Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Для чего нужны занятия йогой. Что такое йога и зачем она нам

Практический каждый человек что-нибудь слышал о йоге. Действительно, сегодня она стала очень популярна во многих странах, с успехом распространилась по всему миру. Люди на своем опыте ощутили благотворное влияние йоги на свой организм. Но, к сожалению, мало кто до сих пор знает и понимает истинную суть йоги. В этой статье я хочу восполнить этот пробел и рассказать вам, что же такое йога на самом деле, зачем она вообще нужна современному человеку.

Дело в том, что в современном обществе йога начинает обретать новые грани, изменяться до неузнаваемости, терять истинную суть, которая присутствовала в древности.

Эта тенденция прослеживается даже в самой родине йоги - Индии. Даже там сегодня можно встретить множество школ, которые с настоящей йогой не имеют ничего общего. А что тогда говорить о других странах.

Итак, йога, загадочная и непостижимая, что же это такое и для чего она нам нужна.

Давайте разберемся в этом вопросе и раскроем истинную правду.

Современная йога

Сначала я хочу вам рассказать, во что сегодня превратилась йога, а также, почему это произошло.

Если вы увидите в своем городе объявление о курсах йоги, начнете туда ходить, то чему вас там научат?

Скорее всего, вам покажут так называемые асаны, расскажут, что занятие йогой это их выполнение. Что нужно в асанах тянуться, развивать гибкость. В более продвинутых школах могут даже показать дыхательные упражнения - пранаяму, очистительные процедуры. Расскажут что это полезно для здоровья, что после усвоения их, вы можете называть себя йогом.

Это самое популярное сегодня искажение йоги, даже смело, можно сказать - вырождение.

Она просто превратилась в физкультурную практику. Отличие от обычной физкультуры лишь в том, что практикующий старается принять сложные позы - асаны, задерживается в них, делает растяжку. А так это банальная физкультурная гимнастика.

Во-первых, эти школы взяли лишь небольшую часть йоги, так называемую хатху-йогу. А во-вторых, даже вырвав небольшой кусочек из стройной системы, все равно неправильно его трактуют, понимают и преподают.


Существуют также множество других направлений современной и неправильной йоги. Некоторые искренне стараются приблизиться к истинной сути, другие просто уродливо искажают смысл настоящей йоги, третьи использую громкие названия для своего обогащения.

Вот какие сегодня можно встретить приставки к слову йога: пауэр, трай, ишвара, акро, флай, голая, пилатес, парная, классическая и т.д. Фантазии человека нет предела. Либо добавляют к названию свою фамилию, название школы. Либо маскируются под исконно древние, индийские названия: тантра, кундалини, аштанга и др.

Да, конечно, существуют школы, которые учат по-настоящему. Но таких школ очень мало. Человеку сложно разобраться во всем этом разнообразии. Да ему просто некогда этим заниматься. В стремлении избавиться от какой-либо болезни или психологической проблемы, он находит информацию о благотворном влиянии йоги, в отчаянии записывается в первую, попавшуюся на глаза школу, а затем в надежде ждет избавление от своих проблем.

То есть занимаемся мы йогой только в том случае, если мы останавливаем этот внутренний диалог и не важно, что вы делаете и какую разновидность йоги применяете. Выполняете ли вы асану, дышите пранаяму или что-нибудь еще. Выше я говорил, что йогой занимается тот, кто идет по духовному пути.

Именно так. Потому что остановка внутреннего диалога это и есть загадочный универсальный механизм или алгоритм раскрытия в себе духа, души, а значит следование духовному пути. Почему так?

Обратимся опять же к Патанджали.

Он пишет, что при прекращении неконтролируемых состояний сознания "Зрящий в своей сущности остается".

"Зрящий"- есть наша истинная суть, душа, которая соединяется с духом, Богом, Вселенной, всей природой. Йоги утверждают, что внутри нас она имеется у всех, просто мы не замечаем ее из-за постоянно включенного умственного шума, то есть скрыта под покровом эго.

Они оказались правы.

Дело в том, что наше сознание состоит из двух основных частей: психики или еще говорят , ума, которая всегда на поверхности и истинного осознания. Именно последнее настоящее осознание или еще говорят душа, настоящее Я скрыто глубоко внутри, но именно оно и есть главное сознание, которое определяет все, что происходит с человеком.

Это корни его характера, глубинные и непонятные уму душевные порывы, внутренние устремления. Человек, который смог добраться до глубин своего сознания, то есть раскрыв свою душу, способен на невероятное. Именно там обитает Любовь, возвышенные чувства, способность все понимать без слов, интуиция, паранормальные способности, тяга на подвиги, где нами движет то, что сильнее смерти.

Именно истинное осознание, душа соединяется с духом. Открытие в себе души это и есть путь к духу, духовное развитие. А как прийти к духу. Да, очень просто, ведь Патанджали это написал всего в двух предложениях. Остановите неконтролируемый умственный шум, тогда "Зрящий" выйдет на поверхность.

Шум ума или внутренний диалог это и есть работа нашей психики, а когда она умолкает, мы приходим к настоящему осознанию, а значит духовно развиваемся. Лишь прекратив работу низшего сознания, высшее сознание выходит на поверхность.

А заниматься йогой это значит останавливать свой внутренний диалог, стремиться раскрыть свою душу, прийти к духу. Для этого применяются множество способов. Все направления, ответвления йоги стремятся к этой цели, только тогда это настоящая йога.


А лучшее средство обретения тишины ума, остановки внутреннего диалога, которую придумали йоги это конечно . Именно она должна занимать основное время занятий. Только тогда вы сможете прийти к духу, а значит сказать себе, что теперь вы занимаетесь йогой, а ни чем-то другим.

В одних из самых древних раскопках Индии нашли изображение человека-божества, который просто сидит и медитирует. Он не исполняет сложные асаны, не тянется, не развивает гибкость, он просто сидит, стремясь остановить свой ум. Так он постигает Высшее.

