Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Пальчиковая гимнастика. (Потешки). Пальчиковые игры в потешках картотека по развитию речи на тему Игры потешки и пальчиковая гимнастика


Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы: от движения к мышлению, а не наоборот.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Потешки для пальчиковой гимнастики

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
Соединяем одинаковые пальчики рук.
Дружат добрые зверята

(пальцы рук соединяются в "замок").
Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями)

"Колечко"
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки; чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пчелка"
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

"Ножки"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,
Шел бобер через бор.
Шел бобер через болото,
Шел бобер искать работу!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

УТОЧКА

На волнах качаясь,

Уточка плывет.

То нырнет, то вынырнет

Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

ЛИСТОЧКИ

Ты весною видел чудо?

Как из маленький из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

КОТИК

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

ОВОЩИ

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.Огурцы, фасоль, горох

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

МАСЛЕНИЦА

Положи блинок в ладошку

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка - прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

КАЧЕЛИ

Дети сели на качели,

И качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз.

Ну-ка, с нами прокатись!

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее - двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

ПАЛЬЧИКИ - СОЛДАТИКИ

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним - второй,

Безымянный, быстро в строй!»

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

ВСТРЕЧА

На правой ручке - пальчики.

На левой ручке - пальчики.

Пришла пора им встретиться

Готовьте чемоданчики!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

ВОЛНА

Светит полная луна

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море

Волн спокойных мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать

Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.

ЗАМОК

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» - ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

ИГРА В ПРЯТКИ

Прячься, Петенька,

Прячься, Анечка,

Прячься, Зиночка,

Прячься, Манечка!

Не найдет вас

Веселый мальчик,

Хоть и самый

Большой он пальчик.

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, рыжая лисичка,

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки - цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ЖУК

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед - это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз - это «лапки».

ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.

ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

Барабанщики

Твои пальчики-барабанщики

Там-там-там

Тук-тук-тук

Раздаётся звонкий звук

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

КОЗА

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю, забодаю...

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает

Сейчас забодает.

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» - «коза» начинает двигаться вперед.

Зайчик

Зайка серый, что дрожишь?

От лисы ты убежишь.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

УЛИТКА

Выставив крутые рожки,

Ползет улитка по дорожке.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

КОЛЬЦО

Выйди, Оля, на крылечко

Подарю тебе Колечко.

Складываем пальчики -

Получились зайчики

Ещё раз сложили -

Колечко получили.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

1) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

2) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Солнышко

Солнышко в глазки

Светит ребяткам

Мы поиграем

С солнышком в прятки

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

КУЛАЧОК

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок- чок, кулачок,

Чок- чок, на бочок!

Руки положить на стол:

Ладони прижать к столу;

Одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»);

Разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»);

Для усложнения увеличить темп движения.

ПАЛЬЧИКИ

Встают послушно пальчики,

Воспитанные мальчики.

Стоят - не шелохнутся,

Зови - не отзовутся.

Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении.

БУСИНКИ

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберем в коробочку,

Наденем на веревочку.

«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку.

РУБИМ ДРОВА

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.


Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки:)). Нам очень помогает.

***
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

***
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

***
(загибаем пальчики )
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются )

***
(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком )
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

***
Ивану-большому - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама,
а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка.

Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке...», «Шла купаться черепаха» - эти потешки расположены на главной странице потешек.

Потешки про дождик и солнышко

Эти потешки хорошо петь под дождиком

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

***
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку -
По полному ведёрку!

***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

***
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!



***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Зимние потешки

***
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.

***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

***
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках - дедушка,
В других санках - бабушка,
В третьих санках - тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит -
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали -
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***
Наша Маша Маленька,
На ней шубка Аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

Кушаем кашку с потешкой

***
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».

***
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Первые шаги с потешкой

***
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.

***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

***
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.



***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

По кочкам, по кочкам...

Эти потешки для игры на коленках у мамы. Очень полезными они бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы одеть штанишки или в очереди к врачу.

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»- «роняем» между коленями

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!


Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам -
Бултых в ямку!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

От Tatachka;
Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква!)

(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!

(покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду…
(роняем)
Бултых в воду!

Можно менять животных
(
Летел журавль, сел на колоду...
Летел ворон, сел на колоду...)

Потешки-утешки

***
Не плачь, не плачь – куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три!

***
У киски боли,
У собачки боли,
А у моей малышки
Заживи-заживи-заживи.

***
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.

***
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Печём с потешкой

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленися!
Намели нам крупки,
Гречневой мучки -
Ребятам на кашку,
На блины-оладья,
На сладкую ватрушку.

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.

На столе витушки,
На столе витушки,
А в печи ватрушки.
Витушки, ватрушки
Нашему Андрюшке.

Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.

Якова жена
Калачи пекла:
Калачи горячи,
За окошко мечи.
Прилетели грачи,
Похвалили калачи.

Пословицы

Пословицы о дружбе

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга, так ищи, а нашёл - береги.

Без беды друга не узнаешь.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Дружба дружбой, а служба службой.

Солома с огнём не дружись.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Для друга и семь вёрст не околица.

