Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Подготовка лыж к лыжному походу. Лыжный туризм. Преодоление травянистых склонов, осыпей, морен

Память это способность всех жив.систем хранить и воспроизводить ранее полученную инфор. В психофизиологическом плане П. это сохранение иформации о радражителе действие кот. Прекратилось.

П.может рассматриваться и как процесс состорящий из запечатления следав и этот феномен яв.прямым продолжением процесса восприятия. Хранение следов это не пассивный процесспоскольку в этот перицд происходит слож.обработка получюинфор. Она обобщается,свертывается и утрапчивает детализированость, чем и отличается давно полученная от полученного только что. В нек. Случаях говорят и о так наз. симантическом кадировании при котором на уровне памяти происходит и смысл. Обработка поступившей иформ. Третий этап это извлечение образовавшихся следов. Механизмы которого до сих пор не изучены.Предпологается чокаждый человек на протяж.жизни а также с учетом врожденных механизмов выробатывает свою стратегию поисков необходимого на «складе». Известно что вноме такие стратегие исключительно эффективны поскольку желаемая инфор. В прогблемной ситуации может быть извлечена за сотые доли секунды.

Существуют разная классификация видов П. ее делят на произвольную и непроизвольную непосредственную и опосредованную на врожденную и преобретеную но чаще всего в зависимости от времени хранении инфор. И в этих случая выделяют 3 вида П.:1. мгновенная (иконическая), 2 кратковременая и 3 долговременная.

Мгновенная П. хранит информацию доли секунды т.е. на протяжении того времени поека переферич. Рецептор находиться в состоянии возбуждения. Уже после того как воздействие раздражителя прекратилось. Специфика этой памяти в том что она хранит инфор. Именно в той модальности в которой она поступила. Этот вид памяти играет исключительную роль и в восполнении выш. Псих.фукций таких как процессы чтения и процессы прослушивания чужой речи. На доли сек. Каждая буква и кажд. Звук зхадерживается в анализаторных аппаратах благодоря чему делается доступным восприятие целостных слов либо же воспириятие слож.предметов. По отношению к слуху это П, получ. Наз. эхолической.

Кратковременная память удерж инфор.от неск.секунд до неск минут, а по нек.данным даже неск.часов и дней. В этой П. лаколизуется лишь инфор. Для октуальной деятельности. Поэтому данную память инга наз и оперативной. Однако в инжененрной психологии аператив П. имеет собственный смысл о ней говорят в тех случаях когда от испытуемого тебуется удержание в памяти какойто промежуточной информации для достижния конеч цели. НАпр., запоминания результатов промежу точных вычеслений. Объхем кратковрем П.в норме описывается класическим числом 7+ 2 единцы. В порследние время стали говорить не о количестве ифор.единиц а о каличестве ичек памяти, в каждой из которой может храниться довольнобольшой объем инфор. Напр., слож живописное полотно какойто рассказ, представление о конкретном челлвеке и таму подобное.

ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА

Сколько люди помнят себя, их всегда тянуло в "дальние страны". Интерес к путешествиям, даже пассивный – за книгой, в кино или у телевизора, наверное, будет вечным.

Не зря отдых у любого человека ассоциируется с поездкой. Или это извечное влечение к перемене мест? Или это естественная, особенно в современных условиях урбанизации, подсознательная тяга городского жителя к общению с природой? Но зачем люди стремятся в походы, да еще зимой? Для чего бессмысленная трата времени, сил, здоровья...? Зачем?

А, может быть, сами того не понимая, мы идем за яркими эмоциональными впечатлениями, возвышающими наши души, очищающими нас от городской грязи. На всю жизнь остаются в нас светлые воспоминания о друзьях, о преодоленной слабости, о победе. Нам снятся и манят к себе дальние белые горы.

... Прошло больше двадцати лет, но все еще стоят перед глазами белые гребни вершин. А мы, грязные до черноты, взмокшие, промерзшие и обессиленные, сидим в светящемся, сверкающем на солнце сугробе после спуска с вершины. Мы захлебываемся от беспричинного восторга, перебивая друг друга, хохочем. В этом походе наши ботинки оставили следы на шести вершинах. Мы счастливы, но понимаем, что скоро счастью конец: надо спускаться в базовый лагерь, а там – выходить к железной дороге. Поэтому уходить отсюда нам не хочется, вставать – нет сил...

По эмоциональной насыщенности лыжные походы вместе с водными стоят, пожалуй, впереди остальных видов туризма, может быть еще и потому, что цель зимнего путешествия достается нелегкой ценой. Лыжный поход всегда сложнее аналогичного летнего. Ясно, что на холоде необходимы специальная одежда и бивуачное снаряжение, а это увеличивает груз за спиной туриста-лыжника. Зимой нередко приходится прокладывать путь по глубокому снегу, и препятствия становятся сложнее и опаснее. Участники лыжных путешествий должны хорошо владеть техникой пешеходного и горного туризма, лыжного и горнолыжного спорта.

Но мало владеть техническими приемами. Туристу необходимо сознательное стремление навстречу трудностям. Отношение к ним, как к нормальной ситуации для зимнего похода – мощный психологический фактор, ослабляющий действие суровых зимних условий.

