Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Оценка общей выносливости определяется в стандартном тесте. Оценка силовой выносливости

Наталья Говорова


Время на чтение: 4 минуты

А А

Термин «спортивная подготовка» предполагает грамотное использование всех знаний, условий и методов для направленного воздействия на развитие спортсмена. Тестами называют неспецифические упражнения с численным результатом, полученным в ходе измерений. Они нужны для понимания своего текущего состояния здоровья и определения готовности к физическим нагрузкам. Итак, определяем уровень спортивной подготовки.

Тест на выносливость (приседания)

Стопы поставить шире плеч и, выровняв спину, сделать вдох и присесть. Вверх поднимаемся на выдохе. Без остановок и отдыха делаем столько приседаний, насколько хватает сил. Далее записываем результат и сверяем с таблицей:

  • Менее 17 раз – самый низкий уровень.
  • 28-35 раз – средний уровень.
  • Более 41 раза – высокий уровень.

Тест на выносливость/силу мышц плечевого пояса

Мужчины отжимаются с носков, прекрасные дамы – с колен. Важный момент – пресс нужно держать в напряжении, в лопатках и пояснице не проваливаться, корпус держать в ровном положении (бедра с корпусом должны быть на одной линии). При отжимании опускаемся таким образом, чтобы голова находилась в 5 см от пола. Считаем результаты:

  • Менее 5 отжиманий – слабый уровень.
  • 14-23 отжимания – средний уровень.
  • Более 23 отжиманий – высокий уровень.

Индекс Руфье

Определяем реакцию сердечнососудистой системы. Измеряем свой пульс за 15 секунд (1Р). Далее приседаем 30 раз в течение 45 секунд (средний темп). Закончив упражнения, сразу приступаем к измерению пульса – сначала за 15 секунд (2Р) и, спустя 45 секунд, еще раз – за 15 секунд (3Р).

Сам индекс Руфье определяется следующей формулой:

ИР = (4*(1Р+2Р+3Р)-200)-200/10.

Считаем результат:

  • Индекс менее 0 – отлично.
  • 0-3 – выше среднего.
  • 3-6 – удовлетворительно.
  • 6-10 – ниже среднего.
  • Выше 10 – неудовлетворительно.

Говоря кратко, отличным считается результат, при котором сумма сердечных ударов – менее 50 за все три 15-секундных промежутка.

Реакция вегетативной нервной системы на физическую нагрузку – ортостатическая проба

Тест проводят следующим образом:

Утром (до зарядки) или же через 15 минут (до еды), проведенных в спокойном состоянии и горизонтальном положении, измеряем пульс в горизонтальном положении. Пульс считаем в течение 1 минуты. После чего встаем и отдыхаем в вертикальном положении. Снова считаем пульс в течение 1 минуты в вертикальном положении. Разница в полученных величинах говорит о реакции сердца на физическую нагрузку при условии смены положения тела, благодаря чему можно судить о тренированности организма и «рабочем» состоянии регуляторных механизмов.

Результаты:

  • Разница в 0-10 ударов – хороший результат.
  • Разница в 13-18 ударов – показатель здорового нетренированного человека. Оценка — удовлетворительно.
  • Разница в 18-25 ударов – неудовлетворительно. Отсутствие физической тренированности.
  • Выше 25 ударов – признак переутомления или какого-либо заболевания.

Если обычная для вас, средняя разница в ударах – 8-10, значит организм способен быстро восстанавливаться. При возросшей разнице, например, до 20 ударов, стоит задуматься – где вы перегружаете организм.

Оцениваем энергетический потенциал организма — индекс Робинсона

Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечных мышц. По индексу Робинсона можно (конечно, косвенно) говорить о потреблении миокардом кислорода.

Как проводят тест?
Отдыхаем в течение 5 минут и определяем свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (Х1). Далее следует измерить давление: верхнее систолическое значение нужно запомнить (Х2).

Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой:

ИР = Х1*Х2/100.

Оцениваем результаты:

  • ИР равен 69 и ниже — оценка «отлично». Рабочие резервы сердечносудистой системы в отличной форме.
  • ИР равен 70-84 – хорошо. Рабочие резервы сердца в норме.
  • ИР равен 85-94 – средний результат. Свидетельствует о вероятной недостаточности резервных возможностей сердца.
  • ИР равен 95-110 – оценка «плохо». Результат сигнализирует о нарушениях в работе сердца.
  • ИР выше 111 – очень плохо. Нарушена регуляция работы сердца.

Выносливость – способность к продолжительной работе без снижения ее эффективности(противостоять утомлению)

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физ здоровья, служит предпосылкой спец выносливости.

Проявление выносливости зависит от многих факторов:

1.биоэнергетических(функционир.его систем) 2.функциональной и биохимической экономизации(соотношение вып.упр.и затрат на его достижения) 3.функц устойчивости(сохранение активности функциональных систем организма при сдвигах во внутр.среде) 4.личностно- психологических(мотивация(достиж.высоких результатов),настойчивость) 5.наследственности

Физиол основой выносливости явл аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

40. Общая выносливость и методика ее воспитания.

Общая выносливость – это способн.чел.к продолжительной работе умеренной интенсивности с с функционированием большей части мышечного аппарата.

