Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Японские боевые искусства. Виды боевых искусств Японии. Техники боя, ударов палкой на длинной и короткой дистанции, стили в эскрима де кампо

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Кюдо

Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Добавить в Анти-Баннер

Эскрима Де Кампо JDC-IO – филиппинское боевое искусство, относящееся к стилям эскрима с длинной дистанцией боя. Акроним JDC-IO состоит из первых букв имени основателя единоборства Хосе Д. Кабальеро и его первого ученика Иринео Олавидеса. Первым названием школы было De Campo Uno-Dos-Tres Orihinal. Потом обучающиеся назвали школу Eskrima de Campo JDC-IO за заслуги Эрика Олавидеса, который усовершенствовал систему ГМ Кабаллеро.

Этот стиль в основном применяет дальнюю дистанцию. Мастера стиля считают наиболее правильным выстраивать поединок на дальней дистанции, если применять палку. А на ближней дистанции и в клинче полезнее применять нож, кулаки, удары головой и др. В Эскрима Де Кампо проводятся прямые атаки, а также удары на расстоянии поражения, вместо проведения ударов по углам, которое используется в большей части систем ближнего боя.

Не применяются в Эскрима Де Кампо блоки типа «палка в палку» и не проводится наработка техник боя без оружия.

Обезоруживания в этом стиле производятся с помощью нанесения ударов по руке с оружием. На тренировках этого стиля большое внимание обращается на наработку силы, точности и скорости. Проведение тренировок для отработки точного удара всегда проводятся в парах инструктор-студент. Упражнения, которые проводятся между парой равных бойцов не поощряется, т.к. боец всегда должен быть в состоянии сразиться с высшим по уровню противником, а не только с уличными хулиганами. Грандмастеру Хосе Кабаллеро приходилось бить не только обычных головорезов, но и лучших бойцов, сражавшихся в то время: Балбино Манчао, Симеона Сааведра, Винсента Лабор, Хуана Каролла, Хенеросо Карбахоса, Альфредо Макалолан, Танчонга Лопеза, Хорхе Навахо, Соломона Канонио, Пастора Хингойо, Аноя из Тангуба и др. Хотя эта система достаточно жестока, она сосредотачивает внимание обучающихся на ударе по руке с оружием, чтобы снизить шансы на смертельный исход поединка. Кабальеро никогда не наносил серьёзных ранений и не убивал противников.

Видео: Бой на палка в замедленной съемке

Техника стиля

Основными особенностями техники Де Кампо являются:

  • отсутствие финтов,
  • начальный удар всегда наносится с самой большой силой,
  • любая часть тела соперника, которая находится в зоне возможного поражения, должна быть первоначальной целью,
  • наиболее часто вначале поражается рука с оружием, если рука с орудием находится сзади – удары наносятся по остальным частям тела,
  • нет блоков палка в палку,
  • отсутствуют активные действия рукой без оружия,
  • все разоружения противника проводятся простыми точными ударами по руке с оружием,
  • все комбинации ударов тренируются в паре студент-инструктор.

Три уровня атак

Иренео Олавидес советовал:

  • Если соперник подступает – нужно поражать колени.
  • Если соперник открывается – нужно поражать локти и кисти рук
  • Если соперник находится по центру – нужно бить в глаза.

Боевая дистанция

Манонг Хосе акцентировал внимание на ма-ай – основном принципе сохранения эффективной дистанции. Для ее сохранения необходимо правильно оценить диапазон действия, применять приставной боксерский шаг. Как снайпер одним выстрелом совершает одно убийство, так мастер – должен точно измерять длину удара до противника.

Палки

В этом стиле не используют палки стандартной длины. Они обрезаются пропорционально показателям веса и длины. Увеличение длины может быть принесено в жертву лучшей скорости и силе. Палка может быть длиной от 31 до 26 дюйма. Чтобы нанести мощный удар применяют палки из прочной древесины бахи или камагонг, имеющие преимущество над легкими палками из ротанга. Большинство ударов палкой совершаются кистевым движением. В Де Кампо применяются и нелакированные палки, без обжига и лакировки, с корой. Они являются более толстыми и тяжелыми, по сравнению с обычными.

Отражение удара

Манонг Хосе дал ценный совет начинающим: «Если поразить вооруженную руку противника в поединке тяжело, целью нужно сделать локти на близком расстоянии. Если соперник наносит горизонтальный удар – нужно ответить вертикальным сверху, а если соперник бьет Вас вертикальным ударом, нужно ответить горизонтальным с удержанием максимально эффективной дистанции». Он всегда напоминал студентам: «Я учил вас для боя с лучшими бойцами, а вовсе не с большими хулиганами. Бой на палках должен завершиться через несколько секунд».

