Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Айртон Сенна. Крушение в автогонках

/Getty Images/Pascal Rondeau

Ровно 20 лет назад, попав в тяжелую аварию на трассе в Имоле, из жизни ушел один из величайших гонщиков в мировой истории – Айртон Сенна. Величайший талант, феноменальная скорость, чудеса под дождем, постоянная жажда новых побед – это все про легендарного бразильца, оставившего огромный след в истории «Формулы-1» и автоспорта в целом. Основные вехи биографии великого гонщика хорошо известны поклонникам автоспорта – преследование лидеров в залитом дождем Монте-Карло на скромном «Тоулмене» в 1984 году, первая победа в Эшториле-1985, квалификация «за гранью» в Монако-1988, легендарное противостояние с Аленом Простом, увенчавшееся тремя потрясающими развязками в Японии в 1988-1990 годах… Но есть и другой, не так хорошо известный широкому кругу людей Сенна. Сегодня, в годовщину трагедии на Гран-при Сан-Марино, мы вновь вспоминаем о бразильском «Волшебнике».

У маленького Айртона было не все в порядке со здоровьем. В детстве у Сенны были серьезные проблемы с двигательными функциями. Малышу было трудно даже справиться с самыми простыми лесенками – всего несколько ступенек становились для ребенка проблемой. Нейде Сенна (мама Айртона) вспоминала, что маленькому Айртону всегда давали две порции мороженого, так как одну из них малыш неизбежно ронял на пол.

Сенна мог не стать профессиональным гонщиком. В 1981 году Сенна здорово выступил в «Формуле-1600» и, казалось, должен был двигаться дальше вверх по формульной лестнице. Однако Айртону пришлось вернуться в Бразилию по требованию отца, отказавшегося спонсировать сына в следующем сезоне и желающим, чтобы парень наконец взялся за ум и поступил в университет. Своих денег у молодого гонщика не было, а других спонсоров найти было практически нереально – Айртону пришлось подчиниться. Всю осень и зиму он помогал отцу в бизнесе и то ли сумел его уговорить, то ли папаша сам сдался, устав смотреть на потухший взгляд сына, и, смилостивившись, отправил будущего «Волшебника» назад в Европу, к яркой и блестящей карьере.

Сенна – девичья фамилия матери Айртона. Решение выступать под этой фамилией бразилец принял по двум причинам: во-первых, он не желал рисковать собственной фамилией в случае неудач, боясь дискредитировать семью, во-вторых, настоящая фамилия да Силва в Бразилии является чем-то вроде «Иванова» и «Петрова» в России, то есть крайне распространена и не сильно выделяется.

Айртон не слишком любил конкуренцию внутри команды. В 1985 году Сенна выступал в «Лотусе» вместе с Элио де Анджелисом, не слишком стремившемся уступать будущей легенде. После непростого совместного сезона де Анджелис покинул конюшню, но на его место пришел не перспективный Дерек Уорик – Сенне не хотелось, чтобы команда распыляла свои усилия между двумя гонщиками, – а аристократ из Шотландии Джонни Дамфриз, от которого чудес никто не ждал. И действительно, Дамфриз уступил Сенне по всем статьям и покинул «Формулу-1» уже на следующий год.

У Сенны были очень плохие отношения с Нельсоном Пике. В «Формуле-1» Сенне противостоял не только Ален Прост – еще одним антагонистом был друг француза и соотечественник Айртона – Нельсон Пике, правда выяснение отношений с ним чаще случались за пределами трассы. По слухам, именно Пике помешал подписанию контракта Сенны с «Брэбэмом» в 1984 году, не желая видеть в напарниках молодого таланта. Два великих бразильца не ладили друг с другом – Нельсон еще в середине 80-х не раз позволял себе пренебрежительные высказывания в адрес молодого соотечественника, Айртон же не оставался в долгу. Яркие примеры «словесной» войны двух гонщиков: Нельсон запустил слух о гомосексуальности Сенны, заявив, что тот неспроста холоден к девушкам. Айртон же ответил намеком, что неплохо знает жену Пике Катарину как женщину.

Сенна ставил автоспорт выше личной жизни. Женщин в жизни Сенны на самом деле было много – Пике совершенно зря беспокоился. Однако семейного счастья бразилец так толком и не познал, и виной тому то, что Айртон всегда предпочитал гонки девушкам. В 1981 году бразилец женился на подруге юности Лилиан, однако та вскоре ушла от него, так как жизнь с гоночным маньяком казалась ей невыносимой. Еще бы, ведь Сенна жил гонками 24 часа в сутки – он думал о них постоянно и даже на пике карьеры не позволял себе расслабляться и ежедневно истязал себя тяжелыми тренировками, которые позволяли поддерживать прекрасную физическую форму. После этого, за редким исключением, бразилец менял женщин как перчатки – он встречался с моделями, актрисами, аристократками, телеведущими. Последней любовью стала португальская модель Адриана Галистеу, во время романа с которой Сенна стал задумываться о семье, но планам сбыться было не суждено.

У Сенны были интересы и помимо автоспорта. Айртон увлекался в свободное время водными лыжами, рыбалкой и весьма нетипичным для профессионального гонщика занятием – авиамоделированием. Бразилец говорил, что если бы в его жизни не было «Формулы-1», он стал бы летчиком-истребителем – сверхзвуковые скорости ему по душе. А любимая еда Сенны – сэндвичи с колбасой, сыром, кетчупом и клубничным джемом.

Ради победы в гонке Сенна был готов на все. Во время Гран-при Сан-Марино 1989 года тлеющий конфликт между Простом и Сенной наконец взорвался. Пилоты заключили соглашение – «Макларен», без сомнения, обладал быстрейшей машиной, и партнеры по команде договорились не атаковать друг друга в первом повороте. Сенна с поула ушел в гонку первым, однако спустя всего четыре круга Герхард Бергер разбил в «Тамбурелло» свою «Феррари» и гонку остановили. Рестарт лучше принял Прост, войдя в первый поворот первым, однако Сенна, вопреки уговору, вошел в вираж буквально колесо в колесо с французом и уже в следующем повороте перехватил лидерство! Айртон в итоге выиграл ту гонку, Ален стал вторым. Взбешенный Прост не подал руки Сенне на подиуме и обвинил напарника в предательстве, бразилец же критики не принял, заявив, что не мог поступить иначе, да и формально то был уже пятый, а не первый круг. С того момента Прост и Сенна на долгое время стали врагами.

