Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Когда изобрели седло. Верховая езда в дамском седле. Подготавливаем каркас с нуля

Дамское седло, как правило, ассоциируется у нас с элегантными всадницами в длинных платьях, неспешно совершающими прогулку по парку. Современный мир диктует другие правила: женщин уравняли в правах с мужчинами - изменилась и верховая езда. Конный спорт стал быстрее, жестче, динамичнее, и дамское седло потеряло свою актуальность. Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.

Истоки и корни

Самые ранние изображения дамского седла можно увидеть на греческих вазах, барельефах и кельтских камнях. Первоначально такое седло представляло собой мягкое сиденье, к которому позднее была добавлена твердая основа или планшет, позволявший всаднице увереннее передвигаться верхом. Тем не менее, подобный дизайн не позволял женщине управлять лошадью - пока она была просто пассажиром, поэтому в средние века на картинах нередко изображали женщин, располагающихся на небольшом сиденье позади мужчины или же сидящих боком, в то время как мужчина ведет лошадь под уздцы. Всадницы были излюбленной темой многих художников и более поздних веков: вспомним картины «Всадница» и «Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных» К.П.Брюллова, «Перед охотой» Хайди Хейвуд, «Прогулка в Бойс де Булонь. Мадам Генриетта Даррас на прогулке» Пьера Огюста Ренуара, «Всадница» Эдуарда Мане, - перечислять можно до бесконечности! Все они иллюстрировали популярную в те времена езду в дамском седле.

В рамках приличий

В Европе своим возникновением дамское седло отчасти обязано культурным нормам и традициям, которые диктовали правила хорошего тона женщинам из высших слоев общества. В то время ездить верхом по-мужски, развернувшись на лошади по ходу движения, считалось абсолютно неприемлемым. Кроме того, в моде были длинные юбки, которые просто не позволяли сидеть в седле подобным образом - словом, это было непрактично, неудобно и считалось «неприличным». Тем не менее, представительницы прекрасного пола все же ездили верхом, в связи с чем и возникла необходимость создать такое седло, которое, с одной стороны, позволяло бы контролировать лошадь, а с другой, смотрелось бы элегантно и скромно.

Привычка против традиции

Идея создания самого раннего «функционального» дамского седла принадлежит Анне Богемской (1366-1394): сначала оно напоминало стульчик, на котором женщина сидела боком, поставив ноги на небольшую подножку. В XVI веке более практичный дизайн предложила Екатерина Медичи: всадница располагалась лицом вперед, перекинув правую ногу через верхнюю луку седла, а подножка была заменена скользящим стременем, куда вставляли левую ногу. Это седло позволило женщинам как держаться в седле, так и управлять лошадью, по крайней мере, на небольшой скорости. Однако несмотря на культурное давление, не все представительницы прекрасного пола охотно пользовались дамским седлом: известно, что Диана де Пуатье (любовница Генриха II) и Мария-Антуанетта чаще имели обыкновение ездить верхом по-мужски, а Екатерина Великая и вовсе его игнорировала. Любимым занятием императрицы было проснуться рано утром, оседлать своего любимого коня по кличке Бриллиант и нестись во весь опор куда глаза глядят. Екатерина даже заказала портрет, где она сидит верхом в обычном седле в мужском офицерском мундире.

Маленькая революция

В 1830 году Жюль Пелье изобрел дамское седло со второй, нижней лукой. Эта конструкция используется и по сей день: верхняя лука располагается практически вертикально, под углом примерно 10 градусов влево и плавно загнута вправо и вверх. Нижняя лука, наоборот, загибается вниз и служит для того, чтобы придерживать сверху левое бедро. Таким образом, правая нога всадника лежит на расстоянии двух пальцев спереди от верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки. Появление нижней луки сыграло, воистину, революционную роль: теперь женщины могли передвигаться не только шагом или неспешной рысью, но также галопировать, участвовать в охоте и преодолевать препятствия. Такая конструкция седла открыла женщинам путь и во многие дисциплины конного спорта, ранее недоступные по меркам приличий. Например, мировой рекорд в конкуре в дамском седле был установлен в Сиднее, Австралия, в 1915 году и составил в 6 футов 6 дюймов (около 195 см). Нижняя лука стала последним усовершенствованием дамского седла и остается основой основ современных седел из самых разных материалов.