Орлиное зрение

Когда Манонг Хосе жил в Себу, произошла история с двумя мужчинами, которые пришли к нему, чтобы увидеть его технику, о которой много слышали. Эти люди объехали всю провинцию, чтобы найти эскримадора, прошедшего бы их испытание. В конечном итоге эти люди встретились с Манонгом Хосе, и один из них убедил второго вступить с ним в дружеский бой.

«Джо, как вы отразите это!» – предупредил один из них и быстро и преждевременно ударил по первому углу. Манонг Хосе вынужден был ответить на нанесенный удар и в ответ ударить коварным нуките (рука-нож) своей голой рукой в солнечное сплетение противника – атака была остановлена. Потрясенный человек поклонился и, вытерпев боль, сказал: «Мы проехали много селений и вот – встретили настоящего мастера, который прошел наше испытание».

Манонг Хосе применил периферийное или так называемое орлиное зрение. Он рекомендовал обучающимся смотреть на соперника как на одно целое и не концентрироваться на одной из частей тела. Манонг Хосе говорил: «Если вы стоите перед другим человеком с палкой – это уже боевая ситуация. Даже если это дружественный бой, нужно поддерживать свою готовность на высоте».

Короткая палка, от 18 до 24 дюймов длиной (45–61 см) и примерно в 1 дюйм (2,5 см) толщиной может служить идеальным оружием. Если такой палки нет под рукой, ее можно заменить веткой дерева, зонтиком, при определенном, навыке бутылкой с водой.

Палки делают из пальмового дерева, бамбука, камагонг. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Техника:

    Основной принцип боя палкой таков: по ногам проводить подсекающие удары, в корпус и в голову - тычковые, по рукам - рубящие.

    Инстинктивная защита от верхних ударов. Разведчики должны твердо усвоить, что при попытке ударить автоматом (палкой) сверху по голове или сбоку в челюсть, противник чаще всего успевает подставить руки. Следовательно, «вырубить» его одним ударом не получится, вдобавок неизбежно поднимется шум: крики, топот, возня. Поэтому первый удар прикладом следует наносить либо снизу в живот (или в пах), либо по прямой линии в лицо. Тогда противник не успеет закричать, он осядет на землю и его можно будет добить ударом приклада в шею, горло или висок уже на земле.

1. Атака. Серия ударов.

2 Атака. Удар.

    Палка держится одной рукой. Ладонь расположена в 10-15 см не меньше от края палки. Палка направлена вниз. Получается как обратный хват для ножа.

    Без замаха. Верхним концом палки бьются в пах противника с шагом вперед.

Становление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре.
Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок.
В рукопашном бою большое место всегда отводилось владению холодным оружием. В период Римской республики (VI-I в.в. до н.э.) обучение воинов включало в себя, в том числе, борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того, проводились тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении препятствий.
В Китае в большинстве школ, сложившихся впоследствии в систему ушу, практиковалось владение холодным оружием и подручными предметами.
Аналогичным образом развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме, и других сопредельных странах. В том числе на Филиппинах, где возникли такие направления как Арнис, Эскрима, Кали.
В Америке у большинства племен коренного населения была широко распространена деревянная дубинка с камнем, привязанным к ее концу сыромятными ремнями. Повсеместно использовались также различные деревянные дубинки, применяемые как боевое и охотничье оружие.
В Западной Африке существуют многочисленные боевые союзы, занимающиеся тайными ритуальными убийствами и похищением людей – Союз людей-львов, Союз людей-гиен и др. Большинство из них использует в своей технике приемы владения палкой.
В Европе также были распространены боевые искусства. Как правило, рукопашное единоборство считалось продолжением вооруженного. Европейская состязательная традиция до самого последнего времени предполагала не только кулачный бой, но и фехтование на палках. В Англии успешно сосуществовали палочный бой на шестах (йоменри) и стрельба из лука, увязанные в некую систему: мальчику сперва давали лук, одновременно он учился владеть шестом, а затем обучался фехтованию алебардой и кулачному бою.
Йоменри – это особый стиль боя шестом, посохом и дубинкой, сложившийся у крестьян и рассчитанный на противостояние врагу в доспехах, преимущественно рыцарю в латах. Поэтому для техники характерно обилие толчков и бросков. Английский шест держали хватом сверху посередине, нанося и отбивая удары в сторону обоими концами и толкая на ближней дистанции средней частью. Техника йоменри сочетала в себе простоту и эффективность. Известен факт, когда в 1625 г. английский боец с шестом победил трех испанцев, вооруженных шпагами и кинжалами.
Определенную известность получила ирландская школа боя палкой, восходящая к древнему искусству «кельтского палочного боя». В ирландском палочном бое, традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит. Палку держат одной рукой, выполняя ей различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье. Удары преобладают рубящие.
Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью. Английская работа тростью сформировалась несколько позже, чем французская, и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость прихватывали левой рукой, били двумя ее концами, активно использовали ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносили ей короткие удары по конечностям.