Сенна без раздумий шел на риск ради других. Наверняка многие знают эту историю, но грех ее не вспомнить лишний раз. В сезоне-1992 во время квалификации к Гран-при Бельгии французский пилот Эрик Кома разбил болид на задней прямой трассы в Спа. Машина стояла в опасном месте, где гонщики ехали на очень высокой скорости, и Сенна, не раздумывая, остановил автомобиль. Рискуя жизнью, он побежал к болиду Кома, чтобы успеть отключить на электропитание до начала пожара. Спустя год в Спа Айртон поступил точно так же, остановившись на трассе, чтобы помочь попавшему в тяжелейшую аварию в «Красной воде» Алессандро Дзанарди.

Сенна не был популярен во всех странах. В Бразилии Айртона боготворили, для японских фанатов он также успел стать родным, но к примеру, во Франции бразилец по понятным причинам не пользовался популярностью. А в 1992 года Сенну остановили на трассе в Великобритании и оштрафовали за превышение скорости. По легенде, полицейские сказали бразильцу: «Сначала научись ездить как Мэнселл, парень».

В 1993 году Сенна мог покинуть «Формулу-1». После сезона-1992, когда «Уильямс» уничтожил всех соперников, Айртону стало ясно, что бороться за титул можно лишь за рулем сине-желтой машины. Через комментатора BBC Джеймса Ханта он передал Фрэнку Уильямсу сообщение о желании гоняться за английскую команду даром, однако бразильца опередил Ален Прост, заключивший контракт с «Уильямсом» и де-факто наложивший вето на приход Сенны в коллектив. Бразилец, понимая, что в 1993 году ему мало что светит, всерьез подумывал о переходе в CART, но Рону Деннису удалось убедить пилота подписать контракт на одну гонку, потом еще на одну и еще… В итоге, подписывая до лета контракты лишь на отдельные Гран-при, Сенна так и провел весь 1993 год в «Макларене», покинув окончательно Уокинг лишь в конце сезона.

У Сенны было много прозвищ. В детстве родные называли маленького Айртона «Беку», а когда еще молодой бразилец переехал в Европу для выступления в формульных чемпионатах, англичане прозвали его «Гарри», так как его полное имя показалось им слишком сложным. Уже позже гонщик получил прославившие его прозвища «Человек дождя» и «Волшебник» за частые феерические выступления на гоночных треках, в особенности за его «магию» в дождевых гонках.

Ограничение скорости на пит-лейн было введено из-за Сенны. Гран-при Европы 1993 года в «Донингтон-Парке» является одной из самых знаменитых гонок Сенны – бразилец в ходе первого круга захватил лидерство, пройдя четырех соперников и к финишу буквально аннигилировал пелотон, привезя 83 секунды на финише Дэймону Хиллу, ставшему вторым. Но тот Гран-при прославился не только блестящим перфомансом – на 57 круге Айртон поехал на пит-стоп, желая сменить дождевую резину на слики, но, заметив усиления дождя, уже на пит-лейн передумал. Помахав рукой механикам, не снижая скорости, Сенны понесся дальше. Боксы «Донингтон-парка» расположены на внутренней части трассы, таким образом бразилец фактически «срезал» заключительный медленный поворот и установил быстрый круг, который пришлось признать легальным – ограничения скорости на пит-лейн тогда еще не существовало. Именно после той гонки ФИА признала абсурдной ситуацию и установила лимит в 80 км/ч на пит-лейн, позже подняв планку до 100 км/ч.

Сенна обладал горячим нравом. В 1993 году после финиша Гран-при Японии Эдди Ирвайн стал жертвой рукоприкладства Сенны. В гонке ирландец, отставая на круг от бразильца, решил того обогнать, чем помешал Айртону и вызвал его сильное недовольство. Гонку бразилец выиграл, обозвав Ирвайна «клиническим идиотом», а после финиша навестил боксы «Джордана», где сказал Эдди пару ласковых и ударил ирландского пилота по лицу. «Вот подвалило немного фунтов стерлингов», – по словам Ирвайна, именно это Эдди подумал в тот момент.

Напарником Сенны был один из самых веселых гонщиков в «Формуле-1» . После ухода Алена Проста из «Макларена» место француза занял весельчак Герхард Бергер. Австрийцу тяжело было в каждой гонке соответствовать уровню Сенны и по большей части он выступал в роли «оруженосца», кроме того, чрезвычайно положительно влияя на Айртона и обстановку внутри коллектива. Причиной тому служили шутки Бергера, а также ответные действия Сенны. Однажды Сенна похвастался новым дорогим ударопрочным кейсом, что Бергер тут же не преминул проверить, выкинув дипломат с крайне важными документами из вертолета с высоты. В другой раз Герхард запустил в гостиничный номер Сенны лягушек, а когда тот пришел к нему с яростными воплями, невинно спросил, нашел ли Айртон змею. Также Бергер менял Сенне фотографию в паспорте на фото обнаженной красотки. Бразилец старался не оставаться в долгу – склеивал все кредитки Бергера и заливал пену для бритья в туфли австрийца перед званым ужином. Словом, в годы совместного выступления в «Макларене» Бергера и Сенны скучать ни им, ни команде не приходилось!

У Сенны было большое сердце . Некоторые несправедливо считали Айртона бездушным эгоистом, полагая что для него существует только он сам, гонки и трофеи. После смерти бразильца выяснилось, что тот жертвовал огромные деньги на борьбу с бедностью – незадолго до трагедии в Имоле гонщик основал фонд «Ayrton Senna Foundation», призванный помогать молодым людям из Бразилии и других стран. При жизни Айртон предпочитал не распространяться об этом, так как не желал публичности. Все свое состояние (около 400 миллионов долларов) Сенна также завещал на благотворительность.

Прожив короткую, но невероятно яркую жизнь, Сенна погиб во время гонки – того, что составляло смысл его существования. Он никогда не позволял себе останавливаться и довольствоваться малым. Айртон, без сомнения, является одной из величайших личностей в истории автоспорта. Причем его величие проявлялось не только на трассе, но и за ее пределами. Потрясающий гонщик и потрясающий человек, который не может никого оставить равнодушным к своей фигуре. И сегодня, спустя 20 лет после гибели, Сенна продолжает жить в сердцах миллионов людей, которых он вдохновил и для которых стал кумиром.

