Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как понять, что вы готовы танцевать на пуантах. Про пуанты. Пара вопросов Положение ноги в пуантах

Балет – это довольно строгий стиль танца, который предъявляет вашему телу серьезные требования. Танец на пуантах – это большой шаг и поворотный момент для карьеры молодой балерины. Танец на пуантах может быть очень опасным, если танцор недостаточно для этого силен или тренирован, так что не пытайтесь танцевать на пуантах до тех пор, пока ваш преподаватель не скажет, что вы готовы. Однако эта статья даст вам ощущение того, насколько близко вы к тому, чтобы начать танцевать на пуантах.

Шаги

Часть 1

Подготовка тела

    Удостоверьтесь, что вы достаточно взрослы. Эксперты утверждают, что до 11-12 лет танцевать на пуантах небезопасно, так как в этом возрасте кости стопы все еще затвердевают. Танцы на пуантах в юном возрасте, до того как ваши кости окрепнут достаточно, чтобы выдержать вес вашего тела, могут привести к необратимой травме ноги.

    Перед тем как начать танцевать на пуантах вы должны заниматься балетом как минимум 2 года. Хотя некоторых учеников могут попросить подождать подольше, особенно если они недостаточно взрослые – никому не следует становиться на пуанты, пока они не пройдут как минимум двухгодичное обучение основам балета.

    • Это не означает, что вы можете ходить на одно занятие балетом в месяц в течение двух лет, а после встать на пуанты. Для того чтобы подготовить себя к пуантам, вам понадобятся регулярные и суровые тренировки.
    • Вы должны пройти предварительное обучение, состоящее из 3-5 часов тренировочных часов в неделю в течение двух лет.
  1. Проверьте костную структуру ноги. К сожалению, как бы они ни старались, некоторые люди никогда не смогут танцевать на пуантах, просто потому, что из-за структуры костей ног попытка встать на пуанты приведет к травме. Идеальные стопы для танцев на пуантах должны иметь следующие характеристики:

    • Пальцы должны быть одинаковой длины, чтобы они образовывали «квадратную» опору для поддержания равновесия. Самая проблемная стопа, это та, где второй палец является самым длинным.
    • Гибкий коленный сустав
    • Высокая арка на подъеме стопы
  2. Здоровая масса тела. Из-за того, что во время танца на пуантах вся ваша масса тела переносится на пальцы ног, у инструктора могут возникнуть сомнения касательно рекомендаций для работы на пуантах, если он начнет переживать, что ваши пальцы ног не выдержат действующей на них массы тела. Прежде чем перейти на пуанты, рассчитайте свой индекс массы тела (ИМТ), чтобы убедиться, что вы попадаете в необходимую здоровую весовую категорию.

    Убедитесь, что во время танца вы поддерживаете прямую осанку, а ваши мышцы торса достаточно сильны. Попросите преподавателя или родителей оценить вас, или снимите видео, как вы танцуете. Вам будет довольно трудно оценить себя, глядя в зеркало, так как придется вытягивать шею, чтобы увидеть свое отражение, а это может негативно сказаться на вашей осанке.

    • Мышцы спины и нижние мышцы пресса должны держать ваш торс прямо.
    • Перенося вес на одну из ног, вы не должны опускаться в таз или тазовую кость.
  3. Посмотрите, сможете ли вы сделать релеве 16 раз подряд на полупальцах. Во время приседания на полупальцах необходимо опускаться на подушечки стопы, а не на пальцы ног. Если вы не можете сделать релеве 16 раз подряд на полупальцах, значит, для пуантов ваши мышцы еще недостаточно сильны.

    Старайтесь сохранять правильный выворот, когда танцуете на плоской ступне или в полупальцах. Если вы не можете поддерживать правильный выворот, знайте, что на пуантах это будет сделать гораздо сложнее. Ваша ступня должна находиться на одной линии с надколенником и тазобедренным суставом, в то время как подушечка большого пальца должна стать опорой для всего веса тела. Колени должны быть выпрямленными, а пятки указывать прямо, чтобы ступня не заворачивалась.

