Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Эстафетный бег история. Эстафетный бег (из опыта работы). Какие существуют правила эстафетного бега

В книге излагаются исторические аспекты развития и становления эстафетного бега в мире, Европе, СССР и России, затронуты вопросы анализа техники и методики обучения эстафетного бега. Обоснованы и систематизированы экспериментальные данные, касающиеся технологии планирования тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров, специализирующихся в эстафетах 4 × 100 и 4 × 400 м. Представленные материалы методического и исследовательского характера рекомендуются студентам, магистрантам, аспирантам, слушателям факультетов дополнительного послевузовского образования, тренерам и спортсменам, так как дают возможность по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы спринтерского бега и, в определённой степени заряжают оптимизмом в отношении успешности их решения.

Из серии: Библиотека легкоатлета

* * *

компанией ЛитРес .

Техника эстафетного бега

Эстафетный бег 4 × 100 м, как правило, вызывает наибольший интерес у зрителей. Он проводится по отдельным дорожкам стадиона от начала до окончания дистанции. Командный характер этого вида соревнований, ответственность каждого спринтера за исход спортивной борьбы, необходимость с точностью до сотой доли секунды рассчитать свои движения на большой скорости бега и согласовать их с движениями партнера в ограниченной зоне передачи – всё это делает бег на эту дистанцию одним из наиболее эмоционально насыщенных, захватывающих зрелищ. В эстафете 4 × 100 м больше, чем в каком-либо другом виде эстафетного бега, результат зависит от слаженности действий спортсменов, обеспечивающей эффективную и надежную передачу эстафетной палочки на предельно высокой скорости бега.

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – всё это необходимо учитывать при подготовке команды для эстафетного бега. А важнейшими факторами её результативности является не только уровень индивидуальных результатов спортсменов на дистанции 100 м, но и их способность надёжно и быстро передавать эстафетную палочку, поскольку на каждом этапе эстафеты при передаче и приёме палочки можно потерять от 0,1 до 0,3 с. Значимость такого выигрыша во времени хорошо иллюстрируют результаты восьми мужских команд в финальном забеге эстафетного бега 4 × 100 м на XII Чемпионате мира 2007 г. (г. Осака, Япония) – временной диапазон команд, занявших с 1-го по 5-е место составил всего 0,25 с. Это позволяет понять, насколько согласованы действия каждого участника эстафетной команды в процессе передачи эстафетной палочки.

Известно много примеров, когда команды, составленные из спринтеров, имеющих весьма высокие личные результаты в беге на 100 м, уступали квартетам с более низкими индивидуальными достижениями. Это объясняется тем, что конечный результат в эстафетном беге 4 × 100 м зависит не только от скоростных возможностей отдельных бегунов, но и правильного взаимодействия их при передаче и приёме эстафетной палочки в установленной правилами «зоне».

Так, история спринтерского бега знает много случаев, когда отсутствие гармонии сводило на нет преимущество «быстрых ног», и когда отлично настроенный коллектив побеждал команду, составленную из выдающихся спринтеров. В первом случае вспомним команды США (мужчины и женщины), которые состояли из отличных спринтеров, но часто на крупнейших соревнованиях были дисквалифицированы; во-втором – мужскую сборную СССР, не имевшую в своём составе столь быстрых спортсменов, но неоднократно становившейся призёром и победителем Олимпийских игр.


Рис. 6. Положение спортсменки на первом этапе эстафетного бега


Поскольку в последние годы плотность результатов на крупнейших соревнованиях возросла, решающим моментом в эстафете становится совершенная техника передачи палочки на максимально возможной скорости. При этом сама передача происходит как можно ближе к окончанию «зоны передачи» («коридора»), а спортсмен, принимающий эстафетную палочку, покидает эту зону с более высокой скоростью.

С целью анализа техники эстафетного бега, раскроем составные части и элементы этой дисциплины лёгкой атлетики.

На первом этапе спортсмен начинает бег из положения низкого старта с использованием стартовых колодок. Действия бегуна на первом этапе аналогичны действиям спортсмена, начинающего бег по повороту. Стартовые колодки устанавливаются ближе к внешнему краю дорожки с тем, чтобы начать бег по прямому отрезку дистанции, что позволяет спринтеру более быстро набрать максимальную скорость бега. Другой особенностью старта в эстафетном беге является то, что он выполняется бегуном с эстафетной палочкой в руке (рис. 6).

В специальной литературе авторы предлагают несколько вариантов держания эстафетной палочки на старте. Положение, когда стартующий держит её средним, безымянным пальцами и мизинцем, а опорой служат большой и указательный пальцы, получил наиболее широкое распространение среди отечественных спортсменов (рис. 7 б).


Рис. 7. Варианты держания эстафетной палочки при низком старте на первом этапе (J. Kolpher,1975)


Варианты держания эстафетной палочки при низком старте анализирует американец J. Kolpher (37) (рис. 7 а-д).

1-й вариант: спортсмен держит палочку в нормальном стартовом положении. Данный способ, по мнению автора, не обеспечивает надежного удерживания палочки в момент старта (см. рис. 7, а).

2-й вариант: палочка держится тремя пальцами, тогда как большой и указательный пальцы служат опорой. Палочка удерживается надежно, но этот способ не гарантирует равновесия в момент старта (см. рис. 7, б).

3-й вариант: следует держать палочку большим и средним пальцами, остальные служат опорой, и вес тела равномерно распределяется на них. Однако при этом способе, как подчёркивает J. Kolpher, надежная фиксация палочки не обеспечивается (см. рис. 7, в).


Рис. 8. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (с опорой на руку)


4-й вариант: палочка сжимается большим, средним и безымянным пальцами, что также способствует равномерному распределению веса тела на пальцы. Кроме того, палочка надежно удерживается в руке и находится несколько выше над грунтом, чем при других способах. По мнению автора, большинство спортсменов США считают этот вариант очень удобным и наиболее естественным для удержания палочки при низком старте (см. рис. 7, г).

5-й вариант: бегун держит эстафетную палочку большим и указательным пальцами. Этот способ, как при втором варианте (см. рис. 7 б), не обеспечивает достаточного равновесия спортсмену (см. рис. 7, д).

Предложенные варианты взяты из практики использования их американскими спортсменами, но решающим фактором при определении способа держания эстафетной палочки, как следует из исследований автора, должно являться мнение тренера и спортсмена. Во всех случаях эстафетная палочка держится за один конец, а другой её конец находится за пределами стартовой линии. На отработку оптимального способа держания эстафетной палочки уходит совсем немного времени, и если спортсмен надежно и естественно держит палочку на старте, можно считать, что время потеряно не зря.


Рис. 9. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (без опоры на руку)


По выстрелу стартёра спортсмен, бегущий на первом этапе, начинает бег, придерживаясь ближе к внутреннему краю дорожки. Спортсмены последующих этапов также принимают стартовое положение для более быстрого начала бега.

При этом, в связи с тем, что бегуны 2-го и 4-го этапов принимают эстафетную палочку у спортсменов, бегущих по виражу, ближе к внутренней линии дорожки, то стартовое положение на этих этапах будет одинаковым – ближе к наружной линии своей дорожки (рис. 8 и 9). Так как он оставляет левую сторону дорожки для передающего эстафетную палочку.

Анализируя стартовое положение бегунов на 2-м и 4-м этапах , большинство специалистов (6, 10, 29, 43) приходят к мнению, что спортсмен должен принимать положение, близкое к низкому старту, на внешней стороне дорожки, опираясь (или без опоры) правой рукой о дорожку. При этом либо правая (см. рис. 8), либо левая нога может находиться впереди (см. рис. 9).

