Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Методы и приемы обучения физическим упражнениям. Обучение физическим упражнениям уровнем мотивации обучаемых

Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Различаются три группы методов: наглядный, словесный и практический.

Наглядные методы основанный на непосредственном чувством восприятия физ. упр. и используются для создания у детей зрительных представлений о движении.

К наглядным методам относятся такие приёмы как:

  • непосредственный показ физ. упр. – при показе у детей через органы зрения создаётся зрительное представление о движении. Показ применяется во всех возрастных группах, когда детей знакомят с новыми движениями;
  • имитация – подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни – занимает большое место пи обучении движениям детей дошкольного возраста;
  • наглядные пособия (рисунки, фотографии и т.д) –при рассматривании дети уточняют свои зрительные представления об отдельных элементах движений и благодаря этому лучше выполняют упражнения на занятиях, во время утренней гимнастики;
  • помощь – при обучении движениям помощь осуществляется самим воспитателем. Помощь используется для уточнения положения отдельных частей тела с целью создания правильных зрительных и мышечно-двигательных представлений;
  • применение зрительных ориентиров – (предметная и графическая разметка) помогает детям углубить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также с способствуют более энергичному выполнению упражнений, стимулируют к деятельности;
  • применение звуковых ориентиров – для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

Словесный метод – помогает целенаправленно наблюдать, точнее воспринимать упражнение, активизируют мышление ребёнка, содействуют осмыслению двигательных действий, способствуют созданию более полных и точных представлений о движении.

  • Название упражнения . Многие физические упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его.

После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель не показывает, а только называет его. Дети должны выполнить движение по слову. Название упражнения вызывает у детей зрительное представление о движении. Названия сокращают время, которое тратится на то, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.

  • Описание - это подробное и притом последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Полное описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель, показывая упражнение, одновременно дает словесное описание.
  • Объяснение - используется при разучивании движения. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому будет привлечено внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представив о каждом элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков,
  • Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные
    стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает
    показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.
  • Указания . – при разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений. Содержание указаний изменяется в зависимости от того, какие задачи ставит воспитатель: постановка и уточнение задания; разъяснение, как действовать; предупреждение и исправление ошибок у детей; оценка выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрение. Указания могут быть также направлены на то, чтобы вызвать интерес к упражнениям, желание выполнять их четко, правильно. Указания могут даваться как до, так и во время выполнения упражнения. До выполнения движения указания применяются как способ предварительного инструктирования.
  • Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении: они сами начинают замечать ошибки у себя и сверстников.
  • Команды. Распоряжения . Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное. содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Это форма речевого воздействия, отличающаяся наибольшей лаконичностью и повелительным наклонением. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Цель команды - обеспечить одновременное начало и конец действия, темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом; в исполнительной заключен сигнал к немедленному выполнению действия.
  • Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движениях, вызывают интерес к ним.
  • Рассказ, придуманный, воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса и желания заниматься физическими упражнениями.

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять на занятии. Под рассказ, придуманный воспитателем, дети выполняют упражнения. Темами рассказов могут быть «Поездка на дачу», «Прогулка в лес» и др.

  • Беседа. Чаще всего она имеет вопросо-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же - осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают.

  • Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения, причем в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом.
  • Проведение упражнений в игровой форме - характеризуется организацией деятельности детей на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в изменяющихся условиях. Игровой сюжет заимствуется из окружающей действительности (имитация охоты, трудовых, бытовых действий и т. д.), иногда он специально создается как условная схема взаимодействия играющих (игры - городки, теннис и др.).
  • Игровой метод применяется при обучении сложным движениям, когда они уже в основном освоены, с целью закрепления двигательных навыков и развития умения применять их в различных ситуациях. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.).
  • Проведение упражнений в соревновательной форме -особый физиологический и эмоциональный фон усиливает воздействие упражнения на организм. Соревновательный метод используют в том случае, когда дети хорошо освоили движения.

Методы обучения подбираются в зависимости от поставленных задач , возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений . На первом этапе проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении. С этой целью показ сочетается с объяснением и практическим опробованием. Запоминается зрительный образ движения и слова, обозначающие его название и элементы техники.

Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения.
Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.
Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении РУК, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево— прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.
Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению и* в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.
После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения.
Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.
В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.
Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.
Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкреп-ленные связи .
Методика углубленного разучивания движений
Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя

словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево—вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.
На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог предлагает в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».
Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, наклоны влево и вправо. При этом ребенку дается план-схема: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; в какую сторону нужно наклоняться вначале: влево или вправо, в какую потом». Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению.
Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает исполь-
овать собственный двигательный опыт в повседневной жизни и трах. Методика закрепления и совершенствования движений
На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.
На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них. Для активизации творчества педагог предлагает ребенку придумать упражнение, в том числе имитационное. Ребенок показывает, а дети пытаются узнать, какое упражнение он придумал, кого изобразил. Ребенок придумывает веселого зайку, грустного петушка, маленького котенка, больную кошку и т.д., имитирует птичку в клетке, работу «дворников» у машины и многое другое. Интересны коллективные действия детей, когда они придумывают солнышко, забор, домик, клумбу, коллективные и индивидуальные скульптуры и т.д.
Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка. Оно развивается на всех этапах обучения. На первом этапе ростки творчества наблюдаются при воспроизведении движения. Л. С. Выготский считал воспроизведение важнейшим компонентом творчества.
На втором этапе педагог побуждает ребенка к подбору вариантов упражнений, предлагая выбрать пособия для него; активизирует осознание ребенком возможности усложнения упражнений за счет смены исходных положений; выбора пособий и т.д.
Важную роль на этом этапе играет активизация представления ребенка о движении. Образы, предметы, сцены, события, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, вызываются идеомоторными представлениями. Представления могут носить обобщающий характер и относиться как к прошлому, так и к будущему. Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности: зрительные, слуховые, обонятельные. Преобразование идеомоторных представлений играет важную роль при решении мыслительных задач.
На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.
Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А. В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой и другими педагогами.

возможность быстро и точно выполнять действия, содействуют возникновению положительных эмоций, которые оказывают влияние на успешность выполнения работы.

1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям

2) углубленное разучивание,

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углубленное разучивание. Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа - закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.


1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега

По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.

Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.

Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.


1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания

Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи, (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно; двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно.

Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия наслаивался на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения.

Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.

Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок.

Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям. .


1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям

.

К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают

Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.

Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости .

Словесные методы. К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.


1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития». .

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться.

В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.


1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста


Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака в течение 10-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от эколо­гических и погодных условий).

При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативном содержании и характере. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем рассмотреть разные варианты.

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2~3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий . Детям предлагаются упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений, увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Оздоровительные пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе - в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровье»).

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия, танцевальных движений).

Для про ведения утренней гимнастики подбираются упражнения из числа рекомендованных программой для данного возраста. В содержание утренней гимнастики включаются разные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры, упражнения общеразвивающего воздействия.

Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гим­настики может быть достигнута путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного коли­чества повторений, темпа их выпол­нения.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности организма детей 5- 7 лет происходит за счет увеличения продолжительности утренней гимнастики (10-12 мин.), длительности непрерывного бега (2-3 мин.), увеличения количества подскоков (30-50 подскоков) и их усложнения. Увеличиваются также темп и количество повторений упражнений общеразвивающего воздействия. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе), с предметами и без предметов.

В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после двух-трех повторений. Во время организации утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение, которое создает радостный, эмоциональный фон, важно соблюдать требования к одежде, физкультурному оборудованию и месту ее про ведения.

Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиямипозволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Она состоит из 3-4 игровых упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки). В конце разминки рационально провести упражнения на расслабление мышц (1-2 мин.). Продолжительность двигательной разминки составляет не более 10 мин.

Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомления детей. Перед началом физкультминуток открыть фрамуги.

Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15-й мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физических упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающего воздействия: наклоны туловища, движения рук вверх в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивания, под­скоки, разные виды ходьбы.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делается глубокий и спокойный выдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.

Предлагается проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.).

Гимнастика после дневного сна. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

Этому может помочь комплекс гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна. Предлагаем их рассмотреть.

Гимнастика игрового характера состоит из 2-3 игровых упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены» .

Разминка в постели и самомассаж, комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции; лежа в постели, поверх одеяла, они в течение 3-4 мин. выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 - повороты головы вправо - влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 - разведение и сгибание рук; 3 - подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 - лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 - движения ногами, как при езде на велосипеде.

Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений по указанию воспитателя дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.); выбегают из спальни в групповую комнату, хорошо проветренную (температура 17-19 градусов).

В группе дети выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.

Упражнения с тренажерами или на спортивном комплексе (в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах).

