Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Учитель ММ «Об Эзотерике и Религии. Оккультные и эзотерические школы

Духовные наставники (духовные учителя, мастера, духовные проводники и эксперты эзотерики) - это люди, которые идут путем духовного развития и на этом пути уже имеют определенные знания и опыт, которыми на сегодня они находят возможным делиться с другими, тем самым помогая начинающим искателям на первых этапах их духовного становления, развития и роста. В то же время сами духовные наставники не останавливаются в своем развитии и постоянно учатся - у них есть свои духовные учителя и проводники, ибо процесс познания не имеет конечной остановки, границ высоты и качества и постоянно поднимает, раскручивает и распространяет себя в Вечности.

В свое время Мастер Джидду Кришнамурти, который по всем параметрам действительно соответствовал всем самым громким духовным званиям: и духовного учителя, и духовного наставника, более того, он был признанным Учителем Мира, так вот он говорил пришедшим к нему людям: « Я ничему не учу вас, я только держу фонарь, чтобы вам было лучше видно, а захотите ли вы увидеть — ваше дело».

Наставникам можно задавать вопросы. Это можно сделать на страницах "диалога с наставником". Общение между проводником-наставником и обратившимся за духовным наставлением искателем становится замечательным полем возможностей для созидательного духовного роста обоих. А в процессе интенсивного взаимного обмена между ними творческими энергиями и новой информацией в пространстве создаются замечательно красивые узоры Любви и Мудрости, Гармонии и Радости, Благодарности и Изобилия.

Мы обращаемся к каждому , кто достиг определенного уровня духовного мастерства. При условии, что Вы чувствуете, что можете и хотите помогать, возьмите на себя эту непростую и чрезвычайно важную сегодня миссию — духовного проводника и наставника. Пусть Ваш опыт, Ваша мудрость и Ваша поддержка помогут ищущим обрести себя...

Духовные наставники, духовные мастера и учителя:

Зовут меня Дарья. Я занимаюсь различными энергетическими практиками. То, что обычно называют саморазвитие/экстрасенсорика/магия и т.д. На данный момент являюсь мастером Рейки, практикую Астрологию и Фен - Шуй.

Духовное развитие - трудная и серьезная работа над собой. Надеюсь, мой опыт поможет тем, кто вступил на этот путь. Помогаю трансформации личности.

Меня зовут - Елена Боэль. Профессиональный астролог. Краснодар. Астрологией занимаюсь с 2003 года. Активно практикую с 2009 года. Заочно закончила ВШКА (Москва) - это Высшая школа классической астрологии, старейшее учебное заведение в России, затем продолжила обучение в школе А. Подводного "Человек среди людей», где изучала тонкие психологические астро-инструменты с помощью которых можно работать над решением своих и чужих проблем. И далее, уже самостоятельно продолжала и продолжаю повышать свой профессиональный уровень, делая упор на упорядоченных техниках традиционной астрологии, забытых методиках древних мастеров.

Повышением личной энергии занимаюсь давно. Использую разные техники повышения энергии. Если ты находишься в самом начале пути или просто хочешь получить информацию по другому поводу - спрашивай. Я отвечу.

Считаю, что если красота продолжает спасать мир, значит стоит прилагать усилия чтобы эту красоту учиться видеть, воспринимать и, главное, культивировать. Обязательным аспектом развития каждого человека считаю творчество. Творчество в любом виде и проявлении - и написание картин, и перекапывание огорода. Важно то, насколько человек творчески и осознанно подходит к делу. В работе использую методы арт-йоги. Веду занятия по хатха-йоге. Очень люблю путешествовать.

Не так давно разговаривала с знакомым эзотериком - практиком. Игоря иногда хочется назвать «образцово-показательным» практиком. Он из тех, у кого в жизни все прекрасно: и проблем особых нет, и бизнес в гору, и жена красавица, и здоровье богатырское. Казалось бы, никаких внешних побудительных мотивов, нет никаких видимых «плюшек» - а человек все равно практикует. Знает и может Игорь намного больше, чем какой-нибудь молодой экстрасенс из салона, хотя и не стремится это афишировать и собирать клиентов.


Зашел у нас между делом разговор и о поиске учителя/наставника/школы, и поделилась я наблюдениями по этому поводу:

Мне всегда казалось, что сейчас, в век интернета и всеобщей информированности, найти для себя чему-то дельному - не проблема. Все усилия сводятся практически к тому, чтобы «спросить гугл», тебе выдадут массу имен мастеров и названий эзотерических школ, имеющихся поблизости. А дальше - вопрос личных предпочтений и личных симпатий ученика - у кого, где и чему обучаться. И, признаться, меня очень сильно удивляет огромное количество историй о плохом, поверхностном, недостаточном обучении. Казалось бы, сами выбирали то, что им подходит, сами выбирали учителя и способ работы, а все равно все криво и косо. Как так?

Чему тут удивляться? По-моему тут все логично - ответил Игорь - человек находит именно такого учителя и попадает именно в ту школу, которая соответствует его энергетике и изначальному «запросу». Учитывая, что большинство потенциальных новых эзотериков излишками энергии не обладают, да и качеством ее похвастаться не могут — организации эти бывают как правило... ну, не очень, в общем.

Но как же так! - возразила я - Люди же вполне искренне учится, хотели, к чему-то стремились что-то делали, усилия прикладывали (небольшие, но все же)…

Да ну? Ты в этом так уверена? Вот спроси у тех жалующихся: чего они хотели, к чему они стремились, идя на обучение в эзотерические техники? Вот только не начинай про «искреннее желание обучаться», «потребность прикоснуться к Силе» и прочее. ЧЕГО они хотели на самом деле, к ЧЕМУ стремились? Не понимаешь? Такие люди стремятся вовсе не учится и практиковать. Им обычно нужна «чудо-кнопка» для решения житейских проблем, нужно оригинальное «хобби», которым можно похвастаться перед друзьями - много чего нужно, вот только не практика и не серьезное обучение. Конечно, они очень любят рассказывать, какие они «ищущие» и « » как хотят учиться и развиваться, а копни чуть глубже - и все упрется в простые земные блага - улыбнулся мой знакомый - и продолжил: - Ну и подход к обучению у таких людей соответствующий. Не станет такой человек заморачиваться, прислушиваться к своему сердцу и искать резонанса с учителем, ни к чему ему это. Это скорее покупатель, пришедший в магазин, чем ученик, стремящийся обучатся. Он живо интересуется стоимостью, длительностью и сложностью обучения, возможностями той или иной техники - ну чисто перфоратор выбирать пришел))). По закону подобия, как ты догадываешься, такой человек неизбежно попадает к мастерам с таким же магазинно - коммерческим подходом - и получает свой вожделенный «перфоратор» для решения всех проблем. Качество такой «техники -перфоратора» - вопрос отдельный. Может быть, повезет - и человек получит вполне себе работающий, эффективный инструмент для выполнения поставленных задач. А может и не повезти, и полученный «перфоратор» окажется полным ни на что негодным фуфлом. Но в любом случае, человек, подходящий к обучению с позиции покупателя, получает только инструмент (перфоратор) и краткую инструкцию по работе с ним.

Ну и чем же эти «покупатели» так недовольны!? - тяжко вздыхаю я - Получили, то что искали (в идеале). Удобный мощный перфоратор, выполняющий их задачи. В чем проблема тогда?

