Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Рыцарский турнир. Военные турниры XIV века или как поддерживали себя в форме рыцари

И после посвящения в рыцари повседневная жизнь воина представляла собой непрерывный тренинг физических и воинских достоинств. Охота и турнир являлись своеобразными культурными субститутами сражений, способствовавшими приращению соответствующих навыков и самоутверждению рыцаря в собственных глазах и глазах окружающих. Сражение с раненным вепрем или медведем было столь же опасным, как и единоборство с вооруженным врагом. Кроме того, преследование диких зверей развивало искусство верховой езды, необходимое рыцарю.

Турниры также способствовали совершенствованию воинского искусства рыцаря, не говоря уже о том, что создавали благоприятную возможность блеснуть личной отвагой, быть замеченными и помимо всего прочего добиться материального вознаграждения, подтверждающего рыцарскую доблесть. Изначально это были полувоенные поединки. В них четко прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение воина и захват добычи. Схватка велась, как правило, оружием, не отличавшимся от боевого, причем допускались практически любые виды вооружения, вплоть до луков и арбалетов. Господствовала массовая схватка. Побежденный лишался всего вооружения и коня в пользу победителя. Нередко побежденный на турнире становился пленником своего удачливого соперника и, как в условиях настоящей феодальной войны, обязан был заплатить выкуп.

К XIII веку турнир начал приобретать более символико-ритуализированный, игровой характер. Это выражалось, прежде всего, в попытках регламентировать сражение. Вокруг четырехугольного ристалища возводился двойной деревянный барьер, рядом воздвигали помосты, где сидели судьи и зрители, среди которых было немало дам, охочих до подобного рода кровавых развлечений. Герольды провозглашали имена участвовавших в турнире рыцарей, перечисляли подвиги, прославившие их ранее. Условия турниров были разнообразными. Как правило, в классическую эпоху они начинались с поединка отдельных рыцарей, получивших во Франции название "жюте". Задача могла заключаться в нанесении противнику удара копьем в определенное место (в грудь или центр щита) или в том, чтобы повергнуть противника на землю, выбить его из седла. В XIII веке создается Status Armarium - свод турнирных правил. В нем запрещается направлять удар копья в ноги или в правую руку противника.

Тем не менее, турниры продолжали оставаться опасным мероприятием, дававшим выход природной агрессии воинов. Импульсивный характер человека той эпохи нередко приводил к тому, что разгоряченные противоборством рыцари забывали о том, что это всего лишь праздничная имитация военной авантюры. Нередко такие турниры оборачивались жертвами. Бывали случаи, когда в ход турнирного сражения вмешивались вооруженные слуги и оруженосцы участников. Поэтому со временем мечи и копья для турниров стали притуплять и появился запрет зрителям и слугам участников турнира появляться возле поля в доспехах и с оружием. Ограничивается время проведения турниров - нельзя преломлять копья с пятницы по понедельник и в большие церковные праздники. Символической стала и награда победителю - теперь он получал лишь часть доспеха своего неудачливого соперника - шпору или плюмаж со шлема.

Если на раннем этапе спонтанность турнира допускала участие и простолюдинов, то в классическую эпоху благородное происхождение участника поединка также превратилось в необходимое условие. "Гербовой король" и герольды строго следили за составом участников. Более того, постепенно для турниров начали использовать специальный доспех - более закрытый и тяжелый, чем боевой. Появились и разные доспехи для разных видов поединков - конных и пеших. Стоимость такого снаряжения автоматически исключала из рядов участников неимущих.

Одновременно турниры стали ярче и зрелищнее. Большую роль начали играть дамы - иногда они определяли победителя турнира (кон. XIV в). С XIII века в среде рыцарства появилась традиция носить цвета своей дамы и прикреплять к шлему или копью вещицы дам, дарованные как знак расположения - это могли быть вуаль, рукав, платок. К XIV веку стало модным открывать турнир процессией, в которой дамы вели своих рыцарей на золотых или серебряных цепях.

