Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Анализ техники прыжка в высоту фосбери флоп. Дик фосбери, который прыгал не как все. Биомеханический анализ техники прыжка в высоту способом «Фосбери - флоп»

100 великих спортивных достижений Малов Владимир Игоревич

«Фосбери-Флоп»

«Фосбери-Флоп»

Изобретение нового стиля прыжков в высоту американским атлетом Ричардом Фосбери произвело переворот в этом виде легкой атлетики.

На играх XIX Олимпиады в Мехико больше всего сюрпризов на ней преподнесли прыгуны, причем всех «специализаций».

В прыжках с шестом сразу трое спортсменов показали одинаковый результат – 5 метров 40 сантиметров, установив олимпийский рекорд, и американец Роберт Сигрен получил золотую медаль лишь потому, что использовал меньшее число попыток.

Интереснейшая и напряженная борьба велась в тройном прыжке, когда мировой рекорд обновлялся несколько раз подряд и победу в конце концов одержал Виктор Санеев.

А в секторе для прыжков в длину американец Боб Бимон продемонстрировал фантастический «прыжок в XXI век» – 8 метров 90 сантиметров.

И еще одна громкая сенсация родилась в Мехико на соревнованиях по прыжкам в высоту.

Нет, мировой рекорд, принадлежавший тогда Валерию Брумелю и установленный в 1963 году – 2 метра 28 сантиметров, на Олимпийских играх 1968 года устоял. Результат победителя «потянул» лишь на олимпийский рекорд – 2 метра 24 сантиметра. И все-таки выступление чемпиона игр XIX Олимпиады в Мехико по прыжкам в высоту американца Ричарда Фосбери произвело фурор и обсуждалось тогда на все лады не меньше, чем фантастический прыжок Боба Бимона в длину.

До этого уже несколько Олимпиад подряд соперничество в прыжках в высоту вели между собой в основном, лишь американские и советские атлеты. Они и завоевывали все призовые места, разве что только в 1956 году в Мельбурне серебряную медаль получил австралиец Ч. Портер, но первым был американский атлет Ч. Дюмас. Четыре года спустя, на Олимпийских играх в Риме, олимпийским чемпионом был Роберт Шавлкадзе, в 1964 году в Токио – Валерий Брумель.

В Мехико же на высшую ступень пьедестала почета вновь поднялся американский атлет – Ричард Фосбери. Перед началом состязаний в спортивном мире о нем мало что было известно, разве что рост у него – 193 сантиметра и возраст – 21 год. Знали еще, что родом он из города Портленда в штате Орегон.

Однако уже перед Олимпийскими играми ходили упорные слухи, что Фосбери изобрел какой-то принципиально новый способ преодоления планки, похожий, скорее, на цирковой трюк, а не на прыжок легкоатлета. Но видели своими глазами Фосбери в действии пока лишь очень немногие.

Ричард Фосбери

За год до Олимпиады 1968 года, когда Фосбери своим необыкновенным способом преодолел 2 метра 18 сантиметров, это было воспринято как случайность. Однако и на предолимпийских отборочных состязаниях, прыгая точно так же, Фосбери показал результат уже 2 метра 21 сантиметр. Поэтому его выступление в Мехико ожидалось с огромным интересом.

И американский атлет поверг в изумление весь стадион, а благодаря телевидению его фантастические прыжки увидели миллионы людей и во всем мире.

Это и в самом деле было удивительное зрелище, не похожее на классический «перекидной» стиль. Перед началом разбега Фосбери необыкновенно долго, несколько минут, стоял на месте, «настраиваясь» на предстоящий прыжок.

Разбег начинался очень быстро и напоминал, скорее, разбег прыгуна в длину. Причем во время разбега скорость атлета еще больше возрастала, а направление менялось по дуге. Оказавшись боком у стоек, Фосбери сейчас же отталкивался от земли, не делая «классического» маха ногой, взлетал вверх, поворачиваясь при этом к планке спиной.

Затем следовали волнообразные движения всем телом, словно бы оно преодолевало планку по частям: сначала плечами, потом туловищем, потом ногами. И наконец, словно бы обогнув планку при помощи таких движений, Фосбери приземлялся на спину и сейчас же вскакивал, победно подняв руки.

Такой необычный способ прыжка по имени его изобретателя сразу же стал называться «фосбери-флоп». И тотчас, уже на Олимпийских играх в Мехико, начались споры по поводу его эффективности.

Многие тренеры полагали, что это чистой воды цирковой трюк, и будущего у него нет. Один из известных американских тренеров Пейтон Джордан высказался так: «Стиль Фосбери принадлежит только ему, и невозможно в настоящее время обучить этому стилю кого-либо другого. Это было бы слишком опасно. Ведь речь идет о стиле поистине невероятном. Метод и стиль Фосбери в настоящее время принадлежит только Фосбери».

Однако спортсмены оказались прозорливее тренеров, и вскоре после игр XIX Олимпиады сотни спортсменов стали «примерять» стиль «фосбери-флоп» на себя. Они на практике оценили, какие преимущества дает быстрый разбег и полет над планкой спиной вниз. В 1973 году, прыгая этим стилем, американский атлет Дуайт Стоунз установил новый мировой рекорд, первым покорив заветный «круглый» рубеж в 2 метра 30 сантиметров.

Правда, и «перекидной» стиль сдался не сразу. В 1977 году Владимир Ященко, прыгая таким стилем, установил рекорд в 2 метра 33 сантиметра, а затем добавил к нему еще сантиметр. Но в 1980 году поляк Яцек Вшола покорил 2 метра 35 сантиметров стилем «флоп», и с тех пор он стал общепринятым. В 1993 году «флоп» помог кубинцу Хавьеру Сотомайору поднять планку мирового рекорда до 2 метров 45 сантиметров…

А что касается самого автора «фосбери-флопа», то его судьба удивительным образом оказалась схожей с судьбой Боба Бимона, сотворившего чудо в секторе для прыжков в длину. Олимпиада 1968 года в Мехико оказалась для Ричарда Фосбери первой и последней. И никаких других громких достижений, кроме золотой медали олимпийского чемпиона, у него уже не было.

Прыжок в высоту способом «перешагивания»

Разбегаясь прямолинейно под углом 30−40 градусов к планке, прыгун получил возможность не поднимать одновременно все части тела над планкой, последовательно перенося и опуская за планку маховую и толчковую ногу. Применение способ? «перешагивание» позволило на 20−25 см приблизить планку, к общему центру тяжести тела спортсмена. Этот способ завоевал широкую популярность. Первый официальный зарегистрированные рекорд (Р. Майчл, Англия-167, 6 см, 1864 г.) был установлен «перешагиванием». Изобретение нового способа прыжка в высоту «волна" связано с именем М. Суиней (США), преодолевшего в 1895 г. 197 см.

Прыжок в высоту способом «волна»

В этом способе спортсмен разбегался под прямым углом или несколько сбоку (60−75 градусов) по отношению к планке. В отличие от «перешагивания» прыгун приземлялся на толчковую ногу. Такая схема прыжка позволяла изменить ориентацию тела в прыжке, приблизив тело к горизонтальному положению в верхней точке над планкой. Это и определяло большую экономичность способа прыжка «волна» перед «перепрыгиванием».

В 1912 г. Д. Хорайн (США) новым способом прыжка «перекатом» впервые преодолел двух метровый рубеж.

Прыжок в высоту способом «перекат»



Разбег в этом способе прыжка выполняется со стороны толчковой ноги под углом 30−40 градусов по отношению к планке. В полете, прыгун располагается горизонтально над планкой, как будто лежа боком над ней. Способ прыжка «перекат» становится основным способом на долгие годы. Однако в 30-е годы у «переката» появился серьезный соперник - «перекидной» способ прыжка.