Голова спортсмена повёрнута в сторону внутренней части дорожки, т. е. влево, что даёт возможность более чётко видеть бегуна своей команды и контрольную отметку. В момент, когда передающий начал бег с палочкой, принимающий эстафету спортсмен занимает стартовую позицию. По мере приближения партнёра левая рука поднимается до уровня пояса, туловище разворачивается левым плечом влево-вверх, голова поворачивается так, чтобы взгляд на контрольную отметку направлялся сверху, а не сбоку. Этот момент очень важен, так как хорошо ориентирует бегуна на точность ухода. Для удобства пятки слегка поворачиваются в сторону внешней линии дорожки.

В момент пересечения передающим проекции контрольной отметки принимающий максимально быстро стартует, а затем поворачивает голову по направлению бега. До получения палочки бегущие на 2 и 4-м этапах спортсмены придерживаются внешней стороны дорожки.

На третьем этапе происходит вторая передача эстафетной палочки. Анализ соревновательной деятельности показывает, что на этом этапе наиболее распространено следующее положение бегуна, принимающего эстафету (табл. 2). Спортсмен становится в положение, близкое к низкому старту; на внутренней стороне дорожки с опорой или без опоры на руку (рис. 10, 11). Некоторые спортсмены, стартующие на 3 м этапе, становятся на внешнюю сторону дорожки, опираясь правой рукой (рис. 12). Также встречаются случаи, когда спортсмены принимают положение по внешней дорожке, близкое к высокому старту без опоры на руку (рис. 13). При этом первая фаза ускорения выполняется по касательной к внутренней линии беговой дорожки.


Рис. 10. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (с опорой на руку)


Рис. 11. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (без опоры)


Рис. 12. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (с опорой на руку)


Рис. 13. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (без опоры на руку)


Таблица 2

Стартовое положение участников команд в эстафетном беге 4 × 100 м на третьем этапе (XII Чемпионат мира, г. Осака, Япония, 2007 г.; финальным забег)

(цит. по О. М. Мирзоеву, В. М. Маслакову, Е. П. Врублевскому, 18)


Следует учитывать тот факт, что чем дальше дорожка находится от внутренней бровки, тем меньше прямого участка разгона остаётся для стартового разбега участникам 3-го этапа. Поэтому спортсмену, стартующему на этом этапе при выборе места старта целесообразно учитывать очередность дорожки и то, как будет виден его приближающийся партнёр по команде к моменту пересечения контрольной отметки. В этом случае следует индивидуально выбирать наиболее рациональный вариант позы на старте. Дальнейшие действия спортсмена являются аналогичными таковым при выполнении старта и стартового разгона на 2 и 4-м этапах, но свой бег он проводит так же, как бегун первого этапа, то есть ближе к внутренней бровке.

В настоящее время в практике эстафетного бега 4 X100 м существует два наиболее распространённых способа передачи эстафетной палочки без перекладывания – передача «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это значит, что эстафетная палочка принимается и передаётся бегуну следующего этапа одной и той же рукой, и спортсмен, принимающий палочку, не перекладывает её во время бега из одной руки в другую. В этом варианте эстафетная палочка передаётся бегунами на этапах в следующей последовательности:

– из правой руки в левую руку (на 2-м этапе);

– из левой руки в правую руку (на 3-м этапе);

– из правой руки в левую руку (на 4-м этапе).

Таким образом, на вираже легкоатлету целесообразно бежать ближе к внутренней части дорожки и нести палочку в правой руке, а на прямой держать эстафетную палочку в левой руке и при беге в «зоне передачи» придерживаться внешней стороны дорожки.

Неоднократно различными специалистами (29, 31, 41, 43) проводилось исследование эффективности двух способов передачи эстафетной палочки – «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Общая оценка эффективности того или иного способа складывалась из оценки следующих факторов: простоты, надежности и быстроты передачи. Оба способа применяли в одинаковых условиях: передачу «снизу-вверх» и передачу «сверху-вниз» исследовали с участием одних и тех же испытуемых; во всех экспериментах проводилась передача эстафеты из правой руки в левую; передающий и принимающий использовали спринтерский старт и т. д. Результаты исследований показали, что способ передачи «сверху-вниз» позволяет быстрее передавать эстафетную палочку, чем «снизу-вверх».


Рис. 14. Передача эстафетной палочки способом «снизу-вверх»


Тем не менее, многолетняя практика эстафетного бега показывает, что способ «снизу-вверх» более простой и надежный. Поэтому в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать способ передачи «снизу-вверх». Спортсменам высокой квалификации можно отдавать предпочтение способу передачи «сверху-вниз» как более быстрому. В целом, следует отметить следующие основные моменты при двух способах передачи.

1. Передача «снизу-вверх». Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу-вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчётом, чтобы он мог взять её близко к руке бегуна, передающего эстафету. Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата её, в последующем, остальными спринтерами команды (рис. 14).

Преимущество . Легко обучить начинающих. Более естественно под «природу» бега, так как движение «снизу-вверх» не нарушает бегового ритма.

Недостатки . Приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остаётся меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к её потере.

Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперёд по кисти (29). Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.


Рис. 15. Передача эстафетной палочки способом «сверху-вниз»


2. Передача «сверху-вниз» . Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает её свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху-вниз» (рис. 15).

Преимущество . Максимально большое расстояние между бегунами, и положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки (она готова к следующей передаче!).

Недостатки . В движущую, более высоко поднятую, по сравнению с предыдущей передачей, руку принимающего эстафету бегуна трудно точно вложить эстафетную палочку.

В вопросе сравнительной эффективности способов передачи эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами (30, 31). Выявлено, что во всех анализируемых соревнованиях в эстафетных командах 1972–1988 гг. при передачах «снизу-вверх» было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе «сверху-вниз». Тем не менее, в настоящее время большинство команд используют передачу «сверху-вниз». Причём мужчины осуществляют передачу, в основном, во второй половине «зоны передачи», а женщины – в первой.

Также отмечается, что при относительно однородном морфологическом профиле спринтеров чаще и лучше используется передача «снизу-вверх». Если спортсмены разнородные по росту (свыше 5–8 см) – «сверху-вниз». Более детальный видеоанализ показал (29) явную предрасположенность типа передачи от антропометрических данных спринтеров, которые, в конечном счёте, сказываются на его длине и частоте шагов.

Некоторые команды применяют смешанный способ передачи снизу и сверху без перекладывания. Суть этого способа заключается в следующем. Передача эстафетной палочки с 1-го этапа на 2-й и с 3-го этапа на 4-й делается движением «снизу-вверх», а передача со 2-го этапа на 3-й – движением «сверху вниз». Это является одним из решений проблемы свободного хвата палочки.

Приём эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причём этот сигнал подаётся на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперёд вложить палочку партнёру, который уже готов её принять.

Отмечается (22), что американские тренеры много экспериментировали со звуковыми сигналами при передаче эстафеты и выяснили, что лучше выкрикивать имя бегуна, принимающего эстафетную палочку. Бегун предыдущего этапа подаёт таким образом команду за один шаг до движения руки, которой он передаёт палочку бегуну следующего этапа. Когда принимающий бегун слышит свое имя, он чуть наклоняется вперёд (компенсируя отведение руки) и делает мах рукой, которая фиксируется и параллельна беговой дорожке, а ладонь её повернута вверх. Здесь основное внимание уделяется тому, чтобы рука принимающего была полностью выпрямлена и ладонь раскрыта для принятия палочки. При этом нужно стремиться к тому, чтобы во время передачи между спортсменами было как можно большее расстояние («свободное пространство»).

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эстафетный бег. История, техника, обучение, тренировка (О. М. Мирзоев, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Спортивная эстафета - это соревнование в виде совокупности определенных командных дисциплин. Характерная ее особенность — прохождение участниками поочередно этапов с передачей от одного к другому очереди перемещения по дистанции.