В наши дни наиболее известно французское фехтование тростью. Но различные методы боя на различных орудиях были известны во Франции издревле. Техника работы палкой и шестом вообще развилась до уровня системы.
В большинстве французских селений палочный бой являлся любимым развлечением подростков, юношей и взрослых мужчин. Специальное обучение искусству владения шестом, обшитым на концах железом, имело место во многих французских союзах подмастерьев, получивших широкое распространение в городах Франции с ХV века.
В 70-е годы ХХ века во Франции снова приобрело популярность искусство боя тростью, широко практиковавшееся в ХIX веке, когда трость являлась обязательным атрибутом костюма мужчины. В ХIX веке этому искусству обучали учителя фехтования и французского бокса.

В Италии также существовали палочные бои – “guerra la canne” (война с палками). Это были групповые бои участники которых использовали для защиты от ударов щиты, шлемы и нагрудники. Длина главного оружия – палки – в зависимости от местности и эпохи была разной – от 120 до 180 см.

Весьма популярным оружием в Италии был нож. Существовало множество школ ножевого боя, некоторые из которых дожили и до наших дней.

Палочные бои в России

С глубокой древности у большинства евразийских народов одним из самых распространенных видов традиционного оружия является палка (дубинка).
Во многих местах обычай драться палками является стойкой традицией, дожившей до начала ХХ века во многих русских, белорусских, украинских и молдаванских деревнях.
Палочная драка существовала также в форме народного фехтования. У русских оно называлось «палочный бой», «бой кольями», «бой дрекольем», «бой на палках», «будинники», «дубинушки»; у белорусов – «на кiях», «бойка кiями»; у украинцев – «бiй дручэм», «на палицях»; у молдаван – «скримэ ку беце». Сами палки русские называли «палка», «палица», «кий», «тростка», «треска», «бодатына»; белорусы – «кавалик», «кiй», «дубец», «пашабык», «галузiна»; украинцы — «кiй», «кiл», «палиця», «патик»; молдаване – «палеце», «бец», белдие», «хахэу», «пар».
В палочном фехтовании, как и в драках, применялись палки длиной 100 – 150 см, изготовленные чаще из твердых, реже из мягких пород древесины. У русских и украинцев встречались палки с загнутым концом – «клюка».
Фехтование на палках чаще всего представляло собой групповой бой, либо поединок между двумя бойцами, значительно реже один человек сражался сразу с несколькими. Групповые сражения своей организацией напоминали кулачный бой «стенка на стенку». Фехтовальные поединки «один на один» более характерны для народов, проживающих в западной части Европейской равнины, однако упоминаются они и у народов Европейской части России.

С древних времен палка считалась удобным тренировочным снарядом, а палочное фехтование – прекрасным средством для обучения приемам владения многими видами холодного оружия. Многие историки и этнографы подчеркивают важную роль групповых палочных сражений в деле воинского воспитания восточных славян. К сожалению, почти ничего не известно о методах обучения палочному бою. Однако есть сведения, что зачастую ценилась не грубая сила, а техническое мастерство.
В нашей стране фехтовальная и рукопашная подготовка не была забыта и позднее. Например, в середине XIX в. в российских кадетских корпусах для развития координации, силы и ловкости предназначался обширный курс фехтования, включающий не только обучение навыкам боя на шпагах и саблях, но и штыковой бой, и фехтование на палках около 1,2 м с концами обмотанными тряпками, которые выступали в роли ударно-тычкового оружия.