Дети занимаются небольшими подгруппами по 7-10 человек. Например: одна подгруппа лазает по канату, подвесной и наклонной веревочной лестнице, передвигается по рукоходу и другому нестандартному оборудованию произвольным способом; выполняет висы на перекладине, канате; упоры стоя, лежа на перекладине и др. Воспитатель обязательно следит за качеством выполнения движений и страхует детей.

Тем временем другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с тренажерами и на велотренажерах· (диск «Здоровье», «Бегушая дорожка», детский эспандер, «Велосипед» и др.). Через 5-6 мин. подгруппы меняются местами.

Этот вид гимнастики достаточно сложен, так как он рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт.

В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные.виды ходьбы, бега, прыжков, коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Например: ходьба на носках, руки за головой; ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад и др.

Пробежки по массажным дорожкам могут осуществляться воспитателем группы ежедневно или 2-3 раза в неделю в сочетании с контрастными воздушными ваннами по мере пробуждения детей после дневного сна. «Беговую массажную дорожку» можно обозначить в разных местах группы (спальня, игровая комната, раздевалка, коридор), насыщая ее разными физкультурными пособиями (ребристая доска, резиновые коврики с шипами, пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью и т. д.). Этот инвентарь располагается таким образом, чтобы дети всей группы или небольшой подгруппы могли свободно заниматься, перебегая от одного пособия к другому. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Дети занимаются в одних трусиках, босиком. После проведения разных вариантов гимнастики после дневного сна про водится водная закаливающая процедура (обливание ног, обтирание всего тела влажной варежкой с после­дующим растиранием сухим полотенцем и т. д.).

При обливании ног желательно использовать воду контрастной температуры (вначале, - 36 градусов, затем снижать до 18-19 градусов, и так чередовать далее). Для ослабленных детей температура воды меняется сле­дующим образом: 36, 28, 36 градусов и т. д.

Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек), при этом учитывается уровень физической подготовленности ребенка.

Как показало наше исследование, дети старшего дошкольного возраста способны пробегать в среднем темпе (2,4-2,7 м/сек) без остановок значительное расстояние - от 950 м до 1600 м - за промежуток времени от 5 до 11 мин.

Методика оздоровительного бега должна соответствовать функциональным возможностям организма ребенка. Поэтому оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее двух раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий во время утренней прогулки. Советуем проводить их в теплое время года в самом начале прогулки, а в холодное время - в конце ее.

При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально­дифференцированный подход. Так, детям 5-6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать два круга (в среднем 500 метров), малоподвижным детям - один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности пробегают в среднем 3-4 круга, а малоподвижные дети - 2 круга.

Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, после этого предлагаются упражнения стоя на расслабление мышц (2-3 мин.).

Во время бега воспитателю необхо­димо помнить:

при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;

все дистанции для бега должны быть размечены (длина полукруга и одного круга);

бег должен доставлять детям «мышечную радость» и удовольствие;

нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определенный темп;

после оздоровительного бега не забывать об использовании упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания;

в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, но при этом учитывать одежду детей и длину дистанций, которая значительно со­кращается (от 250 до 500 м).

Использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне. Данный оздоровительно-профилактический комплекс осуществляется один раз в неделю после дневного сна, общей длительностью 35 мин., с небольшой подгруппой детей (не более 10 человек) под руководством взрослых. Общее время в сауне может составлять 5-8 мин. (по назначению врача). Игровая произвольная двигательная деятельность (длительность 10-15 мин.) детей в бассейне сопровождается музыкой и проводится под руководством инструктора по физической культуре.

Все дети, проходящие оздоровление в сауне - бассейне, вначале подлежат обязательному медицинскому обследованию и лишь после разрешения врача могут использовать данный комплекс еженедельно.

Коррегирующая лечебная гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела (по назначению врача) Данный лечебно-профилактический комплекс может быть рекомендован практически здоровому ребенку по одному сеансу в месяц, длительностью 10-12 мин., в течении 5 дней подряд с последующим перерывом в три недели. Комплекс проводится во второй половине дня под руководством медсестры и воспитателя.

Комплексы лечебной физической культуры (ЛФК) назначаются врачом и проводятся по подгруппам (6-10 человек) инструктором по физической культуре.

В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровье и всестороннее физическое развитие детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение двигательными навыками, специальными знаниями, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, а также развитие физических качеств.

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:

1) первоначальное разучивание,

2) углубленное разучивание,

3) закрепление навыка и совершенствование техники.

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, воспитатель решает и задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и др. При систематических занятиях физическими упражнениями у детей улучшается физическое развитие, совершенствуется работа всех органов и систем, возрастают защитные свойства организма, развиваются физические качества, повышается работоспособность в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств.


