Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Комплекс Тайцзицюань - Triquetra Технологии Здоровья

Особенности техники Стили Тайцзицюань Описание форм Тайцзи

Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳 , упр. 太极拳 , пиньинь: tàijíquán ) - буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение Тайцзицюань - исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань - это боевое искусство.

Курс Тайцзицюань 24 формы стиль Ян

Общая схема форм для школы Ян несложна и имеет основную цель – повысить функциональную энергетику организма современного человека, способом перегруппировки уже имеющихся сил и их различных трансформаций в гармоничное единство, которое хотя бы немного соответствовало бы природному единству /Дао/.
Перечень 24 форм / названия форм по Чен Манчину/
1.Позиция готовности.
2.Пробуждение ци.
3.Схватить птицу за хвост.
4.Белый журавль расправляет крылья.
5.Почистить колено.
6.Сыграть на лютне.
7.Оттолкнуть обезьяну.
8.Двигаться, как хвост воробья.
9.Простой хлыст.
10.Руки- облака.
12.Высокий всадник.
13.Поднять ногу раскрывая руки.
14.Пронзить уши.
15.Змея в траве.
16.Золотой петух.
17.Ткачиха – дочь небесного царя.
18.Игла на дне моря.
19.Сильный правый кулак.
20.Движение кулаком.
21.Закрытие на замок.
22.Семизвёздная позиция.
23.Успокоить ци.

Телефон для консультаций по вопросам лечения методами традиционной китайской медицины

8 911 276 68 06 - консультации и лечение проводят лучшие специалисты Хэнаньской академии традиционной китайской медицины

Пульсовая диагностика и консультация + подбор рецептов фитотерапии - 700 руб. АКЦИЯ!

Пульсовая диагностика и консультация у нас сейчас БЕСПЛАТНО! (если она происходит в один день с сеансом лечения)

Неосязаемая живая энергия поднимает макушку головы. Это означает держать голову прямо, чтобы дух-шэяь пронизывал макушку. При этом не следует использовать силу: это закрепостит шею и будет задерживать поток ци и крови. Нужно сознательно представлять себе все это, иначе жизненная энергия (цзиншэнь) не сможет подниматься.

Сдерживать грудь и поднимать спину. «Сдерживать грудь» означает слег­ка втягивать ее внутрь, чтобы ци могла опускаться в даньтянь. Не допус­кайте скованности в груди; выпячивание груди создаст преграду, и ци будет задерживаться в этой области. Это приведет к тяжести вверху и легкости внизу; пятки будут «всплывать». «Поднимать спину» означает, что ци прилипает к спине. Если вы сможете сдерживать грудь, то легко получится и поднимать спину. Если сможете поднимать спину, то полу­чится и выпускать силу из самого позвоночника. Тогда |ы будете непо­бедимы.

Расслабить поясницу. Поясница - управитель всего тела. Если вам удастся расслабить поясницу, в обеих ступнях будет сила, основание бу­дет устойчивым. Изменения пустого и полного происходят от вращения поясницы, поэтому говорят, что в ней источник жизненной силы. Если где-то не удается достичь силы, причину нужно искать в пояснице.

Различать пустое и полное. В искусстве тайцзи-цюаня различение пус­того и полного - важнейшая вещь. Если вес всего тела помещен на вую ногу, тогда правая нога полная, а левая - пустая. Если вес всего те­ла помещен на левую ногу, тогда левая нога полная, а правая - пустая. Если вы умеете различать пустое и полное, тогда вращательные движе­ния тела будут легкими и подвижными, не будет потерянной силы. Ес­ли не умеете - шаги будут тяжелыми и инертными, позиция будет не­устойчивой, и толчок противника легко выведет вас из равновесия.

Опускать плечи и свешивать локти. «Опускать плечи» означает, что пле­чи расслаблены, открыты и как бы «спадают» вниз. Если плечи не рас­слаблены и не спадают вниз, они будут подниматься, ци будет подни­маться вместе с ними и во всем теле будет нехватка силы. «Свесить лок­ти» означает расслабить их и позволить им опуститься в самое нижнее состояние. Если локти подтянуты вверх, тогда не удастся опустить пле­чи и вы не сможете толкнуть оппонента далеко. Разве это не напомина­ет «короткую энергию» внешних боевых искусств?

Использовать мысль, но не силу. Об этом говорится в Классике Тайцзи: нужно использовать ум-намерение (и) и не использовать физическую силу (ли). Во время практики тайцзи-цюаня все тело отпущено (сун) и открыто. Избегайте использования даже малейшей грубой силы (чжо ли), которая приводит к задержке в сухожилиях, мышцах и кровеносных сосудах и связывает вас. Тогда сможете добиться легкости и проворнос­ти в изменениях и круговые вращения будут происходить свободно. Спрашивают: как, не используя силу, можно стать сильнее? В человеческом теле есть «меридианы», подобные водяным руслам Земли. Ког­да в водяных руслах нет заторов, вода течет свободно. Когда в меридиа­нах нет заторов, ци проходит по ним. Если все тело скованно, меридиа­ны наполняет цзинк, тогда ци и кровь застаиваются, вращательные движения не могут быть проворными. Если человека потянуть за воло­сы» потянется все тело. Если использовать не силу, но ум-намерение (и), то куда достигнет мысль, туда последует и ци. Если ци и кровь текут в полноте, ежедневно пронизывая все тело и протекая через него, застоя никогда не будет. После длительной практики достигается подлинная внутренняя сила. Это то, о чем говорит классический афоризм тайцзи: «Крайняя мягкость переходит в крайнюю жесткость». Руки тех, кто ис­кусен в тайцзи-цюане, подобны железу, обернутому ватой: очень тяже­лые. Когда адепты внешних стилей используют силу, эта сила явно вид­на. Когда не используют силу, они легки и плавучи. Очевидно, что их сила - внешняя, поверхностная. Когда используют силу, а не мысль, ее легко отклонить и увести - и в этом нет ценности.

Верхнее и нижнее следуют друг другу. Это то, о чем говорится в классике тайцзи: «Коренится в ступнях, выходит из ног, управляется поясницей и оформляется в пальцах. От ступней в ноги, затем в поясницу - всег­да должна быть полная интеграция единой ци». Движется рука, поясни­ца, ступня - фокус взгляда следует движению. Только в таком случае можно сказать, что верх и низ следуют друг другу. Если одна часть не движется, вся форма будет в беспорядке.

Внутреннее и внешнее объединены. В тайцзи-цюане тренируется дух (шэнь), поэтому сказано: «Дух - командир, тело следует его приказани­ям». Если вы сможете поднять жизненный дух (цзиншэнь), тогда движе­ния естественным образом будут легки и подвижны. В форме есть толь­ко пустота, полнота, открытие и закрытие. «Открытие» и «закрытие» относятся не только к рукам и ногам: ум-намерение (синь-и) открывает­ся и закрывается вместе с ними. Когда удается объединить внутреннее и внешнее как единую ци, тогда есть полнота и непрерывность.

Связанность без разрывов. У приверженцев «внешних кулачных школ сила приобретенная41 и грубая (хоу тянь нжи чжо ли). Она начинается, длится и прекращается. Когда старая сила истощается, новая еще не родилась. В этот момент их силу легче всего одолеть. Тайцзи-цюань же использует мысль-идею, а не силу. От начала до конца движения непрерывны, нет ос­тановок, полный круг приводит к началу, и так без конца. Вот почему о тайцзи-цюане сказано: «Как длинная река, течет плавно и без остановок». Еще сказано: «Перемещай цзинь (энергию усилия), словно разматываешь шелковую нить» . Здесь говорится о связанности (гуань чуань) в единой ци.

Ищите покой в движении. Во «внешних» кулачных школах практикуют­ся прыжки, остановки движения и напряжение силы и ци. Поэтому пос­ле тренировки бывает одышка. В тайцзи-цюане же покой управляет движением. Даже когда движение есть, оно похоже на покой. Поэтому при выполнении Формы - чем медленнее, тем лучше. Когда движешь­ся медленно, дыхание углубляется и удлиняется, ци погружается в дань- тянь и не нарушается кровообращение. Ученик должен старательно вы­полнять эти правила, чтобы понять их значение.

История Тайцзицюань

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

В середине XIX века этому боевому искусству научился Ян Лучань, который принёс его в столицу Китая и начал даже преподавать в императорском дворце. В связи с тем, что придворным боевой аспект стиля был не особенно важен, акцент в преподавании для них был сделан на оздоровительной ценности физических упражнений, в боевой же версии стиль преподавался бойцам императорской гвардии.

