Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

В зеркале своего "Я". Психологическое упражнение. Твист-терапия: упражнение "Зеркало" (Шея)

Каждая женщина, будь то молодая девушка или уже взрослая дама, начинает свой день с того, что смотрится в зеркало. Для чего? Ответ очевиден: желание выглядеть красивой.

Начиная с Древнего Египта, женщины, выходя из дома во внешний мир, немало времени проводили перед зеркалом: натирали тело маслами, выщипывали брови, подводили глаза и т.д. И это и по сей день дает свои результаты. Ведь мало ли для чего может пригодиться красота: больше шансов, что возьмут на работу, возможность получить комплимент, а то и, глядишь, будет повод для знакомства с мужчиной.
Но когда это знакомство все-таки происходит, и даже начинают налаживаться отношения с мужчиной, то со временем появляются самые главные проблемы. И головные боли. И не только. И одной красотой этого уже не решить. А как это решать? Увы, об этом эволюция не позаботилась.

Как было сказано выше, для внешней жизни мы привыкли пользоваться зеркалом. И у каждой женщины, по определению, в сумочке лежит хотя бы одно. Поэтому учить им пользоваться я не буду (а то и сам бы взял пару уроков, как обходиться с этой штуковиной).
Но кроме внешней жизни есть еще и наша внутренняя. И для женщины она должна быть, если не более важной, то уж точно не менее, чем внешняя. Я говорю об отношениях, которые складываются в доме, в семье.

И для этого нам понадобится «внутреннее» зеркало. Пользоваться им также легко, как и обычным. Поэтому ниже речь пойдет об одном психологическом упражнении, которое называется «Зеркало своего Я» .
В данном случае зеркалом для Вас будет служить ни кто иной, как . Не стоит так удивляться.

Когда мы покупаем зеркало, то оно чистое и красивое, но если оставить его на одном месте и не протирать, то оно покроется пылью и потеряет свою красоту и блеск.
Та же история происходит с большинством . Со временем любые отношения начинают остывать, и тут не стоит искать виноватых, что он больше не дарит цветы, не проявляет внимания – все это лишь пыль на вашем общем зеркале.

И хотя тут в зеркало каждый смотрится сам, те не менее оно у вас общее. На самом деле ваша любовь никуда не исчезла, она просто покрылась пылью. Поэтому ее необходимо протирать – каждому.
Что это значит? Это значит, что те недостатки, которые я вижу в своем партнере, мне нужно отнести к себе. Например, муж перестал дарить цветы и делать комплименты. В этот момент мне не нужно говорить себе или ему, что его любовь перестала быть такой, как раньше. Я теперь говорю себе: «Все, что я вижу в нем плохо сейчас, – это неправда, потому что ничего не может повредить нашей любви».

То же может делать и он в отношении себя и того, что он видит в вас.
Ведь на самом деле изъяны, которые мы можем видеть друг в друге, были в нас всегда, просто пока чувства были сильны, мы их не замечали. Но ведь мы могли любить друг друга и так? Почему сейчас стоит уделять им внимание? В этом и есть чудо «внутреннего зеркала», что вы своего партнера еще сильнее, чем раньше, понимая, что все недостатки, которые Вы можете в нем увидеть, видите только вы.

У внимательных читателей может возникнуть встречный вопрос: а что делать в ситуациях, когда мы не можем прийти к компромиссу? Например, он хочет смотреть по телевизору футбол, а я — сериал. Как нам решить этот вопрос? На самом деле тут вам надо просто сесть и договориться.

Я желаю, чтобы у вас всегда все получалось. Красивых вам и чистых отношений!
И не забывайте: самая красивая женщина – это та, которая больше всего времени провела перед своим «внутренним» зеркалом.
Успехов!

Тимофей Пронин

Упражнение "Ребенок"
Цель упражнения : формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям.
Группа участников рассаживается по кругу и поочередно каждый из них дает определение слова "ребенок" (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: "Ребенок - это..." Далее каждый оканчивает предложение так, как сочтет нужным.
При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.