А проблема в том, дорогая моя, что сам по себе перфоратор ремонт не сделает. Хоть весь строймагазин скупи и сложи у себя в коридоре - бесполезно. Покупатель рассчитывал на чудо-кнопку, которая вдруг возьмет - и решит все его проблемы. А тут вдруг выясняется, что и работать-то самому надо и усилия-то прикладывать, и получается-то не очень. Чаще всего, такой человек помыкается-помыкается, просверлит пару дырок да и зашвырнет свой «мегаперфоратор» на дальнюю полку в гараже. Спросишь у такого: «ну как оно?» - да как-то так, вроде бы даже работает, но я лучше еще что-нибудь присмотрю. Собирают много всякой всячины, а применить толком не могут, не обучены. У продавца ведь что, задача простая. Продать побольше, да подороже, да как можно большему числу покупателей… Возиться с каждым покупателем, интересоваться насколько он овладел тем или иным инструментом и какие сложности возникают в процессе эксплуатации, в обязанности продавца, согласись, на входит. Там, где нужен учитель, который бы показал и научил работать, стоит продавец, который просто продает «перфораторы». Оттуда и трудности, оттуда и недовольство.

Что можно сделать, чтобы перестать «покупать»? Что можно посоветовать «покупателям»?

Ну… Перестать быть «покупателем» очень легко, достаточно изменить отношение к вопросу. Перестать покупать и начать учится - улыбается Игорь - Только вот никто ЗА человека его отношение не поменяет, голову в правильную сторону не повернет и мозги не вкрутит. Обычно, в естественных условиях, человек начинает учиться, когда «путь покупателя» себя уже исчерпал. Когда ему осточертело бегать по разным школам/семинарам/курсикам и страдать ерундой, играясь в магию/целительство/ясновидение. Когда до скрежета зубов хочется получить результат, а не только что-то попробовать. Когда результат становится более важным, чем почесывание пузика своей гордыни, утешения эго и потакание своим страхам. Вот ТОГДА человек действительно способен серьезно обучаться, и даже научиться. Это я тебе по секрету, как бывший «покупатель» говорю.

Уже вечером, обдумывая и вспоминая разговор с Игорем, я попыталась понять, а какие же цели двигали мною, когда я только пришла в эзотерику? Внятно сформулировать какую-то разумную, земную цель мне не удалось. Оригинальное «хобби» - явно не подходит: не люблю я рассказывать о том, чем занимаюсь. «Чудо-кнопка» и метод решения всех проблем - нет у меня таких проблем, которые надо срочно бросаться и решать, а все, что есть, вполне решаемо «в общем порядке». Даже про «духовный рост» и «саморазвитие» никогда не говорила, ну не понимаю я как этим можно заниматься специально. Обычно я говорю, что практикую «потому, что нравится» и по-другому свою жизнь уже и не представляю. Для меня практики - это не цель и не средство, это способ жить именно так. Когда получаю очередную «плюшку» я радуюсь скорее тому что «получилось», росту своих возможностей, чем самой «плюшке». Все результаты, получаемые от экстрасенсорики в этом мире - просто показатель моего общего прогресса, а вовсе не цель моих практик. Может, в этом секрет того, что я с самого начала делала большие успехи (учителя отмечали не раз) и быстро стала мастером?

Заканчивается эпоха, названная по имени величайшего Учителя человечества Христианской, и мы на пороге новой эпохи - эпохи Водолея. Эволюционный процесс развития человечества, как и все в мироздании, подвержен закону циклов. Эволюция протекает определенными этапами - эрами, соотносимыми со знаками Зодиака. Каждая эпоха длится свыше 2 тысяч лет и ставит перед человечеством определенные цели и задачи. Каждая эпоха характерна общественным устройством, уровнем сознания, культуры. В переломные моменты истории человечества, когда заканчивается одна эпоха и начинается следующая, когда человечество входит в стадию эволюционного поворота, возникает временный хаос, разрушаются застывшие формы культуры, уходит в прошлое цивилизация с тем, чтобы дать место новому - новой культуре, новой цивилизации.
В этот период времени всегда появляются на Земле предвестники грядущего, которые освещают человечеству путь. Они появляются как философы, мистики, пророки, реформаторы. Всегда, во все эпохи они приносили знания, давали идею дальнейшего существования человечества. Для того, чтобы внедрить в сознание масс новую идею, реформатору приходилось совершать высший акт служения, жертвенности. Каждый из них отдавал себя. Таков вселенский закон жертвы.
В преддверии новой эпохи, эпохи Водолея, за 150 лет до окончания христианской эры, пришла на Землю целая группа Учителей. Они появились в Индии и Европе, в Америке и России с единственной целью донести, передать знания, существующие тысячелетия, просветить, убедить рациональный, инертный ум в существовании высших космических законов. Все они несли учение о метафизических основах бытия, Божественной эволюции Космоса, Природы, Человека. Они рассказывали о скрытых закономерностях микро- и макрокосмоса, которые сейчас начинают подтверждаться современной наукой.

Сколько стереотипов им надо было сломить, какие терпение и мудрость проявить в столкновении с официальными религиозными институтами, которые, как раненый зверь, вставали на защиту своих, потерявших животворную силу и оттого окостеневших догматических форм. Сколько страданий, сколько испытаний пришлось им перенести, сколько сверхчеловеческих усилий пришлось приложить. И хотя внешне, публично, каждый из Учителей работал самостоятельно, в действительности, метафизически, они составляли единую цепь, целью которой было дать толчок, способствующий духовному развитию всего человечества.
Жизнь их чаще всего была мученической и жертвенной. Они должны были выдержать огромную силу коллективной ненависти, непонимания, жестокости. Силу эту каждый Реформатор вызывает на себя, противостоя невежеству и инертности человеческой души. На алтарь этому инертному и эгоистичному человечеству приносят они свою жизнь.
С безграничной благодарностью, любовью и уважением мы преклоняем свои головы перед каждым из них.

Иерархия

Все духовные Учителя человечества, о которых пойдет речь в этой брошюре, являлись, в свою очередь, учениками Учителей, более высокого уровня, которые все время незримо присутствовали рядом с ними, направляли, курировали, давали энергетические импульсы, часто вступали в прямой контакт, иногда телепатический, помогая им подняться к вершинам Посвящения.

Кто же они эти высшие Учителя?

Духовное развитие человека проходит через 5 царств природы: минералы, растения, животные, люди, сверхлюди. Соответственно, душа проходит все стадии развития, соответствующие этим пяти царствам. Если говорить о душе человеческой, то она может находиться еще на животном уровне, развиваясь в процессе духовной эволюции в человеческую, а затем в высоко духовную, божественную.