Зимние походы отличаются от летних ограниченностью светового дня, так как проводятся обычно с ноября до апреля. Длинный световой день в лыжных путешествиях бывает только в период межсезонья и в северных широтах, где походы можно совершать в апреле и даже в мае. Поздний рассвет, ранние сумерки, мороз и ветер – вот характерные условия проведения лыжных походов.

Но главная, невидимая постороннему или неопытному взгляду, особенность лыжного туризма – усталость от холода и устройство каждодневных ночлегов. В многодневных зимних походах к обычному физическому утомлению добавляется, так называемая, холодовая усталость от постоянного пребывания на морозе, от постоянной борьбы с холодом, привыкнуть к которому нельзя. Холодовая усталость отрицательно влияет на психику и настроение туристов. Устойчивость к ней приобретается только постепенным накоплением опыта зимних походов. Говоря об устройстве ночлегов, следует помнить, что всякая работа на стоянках вызывает гораздо большую усталость, чем ходьба на лыжах. По выражению А.Бермана, утомляют не ходовые дни, а ночлеги. Поэтому в зимнем путешествии надо стараться как можно быстрее и комфортабельнее устраиваться на бивуаке.

Несмотря на указанные трудности, лыжный туризм имеет и ряд преимуществ, выгодно отличающих его от пешего туризма. Зимой туристы имеют техническое средство передвижения – лыжи.

Выпавшим снегом сглаживаются неровности рельефа, замерзают реки, а это позволяет спрямить путь, облегчает преодоление простых препятствий. Самое выигрышное обстоятельство – скольжение лыж на спусках и ровной местности, что в сочетании с красотой и величием зимней природы увеличивает эмоциональность лыжного путешествия.

Ходить в лыжные походы с каждым годом становится и легче и тяжелее. Тяжелее, так как современные путешествия требуют большой подготовительной работы, перед ними возникают новые проблемы, растет сложность и продолжительность лыжных путешествий, ширится география туристских районов. Легче, потому что совершенствуются техника и тактика лыжного туризма, обновляется и облегчается снаряжение, накапливается и осмысливается коллективный опыт десятилетий развития туризма в нашей стране.

Лыжный туризм начал развиваться в СССР еще в тридцатые, довоенные годы. Но, в основном, имел прикладное значение в армейских частях. Армейские группы совершали многодневные лыжные переходы в условиях автономного существования. Ввиду отсутствия или недостаточности специального снаряжения в обычной жизни лыжный туризм ограничивался кратковременными походами выходного дня и экскурсиями. Массовым лыжный туризм становится в пятидесятые годы после преодоления военной разрухи и с ростом благосостояния жителей городов. Это были годы всплеска туристского энтузиазма во всей стране. Но применяемое армейское снаряжение было тяжелым и примитивным: брезентовые шатры, ватные спальные мешки, телогрейки и ватные брюки, полушубки, рукавицы, шлемы и т.п.

К 1960 году туристами-лыжниками освоены значительные районы Урала (от Южного до Приполярного), Восточные Саяны, Карелия. Техническая оснащенность и накопившийся опыт позволили осваивать районы безлесья и тундры, Полярного Урала и Кольского полуострова. Лыжные маршруты начинают проходить по безлесным районам среднегорья. Конец шестидесятых и начало семидесятых годов знаменуются освоением Арктических территорий Советского Союза и совершением зимних технически сложных горных походов на лыжах.

Мощный толчок лыжному туризму дали Всесоюзные семинары-сборы инструкторов и руководителей сложных лыжных походов, ежегодно проводимые с 1974 года Центральной лыжной комиссией федерации туризма. Бессменным инициатором, организатором и душой этих семинаров стал ветеран советского туризма П.И.Лукоянов. На семинары съезжались туристы - лыжники со всей страны, обменивались опытом, умением ходить в походы, привозили новинки снаряжения. Сборы стали действенным началом качественного подъема лыжного туризма в СССР. В семидесятые годы сформировались представительные школы лыжного туризма в Ленинграде, Москве, Перми, Свердловске и Иркутске. В эти же годы взоры и мысли лыжников устремились к Северному полюсу. В начале восьмидесятых годов к такому походу в нашей стране были готовы 4-5 групп. Но в то время полюс оказался недоступен туризму: на него было наложено вето партийного режима, правившего страной. И только в 1989 году группа советских туристов-лыжников под руководством Чукова В.С. в автономном режиме дошла до Северного полюса.

В настоящее время лыжный туризм развивается в следующих направлениях:

· совершенствование техники и тактики;

· дальнейшая модернизация и облегчение снаряжения;

· разработка рационального питания в походе;

· освоение новых районов Восточной Сибири;

· внедрение транспортной доставки продуктов и снаряжения по пути следования туристской группы. Этот вопрос вызывает немало споров среди туристов. При отсутствии автономности существования туристской группы - это уже не спортивный туристский поход, а лыжный рекламный пробег, обилием которых славится наша страна. Если сбрасывать с воздуха группе лыжников через неделю-две необходимое снаряжение и продукты, или пустить рядом с ними вездеход, то они не только дойдут до полюса, но и смогут обогнуть весь Земной шар.

Остаются пока неразрешенными для туристов и такие проблемы:

· промышленное изготовление качественного снаряжения, пригодного для использования в лыжных походах;

· современное медицинское обеспечение туристских групп и контроль за здоровьем участников зимних путешествий;

· обеспечение всех туристских групп радиосвязью;

· снабжение туристов топографическими картами необходимого масштаба.

