Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Влияние физических нагрузок на организм подростка. Влияние на здоровье физических упражнений. на здоровье подростка»

Влияние на здоровье физических упражнений

В современном мире с появлением современной бытовой техники, которая значительно облегчила трудовую деятельность человека, но при этом сократилась его двигательная активность. Это снизило функциональные возможности человека и способствовало появлению различных заболеваний.

Но также вредны и чрезмерные физические нагрузки. Разумным выходом, в этом случае, будут занятия оздоровительной физической культурой, которая способствует укреплению организма. Физическая культура способствует профилактике и оздоровлению организма, что является очень важным, для людей имеющих различные заболевания.

Физические упражнения - это естественные или специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Роль физических упражнений

СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Занимаясь физической культурой, мы приобретаем необходимые в повседневной жизни и в труде двигательные навыки. Развивается ловкость, быстрота и сила движений нашего тела. Совершенствуется управление движениями, которое осуществляется центральной нервной системой.

В результате тренировки улучшается работа и строение всех органов нашего тела и прежде всего высших отделов центральной нервной системы. Увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга и в других отделах нервной системы, т. е. процесс возбуждения легче переходит в процесс торможения и наоборот. Организм поэтому быстрее реагирует на всевозможные внешние и внутренние раздражения, в том числе и на раздражения, идущие к мозгу из сокращающихся мышц, в результате чего движения тела становятся более быстрыми и ловкими.

У тренированных людей нервная система легче приспосабливается к новым движениям и новым условиям работы двигательного аппарата.

УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ОБЪЕМ И СИЛА МУСКУЛОВ

При физических упражнениях повышается сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, в результате чего возрастает напряжение мышц при их сокращениях. В связи с этим изменяется строение мышечных волокон - они становятся толще, объем мышц увеличивается. Систематически занимаясь так называемыми силовыми упражнениями, например с гирями, можно за 6-8 месяцев резко увеличить объем и силу мышц.

СОХРАНЯЕТСЯ СТРОЙНАЯ ОСАНКА

Тренировка благоприятно отражается не только на мышцах. Укрепляется и весь опорно-двигательный аппарат, прочнее становятся кости, связки, сухожилия. Систематические занятия физическими упражнениями заметно влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию в детском и юношеском возрасте, а в зрелом и пожилом возрасте позволяют надолго сохранить красоту и стройность.

Наоборот, малоподвижный, сидячий образ жизни преждевременно старит человека. Он становится обрюзгшим, живот отвисает, резко ухудшается осанка. Обычно человек, не занимающийся физическим трудом и спортом, сутулится, его голова наклонена вперед, спина горбится, поясница чрезмерно прогнута, грудь впалая, а живот из-за слабости мышц брюшного пресса выпячен вперед, даже если нет.

Физическими упражнениями, укрепляющими мускулатуру (особенно мышцы туловища), можно исправить осанку. С этой целью полезно делать гимнастику и плавать - лучше всего стилем брасс; правильной осанке способствует горизонтальное положение тела и равномерное упражнение многочисленных мышечных групп.

Специально подобранными физическими упражнениями можно устранить боковые искривления позвоночника в начальной стадии развития, укрепить ослабленную бездействием или длительной болезнью мускулатуру живота, укрепить и восстановить своды стопы при плоскостопии. Энергичными физическими упражнениями и диетой можно добиться успеха в борьбе с уродующим человека ожирением.

Применять физические упражнения, исправляющие дефекты телосложения, нужно по указаниям и под наблюдением врача-специалиста.

УЛУЧШАЕТСЯ РАБОТА СЕРДЦА

Тренированный человек становится более выносливым, он может производить более интенсивные движения и совершать тяжелую мышечную работу в течение длительного времени. Это в значительной степени зависит от того, что его органы кровообращения, дыхания и выделения лучше работают. Значительно увеличивается их способность резко усиливать свою работу и приспосабливать ее к тем условиям, которые создаются в организме при повышенной физической нагрузке.

Усиленно работающие мышцы нуждаются в большем количестве кислорода и питательных веществ, а также в более быстром удалении продуктов обмена веществ. И то, и другое достигается благодаря тому, что в мышцы притекает больше крови и скорость тока крови в кровеносных сосудах увеличивается. Кроме того, кровь в легких больше насыщается кислородом. Все это возможно только потому, что значительно усиливается работа сердца и легких.

