Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Кто является основателями немецкой системы гимнастики. Дать краткие характеристики немецкой, шведской, французской, сокольской систем физического воспитания. §1.3 Сокольская гимнастика

В период нового времени небольшие открытые спортивные площадки начинают строить поклонники немецкой, французской, шведской гимнастик. Площадки включают в себя «современные» лестницы, шесты, заборы, скамейки, перекладины, простейшие тренажеры и т.д. Если же говорить о крупных спортивных сооружениях, то они появляются специально для занятия фехтованием. Именно для фехтования начинают строиться сооружения в виде арены, которые в последствии становятся спортивными комплексами того времени (Николаенко А.В. 1976).

Однако самые крупные спортивные сооружения, строятся благодаря Олимпийским играм современности. Анализ подготовки к Олимпийским играм показывает, что не все игры проходили на высоком материально-техническом уровне. Первые игры прошли в ужасных условиях. Например, пловцы соревновались в открытом море, где температура воды не превышала 14 гр. Олимпийский стадион едва удалось отремонтировать к началу первых состязаний. Инвентарь для соревнований по гимнастике был старым и не соответствовал требованиям даже того времени. Условий для проживания участников создано не было. На вторых играх специальные спортивные сооружения не строились. Пловцы отталкивались от незакрепленных бревен в мутной воде. Игры были придатком всемирной торговой выставки. Тоже самое происходило и на третьих Олимпийских играх.

Рис. 6. Оборудование для занятий немецкой гимнастикой.

Однако, несмотря на низкий уровень материального обеспечения, первые игры сыграли важную роль в строительстве сооружений и совершенствовании спортивного инвентаря. В последствии, после анализа проведения первых игр, организаторы пересмотрят свое отношение к материально-техническому сопровождению игр. Специально будут возводить грандиозные спортивные сооружения, появится спорт-индустрия, будут распространяться, и появляться новые виды спорта.

Период нового времени характеризует принципиально новый взгляд на физические упражнения – массовый, всеобщий. Благодаря новым системам физического воспитания – «гимнастикам», обучение солдат и жителей городов стало проще и быстрее. Строились спортивные площадки, использовалось огромное количество нового инвентаря: лестницы, рукоходы, заборы, шесты, гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, брусья, гимнастический конь, перекладина и многое другое. Прогрессивные системы воспитания подрастающего поколения для различных социальных слоев населения также развивались.

Рис. 7. Соревнования легкоатлетов на первых Олимпийских играх современности.

Образование одновременно нескольких международных спортивных обществ по различным видам спорта подтолкнуло идею о всеобщих мировых соревнованиях. Гением Пьера де Кубертена были возрождены Олимпийские игры, что способствовало развитию материальной базы, нового отношения к физическому воспитанию. Совершенствовались спортивные сооружения, изобретался новый инвентарь.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что строительство спортивных сооружений ведется повсеместно. На производстве, в быту, учебе, обороне, при лечении не обойтись без спортивных сооружений. Поэтому направленность СС самая, что ни на есть разнообразная: милитаристическая, воспитательная, зрелищная, лечебная (оздоровительная), спортивная (состязательная), общественно-политическая.

Немецкая система гимнастики

Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии. Основателями немецкой системы гимнастики были Йоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно - турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами - подвижными и неподвижными;

4) массовых упражнений;

Герхард Ульрих Антон Фит (1763 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в "Опыте энциклопедии физических упражнений". Этот труд состоит из трех частей: "Данные к истории физических упражнений" (1794), "Система физических упражнений" (1795), "Приложения к первой и второй частям" (1819). Он дал определение понятия "Физическое упражнение": это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может:

б) развить красивые формы тела;

в) увеличить силу, быстроту движений;

г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу;

д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени;

е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.

Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий:

а) необходимость специально оборудованных мест занятий;

б) высокая профессиональная подготовленность педагога;

в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, указания врача).

На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.

Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.

Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на лоно природы, идеализацию первобытного дикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцом которому должен стать старый (средневековый) немец.

Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: "Гимнастика для юношества" (1804); "Игры для развития и отдыха тела и духа" (1796); "Гимнастическое руководство для сынов отечества" (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовали распространению идей автора в Европе.

После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.

В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.

В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеона в 1808 г. в Кенигсберге возник Тугенбунд (Союз добродетели). В его работе принимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г.этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влиянием идей "Тугенбунда" националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятий гимнастикой.

Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и шведской системы гимнастики.

Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.

В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.

Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься.

В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями и способностями учеников. Во второй части занятия выполнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводящие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.

В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гессенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейшему развитию гимнастики..."

Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных задач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 -- 1858) -- преподаватель гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы можно было заниматься на них по 4 --6 человек одновременно, и приспособил их для занятий со школьниками. Упражнения были систематизированы в порядке возрастающей сложности. При подборе упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок подвижными играми и массовыми упражнениями.

Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возможностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.

Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений - атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт - развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.

Под влиянием идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо в Германии в конце XVIII- началеXIXв. началось буржуазное движение -филантропизм (филантроп - человек, занимающийся благотворительной деятельностью). В рамках своей системы филантропы выделяли три главные группы упражнений: игры, упражнения для развития ловкости движений рук, собственно физические упражнения.

По воздействию на учащихся игры различались так: на развитие сообразительности, на внимание, развивающие память, воображение, умственные способности, игры эстетической направленности.

Развитие ручной ловкости отражало не обучение “труду”, как это понимается сейчас, а воспитание собственно трудовой деятельностью - в качестве столяра, токаря, садовника и переплетчика (эти профессии были почетными в то время).

Собственно физические упражнения составляли основу системы . Они подразделялись на прыжки, бег, метания, борьбу, лазанья, равновесие, упражнения с отягощениями, упражнения на осанку, танцы, строевые упражнения, плавание, упражнения в пении, умственные упражнения. В свою очередь, указанные виды движений классифицировались на такие составляющие, которые приучали детей к тем обстоятельствам, с которыми они могли столкнуться в повседневной жизни. Например, практиковались прыжки вверх, спрыгивание с различной высоты, прыжки с различными предметами и снарядами (например, с шестом) и т.п.

Значение деятельности филантропов заключается прежде всего в том, что благодаря их усилиям физическое воспитание вошло в программу школьного обучения, они стали пионерами немецкого и шведского направлений в гимнастике.

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм . Оно оформилось в началеXIXв. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIXв. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах.



Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы , созданной филантропами . Однако были внесены некоторые дополнения : исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений.

Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие - развивались самостоятельно, вне гимнастики.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования . В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг . Он изучил древнюю физическую культуру Китая , Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. П. Линг разделял гимнастику на четыре вида : военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную .

Педагогическую гимнастику разработал Я. Линг (сын П. Линга). В 40-х гг. XIXв. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока , ввел гимнастические снаряды - гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно (бум) и др.

Исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечнососудистой и дыхательной систем и т.д. Предлагаемая структура урока была сложной и состояла из 12-18 частей . В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма.

Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии. В Швеции того времени была организована подготовка преподавателей с высшим образованием по гимнастике. В 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт. Я. Линг разработал первый проект закрытого спортивного зала , по которому начали строить первые спортивные залы. Физическое воспитание в шведской школе проводилось и среди девочек .

Шведская гимнастика органично дополняла немецкую . В практике физического воспитания эти две системы постепенно слились .

В середине XIXв. начала создаваться сокольская система гимнастики . Это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название “Сокол” - символ свободы, мужества, независимости. Основателем ее был известный деятель культуры Чехии М. Тырш . Будучи представителем буржуазной интеллигенции, он стремился к объединению и сплочению чешского народа в борьбе за национальную независимость, так как Чехия в то время находилась под владычеством Австрии.

Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включала в себя уже известные из немецкой и шведской гимнастики упражнения, но существенно дополнила их рядом других движений.

В сокольской гимнастике была сделана попытка классификации физических упражнений на новой основе. Они подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа - упражнения без снарядов : ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа - снарядовые упражнения : прыжки простые в длину, прыжки “атакой” в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, кольцах на месте и в каче, на ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, шаре, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями, пиками, цепами, киями, молотами, палицами, лопатами, кирками, мотыгами, косами, луками, лестницами, бревном), упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча), упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастиках, а на красоту выполнения движений . Гимнастические упражнения стали соединять в комбинации, начали использовать музыкальное сопровождение , красивые костюмы, различное внешнее оформление. Урок делился на три части : подготовительную, основную и заключительную (так, как это делается в настоящее время ). Методика проведения занятий включала много интересного и нового, особенно при массовых гимнастических выступлениях, в которых участвовали до 15-20 тыс. человек.

Со второй половины XIXв. начинают складываться современные взгляды на физическое воспитание и спорт. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половиныXIXв. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, которые существенно повлияли на физическое воспитание, были:

1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени .

Развитие физического воспитания во второй половине XIXв. шло не по пути противостояния гимнастики спорту , или наоборот, а, напротив, наметился поиск интегративных форм движений, рационального сближения этих двух направлений .

Среди новых зарубежных систем физического воспитания прежде всего следует выделить метод, предложенный венгром Г. Демени (1850-1917), и метод “естественной гимнастики”, разработанный австрийским педагогом К. Гаульгофером (1885 - 1941) с сотрудниками.