Как это выглядит

Переход между этапами происходит везде по-своему. Например, легкая атлетика предполагает передачу эстафетной палочки либо ленты, лыжный спорт — быстрое физическое прикосновение рук атлетов смежных этапов. В водных видах спорта - это касание пловцом бортика бассейна. Общий смысл эстафеты, соблюсти который стремится команда, — добраться до финиша быстрее всех.

Само слово "эстафета" французского происхождения. Связано оно со скорой конной почтой (посылкой нарочных гонцов). В наши дни это отдельный зрелищный вид спорта, пользующийся огромной популярностью. Эстафета является составной частью программы соревнований спортсменов-профессионалов в плавании, биатлоне, конькобежном спорте и спортивном ориентировании. Ну и легкая атлетика, конечно же, держит здесь пальму первенства. Помимо того, очень популярны спортивные мероприятия в виде эстафеты, проводимые на любительском уровне как для взрослых, так и для детей.

Более ста лет подряд эстафета связана с олимпиадами. С 1900 года проводятся олимпийские соревнования в виде эстафеты по плаванию, с 1908 года — по легкой атлетике, с 1936 года - по лыжному спорту. Рассмотрим подробнее различные виды эстафет.

Бег - эстафета

Легкоатлетическая эстафета — захватывающее зрелище. Чаще всего ею завершают программу соревнований. Происходит она, как правило, на стадионе и вызывает настоящий шквал эмоций.

Легкоатлетическая эстафета - отличное средство укрепления командного духа и сплочения спортсменов. Любой, кто хоть однажды участвовал в ней (например, на школьных уроках физкультуры), навсегда запомнит непередаваемое чувство бурлящего адреналина. В таких условиях спортсменам особенно важно уметь сохранять выдержку и дисциплину полностью в течение этапа.

Эстафеты бывают разными. Классические дистанции для большинства соревнований — 4 х 100 м и 4 х 400 м. Если соревнуются любители, организаторы вправе выбирать дистанцию самостоятельно. Таким образом, спортсмены могут соревноваться как на отрезках 4 х 60 метров, так и на этапах 4 х 800 метров.

Другая разновидность эстафет именуется шведской. Ее отличие — в прохождении участниками этапов разной длины. Чаще всего длина дистанции уменьшается от этапа к этапу, например, она может быть в виде отрезков длиной 800, затем 400, затем 200 и 100 метров.

В уличных эстафетах, которые устраиваются в связи с каким-либо праздником (чаще всего 9 Мая), жестких дистанций не существует. Этапы там обычно привязаны к длине и расположению улиц и зависят от маршрута, разработанного организаторами.

Правила бега в эстафете

Спортивная эстафета всегда бывает организована по четко регламентированным правилам. Ключевой момент эстафетного бега — передача палочки. Если спортсмен случайно выронит ее, ему придется обязательно ее поднять и передать следующему участнику. Как правило, зона или участок, на котором происходит передача эстафетной палочки, имеет протяженность около 20 метров. Ее чаще всего выделяют белой линией. Соревнующиеся спортсмены начинают разгоняться за десяток метров до начала обозначенного коридора.

В ходе официального соревнования в дисциплине 4 по 100 метров от участников требуется строго придерживаться своей дорожки. В легкоатлетической эстафете на более длинную дистанцию (400 метров) разрешается соблюдать это правило только на протяжении первого круга и начального виража (т. е. первых 100 метров) второго. В случае перехода спортсмена на чужую дорожку дисквалифицируют всю команду.

Помогать друг другу спортсменам запрещается. Уронивший эстафетную палочку должен поднять ее обязательно сам. Пробежавшему свою дистанцию атлету не разрешается покидать дорожку до окончания пробега всей своей команды.

Азы эстафетной техники

К ним относятся приемы передачи эстафетной палочки, что делается в одном из двух вариантов. Либо спортсмен на протяжении дистанции перекладывает палочку в ту руку, в которой ему удобнее ее держать, либо неизменно несет ее в одной и той же руке — в той, в которую вложил палочку участник предыдущего этапа. Так чаще всего поступают при беге на короткие дистанции, чтобы сэкономить время.

Другой ключевой момент, который спортсменам требуется тщательно отработать для успешного выступления — определение точного места для начала разгона. Оттачивание данного важного навыка происходит на протяжении немалого числа тренировок.

Вытягивать руку с эстафетной палочкой бегун начинает уже в середине своего этапа. Он может предупредить принимающего голосом. Ожидающий приема палочки спортсмен должен держать руку отведенной назад с опущенной кистью и направленным к бедру большим пальцем. Только в этом случае у передающего получится удачно вложить эстафетную палочку в ладонь принимающего.

При передаче ее важно соблюдать оптимальную скорость, которая должна быть примерно одинакова у того и другого спортсмена в зоне передачи.

Спортивная эстафета невозможна без активного участия тренера, главной задачей которого для обеспечения успеха служит правильный подбор участников в эстафетную команду. Выбирая спортсменов для участия в соревнованиях, опытный тренер учитывает личные показатели каждого из них, умение достичь согласованности бегунов между собой, хорошую отработку техники при передаче палочки и наличие командного духа. Победу способна дать лишь слаженная работа всех участников легкоатлетической четверки.

Эстафета в плавании

Плавание необычайно популярно у спортсменов-профессионалов и любителей. Существует множество его видов и техник. Плавание может быть спортивным, оздоровительным, игровым, фигурным (синхронным или художественным), а также подводным. Спортивное плавание предполагает участие в состязаниях, организованных по утвержденным правилам. Классический вид состязаний по плаванию — преодоление стандартной дистанции бассейнов в 25 или 50 метров.

Само плавание ведется строго определенным стилем — кролем на груди или спине, брассом или же баттерфляем. Эти способы различаются по скорости и технике исполнения. Под вольным стилем подразумевается, что пловец может выбрать любой из имеющихся стилей и даже менять его во время прохождения дистанции. На практике все спортсмены выбирают кроль на груди как самый быстрый и результативный из стилей.

Дистанции в соревнованиях по плаванию могут быть самыми разными — от 50 до 800 метров для женщин и до 1500 метров для мужчин. Существует и комплексное плавание, заключающееся в прохождении поочередно одинаковых дистанций различными стилями в строго определенной последовательности.

В таком виде спорта, как плавание, эстафета существует в виде прохождения командой пловцов четырех дистанций по сто или по двести метров. Каждый из четырех пловцов проходит поочередно по одинаковому отрезку в 100 либо 200 м вольным стилем. Если же речь идет о комбинированной эстафете, пловцы поочередно демонстрируют один из четырех способов в строго определённой последовательности.

Эстафета начинается стилем кроль на спине, продолжается брассом, после него баттерфляем и заканчивается вольным стилем.

Всемирная летняя эстафета - Универсиада, проходившая в июле 2013 года в Кванджу (Южная Корея), продемонстрировала всему миру успехи российских спортсменов в эстафете по плаванию. Женская команда российских спортсменок в комбинированной эстафете заняла четвертое место.

Мужская эстафета особенно порадовала болельщиков. Наша команда мужчин-пловцов обошла американцев и японцев. Успех принесла спортсменам комбинированная эстафета 4 по 100 м.

Плавание и бег - не единственные виды спорта, где можно выступать группой.

Биатлон: эстафета

Командные состязания — непременная составляющая этого вида спорта. Входят в команду биатлонистов, которой предстоит эстафета, женщины, мужчины, юноши и девушки — юниоры и юниорки, и состоит она из четырех или трех человек. Каждому из спортсменов предстоит пройти свой собственный этап, на котором расположены два огневых рубежа.

Какие же дистанции имеет в таком виде спорта, как биатлон, эстафета? Мужчины проходят расстояние 7,5 километра, для женщин оно равно 6 километрам. На старт выходят одновременно по представителю каждой команды. После прохождения своего этапа они отдают эстафету следующему спортсмену. На первом огневом рубеже биатлонистам предстоит вести стрельбу из лежачего положения, на втором — стоя.

