Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что такое сквош-корт? Описание, правила игры, адреса и характеристики кортов. Проектирование сквош кортов и центров сквош

    Проектирование выполняется на основе и с использованием оригинального продукта- сквош-корт, производимого группой компании BelKa Courts®:

  • Панельные бесшовные сквош корты BelKa Courts®
    (для проведения Международных турниров и большого объема учебно-тренировочной работы. Соответствие требованиям WSF).
  • Панельные бесшовные сквош корты SLsport®
    (для большого объема учебно-тренировочной работы и активного занятий физической культуры. Соответствие требованиям WSF).
  • Стеклянные, креативные и сквош корты SLsport Life®
    (бизнес корты развития для проведения учебно-тренировочной работы и активного занятий физической культуры.)

Индивидуальное проектирование

Проектирование центров для игры в сквош осуществляется с учетом:

  • обработки и анализа информации предоставленной инвестором;
  • назначения будущего центра
  • мобильности и вариации расположения кортов, сочетание различных материалов игровых поверхностей на одном корте с учетом визуального восприятия игры и особенностей помещений;
  • физических возможностей строительной площадки, здания или сооружения;
  • индивидуальных особенностей региона.


Типовые проекты

Типовой проект (32-36 листов) позволит заинтересованному инвестору:

  • оценить эффективность вложений, сроки окупаемости центра для игры в сквош;
  • получить сборник инженерно-технических решений для строительства комплекса.
  • типовой проект является расширенной версией раздела ПП проектной документации

Буклет (с элементами рабочей документации разделов АР, КЖ, КМ, ЭО, ОВК, ВиК) содержит:

  • инженерно-технические решения по строительству АБК (раздевалки, офисы, служебные и административные помещения)
  • инфраструктуры, необходимой для функционирования центра для игры в сквош позволяет с достаточной долей достоверности оценить стоимость строительно-монтажных работ и т.п.


Технические стандарты

«Игровые» размеры корта»

Корт для игры в Сквош является «прямоугольной коробкой» с четырьмя вертикальными стенками разной высоты, на которых нанесена разметка и располагается звуковая панель. Корт имеет горизонтальный пол и свободное пространство над кортом.



Габариты сквош корта (спортивные размеры) для одиночной и парной игры.

  • Длина корта между игровыми поверхностями (9750 mm)
  • Ширина корта между игровыми поверхностями (6400 mm, для парной игры 7620 mm)
  • Диагональ (11665 mm, для парной игры 12375 mm)
  • Высота от пола до нижнего края Линии Передней Стенки (4570 mm)
  • Высота от пола до нижнего края Линии Задней Стенки (2130 mm)
  • Высота от пола до нижнего края Линии подачи на Передней Стенке (1780 mm)
  • Высота от пола до верхнего края акустической панели (430 mm, для парной игры 480 mm)
  • Расстояние от Задней Стенки до ближайшего края Короткой линии (4260 mm)
  • Внутренние размеры места подачи (1600 mm)
  • Ширина всех линий и линии акустической панели (50 mm)
  • Минимальная свободная высота от пола над кортом (5640 mm)

*При реконструкции кортов размеры могут быть уменьшены не более, чем на 80 мм.

Некоторые технические стандарты

2.1.Вертикальные игровые поверхности

  • шов не должен быть шире 2 мм
  • при попадании мяча в шов не должна изменяться геометрия отскока мяча
  • поверхности должны быть вертикальными на 2 метрах с допуском отклонения не более 5мм и иметь отклонения от основной поверхности более чем на 3 мм при условиях измерения в любом направлении разравнивающей рейкой длиной 1800 мм.

2.2. Цвет и отражающая способность игровых поверхностей

  • среднее отражение чистой передней и боковых стенок ни в одной точке не должно быть меньше 50%.
  • поверхность стен, спортивного покрытия должна быть матовой.
  • игровые поверхности, разметка должны иметь не более зх цветов
  • каждая из боковых поверхностей должна быть однородного цвета и обе боковые стенки должны быть одинакового цвета.
  • фронтальная(передняя) поверхность может быть двух цветов, один цвет – ниже линии подачи, другой – выше.
  • спортивное покрытие пола не должно быть окрашено более чем в два цвета и каждый цвет должен быть ограничен, как минимум, с двух сторон с помощью разметки на полу. Использование цветов должно быть симметричным относительно линии середины корта. Натуральное деревянное покрытие должно быть одного цвета.

2.3.Поверхности вне игровых зон.

  • потолок должен быть светлого цвета иметь простую форму, на фоне которого игроки могли бы без труда видеть мяч.
  • поверхности вне игровых поверхностей должны иметь светлый матовый цвет
  • Единственная часть корта, которая может быть использована для расположения отопительного или вентиляционного оборудования – это Звуковая панель (Tin) на передней стенке корта, при условии, что сохраняются звуковые характеристики и нет выступа на территорию корта.

2.4. Маркировка (разметка) корта

  • все маркировочные линии должны быть 50 мм шириной и контрастного цвета по отношению к прилегающим поверхностям, все маркировки стен и пола должны быть того же самого цвета.
  • все маркировки должны представлять собой прямую линию с допуском плюсминус 2мм на каждые 3 метра.

2.5. Спортивный пол.

  • ровность по длине, ширине и диагонали корта с допуском плюсминус 10 мм и плюс минус 3 мм на 3 метра поверхности в любом направлении
  • шов на поверхности пола должен быть плоским с допуском 0.25 мм.
  • шов на стыке пола со стеной 6 мм
  • должен иметь способность впитывать небольшое количество влаги и не становиться скользким

2.6. Стеклянная стена.