Упражнение "Встреча"
Цель упражнения : активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование "комплекса детскости".
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними. После успокаивающих слов: "Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут" психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: "Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе,
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок - вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру".
Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: "Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем воображении"; "Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?"; "Опишите ваши переживания и впечатления".

Упражнение "Мое детство"
Цель упражнения : активизация у учителей детских воспоминаний.
Группа рассаживается в круг. Психолог просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства.
Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем учителям, которые имеют в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы влияет на отношение учителя к своим ученикам. При "выплескивании" в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки учитель освобождается от своих тягостных воспоминаний.

Упражнение "Моя первая учительница"
Цель упражнения : развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.
Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.
Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.

Упражнение "Мой самый трудный ученик"

Цель упражнения : развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися.
Участники группы по кругу рассказывают о своем трудном ученике: как он выглядит, как ведет себя на уроках, какие у него оценки, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п. Учителя описывают, как они взаимодействуют с такими учащимися. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.

Упражнение "Интонация "
Цель упражнения : расширение диапазона коммуникативных возможностей учителей.
Каждый член группы должен сказать какую-либо поощрительную фразу, обращенную к ученику. Например: "Молодец! У тебя все хорошо получается". При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица.
Группа решает, какие фразы были удачными, а какие нет. Психолог помогает каждому учителю найти наиболее выразительные интонации для общения с учащимися.

Упражнение "Зеркало"
Цель упражнения : развитие коммуникативных возможностей учителей.
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй - его "зеркало". В задачи ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте "здесь и теперь" почувствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми (в том числе учителями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

Рассматривание себя в зеркале может быть научно обоснованной терапией для улучшения пищевого поведения и образа тел. Четыре «зеркальных» упражнения на принятия своего тела. Нам потребуется: пустая квартира, секундомер, терпения и спокойствие. Это очень простые, но эффективные упражнения, которые помогают принять себя и повысить осознанность, улучшить свой образ тела и принятие своего тела.

Зеркальная терапия.

Нарушен ия образа тела часто связаны с нарушениями пищевого поведения. Установлено, что люди, которые негативно воспринимают свое тело, имеют увеличенный риск нарушений пищевого поведения. Негативное восприятие тела может быть выражено в «неузнавании» себя на фотографиях, негативной эмоциональной реакции на свое тело при рассматривании видео или себя в зеркале. Ученые измеряли ряд физиологических параметров, от пульса со электропроводимости кожи. Чем негативнее человека себя воспринимал, тем более выраженной была физиологическая реакция на свое тело на видео или в зеркале.

Однако зеркальная экспозиция (Mirror exposure (ME )) является весьма эффективным и научно обоснованным инструментом для улучшения образа тела. Она включает в себя рассматривание и описание разных частей собственного тела. Зеркальная экспозиция улучшает восприятие своего тела и улучшает пищевое поведение. Более того, сейчас зеркальная экспозиция рассматривается как один из важнейших инструментов для работы с пищевыми нарушениями! (Mirror exposure (ME) is one of the main components of the treatment of patients with eating disorders symptomatology and it has shown its effectiveness in improving several outcomes (e.g., body dissatisfaction).)

Если у вас есть устройства для отслеживания вариабельности пульса, то вы можете контролировать успех зеркальной терапии отмечая изменение своих параметров в ответ на вид своего тела и отмечать их возвращение в норму (и сколько времени это заняло).

Важно не просто рассматривать себя, но принимать при этом здоровую осанку, «развернутую», экспансивную позу вместо сжатой позы. Это улучшает результаты восприятия. Помните, если мы направляем внимание на себя, на свою позу – это улучшает контакт с реальностью, делает наши представления о себе более реалистичными, а значит – и более здоровыми.



Note . Fig 2A = Neutral posture (for calibrating); Fig 2B = Expansive posture; Fig 2C = Contractive posture

1. Осознанное зеркало.