Существует единое общее духовное начало, которое присутствует в каждом человеческом существе. Его называют по-разному: Дух, монада, искра Божья. Оно бессмертно, в отличие от души. По мере своего развития человеческая душа начинает ощущать призывы, притяжение к Духу - к Богу, к любви, красоте, пониманию, терпимости. Гурджиев назвал это магнитом, возникшим внутри сознания.
Это и есть цель наших порой непереносимых страданий, наших бесконечных приходов в этот мир, огромного числа инкарнаций - развитие духовного, божественного сознания, которое формирует личность почти божественную, мудрую, способную любить, творить, обладающую космическим всезнанием. На этой вершине человек почти подобен Богу. Он обладает таким сознанием, которое свободно покидает тело, свободно возвращается, может дублироваться, создавая ряд эфирных оболочек.
Этим сознанием обладают сверхсущества, принадлежащие к царству сверхлюдей. Это те люди, которые уже завершили свою духовную эволюцию в пределах нашей Земли, они остались здесь, с нами, вблизи планеты. Их немного, но постепенно становится все больше и больше. Их имена известны - Иисус, Магомет, Кришна, Лао Цзы, Пифагор, Лютер и другие. Не все из них приходили на Землю как силы миротворческие, благодетельные. Некоторые являлись с миссией разрушения омертвевших форм, что было необходимо для развития жизни, для дальнейшей эволюции. Наше планетарное человечество- дикое, эгоистичное, неблагодарное, инертное- распинало, сжигало, высмеивало своих Учителей. Почти все они принесли в жертву свои жизни. Все они принадлежат к высшему планетарному Братству.
Развитие планетарного человечества было несамостоятельным. Для подтверждения этого факта на Земле еще живут племена, оставленные как бы в качестве музейных экспонатов.
Во Вселенной существует закон Иерархии - закон опекунства, помощи, кураторства. Соответственно этому закону высшие существа берут на себя ответственность за развитие жизни на нашей планете. Вся наша земная жизнь построена по этому же принципу. Развивается только та структура, во главе которой стоит существо, берущее на себя активную ответственность, своей волей и мудростью влияющее на развитие этой структуры. Там, где нет такого руководителя, где нет строгой иерархии и подчинения ей, - там возникают деградация, разрушение, смерть. Это закон космический, который действует везде - в семье, в любой организации, в любой политической структуре.
Предполагать, что эволюционное развитие на Земле происходит хаотично, по воле отдельных людей, что сами собой возникают и исчезают цивилизации, государства, нации, что сама собой происходит смена формаций, общественных устройств- наивно. Это предположение человека, незнакомого с первичными причинами, которые движут историю. История- только следствие того процесса, который мы называем духовной эволюцией на Земле. Все совершается по плану - под управлением, под кураторством.
Известно, что 18 млн лет назад на Землю был направлен ряд существ. Считается, что прибыли они с Венеры и что было их семь. Эти сведения о высших космических силах, которые взяли на себя опеку, кураторство, помощь, упоминаются практически во всех древних традициях, в т.ч. в христианском Ветхом Завете, где их называют архангелами. Во все времена этих существ обожествляли, так как они обладают огромным уровнем сознания и, соответственно, величайшим могуществом, совершенно несравнимым с человеческим.
Основной целью этих космических существ, божественных, мудрых и любящих, является развитие духовного сознания планетарного человечества.
Постепенно в состав Иерархии стали входить люди, достигшие высокого духовного развития, получившие высшие Посвящения. Таким образом, они вступают в царство сверхлюдей - последнее царство духовного сознания.
В начале этого столетия знания о планетарной Иерархии и ее более низкой структуре Шамбале были принесены в Европу Рерихами, Блаватской и ее последователями-теософами. Это было огромнейшей заслугой, деянием огромного значения.
Все на Земле совершается по планам, составляемым на тысячелетия, в установленные временные циклы, в соответствии с космическими законами. Нарушить закон не вправе никакое космическое существо - все совершается в рамках кармических границ.
Мы живем в преддверии нового витка, когда буквально через несколько лет на Земле наступит новая эпоха. Перед всей планетой стоит огромнейшая задача трансформации сознания, которая на Земле в таком масштабе ранее никогда не решалась.
Сознание человека эгоистичного, невежественного, для которого главная цель- утверждение своего преимущества, должно резко измениться. Человечество должно научиться жить в мире, принимать любого другого, уважать любую нацию, культуру, веру. Эта сложнейшая задача уже давно стоит перед планетарной Иерархией- перед всеми входящими в нее структурами.
В христианстве существует понятие "ангел-хранитель", как интуитивное представление о том, что есть какие-то силы, которые помогают, курируют, направляют. Такие понятия- представления существуют у каждого народа. Действительно, такие силы есть, но помогают они, без сомнения, не каждому. Это зависит от человека, сможет ли он воспринять эту помощь, войти в резонанс с этими вибрациями. Потому что все члены Иерархии, существующие в тонком мире, воздействуют на Землю двумя способами: это чисто энергетический импульс, подаваемый на Землю и способствующий ускорению процессов на Земле, и это ментальное влияние и воздействие - мысли, мыслительная энергия, идеи. Это вибрации, которые не каждый может воспринять. Услышать и почувствовать их могут только люди высокого духовного развития.
Приблизительно последние пятьдесят лет темп жизни на Земле значительно ускорился и продолжает еще более ускоряться. Это присутствие некого дополнительного энергетического импульса ощущается буквально всеми, но не всеми осознаются его источники.

На Земле всегда работало много Учителей, всегда было много тайных школ, но сейчас, в сложный период времени, когда должен произойти резкий духовный скачок, и все человечество должно подойти к первому Посвящению, появилось очень много Учителей, их последователей и учеников, работающих в разных концах планеты.
Когда ученик начинает работать самостоятельно, он берет на себя кармическую ответственность за выбранную им форму передачи учения, За формой обучения всегда следит Учитель. И поэтому всегда можно определить, работает ли школа под благословением Учителя, проводит ли она направление, данное Иерархией.
Школа, которая работает под непосредственным кураторством Иерархии разрастается, привлекает большое количество учеников, приобретает все большее влияние на людей. Ведущий этой школы без помощи и без энергии Учителя ничего сделать не может, наивно думать, что он работает самостоятельно, по своей инициативе. Как правило, Учитель не вмешивается в работу школы. Он только направляет, благословляет, оказывает энергетическое влияние.
Если же школа скатывается на ложное направление, руководитель не может справиться с гордыней и тщеславием, начинает славить себя, свои небольшие знания, свои несуществующие заслуги, то школа умирает, потому что лишается высшего кураторства, энергетической поддержки. Блаватская упоминает о том, что есть высшие Учителя, есть Учителя среднего и нижнего уровня, есть Учителя Учителей.
Иерархия занята, в основном, расширением обучения, для того, чтобы перестроить современные планетарные условия. В ближайшее время, может быть, в ближайшее десятилетие, во главе каждой крупной организации- общественной ли, политической или государственной встанет либо Учитель, либо Посвященный третьего Посвящения. Во главе больших групп, организаций эзотерического характера, больших структур, в том числе массонских, которые сейчас тоже активно работают, во главе больших подразделений церкви, особенно, склонных к трансформации, тоже появятся новые руководители- либо Учителя, либо Посвященные.
Сейчас, в результате усилившихся страданий, выявленных источников вражды- ограниченного национального, религиозного и политического сознания, все сильнее ощущается потребность в новом Учении, способном объединить, примирить, научить любить и служить этому реальному миру, в котором самым важным объектом является человек. Это Учение должно сделать людей добрее, гуманее, научить их братским отношениям.
Сейчас идет нравственное очищение планетарного человечества через страдания. Человечество, хочет оно или нет, будет приведено к новому сознанию - сознанию планетарного братства . Это непременные условия следующей эпохи. Жизнь через страдание или обучение заставит преодолеть национальную вражду, нетерпимость, шовинизм, религиозное высокомерие и противостояние. Ни одна устаревшая религия не в состоянии сформировать это сознание масс. Религия сейчас- источник вражды и нетерпимости. Необходимо новое Учение, новое знание, новая идея.
Это новое Учение каждый по своему передали человечеству все те Учителя, которым посвящен этот труд.

Условия эзотерического обучения

Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, его намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях.

Постепенно он начинает учиться - сначала понемногу, потом все успешней. И вскоре он приходит в смятение. То, что он узнает, никогда не совпадает с тем, что он себе рисовал, и его охватывает страх. Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают.

Обычный человек является либо победителем, либо побежденным и, в соответствии с этим, становится преследователем или жертвой. Эти два состояния превалируют у всех, кто не видит. Видение рассеивает иллюзию победы, поражения или страдания.

Условия для вступления в духовное ученичество не могут устанавливаться кем-либо по собственному усмотрению. Они для всех едины и вытекают из сути эзотерики, тайноведения, магии. Как человек, не желающий брать в руки кисть, не может стать художником, так не может пройти эзотерическое духовное обучение и тот, кто не пожелает исполнять необходимых требований эзотерических учителей.

В сущности, оккультный учитель ничего не может дать, кроме советов. В этом смысле и надо принимать все, что он говорит. Учитель уже прошел тот путь, которые ведет к познанию Высших миров. И, на который намерены встать и вы. Учитель – эзотерик из своего опыта знает, что для этого необходимо.