Но туристы – неунывающий народ. Они постоянно ищут, выдумывают, пробуют и решают проблемы своими силами. Ведь не зря же спортивный туризм в нашей стране официально зовется самодеятельным. Будем надеяться на создание отечественной индустрии туризма.




Особенности лыжного туризма: ЛЫЖИ Наличие больше половины времени похода на ногах лыж откладывают свой отпечаток на всё: своеобразная нагрузка на разные группы мышц при движении; способ преодоления опасных и сложных участков маршрута; выбор пути движения по равнинам, лесу, льду и пересеченной местности; порядок движения группы на маршруте; и многое другое.


Особенности лыжного туризма: ЗИМА Зима для туриста лыжника не совпадает с календарной зимой. В лыжные походы на территории нашей необъятной Родины можно ходить начиная с поздней осени (ноябрь) и заканчивая весной (апрель). Зима – это самое суровое время года, к которому человек по природе своей приспособлен слабо. Зима – это снег, холод, метель, лавины и прочие другие признаки, характеризующие данное время года и порождающие на свет целый букет нюансов, которые необходимо в течение похода знать и учитывать.


Особенности лыжного туризма - особая подготовка к лыжному походу в лыжном походе чувство команды и необходимость в течение долгого времени жить и работать как единый организм ощущаются особо остро. Поэтому необходимо на подготовительном этапе учитывать каждую мелочь, готовить не только снаряжение и еду, но и тренировать свою физическую, техническую готовности, а так, же морально - волевые качества. Пренебрежительное отношение на этапе подготовки к любому из вышеуказанных направлений неминуемо снизит запас прочности группы, что с высокой долей вероятности приведет к аварии на маршруте.




Планирование маршрута и дневного перехода Обратить ВНИМАНИЕ: Автономность маршрута Короткий световой день Ледовая обстановка в районе Толщина снежного покрова Наличие зимних дорог, коммуникаций Необходимость днёвок Ночевки – чтобы были дрова Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» Трудность незапланированного схода с маршрута одного или нескольких участников


Планирование маршрута Район выбирается согласно пожеланию потенциальной группы из соображений: новизна, красота, сложность района, транспортные (финансовые) возможности. При планировании маршрутов 1-2 категории нецелесообразно ехать в далекие районы (для Западной Сибири), например Кодар, где сложность перевалов 2А-2Б


Автономность Автономность маршрута При планировании похода 1 кс (6дней и 100 км) желательно чтобы были короткие (1-2 дня) аварийные выходы с маршрута, Например, маршрут проходит рядом с приютами или н.п. Маршруты с высокой автономностью – как правило, от 3 к.с.




Ледовая обстановка в районе Руководитель выясняет: Закрыты ли основные реки, Есть ли наледи Особенности данного района (Хамар-Дабан – реки закрытые снегом, без льда, Кузнецкий Алатау- мокрые наледи, Тункинские гольцы – наледи) Источники информации: Личный опыт Отчеты других групп ПСО, местные охотники, рыбаки


Толщина снежного покрова Количество снега может кардинально повлиять на скорость группы. Одно дело тропить полуметровую лыжнную на Приполряном Урале, совсем другое - весело скользить по насту на соседнем (!) Полярном Урале. Для сибирских районов, типа Саян или Забайкалья, характерно наличие на реках наледей - участков чистого льда. Двигаться по ним как правило проще чем по заснеженному руслу и идти по таежному берегу






Ночевки – чтобы были дрова В походе, как правило, ночевки не планируют исходя из наличия рядом речек или озёр. Зимой вода всюду, топи – не хочу. Главное – чтобы дрова были. Однако всё же уже на маршруте стараются добывать воду, нежели топить снег, так как не надо тратить драгоценное время и энергию на растопку последнего. На Теректинском хребте - столкнулись с тем, что есть дрова но нет воды - (спускались с хребта сначала до ГЗЛ, затем до снега)


Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» В лыжном походе более часто встречается разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса». Лес – это экономия горючего и ГЛАВНОЕ – ужин и отход ко сну в тепле, а «вне зоны леса» - это необходимость защиты палатки от ветра, а так же отсутствие тепла вечером (если дрова не будут подтащены специально).




Физическая подготовка Тренировка выносливости Периодические тренировки на свежем воздухе, необходимы лыжные ПВД, необходим опыта ночевки в зимней палатке, для походов с ночевками выше зоны леса – опыт ночевок без дров (примусные ночевки / ночевки в снежной пещере) Тренировка переносимости холода Начинать надо малого, сначала контрастный душ, затем постепенно увеличивать время под холодной водой. Затем обтирание снегом, обливания в роднике ну и наконец купание в проруби, моржевание.


