Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Игры и упражнения для самых маленьких. Гимнастика для самых маленьких. Комплекс упражнений для самых маленьких

Предречевое развитие: реагирует гулением в ответ на обращение взрослого. Воспроизводит гласные звуки "аах", "ээх", "оох". В три месяца именно речь вызывает у малыша сосредоточенное внимание. Ребенок смотрит в глаза, сначала беззвучно двигает губами, затем начинает сам издавать звуки.

Малыш также учится управлять интонацией. В зависимости от причины он по-разному плачет, делая паузы. Крик становится более выразительным, и мать обычно по интонации может узнать причину плача ребенка.

Появляется капризное хныканье, которому нельзя поддаваться.

Социальное развитие: изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя) и начинает отличать себя от других. Продолжая изучать окружающие предметы и людей, начинает узнавать их при повторной встрече.

В три месяца малыш учится привлекать к себе внимание - улыбкой, плачем, жестами и движениями тела. Это первые попытки общения, попытки воздействия на других.

Сон: ребенок все меньше спит и смотрит-смотрит-смотрит на окружающий мир. Органы восприятия активно включены в работу. Ребенок наполняется впечатлениями и выражает их.

Период бодрствования составляет 1,5–4 часа. У взрослого появляется возможность больше времени уделять общению с ребенком, формированию у него важнейших умений и навыков, позволяющих малышу быть спокойным и самостоятельно играть. Чаще вынимайте его из кроватки, устраивая для него "игровой уголок" на полу недалеко от вас. "Игровой уголок" - это постеленное на полу одеяло с разложенными на нем игрушками.

Сон в сумме за сутки- примерно 14–15 часов.

Физкультура

Помните, что гармоничное развитие не происходит само по себе, с малышом надо постоянно заниматься. Уделяйте 5-10 минут в день гимнастике и столько же времени - развивающим играм.

Логопедическая гимнастика

И. п.: малыш лежит на спине, головой к взрослому. Сначала погладьте его щечку, ушки. Потрите обеими руками подбородок, постучите снизу, затем по верхней губе, потом симметрично по щечкам. Считается, что если ротик ребенка преимущественно открыт, движения должны быть от центра губ к щечкам. Также движения могут быть от щек к губам. При этом произносите: "Бу-у-у!" или "Му-у-у!".

Упражнение способствует речевому развитию.

Агу - и выдох

И. п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Погладьте его плечики, ручки его должны быть свободными. Положите свои ладони по бокам его грудной клетки, слегка захватывая подмышки. Напевая потешку, постарайтесь, чтобы выдох малыша пришелся на конец строки:

Люли-люленьки, агу!
Гули-гули-ли, агу-у!

Одновременно с выдохом слегка надавливайте на грудную клетку по бокам, наклоняя свое лицо к ребенку.

Во второй части упражнения ребенок лежит на правом боку. Положите свою правую ладонь на левую часть грудной клетки, повернутую вверх. Читая потешку, слегка повибрируйте ладонью, почувствуйте ребра малыша, когда он делает выдох.

Упражнение проводится 2–3 раза. Оно развивает дыхательные мышцы и формирует правильное дыхание.

Упражнение для рук в положении лежа на спине

Упражнение возможно только при отсутствии сопротивления ручек.

И. п.: малыш лежит на спине. Взяв его кисти в свои руки и слегка встряхнув их, разводим их в стороны и поднимаем вверх над головой ребенка, при этом он должен сделать вдох. Через несколько секунд опускаем и прижимаем их к грудной клетке - происходит выдох. Ритм движения рук ребенка должен соответствовать ритму его дыхания. Повторите 4–5 раз.

Упражнение тренирует глубину и ритмичность дыхания (важно для развития речи).

По ладошке постучали

И. п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Возьмите ребенка за левую кисть в свою левую руку. Слегка потрясите ею, чтобы она расслабилась. Возьмите погремушку на ручке в свою правую руку. Легонько стучите погремушкой по ладошке ребенка.

Упражнение способствует расслаблению кисти и всей руки. Кисть готовится к игре "ладушки".