Прыжок в высоту способом «перекидной»

Рекорд Д. Албритона (США) - 207,6 см, установленный в 1936 г. «перекидным» способом, безоговорочно превосходил все предыдущие способы более экономичным переходом через планку. Этот способ позволил прыгунам преодолевать высоту при подъеме ОЦТ на 1 см выше планки (по данным исследований Л.И. Дурсенева).

Олимпийские чемпионы - яркие представители «перекидного» способа:

Р. Шавлакадзе - 216 см, СССР, 1960 г.

В. Брумель - 218 см, СССР, 1964 г.

Ю. Тармак - 223 см, СССР, 1972 г.

Важной исторической вехой в развитии прыжка в высоту явились XIX Олимпийские игры в 1968 г. в г. Мехико. Победитель соревнований Р. Фосбери (США, 224 см) продемонстрировал всему миру новый способ прыжка, который получил название по фамилии победителя.

Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп»

Появление нового способа прыжка вызвало большое разногласие по поводу того или иного способа прыжка. Спор этих двух стилей был решен в секторе для прыжков в высоту, в спортивной борьбе в пользу «фосбери-флоп». По экономическому переходу оба способа равноценны по этому показателю. Основное преимущество «фосбери-флоп» заключается более эффективном способе подготовки к отталкиванию.

Во всех ранее существовавших способах прыжка применялся прямолинейный разбег. С целью понижения ОЦТ тела прыгуна перед отталкиванием приходилось бежать на «полусогнутых ногах», что предъявляло повышенные требования к силовой подготовке прыгунов и не позволяло проявить максимально скоростные возможности прыгунов. В прыжке «фосбери-флоп» прыгун на последних шагах разбега изменяет направление движения, что невозможно без наклона всего тела в сторону поворота. Именно эти действия и вызывают опускание ОЦТ прыгуна перед отталкиванием. При этом, несмотря на увеличение нагрузки на опорно-двигательный аппарат (возрастает сила реакции опоры из-за возникновения центробежной сил), подготовка к отталкиванию происходит при менее выраженном подседании на последних шагах разбега. Именно это обстоятельство и обусловило возможность выполнения более быстрого и мощного отталкивания при достижении к этому моменту прыгуном большей, чем в «перекидном» способе прыжка, скорости разбега.

Внимательно посмотрите на приводимые нами внизу рисунки. Для всех прыгунов характерно то, что центр тяжести тела зафиксирован у них на одинаковой высоте. Но вследствие различного положения над планкой наиболее низко находящиеся части тела удалены от центра тяжести по-разному. Так, при способе согнув ноги, достигается минимальная высота, в то время как при способах лучше используется высота взлета, особенно при прыжке способами «перекидной» и «фосбери-флоп»

Но прогресс результатов в прыжках в высоту связав не только с новшеством в технике прыжков, а и с теми, что вьпше становили ми прыгуны. Первый официальный рекорд мир; принадлежал У. Пейджу. В далеком 1887 г. он преодолел планку на отметке 1 м 93 см. Собственный рост спортсмена составлял 1 м 11 см. Очередной рекордсмен был уже повыше - 1 м 78 см. Он поднял; «потолок» мирового рекорда на 4 см. Д. Хорайн первым преодолел I 1912 г. высоту 2 м, имея рост 1 м 80 см. Д. Стоунз, который довел рекорд до 2 м 32 см, не «дорос» до 2-х м всего 4 см. Владимир Ященко тоже обладал отменным ростом 1 м 92 см.

Итак, более совершенная техника в сочетании с хорошими физическими данными спортсменов помогает им вест! наступление на высоту. Конечно, каждый новый рубеж не дается бег: борьбы, но остановить этот процесс невозможно…

А чтобы у вас не сложилось впечатление, что высокие прыжки доступны только гигантам, расскажу вам еще об одном спортсмене Он хоть и не вписал свое имя в список рекордсменов, но соверши, своего рода спортивный подвиг во имя достижения цели. Руста? Ахметов был одним из самых незаметных ребят в группе прыгунов, которые тренировались у Виктора Алексеевича Донского. Это известный в 70-е годы специалист работал в небольшом украинском городе Бердичеве. Под его руководством выросло немало спортсменов высокого класса. Мечтал стать, хороши прыгуном и Ахметов. Спорт он очень любил, на тренировках бы упорен, но результаты у него росли крайне медленно. Причина был проста: парнишке не хватало роста. Так что же - бросить спорт, смириться?" Нет, - решил твердо Рустам. - Я должен вырасти". Для этого он сам придумал комплекс специальных упражнений. Например, подолгу висел на перекладине с грузом на ногах. Тем самым он растягивал позвоночник и суставы. Он добился своего, хотя и не сразу. За пару лет Ахметов прибавил 10 см в росте и позднее показывал результаты международного класса, вошел в состав сборной команды страны.

А сколько известно случаев, когда упорные тренировки помогали людям преодолеть последствия болезней, казавшихся неизлечимыми, по мнению специалистов. Когда мы говорим о рекордах, то они вызывают восхищение. Но разве недостойны восхищения те маленькие «чудеса», которые творит спорт ни с чем не примечательными ребятами, превращая их в настоящих атлетов?

3. Современная техника выполнения прыжка в высоту способом "фосбери-флоп"

Техника прыжка в высоту подразумевает определенную организацию двигательных действий, обеспечивающих достижение главной цели упражнения - преодоление максимально доступной высоты. Построение движений подчиняется биомеханическим закономерностям, без знания которых невозможен целенаправленный плодотворный тренировочный процесс. Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки. Особенно большие изменения происходили в технике прыжка. В настоящее время основой для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в высоту является эффектная спортивная техника. Технику прыжка в высоту следует понимать как систему движения, направленную на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (активных, упругих, реактивных и инерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования двигательных возможностей спортсмена для достижения наиболее высоко спортивного результата. Чем совершеннее техника прыжка в высоту, тем в большей мере прыгун использует инерционные силы разбега и перемещение маховых звеньев тела, реактивные силы взаимодействия с опорой и энергию упругой деформации растяжения, участвующих в отталкивании предварительно напряженных мышц, для проявления в отталкивании усилий максимальной мощности, обеспечивающих высокую начальную скорость и оптимальный угол вылета, определяющих в конечном счете конечную высоту вылета общего центра тяжести тела спортсмена. Целевым назначением спортивной техники в прыжках в высоту является достижение максимально высокого, индивидуального для каждого прыгуна спортивного результата.

Достижение этой цели связано с решением двух основных задач:

1. Максимально использовать скорость разбега, реактивные, инерционные, упругие и активные силы в отталкивании для достижения максимальной высоты взлета;

2. Эффективно реализовать достигнутую высоту взлета при переходе через планку.

При анализе спортивной техники возникает необходимость условно расчленить целостное упражнение на основные фазы, рассматривая при этом их значение и целесообразность в последовательной зависимости.

Выделяют четыре основных фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег

Этой части прыжка отводится определяющая роль в реализации прыгуном в отталкивании достигнутого уровня подготовленности, развитию максимальной мощности и вертикальной скорости перемещения ОЦМ тела, то есть количество беговых шагов, их длина, темп и скорость разбега подчинены решению этой задачи.

Разбегаясь, спортсмен запасает кинетическую энергию и приводит тело в положение, удобное для использования части этой энергии на движение вверх. Именно поэтому прыжки в высоту с разбега оказываются эффективнее прыжков с места. Механизм использования приобретенной в разбеге кинетической энергии прост. Суть его заключается в том, что тело, движущееся с определенной скоростью, взаимодействует с опорой при помощи ноги, выставленной вперед. В результате условная линия, соединяющая ОЦМ тела спортсмена с точкой опоры, оказывается отклоненной от вертикали на величину, близкую к 40°. При этом понижение ОЦМ по отношению к вертикальному положению достигает 24%. По данным математического моделирования, идеальный угол взаимодействия с опорой для прыжка в высоту - 45 о. Тело, даже не выполняя далее никаких действий, изменяет направление своего движения, приобретая вертикальную скорость.