Морально – волевые качества Быть готовым жить долгое время в условиях низких температур (особенно критично в тундровых районах). Рассчитывать только на силы команды вследствие большей автономности Быть готовыми несколько недель, а то и месяц находиться в замкнутом коллективе. В течении всего похода вся команда живёт и проводит более трети времени в пределах замкнутого пространства – палатки (куда ты денешься с подводной лодки). Уметь терпеть, и стойко переносить все трудности лыжного похода, пытаясь получить от этого удовольствие и не унывать не при каких обстоятельствах. Стараться не допускать межличностных конфликтов, лучше уступить – все разборки после похода


Подготовка снаряжения Снаряжение готовить на совесть, так как его поломка может быть весьма неприятным и опасным явлением. Починить что-нибудь на морозе, особенно вне палатки крайне тяжело и не приятно. Реммастер (содержимое ремнабора) – должны быть готовыми исправить любую поломку снаряжения: поломка крепления потеря лыжи, разрыв палатки и пр.


Подготовка еды Низкие температуры позволяют в лыжных походах брать с собой еду, которая летом может испортиться в течении нескольких дней. Ведь зимой вы находитесь весь поход в постоянном качественном холодильнике, где не портятся не только с/к продукты, но также и в/к продукты. По сравнению с горными походами зимой берут больше жиросодержащих продуктов (сало).


Первые дни, начало маршрута Начало похода как правило знаменуется тем, что человек хочет много пить, кушать хочется пока не сильно, отсюда особенности составления раскладки. Это связано с адаптацией организма к условиям больших физических нагрузок, когда идёт активное потоотделение. Тут приходит очень существенная помощь в лыжном походе – саночки. Возможность их использования обусловлено наличием обильного количества снега, по которым саночки из баннера или тэзы катятся как по маслу, облегчая рюкзак килограмм на 10.


Основная часть маршрута Организм уже смирился с необходимостью каждый день работать на полную. Воды уже нужно ему меньше, так как он меньше потеет, но внутренние запасы энергии подходят к концу и желудок постоянно требует добавки. Как правило, в это время проходятся самые технически сложные участки маршрута


Этапы проведения лыжного похода Организация проведения маршрута состоит из этапов: Заполнение туристской группой заявочных маршрутных документов и подача их в маршрутно- квалификационные комиссии (МКК) рассмотрение заявочных документов в МКК и выпуск (допуск) на маршрут; прохождение маршрута, подготовка отчета о прохождении маршрута, рассмотрение отчета и зачет результатов в МКК.


Режим дня похода 1-2 категории сложности Завтрак и сборы 7:00-9:00 – 2 часа 1-й переход 30 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2км 2-й переход 40 мин + отдых 10мин – 50 мин, 2,5км 3-й переход 50 мин + отдых 10мин – 60 мин, 3км 4-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Обед – 80 мин, с 12:10 – 13:30 5-й переход 40 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2,5км 6-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 7-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 8-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Бивачные работы + ужин - 4 часа Ночной сон - 10 часов, 21:00-07:00


Режим дня похода 1-2 категории сложности Итого – 21 км Ходовое время – 5ч 40 мин Привалы – 2 ч 20 мин Скорости 3,6 км/час Утренние сборы – 2 часа Обед 1 ч 20 мин Бивачные работы и ужин – 4 часа Ночной сон - 10 часов (минус 1ч 40мин – дежурство каждого участника)




Естественные препятствия: склоны Склоны - Сложность их зависит прежде всего от крутизны и характера снежного покрова, что в конечном итоге и определяет тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности


Лавиноопасные склоны Крутизна, форма и ориентация склона формируют снегонакопление и определяют лавинную динамику снежной массы. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны от 25 до 50°: на них хорошо удерживается выпадающий и переносной снег, накапливаясь вплоть до критической массы. Отмечаются случаи схода лавины со склонов крутизной 1520°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными, поскольку снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин


Естественные препятствия: склоны Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким, неуплотненным снегом) преодолеваются обычно без лыж, движением след в след прямо вверх (вниз) или коротким траверсом. Ступени утаптываются постепенным спрессовыванием снега. Ногу следует ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки. Опасно слишком наклонять тело к склону.


Естественные препятствия: склоны Настовые и ледовые склоны преодолеваются без лыж, как правило, с использованием кошек, а при необходимости и вырубанием ступеней. На склонах до 30° поднимаются елочкой, разворачивая носки кошек тем шире, чем круче склон. На склонах до 40° и при траверсировании верхняя по склону ступня ставится горизонтально, а нижняя носком вниз. На участках круче 40° подниматься следует на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба.




Естественные препятствия: замерзшие водопады Замерзшие водопады, если невозможно их обойти, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Необходимо помнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода: намокшая и обледенелая обувь и одежда затрудняют выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, очень опасные при провале в них.


Естественные препятствия: заснеженные гребни Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрывка карниза в связке и со страховкой, которая организуется на 12 м ниже пути движения. Выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустим. При необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной части обрушивают.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки Замерзшие озера и реки. Наиболее опасны участки с тонким льдом или заснеженные промоины, которые образуются в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых вогнутых берегов на резких изгибах русла. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые, у группы всегда имеется возможность обойти.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки – теплые ключи Серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега провалы в таких местах происходят неожиданно при отсутствии мер страховки. Признаки ключевой промоины льда - выступившая на лыжне вода, парение надо льдом, неравномерная толщина снега Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь все дальше в сторону, пока на лыжне не перестанет проступать вода


Естественные препятствия: Замершие реки – опасные участки прибрежная кромка льда, устья естественных притоков, места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, полыньи, опоры мостов Иногда в порожистых местах вода прикрывается непрочными снежными подушками, удерживающимися на выступающих из воды камнях. Путь в таких местах следует выбирать ближе к выпуклому берегу, где глубина меньше, течение слабее, а лёд прочнее.


