Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Правил рыцарских турниров. Как проходил рыцарский турнир

Образ жизни рыцаря - это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI - началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное - его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой - она составляла 30-50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».

«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила - StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».

Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир в черной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Есть также упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделись в одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами и другими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.

В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

«Одно из сражений Столетней войны - «Битва тридцати» - очень напоминало турнир. Оно состоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замка Джосселин оказался в окружении на английской территории. С французской и английской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных. Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое время бойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затем сражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, кто остался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы. Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп. Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицо было столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была эта битва».

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д"арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, - рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейной сшибки рыцари переходили к бою на мечах.

Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны. В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем, а в последнем - боевые доспехи и острые копья. После использования копий противники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схватка меле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие много бойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями. Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, которое удерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждому участнику разрешалось сломать в бою 5-6 копий.

«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились. Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в. Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воина вышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойность последнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли свое значение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил свое значение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зрения подготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишком опасную игру».

Типы турнирных боев

Время распространения

Виды оружия

Задача участников

Копейный поединок

XIV-XVI вв. (XII-XIII вв. - редкость)

Копье (лэнс)

Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм

Групповая схватка (меле)

Копье, меч

Выбить наибольшее количество противников из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом

Бой на булавах

XV в. - первая четверть XVI в.

Булава и тупой меч

Сбить нашлемник

Пеший бой

XIII-XVI в. (наибольшая популярность в XV-XVI вв.).

Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы

Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника

Потешная осада (шармютцель)

Самое разное - начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами

Захватить крепость или удержать ее

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по предмету: «История физической культуры»

На тему: «Рыцарские турниры и их значение, для сохранения традиций и развития физической культуры и соревновательной деятельности»

Выполнил работу:

Студент: Хамуков Г.З.

Группа: Ф2А

Преподаватель:

Лелькина Людмила Ивановна.

Ростов-на-Дону

Введение

1. Происхождение и история развития

2. Обстановка турниров

3. Поединки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Рымцарский турнимр -- военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров -- Франция.

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира -- демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвященных в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") -- поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упавши самому, либо преломить свое копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание -- имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.

1. Происхождение и история развития

Происхождение турниров теряется в глубине веков. Согласно общепринятой точке зрения, они восходят к древним военным играм на родовых собраниях или обрядах инициации германских племен. В различных так называемых варварских обществах (не только германских) обряд инициации включал вручение юноше оружия. После этого происходили первые публичные поединки юношей, только что ставших полноправными членами племени (взрослыми воинами). Поединки, часто групповые, в которых участвовали не только юноши, но и зрелые воины и даже старейшины и жрецы, проводились на различных церемониях, таких как выбор нового вождя, погребение вождя и т. п. Вместе с тем спортивные состязания (гиппика гимназия), очень напоминавшие средневековые турниры, проводились еще во времена Римской империи. В них участвовали вооруженные затупленными дротиками всадники, которые разделялись на две команды. Одна команда служила мишенью, а другая метала дротики; очки засчитывались по количеству попаданий. Все участники этих игр, а также их лошади наряжались в специальные роскошные рельефные доспехи. Особенно примечательны закрытые шлемы (совершенно не типичные для боевого снаряжения) с изображением мужских и женских лиц. Вероятно, одна команда представляла греков, а другая - амазонок. Историки считают, что такие игры не были исконно римскими, а пришли от кельтов или с Востока. Поэтому стоит, наверное, искать прообразы турниров во времена, предшествовавшие переселению древних германцев.

Большинство историков сходятся во мнении, что первые настоящие рыцарские турниры, подчиненные определенным правилам, стали проводиться в IX в. Хронист Нитгард так описывает состязания отрядов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого, проводившиеся в середине IX в.: «Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры. Тогда они сходились на особо избранном с этой целью месте, и в присутствии теснившегося со всех сторон народа большие отряды саксов, гасконцев, австразиев и бретонцев бросались быстро друг на друга с обеих сторон; затем одни из них поворачивали своих лошадей и, прикрывшись щитами, искали спасения в бегстве от напора врага, который преследовал бегущих; наконец, оба короля, окруженные отборным юношеством, кидались друг на друга, уставив копья вперед, и, подражая колебанию настоящей битвы, то та, то другая сторона обращалась в бегство. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом, что обыкновенно случается даже при самом малочисленном сборище и притом состоящем из людей, знакомых друг с другом».

