Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Дыхательные упражнения зачем они нужны. Для чего нужна дыхательная гимнастика? Профилактика или лечение

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Здоровьесберегающие технологии

Для чего нужна дыхательная гимнастика

  1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
  2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
  3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
  4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, болезней, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно -сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких) .

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

Воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД, по физическому развитию и физкульт. минутках, во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

  1. «ТРУБАЧ»
  • Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить: « д-у - у -у» (повторить 4-5 раз).
  1. «ЧАСИКИ»
  • И. п. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
  • 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
  • 2-взмах руками назад-так (медленный выдох) - повторить 4-5 раз.
  1. «ПЕТУХ»
  • Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
  • опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». - повторить 5-6раз.
  1. «КАША КИПИТ»
  • Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
  • Выдыхая, громко произносить: « ф -ф» (повторить 3-4 раза)
  1. «ПАРОВОЗИК»
  • Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: « чух - чух - чух» . (20-30 секунд) .
  1. «НАСОС»
  • Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища (с -с-)
  1. «РЕГУЛИРОВЩИК»

*Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

  • отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить « р-р-р-р-р-р» (5-6 раз)
  1. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
  • Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох
  • опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». (4-5 раз) .
  1. «МАЯТНИК»
  • Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.
  • При наклоне—выдох, произносить: « т -у-у-у-х-х» (3-4 наклона) .
  1. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
  • Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить: « г - у-у-у-у» .

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста - умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача - научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри - тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка - свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится - весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 - 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как « дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ .
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА .
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх - вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ .
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 - 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе - руки в стороны, при выдохе - руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета - вдох, на 3 счета - выдох.

  1. «Наклон вперед». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
  2. «Вырасти большой». ИП - стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
  3. «Дотянемся до пяток». ИП - Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
  4. «Сигнальщик». ИП - сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны - вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  5. «Пружинка». ИП - лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
  6. «Тюлень». ИП - лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  7. «Прямая спинка». ИП - сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
  8. «Чистый носик». ИП - сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
    Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа « Не навреди!»

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Ребёнок при рождении оповещает об этом окружающий мир громким криком, который сопровождает первый вдох. Любой человек дышит в течение всей жизни. Умирая, он делает свой последний вздох. Стоит отметить, что, научившись правильно дышать, человек полностью освобождается от недугов, лишнего веса, обеспечивает нормальное функционирование организма.

Существуют различные упражнения глубокого дыхания, среди которых цигун, йога, по Бутейко и пр., используя которые, можно качественно изменить свою жизнь.

Йога

Это учение, которое направлено на развитие у человека способности управлять работой собственного организма, духовными и физическими силами. Упражнения на развитие дыхания по методу йоги называется Пранаяма. Данный способ учит управлению всей жизненной энергией человека.

Такая техника представляет собой переменное дыхание с раскрытием и вентиляцией лёгких. Занимаясь, человек улучшит обмен веществ, повысит иммунитет, восстановит нервы и снизит давление. Йога наполнит его тело энергией, а также подарит гармонию и равновесие.

Упражнения научат, как нужно дышать для того, чтобы ткани организма и кровь насытить кислородом.

Уджайи

Данный способ подразумевает, что голосовая щель будет слегка приоткрыта. При этом возникает эффект пережатого шарика воздуха: делать упражнения для дыхания таким методом нужно с усилием. Если Уджайи сравнивать с простым дыханием, то газообмен в первом случае сильнее за счет разницы в давлении массы воздуха в лёгких на выдохе и вдохе.

Дыхание при выполнении упражнения при этом методе сберегает энергию. Кроме того, фиксирование внимания на его выполнении и звуке собственного голоса освобождает человека от мыслей, а это уже элемент медитации.

Вдох и выдох при дыхании Уджайи медленные и глубокие, цикл длится около полминуты, а вместе синхронно с асанами - около 20 секунд. Стоит отметить, что новичку в йоге сложно будет дышать Уджайи в течение всего занятия за счет слабого развития мускулатуры.

Помощь при освоении Уджайи

Встать, ноги поставить на ширину плеч, опустить руки вдоль тела. Вместе с вдохом руки поднимать вверх и в стороны и шёпотом произносить «О». Одновременно с выдохом руки опускать и говорить «А».