Естественные препятствия: наледи Наледи, кроме неприятности падений на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах на резко понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может повлечь более серьезные последствия. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Д Движение по сырым наледям приводит к намоканию обуви и одежды, следствием чего могут быть простудные заболевания и обморожения.


Естественные препятствия: Трещины в ледниках Трещины в ледниках. Даже в среднегорье (Алтай, Саяны, горы Бырранга, Якутия, Северная Земля), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. У внешних изгибов ледника образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба. В местах перегиба ледника образуются поперечные трещины с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину продольные трещины.




Опасности зимнего маршрута: Мороз «К холоду нельзя привыкнуть». Р. Амундсен. Многовековая борьба за самосохранение выработала у человека естественные защитные рефлексы. Она научила его искусственным приемам согревания и изготовлению специальной одежды и обуви. Отсутствие пригодной обуви для длительных лыжных походов, например, приводит к отморожению ног. Число таких отморожений составляет 90% общего количества отморожений (Ю. Штюрмер).


Опасности зимнего маршрута: снегопад Даже обильное выпадение сухого снега в безветренную погоду не опасно для группы, двигающейся по равнине или среднепересеченной местности. Он может только снизить темп движения. Положение резко меняется, если выпадает сырой снег при сильном ветре и группа оказалась на сложном рельефе в этих условиях.


Опасности зимнего маршрута: снегопад Снегопад (сырой снег) представляет реальную опасность, а борьба за сохранение палатки, своевременное принятие мер против обмерзания одежды и отморожений, умение быстро соорудить укрытие в снегу становятся борьбой за жизнь


Опасности зимнего маршрута: ветер Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием. Сильный, порывистый ветер опасен при движении по скальным и заснеженным гребням, по крутым склонам: он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. В результате длительного нахождения на ветру может наступить необратимое переохлаждение организма


Опасности зимнего маршрута: ветер Степень холодного влияния ветра зависит от его силы и выражается тепловым эквивалентом. Так, если при штиле температура воздуха равна 10°, то при скорости ветра 10 м/сек холодовой индекс его будет соответствовать температуре 30,5°, а при скорости ветра 15 м/сек температуре 36° (свыше 18 м/сек дополнительный холодовой эффект незначительный).


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Метель -неблагоприятное погодное явление, при котором наблюдается интенсивный перенос снега с помощью ветра. В метели переносится снег как поднятый с земли, так и тот, который только падает в качестве атмосферных осадков. Метель может быть вызвана вихрем, имеющим как циклональное, так и антициклональное происхождение. 3 вида метели – поземку, низовую и общую метель


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Пурга является одной из разновидностей метели, а именно – низовой метели. Ее вызывает ветер, дующий со скоростью не меньше чем 7 м/с. Во время пурги с поверхности земли поднимается свежий снеговой покров, которого не коснулся процесс таянья и который не успел покрыться ледовой корочкой. Особенностью пурги является то, что она может перемещать снег даже при отсутствии атмосферных осадков, при абсолютно чистом, безоблачном небе.


Метель, пурга, буран В пурге ветром переносятся обломки снежинок. В метели переносятся цельные снежинки. В результате метели снег укладывается на поверхность земли равномерно, с небольшой плотностью. После пурги снег уложен неравномерно – в виде дюн и барханов, с повышенной плотностью Бура́н степная метель. Бураном называют метель в степной местности


Опасности зимнего маршрута: Ограниченная видимость Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальной обстановки: определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. Опыт подсказывает, что при плохой видимости самое благоразумноепрекратить движение.




Туман Туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы, пейзажи: низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги вершинами, а отдельные маленькие камни чуть ли не скалами. Трехметровый каменный столб благодаря оптическим свойствам тумана кажется огромной башней, упирающейся в небо


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла Солнце особенно опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Отмечаются случаи заболевания глаз у людей, даже находящихся в палатке. Для предохранения глаз каждый участник должен иметь солнцезащитные очки, преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова.


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла «Белая мгла» рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов


Опасности зимнего маршрута: Резкое похолодание Резкое похолодание, например после оттепели, опасно, если группа вынуждена продолжать движение в. сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно не сохраняющий тепло. В худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления сложного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (предварительно переодевшись во все сухое) может предохранить от неприятностей с тяжелыми последствиями.


Признаки малооблачной, без осадков, морозной погоды очищение неба от облаков и похолодание к вечеру; красная заря при заходе солнца на безоблачном небе голубовато-серебристое свечение неба после захода солнца; к ночи в лощинах становится холоднее и появляется туман; дым от костра в безветрие поднимается «столбом»; слабое мерцание звезд голубоватым светом рога месяца остры; уменьшение после полудня кучевых облаков и полное их исчезновение после заката солнца улучшение скольжения лыж к вечеру; повышение барометрического давления.