Последний круг Сенны

Этот пост можно смело пролистывать, т.к. он, скорее, для меня самой, чем для вас, уважаемые френды. Ибо его содержание относится к моей нынешней работе, а, насколько мне известно, среди моих LJ-френдов Формулой-1 почти никто не интересуется.

Под катом - текст моей старой (2004 года) статьи о бразильском гонщике Формулы-1 Айртоне Сенне. С этого персонажа в самом конце 80-х начался мой интерес к Большим Призам. Сенна же, в 94-м стал причиной одного из самых сильных (негативных) потрясений в моей жизни... В какой-то мере именно та трагедия в Имоле и стал причиной того, что я поменяла специализацию - с театральной журналистики на спортивную... И уже лет 10 пишу о Королевских гонках.

Кладу эту статью сюда, для того, чтобы была под рукой и не терялась. А то у меня есть паршивая привычка - терять собственные публикации. За свою уже достаточно долгую профессиональную журналистскую жизнь (первая большая публикация у меня случилась в... 1986 году, наверное?) я написала уже очень много разных статей - от маленьких заметулечек до больших эссе. Большинство из них - это черновая новостная или репортажная работа из серии пробежал глазами и забыл. И я сама о них забываю сразу после их выхода из печати. Но бывали изредка и тексты, которые я сама считаю удачными. Но их я тоже теряю, а потом никак не могу найти. Так что я решила постепенно выложить их все сюда. Пусть будут. По крайней мере, буду знать, где искать в случае чего.

Айртон Сенна - СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ

(май 2004) "ТВ Парк"

Десять лет назад, 1 мая 1994 года, на итальянском автодроме в Имоле оборвалась жизнь одного из величайших гонщиков Формулы-1 - Айртона Сенны да Силвы. На седьмом круге Гран При Сан-Марино его бело-синий "Уильямс на скорости в 320 км/ч вдруг резко ушел с траектории и врезался в отбойник в повороте Тамбурелло. Сенна погиб на месте. Ему было всего 34 года. Как выяснило потом долгое судебное разбирательство, в смерти бразильского гонщика, виновно было лишь трагическое стечение обстоятельств - сломавшаяся колонка рулевого управления да неудачный угол удара машины о стену. Но его смерть, как раньше и его жизнь наложила огромный отпечаток на Большие Призы.

Формула-1 за свою историю знала многих выдающихся чемпионов и великих гонщиков - кумиров трибун. Но, пожалуй, лишь Джима Кларка да Жиля Вильнева она оплакивала столь же горестно и безутешно. Рана от этой потери оказалась слишком глубока у всех, кого она задела хоть краем. А тогда, в 94-м первой жертвой общего горя стал злосчастный Тамбурелло - один из самых знаменитых и уникальных поворотов Больших Призов - "убийцу" Бразильского Волшебника стерли с карты автодрома Имолы, заменив безликой шиканой. Затем перекроили снизу до верху конструкцию гоночных болидов, поставив во главу угла безопасность гонщиков, будто чувствуя перед ним, умершим по нелепой случайности, тайную вину - действительно, при современной конструкции машин Айртон в той аварии не получил бы и царапины…

Что же было такого в этом бразильском парне, что за целое десятилетие Королева автоспорта так и не смогла до конца пережить его смерть, смириться с ней? Да, Сенна действительно был уникально одаренным, наверное, даже гениальным гонщиком. Одних его многочисленных титулов и выдающихся достижений вполне хватит, чтобы навеки занести его имя в Зал Славы Формулы-1. Трехкратный чемпион мира (1988, 1990, 1991) в составе команды "МакЛарен"… Обладатель 41-й победы в Гран При (третий результат в истории Формулы-1)… Непревзойденный мастер квалификаций, чей рекорд в 65 поул-позиций держится до сих пор… Принц Монако - пока лишь Сенне удалось одержать целых пять побед на самой коварной и престижной трассе Формулы-1 по улицам Монте-Карло… Бразильский Волшебник, подчиняющий себе скорость, и не ведающий страха … "Человек дождя" - непобедимый царь и бог на мокрой трассе… Это все о нем.

Но не только. Долгие девять сезонов - с пасмурного июньского дня 1984 года, когда на залитых дождем улицах Монако безвестный бразильский новичок из слабенькой команды "Тоулмен" бросил вызов знаменитому гонщику "МакЛарена" Алену Просту, - до "черно уик-энда" 1994 в Имоле, - Айртон Сенна был мечтой, вдохновением и мятежным духом Формулы-1. Он оставил после себя множество легенд. Но главное в них даже не спортивные подвиги не ведающего страха супер-гонщика и не гламур блестящей жизни мировой звезды, а человек по имени Айртон - яркий, страстный, противоречивый, невероятно притягательный, не вмещающийся ни в какие рамки.
Часть легенды Сенны - неуклюжий малыш из богатого района Сан-Паулу, который не мог преодолеть и трех ступенек лестницы, врачи диагностировали у мальчика серьезные проблемы с координацией движений. Мама, сеньора Нелде, покупала Бику, как его звали в семье, по две порции мороженного сразу, ведь первую он обязательно ронял на пол. А папа - сеньор Милтон да Силва, преуспевающий бизнесмен и землевладелец, - смастерил для четырехлетнего сына маленький карт, чтобы поправить его здоровье - с этого и началась гоночная карьера будущего чемпиона…

Айртон очень гордился своей семьей и не раз повторял, что ему невероятно повезло. Его детство было счастливым и безоблачным - он, его старшая сестра Вивиан и младший брат Лео жили в атмосфере любви, заботы и взаимной поддержки. А капиталы отца позволили юноше начать гоночную карьеру в Европе - правда, вначале сеньор Милтон, пусть и сам страстный фанат автогонок, был не слишком рад выбору своего наследника - он бы предпочел, чтобы сын получил высшее образование и включился в дела семейного бизнеса. Однако Айртон, бредивший лишь гонками и победами, впервые проявил тогда свое фирменное несгибаемое упрямство - и отцу пришлось смириться. Он настоял лишь, чтобы Айртон выступал под девичьей фамилией матери - Сенна.