Разбег состоит из 6-11 беговых шагов. Иногда он начинается с нескольких шагов подхода. Вначале разбег выполняется под углом около 90°, а на последних 3-5 шагах прыгун изменяет направление движения и отталкивается дальней от планки ногой под углом 35 - 38° по отношению к планке.

Дугообразный разбег - специфический для прыжка «фосбери-флоп» способ подготовки к отталкиванию (рис. 1 - вид сверху, усредненные характеристики). Каждый шаг разбега имеет свои двигательные установки. На первых двух - четырех шагах это повышение скорости передвижения ОЦМ тела спортсмена, достигаемое увеличением длины и темпа шагов (рис. 1). Дальнейшее повышение скорости разбега происходит благодаря увеличению темпа шагов в разбеге при некотором уменьшении их длины. При выполнении седьмого (пятого) шага спортсмен должен организовать наклон тела для перехода к бегу по повороту (рис. 1). Механизм этого движения нами уже описан. На шестом, пятом, четвертом, третьем шагах спортсмен под действием центростремительной силы изменяет направление движения на 6-10° в каждом шаге. При этом из-за наклона туловища внутрь дуги поворота (до 30-40 о) понижение ОЦМ тела достигает 20 см и более. Это один из моментов, объясняющих целесообразность выполнения разбега по дуге.

Рис. 1. Разбег прыгуна 1-го разряда

Основываясь на изложенном выше, уточним двигательные задачи разбега. Первая - обеспечить телу запас количества движения в горизонтальном направлении. Вторая - придать ему отклоненное назад в вертикальной плоскости движения ОЦМ положение (30-40°). Третья - принять позу, которая позволит при отталкивании организовать необходимое для экономичного преодоления высоты вращение тела относительно его ОЦМ. Четвертая двигательная задача - обеспечить перед отталкиванием движение ОЦМ тела спортсмена без значительных вертикальных колебаний. Такая постановка задачи связана с целесообразностью снижения ударной нагрузки на опорно-двигательный аппарат, который в толчке выполняет работу по преодолению силы тяжести.

Поставленные перед разбегом задачи решаются посредством следующих компонентов:

1) перехода от бега по прямой к бегу по дуге;

2) управления вращением тела относительно продольной оси;

3) изменения ориентации тела в сагиттальной плоскости на последних 3-4 шагах разбега.

4) передвижения без значительных вертикальных колебаний ОЦМ тела спортсмена;

5) перехода от бега по дуге к движению по прямой. Каждый механизм основывается на реализации закономерностей механики посредством организации движений в суставах.

Теперь рассмотрим (рис. 2) механизм изменения ориентации тела в сагиттальной плоскости на последних шагах разбега (поворот назад). Действие этого механизма можно наблюдать во всех легкоатлетических прыжках за один-два шага перед отталкиванием.

При помощи этого механизма обеспечивается далекая (впереди вертикальной проекции ОЦМ тела) постановка ноги, а также поза для осуществления последующих действий.

Основное управляющее движение - разгибание в тазобедренном суставе, выполняемое часто совместно со сгибанием в коленном суставе.


Рис. 2. Циклограмма четырех шагов разбега и отталкивания (составлена по результатам киносъемки 100 к/с; номера поз соответствуют номерам кадров на кинопленке)

Исследованиями Б.П. Кузенко установлено, что разгибание в тазобедренном суставе опорной ноги способствует наибольшему продвижению ОЦМ тела вперед и повороту тела относительно поперечной оси назад. Интересно, что в фазе передней опоры шага момент силы тяжести замедляет передвижение ОЦМ тела вперед и ускоряет поворот относительно ОЦМ назад, а в фазе задней опоры - наоборот. Следовательно, для решения стоящей перед спортсменом задачи достаточно выполнять основное управляющее движение несколько раньше, чем в обычном беговом шаге.

Следует помнить, что ранее, до момента вертикали, выполнение управляющего движения значительно снижает возможность повышения скорости разбега, а на практике чаще приводит к ее снижению. Поэтому такой характер выполнения данного механизма присущ в основном спортсменам низкой квалификации либо квалифицированным прыгунам, но с недостаточной функциональной подготовленностью соответствующих мышечных групп. Иногда ошибка такого рода встречается из-за неверного представления о движении в этой фазе разбега. Спортсмены высокой квалификации осуществляют управляющее движение в момент, когда ОЦМ тела в сагиттальной плоскости близок к вертикали. Фактически это выражается в активизации беговых движений, в повышении темпа бега. Эта активизация связана с тем, что перемещение в беге с отклонением туловища снижает функциональные возможности мышечных групп, осуществляющих основное управляющее движение. Для повышения скорости передвижения спортсмен вынужден выполнять движения чаще и с большими внутренними напряжениями. Теперь можно понять повышенный интерес специалистов к характеру нарастания и изменения темпа шагов в разбеге, а также попытки использовать этот показатель как критерий эффективности действий прыгуна.

В каждом легкоатлетическом прыжке этот механизм имеет свои особенности, связанные с различиями в двигательных установках. В прыжке в высоту способом «фосбери-флоп» он проявляется в последних 3 - 4 взаимодействиях с опорой, особенно при проходе через толчковую ногу за 2 шага до толчка. На циклограмме (см. рис. 2) сравните кадры 39 - 57 и 75 - 91. На последних кадрах видно, что разгибание в тазобедренном суставе выполнено раньше, в результате чего тело спортсмена значительно изменило ориентацию. Действия маховой ногой перед последним шагом (кадры 106 - 122) начинаются в положении, близком к вертикальному в сагиттальной плоскости, что позволяет поддерживать высокую скорость передвижения. В этой фазе к функциональной подготовленности мышечных групп, обеспечивающих основное управляющее движение, предъявляются особенно высокие требования, поскольку момент силы тяжести препятствует повороту назад или сохранению ориентации тела относительно поперечной оси. Кроме того, очевидно, что функциональные возможности мышечных групп, обеспечивающих движения в тазобедренном суставе при углах, близких к анатомическому пределу свободного перемещения в данном суставе, снижаются.

Важный механизм разбега - продвижение спортсмена без значительных вертикальных колебаний (см. рис. 2, кадры 106 - 137). Действие этого механизма наблюдается во всех взаимодействиях с опорой, когда подъем ОЦМ тела вверх нежелателен или невозможен. Основные управляющие движения - различные сочетания действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Причем если одни суставы обеспечивают продвижение вперед, то другие нейтрализуют возникающее при этом движение вверх. Характер сочетания суставных движений зависит от исходного положения звеньев по отношению друг к другу и от того, в какой фазе (переднего шага, близко к вертикали, заднего шага) осуществляется действие.

Отличительной особенностью выполнения этого механизма в прыжке способом «фосбери-флоп» (см. рис. 2, кадры 106 -122) является осуществление управляющих движений в положениях, близких к вертикальному, и заднего шага. Этот факт также свидетельствует в пользу дугообразного способа подготовки к отталкиванию. Управляющее движение в положении, близком к вертикальному, - разгибание в тазобедренном суставе опорной ноги; в положении переднего шага - разгибание в голеностопном и тазобедренном суставах.

Отталкивание

Отталкивание (рис. 3) осуществляется дальней от планки ногой на расстоянии 70 - 110 см от вертикальной проекции планки на грунт. Для достижения максимально высокого взлета спортсмену необходимо на пути вертикального перемещения ОЦМ тела при отталкивании проявить наибольшую мощность.

По данным различных исследований, величина максимального вертикального перемещения ОЦМ тела (путь разгона) у прыгунов в высоту способом "фосбери-флоп" достигает 35 - 48 см. Путем механического моделирования нами установлено, что благодаря всем суставным движениям удаление ОЦМ тела от точки опоры составляет 16 - 25 см.

