Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Сколько человек играет в лапту. Русская лапта. Тренер и капитан команды

Лапта – это командная игра с мячом и битой. Для игры подойдет любая прямоугольная площадка с удобным для бега покрытием (из травы, земли, щебенки) .

Цель игры заключается в следующем: послать мяч на максимально дальнее расстояние; за время его полета нужно успеть пересечь всю площадку и вернуться обратно, оставшись не засаленным противником. Удачная пробежка приносит команде очко.

Классический вариант лапты

  1. Набирают 2 команды, количество человек до 10 с каждой стороны.
  2. Размечают игровую площадку: проводят 2 черты на расстоянии 40–50 м друг от друга и 2 боковые – в 25–40 м.

За первой чертой находится город, за второй – кон, а между ними – поле.

  1. По жребию одна команда идет в город, другая уходит в поле, где и водит.
  2. Игроки, находящиеся за чертой города начинают игру. Бьющий отбивает подброшенный мяч, стараясь отправить его, как можно дальше в поле. После чего бросает лапту и устремляется через все поле к черте, обозначающей кон. Его задача – пересечь эту линию и возвратиться обратно в город, оставшись незапятнанным.

Команда водящих в это время должна поймать мяч налету либо быстро подобрать его с земли и осалить бегущего противника. При этом им не разрешается перемещаться по полю с мячом, но зато можно перебрасывать его друг другу.

  1. В том случае, когда водящим удалось запятнать бегущего, они переходят в город.

Если же бегущего не удалось осалить, то стараются быстрее перекинуть мяч за черту города. И тогда, игрок, отбивавший мяч и не успевший вернуться в город до момента падения мяча за эту черту, остается за линией кона.

  1. Такая ситуация: бьющий подал слабо мяч, и соперники успели его быстро поймать. Тогда, чтобы не рисковать, и не быть запятнанным, подающий может никуда не бежать, а остаться за чертой, в деревне, в стороне от команды.
  2. Игра идет своим чередом: все участники должны сделать по одному броску.
  3. Теперь, что касается игроков, находящихся за чертой кона и в деревне. Их может выручить своя команда. Такая возможность появляется, когда участник отбивает мяч на значительное расстояние, т. е. он дает шанс на перебежку себе и своему товарищу.
  4. Иногда бывает и такое положение в игре: вся команда, за исключением одного игрока, собралась за коном или в деревне. Тогда, ему разрешают сделать 3 броска. Если же и этот участник промахнется, то вся команда меняется местами с водящими.
  5. Команда выигрывает в том случае, когда участники выполнили по удару, пересекли кон и благополучно вернулись назад.

Игра проиграна, если уже все выполнили броски, но ни один не сумел пересечь линию кона.По завершению игры, происходит обмен позициями: команда города становится водящими, а игроки, находившиеся в поле, переходят в город.

И еще – если во время игры участник команды города поломал лапту, биту, то автоматически этой команде присуждается победа.

Нюансы

Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок – команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.

Интересное занятие – лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.

Наказания и нарушения

Лапта имеет и систему фолов. Правила игры предупреждают, что мяч должен кидаться только по вертикали (не по дуге), с позиции открытой ладони и без перекручивания. Обращают внимание на нарушения при пробежках, возвращения мяча в дом, нарушения в защите и при осаливании. Строга, но справедлива лапта. Правила игры обязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту - это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина — 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.

Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Правила игры в русскую лапту

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре в лапту

Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры в лапту

Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.

Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».

Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: - четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; - судейское замечание – 1 очко.

Кто выигрывает в лапту

Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: - допущено грубое нарушение правил игры; - если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; - выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Дополнения к правилам

  • Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
  • Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
  • Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте

  1. Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
  2. Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
  3. Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
  4. Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

1. Определение:

Русская лапта - двухсторонняя командная игра, которая проводится как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях, на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линия­ми. Цель одной команды - совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каж­дый игрок, совершивший полную пробежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды - не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).

2. Оборудование места для соревнований:

Соревнования в целях обеспечения безопасности зрителей и участников разрешается проводить на спортивных сооружениях, принятых к эксплуатации государственными комиссиями, при условии наличия Актов техническо­го обследования о готовности сооружения к проведению мероприятия.