Со временем пышность, церемониальность рыцарских поединков начали подвергаться осмеянию. Многочисленные маргиналии пародируют рыцарский поединок как состязание обезьян, скачущих на козлах навстречу друг другу с копьями наперевес, в шлемах, с гербами на щитах. В маргиналиях на страницах рыцарского романа "Ланселот Озерный", рыцарь изображен скачущим верхом на петухе. А чего стоит образ Дон Кихота в знаменитом романе Сервантеса - вместо реального противника "рыцарь печального образа" сражается с ветряными мельницами, источником вдохновления становится простая селянка, превращенная воображением чудака в Прекрасную Даму - Дульсинею Тобосскую. Несмотря на это осмеяние и трансформацию обычая (дуэли Нового времени не поставили точку в его истории), он продолжал жить и в более поздние эпохи. Живучесть традиции придавало и придает одно - желание утвердить свое "Я" в прямом и честном противоборстве с противником.

Неудивительно, что бюргерская среда, отринувшая многие ценности рыцарской культуры, тем не менее, позаимствовала культурную символику рыцарских поединков. Так, в Магдебурге на протяжении XIII-XV веков в последнюю субботу накануне Великого поста неженатые "дети" богатейших бюргеров - так называемые кунстабелен, "имели обычай" организовывать рыцарскую игру, "как это делал Роланд". В рамках одного из таких праздников "сотоварищ" кунстабелен, поэт Брун фон Шенебек соорудил "Грааль" - замок на острове Эльбы около Магдебурга. Поединки начались после богослужения и совместного праздничного застолья, победителю была предназначена в качестве приза благосклонность Прекрасной Дамы - все это выглядит как формальное соответствие рыцарским обычаям. Хотя пародирование обычая налицо - Дамой была горожанка далеко не безупречного поведения, но сами поединки носили нешутейный характер.

В зените средневековья стремление к самоутверждению, лежавшее в основании традиции турнирных сражений дает о себе знать постоянно, в том числе и в повседневной жизни, будь то будни мирного времени, будь то военные действия. Герцог Бургундский Филипп Добрый поклялся на кресте, что готов когда угодно один на один сразиться с Великим Турком, если тот примет вызов. Фруассар описывает поединок во время Столетней войны Эдуарда III с французским дворянином Эсташем де Рибмоном. Английский король выбирает в первой схватке с французами именно этого рыцаря, имевшего репутацию сильного и смелого воина. Несмотря на достоинства противника, Эдуарду III удалось одержать над ним победу. О том, что он сражался с королем, рыцарь узнал только после того, как получил в дар новую одежду и приглашение отужинать в замке Кале со своим могущественным соперником.

Обычай устраивать личные поединки накануне сражения перед строем двух войск сохранился вплоть до конца средневековья. Так знаменитый Баярд в сражении за Италию в 1501 году вызвал Сотомайора на поединок, который получил название "Вызов при Барлетте". Нередко на месте памятного поединка ставился камень, к которому рыцари совершали своеобразные паломничества.

Подобного рода поединки - явление, известное многим культурным мирам. Гектор и Ахилл, Пересвет и Челубей - этот перечень имен может быть с легкостью продолжен. Однако европейская средневековая цивилизация являет их в своеобразии собственного социокультурного ландшафта. Такого рода событие как поединок правителя и поданного, пусть рыцаря, пусть дворянина, но человека, стоявшего в системе иерархических отношений безусловно ниже властителя - явление достаточно органичное на европейской почве. Нечто подобное трудно представить себе в арабском, китайском, древнерусском обществах. Рыхлость европейской средневековой государственности, относительная сила феодальной элиты во взаимоотношениях с королевской властью, породившая идею рыцарей круглого стола, создавали особую атмосферу эгалитаризма, в которой и возможен был поединок между королем и дворянином как символически равными фигурами на игровом поле европейской культурной традиции.

Этот эгалитарный дух отражают и рыцарские праздники. Пример тому - празднества Артурова цикла в английском королевстве (сочетание пиршеств за круглым столом с рыцарскими поединками), в ходе которых утверждался союз между королем и его рыцарями.