Г. Демени, венгр по национальности, жил и работал во Франции . Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии , отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Таких же взглядов , как это будет отмечено ниже, придерживался и основоположник отечественной системы физического образования П. Ф. Лесгафт .

Демени была разработана следующая система требований при выполнении физических упражнений:

1. следует избегать статичных , неестественных положений . Скорость движений отдельных звеньев тела должна быть обратно пропорциональна их массе. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не “отрывистыми” и “угловатыми” (это положение во многом созвучно с китайской оздоровительной гимнастикой тайцзицюань);

2. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой , мышцы-антагонисты, т. е. те, которые не участвуют в выполнении движений, должны быть расслаблены.

Движения в спорте Демени подразделял на семь видов : ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей.

Гимнастика предназначалась и для девушек , в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

НЕМЕЦКАЯ ГИМНАСТИКА (турнен) - первоначальная национальная форма организации физич. воспитания в Германии. Филантропины популяризировали физич. воспитание в германских государствах, но не добились всеобщего признания его. Признание пришло лишь в годы национального подъема, вызнанного завоевательной политикой Наполеона. После поражения прусской армии (1806) и полной канитуляции прусского юнкерства (дворянства) перед Наполеоном немецкая буржуазная интеллигенция стала сколачивать силы для сопротивления агрессору. В своих "Речах к немецкой нации" (1807 - 1808) философ идеалист Фихте (1768 - 1814) выступил с планом всеобщего национального воспитания. Этот план предусматривал формирование воли, характера и физич. развития учащихся. Со своим планом выступил и ярый националист Фридрих Ян (1778 - 1852). В книге "Немецкая народность" он утверждал, что "физические упражнения являются средством наиболее совершенного немецкого национального образования" и что спортивные соревнов. на национальных праздниках дадут возможность каждому немцу почувствовать не только радость спортивной победы, но и радость от единения народа вокруг короля, ведущего нацию к ратным подвигам. Фихте и Ян выдвигали такие планы национального воспитания, к-рые были направлены не на ликвидацию феодального строя, а на укрепление его на новой основе.

Видный государственный деятель Карл Штейн провел нек-рые буржуазные реформы в феодальной Пруссии (1808 - 1809) и стал требовать такого воспитания, к-рое сводилось бы не только к механическому заучиванию учебного материала, но и к тому, "чтобы национальный и военный дух пробуждался в народе и чтобы знание военного дела распространялось путем гимнастических упражнений".

В это же время было создано буржуазное политическое об-во "Тугендбунд" ("Союз добродетели"). Об-во боролось за распространение культуры среди народа, в том числе физич. культуры. Каждый его член давал клятву в том, что будет побуждать своих детей к "занятиям гимнастикой, особенно к упражнениям в военном искусстве, и будет настаивать на введении этих упражнений во всех школах". Об-во разработало план устройства общественных учреждений для физич. упражнений. В проекте устава учреждений говорилось, что: "...ученик не может вступить в высшую школу, подмастерье стать мастером, слуга стать хозяином, холостой человек жениться, если не подтвердит своей ловкости в физических упражнениях соответствующими аттестатами или испытаниями". "Тугендбунд" создавал гимнастические отряды юношей, к-рые занимались не только гимнастическими, но и военными упражнениями. Такая деятельность об-ва не понравилась Наполеону, и он дал указание о роспуске "Тугендбунда" (1809).

Значительно большего добилось "Общество друзей Песталоцци". В 1810 оно создало в Берлине при школе Пламана кружок любителей гимнастики. Молодой педагог Фризен и его друзья не только занимались известными в то время физич. упражнениями, но и экспериментальным путем отбирали из них наиболее полезные, изобретали новые и определяли последовательность и методику их освоения. В этом кружке была заложена основа немецкой снарядовой гимнастики (турнкунст) и созданы конструкции основных снарядов. Распространение гимнастики взял на себя Ян. Он организовывал массовые выходы учащихся за город для проведения военно-игровых и снарядовых упражнений на площадке в Хазенхайде. В 1811 кружок был реорганизован в турнферейн - массовую самодеятельную гимнастическую организацию. Такие организации возникли и в др. городах. После поражения Наполеона в России прусский король призвал немцев под ружье (1813). В числе добровольцев были и гимнасты из турнферейнов. В ходе военных кампаний против Наполеона турнеры познакомились с нек-рыми прогрессивными достижениями французской буржуазной революции и стали выступать против остатков феодализма в германских государствах. Говоря о планах и мечтах передовых турнеров и буршей, Энгельс писал: "Это были туманные порывы на вартбургских торжествах, когда отвагой души пламенели и когда, как поется на французский мотив, стремился юноша в кипучий бой, чтобы голову сложить за край родной".