    Попросите преподавателя оценить силу вашей ступни и лодыжки. Хотя не существует какого-либо общего правила, чтобы решить, готов ли ученик к работе на пуантах, преподаватели балета все больше и больше опираются на индивидуальную оценку ступни и лодыжки. Инструктор или физиотерапевт, которого вам посоветовали, знают, что искать при оценке вашего тела. Если вы считаете, что соответствуете критериям и готовы к работе на пуантах, попросите своего инструктора оценить вас.

    Часть 2

    Накапливание силы и опыта
    1. Нарастите силу лодыжки. Помните, что помимо балетных движений существует множество других упражнений на развитие силы лодыжки, которые приведут к безопасному выполнению всех технических движений.

      • Балансировка и ловля мяча: найдите партнера, встаньте на одну ногу и бросайте друг другу мяч. Чем тяжелее мяч, тем больше нагрузки будет приходиться на лодыжку. Пусть ваш партнер бросает мяч в разные места – над вами, направо и влево, чтобы заставить смещаться ваш центр тяжести.
      • Приседание на одной ноге: выпрямите перед собой одну ногу, а затем сделайте десять приседаний на другой ноге. Поставьте ногу в сторону и сделайте еще 10 приседаний. Заведите ногу назад и сделайте еще 10 приседаний. (Увеличьте или уменьшите количество повторов, в зависимости от того, как трудно вам даются приседания).
    2. Упражнения с лентой-экспандером Theraband. Theraband – это лента-экспандер, которая может быть использована как в силовых упражнениях, так и в упражнениях на гибкость. Сделайте следующее упражнение по 10-20 повторов или столько, сколько сможете.

      • Сядьте на пол, спину держите прямо и вытяните перед собой ноги.
      • Заведите ленту за ступни и потяните ее на себя, чтобы образовать натяжение.
      • Медленными и управляемыми движениями сгибайте и разгибайте пальцы ног, при этом ноги сгибаться не должны.
    3. Упражнение на развитие стопы. Упражнения на развитие стопы укрепляют небольшие внутренние мышцы стопы, о которых мы часто забываем, но которые очень важны для правильного выполнения движений.

      • Встаньте ровно и напрягите пальцы ног, чтобы получить устойчивое положение для ступни.
      • Потяните ступню вверх, чтобы ее арка получилась как можно большей.
      • Задержитесь в таком положении на шесть секунд, а затем расслабьте ногу на 10 секунд.
      • Сделайте по десять повторов на каждую ступню.
    4. Тренируйтесь приседать на полупальцах. Хотя это безопаснее, чем танцевать на пуантах, выполнять эти упражнения на полупальцах намного труднее. Делайте упражнения на полупальцах, чтобы укрепить группы мышц, которые вам понадобятся для танцев на пуантах и для улучшения равновесия.

    5. Выполняйте упражнения и прочие движения, которые подготовят вас к танцам на пуантах. Когда ваши преподаватели решат, что вы готовы стать на пуанты, они попросят вас выполнить ряд определенных движений. Хотя вы должны спросить конкретно вашего преподавателя, чего вам стоит ожидать, обычно балетные инструкторы смотрят на следующее:

      • Удерживайте пассе-баланс. Вы должны поднять одну ногу вверх и поставить носок на колено другой ноги. Все это выполняется стоя на пуантах, когда нужно простоять как можно большее количество времени.
      • Сохраняйте идеальную форму во время плие. Вы должны согнуть колени и сохранить выворот, чтобы ваши ноги были обращены наружу.
      • Во время танца держите носок ровным. Танцы на полупальцах укрепят мышцы, которые понадобятся для работы на пуантах.
      • Выполните пике-пассе прямой ногой. Одну ногу поставьте на полупальцы, а вторую подведите в пассе-баланс, после чего опустите ее вниз и прикоснитесь к полу, а затем снова верните ее в положение пассе-баланс.
      • Выполните 16 релеве (подъем на полупальцах) подряд.
    • Ключевым моментом в освоении пуантов является наличие сильных мышц спины, но их тяжело натренировать, так как мы практически не используем их. Ежедневное выполнение арабеска позволит укрепить их настолько, что постепенно вы сможете поднимать ногу все выше и выше. Но прежде всего вы должны удостовериться, что ваша техника выполнения правильна. Вашим преподавателям все равно, если вы подняли ногу всего на 5 сантиметров, главное, чтобы ваша техника была верной. Не забывайте, что как только вы сможете отводить ногу на 90 градусов, вы сможете начать отводить свой таз, но при этом ваша спина должна оставаться ровной!
    • Сходите к балетному физиотерапевту, чтобы подобрать себе подходящие пуанты.
    • Не перегибайте с выворотом, так как вы можете травмировать свои колени, что негативно скажется на ваших шансах стать на пуанты.
    • Убедитесь, что вы хорошо себя видите в зеркале. Это поможет вам лучше исправлять свои недочеты.
    • Используйте свои выворотные мышцы (вращающую мышцу) и не сгибайте пальцы ног, держите носок прямо.
    • Даже обычное сгибание и разгибание ног даст свои плюсы. Сперва делайте все медленно и на полупальцах, после чего можете тренироваться на вытянутой стопе.
    • Не огорчайтесь, если вам придется долго ждать, прежде чем стать на пуанты. В конце концов, от этого конечный результат станет еще более желанным. У вас также будет дополнительное время потренироваться на деми-пуантах.
    • Никогда не наклоняйте свой таз и всегда правильно держите руки.
    • Ежедневно выполняйте плие и релеве. Убедитесь, что при выполнении плие, арабеска, релеве и пируэтов у вас получается правильный выворот. Если вы хотите правильно выполнять движения на пуантах, наличие хорошего выворота очень важно. Вам также стоит уделить большое внимание пятой позиции, так как на пуантах третья позиция используется не так часто.

    Предупреждения

    • В юном возрасте пуанты могут нанести серьезный вред вашим ногам. Убедитесь, что вы достаточно сильны и что ваши мышцы достаточно развиты. Не заставляйте своих детей становиться на пуанты, иначе это будет стоить вам немалых денег за медицинские счета.
    • Не становитесь на пуанты без разрешения профессионального балетного инструктора. Новички могут танцевать на пуантах только под присмотром балетного инструктора.

Чуть ли не каждая женщина, когда была маленькой девочкой, мечтала стать балериной и покорять вершину за вершиной на самых кончиках пальцев. И, казалось бы, если в юности стать на пуанты не получилось, значит, о детской мечте можно забыть? Вовсе нет! Шанс научиться танцевать на кончиках пальцев есть в любом возрасте. Главное – это большое желание!

Что делать взрослым?

Перед тем как заняться балетом самостоятельно или отправиться в студию к преподавателю, нужно получить разрешение от врача. Все потому, что упражнения, которые будут изучаться, нагружают суставы, а также позвоночник. Также такая нагрузка опасна при варикозном расширении вен, поэтому имейте в виду, что негативные последствия танцев должны быть предотвращены.

Обычно в балетных студиях и хореографических колледжах ставят учеников на пуанты только к концу первого курса, и при этом каждый день сопровождается интенсивными тренировками. Взрослому же человеку понадобится еще больше времени на усвоение базовых упражнений. В первую очередь, нужно хорошенько растянуть мышцы абсолютно всего тела, а следом научиться держать равновесие. Для достижения этих целей составляются комплексы из различных гимнастических упражнений, некоторая силовая нагрузка в виде неглубоких приседаний, а также движения ногой у станка.

Сначала ученики держатся двумя руками, следом нужно научиться использовать одну руку, и в конечном итоге делать все упражнения без помощи рук. Самый частый вопрос – во сколько лет встают на пуанты. А ответ однозначен – чем раньше, тем лучше.

Как встать на пуанты в домашних условиях?