В 843 году:

Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры следующим образом. Для этого они сходились там, где за этим было удобно наблюдать, и, в присутствии теснившегося со всех сторон народа, большие отряды саксов, гасконцев, австразийцев и бретонцев быстро бросались друг на друга с обеих сторон; при этом одни из них отступали и, прикрывшись щитами, спасались бегством от нападавших, но потом, в свою очередь, преследовали тех, от кого бежали. Наконец, оба короля, окруженные лучшими юношами, набрасывались друг на друга с громкими криками, выставив вперед копья и, как в настоящей битве, то одна, то другая сторона отступала. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующей при этом дисциплине...

Помимо этого, некоторые виды турнирных состязаний, например, бой на булавах , могут происходить от судебных поединков , т. н. «судов божьих», изначально доступных низшим сословиям .

Подлинность «Устава и привилегий конных игрищ» (Statuta et privilegia Ludorum equestrium, sive Hastiludiorum), приписываемых германскому королю Генриху I Птицелову (ум. 936), вызывает сомнения у историков .

Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века . Родиной их традиционно считается Франция . Английский хронист Матвей Парижский под 1194 годом называет рыцарские турниры «галльскими боями» (conflictus Gallicus). В самой Англии турниры распространились при короле Стефане Блуаском (1135-1154) .

Первое достоверное упоминание о турнире относится к 1062 году , когда во время осады замка два рыцаря сразились на глазах у обеих армий. Турниры тех времен еще не имели четкой организации, не регламентировалось использование определенного вида оружия или защиты тела.

«Изобретателем» турниров называют Жоффруа де Прейи Анжуйского (ум. 1066), который первым написал для них правила . В частности, в «Большой Турской хронике» сообщается: «Тогда же Годфрид де Прельи открыл турниры» (Hic Gaufridus de Preuliaco torneamenta invenit) . Интересно, что сам Жоффруа де Прейи был убит на турнире, для которого написал правила лично .

В Германии, согласно хронисту Оттону Фрейзингенскому , первый турнир состоялся в 1127 году в Вюрцбурге . Около 1150 года в немецких хрониках при описании турниров начинает фигурировать термин «бугурт » (buhurt). В период с 1100 по 1400 год в английских и французских источниках используется и другой термин «хейстильюд» (hastilude, от лат. hastiludium) .

Эпохой расцвета турниров можно считать XIV-XV века, когда они проводились особенно часто и с большой пышностью. Признанными знатоками турниров и активными их участниками являлись короли Англии Ричард I Львиное Сердце , Эдуард III и Генрих VIII , герцог Анжуйский Рене Добрый , герцог Бургундии Карл Смелый , а также император Священной Римской империи Максимилиан I , которого называли «последним рыцарем» (нем. Der letzte Ritter ).

С развитием военного дела и увеличением роли в нем пехоты и артиллерии, характер турниров постепенно менялся. И если во времена прославленного английского рыцаря Уильяма Маршала (ум. 1219) по масштабам и числу участников они близки были к настоящим сражениям, то в эпоху позднего средневековья они становятся скорее ритуализованными спектаклями, демонстрацией жестких этикетных норм .

Схватка между рыцарем-патроном турнира и рыцарем Алой Розы на турнире в замке Эглинтон в 1839 г.

Современная реконструкция турнира.

Поводы

Турниры обычно устраивались королями , князьями, курфюрстами , крупными сеньорами (герцогами , графами), либо баронами , по особенно торжественным случаям.

Поводами для проведения турнира могли послужить самые различные события: возвращение феодала с войны или из крестового похода , бракосочетание высокопоставленной особы или объявление о помолвке, рождение наследника, церковный праздник, заключение важного военного или политического союза, подписание важного документа. Так, в 1215 году английскими баронами устроен был турнир в честь подписания королем Иоанном Безземельным «Великой хартии вольностей» . Также в качестве повода могли быть использованы въезд короля в город, посвящение в рыцари или просто желание развлечься во время затянувшейся осады . Королевские турниры нередко созывались в честь коронации или свадьбы принцев или иных членов королевского дома .

Нередко на турниры собирались рыцари со всех концов Европы, по крайней мере, со всей страны. Происходили турниры публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Организация

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Герцог Рене Анжуйский в своей «Книге турниров» (Le Livre des tournois, 1460) пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом , который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту , где указывал имена и звания участников турнира и своих судей . При этом вызов посылался «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам». Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - аппликацией. Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика.