Прогрессивные планы турнеров не соответствовали стремлениям феодальной реакции, и в 1820 турнерские организации были запрещены. Возродились они в 1842. Турнеры участвовали в революции 1848 - 1849 и активно боролись за воссоединение германских государств.

Из средств физич. воспитания турнеры культивировали гл. обр. упражнения на снарядах и со снарядами, а также бег, прыжки, метания, военизированные игры на местности, борьбу и плавание. В методическом отношении турнкунст в то время недостаточно опирался на данные естественных и педагогических наук. Так, соревнов. по гимнастике проводились не на четкость н красоту выполнения движения, а на наибольшее колич. раз безостановочного повторения его. Сам Ян с восхищением вспоминал о турнерах, делавших подряд до 132 оборотов на перекладине на подколенках. Позднее была осуществлена стилизация упражнений; стали требовать математической точности в прямолинейности и прямоугольности движений и положений тела в момент выполнения упражнения. Считалось, что стилизация осложняет процесс освоения упражнений и требует от гимнаста значительно большего напряжения воли, а следовательно и больше укрепляет волю.

К середине XIX в. гимнастические снаряды были приспособлены Шписсом для массовых занятий со школьниками, а методика обучения подчинена задачам воспитания не свободолюбивых, а беспрекословно послушных подданных короля (муштра).

Литература: Лесгафт П. Ф . Педагогические сочинения, т. I. M., 1951, стр. 221 - 259. Торопов Н. И . Гимнастика на службе прусских агрессоров (Очерки по истории физической культуры, вып. III, M., 1948).


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1962. 388 с.


ГДР

Германская Демократическая Республика. Государство в Центральной Европе. Территория - 108,2 тыс. кв. км. Население - около 17 млн. человек (1976 г.). Столица - Берлин (1,1 млн. жителей). Государственный язык - немецкий.

Физическая культура и спорт в ГДР являются законным правом всех граждан республики. В 1968 г. в результате всенародного опроса была принята новая социалистическая Конституция ГДР, в статье 18 которой говорится: "Физкультура, спорт, туризм, являясь элементами социалистической культуры, служат всестороннему физическому и умственному развитию граждан".

Определение спорта как гражданского права в Основном законе ГДР подчеркивает то значение, которое придается физической культуре и спорту в Германской Демократической Республике.

Выступая на IV Спортивно-гимнастическом фестивале немецкого спортивно-гимнастического союза (ДТСБ) в мае 1970 г., Первый секретарь Социалистической единой партии Германии Эрих Хонеккер говорил: "Спорт является частью нашей жизни, и поэтому понятно, что партия и правительство постоянно обращают огромное внимание на развитие массового и большого спорта, способствуют ему и поддерживают всеми силами".

Каждый восьмой гражданин ГДР - спортсмен. Из 17 миллионов жителей республики более 2,4 млн. являются членами ДТСБ.

20 сентября 1968 г. было принято постановление Государственного совета ГДР "О задачах физической культуры и спорта в Германской Демократической Республике".

В соответствии с этим постановлением к 1980 г. 35% всего населения должно быть привлечено к регулярным занятиям спортом.

Предпосылкой для выполнения этой задачи является ответственность всего общества за развитие физической культуры и спорта. Поэтому в этом постановлении указывается: "В планировании и руководстве необходимо обеспечивать эффективное сотрудничество органов государственной власти и общественных организаций в деле повышения их личной ответственности.

Народные представительства и их органы обеспечивают координированное взаимодействие всех общественных и государственных сил для широкого развертывания инициативы граждан".

В ГДР руководство физической культурой и спортом осуществляется как по линии государственных органов, так и по линии общественных организаций.

К государственным органам следует отнести Государственный секретариат по делам физической культуры и спорта Министерства народного образования и здравоохранения Каждый из этих органов имеет свои специфические задачи. Например, Государственный секретариат по делам физической культуры и спорта ответствен за развитие материально-технической базы спорта (проектирование, строительство спортивных сооружений, производство спортивного инвентаря), подготовку кадров для спортивного движения, развитие спортивной науки. Министерство народного образования ответственно за физическое образование и воспитание в школах.

Управление спортивным движением в ГДР носит общественный характер и осуществляется Немецким спортивно-гимнастическим союзом (ДТСБ), который работает в сотрудничестве с Объединением свободных немецких профсоюзов и Союзом свободной немецкой молодежи (ОСНМ).

ДТСБ - это демократическая, общественная массовая организация, объединяющая 36 спортивных союзов (федераций) и представляющая любительский спорт страны. Союз был создан в 1957 г. Каждые четыре года собирается спортивно-гимнастический слет ДТСБ, делегаты которого избираются в спортивных организациях, обществах, районных и областных организациях. На слете избирается.

