Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Йога и православие

По статистике йогой занимаются примерно полтора миллиона человек в России. Только в Москве около 260 йога-центров. Опросы показали, что йога занимает примерно 11-12 место в рейтинге видов спорта, которыми предпочитают заниматься наши соотечественники. Что же происходит? Людей привлекает духовная практика йоги или они рассматривают йогу как вид спорта, полезный для здоровья?

Недавно на телеканале Спас прошла передача на тему «Йога и православие», где гости пытались дойти до самой сути в главном вопросе: может ли православный человек заниматься йогой? При этом в студии были православные люди, которые практикуют хатха-йогу, то есть вид йоги, в большей степени нацеленный на физическое, телесное здоровье. К однозначному выводу не удалось прийти. Одни гости говорили о том, что йога может практиковаться как очень полезный набор физических упражнений, и православному человеку это неопасно, в том, конечно, случае, если он не погружается в духовные йоговские практики. Другие гости заняли более резкую позицию – православному человеку нельзя заниматься йогой, надо создавать внутри православия альтернативные формы, укрепляющие физическое, телесное здоровье. Думаю, что такая неоднозначность неизбежна, поскольку речь в основном шла именно о йоге как таковой. И опасения, высказанные в программе вполне понятны. Действительно, как духовная практика, йога не приемлема для православного человека. Есть много несовместимых друг с другом религиозных позиций.

Но как быть с полутора миллионами наших сограждан, которые чаще всего приходят в йогу в поисках телесного здоровья или как в спортивный клуб, а надо сказать, почти при каждом фитнес-клубе существуют занятия йогой. Надо ли считать, что эти люди потеряны для православия?

Я нередко встречала истории людей, которые через занятия йогой приходили в христианство, в православие. Они говорили, что йога была их первым шагом на пути к Богу и сейчас, являясь православными христианами они очень ясно и четко видят, что йога не могла ответить им на их внутренние духовные вопросы. Именно в православном храме они обрели то, что искали всю жизнь. Но эти счастливцы встречали на своем пути христиан, которые не отталкивали их лишь на том основании, что они занимаются йогой.

Напротив, они проявляли мудрость, терпение и любовь, раскрывая всю красоту и свет христианского учения. В этом плане можно отметить, что йоге мы можем сказать – нет, но людям, на пути которых встретилась йога (нередко всего лишь как ступень в духовном поиске) мы призваны говорить – да. 99 девять овец Господь оставил для того, чтобы найти одну пропавшую.

Может быть и мы призваны к тому, чтобы являть собой тот образ православного христианина, который не обличает, не осуждает, не клеймит, но пытается вслед за Христом проявлять любовь к ближнему, каким бы он ни был. И путь любви всегда прямее пути войны или борьбы. Если мы и говорим о борьбе, то это прежде всего борьба с собственными грехами. Путь христианина длиною в жизнь.

До последнего вздоха мы пытаемся быть христианами, быть православными. Но правильнее когда о нас другие говорят: «вот это православный христианин». Не редко, к сожалению, происходит наоборот. Подлинное христианство – это бытие свободной и ответственной личности перед лицом Бога, это мужество не предавать то, что составляет нашу суть, это способность к любви и уважению в отношении других, не только близких, но и дальних, даже людей иной веры. Если нам хоть в какой-то степени удается приблизиться к христианским идеалам, то нам значительно легче справляться с соблазнами, мы сердцем чувствуем то, что полезно нашей душе, а что – нет. Наша настоящая вера тогда оказывается прекрасным щитом от любой скверны, при этом наше сердце открыто христианской любви к миру и к людям.

Добро пожаловать в реальность йоги!

В этой статье поговорим про Христианство (Православие), поговорим о том, как же оно соотносится с йогой. Есть ли вообще что-то общее между йогой и Христианством? Почему официальная церковь считает увлечение йогой грехом? Можно ли заниматься йогой и при этом быть православным христианином?

На эти вопросы ответы следующие…

Йога и Христианство. Цели совпадают.

В одной из любимейших мною православных молитв – молитве Оптинских старцев есть строчка: «Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу». Ни это ли йоговская ? Говорить правду, да ещё и конструктивную правду.