  • не должна иметь швов или открытых болтов размером более 2 мм в любом направлении на поверхности стены
  • рекомендуется: дверь должна располагаться посередине задней стены, открываться внутрь корта.
  • дверь не должна быть шире, чем 900 мм и выше, чем 2130 мм»

2.7.Звуковая панель ("tin"). Располагается вдоль фронтальной стены.Tin сконструирован таким образом, чтобы создавать характерный звук при попадании мячом.

Предостережение от группы компаний «Спортивные линии» При проектировании и строительстве сквош кортов необходимо руководствоваться не только строительными нормами и правилами, принятыми на территории Евразийского экономического сообщества, но и рекомендациями технического комитетаWSF , которые максимально широко учитывают особенности и специфику игры.

2.7. Искусственное освещение сквош корта

Корт должен иметь искусственное освещение. Уровень освещения при замере на высоте 1000 мм от поверхности пола должен быть:

  • Рекомендованный стандарт 500 люкс (lux)
  • Стандарт минимум 300 люкс (lux)
  • Стандарт TV 1200 люкс(lux)

2.8. Отопление сквош корта

Рекомендуется, чтобы Сквош корт и прилежащие к нему места для зрителей (включая места для разметчика и рефери) были оборудованы обогревателем и/или кондиционером, способным поддерживать температуру от 15 до 25 градусов.

2.9.Вентеляция сквош корта

Корт и прилегающие к нему места для зрителей (включая места для разметчика и рефери) должны быть оборудованы системой вентиляции, которая должна обеспечивать не менее четырех полных обменов воздуха в час при использовании корта.

Еще недавно у большинства из нас слово «сквош» не вызывало никаких ассоциаций. Сегодня эта некогда неизвестная игра стремительно завоевывает поклонников в нашей стране. С каждым днем становится все больше не только почитателей игры, но и полноценных игроков – как взрослых, так и детей.

Сквош – не просто игра, но и спорт!

Сквош является одной из самых древних игр с ракеткой и мячом. Это не просто увлекательная и азартная игра, а один из наиболее динамичных видов спорта. Это прекрасная альтернатива обычным фитнес занятиям, позволяющая поддерживать игроку отличную физическую форму. Любопытно, что за 1 час игры в сквош игрок теряет около 1200 калорий. Это равноценно 1,5 часам занятий на гребном тренажере, 2 часам на беговой дорожке и 3 часам фитнесса. Во время игры у игрока задействуются практически все мышцы и даже те, которые крайне сложно прокачать отдельными упражнениями.

Организация игры

Сквош – это игровой ракеточный вид спорта. Бывают одиночные (два игрока) или парные (четыре участника) игры. Состязание происходит с использованием специальных ракеток и относительно мягкого полого мяча. Игра представляет собой своеобразный синтез большого и настольного тенниса, бадминтона и бильярда.


Суть игры заключается в поочередных ударах игроками по мячу о стену. При этом мяч может только единожды удариться о землю и при этом не должен улететь за пределы разметки игрового поля. Площадка для игры в сквош представляет собой замкнутое пространство со специальным деревянным напольным покрытием и четырьмя стенами. Задняя стена прозрачная, выполнена из ударостойкого стекла. Сквош корт имеет следующие стандартные размеры – 9,75 х 6,4 м (длина/ширина).

Сквош клубы в Москве

Сегодня сквош в Москве становится все более популярным. Тонкости игры в сквош начинающие игроки постигают в специализированных клубах. Здесь под руководством опытных инструкторов они овладевают техникой игры, оттачивают движения и удары, проводят тренировки и матчи. Особо популярны у жителей столицы корты фитнес клубов «CityFitness», «Мультиспорт», «Премьер Спорт», «Зебра», «Олимпик Стар», «World Gym» и других спортивных комплексов. Каждый действующий сквош клуб оборудован таким образом, чтобы посетителям было комфортно и приятно тренироваться и отдыхать. В идеале, в клубе должно быть 3-4 корта для проведения турниров, место для разминки, зрительская зона, раздевалки и душ.

Сквош

Ракетка и мяч для игры в сквош

Игроки в стеклянном корте для игры в сквош

Сквош - игровой ракеточный вид спорта в закрытом помещении. Название игры (от англ. Squash ) связано с использованием в ней относительно мягкого полого мяча диаметром около 40 мм , а её прародителем считается игра в ракетки (rackets или racquets - американский вариант названия), в которой, в отличие от сквоша, используется достаточно жёсткий мяч. Игра (одиночная - два игрока ; или парная - четыре), ведется специальными ракетками на окруженном с четырёх сторон стенами корте.