После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным боевым искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению боевых искусств. Благодаря этому тайцзицюань начало постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.

После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённое тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика.

В тот же период отдельные мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. В России же боевое искусство появилось благодаря мастерам с Дальнего Востока, Киргизстана, Казахстана. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.

Особенности техники Тайцзицюань

К главным особенностям Тайцзицюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ - в годзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).

Иллюстрация представления о мироздании в китайской философии.

Восемь Ворот (Ба Мэнь) - Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанных на Ба-гуа:

  • Четыре Направления:
    • Цянь - Юг - Небо - Пэн, Отражение
    • Кунь - Север - Земля - Люй, Откатывание
    • Кань - Запад - Вода - Цзи, Сдавливание
    • Ли - Восток - Огонь - Ань, Нажимание
  • Четыре Угла:
    • Дуй - Юго-Восток - Металл - Чжоу, Локоть
    • Чжэнь - Северо-Восток - Гром - Ле, Раскалывание
    • Сюнь - Юго-Запад - Ветер - Цай, Притягивание
    • Гэнь - Северо-Запад - Гора - Као, Плечо/Опирание

Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Вместе с тем получившие широкое распространение стили (особенно стиль Ян), производные от Чэнь, не содержат в публичных вариантах жёстких техник, что привело к закреплению заблуждения о том, что Тай Цзи является мягкой техникой. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань , не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (пушечных кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)

Стили Тайцзицюань

Сегодня выделяют пять основных стилей тайцзицюань, производных от стиля Чэнь.

  • Тайцзицюань семьи Чэнь (кит. 陈式太极拳 ) - исходное боевое искусство семьи Чэнь.
  • Тайцзицюань семьи Ян (кит. 杨式太极拳 ) - происходит от Ян Лучаня. В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), «новый» (Ян-ши) и «спортивный» (24 формы, 88 форм). Стиль Ян, по версии приверженцов Чэнь, являет собой переработанную версию Чэнь, упрощенную для нужд богатой аристократии. Сравнение классических последовательностей стилей Ян и Чэнь выявляет как их близость, так и некоторую упрощенность Ян последовательностей, компенсируемую, по версии приверженцев стиля Ян, сильно развитой «внутренней работой». Комплекс «Упрощённый тайцзицюань семьи Ян из 24 форм», созданный в 1950-х годах, является популярным комплексом оздоровительных движений.
  • Тайцзицюань У Юйсяна (кит. 武式太极拳 ) - происходит от У Юйсяна, который учился как у представителей семьи Чэнь, так и у Ян Лучаня.
  • Тайцзицюань У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳 ) - происходит от маньчжура Цюанью, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.
  • Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙式太极拳 ) - происходит от Сунь Лутана, изучавшего разные стили боевых искусств, в том числе и тайцзицюань.

Помимо них существуют и другие, менее известные направления - например «тайцзицюань деревни Чжаобао», «тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д.

Также необходимо отметить существование даосских стилей тайцзицюань , отличающихся от Чэнь и его производных как рисунком классических последовательностей стиля, так и глубокой проработкой соответствия между традиционными учениями и воплощением их в конкретные обучающие методики. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от Чэнь ши Тай Цзи возникновение и развитие внутри даосских общин.

Как выполнять комплекс тайцзицюань (Ян Цзюньмин)

Обычно требуется по крайней мере три года, чтобы овладеть равномерной циркуляцией ци, скоординированной с дыханием и позициями. Затем мы должны научиться транспортировать ци и добиться ее сбалансированности . Даже когда вы добьетесь этого, вам еще многое необходимо будет изучить прежде, чем вас можно будет назвать искусным мастером тайцзи. Вы должны научиться укреплять свою ци посредством практики, развить в себе ощущение противника во время выполнения комплекса и, наконец, уметь тренировать цэинъ во время выполнения комплекса.

В тайцзицюане ци играет для цзинь важнейшую роль. Когда ци сильна и полна, цзинь также будет сильна. Важный метод усиления и распространения вашей ци - выполнять комплекс все медленней и медленней. Если для того, чтобы полностью завершить комплекс, требуется 20 минут, увеличьте время до 25 минут, затем до получаса и так далее. Не добавляйте лишних дыхательных циклов. Все точно так же, но каждый дыхательный цикл, используемый для управления ци, становится все более долгим. Чтобы добиться этого, вам следует быть очень спокойным и расслабленным, ваша ци должна быть полной, как барабан или воздушный шар, - сначала в животе, а затем и во всем теле. Если вам удастся растянуть комплекс, обычно занимающий 20 минут, до одного часа, ваша ци будет очень полной и подвижной, ум спокойным и позиции очень расслабленными. Если вы выполняете комплекс с такой скоростью, ваш пульс и частота сердечных сокращений постепенно уменьшатся и вы будете находиться в аутогипнотическом состоянии. Вы будете с трудом осознавать свое физическое тело, но зато будете ощущать себя подобным энергетическому шару.

Даже если вы будете хорошо выполнять внешнюю форму, она может оставаться мертвой. Чтобы придать ей жизненность, вы должны развить в себе ощущение противника. Выполняя одиночный комплекс тайцзи, вы должны представить, что перед вами находится противник, и ясно «ощущать» его движения и его взаимодействие с вами. Ваша способность к реалистичной визуализации будет значительно усилена, если вы отрабатываете комплекс с партнером. В некоторые моменты визуализация фактически не делается, но каждый раз, когда вы выполняете комплекс, ваши движения должны быть проникнуты знанием того, как вы взаимодействуете с противником. Чем больше вы практикуетесь с этим воображаемым врагом перед вами, тем более реалистичной и полезной будет ваша практика. Если занимаетесь с крайне отчетливым ощущением противника, вы будете учиться применять свои ци и цзинь естественно и ваш Дух полностью растворится в выполняемом комплексе тайцзи. Это похоже на исполнение музыки. Если один музыкант просто играет мелодию, а другой вкладывает в исполнение свое сердце и душу, эти два музыканта отличаются, как день от ночи. В первом случае музыка мертва, во втором она полна жизни и затрагивает нас.

Если вы не знаете, как ввести в формы цзинь, то, даже если вы выполняете комплекс долгие годы, он будет оставаться мертвым. Чтобы придать комплексу осмысленность, цзинь и техника должны быть объединены. Важным путем осуществления этого является практика быстрого тайцзи-цюаня.
Научившись выполнять последовательность движений автоматически и координировать с движениями дыхание и циркуляцию ци, вы сможете выполнять формы быстрее. Помните: в реальном поединке все происходит очень стремительно, так что для эффективной самозащиты вы должны быть способны к быстрому ответу. Если вы занимались лишь в медленном темпе, то, когда вам понадобится двигаться быстро, ваша ци окажется разорвана, позиции неустойчивы, а И рассеян. И тогда вы не сможете использовать свою цзинь для боя. Поэтому, наладив циркуляцию ци, вы должны будете учиться выполнять комплекс все быстрее, пока не сможете делать это со скоростью реального рукопашного боя. Старайтесь набирать темп постепенно, иначе вам придется пожертвовать чем-то существенным - концентрацией И, балансом ци, координацией дыхания, накоплением цзинь в позициях. Выполняя быстрый тайцзи-цюань, не старайтесь поддерживать постоянный темп. Вставляйте импульсные движения цзинь там, где нужно реагировать на действия воображаемого