Для того чтобы воплотить свою мечу, нужно позаботиться о том, чтобы была достаточно развита мускулатура ног, а также разработать подъем стопы. Как встать на пуанты без пуантов? Тренировки стоит начать с икроножных мышц, здесь отлично подойдет самая обычная ходьба ускоренным шагом. Следующим уровнем будет бег. Для начала подберите удобную обувь, чтобы ходьба доставляла максимальное удовольствие, а со временем можно возвращаться к обуви на более высоком каблуке. Еще одно доступное упражнение проводят прямо на лестнице. Встаньте на ступеньку носочками так, чтобы пятка не касалась поверхности. В таком положении нужно подниматься и опускаться для начала около 30 раз по 4 подхода.

Растяжка стопы

Этот шаг лучше осуществлять под присмотром опытного специалиста. Если заниматься этим вопросом самостоятельно, используя видео и специальную литературу, можно навредить себе же, ведь каждый человек индивидуален, а при тренировках следует учитывать особенности здоровья и возможностей. Если вы только начинаете тренировки, то можно попробовать растянуть пальцы при помощи кого-нибудь.

Для начала разогрейте хорошенько стопы, для этого следует сесть на пол, вытянуть ноги и попросить помощника аккуратно давить на своды стоп, пока не появится дискомфорт. Колени обязательно держите прямыми, после растяжки стоп потяните их к себе. А вот более серьезные упражнения можно выполнять только под присмотром профессионала, чтобы не навредить себе же, особенно, если человек решил, что готов сделать все, чтобы встать на пуанты.

Как носить?

Как встать на пуанты? Отличие обуви балерин от простых туфель в главном предназначении. Оно заключается в том, что должна фиксироваться стопа в конкретном положении в период танца. Поэтому и правила в ношении пуант особенные. Для этого понадобятся следующие компоненты: сами пуанты, молоток, атласные ленты, вкладыши, иголка с ниткой.

Инструкция

Первое, что вы должны сделать при выборе пуант, это, конечно же, примерить их. Носочек туфелек – это своеобразная коробочка, которая должна быть жесткой и узкой, при этом обувь должна плотно обхватывать стопу, чтобы фиксировать ногу в одном и том же положении. Если пренебречь данным правилом, то в скором времени неравномерная нагрузка на пальцы аукнется травмами и постоянными падениями.

Еще одно важное правило заключается в том, что сразу же натягивать на ножки новенькие пуанты запрещено. Для начала их нужно подготовить к использованию. В первую очередь, осмотрите носок, если он слишком жесткий, то его нужно размять молотком, пока он не станет достаточно мягким. Также, чтобы стопа комфортно и надежно сидела в пуантах, нужно позаботиться о специальных вкладышах. Они бывают силиконовыми, тканевыми, бумажными. Эти варианты считаются не только самыми удобными, но и подходят для многократного использования. Надеваются пуанты следующим образом:

  • вкладыши нужно поместить в туфельки;
  • затем оберните ленты вокруг щиколотки несколько раз, завяжите их;
  • помните, что не рекомендуется затягивать ленты слишком туго, чтобы не нарушалось кровообращение;
  • спрячьте кончики ленточек так, чтобы те не мешали вам во время танца.

И самое главное – не начинайте танцевать в пуантах самостоятельно, без помощи специалиста здесь точно не обойтись. В противном случае можно получить серьезную травму.

И комментарии к нему, натолкнули меня на интересную затею.
Давайте попробуем разобраться из чего все-таки сделаны балетные туфли - пуанты, или как их называют сами балерины "пальцы".

На сегодняшний день фирм, изготавливающих балетную обувь достаточно. И у балерин Большого театра есть выбор. О том как было раньше расскажу обязательно. Потом.

Итак, перед вами 4 пары "пальцев". Это - китайские SanSha, японские Chacott, туфли, изготовленные в мастерских Большого театра и американские Geynor Minden.

Именно о последних и пойдет сегодня разговор.

Позволю себе лирическое отступление. В отличие от многих, я уже почти 30 лет танцую исключительно в пуантах Большого театра, сшитые по моим меркам. Пробовала разные. Из всего разнообразия, кроме родных "пальцев" отлично себя чувствую в Capezio. В Geynor не то что танцевать, просто ходить не могу. Хотя их любят многие ведущие балерины. Но как говорят - на вкус и цвет.