Фехтование, ножевой и палочный бой в Испании

На культуру стран Пиренейского полуострова значительное влияние оказало арабо-берберское господство (VIII – XIII вв.). Мавры, как называли арабов и берберов в Европе, принесли свои единоборства, воинские упражнения и игры. К их числу относятся: борьба вольного стиля, фехтование на мечах и саблях, метание ножа, палочное фехтование и т.д.
К середине XIII века в ходе реконкисты большая часть полуострова была освобождена, но многое из наследия мавров осталось – в архитектуре, музыке, ремеслах и в боевых искусствах.
К концу восемнадцатого столетия почти повсюду в Западной Европе со средневековьем было уже покончено. На Иберийском же полуострове, с трех сторон замкнутом морем, оно продолжало жить. Там еще сохранился средневековый рыцарский уклад. Воинская доблесть, отчаянное удальство, беззаветное служение даме сердца, корни которого надо искать в почитании Девы Марии — вот добродетели, остававшиеся идеалом для Испании. Если к ним добавить прославленное мастерство оружейников из Толедо, перенявших у арабов многие секреты этого благородного ремесла, то станет понятным преобладание в Европе с конца XV века до середины XVIII испанской школы фехтования.
Распространение к XV веку огнестрельного оружия, а также пластинчатых доспехов, делавших воинов почти неуязвимыми для рубящих ударов, привело к существенным изменениям основных видов холодного оружия. Наиболее широкое распространение получили те из них, которыми удобнее было наносить уколы, так как обладателя лат легче всего поразить, проникая острием клинка в отверстия в щели между пластинами. Данное обстоятельство заставило оружейников разных стран сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая со второй половины XVI века окончательно вытеснила меч.
Во многих городах Пиренейского полуострова существовали фехтовальные школы, где искусство владения различным холодным оружием преподавали профессиональные учителя. С конца XV века в Испании начали появляться теоретические работы, посвященные искусству обращения с холодным оружием.
Естественно, на технике работы шпагой долгое время сказывались традиции использования меча, поэтому ею не только кололи, но и рубили, а сам бой еще долго вели с применением круглого щита. Щит служил дополнением к шпаге лет сто, если не больше. Однако из-за больших размеров и веса, непригодности для атакующих действий, от щита пришлось отказаться. Раньше всего это произошло в Испании, одной из тех стран Европы, где шпага получила наибольшее распространение. Именно Испания стала родиной рапиры — узкого колющего меча с граненым клинком и чашеобразной гардой. Испанская рапира XV века еще служила для нанесения ударов, но уже с XVI века она употреблялась только для уколов. Отличительной чертой испанской школы фехтования стало использование даги — короткой шпаги для левой руки, пришедшей на смену щиту. Дага имела массивный эфес и короткий клинок (25-26см). Эфес (или гарда) использовался для отражения, отвода и парирования ударов, а узкое, почти стилетное лезвие позволяло производить сверхмощные короткие тычки на сверхблизкой дистанции. Дагу, имевшую плоский или четырехгранный клинок, носили за поясом подобно кинжалу.

Боевая стойка с дагой и шпагой первоначально была очень похожа на позицию с мечом и щитом (где роль щита играла дага). Дагой ловили тяжелый клинок шпаги противника, в то время как другой рукой наносили ответные уколы и удары, осуществляли повторные и сдвоенные атаки. Простые и круговые удары чередовались в бою с уколами, направленными в различные части тела. При внезапной атаке двойным уколом, либо комбинацией укола и удара, защита оружием являлась чрезвычайно трудным действием, и в этом случае спасало только движение. Вот почему в конце XVI века в технике фехтования прочно утвердились вольты и пассы — особые виды перемещений, введенные испанским мастером Карранцо. Кстати, первый печатный труд по фехтованию шпагой и дагой был издан тоже в Испании, в 1474 году. Его авторами были профессиональные учителя фехтования Педро де Торрес и Пансо де Перпиньян. Благодаря испанской школе в Европе получили распространение дуэльные поединки, а также появилась особая каста «браво» — профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, частных охранников и, разумеется, инструкторов, дававших за деньги свои уроки всем желающим.
В начале XVII века на смену даге пришел намотанный на руку плащ. Плащ, независимо от сословия, носило тогда все мужское население Испании. «Большой плащ» в развернутом виде волочился по земле, поэтому в него «закутывались», укрепляя дополнительно полы на одежде и перебрасывая конец через плечо. «Малый плащ» (капа) свободно свисал на спине между плечами. Шпага во все времена оставалась преимущественно дворянским оружием. Горожане и крестьяне предпочитали нож, кинжал, стилет, одним словом, короткий клинок плоского, трехгранного или четырехгранного сечения. Мужчины носили его за поясом, в сапоге или рукаве, женщины — за корсажем платья либо за подвязкой чулка. Повсеместная склонность простого народа к ножу объяснялась просто: нож гораздо дешевле шпаги, быстрее и легче изготавливается, находит самое широкое применение в быту, наконец, его удобно носить и прятать.
Одним из известных стилей испанского фехтования была «Дестреза» (La Destreza, известная еще как Магическое, или Испанское колесо). В целом, Дестреза учит стилям, формам и видам боя и показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями, объясняя прежде всего, почему следует делаеть именно так, а не иначе.
Испанская техника позволяла совершать дополнительные подшагивания после первой атаки, что увеличивало дистанцию и мобильность. Именно возможность быстро изменять дистанцию формировала вокруг фехтовальщика круг, который являлся основой Дестрезы.