Тайцзицюань стиль Ян -названия и последовательность позиций - 85 форм

1 Позиция готовности
2 Начальная форма
3 Схватить воробья за хвост
4 Одиночный хлыст
5 Поднять руки
6 Белый журавль расправляет крылья
7 Почистить колено слева - шаг с поворотом
8 Играть на пипа
9 Почистить колено слева и справа - шаг с поворотом
10 Играть на пипа
11 Почистить колено слева - шаг с поворотом
12 Шаг вперед, отклонить, преградить и ударить
13 Будто запечатать, словно закрьпъ
14 Скрестить руки
15 Обхватить тифа, вернуться к горе
16 Кулак под локтем
17 Левый и правый шаг назад - оттолкнуть обезьяну
18 Полет по диагонали
19 Поднять руки
20 Белый журавль расправляет крылья
21 Почистить колено слева - шаг с поворотом
22 Игла на дне моря
23 Отмахнуть за спину
24 Повернуть тело и ударить
25 Шаг вперед, отклонить, преградить и ударить
26 Подшагнуть, схватить воробья за хвост
27 Одиночный хлыст
28 Облачные руки
29 Одиночный хлыст
30 Вытянуться на лошади
31 Отделить ступню влево и вправо
32 Повернуть тело и ударить пяткой
33 Почистить колено слева и справа - шаг с поворотом
34 Шаг вперед, удар вниз
35 Повернуть тело и ударить
36 Шаг вперед, отклонить, преградить и ударить
37 Вправо ударить пяткой
38 Слева атаковать тигра
39 Справа атаковать тигра
40 Повернуть тело, справа ударить пяткой
41 Два пика пронзают уши
42 Влево ударить пяткой
43 Повернуть тело, справа ударить пяткой
44 Шаг вперед, отклонить, преградить и ударить
45 Будто запечатать, словно закрыть
46 Скрестить руки
47 Обхватить тигра, вернуться к горе
48 Одиночный хлыст по диагонали
49 Дикая лошадь - разделить гриву
50 Схватить воробья за хвост
51 Одиночный хлыст
52 Нефритовая дева снует челноком
53 Схватить воробья за хвост
54 Одиночный хлыст
55 Облачные руки
56 Одиночный хлыст
57 Одиночный хлыст в приседе
58 Золотой петух стоит на одной ноге
59 Левый и правый шаг назад - оттолкнуть обезьяну
60 Полет по диагонали
61 Поднять руки
62 Белый журавль расправляет крылья
63 Почистить колено слева - шаг с поворотом
64 Игла на дне моря
65 Отмахнуть за спину
66 Повернуть тело, белая змея выпускает язык
67 Отклонить, преградить и ударить
68 Схватить воробья за хвост
69 Одиночный хлыст
70 Облачные руки
71 Одиночный хлыст
72 Вытянуться на лошади и пронзить ладонью
73 Ноги в форме креста
74 Шаг вперед, удар в область паха
75 Подшагнуть, схватить воробья за хвост
76 Одиночный хлыст
77 Одиночный хлыст в приседе
78 Шаг вперед, семь звезд
79 Отступить, перешагнуть через тигра
80 Повернуть тело, смахнуть лотос
81 Натянуть лук, выстрелить в тигра
82 Шаг вперед, отклонить, преградить и ударить
83 Будто запечатать, словно закрыть
84 Скрестить руки
85 Собирающая форма

"Можно размышлять весь день, и все без толку- уж лучше позаниматься"

Если вы в состоянии практиковаться и совершенствоваться утром и вечером, в холод и зной, то,будь вы стариком или юношей, женщиной или мужчиной,- достигните успеха.

Наша почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Если ученик приложит старания в течение одного дня,он и приобритет "результат одного дня".Когда дни и месяцы накопятся, то придет успех.


Описание внутреннего смысла 24 форм /описание дано в сокращённом варианте/

1. Позиция готовности. Необходимо встать прямо и замкнуть все энергетические контакты – ноги соединить между собой плотно, руки вытянуть вниз и средними пальцами коснуться бёдер. Анус слегка поджать, кончик языка прижать к нёбу сразу за зубами. Веки слегка опущены, глаза смотрят в сторону кончика носа.
В таком положении следует подождать немного, чтобы почувствовать энергетическое «распирание и наполнение». Когда это состояние достигнуто,
тело, как бы само, начинает приподниматься на носках и парить и растворяться в окружающем пространстве. Если форма выполняется на лоне природы мы растворяемся в деревьях, в траве, в небе и земле. Достигается ощущение полёта.
Эта форма соответствует У цзи или Пустоте – 0.

2. Пробуждение ци. Опустившись на пятки мы, разорвав контакт между ногами полукруглым движением левой ноги, так же как и в упражнениях по развитию магнетизма, отставляем её на расстоянии ширины плеч. Затем мы переносим на неё половину веса тела.. Следующим движением мы разрываем контакты между руками и бёдрами и покачиваясь вперёд, также как и в упражнении по развитию магнетизма, руки как бы сами всплывают на уровень плеч, а затем мягко тонут, опускаются вниз. Однако, доходя до уровня груди смещаются в право и образуют бао /позицию держания шара/ правая рука вверху, левая внизу на уровне пояса.
Середины ладоней /лао гун/ расположены строго друг против друга, и друг друга ощущают. Эта форма соответствует Лян и или 2 противоположностям, олицетворяет диалектический закон единства и борьбы противоположностей.
Форма образует два полюса /положительный и отрицательный/ магнетического взаимодействия частей тела.

3. Схватить птицу за хвост. . Эта форма позволяет нам с помощью созданного нами дополнительного резерва энергии /бао/ управлять импульсом нашего «хотения», энергией нашего огня эмоций. Именно эмоции спонтанно возникающие в нас несут ответственность за бесконтрольную трату наших энергетических ресурсов.
Исполняя эту форму мы перемещаем резерв энергии /бао/ в район центра груди,
одной рукой мы посылаем часть энергии по обычному пути следования огня эмоций – вперёд и вверх от груди. Это движение характерно для оперных певцов
при исполнении длительного звука, который требует дополнительного напряжения эмоций. Второй рукой мы мягко растягиваем энергию дополнительного заряда /бао/ добавляя её к энергии низа живота, которая отвечает за общую
энергетическую мощность.
Таким образом, мы учимся управлять импульсом своих эмоций, энергией сердца
/заметьте, управляем а не блокируем или гасим/.
Образ наших эмоций – красная птица.

4. Белый журавль расправляет крылья.

Овладение этой формой позволяет нам контролировать импульсы выхода энергии печени, которые проявляются в виде ярости – энергетического импульса которым трудно овладеть и им управлять.
В жизни, именно такие импульсы, часто ставят нас в затруднительное положение.
Особенно им подвержены люди с нездоровой печенью
злоупотребляющие алкоголем или наркотическими средствами. Из конечной позиции формы Схватить птицу за хвост мы переносим центр тяжести на заднюю ногу образуя руками «бао» на уровне живота. Растягивая «бао» по диаганали мы поднимаем правую руку на уровень головы справа, а левую на уровень низа живота слева. Этим движением мы поднимаем энергию из живота
и проводим её по правой стороне тела в голову – именно этим путём движется энергия печени, стремясь на выход. Когда в нас поднимается ярость, мы краснеем и не можем справиться с выходом этой мощной энергии, которую сравнивают с драконом. Образ белого журавля или аиста используется здесь, чтобы подчеркнуть
спокойный /белый/поток этой энергии печени. Однако образ большой птицы расправляющей свои крылья для полёта ясно напоминает нам об эзотерической функции энергии печени, в которой ночью живёт дух. Говорят что печень – это второе сердце. «Днём дух живёт в сердце, а ночью в печени».
Именно эта сильнейшая энергия, как говорят древние, позволяет нашей душе летать, и везде это связано с образами журавлей или аистов.
Таким образом, практикуя эту форму, мы берём под контроль выход энергии печени и таким образом обучаемся ей управлять.

5. Почистить колено . Образ этой формы указывает на процесс очистки организма на уровне колена и соответственно бедра. Хотя в боевом смысле это движение защищает нижнюю часть тела, во внутренней работе «ней гун» смысл движения совершенно иной.
Из позиции Белый журавль открывает крылья мы выполняем движение
собирания и формирования верхнего «бао», которое образуется на уровне головы,
с правой стороны, при этом пальцы обеих рук смотрят вверх. Затем энергия сформированного «бао» растягивается обеими руками в разных направлениях. Левая рука опускается по диагонали к низу живота с левой стороны, а правая рука проходя от виска пальцами вперёд перед собой, опускается на уровень груди и вытягивается вперёд формируя ладонь с пальцами направленными вверх. Одновременно мы делаем шаг вперёд усиливая динамику движения.
В этих движениях мы учимся контролировать и направлять ниспадающую вниз энергию, образно сравниваемую с потоком воды. Внутренний, энергетический механизм этого движения довольно сложен, однако если объяснять упрощённо,
можно сказать, что приливы и отлива воды организма зависят от луны, которая находится в голове. Водные ресурсы организма составляют до 80 процентов от веса тела. У воды есть свойства сохранять и накапливать информацию, то есть создавать привычки и зависимости на уровне подсознания – лунного света.
В природе вода очищается, поднимаясь в виде пара и выпадает в виде дождя, а также протекает через естественные фильтры в земле. Вода сама является великим очистителем природы. Вода в противоположность огню является воплощением
хладнокровности. В этом движении заложены все механизмы выше перечисленных качеств, которыми мы учимся управлять, давая дополнительный импульс энергии с помощью «бао».