Некоторые источники упоминают о проведении подобных состязаний и в X в. Первое упоминание о турнире XI в. относится к 1062 г., когда во время осады два рыцаря сразились на глазах у обеих армий, и один из них был убит. Вероятно, Готфрей де Прейи привнес в турниры какую-то систему, стараясь сделать их более регламентированными. Однако на турнире 1066 г., проведенном по разработанным им правилам, сам Готфрей был убит. Очевидно, что турниры в то время если чем и отличались от настоящего сражения, то только целью - взять соперника в плен и получить за него выкуп, а не убивать. При этом использовалось любое оружие ближнего боя, даже луки и арбалеты. Турниры еще не имели четкой организации, были спонтанными и не столь торжественными, как в более позднее время. Вместе с тем они были и более демократичными, не являясь еще исключительной привилегией феодальной аристократии. Известно, что в 1077 г. на одном из таких состязаний погиб молодой человек, который был сыном башмачника.

Первоначально турниры проводились только в Германии и Франции. Лишь в середине XII в. практика турниров проникла в Англию и Италию, а несколько позднее охватила и все другие европейские страны. Матвей Парижский в своей истории Англии (1194г.) называет турниры галльскими боями, из чего следует, что в Англии эти игры считались французским изобретением. Около 1150 г. в немецких хрониках при описании турниров впервые начинает фигурировать термин «бугурт», по поводу которого у современных историков больше вопросов, чем ответов. Некоторые полагают, что это был общий термин для обозначения турнира, на смену которому в конце XII в. пришло французское слово «турнир». Однако синонимичное французское название (behourd) иногда встречается еще и в XIII в., а в Италии соревнования, известные как bagordo, пользовались популярностью вплоть до XVI-XVII вв. Наиболее вероятным представляется, что первоначально под этим термином понимали турнир вообще, но позднее словом «бугурт» стали называть состязания, проводившиеся в легких доспехах или вообще без них, в которых могли принимать участие не только знать, но и горожане, и такие состязания часто сопровождали фестивали.

В период с 1100 по 1400 г. в английских и французских хрониках фигурирует и другой термин - «хейстилъюд». Дословно он переводится как «игра с копьем» и использовали этот термин как синоним слова «турнир» по отношению ко всем копейным схваткам, групповым и одиночным.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную. рыцарь турнир традиция культура

2. Обстановка турниров

В случае, когда турнир проводился во время какого-то церковного праздника, то обычно его старались проводить недалеко от местных торговых центров (мест проведения ярмарок), дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляло из себя весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватало, то его участники заранее брали с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремился взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекались реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраивались целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия брал с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требовала соответствующего обслуживания - и к месту проведения турнира стекались торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих были съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду -- флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, где предстоит турнир, ограждалась деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам. которым выпала честь преподнести победителю турнира награду. В Манесском кодексе эти ложи прорисованы наиболее детально, также их изображения есть у Жана Фруассара.

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм, они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы, иногда его дама могла надеть платье с гербом - аппликацией.

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды. Йозеф Хейзинга говорит следующее:

В ношении платка или предмета одежды возлюбленной дамы, еще сохранявших аромат ее волос или тела, эротический элемент рыцарского турнира выявляется столь непосредственно, как только возможно. Возбужденные поединком, дамы дарят рыцарям одну вещь за другой: по окончании турнира они без рукавов и босы

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

3. Поединки

Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) -- на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести -- их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты). Турниры прекратились в XVI веке, когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 год на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.

Заключение

Со временем, а именно с XV века, в Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств. Предвестницей заката славы рыцарства стала так называемая "битва шпор", произошедшая во Франции (11 июля 1302 года), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу.

Позже неэффективность действий рыцарского войска (в данном случае - французского) с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XV веке), рыцарство оказалось не способным.

Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

Список использованной литературы

1. Руа Ж.Ж. История рыцарства.

2. Иванов К.А. Многоликое средневековье.

3. Оссовская М. Рыцарь и буржуа.

4. Иванов В.Г. История этики средних веков.

5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства.

6. Соколов О.В. Рыцарство как элита средневекового общества.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Формы состязаний, системы физического воспитания, спортивные идеалы различных эпох. Достижения человечества в области физической культуры в разные периоды. Физическая культура в различные эпохи как воплощение устремления классов и групп общества.