Йога разделяется на ступени и направления. Все они служат основной цели, то есть помогают прийти к духу. Давайте их рассмотрим. Но также вы узнаете как отличить настоящую ступень или направление от ее пародии или неправильного понимания, для того чтобы не попасть в какую-нибудь школу, где вместо йоги преподают неизвестно что.

Виды йоги

Хатха-йога

Пожалуй, это самая известная и популярная разновидность йоги, но и самая чудовищная сегодня с точки зрения искажения древнего учения.

Из-за этого неправильного трактования древних знаний, большинство людей думают, что заниматься йогой значит закручивать себя в какие-то сложные позы под названием асаны.

Многие школы преподают хатху в виде комплекса асан, якобы для обретения идеального здоровья.

Нужно понимать: во-первых, чудесные эффекты исцеления тела и психики возникают именно от того универсального механизма раскрытия духа, о котором упоминалось выше, то есть от остановки внутреннего диалога, а не от того, что вы принимаете какие-то позы. Для понимания этого факта я предлагаю вам почитать с , а также об этом упоминается и в других статьях этого блога.

А во-вторых, хатха это вспомогательный метод обретения духа, одна из ступеней целостной системы. А значит, для достижения главной цели йоги должна занимать по времени лишь небольшой процент от общего времени занятий. А основное время должно тратиться на главный метод-медитацию. Именно в ней получается качественно прийти к тишине ума, а значит двигаться к главной цели йоги.

А тогда вообще зачем нужно выполнять асаны в йоге. Все просто.

Выполнение комплекса асан помогают практикующему двигаться по духовному пути. Чтобы тело не мешало йогу постигать Высшее, оно должно быть идеально здоровым. Медитация сама по себе дает идеальное здоровье.

Но, во-первых, с помощью асан это достигается намного быстрее, а во-вторых, для избавления от некоторых заболеваний нужно именно работать с телом: делать массаж внутренних органов, воздействовать на позвоночник, менять положение тела относительно гравитации земли, растягивать мышцы.

В-третьих, для многих людей, а также при больших объемах практики медитации может возникнуть сильная расслабленность или низкое давление. Это можно компенсировать либо обычной физической нагрузкой, либо грамотно подобранным комплексом асан.

Но выполняя асаны неправильно, можно вместо здоровья наоборот нанести себе большой вред.

Правильно выполняете упражнения хатха-йоги вы только в том случае если:

  • выполняете их не через боль;
  • не просто делаете упражнения, а именно работаете с сознанием (отвлекаетесь от внешнего мира, переводите внимание на тело, деконцентрируетесь);
  • даже здесь применяете универсальный механизм пути к духу, то есть стараетесь остановить внутренний диалог, приходите к тишине ума.

Помните, что сказал Патанджали: йога есть остановка ума.

Значит, если вы просто гнетесь в сложные позы ради растяжки, поддержания физической формы или неизвестно ради еще чего-нибудь, вы занимаетесь не йогой, а обычной физкультурой, акробатикой или еще чем-нибудь.

Только сочетание остановки психики и выполнение асан делает чудеса. Можно сказать, что вы должны в асанах медитировать.

Теперь вы можете понять, придя в какую-нибудь школу хатха-йоги, правильно ли вам преподают.

Если вас заставляют просто выполнять асаны, якобы для увеличения здоровья, то это не йога. Без остановки ума эффект приобретения здоровья будет мизерным, либо вы просто потратите время или даже нанесете себе вред.

Некоторые школы, например всем известная школа Виктора Бойко учат в асанах расслабляться. это, по сути, и есть приобретение тишины ума, а значит это правильное выполнение асан. Многие чудесные исцеления в этой школе возникают от того, что расслабляясь в асанах, люди отключают внутренний диалог.

Но помните, все это школы именно хатхи, одной из разновидности целостной системы. Если вы хотите по-настоящему заниматься йогой, медитация должна занимать основной объем практики.

А хатха лишь помогает вам идти по духовному пути. Конечно, можно заниматься одной хатхой-йогой, но это будет не полноценная йога, а многие эффекты вы просто не получите. Тогда зачем на нее тратить много времени, как это делают во многих школах. В современном обществе у нас и так мало времени, много дел и обязанностей. Лучше займитесь медитацией, она принесет вам намного больше пользы. А асаны пусть идут как небольшая разминка, вступление, подготовка к медитации.

Тантра-йога


У многих при произношении слова тантра, возникает ассоциация с сексуальными практиками. Это также большое искажение, неправильное понимание древнего учения. Да, действительно в некоторых практиках тантры используется секс, но он используется опять же для достижения основной цели - постижения духа, раскрытии души. А сама тантра большая и многогранная. Тантра это не только сексуальные практики, поэтому неправильно ставить знак тождества между этими понятиями. Это учение содержит очень много методов следования духовному пути, например метод подъема энергии кундалини.

Кундалини-йога

Также сегодня очень популярное ответвление древнего учения.

Кундалини-йога это работа с тонкой энергетикой в теле, с чакрами и энергетическими каналами.

При правильной медитации или при правильном выполнении асан, то есть во время тишины ума, практикующий рано или поздно начинает ощущать внутри себя проявления внутренней тонкой энергии тела или еще говорят биоэнергии.


Если ее управлять, можно достичь многого, в том числе быстрее достичь духа. Также можно сказать, что любой духовный искатель сталкивается с тем, что начинает ощущать внутреннюю энергию, понимать, что есть соблазн ею управлять. Но это тонкая игра, которая требует высоких навыков.

Многие техники кундалини-йоги могут быть просто опасны без хорошего наставника, а таких сейчас очень мало.

Поэтому я бы не советовал вам самостоятельно играться с кундалини без хорошего учителя.

Раджа-йога

Раджа или еще говорят "царская йога" это и есть высшая йога сознания, когда мы занимаемся основной практикой - медитацией. В нее входят как обычная, но , так и разнообразные, легкие, а также сложные психотехники: концентрация, деконцентрация и другие. К сожалению, мало кто преподает настоящую медитацию, хорошего учителя сложно найти.