В начале ХХ века верховая езда по-мужски, сидя лицом по ходу лошади, стала социально приемлемой: женщины постепенно избавились от длинных юбок и переоделись в бриджи. В течение нескольких десятилетий дамское седло перестало быть предметом общего пользования, однако и сегодня у него осталось немало поклонников, которые до сих пор бережно хранят традиции прошлого.

Умение и сноровка

В принципе, для езды в дамском седле подойдет любая лошадь, однако потребуется время, чтобы приучить ее к необычному для нее распределению веса всадника и командам, которые подаются хлыстом вместо правой ноги. Руки при такой езде держат выше, чем обычно, поэтому чувствительным на рот животным придется приспособиться и к этому. Тем не менее, большинство хорошо выезженных лошадей быстро и без труда привыкают к непривычному для них положению всадника и могут одинаково хорошо работать как под обычным седлом, так и под дамским.

Ошибка первого впечатления

Езда в дамском седле - не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Поскольку обе ноги всадницы находятся с одной стороны, существует риск неравномерного распределения веса на спине лошади и, соответственно, травмирования животного. Кроме того, если человек не сбалансирован, подпругу придется затягивать сильнее, и это может причинить лошади дискомфорт и даже вызвать проблемы с дыханием. В дамском седле используется только одно стремя, и нога всадницы поднята выше, по сравнению с ездой в обычном седле. Левая лодыжка подвижна, и пятка левой ноги должна быть опущена вниз для корректного баланса, уверенного контакта с лошадью и правильного положения ноги в стремени. Как и при езде в обычном седле, всадница может использовать шпоры и хлыст, при этом хлыст служит «заменой» правой ноги, а шпора надевается только на левую ногу, соответственно.

Мужской вопрос

Ездят ли мужчины в дамском седле - вопрос, конечно, интересный. На самом деле, очень даже ездят, и не только ради забавы. В частности, во время Второй мировой войны так прокладывали кабель полевого телефона, разматывая катушку со спины движущейся лошади. Иногда в дамском седле передвигаются фермеры на очень крупных лошадях с широкой спиной, сидеть на которых боком гораздо удобнее. Некоторые современные всадники с определенными типами травм спины также утверждают, что езда в дамском седле им помогает.

Дамское седло активно используется и для иппотерапии, например, для людей с ампутированными ногами, поскольку конструкция этого седла обеспечивает инвалидам дополнительную безопасность. Хотя в современном мире дамское седло считается неким причудливым анахронизмом, многие любители верховой езды и по сей день используют его в исторических реконструкциях, парадах и шоу. Всадниц, сидящих в дамском седле, можно встретить и в классических дисциплинах конного спорта - выездке, троеборье и конкуре.

Словом, дамское седло - вещь не такая уж устаревшая, а, наоборот, удобная и в некоторых случаях даже полезная. Так, американская писательница Рита Мэй Браун когда-то сказала: «Если бы мир был устроен логично, мужчины ездили бы в дамских седлах».

В наши дни возвращается из забвения для любительниц старины и необычных ощущений дамское седло. До сих пор оно нередко называется "седлом королев", ведь именно коронованные особы и женщины-аристократки ездили в нем и принимали самое живое участие в его усовершенствовании. Среди имен благородных всадниц прошлого встречаются имена Катерины Медичи, Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины.

История

Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком.

В 14 веке женщины ездили на небольших лошадях (до 145см) и им не требовалось особых усилий для управления такой лошадкой. Поэтому вначале для перемещения дамы в седле широко использовались седельные подушки, которые могли иметь ухваты для рук, кожаные ремни для крепления к мужскому седлу. Чаще всего, средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.