Центральное правление (примерно 160 человек), которое собирается 3-4 раза в год для обсуждения актуальных вопросов дальнейшего развития физической культуры и спорта и принятия соответствующих решений. Спортивно-гимнастический слет разрабатывает программу работы на срок его полномочий, о ходе выполнения которой

Центральное правление должно отчитываться перед следующим слетом.

Центральное правление избирает президиум (22 чел.), в состав которого наряду со спортивными работниками входят известные спортсмены и тренеры.

Повседневное руководство деятельностью ДТСБ осуществляет секретариат. Президентом ДТСБ с 1961 г. является Манфред Эвальд.

ДТСБ объединяет 15 окружных организаций, 2 объединения на правах окружных организаций, 215 районных организаций и более 7,5 тыс. клубов (спортивных коллективов).

ДТСБ объединяет в своих рядах более 2,4 млн. человек. Более 300 тыс. человек трудятся на выборных постах в спортивных обществах и секциях, правлениях, в комитетах и президиумах, а также в правлении ДТСБ. В Союзе работают 170 тыс. тренеров и 80 тыс. спортивных судей.

ДТСБ не ограничивает свою деятельность организацией спортивных соревнований. Его усилия направлены также на то, чтобы совместно с другими спортивными и общественными организациями (Министерством народного образования, Объединением свободных немецких профсоюзов, Союзом свободной немецкой молодежи и др.) внести значительный вклад в дело развития социалистической массовой физической культуры.

Союз свободной немецкой молодежи, Объединение свободных немецких профсоюзов и ДТСБ имеют совместную программу, осуществление которой, например, привлекло к участию в массовых спортивных соревнованиях в 1970 г. (после принятия первой программы) на предприятиях и в центрах отдыха около 2 млн. трудящихся.

В 1974 г. подписана вторая общая программа, намного расширяющая возможности граждан ГДР регулярно заниматься спортом. Цель новой программы - привлечь граждан ГДР, которые являются членами ДТСБ, к регулярным занятиям спортом. В связи с этим спортивная программа включает 4 комплекса: обладатель "Спортивного значка ГДР"; участие в соревнованиях по таким видам спорта, как футбол, легкая атлетика, кегли, настольный теннис, бадминтон, плавание; различные формы туризма и, наконец, участие в массовых соревнованиях: "Бегай ради здоровья!", семейные спортивные соревнования, "Турнир тысяч по настольному теннису" и др.

В осуществлении этой программы огромную роль играют 140 тыс. тренеров-общественников.

Огромной популярностью в ГДР пользуются детские и молодежные спартакиады. Со времени первой юношеской спартакиады (1965 г.) число участников увеличилось с 1,7 млн. человек до 3,05 млн.

Детская и молодежная спартакиада является системой соревнований по олимпийским видам спорта. Она проводится поэтапно, начиная со школ и населенных пунктов, затем - на уровне районных и окружных спартакиад, и завершается каждые 2 года центральной детской и молодежной спартакиадой в Берлине. В финальных соревнованиях по 19 олимпийским гидам спорта участвует 10-11 тыс. молодых спортсменов. Из победителей детских спартакиад выросли многие известные спортсмены ГДР: двукратный чемпион олимпийских игр и рекордсмен мира по плазанию Роланд Маттес, чемпионка мира ио гимнастике Карин Янц, чемпион Европы по десятиборью Иохим Кирст и многие другие.

Большой популярностью в ГДР пользуются соревнования на право получения спортивного значка ГТО (нормативные требования близки к комплексу ГТО, действующему в Советском Союзе). Так, к 1975 г. значок ГТО получили свыше 7 млн. граждан ГДР.

Наиболее популярными и массовыми видами спорта в ГДР являются футбол, гимнастика, рыболовный спорт, легкая атлетика, гандбол, кегли.

Самые крупные спортивные союзы (федерации) ГДР
Наименование Число членов
Немецкий союз футбола ГДР 476 600
Немецкий союз гимнастики ГДР 337 980
Немецкий союз рыболовного спорта ГДР 327 919
Немецкий союз легкой атлетики ГДР 149 880
Немецкий союз игры в кегли ГДР 134 870
Немецкий союз гандбола ГДР 127 660
Немецкий союз плавания ГДР 67 590
Немецкий союз настольного тенниса ГДР 66 160
Немецкий союз волейбола ГДР 66 030
Немецкий союз моторного спорта ГДР 49 528
Немецкий союз дзю-до ГДР 33 300
Немецкий союз шахмат ГДР 32 190
Немецкий союз лыжного спорта ГДР 30 480
ГДР - страна с хорошо развитой спортивной базой.