6. Сыграть на лютне.
Эта форма является самой популярной и самой распространённой формой в нейгун внутренних стилей ушу.и мнений на её счёт может быть множество. Однако именно здесь она выполняет функцию собирания, сжатие энергии в «бао»,
а затем, распределение её по трём направлением и уровням - верхний, средний и нижний. Образ игры на музыкальном инструменте говорит о необходимости гармонии всех трёх частей тела и соответственно трёх частей внутреннего
механизма. Сыграть на музыкальном инструменте не возможно без его настройки.
Поэтому такую настройку необходимо здесь осуществлять. Левая рука является
струной верхней части тела, правя средней части, а нога, стоящая на пятке, нижней
части тела. Также можно их рассматривать, как антенны исходящие из трёх даньтяней. В другом образе это форма тигра, основное качество - свирепость, в отличие от ярости - качества дракона, которое мы рассматривали в форме Белый журавль открывает крылья.Таким образом, достигая гармонии трёх частей внутреннего механизма, мы можем управлять свирепостью тигра – аналитическим способом восприятия и действия, в реальной действительности.

7. Оттолкнуть обезьяну.
Внутренний смысл этой формы в тренировке чувствительности к энергии в окружающем пространстве. Шагая назад, мы охватывая пространство вокруг нас, сбрасываем с одной руки другой рукой и отталкиваем от себя, образованный нами «бао», вперёд на уровне груди. Иногда эту форму называют - Отступающие волны. В нашей повседневной действительности мы с трудом расстаемся с накопленными нами вещами, как
в материальном мире так и в мире мысли. Не умение отдавать, отказываться, освобождаться от лишнего загружает нас хламом и не даёт почувствовать
пространство вокруг нас – пространство свободы. Образ обезьяны – наших мыслей скачущих с ветки на ветку, дает нам понять, от чего нам необходимо избавиться, оттолкнуть для ощущения пространства вокруг себя.

8. Двигаться как хвост воробья . Эта форма состоит из четырёх движений, которые
являются очень важными в искусстве тайцзицюань, а тем более в освоении "нэй гун" Это так называемый «Клубок внутренней силы», который образуется практикой этих движений. В различных древних и современных трактатах о тайцзи цюань много пишется о разнице мышечной силы «ли» и сухожильной силы «цзинь». Для простого практического понятия этого явления достаточно вспомнить, чем отличается сильное движение от ловкого и точного. Таким образом, вы в кратчайшее время поймёте секрет силы «цзинь». Ловкое и точное движение имеет ряд преимуществ – скорость, резкость хлыста, расслабление позволяющее наполнить движение энергетикой, контроль и возможность изменения траектории движения. в последний момент, возможность регулировать приложения усилия..
Конечно“Тайцзи шисань ши” /Искусство тринадцати позиционных основ тайцзи/
никто не отменяет. Однако здесь в упрощённом тайцзицюане, необходимо на этом этапе, выплавить только четыре основных триграммы из восьми.
Выплавить триграммы означает – понять и в дальнейшем использовать, различные
энергетические состояния организма, которые создаются тремя даньтянями одновременно в различных сочетаниях силы и слабости.
Так первое движение из четырёх – «пэн», движение рук по диагонали снизу вверх, с приложением всего веса тела наполненного энергией. Все три даньтяня сильные и
обозначаются тремя сплошными линиями триграммы «Цянь».
Второе движение – «люй», оттягивающее движение с переносом веса тела назад с пропусканием в открытую сторону. Средний даньтянь работает на вбирание энергии. Верхний и нижний даньтяни положительно сильные. Триграмма «Ли».
Третье движение – «цзи», толкающее вперёд предплечьем, укреплённым другой рукой. Таким образом, средний даньтянь положительный, полный, а верхний и нижний расслабленные, пустые. Триграмма «Кань».
Четвёртое движение – «ань», движение двумя руками по сложной траектории с
«вырыванием корней». Сначала на себя, затем вниз, и приподнимая снизу толчок вперёд включая вес тела. Последние четвёртое движение, в отличие от первого, выполняется с тремя даньтянями, которые работают на вбирание энергии. Всё тело расслабленно и действует как приливная волна вокруг камня. Сила затягивания и выбрасывания мощная. Триграмма «Кунь».
Постижение четырёх форм
Все четыре движения отрабатываются непрерывно как одно. Мастера говорят, что таким образом можно постичь «четыре формы» - закон развития всех процессов происходящих в природе /возникновение, развитие, оформление, завершение/

9. Простой хлыст.
Внутренняя работа над этой формой перераспределяет энергию между левой и правой частями тела, уровня плечевого пояса. Современная проблема недостаточного развития правой половины головного мозга и соответственно левой стороны тела всем известна. Наша предрасположенность нагружать правую часть за счёт левой не позволяет нам воспользоваться плодами гармонии.инь и ян.
В этой форме мы закрываем выход энергии через пальцы правой руки – крюк «гоу шоу», и движением по дуге левой рукой с переносом веса тела влево пополняем левую часть тела энергией за счёт правой его части. Образ хлыста или плети хорошо демонстрирует процесс передачи импульса энергии от его рукояти до самого конца.

10. Руки- облако .
В этой форме мы продолжаем процесс уравновешивания энергии между левой и
правой частями тела, до уровня пояса. Руки описывают круги, одновременно поднимающие магнетическую энергию снизу и направляющие её налево и направо.
Руки не опускаются ниже низа живота и не поднимаются выше бровей. Эти движения являются частью целой системы упражнений «чан сы цзинь» - упражнения шелковой нити. Кисти рук и предплечья двигаясь по кругу одновременно вращаются и вокруг собственной оси. Такие движения позволяют нарабатывать силу «цзинь». Вслед за тремя такими движениями с приставными шагами влево, мы повторяем движение «простой хлыст».
Этими движениями мы заканчиваем, в этом таолу, раздел внутренней работы
«ней гун» посвящённый «малому небесному кругу».
Если движения энергии по передней и задней сторонам тела широко известны
современным практикам, то движение энергии с правой стороны тела на левую
являлось засекреченной технологией до недавнего времени, а для многих и до сих
пор неизвестна.

11. Высокий всадник.
Эта форма исторически восходит к первому императору Китая династии Сун.
Любимая форма императора имеет большую ценность в «ней гун».
Именно этим движением открывается большой небесный круг для дальнейшей
проработки в этом таолу. Энергия движется по диагонали через спину, от левой ноги к правой руке. Выброс энергии зажатой в правой руке характерен для многих
форм «ней гун», как сброс лишней отработанной энергии.
Такой сброс, как нам говорили мастера, необходим как выдох после вдоха.
Если его не производить, то можно умереть от жадности.
Движение корпуса назад и поднимающаяся энергия от пятки левой ноги встречаются с выбросом импульсной энергии правой руки и пробивает чудесный канал открывающий большой небесный круг.

12. Поднять ногу раскрывая руки .

13. Поднять ногу раскрывая руки.
При выполнении этой формы, поток энергии поднимается по передней стороне тела
до уровня груди, а затем входит в обе руки и правую ногу. Поднимаем обе руки до уровня груди одновременно с коленом правой ноги. Энергия движется по внутренним поверхностям обеих рук и ноги к области груди – собирающее движение.
Затем при выпрямлении рук и ноги она поднимается вверх по внешним сторонам и частично сбрасывается наружу через ладони и стопу. Движение этой формы должно образно ассоциироваться с цветущим деревом и раскрывающимся цветком.

