Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Кунфу вид борьбы. лучших приемов системы тунбэй. Смотреть что такое "Кунг фу" в других словарях

Часть 1

Основы
  1. Освободите место для тренировок. Так как вы будете много прыгать и совершать удары ногами и руками, вам понадобится свободное пространство. Площадка размером 3 на 3 метра будет достаточной.

    • Если у вас нет пустой комнаты для тренировок, освободите один из углов любой комнаты (перенесите из этого угла все предметы, которые вы не хотите сломать и которые могут травмировать вас).
  2. Купите боксерскую грушу. Сначала вы можете обойтись без нее (так как будете наносить удары в воздух), но потом она вам все равно понадобится, чтобы отрабатывать удары.

    • Вы можете подвесить грушу к потолку или купить грушу, которая ставится на пол.
  3. Найдите инструкции. Конечно, занятия с тренером – это лучший способ научиться кунг-фу, но вы можете овладеть этим боевым искусством и самостоятельно (если вы упорный и целеустремленный человек). Купите DVD-диск, посмотрите онлайн ролики или ищите инструкции по тренировкам на сайтах школ кунг-фу. На сайтах школ вы найдете короткие видеоролики, которые научат вас основным движениям.

    • Лучше всего найти инструкции из нескольких источников. Существуют различные школы кунг-фу, поэтому необходимо выбрать ту методику тренировок, которая подходит вам лучше всего. Более того, в сети есть множество «экспертов» кунг-фу, которые на самом деле таковыми не являются. Выбрав несколько источников, вы гарантируете правильность выполнения движений и ударов.
  4. Выберите то, на чем вы будете фокусироваться прежде всего. Не стоит браться сразу за все – это довольно сложная задача. После овладения некоторыми стойками решите, хотите ли вы сконцентрироваться на изучении прыжков, ударов ногами или ударов руками.

    • Рекомендуется составить план тренировок. Например, по понедельникам, средам и пятницам вы будете отрабатывать стойки и удары ногами. А по вторникам и четвергам вы будете работать над равновесием и гибкостью.

    Часть 2

    Базовая подготовка
    1. Работайте над равновесием и гибкостью. Равновесие в кунг-фу необходимо для того, чтобы правильно принимать стойки. Для контроля равновесия занимайтесь йогой. Не думайте, что это второстепенные упражнения – они помогут вам добиться успехов при изучении кунг-фу.

      • Для развития гибкости каждую тренировку начинайте с разминки и упражнений на растяжку. Разминка может включать бег, прыжки и отжимания. Затем переходите к упражнениям на растяжку мышц. Это убережет вас от травм и сделает ваше тело более гибким, что позволит вам наносить удары ногами выше, а телу лучше изгибаться.
    2. Овладейте несколькими стойками. Правильная стойка – это основа любого боевого искусства. Вы не сможете правильно двигаться, если у вас неверная стойка. Первые три из описанных стоек не предназначены для боя; они предназначены для занятий традиционным кунг-фу и для боя с использованием оружия.

      • Поза всадника. Согните колени примерно на 30 градусов, поставьте ноги немного шире плеч, согните руки и прижмите локти к туловищу. Кулаки держите ладонями вверх. Выпрямите спину (как будто вы сидите на лошади).
      • Передняя стойка. Согните колени и отведите левую ногу назад. Правый кулак держите перед лицом, а левый на уровне груди. Переставьте ноги так, чтобы левая нога оказалась впереди. После этого соответственно переставьте руки.
      • Поза «Обманная нога». Поставьте правую ногу чуть назад и перенесите на нее вес тела. Поставьте левую ногу чуть вперед и касайтесь пола только пальцами левой ноги. Держите кулаки у лица (как в боксе). Если вас кто-то атакует, вы будете обороняться левой ногой.
      • Боевая стойка. Очень похожа на стойку боксера: одна нога немного впереди другой, кулаки на уровне лица, колени расслаблены.
    3. Отрабатывайте удары руками. Сила удара зависит от положения бедер. Так же, как в боксе, в кунг-фу есть джебы, апперкоты и хуки.

      • Джеб. Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, согните колени, разверните бедро в сторону вашего противника и выбросьте левый кулак, а затем сразу правый (при этом разверните правое бедро).
      • Хук. Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, разверните бедра назад и нанесите удар влево согнутой в локте правой рукой.
      • Апперкот. Займите боевую стойку, опустите кулак и нанесите удар снизу вверх по подбородку противника. При этом немного разворачивайте бедра.
    4. Отрабатывайте блоки. Блоки различаются в зависимости от того, какой удар вы блокируете. Любой атакующий удар блокируется в боевой стойке. В этой позе вы способны защитить лицо и снизить эффективность ударов противника.

      • Блокирование джебов, апперкотов и хуков очень похоже на таковое в боксе. Блокируйте такие удары согнутой рукой; другой рукой вы можете наносить ответные удары.
      • Для блокирования ударов локтями и ногами используйте обе руки. Держите их согнутыми на уровне лица и разворачивайте бедро в сторону удара противника. Это защитит ваше лицо и причинит боль противнику.
    5. Отрабатывайте удары ногами. Такие удары являются одним из самых увлекательных аспектов кунг-фу. Вот три основных ударов ногами.

      • Удар-шаг. Встаньте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем нанесите удар по правой стороне груши внутренней поверхностью стопы. Повторите прием правой ногой.
      • Удар-топание. Встаньте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем поднимите (перед туловищем) правую ногу, согнутую в колене. Нанесите резкий удар по груше («топните» по ней).
      • Боковой удар. Встаньте в боевую стойку, левую ногу поставьте вперед. Перенесите вес на левую ногу, а правой ногой нанесите удар по груше на уровне вашего плеча. Останьтесь в таком положении (правая нога поднята), чтобы потренироваться удерживать равновесие.
    6. Тренируйтесь наносить комбинации ударов (в воздух и по груше). Сначала научитесь правильно наносить удары в воздух, а затем переходите к нанесению ударов по груше. Если вы устали, сделайте перерыв.

      • После того, как вы хорошенько отработаете удары по груше, найдите спарринг-партнера. Не забудьте надеть защиту (если есть), или попросите партнера надеть специальные перчатки, чтобы вы могли отрабатывать на них удары (руками и ногами).

    Часть 3

    Основные движения
    1. «Дракон». Это движение служит для запугивания противника. Во время движения вы должны смотреть непосредственно на противника. Вот как это делается:

      • Встаньте в позу всадника, но поставьте ноги шире и согните их больше (глубже присядьте).
      • Выбросьте запястье (как при джебе), но пальцы согните не а кулак, а в форме когтя.
      • Выйдите из приседа и нанесите боковой удар в область желудка противника.
    2. «Змея». Это движение назад с поднятием головы вверх при ударе (как делает змея).