Глава 2. Экспериментальная часть


2.1 Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Информация об опыте

Тема опыта: физическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Актуальность опыта. Поступление в школу и начальный период обучения в школе, вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.

В связи с этим можно так сформулировать цель нашего исследования: выявить условия физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Технология опыта

В течение 6 месяцев проводился эксперимент. Одна группа детей (10 человек) занималась по специальному комплексу физической и спортивной подготовки. Вторая группа (10 человек) занималась по обычной методике физической подготовки. Во время эксперимента шло наблюдение за процессом физической подготовки детей старшего дошкольного возраста.

Результаты опыта


Таблица 2. Готовность к школе

1 спец. группа

Итоги

1.Света П. Готов
2.Мария С. Готов
3.Александр Т. Готов
4.Геннадий В. Готов
5.Слава С. Готов
6. Сергей М. Готов
7.Оксана Р. Готов
8.Павел В. Готов
9.Марина Б. Готов
10.Ренат Г. Готов

2 обыч.группа-


1.Станислав И. Не-/готов
2. Света К. Не /готов
3.Роман Д. Не/готов
4.Алена Б. Готов
5.Людмила М. Не /готов
6.Женя Г. Не/ готов
7.Василиса П. Готов
8.Саша О. Не/готов
9.Ирина Ш. Не/готов
10. Денис П. Готов

Так, из 20 детей старшего дошкольного возраста оказались готовы к обучению в школе по физической и психологической подготовке только 13 детей. Остальным детям требовалась более усиленная подготовка по обоим направлениям.

Между тем, обычно перед школой ребенок уже уверенно владеет всеми бытовыми действиями и достаточно легко овладевает многими движениями: спортивными, танцевальными. Степень и качество развития этих движений хорошо видны - представлю несколько диагностических упражнений из этого блока.

1. «Пройди по доске» или «Пройди по линии» – на полу мелком начерчена полоска шириной 15 сантиметра и длиной 1,5-2 сантиметра. Задание: «Пройди по линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой».

2. «Попрыгай на одной ноге» Задание: «Прыгни 5 раз на одной ноге и 5 на другой».

3. «Прыгни в середину круга» (можно использовать пластмассовые кольца). Предварительно необходимо уточнить понимает ли ребенок, что такое середина круга.

4. «Делаем зарядку» (на проверку ориентации). Задание: «Встань ровно, руки вниз, начинай шагать с правой ноги, раз, два, три, четыре, стоп. Правую руку вверх, левую руку вверх, правую вниз, левую вниз, поверни голову направо, налево. Сядь на корточки, попрыгай вправо, влево, вперед, назад. Садись, ноги вытяни, руки на колени, ровно подыши (вдох, выдох), встань».

Проведённый эксперимент позволил выявить следующие условия, позволяющие сделать процесс физической и спортивной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе успешнее:

1.Рациональное, комплексное использование физических упражнений.

2.Учёт индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста при подборе и использовании физических, и, тем более, спортивных, упражнений.

3.Активное участие родителей в физическом и спортивном воспитании (праздники досуги и др.).

В ходе проведённого эксперимента выяснилось, что спортивные упражнения - мощное средство всестороннего воспитания детей: они не только улучшают физическое состояние ребёнка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания; стимулируют (что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств. Однако спортивные упражнения (их дозировку, разнообразие и др.) нужно обязательно соотносить с возрастными особенностями детей.


Заключение


Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.

Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всесторонне развивает личность ребенка.


Список использованной литературы


Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.:Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

Алферова Т.В. Возрастные особенности адаптации сердечнососудистой системы к локальной мышечной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра биол.наук.- М., 1990. - 42 с.

Ананьева И.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. -1993.-№5.-С. 19-24.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., - 1975.-470 с.

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК. - М.: Физкультура и

    Основы развития физических качеств и способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Физические качества и способности: выносливость, ловкость, гибкость. Организация физического воспитания школьников, его принципы и основные этапы.

    Определение возрастных особенностей учащихся, обучающихся в 5-9 классах и характеристика основных задач физического воспитания. Проведение урока физической культуры в средних классах и современные методики обучения двигательным действиям школьников.

    Избирательное физическое воспитание способностей детей среднего и старшего школьного возраста. Развитие силовых, скоростных качеств, выносливости и гибкости у школьников. Воспитание ловкости у детей. Особенности физического развития при занятиях спортом.