Так или иначе именно затем, чтобы никого не смущать, строго православным верующим, монахам и батюшкам я о своих занятиях йогой не рассказываю. Я уважаю их путь и радуюсь за тех, кто искренне старается приблизиться к Богу и

Кстати о целях… Какова цель Христианской жизни? В церковь ходить и не грешить? А зачем? Чтобы в рай попасть? А в рай зачем попадать? Чтобы ада избежать? Чтобы с Богом рядом быть? Лучше всего на вопрос о цели Христианской жизни рассказывает Серафим Саровский в беседе с близким учеником Мотовиловым. Эта беседа так и называется: «О цели Христианской жизни».

И там очень любопытная информация есть, о том, что цель Христианской жизни есть стяжание (приобретение) Духа Святого Божьего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро ) суть средства для стяжания Святого Духа Божиего.

В чём цель йоги? Конечно смысл жизни йога в том, чтобы стать чище и приблизиться к Своей Истинной Божественной Природе, окончательно такое единство наступает не где-то на небесах, а в .

Кто такой настоящий йогин и христианин?

Вообще скромный, добрый, смиренный человек, почитающий Христа и о йоге даже никогда не слышавший, является гораздо более настоящим йогом, чем тот, кто может уже даже занятия йогой сам ведёт, но при этом соблюдать не стремится и распухает от чувства своего превосходства над другими. Неправильная йога очень способствует усилению эго и гордыни. А гордыня – самое большое препятствие на любом истинном духовном пути.

Десять заповедей Моисея, по сути те же Ямы и Ниямы йоги, просто Моисей их сформулировал в те времена, когда люди были грубы, и даже просто не убить было достижением. Христос уже более глубоко Ахимсу (не причинение вреда) в массы принёс: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Очень интересно про Христианство сказано в книге . Вот один из аудио отрывков на эту тему:

И расскажу вам ещё одну историю, из которой связь между йогой и Христианством станет для вас просто очевидной.

Крийя йога и Иисусова молитва.

Один мой друг, практикующий был в в общине йогов Италии. Как-то подходит к нему местный итальянец и спрашивает: «Ты читал книгу про русского странника?» Тот не читал, удивился вопросу. Потом ещё один подходит и тоже говорит: «О ты русский, значит ты читал книгу про русского странника?».

Мой друг совсем заинтересовался и узнал, что речь шла о книге «Откровенные рассказы странника Отцу своему Духовному». Это русская православная книга, в который странник описывает свою жизнь и свой опыт практики : «Господи Иисусе Христи, помилуй мя».

Святой — это грешник, который никогда не сдавался.

Как сказал Шри Ауробиндо:

«Русские и так склонны к грусти, ещё и религию себе такую выбрали»

Бесчисленные повторения слов: грех, грешник, во грехе — в христианских молитвах и псалмах меня совсем не радуют.

Йогананда говорил: «Самый большой грех – это называть себя грешником».

Ведь по сути, мы все — прекрасные души. Утверждая свою истинную Божественную природу, концентрируясь на ней, мы приближаем момент просветления. Если же человек акцентирует свои грехи, зацикливается на них, то он обречен навечно в них оставаться. должна быть положительной, часто повторяемая молитва работает в том числе, как аффирмация.

Однако же, даже если слово грех и чему-то вредит, все православные молитвы очень сильны. Кроме того, есть несколько молитв, в которых данного слова нет. Больше о молитвах написано статье:

Как сказал один мой друг:

В церковь ходят либо те, кто недостаточно осознан для того, чтобы увидеть множество противоречий в ней происходящих, либо те, кто уже выше этих противоречий и просто чувствуют благостные энергии.

Возможно, каждый должен пройти период отдаления от церкви…Скорее всего это этап духовного роста, но очень важно, чтобы человек побыстрее вырос и закончил этот этап, потому что на пути жизни, пока мы не добрались до , есть очень много ловушек, а православные энергии помогают их обойти.

Православные энергии

Я относительно много путешествовала, была во многих буддийских святынях, была в Гималаях, в храмах Индии, но вибрации русского Православия люблю более всего. И медитировать в храмах чудесно. Все старые православные храмы и церкви очень сильны и благостны (с новыми бывает не так, особенно с теми новыми, которые выглядят особенно шикарно). В католических храмах тоже была… Но там такой благодати не ощущала, хотя все святыни, связанные с Франциском Ассизским на его родине в городе Ассизи в Италии – очень мощные. Мне этот святой очень близок.