    реферат , добавлен 05.09.2010

    История развития, современные тенденции и проблемы физической культуры и спорта в России. Роль и задачи детско-юношеского спорта, история создания, характеристика, анализ финансово-хозяйственной и воспитательной деятельности школы Олимпийского резерва.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2011

    Происхождение современного спорта и физической культуры. Развитие физической культуры как социального фактора. Развитие физической культуры в России. Спортивная победа и ее творец. Пропаганда спорта. Кризис современного спорта.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Теоретические трактовки развития физической культуры в первобытном обществе. Процесс развития физической культуры на отдельных этапах истории первобытного строя. Первые коллективные игры и обряды инициации как ранняя форма физического воспитания.

    реферат , добавлен 23.06.2009

    Развитие физической культуры в средневековой Западной Европе, его яркие представители. Особенности физкультурных традиций Японии и Китая, коренных народов Америки до европейской колонизации. Физическая культура Русского централизованного государства.

    реферат , добавлен 24.02.2010

    Рассмотрение проблем, понятия и социальных функций физической культуры, ее влияние на формирование культуры личности. Общекультурные, общевоспитательные и специфические функции физической культуры, ее положение на современном этапе развития общества.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Возникновение физических упражнений у восточных славян. Спорт как составляющая физической культуры. Этапы развития физической культуры в России. Советская система физического воспитания. Государственная система управления физической культурой и спортом.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    История возникновения и развития физической культуры как части общечеловеческой культуры, роль Древней Греции в данном процессе. Особенности становления физической культуры как искусства в Риме и странах Древнего Востока, их характерные признаки.

    реферат , добавлен 06.06.2009

    Изобретение лаун-тенниса. Появление командных турниров. Предпосылки к переходу и появление открытых турниров. Формирование туров и борьба между теннисными организациями. Возвращение в программу Олимпийских игр. История формирования теннисных правил.

    реферат , добавлен 29.03.2016

    Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта. Создание условий для развития физической культуры среди различных категорий населения. Социальные факторы воспроизводства трудовых ресурсов.

Для рыцарей война была образом жизни, основным или единственно возможным профессиональным занятием. Их карьера, :лава, богатство напрямую зависели от навыков владения оружием. Для поддержания формы и воспитания молодых рыцарей, не имевших боевого опыта, возникла потребность в специальных военных играх.

Ещё во время первого крестового похода (1096- 1099 гг.) рыцари развлекались в лагере игрой квинтана: всаднику надлежало на полном скаку попасть копьём в щит или голову манекена-мишени. В случае промаха или слишком медленного бега лошади в действие приводилась закреплённая на вращающейся балке рука манекена, ударявшая неудачника в спину. Из обычной тренировки эти игры постепенно превратились в состязания, где можно было отличиться и продемонстрировать своё превосходство в силе и ловкости.

В XI столетии существенные технические новации привели к появлению тяжёлой кавалерии и изменению тактики боя. Воины облачились в тяжёлые доспехи: сплетённую из металлических колец кольчугу с капюшоном и длинными рукавами; шл закрывавший лицо и шею; вскоре к ним чулки п рукавицы. Стали широко применяться шпоры, конские подковы; появилось высокое седло, обеспечивавшее более надёжную посадку всадника. Всё это позволило изменить технику владения копьём. Ранее удар наносился гремя способами: копьё метали, как дротик, или, зажав кистью руки, били сверху либо снизу, что затрудняло повторный удар.

XII век — поворотный период в развитии рыцарского турнира. Не столько королевские и церковные запреты, сколько эволюция самого турнира привела к тому, что он стал менее опасным-и более упорядоченным. Кровопролитные командные турниры — меле — постепенно ушли в прошлое. Состязания начали проводить на ограниченном пространстве перед стенами замка, на городской площади или специально построенном ристалище. А само слово «турнир» с того времени обозначает все виды мирных рыцарских состязаний с оружием.

Теперь стало возможно удерживать копьё под правым предплечьем и управлять им кистью руки, повысив тем самым точность удара. К тому же быстро возвратив копьё в исходное положение, воин вновь пускал его в дело. Благодаря этой новой технике начало применяться более тяжелое и длинное копье с щитком для упора кисти руки, ставшее основным оружием рыцарской атаки. Мчавшийся на огромной скорости всадник, одетый в тяжёлые доспехи, превращался в настоящий таран, способный, по словам византийской принцессы Анны Комнин, пробить стены Вавилона. Рыцарская кавалерия на несколько веков стала главной боевой силой, безраздельно господствовавшей на полях сражений Западной Европы.