История игры

Первоначально игра называлась сквош-ракетки - из-за мягкого, сминаемого (по-английски squashable) мяча, в отличие от твердого мяча, используемого при игре в теннис. Сквош развился из пяти различных игр, где применялись ракетки, перчатки и мячи. Его корни уходят к началу XVI века. Еще во Франции эпохи Возрождения дети развлекались, отбивая ракеткой мяч от стен в узких переулках. В похожую игру играли в религиозных учреждениях, например, во французских монастырях. Монахи использовали ребристые перчатки, чтобы ударять мячи о рыболовную сеть, натянутую поперек двора монастыря. Так появились первые ракетки, используемые в сквоше и в теннисе. Затем, почти столетие спустя, сквош распространился и в другие страны Европы. Следующей стадией развития сквоша было его появление в Англии, в долговой тюрьме Флит Призон. Как и для тенниса, для сквоша необходимы ракетки и мячи, но вместо того, чтобы перебрасывать мяч через сетку, как в теннисе, игроки ударяли по жесткому мячу, который отскакивал от стен. Такие игры становились все более популярны в различных учебных заведениях, особенно в английской школе Харроу . Первые корты, построенные в этой школе, были очень опасными, так как находились рядом с водостоком, колоннами, дымоходами и перилами. Однако скоро были построены четыре корта во дворе. Мячи делали из резины. Чтобы на небольшой территории было легче разместиться, ученики укорачивали рукоятки ракеток. К началу XX века игра сквош стала популярной в различных школах, клубах и даже на частных кортах, но размеры кортов установлены не были. А в 1907 г. Ассоциация Tennis, Rackets & Fives собрала заседание комитета, посвященное установке стандартов сквоша. Так из трех видов спорта возник один, под названием «сквош». Лишь в 1923 г. Королевский клуб автомобилистов снова собрался для обсуждения правил, и еще 5 лет спустя была создана Ассоциация сквоша, которая отвечала за стандарты сквоша в Великобритании. Игра получила распространение в Америке и Канаде, а затем и во всем мире. В 1930-е королем кортов был Ф. Д. Амр Бей из Египта. В 1980-е - 1990-е рекорд установили два пакистанских игрока: Джахангир Хан десять раз подряд выиграл открытый чемпионат Великобритании, а Джаншер Хан восемь раз подряд стал первым на чемпионате мира.

Корт

"Международный" размер корта был утвержден в 1920-х годах: 32 фута (9750 мм) в длину и 21 фут (6400 мм) в ширину. По фронтальной стене проходит линия верхнего "аута’ (out line) на высоте 15 футов (4570 мм) от пола, соединенная наклонными линиями аута по обеим боковым стенам c линией аута на задней стене, прочерченной на высоте 7 футов (2130 мм). На фронтальной стене так же проведена линия "подачи" на высоте 6 футов (1830 мм) и так называемый "тин’ (tin) или "нижний аут" (эквивалент сетки) высотой 17 дюймов (430 мм), окруженный "бортиком" высотой 2 дюйма (50 мм). Традиционный "Американский" корт для версии игры, распространенной в США (сейчас называемой "hardball squash"), имеет подобные размеры, но шире - 6640 мм. Разметка на полу и стенах отличается незначительно от "международного" варианта корта, а "нижний аут" и имеет высоту 15 дюймов (380 мм). Однако, на сегодняшний день "hardball squash" практически вымер и вытеснен стандартной версией сквоша.

Снаряжение для игры

Форма "стандартных" ракеток для игры в сквош определяется международными правилами. Традиционно их изготавливали из слоеной древесины (обычно дуба) с небольшой областью, затянутой натуральными струнами. После изменений в правилах в середине 1980-х ракетки почти всегда изготавливаются из композитных материалов или металлов (графит, кевлар, титан) с синтетическими струнами. Максимальные размеры современных ракеток 686 мм в длину и 215 мм в ширину с максимальной площадью головки 500 кв.см. Максимально разрешенный вес 255 граммов, но обычно ракетка весит от 110 до 200 граммов. Мячи для сквоша изготавливаются из двух кусочков резины, склеенных вместе и образующих сферу, отшлифованных до образования матово-ровной поверхности. Существуют виды мячей для различных температур и атмосферных условий, а также стандартов игры: более опытные игроки используют "медленные" мячи, которые меньше по размеру и имеют меньший отскок (эти "медленные" мячи склонны "умирать" в углах корта, что делает сложнее выполнение ответного удара). В связи с особым составом резины, мяч для сквоша приобретает большую прыгучесть при его разогреве. Игроки разогревают мяч выполняя серию ударов об стену перед игрой. В течение игры мяч разогревается ещё больше - игра усложняется и ускоряется.

Маленькие цветные точки обозначают степень прыгучести мяча и, следовательно, стандарт игры, для которой он подходит. Официально известны следующие цвета, определяющие скорость мячей (то есть степень их прыгучести):

Две желтых точки - сверхмедленный (очень слабый отскок); Одна желтая точка - очень медленный (слабый отскок); Зеленая или Белая - медленный (средний отскок); Красная - средний (сильный отскок); Синяя - быстрый (очень сильный отскок).

По такому стандарту производятся мячи компаниями Dunlop , Prince , Pointfore, Wilson . Мяч с двумя желтыми точками, появившийся в 2000 году, на сегодняшний день официально используется на всех соревнованиях, заменив мяч с одной желтой точкой. Есть ещё высокогорный мяч с оранжевой точкой, используемый в Мехико, Калгари, Денвере, Йоханнесбурге. На высокогорьях Северной Америки используется мяч с зеленой точкой производства фирмы Dunlop. Прочие виды мячей:
Dunlop "Max Blue" (предназначен для новичков) на 12 % больше и на 40 % дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть;
Dunlop "Max Progress" (красный) (для игроков, работающих над техникой) на 6 % больше и на 20 % дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть.

В связи со стремительным характером игры, игроки носят удобную спортивную одежду и устойчивую спортивную обувь для закрытых помещений (non-marking). На соревнования мужчины обычно одеты в футболку или рубашку поло. Женщины надевают юбку, футболку, топ или спортивное платье. Повязки на голове или запястье служат для удаления пота, особенно полезны они во влажном климате. Правилами рекомендуется защищать глаза очками из поликарбоната из-за возможности удара ракеткой или мячом (его скорость может достигать более 200 км/ч). В 2004 году во время кубка Canary Wharf Squash Classic, у Джона Уайта была зафиксирована скорость мяча 270 км/ч.