Перед началом соревнований главный судья, представитель организа­ции, проводящей соревнования, и врач составляют акт о том, что оборудо­вание места проведения соревнований соответствует (не соответствует) пра­вилам соревнований.

3. Игровая площадка и ее размеры:

Игровая площадка (приложение 1) представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), сво­бодную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину для игры на открытом воздухе, и размером 23-40 м в длину и 15-20 м в ширину, для игры в закрытых помещениях, при высоте потолка помещения не менее 6 м. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих пло­щадку. дку.

Организаторы соревнований, исходя из местных условий, положением опреде­ляют размеры площадки, но не меньше и не больше указанных выше размеров. ов.

4. Линии, ограничивающие площадку:

Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон - линиями дома и линиями кона.

Площадка должна быть окружена свободной зоной: за линией дома - не менее 5 м, за боковыми линиями - 5-10 м, за линией кона - не менее 20 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону» (на открытом воздухе).

Для игры в закрытых помещениях: за линией дома- не менее 3 м, за

боковыми линиями - 1 м, за линией кона - не менее 5 м., в 6 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует штрафную зону.

5. Штрафная зона:

Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку размером 10 м на 25-40 м (6 м на 15-20 м для закрытых помещений), необходимую для определения действительности уда­ра по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (при­ложение 1) не попал в штрафную зону.

6. Площадка очередности:

Площадка очередности предназначена для ожидания игроками очередности удара по мячу.

7. Пригород:

Пригород - место, откуда совершаются перебежки игроками, выпол­нившими удары по мячу.

8. Площадка подающего:

Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина пло­щадки 3 м, в центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см, чертится круг подачи.

9. Бита:

Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60-110 см, диаметром не более 5 см ± 1мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 3 см.

Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индиви­дуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г ± 50 г.

Организаторы соревнований перед началом игры должны провести маркировку всех бит.

10. Мяч:

Игра проводится теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.

11. Секторы запасных игроков играющих команд:

Два сектора для запасных игроков расположены сзади пригорода, пло­щадки подающего и площадки очередности. Размер каждого сектора (длина -5 м, ширина -2м) обозначается разметкой. В каждом секторе должны быть скамейки или кресла на 12 человек. В секторах размещаются игроки играющих команд, тренеры и их помощники. Игрокам разрешается иметь с собой спортивную сумку и биты. Тренеру разрешается руководить коман­дой, не покидая данного сектора, за исключением моментов, когда он соби­рается произвести замену или взять минутный перерыв.

12. Допуск участников к соревнованиям:

К участию в соревнованиях в соответствии с возрастными группами допускаются лица, прошедшие надлежащую подготовку под руководством тренера и медицинским наблюдением и получившие разрешение тренера и врача на участие в соревнованиях.

Разрешение тренера и врача оформляется именной заявкой по установ­ленной форме, обязательны подпись врача и печать против каждой фами­лии участника (см. статью 51). Заявка на участие команды в соревнованиях подписывается руководителем соответствующей спортивной организации и заверяется печатью.

В отдельных случаях с разрешения врача, тренера и спортивной орга­низации, проводящей соревнования, участники младшей возрастной груп­пы могут быть допущены к соревнованиям старшей группы, если они хоро­шо физически и технически подготовлены (с предъявлением специальной медицинской справки).

Допуск участников осуществляется мандатной комиссией. Ее утверж­дает организация, проводящая соревнования. В мандатную комиссию вхо­дят: председатель мандатной комиссии, главный судья, главный секретарь, врач соревнований, представитель организации, проводящей соревнования. Они проверяют заявки и документы участников.

Ответственность за допуск участников несут председатель комиссии и представитель федерации. В мандатную комиссию представляется страхо­вой полис на каждого участника и его отказ от претензий.

Организаторы соревнований не несут ответственности за травмы или несчастные случаи, возможные на соревнованиях, при условии соблюдения настоящих правил.

Страховка участников проводится клубами, федерациями или непо­средственно участниками.