      • Расставьте ноги, правую поставьте позади левой. Перенесите вес на заднюю ногу. Держите колени согнутыми.
      • Руки держите так, как будто вы хотите пробить противника насквозь. Выбросьте правую руку вперед.
      • Блокируйте противника, захватив его руку, и нанесите удар-топание.
    3. «Леопард». Это движение позволит вам отступить в случае необходимости.

      • Встаньте в боевую стойку, но ноги поставьте шире, а вес тела перенесите на заднюю ногу.
      • Нанося удар, перенесите вес тела на переднюю ногу, а удар наносите костяшками пальцев открытой ладони (а не кулаком). Выполняйте такой удар аккуратно, или вы нанесете травму руке.
    4. «Журавль». Пассивное движение, применяемое при приближении противника к вам.

      • Встаньте в позу «Обманная нога», но ноги поставьте близко друг к другу, чтобы скрыть «обманную» ногу.
      • Поднимите руки в стороны, отвлекая противника.
      • При приближении противника нанесите удар «обманной» ногой (то есть ногой, которая опирается на землю только пальцами).
    5. «Тигр». Быстрое и эффективное движение.

      • Встаньте в боевую стойку, но ноги поставьте шире. По сути, вы должны как бы присесть.
      • Руки держите на уровне плеч; пальцы сложите в форме когтя (который направлен наружу).
      • Нанесите комбинированный удар джеб-джеб, а затем нанесите боковой удар ногой по шее противника.

    Часть 4

    Философия
    1. Есть две основные школы кунг-фу. В дни, свободные от тренировок, читайте классическую литературу по кунг-фу и боевым искусствам, например, Сунь-Цзы, Брюса Ли, Так Ва Энга, Дэвида Чоу и Лам Сай Вина. Вы получите представление о двух школах кунг-фу.

      • Шаолинь. Это старейшая школа кунг-фу. Она известна «внешними» движениями и тренировками, направленными на укрепление мышц, связок и сухожилий. Эта школа символизирует то, что большинство людей думают о кунг-фу.
      • Ву Дун. Это не такая старая школа, в которой интерпретируются оригинальные концепции кунг-фу. Она известна «внутренними» движениями и тренировками, направленными на укрепление и управление жизненной силой (чи). Эта школа фокусируется на медитации, созерцании (дзэн) и внутренней силе.
      • Вообразите автомобильную аварию. Когда она случается, время как будто замедляется. Это и есть состояние медитации. Такое спокойное состояние очень полезно во время схватки, потому что все замедляется, и вы можете быстрее реагировать.
    2. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Это единственный способ добиться успеха в кунг-фу. Сами по себе движения могут казаться бесполезными. Но если вы ежедневно тренируетесь, медитируете, читаете литературу, это станет вашим образом жизни (потом вы будете удивляться, как вы жили без кунг-фу).

      • Тренируйте наносить удары в воздух, по груше и со спарринг-партнером.
      • Исправляйте ошибки в движениях и ударах. Смотрите инструкции, чтобы убедиться, что вы делаете все правильно. В противном случае вы научитесь чему-то другому, а не кунг-фу.
    • Во время схватки наносите удары как руками, так и ногами.
    • Повторяйте каждое движение, чтобы синхронизировать ваш разум и тело, и стать быстрым и точным.
    • Найдите инструкции к тренировкам, которые показывают пошаговое выполнение каждого движения и удара.
    • Найдите хорошие инструкции к тренировкам.
    • При изучении кунг-фу сосредоточьтесь на отработке блоков, ударов, стоек и движений; правильно питайтесь, чтобы получать больше энергии. Делайте упражнения на растяжку, а также медитируйте. Освойте движения «змея», «тигр», «дракон», «леопард», «журавль» (это не так просто). Просматривайте видеоролики с тренировками на Howcast, или YouTube, или купите DVD/CD-диск. Потренируйтесь с нунчаками и отработайте удары ногами и руками в стиле Брюса Ли.

    Предупреждения

    • Не атакуйте других людей! Кунг-фу должно использоваться только для самообороны.
    • Не хвастайтесь. Если ваша главная цель овладения кунг-фу – это покрасоваться перед другими, то лучше вообще не начинайте изучать это боевое искусство.
    • Будьте осторожны, приступая к тренировкам. Вы должны знать о рисках и опасностях, прежде чем приступить к тренировке.

На сегодняшний день тяжело найти человека, хотя бы раз не слышавшего о том, что такое ушу или кунг фу . Большинство людей, услышавших это слово, тут же вспоминают знаменитые боевики с шустрыми и непобедимыми китайскими актерами. Но оказывается кунг фу – это не только великое искусство боя.

Если буквально перевести иероглифы, из которых слагается слово «кунг фу», то получим следующее: «кунг» - работа, а «фу» - время. Понимать это можно так — «работа над собой». А это, в первую очередь, говорит нам о том, что Ушу (кунг фу) – это целый образ жизни, имеющий свою философию. Так же это можно понимать, как умение работать над своей личностью, при этом бесконечно совершенствуясь и доводя любое движение, чувства и мысли до мастерства высшей степени.

Кунг фу (на китайском правильно звучит как гунфу) – является синонимом слова «мастерство», при этом может быть абсолютно не связано с боевыми искусствами и даже спортом. Если же вести речь о боевых искусствах, то в Китае любая техника боя направлена непосредственно на оздоровление и укрепление гармонии между телом и духом.

Слово «кунг-фу» в Китае используют для обозначения ушу. Именно «ушу» (при переводе с китайского) означает «военное, ». И словом «ушу», если разобраться, можно назвать любые боевые искусства, существующие в Китае. И кунг фу не является этому исключением.

Вообще, ушу и кунг фу – весьма похожие понятия, так как истинное искусство боя (ушу) должно являться настоящим мастерством (кунг фу), а без тщательной работы над собой будет просто невозможным.

И в кунг фу, без самосовершенствования и долгой работы над собой, стать мастером просто не возможно. Все мудрецы Китая, как ни кто другой знают, что совершенство невозможно достичь, существует лишь путь к нему. А путь этот – вся жизнь.

Такие понятия, как ушу и кунг фу, являются частью древней философии и особых мироощущений, важные элементы которых – это чувство времени, мотивация и самодисциплина.

Кунг фу способствует развитию духа через совершенствование тела, которое, в свою очередь, имеет просто огромнейшие возможности. Все стили кунг фу учат тому, где можно найти и как правильно воспользоваться жизненной энергией человека для значительного увеличения скорости и силы. Но главной задачей кунг фу является не развитие боевых способностей, а именно оздоровление организма в целом. Достигается это непосредственно через позвоночник, который является главной осью тела. Развивая энергетику тела, человек также «ускоряет» свой разум, мысли становятся более гибкими и в этом случае намного легче контролировать свои эмоции. Кунг фу – это не только спарринги и физические упражнения, это так же медитации и стиль жизни. А такой жизненный стиль дает человеку возможность намного быстрее справляться с повседневными задачами и непредвиденными ситуациями.