    Влияние формирования двигательных умений и навыков на воспитание физических качеств. Апробация методики развития быстроты движения. Выявление уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста. Применение физкультурных упражнений при беге.

    Распределение учащихся на группы на основании данных медицинского осмотра. Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп. Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход. Схема построения уроков.

    Изучение особенностей работоспособности младших школьников, определения роли и значения утренней гимнастики в ее формировании и поддержании. Построение и структура утренней гимнастики, варианты ее проведения. Составление собственной схемы занятия.

    Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи. Утренняя гигиеническая гимнастика. Оздоровительный бег. Пешеходные прогулки, походы и экскурсии. Подвижные и спортивные игры. Закаливание в семье воздухом, солнцем, водой. Гигиена физкультурной семьи.

    Общеразвивающие упражнения, их роль в физическом развитии детей, характеристика и классификация. Имитационные упражнения. Оздоровительная направленность. Задачи обучения детей движениям. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах.

    Значение физических упражнений для организма дошкольника. Организация физкультурных занятий в детском саду. Основная гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка. Исследование методики занятий гимнастикой у старших дошкольников.

    Задачи физического воспитания в учреждениях начального профессионального образования. Программа и организация занятий. Работа спортивных секций и проведение дней здоровья. Требования к учету успеваемости. Уроки с учащимися специальных медицинских групп.

    Планирование и учёт работы по физическому воспитанию в учебном заведении. Развёрнутый план-конспект урока по физическому воспитанию (гимнастика - 3 кл., легкая атлетика - 6 кл., спортивные игры - 10 кл.). Физкультминутка для для учащихся младших классов.

    Общая характеристика основных форм организации физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: зарядка; закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни.

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе воспитания с учетом современных требований. Единство физического и психического развития ребенка. Средства воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

    Обучение технике выполнения упражнения "мост" из исходного положения стоя (с помощью партнера). Силовые упражнения на перекладине. Общеразвивающие упражнения со скакалкой. Занятия на развитие скоростно-силовых качеств детей соревновательным методом.

    Цели и задачи занятий аэробики в детском саду: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей; учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно; прививать детям танцевальные движения и общую культуру поведения.

    Значение утренней гимнастики, ее задачи, структура и содержание. Подбор упражнений, составление комплексов. Варианты и условия проведения. Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп. Использование музыкального сопровождения.

    Особенности формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Системы организации физического воспитания в специальных дошкольных учреждениях. Содержание спортивных досугов в логопедической группе.

    Цель физического воспитания - воспитание здорового, жизнерадостного ребенка. Возрастные особенности развития ребенка до 7 лет. Формирование двигательных функций ребенка. Гимнастика для детей как система специально подобранных физических упражнений.

    Факторы физической работоспособности, функциональные возможности мускулатуры. Особенности организации преподавания физической культуры. Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек. Дозированная нагрузка физических упражнений.

    Совершенствование двигательных качеств и особенности развития внимания у дошкольников. Значение подвижных игр в воспитании. Исследование уровня развития физических качеств и внимания у детей во время подвижных игр в ДОУ № 35 "Соловушка", итоги работы.

Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки - это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения. Все произвольные движения (около 99% всех движений человека) являются двигательными навыками различной сложности. Двигательные навыки обладают свойством переноса.

Перенос двигательных навыков выражается в их положительном или отрицательном взаимовлиянии. На занятиях физической культурой и спортом положительный перенос двигательных навыков обнаруживается в тех случаях, когда разные физические упражнения имеют легкоразличаемое структурное сходство, например приемы игры в ручной мяч и баскетбол или подъем разгибом из виса на брусьях и то же упражнение на перекладине (человек, который играл в баскетбол, легче овладеет техникой игры в ручной мяч; после освоения подъема разгибом на перекладине подъем разгибом на брусьях разучить проще).

Поэтому последовательное или одновременное изучение таких физических упражнений целесообразно. Разновидностью положительного переноса является перекрестный (билатеральный) перенос. Он выражается в том, что человек способен выполнить определенное движение левой частью тела, хотя ранее на этом движении упражнялась только правая часть (например, спортсмен может метать левой рукой, хотя обучался метанию только правой).