Тяжёлое вооружение и сложная техника боя требовали от воина постоянных тренировок, большой физической силы, ловкости, совершенствования приёмов владения оружием и верховой езды. Кроме того, полная экипировка стоила слишком дорого, чтобы доверять её незакалённому воину.

В 60-х гг. XI в. - начале XII в. на севере Франции зародился и получил признание новый рыцарский вид спорта - турниры. А в 1125- 1130 гг. они уже прочно вошли в моду во Франции, Фландрии, Англии и Германии. Первоначально слово «турнир» обозначало внезапное столкновение отрядов противников во время войны, иную атаку, после которой обе стороны возвращались в лагерь. В начале XII - середине XIII в. турнир играл роль военной тренировки, вырабатывавшей у рыцарей навыки не только индивидуального, но и группового боя. Правила турниров ещё не были чётко определены, а риск физических увечий и гибели весьма велик. Турниры XII-XIII вв. мало отличались от стычек во время войны. Соревнование велось между двумя командами рыцарей, вступавшими в бой в открытом поле. Не существовало ещё специального турнирного оружия и доспехов: на турнирах рыцари сражались тем же, чем пользовались на войне. К обычному кольчужному доспеху с капюшоном и коническому шлему в 1150-1180 гг. добавились кольчужные чулки, а также кольчужные рукава и рукавицы, тесно облегавшие руки. В 1180-1220 гг. кольчужный доспех на груди стали усиливать металлическими или кожаными пластинами. Примерно в это же время начал распространяться большой, закрывающий лицо и шею шлем горшковидной формы с прорезями для глаз и доступа воздуха.

Участники турнира перед сражением. «Турнирная книга Рене Анжуйского». 1460-1465 гг.

Чтобы рыцари могли узнавать друг друга в бою, сверху на шлем крепилась деревянная или металлическая гербовая эмблема. Именно шлемы с гербовыми эмблемами выставлялись на «ярмарку гербов» - церемонию, во время которой герольды удостоверяли благородное происхождение участников турнира.

Вызывая зачинщика турнира на риста лище, его противник мог коснуться своим копьём одного из двух щит ов, висевших возле шатра: «щита мира» или «щита войны». В первом случае это означало, что рыцарь вызывает соперника на бой куртуазн ым, затуплённым, оружием, а во втором — свидетельствовало о намерени и сражаться насмерть боевым оружием.

Рыцарь вооруженный турнирным копьем, «Древнее оружие» 1842 г.

«Удар наносит храбрый англичанин

По панцирю тяжёлому копьём,

Гремят доспехи,но никто не ранен.

Вновь рыцари в порыве боевом,

Пылая гневом,чуждые испуга,

Отважно налетают друг на друга».

Вольтер.

«Орлеанская девственница»

В турнирной схватке разрешалось применять любые удары и любое оружие, кроме самострелов и луков с тяжёлыми бронебойными стрелами. Вполне этичным считалось атаковать группой одного противника, а продолжать участвовать в бою мог даже выбитый из седла рыцарь. Дозволялось сражаться и тем, кто потерял в бою свои доспехи и вооружение, поскольку не запрещалось использовать приёмы борьбы без оружия.

В начале XIII в. появилась более безопасная и менее кровопролитная форма турнира - беурд. Доспехом для него служили куртки из дубленой кожи или простёганной ткани, смягчавшие удары тупым оружием.

Беурд — дружеский турнир, проходивший между двумя командами рыцарей, единственный из всех состязаний не попадал под запреты Церкви. В беурдах разрешалось участвовать даже членам рыцарских монашеских орденов. Например, по уставу ордена тамплиеров рыцари могли сражаться только в беурде, и то при условии, что они не станут метать свои копья, а будут биться ими не выпуская из рук.

Сражение велось лёгкими тупыми копьями, деревянными мечами и палицами. В редких случаях, когда беурды проходили с особой роскошью, мечи и палицы делали из китового уса. Такое оружие стоило очень дорого, тем более что рукояти и клинки мечей, как правило, украшали позолотой или серебрили. Специальное вооружение для беурдов появилось в конце XIII в. и состояло из большого шлема и кожаных доспехов, более лёгких и эластичных по сравнению с металлическими. Когда беурды начали проводить в городах, в пылу сражения воины нередко разъезжались по городским площадям и улочкам. Поэтому обязательной частью экипировки участников беурда были бубенчики, пришитые к сбруе лошадей и доспехам всадников. Их звон предупреждал прохожих о приближении сражающихся рыцарей.