Позже к мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. В отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности, на нем можно было ехать только очень медленно.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что придало большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Однако в 1952 году юная королева Елизавета выехала на свой первый военный парад в дамском седле, чем поддержала дальнейшее развитие дамской езды.

В настоящий момент ассоциации по всему миру устраивают соревнования по классической езде и конкуру, дамские седла появляются в каталогах магазинов, что свидетельствуют об интересе к этой ветке конного спорта.

«Седло королев»

Английское дамское седло состоит из обтянутого кожей ленчика, неравномерных кожаных крыльев, подкрылка с одной стороны, приструг с каждой стороны седла, одной или двух съемных подпруг, левого путлища и левого стремени. Путлище спрятано под крылом, имеющим, как правило, особую защелку - типа "собачки", которая в момент падения всадницы срабатывает, высвобождая путлище.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Костюм для дамской верховой езды

Для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных длинных и пышных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. Он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос. Цилиндр всадницы выше обыкновенного выездкового цилиндра - от 13 до 15,5 см, под него всадница одевает белый сток и белые перчатки, а на лошадь - мундштучное оголовье.

Посадка всадницы

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:

1.Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.

2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.

3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.

4.Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.

5.Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.

6.Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.

7.Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.

8.Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.

9.Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.

10.Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.

В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Дамская лошадь

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Дамская лошадь, верховая лошадь под дамское седло, должна быть хорошо выезженной, иметь не слишком чувствительный рот, спокойно стоять, пока всадница садиться и слезает.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Чем же так интересно дамское седло?

Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» - для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах. Для дамского седла практически нет ограничений в возрасте. Иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле - а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены. Например, один из лучших в мире тренеров амазонок - англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле - это очень интересно, очень красиво и стильно.

Импровизированное седло появилось почти сразу после того, как человек сел на лошадь, и существовало еще во времена Александра Македонского. Тогда это была шкура зверя или покрывало, закрепленное на спине коня троком-веревкой, охватывающей грудную клетку животного. С тех пор принцип не изменился: седло по-прежнему крепят к лошади ремнями, проходящими по груди. А вот конструкция претерпела значительные изменения, что привело к появлению множества разновидностей этого предмета.

    Показать всё

    Типы седел

    В зависимости от цели использования и продолжительности нахождения лошади под седлом они могут быть английские, полочные, вьючные и вольтижировочные.

    Вольтижировочное

    Предназначено для выполнения упражнений на лошади, двигающейся по кругу. Сегодня выпускается только в РФ. Западные коневоды предпочитают более удобную гурту. В быту такое седло не пригодится.

    Вольтижировочное седло

    Английское

    Его часто называют спортивным, так как эта разновидность применяется в большинстве современных видов конного спорта, а также в лисьей охоте. Этот вид седла не предназначен для длительных поездок. Вместо полок у него подушки значительно меньшей площади, из-за чего седло сильно давит на лошадиную спину. Всаднику долго находиться в таком седле тоже неудобно. Обычно время использования этой разновидности - 1-2 часа. Его достаточно для спортивной тренировки, но мало для дневного конного перехода.

    Минусы английских седел: маленькая площадь подушек и необходимость периодически эти подушки перенабивать. Частый брак этого типа амуниции – кривой ленчик (основа седла).

    Английские седла для разных видов конного спорта отличаются друг от друга:

    • длиной и формой крыла;
    • «глубиной посадки» наездника;
    • высотой передней луки;
    • шириной «канала» между подушками.

    Изменения в конструкции седел не принципиальны, но создают больше удобств для работы всадника и лошади.

    Английское конкурное седло

    Полочное

    В конструкции седла предусмотрены две выгнутые особым образом доски-полки. От полок и происходит название типа седел. Это наиболее древняя конструкция, распространенная во всех странах в те времена, когда лошадь была основным транспортным средством.

    У полочных тоже есть несколько видов:

    • кавалерийское;
    • казачье;
    • пастушье;
    • дамское;
    • пробежное.