Во многих местах проведения встреч требуют обязательного использования защиты для глаз, той же практики придерживаются некоторые ассоциации юниорского и парного сквоша.

Игра и счёт

Для определения права первой подачи игроки бросают жребий, вращая ракетку. Подающий сам выбирает подачу из левой или правой зоны подачи (service box). При правильной подаче одна нога подающего должна быть в зоне подачи и мяч после удара ракетки должен отскочить от фронтальной стены между линией подачи (service line) и линией аута (out line) и приземлиться в противоположной задней четверти корта, если только его не отбил с лету принимающий игрок.

Принимающий подачу игрок отбивает мяч к фронтальной стене. Мяч может быть отбит на лету (такой удар называют ‘volley’) или между его первым и вторым ударами об пол корта. При правильном ударе мяч должен достичь фронтальной стены и удариться между линиями аута (out) и звуковой панели (tin) до своего касания пола. Мяч попавший в любую линию аута или границу звуковой панели, в отличие от тенниса, считается аутом. До удара о фронтальную стену мяч любое количество раз может ударяться о любую из трех оставшихся стен корта. Мячи, играемые от боковых или задней стен, называют боусты (boast или angle).

Розыгрыш продолжается до того момента, пока один из игроков имеет возможность отбить мяч сопернику или не делает ошибки (выбивает в аут, позволяет мячу дважды удариться об пол, попадает в тин и т. д.) или судья не объявляет лет (let) или строк (stroke) за помеху игре (см. ниже).

По "традиционной" британской системе счета, существующей с 1926 года, очки засчитываются только подающему игроку. Если принимающий игрок выигрывает розыгрыш, то это дает ему только право следующей подачи. Обычно геймы разыгрываются до 9 очков, а при счете 8-8 принимающий может выбрать игру до 9 или 10 очков. На соревнованиях обычно играют до трех побед, но не более пяти геймов (best-of-five).

Американская система счета (иногда называемая PARS) дает очко игроку выигравшему розыгрыш вне зависимости от того, кто подавал. Традиционно, по системе PARS игра идет до 15 очков (при счете 14-14 принимающий может выбрать игру до 15 или 17 очков). Но с 2004 года для профессиональной игры счет ведется до 11 очков (при счете 10-10 игрок должен выиграть два очка подряд). Сегодня система PARS используется на мужских профессиональных соревнованиях, а высота звуковой панели уменьшена на два дюйма, в надежде сократить длительность розыгрышей, а, следовательно, и матча. Однако, на женских профессиональных турнирах до сих пор используется оригинальная английская система счета до 9 очков и высота звуковой панели осталась без изменений.

На международных играх, клубных и парных встречах обычно используют традиционную "британскую" систему ведения счета. Правила игры и счета могут быть незначительно изменены для сокращения времени игры (например, игры играют до 7 очков, до двух побед из трех геймов) или увеличения количества занятых игроков (например, так называемая форма сквоша на корте в три четверти, где одна зона подачи заблокирована и в ней ожидает своей очереди один игрок, в то время как два других игрока разыгрывают очко в оставшейся части корта). "Британская" система счета в основном используется на матчах USSRA (United States Squash Racquets Association).

Стратегия и тактика

Фундаментальная стратегия игры состоит в том, чтобы отбить мяч вдоль боковых стен в один из задних углов корта. Такой удар называют "прямой драйв’ (drive). После своего удара игрок должен переместиться в центр корта в так называемую позицию «Т» для того, чтобы иметь возможность принять любой удар соперника. Атака мягким "укороченным ударом" (short) во фронтальные углы заставляет соперника проделать больший путь по корту для ответного удара и может привести к незамедлительной победе. "Кросс" (удар под углом, см. выше) используются для обмана и опять же увеличения пути к мячу для соперника.

Очень опытные игроки пытаются как можно чаще заканчивать розыгрыш, попадая мячом в углы фронтальной стены или в область, где боковые стены пересекаются с полом, называемую "ник" (nick). Если "ник" выполнен правильно, то мяч покатится по полу и не будет абсолютно никакой возможности его отбить. Однако, если мяч не попадает в "ник", то он может просто отскочить от боковой стены и дать сопернику легкую возможность атаковать.

Ключевой стратегией в сквоше является доминирование в области «Т» (область пересечения красных линий близко к центру корта, в которой игрок получает наиболее выгодную позицию для приема очередного удара соперника). Опытные игроки после своего удара возвращаются на «Т» и готовятся к приему ответного. Из этой позиции игрок имеет возможность быстро достичь любой части корта отбить мяч, выполняя минимум передвижений.

Розыгрыши между опытными игроками могут содержать 30 и более ударов, поэтому игра требует высочайшей подготовки на силу и на выносливость. Чем опытнее становятся игроки, и в частности, лучше принимают удары, тем больше игра становится войной на истощение. На высоком уровне игры более физически подготовленный игрок имеет большее преимущество.

Почти все игроки (опытные и не очень) попадают в следующие категории по стилю игры:

«Защитник » (retriever) - обычно, очень сильный игрок, играющий терпеливо и принимающий все удары противника, но не ведущий сильной атакующей игры.

«Атакующий игрок» (shooter) - так же может быть терпеливым, но более легко выбивающий победные мячи или играющий «ники». Обладает очень хорошей точностью удара и умением обмануть соперника.