Задачи: 1. Способствовать повышению мах уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэ¬робной производительности.

2. Развивать способность поддерживать длительное время работу в условиях мах потребления кислорода.

3. Совершенствовать быстроту развертывания согласован¬ной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма, т.е. ускорять процессы врабатывания.

Средства: 1. Разнообразные ФУ, пре-имущественно циклического характера при соблюдении сле¬дующих условий их применения: а) в работе должны функционировать крупные мышечные группы;

б) продолжительность работы в) интенсивность выполняемой нагрузки должна быть умеренно большой(плавание, гребля, бег).

2. Разнообразные ациклические упражнения, организованные по принципу «круговой тренировки».

3. Дополнительным средством являются дыхательные упра¬жнения, включающие сознательное изменение частоты дыха¬ния, его глубины, ритма, нормированную задержку и т.д.

4. Факторы внешней среды: периодическое пребывание в условиях среднегорья, использование саун, бань, барокамер и т.д.

Методы воспитания общей выносливости.

Выбор методов в значительной мере определяется уровнем подготовленности занимающихся.

1) С начинающими наиболее подходящим признан равномерный метод как достаточно простой, доступный и щадящий.

2) Более подготовленным занимающимся можно рекомендовать переменный метод в связи с его расширенными разви¬вающими возможностями.

3) Интервальный метод могут использовать люди уже обладающие хорошим уровнем общей выносливости, т.к. он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

4)Равномерный и переменный методы считаются основными при совершенствовании общей выносливости. Их принци¬пиальное сходство (непрерывность работы) позволяет рассма¬тривать их в единстве.

5) Интервальный метод увеличения общей выносливости используется преимущественно в спортивной тренировке. Он представляет собой достаточно эффективный способ ее совершенствования путем выполнения нагрузок в анаэробной режиме.

41. Специальная выносливость и методика ее воспитания .

Спец выносливость – способн.чел.вып.отдельные виды заданной работы вопреки нарастающему утомлению.

Задачи: 1. Улучшение аэробных возможностей путем совершенствования деятельности ССС и ДС как существенных факторов по¬вышения анаэробной производительности.

2. Повышение анаэробных возможностей организма пу¬тем совершенствования лактатного и алактатного механиз¬мов энергообеспечения работы.

3. Расширение физиол и психологич гра-ниц устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам его внутренней среды, вызванных напряженной работой.

Средства: 1. Основными средствами воспитания специфичес¬кой выносливости являются так называемые «целевые упражне¬ния», или «целевая деятельность» (физические упражнения, по отношению к которым по¬вышается специфическая выносливость),соревновательные упр.

2. Специально-подготовительные упражнения.

3. Общеподготовительные упражнения.

Методы воспитания специфической выносливости.

Основным в совершенствовании этого вида выносливости является интервальный метод.

Все многообразие специфической выносливости может быть распределено по при¬знаку механизма энергообеспечения работы на три типа ее проявления.

1. Анаэробно-аэробный режим работы (стайерская вынос¬ливость). Типичное проявление этой выносливости имеет место в беге на длинные дистанции, плавании 800, 1500 м;

2. Анаэробно-гликолитический режим энергообеспечения - бег 400, 800, 1500 м и

аналогичные дистанции в других видах.

3. Анаэробно-алактатный режим (спринтерская выносли¬вость) кратковременные спринтерские дистанции типа бега на 60, 100,200м.

42. Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей .

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой часто мах мощностью в упр, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающее предельной величины. Они проявляются в ДД, в которых требуется значительная сила мышц и быстрота движений. К скоростно -силовым возможностям относят: 1) быструю силу (хар-ся непредельным напряжением мышц проявляемых в упр, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины); 2) взрывную силу (отражает способность человека по ходу выполнения движения достигать максимальных показателей силы за короткое время). Взрывная сила хар-ся 2 компонентами: Стартовая сила (хар-ка способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения) и Ускоряющая сила (способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения).

Существует два направ¬ления воспитания скоростно-силовых способностей: одно связано с их совершенствованием в преодолевающем режи¬ме работы, другое - в уступающем режиме.

В преодолевающей форме проблема воспитания скоростно-силовых способностей заключается в нахождении оптималь¬но соотношения силы и скорости применительно к целевым двиг действиям.

Основные методические требования при совершенствовании скоростно-силовых способностей в преодолевающем режиме сводятся к следующему:

1. Применяемые в занятиях отягощения должны быть непредельными и каждое повторение выполняется с макси¬мально возможной в этих условиях скоростью. При этом ве¬личина отягощений может увеличиваться до такого уровня, чтобы, во-первых, не произошло заметное замедление быст¬роты выполнения по отношению к скорости со¬ревновательного упражнения, во-вторых, чтобы существен-но не нарушалась техника его выполнения.

2. Величина применяемых отягощений в решающей мере зависит от удельного веса силового и скоростного компонен¬тов, типичных для целевой деятельности. В частности, с уве¬личением доли силовых способностей возрастает диапазон повышенных отягощений и наоборот.