У тренированных людей сердце легче приспосабливается к новым условиям работы, а после окончания физических упражнений быстрее возвращается к нормальной деятельности.

При более редких сокращениях сердца создаются более благоприятные условия для отдыха сердечной мышцы. Работа сердца и кровеносных сосудов в результате тренировки становится экономичнее и лучше регулируется нервной системой.

ГЛУБЖЕ СТАНОВИТСЯ ДЫХАНИЕ

В покое человек производит около 16 дыхательных движений в минуту. При физической нагрузке в связи с увеличением потребления кислорода мышцами дыхание становится более частым и более глубоким. Объем легочной вентиляции, т, е. количество воздуха, проходящего через легкие за одну минуту, резко увеличивается. А чем больше воздуха проходит через легкие, тем больше кислорода получает организм.

УЛУЧШАЕТСЯ СОСТАВ КРОВИ И УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ЗАЩИТНЫЕ СИЛЫ ОРГАНИЗМА

У тренированных людей количество эритроцитов (красные кровяные тельца) увеличивается. Эритроциты - переносчики кислорода, поэтому при увеличении их количества кровь может получить больше кислорода в легких и большее количество его доставить тканям, главным образом мышцам.

У тренированных людей увеличивается и количество лимфоцитов - белых кровяных телец. Лимфоциты вырабатывают вещества, которые нейтрализуют различные яды, поступающие в организм или образующиеся в организме. Увеличение количества лимфоцитов - одно из доказательств того, что в результате физических упражнений увеличиваются защитные силы организма, повышается устойчивость организма против инфекции. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями и спортом, реже заболевают, а если заболевают, то в большинстве случаев легче переносят инфекционные болезни. У тренированных людей становится более устойчивым содержание сахара в крови. Известно, что при длительной и тяжелой работе мышц количество сахара в крови уменьшается. У тренированных людей это уменьшение не бывает таким резким, как у нетренированных.

У людей, которые не привыкли к физическому труду, при усиленной мышечной работе иногда нарушается выделение мочи. У тренированных работа почек лучше приспосабливается к изменившимся условиям, и образующиеся при усиленной физической нагрузке в большем количестве продукты обмена веществ своевременно удаляются из организма.

Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на другие органы, улучшая и совершенствуя их работу.

Чтобы быть здоровым, крепким, выносливым и разносторонне развитым человеком, нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений и спорта.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.

Физические упражнения будут эффективны тогда, когда их выполняют не от случая к случаю, а регулярно и правильно. В этом случае физические упражнения смогут снизить возможность появления, а если болезнь уже есть, то обострения хронического заболевания. Таким образом, физические упражнения – это мощная и эффективная профилактика заболеваний.

Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Это легко объяснимо. Благодаря усилению обмена веществ, кровью доставляется больше «строительного материала» и кости быстрее увеличиваются как в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается объем мышц. Соразмерно увеличиваются и развиваются в результате занятий физическими упражнениями и играми также все внутренние органы.
Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке, иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно периферических органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц, не занимающихся физическими упражнениями и играми.
Кровь омывает ткани всего тела и хорошо снабжает их кислородом. В промежутке между двумя сильными сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает. Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает, становится выносливым. Чем лучше тренировано сердце, тем относительно реже пульс. Тренированное сердце хорошо справляется с длительной тяжелой работой, и, наоборот, сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, плохо обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Мышцы не получают необходимого количества кислорода и быстро утомляются. Человек, с детских лет, ведущий малоподвижный образ жизни, ослабляет свою сердечно-сосудистую систему, поэтому он тяжело переносит физические нагрузки. Влияние физических упражнений и игр на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе. Организм при этом требует повышенного количества кислорода, ребенок полной грудью вдыхает воздух и так же глубоко выдыхает, чувствуя потребность освободится от углекислоты, обильно вырабатываемой клетками, и пополнить легкие свежим воздухом.
Это особенно важно. Когда человек находится без движения, он не дышит полной грудью, воздух успевает наполнить только среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких работают недостаточно. Вот почему полезны физические упражнения и игры. Усиливая дыхание, они хорошо вентилируют легкие и предохраняют ребенка от легочных болезней, в частности от туберкулеза.
Кроме того, у ребенка под влиянием физических упражнений и игр изменяется объем грудной клетки. Грудь становится шире, ребра приобретают большую подвижность, укрепляются дыхательные мышцы. Это ведет к увеличению жизненной емкости легких. Улучшается также состав крови. Благодаря обильному притоку живительного кислорода и питательных веществ увеличивается количество красных кровяных телец, что предупреждает развитие малокровия.
Физические упражнения и игры очень сильно воздействуют и на пищеварительный аппарат. Из желудка и кишечника всасывается только то количество питательных веществ, которое необходимо организму.
Благодаря физическим упражнениям развиваются мышцы живота. Эти мышцы имеют большое значение для здоровья. Они участвуют в дыхании, способствуя более глубокому вдоху и выдоху. Кроме того, напряжение мышц живота способствует опорожнению кишечника.
Физические упражнения и игры хорошо действуют и на нервную систему. Нервные клетки получают больше питательных веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.
Присмотритесь к движениям ребенка, только что начинающего ходить: как они беспомощны и неуклюжи, сколько он делает лишних взмахов руками, его шаги не одинаковы по величине и тп. Взгляните на подростка, в первые вставшего на лыжи: опять та же неуклюжесть, падения, судорожные повороты и наклоны туловища в попытках сохранить равновесие. Нервные двигательные центры еще не научились справляться со своей задачей и посылают команды не тем мышцам, которые целесообразно в данный момент включить в работу, заставляют их сокращаться с избыточной силой, тогда как нужные мышцы в работу не вовлекаются. В результате движения получаются неточными и неуклюжими, все тело напрягается, ребенок бесполезно тратит много сил и энергии.
Постепенно, путем упражнения, нервная система приобретает навык точного упражнения движениями. Команды поступают именно тем мышцам, которые наиболее ловко производят данное движение, а все остальные мышцы остаются расслабленными. Благодаря этому движение ребенка становятся свободными, грациозными и экономичными.
Путем физических упражнений развивается также быстрота реакции. Это способность нервной системы в кратчайший срок передать импульсы мышце и тем самым заставить ее молниеносно сократиться. Это качество имеет в современном труде немаловажное значение. Если быстрота реакции достаточна, то работа идет без напряжения; если реакция недостаточно быстрая, то нервная система, торопливо отсылая приказания мышцам, перенапрягается. В результате наступает нервное утомление.
Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени.
Наконец, систематические занятия подвижными играми, ходьба на лыжах, регулярные прогулки развивают выносливость, столь необходимую в процессе трудовой деятельности.
Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост физической работоспособности детей и подростков способствуют улучшению умственной работоспособности.
Большое влияние оказывает активный двигательный режим на устойчивость умственной работоспособности школьников в течение учебного года. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма; это помогает сохранить работоспособность к концу уроков в школе, к концу всего дня, недели, четверти, учебного года.
Кратковременные физические упражнения и игры в процессе уроков и приготовления домашнего задания, а также в процессе труда способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда. На уроках, которые следуют после занятий физической культурой, успеваемость выше, чем на уроках, предшествующих занятиям физической культурой.
Прогулки, физические упражнения и игры после окончания уроков являются хорошим средством восстановления умственной работоспособности.
Правильно поставленное физическое воспитание детей и подростков – основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности.
Занятия физической культурой, спортом должны проходить через всю жизнь как средство укрепления здоровья. Краткосрочные тренировки мало эффективны.
Для подрастающего поколения посильная работа, занятия физическими упражнениями и играми должны стать насущной необходимостью. В настоящее время резко возросла общественная ценность физической культуры и спорта. И по отношению к ним в значительной степени определяется общий уровень культуры современного человека, стремящегося к активной, творческой жизни.

Через занятия физической культурой и спортом формируются и воспитывается у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, приобщение к разумной физической активности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Неблагоприятное влияние на организм оказывает недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться нежелательные последствия, связанные с основной функцией кишечного тракта.

Наиболее важным в мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику.

Цель исследования: «Рассмотреть и выявить влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

Актуальность данного исследования состоит в том, что систематически, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе тренировок делает движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и физиологическое значение тренировки мышечной системы. Таким образом, ученик способен создать мышечной системе благоприятный воспитательный фон и избежать различных спортивных травм.