Следовательно, около 50% вертикального перемещения тела при отталкивании происходит за счет кинетической энергии разбега. Скорость перемещения ОЦМ тела спортсмена на этом пути изменяется неравномерно. С увеличением скорости перемещения ОЦМ тела вверх уменьшается способность двигательного аппарата к ускорению в этом же направлении. В момент постановки ноги на место отталкивания угол между вертикалью и линией, соединяющей место постановки толчковой ноги с ОЦМ спортсмена, близок к 30 - 40°. Благодаря такому взаимодействию с опорой направление движения ОЦМ тела спортсмена меняется. Представим, что тело спортсмена в этот момент застыло, стало абсолютно твердым и взаимодействует с такой же твердой опорой. В этом случае вертикальная составляющая скорости вылета тела будет намного ниже той скорости, какую достигают спортсмены в реальных условиях. Например, для того чтобы достигнуть вертикальной скорости вылета 4,7 м/с (она доступна спортсменам экстра-класса), необходимо, чтобы скорость тела перед отталкиванием была 11 м/с, что пока нереально. Кроме того, абсолютно жесткий или очень жесткий удар опасен для организма спортсмена. При этом на скоростях разбега выше 7 м/с тело будет отрываться от опоры практически мгновенно и точка вылета ОЦМ тела будет находиться на высоте 0,8-0,9 м (в реальных условиях 1,2 - 1,3 м), что также приведет к снижению результатов на 40 - 50 см. Чтобы успешно выполнить отталкивание, абсолютно жесткий контакт не годится. Нельзя добиться качественного отталкивания, не выполняя никаких движений при взаимодействии с опорой.

Управляющие движения сходны с управляющими движениями механизма продвижения без вертикальных колебаний в фазе передней опоры шага. Здесь важен характер работы мышечных групп в связи с различными целевыми установками. Путь торможения спортсмена обеспечивается перемещение центра давления на опору с пятки на переднюю часть стопы; активным перемещением маховых звеньев по отношению к другим частям тела; сгибанием в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги.

Важную роль в этом торможении играют мышечные группы, обслуживающие голеностопный сустав. Развиваемое в них напряжение обеспечивает возникновение тормозящего внешнего момента сил относительно голени. Голень затормаживается полностью через 0,15 - 0,18 с после начала контакта с опорой (кадр 9). К этому моменту движение маховых звеньев способствует увеличению импульса силы реакции опоры в вертикальном направлении. Рекуперативное торможение обеспечивает к моменту, отображенному на кадре 9 (рис. 3), максимальное напряжение всех мышечных групп, участвующих в дальнейшем перемещении ОЦМ тела вверх, оптимальные угловые значения в соответствующих суставах для данного перемещения. Сокращение времени рекуперативного торможения приводит к значительному росту мощности отталкивания.

Чем быстрее наступит момент удержания позы, тем меньше будут потери энергии при переходе от поступательного движения к вращательному.


Рис. 3. Последовательное изменение поз при выполнении отталкивания (каждое последующее изображение соответствует изменению позы за 0,01 с)

С точки зрения механики можно выделить три типа установления контакта с опорой: упругий, пластичный, твердый. В зависимости от их сочетания выделяют четыре типа: стопорящий, жимовой, ударный, реактивно-маховый. Сразу же после установления полного контакта с опорой тело спортсмена переходит в активное вращение относительно точки контакта с опорой. Происходит как бы бросок тела в измененном в результате установившегося контакта направлении.

Все суставные движения, ведущие к удалению ОЦМ тела от опоры, определим как второй механизм отталкивания. Обратим внимание на характер изменения угла в коленном суставе опорной ноги после окончания фазы контакта (рис. 3, кадры 9 -17). Опорное звено (стопа, голень) остановилось в пространстве. Верхнее звено (все части тела, расположенные выше коленного сустава толчковой ноги) активно поворачивается вперед. Такой характер изменения ориентации тела в пространстве возможен только при наличии вращения всего тела относительно точки контакта через стопу с опорой вперед. Если бы это вращение отсутствовало, голень изменила бы ориентацию в пространстве, совершив противонаправленный поворот по отношению к верхнему звену. Величина этого поворота более чем в 2,5 раза превысила бы величину поворота верхнего звена.

В момент постановки ноги на место отталкивания тело спортсмена скручено относительно продольной оси. Сагиттальная плоскость верхней части тела и толчковой ноги пересекается с вертикальной плоскостью, в которой движется. ОЦМ тела находится под углом 40-60°, а сагиттальная плоскость средней части тела и маховой ноги совпадает с ней.

В отталкивании спортсмен поворачивает сагиттальную плоскость таза и маховой ноги так, чтобы они пересекались с вертикальной плоскостью движения ОЦМ тела (угол 40-60°). Это осуществляется ротацией в тазобедренном суставе толчковой ноги и суставах поясничного отдела позвоночного столба (см. рис. 3). На фоне ротации происходит активное начало махового движения. Возникающий вращательный момент относительно продольной оси тела к концу фазы затормаживается при помощи маховых движений. В фазе отталкивания основную управляющую функцию в организации вращения в сагиттальной плоскости выполняют тазобедренный и коленный суставы опорной ноги. Анатомические особенности строения обеспечивают противонаправленность движений в этих суставах. При этом если при разгибании тазобедренного сустава вращение всего тела относительно оси, проходящей через ОЦМ тела, направлено назад, то при разгибании в коленном суставе - вперед. Регулируя двигательную активность в этих суставах, человек управляет величиной и направлением вращательного момента в сагиттальной плоскости тела. В прыжке в высоту способом «фосбери-флоп» преобладает разгибание в тазобедренном суставе и грудном отделе позвоночного столба. Маховые движения, разгибание в голеностопном суставе толчковой ноги, момент силы тяжести также способствуют повышению скорости вращения назад в сагиттальной плоскости. Так образуется вращение, которое мы видим в прыжке через планку. В связи с высокой степенью подвижности маховых звеньев они помимо общей для всех звеньев функции в отталкивании (увеличение импульса силы реакции опоры) выполняют корректирующую функцию.

Полёт

В основе реализации достигнутого уровня подготовленности того или иного прыгуна результат лежит разбег и отталкивание, и от того, насколько они эффективны с точки зрения биомеханики движений, зависит конечный результат.

Значение техники преодоления планки как ведущего фактора в совершенствовании технического мастерства прыгунов с появлением техники «фосбери-флоп» отошло как бы на второй план, поскольку в новом способе прыжка движения спортсмена в этой фазе не столь сложны, как в перекидном. Резервные возможности в плане достижения результатов уровня 250 см у мужчин и 215 см у женщин специалисты связывают с развитием специальных двигательных качеств и совершенствованием техники разбега и отталкивания.

Действия прыгуна при переходе через планку направлены на полную реализацию приобретенной высоты взлета. Отсюда, чем ближе пройдет ОЦТ тела над планкой в своей высшей точке траектории, тем более экономичны будут действия прыгуна. для этого в момент перехода через планку нужно использовать компенсаторный эффект в вертикальном перемещении частей тела, а именно: при поднимании над планкой одних частей тела другие должны располагаться как можно ниже.

Вход на планку осуществляется головой и плечами, переход в момент достижения наивысшей точки траектории и уход, связанный с переносом ног. При этом характерно, что плечи и ноги проходят через планку в тот момент, когда ОЦТ находится ниже планки. В первом случае перенос плеча происходит в фазе восходящей траектории, а перенос ног осуществляется, когда ОЦТ, пройдя планку, начал опускаться вниз. Таз прыгуна переходит через планку в наивысшей точке подъема.

Важнейшим требованием эффективного перехода через планку в рассматриваемом способе прыжка является максимально низкое положение плеч и ног при наиболее высоком поднятии таза (рис. 4). Прогиб тела должен осуществляться дугообразно в соответствии с осью опрокидывающего вращения тела назад. 1.Вход на планку 2.Переход через планку 3.Уход от планки


Рис. 4. Фазы полёта в прыжке.