Если бы кто-то стал настаивать на том, чтобы учитель сообщил ему духовное обучение, а сам бы при этом не пожелал исполнять условий, то это похоже - научи меня рисовать, но кисть в руки брать не буду.

Эзотерический, оккультный учитель всегда работает с теми, у кого имеется свободная воля и намерение обучения. Но и одного общего желания иметь высшие познания будет недостаточно. Такое желание имеют многие. «Хотеть не вредно», но тот, кто не стремится вникнуть в особые условия оккультного ученичества, тот ничего не сможет достичь. Об этом должны помнить те, кто жалуется на трудности эзотерического, оккультного обучения.

Тот же, кто не желает или не может исполнять строгих условий, должен временно отказаться от оккультного обучения сам. Условия эти хотя и строги, но не жестоки, и следование им не только может, но и должно быть свободным поступком. Но если, учитель видит, что ученик не готов, или не желает принять эти условия, или имеет во всем сомнения и критику – учитель имеет право отказать ученику в обучении.

Тому, кто не примет этого во внимание, требования эзотерического, оккультного обучения легко могут показаться насилием над душой или совестью. Все обучение здесь основано на совершенствовании внутренней жизни; и эзотерическому, оккультному учителю приходится давать советы, затрагивающие внутреннюю жизнь.

Если бы кто-то потребовал от учителя: поделись своими тайнами, но оставь меня с моими привычными ощущениями, чувствами и представлениями – то он желал бы совершенно невозможного. Он хотел бы только удовлетворить свое любопытство или любознательность. Но при таком подходе сокровенное знание никогда не может быть достигнуто. Такому ученику должно быть отказано.

Условия, которые необходимо соблюдать духовному ученику.

Здесь не требуется совершенное выполнение любого из этих условий, но исключительно лишь стремление к таковому. Полностью выполнить условия не удастся никому, но вступить на путь их выполнения может каждый.

Первое условие: ученик должен обратить внимание на поддержание своего телесного и душевного здоровья. Первоначально степень здоровья человека не зависит от него самого. Но, стремиться помочь себе в этом отношении может каждый. Только здоровый человек способен к здоровому познанию.

Правда, и нездоровому человеку не отказывается в духовном обучении; но от ученика требуется, чтобы у него была воля к здоровой жизни. В физическом отношении задача заключается, скорее, в устранении вредных привычек.

В этом отношении необходимо быть вполне честным и правдивым перед собой. Вынужденный аскетический образ жизни тоже ни к чему не приведет. Хотя, кто-то может находить в аскетизме такое же удовольствие, как другой находит в вине или курении. Многие склонны все трудности, возникающие при продвижении в указанном направлении, отнести за счет своего жизненного положения.

В других случаях изменение жизненных условий для многих действительно может оказаться желательным, но в целях эзотерического, оккультного обучения этого делать не следует.

Для данной цели нужно, чтобы человек именно в том положении, в котором он находится, делал все, что только возможно для своего телесного и душевного здоровья.

Особенно важным для оккультного ученика является стремление к духовному здоровью. Нездоровая душевная и умственная жизнь удаляет его от путей к познаниям. Ясное, спокойное мышление, верное ощущение и чувствование являются здесь главной основой.

Особенно ученик должен быть далек от склонности к фантазерству, возбужденности, нервности, экзальтации, фанатизму. Он должен усвоить здоровый взгляд на все обстоятельства жизни; уметь уверенно разбираться в жизни; он должен спокойно давать самим вещам говорить к себе и воздействовать на себя.

Любая неумеренность и односторонность должна быть устранена из его суждений и ощущений. Если это условие не будет выполнено, духовный ученик вместо высших миров окажется в мире собственной фантазии. Свое мнение, видение, понимание он будет ставить выше самой истины.

Второе условие – чувствовать себя членом жизни. Выполнение этого условия включает в себя многое. Но каждый исполняет его по- своему. Если я – воспитатель, и мой ученик не отвечает моим желаниям, то я должна направить свое чувство недовольства не на него, а на себя. Я должна ощутить себя единой с моим учеником, чтобы суметь задать себе вопрос: «Не является ли недостаток в моем ученике результатом моих собственных действий?».

Чем обращать свои чувства против него, я лучше подумаю, что мне нужно предпринять, чтобы в будущем ученик смог отвечать моим требованиям. Благодаря подобному настрою постепенно изменяется образ мышления человека.

Третье условие: Не все, но многие сталкиваются с третьей проблемой, которая разрушает или может разрушить все. Ученик должен суметь пробиться к пониманию, что его мысли и чувства имеют для мира такое же значение, как и его действия. Нужно осознать, что завидовать своему учителю и на этой почве критиковать его – значит «зарыть себя в яму». Это значит, что человек не годится в духовные ученики не только к этому учителю, но ни к любому другому.

Четвертое условие: усвоение, что истинная сущность человека находится внутри, а не снаружи. Кто смотрит на себя- как на «Бытие определяет сознание» , тот ничего не сможет достичь в духовном обучении.

Духовный ученик должен найти золотую середину между тем, в каких внешних условиях он находится, и тем, что он сам признает правильным для своего поведения. Он не должен навязывать своему учителю, окружению нечто такое, что не может быть принято с пониманием. Но, в то же время он должен быть совершенно свободен от болезненной склонности делать только то, что может встретить признание среди окружающих.

Признания своих истин он должен искать лишь в голосе своей души, честно стремящейся к познанию. Но учиться у своего учителя, окружения он должен как можно больше, с тем, чтобы понять, что полезно и необходимо этому окружению. Поступая так, он разовьет в себе то, что в тайноведении называют «духовными весами». На одной чаше весов лежит «открытое» нуждам внешнего мира «сердце», на другой – «внутренняя твердость и непоколебимая выдержка».

Пятое условие: упорство в следовании принятому решению. Ничто, кроме сознания того, что он впал в заблуждение, не может заставить духовного ученика уклониться от принятого решения. Каждое решение есть сила намерения, если намерение обучения было слабое, то и результата ждать не надо.

Результат будет, если побуждением к действию служит вожделение, оно всегда имеет большую силу. Вождение к получению знаний, использование этих знаний по своему усмотрению, приобретение власти на базе этих знаний.

Но любые действия, продиктованные вожделением, не представляют собой какой-либо ценности для высшего мира. Здесь важна только любовь к обучению, когда внутри горит искра. Эзотерика, магия, оккультизм – это образ жизни, это жизнь внутри этих законов; а не наоборот. И не ставить себя на пьедестал перед самим собой и другими. Не раздувать из себя «великого и непонятого». Знаю о ком пишу!

Шестое условие – развитие чувства благодарности ко всему, что дается человеку. Он должен знать, что собственное его бытие есть дар всей Вселенной. Сколь многим обязаны мы природе и другим людям!

Следование приведенным условиям способно сделать духовного ученика достаточно сильным для выполнения и дальнейших требований, перед которыми ставит его духовное обучение. Не зная этих условий, он будет в недоумении останавливаться перед каждым новым требованием; у него не будет необходимого ему доверия к людям, а на этом основано стремление к истине.

Духовный ученик знает, что из ничего нельзя создать что-либо, но что несовершенное можно превратить в совершенное..

Вступающий в духовное ученичество должен уяснить себе, что с его помощью надлежит строить, а не разрушать. Поэтому он должен принести с собой волю к самоотверженной работе, а не к критике и разрушению. Работа и благоговение – вот основной настрой, который требуется от духовного ученика. Кто-то обнаружит, что не подвигается вперед в ученичестве, несмотря на то, что он «работает без устали». Это происходит оттого, что работу и благоговение он не понял в их истинном смысле. Обучение, которое протекает без благоговения дает очень мало.

