в 2001-м, выступая еще на Mitsubishi, победила в знаменитом рейде «Париж - Дакар». Ее лавры не дают покоя Андреа Майер (она начинала покорять Сахару на мотоцикле, а затем оказалась в заводской команде Mitsubishi за рулем Pajero Evo) и Элизабет Жастину - правда, эта гонщица мечтает выиграть «Дакар» на грузовике Renault Kerax.

Королевы колец

В различных кольцевых гонках успехи «новых амазонок» не столь значительны. Так, за все 54 года существования «Формулы-1» в эту гоночную серию пробились только пять женщин-пилотов: Мария Тереза де Филипис, Дивина Галика, Дезире Уилсон, Джованна Амати и Лелла Ломбарди. И лишь последняя смогла получить зачетные очки: в 1976 году в Испании «тигрица из Турина» финишировала 6-й.

Зато Галика стала первой женщиной, покорившей гоночный грузовик. Помимо нее, в тракрейсинге (и небезуспешно) выступали Эллен Лор, Минна Куопалла, Рейнхильда Браун и Хизер Бейли, ставшая чемпионкой Великобритании на… ЗИЛе!

А вот за океаном «эмансипация» автогонок, как ни странно, значительно отстает от общеевропейской. В первую очередь заслуживает упоминания Линн Сент-Джеймс, которая с 1989 по 1998 гг., будучи уже бабушкой, выходила на старт гонки «500 миль Индианаполиса». Сейчас главная гоночная надежда США - Сара Фишер, регулярно участвующая в заездах IRL. В 2002-м 20-летняя гонщица даже проводила тесты болида формульной конюшни McLaren - правда, скорее показательные.

Рекорды скорости

Зато в рекордных заездах Соединенные Штаты «впереди планеты всей». Всем известен тот факт, что американский гонщик Крейг Бридлоу завоевал титул самого быстрого человека на Земле, когда в 1968 г. на автомобиле с поршневым двигателем «Spirit Of America» достиг скорости 893,366 км/ч. Правда, рекорд Крейга давно побит, зато его супругу Кейт, которая в том же году на той же машине разогналась «всего» до 496,566 км/ч, еще никто не «обогнал». Более того, ни одна женщина даже не пыталась приблизиться к этой отметке.

Американке же, голливудской каскадерше Китти О"Нэйл, принадлежит неофициальный абсолютный «женский» рекорд скорости. 8 декабря 1976 г. на SMI Motivator она по сумме двух заездов показала 843,323 км/ч, в одном из них разогнавшись… до 1000 км/ч! Но поскольку ее болид был на реактивной тяге, ФИА не признала его автомобилем - рекорд миссис Бридлоу устоял.

Амазонки отечественные

В Российской Империи сильнейшей представительницей слабого пола была госпожа Римская-Корсакова, лихо управлявшая полуторатонным «Мерседесом». В многочисленных соревнованиях на регулярность хода, как тогда называли ралли, она составляла достойную конкуренцию мужчинам. В советское время (50 - 60-е гг.) все восхищались мотогонщицами Ириной Азулиной и Ниной Михеевой-Сусловой. Девушки одинаково успешно выступали и в кроссах, и на «кольце», и в ипподромных гонках - 14 и 9 чемпионских титулов СССР соответственно!

В автоспорте самыми результативными оказались Илона Алишаускене и Рута Крикштампонене: в 1988-м они стали мастерами спорта СССР. После распада Союза женский экипаж появился и в Украине. В 1999-м Наталья и Яна Франчук, выступающие, как и литовки, на «восьмерке», «дораллили» до аналогичного звания в нашей стране. Были украинские «солистки» и в кроссе - Любовь Стаммо и Галина Чаус. Но сегодня в ралли выступает единственная украинская женщина-пилот - Ольга Петренко.

А вот женщин-штурманов, как и во всем мире, у нас куда больше: дело Натальи Олексюк и Нелли Кожемякиной, в последний раз выходивших на старт в 1996 году, продолжают те же сестры Франчук, Ирина Коломийцева, Лариса Мандрик и Лада Соустова, самая результативная девушка в украинском автомотоспорте. В прошлом сезоне Лада стала серебряным призером в классе «Украина-1400». А в нынешнем 17-летняя гонщица из Алушты переквалифицируется в пилота, так что у нас еще будет повод поговорить о женском факторе в автоспорте. И не только накануне 8 Марта.