Техника очень простая. Вы становитесь перед большим зеркалом во весь рост. Включаете секундомер и рассматриваете себя.

Нажимаете стоп, когда в голову приходит негативная оценочная мысль. Следующий подход на следующий день.

Цель упражнения: осознанное рассмотрение: безоценочно, в настоящем моменте, намеренно.

Безоценочно - наблюдаем, а не оцениваем.

В настоящем моменте - не рефлексируем, не вспоминаем, а просто отмечаем, что есть сейчас.

Намеренно - фиксируя внимание и не давая ему ускользать.

Особенности выполнения: хвались себя необязательно, просто принимайте себя. Будьте внимательны и осознанны к себе. Если становится скучно или ваши мысли убегают – просто возвращайтесь к выполнению упражнения на принятие своего тела. Цель: добиться хоть пяти минут без единой критической мысли о своем теле.

2. Зеркало и вес.

Вы можете использовать другой способ: найти телесные маркеры веса. Например, степень видимости вен (просвечивают вены) отражает толщину подкожно-жировой клетчатки в данном участке тела, толщина складки, расправленность и глубина разных складок и борозд тела, упругость, рыхлость… и много другое. Смысл в том, чтобы научится видеть изменение массы своего тела в зеркале, а не в весах.

3. Отражение в городе.

Отслеживайте свою реакцию, когда видите свою отражение в зеркале, витрине, стекле. Ваша задача притормозить реакцию «черт, какая я жирная» на «о, это я», а затем двигаться к реакции «о, я классная». Тренируйтесь где угодно в городе, это неформальная практика, которая помогает улучшить принятие своего тела.

4. Не злоупотребляйте маленькими зеркалами для лица.

Злоупотребление маленькими зеркальцами только для лица смещает ваше внимание и искажает образ тела. Люди начинают уделять слишком много внимания своему лицу, игнорируя свое тело. Совет: по возможности, большинство раз обращайтесь к большому зеркалу во весь рост. Это очень простые, но эффективные упражнения.

Литература.

Body dissatisfaction and mirror exposure: evidence for a dissociation between self-report and physiological responses in highly body-dissatisfied women. PLoS One. 2015 Apr 1;10(4):e0122737.

PLoS One. 2018 Mar 23;13(3):e0194686. Expand your body when you look at yourself: The role of the posture in a mirror exposure task.

Ortega-Roldán B, Rodríguez-Ruiz S, Perakakis P, Fernández-Santaella MC, Vila J. The emotional and attentional impact of exposure to one"s own body in bulimia nervosa: A physiological view. PloS One. 2014; 9(7): e102595

Tuschen-Caffier B, Vögele C, Bracht S, Hilbert A. Psychological responses to body shape exposure in patients with bulimia nervosa. Behav Res Ther. 2003; 41(5): 573–86.

Koskina A, Campbell IC, Schmidt U. Exposure therapy in eating disorders revisited. Neurosci Biobehav Rev. 2013; 37(2): 193–208.

6. Hildebrandt T, Loeb K, Troupe S, Delinsky S. Adjunctive mirror exposure for eating disorders: A randomized controlled pilot study. Behav Res Ther. 2012; 50(12): 797–804.


Занятие №1

Цель: Развитие невербальной коммуникации.

Разминка:

Упражнение “Печатная машинка ”

Цель: Создание общего настроя группы и развитие сосредоточения внимания.

Описание: У каждого участника есть своя буква алфавита. Ведущий задает слово и участники должны молча, хлопками «напечатать» это слово. Затем можно задавать целые фразы.

Необходимое время:5 мин

Основное содержание занятия:

Упражнение “Кто во что одет”

Цель: Развитие внимания

Описание: Участники внимательно изучают друг друга. Затем один из них поворачивается к группе спиной. Ведущий спрашивает у него особенности внешнего вида остальных участников.

Необходимое время:10 мин

Упражнение “Путаница”

Цель: Развитие способности проявлять нестандартный ход мысли, проявления лидерских качеств.