Места возле мишеней распределяются по стартовым номерам. У всех спортсменов на каждую стрельбу имеется по 3 запасных патрона. При преждевременном их расходе за незакрытые мишени положен штрафной круг протяженностью 150 метров.

Олимпийские соревнования в биатлоне

В биатлоне эстафетные состязания являются старейшими. Впервые олимпийские игры, в которых принимали участие мужчины-биатлонисты, состоялись в 1968 году. Женщины участвуют в олимпийских эстафетах по биатлону с 1992 года.

Данное командное состязание в биатлоне именуется "смешанная эстафета". Ее включают в программу чемпионатов и Кубка мира, в том числе и по летнему биатлону.

Но это не только спорт. Эстафета необычайно популярна у любителей всех возрастов — от детей до пенсионеров. Для подростков и молодёжи существует великое множество разновидностей спортивных эстафет. Многие из них взяты на вооружение тренерами спортивных школ, учителями физкультуры, организаторами спортивных мероприятий в летних оздоровительных лагерях.

Любительские эстафеты

Как же можно организовать веселые и увлекательные соревнования-эстафеты для детей и подростков? Например, в летнем лагере? Такие командные соревнования, имеющие частью игровой, частью спортивный характер, носят обычно название «веселых стартов». Участвуя в них, дети имеют возможность продемонстрировать ловкость, быстроту и физическую силу. На таких соревнованиях обычно царит здоровый дух соперничества и бушуют нешуточные эмоции.

Для детей помладше, как правило, бывают организованы сюжетно-тематические эстафеты. Группе игроков или отдельному участнику выдается определенное задание. Состязание проходит в игровой форме, чаще всего в виде поединков разной степени сложности.

Если планируется детская спортивная эстафета, организаторы комплектуют команды от двух игроков и более, подбирая для них равное число участников, а также стараясь распределить поровну девочек и мальчиков. Каждая команда получает яркое запоминающееся название.

Подготовка к эстафете в летнем лагере

Готовится площадка и нужный инвентарь (речь идет о скакалках, мячах, кеглях, обручах). Заранее требуется пригласить или назначить судей, помощников, договориться о правилах состязаний, критериях оценки и штрафных очках. Понадобится изготовить табло, транспаранты и лозунги для болельщиков, а также награды чемпионам и утешительные призы аутсайдерам.

На торжественном открытии эстафеты команды выходят и строятся в заранее определенном порядке. После обращения главного организатора соревнований командами произносится приветствие, затем представляют арбитров. Важным элементом церемонии открытия эстафеты в летнем детском лагере является подъем флага и по возможности процесс зажжения "олимпийского" огня.

После показательного выступления профи (как правило, это опытные спортсмены постарше) участникам объясняют правила будущих состязаний, затем команды под бурные приветствия болельщиков выходят на старт и строятся. Удачным ходом со стороны организаторов будет бодрящее музыкальное сопровождение, зажигательные с юмором комментарии, характерные для каждой команды детали костюмов и, конечно же, активная поддержка игроков болельщиками.

Инструкторам, подготавливающим летний лагерь к эстафете, можно посоветовать для экономии времени заранее обозначить на стендах правила, приготовить нужные знаки и таблички, нанести на площадку постоянную разметку в виде линий, кругов, квадратов. Заранее следует позаботиться об исправности инвентаря, особенно мячей.

Игровых команд следует организовывать как можно больше, чтобы были задействованы все участники. Никто не должен остаться стоять в стороне. Хороший инструктор найдет способ побудить детей к сотрудничеству и поднять командный дух.

Как правильно организовать эстафету

Следует заранее договориться о том, какие знаки и команды будут использоваться. Например, поднята левая рука — требование тишины. Резкая трель свистка — старт либо финиш. Используйте махи рукой или заранее оговоренные жесты. Маршрут эстафеты должен быть спланирован заранее и проходить по открытому пространству (не вдоль стен). Игрокам должно хватать места, чтобы вернуться с дальнего конца дистанции.

Если в команде набралось слишком много участников, следует разделить ее на две группы поменьше. Игроков нужно периодически менять местами друг с другом. Если участвует нечетное количество детей, кому-то из меньшей команды придется бежать дважды.

Они могут делиться на произвольные и эстафеты со строгими правилами. По виду передвижения игроков эстафеты могут быть встречными, линейными, круговыми. Игроки могут выполнять задание по цепочке, шеренгами или колоннами. Также они делятся на коллективные и индивидуальные. В последних каждый участник выполняет нужное действие по очереди. В коллективных движение происходит группами и успех зависит от слаженности действий команды в целом.

Какими бывают эстафеты для детей

Вариантов веселых эстафет существует великое множество. Рассмотрим некоторые из них.

Встречная эстафета

Каждая из двух команд игроков делится пополам. Участники строятся лицом к лицу за размеченными линиями. Те, кто возглавляет противоположные команды на одной из сторон, получают эстафетные палочки или небольшие мячики. По сигналу они начинают обегать шеренгу игроков, передавая эстафету крайнему игроку своей команды, стоящему напротив. Затем - следующему и т. д. Окончанием эстафеты служит момент, когда обе команды займут место друг друга. Побеждает команда, оказавшаяся самой быстрой.

Круговая эстафета

Несколько команд (от трех до пяти) выстраиваются в виде лучей солнца или спиц колеса по кругу лицом в одну и ту же сторону. Крайние от центра колеса держат эстафетные палочки. По свистку они начинают бегать по кругу, передавая эстафету ожидающим их крайним игрокам своей команды, а сами становятся в свою шеренгу с другого края (в середину круга). При этом вся шеренга делает полшага наружу от центра. Заканчивает эстафету каждая команда в тот момент, когда начавший игру вновь окажется с внешнего края и поднимет эстафету вверх.

Большая эстафета

В ней участвуют три команды. В центре площадки ставится большой флаг, по четырем углам - флажки поменьше. Команды выстраиваются в колонны рядом с линией старта. По свистку игрок обегает каждый из четырех флажков и снова бежит на старт. Побеждает команда, чей завершающий раньше всех обежит флажки. Затем он направляется к центральному флажку и стучит по нему эстафетной палочкой.

Эстафета с мячом

Две параллельные колонны игроков, стоящих в одном-двух шагах друг от друга, передают из рук в руки мяч определенным образом от начала к концу и обратно. Таких повторений происходит несколько. Выигрывает команда, раньше другой закончившая передачу.

Поезд

Колонны игроков также строятся параллельно друг другу, метрах в 10 от них ставятся стойки. По команде первые игроки бегут к стойкам, огибают их, возвращаются к старту и бегут мимо своей команды. Обогнув колонну сзади, они возвращаются к стойкам, но на уровне стартовой черты их обхватывают за пояса вторые игроки, на следующем витке к ним присоединяются третьи и т. д. То есть вся группа - поезд с вагончиками. Побеждает команда, последний вагончик которой раньше других пересечет стартовую линию.

В программу летних Олимпийских игр включен единственный командный легкоатлетический вид состязаний – эстафетный бег. Суть его заключается в передаче во время движения эстафетной палочки от одного спортсмена другому. Побеждает команда, сумевшая первой перейти финишную черту, не нарушив правила.

Эстафетные состязания часто организуются на городских стадионах, школьных спортивных площадках. Командные забеги могут быть приурочены к праздникам или общественно-политическим событиям. Иногда между собой соревнуются команды различных образовательных учреждений или предприятий.

Традиционным снарядом для эстафетного бега принято считать эстафетную палочку. Ее изготавливают из алюминия и покрывают краской яркого цвета, например, желтого или красного. Но в Японии существуют соревнования на марафонской дистанции с передачей товарищам по команде ленты, которую бегун надевает через плечо. Такое состязание носит название экиден. Во время движения передающий эстафету должен снять с себя ленту и успеть отдать ее следующему спортсмену.