Смена поколений

В начале 2004 года раллийные команды Mitsubishi и Peugeot представили новые версии болидов, участвующих в чемпионате WRC. Теперь наступает очередь конкурентов. Уже на ралли «Мексика» (12 - 14 марта) примет боевое крещение Subaru Impreza WRC’ 2004 (на фото), а новый Ford Focus WRC’ 2004 появится, вероятнее всего, на ралли «Кипр» (14 - 16 мая).

Внешних различий у прошлогодней и нынешней версий Subaru Impreza WRC немного. Они сводятся, пожалуй, только к новым большим прямоугольным воздухозаборникам, расположенным перед передними колесами, и слегка подкорректированному дизайну передней части кузова. Внутренних изменений куда больше. В первую очередь, это усовершенствованные турбонагнетатель и система впрыска топлива. Кроме того, новые требования к минимальному весу кузова позволили команде применить более легкие кузовные панели.

В соответствии с новыми правилами проектировался и Ford Focus WRC’ 2004. Впрочем, его техническая начинка практически целиком перекочевала с удачной прошлогодней версии болида, а основные изменения коснулись дизайна. Главными особенностями новинки стали обновленные передний и задний бамперы, облегченные кузовные панели, а также небольшие доработки двигателя и турбокомпрессора.

Красные идут!

Сенсационно, с точки зрения украинских болельщиков, закончился второй этап Чемпионата России по ралли. Первым в классе А6 и пятым в абсолютном зачете ралли «Ладога» финишировал экипаж А. Салюк-мл. - А. Горбик на ВАЗ-21124.

Впрочем, начало соревнований не предвещало «красно-кофейным» ничего хорошего. Уже на шейкдауне «сложил оружие» первый экипаж команды, А. Салюк - М. Салюк. В двигателе дважды чемпионского Mitsubishi Lancer EvoVII резко упала тяга. При замерах во втором цилиндре обнаружилось падение компрессии, вызванное разрушением поршневой группы. Стартовать с таким «диагнозом» не было смысла. Ненамного лучше сложилась гонка у В. Горбаня и Е. Леонова: на СУ-8 второй ВАЗ-21124 команды «лег на крышу». Жертв нет, разрушения - лобовое стекло и бампер.

И все же выступление MacCoffee Rally Team на первых двух этапах можно признать вполне удачным. Если бы команда участвовала в чемпионате России, то Салюк и Горбик были бы первыми в своем классе, опережая нынешнего лидера Тимофея Воробьева на 10 очков. В абсолюте же и старший, и младший Салюки вошли бы в десятку лидеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В преддверии праздника мы решили вспомнить самых знаменитых женщин, которые садились за руль спортивных автомобилей.

В нашем обществе сложился стереотип, что женщины не принимают участие в автогонках. Но за все время существования этого вида спорта было великое множество девушек, которые составляли конкуренцию мужчинам, и более того – выигрывали у них.

Первой женщиной, которая вошла в историю спорта, стала Мэри Март Дезенж , известная под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке «Париж-Берлин». Штурманом у неё был её муж, Жюль Креспин. Камилл была единственной женщиной из 154 участников, и тем не менее смогла финишировать 32-й.

Камилл продолжала выступать в автогонках вплоть до 1904 года, когда Автомобильный клуб Франции запретил ей выходить на старт под предлогом “женской нервозности”. Это заставило ее переключиться на гонки моторных лодок, где она едва не погибла год спустя. Позже она выступала на скачках, занималась благотворительностью и помогала бездомным животным. Умерла “Валькирия механики”, как ее прозвали современники, в Париже, в 1942 году, во время немецкой оккупации.

Намного большего смогла достичь чешка Элишка Юнкова . Её настоящее имя – Альжбета Поспишилова, Юнковой она стала после замужества за Винсентом Юнковым. Именно последний привил своей жене любовь к механике и автоспорту. Винсент после войны получил травму руки, после чего не мог выступать, поэтому за руль уже семейного Bugatti Type 30 в 1923 году села Элишка. Уже в следующем году она победила на гонке Лашотин-Тремонса, став знаменитостью. Через пару лет она стала известной на весь мир и получила псевдоним «Королева Руля». В 1928 году на знаменитой сицилийской гонке Тарга-Флорио она опередила таких пилотов, как Луиджи Фаджиоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, и лишь на последнем круге упустила победу из-за неполадок с машиной. В том же году она и закончила карьеру из-за гибели её мужа на гран-при Нюрбургринга.

Вошли женщины и в историю Формулы 1

Кроме организаторов, юристов, пиар-менеджеров и тест-пилотов за всю историю пять девушек смогли выступить хотя бы в одном Гран-При.