Признаки ухудшения погоды потепление к вечеру и ухудшение скольжения лыж; появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо (часов через двадцать возможен снегопад), солнце садится в тучи, вечерняя и утренняя заря багрово- красной окраски, сильное мерцание звезд, появление и интенсивное увеличение количества кучевых облаков, быстро движущихся по небу, появление вокруг солнца или луны белых кругов; ветер резко меняет направление и усиливается к вечеру; отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания; на вершинах гор и гребнях появляются «снежные флаги»; падение барометрического давления, улучшение видимости.






Тактика, задачи для руководителей Вы планируете кольцо в середине маршрута 5 к.с. по Забайкалью. От заброски уходим наверх по притоку, затем проходим перевал 2А затем перевал 1Б, и по другой речке, на которой есть еще и красивый каньон с ледопадами, возвращаемся к заброске. Как правильно расположить перевалы (т.е. в каком направлении будет проще пройти кольцо)? а). как указано у условии б). в обратном направлении


Тактика, задачи для руководителей Хребет Кодар, 6 к.с., 6 чел. Середина похода, группа идет 3-й день 5-ти дневного кольца и отстает от графика на один день. Прошли перевал, оцененный руководителем 2Б к.тр., хотя по описаниям 12-тилетней давности, он 2А. На подъем он был прост, а все технические трудности были на спуске. Спуск (5 веревок) занял 5,5 часов. Для некоторых участников это был перевый перевал 2Б. На следующий день запланировано первопрохождение нового перевала, который хорошо просматривался прямо напротив с седловины пройденного перевала. Как было видно подъем простой, примерно 1Б к. тр. Имеется (и заявлен) запасной вариант обхода нового перевала по долинам. а). Идти первопроход б). Не идти перевопроход, воспользоваться запасным вариантом

Пребывание на чистом морозном воздухе, энергичные физические упражнения полезны для закаливания и оздоровления организма. Картины зимней природы - заснеженные чащи, покой и белизна полей - благотворно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы.

Лыжные походы значительно сложнее по организации, требуют специального снаряжения, владения техникой передвижения на лыжах в различных условиях. Большой вес рюкзака, низкие температуры, ветер в морозные дни требуют от участников более высокой физической подготовленности, закалки. Основные правила пешеходных и горно-пешеходных походов распространяются и на лыжный туризм, но здесь есть свои особенности.

Во время лыжных походов следует помнить о необходимости соответствия нагрузок физической подготовленности и возрасту участников.

Для учащихся V-VI классов разрешены однодневные и двухдневные походы с общим километражем в первом случае до 12-15 км, а во втором до 25 км при скорости передвижения 3-4 км в час с грузом до 5 кг. Выход на маршрут разрешается при температуре не ниже 10° без ветра.

Учащиеся VII-VIII классов могут совершать однодневные, двухдневные и многодневные (до 8 дней) походы с дневным переходом до 18 км и с грузом не более 8 кг для девушек и 12 кг для юношей при температуре до -12° без ветра.

Учащимся IX-X классов разрешаются однодневные, двухдневные и многодневные походы до 8-10 дней при дневном переходе до 20 км с грузом для девушек 8-10 кг и для юношей до 14-16 кг при температуре воздуха до-15° без ветра.

Дневной переход для взрослых туристов составляет 25-30 км в день. Такой переход тренированная группа может выполнить без особых усилий, однако без регулярных тренировок, особенно в многодневных походах, такой путь пройти трудно.

При организации походов со школьниками не разрешается планировать ночлеги в полевых условиях. Для взрослых новичков организация такого ночлега также нежелательна.

Многодневные походы разрешаются только после нескольких пробных однодневных, двухдневных походов. В тренировочных пробных походах отрабатывается техника передвижения вначале без груза, а затем с походным грузом. В планы последних тренировочных походов должны быть включены дневные переходы, равные наибольшему участку дневного перехода по плану многодневного похода.

Наиболее оперативный состав группы 10-12 человек. В движении она меньше растягивается и находится в пределах видимости, для такой группы легче найти подходящее место или помещение для ночлега. При подборе групп для путешествий по любому виду туризма желательно, чтобы участники были равны по физической и технической подготовленности, но для лыжного похода это необходимо. В противном случае, ожидая отстающих, могут пострадать от мороза сильные туристы. Руководителем детской группы, как правило, является учитель, имеющий опыт участия в зимних походах; для многодневного похода руководитель утверждается отделом народного образования. Руководителем группы взрослых туристов-лыжников должен быть инструктор по лыжному туризму.

Большая часть территории нашей страны на длительный период покрывается снегом, и снежный покров держится несколько месяцев. Не случайно лыжный туризм сегодня по массовости и доступности не уступает пешеходному. Кроме того, лыжи дают возможность попасть в места, труднодоступные летом. Поход на лыжах в природных условиях дарит неизгладимые впечатления. В зимних походах туристы-лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях, преодолевать сложные препятствия и переносить большие физические нагрузки.

Чтобы принять участие в многодневном лыжном походе в трудных зимних условиях, нужна серьёзная и длительная подготовка. Необходимо отработать определённые элементы прохождения маршрута, организацию привала, ночлега, преодоление различных препятствий. Проводить такую подготовку необходимо, продвигаясь от простого к сложному, постепенно накапливая опыт и навыки походной жизни в зимних условиях. Подготовка к лыжным походам должна учитывать основные опасные факторы. Это прежде всего короткий световой день, низкая температура воздуха, сильный ветер, глубокий снег.