Людям ничего не остается, как искать информацию в интернете. Но в интернете очень много мусора, чтобы докопаться до сути, приходится разбираться, тратить время. Читателям этого блога можно сказать повезло. Вы можете скачать мою и правильно ее практиковать.

Существуют еще другие направления йоги, но перечисленные это самые популярные из древних. Про новомодные названия, от которых толку мало и говорить не хочется.

Ступени йоги

Давайте теперь разберемся, какие есть ступени йоги. Но нужно понимать, что их так называют лишь условно. Такое название на самом деле сбивает с толку, также приводит к неправильному пониманию.

Например, существует мнение, что прежде чем приступить к раджа, якобы высшей ступени йоги, нужно несколько лет готовить тело и практиковать хатха-йогу. Это неверно. Так можно всю жизнь готовиться к медитации и никогда не прикоснуться к такой чудесной возможности. Медитация сама по себе уже оздоравливает тело посредством остановки психики. Психика и тело тесно взаимосвязаны, одна лишь остановка ума благотворно влияет на весь организм.

Поэтому не откладывайте медитацию на потом. Все ступени йоги нужно практиковать сразу, только так вы добьетесь результата. Они тесно взаимосвязаны между собой, одна без другой просто не существует. Почему так, сейчас вы все поймете.

Яма и Нияма

Первые две ступени на первый взгляд похожи на моральные принципы: например не причинение вреда, правдивость, щедрость, а также склонность к воздержанию, ограничению. Но если разобраться глубже, то становится понятным глобальный смысл этих предписаний.

Ведь следование йоговской морали это то же самое, что обуздание в себе греховных страстей: ревность, зависть, эгоизм, чревоугодие, похоть и другие.

А это и есть первичное обуздание своей психики, начальная приостановка внутреннего диалога, навыки умения , освоение . Ведь отрицательные мысли, эмоции порождает наше низшее сознание эго, посредством своих эгоистических механизмов: чувства собственной важности, всевозможных страхов, страстей и хотений.

У многих людей психика настолько вышла из-под контроля, порождая отрицательные чувства, что они даже просто не могут сесть в медитацию для наблюдения своих мыслей.

Их просто выносит из правильного состояния, а также они обычно не понимают, зачем вообще этим заниматься.

Вот поэтому любой духовный путь начинается с контроля своей психики не только во время медитации, но и везде и всегда. Не только начинается, но также присутствует постоянно в течении всей жизни. Так мы приходим к в повседневной жизни, к безупречности, к лучшему, с точки зрения эволюции состоянию человека.

Можно сказать, что придерживаясь принципам ямы и ниямы, мы практикуем йогу везде и всегда, как и должно быть, а не только тогда, когда мы садимся на коврик.

Асана

Эта ступень посвящена именно хатха-йоге. О ней упоминается выше. Тот, кто занимается раджа-йогой не забывает и про хатху. А хатха невозможна без раджи. А не так, что сначала надо несколько лет выполнять асаны, чтобы подготовить тело к высшим ступеням учения.

Пранаяма

Пранаяма это не контроль дыхания, как многие, заблуждаясь, думают.

Контролировать дыхание очень опасно. Это, прежде всего выход сознания на тонкие уровни через дыхание.

Да, существуют в пранаяме техники манипулирования дыханием. Но в основном в них создаются определенные условия, когда дыхание естественно меняет рисунок или темп в результате перестройки организма. Пранаяма также помогает глубже останавливать внутренний диалог, а значит двигаться к главной цели.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна

Последующие ступени это уже сама медитация. Она начинается с пратьяхары - отвлечение внимания от внешних раздражителей, перевод его внутрь себя. А во время медитации дхарана-концентрация часто сменяется дхьяной - созерцанием, деконцентрацией.

Все три ступени взаимозависимые и часто смешиваются в медитации. Истинное созерцание приводит к концентрации и наоборот. Концентрация также часто меняется на деконцентрацию, созерцание. Все эти слова вам будут понятны после того, как вы научитесь правильно медитировать.

Самадхи это уже конечная цель, когда практикующий достигает единство, высшее, дух. Становится просветленным.

Но на самом деле, достигнув самадхи, йогин понимает, что это не конец, а лишь начало новой дороги. Совершенству нет предела и это хорошо.

Духовный путь это всегда путь, в котором, дойдя до нового поворота, мы открываем новые бесконечные дали неизведанной вселенной.


Каждая ступень, множество видов йоги тесно взаимосвязаны между собой и представляют стройную, глубокую систему самосовершенствования человека. К сожалению люди, вытаскивают небольшой кусочек из целостной красивой картины и стараются что-то в нем рассмотреть. В итоге получается ущербное, искаженное наблюдение. А также часто просто наносят себе вред.

Например, практикуют асаны, забывая про тишину ума. Или наоборот много медитируют, не уделяя внимания телу, не взаимодействуя с окружающим миром с помощью ямы.

Или совсем забывают, что йога это духовный путь. Печально это наблюдать. Надеюсь, эта статья хоть как-то исправит это невежество, безграмотность, искажение великого учения.

Конечно, вы можете взять какую-то часть йоги и практиковать ее.

Но, во-первых, это будет не полноценная йога, а во-вторых, польза, которой так славится йога, будет только в том случае, если вы примените остановку психики, придете к тишине ума. А если вы уж беретесь практиковать часть йоги, а не саму йогу, для достижения каких-то своих целей, то хотя бы делайте это правильно, иначе не надо говорить, что вы занимаетесь йогой.

На этом сегодня все.

До скорых встреч друзья.