Продолжим.
Туфли изначально имеют изгиб свода. Кому-то возможно это и удобно. Мне - нет.

Пятачок туфель очень важная часть, если не сказать главная. Ведь именно на нем стоит балерина. Помню была удивлена, когда придя в Большой увидела пуанты с пяточком не более пятирублевой монеты.
Сейчас пятаки раза в два, а то и в три больше. Считается на большом, широком пяточке стоять удобнее. Возможно.

Туфли без ленточек. Каждая балерина пришивает так, как ей удобно. Поскольку туфли я использовать не собиралась, то и ленточки, соответственно не пришивала.

В профиль ножка в туфлях смотрится достаточно симпатично, но в анфас - становятся видны складочки. Зная как устроены туфли Большого, и из чего они сделаны, мне захотелось узнать из чего же делают балетную обувь в Америке. Кстати, у Geynor, на мой взгляд, есть два недостатка. В них тяжело вставать на полупальцы (всегда было интересно почему) и к пятке туфель надо пришивать резинку, чтобы пятка не соскакивала.

Для начала отпарываем пятак. На Geynor он пришит отдельно, в отличие от остальных туфель. Под тканью... пластмасса и кусок тонкого поролона!!!

Теперь я кажется понимаю, почему на многих балетных фотографиях ногти поражены грибком. Ноги, пальцы в пластмассе НЕ ДЫШАТ!!!

Вытаскиваем стельку, которая кстати тоже сделана из синтетического материала.

С обратной стороны приклеен тонкий поролон.

Заглядываем в туфель и там... Тоже пластмасса. Вот почему трудно вставать на полупальцы. Пластмасса достаточно твердая, и гнется трудно.

Между тканью и пластмассовым вкладышем в туфель тонкая пленка под пяткой поролон.

Так вот туфли от Geynor выглядят без пластмассовой начинки. Внутренняя ткань - тоже синтетика!

Такая вот "красота" осталась у меня от правой или левой туфли. Разобрала практически на запчасти.

Единственным натуральным материалом является подошва. Это замша.

Как стоять на пуантах, задумываются начинающие балерины и зрители балетных постановок. Порхающим на сцене танцовщицам, кажется, все дается с легкостью. На самом деле за снятой театральной обувью скрываются кровавые мозоли, растяжения, травмы щиколотки. Профессионалы не рекомендуют самостоятельно овладевать практикой стояния на пуантах, ведь даже начинающих учениц балетных школ готовят к этому в течение целого года.

Научиться стоять на пуантах: реально или нет?

Человеку без профессиональной подготовки встать на носочки бывает трудно. Если за плечами опыт посещения студии художественной гимнастики с многочасовым стоянием на носках или академического танца – шансы на благополучный результат возрастают. Но есть нюансы.

  • Повышается нагрузка на связки голеностопного и коленного сустава, позвоночника в поясничном отделе, возможно развитие варикозного расширения вен.
  • В пуантах непрофессионалу легко получить растяжение или разрыв связок или мышц, на нормальной ходьбе или дальнейшей танцевальной карьере может быть поставлен крест.
  • Учителя академического танца не разделяют желания девушек самостоятельно изучать балет, даже пользуясь видеоуроками. Идеальный вариант – посещение балетной студии с опытным преподавателем. Он подберет комплекс упражнений, учитывая физиологические особенности конкретного ученика.

Как стоять на пуантах? Нужны тренировки!

Как правильно стоять на пуантах?

Разрабатывать стопу нужно долго, должны быть сильные икроножные мышцы. Правильно стать на пуанты – значит, встать на носок. Многое зависит и от подъема стопы. Девушки, умеющие ходить на высоких каблуках, с этой проблемой встречаются реже.

Помочь в подготовке мышц могут упражнения.