Однако начинать подготовку к лыжным походам следует с укрепления своего физического здоровья и закаливания организма. Об этом вы узнали в 5 классе. Для подготовки к лыжному походу нужна и специальная тренировка, которая выработает устойчивость к длительному пребыванию на морозе, умение дышать холодным воздухом и не простудиться. Кроме того, необходимо приобрести навыки длительного передвижения на лыжах, овладеть техникой подъёмов, спусков, поворотов.

Всего этого можно достичь на систематических лыжных тренировках, которые проводятся на уроках физкультуры, и самостоятельно во внеурочное время. Размеренная ходьба на лыжах будет способствовать укреплению вашего здоровья, развитию выносливости и закаливанию организма. Постоянные лыжные

Одежда и обувь туриста-лыжника

Одежда и обувь туриста-лыжника должны быть тёплыми, лёгкими, желательно непромокаемыми, не стеснять движений, защищать от ветра. Нательная рубашка должна быть из шерстяной ткани. Плотно прилегая к телу, она ограничивает теплоотдачу и хорошо впитывает пот. Влажная шерстяная ткань лучше других сохраняет теплоотдачу.

Свитер должен быть плотной вязки, с высоким плотным воротником и длинными рукавами. Он обеспечивает защиту от холода в сильный мороз и при ветре.

Штормовой костюм , состоящий из куртки с капюшоном и брюк, служит для защиты от ветра. Штормовая куртка (штормовка) должна быть на ладонь выше коленей, очень свободной в плечах и в области подмышек.

Рукавицы должны быть лёгкими, плотными и свободными, чтобы не натягивались при обхватывании лыжной палки. Необходимы также шерстяная шапочка или шерстяной подшлемник, а при сильном ветре — тканевая маска.

Лыжные ботинки должны быть настолько свободными, чтобы можно было надеть одну пару простых и две пары шерстяных носков. Стелька в ботинках должна быть войлочной. Как вы помните, в лыжных походах для защиты лыжных ботинок от снега и влаги могут использоваться бахилы. Изготавливаются бахилы из палаточного полотна. Наиболее простая конструкция бахил для лыжного похода — это мешок длиной 45—50 см и шириной 30—35 см.

Лыжи должны обеспечивать возможность передвижения туристов в различных условиях местности. Они должны быть широкими, крепкими, надёжными, нетяжёлыми. Для лыжного туризма используются не беговые, а специальные туристские лыжи. У таких лыж увеличена опорная поверхность, они на 1—2 см шире беговых. Туристские лыжи короче беговых лыж (их длина всего на 5—10 см превышает рост туриста).

Состав группового и индивидуального туристского снаряжения зависит от конкретных условий путешествия. Так, в состав группового снаряжения могут входить походные печки, многоспальные мешки, топливо (бензин, сухой спирт и т. п.), примусы.

Организация движения в лыжном походе

Режим движения в лыжном походе определяется характером местности, погодными условиями и уровнем физической подготовленности участников похода. Так, группа среднего уровня подготовленности (имеющая опыт лыжных походов) двигается со скоростью до 4 км/ч, за день она может пройти 20—25 км. Группа новичков, впервые участвующих в походе, двигается со средней скоростью 3 км/ч и может пройти за день 15—18 км. Суточное ходовое время движения не должно превышать 7 ч.

В лыжном походе туристы передвигаются по готовой лыжне или по целине.

По лыжне первым идёт турист, умеющий ровно выдерживать заданный темп. Оптимальное расстояние между лыжниками в хорошую погоду 8—10 м, при ограниченной видимости не более 4 м.

В тех случаях, когда лыжня прокладывается заново, в голове колонны идут наиболее сильные туристы и тропят лыжню, постоянно сменяясь.

При движении в лесу необходимо чаще сверять направление движения группы по компасу. Это делает один из замыкающих, принимая за линию движения направление на лыжника, идущего первым.

При движении через болото, озеро, реку, ручей следует проявлять особую осторожность. Наиболее опасным местом на реке является береговая кромка, а на озере — места впадения или истока рек: ледяной покров в этом месте может быть тонким. При движении по незнакомому водоёму следует придерживаться троп, проложенных пешеходами.

Источники

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06.html

http://www.youtube.com/watch?t=5&v=_8w2nTWJloE

http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%91%D0%96_6_

Если Вы собрались в лыжный поход , то помните, что Вас ждут снег и низкие температура воздуха. Поэтому снаряжение должно обеспечить Вам тепло и защиту от переохлаждения

Подготовка к лыжному походу

Обязательно возьмите с собой 1-3 пары валенок в зависимости от количества человек в группе. Валенки понадобятся для кухонных и костровых работ на привале, а также как запасная обувь на случай порчи лыжных ботинок. Их размер должен рассчитан на самую большую ногу в группе.

Имейте набор лыжных смазок, парафина для всех видов зимней погоды (в том числе, и для оттепели), пробки для их растирания, жировую смазку для пропитки обуви и запасные крепления. Также рекомендуется брать с собой одну-две запасные лыжи.

Для более сложных лыжных походов необходимо наличие специальной (двухслойной) палатки и переносной печки.

Перед походом рюкзак, палатку, одежду, обувь обработайте водоотталкивающими средствами для защиты от грязи и воды. Если маршрут проходит по местам, где много кровососущих насекомых, то пропитайте палатку и одежду репеллентами.