    Все эти виды, кроме дамского, предназначены для длительного нахождения всадника в седле и более равномерно распределяют нагрузку на спину лошади, чем английские.

    Пастушье

    Возникали стихийно во всех странах, где можно было пасти скот верхом. Их модификаций почти столько же, сколько государств на карте мира. Основное требование к таким седлам - удобство для лошади и для всадника. Часто их делают на заказ и передают от отца сыну.


    Наиболее распространенные сегодня модификации пастушьих седел - вестерн и австралийское. У седел вестерн тоже несколько подвидов, приспособленных для конкретного вида работы со скотом. Общие требования к ним - глубокая и крепкая посадка, удобство всадника и лошади при работе в течение всего светового дня.

    Дамское

    Не предназначено для длительных переходов из-за положения тела всадницы. На нем довольно удобно сидеть вначале, но со временем тело затекает. Изначально было изобретено для поездок знатных дам на охоту, во время которой люди не постоянно находились в седлах, а совершали привалы.


    Отличается большей длиной полок, чем «мужское». Под этот вид полочного седла требуется лошадь с длинной спиной.

    Кавалерийское

    Основное седло военной кавалерии. Второе название – «строевое». В разговорной речи его часто называют «строевиком». В разных странах отличается незначительными внешними деталями, но принцип один: дать возможность лошади выдержать длительные дневные переходы, неся не только всадника, но и его снаряжение.

    Имеет длинные полки и толстый потник под седло. Ранее имело 12 размеров, предназначавшихся для лошадей с разной формой спины. Отличались они углом наклона полок. Постепенно количество их сокращалось, и сейчас несколько фабрик выпускают все седла одного размера.


    Казачье

    Из названия понятно, что оно возникло на границе русских земель, охраняемых казаками. Переняло многие черты седел кочевых народов. Полки казачьего седла короче, чем у кавалерийского. Это менее удобно для лошади, но верх предоставляет больше удобств для всадника, так как снабжен не кожаной крышкой, а мягкой подушкой.


    Пробежное

    Относится к типу полочных. В СНГ пробеги совершают часто на казачьих или кавалерийских видах. За рубежом используют специально разработанные для пробегов модели с пластиковыми полками, облегчающими вес конструкции. Они также удобны и всаднику.

    Одна из моделей пробежных седел

    Вьючное

    Современное вьючное седло

    Древняя конструкция вьючного седла

    Первоначальная конструкция – деревянная рама с толстой подушкой, набитой мягким материалом, часто обычной соломой. Современные конструкции схожи с полочными, у которых отсутствует верхняя часть. К современному седлу добавлены специальные поддерживающие «подставки» для боковых вьюков. Такое устройство позволяет надежно закрепить груз и избежать ерзания амуниции на спине у коня.

    Самостоятельное изготовление

    Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.

    Выбор моделей для самостоятельного изготовления невелик: у английского сложная форма ленчика и много деталей, сшиваемых в строго определенном порядке. Подушки тоже надо уметь набивать, иначе даже правильно сделанный ленчик быстро перекосится.

    Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.

    Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».

    Ленчик кавалерийского (строевого) седла

    Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:

    • войлок толщиной минимум 10 мм - не менее 3 м²;
    • сыромятная кожа толщиной не менее 5 мм - 1 м²;
    • выделанная кожа около 3 мм толщиной - 2 м²;
    • кожаные или брезентовые ремни (шириной не меньше 30 мм и толщиной от 7 мм для кожи);
    • пробойник для кожи;
    • инструменты для разрезания;
    • нитки;
    • 1 м² тонкой кожи, брезента или кирзы на крышку потника;
    • металлическая фурнитура: 4 или 6 пряжек для подпруг и путлищ (диаметр стальной проволоки, пошедшей на изготовление пряжек, не менее 4 мм, стыки должны быть запаяны).

    Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».

    Войлок

    Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.


    Подготовка ленчика

    Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.