  1. Полуприседания и работа у станка смогут разработать нужные мышцы. Необходимо научиться правильно тянуть пальцы и самостоятельно, и с помощником. Больно быть не должно, хорошо, если чувствуется легкий дискомфорт.
  2. Полезна ходьба на носочках по дому, поднятие и спуск по лестнице, придется отказаться от лифта.
  3. Больно ли стоять на пуантах? Безболезненный этот процесс только для профессионалов. До 5 минут придется стоять у стенки – ровно, на носках, чтобы стопа полностью, кроме самих пальцев, колено, ягодицы, лопатки касались вертикальной опоры.
  4. Резинкой растягивают стопу от себя и к себе, нога должна чувствовать сопротивление.
  5. Поможет и разработка мышц ног полуприседаниями, когда пятки соединены, носки смотрят врозь, колени чуть согнуты. Из этого положения нужно постараться ноги поставить на носок и вернуться в исходное положение, опустив стопу на пятку.

Красота и легкость движений придут со временем, когда отступит легкая боль. Важно не спеша выполнять упражнения и только после разогрева мышц.

Год назад, одна знакомая, прислала мне фотографию, на которой "красовались" балетные ножки. Картинка сопровождалась вопросом: "Это действительно так?".

Вот эта фотография.

Ее автор фотограф и балерина Театра классического балета Санкт-Петербурга Дарьян Волкова. Увидев фотографию, в моей голове возник только один вопрос:" Это как надо не уважать себя и не любить свои ноги (которые кстати кормят) чтобы довести их до такого состояния?"

Спустя некоторое время, мне приблизительно с тем же вопросом, прислали еще одну фотографию. Вот эту. Это вообще ужас какой-то. В родном театре я таких ног не видела. А глядя на то, как пуант сидит на левой ноге, складывается ощущения что туфелька-то с чужой ножки.

А буквально на днях, давая интервью одному музыкальному изданию, мне прочитали вопрос из интернета: "А правда, что у балерин ноги всегда в синяках и кровоподтеках?" Типа как у футболистов и кого-то там еще.

Так вот... Нет, это неправда!

Два дня назад я показала эти и другие похожие фотографии своим коллегам в театре. Все были в шоке от увиденного. И реакция была практически одна. "Это как надо не любить свои ноги". "Это больные ноги" (в смысле имеющие какие-либо заболевания, грибок например).
Не знаю где фотографы, выкладывающие подобные фотографии, эти самые балетные ноги находят. Очень хочется посмотреть на этих балерин. Я видела нечто подобное, но у людей к балету никакого отношения не имевших.

А теперь я хочу показать вам ножки балерин Большого театра. Большое спасибо тем, кто согласился принять участие в "фотосессии".

Никаких синяков, кровоподтеков и прочих страшилок.
Мозоли... Так и не у балерин они бывают.

Ноги натирают не только балетными туфлями. Стирают их и простой обувью. Я кстати, последний раз стирала пальцы балетными туфлями лет 15 назад. А вот обычной, жизненной обувью, прошлым летом.

Перед выходом на сцену, артистки - будь то солистки или артистки кордебалета - в случае необходимости заклеивают свои ноги, что бы их не стирать. Хотя порой и эти меры не спасают. Но такое бывает редко, особенно если о своих ножках заботиться.

И косточка на большом пальце бывает не у всех. И никаким образом это не связано с балетом.
И темные пятна на ногтях тоже. Однажды отталкиваясь от бортика в бассейне, я сделала это крайне неудачно, и потом целую неделю ходила с посиневшим ногтем.

Так что не верьте тем, кто говорит, что ноги балерин представляют собой кровавое месиво. И такое я тоже слышала. Как видите ни синяков, ни кровоподтеков.
Просто свои ножки надо любить, за ними надо ухаживать.

P.S. И еще... Не стоит забывать одну простую вещь: любая балерина, вне зависимости от статуса, регалий, положения (ведущая балерина или артистка кордебалета) в первую очередь женщина. И как у любой женщины, то как выглядят ее ноги зависит исключительно от ее отношения к себе - любимой или нелюбимой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!