Нужно дышать глубоко и неторопливо. Проделать это 5 раз, доведя постепенно до десяти.

Гимнастика Бутейко

Такой метод появился в середине прошлого века. Он основывается на том, что изменяется естественное дыхание. направлены на уменьшение их глубины. Известно 152 болезни, в отношении которых эффективен этот метод. При помощи таких упражнений лечится 98 % недугов, в том числе и аллергия.

У здорового человека объём дыхания составляет 5 л, у людей с астмой - около 15 литров - это говорит о При этом при глубоком вдохе по данному способу количество кислорода, содержащегося в крови, не увеличивается, а содержание СО 2 снижается.

Согласно Бутейко, правильно дышать - это увеличить объем в крови. Дыхание при этом должно быть поверхностное, с паузами между вдохами.

Упражнения Бутейко

Дыхание во время упражнений должно быть следующим: нужно задерживать вдох до возникновения ощущения, что не хватает воздуха, на максимально длительный промежуток времени. Потом вдыхать неглубоко, маленькими порциями. Если появляется желание вдохнуть воздуха побольше - повторить еще раз.

Потом дышать неглубоко в течение трёх минут. Увеличить потихоньку время до 10 минут.

Изначально выполнение упражнений представляет трудности, появляются неприятные ощущения, учащённое дыхание, панические атаки недостатка воздуха, снижается аппетит. Потом начинается необходимое развитие дыхательных органов, дискомфорт пропадает.

Дыхание оксисайз

Оксисайз - это уникальный способ похудения, у которого в основе лежат простые упражнения для дыхания. Изобретатель данной программы - американка Джил Джонсон. Ей удалось этим образом справиться с лишним весом.

Используя правильное, глубокое дыхание можно в кратчайшие сроки добиться похудения, а также избавиться от дряблой кожи и целлюлита. Тренировки оксисайз при этом не изнурительны, не требуется а это уже обуславливает отсутствие каких-либо противопоказаний.

Похудение при помощи такой гимнастики заключается в транспортировке кислорода к различным участкам тела, следовательно, основа этой техники - умение дышать правильно. Важно выделить на обучение правильному дыханию 2-3 недели, довести его до полного автоматизма и только потом переходить к самим упражнениям.

Четыре ступени

Упражнения для дыхания сводятся к следующему - вдыхаем через нос, живот при этом надувается как шарик. Выставляем вперёд таз, мускулатура пресса должна быть расслабленной. Три маленьких вдоха с напряжением мышц ягодиц и промежности. Выдох через губы, сложенные в трубочку, при этом мышцы пресса пытаемся втянуть под рёбра. Далее резкий выдох до абсолютного опустошения лёгких. Выровнять спину, не поднимая плечи.

Отличным временем суток для таких занятий будет утро, при этом в самом начале должна быть разминка, которая проработает базовое дыхание. Но это необязательное условие, приступать можно сразу же к главной части. Оксисайз занимает около 20 минут каждый день, результаты занятий при этом впечатляющие: очень быстро тело становится стройным и подтянутым.

Делаются до завтрака или через 3 часа после приема пищи. После гимнастики необходимо воздержаться от употребления еды еще один час.

Выполнять важно каждый день 30 и более дыхательных серий. В случае если упражнения сначала выполняются в одну сторону, после этого в другую, тогда это 2 дыхательные серии.

Стоит отметить, что чем более долгое время вы занимаетесь гимнастикой, тем эффект будет долговременнее, поскольку оксисайз обладает накопительными свойствами.

Цигун

Упражнения для дыхания Цигун происходят родом из Китая. Эта практика служит для совершенствования физических возможностей организма человека, а также корректировки его общего состояния. Такое дыхание вместе с физическими нагрузками и рациональным питанием дает возможность добиться похудения, поскольку клетки тела насыщает кислородом.

Это дыхание подходит каждому, вне зависимости от возраста и недугов. Японские ученые выявили, что при помощи Цигун достичь похудения возможно благодаря уникальным свойствам упражнений полностью восстанавливать работу нервной системы человека.

Упражнения Цигун

Упражнения для дыхания Цигун складывается из 3 основных, которые нужно выполнять в одежде, не стесняющей движений, полностью расслабившись.