На сегодняшний день существует большое множество стилей ушу. Издавна существовали следующие виды классификации:

Классификация «Север-Юг». Есть такое мнение, что северным стилям ушу свойственно большое количество ударов ногами, высокие позиции, многочисленные перемещения, в то время как южным стилям, свойственна малоподвижность, низкие позиции и нанесение ударов руками. Хотя на самом деле, что на севере Китая, что на юге, имеются стили, которые ну ни как не подходят под это описание.

Классификация по месту зарождения стилей («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Существует утверждение, что все стили ушу были основаны в таких местах, как монастырь Шаолинь, даосские храмы в горах Удан и монастыри в горах Эмэй. Однако в это утверждение никоим образом не вписываются те многочисленные стили, происхождение которых не как не связано с перечисленными местами.

Зависимость от длинны рек («Хуанхэ, Чжуцзян, Янцзы»). Данная классификация была основана в 1909 году в Шанхае. Создателем данной классификации являлась ассоциация «Цзинъу», которая впервые решила научно систематизировать изучения ушу. Однако и в данную систематизацию не входят стили, которые распространены в тех местах, где ни одна из этих рек не протекает. А сама классификация стилей в данные группы выглядит довольно искусственной.

Существует так же классификация по дистанции ведения боя. Большая дистанция — «чанцюань», короткая дистанция — «дуаньда». Но и под такую классификацию не подходит множество стилей, где одновременно используются как короткие, так и длинные дистанции.

Кроме этого принято разделять ушу на два направления – спортивное и традиционное. Многие приемы традиционного боевого направления трудно отнести к какой-нибудь одной категории ушу. Так, к примеру, удар ногой в живот противника может быть началом броска противника с дальнейшим падением его на спину и т.д. Более распространенным сегодня считается спортивное ушу, а именно такие направления, как: ушу-таолу и ушу саньда (саньшоу).

Ушу-таолу является таким видом спорта. Участники соревнуются между собой в выполнении комплекса движений, составленных из акробатических элементов и некоторых движений из различных стилей ушу. Именно за сложность движений, их четкость и театральность в исполнениях ушуистов и выставляются оценки. Кроме одиночных исполнений таких комплексов движений, существуют еще и такие соревнования, как постановочные поединки и исполнение комплексов движений в команде.

Саньда является свободным контактным поединком. Участник надевает защитную экипировку, которая включает: шлем с защитой подбородка и висков, капу, боксерские перчатки, нагрудник и защиту от удара в пах. Спортсменов на соревнованиях распределяют в зависимости от их весовых категорий.

Схватка участников проводится минимум два двухминутных раунда. Возможен также и третий раунд. Выигрыш спортсмена засчитывается в случаях, когда он отправляет противника в нокаут или же выигрывает в чистую два раунда, спортсмен выигрывает раунд также, если противник дисквалифицирован с места соревнования, либо же выбывает из-за травмы. Выигрышем спортсмена также считается момент, когда противник получил два нокдауна в раунде, сумма его штрафных баллов превысила 6 или же противник дважды вышел за пределы площадки.

Шаолиньское ушу

Шаолиньское ушу или Шаолинь-Цюань , полное название которого звучит как «Шаолинь-Сы Цюань-Шу» — это искусство ведения рукопашного боя, а также способы использования различного оружия, которые возникли или развились в монастыре Суншань Шаолинь, принадлежащем монахам-буддистам. Монастырь этот расположен в Китае, в провинции Хэнань. Сейчас в ушу Шаолиня можно выделить следующие составляющие:

— методика «Стояние столбом», относящаяся к цигун.

— работы «Канон изменений мышц» и «Канон об омовении костного мозга» — последний был утерян; под названием «Сисуйцзин» обучают самым разным техникам.

— «Семьдесят два искусства Шаолиня».

— парные комплексы Шаолиня.

— комплексы с использованием и без использования оружия.

— приемы циньна.

Особенностями шаолиньского ушу является следующее :

— «Кулак бойца бьет на месте, где может лечь корова» — это значит, что для выполнения техники не нужно много пространства.

— «Движение кулака одной нитью» — т.е. комплексы выполняются по прямой.

— «При нанесении удара рука согнута — и не выпрямляется».

— «У кулака имеется форма, у удара нет формы» — означает, что в ходе тренировки движения бойца должны соответствовать «форме», но в бою они отклоняются от определенной формы.

— «Внешняя свирепость — спокойствие внутри».

— «Методы для инь и методы для янь» — выражение говорит о равном сочетании жесткости и мягкости, опустошенности и наполненности.

— «Встречать жесткое мягким, а мягкое — жестким наступлением».

Методики Шаолинь определяются шестью иероглифами , а именно: соответствие, смелость, скорость, свирепость, наработка и подлинность.

Соответствие — означает, что ци должно перемещаться с тем, что делаешь, защиты и нападения должны согласовываться, не стоит входить в лобовое соприкосновение с приемом.

Смелость — это решительность. Необходимо сразу атаковать при появлении возможности.

Скорость означает, что боец в технике схож с убегающим зайцем, окидываешь его взглядом — будто летящий лебедь.

Свирепость означает наличие в движениях силы.

Наработка говорит о необходимости совершенности мастерства. Согласно поговорке «кулак наносит удары тысячу раз, а корпус продолжает двигаться естественно». В ударах кулаками необходимо, чтобы проникновение достигало сверхъестественности, чтобы была высокая маневренность. Необходимо показывать один прием на одну позицию; в нападении есть защита, в защите есть нападение.

Подлинность — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой, если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

Ещё новости

Магазета представляет обзор 10 самых известных стилей, а точнее, видов традиционного китайского ушу.

Кунг-фу или гун-фу (от кит. 功夫) - термин, в современном значении использующийся за пределами Китая для обозначения китайского и является его синонимом. В буквальном смысле термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д). Оригинальным термином «китайское боевое искусство» является 中国武术 (чжунго ушу).

1. Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь) 少林拳

Шаолиньское ушу хорошо известно у себя на родине в Китае и за границей. Зародилось в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань. Характеризуется мощными ударами, а также наличием многочисленных акробатических приемов, прыжками и кувырками.

  • : беседа с Машей Пипенко об ушу, тайцзицюане и уданских пацанах
  • : тысячи школ кунг-фу здесь!

2. Тайцзицюань 太极拳

Происхождение тайцзицюань - исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии (даты создания варьируются от VII до XIV века). Многими это искусство воспринимается упрощённо - либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя. Современные виды характеризуется медленными, плавными движениями с глубоким и контролируемым дыханием.