3. С целью увеличения скоростно-силовых способностей можно использовать методы отдельного развития только си¬лы или только быстроты. В этом случае лучший эффект дос¬тигается при параллельном развитии этих качеств.

4. При скоростно-силовой тренировке нецелесообразно заниматься в состоянии утомления, т.к. оно вызывает замед¬ление выполняемых движений.

Число повторений в одном подходе не должно быть боль¬шим и в целом оно лимитируется началом замедления дви-жения. Количество подходов также определяется факторов снижения скорости движения. Интервалы отдыха между подходами делаются продолжительными (от 3 до 6-8 мин) чтобы обеспечить восстановление работоспособности. С целью гармонического развития силовых способностей нужно уделять должное внимание воспитанию силы также в уступающем режиме.

В спортивной тренировке, связанной с работой в уступаю¬щем режиме, упражнения получили образное название «ударных». «Ударные» упражнения предназначены для воз¬действия на реактивные свойства двигательного аппарата.

Общая выносливость обычно оценивается по продолжитель­ности выполнения работы заданной интенсивности. С этой целью может определяться суммарная работоспособность при выполнении программ занятий, направленных на развитие общей вынос­ливости, оценивается работоспособность при выполнении про­грамм соответствующих тестов. Так, для оценки общей вынос­ливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возмож­ностей, широко используются тесты, предусматривающие выпол­нение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью в течение 12-20 мин. Оценка производится по максимальному расстоянию, которое преодолевает спортсмен за заданное время.

Специальный инвентарь и оборудование (тредмил, гидроканал, велоэргометр, аппаратура для изучения аэробной производитель­ности) позволяют исследовать общую выносливость более точно и всесторонне. Так, в мировой спортивной практике получил рас­пространение следующий тест для оценки общей выносливости лыжников: высокоинтенсивная ходьба с палками на тредмиле, начальная скорость - 8 км/час (для мужчин) и 7,5 км/час (для женщин), каждые 3 мин угол наклона увеличивается на 2°. Ра­бота осуществляется до отказа. Квалифицированные спортсмены работают до 25-30 мин, угол наклона - 16-18°.

Подобный тест применяют для оценки общей выносливости бегунов-стайеров: бег на тредмиле с начальной скоростью 10 км/час (для мужчин) и 8 км/час (для женщин). Каждые 3 мин скорость увеличивается на 2 км/час. При определении общей выносли­вости у высококвалифицированных спортсменов время работы до­стигает 30 мин, скорость бега может увеличиваться до 20- 22 км/час.

Аналогичным образом общую выносливость можно оценивать у пловцов - при работе в гидроканале со ступенчато возрастаю­щей скоростью встречного водного потока, у велосипедистов - при работе на велоэргометре, у гребцов - при работе на гребном эргометре со ступенчато возрастающей мощностью работы.

Во всех этих тестах наряду с показателями суммарной рабо­тоспособности выявляются интегральные характеристики аэроб­ной производительности: mах Vо 2 порог анаэробного обмена, ми­нутный объем кровообращения, частота и суммарное количество сокращений сердца и др.

Для оценки общей выносливости применительно к работе ана­эробного характера применяются соответствующие неспецифиче­ские тесты. Например, при работе гликолитического характера может быть применен следующий тест: 60-секундная работа с максимальной интенсивностью на велоэргометре с регистраци­ей максимального количества лактата. При работе алактатного характера может быть использовано повторное пробегание вверх по ступенькам лестницы: продолжительность подъема - 4-5 с, паузы отдыха - 2-3 мин. Работа выполняется до снижения ско­рости.

Описанные и подобные им тесты применяются при оценке об­щей выносливости у спортсменов, специализирующихся в раз­личных видах спорта. Важно одно: в работе должны участвовать те же мышечные группы, которые несут основную нагрузку в со­ревновательной деятельности. Поэтому для спортсменов, специа­лизирующихся в футболе, хоккее, гандболе, наиболее целесооб­разно проводить исследования на тредмиле, для ватерполистов - в гидроканале и т. д.

Специальная соревновательная выносливость наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Для оценки ее обычно рассчитывают относительные показатели. Например, в видах спорта циклического характера определяют индекс специальной выносливости (ИСВ), который представляет собой отношение средней скорости при прохождении соревновательной дистанции (м/с) к абсолютной скорости (м/с), зарегистрированной при про­хождении короткого отрезка. Чем ближе величина ИСВ к еди­нице, тем выше уровень специальной выносливости. Расчеты поз­воляют дать сравнительную оценку специальной выносливости группы спортсменов или оценить динамику развития этого каче­ства у одного и того же спортсмена.

Аналогичным образом можно оценить специальную выносли­вость в единоборствах, спортивных играх. Например, в боксе или борьбе может быть определено отношение плотности и эффек­тивности двигательных действий в конце поединка или схватки к регистрируемым в начале. В спортивных играх с этой же. целью оценивается^ игровая активность отдельных спортсменов и коман­ды в целом в различных периодах игры.