13. Состав команды:

Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном.

Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каж­дой команды, но не менее четырех, которые могут быть заменены в соответ­ствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.

14. Обязанности и права участников:

Участники соревнований обязаны знать правила, программу и поло­жение соревнований.

При нарушении правил соревнований или некорректном поведении участник наказывается желтой карточкой, при повторном нарушении на­казывается красной карточкой и снимается с соревнований.

При особо грубых нарушениях участник может быть снят с соревнова­ний без предупреждения.

Участник имеет право обращаться к судьям только через капитана команды.

15. Спортивная форма участников:

Участники соревнований обязаны выступать в опрятной спортивной форме.

Все игроки одной команды должны быть одеты в единую спортивную форму, которая состоит из футболки с номером спереди и сзади, трусов с номером, гетр и бутс. Цифры на футболке должны быть одного цвета, кон­трастного цвету футболок, на спине высотой 20см, на груди- 10см. Цифры на трусах - контрастного цвета на левой половине спереди, высотой 8 см. Команда имеет право использовать номера с 1-го по 12-й. Гетры высокие, закрепленные под коленным суставом. Бутсы с короткими шипами. Для игры в закрытых помещениях разрешается играть в кроссовках.

На футболках (на груди слева) должна быть эмблема соответствующей спортивной организации. Разрешается располагать эмблему спонсоров.

Участники всероссийских соревнований должны иметь эмблему Федерации русской лапты России на правом рукаве футболки диамет­ром 8 см.

В холодное время года участникам разрешается надевать теплый тренировочный костюм (единого цвета для всей команды) под единую указан­ную выше форму, спортивную шапочку и перчатки.

Примечание. Для избежания травм игрокам во время матча не разре­шается надевать часы, браслеты, перстни, цепочки на шею.

Не разрешается выходить на игру в бейсболках, наколенниках, шортах и укорочен­ных трусах (типа плавок).

16. Тренер и капитан команды:

Каждая команда должна иметь тренера, который является руко­водителем команды по всем вопросам. Он несет ответственность за дис­циплину участников, обеспечивает своевременную их явку на сорев­нования; участвует в жеребьевке, присутствует на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с руководи­телями.

При руководстве командой во время матча тренер команды обя­зан находиться только в секторе запасных игроков в спортивном кос­тюме с эмблемой клуба или соответствующей спортивной организа­ции.

Тренеру запрещается вмешиваться в работу судей и организаторов соревнований.

Он имеет право подать заявление в судейскую коллегию в письменной форме через секретаря. Заявление должно быть обоснованной ссылкой на раздел и статью настоящих правил.

Не менее чем за 15 мин до начала игры тренер должен сообщить секретарю фамилии и номера игроков, капитана команды, помощника тренера и подписать протокол. Если игрок меняет свой номер в процессе игры, тренер должен сообщить об этом секретарю и старшему судье. Если тренер собирается произвести замену или взять минутный перерыв, он должен сообщить об этом секретарю.

Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по каким-либо причинам не может их выполнять.

Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Если капи­тан команды покинул игровую площадку по какой-либо уважительной при­чине, он может действовать как тренер.

Однако если он получил красную карточку, выполнять обязанности тренера он не имеет права.

Капитан команды контролирует поведение своей команды и может об­ращаться к старшему судье в вежливой, корректной форме по вопросам, связанным с толкованием правил или для получения необходимой инфор­мации.

Если по какой-либо уважительной причине капитан команды покида­ет площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия.

17. Судейская коллегия:

Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревно­вания. В состав судейской коллегии входят: главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, старшие судьи, судьи на линии, судья-информатор, судья-хронометрист, врач соревнований на правах заместите­ля главного судьи.

Матч между двумя командами судит бригада в составе: старший судья, двое судей на линии, секретарь, судья-информатор и судья-хронометрист. Все они должны быть нейтральными по отношению к играющим командам.

Судьи должны быть квалифицированными (в полном объеме знать пра­вила соревнований и иметь свой экземпляр правил), объективными и бес­пристрастными.

Судьи в поле (старший судья и судьи на линии) должны быть одеты в специальную форму.