А ещё… Как-то мой друг по чистой случайности подвёз монаха, и тот рассказал про его друга, который был в Шаолине где ему сказали, что Православие в нынешнее время – это самое мощное течение, которое противостоит злу. О том, что такое зло и существуют ли тёмные силы может быть расскажу в .

А выводы этой статьи:

Между настоящим глубоким Православным Христианством и йогой нет никакой разницы. Вообще, йога это не религия – это наука по осознанию своей высшей . Йога является основой любого истинного духовного пути и любой настоящей религии, не только христианства.

Образы Нового Завета стали мне более или менее понятны только благодаря написанному в и благодаря комментариям Парамахансы Йогананды на него:

Уж очень немудрым тогда было населения и слишком глубокими притчами приходилось говорить Иисусу Христу.

Кстати Христос — это не имя, а титул того, кто осознал свою Высшую природу. Кришна тоже титул того же самого. Они даже по звучанию похожи: Кришна, Христос.

Так что основа совершенно одинаковая. В основе стоят великие полностью реализованные Мастера, всего человечества. И Будда такой же титул. В книжечке Николая Нотовича об этом интересно написано

, мой дорогой читатель, молитесь, веруйте и стремитесь к Богу превыше всего: всё это гарантирует вам обретение истинного Царствия Божиего, которое внутри придёт неприметно.

Йога ― это техника, направленная на исцеление телесной оболочки человека и питание духа. Йогины, практикующие ее десятилетиями, уверены, что благодаря ей можно предотвратить развитие заболеваний и избавиться от уже имеющихся.

Людей, в том числе православных и воцерквленных, чаще привлекает внешняя сторона йоги. Им нравится выполнять асаны, расслабляться, практиковать прием холодных ванн, процедуры для очищения, учиться правильно дышать. В результате внутренние системы работают слаженно, улучшается пищеварение, потенция, память, настроение. Многие считают, что достаточно вооружиться практическими упражнениями, а мировоззрение, на котором йога зиждется, игнорируют.

Но индусская гимнастика ― не просто комплекс упражнений. Она содержит элементы направлений, связанных с так называемыми трансцендентальными медитациями и мистическим даосизмом. Часть из них имеет точки соприкосновения с буддизмом Тибета и его идеологией.

С точки зрения православия, йога ― это набор приемов, с помощью которых каждый человек сможет управлять происходящими в нем физиологическими и психологическими процессами. В нее входят и методы, которые помогают достичь определенного состояния духа. Любые физические тренировки становятся в первую очередь обрядами, а также оккультными медитациями, позволяющими проникнуться восточной философией. А асаны, которым человек учится в процессе занятий, отождествляют его с животными, а иногда даже с предметами. Принимая некоторые позы, человек влияет на сексуальные центры в теле, пробуждая энергию секса.

Православие придерживается мнения, что невозможно отделить веру, нравственность и исполнение внешних обрядов от физических упражнений. В йоге даже самые простые движения вбирают в себя знаковую систему, через которую телу и душе передается определенная информация. С помощью таких психотехнических приемов люди добиваются расширения сознания и раскрытия в них самих божественности. Это противоречит христианской вере, поэтому духовные наставники склонны запрещать своим ученикам йогу.

Многие думают, что ценности в буддизме и христианстве – одинаковые: преодоление мирских страстей, избегание грехов, любовь к живому и жертвенность. Но человек, проповедующий буддизм, должен отречься от привязанностей и желаний, что подразумевает и отказ от Христа. Разница заключается в том, что буддисты стремятся достичь того состояния, когда они ни к чему не привязаны, а душа чиста и не наполнена. Христианство же воспринимает жертвы, помощь и радость только сквозь призму живущей в душе любви. Отношение православной церкви к йоге неоднозначное, но чаще ― негативное.