В этот день также устраивались танцы и объявлялось о начале турнира.

Правила

Правила для первых турниров написал Жоффруа де Прейи (ум. 1066).

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки .

В Англии, согласно ордонансу Ричарда Львиное Сердце , турниры могли проводиться на пяти строго определенных ристалищах, располагавшихся в безлюдной местности. Каждый из участников обязан был уплатить налог - 20 марок серебром с графа, 10 - с барона, 4 - с рыцаря, имеющего земельный надел, и 2 - с безземельного рыцаря. «Устав» Эдуарда I ограничивал численность свиты, которую каждый рыцарь или барон мог привести с собой, строго обязывая участников турнира использовать специально затупленное оружие, а не боевое .

Множество постановлений относительно турниров издал король Франции Филипп VI Валуа , в числе важнейших статей из них:

1. На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что–либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами.
2. В число участников в турнире не допускается недворянин, а также тот, кто не представит свидетельство о своем воинском звании.
3. На турниры не допускается также всякий дворянин, изобличенный в вероломстве. Такого человека со стыдом изгоняют из турнира, его гербы бросают, а прочие соучастники турнира попирают ногами эти гербы.
4. К участию в турнире не допускается тот, кто скажет что–либо противное чести короля, своего государя; тот будет побит во время этого турнира и с позором выведен за барьер.
5. Всякий, кто употребит в дело насилие или оскорбит, даже только на словах, честь дамы или девицы, тот да будет побит как последний негодяй и изгнан из турнира.
6. Всякий, кто подделает печать свою или чужую, или даст ложную клятву, или похитит что–либо из монастыря, церкви или часовни, или другого какого–либо священного места, а также кто притеснит бедного, вдову или сироту и силой отнимет у них имущество, тот да будет подвергнут наказанию и изгнан из турнира.
7. Всякий пьяница и сварливый человек прогоняется из общества, присутствующего на турнире.
8. Всякий, кто ведет недостойную жизнь, существуя ленными доходами от государя, а между тем промышляет товарами как простолюдины, того следует высечь на турнире и выгнать с позором и посрамлением.
9. Всякого, кто не явится на собрание, когда он приглашен, или же кто из алчности или по какому-либо другому поводу женится на девушке простого звания, следует исключить из турнира .

Проведение

Следовала церемония открытия турнира: на устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу (ибо «с благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее»). Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям , сравнительно безопасным.

После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглёры , без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d’honneur ), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому «дамской милостью» (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

Конная сшибка. Музейная экспозиция.

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку , платок , иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты).

Групповые поединки

Парные поединки

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves , vepres du tournoi ) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем , но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

В XV столетии в германских землях распространение получили парные поединки на булавах Kolbenturnier , значительно отличавшиеся от других видов единоборств тем, что в ходе них требовалось не нанести сопернику физический ущерб, а сбить с его шлема геральдический гребень. Оружием при этом служила Kolben - тяжелая граненая палица из прочного дерева длиной около 80 см, увенчанная на конце круглым яблоком и снабженная железным диском для защиты руки. Изображение подобного оружия имеется в упомянутой выше «Книге турниров» Рене Анжуйского .

Травматизм

Турниры XII-XIII веков, как правило, отличались высоким уровнем травматизма и смертности, так как проводились на боевом оружии, часто заточенном, при тогдашней неразвитости защитного вооружения (кольчужный хауберк , кожаные или металлические ламелляры). Так, в 1175 году в Германии на турнирах погибло 17 рыцарей, а на турнире 1240 года в Нойсе погибло более 60 человек .

Зная об опасности турниров, препятствовать их проведению довольно рано стала католическая церковь . Так, в 1175 году архиепископ Магдебурга Вихман, узнав о том, что в течение года 17 рыцарей погибли на турнирах, отлучил всех участников последних от церкви .

Среди погибших на турнирах в XIII веке было немало известных людей. В 1216 году Джеффри де Мандевиль , граф Эссекса, был затоптан насмерть лошадьми во время турнира в Лондоне . В 1234 году Флорис IV , граф Голландии, убит был на турнире в Нуайоне , в 1238 году так же окончил свои дни его младший брат Виллем , а в 1258 году на турнире в Антверпене погиб его сын Флорис де Воогд , регент Голландии.