Если при получении какого-либо сообщения человек не спешит противопоставить ему свое собственное мнение, а встречает его со спокойным благоговением и открытой душой, то это не ведет его вовсе к рабской зависимости в суждениях. А, если человек намерен лишь судить, то ему незачем учиться дальше.

Тот, кто уже достиг чего-то в познании, знает, что всем этим он обязан не своенравному личному суждению, а способности спокойно вслушиваться в воспринимаемое и перерабатывать его.

Но в духовном ученичестве важно именно само обучение. Здесь необходима сильная воля к тому, чтобы стать учеником. Если что-либо кажется непонятным, то лучше не судить об этом вообще, чем судить неверно; лучше временно отказаться от понимания данной вещи. Чем выше человек поднимается по ступеням познания, тем более необходимо ему умение спокойно и благоговейно слушать.

Условия, предъявляемые эзотерическим учителем, ни для кого не будут содержать в себе ничего неожиданного. Истина и высшая жизнь живут в каждой человеческой душе и каждый может и должен найти их в себе сам. Но, они лежат глубоко и могут быть извлечены из своих глубоких недр лишь после устранения препятствий.

Как это сделать, об этом может дать совет лишь человек, имеющий опыт в эзотерике, магии, тайноведении. Такой совет дает эзотерика - духовная наука. Она никому не навязывает истины, она не провозглашает никаких догматов; но она показывает путь. Правда, каждый – возможно, только пройдя через многие воплощения, – смог бы самостоятельно найти этот путь, но обучение у Учителя – эзотерика является сокращением этого пути.

А теперь рассмотрим главные эзотерические учения и движения, которые в наибольшей степени распространены в России. Это традиционная йога, даоские школы, суфийские учения, учение Дона Хуана в изложении Кастанеды, система Гурджиева, Интегральная веданта Ауробиндо, учение Кришнамурти, Агни Йога, учение Бхагавад-Дхармы.

Как говорили миссионеры Ордена иезуитов, местные условия решают очень много. Один из главных вопросов, который меня при этом интересует - насколько реально с помощью современной российской версии данного учения добиться просветления и духовной реализации.

Традиционная йога распространена в России в нескольких основных формах: хатха-йога включает в себя набор асан, мудр и бандх и направлена на оздоровление физического тела, раджа-йога преследует исключительно духовные цели, слияние с Богом, наконец, синтетическая йога, которая не разделяет физическое и духовное начало, а рассматривает их как две грани единого целого. К таким вариантам йоги относится, с моей точки зрения, учение современного индийского учителя Айенгара. Если раджа-йога в чистом виде - удел избранных одиночек, и число центров, практикующих эту традицию в России, крайне ограничено, то хатха-йога или же смешанная раджа-хатха-йога распространены куда шире, а последователи этого пути склонны объединяться друг с другом. В одной только Москве существуют несколько десятков разнообразных йогических групп и центров. Многие из них занимаются по книгам, но некоторые последователи классической йоги ездили в Индию, где общались с мастерами и учителями.

Чего можно достичь, следуя йогическим путем в наши дни в России? Я не разделяю мнения, существующего в некоторых эзотерических кругах, согласно которому путь древней классической йоги устарел, не нужен для приближающегося золотого века и закрыт "сверху" Высшим Разумом. Человеку трудно понять пути Бога, но убежден, что, как сказано в восточных текстах, Бог приветствует человека на любом пути, лишь бы тот приближался к Высшему, а не удалялся от него. Кундолини-йога - а хатха и раджа-йоги предполагают подъем энергии кундалини через все чакры к тысячелепестковому лотосу, находящемуся в макушке, - трудна и опасна. Отсутствие реального учителя затрудняет продвижение, а чрезмерное усердие чревато ухудшением здоровья и даже психической неадекватностью. Но если следовать всем советам йоги точно и овладевать йогическими умениями постепенно, то результат в виде улучшения здоровья, повышения психоэнергетического здоровья и развития способности к концентрации не замедлит прийти. Будет ли этого достаточно для того, чтобы поднять энергию кундалини, провести ее сквозь чакры и выполнить задачу божественной самореализации, чего добивается каждый истинный йогин?

Это зависит от нескольких условий - от кармических накоплений ученика, условий его жизни, уровня теоретической подготовки и наличия серьезного духовного учителя. Мне известен случай, когда искренний и глубоко очищенный человек, изолированно живший в глухой провинции, едва ли не заболел психически от энергетического перегрева в результате подъема кундалини. Чтобы подъем энергий был безопасным и устойчивым, требуется чистая экологическая среда. В отравленной атмосфере города осуществить такой подъем значительно труднее, чем в горах или даже на подмосковной даче. Если же подъем кундалини был частичным, и энергия не поднялась до чакры сахасрара для встречи со своей мужской ипостасью, богом Шивой, или высшим "Я" и остановилась на уровне одной из нижних чакр, это может нанести вред духовной природе ученика. Человек может сделаться раздражительным, неподвижным, упрямым, то есть кристаллизоваться в своих недостатках, которые после такого энергетического закрепления будут поддаваться переплавке с большим трудом, нежели до всякой работы с энергией. (Об опасностях такой ложной кристаллизации мы поговорим отдельно.)

Хоть я и не считаю путь кундалини-йоги или раджа-йоги закрытым "сверху", предполагаю, что Бог вряд ли будет поддерживать слишком пассивных в миру искателей этого типа. Если на заблудшее человеческое общество еще можно как-то повлиять, то сделать это могут прежде всего герои и подвижники духа, а не йоги, ищущие просветления лично для себя. Бог же будет помогать лучшим из йогов в той мере, в какой они готовы в дальнейшем делиться накопленным с другими людьми.

Даосские школы менее распространены в России и, в основном, связаны с всевозможными системами восточных единоборств. Мне практически неизвестны случаи, когда человек, идя даосским путем, не занимался при этом какой-нибудь борьбой. Информация о даосизме, этой сокровенной восточной традиции, стала появляться в России значительно позже, нежели информация о йоге. Подлинных мастеров, реально идущих путем Дао и добившихся серьезных результатов, очень мало. Есть несколько человек, прекрасно владеющих физической и энергетической стороной единоборств, но, на мой взгляд (возможно, я ошибаюсь), они пока не достигли той степени просветления и свободы, о которой говорят Лао-Цзы и Чжуан-Цзы. Безусловно, они могут ввести своих учеников в даосскую традицию через обучение упражнениям, основам цигуна, дыхательной тренировке, правильной медитации. Но сумеют ли они подключить человека к непрерывной энергетической цепи мастеров, составляющих сущность высокой древней традиции? И вообще, в какой степени она жива сегодня?

Я не могу ответить на эти вопросы. Мне известно, что самые серьезные из российских даосов не раз были в Китае, встречались с мастерами из Шаолиня, лично общались с такими известными популяризаторами даосизма, как Мантэк Чиа и Сью Минтаи. Наиболее аутентично и глубоко даосская традиция, с моей точки зрения, преподается во Всероссийской федерации шаолиньского ушу, возглавляемой востоковедом Алексеем Масловым. Энтузиазм молодых людей, посещающих школы ушу и тайцзицюань, очевиден. Но во всем этом есть серьезный крен в сторону тренировки физического тела и тенденция превращения самого направления в разновидность спорта. Тренировка духа мало кого интересует. Тем не менее, те, кому близок даоский подход, могут при настойчивости добиться выдающихся результатов. Только настойчивость не должна быть жесткой - в даосизме это свойство характера мешает больше всего. Даосские методы всегда привлекают интеллектуалов и людей с невротическими чертами, стремящихся с помощью этих методов обрести желанную гармонию.