Йога и христианская вера

Особенность йоги в том, что выполнение упражнений, или асан, а также дыхательная гимнастика являются подготовкой тела к переживаниям души. Цель техники ― не подтянуть или сделать более гибким тело. У нее религиозно-аскетическая основа. Искушенные йогины достигают , когда им подвластны все психические состояния и они могут свободно сосредотачивать разум на чем угодно. Тогда они освобождаются от телесной оболочки и выходят из круга реинкарнаций.

Христианское учение подразумевает противоположное. Когда душа соединяется с божественным началом, человек раскрывает все свои таланты и лучшие черты. Не требуется избавляться от личностных качеств, терять самого себя. Христианин не должен стараться изжить из сердца радость, любовь и прочие чувства, потому что только с их присутствием жизнь становится по-настоящему наполненной.

Нельзя забывать и про медитативные техники, применяемые в йоге. Во время медитации человек стремится сосредоточить мысли на одной идее. Происходит полное отрешение от объектов внешнего мира, достигается определенное состояние психики. Медитирующий словно общается с самим собой, погружается во внутренний мир, занимается самогипнозом.

Молитвы же, принятые в православии, направлены не внутрь, а вовне ― к Богу. Это разговор с Богом. Источник сил, вдохновения, духовного совершенства в этих двух случаях совершенно противоположный: в буддизме ― человеческая душа, в христианстве ― Бог.

Являясь, с точки зрения религии, религиозно-мистической практикой, медитация заставляет человека находиться вне Христа. Развивая свои способности, человек начинает думать, что проводник высших сил, света и откровений ― он сам, обладатель высшей миссии. Это причина, по которой церковный мир не приемлет йогу.

Неверно говорить, что йога не позволяет добиться значимых результатов. С ее помощью можно достичь внутренней уравновешенности, состояния покоя вне зависимости от внешних обстоятельств, привести в порядок нервную систему. Каждое упражнение позволяет развить какую-то способность. Но позиция христианства такова, что душу нельзя насильно успокаивать, она должна постоянно «болеть». Только тогда душа освободится от грехов посредством исповеди.

Воцерквленные православные люди убеждены, что ради сохранения бодрости и крепости духа можно прибегнуть и к обычной физкультуре. Гимнастика ― отличный способ поддерживать форму. Они опасаются проблем, которые возникают у тех, кто чересчур рьяно придерживается правил йоги. Так, прочищение носоглотки и кишечника со временем приведет к повреждению слизистых оболочек, а из-за неправильно составленной программы могут случиться вывихи, артриты и артрозы.

Можно ли православным практиковать йогу

В наши дни соблюдение здорового образа жизни превращается в настоящий культ. Йога распространяется повсеместно, приходя в первую очередь в крупные города. Но, становясь ее адептом, православные должны помнить о том, что это не вид спорта, а ответвление от религиозной традиции Востока.

Цель этой практики ― научить людей управлять не только телом, но и психикой. Делается это для достижения высшего состояния души и тела. Невозможно заниматься йогой только для развития тела. Посещая тренировки, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что он принимает духовные цели йоги и всю систему буддистского духовного воззрения. По этому поводу есть мудрое высказывание иеромонаха Серафима, даже занимаясь йогой исключительно для поддержания здоровья тела, человек неосознанно готовит себя к перемене духовных ориентиров и новым духовным переживаниям.

Церковь не рекомендует православным людям прибегать к этой практике. Она поясняет: йога считает положительным всякий духовный опыт, в том числе случающийся во время медитативных занятий. Православные же люди должны учиться различать духов, а также понимать, что прилив энергии и тепло во время молитвы в любых частях тела, располагающихся под уровнем сердца, опасны и должны отвергаться. А занятия йогой предполагают, что прорабатываются различные чакры и центры в теле человека, наполняются теплом и энергетическими потоками.

Йога и православие ― понятия несовместимые, особенно для тех, кто не приемлет поверхностности и стремится погрузиться в то, чем занимается и во что верит. Поэтому каждый человек должен самостоятельно сделать свой выбор духовных ориентиров.

В наше время здоровый образ жизни становится настоящим культом, особенно среди жителей развитых государств. И одной из быстро распространяющихся практик, нацеленных на поддержание здоровья, становится йога. Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление претендующее на повседневность в нашей жизни?