А чтобы понять к чему может привести настоящая йога, предлагаю вам посмотреть вот этот видеоролик:

«Йога читта вритти ниродха» (йога - это обуздание беспокойства ума). Именно так охарактеризовал йогу мудрец Патанджали, в своих «Йога-сутрах», и это наиболее точное определение того, что такое йога. Но современный мир живёт по принципу «спрос рождает предложение», и, к сожалению, можно столкнуться с такими причудливыми модификациями йоги, что от первоначального её смысла не остаётся и следа. В современном обществе духовное развитие интересно, мягко говоря, далеко не подавляющему большинству людей, поэтому современная йога больше ориентирована на обретение здоровья, похудение, повышение эффективности жизни и так далее, одним словом - вполне тривиальные вещи. А поскольку общепринятые мотивации и цели нашего общества (в большинстве своём) эгоистичные, и ориентированы они больше на потребление и погоню за развлечениями и удовольствиями, то чаще всего именно такие цели и преследует современная практика йоги. И чтобы не попасть на удочку современных «торговцев» йогой, следует ознакомиться с базовыми принципами практики йоги, которые нам предлагает мудрец Патанджали.

Восьмиступенчатая система йоги Патанджали

Что же предлагает нам мудрец Патанджали в своих «Йога-сутрах»? Он предлагает нам путь, который состоит из восьми последовательных ступеней освоения йоги:

  • Нияма.
  • Асана.
  • Пранаяма.
  • Пратьяхара.
  • Дхарана.
  • Дхьяна.
  • Самадхи.

Именно таким путём следует двигаться практику йоги, по мнению Патанджали. Заметьте - ни слова о здоровье, похудении и получении удовольствия от практики йоги. Потому что конечная цель йоги - устранить беспокойство ума, которое, по сути, является главной причиной всех наших проблем и страданий. Ведь если глубоко поразмышлять над тем, как устроен мир, то мы придём к весьма неожиданному для многих выводу. Страдания и дискомфорт нам причиняет не сам какой-либо фактор в нашей жизни, а наше отношение к этому фактору. К примеру, рассмотрим действие на нашу жизнь такого фактора, как солнце. Летом оно причиняет страдания, потому что освещает ту часть планеты, на которой находится субъект. И с точки зрения этого субъекта, солнце - это раздражающий фактор. Однако, если рассмотреть отношение другого субъекта, который находится на противоположной стороне земного шара, где сейчас зима, то для него солнце является «светом в окошке», потому как разбавляет суровые морозы своим едва тёплым светом, напоминая о том, что зима не вечна и весна скоро придёт. Таким образом, с точки зрения одного человека, солнце причиняет страдания, с точки зрения другого - приносит счастье.

На данном отрезке времени и в данных обстоятельствах. И, исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что страдания или счастье приносит не само солнце, а лишь отношение субъекта к этому солнцу, которое обусловлено местом, временем и обстоятельствами. Таким образом, получается, что причины как нашего счастья, так и наших страданий - в нашем уме, который формирует позитивное или негативное отношение к тому или иному фактору. И, следовательно, поработав со своим умом, можно полностью устранить все его негативные тенденции и взрастить позитивные. Именно так действует один из главных принципов в йоге «Измени себя - изменится мир вокруг». Как писал философ Шантидэва: «Всех можно укротить, укротив лишь свой ум. Всех можно покорить, покорив лишь свой ум». И это, на самом деле, истина, ценность которой равна драгоценностям всех миров, в которых звучит, когда-либо звучало или когда-либо будет звучать Учение Будды. Это ключ к избавлению от страданий и обретению счастья. Это свет истинной мудрости, который подобно первому лучу восходящего солнца, разрезает предрассветный полумрак и приветствует всех живых существ. Как же применить в жизни эту, без сомнения, великую истину и добиться успеха в йоге - искусстве обуздания беспокойства своего ума?

С чего начинается йога?

Помните детский стих: «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе»? Примерно то же самое можно сказать и про йогу. Есть у йоги и свой букварь - «Йога-сутры» Патанджали, в которых изложен путь, предложенный великим мудрецом для будущих поколений. И первыми ступенями в йоге, согласно этому тексту, являются, как бы вы думали, что? Яма и Нияма - нравственные предписания. Стать высоконравственным человеком - вот, на самом деле, самая первая йогическая практика. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Рассмотрим более подробно. Первая ступень йоги - Яма. Это действия, которых практику йоги следует избегать, дабы не накапливать негативной кармы, которая, как известно, является главным препятствием на пути духовного самосовершенствования. Принципы Ямы состоят из пяти предписаний того, от чего практику йоги следует воздерживаться:

  • Ахимса - непричинение вреда словом, мыслью или действием.
  • Сатья - благожелательная правдивость. Ключевое слово - «благожелательная». Если правдивость нарушает первый принцип, и сказанная правда причинила кому-то вред, то это является нарушением данного принципа.
  • Астея - неприсвоение чужого. Воровство завязывает негативный кармический узел - всё, что мы украдём, так или иначе мы потом потеряем.
  • Брахмачарья - воздержание от чувственных наслаждений. Любое получение удовольствия тратит нашу жизненную энергию. И чем на более низком уровне это удовольствие, тем объёмнее энергетические затраты. На начальном этапе следует отказываться от более энергозатратных форм удовольствия в пользу менее энергозатратных.
  • Апариграха - нестяжательство. Этот принцип созвучен с предыдущим, накопительство материальных благ - это крайне энергозатратный процесс.
  • Шауча - чистота. Соблюдать чистоту следует на трёх уровнях: тела, речи и ума. То есть данный принцип подержит предписания по правильному питанию, личной гигиене, поддержание в чистоте своего жилища, а также чистоту речи - воздержание от сплетен, осуждения, нецензурных высказываний, лжи. Самым глубоким уровнем соблюдения принципа Шаучи является чистота ума - устранение негативных эмоций и мотиваций.
  • Сантоша - удовлетворённость. Важно понимать, что каждый человек на данном этапе развития находится именно в тех жизненных условиях, которые максимально благоприятны для его развития. Поэтому все трудности и лишения следует воспринимать с благодарностью - как жизненный урок или испытание.
  • Тапас - самодисциплина. Этот принцип следует понимать в нескольких аспектах. Во-первых, как самоконтроль и регулярную практику аскез, для того чтобы накапливать и не расходовать энергию. А во-вторых, как накопление благих заслуг путём совершения праведных деяний.
  • Свадхьяя - самообразование. Чтобы продвигаться на духовном пути, следует регулярно уделять время чтению духовной литературы или каким-либо иным методам познания, к примеру, общение с более продвинутыми практиками. Свадхьяя позволяет не только накапливать полезные знания, но ещё и очищать свой внутренний мир, замещая ту негативную информацию, которую современный мир в нас регулярно погружает.
  • Ишвара-пранидхана - посвящение заслуг Всевышнему. Здесь речь идёт о создании правильной мотивации для движения по духовному пути. То есть все свои действия рекомендуется превратить в служение Высшему сознанию или всем живым существам. Это позволяет взращивать альтруизм, который для практика йоги невероятно важен, в противном случае практика йоги будет совершаться исключительно ради каких-то личных эгоистичных целей, и это лишает всю практику смысла.