Суфийские учения известны в России мало. Одна из причин - это глубокая закрытость подавляющего большинства суфийских орденов. Те ордена, которые связаны с политизированным исламом, выходят лишь на мусульманскую часть населения России. Те же центры, которые заявляют о себе как о суфийских, как правило, имеют к настоящему суфизму весьма приблизительное отношение. Среди наиболее популярной литературы на эту тему - многочисленные книги Идрис Шаха, а также произведения Инайят Хана. С его именем связана деятельность нескольких организаций в нашей стране. Согласно той информации, которой обладаю я, среди этих центров есть весьма серьезные организации. Они возят наиболее продвинутых своих членов за рубеж, где находятся основные штаб-квартиры этих международных центров, проводят ретриты среди последователей в России. В движение Инайят Хана ушло несколько моих знакомых, весьма продвинутых и подготовленных в плане медитативных практик. Книги Идрис Шаха также относятся к серьезной литературе, однако, основные центры традиции находятся в Западной Европе. Иногда в Россию приезжают мастера из-за границы, которые называют себя суфиями и обучают людей духовно-медитативным практикам. В целом, последователи суфизма по численности в России во много раз уступают и йогам, и буддистам, и даосам. Конечно, духовные достижения возможны и на этом пути, но для этого требуется несколько условий - подлинность наставника, серьезность намерений ученика и его способность ассимилировать опыт других учений, может быть, прямо не связанных с суфийской иерархией, но тем не менее, содержащих очень полезные элементы. Так, учение Гурджиева, проходившего обучение в суфийских центрах, не входит в число систем, относящихся к эгрегору суфиев. Но, в силу того, что в нем очень подробно разработана такая важная для суфиев практика, как самонаблюдение и самовспоминание, оно весьма полезно для тех, кто идет суфийским путем. Мне приходилось встречаться с российскими последователями суфизма, которые одновременно с Идрис Шахом и Инайят Ханом изучали систему Гурджиева и практиковали самовспоминание. Мне показалось, что они были сильнее и крепче тех, кто пытается следовать традиции по книгам и отдельным семинарам приезжих мастеров.

Большую популярность в России имеет учение северо-американских индейцев яки в изложении знаменитого Карлоса Кастанеды. Его книги раскупаются и вызывают искренний интерес. Во многих городах России и странах СНГ существуют центры, объявляющие себя последователями учения Дона Хуана. Эзотерические и психологические центры более широкого профиля проводят семинары по темам, затронутым в книгах Кастанеды. Многие духовные лидеры и психологи включили в программу своих школ идеи и методы, почерпнутые из "Второго кольца силы" или "Внутреннего огня". Книги Кастанеды стали культовыми для ищущей молодежи во всем мире. Похожие процессы происходят и в России. Куда же они ведут своих последователей?

В западной эзотерической и научной литературе ведутся жаркие споры о том, существовал ли реально Дон Хуан или он был порождением фантазии Кастанеды? Целый ряд авторов, доказывают, что Дон Хуан - это миф, ловко придуманный ради денег и славы. Иногда учение Дона Хуана рассматривают как утонченную месть индейцев западному миру за то унижение, которое они испытали от завоевателей. Другие исследователи, напротив, наперебой доказывают гениальность Кастанеды и бессмертие его учения. Не буду давать оценки литературной стороне произведения писателя, однако убежден, что учение, излагаемое им, содержит в себе исключительно полезные знания о человеческой природе и секретах истинного пути. Наверное, этим и объясняется писательский успех Кастанеды и то влияние, которое он оказал на духовные искания человечества в конце XX столетия. Он сумел изложить известные идеи и мысли эзотеризма настолько ярко и захватывающе, что многим людям они показались настоящим откровением. Идеи безупречности, экономии энергии, тоналя и нагваля, понятие трех видов внимания, образ смерти как советчицы в ситуациях экстремального выбора, информация о новых видах восприятия - все это и многое другое наверняка войдет в золотой фонд духовных накоплений человечества. Правильное осознание сильных сторон этого учения может помочь любому ученику, к какой бы традиции он не принадлежал.

В то же время, с моей точки зрения, далеко не все, сказанное Кастанедой, применимо в условиях России и западного мира, а кое-что попросту не нужно. Являясь решительным противником всех видов наркотиков, включая галлюциногены, я убежден, что вся история с пейотом, описанная в ранних книгах писателя в период, когда в Америке происходил бум с ЛСД и бунт шестидесятников, со скандалом вырывающих у общества право на курение марихуаны, была введена в повествование отчасти намеренно. Кстати, в более поздних и глубоких книгах Кастанеды эта тема постепенно сходит на нет. Сегодня только безумец будет доказывать, что можно достичь просветления и стать воином абсолютной свободы, опираясь на мутный дым галлюциногенов. Другой проблемой учения Дона Хуана являются его толтекские атлантические истоки. Каким бы ни было оно высоким, изящным и глубоким и какими бы яркими красками Кастанеда ни расцветил его, введя в современный культурный оборот, никогда не стоит забывать, что оно в своей основе является очень старой магической традицией, пришедшей к нам с затонувшего материка. По мнению многих эзотерических учений Атлантида затонула как раз в результате злоупотребления магией и магическими операциями. Насколько нужна сегодня вся магическая часть учения, описывающая борьбу человека с духами реки и с олли? Насколько применимо это знание без реального учителя рядом, без кактусов и мексиканских мест силы? Насколько необходимо сегодня воссоздать шаманскую традицию, явно более старую по сравнению с той же йогой?

Большая проблема учения Дон Хуана состоит в том, что хотя оно и называет себя путем сердца, но реально не дает методов его раскрытия. Оно прекрасно помогает человеку воспитать волю, овладеть принципами самодисциплины воина духа, более глубоко узнать себя, победить многие негативные качества и отрицательные эмоции, но в отношении чувства любви и сердечного тепла, увы, значительно уступает другим более эмоциональным учениям, религиям и системам. А некоторые вещи в нем, например, по сути дела, негативное отношение к проблемам рождения детей в связи с тем, что ребенок, появляясь на свет из утробы матери, якобы оставляет в ее ауре дыру, лично у меня вызывает глубокое отторжение.

Люди устроены таким образом, что они склонны брать из ценных учений не лучшее, но, увы, худшее. Как правило, все, что касается самодисциплины в жизни воинов, современная генерация духовных искателей оставляет за скобкой своих интересов и устремлений. Зато с куда большим интересом они устремляются к подражанию крутой грубоватой интонации, с которыми Дон Хуан и Дон Хенаро иногда в чисто ученических целях говорят с Карлосом Кастанедой. Многие молодые люди превращают это учение в орудие самоутверждения по отношению к другим людям и миру. Наблюдать это одновременно и смешно и грустно. Впрочем, то, как воспринимает книги Кастанеды молодая Россия, ничто по сравнению с тем, как обстоит дело с более зрелой частью кастенедийски настроенного населения Америки. Люди, долго жившие в США и специально изучавшие эту проблему, рассказывали мне, что в некоторых бизнес-кругах там принято предварять деловые переговоры и подписание контрактов магическим боем барабанов и вызыванием духов силы, которые якобы покровительствуют сделкам и отгоняют духов неудачи. Когда я по возможности ярко представил себе картину, как несколько сдвинутые на шаманизме американцы-бизнесмены начинают лупить по тамтамам, мысленно считая размер предстоящей выгоды, мне стало несколько не по себе от подобного прочтения Кастанеды.

Мое мнение в отношении этого очень оригинального учения заключается в том, что оно едва ли приводит человека к Богу, если рассматривать его как самостоятельный путь. До сих пор неясна та тонкая энергетическая цепь учителей, или эгрегор учения, которая стоит за страницами книг. Но как вспомогательное учение, энергии которого способны оживить многие пути и стандартизированные подходы к совершенствованию, оно имеет исключительное значение. Оттуда можно извлечь много полезного. Что касается российских центров последователей этого учения, то, на мой взгляд, должно пройти немалое время, прежде чем у нас появится серьезное объединение людей, способные правильно воспринять мудрость и парадоксы Дона Хуана, донесенные до нас талантливым пером Кастанеды. Это, конечно, не значит, что последователи этого взгляда на мир должны сидеть дома и ни в коем случае не объединяться друг с другом. Просто полезно помнить, что не всякое объединение или количество несет в себе истину. Иногда собрание людей, напротив, кристаллизует заблуждение.