«Силовой игрок» (power player) - пытается побороть соперника очень быстрыми мячами. За ним не замечено ни выносливости ни терпения.

«Универсальный игрок» (all-around player) - одинаково хорошо играющий во всех предыдущих стилях игры, чувствует себя комфортно во всех областях корта.

Для вывода соперника из баланса важно умение изменять направление мяча в самый последний момент. Игроки экстра-класса могут предвидеть удар соперника на несколько десятых долей секунды быстрее среднего игрока, что дает им шанс более быстрой реакции. Это свойство приобретается с большой практикой тренировок и игр.

Помехи движению или удару

Столкновения либо помеха движению или удару - это неизбежные аспекты скоростной игры в замкнутом пространстве. Правила игры обеспечивают игроку право доступа к мячу для удара и возможность замаха, а также беспрепятственного удара в любую область фронтальной стены. В случае помехи игре, игрок может заявить "лет" (let) и судья (или при его отсутствии сами игроки) оценивает характер столкновения. Судья может назначить "лет" и тогда игроки переигрывают очко, или присудить "строк" (stroke) (то есть очко или переход права подачи) обратившемуся игроку, в зависимости от характера помехи и того, мог ли, по мнению судьи, игрок выполнить удар, если бы ему не помешали.

Если не ясно была ли помеха или она была незначительна, правила обязывают отклонить "лет" в интересах непрерывности игры и пресечения ложных апелляций. Из-за субъективности в оценке причин и силы помех, вероятности обоих видов решений судьи практически равны.

Когда мяч попадает в соперника до удара о фронтальную стену, то это так же считается помехой. Если мяч летел по направлению к боковой стене в момент удара о соперника, то обычно засчитывают "лет". Однако, в случае если мяч летел прямо в переднюю стену, игроку бившему по мячу засчитывают "строк".

Развитие сквоша

В мире сосуществует несколько вариантов игры в сквош. В американском «хардболе» игра ведется намного более жестким мячом на кортах другого размера (см. выше). В то время как одиночные игры в хардбол, уже непопулярны даже в Северной Америке (в отличие от «международной» версии игры), парные игры в хардбол проводят все ещё достаточно активно. Существует парная версия сквоша: играют стандартным мячом, иногда на более широком корте. Так же существует более похожая на теннис игра - «сквош-теннис» (squash tennis).

Меньший размер корта для сквоша и мячи с меньшим отскоком усложняют процесс выигрыша очков, в отличие от своего младшего американского собрата «ракетбола» (racquetball). В отличие от ракетбола мяч должен попасть выше «тина» и не может быть легко «погашен». В результате, розыгрыши обычно дольше чем в ракетболе.

Игра полностью изменилась после изобретения стеклянной задней стены, которая позволила намного большему количеству зрителей наблюдать матчи. Сплошная стеклянная стена, была разработана для полностью прозрачных кортов - в дальнейшем называемых "Золотая рыбка"

Большинство игроков в сквош предпочитают партнеров сравнимых физически, умственно и технически, так как даже небольшая разница приведет к подавляющему преимуществу в матче. На сегодняшний день не существует какого-либо международного стандарта оценки уровня игроков. Существует только деление на профессиональных и непрофессиональных игроков.

Сквош дает отличную нагрузку на сердечно сосудистую систему. За час игры в сквош игрок тратит от 700 до 1000 килокалорий (3000-4000 кДж). Это существенно больше, чем в других видах спорта и на 70 % больше, чем в теннисе или ракетболе. Нагрузка приходится на верхнюю и нижнюю части тела - ноги используются для движения по корту, а руки и торс для замаха ракеткой. Но некоторые исследования показали, что сквош может являться причиной сердечной аритмии и считается не лучшей формой физической нагрузки для пожилых людей с болезнями сердца. Сегодня корты для сквоша существуют в 148 странах мира от Аргентины до Замбии.

Игроки и рекорды

The (British) Squash Rackets Association провела свой первый открытый мужской чемпионат по сквошу British Open в декабре 1930 года по «кубковой» системе: Charles Read был признанным чемпионом, но в домашнем и гостевом матчах был разбит игроком по имени Don Butcher, который стал чемпионом 1931-го года. Чемпионат продолжается и поныне, но проводится по «олимпийской» системе начиная с 1947 года.

Начиная с основания British Open, в нём доминировали одни и те же игроки: F.D. Amr Bey (Египет) в 1930-х; Mahmoud Karim (Египет) 1940-х; братья Hashim Khan и Azam Khan (Пакистан) 1950-х и 1960-х; Jonah Barrington (Великобритания и Ирландия) и Geoff Hunt (Австралия) 1960-х и1970-х; Jahangir Khan (Пакистан) 1980-х; Jansher Khan (Пакистан) 1990-х.

Женский чемпионат стартовал в 1921 году и так же его фаворитами был ограниченный круг дам: Joyce Cave и Nancy Cave (Англия) в 1920-x; Margot Lumb (Англия) 1930-x; Janet Morgan (Англия) 1950-x; Heather McKay (Австралия) 1960-x и 1970-x; Vicki Cardwell (Австралия) и Susan Devoy (Новая Зеландия) 1980-x; Michelle Martin (Австралия) 1990-x; Sarah Fitz-Gerald (Австралия) 1990-x и 2000-x.