Эти потешки относятся к пальчиковым играм и известны давным-давно. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. К пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона».
Пальчиковые игры
очень полезны для детей - они улучшают координацию и стимулируют развитие речи, к тому же пальчиковая гимнастика очень нравится детям. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Потешки в пальчиковым играм формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Произносить потешки для пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе совзрослым или с его помощью.
Для некоторых игр надевайте на пальчики бумажные колпачки или рисуйте на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, обязательно хвалите его.

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке - песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!

(кисти рук прясем перед собой)

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

(зажимаем пальчики, крепко сжимаем кулак)

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Тс-с-с...

(зажимаем пальчики перед сном)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

(зажимаем пальчики)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

(большим и указательным пальцами изобразить очки)

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

(все пальцы прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком»)

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

(делаем легкий массаж)

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

(Ладошки соприкасаются, при слове "открыл" раскрываются как книга)

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.

(изобразить ёлку как сказано в потешки)

Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаем)

(держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам)

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

(Водим пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

(перебираем пальчики)

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.
или (Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.)

(согнуть пальцы как грабли, погрести)

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

(изобразить собаку: пальцы вместе - морда, мизинец вверх/вниз - рот, большой палец отогнут - уши)

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

(перебираем пальцами по столу)

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

(резко раскрыть кулачок)

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

(шевелим одновременно пальцами на двух руках)

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

(перебираем пальчики)

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик - самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

(перебираем пальчики)

Этот пальчик в лес ходил.
Этот пальчик гриб нашел
Этотпальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик встал и сьел
Потому и потолстел!

(перебираем пальчики)

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

Пожалуйста добавляйте в комментариях Ваши пальчиковые игры и потешки для игр с пальчиками малыша.

Елена Морина
Комплексы пальчиковой гимнастики

1-2 неделя сентября

«Собираем ягоды» - расслабленная кисть левой руки (опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцами правой руки «снимаем с ветки ягоды» .

«Пальчики здороваются » - кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются : мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д.

«Пальчики моются » - согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.

«Замочек» - пальцы одной руки – между пальцами другой , сгибаются, закрывая «замочек.

«Пальчик-мальчик , где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!»

3-4 неделя сентября

«Пальцы шагают » - правая рука шагает направо – левая – налево.

«Колечко» - большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко ,который одевают на каждый палец левой руки : большой с указательным – на указательный, большой со средним – на средний и т. д.

«Зеркало» - повторить со взрослым разнообразный движения каждого пальца .

«Гармошка» - пальцы раскрытой ладони сходятся и расходятся.

«Пальчик , пальчик непоседа ,

Где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным ел малинку,

Ел со средним землянику,

С указательным – клубнику ел

1-2 неделя октября

«Бутончик» - кончики пальцев собирают в горстку , а затем ладошка раскрывается – «цветок раскрылся навстречу солнцу» .

«Зайка» - указательный и средний пальцы выпрямлены . Согнутый большой палец – на согнутом мизинце и безымянном.

«Коза-рогатая» - указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутый безымянном и среднем.

«Мишка-косолапый» - четыре пальца вертикально стоят на столе, средний согнут – это «голова медведя» .

«Мальчик с пальчик , где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, зайку,

Ежика в иголках

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил»

3-4 неделя октября

«Лиса» - ладонь держат вертикально, изображая профиль лисы. Большой палец чуть приподнят – это ухо. Указательный палец согнут – это лоб. Средний – нос. Сомкнутые безымянный и мизинец отходят от среднего – пасть лисы раскрыта.

«Волк» - большой палец – ухо – слегка приподнят, сложенные попарно указательный и средний, безымянный и мизинец сходятся и расходятся – это пасть волка.

«Гусь» - рука, опираясь на локоть, располагается вертикально. Кисть – «голова гуся» .

«Гусь щиплется» - кончик большого пальца смыкается с кончиками остальных пальцев .

«Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – мамочка ,

Этот пальчик – я ,

Вот и вся моя семья!»

1-2 неделя ноября

«Человечек» - указательный и средний пальчики «бегают по столу» , сначала левой, затем правой рукой.

«Дети бегают наперегонки» - как упражнение «человечек» , только обе руки одновременно.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук , соединить их.

«Флажок» - большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

«Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять –

3-4 неделя ноября

«Гнездо» - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты .

«Корни» - прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить вниз.

«Паук» - пальцы согнуты , медленно передвигаются по столу.

«Ножницы» - указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку.

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья

Друг без друга им нельзя»

1-2 неделя декабря

«Сжимание пальцев в кулак и разжимание» : ладонями вверх; ладонями вниз; обеих рук одновременно; правой и левой рук одновременно; правой и левой по очереди.

«Щупальца » - два-три пальца касаются друг друга .

«Стол» - правая ладонь, сжатая в кулак, левая – прижата сверху.

«Большой пальчик – сливы трясет

Второй их собирает,

Третий их домой несет,

Четвертый высыпает.

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает!»

3-4 неделя декабря

«Дверь» - сведенные кончики пальцев рук , прижатые друг к другу в горизонтальном положении.