Таковы базовые нравственные принципы в йоге, описанные мудрецом Патанждали. И именно с них, а не с расстеленного коврика, начинается практика йоги. И прежде чем приступать к более серьёзным практикам, следует утвердиться в соблюдении нравственности или, как минимум, создать чёткое намерение двигаться в этом направлении. Если же человек пренебрегает этими принципами или даже вовсе не знает о них, то практиковать йогу ему не рекомендуется, поскольку, как показывает опыт, это приводит к плачевным результатам.

Йога - асаны и пранаямы

Когда нравственные принципы усвоены и создано намерение в их соблюдении, можно приступать к работе с телом и собственной энергетикой. Для этого Патанджали предлагает две следующие ступени: Асана и Пранаяма. Следует отметить, что прежде чем приступать к практикам работы на физическом уровне, рекомендуется отказаться от мясной пищи, так как при употреблении мясной пищи, выполнение асан может вызвать определённый диссонанс на уровне тела и ума.

Асаны - это физические упражнения, однако ошибочно полагать, что воздействие во время выполнения асан происходит только на физическом уровне. Воздействуя на свое тело, мы также воздействуем и на свою энергию, трансформируя её, и на свой ум - он успокаивается в процессе практики. Таким образом, уже на данном этапе мы приступаем к «читта вритти ниродха» - успокоению волнений ума. Выполнение асан содержит два важных аспекта:

  • Первый: аскеза. Путём аскез мы можем проработать какие-то свои зависимости, ограничения, а также во время того, как мы испытываем дискомфорт на коврике, происходит отработка нашей негативной кармы, и те проявления негативной кармы, с которыми мы могли бы встретиться в жизни, мы можем проработать на коврике.
  • Второй: работа с энергией. Во время выполнения асан происходит движение энергии по энергетическим каналам, а также их очищение, что в свою очередь также приводит к освобождению от каких-то негативных наших наклонностей - привязанностей, зависимостей или негативных эмоций.

Для более мощной работы со своей энергией следует практиковать Пранаямы. Когда тело приобрело определённую гибкость (это отчасти признак того, что энергетические каналы частично очистились), можно приступать к пранаяме. Важно понимать, что практика пранаямы даёт мощный заряд энергии, и если есть какие-то серьёзные зависимости или страсти, то практика пранаямы не рекомендуется, так как большое количество энергии, которое накапливается в процессе практики пранаямы, заставит человека ещё больше сливать эту энергию на ту или иную зависимость. Хотя есть определённые специализированные энергетические практики, направленные специально на борьбу с зависимостями. В этой сфере хорошо применяется кундалини-йога, которая путём мощных энергетических потоков позволяет пробить те или иные засорения в энергетических каналах и тем самым избавить человека даже от тяжёлой зависимости. Однако осваивать их следует под руководством опытного учителя. Также стоит отметить, что для практики пранаямы желательно освоить Падмасану. И это не просто дань какой-то моде, Падмасана имеет вполне практический эффект - она позволяет перекрывать энергетические каналы, чтобы во время пранаямы энергия не направлялась в нижние центры.

Йога - работа со своим умом

Следующим шагом Патанджали рекомендует приступать к работе со своим умом. Здесь, собственно, и начинается йога по сути. Всё, что было до этого, - это лишь подготовительные практики и, в общем-то, без дальнейшего перехода к внутренним практикам по контролю над своим умом - они не имеют смысла. Именно здесь и следует развенчать миф о так называемой «йоге для здоровья». Несомненно, йога - очень хороший инструмент по работе со своим телом, и некоторые йогические практики можно использовать для того, чтобы поправить своё здоровье. Но здоровье, как и работа со своим физическим телом, - это лишь инструмент для обретения контроля над своим умом, взращивания в себе альтруизма для служения на благо всех живых существ. Здесь также рушится и миф о, так сказать, «йоге для себя». Если приступая к практике йоги, человек имеет эгоистичные мотивации, то такая йога ни к чему хорошему не приведёт. Тут важно понимать следующее: у каждого есть свои причины, по которым он заинтересовался йогой, и на первых этапах эти мотивации далеки от таких целей, как помощь всем живым существам и сострадание ко всему живому.

И на первом этапе это нормально. Мало кто приходит к йоге с мотивацией бодхисаттвы - освободить всех живых существ от страданий. Чаще всего, люди начинают заниматься йогой, чтобы решать какие-то свои проблемы: с физическим здоровьем, с психикой, устранить какой-то дискомфорт в своей жизни, открыть для себя что-то новое, получить удовольствие и так далее. Но по мере очищения внутреннего мира и продвижения в практике, у человека начинает меняться мировоззрение. И если этого не происходит, то есть, если йога не делает человека более альтруистичным и сострадательным, то тут следует задуматься, возможно, то, чем человек занимается, - это совсем не йога, а лишь какое то её подобие. Как в мультике про Винни-Пуха: «Это какие-то неправильные пчёлы. И они, наверное, делают неправильный мёд». Так и в случае с йогой - если она в процессе практики не ведёт к позитивной трансформации личности человека, то от такой йоги будет только «неправильный мёд», то есть результат будет не самым позитивным. Это важно понимать.

