Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Плавание с детьми грудного возраста. Плавание для грудничков: ныряние. Массаж и гимнастика перед занятиям по плаванию

Здравствуйте, мои дорогие – все, кто интересуется развитием детей до и после рождения. Тема, на которую я бы хотела с вами сегодня поговорить, настолько сложна и противоречива, вызывает столько споров, что не затронуть ее никак нельзя, но при этом в рамки одной статьи ее никак не уместить. Поэтому я, сегодня лишь дам вам, как говорится, тему для размышления. Как поступить – все равно решать вам. Итак, сегодня обсуждаем ныряние грудничков.

О том, что кроху нужно ежедневно купать, знают все. Но мы привыкли, что происходить это должно в детской ванночке, а не во взрослой купальне.

Но сегодня все чаще можно слышать разговоры о том, как полезно новорожденным плавать и даже нырять. Какова же польза? Так ли обязательно учить малышей погружаться в воду чуть ли не с рождения? Сторонники этой идеи приводят примерно такие доводы:

  • Ныряние сохраняет и развивает врожденный рефлекс задержки дыхания, который к 2,5- 3 месяцам без развития полностью угасает. В дальнейшем будет намного сложнее научить ребенка нырять, не захлебываясь.
  • Получив ранний навык ныряния, ребенок будет защищен от риска случайно захлебнуться или утонуть при играх на воде.
  • Находясь под водой, очищаются носовые ходы крохи, что является профилактикой ринитов.
  • При нырянии развиваются легкие грудничка.
  • Детки, наученные плавать и нырять в раннем возрасте, лучше развиваются.

А другие предостерегают

Однако, готовясь к нашему с вами разговору на эту тему, я столкнулась и с весьма негативным отношением к этому процессу. На мой взгляд, доводы противников раннего обучения нырянию не менее убедительны. Как любого человека, они меня «проняли» и заставили задуматься гораздо серьезнее: «а надо ли оно»? И вот что именно лично меня насторожило:

  • Вода – близкая новорожденному стихия, но погружение в большой объем воды, где кроха не чувствует границ (как было внутри у мамы), вызывает у него не просто стресс, а сверхстресс, чувство смертельной опасности. (А ведь внутри у мамы он чувствовал безопасность, и именно его ждет от нее сейчас.). Позднее эта ранняя психологическая травма может стать причиной всевозможных фобий, психозов. Учеными доказано, что большинство их развиваются именно после психотравм самого раннего возраста. Повзрослев, человек об этом уже ничего не помнит, но страхи и фобии остаются, искоренить их бывает крайне сложно. У вас наверняка есть знакомые, которые дико чего-то боятся (темноты, пауков, замкнутого пространства, высоты, воды). Так вот корни этих бед чаще всего здесь – в периоде жизни человека, о котором он позже ничего не вспомнит, а значит, психологу или психиатру отыскать причину их появления будет крайне сложно.
  • Если нырянию кроху обучает тренер в бассейне, у малыша может развиться страх окружающего мира и чувство разрыва с матерью, которая не только не защищает его в ситуации, когда его, по сути, начинают топить, но сама передает на руки чужому человеку, который зачем-то будет это делать. Если нырька из карапуза пытается сделать сама мамочка, экспериментируя с малышом дома в ванной, то пережив подобное насилие в грудничковом возрасте, ребенок затем зачастую испытывает сильный негатив по отношению к ней – человеку, который призван обеспечивать ему безопасность, но вместо этого собственноручно подвергает родное чадо испытаниям.

  • Ученые, занимающиеся исследованием раннего детского ныряния, пришли к выводу, что поначалу опережая своих сверстников в развитии, такие детки в подростковом периоде начинают от них заметно отставать.
  • У новорожденных носовые ходы короче и уже, чем у взрослых. Поэтому они дышат более поверхностно, чем мы. Это нужно им для адаптации – так несколько понижается уровень кислорода в крови (ведь так было, когда малыш жил внутри мамы). Постепенно он повышается, и мозг крохи развивается без негативных последствий. Во время подныриваний количество кислорода, нужного для нормального развития мозга, очень резко снижается, что вызывает асфиксию.
  • Из-за особенного строения, носовые и ушные ходы грудничков очень чувствительны к длительному воздействию воды. Это приводит к воспалительным процессам – отитам, аспирационной пневмонии, некоторым другим неприятностям.

Но, я уже сказала — только вам решать, насколько это действительно вред для вашего ребенка. Я здесь ничего навязывать не могу.

Учим карапуза плавать

Единственное, в чем я пока не сомневаюсь, это в необходимости такого мероприятия, как обучение крохи плаванию. Мне кажется, лучше поначалу это делать в домашних условиях, где меньше риск подхватить какую-нибудь заразу из воды. Чем полезно плавание для грудничка? Да много, чем. Это:

  • Тренировка сердечно-сосудистой системы.
  • Массаж кожи и мышц.
  • Укрепление опорно-двигательной системы.
  • Укрепление всего организма и его защитных сил – иммунитета.

Врожденные рефлексы у крохи есть и к плаванию, так что начинать занятия можно уже в 2-3 недели. Для этого важно создать правильные условия:

  • Тщательно вымойте ванну после других членов семьи и основательно смойте моющее средство, чтобы не вызвать у грудничка аллергической реакции.
  • Выбирайте время, когда малыш сыт, доволен, здоров (нет температуры, простуды).
  • Если у крохи проблемы с засыпанием, вечернее плавание поможет ему настроиться на крепкий сон, дав заряд положительных эмоций и чувство усталости.
  • Никогда не бросайте его в ванной сразу одного: это большое пространство, в котором он не чувствует «берегов». А ведь ему до 3 лет жизни крайне важно чувствовать защищенность, помните? Поэтому всегда держите своего любимку руками, весело с ним разговаривайте, улыбайтесь – чтобы он постоянно чувствовал вашу поддержку, защиту, спокойствие и позитив от происходящего.

Гребца не сотворим

Плавание грудничков – это, по сути, процесс их барахтания в воде в свое удовольствие, а никак не полноценный взрослый процесс. Нам сейчас важно сохранить его врожденный рефлекс, а не обучить полноценной технике плавания. Ее он легко освоит позже, когда подрастет.

Кстати, очень важный момент: необходимо обеспечить малышу непрерывные водные занятия. Сначала – на дому, а когда он подрастет, позаботьтесь о том, чтобы он посещал бассейн. Иначе процесс прервется, рефлексы без поддержки угаснут.

Приспособление: за или против

Это, кстати, еще один важный момент. Сегодня многие для плавания малышей приобретают специальный круг, поддерживающий маленькую головку над водой.

Мне кажется, приучать карапузика к таким штукам нужно только тогда, когда он уже полностью освоился и спокойно чувствует себя в ванной, когда может пережить отлучение от ваших рук без ощущения катастрофы.

Если же вы хотите приучать его к купанию с кругом сразу, то все равно первое время поддерживайте руками, чтобы он чувствовал маму.

Только девочки, хочу предупредить, что для ношения этого устройства есть и противопоказания, о которых нужно знать, чтобы не навредить крохе:

  1. — гипертензионно-гидроцефальный синдром;
  2. — вирусные инфекции;
  3. — восстановление после родовых травм;
  4. — заболевания кожи (гнойничковые очаги на шее, врожденный буллезный эпидермолиз).

Вот такой вот у меня сегодня непростой получился пост, девоньки. Думаю, вас он заставит серьезно поразмышлять над вопросом: стоит ли вашему чаду нырять «с младых ногтей», или же вы относите себя к тем родителям, чье главное правило – «лучше перебдеть».

А может быть, у кого-то из вас есть более весомые, подтвержденные аргументы «за», чем мои «против»? Пишите мне об этом, давайте обсудим, ведь тема, действительно, интересная и серьезная.

Как всегда, не забывайте нажимать на социальные кнопки и подписываться на мои обновления. Жду ваших отзывов, вопросов, предложений – о чем бы вы еще хотели узнать. Постараюсь раскрыть для вас все интересующие темы. До скорой встречи, девочки!