  1. Лягушка. Сесть на стуле, стопы расположив на ширине плеч. Сжать ладонь в кулак, обхватить его другой ладонью. Локти поставить на колени, упереться кулаком в лоб. Глаза закрыть и расслабиться. Три раза в сутки по 15 минут.
  2. Волна. Помогает уменьшению чувства голода. Лечь на спину. Ноги согнуть под прямым углом в коленях. Одна рука на животе, другая - на груди. Вместе с вдохом живот втягивается, грудная клетка увеличивается. Выдох - в обратном направлении. Делать 40 раз.
  3. Лотос. На низеньком стульчике сесть, скрестив перед животом ноги. Руки положить ладонями вверх друг на друга. Спина ровная, чуть опущенная голова, закрытые глаза. Обычное дыхание первые 5 минут, нужно на нём сконцентрироваться. Следующая пятиминутка - обычный вдох, расслабленный выдох. Следующие 10 минут дышать обычным образом, не нужно контролировать дыхание, расслабьтесь.

Грамотное выполнение Цигун за 2 месяца занятий поможет добиться снижения веса на 10 кг.

Метод Стрельниковой

Гимнастика возникла как целебное средство, хотя впоследствии стала обязательной для музыкантов и всех, кто занимается вокалом. Упражнения облегчают правильную постановку голоса, а также являются основой для развития и практики любого вокала. Кроме того, применяются такие упражнения на развитие речевого дыхания у детей.

Скептическое отношение к данной разработке объясняется тем, что Цигун, йога, метод Бутейко, оксисайз идут вразрез с комплексом, представленным Стрельниковой. В данной гимнастике основное внимание концентрируется на вдохе, кроме того, сохраняется природное дыхание. Такая тренировка направлена на увеличение воздушного потенциала человеческого организма, за счет чего повышается его жизнеспособность, а при пневмонии достигается оздоровление. Йога направлена на полный выдох.

Ежедневное выполнение комплекса мозг наполняет кислородом, головная боль полностью проходит, увеличивается способность к запоминанию, пробуждается также саморегуляция организма человека.

Упражнения гимнастики Стрельниковой

Комплекс универсален. Он подходит для любых возрастов. Состоит всего из 12 упражнений. Главными являются 3: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Они включены во все комплексы, которые предназначены для лечения всевозможных недугов, включая и пневмонию.

  1. Ладошки. Встать прямо, прижать кулаки к поясу. С вдохом синхронно опускать кулаки к полу вниз. Далее вернуть руки на пояс. Сделать 12 раз по восемь вдохов. При этом между блоками движений выдержать паузу в 4 секунды.
  2. Погончики. Встать прямо, согнуть руки в локтях, держать кисти в районе плеч. Вдыхать шумно носом, вместе с этим кисти сжимать в кулаки. Четыре вдоха - руки опустить на 4 секунды, далее перерыв - четыре вдоха - перерыв. Необходимо выполнить шесть циклов по четыре вдоха.
  3. Насос. Встать, ноги поставить уже плеч, опустить руки вдоль туловища. Немного наклониться вперёд, сделать шумный вдох в конце движения, заканчивая его с наклоном. Вернуться в изначальное положение. Потом опять наклониться и вдохнуть. Круглая спина. Не наклоняться ниже пояса. Опущенная голова.

Упражнения для речевого дыхания Стрельниковой

Итогом правильного считается интонационная выразительность, нормальная громкость речи, отличное звукообразование. Такая гимнастика нужна, чтобы человек произносил на выдохе слова, при этом равномерно расходуя выдыхаемый воздух, словами не захлёбывался на вдохе.

Данный метод логопедами применяется для развития речи у заикающихся малышей. Методика основывается на массаже мускулатуры, которая выстилает воздушные пазухи в человеческой голове на вдохе с помощью струи воздуха. В голове кровоток усиливается, что и считается целебным средством для аппарата речи.

Для чего нужна дыхательная гимнастика

У родителей часто возникает вопрос о здоровье детей. В нашем дошкольном учреждении очень много делается для того, чтобы дети приобрели и сохранили привычку к здоровому образу жизни.