Специальная тренировочная выносливость может оцениваться по работоспособности спортсменов при выполнении типовых комп­лексов упражнений в тренировочных занятиях, по работоспособ­ности при выполнении программы всего занятия. Важными по­казателями для оценки специальной тренировочной выносливости спортсменов являются: объем работы, выполняемой, в занятии до наступления явного утомления, т. е. до получения большой на­грузки; суммарный объем работы в микроциклах; эффективность и быстрота протекания восстановительных процессов после вы­полнения комплексов упражнений и программ занятий с боль­шими нагрузками.

Для косвенной оценки специальной выносливости могут ис­пользоваться показатели, отражающие возможности различных функциональных систем или характеризующие различные сторо­ны подготовленности спортсмена и регистрируемые в тех стадиях соревновательной деятельности, в которых отмечаемся достаточно выраженное утомление.

Рациональное построение тренировки требует регулярного контроля за уровнем специальной выносливости. Однако участие в соревнованиях, в которых можно объективно оценить ее, дале­ко не всегда возможно (из-за сложности их организации, напри­мер, в велоспорте; неблагоприятного воздействия относительно невысоких результатов, которые являются естественными для дан­ного этапа подготовки, на психическое состояние спортсмена; недостаточного количества достойных соперников, например, в еди­ноборствах, спортивных играх и т. д.).

Поэтому необходимо применять специальные тесты, заметно отличающиеся по своему характеру от соревновательной деятель­ности, но воссоздающие специфические условия, требующие про­явления выносливости. Для этого используют тесты, предпола­гающие повторное выполнение специфической работы с заданной интенсивностью и интервалами отдыха; выполнение специфиче­ской работы с заданной интенсивностью в течение максимально доступного времени; выполнение работы с заданной продолжи­тельностью при максимально доступной интенсивности. В резуль­тате исследования информативности тестов был отобран комплекс тестов для оценки специальной выносливости квалифицированных спортсменов, сиециализирущихся в плавании, гребле на байдар­ках и в велосипедном спорте (трек). В плавании эти тесты выгля­дят следующим образом. Дистанция 100 м: 1) 75 м с максималь­ной скоростью; 2) 4X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с. Дистанция 200 м: 1) 4X50 м с максималь­ной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с; 2) 6x50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с. Ди­станция 400 м: 8X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с. Дистанция- 1500 м: 1) 1000 м с максималь­ной скоростью; 2) 10X50 м с максимальной скоростью и отды­хом между отрезками 30 с. Наряду с достаточной информативностью эти тесты отвечают и другим критериям, в частности кри­терию надежности: степень связи между результатами повторного тестирования во всех случаях превышает 0,80.

Для оценки специальной выносливости гребцов-байдарочников наиболее информативным оказался тест 4X250 м с максимально доступной скоростью и паузами отдыха между отрезками 20 с.

Специальную выносливость велосипедистов-трековиков можно оценить по данным следующих тестов: 5x200 м с ходу с макси­мально доступной скоростью и паузами отдыха 20 с (для дистан­ции 1000 м); 4x1000 м с ходу с максимально доступной ско­ростью с паузами отдыха 1 мин (для дистанции 4000 м).

Подобные тесты могут быть применены и в других видах спор­та циклического характера, в частности в лыжном и конькобеж­ном. При разработке тестов нужно обеспечить соответствие про­грамм контрольных испытаний особенностям соревновательной деятельности по следующим параметрам: общей продолжитель­ности работы, координационной структуре движений, интенсив­ности работы, реакциям основных, фунциональных систем.

Предложенные тесты наиболее приемлемы для квалифициро­ванных спортсменов. Для спортсменов относительно невысокой квалификации программа тестирования может быть упрощена за счет некоторого уменьшения протяженности и числа отрезков, увеличения продолжительности интервалов отдыха.

По этому же принципу разрабатываются тесты для оценки специальной выносливости и в других видах спорта. Например, в вольной борьбе эффективен тест, предложенный В. Ф. Бойко (1982). Тест носит комплексный характер и заключается в сле­дующем: спортсмен в интервальном режиме выполняет специфическую работу с максимально доступной интенсивностью и строго регламентированными паузами. Тест предполагает трехкратное выполнение следующей программы: 20 с - максимальное число бросков манекена, 10 с - отдых; 20 с -максимальное число забеганий на мосту в правую сторону, 10 с - отдых; 20 с-макси­мальное число передних подсечек, 10 с - отдых. Выносливость оценивается по падению работоспособности по мере выполнения программы теста.

Объективной оценке специальной выносливости во многом способствует контроль за функциональными возможностями си­стем энергообеспечения. О них чаще всего*принято судить по та­ким интегральным показателям, как mахVо 2, максимальный О2-долг, максимальное количество лактата в крови, величина пре­дельной мощности нагрузки, максимальный минутный и ударный объем кровообращения, максимальная величина легочной венти­ляции. Эти показатели, как известно, отражают мощность систем энергообеспечения. Однако всесторонняя оценка возможностей систем энергообеспечения требует, кроме того, учитывать и дру­гие показатели функциональных возможностей:

подвижность, т. е. способность к быстрой мобилизации функ­циональных ресурсов при выполнении интенсивной работы;

устойчивость, т. е. способность к длительному удержанию вы-ского уровня энергетических и функциональных реакций;

экономичность, т. е. способность выполнять определенную ра­боту при минимальных метаболических и функциональных за­тратах;

реализацию, оцениваемую по степени мобилизации функцио­нальных резервов по отношению к предельным возможностям (В. С. Мищенко, 1984).