У каждого фехтовальщика свои физические возможности, а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и чем более внутренний наш круг накладывается на круг противника, тем в лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих «магических кругов» приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников других школ, предпочитали шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находился внутри их круга.
Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки. Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга, а мы выйдем за пределы его. Ну и, наконец, согласно с испанским принципом обороны, потенциальной атаке открывался минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в «свободной», не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего тела — рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Позиция эта, кстати, очень естественная, позволяла контролировать действия противника и давала возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, позволяя одновременно на немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.
Дестреза заставляла тренирующегося постоянно менять позиции, и одновременно поправляла работу ног во время этих изменений.
С помощью минимального поворота запястья испанец увеличивал уровень контроля над оружием противника и мог изменять направление его атаки в момент самого ее начала (так наз. «Atajo»). Основой мастерства было «Taco» — чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта.
Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выведение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда.
Дестреза заставляла хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, — «снайперов» или контратакующих, затягивающих в свою оборону или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя.
В Дестрезе огромное внимание уделяли психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не казалась противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводили короткие быстрые удары и уколы, которые не были смертельными, но создавали дыры в психике противника (например «Испанский поцелуй»» — рассечь кончик носа или губу противника).
La Destreza — это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.
В конце XVII – начале XVIII века испанскую школу фехтования сменила французская, возникшая в результате синтеза испанской и итальянской школ.