Однако вернёмся к вопросу работы со своим умом. Первое, что рекомендует освоить Патанджали, - Пратьяхара - отвлечение органов чувств от внешних объектов. На самом деле, все три ступени: Пратьяхара, Дхарана и Дхьяна - это три разных по качеству и глубине формы медитации, и осваивать их следует последовательно. Без предыдущей невозможна следующая, так как каждая предыдущая ступень является частью ступени следующей. Так, Дхарана - концентрация на объекте - невозможна без Пратьяхары - отвлечения органов чувств от внешних объектов. А Дхьяна - собственно, медитация в полном её понимании, невозможна без Дхараны - концентрации на объекте. Пратьяхару можно и даже нужно практиковать и в повседневной жизни - к примеру, идя по улице, старайтесь абстрагироваться от внешнего шума, или во время поездки в маршрутке старайтесь не слышать играющую музыку. Ничего позитивного в этой музыке, кстати, скорее всего, не будет, но это обстоятельство можно использовать во благо - потренироваться в практике Пратьяхары. Далее следует приступить к освоению Дхараны - концентрации на объекте. Здесь действует принцип «О чём мы думаем - тем мы и становимся». Следует выбрать какой-либо возвышенный объект, качества которого мы бы хотели приобрести.

Это может быть Будда или Шива, или можно концентрироваться на повторении в уме какой-нибудь мантры. Сознание в процессе такой концентрации будет возвышаться. Кстати, эту практику также можно практиковать в повседневной жизни, чтобы разум не огрублялся во время контакта с какими-то неблагоприятными условиями окружающей среды, следует постоянно концентрироваться на чём-то возвышенном. Это и есть главный плюс практик по работе с умом, что по мере освоения, их можно практиковать в любом месте и в любое время, а в идеале - вообще постоянно. По мере практики, Дхарана, постепенно перетекает в состояния Дхьяны - высшей формы медитации. В Дхьяне полностью реализуется принцип «О чм мы думаем - тем мы и становимся». Таким образом, концентрируясь на Будде, мы становимся Буддой. Медитация достигает своего совершенства, и далее достигается последняя ступень йоги по Патанджали - Самадхи - соединение индивидуального сознания с космическим. На этом заканчивается путь йоги, описанный мудрецом Патанджали, но, на самом деле, здесь вся йога только начинается. Йога по сути.

Йога по сути: в чём суть?

Итак, практик достиг состояния Самадхи - полной духовной реализации, что же дальше? Для чего пройден путь и зачем приложено столько усилий? Здесь и возникает вопрос: какая была мотивация? Если мотивация была эгоистичной, то путь на этом завершается, и все усилия, в общем-то, были потрачены зря. А чаще всего, человек с эгоистичной мотивацией даже не доходит до этого уровня. Потому что страстей и уловок в этом мире очень много, и если человек занимается йогой «для себя», то ему будет гораздо проще свернуть с пути, разменявшись на какие-то «плюшки», которые подсунет ему жизнь. Если же человек стремится к духовному совершенству и состоянию Самадхи для того, чтобы более эффективно помогать другим, то он не только обретёт это состояние (в этом, кстати, ему будут ещё и содействовать высшие силы, потому что они заинтересованы в таком человеке), но и продолжит свой путь служения после того, как достиг реализации. В этом, на самом деле, и заключена суть йоги: изменить себя, чтобы изменить мир вокруг. Человек, чьё сознание стало тождественным космическому, имеет больший диапазон возможностей, а значит, обладает большим набором инструментов для помощи живым существам. Обладая абсолютным состраданием и полным всеведением относительно природы вещей, он может действовать максимально эффективно, пробуждая живых существ от сна неведения и распространяя драгоценную Дхарму наиболее эффективным и доступным для понимания живых существ способом. В этом и заключается главный секрет успеха в йоге - правильная мотивация. И если мотивация альтруистичная, то всё остальное из этого следует.

Как создать правильную мотивацию?

Итак, главное в йоге - правильная мотивация для движения на духовном пути. Что такое мотивация, какая мотивация является «правильной», и как её создать? Гениальный писатель Пауло Коэльо всего лишь в одной цитате изложил всю суть йоги: «Алхимики затворялись в своих лабораториях и пытались развиваться наподобие золота - так был открыт Философский Камень. Ибо они поняли, что если развивается что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг». Эта простая истина позволяет создать такую высокую мотивацию для движения по пути духовного развития, что никакие трудности и, тем более, никакие соблазны не позволят человеку свернуть с пути. Ведь если он отступит сейчас - он предаст не только себя, он предаст всех тех, кому мог бы помочь в перспективе своего развития. И ответственность перед другими - это гораздо больше, чем ответственность перед самим собой. Когда мы меняем себя - меняется и мир вокруг. Потому что всё едино и всё взаимосвязано. И если вы хотите кому-либо помочь, просто начните меняться в лучшую сторону, и человек, который находится рядом с вами, просто не сможет остаться прежним, ибо это противоречит элементарной природе вещей. Энергии, которые слишком отличаются друг от друга по качеству, просто не могут сосуществовать рядом друг с другом. А это значит, что люди, которые находятся вокруг вас, вынуждены будут либо попытаться помешать вашей эволюции, либо тоже начать эволюционировать.

И если вы сможете преодолеть первоначальное сопротивление негативных энергий, которые окружают вас, эти энергии начнут трансформироваться в более тонкие. Это закон природы, закон жизни. Ничто не может существовать в статичном состоянии - постоянно, непрерывно происходит либо деградация, либо эволюция. И в данном случае, только от вас зависит, будут вокруг вас происходить процессы деградации или процессы эволюции. Разве это не самая сильная и достойная мотивация для того, чтобы всё своё время, каждую минуту своей жизни посвящать самосовершенствованию? Каждый практик подобен средневековому алхимику, который силой воли и усилием своей практики трансформирует пространство вокруг себя. Поэтому эгоистичной йога не может быть по определению. Простое завязывание на коврике в узел без понимания того, зачем это нужно, - это не йога, это просто гимнастика. Полезно для тела, радостно для души, но не более того. И такая йога, как показывает опыт, заканчивается очень быстро. Потому что возможность практиковать йогу - это трата благой кармы, запас которой не бесконечен. И если мы, подобно раковой клетке, бесполезны для Вселенной, она просто лишит нас возможности развиваться. Потому что зачем ей давать человеку знания и возможность развиваться, если он - дерево, которое вытягивая из земли воду и соки, не принося плодов. Этот мир справедлив и идеален. И если дерево не приносит плодов, найдется рано или поздно топор, который это дерево срубит. А если дерево щедро одаривает всех живущих плодами каждое лето - такое дерево будет расти с каждым годом всё выше, а плодоносить - всё больше. В этом и заключается йога по сути - в движении от несовершенства к совершенству ради того, чтобы на движение в аналогичном направлении направить и окружающий мир. И вдохновлённые таким примером - за таким практиком последуют тысячи.