Судьи, проводящие матч, не должны вступать в разговоры с игроками, входить в сектор тренера и разговаривать с тренерами. Они должны быть активными, внимательными и всегда вежливыми, помнить, что единствен­ная обязанность судьи на площадке - это судейство.

18. ИГРА:

1. Продолжительность игры

Игра состоит из двух таймов:

По 30 мин каждый с 5-минутным перерывом между ними на открытом воздухе;

По 20 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними в закрытом помещении.

2. Разминка

За 30 мин до начала матча команды проводят разминку. При проведе­нии заключительной части разминки (за 5-10 мин до начала игры) на игро­вой площадке одна из команд занимает правую ее половину, другая - левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии кона.

3. Начало игры

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия.

После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.

Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок-подающий мяч становится у круга подачи.

По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а бьющий - первый удар по мячу. Игрок, совершивший подачу мяча, после правильно выполненного удара, должен покинуть площадку подающего и отойти в сектор подающего (свободная зона).

4. Подача и удары по мячу

Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подаю­щего у круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использова­ние двух попыток при игре на открытом воздухе; одной попытки в закрытых помещениях.

Игрок нападения может не производить удар по мячу один раз, если подача мяча его не устраивает, но во второй раз он обязан выполнить удар, иначе лишается права на удар. Для игры в закрытых помещениях, в целях безопасности, разрешается производить удары только способом сверху.

Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боко­вых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флага­ми), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать (кроме подающего игрока, который не имеет права на перебежку).

Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правиль­ном ударе одного из игроков своей команды.

Игроки имеют право отказаться от выполнения ударов и перейти на перебежку, о чем предварительно предупреждают старшего судью.

В случае если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, это засчитывается как промах.

В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападе­ние, игроки нападения выходят на удар по усмотрению тренера.

Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игро­ков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.

В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в пригороде находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар (подачу ему производит запасной игрок нападения), при засчитанном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.

Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступать на площадку двумя ногами. В этом случае они также получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом.

Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковую линию, или после касания защитника падает в штрафную зону. Кроме того, защитники могут ловить мяч в свободной или штрафной зонах (до линии дома), такой удар также является действительным.

Удар считается недействительным, если:

После удара нападающего мяч, не задев игровое поле, вылетел за боковую линию, или не долетел до контрольной линии, упав в штрафную зону;

Мяч после удара нападающего задевает потолок в помещении.

5. Возвращение мяча в дом

Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию дома в площадку подающего, положив в круг подачи, если не возникает ситуация для осаливания. При возвращении мяча в площадку подающего в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры. Вывести мяч из игры игрок может только находясь в пределах игровой площадки.

6. Перебежки

Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего.

Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут на­чать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.

Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали пе­ребежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.

Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необ­ходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.

Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответ­ствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет пра­ва вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после финишного прыжка.

Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продол­жения игры.

3. Осаливание

Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его кос­нется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. В закрытых помещениях осаливанием считается, если нападающего мяч коснется после отскока от площадки, стены или других предметов, кроме потолочного перекрытия.

С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право пере­двигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игро­ку своей команды.

После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома.

При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. статью 42).

Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно превышать 6 игроков. Если на площадке находится 7 игроков, происходит свободная смена. Команда, нарушившая правила уходит играть в защиту. Игроки команды соперника, убежавшие за линию кона, могут вернуться в площадку очередности.

4. Самоосаливание

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела.

Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.

Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.

Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за ли­нией кона, при возвращении в дом также очков не приносят.

Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противопо­ложной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.

5. Ловля мяча с лета

Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.

Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, или за боковой линией в свободной зоне, также приносит своей команде очко (игра продолжается).

Ловля мяча за пределами линии дома, очков защите не приносит, так как удар засчитывается не действительным.

6. Очки

Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка -игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осален­ным, или до осаливания другого игрока своей команды.

7. Результат игры

Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набран­ных командой за игровое время.

При равном количестве очков фиксируется ничья.