3. Вин Чунь (Кулак Вечной Весны) 咏春拳

Вин Чунь одна из самых сильных, целенаправленных и популярных форм ушу. Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Известные последователи: (Е Вэнь) и Брюс Ли.

Основателем стиля был Дун Хайчуань из провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу. Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое.

Один из старейших представителей китайских внутренних боевых искусств. Имеет долгую историю использования китайскими военными. Характеризуется прямыми движениями и взрывными ударами, при этом без использования грубой силы.

Стиль южно-китайского кунг-фу, выработанный мастером Чэнь Хэном в 1836 году. Для этого стиля характерны размашистость и амплитудность мощных ударов кулаком и предплечьями. Брюс Ли положительно отзывался об этом стиле, говоря, что это единственный стиль китайского кунг-фу, который мог противостоять в боях против тайского бокса.

Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит ещё дальше. Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман (хуэйцев). Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе.

Один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. По легенде стиль основал Ван Лан, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Скорость и беспрерывность движений — визитная карточка стиля.

Современный вид ушу, созданный в 60-х годах двадцатого века. Смесь техник из различных южных стилей. Ведется на ближней и средней дистанции. Огромное разнообразие техник работы руками и обилие коротких ударов руками, при низких и устойчивых позах.

10. Чанцюань (длинный кулак) 长拳

Семейство стилей ушу с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара (иногда используется как синоним всех северных стилей). Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции.

По материалам China Whisper , Википедии и других открытых источников.

Материалы по теме

Постараемся дать краткое описание того, что представляет собой кунфу монастыря Шаолинь в современном виде, т.е. таким, каким оно практикуется в храме в наши дни.

С чего начинается обучение кунфу? – Конечно, прежде всего, с нахождения учителя. Если вы пришли обучаться в монастырь, то какой либо из монахов должен взять на себя ответственность за ваше посвящение, поскольку в Шаолине считается, что буддийское прибежище (куй и саньпао) — это необходимое условие для начала тренировки. Это первая и основная из буддийских практик, а согласно канонам Шаолиня занятия кунфу не отделимы от практики дхармы (буддийское понятие о духовном совершенствовании).

«Принятие прибежища» не просто некий ритуал — это как бы «пропуск» в истинные врата Шаолиня, приобщение к настоящей традиции. Прежде чем дать вам знания и энергию, учитель должен убедиться в вашем устойчивом намерении морального и духовного продвижения. Без получения такого благословления считается, что практика кунфу будет долгой и безуспешной, к тому же невозможно будет освоить более сложные разделы. Напоминаем о том, что кунфу в Шаолине есть следствие буддийской практики, а не наоборот. Но, этот обряд коренным образом отличается от аналогичных в других религиозных традициях. Выполнение его не отрицает приверженность к другим традициям, но требует полной осознанности и искренности в своем продвижении на пути очищения сознания. Прибежище также называют «Три драгоценности», т.е. необходимо осознать свое непротиворечие трем основным установкам буддийского учения: Будде — как всеобщему идеалу добра и справедливости, великому Учителю этого мира, источнику света и вдохновения; Дхарме — как уникальной практике духовного преображения и избавления от страданий; и Сангхе — как единому сообществу всех живых существ, идущих по пути мира и сострадания.

Конечно, кунфу занимаются не только буддисты и ритуал прибежища в настоящее время зачастую очень формален, но все преподаватели боевых искусств в Шаолиньской долине, да и многие ученики, считают своим долгом найти учителя-монаха в самом монастыре. Согласно древней пословице «Чхань цюань и тхи», т.е. «Чань (медитация) и кулак (практика кунфу) — одно тело».

Но не все монахи в Шаолине занимаются кунфу. Они делятся как бы на две части: одни из них называются Вэньсэны («культурные» монахи) занимающиеся только буддийскими практиками, а вторая Вусэны («боевые» монахи), т.е. те, кто собственно и занимается кунфу (помимо буддийских практик).

Занятия начинаются с изучения основных стоек, движений и подготовки тела. Все это называется «Цзи пэнь гун» — базовая работа. Она состоит из отработки позиций ног (бусин), самая важная из которых стойка «мабу» (позиция лошади или всадника).

В Северном Шаолине традиционно считается, что ноги являются основой работы кулака, поэтому в практике кунфу 70% тренировки посвящено ногам и только 30% рукам. Для начальной подготовки ученику необходимо освоить то, что называется «чжуан гун» (стояние в “столбе”). В записях о шаолиньском боевом искусстве говорится: “Стойка все равно, что лошадь для всадника, стойки не установлены — руки не помогут, ноги не согласованы с телом — трудно владеть собой в бою, нельзя приблизиться к противнику, стойки беспорядочны — руки беспорядочны”. «Мабу чжуан» — это стояние в стойке мабу. Существует много способов и секретов этого упражнения, позволяющих практиковать стойку весьма долго (до нескольких часов). Достигается это конечно, не столько благодаря физической тренировке, сколько способностью мобилизации внутренней энергии и умению направлять ее внутри тела (цигун). Надо сказать, что классическое исполнение стойки мабу трудно, так как имеет много требований, например:

— ступни параллельны друг другу, располагаются на расстоянии 2,5 длины;

— бедра параллельны земле;

— колено проецируется на большой палец ноги;

— позвоночник прямой(в пояснице и грудной области не прогибается) вертикальный,

— макушка(bai hui) напротив точки “hui yin”(располагается в промежности);

— копчик проецируется на линию пяток;

— стойка должна быть твердой и прочной, тело как будто по колено вкопано в землю;

— дыхание нужно сосредоточить в киноварном поле (dan tian — низ живота).

Стойка «гунбу/gong bu» — позиция лука. Передняя согнута под 90°, задняя выпрямлена, ступни направлены вперед. Стойка употребляется преимущественно для атакующих движений и также имеет много требований для выполнения.

«Тинцзыбу/ding zi bu» – стойка, напоминающая иероглиф «ding» (т). Одна нога носком упирается в землю, другая всей ступней прижата к земле, колени сжаты, спина прямая (вертикально), верхнее бедро параллельно земле.

Стойка «сюйбу/xu bu» — пустой шаг. Одна нога согнута, на ней 90% веса, другая выставлена на пол шага вперед, носком упирается в землю, голень вертикальна, взъем стопы вертикален, бёдра сжаты.

Стойка «пубу/pu bu» — стелющийся шаг. Употребляется для атак по нижнему уровню, подсечек. А также прекрасное упражнение для суставов ног. Одна нога полностью согнута в колене, голень прижата к бедру, колено развернуто наружу, вторая нога выпрямлена, обе ступни параллельны и прижаты к земле, корпус развернут к вытянутой ноге.

«Бинбу/bing bu» — соединенная стойка — ноги вместе.

«Лунсинбу/long xing bu» — шаг дракона(передне-скрестный).