Другой разновидностью турнира стала джостра - парный поединок двух конных (реже пеших) рыцарей. Обычным оружием такого поединка являлось копьё, но могли применяться и боевые топоры, палицы или мечи. Всадники обменивались ударами, двигаясь навстречу друг другу полным галопом.

Джостра потребовала более прочных доспехов, защищающих всё тело рыцаря и способных выдержать прямое попадание тяжёлого копья со стальным наконечником. С середины XIII в. в употребление вошли тупые копья и наконечники в форме трезубца. Длина турнирных копий иногда достигала 11 футов (1 фут составляет примерно 30 см) от наконечника до щитка, прикрывавшего руку. Щиток всё больше увеличивался в диаметре и менял форму. Тяжесть турнирного

копья и его длина зависели от национальных традиций: французские рыцари предпочитали длинные, более гибкие копья, а немецкие - более короткие, но очень крепкие и тяжёлые.

«Перья шлемов, бляхи наручей, кольца панцирей разле~ стремительных ударов. Рыцари колют и рубят направо и в голову, то в грудь, отступают, сходятся, примериваются i сходятся, схватываются, извиваются, словно змеи, на к ал От наносимых ударов снопами сыплются искры».

Эволюция доспеха, начавшаяся в 20-30-х гг. XIV столетия, привела к возрастанию роли кованых стальных пластин, которые сперва усиливали кольчугу, а затем и вовсе заменили её. Это в полной мере относилось и к турнирному снаряжению. Большой шлем надевали для турниров с куртуазным оружием вплоть до начала XV в., в то время как для войны и смертельных поединков рыцари предпочитали шлем бацинет с подвижным забралом. В 30-х гг. XIV в. распространились новые элементы защитного вооружения из стальных пластин: для плеча и предплечья, латные перчатки, бжерелье для шеи, поножи и железные башмаки. Кольчуга становится короче, как и сюркотта (военная котта), которую носили поверх доспехов. Между сюркот- той и кольчугой уже с середины XIII в. одевают котту из кожи или простёганной подбитой ткани с закреплёнными на ней наподобие чешуи стальными пластинами.

Куртуазные мечи были тупыми. Чтобы при ударе такой меч не проникал в забрало шлема или щели между пластинами, его клинок делали шириной в четыре пальца, а для уменьшения веса — полым внутри. Небольшая крестовина турнирного меча прикрывала кисть и пальцы руки только от ударов, соскальзывавших по клинку вниз. Турнирная палица имела дисковидную гарду для защиты руки и изготовлялась из дерева. Она была легче боевой, а также более гибкой. Длина меча или палицы равнялась длине руки рыцаря, для которого они предназначались.

С конца XIV в. появляются грудины, снабжённые стальным крюком, а иногда также ремнями или петлями для пристегивания большого шлема. Грудины использовались исключительно на турнирах, равно как и специальная, усиленная стальными полосами рукавица для руки, в которой держали копьё. Эта рукавица вместе с крюком на грудине не только помогала удерживать копьё и уберегала кисть от повреждений, но и позволяла наносить удар силой всего корпуса, уменьшая нагрузку на руку. Левая часть тела и левая рука всё чаще защищались дополнительными стальными пластинами. В это же время широко распространяются стальные или кожаные конские доспехи, появившиеся ещё во второй половине XII в.

С XIV 7 столетии в турнирном вооружении происходит деление на куртуазное и смертельное оружие. Вероятно, смертельное турнирное оружие было точно таким же, как и обычное боевое, поэтому о нём нет упоминаний в письменных источниках. К куртуазному оружию относились тупые копья или копья с наконечником в виде трезубца, мечи, палицы, щиты, а также специальное защитное вооружение. В отличие от треугольного щита д ля смертельного боя - экю, куртуазный щит тарч имел овальную форму, а с правой стороны вырез для упора копья.

И XV в. экю вышел из употребления на войне, став атрибутом турнирных поединков. Щит изготовляли из дерева и обтягивали кожей; он также был снабжён ремнём, который вешали на шею, чтобы не потерять щит при ударе.