Вооружение

К середине XII века появляются специальные копья для турниров, снабженные железными наконечниками, выполненными в виде коронок (такие наконечники называли «кронелями» или «коронелями»), а также мечи с затупленными лезвиями и закругленными остриями. С середины XIII века рыцарские состязания начинают разделять на поединки до смерти (a l"outrance), в которых использовалось заточенное оружие, и поединки для забавы (a plaisance), в которых применялось т. н. «оружие куртуазности» .

Признанный законодатель турнирной моды король Рене Анжуйский , сторонник ограничений относительно применения оружия, полагал копья слишком громоздкими для сражений на турнирах и считал более подходящим оружием затупленные мечи и кинжалы .

Защитное вооружение для турниров в XI-XIII веках практически ничем не отличалось от боевого. Лишь в XIV столетии появляются элементы усиленных турнирных доспехов, в виде дополнительных железных пластин для рук и ног, наплечных щитков и стального ворота для защиты шеи . В начале XV века распространяются специальные комплексы вооружения вроде штехцойга (нем. Stechzeug) и реннцойга (нем. Rennzeug), частично снизившие опасность получения смертельных травм. Штехцойг , предназначавшийся для копейного боя гештеха, снабжался специальным усиленным шлемом типа «жабья голова » (нем. Stechhelm), прочным тарчем , крепившимся к кирасе , которая дополнительно снабжалась крюком для удержания копья. Реннцойг был несколько легче и предназначался для реннена , изобретателем которого считали маркграфа Альбрехта-Августа Бранденбургского .

Но и после введения специальных доспехов участники турниров полностью не избежали опасности получить серьезное увечье. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо .

Стоимость комплекта турнирных доспехов была весьма высока, и во второй половине XVI столетия обычно составляла от 100 до 200 талеров (от 20 до 40 фунтов стерлингов) для конного, и от 60 до 80 талеров (от 12 до 16 фунтов стерлингов) для пешего боя .

См. также

Литература

  • Иванов К. А. Многоликое средневековье. - 2-е изд. - М. : Алетейа, 2001. - 432 с. - (Viva memoriae). - 3000 экз. - ISBN 5-89321-075-1 .
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. - М. : Научный мир, 2000. - 520 с. - (Университетская библиотека). - 2000 экз. - ISBN 5-89176-103-3 .
  • Клифан Колтман. Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение / Пер. с англ. В. Д. Кайдалова. - М. : ЗАО «Центрполиграф », 2007. - 240 с. - 4000 экз. -

Рыцарские турниры начали проводиться во второй половине XI века во Франции, откуда распространились на всю Западную Европу. Человеком, впервые разработавшим правила для турниров был Жоффруа де Прейли, и, по идее, правила были предназначены для того, чтобы обеспечить безопасность на состязаниях, однако в 1066 году сам де Прейли был убит на турнире.

Турниры устраивались королем, бароном или другим крупным сеньором по какому-либо торжественному случаю. По мере развития, на состязания стали собираться рыцари со всей Европы.

Для турнира выбирали подходящее место около города - «ристалище», рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. На турниры обычно стекалось огромное количество зрителей, так что рядом устраивалась ярмарка. Поскольку в городе места на всех участников и зрителей не хватало, то рядом с местом проведением турнира вырастал целый палаточный городок. Сами участники - рыцари, люди знатные, старались взять с собой как можно больше свиты, дабы затмить остальных. Так палаточный "городок" нередко превышал по площади, да и по населению, город, возле которого он проводился.

Арена ограждалась деревянным забором, около нее устраивались трибуны, и тут стоит отметить, что гости располагались на них в соответствии со своим социальным статусом. В некоторых турнирных кодексах, в частности Манесском, детально прорисованы как сами ложи, так и порядок расположения зрителей.

Как участники, так и зрители - все одевались как можно ярче, стараясь перещеголять других. В период позднего средневековья специально для турниров заказывались доспехи и оружие, украшенные чеканкой, золотом и серебром.