Описание: Один участник-ведущий покидает группу. Остальные берут друг друга за руки по кругу и запутываются. Задача ведущего распутать своих друзей, сделав из них единый круг.

Необходимое время:15 мин

Упражнение “Американский студент”

Цель:

Описание: Группа делится на две части. Первая мини-группа загадывает одному из второй мини-группы слово, которое тот должен показать своей группе только с помощью мимики и жестов. Если группа отгадывает, то уже они предлагают свое слово.

Необходимое время:30 мин

Упражнение “Слепые котята”

Цель: Развитие умения взаимодействовать без зрительного контакта.

Описание: Все участники группы закрывают глаза. Ведущий разводит их в разные части помещения. Задача группы - найти друг друга, при этом не произнося слова и не издавая других звуков.

Необходимое время:10 мин

Обсуждение занятия

Необходимое время:10 мин

Занятие №2

Цель: Раскрытие творческого потенциала путем развития навыков актерского мастерства и повышения способности понимать и чувствовать группу.

Разминка:

Упражнение “Угадай цвет по жесту”

Цель: Раскрытие творческого потенциала.

Описание: Желающий начать игру участник выходит за дверь, а группа в это время выбирает какой-нибудь цвет. Вернувшийся участник, должен будит отгадать, какой цвет выбрала группа. Для этого он может обратиться к любому из участников и этот человек должен показать выбранный цвет движением. Отгадывающий может обращаться к разным участникам до тех пор, пока не отгадает.

Необходимое время:5 мин

Основное содержание занятия:

Упражнение “Зеркало”

Цель: Развитие творческого потенциала, актерских навыков и невербального общения.

Описание: Группа делится по парам. В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник - «зеркало». Он должен в точности отразить движения первого. Затем они меняются местами.

Необходимое время:5 мин

Упражнение “Фраза с разной интонацией ”

Цель: Развитие ораторского мастерства.

Описание: Ведущий, задает участникам определенную фразу, которую они должны произнести с задуманной интонацией. Остальные должны угадать эту интонацию.

Необходимое время:10мин

Упражнение “Я тебя правильно понял?”

Цель: развитие способности слушать и слышать друг друга.

Описание: Ведущий задает фразу, следующий участник говорит: «Если я тебя правильно понял, то ты сказал…» и повторяет за ним все точно слово в слово. Так пока фраза не обойдет весь круг.

Необходимое время:10 мин

Упражнение “Красное и черное”

Цель: развитие умения вести переговоры, умение работать в команде.

Описание: Группа делится на 2 команды. Задача - набрать минимальное количество отрицательных и максимальное количество положительных очков. Выигрывает тот, кто набирает максимальное количество положительных очков.

Решение принимается простым большинством голосов. Спорщиков следует удалять. За каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого голосующего против - минус 2 очка, за каждого удаленного - минус 3 очка. Решение другой команды сообщается только тогда, когда решение приняли обе команды. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.

Решение одной команды влияет на баллы другой, так как очки начисляются по следующей системе:

Ход Команда 1 Команда 2 Очки Команда 1 Команда 2
Красное Красное -3 -3
Красное Черное +5 -5
Черное Красное -5 +5
Черное Черное +3 +3

Необходимое время:50 мин

Обсуждение занятия

Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.

Необходимое время:10 мин

Занятие №3

Цель: Раскрытие творческого потенциала путем развития навыков актерского мастерства и повышения способности понимать и чувствовать группу.

Разминка:

Упражнение “Это здорово! ”

Цель: Развитие умения самопрезентации.

Описание : Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о своем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец».Все участники выходят по очереди.

Необходимое время:7 мин

Основное содержание занятия:

Упражнение “ Рюкзак в дорогу”.

Цель: Развитие умения творческого взаимодействия в команде.