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

Держаться на воде – это полезное умение для каждого человека. Поэтому многие современные родители стремятся научить малыша плавать еще в первые месяцы жизни. В связи с этим у них возникает много вопросов «Не вредно ли это для ребенка? С какого возраста лучше начинать ребенка плавать? Где лучше это делать» и т.п. Именно на них мы и постараемся вам сегодня ответить.

Читайте также:

Плавание новорожденных – это не просто обучение малыша держаться на воде. Этот процесс даже обучением называть сложно, поскольку применять это слово к детям до года неправильно.
Раннее плавание – это один из способов развития ребенка, нацеленного не на приобретение определенных навыков, а на расширение зоны комфорта малыша , чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно в любой стихии.

Видео: Грудничковое плавание в домашней ванне

На вопрос «Полезно плавание новорожденным или нет?» существуют разные ответы. Старшее поколение твердит, что этого делать нельзя. «Бассейны грязные, из-за чего будет обостряться атипический дерматит. И вообще — не стоит маленького ребенка окунать в бассейн и заставлять надолго задерживать дыхание.»
Но все же многие педиатры считают, что плаванье для грудничков очень полезно :

Видеоинструкция для молодых родителей: Плавание новорожденных

Плавание новорожденных – когда и как начинать занятия?

Начинать обучать плаванию малышей можно с 3-х недельного возраста . К этому времени пупочная ранка полностью зажила, и ребенок уже немного освоился с окружающей средой.
Лучше всего знакомство с большим водным пространством начинать в обычной ванне . Занятия можно проводить самостоятельно, но, а если вы боитесь, то пригласите домой специалиста. Помните, во время занятий вы должны чувствовать себя уверенно, иначе ваш страх может передаться ребенку. Из-за этого он будет в воде вести себя беспокойно, или вообще сильно испугаться и начнет бояться воды.

Температура воды и время занятий для обучения грудничков плаванию

Для первых водных процедур новорожденного температура воды должна быть не ниже 34-36 градусов С . Заем постепенно температуру можно понижать. Однако детям до 3-х месяцев не рекомендуют заниматься плаваньем в воде, температура которой ниже 32 градусов С.
Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно. Вода не должна быть слишком теплой, поскольку тогда у малыша не будет возникать желание двигаться. Поэтому для каждого ребенка идеальная температура воды подбирается индивидуально, в зависимости от его поведения:

  • Если во время погружения малыш начинает плакать и не успокаивается на протяжении 3 минут нахождения в воде, то вода, скорее всего, для него холодная;
  • Если во время погружения ребенок начинает плакать, но затем быстро успокаивается и начинает активно двигать ножками и ручками, значит температура воды оптимальная;
  • Если же в воде ребенок ведет себя расслаблено и пассивно , значит вода слишком теплая.

Для малышей до 4 месяцев длительность занятий в воде не должна превышать15 минут , затем время пребывания в воде можно увеличивать ежедневно на 10-15 секунд .

Основные упражнения плавания новорожденных; фото

Начинать каждый урок плаванья необходимо с вертикального погружения в воду . Несколько раз подымите и опусктите ребенка в воду. Обязательно во время занятий необходимо разговаривать с крохой, а также поддерживать зрительный контакт. После того как кроха привыкнет к воде, его можно перевести в горизонтальное положение.

Основные упражнения плавания новорожденных:


Плавание для грудничков: ныряние

Неотъемлемой частью обучения грудничка плаванию является ныряние. Правильно обучив его данному упражнению, вы будете спокойны, когда малыш играет в воде.
Нырять нужно учиться постепенно, в несколько этапов :


После того, как ребенок освоил плавание в ванне и ему исполнилось полгода, можно смело переходить к занятиям в бассейне . Там занятия должны проводиться вместе со специалистами , которые всегда готовы помочь Вам.

После появления малыша на свет пап и мам охватывает жгучее желание немедленно начать развивать ребенка. Но как? Он совсем крошечный и ничего не умеет...

Полезно со всех точек зрения

Плавание — удивительный вид спорта. Здесь задействованы почти все основные мышцы организма, а нагрузка на позвоночник (и, следовательно, опасность травмы) минимальна. Плавание развивает сердечно-сосудистую систему, повышает выносливость и оказывает благотворное влияние на дыхание: легкие расправляются, а их объем увеличивается. Большинство новорожденных обожают воду: они целых девять месяцев плескались в мамином животике, и поэтому в ванне им пока комфортнее, чем на суше.

Особенно полезна вода для недоношенных детей: тело в ней весит меньше, и малыши быстрее догоняют своих "сухопутных" сверстников, родившихся с нормальным весом.

Как рыбка в воде

Опыт показывает, что годовалый малыш, который умеет плавать, — это реально. Сначала дети учатся плавать под водой, затем понемногу начинают держаться на поверхности. Отсюда вывод: чтобы научить ребенка плавать, сначала его надо научить нырять. В большинстве случаев малыши относятся к этой идее без восторга, и от родителей требуются немалая настойчивость и терпение, чтобы кроха поняла: нырять — это здорово. Многие папы и мамы сомневаются, стоит ли овчинка выделки, то есть надо ли тратить время и нервы на то, чтобы научить ребенка плавать. Лет в пять и научится, как все нормальные дети! Попробуем взвесить "за" и "против".

Слово сторонникам раннего плавания. Вот их аргументы:

  • Плавание укрепляет здоровье, а умение задерживать дыхание под водой развивает легкие.
  • Раннее плавание — гарантия того, что ребенок не будет бояться воды и не утонет, если случайно упадет в воду. Статистика свидетельствует, что дети тонут (много детей!) каждый год, причем в 78 процентах случаев они захлебываются в мелких водоемах и даже обычных лужах, не умея задерживать дыхание.
  • После плавания дети крепко спят. Плавайте с ребенком и спите ночью спокойно!
  • Ныряние — хороший способ промыть нос и подлечить насморк.
  • Плавание с родителями в бассейне — отличный отдых для всей семьи.
  • Занимаясь плаванием, вы учитесь общаться с малышом и понимать сигналы, которые он вам подает.

Возражения противников раннего плавания:

  • Первый опыт ныряния часто заканчивается истошным воплем младенца и предынфарктным состоянием папы — мамы — бабушки. Не лучше ли поберечь нервы родителей и психику ребенка?
  • Если подросший малыш не боится воды, он вполне может проявить инициативу и попробовать при случае искупаться в пруду (естественно, без пригляда взрослых). Нужно ли говорить, чем чревата такая инициатива?
  • В более сознательном возрасте научить ребенка плавать много проще.
  • О каком доверии между ребенком и родителями может идти речь, если мама своими руками пускает кроху под воду? Справедливости ради отметим, что если первые трудности преодолены, ребенок спокойно относится к воде: он знает, что и там мамины руки рядом.
  • К полугодовалому возрасту малыша ванна становится маловата для плавания, а бассейн рядом с домом есть далеко не у всех.

Мама — лучший учитель

Все авторы методик раннего плавания сходятся в одном: лучше мамы учителя нет. Залог успеха — мамина уверенность. Если вы решили научить ребенка нырять, начинать надо после рождения: ведь к трем месяцам рефлекс задержки дыхания полностью исчезает. В идеале первый раз с малышом занимается инструктор, который показывает родителям, что и как делать. С полуторамесячного возраста можно ходить в специальный детский бассейн, где занимается "грудничковая группа". Такие бассейны сейчас появились в детских садах и поликлиниках Москвы. Там можно делать массу полезных упражнений, для которых ванна мала, а для подросших малышей бассейн — прекрасная возможность поплавать вволю.

Только смелым покоряются моря

Наши мамы и бабушки купали детей в специальных ванночках, с величайшими предосторожностями: как бы не простудить! А ведь малыши с удовольствием плещутся и в обычной, взрослой ванной, если дать им такую возможность. Начинать купаться можно тогда, когда заживет пупочная ранка. Стерильность в ванне совершенно не обязательна: достаточно просто хорошо вымыть ее перед купанием. Добавлять в воду марганцовку тоже нет необходимости, а вот если у малыша на коже раздражение, купание с отваром череды пойдет ему на пользу. Ванны с морской солью традиционно используются для лечения детей с нарушениями нервной системы. Действуют такие ванны возбуждающе, поэтому их не рекомендуется проводить перед сном.