Одним из способов оздоровления –дыхательной гимнастикой, а точнее- как проводится такая гимнастика в подготовительной группе «Крепыш» я хочу вас познакомить. Но сначала хочется пояснить, для чего нужна дыхательная гимнастика? Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. Практика показывает, что дыхательные упражнения просто необходимы детям, болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, пневмонией, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Детям группы «Крепыш» очень нравится дыхательная гимнастика. Мы ее проводим в хорошо проветренном помещении и утром, и во второй половине дня.

Одно из любимых упражнений –«Булькание».

Упражнение восстановливает носовое дыхание, формирует ритмичный выдох и его углубление. Для этого берется стакан, наполненный на треть водой, соломинка.

Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхают через нос и делает длинный выдох в трубочку. У кого бульканье дольше всех, тот и победил.

«Совушка-сова»

Упражнение проводится для развития координации движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, для улучшения функции дыхания.

Дети садятся полукругом перед ведущим.По сигналу ведущего:»День» - дети-совы медленно поворачивают головы вправо-влево.

По сигналу «Ночь» - дети смотрят вперед и взмахивают руками-крыльями.Опуская вниз протяжно произносят «у..у…ффф». Повторяют 3-4 раза.

А еще наши ребята сами смастерили атрибуты для дыхательных упражнений- вот такие веселые китята.

Делаем глубокий вдох… и, как можно медленнее, выдыхаем…

Нравится ребятам дыхательное упражнение «Ветерок», движения которого сопровождаются стихами:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока.. я тучи разгоняю (круговые движения руками) .


С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вашего ребенка стороной!

Знаменщикова Е.Е., воспитатель.

Рябова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "Детский сад "Черёмушки"
Населённый пункт: город Междуреченск
Наименование материала: статья
Тема: "Для чего нужна дыхательная гимнастика"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Дыхательная гимнастика для детей

Казалось бы, что-что, а дышать каждый умеет с самого рождения и тренировать тут особо нечего,

вдох-выход – что такого? Обычно подобного рода упражнениям отводится скромное место в конце

гимнастических комплексов для расслабления организма. Но на самом деле роль дыхательных

упражнений в гармоничном развитии малыша не стоит недооценивать.

снабжает

кислородом

важнейшие

растущего

организма,

головной мозг, и даже органы пищеварения, ведь для того чтобы пища в желудке переварилась и

усвоилась,

кислород.

Насыщенная

кислородом

улучшая обмен веществ.

Вспомните, как часто малыши, увлекшись игрой, начинают дышать ртом, и, как следствие

простужаются. Ох уж эти бесконечные ОРЗ, ОРВИ и прочие простуды, сколько родительских

переживаний с ними связано. А ведь одним из эффективных методов профилактики подобных

заболеваний является тот же самый комплекс дыхательной гимнастики.

Он также подойдет деткам, страдающим бронхитами и другими заболеваниями дыхательной

системы, даже такими серьезными, как бронхиальная астма. Специально разработанный комплекс

упражнений

перенесшему

воспаление

восстановить

организм.

Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям

– будь то гомеопатическое или медикаментозное лечение или физиотерапия.

Приучаясь дышать глубоко и размеренно, полной грудью во время упражнений, малыш и в

повседневной жизни начинает использовать такой тип дыхания, а это приводит к тому, что

постепенно увеличивается объем легких, а значит, Ваш юный чемпион сможет нырять в морские

глубины, быть самым быстрым на футбольном поле или на лыжне.

Думаете, что польза дыхательной гимнастики ограничивается только этим? Не угадали.

Дыхание играет важнейшую роль для формирования речевой системы, оно питает речевой

аппарат энергией, необходимой для хорошего и чистого произнесения слов.

А еще правильное дыхание очень полезно для нервной системы, ведь глубокий медленный

выдох помогает нам расслабиться, снять напряжение, успокоиться, перебороть раздражение или,

может быть, волнение. Как совершенно справедливо считали восточные мыслители, управляя

дыханием, ты управляешь собой. Дыхательная гимнастика может стать одним из элементов

воспитания произвольности, терпения и усидчивости.

В начале многие упражнения могут показаться ребенку сложными или даже скучными, поэтому

подавать ценные дыхательные упражнения нужно в игровой форме. Обязательно придумайте для

упражнений

шутливые

названия.