    В норме вытачивают полки из цельного куска дерева. Обычно для этого использовали березу. Фанера не подходит, так как ее невозможно выгнуть в нужное положение. Невлагостойкая фанера расслоится и покоробится. «Ремонтировать» старые полки, просто подклеивая недостающие куски, тоже нельзя, так как у них получится малый запас прочности, и дерево сломается в любой момент.


    Проверяют правильность изготовления полок, положив ленчик на лошадь. Он не должен качаться или «топорщиться».

    Болты, крепящие металлические дуги к дереву со стороны, обращенной к лошади, должны быть утоплены в дерево.

    Основные ошибки при изготовлении седла указаны на рисунке:

    А: правильное прилегание; В: «Мост» – давление по краям полок и пустое пространство посередине; С: точечное давление только посередине седла; D: кривой ленчик

    Живец

    Деталь, выполняемая из сыромятной кожи и обеспечивающая комфорт всадника и лошади. Это широкая полоса кожи, закрепленная в верхних точках задней и передней дуг седла и растянутая между полками сыромятными шнурами. У казачьего седла (см.фото) живец у́же, у строевого может быть шире.


    В новых полках сверлят по 8 дырок диаметром 5 мм. От куска сыромятной кожи отрезают ленту нужной длины и ширины и замачивают в теплой воде. После размокания сыромятную полосу натягивают и плотно пришивают к дугам. От того же куска нарезают шнур 5х5 мм и тоже замачивают.

    В натянутой ленте пробойником делают крупные отверстия. Важно, чтобы пробойник вырезал кусочки, а не просто делал дырки. При простом проколе чем-нибудь острым кожа быстро начнет расползаться. При помощи шнуров ленту живца равномерно распяливают между полками. Результат получается таким:


    Войлочная подбивка полок

    Можно делать ее в двух вариантах:

    • вшить полки в чехол из войлока и брезента «намертво», как на фото выше;
    • сделать съемные.

    В первом случае чехол придется крепить к полке раньше, чем живец. Уже после вшивания полок шнуры живца нужно будет аккуратно пропустить между деревом и войлоком. Плюсы такого чехла в том, что войлок не будет сдвигаться с места при использовании седла. Минусы: войлочную подкладку нельзя как следует вычистить.

    Во втором случае чехол крепят за концы полок, как на фото ниже:


    Войлок чехла при эксплуатации постепенно растягивается и съезжает, но чехол такого типа легко заменить на новый.

    Подкладку из войлока сантиметровой толщины обычно делают двойную, сшивая два куска вместе. Войлок вырезают с припуском, чтобы можно было оформить чехол. Затем войлок на полках припудривают мелом или мукой, и седло снова кладут на лошадь. После примерки сморят, где на лошади остались следы порошка. Отпечаток полок должен быть равномерным по всей длине спины. В противном случае лишний войлок срезают острым ножом, а там, где его не хватает, нашивают дополнительный слой.

    Подпруги и приструги

    Для строевого и казачьего седел есть три варианта крепления к лошади:

    • круговая подпруга;
    • по две отдельных приструги с каждой стороны, к которым будут крепиться подпруги;
    • две длинные приструги, концы которых свисают с обеих сторон седла и прикреплены к полкам гвоздями или скобами для дерева.

    Круговая подпруга видна на нижней фотографии в разделе про живец. Это длинный кожаный или тканевый ремень, проходящий поверх полок седла и охватывающий грудную клетку лошади. Подпруг всегда должно быть две. Круговые неудобны тем, что при затягивании прокручиваются, не позволяя как следует закрепить седло на лошадиной спине.

    Подпруга круговая

    Приструга – ремень, "намертво" прикрепленный к основе седла. Имеет ряд пробитых отверстий, в которые вдевается язычок пряжки на подпруге. Первую пристругу крепят сразу за передней дугой. Вторую – почти посередине полок, ближе к задней дуге.

