Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Духовное знание и раджа йога. Древние виды йоги. Образ сильной души

Раджа-йога, как Путь свободы от кармической связанности.

Наивысшим авторитетом в раджа-йоге был автор «Йога-сутры» мудрец Патанджали. Он основывал свое учение раджа-йоги на древней индийской философии санкхьи. Главным отличием между йогой Патанджали и санкхьей является религиозный аспект – признание Патанджали существования бога Ишвары, свободного от кармической связанности, в то время как санкхья рассматривает природу через взаимодействие материальной сущности (пракрити) и духовной (пуруша).
В этом контексте раджа-йога представляет собой путь к пониманию Ишвары, признанию его существования. И само слово «раджа» (в переводе с санскритского «царь») относится к Ишваре.

Однако раджа-йога может быть и путем для людей, не склонных к религиозному сознанию и поискам бога за пределами своего Я.

В таком случае цель раджа-йоги – очищение пуруши (души, нашего истинного Я) от авидьи (повседневного заблуждения, ложного знания, которое мешает человеку видеть мир таким, каков он есть на самом деле). В «Йога-сутрах» говорится, что пуруша может видеть только посредствам ума.

Поэтому для правильного восприятия необходимо очищать ум. «Поскольку пуруша видит через ум, качество наблюдения полностью зависит от состояния ума» . «Ум должен стать тонким и чистым, как кристалл, чтобы он отражал параматму, а не вритти или васаны» . Целью раджа-йоги является постепенное очищение и прояснение ума, в результате чего пуруша получает возможность видеть мир неискаженным и доносить это видение до нас. В данном случае раджей можно назвать самого пурушу – нашего внутреннего царя. «Кто бы ни был царем – пуруша или Ишвара, в любом случае раджа-йога – это йога, в которой царь занимает свое законное место» . То есть место того, кто нами управляет.

Патанджали указал восьмиступенчатый путь достижения цели раджа-йоги – очищения ума и достижения самадхи, состояния Cверхсознания. Первые четыре ступени такие же, как и в хатха-йоге: яма, нияма, асана, пранаяма.

Цель первых двух ступеней (ямы и ниямы) – достижение чистоты духа, высокой моральности, которые необходимы для дальнейшего изучения раджа-йоги. Это необходимо для того, чтобы не растрачивать энергию пустую на исправление совершаемых ошибок в жизни. Цель третьей ступени – обретение здорового тела, так как заболевания тела мешают человеку сделать свой ум достаточно твердым и не дают сосредоточиться на духовном.

Здоровое тело необходимо как инструмент для реализации задач следующих степеней – концентрации и медитации, которые связаны с длительным пребыванием в одной позе с прямой спиной.

Все ступени взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, принципа сатьи необходимо придерживаться во время практики асан – честно сознаваться себе в том, на что способен наш организм и до какого предела мы в данный момент способны войти в асану, иначе можно навредить своему телу, и это уже не будет йогой.

И даже если мы отдаем себе отчет в том, что тело еще не способно пойти глубже в асану, но пытаемся прорваться через жесткости в нашем организме, невзирая на резкую боль, мы нарушаем принцип ахимсы, который должен применяться не только в отношении других существ, но и по отношению к самому себе. И это тоже никак не способствует прогрессу в йоге, но часто наоборот – ведет к травмам и необходимости приостановить практику на неопределенный срок с целью восстановления поврежденных тканей организма.

Четвертая ступень – (метод контролировании праны) дает энергию и устраняют многие физические препятствия на пути изучения йоги, такие как слабость тела и лень. Дыхательные упражнения помогают приобрести контроль над эмоциями и успокоить ум. Тело, дыхание и сознание очень связаны между собой. Научаясь контролировать тело и дыхание, мы непосредственно воздействуем на сознание и приходим к способности контролировать его. У большинства людей ум настолько слаб, что постоянно находится под контролем тела – его желаний и проявлений.

Цель раджа-йоги – научиться управлять своим умом, контролировать его, овладевая таким образом способностью к концентрации его силы.