Вода не должна быть слишком теплой: в холодной воде дети двигаются активно, а в тепле засыпают. Не бойтесь держать дверь открытой — ребенок простужается не столько из-за холода, сколько из-за смены температур (именно этот эффект вы получите, если перенесете малыша из нагретой ванной в прохладную комнату). Многие родители опасаются, что вода попадет в ушки, и вставляют туда на время купания вату. Это совершенно излишне — вода не может вызвать заболевания среднего уха.

Как долго плавать в ванной? Смотрите на малыша: кто-то готов купаться несколько минут, а кого-то из ванной без скандала не вытащишь. Если ваш малыш — активный купальщик, пусть течет непрерывно тонкая струйка теплой воды, чтобы ванна не остывала. Обливание холодной водой после купания — великолепный способ закалить малыша; его можно использовать с первых дней жизни.

Купаются все

Малыша погружают в воду сразу. Если мама разговаривает с ним и объясняет, что происходит, кроха чувствует себя увереннее. Слов он, конечно, не поймет, зато мамины доброжелательные интонации дойдут до него непременно. Одни дети любят купаться на животике, другие — на спинке. Начните процедуру с того, что малышу больше нравится. При купании на животе правой рукой поддерживайте головку под подбородок, а левую руку положите на затылочек. Большим пальцем правой руки можно прикрыть ему ротик, к тому же многие малыши с удовольствием грызут мамину руку — это прибавляет им храбрости. В таком положении ребенка "водят" по ванной вперед и назад и восьмерками.

Темп движений подбирайте индивидуально: некоторые малыши обожают крутые виражи и волны, когда ванна почти "выходит из берегов", другие предпочитают двигаться медленно. Подведите ребенка близко к бортику: почувствовав под ногами опору, он оттолкнется и поплывет на другой конец почти самостоятельно. Когда кроха плавает на спине, одной рукой поддерживайте головку, а другой — попку. Многим детям очень нравятся повороты со спины на животик и обратно. Плавать можно и в вертикальном положении — в позе "лягушки". При этом одной рукой вы поддерживаете малыша под грудку, а другой прижимаете согнутые ножки к животику. Эта поза напоминает то положение, в котором малыш был в утробе матери, дети очень любят ее.

Самый ответственный момент — ныряние. При слове "ныряем" ребенку нежно дуют в лицо или плещут на него водичкой. Как правило, в этот момент малыш крепко закрывает глазки и задерживает дыхание. Затем можно ненадолго окунуть его головку в воду. Когда ребенок освоился с нырянием и может задерживать дыхание на несколько секунд, можно попробовать отпустить его в свободное плавание (ненадолго!). Детям это очень нравится. Со временем кроха научится проплывать под водой всю ванну.

В бассейне можно ловить плавающую игрушку, нырять вместе с мамой и петь "Баба сеяла горох", а также плавать у мамы или у папы на груди и животе. У подросших чемпионов бурю восторга вызывают прыжки с бортика в воду.

Если дома что-то вдруг разладилось с купанием (нырянием, плаванием), поход в детский бассейн и консультация опытного инструктора все поставят на место.

Есть специальные приспособления для купания грудничков — нарукавники, "чепчик русалки", манжеты на ноги, ласты. Как и что использовать, вам покажет инструктор. Но в одном специалисты единодушны: не давайте ребенку надувной круг. Это изначально формирует неправильное положение тела и вредит дальнейшему обучению.

Капитан, капитан, улыбнитесь!

Как правило, груднички обожают воду. Но когда дело доходит до ныряния, может начаться рев. После двух-трех попыток при одной мысли о нырянии родители приходят в ужас и ставят крест на этой затее. Вот несколько идей, как превратить ныряние в удовольствие.

  • Водите ребенка по ванной в одном темпе, потом (буквально на секунду) окуните его головку в воду и, как ни в чем не бывало, продолжайте движение.
  • Напевайте песенку или рассказывайте стишок, причем интонации и темп не меняйте: малыш должен слышать ровный мамин голос и под водой, и после выныривания.
  • Купайтесь вместе! Ничто не успокаивает так, как мама, если она сама расслаблена и спокойна.
  • Кормите в воде. Дети под водой открывают глаза, и если малыш увидит прямо перед собой мамину грудь, он доплывет до нее во что бы то ни стало, можете не сомневаться! А наградой будет дивное мамино молоко, которое кроха получит, когда вынырнет.
  • Звук льющейся воды волшебным образом действует на детей, поэтому не завертывайте кран: журчание успокаивает маленького пловца.
  • Заметьте, какие движения нравятся ребенку больше, и переходите к ним сразу после выныривания. Это могут быть прыжки в вертикальном положении или поза "лягушки".
  • Сделайте ванную привлекательной: развесьте под потолком яркие игрушки и разноцветные воздушные шарики — это неплохой способ отвлечь ребенка.
  • Обязательно найдите способ успокоить маленького в ванне. Покидать ее он должен без слез, иначе у него разовьется стойкая боязнь воды.

И еще: купание не должно быть обязанностью. Не надо заниматься плаванием и нырянием только потому, что это модно и соседский мальчик умеет нырять. Если у вас к этому не лежит душа, и малыш не получит от воды никакого удовольствия.

Личный опыт

Я безумно люблю плавать. И когда родился ребенок, я решила, что плавание — то, что нам надо. С самого начала я видела, что малышу нравится купаться: в воде он сразу успокаивался. А вот нырял он, прямо скажем, без восторга. Мы начали ходить в бассейн. И после первого же занятия малыш изменил свое отношение к нырянию: при слове "ныряем" он расплывался в улыбке и, выныривая, заливался смехом. При виде ванны или бассейна он нетерпеливо махал ручками-ножками, всем видом говоря: "Быстрее в воду!"

Когда мой маленький начал сидеть, мы быстро освоили прыжки с бортика, а к годовалому возрасту плескались всей семьей в большом бассейне с морской водой. Малыш уверенно плавал под водой от мамы к папе и обратно, и все получали огромное удовольствие.

Подруга тоже решила заниматься с ребенком плаванием, но малыш реагировал на ныряние истошными воплями. Мама решила не мучить ребенка. Да, ее совершенно здоровый трехлетний ребенок не умеет плавать, но не думаю, что он от этого сильно страдает. Не сомневаюсь — они нашли другие способы сделать общение гармоничным и радостным.

Наталья Алексеева

Статья предоставлена журналом "Семейный доктор"

Обсуждение

Вы знаете у нас тоже такая проблема была,но потом потихонечку стала прохдить начали травки успокаивающие добавлять,экстраткты,игрушки, хохать вместе сним)))и вы занете до сих поро все также делаем и ттт все хорошо!! а вы что пробовали??

Ответ на
_____________________________

Renat Khamitov 13.9.2008
_____________________________

Таких детей "Положить на воду" не возможно, а значит плавать технически правильно не научишь. - подробнее см. Вопрос №7 тут: http://swim7.narod.ru/pam.html

12.10.2008 15:15:59, Щербакова Ю.М.

Но в одном специалисты единодушны: не давайте ребенку надувной круг....
Скажите пож-та, а почему нельзя давать надувной круг? Наша дочь с 4,5 месяца плавает с кругом на шее. Нам это чем-то грозит?