14. Пронзить уши. /Верблюд пролезает в игольное ушко/.
В этой форме энергия опускается и собирается внизу живота, проходит через спину по внешней стороне рук до сжатых кулаков. Первая часть движения собирает и опускает энергию по внутренней части рук к низу живота, и далее к промежности. Когда нога сгибается в колене и подтягивается к себе, ладони сжимаются в кулаки, поворачиваются пальцами вверх и подтягиваются к колену. Далее кулаки проходят мимо колена с двух сторон и опускаются вниз. В этот момент нога разгибается в колене и ставится на пятку вперёд перед собой. Энергия опускается в промежность.
Вторая часть движения направляет энергию через спину в плечи, а затем по внешней стороне рук энергия достигает сжатых кулаков. Когда нога ставится вперёд на пятку, центр тяжести тела переносится вперёд на всю стопу, кулаки круговым движением слева и справа выбрасываются вперёд на уровень висков. Сложное движение энергии этой формы породило другой образ, с которым она ассоциируется – Верблюд пролезает в игольное ушко. Сложность этого процесса даёт понять важность этой формы для «нэй гун» и труд, который необходимо затратить на освоение этой формы.Переводов и трактовок различных образных названий этой формы множество. Здесь мы можем только намекнуть интересующимся на то обстоятельство, что «игольное ушко» в этой форме находится в голове, а остриё «иглы на дне моря» - одна из следующих форм, находится внизу живота.

15. Змея в траве. 16. Петух на одной ноге.
Эта сложная форма с понижением центра тяжести проводит энергию по передней стороне тела по диагонали от правой руки к левой ноге и левой руке. Первая часть формы опускает энергию вниз и собирает её в правой части тела. Во второй части
формы центр тяжести, не поднимаясь, плавно перемещается в левую часть тела.
Энергия поступает в левую ногу и руку. Если сразу перейти к форме «Петух на одной ноге» то энергия немедленно переходит снизу вверх, в правую часть тела.Когда всё повторяется в зеркальном отражении на правую сторону, мы получаем такие«Американские горки», что омывание всего организма потоком энергии, такой интенсивности считается мастерами очищением и оберегом от порчи и сглаза. Можно использовать эту форму отдельно, для исцеления и профилактики от отрицательного внешнего влияния.

17. Ткачиха – дочь небесного царя.
В основе этой формы лежит легенда древнего Китая о пастухе и ткачихе. В конце этой легенды боги разрешают пастуху и ткачихе встречаться только раз в году. Такая редкая встреча и происходит в нашей форме – ткачиха это наша «судьба», а пастух «природа». В форме поднимающая вверх рука и рука, толкающая на уровне груди, действуют
совместно, используя «бао». Затем руки,образуя «бао» с другой стороны тела меняются местами и производят совместное действие в другую сторону. В этой форме встречаются в совместном действии энергии среднего и верхнего даньтяней с добавлением энергии «бао». Происходит общее поднимание уровня энергетики вверх, которое усиливается перемещением центра тяжести тела, в сторону движения рук.

18. Игла на дне моря. Рука – молния.
Эти две формы выполняются одна за другой, одна порождает другую. Первая форма накапливает и концентрирует энергию, а вторая, проявляет энергетический импульс направленный в руки и частично сбрасывает излишки энергии.«Рука – молния», это проявление наивысшего энергетического уровня сравниваемого с
молнией в природе. Образованный нами импульс энергии в дальнейшем необходим для усиления общего уровня нашей энергетики. Здесь в «Упрощённом тайцзицюане»
такого результата вполне достаточно для оздоровительных и культурологических целей. Мы знакомимся с новыми возможностями практического освоения собственной энергетики. Узнаём много нового о себе и древней системе самопознания и самосовершенствования.

19. Сильный правый кулак. 20. Движение кулаком.
Здесь необходимо отметить, что в даосском учении очень важным этапом самопознания и
самосовершенствования является понимание на практике функции левого и правого в нашем организме. Мы знаем, что внешне наш организм симметричен, однако внутренне мы ассиметричны – сердце слева, печень справа и тд. Здесь и заложена тайна гармонии внешнего и внутреннего мира.Их противоположность и единство как инь и ян. В первую очередь это касается наших рук. По древнерусски левая рука-«шуя», правая –«десница». «Избави нас Бог от шуя стоянья, сподоби десного пребыванья!». В даосском понимании левая рука имеет образ «дракона» а правая «тигра». Правая рука, как и образ тигра является символом сознательности, аналитической части нашего ума, работы левого полушария мозга.
Сознательно взять в свои руки коррекцию энергетики нашего организма, для этого
необходимо иметь «сильную правую руку сжатую в кулак». Однако правая рука/кулак/
должна поддерживаться левой /ладонь/, именно тогда восстанавливается естественная гармония энергий «инь и ян».
Думаю что теперь проще понять внутреннюю работу в следующих двух формах этого таолу. Мы знаем, что энергетический импульс подобный молнии имеет природу электрического разряда, который возникает между двумя полюсами / плюс и минус/.
Однако для такого разряда необходим рост потенциала заряда. Такой остаток потенциала мы и зажимаем кулаком в правой руке, затем поворачиваясь направо распределяем на правой половине тела – форма «сильный правый кулак».
Мы забываем, что наши физические действия, которые мы иногда незаслуженно презираем, изначально зависят от внутренних химических и электромагнитных процессов нашего организма и являются квинтэссенцией его проявления в природе.
Наша физическая сила есть проявление нашей внутренней силы организма.
В следующей форме – «движение кулаком» мы проявляем эту силу и её контролируем.
Левая ладонь поддерживает движение с внутренней стороны руки, и затем, очищает с внешней стороны, помогая правильной циркуляции энергии.

21. Закрытие на замок.
В этой форме два движения «запечатывания конверта», которые закрывают выходы энергии и её собирание сначала сверху, а затем снизу. Такие движения характерны для окончания работы и во многих других упражнениях с энергией.
После очищения правой руки, мы подносим ладони обеих рук к лицу пальцами вверх и опускаем вниз впереди тела, руки между собой на расстоянии ширины ладони.
Некоторые путают эту форму с толчком «Ань». Дальнейшим движением является поднимание обеих рук перед собой до уровня плеч и разведение в стороны с одновременным поворотом корпуса направо. Затем мы опускаем руки по сторонам
попеременно сгибая колени, и черпающим движением выполняем собирание и запечатывание энергии снизу от земли.

22. Семизвёздная позиция
Зачерпывающее движение руками от земли заканчивается позицией со скрещенными
руками перед собой на уровне верха груди. Правая нога подтягивается к левой на расстояние ширины плеч.
Эта позиция олицетворяет нашу зависимость от звёзд в сочетании со временем нашего рождения. Этой позицией мы выражаем своё понимание нашей судьбы.
Эта позиция всегда выполняется лицом на север в почтении к центру мироздания-
Полярной звезде. Таким образом, сразу становится понятно, каким образом все 24 формы ориентированы в пространстве.

23. Успокоить ци.
В следующей форме мы разводим руки на уровне плеч на расстояние ширины плеч.
Затем руки медленно тонут, опускаясь вниз, преодолевая сопротивление магнетического притяжения. Ладони рук повёрнуты вниз.

24.Возвратиться в исходную позицию.
Возращение сопровождается замыканием всех энергетических контактов.
Левая нога плотно смыкается с правой ногой. Средние пальцы опущенных по бокам рук находят контакты на боковой поверхности бёдер. Веки прикрыты, взгляд направлен на кончик носа, язык на верхнем нёбе. Внешне позиция полностью
соответствует позиции формы 1.- Позиция готовности. Однако внутреннее самочувствие и ощущение являет громадную разницу.
Общее умиротворение, психическая стабильность, глубокое физическое удовлетворение, ощущение силы, лёгкости и свежести станет критерием правильности выполнения этого замечательного комплекса

Чтобы понять кое-что, вы должны почувствовать это лично. Я могу сообщить вам, что этот чай на вкус действительно хорош, но вы все еще не можете знать его вкус. Не лучше ли, если вы попробуете его сами? Вы не можете понять вкус на слух, вы должны использовать ваш язык и испытывать это непосредственно. Тайцзицюань, как и Цигун в целом, учит нас пробовать и делать - это живая практика. Если вы только читаете книги, смотрите часами фильмы, вы только изучаете, а не делаете, это - не реально, это ничто.

ТАЙ ЦЗИ
"Великий предел". Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий для обоих антонимов иероглиф "цзи2" несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". Термин "тай цзи" впервые встречается в Чжоу и (Си цы чжуань), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены (и4) имеют тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь ян, а затем все сущее (см. рис. 1).