С 1949 по 1976 г. на территории ГДР состоялись 18 чемпионатов мира, 29 чемпионатов Европы, 56 других официальных международных соревнований. Кроме этого, прошло большое количество матчевых встреч на уровне сборных команд стран по различным видам спорта.

Основные показатели развития физической культуры и спорта в ГДР
Количество спортивных обществ Немецкого спортивно-гимнастического союза ДТСБ 7 527
Количество членов ДТСБ 2 336 050
Количество спортивных групп предприятий и жилых кварталов 62136
Количество занимающихся в спортивных группах предприятий и жилых кварталов 3 569 600
Количество награжденных спортивными значками ГДР "Готов к труду и обороне Родины" 6 976 392
Количество активистов спорта ДТСБ 300 000
Количество спортивных судей ДТСБ 76 106
Количество руководителей занятий ДТСБ 161 180

Спортсмены ГДР являются фаворитами многих крупнейших соревнований, в которых они принимают участие. В 1974 г. представители ГДР завоевали на чемпионатах мира 2-е место по числу чемпионских титулов после СССР, завоевали 26 золотых, 25 серебряных и 22 бронзовые медали. Они первенствовали в лыжном спорте, академической гребле и санном спорте. Особенно заметным было превосходство гребцов ГДР, завоевавших золотые награды в 10 классах судов из 14. Спортсмены ГДР опередили все страны и в комплексе зимних видов. Гонщик Г. Гриммер и прыгун с трамплина Х.-Г. Ашенбах получили по 2 золотые медали. В чемпионатах Европы 1974 г. спортсмены ГДР выступали еще успешнее. Они завоевали 36 золотых, 41 серебряную и 31 бронзовую медаль. Героиней чемпионата континента по плаванию стала К. Эндер, получившая 4 золотые медали.

В 1975 г. представители ГДР завоевали на чемпионатах мира 38 золотых, 24 серебряных и 21 бронзовую медаль, а на чемпионатах Европы - 12 золотых, 18 серебряных и 18 бронзовых медалей.

Золотыми медалистами стали: X. Штоттмайстер - борец вольного стиля, выигравший чемпионат Европы во 2-м среднем весе, велосипедисты К.-Ю. Грюнке, ставший чемпионом мира в гите, и Т. Хушке, победивший на мировом первенстве в индивидуальной гонке преследования. Блестяще выступали гребцы ГДР на чемпионате мира по академической гребле. 33 спортсмена вернулись на родину с золотыми медалями. Чемпионами мира стали Б. Ландфойгт и Й. Ландфойгт в гребле на двойке распашной без рулевого, К. Гункель и Ф. Лукке с рулевым Э. Фричем в гребле на двойке распашной с рулевым, четверка распашная без рулевого, четверка парная и восьмерка, а среди женщин чемпионками стали - А. Шаблих на одиночке, двойка распашная без рулевого, четверка распашная с рулевым, четверка парная и восьмерка.

Выиграли чемпионат мира байдарочники А. Златноф и Г. Руммель на двойке на дистанции 1000 м, среди женщин: А. Оде - на байдарке-одиночке, Б. Кестер и К. Цирцов - на байдарке-двойке и экипаж байдарки-четверки.

3 золотые медали на счету специалистов гребного слалома из ГДР: З. Хорн - байдарка-одиночка, Г. Кретчмер и X. Труммер - каноэ-двойка, команда из трех лодок в слаломе на каноэ-двойках.

Чемпионами Европы стали дзюдоисты Т. Райсман, победивший в легком весе, и Д. Лоренц - в полутяжелом. Чемпионкой мира в женском конькобежном многоборье стала К. Кессов. 4 золотые медали завоевали легкоатлеты ГДР на чемпионате Европы в закрытых помещениях: Г. Штолле выиграл бег на 800 м, три остальные медали выиграли женщины: М. Баркуски (бег 800 м), Р. Аккерман-Бичас (прыжки в высоту), М. Адам (толкание ядра).

Хороших результатов добились пловцы на чемпионате мира. Чемпионом в плавании на спине на дистанции 100 м стал Р. Маттес и 10 золотых наград завоевали женщины: К. Эндер (100 м вольным стилем и 100 м баттерфляем), X. Анке (100 и 200 м брассом), Р. Котер (200 м баттерфляем), У. Рихтер (100 м на спине), Б. Трайбер (200 м на спине), У. Таубер (400 м комплексным плаванием), команда эстафет 4 X 100 м вольным стилем и 4 X 100 комбинированным.