Heather McKay с её большим ростом и абсолютным доминированием в игре (она оставалась непобедимой в течение всей своей 18-летней карьеры в 60-70-х) бесспорно величайшая женщина-игрок всех времен. Среди мужчин большинство современных экспертов отдают абсолютное первенство игроку Jahangir Khan (1980-е годы) или его дальнему родственнику Jansher Khan (1990-е годы). Другие достойные претенденты: Jonah Barrington, Geoff Hunt и Hashim Khan.

Из-за своей более долгой истории British Open многими считается более престижным, чем World Open, стартовавший лишь в середине 1970-х. Однако, устроители кубка пытаются привлечь лучших игроков с помощью денег. В 2005 году общий (женский и мужской) призовой фонд British Open составил 71 000 $, в сравнении с ним World Open предлагал призы на сумму 270 000 $.

Hashim Khan открыл доблестную династию великих пакистанских чемпионов сквоша, которую продолжили Jahangir Khan и Jansher Khan. Jahangir, являясь на сегодняшний день президентом Всемирной Федерации Сквоша (WSF), десять раз побеждал в British Open и восемь раз в World Open. Jansher получил свой первый титул в 1989 году, победив в чемпионате World Open.

В прошлом сотая ракетка мира Alby King (Новая Зеландия) заявил, что у сквоша «вполне реальные шансы» быть вписанным в список олимпийских видов спорта к играм 2016 года.

Существует предположение, что сквош получил своё название в середине XIX века благодаря разбитым окнам в одной из школ Харроу (район Лондона), где мальчики, ожидающие своей очереди играть в реал-теннис, тренировались в школьном дворе и твёрдыми теннисными мячами. Дирекция школы разрешила тренироваться во дворе при условии использования мягких мячей (Squash – в переводе с английского "сжимать"). Мальчикам играть с мягкими мячами понравилось, так как управляться с ними было намного проще. Появились поклонники новой игры, которые стали играть в небольших дворах домов, где были подходящие три стены.

Имеются сведения, что в тот же период, игрой подобной сквошу занимались арестанты лондонской долговой тюрьмы (Флит Призон) и ссыльные в трюмах кораблей, перевозивших их в Австралию.

Корни сквоша, как и реал-тенниса уходят к началу XVI века. Во Франции в эпоху Возрождения дети развлекались, отбивая ракеткой мяч от стен в узких переулках. Следующей стадией развития сквоша было его появление в Англии, в долговой тюрьме Флит Призон. Как и для тенниса, для сквоша необходимы ракетки и мячи, но вместо того, чтобы перебрасывать мяч через сетку, как в теннисе, игроки ударяли по жесткому мячу, который отскакивал от стен.

К началу XX века сквош приобрёл популярность во многих британских и американских школах (играли в школьных дворах) и клубах. Однако правила и рамеры плошадки не были унифицированы.

В 1904г. в США была создана первая ассоциация сквоша «Ассоциация Tennis, Rackets & Fives». Через три года она приняла решение по стандартизации правил игры.

В 1928г. в Великобритании появилась своя Ассоциация сквоша.

Международная федерация сквош-ракетс (ISRF) была основана в 1967г. и переименована во Всемирную федерацию сквоша (WSF) в 1992г. Существуют и ассоциации профессиональных игроков: у мужчин ‒ (PSA) и у женщин ‒ (WSA).

Сквош культивируется более чем в 190 странах. Он включён в программы Панамериканских играх, Азиатских игр, Игр Содружества, Всемирных игр и Всеафриканских Игр.

Игра признана Международным Олимпийским комитетом и войдёт в программу Олимпийских игр 2020 года.

В сквош играют один на один или два на два, используя полый резиновый мяч и ракетки похожи на теннисные.

Сквош-корт состоит из 4 ровных гладких стен (лицевой, 2-х боковых и задней) разной высоты. Игровое пространство ограничивается сверху? линиями аута по всем четырём стенам, снизу – звуковой (акустической) панелью ("жестянка" или "банка") лицевой (передней, фронтальной) стены. Линия на лицевой стене (линия подачи) и квадраты на полу корта (зоны подачи) играют свою роль только при подаче мяча.

СУТЬ ИГРЫ: поочередный обмен ударами ракетками по мячу таким образом, чтобы соперник совершил ошибку или не смог отбить мяч. Мяч нужно ударить таким образом, чтобы он коснулся лицевой (передней) стены выше звуковой панели (на рисунке ограничена нижней линией) и ниже линии аута (верхняя линия). Выполнять удары можно как с лёта, так и после первого отскока мяча от пола. Обычно мяч посылают прямо в лицевую стену, хотя его можно бить по любой стене.

Тактика игры состоит в том, чтобы отбить мяч вдоль боковых стен в один из задних углов корта. Такой удар называют "прямой драйв" (drive). Атака мягким "укороченным ударом" ("Short") в углы лицевой стены заставляет соперника проделать больший путь по корту для ответного удара и может привести к выигрышу. "Кросс" ("Cross") – Опытные игроки пытаются как можно чаще заканчивать розыгрыш, попадая мячом в углы лицевой стены или в область, где боковые стены пересекаются с полом, называемую "Nick" (ник). Если "Nick" выполнен правильно, то мяч покатится по полу и не будет абсолютно никакой возможности его отбить. Однако, если мяч не попадает в "Nick", то он может просто отскочить от боковой стены и дать сопернику легкую возможность атаковать.

Ключевой стратегией в сквоше является доминирование в области «Т » (область пересечения красных линий близко к центру корта, в которой игрок получает наиболее выгодную позицию для приема очередного удара соперника). Продвинутые игроки после своего удара возвращаются на «Т » и готовятся к приёму ответного удара. Из этой позиции игрок имеет возможность быстро достичь любой части корта отбить мяч, выполняя минимум передвижений.