Индийский философ Свами Вивекананда указывает на то, что человек, достигший совершенства в контроле над праной, способен управлять Вселенной. «Как Веды обобщают все многообразие вселенной в Единое Абсолютное Существование и познавший это Единство познает всю вселенную, так и все проявления энергии обобщены в пране, и познавший прану познал все силы вселенной, духовные и физические. Человек, способный контролировать прану, контролирует свой ум, а значит, и ум как таковой. Человек, способный контролировать прану, контролирует свое тело, а значит, и всякое тело вообще, поскольку прана есть обобщенное проявление энергии» .

Следующая ступень раджа-йоги, пратьяхара, учит обращать ум внутрь самого себя, уметь отделить ум от чувственных восприятий и управлять им. Для этого необходимо в первую очередь перестать пытаться контролировать мысли, отпустить их и просто наблюдать за ними. «Отпустите поводья: чудовищные мысли могут прийти в голову, вы поразитесь тому, что способны на такие мысли. Но скоро вы убедитесь, что с каждым днем затихают метания ума…

В первые месяцы вас будет удивлять количество мыслей, проносящихся в голове, постепенно их будет меньше, потом еще меньше, пока ум не окажется под контролем, но для этого нужно работать изо дня в день» . Цель пратьяхары – научиться видеть объекты только умом, не прибегая к помощи органов чувств. Сознание становится чистым зеркалом созерцаемых объектов. Сознание напрямую получает информацию об объектах, не искажённую восприятием органов чувств. Пратьяхарой является и такое состояние, в котором задействуются органы чувств для концентрации и медитации – например, созерцание. Главный принцип пратьяхары – подчинение чувственных восприятий уму.

Концентрация, или дхарана, – следующая ступень раджа-йоги – будут даваться гораздо легче тому, кто научился пратьяхаре. Иначе неконтролируемые мысли и чувства будут постоянно отвлекать от объекта концентрации. Цель дхараны – научиться концентрироваться на одном объекте, не давая посторонним мыслям и чувствам нарушить этот поток внимания.

Способность к концентрации открывает (дхьяна). Если во время наступления дхараны ум движется в одном направлении, то в дхьяне он погружается в определенный объект и устанавливает связь между своим Я и объектом.

Несмотря на то, что последовательность ступеней раджа-йоги указана мудрецом Патанджали именно в таком порядке, следует снова подчеркнуть, что эти ступени дополняют и влияют друг на друга. Человек, всерьез практикующий асаны и пранаяму, учится испытывать состояние дхараны уже на этих стадиях, поскольку ум его должен быть сосредоточен на ощущениях тела.

«При выполнении любых практик, будь то асаны, пранаяма или медитативные техники, самое главное – осознанность. Это означает, что внимание направлено на определенный вид деятельности, например, на дыхание, и в то же время вы понимаете, на что направлено внимание. Это первая ступень к высшему осознанию. Вы становитесь наблюдателем по отношению к процессам в собственном теле, затем учитесь наблюдать за деятельностью ума, а потом – и за более глубинными аспектами ума».

На последней ступени в сознании практикующего происходит полное слияние объекта медитации и собственного Я. Я растворяется в объекте медитации и ощущает себя с ним единым целым. «Самадхи – это прогрессивный, последовательный выход за пределы (трансценденция) сфер объекта, движения, мысли и инстинкта» . В состоянии самадхи, которое и является целью раджа-йоги, ум абсолютно свободен от авидьи и видит все объекты, закономерности и причинно-следственные связи в их истинном свете.

В случае если дхарана, дхьяна и самадхи направлены на один объект, три последние ступени раджа-йоги объединяют в одно состояние – саньяма. Саньяма – это полный ментальный контроль над осознанием объекта. «Посредствам самьямы исчезают все другие состояния сознания, семя же остается» . Семя – это ментальные конструкции, «основание для сознания».

Йога-сутры Патанджали описывают шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита.