Для всесторонней оценки возможностей систем энергообеспе­чения требуются регистрация большого числа разнообразных по­казателей, достаточно сложная аппаратура и проведение громозд­ких исследований.

Естественно, что проведение полной программы контроля воз­можно лишь по отношению к небольшим группам спортсменов высокой квалификации, нуждающихся в особенно тонком анали­зе подготовленности, выявлении скрытых резервов. Что же каса­ется широкой массы спортсменов, то вполне достаточно оценить ограниченный круг относительно Простых показателей, характе­ризующих их подготовленность (табл. 21), применяя несложную аппаратуру, негромоздкие методы и доступные тесты.

При оценке алактатных анаэробных возможностей наилучшими являются тесты, основанные на выполнении в течение 30-45 с специфической работы с максимально доступной интенсивностью. Так, в гребле и велосипедном спорте оценивается расстояние, ко­торое спортсмен проходит с ходу с максимально доступной ско­ростью в течение 30 с; в беге -- результат на дистанции 300 м, в конькобежном спорте - результат на дистанции 400 м, в пла­вании - результат на дистанции 75 м. Во всех этих случаях опре деляют отношение средней скорости прохождения указанного отрезка к уровню абсолютной скорости. Результаты тестов тесно связаны с величинами алактатного О2-долга: коэффициенты кор­реляции между работоспособностью и величинами алактатного О2-долга колеблются в пределах 0,70-0,85. Это говорит о том, что тесты в должной мере информативны. Высокие величины коэф­фициентов корреляции при повторном тестировании (0,80-0,90) свидетельствуют о высокой надежности тестов.

Для оценки анаэробной производительности в целом, а также определения величин 0 2 -долга целесообразно применять тесты, основанные на выполнении работы в интервальном режиме: 4X400 м с максимально доступной скоростью и паузами 20 с - в конькобежном спорте; 6X50 м с максимально доступной ско­ростью и паузами 10 с - в плавании; 4X250 м с максимально доступной скоростью и паузами 20 с - в гребле; 3X1000 м с мак­симально доступной скоростью и паузами 20 с - в велосипедном спорте. Эти тесты тесно связаны с величинами общего и алактатного О2-долга и в должной мере отвечают критериям действи­тельности и надежности. Результаты оцениваются таким же об­разом, как и в предыдущей группе тестов.

Аэробные возможности рекомендуется оценивать по показате­лям выносливости при выполнении специфической работы. Наи­более информативным является выполнение работы циклического характера продолжительностью от 10 до 20 мин, т. е. за тот вре­менной интервал, в котором отмечается особенно тесная связь между работоспособностью и уровнем аэробных возможностей.

Косвенно аэробные возможности можно оценить с помощью тестов, основанных на прохождении строго нормированных ди­станций с максимально доступной скоростью: в беге -3000 или 4000 м, в плавании -800 или 1000 м, в гребле -2000 или 3000 м, " в велосипедном спорте - 8000 или 10 000 м, в конькобежном- 5000 м, в лыжном - 3000 м.

Таблица 21


Похожая информация.


Для определения выносливости в различных её проявлениях на практике, используют набор различных двигательных заданий (тестов).

О степени развития выносливости можно судить на основе внешних (поведенческих) показателей, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления .

Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях :

· Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);

· Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);

· Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с).

В силовых упражнениях выносливость характеризуется:

· Числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);

· Предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения силовых упражнений (например, при лазанье по канату на 5 м; при 6-разовом подтягивании и т.п.);

· Наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 с и т.п.).

Тесты для определения силовой выносливости

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова - туловище - ноги составляют прямую линию.

Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии - «голова - туловище - ноги».

Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Формула для вычислений: О = (Р - НВП): НВП

Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине

Методика проведения. Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Формула для вычислений: В = (Р - НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.

Формула для вычислений: С = (Р - НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Принятые обозначения:

Р - результат в соответствующих тестах;

НВП - норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Возраст в таблице 2: 7 лет - возраст от 6,5 до 7,5 лет;

8 лет - возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.

Таблица 2

Возрастные оценочные нормативы

Отжимание

в упоре лежа (раз)

Поднимание

туловища (раз)

Перекладине (с)

Отжимание

в упоре лежа (раз)

Поднимание

туловища (раз)

перекладине (с)

При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.

При прямом способе, испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание (например, бежать с заданной интенсивностью, т.е. с той или иной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен. Поэтому чаще используют в практике физического воспитания для измерения выносливости косвенный способ , когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время. Содержание 6-минутного теста представлено в таблице 3.

Таблица 3

Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)

По пробегаемой дистанции, м

По времени бега, с

Мальчики

Дистанция, м

Удовлетворительно

Удовлетворительно

Указанная в таблице 3, дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично - 5 мин 20 с; хорошо - 6 мин; удовлетворительно - 6 мин 40 с .

Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге (по К. Куперу)

Тест К. Купера позволяет определить уровень физической работоспособности (уровень развития выносливости) человека по результатам 12-минутного бега. Надёжность и информативность данного теста достаточно высоки и статистически достоверны. Содержание теста представлено в таблице 4. 12-минутный тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 мин (по ровной местности, без подъемов и спусков, как правило на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая отдышка, головокружение, боль в области сердца и др.). По команде со старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. По истечении 12 минут, по сигналу бег останавливается и пройденное спортсменом расстояние фиксируется .

Таблица 4

Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге (К. Купер)

Оценка физической подготовленности

Расстояние (км), преодолеваемое за 12мин

Возраст (лет)

60 и старше

Очень плохо

Удовлетворительно

Очень плохо

Удовлетворительно

Определение физической работоспособности по величине МПК (по К. Куперу)

Служит для оценки физической работоспособности занимающихся и не занимающихся по максимальному потреблению кислорода (МПК). МПК - единый показатель, характеризующий физические возможности человека, которые лимитируются производительностью кардиореспираторной системы (дыхательная система и система кровообращения тесно связаны в единую систему, называемую кардиореспираторной), роль которой сводится к обеспечению работающих мышц кислородом и выведению углекислоты из организма. И при всём при этом максимальное потребление кислорода (МПК) - основной показатель аэробной выносливости.

Как известно, величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы. МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Чем выше МПК, тем больше (при прочих равных условиях) абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.

МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Для определения МПК прямым методом используются чаще всего велоэргометр или тредбан и газоанализаторы. При применении прямого метода от испытуемого требуется желание выполнить работу до отказа, что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько методов непрямого определения МПК , основанных на линейной зависимости МПК и ЧСС при работе определенной мощности. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах. В дальнейшем обнаруженная взаимосвязь была описана простым линейным уравнением, широко используемым с научно-прикладными целями для нетренированных лиц и спортсменов скоростно-силовых видов спорта:

МПК = 1,7PWC 170 + 1240

Для определения МПК у высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта используют следующую формулу:

МПК = 2,2PWC 170 + 1070

В зависимости от величины МПК с учетом возраста, К. Купер выделяет пять категорий физического состояния (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное). Градация отвечает практическим требованиям и позволяет учитывать динамику физического состояния при обследовании здоровых лиц с незначительными функциональными нарушениями. Критерии К. Купера для различных категорий физического состояния мужчин по величине МПК приведены в таблице 5 .

Таблица 5

Оценка физического состояния по величине МПК (мл/мин/кг) по К. Куперу

PWC 170 (PWC - это первые буквы английского термина «физическая работоспособность» - Physical Working Capacity) - количество работы выполненной при частоте сердечных сокращений 170 уд/мин.

Испытуемому предлагается выполнение на велоэргометре, трендбане или в степ-тесте 2-х пятиминутных нагрузок умеренной мощности с интервалом 3 мин, после которых измеряют ЧСС. Расчет показателя PWC 170 производится по следующей формуле:

PWC 170 = W 2 + (W 2 - W 1)

где: W 1 и W 2 - мощность первой и второй нагрузки;

F 1 и F 2 - ЧСС в конце первой и второй нагрузки.

Принцип PWC 170 пригоден для определения как общей, так и специальной работоспособности спортсменов .

Гарвардский степ-тест

Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ = t 100: ((f 1 + f 2 + f 3) 2)

где: t - время восхождения на ступеньку (с);

f 1, f 2, f 3 - число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Для оценки по Гарвардскому степ-тесту физической работоспособности проводят по таблице 7 .

Таблица 6

Высота ступеньки и время при проведении степ-теста

Таблица 7

Оценка физической работоспособности по ИГСТ

При развитии выносливости нам необходимо постоянно контролировать свой пульс, как наиболее доступный и информативный показатель физической работоспособности организма.

В спорте используются два способа оперативной пульсометрии :

1. Импульсометрия - подсчет числа сердцебиений за определенный отрезок времени, чаще всего 10 с;

2. Интервалометрия - определение суммарной длительности стандартного числа сердечных циклов, например 10.

Метод интервалометрии по точности стоит более чем на порядок, по сравнению с импульсометрией. Разумеется, при групповых подсчетах пульса с участием самих занимающихся, когда руководитель группы, пользуясь одним секундомером, задает по команде начало и конец измерения ЧСС, метод импульсометрии остается единственно приемлемым и будучи более простым, и главное привычным, метод импульсометрии остается основным на практике. Однако при наблюдениях за ЧСС отдельных лиц (а именно с этим приходится иметь дело при проведении теста PWC 170) методом выбора должна быть интервалометрия.

Интервалометрия

Интервалометрия может проводиться либо телеметрически (на слух по звуковому сигналу в радиоприемнике), либо пальпаторно на лучевой или сонной артерии.

Секундомер включается синхронно с первым ударом пульса, который становится как бы «нулевым», после чего отсчитывается всего 10 очередных ударов пульса и на последнем, десятом секундомер останавливается. Фиксированное секундомером время составляет суммарную длительность десяти полных кардиоциклов; величина ЧСС в минуту равна:

где: t - время циклов в секунду;

n - число определяемых циклов работы сердца.