Все первые места на чемпионатах мира и Европы по санному спорту достались спортсменам ГДР. Чемпионами мира стали: В. Фидлер на одноместных санях, В. Хан и У. Хан - на двухместных санях, М. Шуман - среди женщин. Чемпионами Европы стали: Д. Понтер на одноместных санях, X. Ринн и А. Хан - на двухместных санях.

Стрелки ГДР в 1975 г. завоевали 2 золотые награды: А. Фольмар выиграл чемпионат Европы по стрельбе из произвольного пистолета, а мужская команда выиграла чемпионат мира по стрельбе на круглом стенде.

Чемпионом мира и Европы в полусреднем весе стал штангист П. Венцель. Чемпионат континента в женском одиночном катании выиграла фигуристка К. Эррат.

Чемпионом мира стала команда гандболисток ГДР, а мужская команда гандболистов "АСК Форвертс" из Франкфурта-на-Одере выиграла Кубок европейских чемпионов. Кубок обладателей кубков по волейболу выиграла женская команда "Трактор" из города Шверин. Хоккеисты ГДР победили в группе "В" чемпионата мира и в 1976 г. играли уже в группе "А".

В настоящее время спортсмены ГДР поддерживают спортивные связи более чем со 100 странами мира. Наиболее тесные контакты у спортсменов ГДР со спортсменами Советского Союза и других социалистических стран. В 1966 г. между ДТСБ и спортивными организациями Советского Союза было подписано долгосрочное соглашение на 5 лет, которое затем было пролонгировано. В настоящее время ДТСБ имеет подобные соглашения и с другими социалистическими странами. Помимо этих соглашений имеются государственные соглашения в области спорта с Ираком, Финляндией, Египтом, Сирией, а также совместные программы с рабочими спортивными союзами и спортивными организациями многих стран.

Спортивные организации ГДР оказывают значительную помощь развивающимся странам в деле подготовки национальных спортивных кадров. В настоящее время установлены разнообразные контакты более чем с 40 спортивными организациями стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это сотрудничество чаще всего регулируется путем соглашений, имеющих силу договора, и общих спортивных программ, предусматривающих обмен спортивными командами, подготовку и повышение квалификации тренеров и преподавателей, отправку спортивных кадров ГДР в эти страны, спортивно-научное сотрудничество. До настоящего времени для этих стран подготовлено на факультетах НВШФК (Немецкая Высшая школа физической культуры) более 1000 тренеров, дипломированных учителей физкультуры, магистров и спортивных врачей.

Особое значение имеет долгосрочное соглашение о дальнейшем сотрудничестве между Высшим советом спорта в Африке и Немецким союзом физической культуры и спорта, подписанное 12 января 1973 г. В 1971 и 1973 гг. в ГДР были организованы летние курсы при ДТСБ, в которых приняли участие 43 ведущих специалиста в области спорта из 24 африканских, азиатских и латиноамериканских стран. Курсы получили высокую международную оценку.

Доказательством большого доверия, которое международная спортивная общественность оказывает спортивным организациям ГДР, явилось поручение ГДР провести в 1975 г. II Европейскую спортивную конференцию.

Спортивные организации ГДР являются членами 79 международных спортивных объединений, в которых 117 представителей республики занимают 168 постов в руководящих, технических, научных и судейских органах и комиссиях. ГДР входит в Международную ассоциацию высших учебных заведений физического воспитания и спорта (АИЕСЕП), Международную ассоциацию спортивной прессы (АИПС), Международную ассоциацию психологии спорта (ИССП), Международный спортивный комитет глухих (КИСС), Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Спортивный комитет Дружественных армий (СКАДА), Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международную федерацию спортивной медицины (ФИМС), Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ). Кроме этого, представители ГДР входят в отдельные федерации, лиги, союзы по видам спорта: авиационному, автомобильному, бадминтону, баскетболу, бильярду, боксу, велоспорту, воднолыжному спорту, водно-моторному спорту, волейболу, гандболу, гимнастике, гребле академической, гребле на байдарках и каноэ, дзю-до, итальянской лапте, катанию на роликовых коньках, кеглям, конному спорту, конькобежному спорту, легкой атлетике, лыжному спорту, мотоспорту, ориентированию, парусному спорту, плаванию, прыжкам в воду и водному поло, планеризму, подводному спорту, регби, санному спорту, современному пятиборью, спортивному рыболовству, стрелковому спорту, стрельбе, стрельбе из лука, судомодельному спорту, теннису, настольному теннису, тяжелой атлетике, фехтованию, футболу, хоккею, хоккею на траве, шахматам.

Вместе с представителями социалистических стран и прогрессивными деятелями мирового спорта из развивающихся и капиталистических стран представители ГДР в этих объединениях и федерациях ведут работу по дальнейшей демократизации международного спортивного движения и за равноправное представительство спортсменов своей страны на мировой спортивной арене. Эта работа увенчалась значительным успехом. Так, к 1974 г. во всех международных спортивных объединениях спортивные организации ГДР признаны по официальному наименованию республики. Признаны также флаг и гимн ГДР.