Это названия очень тонких флуктуаций, происходящих перед высшим самадхи – нирвикальпой. В более общем смысле состояние самадхи делится на два вида – савикальпа и нирвикальпа самадхи. В состоянии савикальпа самадхи («самадхи с семенем») в уме присутствуют объекты медитации (пуруша, Шива, Аум и т.д.) – это семена, которые имеют тенденцию к разрастанию. В состоянии высшего самадхи, или нирвикальпы, удалены последние следы самскары и викальпы. В самадхи есть сознание, но нет объекта.

«Индивидуальное сознание исчезает…. Нет даже желания быть освобожденным. Это состояние без времени и без изменений – высшее самадхи» . Это состояние и является целью раджа-йоги, истинной реализацией человека в этом мире, дарующей освобождение от круга перерождений и страданий, испытываемых обычными людьми в каждом новом физическом воплощении.

Большинство людей думают, что целью Раджа-йоги является исключительно достижение Самадхи, то есть освобождения души от негативности, от того, что причиняет боль и страдание. Конечно же, избавление от всего этого - одна из целей Раджа-йоги, но существуют и другие цели, не менее важные: например, достижение в повседневной жизни состояния глубокого покоя и блаженства .

Каждый человек хочет не просто жить, но жить спокойно. И эта цель может быть реализована с помощью медитации.

В жизни каждого человека бывают взлеты и падения, успехи и неудачи. Сохранить ментальное спокойствие и самообладание во всех ситуациях - к этому, безусловно, стремится каждый.

В Индии символ цветка лотоса отражает стиль жизни и ментальное состояние раджа-йога. Лотос растет в грязном пруду, в болоте, и тем менее, всегда остается не запятнанным грязью. Такое замечательное качество дало ему в Индии своего рода статус национального цветка. Точно так же и раджа-йоги живут среди людей, в той же социальной среде, но ее негативные проявления их не затрагивают. Они способны сохранять ясность ума в любых ситуациях.

Другим символом, представляющим стиль жизни йога, является черепаха . Она тоже обладает одним замечательным качеством: во время движения по земле или в воде она пользуется своими конечностями, но может их втянуть под панцирь. Считается, что благодаря способности расслабляться, черепаха живет очень долго. То же самое относится к раджа-йогам. Они исправно и точно выполняют свои профессиональные, общественные и домашние обязанности, а затем ментально возвращаются обратно к себе, под панцирь. На некоторое время приостанавливается всякая физическая деятельность, наступает ментальная релаксация, полное отстранение от физического мира. Йог успокаивает ум, и это глубокое расслабление приносит ему большую пользу.

Часто упоминается еще один символ - лебедь . В мифах сказано, что лебеди не едят червей, а питаются только жемчугом. Конечно, не следует понимать это буквально. Смысл сравнения состоит в том, что раджа-йоги не воспринимают негативные стороны жизни людей; наоборот, они пробуждают в каждом человеке добрые чувства и при этом не обращают внимание на слабости и недостатки тех, с кем вступают в контакт, стараясь видеть в них только добродетельные качества.

Существуют и другие принципы жизни по Раджа-йоге, другие представления об ее целях и намерениях. Однако самая главная и неотложная задача состоит в том, чтобы достигнуть совершенной чистоты и покоя. Раджа-йоги стремятся к полной внутренней трансформации. Они прилагают усилия, чтобы очистить свои привычки, приобрести божественные добродетели, без которых невозможно получить Освобождение и Совершенство. Безусловно, раджа-йоги хотят стать ангелами на Земле, но они знают также: чтобы избавиться от грехов, необходимо заменить свои плохие привычки на святые качества, оставить земные привязанности и отдать свою любовь и смирение на службу человечеству.

Итак, для достижения конечной цели Раджа-йоги - состояния Божественного Блаженства, то есть вечного счастья, совершенства и освобождения от всего негативного, - необходимы: стабилизация в духовном сознании, самопросвещение, усвоение духовной мудрости и соблюдение принципов чистоты. А для этого, йог должен практиковать медитацию и твердо соблюдать соответствующие принципы в повседневной жизни.