При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в слу­чае ничейного результата после основного времени игры добавляется (после жеребьевки) дополнительное время продолжительностью 10 мин (2 периода по 5 мин.) или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества од­ной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин, в начале каждого дополнитель­ного периода проводится жеребьевка.

8. Поражение

Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается пора­жение.

Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры со­перника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имеет преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.

Если в команде обнаруживается подставной игрок(ки) или игрок(ки) с фиктивными документами, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20. Команда снимается с соревнований и может быть оштрафована решением федерации.

19. ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИГРОКОВ:

1. Замена игроков

Прежде чем выйти на площадку, заменяющий игрок должен информи­ровать об этом секретаря. Он должен быть готов немедленно принять уча­стие в игре.

Секретарь подает сигнал на замену после того, как мяч выйдет из игры по сигналу старшего судьи, но до того момента, когда снова будет дан свис­ток на подачу.

Заменяющий игрок должен оставаться за пределами площадки, вблизи столика секретаря, до тех пор, пока старший судья не разрешит ему выход на площадку, после чего он должен выйти немедленно.

Замены должны производиться как можно быстрее. Если, по мнению судьи, имеет место неоправданная задержка времени, то команде-наруши­телю засчитывается минутный перерыв.

При игре в защите может быть заменен любой игрок.

При игре в нападении имеет право на замену только игрок, имеющий право на удар. Игрок, совершивший удар по мячу имеет право на замену только после полной перебежки.

2. Спорный мяч

При возникновении спорной ситуации судья в поле дает возможность игрокам доиграть игровой момент, затем останавливает игру и принимает решение в рамках настоящих Правил.

При розыгрыше спорного мяча игроки возвращаются на места, пред­шествующие спорной ситуации, а очки, набранные в ней, аннулируются.

20. Нарушения и наказания

1. Нарушения при подаче и ударе по мячу

Нарушениями при подбрасывании мяча являются:

Подбрасывания мяча не над кругом подачи;

Задерживание времени для подачи;

Подачи мяча с игровой площадки.

Нарушениями при ударе являются:

Выброс биты на поле;

Выход на площадку подающего очередного игрока с битой, пока мяч находится в игре;

Затягивание времени для ударов после свистка судьи;

Игрок при выполнении удара заступает за линию дома;

Удар способом сбоку и снизу (для закрытых помещений).

Если у игрока, выполняющего удар, вылетает из рук бита, то засчиты­вается промах.

Запрещается производить удары по мячу, держа биту одной рукой.

В случае указанных нарушений судья делает предупреждение, при по­вторном нарушении предъявляется желтая карточка.

2. Нарушения при возвращении мяча в дом

Нарушениями при возвращении мяча в дом являются:

Возвращение мяча не в площадку подающего;

Возвращение мяча за линию дома броском игрока, стоящего за преде­лами площадки;

Выбрасывание мяча в сторону после выноса за линию дома;

Задержка мяча на поле, когда игроки нападения находятся за линией кона или дома и не делают попыток на перебежку;

Мяч возвращается в дом, спрятанный игроком;

Обманные движения мячом, спрятанным в руке во время выноса мяча за линию дома;

В штрафной зоне находятся двое игроков защиты.

За сокрытие мяча игроку-нарушителю предъявляется желтая карточка. При обманных движениях во время переноса мяча за линию дома стар­ший судья дает свисток о выходе мяча из игры или делает предупреждение. При нахождении в штрафной зоне двух игроков защиты старший судья делает предупреждение игрокам.

3. Нарушение при перебежках

Нарушениями при перебежках являются:

Выбегание с линии дома или кона игроков, имеющих право на пере­бежку, в том числе умышленное, до удара;

Столкновение с игроком защиты в момент ловли мяча;

Умышленное самоосаливание;

Перебежки с площадки очередности.

Выбегание за линию дома игрока, производящего подачу мяча.

При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение, в дальнейшем предъявляет нарушителям желтую карточку.

4. Нарушения при игре в защите

Нарушениями при игре в защите являются:

Выбегание защитников за пределы площадки до удара;

Блокировка игроков при выполнении ими перебежек;

Необоснованные передачи мяча между собой с целью задержки времени;

Выброс мяча за пределы поля во время самоосаливания игрока, вы­полняющего перебежку;

Сокрытие мяча от игроков и судей.