Одной из интересных деталей турнирного доспеха являются нашлемные украшения (гребни). Изначально они несли исключительно декоративную функцию, выполнялись из кожи или папье-маше и выглядели весьма причудливо, однако в соответствии с Манесским кодексом в конце XIII - начале XIV века эти гребни стали обязательной частью рыцарского герба.

Еще одна любопытная деталь - бурлет и намет - тканевый валик и пришитое к нему покрывало, появление которых относится ко временам крестовых походов, когда рыцарям приходилось совершать переходы под палящим солнцем, и, соответственно возникала необходимость защищать шлем и голову от перегрева. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Отдельного внимания заслуживает одеяние дам. После очередной победы дама дарила дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, палантин и т.д. Если рыцарь был удачлив - то к концу турнира дама могла остаться без рукавов и обуви. Так некоторые элементы одежды дам для турниров не пришивались намертво, а лишь прихватывались нитками, чтобы их можно было с легкостью оторвать. Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

Правила турниров различались, как я уже писал выше - в различные времена существовало несколько турнирных кодексов, первый из которых - кодекс Жоффруа де Прейли, и из более поздних (примерно 1300 г.) - Манесский кодекс, и последняя - «Турнирная книга» Рене Анжуйского (XVI век).

Согласно Манесскому кодексу рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки.

Перед днем основных состязаний проводились состязания оруженосцев, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Отличившихся прямо там посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

Обычно турнир начинался с поединков только что посвященных в рыцари. Такой поединок назывался жюст (. От англ «Joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). После - устраивалось главное состязание, имитация сражения двух отрядов. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты).

Несмотря на все меры безопасности, поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

В XVI веке, когда рыцарская конница утратила свое военное значение, количество турниров пошло на убыль. Турниры окончательно превратились в шоу, участвовать в котором могли лишь очень и очень обеспеченные люди, к тому же еще и знатные. Представление это, однако, было небезопасным, и в 1559 году, на турнире в честь мирного договора Франции и Испании, граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз, что послужило поводом для запрещения турниров вообще.


В музее-заповеднике "Коломенское" прошел третий по счету исторический фестиваль "Времена и эпохи", в рамках которого посетителей погрузили в атмосферу Средневековья.
На фестивале было представлено более 45 интерактивных площадок с мастер-классами и театральными постановками, разнообразная концертная программа от фолк-музыкантов, специальный детский городок, ярмарочная площадь.
В больших походных лагерях на время поселились горожане и крестьяне, пехотинцы и рыцари, музыканты и мастеровые времен средневековья.
Самыми запоминающимися и зрелищными событиями фестиваля стали рыцарские турниры.
Рыцари в доспехах на красивейших конях приглашаются к барьеру. И многотысячная толпа зрителей то восклицает, то аплодирует, переживая за участников боев..

2. Спустя сотни лет рыцарские турниры не утратили своей зрелищности.

3. В средние века соревнования между рыцарями превращались в незабываемое действие, которое длилось несколько дней.

4. Во время турнира для вельмож накрывались богатые столы, для крестьян открывалась ярмарка.

5. Предположительно, рыцарские турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.

6. По правилам Рыцарского турнира на фестивале, Рыцарь участник обязуется явиться на фестиваль в сопровождении минимум двух оруженосцев. Один оруженосец - в момент выступления рыцаря на ристалище - поступает в распоряжение Маршала турнира. Оруженосцы на ристалище - строго лица мужского пола, одетые в подобающие исторические костюмы.

7. Влиятельные персоны плели интриги, заключали соглашения, демонстрировали окружающим свое богатство и положение в обществе.

8. Рыцари же с удовольствием участвовали в состязаниях для того, чтобы зарекомендовать себя с наилучшей стороны перед знатными особами и получить возможность поступить на службу к могущественному сюзерену, улучшив тем самым свое денежное положение.

9. Попытки воссоздать подобные соревнования в России до 2013 года не знали такого масштаба.

10. К участию в большом рыцарском турнире допускаются только мужчины старше 21 года, способные обеспечить себе полное боевое снаряжение и двух оруженосцев, не считая остальной свиты. Родословная не важна, был бы опыт и деньги)))

11. Рыцарь с оруженосцем.