До конца жизни главной ценностью для Айртона оставалась его семья. Замкнутый, застенчивый очень ранимый интраверт (многие из тех, кто знал его плохо, принимали это за высокомерие и холодность), он мало кого вводил в этот круг, и лишь среди родных и ближайших друзей чувствовал себя комфортно. Близких друзей у него всю жизнь было мало, но уж если человек завоевывал его доверие, то дружил Айртон крепко. Австриец Герхард Бергер пришел в "Макларен" в 1990-м году. Солнечная натура, честный и прямодушный весельчак, любитель проказ и розыгрышей, он сумел преодолеть замкнутость и недоверчивость серьезного трудоголика Айртона. Связавшая их крепкая дружба стала притчей во языцех в Ф-1, где такие отношения между гонщиками - редкость, а бесконечные шуточки друг над другом и окружающими - лягушки в спальне, бумажники, привинченные шурупами к столу паспорта со вкленными туда картинками из "Плейбоя" - одной из самых забавных страниц фольклора Больших Призов. "Я научил Айртона веселиться, расслабляться и вопринимать жизнь не так серьезно! - хвастался Бергер. Но в той "черной" Имоле Герхарду, верному другу, пришлось оказать Айртону, последнюю, тяжелую услугу: именно Бергер, пожалев находящегося в прострации Лео да Силву, взял на себя официальную процедуру опознания изуродованного тела Сенны в морге болонской больницы…

…Айртон обожал родную Бразилию - хотя у него были дома в Монако и в Португалии, Европа для него была лишь местом работы.. Он неизменно стремился на родину - именно там, в шумном Сан-Паулу, на фазенде родителей в Татуи и в собственном любимом убежище - прекрасной вилле в Ангра душ Рейш на берегу океана, он чувствовал себя счастливым. Айртон гордился тем, что он бразилец - после каждой победы в руках Волшебника всегда развевался желто-зеленый флаг его страны. И бразильцы платили ему ответным обожанием. Он был идолом и богом всей нации.

Но Сенна, выросший и живший в богатстве, никогда не закрывал глаза на проблемы Бразилии. "Меня очень печалит, что простые люди у нас живут все беднее, - сетовал он. - Я не в силах этого изменить, но, по крайней мере, постараюсь своими победами дать им хотя бы немного надежды и радости". Сенна лукавил - он регулярно жертвовал большие деньги на благотворительность, особенно на помощь больным и бездомным детям. Айртон очень любил ребятишек, сам как большой мальчишка, мог часами играть на пляже со своими маленькими племянниками. Но если эти кадры регулярно попадали на страницы журналов, то свою помощь детям бедняков он держал в строжайшем секрете - смертельно боялся, что ее могу счесть рекламной акцией. Все это стало известно уже после его смерти.

Легенда числит Сенну среди самых жестких и конфликтных пилотов Формулы-1. Наверное, так оно и было. Он, чьим девизом было "стремясь к совершенству", очень много требовал от себя и от других и никогда не сдавался, когда ему бросали вызов. В Айртоне неутолимая жажда победы и неумение проигрывать странным образом сочетались с обостренным чувством справедливости. Сенна часто повторял, что больше всего он ненавидит ложь, коррупцию и неискренность в отношениях. "Что хуже поражения?" - спрашивал он. И сам отвечал. - "Проиграть из-за того, что тебя обманули!". Будучи человеком искренним, даже прямолинейным, максималистом, делившим мир на черное и белое, он за восемь лет в Формуле-1 он так и не освоил искусства дипломатии и закулисных интриг. Если он считал, что с ним поступали несправедливо, то бросался в бой в открытым забралом и шел до конца.

Едва ли не самый тяжелый грех в его формульной биографии - столкновение с Аленом Простом на Сузуке-90, которое принесло Сенне второй титул, с точки зрения Айртона было лишь местью бывшему партнеру по "МакЛарену" за нечестный маневр на Сузуке-89. И восстановлением справедливости в борьбе бразильца с Автофедерацией, чей президент француз Жан-Мари Балестр, по мнению Сенны, подыграл тогда своему земляку, Просту, и лишил бразильца заслуженного титула. На Гран При Японии-90, где спор за титул вновь шел между ним и Аленом, Сенна обнаружил, что завоеванная им поул-позиция располагается на грязной части трассы (что лишало ее всяких преимуществ). Балестр остался глух к его справедливым просьбам перенести место поула, и тогда разъяренный Айртон публично пообещал: если Прост, занимающий второе место на решетке, опередит меня при старте, дальше первого поворота он не уедет! И - выполнил свое обещание… Лишь много позже он с грустью признает. "Что бы вы ни делали, вам не победить систему. Поэтому приходится либо стать частью ее, либо мириться с последствиями"…

Его многолетняя любовь-ненависть с Аленом Простом - вообще отдельная, захватывающая и печальная история. После гибели Сенны Голливуд даже порывался снять об этом кинофильм, на роль бразильца приглашали Антонио Бандераса, да дело заглохло - к счастью, слишком больной еще была эта история для ее участников. Сенна вкладывал страсть и душу во все, что он делал, в том числе в соперничество со своим новым напарником по "Макларену" - лучшим на тот момент гонщиком Формулы-1. Превзойти Проста стало для него делом чести и смыслом существования. Их отношения быстро и, как казалось, непоправимо испортились: Алена, проведшего в Макларене" уже много лет и завоевавшего для команды два титула, бесило то, что новичок-бразилец каким-то загадочным образом умудрился влюбить в себя команду и все теперь вертится вокруг Айртона. А того, в свою очередь, выводила из себя склонность француза к закулисным играм. Их ссора переросла в сезон взаимной вендетты на трассе, чуть не подкосившей "Макларен, и привела к уходу Проста в "Феррари" в 90-м. Враги выясняли отношения еще несколько лет - причем не только в печати, но и на трассе, на скорости 300 км/ч - яростно, жестко, порой почти безумно. "Мы заставляли друг друга перегодить грань разумного", - признается позднее Сенна. Не покалечились они, наверное, только потому, что оба были непревзойденными асами пилотажа. Но оба в глубине души понимали, как важны они друг для друга - и сумели остановиться, пока не случилось беды. После многочасового откровенного разговора один на один на Хунагроринге-91, Ален и Айртон покончили с войной. Друзьями они, правда, так и не стали, не успели - лишь начали обратно по кирпичику восстанавливать отношения. Но уважение и даже привязанность друг к другу с тех пор выказывали всегда. Когда Прост, завоевав свой четвертый титул, осенью 1993 года покинул Формулу-1, Айртон откровенно загрустил - у него отняли его любимого соперника. Легенда сохранила его трогательный радиопризыв из кокпита "Уильямса" к Просту, комментатору французского телевидения,- утром в той самой Имоле, за несколько часов до смерти: "Ален, пожалуйста, возвращайся, мне без тебя плохо"…