Древнейшая комментаторская традиция трактует тут "тай цзи" как синоним "тай чу" ("Великого начала"), "тай и" ("Великого единого") и "дао", то есть обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци1), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил "тай цзи" альтернативным понятием "тай сюань" - "Великая тайна", которому посвятил специальное сочинение - Канон Великой тайны (Тай сюань цзин). Мыслителями философского течения сюань сюэ ("учение о таинственном"), в том числе Ван Би (3 в.), "тай цзи" отождествлялся с "отсутствием/небытием". Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть "тай цзи" с по мощью понятия "юань ци1" - "изначальная пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате Изъяснение плана Великого предела (Тай цзи ту шо) Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг "тай цзи" с понятием "у цзи", восходящим к Дао дэ цзину и укоренившимся в даосизме, где оно выражает нерасчлененную и неисчерпаемую первозданность как "Отсутствие/небытие предела" ("Беспредельное", аналог древнегреческого апейрона) или "Предел отсутствия/небытия". Представив космогенез следствием движения самого "тай цзи", Чжоу Дуньи положил начало трактовке последнего в китайской традиционной науке как "генотипа", или "преднебесной" (сянь тянь), априорной программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал антонимичное сопряжение "у цзи" и "тай цзи" в качестве последовательности - первичного и вторичного соответственно (по модели Дао дэ цзина: "наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия"), а Чжу Си (12 в.) - как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех "принципов" (ли1), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. Фэн Юлань (1895-1990) усмотрел в этой трактовке аналог идеи Блага у Платона и Перводвигателя у Аристотеля. В 20 в. Сунь Ятсен (1866-1925) использовал термин "тай цзи" для передачи западного понятия "эфир" (итай). Как элемент общеметодологического "учения о символах и числах" (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) "тай цзи" имеет не только смысловую, но и изобразительную ипостась, то есть выступает в качестве визуального символа, известного в трех различных видах: 1) пустого (белого) круга, выражающего тождественность "тай цзи" и "у цзи", 2) круга, разделенного на две половины и три концентрических пояса, зеркально противоположных друг другу по пустотности и заполненности (белизне и черноте) центрально-симметричных элементов, и, видимо, представляющего собой соединение закругленных до полукруга триграмм Ли (огонь, солнце, ян) и Кань (вода, луна, инь) (см. рис. 2), что выражает признание "тай цзи" следующим после "у цзи" этапом космогенеза, внутри которого уже произошло разделение инь и ян. Первый и второй виды идентифицируются соответственно с верхним и расположенным под ним кругами "Плана Великого предела", т.е. диаграммы, "изъяснением" к которой является трактат Чжоу Дуньи (см. рис. 3, 4). Прототипами этой диаграммы, соединяющей двоичную модель "инь ян" с пятеричной моделью "у син" (пяти элементов/фаз), отсутствовавшей в исходном для "тай цзи" тексте Чжоу и, были аналогичные мироописательные схемы, сложившиеся в даосской алхимической традиции: У цзи ту (План Беспредельного или План предела отсутствия/небытия) даосского наставника Чэнь Туаня (около 906-989), Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесный план Великого предела), входящий в Дао цзан (Сокровищницу дао) из даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало). 3) К Чэнь Туаню также восходит получивший наибольшее распространение и мировую популярность третий вид изображения тай цзи в форме круга, состоящего из двух различно окрашенных "запятых" или "рыб", знаменующих собой циркуляцию роста и упадка с взаимным переходом в противоположность двух мировых сил - инь и ян, а также их внедренность друг в друга, представленную инородными точечными вкраплениями в их "головах". Диаграмма Чэнь Туаня под названием Сянь тянь тай ту (План преднебесного Великого предела) носила эзотерический характер и не имела широкого хождения, однака была узнана и передана Чжу Си его единомышленником ученым-нумерологом Цай Юаньдином (1135-1198).



Рис. 3. "ПЛАН ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чжоу Дуньи.




Чжу Си связал данное изображение, на котором круг тай цзи соотнесен со странами света и соответствующими им гексаграммами и триграммами (гуа, см. рис. 5), с изображением тай цзи в "плане" Чжоу Дуньи, сделав эту идентификацию канонической. Хотя прототипы подобного S-образного символа (см. рис. 6) обнаруживаются в древнейших произведениях китайской материальной культуры, восходящих к неолиту, его последний (третий) вид был либо выработан, либо рассекречен и распространен в эпоху Сун (10-12 вв.), видимо, не без влияния буддийских мандал. Западные интерпретаторы (М.Гране, 1884-1941, за которым следовал, в частности, С.М.Эйзенштейн) усматривают в нем фундаментальную для всей мировой культуры схему логарифмической спирали (см. рис. 7), Н.Бор признал в нем наилучшую иллюстрацию для своего физического принципа дополнительности, а его современные изображения фигурируют в широком диапазоне символов и эмблем от флага Южной Кореи до рекламы пепси-колы.


Рис. 5. "ПЛАН ПРЕДНЕБЕСНОГО ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чэнь Туаня.






ЛИТЕРАТУРА
Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Чжоу Дуньи. Объяснение схемы Великого Предела. - В кн.: Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Эта традиционная оздоровительная система родом из Китая состоит из восемнадцати отдельных упражнений, воздействующих на человеческую жизнь.

Тайцзи цигун – это лечебная укрепляющая гимнастика и отдельная философия, практикуя которую человек получает возможность наладить и свой эмоциональный фон. Эта восточная система не сложна в выполнении, она подойдет практику любого возраста, а тренировки будут по силам каждому.

Цигун Тайцзицюань

Цигун Тайцзи на самом деле является боевым искусством, только в нем вы не найдете отработки ударов и резких движений. Этот вид практики больше похож на оздоровительный цигун, нежели на боевую систему.

Отличительная особенность этой системы — наличие в ней 18 различных форм, которые и отрабатываются во время занятий.

Все эти формы, по сути, являются различного рода захватами, заломами, бросками. Выполнение же их происходит плавно, без резких движений и физических усилий. Незнакомые с техникой цигун люди могут даже подумать, что практики выполняют своеобразные танцы. Система Тай Чи – это грациозное и прекрасное искусство, основывающееся на укрепляющих и целительных упражнениях. Большое внимание во время занятий уделяется дыханию и движению энергии Ци .

Цель Тай Чи цигун – восстановить постоянную циркуляцию Ци в теле практика, а также закрепить все выполняемые движения в его мышечной памяти. Хоть Тай Чи и является боевым искусством, как упоминалось выше, но конкретно для боя эта техника не используется. Тайцзи цигун готовит практика к возможной битве, закрепляя в подсознании все 18 форм, закаляет его физическую оболочку, делает ее более выносливой, пластичной и крепкой.

Тай Чи цигун: видео 18 форм

«Тайцзи» переводится с китайского как «великий предел», это настоящее искусство боя, но без применения какого-либо оружия.

Современные практики также отмечают положительное влияние Тайцзи цигуна на физическое здоровье. Как и любой цигун, эта практика основывается на живительной и исцеляющей силе потоков Ци . Во время практики человек напитывает свои внутренние органы и системы, связки и сухожилия жизненной силой.

На фоне систематических упражнений отмечается укрепление здоровья, усиление всех защитных свойств организма. К тому же, Тай Чи возвращает телу гибкость и подвижность, стимулирует обновление организма, очищает его от скопления негативной энергетики.

Тай Чи: цигун для начинающих

Многие люди имеют ошибочное представление о боевых искусствах Востока. В частности, китайские методики современному человечеству могут казаться чрезмерно изощренными, вычурными и сложными. Но это совсем не так. В китайских учениях вы вряд ли встретите по-настоящему трудные системы (за исключением жесткого цигуна). Основная суть китайской практики – укрепить свой дух и свое тело при помощи энергии Ци .

18 упражнений Тайцзи цигун отличает их грациозность и плавность движений. Достаточно лишь несколько раз просмотреть обучающий видеоматериал, чтобы уловить основные идеи и упражнения практики. Даже самый неопытный ученик под руководством описанных ниже упражнений-форм сможет легко освоить их и регулярно практиковаться.

18 упражнений Тайцзи цигун: видео урок

Все, что стоит знать – традиционно цигуном занимаются в специальной легкой и просторной одежде. Не облачайтесь в спортивный костюм или в одежду для йоги, поскольку философия Тай Чи подразумевает свободное течение потоков силы Ци вокруг вас в пространстве, а тесная одежда может его затруднить.

Отличным вариантом будет свободный костюм из хлопка или даже просторная ночная пижама. В идеале рукава вашего облачения должны свободно провисать под кистями, а низ штанин не обтягивает щиколотки.