дополнять

дыхательную

гимнастику

элементами

артикуляционной, и в паузах между дыхательными упражнениями читать с малышом короткие

стихи-чистоговорки. Например:

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

А вдруг Ваш малыш, когда вырастет, захочет стать диктором, а может, петь на сцене? Тогда он не

раз с благодарностью вспомнит свою детскую дыхательную гимнастику.

Заниматься

дыхательной

гимнастикой

пробуждения,

подключить

избранные упражнения к привычной зарядке малыша. Если стоит хорошая сухая погода, то

дыхательной гимнастикой отлично заниматься на свежем воздухе, в парке или сквере.

Не стоит бросаться и выполнять сразу целый комплекс упражнений, особенно на первых занятиях.

Выберите несколько интересных и забавных для малыша на Ваш взгляд, а на следующем занятии

предложите другие. Так у малыша не возникнет ощущения, что дыхательная гимнастика – это

утомительное и скучное времяпрепровождение.

При всей ценности и безусловной полезности дыхательных упражнений внимательно следите,

чтобы у малыша не возникло гипервентиляции легких. Если Вы заметили, что его дыхание

учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или

кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое

упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3

раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию малыша принимаем

решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра.

Очень важно правильно выполнять дыхательные упражнения. Вдыхаем воздух обязательно

через нос, плечи при вдохе не поднимаются. Выдыхаем медленно, долго и постепенно. Иногда

малыши надувают щеки во время глубокого вдоха, этого делать не стоит.

Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее заниматься, можно использовать его

любимые мягкие игрушки. Они помогут малышу расслабиться, а также запросто могут стать

компаньонами при выполнении упражнений. Можно усадить плюшевого любимца на животик

малышу, и он увидит, как зверушка поднимается во время входа и опускается при выдохе. Это

поможет малышу сделать акцент на дыхании.

Некоторые детские забавы уже, по сути, являются дыхательным упражнением. Вспомните, как

малышам нравится рисовать пальчиком на стекле, но перед этим нужно создать поверхность для

рисования. А для того чтобы стекло затуманилось, придется, как следует, подышать. Используйте

эту дыхательную игру для усиления детского интереса к дыхательной гимнастике.

А всем известные мыльные пузыри, чем не тренировка дыхания? Вдыхаем воздух носом,

складываем рот трубочкой и выдувает искрящийся на солнце шарик! Это упражнение наверняка

придется по вкусу любому дошкольнику. То же касается и белых цветков одуванчика. Какого

малыша оставит равнодушным букет из этих воздушных шариков?!

Дошкольникам также очень нравится дышать через одну ноздрю, зажав вторую пальцами, это

посостязаться,

задержит

представляя

отважными ныряльщиками.

Перед началом занятий с малышом старше трех лет выполните небольшую разминку: в течение

нескольких минут пошагайте на месте, сделайте несколько приседаний.

дыхательные

упражнения

доступны

маленьким

выполнять упражнения с малышами первых лет жизни, нужно дозировано и очень осторожно.

Для совсем крох подойдут, например, такие упражнения:

Бегемотик .Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем ручку малыша на диафрагму,

дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то

опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):

Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Воздушный шар. Малыш лежит на спине, ручки положив на животик. Вы можете составить ему

компанию. Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5

счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик. И опять задерживаем дыхание. Всего нужно

надуть 5 шариков.

БашенныеЧасы .Становимся, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены. Теперь пришло

время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем курами вперед назад. Повторить

Ворона .Малыш стоит, ИП такое же, как и в предыдущем упражнении. С вдохом широко

разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, старайтесь, чтобы звук «р» длился,

как можно дольше.

Паровозик Чух-чух-чух .После статичных упражнений можно и немного походить. Тем более

это упражнение всем известное и малышами очень любимое. Малыш наверняка захочет быть

паровозом, а мама с папой могут стать вагончиками. Изображаем согнутыми в локтях руками

движение паровоза и приговариваем «чух-чух-чух», а когда придет время остановки, взмахиваем

г р о м к о

« т у - т у у у » .

Кидалки .В дыхательной гимнастике можно использовать и некоторый спортивный реквизит,

например, мяч. Становимся, руки с мячом находятся на уровне груди. На выдохе кидаем мячик

максимально далеко от себя, при этом помогаем себе голосом «уууххххх». Достаточно будет

сделать 5-6 таких бросков. Упражнение, во избежание всевозможных разрушений лучше делать на

Дерево в ветреный день .Садимся на колени или на пятки (как малышу удобнее), следим за

осанкой. При вдохе руки поднимаем над головой, а во время выдоха опускаем вниз, слегка

наклоняя туловище, совсем как ствол дерева, ветки которого качаются на ветру.