Куртуазные палицы и мечи использовались прежде всего на беурдах, в первой части схватки - палица и только затем меч; никакое другое оружие применять не дозволялось. Запрещалось иметь более одной палицы и меча, замена оружия слугами и оруженосцами определялась регламентом каждого турнира.
С XV в. вместо большого шлема на турнирах с куртуазными палицами и мечами вошёл в обиход шлем с забралом в виде вертикальной решётки - горилыо, который хорошо защищал от рубящих ударов, давая при этом лучший обзор.
Оружие для турнира должно было быть одинаковым для всех участников и изготовлено устроителем турнира; вызванные на поединок имели право выбирать его первыми. Перед началом состязаний длина и вес всех мечей, палиц и копий проверялись на соответствие установленным нормам, после чего оружие метили специальным клеймом, удостоверявшим его пригодность для состязаний.

Рыцарский турнир. Миниатюры. XV в.
Турнирные копья делали из мягких сортов древесины, осины или ели, чтобы при слишком большой нагрузке древки ломались, иначе всадник, нанёсший удар, рисковал вылететь из седла. В джостре счёт очков вёлся по сломанным копьям, а победа присуждалась рыцарю, сломавшему за турнир наибольшее количество копий.

Апогея развития турнир достиг в конце XV - первой четверти XVI в. при дворах императора Священной Римской империи Максимилиана I, короля Франции Франциска I и короля Англии Генриха VIII. Максимилиан I стал законодателем турнирной моды для всей Европы. При нём состязания проводились по правилам, чрезвычайно опасным для жизни сражающихся. Так, в конном копейном поединке штехцойге для победы надо было выбить противника из седла копьём с наконечником в виде трезубца. Поэтому доспех для штехцойга был особенно массивным, его вес достигал 60 кг. Специальный шлем, называвшийся «жабья голова», помещали на плечи кира сы так, чтобы при падении не пострадали шейные позвонки выбитого из седла рыцаря.

Участника турнира могли дисквалифицировать за отказ предъявить свое оружие судьям для осмотра, за крепление меча к кисти руки, за падение меча во время боя. Дисквалификация следовала удар ниже пояса, удар по лошади противника или по сопернику, оставшемуся без оружия. Запрещалось дважды во время боя снимать шлем, если только это не было связано с тем, что лошадь перестала повиноваться хозяину.

В другом виде копейного состязания, реннцойге, побеждал рыцарь, нанёсший точный удар в шлем или доспехи противника. Чтобы копьё, пробив доспехи, не причинило вреда сопернику, бронебойный конец наконечника имел небольшую длину, а дальнейшем) проникновению оружия препятствовал упор втулки. Иногда копьё делали так, чтобы при мощном ударе остриё вдавливалось внутрь втулки наконечника за счёт разрушения перемычки, изготовленной из менее прочного металла. К доспехам крепили на пружинных механизмах стальные пластины-щитки. При ударе пружины срабатывали и пластина откидывалась, демонстрируя точность попадания. Механизм мог быть встроен и в щит, который при точном и сильном ударе разлетался на куски.

Изощрённые турнирные доспехи этой эпохи были дифференцированы по видам поединков. Доспех из стальных пластин стал анатомическим - его формы скульптурно повторяли очертания тела, гибкое соединение пластин позволяло увеличить подвижность рыцаря. Голову защищал сферический! шлем с поднимающимся забралом - армэ. Вся поверхность такого доспеха была покрыта желобками и выступами, что облегчало вес стальных пластин и делало их более прочными. К тому же выступы и желобки размещались так, чтобы удар противника, попав на них, менял траекторию.

Снаряжение, предназначенное для пешего боя, часто снабжали дополнительной деталью — набедренниками в виде стальной юбки, хорошо защищавшей верх ноги от ударов двуручным мечом или алебардой.

Однако, несмотря на всё совершенство позднего турнирного доспеха, рыцарские схватки оставались делом весьма опасным. С середины XVI в. турниры в Западной Европе стали проводиться всё реже. На охлаждение к ним знати повлияла и трагическая гибель короля Франции Генриха II.