Отрицательный перенос двигательных навыков проявляется в тех случаях, когда трудно дифференцировать отдельные элементы движения при выполнении различных физических упражнений. Например, в прыжках в высоту и барьерном беге содержится фаза отталкивания, однако характер ее в этих вирах различается по ряду деталей настолько, что начинающий не способен их дифференцировать. Поэтому одновременное изучение этих двух спортивных упражнений нецелесообразно. Следует выделить три основных процесса, которые обеспечивают образование и развитие двигательного навыка: 1) познавательный процесс, который состоит в осознании цели движения, его структуры и результатов, в овладении суммой знаний; 2) процесс установления и закрепления соответствующих условнорефлекторных связей; 3) процесс морфологической и функциональной перестройки опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций организма; 4) процесс развития двигательных качеств и некоторых сторон психической сферы занимающихся в соответствии с требованиями изучаемых движений. Овладение двигательными навыками, так же как и развитие тренированности в целом, происходит неравномерно, по ломаной кривой. Вначале отмечается быстрый рост тренированности, затем идет длительный период медленного нарастания, в котором временами могут наблюдаться задержка (плато) и случаи снижения, вслед за тем наступает новое резкое увеличение тренированности и снова период замедленного развития или задержки.

Период, на протяжении которого ведется обучение сложному физическому упражнению, делится на три этапа: ознакомления, овладения структурой движений и совершенствования в выполнении физического упражнения.

На этане ознакомления, который продолжается от одного до нескольких занятий, ставится задача создания предварительных представлений и понятий об изучаемом физическом упражнении и главным образом о его кинематической структуре, а так же ознакомления с основными условиями и правилами спортивной борьбы в данном виде спорта. Для решения первой из этих задач приходится упрощать структуру движения, создавать условия, облегчающие выполнение упражнения (например, снижать высоту препятствия, уменьшать вес снарядов, размеры площадки, снижать интенсивность движения, сокращать дистанцию, не учитывать некоторые правила, которые необходимо соблюдать на соревнованиях).

На этапе овладения структурой движений, который продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, ставятся следующие задачи:

  1. создать четкие представления о кинематических, динамических и ритмических параметрах изучаемого движения;
  2. овладеть физическим упражнением, основными приемами, применяемыми в спортивной борьбе, в такой мере, чтобы выполнять их правильно с вариативными усилиями в упрощенных условиях;
  3. ознакомить с основами тактики данного вида спорта.

На этапе совершенствования, который продолжается в течение всего времени, пока занимающийся стремится повысить свои результаты, ставятся следующие задачи:

  1. достигнуть такого уровня совершенства в овладении спортивным упражнением, который позволит сохранить правильную технику при выполнении движений с максимальными усилиями в изменяющихся условиях спортивной борьбы;
  2. развить двигательные качества и психические свойства в соответствии с требованиями изучаемого вида спорта;
  3. освоить тактические приемы и развить способность применять их творчески в зависимости от складывающейся ситуации.

В специализированных занятиях спортом (в спортивной тренировке) обучению технике спортивных упражнений предшествует этап подготовки к нему. Этот этап может длиться от 3 недель до нескольких лет. Его продолжительность зависит от возраста занимающегося и вида спорта. На этапе подготовки к обучению определяются интересы и способности занимающихся, формируется активно-положительное отношение к занятиям определенным видом спорта, обеспечивается физическая подготовленность, служащая основой для овладения соответствующими двигательными навыками. Иногда, чтобы овладеть техникой одного вида спорта, необходимо заниматься другим видом (например, обучению прыжкам в воду должны предшествовать кроме плавания занятия акробатикой). В некоторых случаях задачи подготовки к обучению решаются без участия преподавателя (например, в процессе игры в детском возрасте или самостоятельных занятий различными видами спорта). Это позволяет приступить к разучиванию техники избранного вида спорта без предварительной подготовки.

С самого начала обучения физическим упражнениям следует стремиться к тому, чтобы занимающийся выполнял движение как можно ближе к его идеальному образцу (по структуре). Для этого можно применить два способа (метода):

  • первый - упростить условия, снизить интенсивность движений;
  • второй - расчленить спортивное упражнение на более простые по структуре движения, на отдельные действия и приемы.

Первый метод обучения - целостный метод , второй - расчлененный метод . Их сочетание - комплексный метод .

Наиболее эффективным методом нужно признать комплексный метод обучения.

Расчлененный и целостный методы в обучении сложным действиям самостоятельного значения не имеют. Однако само понятие «комплексный метод» не раскрывает его содержания. Здесь более уместно применение понятия анализа - синтеза движений в обучении. Обязательное требование реализации анализа - синтеза в обучении физическим упражнениям состоит в том, чтобы расчлененная подсистема не теряла своего органического единства с целостным упражнением. Выделенные части, фазы и элементы должны быть закреплены (освоены) достаточно хорошо, прежде чем они будут соединены в более сложные сочетания. Однако длительные упражнения в изолированных деталях могут привести к нарушению согласованности движений при выполнении сложного физического упражнения в целом. Поэтому необходимо заниматься одновременно несколькими частями, фазами и элементами спортивного упражнения, переходя от одного к другому циклически.