Благодаря легкости освоения данного комплекса, практиковать его сможет даже человек преклонного возраста и неопытный новичок, далекий от восточных единоборств. Не забывайте о том, что искусство Тайцзи не обязательно применять в боях или изучать его сугубо для самозащиты. Практика благосклонна по отношению к человеческому здоровью, она восстанавливает работу внутренних органов и налаживает функцию систем.

18 форм Тайцзи цигун: описание техники

18 форм Тайцзи цигун, видео которых приведены ниже – это настоящее искусство управления древней живой силой Ци . Основу комплекса составляют учения Мастера Линь Хоушэна, опубликованные им в пособии «Сто вопросов о цигун».

Тайцзи цигун: 18 форм, обучающее видео

Система выполняется поочередно, от первой формы к восемнадцатой, без пауз между ними и промедлений. Таким образом достигается мощный и ощутимый эффект напитки физической оболочки силой Ци , а также ее гармоничного распределения внутри организма.

18 форм Тайцзи цигун

Форма 1

«Регулирование дыхания»

  1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки расслаблены и висят вдоль тела.
  2. На вдохе плавно поднять руки вперед до уровня плеч, ладони направлены вниз.
  3. Производится медленный выдох. Держа спину ровно, чтобы она сохраняла вертикальное положение, немного согнуть колени и присесть. В это же время ладони рук опускаются вниз, как бы давя воздух до уровня пупка.

Форма 2

«Раскрывать объятья»

  1. Медленный вдох. Руки поднять вперед до уровня груди, при этом сохраняя их параллельность полу. В это же время выпрямить ноги. Ладони направить друг на друга. Раздвинуть руки в разные стороны.
  2. Медленный выдох. Руки свести вместе перед собой. Повернуть ладонями вниз. Согнуть немного колени.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 3

«Красочная радуга»

  1. Медленный вдох. Руки поднять до уровня груди, выпрямить ноги. Руки продолжают движение вверх, пока не окажутся на самом верху, а ладони не будут направлены вперед.
  2. Вдох продолжается. Весь вес тела переносится на правую ногу, она немного сгибается в колене. Левая нога прямая и касается пола только носком. Левая рука опускается влево, ладонь направлена вверх. Правая рука заносится над головой с полусогнутым локтем. Корпус немного наклонен влево.
  3. Медленный выдох. Вес тела переносится на левую ногу, правая нога выпрямляется, руки проходят верхнюю точку и уже правая рука находится внизу, а левая над головой. Корпус немного наклонен вправо.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 4

«Разделение облаков»

  1. Центр тяжести вновь распределяется между обеими ногами равномерно.
  2. Глубокий вдох. Руки поднимаются вверх, ладони направлены вверх, в верхней точке руки скрещиваются.
  3. Глубокий медленный выдох. Руки по полукруглой траектории сбоку опускаются вниз и скрещиваются на уровне живота. В этот же момент ноги немного сгибаются в колене.
  4. Медленный вдох. Руки поднимаются вновь по полукруглой траектории и скрещиваются над головой.
  5. Повторить 6 раз.

Форма 5

«Развертывание свитка»

  1. Плавный вдох. Левая рука вытянута вперед, ладонь направлена вверх. Правая рука описывает полукруг, проходя мимо живота и поясницы, опускается вниз. Затем следует подъем с описанием полной дуги. Корпус поворачивается вправо.
  2. Плавный выдох. Правая рука сгибается в локте, ладонь поворачивается вперед и выводится вперед.
  3. Плавный вдох. Левая рука описывает дугу, корпус поворачивается влево. А правая рука вытянута вперед
  4. Плавный выдох. Левая рука сгибается в локте, ладонь поворачивается вперед и выводится вперед.
  5. Повторить 6 раз.

Форма 6

«Посреди озера плыть на лодке»

  1. Плавный вдох. Когда левая рука выводится вперед, обе руки выпрямить и поднять перед собой.
  2. Плавный выдох. Нагнуться вперед, при этом руками совершается круговое движение.
  3. Плавный вдох. Руки, дойдя до крайнего заднего положения, поднимаются вверх, а спина выпрямляется.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 7

«Тянуть шар перед плечами»

  1. Плавный вдох. Спина выпрямляется. Представить, что в левой руке находится тяжелый предмет. С усилием прямой рукой сделать круговое движение в правую сторону, при этом центр тяжести тела следует за воображаемым тяжелым предметом. Ладонь направлена по направлению движения руки.
  2. Плавный выдох. Рука возвращается в исходное положение.
  3. Плавный вдох. Упражнение проделывается аналогично для правой руки.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 8

«Поворачивая тело, наблюдать луну»

  1. Встать ровно и расслабить тело.
  2. Плавный вдох. Выпрямленные руки двигаются влево, затем назад и вверх. Голова повторяет эти движения. Корпус следует за руками и поворачивается.
  3. Плавный выдох. Вернуться в первоначальную позицию.
  4. Выполнить аналогичное движение вправо.
  5. Повторить 6 раз.

Форма 9

«Скручивание поясницы и толчок ладонью»

  1. Плавный вдох. Кулаки прижать к бокам туловища на уровне поясницы, ладони направлены вверх. Локоть левой руки отвести немного назад. Правый кулак разжимается и выводится вперед.
  2. Плавный выдох. Возврат в исходную позицию.
  3. Повторить то же самое для левой руки.
  4. Повторить 6 раз.

Форма 10

«Руки-облака»

  1. Плавный вдох. Ладонь левой руки располагается перед лицом на уровне глаз. Ладонь правой руки направлена влево и выводится вперед. Корпус поворачивается также влево, а руки движутся вместе с ним.
  2. Плавный выдох. Ладонь правой руки располагается перед лицом на уровне глаз. Ладонь левой руки направлена вправо и выводится вперед. Корпус поворачивается также вправо, а руки движутся вместе с ним.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 11

«Вычерпывание моря, наблюдение за небом»

  1. Плавный вдох. Левая нога ставится на полшага вперед.
  2. Плавный выдох. Тело наклоняется немного вперед, руки скрещиваются перед коленями.
  3. Плавный вдох. Выпрямить тело и немного прогнуть спину, скрещенные руки поднять вверх над головой и развести в стороны.
  4. Выполнить 6 раз.

Форма 12

«Толкание волн»

  1. Плавный вдох. Весь вес тела на правой ноге. Руки подтягиваются к груди и сгибаются в локтях.
  2. Плавный выдох. Вес тела переносится на левую ногу, корпус наклоняется немного вперед, руки толкают перед собой невидимую стену и останавливаются на уровне глаз
  3. Плавный вдох. Возврат в исходную позицию.
  4. Выполнить 6 раз.

Форма 13

«Летящий голубь раскрывает крылья»

  1. Плавный вдох. Вес тела на правой ноге. Ладони развернуты друг к другу. Руки разводятся в разные стороны.
  2. Плавный выдох. Вес тела переносится на левую ногу. Руки сводятся в исходное положение.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 14

«Выпрямление руки, удар кулаком»

  1. Глубокий вдох. Встать ровно, ноги на ширине плеч. Кулаки прижать к бокам корпуса на уровне поясницы, ладони направлены вверх. Произвести удар правой рукой вперед.
  2. Глубокий выдох. Возврат руки в исходное положение.
  3. Выполнить 6 раз.

Форма 15

«Парящий орел»

  1. Плавный вдох. Руки раздвинуть в стороны, ладони направлены вниз.
  2. Плавный выдох. Глубокий присед, руки сохраняют свое положение.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 16

«Летящее колесо вертится по кругу»

  1. Плавный вдох. Руки выпрямить перед собой. Начать выполнять вращение всем корпусом влево и вверх.
  2. Плавный выдох. Вращение вправо и вниз.
  3. Выполнить 3 раза в одну сторону и 3 раза в другую.

Форма 17

«Топающий шаг, хлопанье мяча»

  1. Плавный вдох. Правая рука поднимается прямо перед собой, параллельно поднимается левая нога. Затем опустить и ногу и руку.
  2. Плавный выдох. Выполнить упражнение с левой рукой и правой ногой.
  3. Повторить 6 раз.

Форма 18

«Надавливание ладонями, успокоение жизненной энергии ЦИ»

  1. Плавный вдох. Руки расположены на уровне живота, ладони направлены вверх. Поднять руки до уровня глаз.
  2. Плавный выдох. Ладони развернуть вниз и опустить на уровень живота.
  3. Повторить 6 раз.