«Крыша» - кончики пальцев рук , соединенные в наклонном положении ладоней.

«Мостик» - положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга . («Дом» - положение рук горизонтальное)

«Этот пальчик маленький ,

Мизинчик удаленький

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот средний длинный,

Он как раз посередине

Пальчик замечательный .

Этот – указательный,

Большой пальчик ,

Хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся ,

Вместе дело спорится»

2-3 неделя января

Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – «дерево» . Два пальца левой руки взбираются вверх – «малыш взбирается на дерево» .

«Улитка с рожками» - правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний – широко разведены и выпрямлены вперед.

Положение правой руки то же, что и в предыдущем упражнении, левая рука лежит на тыльной стороне правой руки – «дом улитки» .

«Полет птицы» - пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

«В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом –

Все на кухне кувырком

То топочут под столом,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

И пугают нам ребят.

То на стуле шалунишки,

То на шкаф залезут мышки

Так и хочется поймать,

А они шмыг – и под кровать»

(Пальчиковая игра – «домик» - обеими ладонями изображать крышу, «стол» - правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху, «скамейка» - одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны, «стул» - правая сжимается в кулак, левая прижимается ладонью, «шкаф» - кулаки кладутся друг на друга)

3-4 неделя января

«Пчелиный рой» - вращательные движения указательными пальцами .

«Беседующие люди» - два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами .

«Стул, кресло» - правая ладонь сжата в кулак, левая прижата вертикально к правой.

«Пассажиры в автобусе» - руки сцеплены пальцами внутрь . Тыльные стороны кистей рук наружу, большие пальцы приподняты кверху .

«Сидит белка на тележке

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, воробью,

Синичке, мишке толстопятому,

Заиньке усатому»

1-2 неделя февраля

«Птички летят» - пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

«Птички клюют» - большой палец поочередно соединять с другими пальцами .

«Гнездо» - пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши.

«Сорока-белобока кашу варила

Деток кормила.

Этому дала – он дрова рубил,

Этому дала – он печку топил,

Этому дала – он воду носил,

Этому дала – он кашу варил,

А этому ничего не дала :

Он печку не топил, дрова не рубил,

Воду не носил, кашу не варил.

Нет ему ничего!»

3-4 неделя февраля

«Раковина улитки» - правая рука на столе, левую руку положить сверху.

«Ежик» - ладони соединить прямые пальцы выставить вверх .

«Кот» - средний и безымянный пальцы правой руки прижаты к ладони большим пальцем , слегка согнут, поднять руку вверх.

«Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку – кожура!»

1-2 неделя марта

«Ромашка» - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны .

«Тюльпан» - полусогнутые пальцы обеих рук соединить , образуя чашку цветка.

Сжимание и разжимание кистей на счет раз-два.

«Алые цветы»

«Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают»

3-4 неделя марта

Вращение кистями рук по 10 раз : в правую, затем в левую сторону; вовнутрь обеими кистями; наружу.

Выгибание кистей рук по 10-15 раз

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!»

(Пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки , похлопывая друг друга кончиками)

1-2 неделя апреля

Прогибание кистей рук : одновременно; правой, левой по очереди.

Чередование прогибания и выгибания.

Щелчки (по 5 раз)

«Фонарики» - вращение свободными кистями рук.

«За работу»

«Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить.

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять!»

(Поочередно разгибать пальцы , начиная с большого,а на слова : «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими)

3-4 неделя апреля

«Пальчики здороваются » (по 10 раз) : пальцы правой руки с большим пальцем правой руки ; пальцы левой руки с большим пальцем левой руки ; то же, одновременно двумя руками; пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой руки . (сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются)

«Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев .

«Мизинчик»

«Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет :

Что все это значит.

Средний пальчик очень важный ,

Не желает слушать.

Указательный спросил :

«Может, хочешь кушать?»

А большой бежит за рисом,

тащит рису ложку.

Говорит : «Не надо плакать,

На, поешь немножко!»

(Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы , начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

1-2 неделя мая

Сгибание и разгибание пальцев в кулак : по очереди правой и левой рукой; правой рукой; левой рукой; обоих рук одновременно. (сначала начинать с большого пальца , затем начинать с мизинца)

«Ножницы» - разведение пальцев в стороны : правой, затем левой руки; обоих рук одновременно; соединив ладони вместе.

Разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев .

«Братцы»

«Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ним еще два братца

Ну, а старший не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил»

(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить . Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев , сначала мизинец с безымянным, затем средний с указательным. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей)

3-4 неделя мая

Упражнение с согнутыми ладонями – согнутые ладони перед грудью наклоняются вправо и влево,преодолевая сопротивление : движение согнутыми ладонями перед грудью вперед-назад; сомкнутые ладони вытянуты вперед, разведение кистей в стороны, не размыкая запястья.

Потряхивание расслабленными кистями : руки вверх; руки в стороны.

«На работу»

«Большой палец встал один,

Указательный за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!» ,

На работу им пора!»

(Сжать пальцы в кулачок , поочередно разгибать их, начиная с большого,а со слов : «Встали братцы все – «Ура!» - широко расставить пальцы в пальцы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!