Описание : Более облегченный вариант упражнения заключается в том, что участники группы предлагают по кругу от себя что-то в общий "рюкзак", который группа возьмет с собой "в дорогу". Предлагать можно не обязательно материальные предметы, более ценятся предложения тех качеств, которые помогут группе быть более успешной. После каждого предложения группа голосует за него. Берутся только то, что принимается единогласно. По ходу выполнения упражнения инструктор организует содержательное обсуждение предложений.

Необходимое время:10 мин

Упражнение “Ассоциативные переходы».

Цель: Развитие логического и образного мышления. Тренировка навыка генерирования направленных ассоциаций.

Описание : Участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает какую-либо пару слов, например, "древесина - мяч" или "небо - чай" и предлагает совершить ассоциативный переход от первого слова ко второму. Например: древесина - лес - поле - футбольное - мяч; небо - земля - вода - пить - чай. Подобный переход осуществляется путем поочередного называния по кругу каждым участником своей собственной ассоциации на слово, т.е. если первый называет ассоциацию на слово древесина, то второй называет ассоциацию на ассоциацию первого. В нашем примере на слово "лес".

Это упражнение является подготовительным для следующего.

Необходимое время:15 мин

Упражнение “Карусель".

Цель: Развитие умения представлять себя в различных образах и ситуациях. Умение находить выходы из сложных ситуаций.

Описание : Участники встают или садятся, образуя два круга - внешний и внутренний. Внутренний будет неподвижным, внешний - подвижным. Ведущий задает роли: внешний круг "останется собой", т.е. будет действовать в соответствии с естественными реакциями, внутренний же будет реагировать в соответствии с прописанными ролями. Задача: быстро перестраиваясь на разные стили общения, постараться легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор в течение 2-3 минут и приятно расстаться. Затем участники внешнего круга пересаживаются или переходят по часовой стрелке к новому собеседнику, а ведущий задает следующую роль.

Примеры ролей:

- "Перед вами человек, которого Вы хорошо знаете, но давно не видели. Вы рады этой случайной встрече и открыто выражаете свои эмоции..."

- "Перед Вами интересующий Вас человек, с которым Вам хотелось бы пообщаться на интересующую Вас тему..."

- "Вы встречаете вашего учителя, который идет с другом и при этом сильно торопится, но Вам нужно срочно сообщить ему о своей проблеме..." (В этом варианте работа идет парами - пара внешнего круга общается с парой внутреннего.)

- "После длительной разлуки Вы встречаете своего друга (подругу)..."

- "Перед Вами маленький ребенок. Он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Успокойте его..."

- "Перед Вами ваш родитель (мать, отец). Договоритесь, что сегодня в гости к вам домой Вы приведете своего друга, подругу (противоположный пол)..."

Комментарий. Выясните у членов группы, общение с кем, в какой ролевой позиции доставило им больше всего удовольствия, было наиболее удачным. В каких контактах и кому удалось занять лидерскую позицию, какие из предложенных участникам ситуаций больше всего похожи на жизненные. Какие из ситуаций были наиболее чреваты конфликтным взаимодействием.

Необходимое время:15 мин

Упражнение “Телепат”.

Цель: Развитие умения почувствовать другого человека, понять его и передать словами его ощущения.

Описание : Каждый участник должен в течение 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе, например, сидящего через одного слева. Участник должен представить себе его состояние, эмоции и переживания, и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются ведущим вслух по порядку. Группа пытается определить объект описания. В случае угадывания "виновник торжества" сравнивает описание с субъективными ощущениями.

Необходимое время:20 мин

Упражнение "Три роли".

Цель: Развитие оригинального творческого взгляда на вещи. Развитие эффективного общения. Умение почувствовать другого человека, войдя в его роль.

Описание : Участники играют три роли: "слепого", "немого", "глухого". Ведущий просит участников передать небольшую фразу по цепочке: "немой" - "слепой" - "глухой". Это может быть фраза типа "Картина "Грачи прилетели" выставлена в Третьяковской галерее".

Необходимое время:10 мин

Упражнение "Теплое слово".