Приземление

Спортсмен приземляется на спину или на лопатки. Основная задача при приземлении - смягчить удар (поролоновые маты облегчают ее решение). В процессе торможения происходит сгибание во всех отделах позвоночного столба, тазобедренных, коленных суставах. Характер работы мышечных групп - уступающий.

Установлено, что за счёт увеличивающегося темпа выполнения беговых шагов к концу разбега ведущие прыгуны развивают наивысшую скорость к моменту отталкивания. При правильном характере подготовки к отталкиванию длина трёх последних шагов должна быть приблизительно одинаковой или иметь тенденцию к незначительному увеличению. При этом важным условием должно являться сохранение беговой структуры движений вплоть до постановки ноги на место отталкивания. Это способствует плавному понижению ОЦТ тела прыгуна перед отталкиванием и увеличивает амплитуду приложения усилий.

Эти действия должны происходить за счёт увеличения амплитуды и темпа последних шагов разбега, а не за счёт специального подседания, связанного с уменьшением амплитуды беговых шагов.

Обучение технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»

Способ прыжка «фосбери-флоп» состоит из четырех основных фаз: разбега, отталкивания, полета с преодолением планки, приземления. Этот способ прыжка, заканчивающийся приземлением на спину или плечи, невозможен без мягкого и упругого места приземления, иначе он становится весьма травмоопасным (см. рис. 5.5).

Рис. 5.5.

Задачи обучения:

  • освоение техники разбега по дуге в условиях действия центробежной силы;
  • научить технике отталкивания при дугообразном разбеге;
  • научить технике перехода через планку.

Последовательность обучения. При обучении технике разбега необходимо выполнять разбег с постепенным увеличением кривизны дуги, так, чтобы вначале радиус дуги поворота не превышал 3-5 беговых шагов. При этом следует уделить внимание изучению техники движений при выполнении подготовительных действий к отталкиванию.

При подборе дуги последних шагов разбега надо учитывать уровень специальной физической подготовленности учащихся, их координационные способности, свойства нервной системы к проявлению усилий, угол отталкивания по отношению к проекции планки, характер выполнения маховых движений. Школьники с высоким уровнем проявления скоростных качеств и выполняющие в отталкивании маховые движения ногой и руками, как прыгуны в длину, должны иметь больший радиус дуги разбега и отталкиваться под более острым углом к проекции планки в связи со способностью выполнить мощное отталкивание за более короткий промежуток времени.

Упражнение 1. Бег по кругу радиусом 13-15 м.

Упражнение 2. Бег по закруглению с постепенным уменьшением радиуса закругления с 13-15 до 5-8 м.

Упражнение 3. Равномерно ускоренный разбег по прямой с переходом на дугу поворота в последних трех шагах разбега. Это упражнение выполняется следующим образом: вначале прыгун, пробегая по дуге поворота, выполняет но ней три шага, продолжает бежать по дуге дальше, не снижая скорости еще два-три шага.

Упражнение 4. Пробегание по разбегу с акцентированным ускорением на последних трех шагах разбега.

При выполнении упр. 3 и 4 следует обратить особое внимание на трех- шажный ритм ускорения последних шагов. Такое ускорение на последних шагах разбега создает предпосылку для формирования нужной установки - готовности организма к выполнению толчка. Нужно следить за тем, чтобы прыгун не подседал глубоко в момент акцентированного ускорения на последних шагах разбега и не укорачивал амплитуду выноса свободной ноги вперед. Вместе с тем необходимо отрабатывать работу рук. В тот момент, когда начинается вбегание на дугу, вместе с наклоном тела внутрь, «внешнюю» руку нужно выносить не только вперед, но и поперек туловища, а «внутренняя» рука при этом несколько больше отводится назад.

Следующим этапом является изучение техники отталкивания . Толчковая нога ставится на опору сверху с пятки с последующим переходом на внешнюю часть стопы, а затем - на всю стопу. При постановке ноги тазобедренный и коленный суставы «жесткие», все тело упругое. Толчковую ногу надо ставить на опору «накатом», а не в «упор». При выполнении отталкивания маховые движения рук и ноги активны, по характеру движения концентрированны. Они участвуют в развитии максимально возможной мощности отталкивания; играют важную роль в противодействии влиянию центробежной силы, в создании условий для достижения вертикального положения ОЦМ тела прыгуна в момент окончания отталкивания. От эффективности их выполнения зависит скорость перемещения и высота ОЦМ тела в конце отталкивания. Строго вертикальное положение над опорой обеспечивает точное приложение усилий.

Последовательность обучения. Ниже приводятся упражнения на формирование умения прыгуна сочетать толчок с выполнением маховых движений в условиях действия центробежной силы.


Упражнение 1. Из положения стоя, держась рукой за опору, выполнить мах бедром маховой ноги в направлении слегка внутрь. При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на то, чтобы бедро маховой ноги несколько поворачивалось внутрь, а голень направлялась пяткой слегка в сторону. Этими движениями таз выводится вперед-вверх с некоторым перемещением внутрь. Благодаря маху свободной ногой внутрь дуги обеспечивается, с одной стороны, более устойчивое положение ОЦМ на толчковой ноге, а с другой - необходимый продольный разворот прыгуна спиной к планке по окончании толчка.

Упражнение 2. Бег по кругу с отталкиванием вверх-вперед через каждый шаг. Радиус круга 8-10 м. При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы мах свободной ногой производился от бедра в сторону противоположного плеча, а маховое движение рук осуществлялось разноименно с резким подъемом плеч как в прыжках в длину. Завершая толчок, необходимо фиксировать положение его окончания, а приземление производить на толчковую ногу.

Упражнение 3. Спиралевидный бег по закругленному радиусу от 8-10 до 5-7 м с отталкиванием вверх-вперед через каждый шаг. Контроль за выполнением этого упражнения остается прежний.

Упражнение 4. Равномерно ускоренный бег по кругу диаметром 8-10 м с отталкиванием вверх-вперед через каждые 5 шагов. В этом упражнении главное - правильная постановка ноги с целью освоения быстрого толчка. Постановка толчковой ноги должна осуществляться «загребающим» движением «под себя» на всю стопу и синхронным ускорением маховых движений вверх. До момента приземления на толчковую ногу прыгун фиксирует положение окончания толчка.

Упражнение 5. Выполнить отталкивание с прямого разбега в сочетании с направленным внутрь махом согнутой в колене ногой (рис. 5.6).


Рис. 5.6.

Упражнение 6. Оттолкнувшись после дугообразного разбега, принять положение начала входа на планку. Это упражнение выполняется с индивидуального разбега. По форме движения оно вытекает из предыдущих подводящих упражнений. Поэтому при его выполнении необходимо контролировать и ритм ускорения темпа на грех последних шагах разбега, и характер постановки толчковой ноги на полную стопу, и синхронность выполнения маховых движений.

Одновременно следует обратить внимание на то, чтобы в маховое движение был вовлечен таз, который бы активным движением в сочетании с маховой ногой способствовал обеспечению продольного вращения тела. Положение вылета сохраняется до момента приземления на толчковую ногу с последующим пробеганием у дальней стойки.

Упражнение 7. Прыжки на гимнастический стол. Упражнение способствует лучшему освоению маха и вертикального взлета прыгуна. Выполняется в двух вариантах. Сначала, оттолкнувшись с косого разбега (без закругления), прыгун садится на край стола боком на бедро согнутой в махе свободной ноги. Во втором варианте прыгун разбегается с закруглением. После взлета он несколько поворачивается спиной к столу и садится на него в этом положении.

Упражнение 8. Выполнение отталкивания с прямолинейного разбега в сочетании с направленным внутрь махом согнутой в коленном суставе ногой.

Упражнение 9. То же, с забеганием по дуге в конце разбега.

Следующим этапом в освоение техники прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» является освоение техники преодоление планки.

Последовательность обучения.


Упражнение 1. Лежа поперек гимнастического козла, занять положение, характерное для перехода через планку.