Хомячок .Какому малышу нравится симпатяга хомячок с круглыми щечками. Предложите ему

на несколько минут побыть таким щекастым другом. Помните. Как Хома в сказке переходил речку

с щеками, полными гороха. Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по

комнате. Переправились на тот берег, хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком

сдуваются. Теперь немного отдохнем и повторим.

Когда малыш освоит основные дыхательные упражнения, можно будет усложнить их за счет

введения элементов пальчиковой или глазной гимнастики или других элементов на Ваш выбор.

Найти множество идей для проведения дыхательной гимнастики можно в курсе дыхательных

упражнений А.Н. Стрельниковой, можно взять готовые варианты или немного пофантазировать и

оживить их сказочными образами.

Помимо дыхательной гимнастики очень позитивно на развитие детской дыхательной системы

влияет игра на духовых музыкальных инструментах, будь-то дудочка или губная гармошка, труба

или флейта. Главное убедитесь, что мундштук инструмента чист, а малыш не будет чересчур

сильно перенапрягаться, исполняя свои музыкальные импровизации.

Хорошего Вам, глубокого дыхания и отменного здоровья!

Вы знаете, почему вреден для здоровья углекислый газ? Разберемся, чтобы понять , для чего нужна дыхательная гимнастика выясним, что дает организму обычное дыхание. Во время дыхания легкие наполняются воздухом, из него выделяется кислород. Кислород одновременно обогащает кровь и очищает ее от углекислого газа. Углекислый газ является продуктом гниения болезнетворных бактерий, частиц, собранных кровью со всего организма. После очищения от углекислого газа и насыщения кислородом, чистая кровь поступает в сердце, мозг и другие части тела.

Профилактика или лечение:

для чего нужна дыхательная гимнастика

При недостаточном поступлении кислорода в организм, болезнетворные бактерии разносятся по всему организму и вскоре здоровье будет подорвано. Дефицит кислорода может появиться в результате неправильного дыхания. Помните, что дыхательный процесс состоит из двух этапов: вдох и выдох? Сбой может произойти на любом из них. Если вдох короткий, то поступит недостаточное количество кислорода. Если выдох будет слабым, то в легких останется углекислый газ, который снова отправится в организм.

Итак, для чего нужна дыхательная гимнастика

  • для укрепления мышц легких;
  • для увеличения объема легких;
  • для очищения легких от углекислого газа и бактерий;
  • для насыщения крови кислородом;
  • для улучшения обмена веществ.

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики. Суть их сводится к одному: тренировка легких. Так же, как упражнения для рук, живота, бедер укрепляют мышцы тела, также и дыхательная гимнастика укрепляет мышцы грудной клетки и легких.

Надеюсь, что вы поняли, для чего нужна дыхательная гимнастика и теперь хотите попробовать, но не знаете с чего начать? Вот несколько известных и простых упражнений:

  1. Коктейльную трубочку опустите одним концом в стакан с водой. Сделайте глубокий вдох, возьмите в рот свободный конец трубочки и выдыхайте до тех пор, пока не закончатся пузырьки.
  2. Сядьте на стол, кисть одной руки положите на грудь, другой – на живот. Во время вдоха выпячивайте живот. Выдыхая, громко произносите «ффффффффффффффф». Тяните звук до тех пор, пока есть силы.
  3. Встаньте прямо, руки опустите вдоль туловища и сделайте глубокий вдох. Во время выдоха медленно наклоняйтесь в сторону (руки скользят по бокам) и произносите «ссссссссссссс». Вернитесь в исходное положение и сделайте глубокий вдох. Повторите выдох в другую сторону.

Чтобы не терять интереса к дыхательной гимнастике, делайте ее вместе с детьми и внуками. Включите в свой комплекс игру в мыльные пузыри, задувание свечи ртом и носом, прыжки на скакалке и батуте. Систематическая зарядка органов дыхания укрепит ваши легкие и станет лучшей профилактикой



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!