Программа забегов

Основными эстафетными дистанциями для спортивных состязаний являются забеги 4х100 и 4х400. Расшифровывается это таким образом. Для дисциплины 4х100 – команда из 4-х человек с помощью передачи палочки должна преодолеть 400 м. Во втором случае, соответственно, общая дистанция для команды такого же будет равна 1600 м.

Существует также вид эстафет, называемый шведским или смешанным, в котором каждый последующий этап короче предыдущего или, наоборот, длиннее. Таким образом, проводятся соревнования 800−600−400−200; 400−300−200−100; 400−800−1200−1600.

Способы передачи палочки

Можно выделить несколько техник передачи эстафеты:

Например, сборная России использует первый способ, а команда США отдает предпочтение второму. При этом передача сверху вниз считается более рискованной, потому что палочка может выпасть из рук.

Также техника передачи может осуществляться с перекладыванием палочки из левой руки в правую и без перекладывания.

Во время состязаний важна внимательность, согласованность действий и умение бежать в ногу с товарищем. Без этого четкая и быстрая передача снаряда невозможна. Поэтому тренер должен уделять внимание не только выработке навыков передачи эстафеты, но и поддерживать коллективный дух.

Правила и нюансы

  1. Передача эстафетной палочки должна осуществляться не в любом месте, а только в определенных коридорах.
  2. Финишем считается момент пересечения черты туловищем бегуна.
  3. Во время движения нельзя мешать участникам другой команды совершать маневры. Любое намеренное действие, направленное против соперников, грозит штрафом.
  4. Старт участников совершается одновременно по команде «Марш».
  5. Правила для разных дистанций отличаются. В стометровых эстафетный бег участники перемещаются каждый по своему кругу. Для разгона участникам второго, третьего и четвертого этапов предоставляется дополнительный коридор в 10 м. Для забегов в 400 м такой возможности не дается. Спортсмены стартуют одновременно в коридоре длиной 20 м.
  6. Бегун должен с помощью голосовой команды сообщить следующему участнику о готовности передать эстафетную палочку примерно за 2 беговых шага.
  7. Передавший эстафету спортсмен покидает стадион только после того, как мимо него пробегут участники всех команд.
  8. Для передачи палочки передающий и получающий эстафету бегут некоторое время в ногу. При этом второй участник должен выбрать такой темп, чтобы бежать не слишком быстро, иначе он перегонит товарища до передачи снаряда, и не слишком медленно, чтобы палочка не выпала.
  9. Если спортсмен уронил эстафетную палочку на пол, он и только он может поднять ее и продолжить движение.
  10. Нельзя переходить на чужие дорожки – это грозит команде дисквалификацией.

Эстафетный бег может быть не засчитан, если нарушены следующие правила:

За эстафетными соревнованиями интересно наблюдать, и не менее увлекательно в них участвовать. К слову, эстафеты существуют не только в беге, но еще в таких видах спорта, как биатлон, плавание, конькобежный спорт.

Страница 27 из 29


Техника эстафетного бега

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

– эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х100 м, 4х400 м – это класс-сические виды;

эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эста-феты, например: 800 + 400 + 200 + 100 м (или в обратном порядке);

эстафеты, проводимые вне стадиона, например, на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

надежность передачи эстафетной палочки;

согласованность действий партнеров команды;

целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4?100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м,
на II –130 м, на III – 130 м, на IV – 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 ? 400 м и во всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с пере-кладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим бегуном контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот показатель составляет в среднем 1,80–1,90 с у мужчин и 2,05–2,15 с у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15–16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1–0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 ? 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 34).

Рис. 34. Держание эстафетной палочки при низком старте

Для того, чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу–вверх и сверху–вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу–вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).


Рис. 35. Передача эстафетной палочки снизу

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху–вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).


Рис. 36. Передача эстафетной палочки сверху

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу, как можно ближе к бровке, и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу (рис. 37).


Рис. 37. Бег в зоне передачи эстафеты

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).


Рис. 38. Положение бегунов, принимающих эстафету на старте

Очень важный элемент техники в момент передачи – бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки – как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется сумме длин отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.


Рис. 39. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты



Оглавление
Основы легкой атлетики как вида спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта
Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры
Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

Текущая страница: 2 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Глава III
Техника эстафетного бега

Эстафетный бег 4 × 100 м, как правило, вызывает наибольший интерес у зрителей. Он проводится по отдельным дорожкам стадиона от начала до окончания дистанции. Командный характер этого вида соревнований, ответственность каждого спринтера за исход спортивной борьбы, необходимость с точностью до сотой доли секунды рассчитать свои движения на большой скорости бега и согласовать их с движениями партнера в ограниченной зоне передачи – всё это делает бег на эту дистанцию одним из наиболее эмоционально насыщенных, захватывающих зрелищ. В эстафете 4 × 100 м больше, чем в каком-либо другом виде эстафетного бега, результат зависит от слаженности действий спортсменов, обеспечивающей эффективную и надежную передачу эстафетной палочки на предельно высокой скорости бега.

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – всё это необходимо учитывать при подготовке команды для эстафетного бега. А важнейшими факторами её результативности является не только уровень индивидуальных результатов спортсменов на дистанции 100 м, но и их способность надёжно и быстро передавать эстафетную палочку, поскольку на каждом этапе эстафеты при передаче и приёме палочки можно потерять от 0,1 до 0,3 с. Значимость такого выигрыша во времени хорошо иллюстрируют результаты восьми мужских команд в финальном забеге эстафетного бега 4 × 100 м на XII Чемпионате мира 2007 г. (г. Осака, Япония) – временной диапазон команд, занявших с 1-го по 5-е место составил всего 0,25 с. Это позволяет понять, насколько согласованы действия каждого участника эстафетной команды в процессе передачи эстафетной палочки.

Известно много примеров, когда команды, составленные из спринтеров, имеющих весьма высокие личные результаты в беге на 100 м, уступали квартетам с более низкими индивидуальными достижениями. Это объясняется тем, что конечный результат в эстафетном беге 4 × 100 м зависит не только от скоростных возможностей отдельных бегунов, но и правильного взаимодействия их при передаче и приёме эстафетной палочки в установленной правилами «зоне».

Так, история спринтерского бега знает много случаев, когда отсутствие гармонии сводило на нет преимущество «быстрых ног», и когда отлично настроенный коллектив побеждал команду, составленную из выдающихся спринтеров. В первом случае вспомним команды США (мужчины и женщины), которые состояли из отличных спринтеров, но часто на крупнейших соревнованиях были дисквалифицированы; во-втором – мужскую сборную СССР, не имевшую в своём составе столь быстрых спортсменов, но неоднократно становившейся призёром и победителем Олимпийских игр.


Рис. 6. Положение спортсменки на первом этапе эстафетного бега


Поскольку в последние годы плотность результатов на крупнейших соревнованиях возросла, решающим моментом в эстафете становится совершенная техника передачи палочки на максимально возможной скорости. При этом сама передача происходит как можно ближе к окончанию «зоны передачи» («коридора»), а спортсмен, принимающий эстафетную палочку, покидает эту зону с более высокой скоростью.

С целью анализа техники эстафетного бега, раскроем составные части и элементы этой дисциплины лёгкой атлетики.

На первом этапе спортсмен начинает бег из положения низкого старта с использованием стартовых колодок. Действия бегуна на первом этапе аналогичны действиям спортсмена, начинающего бег по повороту. Стартовые колодки устанавливаются ближе к внешнему краю дорожки с тем, чтобы начать бег по прямому отрезку дистанции, что позволяет спринтеру более быстро набрать максимальную скорость бега. Другой особенностью старта в эстафетном беге является то, что он выполняется бегуном с эстафетной палочкой в руке (рис. 6).