Практика медитации в Раджа-йоге проста и общедоступна. Для начала можно сесть в любую позу; главное, чтобы она не доставляла каких-либо неудобств и физического напряжения и не отвлекала внимания; то есть чтобы в этой позе йог чувствовал себя удобно и вместе с тем бодро. Спина должна быть выпрямлена, насколько это возможно.

Медитация - ментальный процесс, в котором тело не участвует. Более того, медитирующий должен полностью забыть о своем теле. Он размышляет о своем истинном "я" - Сознательной сущности, которая думает, оценивает, решает, чувствует, помнит, совершает действия посредством мозга и тела. Мозг - это пульт управления, распределительный щит с обратной связью, а тело - это робот, выполняющий приказы. Внутреннее существо, которое управляет ими, - тот, кто имеет свои цели, желания, эмоции. Именно эту сущность и называют "я". Это не физическая самость, когда по отношению к телу говорят "мой", "мое". "Я" не есть тело, но "я" - душа, находящаяся в теле, как водитель, сидящий за рулем автомобиля. Водитель решает куда ехать, как ехать и с какой скоростью. Он обладает побуждающей силой, тогда как автомобиль имеет только механическую возможность реализовать ее.

Есть много исследований в области медицины, психиатрии и философии по вопросу о реинкарнации. Один из исследователей - Ян Стивенсон - описал более ста случаев реинкарнации. В Индии тоже собраны, записаны на видео такого рода истории. Некоторые медики провели исследования пациентов, находившихся на грани смерти, и описали их переживания состояния вне тела. Другие опыты были проведены с людьми, погруженными в гипнотический сон. Рассказы их были тщательно исследованы и признаны корректными. Все эти факты дают основание верить в существование души. Еще один фактор - собственные ощущения.

Таким образом, первый шаг в практике медитации - это утвердиться в мысли: "Я ЕСТЬ ДУША. СОЗНАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ". Ну а что же есть душа?

Душа - это точка нематериального света. Мы не можем ее увидеть с помощью нашего физического зрения, потому что душа не материальна. Ее можно увидеть "третьим глазом", то есть глазом ума. Когда наш ум становится чистым и пробуждаются наши скрытые возможности, мы обретаем это зрение. Таким образом, следующая мысль в практике медитации: "Я ЕСТЬ ТОЧКА СВЕТА".

Кроме того, многие нейробиологи тоже утверждают, что есть основание считать, что разум и душа не тождественны мозг у . Один из них - Нобелевский лауреат сэр Джон Эклс. Некоторые физики, такие как Шредингер, Юджин Бинер, тоже считают Сознание отдельной реальностью.

Из собственного опыта, из опыта других мы также знаем, что каждое живое существо стремится к спокойной жизни, ждет любви и хорошего поведения от других, то есть соблюдения некоторых принципов правильного поведения и хорошего характера. Даже если кто-то слишком возбужден и даже находится в ярости, он все равно внутренне старается избавиться от этого состояния и снова обрести покой. Это доказывает, что истинная природа души - мирная и спокойная. Поэтому следующая мысль в практике медитации: "В МОЕЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЕ Я СПОКОЕН, ЧИСТ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН".

Из повседневных наблюдений мы знаем, что души не в одинаковой степени чисты и спокойны. Некоторые нравственно возвышенны, другие тоже, но в меньшей степени. Некоторые - спокойны, а другие настолько спокойны, что даже в самой напряженной ситуации не теряют этого состояния и передают его другим.

Поэтому среди душ есть великие души и одна самая Великая и Совершенная - Бог .Он тоже является точкой света, но Он совершенен, полон покоя, знания и любви. Мы можем увидеть Его с помощью "третьего глаза", можем познать и ощутить Его. Точно так же, как Ньютона называют отцом науки, мэра - отцом города, освободителя страны - отцом нации, так мы называем Его Отцом, потому что Он - основоположник чистоты и покоя в мире, а себя мы считаем Его детьми.