Статичная работа над стойками, должна укрепить не только физическую структуру тела, но и обеспечить энергетическую поддержку (юн ци) суставам, связкам и мышцам ног. Благодаря «столбовой» работе «чжуан гун» тело и сознание обретают устойчивость и силу, необходимые для дальнейших тренировок. Поэтому говорят «Чжан чжуан — шаолинь вугун чжи и» (“Столбовая” работа — основа практики Шаолинь). Стойки, сами по себе, не несут конкретной боевой нагрузки, но незаменимы для подготовки силы и выносливости. Они как фундамент и несущая конструкция дома, являются изначальным условием и необходимым основанием для создания последующей прочной технической структуры.

Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Шаги несколько отличаются от стоек.

Основные типы шагов (бу фа/bu fa):

1) шан бу/shang bu — шаг вперед.

2) хоу бу/hou bu (тхуй бу/tui bu) — отступление назад.

3) цзиень бу/jian bu — «шаг — стрела», ударный быстрый шаг вперед в стойку гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью, как шанбу так и цзиеньбу, является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (Здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).

4) тхяо бу/tiao bu — прыжковый шаг.

5) тхиень бу/tian bu, яо бу/yao bu — шаги прыжковые, но с разной постановкой ног.

6) фэй бу/fei bu — летящий (взлетающий) шаг стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.

7) тхоу бу/tou bu — «шаг вора», «шаг украдкой» — шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание стоек, шагов и способов передвижений, т.к. вариантов их сотни и зависят от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина стоек характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю, например стоек «тинбу» насчитывается больше 5-ти и т.д. Стойка же «мабу» для начинающих называется «сыпхин/si ping/ мабу» — ровное, и существенно отличается от стойки продвинутого «юань/yuan/ мабу» — округлое.

дань туй (dan tui) — прямой пинающий удар ногой вперед;

дэн туй (deng tui) — толкающий (топчущий) удар;

чжэн ти туй (zheng ti tui) — прямой удар-мах вперед;

ли хэ туй (li he tui) — удар снаружи вовнутрь;

вай бай туй (wai bai tui) — удар стопой изнутри наружу;

тао гоу (dao gou) — «перевернутый крюк» — круговой удар назад;

цэ чхуай (ce chuai) — лягающий боковой удар;

ляо туй (liao tui) –“поднимающая нога”;

сао туй (sao tui) — «сметающая нога», различают: циень сао (qian sao) — передняя подсечка, хоу сао (hou sao) — задняя подсечка и ли сао (li sao) — подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках:

арцицзяо (er qi jiao) — удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает дань туй;

сюань фэн цзяо (xuan feng jiao) — «стопа-вихрь» — закрывающий удар с поворотом на 360 градусов;

тэн кхун пай лиень (teng kong bai lian) — «лотос раскрывается в воздухе» — раскрывающий удар в прыжке с разворотом на 360 гр.; пхань лун кхун (pan long kong) — «дракон сворачивается в воздухе» — боковой удар в прыжке; хоу тэн кхун (hou deng kong) — задний удар в прыжке с разворотом на 360 гр.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чхань (chan) — удар заступом, цхай цзяо (cai jiao) — удар вперед, хоу тэн (hou deng) — толчок назад, фэй цзяо (fei jiao)-прыжок с ударом вперед, шуан фэй (shuan fei) — прыжок с ударом обеими ногами,цха (ca) — трущее движение, па цзяо (ba jiao) — подсекающее движение ногой, гуа (gua) — висячий удар ногой, чжан тхи (zhang ti) — удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в «приемах», «формах» из которых состоят «таолу» (осн. техники, комплексы) — то, что характеризует понятие «стиля», в них (таолу) и содержится основа техники,так сказать, её квинтесенция — «цюань фа».

В основу базовой работы также входит изучение основных движений рук, ног, координация “6 соединений/liu he” (ступни -ладони, колени-локти, плечи — бедра), а также работа тела, головы и глаз.

В технике рук различают «шоу син/shou xing» — формы рук и «шоу юн/shou yong» — использование рук. Основные формы употребляющиеся для защиты и нанесения ударов это — кулак (используются: «лицо кулака/mian quan» — передняя часть, «спина кулака/bei quan» — тыльная сторона, основание кулака, «глаз кулака/yan quan» — верхняя часть, выставленные костяшки пальцев), ладонь (чжан/zhang), крюк (гоу/gou) — пять пальцев собранные вместе, запястье согнуто под острым углом, «ба цзы чжан/ba zi zhang» (ладонь черепицы) — свернутая форма ладони, лапа тигра «ху чжао/hu zhao», «пальцы наподобии цветка» — пальцы раскрыты, а ладонь свернута.

Использование рук (способы):

кулак (цюань фа/quan fa): чхун цюань/chong quan — прямой удар (существует около 10 разновидностей):

ян цюань/yang quan — удар кулаком вверх, рука согнута в локте 90 градусов;

инь цюань/yin quan — удар вниз;

цза цюань/za quan — разбивающий удар сверху вниз (существует несколько видов);

фэй цюань/fei quan — летящий кулак, боковой удар;

хэ цюань/he quan — соединяющий кулак,охватывающий удар обеими кулаками вперед горизонтально;

фань пэй/fan bei — удар обратной стороной кулака;

тань пиень/dan bian – удар-плеть, основанием обеих кулаков в стороны;

пхи цюань/pi quan — рубящий удар сверху-вниз;

а также цзя/jia — подставка, кэ/ke — преграждающий, цзай/zai — всаживающий, цзуань/zuan — буравящий, кунь/gun — круговой, ляо/liao — поднимающий, по/bo — блокируюшие движения и т.д.

ладонь (чжан): пхи чжан (pi zhang) — вертикальный рубящий удар; тхуй чжан (tui zhang) — толчок ладонью вперед; цян шоу (qiang shou) – “рука-копье”, протыкающий удар пальцами вперед; цие чжан (qie zhang) — режущий удар с поворотом кисти вокруг своей оси; фан пэй чжан (fang bei zhang) — удар обратной стороной кисти; ань чжан (an zhang)- давящая ладонь; цзя (jia) — блок-подставка вверх; ляо чжан (liao zhang)- блокирующее или атакующее движение по круговой траектории.

локти (чжоу): тин чжоу (ding zhou) — удар «макушкой» локтя; пхань чжоу (pan zhou) — круговой удар вперед внешней стороной основания предплечья; хоу тин чжоу (hou ding zhou) — удар назад; шан чжоу (shang zhou)- удар вверх. Надо отметить, что полное количество ударов и приемов с использованием локтя свыше 100.

Существуют также удары тигриной лапой, когтем дракона, удары и захваты запястьем «гоу», удары пальцами, но трудно дать их общее описание, т.к. использование зависит здесь от стилевых особенностей.

ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА КУНГ-ФУ

Настоящее кунг-фу — это не просто боевое искусство...