Присоединяйтесь к занятиям йогой онлайн с клубом OUM.RU.

Мышцы, позвоночник, лечение многих болезней – нет, мы не будем агитировать вас такими банальностями. О том, для чего нужна йога в свое время уже все сказал один немецкий психолог.

В. Райх и йога

Собственно, Райх не говорил конкретно о йоге. Он говорил о психологических травмах, которые преобразуются в мышечные зажимы. Только представьте себе страдающего человека. Каково его выражение лица, мимика, жесты? Все его тело зажато, напряжено, мы ведь страдаем целиком от кончиков ног до макушки. Как мы знаем, существует некая мышечная память, которая помогает нам изучать движения, растягиваться. Так вот, эта самая специфическая память запоминает положение горестного тела.

Что в итоге? Проблема рассосалась сама по себе, а тело все запомнило. Отныне вы будете носить тело, принимающее форму горя. Это – панцирь, который сковывает наши движения и не дает быть раскрепощенным, счастливым, беспечным человеком.

Так вот, возвращаясь к тому, зачем нужна йога. С помощью йоги ваше тело учится раскрепощаться. Панцирь разрывается, мышцы и нервные окончания расслабляются. По телу с новой силой бьют потоки крови и жизненной энергии.

А самое главное, что йога предохраняет от образования новых «панцирей». Вы сумеете жить счастливо, просветленно, как будто вновь очутились в беспечном детстве.

И все остальное…

А теперь обо всем остальном.

Асаны йоги и пранаяма выполняют своего рода массаж внутренних органов тела, прорабатывая не только наружные, но и самые глубинные мышцы. Если у кого-то еще возникает вопрос, для чего нужно заниматься йогой, ответим, что этот массаж нормализует работу эндокринной, пищеварительной, нервной, дыхательной и мочеполовой системы. Конечно, гармонизируя , налаживаются и все другие функции организма, в том числе, достигается желанное похудение.

Надо не забыть сказать о позвоночнике. Ведь именно позвоночник является тем столбом, по которому течет жизненная энергия – из Вселенной в наше тело. В йоге всегда делается акцент на растяжение позвоночника, которое вскоре скажется и на улучшившейся осанке.

Итак, нельзя переходить к практике, не ознакомившись с теорией. Понятие йога пришло к нам, как известно, из индийской культуры; в переводе с санскрита слово «йога» приблизительно означает «союз», «единение», «связывать». Первое упоминание о йогах ученые находят в Ригведе (Книге гимнов), наиболее книге на Земле, являющейся частью Вед – религиозных индуистских текстов.

Йога – это больше, чем просто ряд физических упражнений, это серьезная философия. Ее считают способом познания мира, методом саморазвития, связующим звеном между душой и телом. Йоги рассматривали человеческое тело не как темницу, но как храм бессмертной души. И храм сей необходимо беречь и стараться сохранить его как можно дольше. Для этого и существует йога.

На психологическом уровне способствуют расслаблению, духовному обновлению, избавлению от стресса и депрессии, обретению душевной гармонии.

В йоге существует множество направлений, в том числе, созданных ее современными приверженцами, в частности: цигун-йога, аштана-виньяса, йога для и т.д. Основными видами йоги являются: хатха-йога, раджа, нияна, бхакти, карма, нидра, нада и мантра. Каждый из них рассчитан на решение определенных , например, хатха-йога – это базовый, элементарный вид, идеальный и для тех, кто занимается умственным трудом. Чтобы определиться с тем, какой вид йоги вам подходит, желательно почитать справочную литературу.

Среди прочего стоит отметить и косвенное положительное влияние йоги. Йога немыслима без соблюдения норм здорового питания, без изучения тех или иных практик очищения тела и и следования правил Ахимсы. Ахимса – это недеяние зла не только в словах и поступках, но и в мыслях. Человек обязан искоренить в себе злобу и гнев и очиститься от негативных эмоций, иначе ему не достичь Гармонии.

К сожалению, нередки случаи получения травм при занятиях йогой. В чем причина? Йога не требует никакой специальной подготовки, проблема заключается в ее грамотном и постепенном усвоении, а также в поиске хорошего учителя.

У йоги также имеется ряд противопоказаний. В первую очередь – сколиоз, при котором требуются ассиметричные, индивидуально подобранные упражнения. Затем – психические расстройства, эпилепсия, онкологические заболевания, повышенное внутричерепное и внутриглазное давление и др.

Несмотря на то, что западный человек с трудом постигает сущность восточных практик и учений, даже регулярные занятия йогой помогут, как минимум, укрепить иммунитет, обрести отменную физическую форму и достичь душевного равновесия.

Йога пришла к нам относительно недавно, на своей же родине, в Индии, она практикуется уже тысячелетиями. Для истинного адепта йоги она прежде всего духовная практика, а ее физическая сторона служит лишь элементом, помогающим раскрепостить тело и освободить дух. Для европейцев и американцев йога больше ассоциируется с разновидностью чрезвычайно полезного для здоровья фитнеса и стиля жизни. Вопрос, для чего нужна йога, каждый из последователей этого древнейшего учения решает самостоятельно, определяя для себя грядущий путь и расставляя приоритеты, исходя их собственных сил и потребностей.