Тайцзи цигун – комплекс из 18 упражнений, в котором одно упражнение плавно перетекает в другое. Таким образом, каждая форма выполняется сразу вслед за предыдущей, образуя неразрывную систему.

Тай дзи цюань - это древнее китайское искусство движения и медитации, которое, как утверждает легенда, сформировалось в XII веке из разных китайских боевых искусств. Медленные, мягкие, плавные движения, дыхание и возможность двигаться вызывают ощущение внутреннего спокойствия, позволяют восстановить равновесие, сконцентрироваться, тренируют выносливость. Название этого искусства состоит из двух понятий: Тай дзи - это понятие древней китайской философии, которое приблизительно переводится как «высший закон», или дао; цюань дословно переводится как «кулак» или «боксирование». Поэтому нередко этот вид боевого искусства называют «китайским боем с тенью». В самом деле, это борьба с воображаемым врагом - с болезнью или противником, существующим лишь в собственном сознании человека.

Символ Тай чи - круг, так называемая монада (известная еще как символ Инь и Янь). Она очень тесно связана с даосизмом, который трактует мир как борьбу беспрерывно меняющихся противоположностей. Мир Дао не имеет ни начала, ни конца, в нем начало постоянно чередуется с концом, день - с ночью, покой - с движением.

Кому подходит?

В сущности, Тай-чи может научиться каждый человек. Для этого не нужно ни специальной одежды, ни каких-либо приспособлений. Необходимо только желание, немного места и примерно 15 минут времени. Лишь столько времени нужно уделять, желая ежедневно учить движения, которые изображены на 37 картинках.

Тай-чи - это и способ медитации и боевое искусство. Как лечебная гимнастика Тай-чи помогает сохранить здоровье. В специальной литературе утверждается, что при выполнении упражнений Тай дзи совершенствуется дыхание, стимулируется пищеварение, регулируется деятельность сердца и кровеносной системы, оказывается положительное воздействие на нервную систему, улучшается осанка, мышечный тонус. Такое действие обеспечивается специальными положениями тела, движением и дыханием. Тай-чи может быть прекрасным средством в профилактике заболеваний, упражнения могут смягчить симптомы болезней или даже их излечить. Таким образом можно снять боль и напряжение, лечить нарушения кровообращения, бессонницу , нервозность, паралич и др. Кстати, для этого вида лечебной гимнастики нет никаких противопоказаний.

Уже есть учителя, пропагандирующие искусство Тай-чи. Организуются вводные курсы, где можно обучиться этой гимнастике. Приобретя первые навыки можно ежедневно тренироваться самостоятельно, поддерживая таким образом хорошую физическую форму и здоровье.


Вековая практика привлекает новых последователей.

Движения медленные, изящные и плавные. Усилия почти не заметны. Большинство людей занимаются в обычной одежде и без специальной обуви.

Возможны ли такие упражнения? Конечно.

Тай цзы – это вековое китайское боевое искусство, целью которого является тренировка духа и тела посредством серии мягких, плавных позиций, которые создают что-то вроде синхронного танца.

Искусство тай цзы глубоко уходит корнями в китайскую медитацию, медицину и боевые искусства и объединяет в себе концентрацию ума с медленными, осознанными движениями, которые фокусируют разум, тренируют тело и улучшают поток «ки» (также называемый «цзы») – жизненную энергию, которая, согласно верованиям, поддерживает здоровье и успокаивает дух.

Клубы тай цзы, которые можно найти во многих общественных центрах, оздоровительных клубах и студиях в США, хвалят за их несложность и доступность.

На самом деле, тай цзы могут заниматься почти все, даже те, чье состояние здоровья не позволяет им выполнять другие формы упражнений, говорит Билл Дуглас, учитель тай цзы и основатель World Tai Chi & Qigong Day. Пожилые люди, страдающие от лишнего веса или артрита – все могут принимать участие в занятиях.

Преимущества тай цзы

Согласно последователям тай цзы, регулярные занятия этим видом искусства имеют ряд преимуществ. Тай цзы улучшает здоровье, развивает гибкость, баланс и координацию. Некоторые исследования также показывают, что тай цзы благотворно влияет на работу сердца и снижает артериальное давление.

Одно из самых главных преимуществ тай цзы – это преодоление стресса, говорит Дуглас, который живет и работает в пригороде Канзас-Сити, штат Канзас.

Известно, что стресс негативно влияет на состояние здоровья, говорит он. И, согласно некоторым оценкам, запущенный стресс может стоить бизнесу США миллиарды долларов ежегодно.

«Если мы включим занятия тай цзы, цигун или других техник, направленных на оздоровление духа и тела, в школьную программу, то каждый ребенок будет выпускаться из школы в ранге мастера тай цзы или йоги», говорит Дуглас. «Вероятно, это поможет сэкономить сотни миллиардов долларов в год».

Если вы просто хотите научиться расслабляться и дышать глубоко – это уже достаточная причина, чтобы начать заниматься тай цзы, говорит Уоррен Ди. Коннер, основатель Учебного Центра T’ai Chi Ch’uan в Вашингтоне.

«Вы можете применять все то, чему вы научились во время занятий, в обычной жизни», говорит он.

Тело и Дух

В тай цзы и тело, и дух поддаются постоянной тренировке. Трудно сказать, что развивается больше, говорят эксперты.

«Изначально, тренируется тело», говорит Коннер. «С целью обучения, вы начинаете с тела. Вы изучаете четкую серию движений, все в одинаковом порядке, каждому из которых вы должны уделить внимание. Уделяя внимание, вы достигаете осознанности».

Инструктор из Санта-Фе Робин Джонсон говорит, что это как думать о теле и духе, как о едином целом.

«Искусство тай цзы (также как цигун) демонстрирует, насколько неразрывно переплетены психика и тело человека», говорит Дуглас, автор книги «По следам Янг Лу-Цзан: В поисках своего тела Тай Цзы». «Ваше настроение, а также ваше эмоциональное и физическое состояние начинают улучшаться одновременно».

Занятия тай цзы также помогают противодействовать ежедневным рутинным занятиям, во время которых наше тело движется только по ограниченной траектории, говорит Джонсон.

«Сидение весь день перед компьютером вредит нашему организму», говорит Джонсон. «Мы не используем все разнообразные возможности нашего тела. Как дверной шарнир, если его не использовать, он становится липким и заклинивает».

Супер средство для пожилых людей

Конечно, старение плохо отражается состояние нашего организма. Со временем, сила, эластичность и подвижность суставов ухудшаются. Так как чувство равновесия также меняется в худшую сторону, возрастает вероятность падений. Фактически, падения – это основная причина травм у пожилых людей.

Поскольку занятия тай цзы предполагают перенесение веса с одной ноги на другую, они улучшают равновесие и делают ноги сильнее.

«Тай цзы – это лучшие упражнения в мире для поддержания равновесия», говорит Дуглас. «И если тай цзы может сократить количество падений в два раза, это уже серьезное преимущество».

Исследование, проведенное в 2001 году Исследовательским Институтом штата Орегон в Юджине показало, что пожилым людям, которые занимаются тай цзы по часу дважды в неделю, легче даются такие занятия, как ходьба, восхождение, наклоны, подъемы, прием пищи и одевание, по сравнению с их ровесниками, которые не посещают подобные тренировки.

Тай цзы и вес

Поскольку тай цзы не предусматривает тяжелых нагрузок, это хорошая возможность для людей с лишним весом, которые имеют проблемы с коленями и бедрами. Если вы не можете ходить или делать обычные упражнения без боли, тай цзы может предоставить вам достаточно легкую программу двигательных упражнений. А занимаясь регулярно, вы начнете сжигать калории и терять вес, говорят эксперты.

По словам Джонсона, тай цзы также поможет справиться с психологическими комплексами, связанными с лишним весом.

Когда вы много едите и мало двигаетесь, это настоящий стресс для вашего организма, говорит он. С помощью тай цзы, вы установите контакт со своим телом и научитесь прислушиваться к его потребностям.

«Когда наше тело становится более центрированным», говорит Джонсон, «исчезает потребность принудительно употреблять пищу».

По словам экспертом, тай цзы также может помочь справиться с вашими эмоциями, которые провоцируют переедание.

«Очень часто люди едят по причине, абсолютно не связанной с питанием», говорит Коннер. «Мы должны осознавать, что происходит на самом деле».

Психологические преимущества тай цзы также помогают нам выбирать правильную пищу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!