Подвергались ли вы когда-нибудь физическому насилию, существовала ли при этом угроза вашей жизни? Вас когда-нибудь хотели избить или ограбить на улице? Скорее всего нет, так как мы живем в более или менее цивилизованном обществе. Однако всегда остается вероятность, неважно, насколько реальная, что подобное рано или поздно случится. Так вот, если вы даже просто желаете заранее подготовиться к подобным неприятным происшествиям, то вам имеет смысл заняться изучением кунг-фу.

А ведь для постижения этой великой науки существует и ряд других, гораздо более значительных, причин, которые мы непременно обсудим в настоящей главе. Но для этого в первую очередь необходимо понять, что же представляет собой кунг-фу вообще.

Это весьма удивительно, однако очень многие люди, годами занимающиеся кунг-фу, совершенно не представляют себе его истинного значения, вернее, всех его невероятных глубин! Некоторые принимают простое заучивание приемов кунг-фу за полное изучение этого искусств», другие прямо утверждают, что занимаются кунг-фу только ради физической подготовки, словно какой-нибудь простой гимнастикой. Незачем и говорить, что они даром теряют время, какова бы ни была степень их преданности таким «занятиям».

Так что же все-таки представляет собой кунг-фу? Говоря кратко, это классическое китайское боевое искусство, которое может изучаться и практиковаться людьми всех рас, культур и вероисповеданий. Но, хотя такое объяснение и не является неверным, оно все же совершенно неспособно показать и объяснить все безграничные сферы применения кунг-фу, все бесчисленные преимущества, которые можно извлечь из занятий этим искусством. Поэтому для более полного понимания природы кунг-фу следует детально остановиться на четырех его составляющих:

Внешняя форма
. Сила и мастерство
. Практическое применение (бой)
. Философия кунг-фу

ВНЕШНЯЯ ФОРМА

Это одна из составляющих кунг-фу, видимая невооруженным глазом. Большинство новичков ошибочно принимают ее за все кунг-фу целиком. Многие мастера кунг-фу часто поэтически называют внешнюю форму кунг-фу его «телом».

Двумя наиболее типичными проявлениями формы кунг-фу являются приемы и их комбинации. Приемом называется определенное положение и/или движение рук, ног, головы и туловища человека. Иногда приемом может называться короткая серия определенных движений. Например, человек может широко
раскинуть обе руки, поджать под себя правую ногу и резко выбросить ее вперед, внешним ребром стопы наружу. Вот такое действие называется приемом, известным в кунг-фу как «Белый журавль расправляет крылья».

Комбинации складываются из нескольких последовательно собранных приемов. Некоторые комбинации могут быть очень короткими и состоять из примерно 36 приемов. Комбинации, насчитывающие около 72 приемов, называются средними. Самые большие комбинации, как правило, насчитывают примерно 108 приемов. Все эти числа, конечно, весьма приблизительны и приведены здесь лишь в качестве примера. В родственном кунг-фу искусстве тай-цзы, или тайцзычуань, обычная простая комбинация, отработанная применительно к современным условиям, состоит из 24 приемов, в то время как в более ортодоксальных стилях тай-цзы — Чен и Иен — та же самая комбинация насчитывает соответственно 83 и 108 приемов.

Все приемы отбираются и складываются в устойчивые комбинации по следующим причинам:
Для удобства запоминания.
Это основная причина, из-за которой приемы кунг-фу изучаются в цепочках комбинаций гораздо чаще, чем поодиночке, как это принято, например, в дзюдо.
Ради боевого применения .
Каждый конкретный прием используется в зависимости от той или иной конкретной боевой ситуации. Очевидно, что чисто технически большинство приемов гораздо удобнее выполнять именно в определенной четкой последовательности, в которую они сами собой сложились за многие века истории кунг-фу.
Для силовой тренировки.
Неискушенные ученики нередко удивляются тому, что во многие комбинации кунг-фу включаются целые серии приемов, не имеющих, как кажется на первый взгляд, реального боевого применения. Это делается именно для наращивания большей мускульной силы человека, повышающей эффективность всей комбинации.
В редких стилях кунг-фу, имеющих узкоспециализированную направленность.
Старые опытные мастера кунг-фу часто продолжают совершенствовать свое умение в различных, очень узких, почти личных стилях, выработанных ими и их предшественниками внутри общего направления кунг-фу монастыря Шаолинь, таких как, например, «Стальная ладонь», «Не отбрасывающие тени удары ногами» или «Захваты и сжимания». Поэтому в некоторых комбинациях приемы подобраны специально для максимально эффективного использования возможностей конкретного стиля. Хорошим примером здесь может служить комбинация под названием «Пять обезьян».

Вышеперечисленные принципы, по которым приемы складываются в комбинации, в реальном кунг-фу могут комбинироваться друг с другом в любых возможных вариациях. Например, знаменитая комбинация «Приручение тигра», которая по своему прямому назначению является боевой, на начальном этапе включает в себя серию приемов, направленных исключительно на повышение физической силы и мощи.

СИЛА И МАСТЕРСТВО

Если вы начнете изучать лишь внешние формы кунг-фу, не развивая при этом физической силы, то ваши тренировки будут абсолютно бесполезны, сколько бы вы не старались чего-нибудь добиться. Однако почему-то люди редко об этом задумываются, и именно поэтому из тысяч учеников, увлекающихся кунг-фу, лишь единицы достигают действительно мастерских степеней. Учтите это в своих тренировках, если, конечно, намерены добиться хоть какого-то совершенства.

Вообще, когда мы говорим о физической силе в кунг-фу, необходимо учитывать, что в данном случае «сила» — это лишь довольно приблизительный перевод китайского термина «кунг», включающего в себя очень много сложных понятий. Так вот, сила может быть «основной» и «специальной». В повседневной жизни мы обыкновенно встречаемся с «основной» силой, то есть той, что принадлежит всему организму человека и перетекает из одних частей тела в другие. Ярким примером концентрации такой силы служит, например, «поза всадника», предусматривающая твердое, устойчивое положение рук, ног и всего туловища бойца, вне зависимости от того, какой прием он собирается провести.

«Специальной» называется та сила, что возникает и концентрируется в какой-либо отдельной части тела человека для определенного действия. В качестве примера здесь можно привести «Стальную ладонь»: сила возникает и концентрируется в ладони и многократно увеличивает силу удара именно ладонью. Такую силу нельзя переместить в голову или ноги.

Я думаю, стоит до конца прояснить разницу между силой и техникой кунг-фу, или «кунг» и «фу» — по-китайски. Техникой в боевых искусствах Китая называются методы ведения защиты и атаки, всегда имеющие внешнюю видимую форму, доступную невооруженному глазу. Если вы заведете ногу за ногу своего противника и толкнете его в грудь так, чтобы он упал навзничь, то это будет классический пример применения техники — «фу». Однако ваши успехи в попытках свалить своего оппонента гораздо больше зависят от вашей боевой силы или мастерства — «кунг». Отсутствие или наличие силы способно свести на «нет» или, наоборот, многократно повысить эффективность вашей техники. Сила не имеет внешней формы, она невидима и образуется из точности, мощи и скорости.