Йога как средство духовного и физического развития

Классическая йога сродни аскетизму и требует глубокой отдачи и даже самопожертвования. Это не просто сиюминутное развлечение, она полностью меняет образ жизни, отношение к действительности и мировоззрение. Человек, решивший посвятить себя глубокому проникновению в сокровенный мир йоги, должен учитывать, что то, что дает ему занятие йогой, может быть недоступно пониманию не только его окружения, но и родных, близких, друзей. Такие занятия могут поменять сферу интересов, профессию и внешность изучающего эту древнюю духовную практику, принести ему освобождение от проблем, поправить здоровье и психику, вывести на другой уровень сознания.

Глубокое проникновение в мир йоги открывает человеку огромные возможности самопознания. Зачастую люди обнаруживают в себе такие способности, о существовании которых они даже и не подозревали. Известны случаи, когда люди даже зрелого возраста, с устоявшимся бытом и сложившейся карьерой, прекрасной семьей радикально меняли свой образ жизни, профессию и приоритеты. Вчерашние успешные предприниматели, политики и артисты становились художниками, учителями и защитниками природы.

Занятия йогой как видом спорта дают организму силы бороться с различными заболеваниями, делают его выносливым и сильным, укрепляют здоровье и помогают сопротивляться агрессивной современной среде обитания. С точки зрения психики, такие занятия дают исключительно благоприятный эффект - человек становится значительно спокойнее, уравновешеннее, лучше контролирует эмоции, обретает способность абстрагироваться от происходящего и отлично переносить стрессы, которыми заполнена жизнь современных людей, особенно в условиях переполненных мегаполисов с сумасшедшим ритмом жизни и загрязненной окружающей средой.

Такие занятия могут иметь и противопоказания - в основном это тяжелые психические заболевания клинического свойства. В большинстве же других случаев противопоказания для занятий йогой людей с проблемами психики минимальны. Зачастую сочетание медикаментозной терапии и йоги дает положительные устойчивые результаты даже в сложных случаях различных фобий и страхов.

Использование йоги для лечения и оздоровления

Если пытаться дать однозначный ответ на вопрос, полезна ли йога, то это безусловно так. Сразу надо оговориться - пользу приносит практика, выполняемая по всем правилам под наблюдением опытного учителя, всецело преданного своему делу и соблюдающего все нормы подхода к каждому ученику индивидуально. Это касается как физических практик, так и медитаций, мантр и прочих элементов, составляющих занятия йогой. Только такое серьезное отношение дает пользу и не способно навредить начинающему йогину.

Неподготовленный или недобросовестный человек, вызвавшийся преподавать йогу, может не только навсегда отвратить от йогических практик, но и нанести серьезный вред физическому или психологическому комфорту учеников. Поэтому очень важно правильно и взвешенно подходить к выбору центра занятий и подбору преподавателя, даже если речь идет только о фитнес-йоге.

Йога дает для тела гармоничные нагрузки, позволяющие раскрепостить те мышцы, которые в обычной нашей жизни либо вообще не используются, либо находятся в постоянном напряжении. Это чаще всего провоцирует многочисленные заболевания, причем они могут проявляться не в местах повреждений, а в отдаленных органах. Иногда достаточно прозаниматься йогой всего несколько месяцев, чтобы с удивлением заметить, что зрение стало лучше, наладился сердечный ритм, а головные боли давным-давно прекратились.

Грамотно дозированные и правильно распределенные во времени занятия могут принести ощутимую пользу как совсем юным, так и . Молодежь получит достаточную физическую нагрузку, которой так не хватает нашему молодому «компьютерному» поколению. Для пожилых же упражнения йоги продлят молодость и здоровье, подарят крепкие мышцы и устойчивую психику, укрепят сон и аппетит, раскрепостят ослабевшие суставы и связки.

Физические упражнения йоги - польза и противопоказания

Любые занятия спортом приносят безусловную пользу, если нагрузка выбрана правильно, упражнения выполнятся регулярно, а тело не страдает от перегрузок. Важную роль играет и режим дня, правильное питание и достаточный отдых. Все это в полной мере относится и к занятиям физическими упражнениями йоги - асанами.

Прежде всего необходимо определить, какие существуют противопоказания для занятий. Прежде всего это все тяжелые состояния, связанные с нарушениями кровообращения - инсульты, инфаркты, тяжелая форма варикозного расширения вен, органические заболевания сердечно-сосудистой системы, не позволяющие использовать значительные нагрузки, онкологические заболевания и ряд наследственных болезней типа гемофилии, где любое повреждение может стать фатальным. Серьезные проблемы со зрением и слухом также могут иметь противопоказания для выполнения асан. В то же время правильно подобранный комплекс посильных упражнений может принести весьма ощутимую пользу, их только нужно согласовать с лечащим врачом.

Беременность и кормление грудью не являются противопоказаниями для занятий, исключаются лишь сложные упражнения, «перевернутые» позы и упражнения на поздних сроках. Запрещены асаны при угрозе выкидыша, хронических кровотечениях, высоком давлении, повреждении почек и других проблемах, требующих ограничений подвижности и физических нагрузок. Для здоровой же женщины на начальных и средних сроках беременности такие упражнения принесут только пользу, смогут облегчить течение беременности и будущие роды. К тому же подтянутый спортивный организм сумеет намного быстрее восстановиться после родов и вернуть первоначальную форму.

Как форма фитнеса йога исключительно благотворна и полезна. Она дает посильную комплексную нагрузку на весь организм, делает позвоночник и суставы подвижнее, а мышечный корсет сильным и крепким. Это поддерживает внутренние органы в нормальном положении, тем самым делая их более здоровыми и сильными. Как и любые спортивные занятия, упражнения йоги должны дифференцированно подбираться под возраст и индивидуальные физические особенности практикующего. Человек, имеющий хорошую физическую форму и подготовку, сможет быстрее перейти к более сложным асанам. Для начинающего же учитель должен обязательно выбрать доступную схему упражнений с учетом состояния здоровья и потенциала организма.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!