Скрещивание ручек и разведение их в стороны

Упражнение возможно только при отсутствии сопротивления ручек. Раньше оно называлось "движения кучера", так как кучер, когда замерзал, похлопывал себя рукавицами, чтобы согреться.

И. п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными слегка придерживайте его кисти. Разведите руки малыша в стороны, можно это делать с легким встряхиванием; затем ведите их навстречу друг другу, до скрещивания на груди, и обратно. При перекрещивании сверху должна лежать то правая, то левая рука попеременно.

Темп движений медленный, избегайте резких толчков. Повторите 6–8 раз.

Упражнение развивает мышцы плечевого пояса, формирует правильное дыхание.

Бокс

И. п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными обхватите его кисти. Ручки малыша при этом согнуты и прижаты к грудной клетке. Теперь выпрямите правую ручку малыша, направив ее к себе. Затем согните правую ручку и разогните левую одновременно. Так по очереди медленно сгибайте и разгибайте руки малыша, читая при этом потешку.

Упражнение проводится спокойно, без рывков. Возможен небольшой поворот ребенка с боку на бок с приподниманием плеч.

Упражнение не только развивает мышцы рук и плечевого пояса, но и дыхательные мышцы.

Умываемся

И. п.: ребенок лежит на спине. Возьмите его кисти в свои руки и потрите их друг о друга. Теперь его правой кистью проведите по правой щеке, затем левой - по левой щеке. Далее его правой кистью потрите носик, погладьте лобик, почешите ушко. Похвалите малыша.

Покажите ребенку его ручку, отодвинув ее на расстояние примерно 20–30 см от глаз.

Нога в руке

Нормализация тонуса ног - важная задача двигательного развития трехмесячного ребенка. Малыш уже берет в рот ручки. Теперь самое время учить малыша держать собственную ножку и совать ее в рот. Развивается гибкость позвоночника, и малыш познает свое тело.

И. п.: малыш лежит на спине, ногами к взрослому. Правой рукой возьмите его левую кисть, а затем, с помощью своей левой руки, захватите правой же рукой и его левую лодыжку. На счет или под стишок поднесите соединенные левые ножку и ручку к его рту. Поменяйте руки.

На втором этапе вложите в его левую ручку его ножку, чтобы он удержал ее немного. Затем поднесите их ко рту. Поменяйте руки. Можно дотрагиваться пальчиками ног до носика малыша, щекотать ушки, гладить щечки. Главное - колени должны быть максимально разведены в стороны, не бойтесь, это только способствует правильному развитию тазобедренных суставов.

Развивающие упражнения для самых

Маленьких.(2-4 года).

Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду

Сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду –

Бульк!

Уроните руку вниз.

Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней,

Машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей,

Ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки

На кругленьком лужочке!

Свёрнутые в кулачок пальцы обеих

рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!

Изображаем жука с длинными

усиками.

Где ты прячешься, скажи!

Разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,

Изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!

Опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и

залетает жук.

Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?

Ладони к щекам. Качаем головой

из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.

Изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук,

Изображаем рукой

движения молотком.

Помогать идёт петух.

Двумя пальцами изображаем

ноги, показываем, как идёт петух –

важно, вразвалочку.

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывет из далека,

Сложили руки лодочкой и делаем

ими волнообразные движения.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Показываем поднятые вверх

четыре пальца.

У них ушки на макушке,

Поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.

Приставляем руку к пояснице,

изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове,

изображаем кошачьи когти и шипим.

Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу

Разводим руки в стороны,

изображая простор.

Стоит чашка творогу.

Ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери,

Машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон

в середину.

Наклевались, улетели.

Указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.

Отличные пшеничные.

(Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Одну ладонь кладём на другую,

потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Две ладони рядом, изображаем

поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

По очереди загибаем пальцы,

начиная с большого.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Машем ладонями по направлению

к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы,

Изображаем руками, как месят

тесто.

Сахар не забыли мы,

Сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Воображаемый пирог обхватили руками

и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

Изображаем, как воробей клюёт крошки –

указательным пальцем одной руки

с ладони другой руки.

Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь

Стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.

Машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца

и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке

«развеваются».

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки

поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца,

изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал

И головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их

над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка,

Машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая

отказ.

Дай нам вёдрышко.

Ладони горизонтально, как бы

подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой

из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко –

Колоколнышко!

Поднимаем руки вверх,

растопырив пальцы, -

изображаем солнышко.

Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост,

Изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний

палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.

Показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой прижат

к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы,

а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Игры с водой – замечательный способ

развития мелкой моторики и возможность

познакомить малыша со свойствами воды,

разных материалов и предметов.

Летом игры с водой можно проводить на

свежем воздухе. В другое время года занятия

проводят в ванной комнате.

Воду можно наливать в различные ёмкости, естественно только пластмассовые. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида объёма.

А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой?

А что будет, если закрыть бутылку и опустить в воду? Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует опустить её ко дну и удержать там. Повторите с заполненной наполовину и полностью заполненной бутылкой.

Предложите малышу кидать игрушки в воду и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности.

Те игрушки, которые тонут, надо просто собирать руками со дна тазика.

Бросьте в воду три разные ложки: металлическую, пластмассовую, деревянную. Какая утонет, какая нет?

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

Почти все малыши любят играть в песочнице.

Внимание! Прежде чем запустить малыша в

песочницу, осмотрите её и уберите мусор, если

он там обнаружится.

Разрешите малышу трогать песок, копаться в нём руками, лопаткой, совочком.

Покажите, как можно втыкать в песок палочки, веточки, листики, камушки.

Слепите малышу несколько куличиков разной формы, пусть он их ломает их, нажимая ладошкой, лопаткой.

Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Продемонстрируйте, что кулич получается из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия комментируйте словами.

Научите малыша насыпать песок в ведёрки и формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличи. Ручки сдвинул, слегка сжал, убрал – и уже что-то получилось.

Когда ребёнок освоит эту науку, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Как пристраивать к ним башенки из ведёрок, на ведёрки ставить маленькие формочки, делать из палочек мосты и т.д.

Сначала делайте это сами. А ребёнок пусть только помогает. Потом он будет играть самостоятельно.

ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Если вы увлекаетесь шитьём, то у вас

наверняка есть «волшебная» коробочка,

где лежат пуговицы, бусинки, кусочки

тканей, ленточки и т.д. Дети обычно

любят рассматривать содержимое таких

коробок.

Дайте ребёнку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные такие же пуговицы.

Предложите ребёнку разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и т.д.

Предложите ребёнку найти самую маленькую и самую большую пуговички.

Можно дать ребёнку рассмотреть тесёмки и ленточки.

Разложите куски тесёмок и лент на толе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.

Можно показать ребёнку, как скатывать тесёмку в рулончики.

Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.

Чем больше мелких предметов пройдёт через руки малыша, тем лучше.

ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.

Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-

пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в

Отверстие, до целых домов из фанеры, стены

Которых пришнуровываются друг к другу.

Можно каждый день делать новую интересную

игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный

Картон, дырокол и шнурок для обуви.

Единственная проблема – обычным

Бытовым дыроколом вы сможете проделывать

отверстия только о краю картонки. Проявите

Фантазию и не используйте большие куски картона.

Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т.д.

Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК.

Для этой игры вам понадобится небольшой

тряпичный мешочек и несколько мелких

предметов.

Покажите ребёнку те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек.

Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у ребёнка. Спросите где же кубик? Куда он делся? Достаньте игрушку из мешочка, скажите: «Вот она!»

Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребёнку найти предмет самостоятельно.

Потом положите в мешочек не один, а два предмета или три.

Можете назвать ребёнку фигуру, которую нужно достать.

Можно играть по-другому пусть ребёнок достаёт все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.

Предварительный просмотр:


Игры на развитие двигательных способностей.

МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»,с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

СНЕГОВИК

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

Цель.

Ход игры. Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.

ГИПНОТИЗЕР

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите, спите…Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.