Для удобства работы по методу интервалометрии приводится таблица 8, на которой заранее вычислены значения ЧСС в минуту для всех возможных величин при ритмах сердца в пределах 39-240 уд/мин. В левой части таблицы первые шесть столбцов дают величины ЧСС в наиболее часто встречающемся диапазоне 59-200 уд/мин при подсчете за 10 кардиоциклов.

В случае брадикардии (ЧСС ниже 60 уд/мин) нет необходимости в подсчете 10 кардиоциклов и практически достаточен уровень точности, полученный при подсчете за 5 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в средней части таблицы.

В случае очень высоких ритмов ЧСС (более 200 уд/мин) для повышения точности целесообразно определять суммарную длительность 20 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в правой части таблицы (последние два столбца).

При ритмах сердца свыше 180 уд/мин подсчет бывает нередко затруднен и возрастает возможность ошибки исследователя. Для облегчения работы и повышения ее точности может быть предложен специальный прием: подсчет пар импульсов. Так, при подсчете за 10 кардиоциклов мысленно считают не каждый удар, а через удар и на пятом из этих четных импульсов выключают секундомер; в случае подсчета за 20 кардиоциклов выключают его соответственно на десятом четном импульсе. Для надежного овладения этим приемом необходимо считать пары импульсов, делать мысленно акцент на втором импульсе каждой пары, т.е. на четном сигнале, который и подсчитывается. Тогда и выключение секундомера будет осуществлено правильно - на втором, а не на первом импульсе последней их пары .

Таблица 8

Частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) при различной суммарной длительности (t, с) стандартного числа кардиоциклов

Число подсчитываемых кардиоциклов

В спорте выносливость может измеряться и с помощью неспецифических и специфических групп тестов. Неспецифические - по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления. Специфические - результаты этих тестов указывают на степень реализации потенциальных возможностей.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

1. Бег на трендбане;

2. Педалирование на велоэргометре;

3. Степ-тест.

Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК, частота сердечных сокращений, порог анаэробного обмена ПАНО и т.п.).

Специфическими считаются такие тесты , структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Индекс выносливости

Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t - t k n

где: t - время преодоления какой-либо длинной дистанции;

t k - время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример. Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости

Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости = t: t k

где: t - время преодоления всей дистанции;

t k - лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) - 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости .

Физиологической основой выносливости служат процессы её :

  • аэробный механизм (осуществляется за счет , углеводов и частично белков);
  • анаэробно-гликолитический (обеспечивается расщеплением углеводов в мышцах и образованием молочной кислоты без участия кислорода);
  • анаэробно-алактатный (связан с расщеплением креатин-фосфата).

Принято различать общую и специальную выносливость . Термин «общая выносливость» в широком смысле описывает совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности . Более узкое понимание данного термина подразумевает способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы . В литературе можно встретить также такое обозначение как аэробная выносливость. Она является основой для развития специальной выносливости .

Аэробные возможности зависят от:

  • аэробной мощности, определяемой по абсолютной и относительной величине ,

Специальная выносливость - это выносливость проявляемая в определенной двигательной деятельности . Под специальной выносливостью в хоккее в первую очередь понимают способность игрока поддерживать высокий темп в течение одного игрового отрезка (в среднем 40-60 секунд), периода (20 минут) и всего матча . Специальную выносливость принято классифицировать по признакам:

  • двигательного действия, которое направлено на решение двигательной задачи (к примеру, прыжковая выносливость);
  • двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (к примеру, игровая выносливость);

Скоростная выносливость - это разновидность выносливости, которая проявляется в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т.д.), и поэтому выполняемая в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена .

Основным внешним критерием скоростной выносливости служит время, на протяжении которого удаётся поддерживать заданную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей, достигаемых на различных частях дистанции. К примеру, на первом и втором отрезке: чем меньше разница скоростей - тем выше уровень развития скоростной выносливости (однако об этом можно говорить только при условии преодоления всей дистанции в полную силу) . Очень часто скоростная выносливость тесно взаимосвязана с силовой выносливостью.

В практике спорта самым распространенным внешним показателем силовой выносливости служит число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с внешним отягощением определённой величины (не менее 30% от индивидуально максимального) .

Ещё одним типом выносливости является координационно-двигательная, проявляемая в двигательной деятельности, которая предъявляет повышенные требования к координационным способностям (соответствующим индивидуальному уровню их развития или близкие к нему) .

При выполнении двигательной деятельности характер выносливости, кроме всего прочего, зависит от числа мышечных групп, которые вовлечены в работу . По данному признаку выносливость подразделяется на:

  • тотальную (глобальную) - проявляется при активном участии в работе свыше 2/3 всех мышечных групп, как, например, при многократном выполнении становой тяги со штангой значительного веса;
  • региональную - активно функционируют от 1/3 до 2/3 мышечных групп. Примером может служить многократное сгибание-разгибание туловища в положении сидя;
  • локальную - активно задействовано менее У общего числа мышечных групп. Примером является многократное сгибание-разгибание запястий со штангой.

На уровень развития специальной выносливости влияют :

  • возможности нервно-мышечного аппарата,
  • быстрота расходования ресурсов внутримышечных источников энергии,
  • техника владения двигательным действием,
  • уровень развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости в своих проявлениях независимы или слабо зависят друг от друга . Отсюда возникает вопрос, какая выносливость наиболее важна для хоккеистов?