Сила и техника взаимодополняют друг друга: нам необходима техника, чтобы эффективно применять силу, и сила, чтобы придавать технике необходимую мощь. Тем не менее на высших ступенях кунг-фу сила гораздо чаще, чем техника является решающим фактором, определяющим победу. Настоящий мастер оценивается именно по умению концентрировать силу, а не по применению техники.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ (БОЙ)

Третьей составляющей кунг-фу является его применение в бою, то есть практическая демонстрация этого искусства. Все, кто изучает кунг-фу, должны быть всегда готовы применить его в повседневной жизни. Я в своей жизни встречал многих учеников, в течение долгих лет занимавшихся так называемым «кунг-фу», которые при этом абсолютно не умели драться по-настоящему. То, чем они занимались, старые мастера кунг-фу метко называют «цветочными кулаками» и «вышиванием ногами»...
Кунг-фу, включая и тайцзычуань, превратится в абсолютно бессмысленное действо, если отнять у него его боевой аспект. Я, конечно, не хочу сказать, что ученик, изучающий кунг-фу, должен непрерывно ввязываться в различные потасовки, чтобы совершенствовать свое искусство. Речь здесь скорее идет об умении правильно применять это искусство в повседневной жизни и способности сохранять оптимизм, спокойствие и ясность мысли даже в самых экстремальных и непредвиденных ситуациях.

ФИЛОСОФИЯ КУНГ-ФУ

На протяжении многих веков лучшие мастера кунг-фу накапливали огромный и бесценный груз философских познаний, в понимании и правильном использовании которых и заключается четвертая составляющая всего искусства кунг-фу.

Тот, кто не интересуется этой философией, сам себя лишает возможности приобщиться к гениальной, слитой воедино из знаний и опыта тысяч людей, бессмертной мудрости прошедших столетий. С другой стороны, кабинетное изучение одной лишь философии кунгфу никогда не превратит вас в опытного мастера. Кунг-фу — это практическое, земное искусство; философия его, возможно, поможет вам по-новому взглянуть на окружающий мир, однако, чтобы достичь истинного совершенства и выработать собственный стиль, вам понадобятся годы упорных физических тренировок.

Изучая философию кунг-фу, вы достигнете, как минимум, следующего:

Обретете необходимую теоретическую базу, без которой невозможно твердое понимание того дела, которым вы занимаетесь.
. Выиграете время для практических тренировок, используя проверенные годами методики старых мастеров, которые помогут вам избежать многих ошибок.
. Приобщитесь к богатейшему культурному наследию наших предков.
. Откроете для себя такую фантастическую бездну жизненной мудрости, о которой вы до этого даже не имели представления. Философия кунгфу, разумеется, если вы будете к этому готовы, придаст вашему существованию максимально возможную духовную полноту и смысл.

Величайшие стили кунг-фу, такие как Шаолинь и Тайцзычуань, это не просто боевые искусства. В отличие от многих других единоборств, которые своей главной целью ставят исключительно направленность на победу, достигаемую нередко за счет использования очень жестких и даже жестоких методов (английский бокс или классические боевые искусства японских самурайских кланов), кунг-фу и тайцзычуань создавались на принципах, исповедуемых буддийскими монахами, главным из которых всегда считалось сострадание, а также с использованием воззрений даоских жрецов, смыслом религии которых является обязательное сохранение любой жизни, во всех ее формах.

Патриархи кунг-фу и тайцзычуань главной целью любых философских занятий полагали духовное развитие, вне зависимости от религиозной принадлежности человека или даже отсутствия в нем веры. И потому прикосновение к священным источникам древнего знания, даже если вы не ставите перед собой духовных целей, наверняка очистит вашу душу и научит вас правильному пониманию окружающего мира.

ПОЛЬЗА ОТ ЗАНЯТИЙ КУНГ-ФУ

Почему одни люди, годами занимаясь кунг-фу, не добиваются при этом абсолютно никаких значительных результатов, в то время как другие достигают ошеломительных успехов в очень короткие сроки? Секрет заключается в том, что занятия первых не имеют никакой четкой цели и потому тренировки их бессмысленны. Вторые же, те, кто добивается успеха, как правило, с самого начала твердо знают, что именно они намерены получить в конце каждого конкретного этапа своих занятий.

Польза от занятий кунг-фу проявляется в следующем:
. в повышении и совершенствовании самозащиты;
. в общем укреплении здоровья;
. в выработке и закалке характера.

На более высоких ступенях кунг-фу и тайцзычуань возможны еще и следующие достижения:
. расширение кругозора и качественный рост сознания;
. духовное развитие и Просветление.

Занимаясь кунг-фу и тайцзычуань, не следует также забывать и о необходимости ставить перед Собой собственные, личные цели, которые необходимо выработать самому, и стремиться к ним в процессе тренировок.
Естественно, основным предназначением кунг-фу всегда была самозащита. Лишить кунг-фу его ратного духа значило бы вырвать самое его сердце, превратив великолепное боевое искусство в заурядную физкультуру.
Многие студенты и даже некоторые преподаватели иногда утверждают, что занимаются кунг-фу исключительно ради укрепления здоровья, а не для того, чтобы драться. Такой подход возможен, но только когда на то имеются разумные конкретные обоснования, например желание избавиться от какого-либо недуга. Тем не менее приверженцы подобного «мирного» взгляда не должны забывать, что их кунг-фу все равно остается боевым искусством.

Само собой разумеется, что сосредоточение внимания на боевом предназначении кунг-фу не должно все же вводить нас в искушение все время стараться применить наши знания на практике. Наоборот, старые мастера кунг-фу всегда учили и учат своих учеников смирению и хладнокровию, советуя им любыми средствами избегать поединка. Однако реальное умение защитить себя и своих близких в Случае опасности ни для кого и никогда не будет лишним.

Что касается укрепления здоровья и закаливания организма, то речь здесь, естественно, не идет о стопроцентном иммунитете к любым известным на всем шаре хворям и болезням. Просто, занимаясь кунг-фу, вы вскоре начнете сладко спать, есть с аппетитом, трудиться с наслаждением и четко и ясно работать головой. А под физической закалкой не подразумевается, само собой, обретения сказочных способностей героев детских комиксов. Но вы научитесь много и хорошо бегать и прыгать, легко переносить жару, холод и всевозможные физические лишения и неудобства, а также освоите способность быстро концентрировать умственные усилия в определенном отрезке времени, не испытывая затем умственного и эмоционального истощения.