13.09.2008 11:52:32, Renat Khamitov

Сынок родился доношеныи, но рано,неделю пока он отьедался я плакала глядя на его худосочность и синеватые пяточки(учитывая что из род дома выписывают через сутки)И вомне засел страх застудить его,искупать его,он не успевал пискнуть я уже была возле него.С двух недель я его только начала купать. Но потом прочитала несколько статеи о плавании(к сожалению у нас плавание не практикуют)и мы начали с сынулеи плавать в ваннои с трех недель,сначало было страшновато,как правильно потдерживать,боялась упустить его в воду.Сеичас мы оба получаем удовольствие от занятии,Малои потому что ему нравится плавать а я потому что мне нравится смотреть, как ему нравится плавать.Это второи мои ребенок и я могу сравнивать развитие старшенькои и младшего.физическое развитие у младшего в 2 месяца опережает порядка 2х недель при том что мы не бьем рекорды,просто любительски бултыхаемся.Очень жаль что я не интересовалась плаванием грудничков при первых родах,один восторг в детских глазах когда ребенок понимает что идет плавать,многого стоит.

23.02.2008 15:23:59, Cибель

Каждая мамочка хочет, чтобы ее малыш был здоровым и гармонично развитым, она заботливо ищет занятия по возрасту для крохи. Примерно с десятого дня жизни вы можете самостоятельно учить грудничка плавать и нырять в ванной. Обучение плаванию - важный этап в жизни многих современных семей. Буквально с рождения детки умеют рефлекторно задерживать дыхание. Это обусловлено тем, что 9 месяцев в утробе мамы малыш находится в водной среде – околоплодной жидкости. После трех месяцев жизни ребенок забывает это умение, и обучение плаванию происходит сложнее. Это может подтвердить любой педиатр.

Обучение плаванию: зачем оно нужно?

Обучение плаванию и нырянию положительно влияет на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма малыша. Регулярные занятия способствуют хорошей осанке, развивают мышечный корсет без причинения ущерба суставам и излишней нагрузки на позвоночник. При нырянии вода попадает в гайморовы пазухи, что является эффективной профилактикой насморка. Итак, обучение плаванию способствует повышению иммунитета, улучшению сна и аппетита. К тому же благодаря водному массажу повышается упругость кожи, мышечный тонус нормализуется. Это лишь некоторые плюсы грудничкового плавания.

Перед тем, как решите научить грудничка плавать в ванной, необходимо проконсультироваться с врачом. Существуют заболевания, при которых занятия в воде запрещены.

Обучение плаванию (а именно знакомство с водой) следует начинать во взрослой ванне, чтобы ничего не стесняло движений малыша. Попросите папу или бабушку помочь вам. Купаться можно не ранее, чем через час после еды, когда ваш карапуз сыт и спокоен.

Итак, смотрите «Как научить плавать грудничка в ванной» (видео):


Как научить плавать грудничка в ванной - советы от опытной мамы Евгении

Когда мы говорим про обучение плаванию и нырянию, следует выделить несколько ключевых моментов:

  • Предварительно нужно подготовить теплую воду (около 37 градусов). Со временем ее можно постепенно снижать на 1 градус и довести до 25.
  • Малыша следует окунать очень осторожно. Опускать в воду ребенка нужно в вертикальном положении и очень плавно .
  • Каждое движение мамы обязательно должно быть уверенным и спокойным. Важно контролировать свои эмоции, если мама испытывает страх, малыш тоже начнет волноваться и может закапризничать. Тогда процедуру придется прекратить.
  • Когда малышастик начнет активничать, расслабится, переверните его на животик. Вы можете держать ребенка за корпус двумя руками либо одной рукой придерживать за подбородок, а другой за затылок, он может лежать на вашей руке грудью. Выбирайте наиболее комфортное положение для вас обоих.
  • После того, как карапуз освоится, попробует совершать плавательные движения ручками и ножками, можно переходить к задержке дыхания и нырянию. Пусть ваш помощник (папа или бабушка) скажет: «Ныряй». И сразу же аккуратно подует ребеночку в лицо, в этот момент малыш рефлекторно задержит дыхание. Далее нужно полить ему на головку немного водички, например, из пластмассового стаканчика. На своем опыте я знаю, что поначалу даже просто купать такое крохотное существо очень страшно, поэтому к нырянию следует переходить лишь тогда, когда вы сами к этому морально подготовились. Замените стаканчик погружением малыша в воду на 2-3 секунды. Постепенно увеличивайте время, проведенное под водой.
  • Не забывайте давать малышу отдых. Обучение плаванию - это наслаждение, а не марафон по выживанию. Давайте ребеночку расслабиться, поплавать на спинке. Положите одну руку крохе под головку, а второй придерживайте его за подбородок.
  • Если ребенок явно выражает свое недовольство, плачет и пытается перевернуться, конечно, стоит прекратить обучение плаванию.

Постарайтесь как можно скорее начинать нырять, пока малыш еще помнит этот навык. Очень часто мамочки, переживая за свое чадо, лишают его возможности идти вперед в своем развитии. Не стоит волноваться, если ребенок случайно нахлебался воды. Обучение плаванию предполагает такой момент. Это происходит довольно часто. Поэтому спокойно, без паники. Вода не причинит вашей крохе вреда.

И еще: когда решите научить плавать грудничка в ванной, помните, что в данном деле очень важно не забывать хвалить кроху за каждый даже самый маленький успех! Ваша поддержка даст ему дополнительный стимул.

Вот вы и знаете, как научить грудничка плавать в ванной. Дерзайте! Как показывает опыт смелых мам, обучение плаванию обязательно дает шикарные результаты.

Когда ребенку исполнится 2 месяца, начните посещать бассейн для грудничков, где под руководством опытного тренера вы достигнете отличных результатов!

Хотите видеть своего ребеночка счастливым? Дарите ему самые прекрасные моменты! Смотрите, как груднички научились плавать в бассейне:

А что вы думаете по поводу обучения плаванию детей? Делитесь мнениями и опытом.

На первом этапе физического воспитания малыша эффективно использование массажа. В зависимости от применяемых методов, он действует на поверхностные или более глубоко расположенные ткани и органы. Он вызывает бодрое настроение, побуждает ребенка к активности, способствует его полноценному развитию.

Гимнастика для младенцев представляет собой специально подобранные движения, выполняемые с помощью взрослого. Ее основная задача - развитие у детей раннего возраста правильных движений. Комплекс упражнений должен составляться таким образом, чтобы в работе могли участвовать различные группы мышц и не менее двух суставов.

Немаловажным средством укрепления здоровья детей является закаливание. Его основной целью является повышение устойчивости организма к вредным влияниям окружающей среды. Малышей рекомендуется закалять с первых же недель их жизни. Средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

Водно-гигиенические процедуры грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили тогда исключительно пассивный характер и выполнялись при постоянной температуре воды в ванне 35-37°

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ваннах была организована в Австралии в 1966 г. тренерами супругами Тиммермансами, которые начали с того, что апробировали методику плавания на своей дочери. В 1966-1976 гг. плавание детей грудного возраста бурно развивается в России, Германии, США, Японии.

В бывшем Союзе плавание грудных детей было впервые организовано в 1976 г. в Москве. Большой вклад в развитие и пропаганду плавания и закаливания младенцев внес президент Международного комитета ФИНА 3. П. Фирсов. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей были проведены профессором И. А. Аршавским.

Применение плавания и других водных процедур основывается на природных задатках грудных детей. Находясь в материнской утробе, ребенок все время плавал! В течение 9 месяцев он развивался в жидкой среде в условиях антигравитации. Маленький «инопланетянин» рождается на свет с готовыми плавательными рефлексами, которые угасают в возрасте 3-3,5 месяцев, если их не закреплять. Особенно важными являются дыхательный и толчковый рефлексы. Первый состоит в том, что ребенок еще до появления на свет обладает способностью инстинктивно задерживать дыхание, когда его нос и рот погружаются в воду. Это позволяет при обучении ребенка применять ныряние, не опасаясь, что ребенок захлебнется.

Толчковый рефлекс заключается в том, что при принудительном сгибании ног ребенок реагирует их немедленным разгибанием. Этот рефлекс влечет за собой некоторые методические рекомендации: при обучении плаванию в первую очередь необходимо совершенствовать движения ногами, развивая прежде всего те формы движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которые проявляются в этом рефлексе.