В специальной литературе авторы предлагают несколько вариантов держания эстафетной палочки на старте. Положение, когда стартующий держит её средним, безымянным пальцами и мизинцем, а опорой служат большой и указательный пальцы, получил наиболее широкое распространение среди отечественных спортсменов (рис. 7 б).


Рис. 7. Варианты держания эстафетной палочки при низком старте на первом этапе (J. Kolpher,1975)


Варианты держания эстафетной палочки при низком старте анализирует американец J. Kolpher (37) (рис. 7 а-д).

1-й вариант: спортсмен держит палочку в нормальном стартовом положении. Данный способ, по мнению автора, не обеспечивает надежного удерживания палочки в момент старта (см. рис. 7, а).

2-й вариант: палочка держится тремя пальцами, тогда как большой и указательный пальцы служат опорой. Палочка удерживается надежно, но этот способ не гарантирует равновесия в момент старта (см. рис. 7, б).

3-й вариант: следует держать палочку большим и средним пальцами, остальные служат опорой, и вес тела равномерно распределяется на них. Однако при этом способе, как подчёркивает J. Kolpher, надежная фиксация палочки не обеспечивается (см. рис. 7, в).


Рис. 8. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (с опорой на руку)


4-й вариант: палочка сжимается большим, средним и безымянным пальцами, что также способствует равномерному распределению веса тела на пальцы. Кроме того, палочка надежно удерживается в руке и находится несколько выше над грунтом, чем при других способах. По мнению автора, большинство спортсменов США считают этот вариант очень удобным и наиболее естественным для удержания палочки при низком старте (см. рис. 7, г).

5-й вариант: бегун держит эстафетную палочку большим и указательным пальцами. Этот способ, как при втором варианте (см. рис. 7 б), не обеспечивает достаточного равновесия спортсмену (см. рис. 7, д).

Предложенные варианты взяты из практики использования их американскими спортсменами, но решающим фактором при определении способа держания эстафетной палочки, как следует из исследований автора, должно являться мнение тренера и спортсмена. Во всех случаях эстафетная палочка держится за один конец, а другой её конец находится за пределами стартовой линии. На отработку оптимального способа держания эстафетной палочки уходит совсем немного времени, и если спортсмен надежно и естественно держит палочку на старте, можно считать, что время потеряно не зря.


Рис. 9. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (без опоры на руку)


По выстрелу стартёра спортсмен, бегущий на первом этапе, начинает бег, придерживаясь ближе к внутреннему краю дорожки. Спортсмены последующих этапов также принимают стартовое положение для более быстрого начала бега.

При этом, в связи с тем, что бегуны 2-го и 4-го этапов принимают эстафетную палочку у спортсменов, бегущих по виражу, ближе к внутренней линии дорожки, то стартовое положение на этих этапах будет одинаковым – ближе к наружной линии своей дорожки (рис. 8 и 9). Так как он оставляет левую сторону дорожки для передающего эстафетную палочку.

Анализируя стартовое положение бегунов на 2-м и 4-м этапах , большинство специалистов (6, 10, 29, 43) приходят к мнению, что спортсмен должен принимать положение, близкое к низкому старту, на внешней стороне дорожки, опираясь (или без опоры) правой рукой о дорожку. При этом либо правая (см. рис. 8), либо левая нога может находиться впереди (см. рис. 9).

Голова спортсмена повёрнута в сторону внутренней части дорожки, т. е. влево, что даёт возможность более чётко видеть бегуна своей команды и контрольную отметку. В момент, когда передающий начал бег с палочкой, принимающий эстафету спортсмен занимает стартовую позицию. По мере приближения партнёра левая рука поднимается до уровня пояса, туловище разворачивается левым плечом влево-вверх, голова поворачивается так, чтобы взгляд на контрольную отметку направлялся сверху, а не сбоку. Этот момент очень важен, так как хорошо ориентирует бегуна на точность ухода. Для удобства пятки слегка поворачиваются в сторону внешней линии дорожки.

В момент пересечения передающим проекции контрольной отметки принимающий максимально быстро стартует, а затем поворачивает голову по направлению бега. До получения палочки бегущие на 2 и 4-м этапах спортсмены придерживаются внешней стороны дорожки.

На третьем этапе происходит вторая передача эстафетной палочки. Анализ соревновательной деятельности показывает, что на этом этапе наиболее распространено следующее положение бегуна, принимающего эстафету (табл. 2). Спортсмен становится в положение, близкое к низкому старту; на внутренней стороне дорожки с опорой или без опоры на руку (рис. 10, 11). Некоторые спортсмены, стартующие на 3 м этапе, становятся на внешнюю сторону дорожки, опираясь правой рукой (рис. 12). Также встречаются случаи, когда спортсмены принимают положение по внешней дорожке, близкое к высокому старту без опоры на руку (рис. 13). При этом первая фаза ускорения выполняется по касательной к внутренней линии беговой дорожки.


Рис. 10. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (с опорой на руку)


Рис. 11. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (без опоры)


Рис. 12. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (с опорой на руку)


Рис. 13. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (без опоры на руку)


Таблица 2

Стартовое положение участников команд в эстафетном беге 4 × 100 м на третьем этапе (XII Чемпионат мира, г. Осака, Япония, 2007 г.; финальным забег)

(цит. по О. М. Мирзоеву, В. М. Маслакову, Е. П. Врублевскому, 18)


Следует учитывать тот факт, что чем дальше дорожка находится от внутренней бровки, тем меньше прямого участка разгона остаётся для стартового разбега участникам 3-го этапа. Поэтому спортсмену, стартующему на этом этапе при выборе места старта целесообразно учитывать очередность дорожки и то, как будет виден его приближающийся партнёр по команде к моменту пересечения контрольной отметки. В этом случае следует индивидуально выбирать наиболее рациональный вариант позы на старте. Дальнейшие действия спортсмена являются аналогичными таковым при выполнении старта и стартового разгона на 2 и 4-м этапах, но свой бег он проводит так же, как бегун первого этапа, то есть ближе к внутренней бровке.

В настоящее время в практике эстафетного бега 4 X100 м существует два наиболее распространённых способа передачи эстафетной палочки без перекладывания – передача «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это значит, что эстафетная палочка принимается и передаётся бегуну следующего этапа одной и той же рукой, и спортсмен, принимающий палочку, не перекладывает её во время бега из одной руки в другую. В этом варианте эстафетная палочка передаётся бегунами на этапах в следующей последовательности:

– из правой руки в левую руку (на 2-м этапе);

– из левой руки в правую руку (на 3-м этапе);

– из правой руки в левую руку (на 4-м этапе).

Таким образом, на вираже легкоатлету целесообразно бежать ближе к внутренней части дорожки и нести палочку в правой руке, а на прямой держать эстафетную палочку в левой руке и при беге в «зоне передачи» придерживаться внешней стороны дорожки.

Неоднократно различными специалистами (29, 31, 41, 43) проводилось исследование эффективности двух способов передачи эстафетной палочки – «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Общая оценка эффективности того или иного способа складывалась из оценки следующих факторов: простоты, надежности и быстроты передачи. Оба способа применяли в одинаковых условиях: передачу «снизу-вверх» и передачу «сверху-вниз» исследовали с участием одних и тех же испытуемых; во всех экспериментах проводилась передача эстафеты из правой руки в левую; передающий и принимающий использовали спринтерский старт и т. д. Результаты исследований показали, что способ передачи «сверху-вниз» позволяет быстрее передавать эстафетную палочку, чем «снизу-вверх».


Рис. 14. Передача эстафетной палочки способом «снизу-вверх»


Тем не менее, многолетняя практика эстафетного бега показывает, что способ «снизу-вверх» более простой и надежный. Поэтому в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать способ передачи «снизу-вверх». Спортсменам высокой квалификации можно отдавать предпочтение способу передачи «сверху-вниз» как более быстрому. В целом, следует отметить следующие основные моменты при двух способах передачи.