Издавна испанцы и португальцы славились своим пристрастием к короткому клинку. Именно на Пиренейском полуострове возникла самобытная школа боя на ножах, известная под названием «Наваха».
«Наваха» — огромных размеров складной нож с рукоятью, сужающейся и загнутой к концу. Часто наваха имела сразу два лезвия, выходящих из рукояти в разные стороны. Вот именно бой на навахах и стал для всей Испании своеобразным видом народного фехтования. Испанцы вели бой на ножах, обмотав свободную руку плащом или прикрыв ее войлочной шляпой, концы которой зажимались в кулак. Как пишет в своей книге «Гойя» писатель Леон Фейхтвангер, «мужчины-махо никогда не расставались со своим складным ножом-навахой». «Еще махо любил длинный плащ, прикрывавший грязную рабочую одежду, а случалось и что-нибудь такое, что лучше было не показывать. Любил он и широкополую шляпу, бросавшую тень на лицо, которому ни к чему быть узнанным».
Так что плащ и шляпа были обычными «предметами туалета» испанского простолюдина и, находясь всегда «под рукой», при необходимости становились оружием. Для того чтобы обмотать руку плащом, его отстегивали или сбрасывали с одного плеча и, взяв край подола в кулак, наматывали на руку, оставляя слегка свободной кисть, куда забирали второй, нижний конец. Иногда плащ вовсе скидывали, схватив левой рукой за середину, либо обматывали его туго вокруг предплечья и кисти, зажав концы в руке. В ряде случаев плащ оставляли висеть на плече, поддерживаемый кистью. Тогда он предохранял от ударов в бок (плащи часто делали из прочных шкур животных), служил прикрытием для оружия и сам мог использоваться для нападения, если случалось близко подойти к противнику (его набрасывали на голову врагу).
Движения бойцов были очень быстрыми, небольшая длина клинка делала их почти неуловимыми. Бой чаще всего велся по кругу, причем, если наваха имела сразу два лезвия, за промахом тут же следовал удар вторым клинком, наносимый возвратным движением руки, практически без изменения положения кисти. Для защиты выполняли отбивы и подставки по касательной обмотанной в плащ рукой, а иногда и оружием (примерно так, как это делают в фехтовании длинным клинком), широко использовали уходы и прыжки в стороны и назад. Стойка левым плечом вперед считалась основной, хотя это было весьма условно: в бою стойку меняли неоднократно, в частности, для обмана противника и в процессе активного наступления. Передвижения вперед, назад, влево и вправо осуществлялись как простым, так и двойным шагом. Делая несколько двойных шагов подряд влево или вправо, начинали движение по кругу, в центре которого находился противник. Если он отвечал тем же, то происходило непрерывное кружение друг возле друга. Широко были распространены подскоки вверх и уходы вниз.
Иногда в тот момент, когда это казалось выгодным, скомканный плащ (опустив один из его концов и распустив намотанную на руку ткань) бросали в лицо противнику. Бросок производили тогда, когда противник делал шаг (выпад) вперед, одновременно со своей защитой движением в сторону или парируя его нож своим ножом. Вслед за броском плаща, используя замешательство противника, разрывали дистанцию или наносили удар. Со стороны схватка чаще всего напоминала испанский танец, где танцоры, стоя на месте, делают вдруг резкое движение плечом или разражаются звонкой трелью чечетки. Бойцы медленно кружили один возле другого, вдруг застывали на месте и, внезапно сближаясь, резко наносили удар, то вдруг опять расходились, чтобы продолжить непрерывное кружение. Так продолжалось до тех пор, пока один из них не оказывался убит или тяжело ранен.
Как и в любой другой стране, имеющей различные этнические группы (на севере страны, кроме испанцев, живут баски, на северо-востоке — каталонцы, на северо-западе — галисийцы), в разных областях складывались свои региональные традиции ножевого боя и свои школы. В частности, были известны андалузская, малагская, наваррская, севильская и другие школы. Бойцы из Андалузии, становясь в боевую стойку, пригибались к земле по-кошачьи, в левой руке держали для защиты шапку, нож выставляли вперед. Бойцы из Наварры левую руку держали поднятой, левую ногу выставляли вперед, а нож держали возле правого бедра. В ответ на стремительную атаку противника представитель наваррской школы мгновенно разворачивался на левой ноге, пропуская противника мимо себя, а затем всаживал тому нож в шею и заканчивал дело, с силой поворачивая клинок.
А вот свидетельство очевидца об уличном бое в Севилье: «Боец кружил вокруг своего противника, выставив левую руку, защищенную сложенным в несколько раз плащом, и отведя назад правую, чтобы придать больше силы удару. Он то поднимался на носки, то приседал, становился то великаном, то карликом… Он то резко отступал, то стремительно нападал, прыгал то вправо, то влево, взмахивал своим оружием как дротиком, будто собираясь метнуть его во врага. Однако острие его ножа неизменно наталкивалось на свернутый плащ противника, готового к защите и отвечавшего на эти выпады такими же быстрыми, меткими ударами… Как ни сильны были бойцы, они стали уставать: пот струился по их лицам, грудь вздымалась наподобие кузнечных мехов, а прыжки потеряли прежнюю упругость»…
Бойцы и учителя еще одной из испанских школ считали наиболее важными для поражения пять основных мест: пах, почки, живот, сердце, горло. Последователи этой школы стремились постоянно держать руку с оружием в движении («шевелить нож»), чтобы ни на секунду не дать противнику возможности задержать взгляд на ноже. В боевой стойке они держали обмотанную плащом руку с вытянутыми пальцами ладонью вниз у живота, а лезвие ножа выставляли вперед и водили им из стороны в сторону. При этом предплечье вооруженной руки было напряжено, кисть расслаблена, лезвие занимало горизонтальное положение, большой палец располагался сверху. Перемещения были аналогичны тем, которые использовались в других школах. Одним из характерных приемов считался удар ножом снизу в падении на колени, другим — удар справа сверху вниз, лезвием к себе.
В начале XIX века формируется три основных стиля ножевого боя: Баратеро – технически примитивный, так называемый деревенский стиль, для которого были характерны размашистые мощные движения; Хитано, или стиль андалузских цыган, с массой финтов и обманных движений. И квинтэссенция всех стилей – Севильяно. Севильяно, кроме элементов предыдущих стилей, включает в себя техники, блокировки и передвижения из классического фехтования, включая терминологию.
В 1849 году происходит первая кодификация испанской ножевой техники в книге «Manual del Baratero», в котором описывались основные техники стойки и передвижения а также использование трости, ножниц и других подручных средств.