12. "Отцом" турнира называют Жоффруа де Прейли. Он написал правила для первых турниров.
Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила.

13. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья.

14. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира.

15. Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.

16. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми.

17. Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее.

18.

19.

20. Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников

21. Случалось, что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Кольчугу моль побила)))

31. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды.
Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира.

32. Турниры прекратились в XVI веке, когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 год на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.

33. Водица из средневековой лавки.

34. Продолжение следует...

Рыцари это, пожалуй, самая интересная тема Средневековья после . В детстве наверняка многие мальчишки зачитывались произведениями о рыцарях и о рыцарских турнирах. Кто ни слышал о доблестном короле Артуре и его без страха и упрека. Не мечтал так же править, как и Артур в Камелоте.

Главным развлечением для каждого рыцаря был рыцарский турнир. Это специальные состязания, в котором рыцари демонстрировали свою доблесть, мастерство и отвагу. Со временем эти соревнования приобретали все большую пышность. Особое внимание на турнире уделяли прекрасным дамам. По истечении турнира побудитель получал славу и богатства.

Как проходили рыцарские турниры


Судя по историческим источникам, турниры с участием рыцарей появились в IX в. Сначала рыцари сражались на боевом оружии, концы копий были заточены. А вот поле XII в. турниры становятся большим и пышным развлечением. Время и место рыцарского турнира оглашалось заблаговременно, минимум за месяц. В разные концы страны отправлялись гонцы с письмами и приглашениями для .

Весь турнир проходил в два этапа. Сначала рыцари участвовали в конной сшибки. Такие сражение проходили между двумя наездниками. При помощи тупого копья наездник должен выбить из седла соперника. Разрешалось только бить в щит, строго запрещено было бить седока в открытую руку. Поединок заканчивался только после победы одно из соперников. могли менять копья, если они ломались, до двенадцати раз. Вторым этапом рыцарского турнира были сражения на мечах или булавах.

Участие в рыцарском красивом турнире было почетным. Туда допускались только феодалы с родословной, очень знатного рода. Кроме этого участие в рыцарском турнире было делом прибыльным. получал доспехи и оружие поверженного соперника. А победитель получал славу и выигрыш.

Вечером после соревнований всегда был пир, где чтили победителя. Многие знатные дамы во время турнира отдавали предпочтение тому или иному . В знак своей симпатии они дарили ему платок. А он все победы посвящал любимой женщине.

А знаете ли Вы что?

Европа переживала период феодальной раздробленности. Организаторы турнира опасались, что участники могут сводить друг с другом счеты. Для этого были придуманы новые правила мирного участия в турнире. Каждый участник перед участием в соревновании давал обещание, что в соревновании он участвует только ради презентации своего военного мастерства.

Участники рыцарских турниров


Как было сказано выше, к участию в турнире допускали только знатных, богатых и родовитых феодалов. Выступления были показательными. Но случалось, так что на турнире получали увечья, а иногда даже и погибали. Многие получали большой доход с турниров. Кроме того, что выигравший рыцарь в поединке получали доспехи проигравшего. Так же иногда рыцарей захватывали в заложники, а потом родственникам предоставляли возможность выкупить их.

После XIII в. правила во многом изменились. Запрещалось в качестве добыче забирать доспехи проигравшего рыцаря. Еще нельзя было захватывать в заложники и требовать выкуп. Турниры стали большим театром. не скупились на украшение своего обмундирования, лошадей. Его щит был украшен родовым гербом. Герб передавался по наследству или даровался королем. Так же каждый рыцарь должен был предоставить девиз, в котором выражал смысл своей жизни.

Жили рыцари во время турнира в шатрах, которые тоже украшали своим гербом. Доспехи блестели, их изготавливали специально ради турнира. Дамы в прекрасных туалетах смотрели на бои, участвовали в балах в честь победителя. Они одаривали молодых людей вниманием, давали им в знак благосклонности платок.

Турниры рыцарей утратили свое значение в начале Нового времени. Их проводили все реже и реже. Это было связано с появлением новых видов оружия, прежде всего огнестрельного. Значение турнира как забава утрачивает свое значение, и становиться занятием не популярным.

Рыцарский турнир видео



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!