Цель: Передача положительных эмоций друг другу.

Описание : Попробуйте ласково попрощаться со своим соседом. Скажите ему теплые слова.

Необходимое время:7 мин

Обсуждение занятия

Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.

Необходимое время:10 мин

Занятие №4

Цель: Раскрытие творческого потенциала в общении.

Упражнение: « Каскад приветствий».

Цель: Самовыражение путем приветствия.

Описание : Участники группы образуют полукруг. Каждый участник по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми так, чтобы не повторить использованные ранее приемы приветствия. Группа повторяет за участниками каждое предложенное приветствие.

Необходимое время: 10 мин

Упражнение: « Признак деления».

Цель: Развитие наблюдательности, активизация внимания и мышления.

Описание : Все участники садятся в круг. Один из них на время подготовки к упражнению должен выйти за дверь. Тем временем, группа делится на 2 подгруппы по какому-либо выбранному признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на 2 части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были обозначены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась.

После того как участник справится с поставленной задачей, ведущий предлагает кому - то еще раз попробовать определить признак, по которому разделяется группа. Участник, выразивший желание продолжить упражнение, выходит за дверь. В это время группа меняет признак и разделяется на подгруппы. По окончанию упражнения можно обсудить возникшие сложности.

Необходимое время: 10 мин

Упражнение: « Слепой, немой, глухой».

Цель: научение навыкам общения в сложных ситуациях, развитие актерских навыков, фантазии.

Описание : Все участники делятся по тройкам, в которых один человек сначала играет роль немого, предварительно придумав свою легенду, а другие пытаются найти с ним общий язык, затем другие по очереди показывают слепого и глухого, остальные также с ними общаются.

Необходимое время: 20 мин.

Упражнение: « Разговоры на выдуманных языках».

Цель: Развитие фантазии и чувственного восприятия своего партнера.

Описание : Участники делятся по парам и спонтанно начинают беседовать на выдуманном языке, при этом они стараются понять друг друга.

Необходимое время: 10 мин

Упражнение: « Почувствуй партнера».

Цель: Развитие умения распознавать эмоциональное состояние человека по его физиологическим характеристикам.

Описание : Все участники делятся по тройкам и сначала изучают друг у друга следующие особенности: хлопками в ладоши, особенностями прикосновений (за руки и плечи). Затем один из участников закрывает глаза и пытается угадать человека по своим внутренним ощущениям (кто именно хлопнул, прикоснулся).

Необходимое время: 15 мин.

Обсуждение занятия

Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.

Необходимое время: 10 мин.

Занятие №5

Цель: раскрытие творческого потенциала в общении.

Упражнение: « Пойми меня».

Цель: Развитие умения понимать партнера по его жестам и движениям.

Описание : Участники делятся по парам, и им задается ситуация, например, рубка дров. Участники должны, не сговариваясь проиграть эту ситуацию.

Необходимое время: 15 мин

Упражнение: « Разверни ежика».

Цель: Развитие умения чувственного понимания человека.

Описание : Участники делятся по парам, по очереди один из них «сворачивается» как ежик, а другой должен попытаться развернуть его: словами, движениями и т. п. Ежик разворачивается только тогда, когда сам этого захочет.

Необходимое время: 20 мин.

Упражнение: « Картина».

Цель: Развитие творческого взаимодействия в группе.

Описание : Ведущий показывает участникам какую-либо известную картину. Участники внимательно разглядывают ее, обсуждают, затем выстраиваются так, чтобы полностью скопировать сюжет картины. После обсуждаются эмоции, которые испытывали при нахождении в той или иной роли.

Необходимое время: 15 мин.

Упражнение: « Выпусти из круга».

Цель: Выявления наличия взаимопонимания и поддержки в группе, а также развитие творческого подхода к выходу из нестандартной ситуации.

Описание: Все участники становятся в круг и держатся за руки, один желающий становится внутрь круга. Его цель уговорить участников выпустить его из круга, при этом всем остальным никакой установки не дается.