ПАЛЬМА


Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. « Выросла пальма большая пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
« Завяли листочки»: уронить кисть.
« Ветви»: уронить руку от локтя.
« И вся пальма»: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.

КАКТУС И ИВА

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога
«Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены.

ШТАНГА

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её, отдыхает.

БУРАТИНО И ПЬЕРО

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По команде «Пьеро»- опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.

БАБА – ЯГА

Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.

Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
(Дети идут врассыпную по залу.)
А потом и говорит: «У меня нога болит!».
(Дети останавливаются.)
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала зайку!
(Дети продолжают движение, напрягая сначала
левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.

ТЮЛЬПАН

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:

катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки,
пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика:

Сначала все упражнения выполняются

правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная
с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза» - «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два».

Или: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка {изображаем «речку»), В ней жила маленькая рыбка {изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход {упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки {«река»), росло дерево {упражнение «дерево») и т. д.

Желаем успеха!

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.,.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют
тонких дифференцированных движений;

учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и

требуют более точных движений.

Ill группа. Упражнения для пальцев динамические:

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;

растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками.



Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по-другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.

Движения рук: ручки преимущественно сжаты в кулак, он разжимает их постепенно. Хватательный рефлекс по-разному выражен. Большинство малышей не могут «найти» свои ручки до тех пор, пока не начнут их разжимать, хотя некоторые из них с первых дней сосут пальцы.

До возраста шести недель младенец инстинктивно не знает, где его руки, он находит их сначала с помощью осязания, потом с помощью зрения. При этом на первых порах он обращается со своей рукой, как с любым другим объектом хватания.

Зрение: до двух месяцев происходит развитие первой формы общения - зрительного. К концу этого периода ребенок хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями. Острота зрения младенца достигает уровня взрослого человека лишь к концу первого года жизни.

В первую неделю жизни ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете. Должно быть сужение зрачка при освещении. Считается, что острота зрения новорожденного рассчитана на фиксацию и опознание материнского лица во время кормления грудью: лучше всего он воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Все, что находится ближе или дальше этого расстояния, кажется ему расплывчатым.

Татьяна Стробыкина

Игры и упражнения для самых маленьких

Календарь малыша

Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по-другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.

Движения рук: ручки преимущественно сжаты в кулак, он разжимает их постепенно. Хватательный рефлекс по-разному выражен. Большинство малышей не могут «найти» свои ручки до тех пор, пока не начнут их разжимать, хотя некоторые из них с первых дней сосут пальцы.

До возраста шести недель младенец инстинктивно не знает, где его руки, он находит их сначала с помощью осязания, потом с помощью зрения. При этом на первых порах он обращается со своей рукой, как с любым другим объектом хватания.

Зрение: до двух месяцев происходит развитие первой формы общения - зрительного. К концу этого периода ребенок хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями. Острота зрения младенца достигает уровня взрослого человека лишь к концу первого года жизни.

В первую неделю жизни ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете. Должно быть сужение зрачка при освещении. Считается, что острота зрения новорожденного рассчитана на фиксацию и опознание материнского лица во время кормления грудью: лучше всего он воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Все, что находится ближе или дальше этого расстояния, кажется ему расплывчатым.

В возрасте около 18–20 дней новорожденный ребенок фиксирует взглядом неподвижный предмет (лицо взрослого) на расстоянии 40–50 см в течение 5-10 секунд.

Слух: первые реакции на звуки примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже - замирание. Отличает голос матери от других голосов, произносящих его имя. Развитие этой способности начинается еще в период внутриутробной жизни (слух, так же как и зрение, функционирует уже у семимесячного плода). Знакомый голос матери равнозначен безопасности. В возрасте трех недель ребенок прислушивается к звукам. Успокаивается при сильном звуке.

Развитие речи: считается, что оно начинается с крика, когда малыш в ответ на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль) и снаружи (свет, громкие звуки, касание), сигнализирует различными голосовыми модуляциями. Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому.

Чуть позже, через 18–20 дней после рождения, ребенок в спокойном состоянии произносит звук «а».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!