А еще за Сенной шла слава человека абсолютно бесстрашного. Полное отсутствие страха в нем пугало его родителей еще в детские годы. Позднее Сенна не раз признавался, что опасность притягивает его, как магнит. Он увлекался экстремальными видами спорта, обожал все быстрое - от водных катеров до сверхзвуковых истребителей, постоянно ходил по краю не только на трассе, но и вне ее - однажды Айртону приспичило возвращаться из Ангра душ Рейш в Сан-Паулу на вертолете под дождем. Все категорически рекомендовали ему переждать непогоду, но он все же поднял машину в воздух, но на огромной высоте она клюнула носом и понеслась камнем к земле. Каким чудом Сенне удалось найти выровнять машину и найти просвет среди облаков, знает, наверное, только Бог, в которого он так истово верил.

Семейство да Силва - глубоко религиозные католики, Айртон унаследовал от матери и старшей сестры такие же глубоко личные, спиритуалистические, экзальтированные даже отношения со Всевышним. Он не раз публично признавал, что постоянно чувствует присутствие Бога в своей жизни, верит, что тот ведет и оберегает его. Доподлинно известно, что он всегда возил с собой Библию, а в бумажнике у него лежал листок со стихами, похожими на молитву - "Следы на песке". Кое-кто из близких ему людей уверял, что они написаны им самим. Еще одна легенда? Может быть. Вот только стихи эти очень похожи на Айртона. Герой их видит во сне себя вместе с Богом на пустынном океанском пляже - а в небе проходят одна за другой картины его жизни - и каждое из них сопровождается появлением двух рядов следов на влажном песке. Но самым тяжелым моментам его судьбы почему-то соответствует лишь одинокая цепочка следов… Герой в смятении вопрошает Бога: "Господи, Ты же обещал мне, что пока я следую за тобой, ты меня никогда не оставишь? Почему же ты покидал меня в самые страшные мгновения моей жизни?" И слышит в ответ: "Возлюбленный сын мой, я не покидал и никогда не покину тебя. А в те роковые мгновения я просто нес тебя на руках"…

Айртон был очень эмоциональным, чувствительной натурой. "Во что превратится жизнь, если лишить ее эмоций?" - любил повторять он, и никогда не стыдился слез. Но от страха не плакал никогда - лишь от обиды, ярости - или сострадания. Он не любил думать о возможности собственной смерти, но хорошо отдавал себе отчет, насколько опасны гонки. А потому, очень близко к сердцу принимал ранения своих коллег. Тот "черный" уик-энд в Имоле с первого дня стал для него страшным испытанием - вечер пятницы Сенна провел в больнице у постели своего земляка и подопечного, тогда еще совсем юного Рубенса Баррикелло - тот попал в страшную аварию на тренировках. А в субботу стал единственным из гонщиков кто всеми правдами и неправдами прорвался в медцентр, чтобы выяснить, в каком состоянии находится разбившийся в квалификации дебютант Больших Призов Роланд Ратцебергер. Когда главврач Ф-1 Сид Уоткинс, старый друг Айртона, сообщил бразильцу, что Роланд мертв, Сенна не выдержал и разрыдался у него на плече…

Айртона Сенну называли не только Волшебником, но и Философом Формулы-1. Возможность жить сегодняшним днем его не удовлетворяла, он всегда стремился, понять свое место и роль в этом мире, заглянуть за грань бытия. В характере Сенны вообще была склонность к метафизике, мистицизму и чрезвычайно развита интуиция. Он не раз упоминал в интервью о странных состояниях, которые ему изредка удавалось достигать в лучших гонках: одновременный жесткий контроль и полная свобода, ритм движений, подобный совершенной мелодии и ощущение собственного присутствия одновременно здесь-в будущем, точное предчувствие того, что произойдет в следующие секунды…

Эх, если бы интуиция не подвела его в тот уик-энд… Ведь недоброе предчувствие шевельнулось тогда даже в душе профессора Уоткинса. "Не выходи ты завтра на гонку, не надо! - умолял он Сенну. - И вообще, брось гонки - разом! Ведь ты уже всего добился"… "Сид, есть вещи над которыми мы не властны, - услышал Уоткинс в ответ. - Я не могу уйти. Я должен продолжать".
На следующий день было 1 мая - искореженные, залитые кровью обломки "Уильямса" в Тамбурелло. На последних фотографиях перед стартом у Айртона измученное, тоскливое, какое-то обреченное лицо. Возможно, он все же предчувствовал… "Когда мы получили сигнал о новой аварии, я почему-то сразу понял, что это Сенна", - рассказывал Уоткинс. Он, опытный хирург, сразу понял, что рана смертельна. Единственное утешение - Сенна не мучался, острый обломок подвески, как копье, пробив шлем, вонзился ему в висок. "Когда мы вынули Айртона из машины и положили на землю, он тихонько вздохнул, и я буквально ощутил, как в этот миг отлетела его душа", - вспоминал Уоткинс.

…В жизни Сенны сбылось очень многое. Мало кто к 34-м годам достигает таких вершин и славы. Но то, что горше всего ранит в его истории- та его жизнь, которая осталась несбывшейся. Он так любил детей, так мечтал о семье - но не успел ее завести. Хотя женщины его обожали, ему не так уж везло в любви, слишком много сил отнимали гоночные страсти. В 19 лет Айртон даже был женат - на очаровательной белокурой Лилиане Васконселуш, подружке по детским играм, дочери друзей семейства да Силва. Но их брак не протянул и года. Его юную жену утомила полунищая жизнь в холодной Англии, где ее помешанный на гонках муж сутками пропадал на автодроме.