30 июня 1559 г. в Париже перед Турнельскпм дворцом проходил турнир в честь празднования свадьбы дочери Генриха II Елизаветы и короля Испании Филиппа II. Обломок копья соперника Генриха II

капитана шотландской гвардии Габриэля де Лоржа, графа де Монтгомери, прошёл сквозь забрало шлема и вонзился королю в глаз. Десять дней спустя Генрих умер в страшных мучениях. Особый трагизм этому турниру придали некие мистические обстоятельства. Было известно пророчество астролога Нострадамуса, написанное не позднее 1557 г. В 35-м четверостишии I центурии говорится: «Молодой лев превзойдёт старого. На п оле битвы в поединке один на один. В его золотой клетке ему выколют глаз».

Жена Генриха II Екатерина Медичи, знавшая это предсказание, просила супруга отказаться от участия в турнире. Дурные предчувствия мучили и маршала де Вьевиля; одевая доспехи на короля, он просил его отказаться от схватки. Был и ещё один зловещий знак: король участвовал в поединке на прекрасном коне, подаренном ему герцогам СавойскАм, звали коня - Злополучный.

- военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Средневековые развлечения: Рыцарский турнир

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.



Условия (правила)

были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.


Первые рыцарские турниры прошли во Франции в IX веке, но правила их проведения разработали лишь спустя несколько веков, когда стало понятно: терять профессиональных воинов таким образом - непозволительная роскошь.

сайт выбрал 5 главных правил, которым должны были следовать участники и организаторы рыцарских поединков:

В каждой европейской стране придумывали свои правила организации турниров, но общие принципы поведения в бою были едины для всех.

Рыцарь не мог умышленно травмировать лошадь своего врага и целиться в седло. Запрещалось наносить удары ниже пояса и применять борцовские приемы, например, захваты и толчки.

В каждой стране Европы были свои правила рыцарских турниров

Атаковать со спины, безоружного или соперника, у которого слетел шлем, также считалось грубым нарушением. Тем, кто игнорировал эти правила, засчитывалось «техническое» поражение, грозила дальнейшая дисквалификация и тюрьма.

Турниры устраивали в крупных городах обычно ранней весной или поздней осенью. Организаторами выступали государи или дворяне. Для соревнований выбирали требовалась большая площадка, которую обносили оградой. Рядом разбивали шатры и строили трибуны - для знати, судей и простых зрителей. Им запрещалось проносить с собой оружие и доспехи.

Состязания начинались ранним утром и заканчивались поздно вечером, иногда затягивались на несколько дней. Все зависело от уровня и количества участников. Турнир всегда завершался грандиозным пиром, где чествовали победителей.

Рыцарские турниры устраивали обычно ранней весной или поздней осенью

Средневековый рыцарь в самом расцвете сил попадал на тот свет двумя путями. Либо погибал в войне, либо умирал на турнире. Даже если боец выживал, он получал серьезные увечья. Этим обстоятельством были обеспокоены монархи и даже церковь. Организаторы соревнований обязали соревнующихся переходить на менее опасное оружие. Например, при конной сшибке брали «копья мира».

У него был особый наконечник с тремя остриями, чтобы сила удара распределялась на три точки. В ближнем бою стали использовать затупленные мечи и булавы из твердых пород дерева.

Выигравшему турнир рыцарю доставались доспехи и лошадь поверженного противника - оружие оставляли. Побежденного иногда брали в плен, тогда ему предстояло платить за себя выкуп. К XV-ому веку эти традиции ушли в прошлое. Награду стали вручать организаторы соревнований.

Вознаграждение формировалось из совместных взносов участников. Самым же ценным был подарок от прекрасной дамы, которой рыцарь посвятил свою победу. Его ждала вуаль, платок или шарф. Эту вещицу позже прикрепляли к шлему или копью.

Выигравшему турнир рыцарю доставались доспехи и лошадь поверженного

Когда традиция рыцарских турниров только зарождалась, на родословную участников никто не обращал внимание - на арене нередко оказывались простолюдины, желавшие подзаработать. Но со временем благородное происхождение превратилось в необходимое условие. Рыцаря не пускали на арену, если он не мог доказать, что несколько поколений его предков были свободными людьми.

Если предки рыцарей были свободными людьми - их пускали на арену

За соблюдением этого правила следили герольды. Велись турнирные книги. Кроме того, стоимость специальных доспехов, которые в отличие от боевых, были тяжелее, прочнее и дороже, автоматически исключала из рядов участников малоимущих. Во Франции действовало ещё одно условие. на бой запрещали выходить тем, кто каким-либо образом причинил вред католической вере.

Средневековый рыцарь либо погибал в войне, либо умирал на турнире



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!