Анализ соревновательной деятельности хоккеистов высокой квалификации позволяет говорить о том, что хоккейный матч в среднем состоит из 30-80-секундных интенсивных игровых отрезков и 3-4-минутных интервалов пассивного отдыха .

В ходе хоккейного матча средняя ЧСС игроков находится на уровне 85%, а пиковые значения пульса превышают 90% от максимального .

Это говорит о том, что хоккей предъявляет высокие требования к сердечно-сосудистой системе и метаболическим возможностям организма игроков .

Исследование, проведённое североамериканскими специалистами S. Lau, К. Berg, R.W. Latin и J. Noble , позволило выявить соотношение метаболических источников, которые обеспечивают игровую деятельность хоккеистов в ходе матча. Было установлено, что анаэробные источники ресинтеза АТФ составляют 69%, а окислительное фосфорилирования - 31% от общего объёма энергообеспечения игроков . Несмотря на более чем двухкратное превосходство анаэробного механизма энергообеспечения, поддержание высокой интенсивности действий на площадке на протяжении всего матча становится возможным за счёт быстрой ликвидации кислородного долга и выведения лактата из крови в кратковременные интервалы отдыха, что достигается именно благодаря высокому уровню развития аэробных возможностей .

Кроме того, российскими специалистами была отражена взаимосвязанность игровой активности (количество атак, бросков, заброшенных шайб) с суммарным показателем относительной аэробной мощности троек нападения. Было выявлено, что игровая активность игроков увеличивалась при повышении суммарной величины аэробной производительности.

Если подвести краткий итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что способность компенсировать имеющиеся сдвиги в организме в многочисленных паузах отдыха, безусловно, определяется аэробной производительностью (или аэробными возможностями) спортсмена, что в практике называют «общей выносливостью». Однако сама игровая деятельность хоккеиста, требующая выполнения скоростных, скоростно-силовых и технико-тактических действий с максимальной и субмаксимальной мощностью, обеспечивается в первую очередь анаэробно-гликолитическим механизмом энергообеспечения.

Тесты для оценки выносливости

Тесты в спорте, и в хоккее в частности, подразделяются на неспецифические (по результатам которых оценивают потенциальные возможности хоккеистов эффективно тренироваться или играть в условиях нарастающего утомления) и специфические (полученные результаты говорят о степени реализации этих потенциальных возможностей) .

Специфическими являются тесты, выполняемые на льду, структура движений в которых близка к соревновательной . Соответственно, неспецифическими будут все контрольные упражнения, выполняемые вне льда.

При выполнении тестов, направленных на оценку выносливости, регистрируют как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК или VO2max, частота сердечных сокращений - ЧСС, точка отклонения - ЧССоткл и т.п.) .

МПК - интегральный показатель аэробной производительности организма, отражающий наибольшее количество кислорода (мл), которое человек способен потреблять в течение 1 минуты . МПК в основном зависит от функциональных возможностей кислород-транспортной системы (органы дыхания, сердечно-сосудистая система, кровь) и системы утилизации кислорода, главным образом - мышечной .

Рисунок 1. Схема графического определения МПК при ступенчато возрастающей мощности нагрузки (W) до отказа

«Потребление кислорода при мышечной работе увеличивается, как известно, пропорционально ее мощности. Однако такая зависимость имеет место лишь до определенного уровня мощности. При некоторых индивидуально предельных её значениях (так называемой критической мощности) резервные возможности кардиореспираторной системы оказываются исчерпанными и потребление кислорода более уже не увеличивается даже при дальнейшем повышении мощности мышечной работы. Таким образом, максимальное потребление кислорода можно зарегистрировать только при нагрузках критической или надкритической мощности, когда функциональная мобилизация системы транспорта и утилизации кислорода достигает максимума (так называемого кислородного потолка). О максимизации аэробного обмена свидетельствует плато на графике зависимости потребления кислорода от мощности мышечной работы».

Оптимальным показателем МПК для хоккеистов являются цифры в районе 60 мл/кг/мин, а для игроков топ уровня - 65-68 мл/кг/мин .

Таблица 1. Шкала оценок МПК для представителей игровых видов спорта мужского пола старше 18 лет

Примечание: МПК у вратарей может быть ниже на 10-15%, а у защитников - на 5-10%, чем у нападающих.

«У некоторых спортсменов концентрация лактата на уровне анаэробного порога может быть чуть ниже или чуть выше обычного - например, 3 или 6 ммоль/л. Следовательно, для более точного определения анаэробного порога иногда целесообразно использовать не только лактатный тест, но также неинвазивные методы тестирования, позволяющие найти точку отклонения (ЧССоткл)» .

Таблица 2. Физиологическая характеристика аэробно-анаэробного перехода во время физической нагрузки

Точка отклонения (ЧССоткл) - это частота сердечных сокращений (ЧСС), выше которой начинается повышенное накопление лактата. Концентрация лактата на уровне ЧССоткл, так же как и на уровне ПАНО, составляет около 4 ммоль/л



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!