"Как мы о себе думаем - такими мы и становимся" - один из основных постулатов психологии. На собственном опыте мы знаем, что когда мы думаем о достоинствах человека, то испытываем умиротворение и хорошие качества проявляются в нашем уме. Когда думаем о его негативных свойствах, то испытываем совершенно противоположные чувства. Поэтому, осознавая Бога, Всевышнюю Душу, и Его высокие качества, мы автоматически проявляем Его божественные добродетели в себе. Такая практика называется практикой "осознания души", или "суперсознания". Она позволяет отстраниться от тела, подняться на более высокий уровень сознания, испытать покой и блаженство.

Итак, мысли для практики медитации Раджа-йоги можно свести к следующему: "Я - душа, я - точка света: моя истинная природа - чистота и покой; я - ребенок Бога, мой любимый Отец совершенен, полон покоя, любви и блаженства". Когда мы размышляем над этим и в нашем уме нет никаких других мыслей, мы погружаемся в глубокое переживание. Именно это влечет за собой внутреннее преображение, вносит изменения в поведение, улучшает здоровье, повышает работоспособность, наполняет жизненными силами и так далее.

Такую медитацию можно проводить в течение короткого времени или тридцати минут, или одного часа. А можно периодически в течение всего дня во время работы. Чтобы достигнуть совершенства в этой практике, нужно следовать принципу ненасилия, иметь удовлетворенность и терпение.

Б. К. Чакрадхари,
Генеральный Директор филиалов Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета в России и других странах СНГ и Балтии,
Директор Музея Духовного Знания и Раджа йоги, Дели,
Национальный Координатор женского крыла Фонда преподавания и исследования Раджа йоги (Индия)


Введение | История Университета | БК и ООН
Вопросы и ответы | Как учиться | Литература | Публикации
Адреса | События | Программы в ближайшее время

Раджа-йога базируется на трудах великого йогина Патанджали «Йога-сутры». Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями, а также над своей животной и божественной натурой.

Раджа-йога практикуется для освобождения своего негативного мышления при помощи позитивных идей.

Раджа-йога говорит, что в жизни человека есть страдания. Она рассказывает откуда они возникают, как преодолеть их и какие способы существуют. Строгое выполнение всех предписаний ведёт к освобождению от всех мирских страданий и к неиссякаемому внутреннему покою и счастью.

Методы

Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.

Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что он всего лишь капелька воды в бесконечном океане знания и блаженства . Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.

Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти другому.

Раджа-йога даёт человеку соответствующие практики, в зависимости от его уровня развития. Для утвержденных практикующих – это медитация на своё Высшее Я. Для утверждающихся – разные способы усмирения эго (крийя, аскеза, священные писания и предание себя Богу). Для только начинающих предусмотрена восьмиступенчатая садхана.

Восемь ступеней

Раджа-йога включает в себя 8 ступеней (): , пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.

Яма

Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:

  1. (не причинение вреда себе и всему живому).
  2. Сатья (честность, правдивость).
  3. Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
  4. Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
  5. (видение Бога во всём).

Нияма

Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:

  1. Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
  2. Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
  3. Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
  4. Свадхьяя (изучение духовной литературы).
  5. Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).

Асана

Третья ступень – это асаны. Это физические упражнения, которые делают тело здоровым и объединяют его с разумом, делая его спокойным. В переводе асана означает «удобная позиция».

Пранаяма

Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).

Пратьяхара

Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.

Дхарана

Шестая ступень йоги. Ее основа – умение максимально сконцентрироваться на идее.

Дхьяна

В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.

Самадхи

И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.

Раджа и Хатха

В Раджа-йоге упор именно на сознание. Практикуя, человек становится физически здоровым, психически сильным и духовно возвышенным.

В смысл – преодолеть своё ограниченное тело, сделать его совершенным и тем самым достичь просветления. В Раджа-йоге цель – превзойти ограниченный ум, полный иллюзий. Их объединяет один принцип – преодоление. Но преимущество Раджа-йоги в том, что она помогает человеку познать фундаментальную философию себя и всего мира. Но тут важную роль играет то, что человек ищет.

Цель

Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.

Также Раджа-йога показывает нам на практике, что грубые проявления нашей натуры искривляют и мешают полному обширному восприятия мира. Практикующий может достичь четырёх состояний сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и турийю (просветление).

Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу – это приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!