В Новом Свете, особенно в Мексике, испанское искусство боя на ножах обрело второе дыхание. Традиционная испанская техника соединилась здесь с техникой аборигенов-индейцев, возникло множество оригинальных школ. Как отмечает один авторитетный исследователь, «в самом далеком прошлом, насколько можно себе представить, мексиканец всегда держал нож в руке и виртуозно пользовался им. Фехтование ножами здесь было более популярным, чем травля быков или петушиные бои».
Огромной популярностью пользовался испанский стиль фехтования на юге США в Новом Орлеане. В начале XIX века в городе было более 50 фехтовальных школ. На легендарной Орлеанской Дубовой Алее в неделю проходило более 20 дуэлей. Именно в Новом Орлеане жил легендарный мастер боя на ножах Хосе (Пепе) Ллуйа. Гениальный фехтовальщик, учитель и дуэлянт, выживший в 30 ножевых поединках. Другой не менее одиозной фигурой был Джеймс (Джим) Боуи, изобретатель прославленного ножа пионеров и героев Дикого Запада.
Испанская техника ножевого боя послужила основой для создания таких стилей, как Арнис, Кали, Эскрима на Филиппинах, Новоорлеанский бой ножом Боуи в США, техники спецназа США и Англии, разработанные офицерами спецподразделений Эплгейтом, Фэйрберном, Стийерсом и Бидлсом.

Испанцы и португальцы издавна славились тем, что в их руках палка превращалась в грозное оружие. Наравне с ножом палка являлась тем средством, к которому простолюдины прибегали в первую очередь.
В различных областях полуострова сложились свои методы работы с палкой. Они продолжают существовать до настоящего времени, причем некоторые из них носят характер семейной традиции.
К числу наиболее известных систем моно отнести палочный бой басков. Баски используют «макилу» — деревянную палку средней длины с металлическим наконечником. Техника боя в различных семьях своя, но в целом она состоит из уколов и парирований с различными вариантами хвата одной и двумя руками. На работу «макилой» похожа и сложившаяся среди португальских пастухов техника работы «агильядой». Это короткая палка с железным наконечником, которой пастухи погоняют волов.
Но самыми известными стали методы, сложившиеся на Канарских островах. Именно здесь палочный бой развился до настоящего искусства, различные стили и школы которого объединяют общим термином «Пало Канарио» (канарская палка).

Палки, используемые на Канарских островах, а также в Испании и Португалии, в зависимости от длины разделяются на три основных типа.
Первый – Пало Чико – это короткая палка, сопоставимая с европейской тростью. Держат ее чаще всего одной рукой. Основными приемами являются рубящие и тычковые удары, выполняемые иногда из-за спины или снизу из-под ноги, куда отводят палку, чтобы усилить момент неожиданности. Выполняются различные кистевые движения с вращениями в запястье, благодаря чему развивается высокая скорость движений и ударов в различных плоскостях.
Второй тип – Пало Медио – это средняя палка, длиной от земли до подбородка либо до уровня груди. Техника работы Пало Медио предполагает использование хватов как одной, так и двумя руками. С одинаковым успехом применяются всевозможные рубящие удары с различной амплитудой, тычки, толчки, зацепы концами палки и т.д. Средний тип палки является наиболее распространенным на Канарских островах, отличается обилием стилей и имеет множество поклонников.
Наиболее известным среди них является «Стиль Дениза». Его основоположником был Томас Дениз (1899 – 1983), обучавшийся этому искусству у своего отца и других мастеров школы «Escuela de San Denis». Стиль характеризуется молниеносными комбинациями и высокой точностью ударов в зоны поражения, включая глаза, пах и уши. Последователи данного стиля свободно ведут поединки на любой дистанции. Техника защиты построена на молниеносных перемещениях и уклонах.
Стиль Моралес основали в 1870-е годы братья Хосе и Николас Моралес. Бойцы этого стиля предпочитают вести поединок на ближней дистанции. Круговые удары преобладают над тычковыми. Большое внимание уделяется ударам по рукам, особенно по кистям.
Кроме этих двухстилей работы средней палкой известны еще – «Verga», «Acosta», «Quintero», «Vidal», «Confiero».
Третий тип – это «большая палка» — Пало Граде – любая палка, длина которой превышает человеческий рост. Техника работы с ней предполагает использование широкого хвата двумя руками, а длина шеста позволяет позволяет вести бой на дальней дистанции, упирать один конец в землю и даже прыгать с опорой на шест.