При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение либо предъявляет игрокам-нарушителям желтую карточку.

5. Нарушение при осаливании и переосаливании

Если игрок защиты выполнил осаливание игрока нападения, не выпу­стив мяча из руки, то засчитывается переосаливание игрока защиты.

Переосаливание считается недействительным, если игроки осаленной команды вернут на поле мяч, вышедший за линию дома.

Осаливание из-за пределов и за пределами игрового поля считается не­действительным.

1. Определение

Правильное течение игры требует полного сотрудничества членов обе­их команд, включая тренеров и их помощников.

Обе команды имеют право предпринимать максимум усилий для дости­жения победы, но обязаны при этом не нарушать принципов спортивной этики и справедливой игры.

2. Желтая карточка игроку

Игроки не должны пренебрегать указаниями судей или позволять себе неспортивное поведение:

Апеллировать к судьям и зрителям;

Касаться судей;

Сквернословить и позволять себе оскорбительные жесты;

Дразнить соперника или препятствовать ему и блокировать его при перебежках, задерживая руками или ставя подножки;

Задерживать игру;

Не поднимать должным образом руку, после совершенной полной перебежки;

Менять свой игровой номер, не предупредив секретаря или стар­шего судью;

Выходить на игровую площадку, на замену, не предупредив об этом секретаря или старшего судью (если только замена не происходит в переры­ве между таймами) или во время минутного перерыва.

Нарушения, носящие преднамеренный, неспортивный характер или дающие провинившемуся игроку несправедливое преимущество, должны незамедлительно наказываться желтой карточкой.

3. Желтая карточка тренерам, помощникам тренеров и запасным игрокам

Тренер, помощник тренера, запасные игроки не имеют права:

Выходить на игровую площадку (за исключением случаев, когда на это есть разрешение судьи для оказания помощи игроку, получившему травму);

Покидать свое место и выходить за пределы сектора запасных игроков;

Непочтительно обращаться к судьям.

Тренеру разрешается обращаться к игрокам своей команды во время минутного перерыва при условии, что он не выходит на игровую площадку, а игроки не переступают боковые линии (если на это не получено разреше­ние судьи).

4. Красная карточка игроку

Игрок, имеющий желтую карточку и совершивший нарушение повтор­но, наказывается красной карточкой и удаляется до окончания игры без права на замену.

Красной карточкой наказывается игрок, имеющий желтую карточку, совершивший умышленно нарушение, указанное в статьях 38-42, он также удаляется до окончания игры без права на замену и автоматически пропускает очередную календарную игру данных соревнований.Игрок, получивший красную карточку за нарушение общественного порядка (драка на площадке с соперником, нецензурное обращение с судей­ской коллегией и зрителями и т.д.), дисквалифицируется на все дни сорев­нований без права на замену.

Примечание. Если команда выставит игрока, получившего красную карточку в описанных выше случаях, то ей засчитывается поражение со счетом 0:20; она снимается с соревнований и может быть оштрафована ре­шением Федерации.

5. Красная карточка тренерам и запасным игрокам

За серьезное повторное нарушение статьи 45 или неспортивное пове­дение тренера, помощника тренера и запасных игроков тренер команды наказывается красной карточкой и отстраняется от руководства командой до конца соревнований.

22. ПРАВИЛА ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ ИГРЫ:

1. Минутный перерыв

Каждая команда может взять по одному перерыву в каждом тайме и по одному минутному перерыву в каждом дополнительном периоде. Минутные перерывы не входят в общее время игры. Неиспользованные перерывы в первом тайме не переносятся на второй тайм.

Тренер имеет право просить минутный перерыв. Он должен сделать это лично, обратиться к секретарю и четко произнести: «Тайм-аут», сопровож­дая просьбу соответствующим жестом рук.

Секретарь информирует старшего судью о получении просьбы на ми­нутный перерыв, как только мяч выйдет из игры, и обязательно до того момента, когда мяч снова будет в игре.