Физически беспомощный и не способный координировано двигаться на суше из-за резкого перехода от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно комфортно чувствует себя в полной ванне. Здесь он успокаивается, начинает улыбаться и гулить. Из-за большого количества лецитиновых жиров удельный вес младенца меньше веса взрослого человека. Поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде. Важное и специфическое значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении младенцев плаванию и нырянию.

Ежедневные систематические занятия плаванием позволяют научить грудного младенца плавать раньше, чем ходить - уже к концу 1 года жизни. Приобретенные в грудном возрасте навыки остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в 2- и 3-летнем возрасте.

Под влиянием регулярных занятий плаванием двигательная активность ребенка становится значительно обширнее, совершенствуется гораздо быстрее.

Опыт показывает, что если начать занятия в ванне без опоздания (то есть спустя 2-3 недели после рождения ребенка, когда заживет пуповина) и продолжать их регулярно, то у ребенка уже на четвертом месяце появляются осознанные активные движения руками и ногами. Этого можно достичь специальными упражнениями, побуждающими его к самостоятельным активным движениям. Механизм их возникновения объясняется следующим образом. Во время занятий по плаванию на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и ее механическим действием; зрительным и слуховым восприятием всей обстановки урока в ванне; углубленным дыханием и задержкой дыхания; состоянием полувесомости; многократным повторением однотипных движений. Под влиянием такого широкого потока систематически, изо дня в день повторяющихся сигналов, в коре головного мозга происходит проторение новых нервно-проводящих путей и связей, активизирующих не только двигательные центры, но и другие центры, находящиеся во взаимодействии с ними и регулирующие слаженность функций всего организма.

Именно такой широкий круг раздражений, получаемых ребенком на занятиях по плаванию, способствует ускорению не только физического развития (ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить на 2-3 месяца раньше), но и общего его развития, сознательного отношения к познанию окружающего мира.

Пребывание ребенка в воде во время систематических занятий плаванием облегчает и ускоряет адаптацию - приспособление организма к гравитации.

Не менее важным значением обладает закаливающее, гигиеническое, механическое и физическое воздействие воды.

Механическое воздействие воды на тело ребенка состоит в том, что, передвигаясь по поверхности воды, он получает легкий, приятный и полезный массаж. Такой водный массаж благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела. Воздействуя на многочисленные кровеносные сосуды, залегающие в кожном покрове, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а, значит, и деятельность сердца.

Давление на грудную клетку, создаваемое водой, способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощнейшим профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных путей.

Занятия в воде обычно дополняются специальным массажем и гимнастическими упражнениями на пеленальном столе, которые приучают ребенка к активным движениям, укрепляющим мышцы, суставы и связки, благоприятно воздействующим на функциональную деятельность организма, повышающим общую выносливость организма.

После нескольких месяцев занятий в ванной ребенок постепенно начинает выполнять активные движения ногами или руками, самостоятельно плавать в различных положениях, погружаться под воду и нырять, забавляться различными игрушками. И тут к гигиеническому воздействию воды добавляется еще и влияние активных движений. А когда эти два оздоровительных фактора соединяются и действуют систематически, каждодневно и продолжительно, то степень их воздействия на растущий организм многократно повышается. То, что ребенок получит отличную закалку уже на первом году жизни, оставит во всей последующей жизни след, значение которого неоценимо. Плавающие дети в 3 раза реже болеют острыми респираторными инфекциями, легче переносят их, и у них практически не возникает заболеваний кожи и желудочно-кишечного тракта.

Правильно проведенное занятие, помимо всего прочего, вызывает положительные эмоции. Дети становятся более спокойными, жизнерадостными, у них появляется хороший аппетит и крепкий сон.

Итак, хотите чтобы ваш ребенок был здоровым, жизнерадостным, хорошо рос, полноценно развивался и получил отличную закалку на всю жизнь? Изучайте методику и начинайте заниматься с ним плаванием с первого же месяца жизни!

Обучение плаванию грудных детей. С чего начать

Показания к назначению плавания

К занятиям плаванием и закаливанию могут быть допущены здоровые дети, а также некоторые младенцы с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с разрешения врача-педиатра.

Противопоказания к занятиям плаванием

Заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, врожденные уродства, гипотрофии II-III степени. Процедуры плавания прекращаются, если ребенок плачем или криком выражает неудовольствие, а также при появлении «гусиной кожи» или дрожи.

Следует ограничивать нагрузку при наличии таких неблагоприятных признаков, как отставание в весе, частые простудные заболевания и др. Сперва нужно попытаться снизить их продолжительность, сократить количество повторений, прекратить снижение температуры воды. Если отрицательные явления не исчезают и после этого, сократите количество занятий в ванне до 2-3. Постепенное повышение нагрузки можно продолжать только после полного исчезновения отрицательных явлений.

Врачебный контроль педиатра

Если родители приносят ребенка на занятия в специальный зал водных процедур, контроль за динамикой их здоровья и анализ индивидуального развития осуществляет врач при помощи общепринятых тестов. Занимаясь в домашних условиях, родители обязательно должны получать ежемесячные консультации от врача-педиатра, медсестры, методиста по плаванию.

Подготовка ванной к плаванию

В домашних условиях плавание и закаливание проводятся в обычной домашней ванне. Перед плаванием ванна тщательно чистится моющим средством и промывается горячей водой.

На пол ванной комнаты нужно постелить резиновый коврик. Необходимо также поместить туда невысокий стульчик, на котором будет сидеть главный купальщик. Кроме этого, желательно иметь полочку, чтобы на ней поставить часы, которые помогут ориентироваться в продолжительности купания. Особое внимание следует уделить двери, но не в том смысле, чтобы она плотно закрывалась. Ситуация здесь несколько иная. Для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха. Когда из наполненной паром ванной вы понесете ребенка в сухой воздух жилой комнаты, могут возникнуть некоторое проблемы (например, с ушами). Поэтому очень важно во время купания не закрывать дверь в ванную комнату. Для этого ее следует соответствующим образом подготовить так, чтобы она самопроизвольно не закрывалась. Это не такая уж большая проблема: если не получится отрегулировать петли, подставьте стульчик или привяжите ручку к чему-нибудь в коридоре.

Саму ванную следует тщательно вычистить. Самое лучшее и самое безопасное средство для этого - обычная пищевая сода. После чистки хорошенько сполосните ванную. Для первых разов не помешает вылить пару ведер кипятка. Впоследствии активно чистить ванну достаточно раз в неделю, а если в течение дня она не использовалась никем из взрослых для мытья или стирки, то достаточно сполоснуть ее проточной водой из душа.

Кипятить воду нет никакой необходимости. И нет никакой беды, если во время купания ребенок несколько раз хлебнет!

Нет особого смысла добавлять в воду перманганат калия (марганцовку). Реального дезинфицирующего эффекта он почти не дает, а при попадании в глазки возможны химические ожоги.

Наиболее оптимальный вариант - настой череды. Необходимое количество этой травы подсчитать довольно легко. Во-первых, подчеркиваем, что по достижении ребенком двухмесячного возраста в воду вообще ничего не надо добавлять. Череда, в принципе, помешать не может, но зачем делать то, без чего можно обойтись? Хотя раз в неделю - вполне резонно. Во-вторых, на одну ванну в день необходим стакан травы.

Заваривается череда следующим образом: в обычную литровую банку засыпается стакан травы и заливается крутым кипятком. Банка закрывается крышкой и через 3-4 часа продукт готов. Но делать это лучше всего утром, часов за 10-12 до вечернего купания. После того, как ванна наполнена, вылейте настой через марлю; можете еще пару раз залить в банку воду, сполоснуть и опять вылить.

Частота и дозировка занятий плаванием

Плаванием с грудными детьми следует заниматься 4- 5 раз в неделю. Лучше всего плавать за два часа до кормления или ночного сна.

Начальные дозы процедуры плавания 6-10-12 минут зависят от веса ребенка при рождении: соответственно 2,5-3-4 кг. Они ежедневно увеличиваются на 4-6 минут, достигая 40-45 минут к концу года.