В наше время существует много различных школ, использующих в своих техниках традиции западных боевых единоборств. Традиционные системы владения боевой палкой и ножом, совершенствовавшиеся на протяжении веков в Западной и Восточной Европе, не забыты и успешно применяются многими российскими и зарубежными школами.

В переводе с испанского - защита рукой, боевое искусство филиппинцев. На государственном языке Филиппин- тагальском, он называется эстокада. Оба термина обозначают технику боя с одной или двумя палками в руках.

Существуют 4 основных варианта применения палок:

Соло бастон- техника боя одной палкой;

Синавали- самая известная и распространённая техника работы двумя одинаковыми палками;

Эспада-и-дага- техника с двумя палками, но различной длины (имитация шпаги и кинжала);

Арнис кавайян- техника работы с длинным шестом.

Изготовление оружия

Палки изготавливают из пальмого дерева или из бамбука. Длина палок 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются бастон или мутон. Короткие палки имтирующие кинжал (дагу) длиной 30-40 см. Шест равен по длине двум бастонам

Техника боя и обучение, современный арнис

Арнис учит самозащите, которая сводится к тому, что прежде всего наносят удары по суставам вооружённой руки противника, а только потом поражают голову или корпус.

Обучение

Обучение разделено на 3 этапа, похожие на этапы обучения каратэ (кихон, кихон-кумитэ и дзю-кумитэ).

Этап первый

Называется Муэстрасьон или же Падалаг. На этой стадии изучают правильный хват палки (держать её следует так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8-10 см, этот так называемый выступ применяют для захватов и для нанесения нежиданных ударов на короткой дистанции), пять основных ударов, различные способы защиты от них. Огромное внимание уделяют отработке техники передвижений. Для этого адепты довольно долго ходят по дощечкам, которые образуют треугольники со сторонами в 38-40 см. Так нарабатывается система уходов с линии атаки, а так же серии ударов и блоков одной палкой. Потом изучают технику обороны и нападения уже двумя палками одновременно.

Этап второй

Называется Санга ат па-тама, или Сомбра табак. На данном этапе начинают работать в паре. Проводят учебные бои, в ходе которых прорабатывают стандартные связки и комбинации. Задача ученика на этой стадии состоит не в том, чтобы поразить противника палкой, а в правильном усвоении комбинаций ударов. Скорость и сложность постепенно наращивают.

Этап третий

Ларга мутон или Лабунаг тотоханан- вольный учебный бой, во время которого адепт отрабатывает свой собственный стиль ведения боя. Старается достигнуть максимальной скорости действий как одной, так и двумя палками. В вольном бою разрешается наносить удары куда угодно. Кроме ударов палками, на короткой дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не применялись, но в наше время обязательны плотные краги на руки, которые защищают от запястья до локтей, и шлем с маской на голову.

В современном Арнисе проходят соревнования, где бой судят трое судей, а самые опасные приёмы и комбинации запрещены. Запрещается атаковать противника, который выронил оружие, добивать упавшего, наносить удары в пах и лицо, запрещено использовать в дело локти, колени, голову. Конечно такой спортивный бой разделён на раунды.

Стили

Арнис Модерно (современный Арнис)

Основан в 1957 году мастером Реми Амадором Пресасом. Он проходил обучение у своего отца, Леона Пресаса, потом у Родольфо Монкаля, затем у Тимотео Маранга и в конце-концов у Венансио Бакона. Он переосмыслил, развил и соединил между собой их технику. Теперь в ней есть множество ударов открытой рукой, кулаком, ступнёй, локтем, коленом и плюс ко всему довольно обширная бросковая техника.

Эскридо

Основан Какоем Канэт в конце 50-х годов. В данном стиле применяется только одна палка (соло бастон) длиной 76,2 см. Элементы традиционного Арниса К. Канэт дополнил приёмами дзюдо и каратэ до, именно отсюда и суффикс до в названии стиля.

Стиль, который пропагандирует Дэн Иносанто. Филиппинец, давно живущий в США и широко ивестен как друг и ученик легендарного Брюса Ли. Иносанто популяризирует работу двумя палками (синавали)

Самаханг

Стиль созданный и развиваемый группой филиппинцев в Маниле. Данный стиль ставит во главу угла цель сохранить классический Арнис, без каких-либо заимствований из других видов боевых искусств.

Пекити тирсиа

Создан Леоном Гадже совместно с Томом Бисио. В данном стиле основной акцент направлен на спортивный бой в полный контакт с применением целого комплекта протекторов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!