После этого после бесконечная череда подружек - на вечер и на подольше, пока в конце 80-х он не встретил звезду бразильского телевидения Шушу Менегэл - красивую, энергичную, умная женщину. Тут уже Айртон влюбился всерьез - их роман продолжался около двух лет, и он уже начал задумываться о браке и детях. Но потом произошел разрыв - Айртона, воспитанного на традиционных представлениях о семье, утомляло иметь рядом с собой деловую женщину, сосредоточенную на собственной карьере. А потом, Сенна, человек очень замкнутый и никогда не выносивший свои личные дела на публику, был больно уязвлен тем, что Шуша охотно и откровенно рассказывала об их отношениях в прессе…

В начале 1993 года судьба вновь поманила Сенну надеждой на семейное счастье - на Гран При Бразилии он познакомился с 19-летней фотомоделью Адрианой Галисту. То, что по всему должно было стать лишь мимолетным романом, неожиданно превратилось в серьезные отношения. Дри, как звал ее Сенна, не была образованной деловой женщиной из высшего общества, как Шуша - простая девчонка из небогатого пригорода. Но она была хороша собой, добросердечна, весела, обожала Айртона и готова была ради него отказаться от своей модельной карьеры. Сенна настолько серьезно воспринимал их отношения, что впервые начал появляться с Адрианой на всех официальных приемах, возить ее с собой на гонки и даже ввел в семью. Клан да Силва не был в восторге от выбора сына. Но при жизни Сенны недовольства вслух никто не выражал - Айртон умел настоять на своем. Но эту историю любви оборвала Имола. Айртон в тот раз не взял Адриану с собой на гонку, она ждала его в их доме в Португалии. Вечером в субботу Сенна позвонил ей в шоке и сквозь слезы начал рассказывать о гибели Ратценбергера и что он не хочет выходить на гонку… На следующий день Адриана в прямом эфире вместе со всем остальным миром стала свидетельницей его смерти.

А ведь он совсем не собирался умирать. Всего за несколько месяцев до Имолы Сенна говорил в интервью: "Я хочу жить долго и совершенствоваться с каждым прожитым годом. Надеюсь, что я способен сделать еще очень многое. У меня масса планов на будущее!"

Планов, действительно, была масса. Он планировал выступать в Формуле-1 еще года три-четыре - обогнать Проста по количеству чемпионских титулов в "Уильямсе", потом еще годок поездить на алых болидах "Феррари", а потом… Его друзья вспоминают, что в последние полтора-два года жизни к Айртону начала приходить внутренняя зрелость. Азартный мальчишка, жадный до побед, начал уступать место умному, взрослому мужчине, который хотел открывать для себя новые горизонты. Когда-то он всеми силами отбрыкивался от участия в отцовском бизнесе, а тут стал активно заводить собственные коммерческие проекты - стал дистрибьютором европейских автомобилей в Бразилии, заинтересовался модельным бизнесом, выпустил собственную коллекцию модной одежды… А в начале 1994-го в Бразилии свет вышел первый выпуск комиксов для детей "Сеньнья" (маленький Сенна) - любимый проект Айртона, его гордость, доход от которого планировалось отправлять на нужды детских организаций страны.

"Сеньнья" выходит в Бразилии до сих пор. И Фонд Айртона Сенны под председательством Вивиан, осуществляющий благотворительные программы в помощь бразильским детям, тоже существует. Всего остального уже никогда не случится - нелепая случайность того майского дня навсегда перечеркнула все надежды и мечты этого молодого, красивого и талантливого человека. Почему это случилось? Да кто же знает… Может Бог, которого он так любил, отвлекся на мгновение. А может, просто в очередной раз поднял на руки - а потом раздумал возвращать на землю? И осталась только легенда. А еще - следы на песке…

Айртон Сенна, трёхкратный чемпион мира Формулы-1, трагически погибший в 1994 году на Гран-При Сан-Марино в Имоле.

Айртон родился в Сан-Паулу в богатой бразильской семье землевладельца. Отец всячески способствовал развитию гоночного таланта сына, посадив его в четыре года за руль карта. В 13 лет Айртон начал участвовать в картинговых соревнованиях, где в 1977 году выиграл чемпионат Южной Америки. В 1978 году бразилец побеждает в британском чемпионате Формула-Форд 1600. С 1982 года он начинает выступать под девичьей фамилией матери - Сенна, поскольку его родная фамилия да Силва была слишком популярна в Бразилии. В 1982 году Сенна побеждает в европейском и британском чемпионатах Формулы-Форд 2000. В 1983 году он становится чемпионом британской Формулы-3, в течение этого года он тестирует машины команд Формулы-1 - Тоулман, Уильямс, Макларен, Брэбем, после чего в 1984 году ему находится место в одной из команд Формулы-1 - Toleman. В этой сравнительно небольшой команде он проводит один сезон, после чего в 1985 переходит в более сильную конюшню - Лотус, переход сопровождается трениями с командой Toleman, так как контракт с ней был подписан на два года и Toleman не хотела отпускать сильного пилота. Уже во второй гонке за Лотус он одерживает свою первую (из 41 в карьере) победу и шесть побед в период выступления за Лотус с 1985 по 1987, занимая 4-е и 3-е места в чемпионате. По ходу 1987 года у него установились хорошие отношения с компанией Honda, и когда в конце сезона истек контракт с Лотус, его пригласили в команду Макларен, которая использовала моторы Honda.

В 1988 году напарником Сенны по команде Макларен был Ален Прост, который на тот момент был уже двукратный чемпион мира, с этим человеком у бразильца связано долгое соперничество, которое получило большую огласку в СМИ и переросло во вражду между пилотами. В этом же году Сенна становится чемпионом мира. В 1989 на предпоследнем Гран-При в Японии произошло столкновение между Простом и Сенной, Прост сошёл, а Сенна смог вернуться на трассу и победить в гонке, но был дисквалифицирован маршалами за то, что вернулся на трассу не в месте вылета. Эта дисквалификация решила судьбу титула в пользу Проста. Стоит отметить, что ранее подобные нарушения вообще не наказывались маршалами.