Необходимое время: 15 мин.

Обсуждение занятия

Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.

Необходимое время: 10 мин.

Занятие №6

Цель: Развитие творческого потенциала личности.

Занятие состоит из двух этапов.

На первом этапе проводится тренинг уверенности в себе, отрабатываются упражнения по развитию рефлексии, снятию зажимов, повышению творческого самочувствия (2 часа).

Второй этап - игра, направленная на развитие творческого потенциала личности.

Начало занятия - приветствие членов группы (передача воображаемых друг другу предметов с угадыванием, что же передали). Затем проверка выполнения домашнего задания.

Для того, чтобы творчески мыслить, как минимум, нужно определенное настроение и состояние человека. Снять плохое настроение, раскрепостить позволяют отдельные упражнения и комплексные технологии. Вы знаете систему аутотренинга, позволяющую человеку регулировать себя, но есть отдельные приемы, которые дают возможность раскрепостить себя, поднять свой творческий потенциал.

Упражнение 1. Научиться образному видению слова (превращать слово в быль).

Мимикой и пантомимикой передать смысл слова “грусть”, “мужество”, “солнце”, “свежий воздух”, “море волнуется” и т. д.

Упражнение 2. Уметь неинтересный объект превращать в интересный.

На выбор выполнить задание:

Обращаться с карандашом как с заряженным револьвером;

Ходить по полу как по луже, по песку;

Искать сходство между предметами и определенными людьми, между людьми и животными;

Сфантазировать на тему: “каково настроение того или иного неодушевленного предмета?”, “сколько ему лет?” и т. д.;

Выбрать малознакомое лицо и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях, будущее” настоящее и т. д.

Упражнение 3. “Без маски”.

Все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, “открытости”. Группа оценивает степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет следующий член группы и без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было “зажатым”, “шаблонным”, то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.

Незаконченные предложения:

1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...

2. Мне знакомо острое чувство одиночества, помню...

3. Особенно мне не нравится, когда...

4. Мне очень хочется забыть, что...

5. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...

6. Однажды меня напугало то, что...

7. В незнакомом обществе я, как правило, чувствую...

8. У меня немало недостатков. Например...

9. Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды...

10. Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я...

11. Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...

12. Особенно меня раздражает то, что...

Упражнение 4.

Цель: Развитие уверенности в наличии способностей (таланта) и возможности достижения поставленных целей.

Время: 5 минут, ежедневно, в течение недели.

Психологическая (теоретическая) основа упражнения.

Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Если вы себя оцениваете положительно, то и чувствовать будете хорошо. Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы ими и будете обладать. Даже если Вы сейчас не обладаете этими чертами, то если Вы думаете, что имеете их, Вы разовьете их, и Ваше чувство собственного достоинства стремительно возрастет. Предложенная ниже техника поможет Вам достигнуть того, к чему Вы стремитесь.

Задание:

1. Запишите Ваши утверждения о том, кто Вы есть или кем Вы можете стать, и о том, что у Вас есть или чего Вы хотите. Например:

У меня увлекательная и творческая работа;

Я коммуникабелен и раскрепощен;

Я добиваюсь успеха во всем, что я делаю и сейчас я успешно справлюсь с поставленной задачей и т. д.

2. Когда Вы закончите писать, выберите самые важные Ваши утверждения и сосредотачивайтесь на них примерно минуту. Потом закройте глаза и повторяйте про себя утверждения помногу раз в течение 2-3 минут. Делая это, преобразуйте Ваши утверждения в зрительные образы, т. е. представьте написанное положение перед своим мысленным взором.

Упражнение 5.

Цель: Развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время: 5 минут.

Психологическая сущность упражнения.

Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас - добиться признания на новой работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно жениться (выйти замуж) и т. д.

2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что Вы достигаете этой цели. Представляя свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что Вы захотите.

Обсуждение занятия

Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.

Необходимое время: 10 мин.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!