Для вывода соперника из баланса важно умение изменять направление мяча в самый последний момент. Игроки экстра-класса могут предвидеть удар соперника на несколько десятых долей секунды быстрее среднего игрока, что даёт им шанс более быстрой реакции. Это свойство приобретается с большой практикой тренировок и игр.

ПРАВИЛА СКВОША

Победитель матча определяет в трёх сетах (иногда в пяти сетах – в зависимости от регламента отдельных соревнований). Каждый сет играется до 9 (иногда до 11) очков. При счёте 8:8, принимающий подачу должен решить до скольких очков будет вестись сет – до 9 или 10. Кто из игроков первым набирает установленное количество очков, тот выигрывает сет (игда играют на "больше-меньше").

Очки насчитываются только игроку, который подаёт и он подаёт до тех пор, пока не проиграет розыгрыш очка. Тогда право подавать переходит сопернику. Игрок, выигравший предыдущий сет подаёт первым в следующем.

Игра начинается с подачи. Право подавать первым определяется жребием (вращением ракетки). Подающий сам решает, из какой зоны подачи (левой или правой) он будет подавать. В дальнейшем, подающий, выигрывая очко, каждый раз меняет квадрат подачи на противоположный.

Правильной подачей признается такая подача, при которой:

  • подающий должен стоять по крайней мере одной ногой полностью в квадрате подачи (в ином случае неправильная постановка ног называется – "Foot Fault " (фут фоулт). Подача в этом случае переходит сопернику. В сквоше, в отличии от тенниса, вторая попытки при подаче не существует;
  • мяч ударяется о лицевую стену выше линии подачи и ниже красной линии и после отскока от стены попадает в большой квадрат соперника;
  • при подаче мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к лицевой стене.

В случае ошибки происходит переход подачи.

Ответный удар считается правильным, если мяч, до второго удара об пол, без нарушения правил послан в лицевую стену выше звуковой панели и ниже линии аута, и не коснулся пола. Мяч может касаться боковых и/или задней стен до того, как достигнет лицевой стены.

Ответный удар не засчитывается, если:

  • отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с лицевой стеной было произведено два удара по мячу – "Not Up" (нот-ап);
  • после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область звуковой панели в нижней части лицевой стены – "Down" (даун);
  • после удара отбивающего игрока мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – "Out" (аут).

В сквоше, в отличие от других игр, все линии (красные) на стенах корта? линии аута, т.е. если мяч ударился о любую из линий, игрок теряете подачу.

Игрок выигрывает розыгрыш мяча, если сопернику не удаётся выполнить: правильную подачу, или ответный удар, или если мяч коснётся соперника (включая ракетку или одежду) до предстоящего удара игрока, который в соответствии с очерёдностью должен его выполнять.

Игрок, в случае промаха по мячу может сделать дальнейшую попытку отбить мяч до его второго приземления.

Так как двум игрокам или парам приходится играть на одной и той же территории, существует возможность помехи друг другу. При возникновении помехи игрок имеет право остановить игру и попросить переигровки – "Let" (лэт). Очко переигрывается, также в случаях:

  • когда в момент подачи соперник не был готов к приёму и не сделал попытки ударить по мячу;
  • когда игрок намеренно не выполнил удар, боясь задеть соперника ракеткой или попасть в него мячом;
  • если игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за его пределами;
  • если мяч во время розыгрыша коснулся какого-либо стороннего предмета, лежащего на полу;
  • если во время игры порвался мяч.

Чтобы избежать помехи игре, соперник должен попытаться предоставить игроку свободный прямой доступ к мячу, открытую видимость мяча, место, чтобы закончить маховое движение и свободу ударить мяч непосредственно в направлении к любой части лицевой стены.

Если соперник загородил путь игроку, или находился на одной линии с мячом, или помешал сделать необходимый замах ракеткой, то он проигрывает очко - "Stroke " (строук).

В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий руководствуются следующими принципами:

  • если соперник предпринял все необходимые действия для избегания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка "Let ";
  • если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику "No Let ";
  • если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу в лицевую стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку "Stroke ".

Между всеми геймами разрешается перерыв 90 сек. Игрокам, при необходимости, разрешается смена одежды и оборудования.

ТРЕБОВАНИЯ К КОРТУ

Длина корта между игровыми поверхностями – 9,75 м . Ширина корта между игровыми поверхностями – 6,40 м .

Высота от пола до нижнего края линии аута лицевой стены – 4,57 м . Высота от пола до нижнего края линии аута задней стены – 2,13 м .

Высота от пола до нижнего края линии подачи на лицевой стене – 1,78 м .

Высота от пола до верхнего края линии звуковой панели лицевой стены – 0,48 м .

Расстояние к самому близкому краю поперечной линии от задней стены – 4,26 м .

Внутренние размеры квадратов подачи – 1,60х1,60 м .

Ширина всех линий и линии звуковой панели – 5,0 см .

Минимальная высота свободного пространства от пола корта – 5,64 м

ПАРАМЕТРЫ РАКЕТКИ

Максимальная длина ракетки – 68,6 см

Максимальная ширина головной части, измеряемая под прямым углом к рукоятке – 21,5 см .

Максимальная площадь поверхности струн – 500 кв.см .

Минимальная ширина каждого просвета между струнами – 7 мм .