1. Передача «снизу-вверх». Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу-вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчётом, чтобы он мог взять её близко к руке бегуна, передающего эстафету. Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата её, в последующем, остальными спринтерами команды (рис. 14).

Преимущество . Легко обучить начинающих. Более естественно под «природу» бега, так как движение «снизу-вверх» не нарушает бегового ритма.

Недостатки . Приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остаётся меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к её потере.

Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперёд по кисти (29). Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.


Рис. 15. Передача эстафетной палочки способом «сверху-вниз»


2. Передача «сверху-вниз» . Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает её свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху-вниз» (рис. 15).

Преимущество . Максимально большое расстояние между бегунами, и положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки (она готова к следующей передаче!).

Недостатки . В движущую, более высоко поднятую, по сравнению с предыдущей передачей, руку принимающего эстафету бегуна трудно точно вложить эстафетную палочку.

В вопросе сравнительной эффективности способов передачи эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами (30, 31). Выявлено, что во всех анализируемых соревнованиях в эстафетных командах 1972–1988 гг. при передачах «снизу-вверх» было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе «сверху-вниз». Тем не менее, в настоящее время большинство команд используют передачу «сверху-вниз». Причём мужчины осуществляют передачу, в основном, во второй половине «зоны передачи», а женщины – в первой.

Также отмечается, что при относительно однородном морфологическом профиле спринтеров чаще и лучше используется передача «снизу-вверх». Если спортсмены разнородные по росту (свыше 5–8 см) – «сверху-вниз». Более детальный видеоанализ показал (29) явную предрасположенность типа передачи от антропометрических данных спринтеров, которые, в конечном счёте, сказываются на его длине и частоте шагов.

Некоторые команды применяют смешанный способ передачи снизу и сверху без перекладывания. Суть этого способа заключается в следующем. Передача эстафетной палочки с 1-го этапа на 2-й и с 3-го этапа на 4-й делается движением «снизу-вверх», а передача со 2-го этапа на 3-й – движением «сверху вниз». Это является одним из решений проблемы свободного хвата палочки.

Приём эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причём этот сигнал подаётся на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперёд вложить палочку партнёру, который уже готов её принять.

Отмечается (22), что американские тренеры много экспериментировали со звуковыми сигналами при передаче эстафеты и выяснили, что лучше выкрикивать имя бегуна, принимающего эстафетную палочку. Бегун предыдущего этапа подаёт таким образом команду за один шаг до движения руки, которой он передаёт палочку бегуну следующего этапа. Когда принимающий бегун слышит свое имя, он чуть наклоняется вперёд (компенсируя отведение руки) и делает мах рукой, которая фиксируется и параллельна беговой дорожке, а ладонь её повернута вверх. Здесь основное внимание уделяется тому, чтобы рука принимающего была полностью выпрямлена и ладонь раскрыта для принятия палочки. При этом нужно стремиться к тому, чтобы во время передачи между спортсменами было как можно большее расстояние («свободное пространство»).

Для высококвалифицированных спортсменов вполне возможно осуществить передачу и без звукового сигнала. Условием такой передачи является строгое соответствие скоростей принимающего и передающего в «зоне передачи». Это позволит «выбросить» руку на заранее установленной отметке и осуществить передачу за один беговой цикл. Такой способ передачи является совершенным и предъявляет к спортсменам требование высокой слаженности при взаимодействии, которое можно достичь, если скорости принимающего и передающего будут равными. Это является исключительно важным обстоятельством, определяющим высокое техническое мастерство и надежность передачи. В свою очередь, оптимальное соотношение скоростей бегунов в «зоне передачи» может быть достигнуто путём точно рассчитанного расстояния до контрольной отметки – величины «форы», которая является ключевым моментов техники эстафетного бега.

Таким образом, в результате длительной совместной тренировки устанавливается определённое расстояние от передающего до принимающего в тот момент, когда последний начинает бег. Величина этого, индивидуального для пары бегунов, расстояния определяет момент и то место последующего их сближения на котором можно передать эстафету в то время, когда скорости бега спортсменов сравняются. Как считает большинство специалистов, это достигается тогда, когда передача эстафетной палочки осуществляется за три-четыре метра до окончания «зоны передачи» и занимает не более двух шагов, что даёт возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость. Более точные данные приводит H. Kraaуenhof (38), который анализируя процесс передачи эстафетной палочки на соревнованиях приходит к выводу, что наиболее оптимальное место для её передачи, с учётом сочетания скоростей спортсменов, на 17-м метре «зоны передачи».

Это же подтверждает соревновательная практика: наилучшее время «прохождения» палочки «зоны передачи» наблюдается у сильнейших эстафетных команд мира (как мужских, так и женских) тогда, когда передача осуществляется на второй половине «зоны передачи» (табл. 3).


Таблица 3

Время пробегания «зоны передачи» (с) и место передачи в ней эстафетной палочки

(III Чемпионат мира по лёгкой атлетике, 1991 г., г. Токио, Япония) (цит. по Y. Sugira, H. Numazawa, M. Ae, 42)


Примечание к табл. 3:

I – первая половина «зоны передачи» (0-10 м);

II – вторая половина «зоны передачи» (10–20 м).


Это тот идеальный случай, который требует предельной согласованности действий всех участников команда:. При этом важное значение имеет правильное определение стартующим момента для начала бега.

Таким образом, чтобы начать бег с расчётом принять палочку на 16–18 м «зоны передачи» на такой же скорости, как и у передающего её бегуна, нужно, прежде всего, правильно установить контрольную отметку («гандикап», «фору») – ту линию, момент пересечения которой бегуном, передающим эстафету, является сигналом начала бега для принимающего.

Оптимально выбранная «фора» позволяет сэкономить 0,10-0,12 с за счёт вытянутых рук при передаче, что даёт на трех передачах достаточно значительную величину от 0,30 до 0,39 с – диапазон, в котором команды могут быть распределены с первого по 6–7 места.

Методика определения величины форы начинается с установления места передачи эстафетной палочки, которая, как уже отмечалось, должна происходить на 26-27-м метре начала бега принимающего палочку спортсмена (с учётом 10 м «зоны разбега»). Поэтому между контрольной отметкой и началом «зоны разгона» зависит от скорости и скоростной выносливости передающего палочку бегуна, а также способности к ускорению принимающего эстафету.

Для бегунов, пробегающих дистанцию 100 м в диапазоне 11,0-13,0 с разработаны величины «гандикапов» (табл. 4), где в зависимости от скорости бега спринтеров – передающего (бег 35 м с ходу на заключительных метрах (дистанции) и принимающего (бег на 25 м со старта) определены необходимые «гандикапы» для передачи эстафетной палочки на 15-м метре «зоны передачи».

К примеру, спортсмен, передающий эстафету, имеет время на 35 м ходу – 3,8 с, а принимающий – время на 25 м с низкого старта 4,0 с. На пересечении соответствующих значений столбца и строки находим длину «гандикапа», равную 12,8 м.


Таблица 4

Величина «гандикапов» (м) в эстафетном беге 4 × 100 м

(цит. по А. Кудинову, 8)


Использование оптимальной «форы» позволяет высококвалифицированным спортсменам пробегать «зону передачи» лучше, чем за 1,80 с у мужчин и 2,05 с у женщин, а при беге с ходу преодолевать свой 100-метровой отрезок, примерно, на секунду быстрее, чем со старта.

На наш взгляд, интересные данные представлены в таблице 5, где отражено время пробегания спортсменами своих этапов. Для сравнения напомним, что в 1976 г. на Олимпийских играх в г. Монреале (Канада) советские спортсмены, завоевав бронзовые медали (38,78 с), пробежали свои этапы следующим образом (24):

– 1-й этап: А. Аксинин – 10,75 с;

– 2-й этап: Н. Колесников – 9,32 с;

– 3-й этап: Ю. Силовс – 9,57 с;

– 4-й этап: В. Борзов – 9,14 с.