В 1990 Прост не выдержав конкуренции бразильца переходит в Феррари. В конце сезона история повторилась, ситуация в чемпионате позволяла Сенне стать двукратным чемпионом при сходе Проста. И вот опять, на предпоследнем гран-при в Японии, Сенна стартует с поула, Прост второй, но он находится на чистой траектории, что позволило ему на старте обойти бразильца, который в свою очередь нагнав Проста допустил столкновении, что привело к сходу Проста и очередному титулу Сенны. Конечно данная ситуация вызвала большой резонанс в СМИ, но бразилец наказан не был.



В 1991 Айртон становится трёхкратным чемпионом мира. В 1992 команда Вильямс существенно прибавила и Макларен оказался лишь на 4 и 5 местах по итогам чемпионата. В 1993 победное шествие Вильямс продолжилось уже во главе с Простом, который завоевал свой четвертый в карьере титул, красиво завершив свою карьеру, Айртон второй. В 1994 году место Проста в Вильямс занимает Сенна, к чему бразилец стремился более двух лет. В первых двух гонках – Гран-при Бразилии и Тихого океана – ему не удалось финишировать, несмотря на одержанные победы в квалификации. Но третий этап в Сан-Марино стал последним в его жизни и завершил историю великолепного гонщика, как и жизнь ещё одного пилота, новичка Ф1 - Роланда Ратценбергера.

Гран При Сан-Марино вошёл в историю Формулы-1 как "Чёрный Уикенд". Гран-При не заладился с самого начала. Во время тестов взлетел в воздух Jordan Рубенса Баррикелло, протеже Сенны. Пилот сломал нос и ребро и оказался в больнице. На следующем фото Сенна наблюдает за аварией Рубенса по монитору.





На следующий день во время квалификации у Simtek Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. В скоростном вираже «Villeneuve» его болид потерял управление, вылетел с трассы и ударился о железный ограничитель. Через час пилот умер.


Многие говорили о том, что гонку следует отложить. И сам Айртон Сенна на пресс-конференции сказал, что будь его воля, он поступил бы именно так: «Здесь трусов нет, все понимают, за что получают деньги. Но одно дело рисковать, а другое - идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие». В гонке, состоявшейся 1 мая 1994 года, Айртон Сенна стартовал первым, заработав накануне свой 65-ый поул. В первом же повороте произошла авария с участием Педро Лами (Lotus) и Юрки Ярви Лехто (Benneton). Разлетевшимися обломками болидов было ранено трое зрителей. Один из них, получивший наиболее тяжелые травмы, впал в кому. На трассу выехала машина безопасности, за которой гонщики ехали шесть кругов. На седьмом круге при входе в поворот «Tamburello» Williams FW16 Айртона Сенны сошел с трассы и на скорости 218 км/ч разбился о бетонную стену. Как оказалось, после пятничных тестов Айртон Сенна пожаловался, что руль располагается слишком близко к панели управления и это создает ему некоторые неудобства. Механики увеличили расстояние, вварив тонкостенную трубу. По одной из версий, во время гонки в месте сварки произошел надлом, в результате чего на седьмом круге болид стал не управляем. В момент удара о стену правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму. Медики дали следующее заключение: Смерть в следствии большой кровопотери из-за разрыва височной артерии и раздроблением челюсти куском подвески. После аварии, пилота извлекли из болида и вертолетом отправили в госпиталь, где он скончался.






Версия с поломкой рулевой колонки была признана итальянским судом наиболее достоверной, несмотря на то, что экспертам так и не удалось достоверно определить произошла ли поломка непосредственно перед инцидентом или всё же в момент удара. Существует ещё одна версия, которой придерживаются в фильме National Geographic (см. видео внизу). По словам очевидцев, за несколько секунд до той роковой аварии из-под днища машины вылетали искры, что может свидетельствовать о контакте днища с асфальтовым полотном. Если днище машины соприкасается асфальта, то часть веса машины асфальт берёт на себя, при этом прижимная сила сцепления резины резко снижается. Так как до этого резина успела остыть, за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими, что и привело к срыву колес и гибели великого пилота. Расследование инцидента сопровождалось судебными процессами на которых, сотрудники команды Williams обвинялись в непредумышленном убийстве, многие утверждали, что команда намеренно скрыла факты и те несколько недостающих секунд предоставленной ими записи, а журналисты окрестили всё это "Чёрной главой в истории Формулы-1". 16 декабря 1997, судья Антонио Костанцо оправдал подсудимых: владельца команды Фрэнка Уильямса, технического директор Патрика Хэда и бывшего главного конструктора команды Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины.

В болиде Сенны нашли сложенный австрийский флаг, он планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память об ушедшем накануне Ратценбергере!

Видео того злополучного "Чёрного Уикенда" с аварией Рубенса и двумя фатальными инцидентами Ратценбергера и Сенны. на ролик (обязательно посмотрите).

Ещё одно видео аварии.

Небольшой фильм National Geographic об Айртоне Сенне.

Часть 1 (авария и предыстория)

Часть 2 (причины)


Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года, умер 1 мая 1994 года. Он был одним из легендарнейших бразильских гонщиков. Публика знала его больше под именем Айртон Сенна .

Айртон вырос в известной и уважаемой семье бразильского плантатора. С детства отец баловал его дорогими подарками, в том числе и автомобилями. Особым пристрастием отца Айртона были автогонки. Он уделял этому виду спорта не только много внимания, но и вкладывал в его развитие не малые деньги.

По настоянию отца Айртон сел за руль гоночного карта, на тот момент ему только исполнилось 4 года.

Айртон Сенна перенял страсть отца к автогонкам. С каждым годом он все сильнее отдавался тренировкам, а его скорости приближались к максимально возможным, для тех лет.

В 1973 году Айртон Сенна(Ayrton Senna) дебютировал в гоночном чемпионате. А в 1977 году он уже занял место победителя чемпионата по картингу в Южной Америке.

В 1981 году имя Айртона победно зазвучало на британском чемпионате в классе Формула-Форд 1600. А в следующем году ему покорился чемпионат Формулы-Форд 2000.

В 1983 году Айртон Сенна стал первым в Великобритании. Он победил в Формуле-3.