При выполнении упражнения надо следить за тем, чтобы таз занимал наиболее высокое положение и подбородок был взят «на себя».

Упражнение 2. Лежа спиной на матах, руки вытянуты вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Упираясь в мат стопами и плечами, поднять таз вверх и повернуть голову в правую или левую сторону (по направлению разбега). При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на то, чтобы прыгун максимально высоко поднимал таз, а не только прогибался в поясничной части позвоночника.

Упражнение 3. Мост из положения стоя. Голова поворачивается по направлению разбега, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно наклоняясь туловищем назад, перейти на мост, опираясь плечами на сложенные один на другой маты с постепенным понижением их высоты.

Упражнение 4. Кувырок назад. Маты положены одним краем на гимнастический козел. Упражнение выполняется из положения стоя на жестком гимнастическом мостике спиной к козлу с противоположной стороны матов. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного расставлены. Приподнимаясь на носки с одновременным подтягиванием плеч и поворотом головы но направлению своего разбега, медленно наклониться назад и, перекатившись через козла, сделать кувырок через голову на наклонных матах (рис. 5.7).


Рис. 5.7.

и приземления на маты

Упражнение 5. То же упражнение, что и предыдущее, но выполняется с двух шагов подхода к козлу с имитацией толчка.

Упражнение 6. Из положения стоя у планки на краю гимнастического мостика прыжок спиной через планку с одновременным поворотом головы по ходу разбега и дальнейшим приземлением на плечи. При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы прыгун не сваливался за планку с мостика. Сначала выполняется толчок вверх под углом 80-85°, а затем в высшей точке взлета максимально поднимается таз вверх. Приземление должно происходить на лопатки. В упражнении осваивается техника экономного перехода через планку.

Упражнение 7. То же упражнение, что и предыдущее, но с помощью подкидного мостика (рис. 5.8).


Рис. 5.8.

и приземления на маты

Упражнение 8. Из И.п. стоя спиной к планке, выполнить прыжок, оттолкнувшись двумя ногами вверх-назад; на счет 1 - подать таз вперед (вверх) и прогнуться в пояснице; на счет 2 - согнуться Т-образно, выпрямив ноги в коленях.

Упражнение 9. То же, но отталкивание осуществлять одной ногой:

  • а) то же в прыжке с места из положения толчкового шага;
  • б) то же, но с трех-пяти шагов разбега.

Упражнение 10. То же, но с приземлением на маты.

К освоению целостного прыжка «фос- бери-флоп» (рис. 5.9) следует приступать после проведения 4-5 тренировочных занятий, а затем уже в ходе выполнения прыгуном прыжков в высоту повторять те упражнения, которые индивидуально будут способствовать лучшему освоению техники прыжка.


Расскажите о технике и методике обучения прыжку в высоту способом « фосбери-флоп »

Способ «фосбери-флоп» (рис. 33). Бесспорное преимущество это­го способа заключается в возможности большего использования горизонтальной скорости для вертикального подъема тела, нежели в прыжках другими способами. От спортсмена здесь не требуется сложной координационной перестройки движений от разбега к толчку, взлету и переходу планки.

Рис.33. Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп»

Разбег в этом способе выполняется по дуге (с забеганием) и начинается под углом 75-90° к планке. По технике и ритму он напоминает разбег прыжка в длину. На последних шагах (при переходе к толчку) опу­скание ОЦТ тела и подседание на маховой ноге отсутствуют. Это позволяет прыгуну сохранить большую горизонтальную скорость. Толчок выполняется почти боком к планке выставленной незначительно вперед дальней от планки ногой. В связи с этим оттал­кивание происходит с большей быстротой, чему способствует короткий резкий мах сильно согнутой в колене свободной ногой. Полученный при дугообразном разбеге и толчке вращательный момент позволяет прыгуну во время взлета повернуться спиной к планке. Вслед за этим он как бы ложится спиной на планку, прогибаясь над ней в пояснице. Как только таз оказывается над планкой, прыгун сгибает тело в тазобедренных суставах одновременно выпрямляя ноги в коленных суставах и подтягивая их к себе. Приземление происходит на округленную спину, а порой и на затылочную область, что вызывает необходимость специального оборудования места для приземления.

Анализ техники «фосбери-флоп» свидетельствует о том, что во время толчка, выполняемого с дугообразного разбега, возни­кает центробежная сила. Именно в этом и заключается отличи­тельная особенность этого способа.

Прыжок в высоту с разбега – это сложный вид; для удобства описания его можно разделить на основные структурные фазы: разбег, отталкивание и переход через планку .

Разбег. Успехи в прыжках в высоту связаны с использованием прыгуном высокой скорости разбега, которая способствует повы­шению мощности толчка и начальной скорости вылета. В процессе выполнения разбега необходимо функционально подготовить дви­гательный аппарат (зарядить ноги), обеспечить необходимое нарастание скорости и придать удобное положение телу для отталкивания.

Рис. 34. Схема разбега при выполнении прыжка в высоту

Разбег выполняется вначале по прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов (рис.34). Дуга в 3 шага рациональна при меньшей скорости разбега, дуга в 5 беговых шагов – при более быстром разбеге. Это объясняется тем, что при больших скоростях и при малых радиусах кривизны дуги развиваются такие центробежные ускорения, что на борьбу с ними затрачивается чрезмерные усилия, сни­жающие эффективность толчка. Оптимальная скорость разбега находится в тесной связи с количеством бего­вых шагов. Длина разбега составляет 9-11 беговых шагов, причем выпол­няется разбег после предварительно­го подхода в 3-4 шага. Со старта бег начинается с наклоном туловища, плечи и голова подаются несколько вперед.

Шаги со старта в течение всего разбега выполняются на передней части стопы. Техника бега приближена к технике бега в прыжках в длину и выполняется загребающим беговым движением при постановке ног на грунт. Скорость разбега набирается сразу же со старта и постепенно нарастает. Максимальная величина скорости разбега последний 6 шагов составляет 7,9-8,2 м/с, в последнем шаге скорость движения несколько понижается и к моменту постановки толчковой ноги на место отталкивания составляет 7,7-7,8 м/с.

Особенностью разбега «фосбери-флоп» является закругление его на последних 3-5 шагах. При этом возникает центробежная сила, величина которой зависит от скорости разбега, кривизны дуги перемещения прыгуна на последних шагах, а также от массы тела прыгуна. Противодействуя центробежной силе, прыгун должен наклонить туловище внутрь дуги разбега.

Руки при беге по дуге работают асимметрично. С момента входа в поворот рука, одноименная маховой ноге, отводится назад с некоторым занесением локтя за спину, а рука, расположенная ближе к центру дуги, выносится вперед и несколько внутрь.

Ступни ног следует ставить вдоль линии разбега, не развора­чивая носки кнаружи. Особо это надо выдержать при беге по дуге и постановке толчковой ноги на место отталкивания. Длина последнего шага по сравнению с предпоследним уменьшается на 10-15 м. С ростом спортивного мастерства у прыгунов в высоту большое значение приобретает не столько абсолютная скорость разбега, сколько характер нарастания темпа шагов в заключительной части разбега

Отталкивание. В толчке необходимо сообщить телу максималь­ную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и обе­спечить оптимальное положение прыгуна для эффективного пере­хода планки.

Постановка ноги на место отталкивания осуществляется широким беговым движением почти плоско, не упираясь в пятку, сразу на всю стопу. Чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем быстрее можно выполнить оттал­кивание. Время отталкивания в прыжке «фосбери-флоп» длится в пределах 0,17-0,19 сек. В фазе амортизации необходимо умень­шить величину вертикальных и горизонтальных усилий, возникаю­щих при постановке толчковой ноги, подготовить опорно-двига­тельный аппарат к активному отталкиванию и более эффективно преобразовать горизонтальную скорость, приобретенную в разбеге, в вертикальную скорость полета.