Температура воды

Оптимальной температурой для начала занятий обычно считается 36-37°, то есть температура, приближенная к микроклимату материнской утробы. Ежемесячно рекомендуется снижать ее на 1° с тем, чтобы к концу первого года она равнялась 28-29°. Но есть и другое мнение, высказываемое, например, Е. О. Комаровским в его книге «Начало жизни вашего ребенка». Он считает, что оптимальной для начала занятий будет температура 34-35°. Автор указывает на то, что регуляция температуры тела у ребенка отлична от таковой у взрослого, поэтому руководствоваться надо не собственными ощущениями, а реакциями младенца: если у вас мерзнут руки, то это не означает, что ребенок тоже мерзнет. Измерять температуру воды удобнее всего спиртовым термометром, помещенным в защитный пластмассовый корпус. Такой термометр может находиться в ванне в течение всего времени купания, позволяя постоянно контролировать температуру воды.

Итак, каким же образом определяется оптимальная температура ванны? Во-первых, она должна переноситься ребенком без ущерба для его здоровья, но при этом вода не должна позволять ребенку слишком расслабиться. Холо-довое воздействие на кожу резко усиливает кровоток в мышцах, увеличивает их тонус, активизирует работу сердца. В кровь выбрасываются биологически активные вещества, стимулирующие обмен и повышающие сопротивляемость инфекциям.

В воде с температурой выше 35° ребенок не имеет стимулов к проявлению активности, хотя сама процедура не вызывает у него никаких неприятных ощущений, скорее, наоборот: в воде он всем своим видом демонстрирует блаженство. Но купание в теплой воде мало что дает в плане закаливания. В то же время, при погружении в воду с температурой ниже 30° у ребенка могут возникать отрицательные эмоции. Не потому, что он замерзает, просто шевелить руками и ногами, чтобы согреться, не хочется и потому он начинает возмущаться. Поэтому и нужно начинать с температуры выше 30°, чтобы малыш полюбил саму процедуру купания. Но задерживаться надолго в таком температурном режиме все-таки не рекомендуется.

Массаж и гимнастика перед занятиям по плаванию

Массаж и плавательная гимнастика входят в число подготовительных мероприятий. Надо сказать, что без них нам не обойтись. Ясно ведь, что плавание - это нагрузка на организм. Поэтому неплохо до этого провести небольшую разминку. Заканчивать курсы массажистов для этого совсем не обязательно. Разберитесь в принципах, и все будет замечательно. А если что-нибудь перепутаете, не беда: не очень хороший массаж лучше, чем отсутствие очень хорошего массажа.

По времени массаж и гимнастика вместе длятся около 20-30 минут (по 10-15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность обязательна: сначала массаж, потом гимнастика и уже после этого - погружение в ванну.

Место проведения процедур - обычный пеленальный столик. Кладите голого ребенка на спинку и начинайте массаж. Он состоит из двух этапов - поглаживание и разминание. Сперва гладим, то есть просто проводим своей рукой по коже ребенка без особого давления. Соблюдаем при этом следующую последовательность: ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо); переворачиваем на живот, затем ягодицы, спина; опять переворачиваем животом кверху, массаж живота, грудной клетки, шеи, головы. После того, как поглаживание закончено, в той же последовательности повторяем разминание мышц.

Особенно следует отметить массаж живота. Он, скорее всего, понадобится нам не только перед плаваньем и купанием, поскольку малышей, никогда не страдающих от боли в животе, не бывает, а массаж в этом случае очень быстро приносит облегчение. Основание кисти следует поставить ребенку на лобок, после чего живот массируется круговыми движениям четырех пальцев правой руки (кроме большого) в направлении по часовой стрелке, то есть по ходу толстого кишечника.

После массажа выполняются гимнастические упражнения, так называемое «сухое плавание». Оно поможет ребенку усвоить гребковые движения.

1-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, ноги вытянуты. Взрослый обхватывает сзади и снизу область голеностопных суставов ребенка и производит попеременное поднимание и опускание его ног (движения ног, как при плавании кролем). Количество повторов 10-12 раз.

2-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине. Имитация движений ног при плавании брасом, или «лягушка». Одновременно согнуть обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем развести колени в стороны и быстро выпрямить ноги, возвращаясь в исходное положение. Количество повторов 8-10 раз.

3-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Держа ребенка за кисти, производят одновременные гребковые движения к бокам. Затем руки поднимают вверх, возвращаясь в исходное положение (имитация второй половины движения рук при плавании брасом на спине). Количество повторов - 8-10 раз.

Те же движения руками и ногами выполняются из исходного положения лежа на животе.

Обучение плаванию грудных детей. Процедура плавания

При целенаправленных занятиях плаванием основная задача состоит в том, чтобы перестроить врожденные малоэффективные инстинктивные движения руками и ногами на осознанные, активные и более эффективные.

Основной целью занятий является прежде всего укрепление здоровья ребенка и обучение его жизненно важному навыку - умению самостоятельно держаться на поверхности воды. Поэтому вам не понадобится обучать его классическому кролю или брасу или другим спортивным способам плавания. К ним можно будет приступить примерно через 2-3 года. А пока подойдет «вольный младенческий» стиль, который вам подскажет сам обучающийся. Конечная цель занятий в течение первого года состоит в том, чтобы научить ребенка максимально доступным для него плавательным навыкам.

На это понадобится в среднем 200-250 занятий, проведение которых займет 10-11 месяцев.

В основе плавания младенцев лежит плавание на спине и груди с ручной или автономной поддержками, и, наконец, самостоятельное плавание.

Во всех случаях характер плавания интервальный - за проплывом обязательно следует короткий отдых. Начинать занятие следует с плавания на спине и затем чередовать его с плаванием на груди. Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для пассивного отдыха.

Активизация движений ребенка при плавании обычно наступает на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 сек, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5°.

Таким образом, активизация двигательных функций достигается стимулированием движением и увеличением их количества, а достижение закаленности - неуклонным снижением температуры полных ванн.

Цикл плавания включает в себя выполнение разных элементов, переводы ребенка из одного положения в другое с помощью точных ручных поддержек. Следует помнить, что нельзя перехватывать младенца и переводить его из одного положения в другое без фиксированной остановки.

Если занятия прерываются в связи с болезнью или другими причинами, возобновлять их следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. После болезни занятия плаванием возобновляются только с ведома лечащего врача.

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5-14-дневный возраст. Самый поздний срок - 3-3,5 месяца. Поскольку в трехмесячном возрасте плавательные рефлексы начинают угасать, начало занятий в этом возрасте сделает их более трудоемкими.

Ручные поддержки

Наиболее тяжелой тонущей частью тела ребенка является голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.

Ручные поддержки могут быть разнообразными. Но все они делятся на две группы - поддержки при совместном нахождении взрослого в ванной с ребенком и при нахождении взрослого вне ванной.

1-я группа

Взрослый сидит в ванной, прислонившись спиной к ее головной стенке, вытянув и расставив ноги. Поддержка ребенка выполняется при четырех его основных положениях в воде: на спине, на груди, сидя и стоя. От занятия к занятию она постепенно меняется: на первых порах взрослый поддерживает ребенка под бедра, затем под таз, под спину и, наконец, - под голову.

Поддержка солдатиком применяется при нахождении ребенка на спине в поперечном по отношению к длине ванны положении. Левая ладонь поддерживает голову, а правая - тело в области тазобедренного сустава, захватывая его таким образом, чтобы большой палец прилегал к животу, остальные - к ягодицам.

Подводная подушка при положении ребенка на спине в продольном по отношению к длине ванны положении. Пальцы взрослого образуют своеобразную подушку (ладони плотно соединены мизинцами вовнутрь, большими пальцами кнаружи, все пальцы выпрямлены). Затылок ребенка упирается в грудь поддерживающего.

«Двойной замок» может выполняться как в положении на спине, так и на груди. В положении на спине затылок ребенка упирается в область лучезапястных суставов и нижней части предплечий поддерживающего, ладони которого находятся под спиной ребенка. Большие пальцы обхватывают при этом область плечевых суставов сверху или верхнюю часть руки. В положении на груди руки поддерживающего находятся под грудью ребенка, большие пальцы захватывают сверху верхнюю часть спины. Подбородок опирается на лучезапястные суставы.