Нередко, проезжая по Москве, можно увидеть рекламные плакаты, с которых «дышащие» здоровьем молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой. «Присоединяйтесь» , — их строгий императив и решительный внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной необходимости рекламируемой практики. «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. Развитие и поддержание новых качеств» , — читаем мы на сайте рекламируемой московской «Федерации Йоги». И доверяя такой рекламе, многие начинают думать, что йога — это восточная разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и среди православных. Однако на самом деле все обстоит иначе.

Йога представляет собой учение, использующее систему упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И думать, что йогой можно заниматься исключительно ради телесного здоровья, по меньшей мере, неверно. Йога — это, прежде всего система духовных воззрений, и цели йоги — духовные, а не физические. Известный православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается» . Надо отметить, что о. Серафим знал не понаслышке что такое йога, поскольку в молодости (до своего прихода к православию) активно увлекался ею.

Не физические упражнения, различные позы и движения являются сущностью йоги. В ее центре стоит медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум. Отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемов сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям» . Занимаясь йогой даже всего несколько недель, человек уже может обнаружить, что он стал более спокойным, мягким, уравновешенным, понимающим, испытывать духовный подъем. «В конечном счёте, медитация это «сольное внутреннее путешествие», и все виды внешних зависимостей должны быть отброшены с целью нахождения внутреннего Источника» , — снова читаем мы на сайте «ФЙ». Но кажущееся благополучие обманчиво. Состояние, достигнутое человеком, делает его более восприимчивым к той «духовности», которая содержится в йоге. И «сольное путешествие» может закончиться очень плачевно.

Дело в том, что всякий духовный опыт в йоге считается положительным, лишь бы он был. В ней не существует различения духов, к которому призван каждый христианин. И опыт с точки зрения христианина понимаемый, как пре лестный, может приниматься и рекомендоваться йогой. Приведем пример из довольно популярной сейчас кундалини-йоги. Она говорит о раскрытии путем различных психотехник некой энергии «кундалини», которая концентрируется в «спящем» состоянии в основании позвоночника. Йогин «пробуждает» эту энергию — человек чувствует тепло, берущее свое начало у основания позвоночника. Однако святые отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при молитве идущие из областей, располагающихся ниже сердца надо отвергать. Христианин не знающий православного учения о молитве легко может поддаться той «духовности», которая им овладеет.

Разница между молитвой и медитацией существенна. «Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу» , — пишет другой выдающийся православный богослов и подвижник архимандрит Софроний (Сахаров). Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог. Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского: «Молиться за людей кровь проливать» .

К чему же приводит медитация? Отец Софроний, также как и иеромонах Серафим в молодости увлекавшийся восточными медитациями, нам отвечает: «Она может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым» . Стать чуждым Богу — что может быть страшнее для христианина?

При отсутствии личной встречи с Богом человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие. Отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать» , — читаем мы в книге монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане, который полвека назад пытался показать совместимость христианского учения и йоги. Но даже в словах этого человека можно увидеть принципиальную несовместимость учения йоги с христианством.

Обращая взгляд лишь на свою сущность и обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама, который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что определил ему Господь. Но «спасение совершается не «в себе и через себя», но в Боге» , — пишет православный богослов митрополит Иерофей (Влахос). А известный московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит: «Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия «Бога» или «Творца», где главным является не молитва, а обращение к своему сознанию» .

Кроме того, современная широко популяризируемая йога обещает своим адептам быстрое достижение «духовных плодов». А это настраивает многих на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе и своих способностях. Архимандрит Софроний предупреждает: «Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и в короткий срок» . А современные «гуру» предлагают «просветление» всего за несколько сеансов и умеренную плату, конечно же.

Что же может искать православный христианин в йоге? Покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства? Все это так желанно и так притягательно, а главное очень приятно. Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество за Христа. Через него достигается совершенство, через него человек восходит к Богу. Присоединяйтесь.

С каждым годом количество поклонников йоги неустанно растёт. Её любят не только за оздоровительные асаны, но и за философию, которая помогает взглянуть на мир под новым углом. Есть люди, которые задаются вопросом о том, совместима ли йога и православие, или это две параллельные сферы, которые противоречат друг другу.