За сравнительно короткий период Германская Демократическая Республика стала ведущей спортивной державой мира. Представители ГДР с 1956 г. участвовали во всех летних и зимних олимпийских играх, выступая во всех соревнованиях олимпийского цикла, кроме баскетбола. ГДР включилась в олимпийское движение в 1955 г., когда МОК признал Национальный олимпийский комитет ГДР с условием, что спортсмены ГДР будут выступать на играх вместе с представителями ФРГ в составе объединенной германской команды (ОГК). Состав ОГК определялся по результатам отборочных соревнований, в которых участвовали спортсмены ГДР и ФРГ. С каждым разом спортсмены ГДР завоевывали все больше мест в ОГК. На Олимпийских играх 1956 г спортсмены ГДР составляли 21% членов ОГК, в 1960 г. - 41%, в 1964 г. - 52%. Спортсмены ГДР успешно выступали в соревнованиях по боксу, легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, прыжках в воду. Выдающегося успеха добились И. Кремер, завоевавший в 1960 и 1964 гг. 3 золотые и 1 серебряную медаль в прыжках в воду. Выступая на Белых олимпиадах 1956-1964 гг. спортсмены ГДР входили в число призеров в соревнованиях по скоростному бегу на коньках, прыжкам с трамплина, санному спорту.

В 1965 г. МОК принял решение о предоставлении ГДР права самостоятельного выступления на олимпийских играх, однако за ее командой сохранилось искусственное наименование "Восточная Германия". Спортсменам ГДР было отказано в праве выступать на играх под своим национальным флагом. В 1968 г. по инициативе представителей СССР и других социалистических стран, поддержанных прогрессивной общественностью, МОК принял решение о том, что после Олимпийских игр 1968 г. ГДР будет полноправно представлена на играх под названием "Германская Демократическая Республика" со своим национальным флагом и гимном. В 1966 г. был избран членом МОК для ГДР председатель НОК ГДР X. Шебель.

Выступление команды ГДР на XIX Олимпийских играх 1968 г. прошло с успехом. Спортсмены ГДР участвовали в соревнованиях по 19 видам спорта и в 17 получили зачетные очки. В неофициальном командном зачете они заняли 3-е место (после США и СССР).

Такое же высокое 3-е место спортсмены ГДР сохранили за собой и на XX Олимпийских играх 1972 г., причем разрыв между командой ГДР и командами сильнейших олимпийских держав - СССР и США по сравнению с 1968 г. значительно сократился (с 3-52,8 до 166,5 очка). Представители ГДР получили на XX Олимпиаде 20 золотых медалей - больше, чем им удалось завоевать на всех предыдущих олимпиадах. Команда ГДР была первой в соревнованиях по академической гребле, слалому на байдарках и каноэ, второй - по легкой атлетике.

На Играх XXI Олимпиады 1976 г. команда ГДР заняла в общем неофициальном командном зачете 2-е место, набрав 638 очков и завоевав 40 золотых, 25 серебряных и 25 бронзовых медалей. Они были первыми в гребле академической, в женской легкой атлетике, в женском плавании, в стрелковом спорте.

На XI зимних Олимпийских играх команда ГДР заняла 22-е место в общем неофициальном командном зачете, опередив ряд стран с высокоразвитым зимним спортом. Олимпийцы ГДР вышли на 1-е место в санном спорте, 3-е - в биатлоне. Олимпийскими чемпионами стали В. Шайдель (одноместные сани), X. Хернляйн и Р. Бредов (двухместные сани) - в мужских, А.-М. Мюллер (одноместные сани) - в женских соревнованиях и У. Велинг - в лыжном двоеборье.

На XII зимних Олимпийских играх 1976 г. спортсмены ГДР были вновь вторыми и завоевали 7 золотых, 5 серебряных и 7 бронзовых медалей. Блестящим было выступление саночников, которые завоевали все золотые медали: Д. Гюнтер на одноместных санях, X. Ринн и Н. Ханн на двухместных и М. Шуман - среди женщин. Впервые выступая в олимпийских соревнованиях по бобслею, команды ГДР завоевали обе золотые медали: на бобслеях-двойках - М. Немер и Б. Гермесхаузен, на четверках - М. Номер, Й. Бабок, Б. Гермесхаузен и Б. Леман.

Вторую золотую олимпийскую медаль в лыжном двоеборье получил У. Велинг. Чемпионом в прыжках с 70-метрового трамплина стал Х.-Г. Ашенбах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!