Поддержка в «положении стоя» осуществляется следующим образом. Поддерживающий сидя в ванне держит ребенка лицом к себе (большие пальцы - над сосками ребенка, остальные держат верхнюю часть спины и затылок).

При поддержке «в положении сидя» взрослый сгибает руку в локтевом суставе до угла 90°; ладони и предплечье вытянуты вперед. Ребенок сидит на предплечье взрослого, его туловище и голова опираются на область его груди и плеча. С помощью свободной правой руки можно поддерживать голову ребенка.

2-я группа

Если ребенок чувствует себя в ванне комфортно, уже после 2-3 уроков можно переходить на поддержки «вне ванны». При этом можно использовать все описанные, кроме последних двух, способы, а также некоторые другие.

Наилучшие из них - «двойная ручная поддержка» при плавании на спине (четырьмя пальцами под спинку, шейку и головку, два больших пальца лежат на груди) может постепенно усложняться: вместе всей ладони ее начинают выполнять расставленными пальцами, а позже - их кончиками.

Одноручная поддержка «ковшиком» - большой и указательный пальцы охватывают шею ребенка, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести. Одноручная поддержка и «ковшиком» позволяет свободной рукой стимулировать гребки.

Поддержка «дугой» выполняется двумя руками: ладонь одной руки образует «дугу» (четыре пальца плотно соединены и выпрямлены, большой - отставлен в сторону), другая рука держит живот ребенка.

Как только ребенок научится правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

При плавании на груди наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок. Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком», а также тыльной стороной большого пальца под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.

При любом способе поддержки важно, чтобы тело ребенка было все время погружено в воду, за исключением лица. Нужно стремиться помочь ребенку найти оптимальное для сохранения равновесия положение. Голова ребенка не должна чрезмерно наклоняться ни вперед, ни назад, а ноги не должны сгибаться в суставах или тонуть. Если это происходит, следует мягко погладить и помассировать в воде суставы и мышцы. Тогда ребенок сам их распрямит. При выполнении поддержки нужно стремиться прилагать минимальные усилия, чтобы ребенок как можно скорее учился самостоятельно держаться на воде.

Поддержки при помощи подвесок

Изготавливаются из большого куска плотного, желательно непромокаемого материала, из которого вырезается пояс для одного из четырех участков тела ребенка: для спины - ширина пояса 8-10 см, для живота - 10-12 см, для затылка - в форме небольшой шапочки-тюбетейки и подбородка - в форме конусообразного ложа. С обеих сторон пояса нашивают ленты из плотного материала, которые заканчиваются петлями для рук учителя. Можно использовать для изготовления подвески обычный широкий платок или полотняное кашне.

Можно придумать много различных способов поддержки при помощи подвесок. Их главное достоинство в том, что они позволяют снизить нагрузку на позвоночник поддерживающего и способствуют скорейшему приучению ребенка к самостоятельному плавания.

Применяя этот способ, поддерживающий должен постоянно чувствовать вес ребенка, следить за положением его головы и туловища, периодически ослабляя натяжение.

Автономные поддержки

Целесообразно применять на начальных стадиях обучения или в тех случаях, когда ребенок с трудом осваивает активные плавательные движения ногами.

Автономные поддержки осуществляются при помощи различных приспособлений, изготовляемых из различных непотопляемых материалов. Их можно купить или изготовить самостоятельно при помощи узкой резиновой полости, пенопластовой ленты, пробковых изделий или других труднопотопляемых материалов.

Самостоятельному плаванию на спине, например, легче всего обучить с 2,5-3-месячного возраста при помощи специального чепчика, который помимо прочих положительных эффектов поможет сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь, сидеть или стоять полусогнутым в течение 30-40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления радикулита у его папы, мамы или бабушки. Чтобы изготовить такой чепчик, необходимо иметь следующее: обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик), кусок тонкой ткани размером с половину пеленки, а также 2 брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам обычной пачки сигарет.

Сперва пенопласт обшивают тканью, а затем фиксируют его на шапочке. Верхний край брусочков должен при этом возвышаться над головкой ребенка. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде.

Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине сравнительно прост. Он состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, когда сила гребков младенца и его способность удерживать голову на поверхности становятся вполне достаточными.

Плавание на спине, как правило, не связано с нырянием и задержкой дыхания, а поэтому более доступно в освоении.

Плавание на груди связано с нырянием и задержкой дыхания. Поэтому младенца сначала обучают задержке дыхания и самостоятельному погружению и только потом применяют самостоятельное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Организация занятия

1. Окончив массаж и гимнастику, берем ребенка со стола в положении на груди в двойном ручном хвате под мышки спиной к себе и переносим в воду. Медленный вход в воду ножками и стояние. Речевой сигнал: «Стоим». Интервал 15 секунд. Стопы опираются о дно ванны, ребенок находится в вертикальном положении. Следите за тем, чтобы его подбородок находился над поверхностью воды.

2. Речевой сигнал: «Идем!». Проходим длину ванны. Следует следить, чтобы малыш сначала опирался каждой стопой и уже потом переступал.

3. Снова даем речевой сигнал: «Стоим!». Интервал отдыха - 15 сек. Отдых в положении стоя предупреждает двигательное переутомление, поэтому не торопитесь переходить к плаванию на спине.

4. Переходим в положение на спине. Перевод из стояния на спину осуществляется без перехвата кистей. Большие пальцы и ладони переходят на щеки, указательный и средний - под шею, безымянный и мизинец - под затылок (двойная ручная поддержка). Уши и грудь ребенка должны находиться под водой.

5. Выполняем толчок стопами от торца ванной и медленную проводку - плавание на спине до другого торца ванны - «челноком». Количество проводок 6-8 от торца до торца. Двойную ручную поддержку нужно делать мягко и свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов. Как только малыш начинает грести, характер поддержки меняется (см. выше). Одноручная поддержка позволит свободной рукой стимулировать гребки.

6. Переводим ребенка из положения на спине в положение стоя. Еще один речевой сигнал: «Стоим!». Ребенок стоит уже не в двойном ручном хвате под мышки, как в начале, а в хвате левой руки за шею сзади (ладонь смотрит к затылку). Правая рука на груди, большой палец под подбородок.

7. Снова ходьба - ребенок проходит от торца до торца ванны и обратно. После ходьбы - стояние 15 сек.

8. Переход в положение на груди: перехват правой рукой «ковшиком» под подбородок. Два пальца за подбородком достигают уха (глубокий хват), большой палец смотрит в сторону. Подбородок ребенка должен находиться над водой под контролем зрения по всему пути плавания по поверхности.

9. Речевой сигнал: «Плывем!». В двойной поддержке - «ковшиком» под подбородок правой рукой, левой - ухватом сзади за шею, плывем в правый ближний угол ванны, поворачиваем в правый дальний угол. Таким образом, делаем «восьмерку». Повторяем ее еще раз. При плавании на груди следует соблюдать осторожность, внимательно следить за тем, чтобы подбородок ребенка и кисть поддерживающего были выше поверхности воды. Делаем 6- 8 «восьмерок» и снова стоя отдыхаем 15 сек.

10. Снова выполняем ходьбу - два раза от торца до торца. Не забываем о речевых сигналах: «Стоим!», «Ходим!»

11. Приступаем к выполнению упражнения плавание «крестиком». Двойная ручная поддержка при плавании на спине, медленная проводка по длине ванны («челнок») в ближний угол ванны и поворот ножками в дальний угол (по диагонали ванны), проводка с поворотом, уши в воде. Повторяем 6-8 раз. Речевой сигнал: «Стоим!», отдых в стоянии 15 сек, ходьба 2 раза от торца до торца.