Подобных успехов можно достичь, лишь никогда не забывая о том, что вы занимаетесь именно боевым искусством. Если же не обращать внимания, по ошибке или преднамеренно, на боевые аспекты кунг-фу и заниматься им, словно обычным видом спорта, то здоровья вы, конечно, не потеряете, но и никогда не подниметесь на тот уровень физического совершенства, который и отличает опытного мастера от новичка-студента.

Человек, по-настоящему владеющий кунг-фу, способен выдержать многочасовой бой, одолеть соперника наголову выше его ростом и сохранить силы, выдержку и самообладание даже в минуту смертельной опасности. Разве не стоит к этому стремиться?

Кунг-фу гораздо лучше, чем любой вид спорта, способствует сохранению и накоплению жизненных сил и энергии. В плавании, боксе или теннисе с каждым прожитым годом ваши физические возможности только уменьшаются. В кунг-фу же способности, наоборот, увеличиваются с возрастом, так как помимо практических упражнений оно включает в себя ки-кунг и медитацию дзен, развивающие внутренние возможности организма и повышающие и накапливающие жизненную и умственную энергию.

Тренировка воли и характера человека при занятиях кунг-фу проходит как бы на двух уровнях. Первый уровень внешний, поверхностный, он предполагает естественное закрепление в сознании таких жизненных ценностей, как уважение к старшим, стремление к справедливости, храбрость, терпимость, а также почтительное благоговение перед ценностью самой жизни.

На втором уровне, гораздо более глубоком и значительном, происходит постепенное изменение всего подсознания человека, создание принципиально поной личности. Тренировки и занятия кунг-фу сами по себе являются долгим мощным процессом выковывания человеческого характера.

Такие важные душевные качества, как целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, исполнительность и уравновешенность, можно развивать в себе бесконечно. Например, отработка «стойки всадника» требует целеустремленности и собранности, заучивание отдельных сложных приемов невозможно без настойчивости, непрерывные регулярные занятия в любую погоду, жару, дождь и холод вырабатывают дисциплинированность. Обычная для кунг-фу верность традициям, почитание учителей и уважение к товарищам непременно помогут всем достойным ученикам обрести преданность любимому делу, послушание и исполнительность. Во время учебных боев, как и в реальных схватках, основой правильной оценки действий противника и соответственно дальнейшей победы всегда останется внутренняя уравновешенность. Нет никакого сомнения в том, что столь ценные черты характера способны неоднократно помочь нам не только в экстремальной ситуации, но и в обычной повседневной жизни.

РОСТ СОЗНАНИЯ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

Я не могу не обратить еще раз вашего внимания на то, что кунг-фу это не просто боевое искусство. Одна его ветвь, ныне превратившаяся в самостоятельное направление, тайцзычуань, некогда появилась на свет в самом Храме Фиолетовой вершины на горе Вуданг. Это одна из наиболее почитаемых в мире обителей даоских монахов и жрецов, посвятивших всю свою жизнь поискам секретов долголетия и бессмертия. На своем наивысшем уровне изучение тайцзычуань вплотную подводит нас к постижению секретов самого Космоса. Вершиной учения тай-цзы является дзин-цуо, или Безмолвное Сидение, что означает абсолютную медитацию. Хотя дзин-цуо многократно усиливает как боевой, так и спортивный аспекты тайцзычуань, его перво-очередной целью все же остается духовное совершенствование. Ведь высшим смыслом и целью даосизма всегда было стремление слиться воедино с Космосом.

С другой стороны, непосредственно кунг-фу родилось в знаменитом монастыре Шаолинь. Щаолиньские монахи не были простыми монахами. Среди них встречались в прошлом знаменитые полководцы, великие министры и чиновники, талантливейшие поэты и философы. Нередко даже принцы крови покидали свои роскошные дворцы и оставляли несметные богатства, чтобы провести остаток дней в монастыре Шаолинь. И потому не вызывает никакого сомнения тот факт, что Шаолинь всегда был центром притяжения и смешения всевозможных культов, познаний и учений, возникавших в Китае и сопредельных ему государствах за всю историю их культуры и цивилизации.

Будучи первым буддийским монастырем в Китае, Шаолинь естественным образом унаследовал пальму первенства в сохранении и приумножении богатств бесценного учения Будды. Если вы полагаете, что буддизм — это всего лишь религиозный культ, то вы глубоко заблуждаетесь. Будда и его последователи задолго до появления на свет современных естественных наук открыли и объяснили строение атома и возникновение энергии (дхарма и крия), соотношение времени и пространства (патьясамутпада), многоступенчатость уровней сознания (виджнана), бесконечность бытия (трилока), иллюзорность видимости окружающего мира (майа) и бесчисленность существующих в виде мельчайших космических пылинок миров и галактик (кальпас). Интересен тот факт, что монахи Шаолиня не просто вычитали все это в древних буддийских рукописях, но и сами в своих медитациях переживали подобные, фантастические на первый взгляд, переходы на различные уровни окружающей нас реальности. Говоря по-иному, вся эта вызывающая благоговение и восхищение мудрость постигалась ими не только путем умственных размышлений, сколько экспериментально, на основе личного практического опыта. В конце концов, дзен-буддизм, являющийся наивысшей ступенью всех без исключения искусств Шаолиня, всегда представлял собой в первую очередь практическую тренировку сознания.

Кунг-фу монастыря Шаолинь на своих высших стадиях неизбежно подводит нас именно к дзен. Многие люди находятся в неведении относительно того, что учение дзен, или чань, как его на самом леле называют в Китае, родилось на свет именно и Шаолине и, получив дальнейшее развитие во времена династий Тан и Сун, только затем попало в Японию и прочие страны. Главной целью дзен в кунг-фу, точно так же, как и дзин-цуо, или Безмолвное Сидение, в тайцзычуань, считается духовное озарение и Просветление. Это высшая награда и высшее достижение, на которое только может быть способен человек в своей жизни.

Несмотря на то, что далеко не все люди, занимающиеся кунг-фу, всерьез интересуются духовным развитием или уже готовы к нему, хотя бы одно только понимание всех безграничных возможностей этого аспекта кунг-фу наверняка придаст вашим тренировкам качественно новое значение. Вы осознаете, пусть для начала лишь в теории, что кунг-фу в состоянии дать вам нечто гораздо большее, чем умение эффективно обороняться и укреплять свое физическое здоровье. Впрочем, прежде чем углубляться в тайны духа и сознания, я считаю необходимым как следует познакомить вас с чисто прикладными аспектами кунг-фу, с его внешне видимыми формами. А для этого вам прежде всего необходимо получить твердое и ясное представление об истории происхождения этого искусства, о его различных стилях, чтобы в будущем, встретив, например, такие специальные термины, как чуань-фа или кунг-фу стиля «богомола», вы уже твердо знали бы, что все это означает.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!