Методы исследования: В данной работе проводился теоретический анализ анатомической характеристики мышечной системы подростков. Использовались методы групповой деятельности, тесты в начале работы и по окончании работы над проектом. Можно сделать вывод , что мышцы выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно - сосудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения.

«План исследования»

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические нагрузки активизируют психическую деятельность.

Так, например, тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстраактивными и неорганическими веществами.

Вышесказанное определило тему исследования: «Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

  • 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы подростков.
  • 2. Проанализировать значение занятий физических упражнений на организм подростков.
  • 3. Обосновать значение занятий физических упражнений как основной вспомогательный фактор.

Объект исследования: учащиеся спортивной школы основной группы п.Приобье, воспитанники лыжной секции МКОУ « Сергинская средняя общеобразовательная школа», учащиеся общеобразовательной школы контрольной группы МКОУ «Сергинская средняя образовательная школа» .

Предмет исследования: состояние мышечной системы при физической нагрузке и в покое. В качестве гипотезы исследования второстепенной задачей стало предположение, что организм подростка, на который оказывается регулярная физическая нагрузка, менее подвержен спортивным травмам. физический мышечный нагрузка здоровье

Особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма. Это относится не только к детям младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы. Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови.

Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Методика исследования

В процессе исследования данной темы проекта проводилась работа с воспитанниками спортивной школы, отделения бокса (основная группа) п.Приобье, воспитанниками лыжной секции и учащимися образовательной школы (контрольная группа) п.Сергино, в виде двигательной нагрузки гимнастических упражнений пассивной и активной гибкости. Только в среднем школьном возрасте гимнастика становится основным видом физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений. В качестве основного показателя был определён тест на прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции занимающихся. Проводилась обработка полученных результатов и сравнительная характеристика полученных результатов. Тест проводился в начале исследования и в конце. Тест на гибкость и силовые способности измерялся основными тестовыми упражнениями по программе «Губернаторских состязаний». Тест на быстроту реакции измерялся ловлей падающей линейки. Разница в гибкости сравнивалась сантиметрами, в силовых способностях количество раз делилось на вес тела и получали процентную разницу, в тесте на реакцию также сравнивались сантиметры.

Исследуемые основной группы отделения бокса п.Приобье (спортивная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые основной группы лыжная секция п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые контрольной группы п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показывают, что положительный прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции выражен у воспитанников спортивной школы (основной группы), у воспитанников лыжной секции (основной группы), менее выражен у учащихся образовательной школы (контрольной группы). Мышечная система функционирует не изолированно. Мышца является активным элементом аппарата движения. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

Так, прирост гибкости по тесту наблюдается у 60 % занимающихся основной группы п.Приобье, 50% у занимающихся основной группы п.Сергино и у учащихся контрольной группы 20%.

Вывод

Таким образом, мышечная система подростков имеет свои характерные особенности. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими нагрузками и подростка, и взрослого человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Твёрдость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц. Во избежание получения спортивных травм необходима полноценная разминка и регулярные физические нагрузки.

Литература

  • 1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  • 2. Физиология человека. Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Зимкина. Л.,1975.
  • 3. Детская спортивная медицина /под ред.проф. С.Б. Тихвинского, проф. С.Б.Хрущёва. М.: Медицина, 1980.

ИВАНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СРЕДНЕБЕЛОЕ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА».

2. , 10 класс.

Руководитель:

Глава I. Теоретическая.

1. Введение___________________________________________1-4 стр.

Глава I. Основная часть.

1. Эксперементально-опытническая______________________4-7 стр.

2. Ход работы________________________________________ 7-27 стр.

Глава III. Заключительная часть.

1. Выводы___________________________________________28-29 стр.

3. Литература________________________________________31 стр.

Глава I : Теоретическая часть.

Введение :

Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Многие великие люди говорили о положительном влиянии движения. Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII век) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить действие движения».

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления государственной политики в области образования.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Данные медицинских осмотров, проводимых на учащихся школы

показывают понижение зрения более чем у 20 % старшеклассников, нарушение пищеварения на 7 % увеличивается к старшему школьному возрасту, нарушения осанки у 26% учеников.

При изучении научной литературы , в которой говорится о сокращении числа здоровых детей в 4-5 раз за период обучения в школе, о том, что лишь 6-8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50% выпускников имеют морфологическую патологию, 42% выпускников хронические заболевания.

Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

Налицо деградация молодого поколения страны, что самым неблагоприятным образом сказывается на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, интеллектуальном потенциале. Поэтому мы считаем необходимым, пропагандировать среди подростков значение здорового образа жизни в

3- целом и значение физических упражнений в частности.

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – регулярные занятия физическими упражнениями.

Актуальность выбранной нами темы также заключается и в том, что, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижного образа жизни (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей , что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Мы решили провести исследование среди учеников старшей школы в возрасте 15-16 лет, а точнее среди своих одноклассников учеников 10 класса.

Тема: «Влияние физических упражнений на показатели физического развития подростка».

Цель работы: Изучить индивидуальное физическое развитие подростков 10 класса.

Задачи:

1. Формировать у учащихся жизненной позиции на здоровый образ жизни.

Глава II : Основная часть.

Эксперементально-опытническая работа:

Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по возрастной смене фаз и периодов развития.

Для оценки физического развития используют результаты измерений человека, которые принято именовать атропометрическими. Фиксируются: рост, (длина), вес (масса) тела, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), данные динамометрии кистей и др. Это позволяет дать оценку индивидуального развития учащихся, их соответствие возрастным нормам.

1. Выполнение антропометрических измерений:

1. Масса тела. Измерения проводились в утреннее время. Исследуемые находятся без верхней одежды и обуви. Масса тела определяется с помощью медицинских (электронных) весов.

2. Рост. При измерении роста испытуемый стоит на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

3. Жизненная ёмкость лёгких. Измерение жизненной ёмкости лёгких производится с помощью воздушного спирометра. Обследуемый предварительно делает вдох, затем выдох. Ещё один раз глубоко вдохнув, он берёт наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает воздух в трубку до отказа.

2. Функциональные пробы:

1. Проба с приседанием . Вначале необходимо измерить пульс в покое, затем выполнить 20 приседаний за 30 с и определить время восстановления пульса.

2. Проба с максимальной задержкой дыхания . Характеризует устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). Она проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генче). В обоих вариантах оценивается продолжительность задержки дыхания и показатель реакции сердечно - сосудистой системы (ПР).

3. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) . До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). В положении сидя спокойно выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, затем снова глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при этом рот закрыть, а нос зажать пальцами или носовым зажимом). Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно - сосудистой системы на задержку дыхания по формуле:

ПР = Частота пульса после пробы

Частота пульса до пробы

Показатель реакции сердечно - сосудистой системы не должен

превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие

значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции

сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

4. Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи) . До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). Спокойно выполнить три относительно глубоких вдоха - выдоха, после чего на выдохе задержать дыхание, надев на нос зажим или зажав его пальцами.

У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12 - 13 сек., у взрослых - 25 - 30 с, у спортсменов - 40 - 60 с и больше. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2). Рассчитать показатель реакции сердечно - сосудистой системы по приведенной выше формуле. Показатель реакции сердечно - сосудистой системы не должен превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно - сосудистой системы на недостаток кислорода.

5. Индекс Скибинского . Характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивости организма к гипоксии. Сначала измерить пульс на лучевой артерии в покое, в положении сидя. Затем выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, далее снова глубокий вдох, после чего задержать дыхание на максимально возможное время. Время задержки дыхания фиксируется. Далее определяется жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Индекс Скибинского(ИС) вычисляется по формуле:

ЖЕЛ х

ИС = ------------, где ЖЕЛ - жизненная емкость легких (мл);

ЧСС t - время задержки дыхания (с);

ЧСС - частота сердечных сокращений в

покое в положении сидя (уд/мин).

6. Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье).

Необходимым условием гармоничного развития школьника является двигательная активность. Последние годы в силу большой учебной нагрузки в школе и дома других причин у большинства школьников отмечается дефицит времени, недостаточная двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 80 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении – сидя. Даже у младших школьников двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 11 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой, а весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную позу, сидя за партой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие проявляется так же сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. На фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см в массе тела 0,7 кг. А у девочек – соответственно 0,9 см и 1,3 кг. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, – это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см, масса тела – на 8 – 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см, сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра. В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, – на 13 кг, а у занимавшихся, кроме уроков физкультуры, ещё и спортом на 23 кг.

Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной физ. Работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», – признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!