В конце 1983 года молодой, но уже широко известный бразильский гонщик начал карьеру в Формуле-1. Он был принят в команду «Тоулман».

В 1985 году Сенна перешел в спортивный клуб «Lotus». Он был намного сильнее его прежней команды. В первом же сезоне в новой команде он стал обладателем «Большого шлема», мастерски победив в гонке в Эшториле. В конце сезона у Айртона Сенны постоянно возникали технические проблемы на трассе. То откажет электроника, то начнет подводить механика. Серия неудачных заездов так и преследовала талантливого спортсмена.

В 1986 году сезон для Айртона оказался более удачным. На гонках в Бразилии он стал вторым, а на мировом чемпионате занял четвертое место.

В 1988 году Сенна уже выступал за клуб «Макларен». А в 1994 году гонщик решил перейти в команду «Уильямс-Рено».

Сезон 1994 года стал последним в карьере легендарного гонщика. Айртон Сенна принял участие в своей последней гонке 1 мая 1994 года, гонка Гран-при Сан-Марино. Болид Сенны на огромной скорости столкнулся с бетонным ограждением. Водитель получил несовместимые с жизнью травмы и скончался после госпитализации в больницу.

Для многих смерть Айртона Сенны(Ayrton Senna) стала шокирующим событием. Ведь тогда смерть гонщика во время соревнований была редким событием.

За карьеру в профессиональном автоспорте Айртон Сенна стал трехкратным чемпионом мира в классе «Формула-1».

20 лет назад, 1 мая 1994 года, произошла самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю Формулы-1. Легендарный гонщик Айртон Сенна, находясь на пике карьеры, врезался в бетонные ограждения на скорости более 200 километров в час. Медики сделали все от них зависящее, но легендарного спортсмена спасти не удалось: Сенна получил травмы, несовместимые с жизнью. В годовщину самого черного дня в истории автогонок, как его назвали журналисты, мы попытались воспроизвести события Гран-при Сан-Марино 20-летней давности.


11:00

Адриана Галисто, подруга Сенны, собирает сумку возлюбленному. Вещей у Айртона не слишком много: гонщик не любил выделяться. Пара сменных футболок, белье и Библия – с таким набором Айртон отправлялся на большинство Гран-при.


13:00

Сенна выходит из дома, рядом с которым уже припарковано такси до аэропорта. Регулярными рейсами гонщик не летал из-за требований безопасности в команде Williams, за которую выступал. Вот и в этот раз Айртон воспользовался собственным восьмиместным самолетом British Aerospace HS125.

Самолет гонщика приземляется в итальянском городке Форли. Сенна прилетел в Италию раньше многих членов команды из-за того, что у него было несколько обязательств по рекламным контрактам. В Италии Сенна должен был присутствовать на премьере нового бренда, под которым выпускали велосипеды – Senna.



22:00

Сенна заселился в гостиницу Castello, в которой обычно останавливается McLaren. С этим отелем у него связаны самые яркие впечатления еще во времена его выступлений именно за McLaren.


01:30

Поужинав, гонщик отправляется в номер. Сенна, часто страдающий бессонницей, редко засыпал раньше двух часов ночи. Этот раз исключением не стал – заснул Айртон только в начале третьего.

Свободные заезды начинаются рано – уже в девять часов. Сенна смог показать лучший круг, почти на секунду опередив ближайшего преследователя.

Квалификационные заезды начинаются с первой аварии в черный уик-энд. Рубенс Баррикелло по необъяснимым причинам вылетает с трассы и врезается в ограждение. Пилот экстренно госпитализирован, а квалификация прервана.


13:31

Сенна, едва узнав об аварии, решает покинуть автодром – гонщик направляется в больницу. Спустя несколько лет Барикелло еще не раз вспомнит тревожные глаза Айртона, когда тот увидел его под капельницей.

Ужинают члены команды в полном молчании. Сенна, уткнувшись в бумажник, рассматривает фотографии возлюбленной - Адрианы Галисто.




12:00

Вторая квалификационная сессия в самом разгаре. Сенна, которому удалось полностью переключиться на гонку и на время забыть о вчерашнем происшествии, улучшает результаты круг за кругом.

Автодром в Сан-Марино погрузился в тишину. В это поверить было невозможно: ровно через 24 часа на трассе происходит еще одна авария. На этот раз, с летальным исходом. Роланд Ратценбергер, разогнав болид практически до предельной скорости, врезался в ограждение.


13:20

Сенна до последнего не может поверить в то, что произошло. Он садится в машину безопасности и лично направляется к месту трагедии.

Квалификационные заезды возобновляются, но большинство гонщиков решают прекратить сессии. Сенна - в их числе.


09:30

По инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков. На нем пилоты договорились о создании рабочей группы по безопасности.



13:00

До основной гонки остается ровно час. Сенна, который умело выходил из трудных ситуаций, на этот раз, по признанию партнеров, спасовал. По его лицу было видно, что желания принимать участие в гонке у него абсолютно нет.

Спустя 17 минут после старта произошла третья авария. Та, которую назовут самой необъяснимой в истории Формулы-1. Проходя скоростной поворот, Сенна врезался в отбойник на скорости более 300 километров в час. Болид откинуло в сторону заграждений. В момент столкновения скорость составляла около 209 километров в час.


14:19

Гонка прервана. Кадры, на которых видно, как пилота достают из искореженного болида, облетели весь мир. Домработница в доме Сенны в Португалии потом будет вспоминать, как девушка пилота вскрикнула: «На самом деле, это хорошо. Наконец-то Айртон приедет домой раньше, чем обычно». Но уже через считанные минуты она поняла, насколько серьезно столкновение.

К месту аварии подъезжает профессор Сид Уоткинс – один из лучший врачей тех времен. У Сенны раздроблен череп, а из-под шлема, не переставая, сочится кровь. Консилиум врачей понимает: пилота уже не спасти.


14:25

Тем временем в паддоке Берни Эклстоун принимает решение, которое потом еще долго будут обсуждать на разных уровнях: Гран-при Сан-Марино будет возобновлено.

Спустя 40 минут после трагедии был дан рестарт. В той гонке победил Михаэль Шумахер, который позже признался, что это самая горькая победа в его жизни. «Ничего более кошмарного, чем в тот день, я не испытывал», - сказал спортсмен.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!