Максимальная толщина в любом месте обода или другого структурного элемента (измеряемая под прямым углом между струн) - 26 мм .

Минимальный радиус наружного закругления обода в любой точке – 50 мм .

ПАРАМЕТРЫ МЯЧА

Диаметр – 40,0±0,5 мм .

Вес – 24 , 0± 1 , 0 гр .

Внешне все мячи для сквоша одинаковы. Однако, в зависимости от скорости мяча (упругости) они помечаются соответствующей цветной точкой. Сверх медленный – две жёлтые точки. Очень медленный - жёлтая точка. Медленный – зелёная или белая точка. Средний - красная точка. Быстрый – синяя точка. Есть ещё высокогорный мяч с оранжевой точкой, используемый в Мехико, Калгари, Денвере, Йоханнесбурге.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Разминка (Knock-up) Перед матчем игроки обмениваются ударами без счёта

Ниже (Down) Выражение, используемое, чтобы указать, что при подаче или возврате мяч ударился о пол или об звуковую панель или коснулся линии звуковой панели перед тем, как достиг игровой поверхности лицевой стены.

Гейм (Game) Часть матча, начинающаяся с подачи и заканчивающаяся, когда один из игроков выиграл или набрал девять или десять очков (в соответствии с правилами).

Подача (Hand) Период с момента, когда игрок становится подающим до тех пор пока не станет принимающим (потеряет подачу).

Потеря подачи (Hand out)

Переход подачи (Hand-Out) Условие, при котором происходит смена подающего.

Лет (Let) Спорный мяч. Ни один удар обоих игроков не привёл к выигрышу очка или переходу подачи, так как один из игроков считает, что была помеха и обращается к Рефери, чтобы тот признал помеху и назначил повторный розыгрыш.

Нет (Not Up) Выражение, используемое, чтобы указать, что мяч ударился не в соответствии с правилами. " Нет" применяется, когда:

  • мяч ударен неправильно подающим или отбивающим мяч;
  • мяч ударился более чем один раз об пол прежде, чем его ударил отбивающий мяч;
  • мяч касается отбивающего мяч или чего-нибудь надетого на него, отличного от ракетки;
  • подающий делает одну или более попыток ударить по мячу, но не может сделать это.

Аут (Out) Выражение, используемое, чтобы указать что:

  • мяч ударился о или выше линии аута стены, или о потолок, или любой осветительный прибор, присоединенный к потолку;
  • мяч был перепасован через любой осветительный прибор, присоединенный к потолку, и/или стене выше линии аута;
  • на кортах, которые полностью не закрыты, мяч передан над линией аута за корт без касания любой стены или, если нет линии аута, перепасуется над любой стеной за корт.

Четверть корта (Quarter Court) Одна половина той части корта между поперечной линией и задней стеной, которая была разделена на две равных части средней линией корта.

Розыгрыш (Rally) Только подача или подача и любое число возвратов мяча, заканчивающиеся, когда мяч выходит из игры.

Допустимый замах (Reasonable Backswing) Начальное действие, используемое игроком в перемещении ракетки далеко от тела, как подготовка к движению ракетки к Мячу для удара. Замах считается допустимым, если он не чрезмерен. Чрезмерный замах – тот, в котором рука игрока с ракеткой вытянута к прямую линию, и/или ракетка вытянута с рукояткой приблизительно горизонтально. Решение Рефери о том, что является допустимым замахом в отличие от чрезмерного замаха, окончательно.

Допустимое сопровождение (Reasonable Follow Through) Действие, используемое игроком в продолжение движения ракетки после того, как она имеет контакт с Мячом. Завершение приемлемо, если оно не чрезмерно. Чрезмерное завершение – когда рука игрока с ракеткой вытянута в прямую линию, практически горизонтально. Чрезмерное завершение – также то, в котором рука образовывая прямую линию с ракеткой проделала более широкую дугу чем непрерывная линия полета мяча. Решение Рефери о том, что является допустимым сопровождением в отличие из чрезмерного сопровождения, окончательно.

Подача (Strvis) Способ введения мяча в игру подающим, чтобы начать розыгрыш.

Отбивающий (Striker) Игрок, чья очередь ударить по мячу после отскока мяча от лицевой стены, или игрок, находящийся в процессе удара по мячу, или тот, кто только что отбил мяч и мяч ещё не достиг лицевой стены – точки возврата.

Удар (Stroke) Усилие, прилагаемое игроком, который выигрывает розыгрыш, или в ходе игры или по присуждению судьёй (рефери) и, который кончается выигрышем очка или сменой подачи.

Драйв (Drive) Движение мяча, при котором мяч летит параллельно стене.

Свеча (Lob) Движение мяча по высокой траектории, которая позволяет перекинуть мяч через соперника.

Удар с лёта (Volley) Удар по мячу до его косания пола.

Рикошет (Boast) Удар о ближайшую боковую стену с расчётом попадания во фронтальную стену.

Обратный рекошет (Reverse boast) Удар по мячу, направленный в дальнюю боковую стенку с расчётом попадания во фронтальную стену.

Укороченный удар (Drop shot) Укороченный удар о переднюю стенку.

Завершающий удар (Kill shot) Сильный удар с целью завершения розыгрыша.

Смэш (Smash) Удар над головой (например, при неудачном отыгрыше соперника ударом Lob).

Звуковая (акустическая) панель (Tin) Область под нижней линией на лицевой стене корта во всю его ширину, которая должна быть создана из материала, создающего отличительный звук при ударе мячом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!