Отношение православия к йоге

Невозможно определённо сказать о том, как церковь относится к подобным практикам, поэтому у каждого патриархата и даже священника может быть своё мнение на этот счёт. Чаще всего представители православной веры относятся к этим восточным практикам негативно, аргументируя это связью с язычеством.

С точки зрения священнослужителей, они могут толкнуть человека на путь заблуждения и стать причиной потери связи с Богом. Больше всего претензий касается медитаций, которые имеют всё же индуистскую направленность, а это уже совсем другая вера.
Есть и более категоричные верующие люди, утверждающие, что йога - сатанинская религия, поскольку её приверженцы поклоняются определённым силам.

Выясняя, как относится православие к восточным практикам, нельзя оставить без внимания и другое отличное мнение. Есть священнослужители, которые утверждают, что эти сферы могут взаимодополнять друг друга в определённых направлениях.

Это больше касается церкви нового поколения, которая идёт в ногу со временем и не отрекается от чего-то нового и популярного.

Знаете ли вы? В переводе с санскрита слово «йога» обозначает союз, единение и слияние, что как нельзя лучше описывает основную цель практики.

Уделить внимание следует и такому течению, как кундалини-йога, которая становится очень популярной. Она подразумевает использование разных методов, направленных на раскрытие энергии кундалини, которая концентрируется у основания позвоночника.

По мнению православной церкви, если человек во время молитвы ощущает что-то ниже сердца, то это следует отвергать, поскольку это от Сатаны.

Разница между православием и восточными религиями

По поводу схожести или отличия религии и восточных практик можно спорить очень долго. К отличиям в большей степени относят то, что во время медитаций человек не стремится к Богу, как во время молитвы. Его силы будут направлены на самопознание, а не на Высшие силы.
При этом, если углубиться в вопрос о том, совместимы ли православие и йога, можно найти несколько схожих черт. Например, основная цель религии - развить духовность человека, это же лежит и в основе классической йоги, просто методы для этого используются разные.

Существует много восточных практик, которые в большей или в меньшей степени проявляются в основных религиозных направлениях: так, в православии делается упор на бхакти-йогу (богослужения и молитву), а ещё проявляется в ней и карма-йога (труженики и послушники).

Важно! Стоит заметить, что среди многочисленных направлений йоги действительно есть практики, которые можно сравнить с сектой, если прочитать их основные правила. От подобных медитаций лучше верующим отказаться.

Ещё один момент, на котором стоит остановить своё внимание, - используемые заповеди.


Причины неприятия

Существует некий перечень причин, объясняющих, почему грех заниматься йогой православным людям:

  1. Практики являются традицией другой веры, которая отличается от правил православной веры.
  2. В йоге не используется покаяние, которое имеет большое значение для православных верующих, поскольку только через него происходит искупление грехов.
  3. Восточные практики являются эгоистичными, поскольку направлены на самопознание, а не на познание Господа.

Священнослужители уверены, что регулярные медитации могут стать причиной того, что человек отвернётся от Бога, концентрируясь больше на собственной натуре.

Знаете ли вы? Йогу практикуют в исламе, но мусульмане используют её как гимнастику для физического развития, а мантры они не изучают.

Что делать христианину

Восточные практики быстро распространяются по миру, завлекая к себе всё больше людей. Решение по поводу начала тренировок человек должен принимать самостоятельно, оценив существующие плюсы и минусы.

Важно учитывать, что занятия имеют ряд преимуществ, например, они улучшают здоровье, увеличивают жизненный тонус и помогают бороться с негативными эмоциями и стрессами. Есть много современных православных верующих, которые занимаются йогой, и это никак не мешает им верить и любить Бога.
Учтите, что противоречия существуют ровно до того времени, пока человек сам их создаёт в своей голове.

Если мучают серьёзные противоречия, то можно пообщаться со священнослужителями, задав им интересующие вопросы. Людям, которые имеют некий внутренний страх, лучше воздержаться от подобных практик и выбрать для себя другой вариант физических нагрузок, которые не имеют духовного подтекста.

Практически все вопросы, связанные с религией, являются неоднозначными и вызывают много споров. К ним можно отнести сравнение восточных практик и православия. Есть те, кто считает, что это противоречащие друг другу сферы, а есть и те, кто уверяет, что в основе православия лежит йога в изначальном её смысле.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!