Обувь пропитывается жировой смазкой и при необходимости растягивается по ноге. Для этого ботинки нужно подержать десять минут в горячей воде (50-55 градусов). Вынув ботинки из воды, в них вкладывают стельки и горячими надевают на ноги (на одну-две пару толстых шерстяных носков). Походив в ботинках час-два их снимают, набивают бумагой и смазывают. Пропитку обуви проводят при небольшом нагревании.

Для лыжного похода у туристов должно быть следующее:

Личное снаржение:

Куртка утепленная синтепоновая (2-х или 3-х слойная)

Брюки (легкие, непродуваемые, прочные), утепленные штаны.

Лыжная шапочка

Подшлемник

Свитер (шерсть, полар)

Водолазка или тельняшка (шерстяная) – 2 шт

Термобелье

Ботинки туристские (жесткая подошва, носок и пятка, пропитать кремом)

Шерстяные, хлопчатобумажные носки по 3-4 пары.

Маска ветрозащитная, носовой платок.

Лыжные ботинки с войлочными стельками внутри. На два размера больше обычной обуви.

«Фонарики» для защиты ботинок.

Перчатки, варежки.

Термос 0,5-1 литра.

Туалетные пренадлежности.

Миску, ложку, кружку (см. «Посуда для похода»).

Лыжи, палки.

Рюкзак, спальный мешок (температура «Экстрим» до минус 20-30 градусов).

Личный ремонтный набор (иголки, нитки).

Электрический фонарик

Групповое снаряжение:

Специальная палатка

Легкая носимая печь

Пила, топоры,лопаты, варочная посуда,ведро (или кастрюли), половник, тросик

Веревки, свечи, спички (в гермоупаковке), сухое горючее.

Имейте в запасе ремонтные наборы для ремонта поломок!

Режим дня, специфика движения

Режим дня лыжника в походе зависит от продолжительности светового дня, морозов и необходимости траты большего количества времени на разбивку лагеря и утренние сборы (в отличии от пеших походов). При низких температурах рекомендуют выходить на машрут не ранее 9-10 часов утра, а также сокращать малые привалы.

При движении по готовой лыжне общий темп определяется по скорости наиболее «тихоходного» лыжника. Помните, что следует избегать резких рывков. Периодическое перегревание и охлаждение на морозе опасно для здоровья. А на маршруте не всегда будут условия, чтобы сменить и высушить промокшую от пота одежду. При движении по снежной целине темп группы определяется скоростью прокладки лыжни.

Есть несколько вариантов прокладки лыжни. В большой группе целесообразно выделить команду из сильных туристов для тропления лыжни. Либо организовать поочередное движение. Пока одна группа отдыхает, другая прокладывает лыжню. А затем отдохнувшие туристы обгоняют товарищей, а те останавливаются на отдых.

На участках с глубоким снегом и тяжелых рюкзаках применяют поочередное тропление без рюкзаков. А пробив лыжню, турист пропускает группу, возвращается за рюкзаком и нагоняет товарищей.

Порядок движения на лыжном спуске должен обеспечивать безопасность группы и учитывать возможности каждого лыжника. Очередность спуска, путь опеределяет руководитель.

Следуте помнить, что спуски нужно проводить только в местах, где есть полная гарантия лавинной безопасности.

Особенностью движения в лыжном походе является то, что путь можно прокладывать напрямую через замерзшие болота и водоемы. Но при возможности нужно пользоваться готовой попутной лыжней или санной дорогой. Можно двигаться по просекам, редколесью и руслам рек. Легче идти там, где снег менее глубок.

Внимание!Лавинная опасность и тонкий лед.

Зимой повышается лавинная опасность. Не планируйте переходы через вогнутые формы рельефа-снегосборные воронки, лавинные лотки, под гребнями с нависающими карнизами и там, где много снега в неустойчивом состоянии.

Также запрещается начинать передвижение по лавинноопасному участку при резком потеплении или похолодании, падении давления, во время и в первые два дня после снегопада, метели, дождя.

Избегайте пересечений склона, его продольных углублений. Двигайтесь в лавннопасной зоне с наибольшей скоростью. Страхуйтесь на наиболее опасных участках. Не делайте резких поворотов и падений.

Подальше держитесь и от участков на водоемах с тонким льдом, там где в озеру или реку впадает или вытекает проточная вода. Проведите разведку неизвестного водоема, определите ударами палок о лед его надежность для движения группы.

Питание в лыжном походе.

В лыжных походах туристы затрачивают больше калорий, чем в пеших. Так как низкие температуры, сильный ветер, снег и преодоление препятствий требуют много сил и энергии от лыжника. Поэтому рацион питания туриста-лыжника должен быть высококалорийным, особенно важно правильное соотношение белков, жиров и углеводов, разнообразие продуктов, их витаминная насыщенность и возможность употребления некоторых продуктов без приготовления. Продукты должны восполнять энергозатраты туриста от 3500 до 6000 ккал в зависимости от сложности похода.

Куда можно пойти зимой в поход на лыжах?

На Южном Урале особенной любовью туристов-лыжников пользуются зимные походы на Таганай и Иремель, Зюраткуль и район Белорецка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!