Система Гурджиева, представляющая собой волевую традицию эзотеризма, получила большее распространение на Западе. Яркая, колоритная фигура основателя "четвертого пути", выходца с Кавказа Георгия Ивановича Гурджиева всегда привлекала к себе. Лучшей книгой, талантливо и полно раскрывающей суть гурджиевской системы, считается книга ученика Гурджиева Петра Демьяновича Успенского "В поисках чудесного", раскупающаяся на Западе по сорок тысяч экземпляров в год.

В России есть несколько групп и центров, относящихся к гурджиевской традиции. На мой взгляд, в системе Гурджиева - Успенского есть много ценного: глубокое объяснение человеческой психологии с ее внутренней механичностью и склонностью к психологическому сну, реальная практика самопознания, мощная методика тренировки воли. Я отнюдь не разделяю мнение некоторых эзотериков из теософской среды, объявляющих Гурджиева чуть ли не исчадием ада и глашатаем темных идей. Вместе с тем не могу не признать, что в системе Гурджиева не хватает некоторых вещей. Во-первых, она не совсем вписывается в контекст мировой духовной культуры и даже внутри эзотеризма стоит несколько особняком. Во-вторых, сухое изложение системы практически во всех книгах его последователей, вычурный стиль его собственных сочинений: стиль выдает характер человека. В-третьих, недостаточно проработана тема воспитания высокой эмоциональной природы человека и раскрытия сердца. В-четвертых, слабо просматривается тема служения духовной иерархии Учителей, в результате чего формируется следующий тип последователей - грубоватый, сильный, волевой эмоционально суховатый одиночка с неразвитым религиозным чувством, привыкший опираться только на себя. Тем не менее, признаю, что духовно-эзотерическая группа искателей истины, встретившаяся мне в самом начале моего пути и очень многое мне давшая, наряду с другими источниками очень серьезно проработала литературу, связанную с Гурджиевым.

Можно ли достичь просветления и приблизиться к Богу, опираясь на одну лишь систему Гурджиева - Успенского? Сомневаюсь. Я рассматриваю ее как мощную, но все-таки дополнительную систему, помогающую человеку сознательно и твердо стоять в своем основном учении. Идите избранным путем и при этом старайтесь сохранить и развить ту непрерывность сознания в самой гуще жизни, о чем так подробно и основательно рассказал Гурджиев. Делая усилия и преодолевая препятствия, помните, что духовный путь требует не просто стараний, но сверхусилий. Борясь со своими недостатками и воспитывая целостность сознания, и используйте гурджиевский опыт преодоления множественности и созидания в себе единства, системой. Это, на мой взгляд, будет полезней, чем в отсутствии реального учителя механически применять систему в своей жизни. Пример Успенского, который во второй половине жизни отошел от Гурджиева из-за неприятия его личности, но пытался сам применить его систему и даже развить ее, показал, что это едва ли продуктивно. Биографы Успенского указывают, что к концу жизни он признался: "Система не работает!" В то же время многие духовные лидеры, мастера различных мистических традиций, эзотерические и трансперсональные психологи признают, что идеи Гурджиева служили мощным стимулом для их работы.

Определенную популярность на книжном эзотерическом рынке современной России завоевали книги индийского духовного мудреца и подвижника XX столетия Ауробиндо Гхоша. Излагая систему интегральной веданты, синтезирующей древние знания и современные подходы, Ауробиндо поставил перед собой жизненную цель - помочь принести Божественный Разум на Землю, в сердца и души людей. В Городе Солнца Ауровиле, построенном на юге Индии для духовных искателей мира, вместе со своей сподвижницей Альфассой Ришар, известной под именем Матери, он проводил эксперимент по достижению физического бессмертия. Его идеи совершенствования, пробуждения сознания, воспитания любящего и сострадательного сердца - все это не может не вызывать глубочайшего уважения к человеку, столь серьезно и основательно взявшегося за серьезную проработку Божественного Проекта. В книгах Ауробиндо Гхоша можно найти достаточно подробное описание многочисленных методов, помогающих успешному продвижению. Конечно, отсутствие учителя, ушедшего с физического плана еще в 1950 году, создает немалые проблемы для его последователей, однако направление пути выбрано и обозначено столь верно, а методы разработаны столь подробно, что это страхует от многих ошибок. Когда я встречаюсь с последователями этого учения, убеждаюсь в совершенно необычной для меня ситуации: люди понимают основы духовного пути и свои ошибки. Нет явных перекосов и заблуждений. Однако есть и проблемы. Главное, на мой взгляд, то, что им не хватает серьезной деятельной энергии. Это проявляется не только в России, но и во всем мире, и с этой точки зрения показательно современное состояние Ауровиля, города, который, по мнению самых разных людей, в конце концов, остановился в развитии.

Считаю, что каждый, выбравший путь интегральной веданты, в принципе, идет правильно. Но получит ли он просветление и реальное освобождение, зависит прежде всего от него самого. Если ему удастся преодолеть крен в созерцательность, присутствующий в системе Ауробиндо Гхоша и отмеченный еще Великими Учителями Востока - Гималайскими Махатмами, то он сможет добиться хороших результатов.

Большим авторитетом пользуются сегодня книги духовного мастера из Индии Джидду Кришнамурти. Многих искателей привлекает легендарная фигура Кришнамурти, ранняя известность которого была связана с деятельностью Теософского Общества. Его руководительница Анни Безант объявила юношу воплощением Иисуса Христа. Однако сегодня в России больше популярны книги позднего Кришнамурти, где он полностью отошел от теософской тематики и сосредоточился на новом, открывшемся ему подходе к Истине. Идея непрерывного бодрствования, познания природы ума, отказа от жестких целей и ментальных установок на пути самопознания, тотальное внимание, внутреннее цветение и тишина сердца, рассмотрение каждой ситуации как абсолютно новой. Эти идеи, вроде бы известные и раньше, прежде всего из даосизма и дзэн-буддизма, в изложении Кришнамурти заиграли новыми красками. Метод самонаблюдения и осознавания, предлагаемый Кришнамурти, существенно отличается от подхода Гурджиева. Кришнамурти говорит "о наблюдении без наблюдателя", что представляет собой высший пилотаж во внутренней свободе человека.

Система Кришнамурти очень полезна для приверженца любого другого духовного пути, особенно в тех случаях, когда он склонен к догматизму. Чтение книг индийского мастера освежает сознание, настраивает на новый вид созерцания, позволяющего увидеть привычные вещи в несколько неожиданном ракурсе. Система хорошо раскрепощает восприятие и растворяет как мировоззренческие, так и чисто психологические предрассудки. Но достаточно ли всего этого для достижения высших состояний сознания и встречи с Богом, тем более что Кришнамурти старательно избегает употребления любых религиозных терминов? Если просветленность самого Кришнамурти не вызывает сомнений, были ли у него продвинутые ученики такого калибра, как Успенский у Гурджиева, Павитра и Сэтпрэм у Ауробиндо Гхоша, Санчес у Кастанеды? Лично мне такие примеры неизвестны, хотя за много лет путешествий по Западу Кришнамурти провел огромное количество бесед и встреч. Означает ли это, что его учение не работает, как не работала, по его собственному признанию, система Успенского? Не берусь судить, но выскажу несколько соображений.