Для каждого занимающегося в каждом спортивном упражнении следует найти такие части и фазы, которые он может воспроизвести правильно, но с приложением усилий, характерных для данных подсистем спортивного упражнения в целостном его выполнении в реальных условиях спортивной борьбы.

Успех в овладении физическими упражнениями зависит от последовательности изучения его подсистем. В каждом сложном физическом упражнении имеется часть, фаза или элемент, от правильного выполнения которых в значительной степени зависит эффективность движения. Различают основу спортивного упражнения в целом - основную часть; основу части спортивного упражнения - основную фазу; основу фазы спортивного упражнения - основной элемент. Например, из четырех частей прыжка в высоту (разбег, отталкивание, переход планки и приземление) основной частью является отталкивание; в отталкивании основной фазой является постановка толчковой ноги и положение тела по отношению к нему; в фазе постановки ноги для отталкивания основными элементами являются движения таза и плечей.

Установление основы спортивного упражнения важно, в частности, потому, что обучение следует начинать именно с нее. В разных спортивных упражнениях, а также в отдельных их частях и фазах основа движения может находиться в начале, в середине и в конце.

В первом варианте основная часть сложного физического упражнения находится в начале. Она осваивается первой. Затем изучается техника средней части движений. К ней присоединяется уже освоенная начальная часть. Вслед за тем изучается техника заключительной части упражнений. К ней присоединяется освоенная средняя часть.

Во втором варианте основная часть спортивного упражнения находится в середине, а в третьем - в конце.

Выполняемые движения воспринимаются прежде всего органами чувств. Их можно видеть, в некоторых случаях слышать звуки, издаваемые при них, а главное - воспринимать кинестезическими ощущениями. В процессе обучения двигательным действиям суммарная деятельность органов чувств синтезируется в центральной нервной системе. В последующих действиях возникают новые ощущения, которые дают возможность проверить создавшиеся представления, уточнить их. В новых попытках воспроизвести движение возникают новые ощущения, которые снова осмысливаются, синтезируются в сознании и создаются более точные представления об изучаемом движении. Они снова проверяются на практике.

Отличие одного этапа овладения двигательными навыками от другого состоит в раскрытии в выполняемых движениях новых ощущений, в новом, более совершенном, восприятии этих ощущений. В этом заключена суть и последовательность освоения любого навыка, познания любого явления. Квалифицированный спортсмен лучше контролирует выполняемое спортивное упражнение. Именно поэтому он способен выполнить его более совершенно.

При равенстве одаренности и двигательного опыта результаты обучения зависят от способности концентрации внимания на возникающих ощущениях и степени понимания изучаемого. Чем лучше удалось отвлечь внимание обучающегося от всего, что не имеет отношения к выполняемому заданию, тем успешнее будет обучение. Это относится как к внешним раздражителям, так и к собственным мыслям обучающегося.

В соответствии с основными параметрами движений выделяют отдельные проявления кинестезической чувствительности: «чувство пространства», «чувство дистанции», т. е. способность соразмерять движения в пространстве; «чувство снаряда», т. е. развитие тонкого ощущения формы, веса, упругости снаряда; «чувство времени» («чувство скорости»), т. е. способность распределять свои движения во времени; «чувство среды» («чувство воды», «чувство воздуха», «чувство снега», «чувство льда» и др.), т. е. способность оценивать сопротивление среды действия.

Возникшие кинестезические ощущения сохраняются при систематических упражнениях (в двигательной памяти. - Примеч. ред.). Известно, что структура хорошо усвоенного движения не забывается, каким бы длительным ни был перерыв. Человек, хорошо овладевший ездой на велосипеде, способен выполнить это упражнение, даже если он не сидел на велосипеде на протяжении нескольких десятилетий. То же относится к плаванию, бегу на коньках и ко всем другим спортивным упражнениям, выполнение которых не требует больших мускульных усилий, специального развития организма или борьбы с чувством страха.

Что касается кинестезической чувствительности, то она притупляется в результате даже кратковременных перерывов в занятиях. Чем сложнее координация движений, тем в большей мере сказывается перерыв в упражнениях. Так, один старый цирковой артист говорил: «Если я не упражняюсь один день, это замечаю только я, если не упражняюсь два дня, это замечают мои товарищи, но если не упражняюсь три дня, это замечают уже зрители».