Если команда, взявшая минутный перерыв, готова начать игру до истечения времени, старший судья имеет право начать игру немед­ленно.

Исключение. Минутный перерыв не засчитывается, если травмирован­ный

игрок готов играть немедленно или быстро заменяется либо судья раз­решает задержку.

2. Остановка времени в случае травмы

Судьи могут остановить время игры в случае получения игроком трав­мы или по какой-либо другой причине. Если в момент получения травмы мяч находится в игре, старший судья должен воздержаться от подачи сиг­нала и дождаться окончания игрового действия, т.е. момента, когда мяч будет выведен из игры.

Если необходимо срочно оказать помощь игроку, получившему травму, старший судья может немедленно остановить игру.

Если травмированный игрок не может сразу продолжить игру, его долж­ны заменить в течение одной минуты. Если травмированный игрок заменен с задержкой, старший судья засчитывает команде минутный перерыв и име­ет право добавить игровое время.

В проведении первого этапа круглогодичного общегородского по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть , а правила публикую ниже.

Лапта - командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны - игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой - представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.

Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты - ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру - это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков - Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.

В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев - тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.

Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус - Федерации русской лапты , которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.

В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.


ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 15-55 м, длина - 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.

СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.

Продолжительность игры

Игра состоит из двух таймов по 30 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними.

Разминка

За 15–30 мин. до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5–10 мин. до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая – левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии «кона».

Жеребьевка. Начало игры

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.

После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.

Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды встает с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников подающий игрок встает так же у круга подачи.

По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а нападающий – первый удар по мячу.

Подача и удары по мячу

Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над кругом подачи на высоту 1,5–2 м или на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.

Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии, или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начать.

Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку из «пригорода» только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.

В случае, если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введенным в игру, такой удар засчитывается, при промахе удар также засчитывается.

В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, удар засчитывается как промах.

Игрок, совершающий подачу мяча, находясь в поле, пользуется правами игрока защиты.

Если игрок выполняет подачу с нарушением требований, то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.

В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение игроки нападения выходят на удар согласно поданной заявке, сохраняя очередность. Пред началом второго тайма команды могут поменять расстановку игроков в нападении, о чем предупреждают старшего судью и секретаря. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.

Удары по мячу после совершенных перебежек осуществляются в порядке очередности пересечения линии «дома». В случае совершения полных перебежек двумя и более игроками одновременно удары по мячу проводятся согласно расстановке игроков в данном тайме. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в «пригороде» находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар, при действительном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.

Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию «кона» и наступить на площадку двумя ногами, в этом случае они также получают очко и имеют право на удар, возвращаясь в «дом».

Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.

Возвращение мяча в «дом»

Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в «дом», если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию «дома» между флажками. Обратно из-за линии «дома» мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры.

Перебежки

Каждый игрок нападения, который совершил после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из «пригорода» или площадки подающего за линию «кона» и обратно за линию «дома» и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде 2 очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку из площадки подающего.

Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в «дом».

Если до пересечения мячом линии «дома» игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.

Игрок, сделавший перебежку из «дома» за линию «кона», может при необходимости остаться там и возвратиться в «дом» после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.

Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию «дома» или «кона». Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию «дома» или «кона» и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию «дома» или «кона», а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию «кона» или «дома» по воздуху после финишного прыжка.

Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией «кона», то защитники обязаны доставлять мяч без задержки в «дом» для продолжения игры.

Осаливание

Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля.

С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.

После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию «дома» или «кона», так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию «кона» или «дома».

При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны.

Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией «дома», имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.

Самоосаливание

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию «дома» или «кона». В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.

Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.

Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.

Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить перебежку в «дом», то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией «кона», при возвращении в «дом» также очков не приносят.

Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию «дома» или «кона» вместе со своими игроками.

Умышленное самоосаливание.

Ловля мяча с лета

Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.

Очки

Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», а также игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом неосаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.

Результат игры

Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.

При равном количестве очков фиксируется ничья.

При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительностью 10 мин., или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин., в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.

Поражение

Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.

Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.

Окончание игры

Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!