Во-первых, чтобы осуществлять непрерывное самонаблюдение и самовспоминание, требуется много энергии, которая лучше всего накапливается благодаря дыхательным практикам, пранаяме, молитве и точечной концентрации. У Кришнамурти об этом ни слова, а иногда даже встречаются высказывания, что можно без таких методов обойтись. Где же тогда ученик возьмет энергию, чтобы совершить в самом себе "единственную революцию" (термин самого Кришнамурти), ведущую к свободе? Во-вторых, он отрицает принцип почитания Иерархии в духовной работе. Е. И. Рерих, хорошо знакомая с теософским движением и с биографией Кришнамурти, утверждала, что многое из того, что он достиг, было обеспечено с помощью Иерархии Учителей Света, с которыми индийский духовный лидер был связан. В-третьих, далеко не для всех подходит метод, основанный на полной свободе и отсутствии дисциплины. Многие ученики в начале своего пути нуждаются в суровой дисциплине. В монастырях, орденах и центрах применялись такие методы. Овладев собой и достигнув той стадии самоконтроля, при которой он мог жить и действовать свободно, никому не причиняя зла, ученик мог переходить к фазе спонтанности и самодисциплине, основанной не на волевом сдерживании своих страстей, а на их глубинном понимании.

Короче говоря, система Кришнамурти хороша, но не универсальна. Она может дополнить методы других учений и обновить подход человека к совершенствованию духа, но не заменить основные системы, помогающие духовной эволюции.

Одно из самых перспективных эволюционных учений планеты, распространенное в России - это Живая Этика, или Агни Йога, появившаяся на свете в результате сотрудничества Николая и Елены Рерихов с Великими Учителями Востока, Гималайскими Махатмами. Оно содержит в себе все элементы, необходимые для получения духовного озарения, преображения несовершенной человеческой природы и встречи с Богом - этику, космологию, духовную практику. Живая Этика придает большое значение культуре, понимая ее как форму почитания Света. Агни Йога говорит с людьми на торжественном, но вполне современном языке и учитывает те духовно-психологические проблемы, которые наиболее остро стоят сегодня. Она синтезирует все прежние йоги (карма, бхакти, джнану и раджу) и помогает своим последователям прийти к Богу самым быстрым и надежным путем. По степени своей популярности в России Учение Агни Йоги занимает одно из первых мест среди других эзотерических систем.

Сейчас в каждом городе России действует несколько центров, заявляющих себя как рериховские организации. К сожалению, между ними нет единства в понимании Основ Учения, а немалое количество организаций весьма далеки от того, что задумывалось Рерихами. Одни из этих центров тяготеют к чисто энергетическим практикам и контактерству, другие являются чисто культурными организациями и не проявляют к проблемам духовного совершенствования серьезного и глубокого интереса. Конечно, есть и такие центры и отдельные деятели, которые ставят вопросы духа во главу угла. Но в целом последователи Агни Йоги явно не дотягивают до той высоты, на которой мечтали их видеть и Рерихи, и Великие Учителя. Те видели своих последователей духовными подвижниками, очистившими свою внутреннюю природу и овладевшими скрытыми силами человека, отдающими всю свою мощь на благо мира.

В Агни Йоге есть все, чтобы прийти к Богу и достичь совершенства. Потому она мне ближе других, пусть и прекрасных систем. Вся проблема состоит в том, что большинство последователей Учения не имеют достаточных духовных накоплений, чтобы самим правильно идти путем восхождения. К тому же современное рериховское движение не имеет института земных духовных учителей, способных передавать инициатический посвятительный импульс от наставника к ученику. Тем не менее, я глубоко верю в огромный эволюционный потенциал Учения и не сомневаюсь, что духовный расцвет нашей страны во многом связан с тем, насколько глубоко будут восприняты космические идеи Учения.

Из новейших духовных систем я бы обратил внимание на движение Бхагавад-Дхарма, представители которого регулярно проводят семинары по всему миру. Главный ашрам движения "Сатья Лока", где я побывал год назад, находится на юге Индии. Основатель движения и духовный лидер ашрама Шри Мукти Ишвара Бхагаван с детства ощущал свою высокую задачу, связанную с духовным влиянием на состояние человечества. Его считают божественным воплощением или высоким аватаром. Его цель в том, чтобы как можно больше людей приняли в сердце Высшее Божественное Существо, духовно пробудились и достигли состояния просветления. Бхагавад-Дхарма представляет собой сплав высокой теории и духовной практики, синтезирующий лучший опыт религий и учений прошлого. Я бы не сказал, что мне удалось в ашраме получить что-то принципиально новое в плане теории. Но большое впечатление на меня произвела высокая этика человеческих взаимоотношений, которую демонстрировали ближайшие ученики Бхагавана, а также духовная практика, состоящая из достаточно простых и известных методов, соединенных в необыкновенно мощную и эффективную систему преображения человека. Добавив эту практику к своей, выработанной за много лет, я увидел, насколько ускоряется процесс самопознания и овладения собой. Да и другие последователи Ишвара Бхагавана, настроившиеся на мощные вибрации этого духовного движения и на помощь учителю в распространении учения могли бы рассказать немало интересного о своих мистических опытах, случаях чудесного исцеления и решения жизненных проблем, о реальных изменениях в сознании.

Особенно покорила меня абсолютно не коммерческая основа деятельности лидеров этого движения, высокая социальная ценность проповедей и дел, ориентация на служение человечеству, терпимость, разрешающая адептам пути синтезировать его с другими учениями, а также глубокое духовное родство с дорогими и близкими мне идеями Агни Йоги. Разумеется, осваивая новый духовный опыт, я ни в чем не отказался от прежнего пути, наоборот, еще более укрепился в первоначальном выборе. Вместе с тем многое в практике стало более понятным, когда я сам столкнулся с реальной духовной линией, основанной на непосредственной передаче инициатического импульса. Я оценил, насколько важен личный контакт с учителем и действующей традицией.

Разумеется, это пока еще очень молодое духовное движение, не вполне себя проявившее, ему только предстоит завоевать место среди мощных систем с тысячелетней историей. Многое будет зависеть от его последователей.

У кого-то может возникнуть вопрос, почему я не рассмотрел другие, не менее популярные духовные учения в России, такие, как система Петра Донова, Ошо-Раджниша, Алисы Бейли, Профетов, многочисленные школы ченнелинга (контактерства) или Нью-Эйджа? Я умолчал намеренно, так как не считаю перечисленные системы по-настоящему эзотерическими и высокодуховными. Они либо не дотягивают до таких критериев, либо определенно ведут человека не туда, куда следует. Поэтому едва ли стоит говорить о них подробно.

Мой обзор не претендует на полноту и на глубокое погружение в сердце каждой традиции. Просто хотелось дать панораму наиболее важных эзотерических путей, открывающихся перед современным искателем. Читайте книги этих учений, изучайте их и слушайте свое сердце: только так вы сумеете понять, что же вам нужно.

Еще один важный вопрос, который нередко звучит и на семинарах, и на индивидуальных консультациях - как синтезировать эти учения, если почти каждое из них заявляет, что оно и есть самый полный синтез всех эзотерических знаний и методов работы над собой? Следовать ли только одному учению? Или, взяв его за основу, создавать свою систему, используя прочие знания, идеи и методы? А может быть, не мудрствуя лукаво, соединить воедино все системы и пути? Мне кажется, лучше всего сделать единственный выбор и остановиться на каком-то одном, наиболее дорогом для вас учении. Но не ограничиться, а вобрать в себя мудрость из других учений, на которые надо смотреть через призму основной традиции. В этом случае христианин с расширенным сознанием сможет без ущерба для психики и самоуважения читать литературу по суфизму, йог будет успешно приобщаться к теософии, а последователь Живой Этики найдет немало полезного в христианских трудах.

Дерзайте, размышляйте и делайте правильный, наиболее подходящий для себя выбор. Высшие Силы всегда поддержат преданного и подлинного искателя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!