Значение чувственного (неосознанного) контроля возрастает по мере автоматизации движений, которая характеризуется тем, что человек может решить двигательную задачу без фиксации внимания на отдельных подсистемах. Таким образом, способность к чувственному контролю у одного и того же человека находится в зависимости от степени его тренированности в данном двигательном действии.

Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М: ФиС, 1978. - С. 53-60.

Обновлено: 21 января 2013 Просмотров: 20891

Процесс обучения физическим упражнениям
физическим имеет следующие этапы.

Первоначальное изучение, в процессе ко­торого формируется умение выполнять физи­ческое упражнение в общих чертах (освоение основы техники).

Первоначальное изучение. На данном этапе ставится зада­ча - научить детей выполнять движение в общих чертах.

По физиологическому механизму этап формирования перво­начального умения характерен тем, что на его протяжении соз­дается основа коркового динамического стереотипа. При этом происходит отбор пригодных врожденных и приобретенных реф­лексов, а также становление новых, которых в двигательном опыте обучающегося не оказалось. В результате к концу этапа складывается система двигательных рефлексов, соответствую­щая основе техники изучаемого движения. Специфические осо­бенности этого этапа: недостаточная точность движений в про­странстве и во времени, неточность мышечных усилий, неустой­чивость ритма движения, наличие ненужных дополнительных движений; отсутствие слитности между фазами (элементами) сложного движения.

С учетом указанных особенностей формирования начального двигательного умения на первом этапе обучения ставятся за­дачи: сформировать целостное представление о движении; до­биться выполнения движения в целом; устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.

Углубленное разучивание. Цель этого этапа обучения - до­вести первоначальное умение до точного, отработанного в дета­лях. В процессе углубленного разучивания необходимо настоль­ко уточнить движения, чтобы умение в дальнейшем перешло в навык владения совершенным действием. Этот этап характери­зуется уточнением временных, пространственных и силовых ха­рактеристик движений. Физиологическим механизмом этого про­цесса является уточнение как отдельных двигательных рефлек­сов, так и их системы в целом.

Продолжительность этапа углубленного разучивания может быть различной. Она зависит от сложности структуры движения, от общей и специальной подготовленности обучающихся, от ус­тойчивости ошибочных реакций, от типа нервной деятельности. Причинами затягивания этого этапа также могут быть явления «отрицательного переноса» других навыков и трудности, свя­занные с преодолением врожденных автоматизмов и защитной реакции. Задачи на втором этапе обучения состоят в том, чтобы: уточнить детали техники изучаемого движения; добиться четко­го, свободного и слитного выполнения движения в целом.

Закрепление и дальнейшее совершенствование движения.

Задача этого этапа обучения заключается в том, чтобы пере­вести приобретенное умение в навык, а также выработать до­полнительные умения и навыки применения изученного движе­ния в различных условиях. В зависимости от общей направлен­ности процесса физического воспитания длительность этого этапа различна.


Процесс обучения на данном этапе охватывает две стадии развития двигательного навыка: а) стадию упрочения навыка в основном варианте движения и б) стадию формирования уме­ний и навыков в дополнительных вариантах движения. В пер­вой стадии упрочивается сложившийся динамический стерео­тип, соответствующий основному варианту техники изучаемого движения, во второй - дополнительно к этому основному сте­реотипу вырабатываются и закрепляются дополнительные дви­гательные реакции, соответствующие различным вариантам тех­ники. В одних случаях эти стадии можно последовательно вы­делить достаточно четко - когда виды движений относительно стандартны (гимнастика), В других случаях, когда движения связаны с максимальным проявлением физических сил или с постоянным изменением условий, эти стадии сливаются вместе: упрочение основного динамического стереотипа происходит наря­ду с выработкой и закреплением его вариантов. При этом со­вершенствование движения происходит на основе частичной пе­рестройки ранее выработанного навыка, особенно таких движе­ний, которые связаны с прогрессирующим развитием физических качеств.

На этом этапе обучения ставятся следующие задачи: закре­пить освоенную технику движения наряду с дальнейшим уточне­нием ее деталей; обеспечить правильное выполнение усвоенного движения в различных условиях, в соединении с другими дви­гательными навыками и при максимальных физических усилиях (в подвижных играх).

Таким образом, мы видим, что при обучении физическим упражнениям следует учитывать этапы формирования двигательных умений и навыков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!