Через десять лет (1986 г.) на Чемпионате Европы в г. Штутгарте (ФРГ), когда наша команда стала победительницей (38,42 с), её участники показали на своих этапах такое время:

– 1-й этап: А. Евгеньев – 10,43 с;

– 2-й этап: В. Брызгин – 9,36 с;

– 3-й этап: В. Муравьёв – 9,47 с;

– 4-й этап: В. Крылов – 9,16 с.

При этом время нахождения палочки в «зоне передачи» составило, соответственно, 1,84 с; 1,94 с и 1,89 с (23).

Таким образом, на быстрое пробегание как всей дистанции 4 × 100 м, так и её отдельных этапов влияют не только индивидуальные скоростные возможности, но и ряд других факторов. Среди них, важное значение имеет то, как произведён расчёт расстояния от начала «зоны разбега» до контрольной отметки, которая приблизительно может составлять для мужчин – 8-10 м; для женщин и юношей – 6,50-7,50 м; для девушек – 67 м. Для высококвалифицированных спортсменов более точно «гандикап» можно рассчитать следующим образом.

При расчёте величины форы учитывается время пробегания принимающим 25 м со старта, время пробегания передающим последних 25 м этапа и время реакции на движущийся объект.

1. Определяем время пробегания спортсменом, передающим эстафетную палочку, последних 25 метров своего этапа: 105 м для первого этапа и 125 – для второго и третьего. Например, оно равно 2,56 с.

2. Определяем, за какое время пробежит 25 м с исходного положения (низкий старт с опорой на одну руку и поворотом головы в сторону передающего) тот спортсмен, который на этом этапе будет принимать эстафету (например, время равно 3,48 с).


Таблица 5

Время пробегания этапов участниками эстафетного бега 4 × 100 м (с)

(III Чемпионат мира по лёгкой атлетике, г. Токио, Япония, 1991 г.) (цит. по Y Sugira, H. Numazawa, M. Ae, 42)


3. Находим разницу времени пробегания одним и другим спортсменом.

3,48с-2,56с = 0,92с

4. Рассчитываем среднюю скорость пробегания завершающих 25 метров этапа первым спортсменом:

25 м:2,56с = 9,77 м/с

5. Находим предварительную длину «форы»:

9,77 м/с × 0,92с = 8,99м

6. Рассчитываем «гандикап», необходимый, из-за затрат времени принимающего эстафетную палочку, на реакцию движущегося объекта (передающего эстафетную палочку). Так как запаздывающая реакция на движущийся объект, в среднем, равна 0,20 с, то эту величину умножаем на заключительную скорость спортсмена, передающего палочку:

0,20 с × 9,77 м/с = 1,95 м

7. Определяем окончательную длину «гандикапа»:

8,99 м+1,95 м=10,94м

Использование приведённой выше методики расчёта «форы» позволяет быстрее достигать успешного взаимодействия квалифицированных бегунов в «зоне передачи» и существенно повысить результативность эстафетных команд. Однако, для эффективного использования методики необходимо учитывать и соблюдать основные положения:

– при расчёте величины «форы» обязательно учитывать время реакции на движущийся объект;

– величина «форы», установленная в условиях тренировки, при использовании отрезков длиной 50–60 м не может являться адекватной соревновательной, а лишь позволяет совершенствовать тренировочные взаимодействия спортсменов в «зоне передачи» эстафетной палочки (передача на запланированном месте, реализация скорости бега принимающего и передающего в «зоне передачи», использование расстояния между спортсменами в момент передачи эстафеты, быстрота самой передачи и т. п.);

– расчёт величины «форы» для соревновательных условий следует проверить отдельно для первого (105–107 м), второго и третьего этапов (125–127 м) с использованием результатов, полученных при максимальных скоростях бега спортсменов.

Как показывает практический опыт и приведённые выше расчёты, лишь при использовании длины соревновательных эстафетных дистанций, можно получить значение истинной «форы», максимально приближённой к реальным соревновательным условиям.

Определив оптимальное расстояние до контрольной отметки, необходимо точно измерить его стопами (рулеткой). В соревнованиях и тренировках при расчёте «форы» желательно промерять её два раза – от места старта и обратно. Это исключает возможность ошибки, стоимость которой в эстафете очень велика.

Результаты анкетного опроса, проведенного В. В. Кривозубовым (7), свидетельствуют о разногласии мнений тренеров по величине «форы». На вопрос: «Одинаковой ли должна быть «фора» для передачи эстафеты на тренировочных занятиях и в соревнованиях»? большая часть респондентов (52 %) ответила, что «фора» должна бы быть одинаковой как на тренировках, так и на соревнованиях. 25 % опрошенных уменьшают «фору» на соревнованиях, а 23 % – склонна её увеличить для спортсменов на соревнованиях. При этом подавляющее большинство (86 % опрошенных) считает необходимым в процессе подготовки использовать для разгона передающего 50–60 метров.

Возникает правомерный вопрос: «Может ли быть одинаковой «фора», если в тренировочных занятиях передача эстафетной палочки совершенствуется на отрезках 70–80 м (разгон передающего, плюс «зона передачи»), в то время как на соревнованиях спортсменам необходимо пробегать 115–125 м (в зависимости от этапов)»? Кроме того, при относительно стабильной скорости принимающего в стартовом разгоне, нельзя не учитывать существенное снижение скорости бега передающего на последних 25 м более длинных соревновательных этапов. Особенно при этом возрастает опасность выхода из «зоны передачи» на втором и третьем этапах (длиной до 130 м), где снижение скорости передающего эстафетную палочку на последних метрах больше, чем на коротком первом этапе (110 м).

В этой связи, спортсмен, принимающий эстафетную палочку, чтобы не убежать от передающего, вынужден замедлять свой бег в стартовом разгоне, что крайне неэффективно и ведёт к ухудшению общего результата. Из этого следует, что величина «форы», рассчитываемая с короткого (50–60 м) отрезка для тренировки, всегда будет отличаться от соревновательной.

Анализ стартовых положений, используемых принимающим, проведенный специалистами Чехословакии (31), показал, что число вариантов одноопорного (полунизкого) стартового положения и высокого старта примерно одинаковое, т. е. стартовое положение не определяет эффективность набора скорости в «зоне разгона». Однако по показателям группы финалистов II Чемпионата мира в г. Риме (Италия, 1987 г.) имеются явные различия. Так, финалисты мужских эстафетных команд предпочитают безопорные положения и считают их более естественным для плавного набора скорости, а вот среди женских команд отмечается предрасположенность к низкому одноопорному (табл. 6 и 7).


Таблица 6

Средние расстояния «форы» при передаче эстафетной палочки у участников II Чемпионата мира


Таблица 7

Варианты стартовых положений принимающего палочку в эстафетном беге 4 × 100 м (II Чемпионат мира)

(цит. по Е. Dostal E., Р. Moravec, 31)


При обоих вариантах передачи выбор начального стартового положения связан с задачей достижения скорости и сам по себе регламентируется «форой». Так, если «фора» укорочена и необходим быстрый набор оптимальной скорости, больше подходит вариант одноопорного низкого старта, выход из которого в беговой ритм шагов требует активных движений (4–6 шагов). Если же разгон более монотонен и плавен, целесообразно использовать высокий старт, при котором контроль на приближающегося партнёра начинается с первых метров разгона, и нормальный беговой ритм может достигаться на 2–3 шагах.

Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках – 40–50 м и даже 60–70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно, первую очередь, быть учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учётом «зон разбега» (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем – 130, на четвёртом – 120 метров. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т. д.).

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь «чувство пространства», чтобы при приёме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), и «чувство времени», чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в «зоне передачи», а при приёме – стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к месту следующей передачи эстафетной палочки.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!