Таким образом, цикл плавания включает в себя выполнение трех упражнений: плавание на спине «челноком», плавание на груди - «восьмеркой» и плавание на спине «крестиком». После каждого плавательного движения повторяется стояние, ходьба, снова стояние. Следует помнить, что отдых должен составлять около половины всей процедуры. Особое внимание следует уделить речевому сопровождению. Например, стоянию должно соответствовать слово «стой!», ходьбе -- «иди!», плаванию - «плыви!», нырянию - «ныряй!». Точная терминология помогает закрепить двигательные навыки.

Общая сумма пути плавания в одном цикле - 50-60 м, ходьбы - 5-6 м. Продолжительность цикла 3-4 минуты.

Первое занятие состоит из 1-2 циклов. Ребенок максимально проплывает 7-140 м и проходит 10-12 м. В каждый последующий месяц занятие увеличивается на 3-4 минуты, соответственно на полный цикл. Двум месяцам занятий соответствует 4 полных цикла, трем - 5 циклов и т. д. Одним циклом можно ограничиться только тогда, когда ребенок в этот день капризничает и не хочет плавать.

Обучение плаванию грудных детей. Погружения и ныряние

В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Тем не менее, многие родители не всегда рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают вообще обходиться без этого полезного упражнения. На самом же деле в нырянии ничего страшного нет - у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает. Но, к счастью, даже обыкновенная процедура купания в большой ванне не может обойтись без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с поддерживающей его руки и не погрузился полностью под воду, даже тогда, когда вы это совсем не планировали. Не бойтесь! Это даже хорошо - подхватите малыша, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Когда ребенок успокоится - продолжайте процедуру.

Тем не менее, ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, конечно же более предпочтительна во многих отношениях. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка секуну под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимания его ко дну рукой: дети часто попадают в воду на вдохе и могут захлебнуться или сильно испугаться, что весьма нежелательно, так как может надолго отвратить их от водных процедур.

На первом месяце занятий целесообразно проводить имитированное погружение. Цель его - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» и полив водой лба и лица. При этом погружение под воду не проводится. Вода не попадает в дыхательные пути, позволяя вам убедиться в безопасности этого упражнения.

{mosimage}При плавании на груди «восьмеркой» необходимо научиться поддерживать голову младенца в одноручном ковше правой кистью. Важно выполнение глубокого хвата указательным и средним пальцами у уха ребенка. Имитированное погружение проводится один раз через каждые три «восьмерки». Во время полива задержка дыхания длится 2-3 сек, пока с лица стекает вода.

Ошибки при выполнении полива - неполный забор воды горстью, полив на затылок вместо лба и резкое плескание воды под нос ребенка. Нужно отработать забор воды из-под подбородка и точный полив полной горстью лба и лица.

На втором месяце занятий (не путать с возрастом) после команды: «Ныряем!» в момент 2-3-секундной задержки дыхания после полива проводится ныряние головой под воду не дальше 20-30 см в ручной поддержке.

На третьем месяце занятий ныряние проводится с отпусканием рук после проталкивания ребенка вперед на 20-30 см. В возрасте 6-7 месяцев ныряние под воду достигает 40-50 см, а в год доходит до 1 м.

После погружения и выхода головы на поверхность следует отдых в положении стоя - 5-10 сек, затем плавание в «восьмерке» продолжается.

В 5-6 месяцев ребенок начинает сам после ныряния выходить на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания-дрейфа при свободном дыхании: срабатывает так называемый спасательный рефлекс. Если ребенок еще не умеет поворачиваться, помогите ему сделать поворот. Это так называемая «торпеда с поворотом».

Дети очень любят прыжки в воду. Начиная с двух месяцев, можно проводить вертикальные прыжки в воду в ручных поддержках, поначалу медленно и спокойно. С 4-х месяцев можно по команде «Ныряй!» перейти к вертикальному нырянию.

В 6-8 месяцев при уверенном нырянии можно перейти к нырянию с прыжка в «торпеду». Ныряние проводится без полива по сигналу: «Ныряй!». «Торпеда» с прыжка возможна только в ручной поддержке.

Закаливание в «холодном пятне»

В конце каждого занятия обязательно выполняйте закаливающую процедуру - проводите ребенка в «холодное пятно», образуемое струей холодной воды. В первый месяц делайте 4-6 проводок, ежемесячно увеличивайте их на одну, достигая к году 16-18. В «холодном пятне» за одну проводку выполняется 2 поворота спиной-грудью (но не в самой струе). Возможно введение под струю рук или ног, но лишь после 2-3 месяцев занятий. Детям очень нравится прохладное контрастное закаливание. Кран с холодной водой открывается с первого же занятия.

Опыт показывает, что некоторые родители, вначале горячо взявшись за обучение малыша плаванию, постепенно охладевают к занятиям. К тому же после полугода у ребенка появляется много новых двигательных навыков: он ползает, сидит, стоит, приседает, начинает ходить. Родители с интересом следят за его успехами на «суше» и пропускают занятия в ванне, а это значительно снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Между тем, ребенок старше полугода уже более вынослив и может заниматься успешнее, чем раньше. Вот почему не ослабляйте, а, наоборот, усиливайте внимание к занятиям плаванием, шире используйте готовность ребенка к подражанию, придумывая разные игры в воде.

Выбираемся «на сушу»

Итак, ваш малыш плескался в ванной, выполнял разные задания и упражнения, теперь нужно достойно закончить это полезное мероприятие. Под мышки выньте ребенка из воды и накиньте ему на голову пеленку. Она должна быть достаточно большой, чтобы завернуть его целиком. И в таком виде, не "вытирая его в ванной, отправляйтесь к пеленальному столику. Ребенку совсем не жарко, ведь он мокрый и в прохладной комнате! И это очень хорошо - еще одна закаливающая процедура. На столике доводим кожу до сухого состояния промокая, а не вытирая ее. Последнее замечание принципиально.

Не следует особенно торопиться и нервничать по поводу того, что малыш замерзнет. Промокнули? Теперь будем делать «послеводные процедуры». Для начала возьмем растительное масло - лучше всего специальное детское (оливковое), но прокипяченное на водяной бане. Вполне подойдет и подсолнечное. Намочите вату и протрите все имеющиеся у ребенка складки кожи, разумеется, в том случае, если там нет повреждений. При наличии опрелостей - используем присыпки. Особое внимание при обработке уделите половым органам. Мальчикам не забудьте смазать складку кожи под мошонкой, а девочкам протрите ватой, смоченной водой (лучше кипяченой), половую щель. Направление движений - от лобка к попе - и не иначе! Если пришла пора, подстригите ногти.

А теперь можно и запеленать малыша или надеть распашонку и ползунки. Осталась голова. Главное после пребывания в воде, разумеется, - уши. Для этого нужно изготовить турунду. Технология такова: берем спичку, туго наматываем на ее конец ватку, после чего снимаем ее со спички. Тонкий конец получившейся турунды засовываем в ушко малышу.

Гигроскопичная вата впитает в себя остатки воды. Удалять ватку не надо до тех пор, пока полностью не высохнет головка малыша. Чтобы вата не выпала, наденьте тонкую шапочку, которая совсем не повредит малышу после ванны. Если во время купания малыш хоть несколько раз нырнул и после этого чихал, с носом ничего специально делать не надо.

А теперь вообразите себя на месте ребенка: купание в холодной воде, устали, а тут еще малость продрогли в прохладном воздухе комнаты после процедуры. Но зато вы насухо вытерты, тепло одеты... Что там думать: перекусить бы сейчас и на боковую... Так и случится. Но до еды желательно поносить малыша 15-20 минут в вертикальном положении, чтобы скорее освободить желудок от воды, которую он глотнул в ванной. Теперь смело кормите его и укладывайте спать.

Бывают, правда, такие активные «спортсмены», что после ванны не имеют сил даже на еду - скорее бы глазки сомкнуть и уснуть. Пусть уснет, ничего страшного: в этом случае ребенок, как правило, через 1,5-2 часа проснется со зверским аппетитом, после утоления которого уснет крепко и надолго. Ясно, что с таким ребенком целесообразно заниматься часов в 9-10 вечера. В таком случае как раз к полуночи вы всей семьей и войдете в режим спокойного ночного сна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!