В фазе амортизации, когда увеличивается напряжение мышц опорной ноги, мышцы работают в уступающем режиме. В фазе отталкивания мышцы работают в преодолевающем режиме. Данная фаза является наиболее важной, так как ее параметры опре­деляют в конечном итоге скорость вылета ОЦМТ спортсмена. Угол в коленном суставе в момент постановки ноги на место отталкивания не превышает 160°. С постановкой толчковой ноги начинается сгибание в коленном суставе. Угол сгибания толчковой ноги в коленном суставе равен 140-145°. Сокращение времени выполнения фазы амортизации (0,07-0,085 с) обусловливает более быстрое выполнение активного от­талкивания. Отталкивание выполняется в результате взаимодейст­вия всех частей тела прыгуна. Происходит резкое разгибание в коленном, голеностопном и тазобедренном суставах, быстрое под­брасывание маховой ноги и рук вперед-вверх и вытягивание тела вверх.

Особенностью толчка является активное стремление прыгуна удержать таз от бокового «сноса» с толчковой ноги. Поэтому в момент входа на толчковую ногу согнутая маховая нога и руки одновременно выносятся вперед-вверх и бедро маховой ноги подворачивается внутрь, а голень отводится несколько в сторону планки. Это движение способствует удержанию таза на линии действия силы толчка.

Величина ударных усилий у прыгунов стилем «фосбери-флоп», выполняющих мах прямой ногой, колеблется в пределах 400-500 кг, а при махе согнутой ногой усилия меньше и по продолжительности и по величине – 250-400 кг. В классическом варианте «фосбери-флоп» горизонтальные усилия достигают 70-80 кг, а в варианте с выполнением маха прямой ногой – 120-140 кг.

В момент входа в толчок на свободно перемещающееся вперед тело оказывает действие центробежная сила, которая создает пару сил и позволяет перевести тело прыгуна из вертикального в горизонтальное положение. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы горизонтальное положение до­стигалось телом не столько за счет движения плеч в сторону планки, сколько за счет более быстрого перемещения таза вверх по сравнению с плечами. Чем выше скорость разбега, тем меньше угол вылета. Угол вылета в прыжке «фосбери-флоп» составляет от 50 до 60°.

Переход через планку. Поворот в сторону планки выполняется только после взлета. В момент отрыва от опоры вертикальная скорость ОЦМТ у прыгунов высокого класса колеблется в пределах 4,9-5,2 м/с.

В момент входа на планку одноименная маховой ноге рука направляется в сторону планки при параллельной работе рук. При перекрестной работе рук мах выполняется синхронно двумя руками, и в переходе через планку руки расположены вдоль тела. Такое расположение рук более эффективно, так как при этом положении уменьшается момент инерции и увеличивается угловая скорость опрокидывания тела через планку. Далее прыгун, прогибаясь с максимально опущенными ногами, входит головой и пле­чами на планку. Маховая нога опускается до уровня толчковой ноги. При переходе через планку ноги сгибаются в коленных суставах и голени. Над планкой прыгун, прогибаясь, поднимает таз, выводя ОЦМТ за пределы своего тела. Когда руки забрасываются назад в момент перехода планки, прогиб происходит больше в грудной части тела, а когда руки находятся вдоль тела - в тазобедренных суставах. Голову необходимо держать подбородком на себя. Траектория движения ОЦМТ спортсмена имеет несколько большую протяженность, чем при прыжке перекидным. Макси­мальной высоты ОЦМТ прыгуна достигает на расстоянии 20 см за планкой, тогда как при перекидном способе – 8 см до планки. Как только таз пройдет планку, начинается уход от нее. Осуществляется он поворотом головы, сгибанием ног в тазобедренных су­ставах и выпрямлением в коленных. Прыгун как бы соскальзывает ногами с планки. Приземление осуществляется на поролоновые маты на спину и с последующим кувырком через голову.

Обучение прыжку в высоту способом «фосбери-флоп».

Обучение прыжку способом «фосбери-флоп» необходимо проводить там, где есть для приземления мягкие поролоновые маты. Для эффективного овладения техникой прыжка в высоту с разбе­га способом «фосбери-флоп» занимающиеся должны предварительно овладеть начальной подготовкой (беговой, скоростно-силовой и прыжковой). А также желательно, чтобы они про­шли и начальный курс акробатической подготовки. Только после этого можно начинать обучение Ниже приводится последователь­ность обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп».

Задача 1. Ознакомить занимающихся с техникой прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп». Средства. 1. Демонстрация техники прыжка. 2. Показ на­глядных пособий: кинограмм, кинокольцовок и др. 3. Объяснение основных фаз техники прыжка.

Задача 2. Научить технике отталкивания. Средства. 1. Стоя у опоры, держась рукой, выполнять мах от бедра согнутой ноги из крайнего заднего положения в направлении несколько внутрь. 2. Имитация этого же упражнения, стоя в кругу на месте. 3. Имитация постановки толчковой ноги с выполнением маховых движений ногой и руками на месте. 4. Имитация постановки толчковой ноги и маховые движения ногой и руками в ходьбе. 5. Имитация постановки толчковой ноги и маховых движений в легком беге по кругу, отталкиваясь через каждый шаг, а затем через 3-5 беговых шагов (можно с уменьшением радиуса дуги). 6. Обучение отталкиванию в беге вначале по прямой, а затем по дуге. 7. Отталкивание с доставанием подвешенно­го мяча плечом, одноименным маховой ноге, с разбега. 8. Прыжки на гимнастический стол из исходного положения в беге по прямой, переходящей в дугу на последних 3-5 беговых шагах. 9. Отталкивание после дугообразного разбега у планки (планка поднята выше роста занимающегося). Имитация положения входа на планку.

Задача 3. Научить технике бега по дуге в сочетании с отталкиванием. Средства . 1. Бег по кругу радиусом 12-15 м. 2. Бег по кру­гу с постепенным уменьшением кривизны дуги от 12-15 до 10-8 м. 3. Свободное ускорение по прямой с переходом на дугу поворота в последних 3-5 шагах разбега. 4. Пробегание по прямой с постепенным ускорением на последних 3-5 шагах, выполняемых по дуге. 5. Доставание предмета рукой (головой) с полного дугообразного разбега.

Задача 4. Научить технике перехода через планку и приземлению. Средства. Имитация движений перехода через планку. 1. Лежа на матах, на спине, ноги согнуты в коленных суставах. Упираясь лопатками и стопами, поднять таз и бедра вверх, про­гибая тело (мостик). 2. Лежа поперек гимнастического козла, занять положение перехода через планку. 3. Выполнение моста из положения стоя, 4. Лежа на матах на спине, поднять высоко ноги и активным движением под себя, упираясь стопами, принять положение перехода через планку. 5. Стоя спиной к яме призем­ления, толчком двух ног выполнить движение перехода через планку. 6. То же, но выполнить через невысоко подвешенную ре­зинку (вместо планки), с постепенным повышением высоты. 7. То же, но отталкиваясь от мостика. 8. Выполнить прыжок в целом с 3-5 шагов разбега по дуге. 9. Опробование прыжка с 5-7 шагов разбега.

Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту в целом и ее совершенствование. Средства. 1. Прыжки через планку (резинку) с короткого и полного разбега. 2. Прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат.

При совершенствовании техники движений в целостном прыжке важно постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбега и совершенствовать ритмо-темповую структуру в последних шагах разбега. Необходимо следить, чтобы последние 3-5 шагов, выполняемые по дуге, проходили на большой скорости, толчковая нога должна ставиться беговым дви­жением вперед от себя в «захват» – точно по линии разбега. Последний шаг должен быть несколько короче и быстрым. В мо­мент толчка тело должно быть вытянуто вверх. Поворот спиной выполняется только после отталкивания. Приземление должно вы­полняться на лопатки с последующим кувырком через голову. В момент перехода через планку голова должна быть взята на себя и повернута по ходу разбега.