Первой (в 1958 году) стала итальянка Мария Тереза де Филипис , которая выступала на Maserati 250F. Стартовала она на Гран-При Монако, правда, ей не удалось пройти квалификацию. Позже она принимала участие в Гран-При Бельгии, в Спа,- правда, приехала последней. После этого она еще дважды выступала в Гран-При, а в следующем году опять пробовала себя в Монако, но снова не прошла. После этого она больше не выступала.

Вторая попытка прекрасного пола в “королеве гонок” увенчалась большим успехом. Итальянка Лелла Ломбарди пришла на первое Гран-При в 1974 году, но, как и Мария Тереза, не прошла квалификацию. Историческим можно назвать Гран-При Испании в Монжуик-парке. Состояние трассы было очень плачевным, лидер сезона Эмернсон Фиттипальди даже демонстративно проехал квалификацию очень медленно. Гонка все же началась, но продлилась недолго – до аварии Рольфа Штомеленна, который вылетел с трассы и, врезавшись в толпу, убил четырех человек и еще нескольких ранил. Гонку остановили, и так как Ломбарди была на шестом месте, то она получил свои 0,5 очка (гонщики не проехали 2/3 дистанции, поэтому начислялась половина очков). Это были первые и единственные пока заработанные очки женщинами-пилотами. Карьеру в Формуле 1 Ломбарди закончила в 1976.

Дивина Галика , Дезире Уилсон и Джованна Амати тоже вошли в историю Ф1, но их результаты были откровенно неутешительные.

Сейчас в Ф1 женщины пилоты представлены Сьюзи Вольф и Кармен Хорда , которые работают тестовыми пилотами. Они пока не показали себя как хорошие гонщики, но, возможно поколение после них принесет новых девушек, которые достигнут большего.

Многие утверждают, что в автоспорте человек испытывает большие нагрузки и тело мужчин лучше с ними справляется. На это упомянутая выше Сюзи Вольф отвечает простым примером – Себастьян Феттель. Он не является горой мышц, он не проводит сутки напролет в тренажерном зале и при этом стал трехразовым чемпионом мира. Даже сами инженеры утверждают, что сейчас стало легче управлять болидами Формулы 1. Возможно, именно этот фактор сможет подарить нам чемпиона в юбке?

В ралли самой знаменитой была и является на данный момент Мишель Мутон . Француженка начала карьеру в 1974 году, а в 1977 заработала свою первую победу за рулем Porsche Carrera RS на ралли Испании. Настоящая слава к ней пришла в 1981 году вместе с переходом в команду Audi. Тогда она выступала на Audi A1 Quattro, и в 1982 начала вести борьбу за чемпионский титул. На её счету ралли Португалии, Акрополиса, Бразилии. Но потом начались неполадки с техникой, а окончательно от титула её отдалила смерть отца. Чемпиону 1982 года, Вальтеру Рерлю, Мишель уступила только 12 очков. В 1984 она установила рекорд прохождения трассы Пайкс Пик в Колорадо, и казалось, что все еще впереди, но в 1986 отменили гонки группы «B», и карьера Мишель пошла к закату.

В историю ралли плотно вошла и другая девушка – Ютта Кляйншмидт . Она работала инженером на заводе BMW, а в свободное время выступала в гонках на мотоцикле. Первое свое участие в ралли «Париж-Дакар» у Ютты было неформальным – она прошла все участки вместе с обычными гонщиками, но везде выступала в качестве зрителя. Этот случай удивил руководство завода, которое подарило Ютте мотоцикл и… собственно, все. Но Ютта не сидела сложа руки и решила выступать в ралли. В Дакаре она с 1992 года. Ей понадобились долгие 9 лет, чтобы в 2001 году на машине Mitsubishi Pajero Ютта занять первое место. До сих пор никто даже и близко не приблизился к её рекордам.

В истории автоспорта есть еще много женских имен, которые вписали себя в нее не только из-за принадлежности к слабому полу, но благодаря своим успехам. Среди них была Ширли Мальдони («первая леди драгрейсинга»), Даника Патрик (гонщица серии IndyCar), Элен Лор (победительница этапа DTM).

Для девушек сейчас есть даже отдельное ралли – «Ралли Газелей», которое проводится под эгидой короля Марокко Мухаммеда IV. Рейд ежегодно проводится в пустынях Марокко, где десятки пилотесс соревнуются между собой на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах и грузовиках. Изначальной целью, которую ставил перед собой организатор гонки француз Доминик Серр, была борьба с предрассудками в отношении женщин. С тех пор “Ралли газелей” прочно вошло в число главных автоспортивных событий Франции и в значительной степени потеряло свой идеологический статус.

  • , 06 Мар 2015


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!