Страница 20 из 24


Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»

Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно производить только там, где есть специальное оборудование (мягкие поролоновые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожности, страховки.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп».

Средства те же, что и для других способов прыжка.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Для освоения постановки ноги на место отталкивания применяются следующие упражнения:

Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой;

Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками на месте;

То же, но выполняя прыжок вверх;

То же, но выполняя движения в ходьбе, а затем - в беге, отталкиваясь на каждый 3-й, 5-й шаг;

Отталкивание с доставанием подвешенного предмета головой или рукой.

Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкивания, необходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществлялась на всю стопу движением вниз - назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пяткой в сторону.

Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с отталкиванием.

Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упражнения:

Бег по кругу радиусом 10-15 м;

Бег по прямой с переходом на бег по кругу;

Бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов;

Бегание в вираж с отталкиванием на середине виража;

Имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу;

Доставание предмета (рукой, головой) с полного дугообразного разбега.

При выполнении разбега по дуге необходимо следить за наклоном туловища внутрь круга и ускорением при входе в вираж. Обратить внимание на работу рук. Они выполняют перекрестное движение - «внешняя» рука несколько больше выносится поперек туловища, а «внутренняя» больше отводится назад.

Задача 4 . Обучить технике перехода через планку и приземлению.

При изучении перехода через планку рекомендуется использовать следующие упражнения:

Выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положения стоя;

Запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами;

Лежа поперек гимнастического коня, занять положение перехода через планку;

Прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами;

Прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами;

Прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге.

Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, с приземлением на поролоновую подушку высотой не менее 50 см.

При выполнении прыжков в высоту способом «фосбери-флоп» с места, отталкиваясь двумя ногами, в полетной фазе необходимо голени оставить как можно ниже, подбородок прижать к груди, голову повернуть в сторону движения. После приземления на лопатки обучающийся кувырком назад заканчивает движение.

Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» в целом и ее совершенствованию.

На данном этапе обучения происходит определение индивидуальных особенностей, а также функциональных и двигательных возможностей занимающихся. С этой целью применяются следующие упражнения:

Прыжки через планку (резинку) с короткого и полного разбега с акцентом на выполнение отдельных фаз прыжка;

Прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат;

Прыжки с гимнастического мостика через планку на максимальной высоте;

Выполнение имитационных упражнений, сходных по структуре и ритму движений основ-ному двигательному действию;

Прыжки с индивидуального разбега на максимальный результат.

Во время совершенствования техники прыжка в целом необходимо постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбега и повышать эффективность ритмо-темповой структуры последних шагов разбега. На этом этапе полезно использовать метод поочередного сосредоточения внимания на отдельных элементах техники при выполнении прыжка в целом. Во время совершенствования нужно чаще применять имитационные упражнения, сходные по структуре изучаемого прыжка (рис. 22).

Рис. 22. Специальные упражнения прыгуна в высоту (по Н.Г. Озолину)

Рассмотрите примерный план обучения технике прыжков в высоту (табл. 8).

Таблица 8

Примерный план обучения технике прыжков в высоту

Задача

Средство

Организа-ционно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка

1. Краткий рассказ о технике прыжка, его особенностях и элементах

Рассказ должен быть кратким, образным и интересным

2. Демонст-рация техники прыжка в целом и по отдельным элементам

Акцентировать внимание занимающихся на наиболее важных фазах движения

Во время апробирова-ния занимаю-щимся не предлагается выполнить несколько прыжков с разных сто-рон разбега

3. Демонстра-ция кинограмм, рисунков, плакатов по технике прыжка

Обратить внимание на положение частей тела прыгуна в наиболее важных моментах прыжка При апробирова-нии планку установить на сво-бодно преодолимой высоте

2. Обучить технике отталкивания

1. Маховые движения сво-бодной ногой из исходного положения, стоя боком на толчковой

ноге у гимнастичес-кой стенки и держась за нее рукой на уровне груди

Движения ногой выполнять с акцен-тированным уско-рением вперед -вверх, носок стопы «взять на себя»

Маховые движения выполняются закрепощен-но, скованно

Недостаточ-ный уровень развития гибкости

Выполнять свободные маятнико-образные движения маховой ногой, постепенно увеличивая амплитуду

2. То же, но при махе выполнить перекат с пятки на носок

Выполняя перекат с пятки на носок, следить за вертикальным положением туловища

То же

То же

То же

3. То же, но с маховым движением свободной рукой параллельно движениям маховой ноги

Рука отведена назад в сторону, а при махе - дви-жения вперед - вверх

Сгибание опорной ноги и раскачивание туловища

Недостаточный уровень раз-вития подвиж-ности в тазо-бедренном суставе Излишне высокий мах ногой

Туловище и опорную ногу держать прямыми

4. То же, но в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги и последую-щим подскоком

Прыжок выполнять точно вверх с приземлением на толчковую ногу

То же

То же

Мах выполнять энергично, в непосредст-венной близости от толчковой ноги

5. Имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с работой рук на месте, в ходьбе на каждый 3-й шаг, с 3, 5, 7 беговых шагов

Следить за слитным выполнением маха ногой и отталкивания, сохраняя равновесие

При выполнении теряется равновесие в полете. При приземлении опрокиды-вается

назад

Несвоевременная остановка маха ногой

Выполнять своевременное торможение маховых звеньев. Приземляться

строго на место отталкивания

6. Доставание предмета голенью маховой ноги после имитации отталкивания

Регулировать высоту подвешенного предмета, следить за сочетанием маха и отталкивания

Несогласо-ванные действия в отталкива-нии, приводящие к невысокому прыжку

Маховые движения запаздывают и выполняются вдогонку

Повторить движения по освоению маха с отталкиванием

3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием

1. Выполнение разбега по отметкам и под счет (хлопки) преподавателя

Длину и скорость разбега постепенно увеличивать

Снижение скорости разбега перед отталкиванием

Неправильное представление о ритме разбега

Обратить внимание на ритм выполнения разбега

2. Разбег с отталкиванием с 1, 3, 5 шагов

Разбег выполнять по специально начерченной линии под углом 30-45 ° к месту приземления

Разбег выполняется не прямолинейно, стопы ног сильно развернуты

Неправильное представление о технике бега по прямой

Выполнять разбег строго по линии

3. Прыжки через планку с приземлением на толчковую ногу

Следить за плавным понижением ОЦМ на предпоследнем шаге

Затруднения в выполнении предпослед-него шага и выводе таза вперед на последнем шаге

Большой наклон туловища вперед или «отвал» плеч назад на предпоследнем шаге

Туловище держать прямо. Бег выполнять с активным выведением бедра вперед

4. Обучить технике перехода через

планку и приземлению

1. Рассказ о технике перехода через планку и ее демонстрация

Отметить преимущества и недостатки изучаемого способа

2. Стоя боком к планке (скамей-ке, барьеру, на-тянутому эспан-деру, гимнасти-ческому коню и т.д.), перенести последователь-но маховую и затем толчковую ногу

Планку установить на высоте 30-50 см Место опускания маховой ноги за планкой обозначить кругом

Движения направлены вдоль планки

Движения направлены не по линии, продолжаю-щей разбег Недостаточен угол разбега

Маховое движение выполнять прямо на зрительный ориентир Увеличить угол разбега

3. То же, но в прыжке и с подходом

Обратить внимание на выполнение всех движений по линии, продолжающей разбег

Нет высокого взлета в прыжке

Движения в отталкивании и в полете нап-равлены не по линии, продол-жающей раз-бег, а в сторону планки

Повторить имитационные упражнения для освоения движений в полетной фазе

4. Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега и затем с гимнастическо-го мостика

Обратить вни-мание на опус-кание маховой ноги за планку и разворот ту-ловища лицом к планке при приземлении

Планка часто сбивается толчковой ногой

При выпол-нении движе-ний, которые направлены на уход от план-ки, толчковая нога зависает под ней



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!