    Тесьмяная подпруга, подходящая для варианта строевого седла с пристругами

    Наилучший вариант – третий. Два длинных ремня, перекинутых через ленчик и закрепленных на полках, позволяют совместить преимущества первого и второго вариантов. Крепление строевика к лошадиной спине становится более равномерным, при этом нет прокручивания подпруг. Во втором и третьем вариантах возможна смена узких кожаных подпруг на более широкие - тесьмяные или гелевые.


    Потник

    Обязательная деталь полочных седел. Изготавливается из того же войлока, которым обшиты полки седла. Для лучшей сохранности войлока на потник сверху нашивают крышку из тонкой кожи (дорогой вариант), кирзы или брезентовой ткани (экономкласс). К крышке пришивают ремни для закрепления полок седла.

    Потник экономкласса с кирзовой крышкой

    Шьют изделие из двух кусков войлока. Выкройку делают с таким расчетом, чтобы потник спереди и сзади «выглядывал» из-под полок на 3–5 см. С боков потник должен закрывать не меньше половины бока лошади, предохраняя ее от давления пряжками подпруг.

    Важный момент: потник не должен лежать на позвоночнике коня. При седловке его подтягивают до высоты живца, чтобы образовался «домик». С таким же расчетом к крышке подшивают ремешки для полок, удерживающие потник от сползания вниз.

    Вырезав подходящий по размеру прямоугольник войлока, его разрезают пополам по «линии хребта» и снова сшивают оверлочным швом. Делается это для более удобного сгибания потника посередине. С крышкой для потника поступают аналогично.

    В общем виде седло готово, но для удобства всадника добавляют крышку, крылья и стремена.

    Путлища

    Ремень, на который вешают стремена. Под него еще на этапе изготовления полок в деталях делают прорезь. Место прорези – между пристругами. Чем ближе путлище будет располагаться к передней дуге, тем больше всадника будет «вытягивать» вперед при езде.

    Горизонтальная прорезь – место под путлище

    Изготавливают их из длинных ремней: около 2,5 м. При использовании выделанной или сыромятной кожи два ремня часто сшивают вместе. Но это завит от толщины кожи. Брезентовая стропа – одинарная. На одном конце путлища находится пряжка, на другом пробивают дырки, чтобы можно было подогнать длину стремян по ноге. Требования к путлищу - выдерживать вес всадника и не рваться.

    Крышка

    Это кусок кожи, лежащий на железных дугах и защищающий живец от атмосферных осадков. Сыромятная кожа, намокнув, сильно тянется. Строевик с незакрытым живцом быстро станет непригодным для использования.

    Для крышки из выделанной кожи вырезают кусок необходимого размера. Выкройка должна захватывать обе дуги и «свисать» вниз на 2–3 см. С боков достаточно, чтобы она в обмятом состоянии покрывала живец.

    Правильное положение

    Вырезанную деталь размачивают в теплой воде и обминают на седле по форме. Чтобы крышка не слетала, ее можно привязать шнурком к дугам, пробив в коже дырки. В казачьем седле вместо крышки используют мягкую подушку, притянутую к седлу троком, идущим через грудную клетку лошади. Подушка – единственная деталь в полочном седле, при изготовлении которой можно использовать поролон.

    Крыло

    Деталь, защищающая ногу всадника от подпружной пряжки и дерева полок. Вырезают крыло из выделанной кожи или кирзы. Размер подбирается по ноге всадника. Нижний край должен быть ниже колена, но не защемлять кожу над сапогом. Физической нагрузки крыло не несет, поэтому крепится на веревочках к передней дуге и шнуру от живца.


    На этом этапе седло полностью готово. Но строение спины у каждой лошади индивидуально, поэтому ленчик придется подгонять, не только вытачивая деревянную полку, но и меняя угол металлических дуг и крепления полок. Если добавить к этому затраты на необходимые материалы и трудоемкость изготовления конструкции в современных условиях, то проще купить хорошее полочное седло.

Седло - приспособление, кладущееся на спину лошади для удобства посадки всадника и равномерного распределения его веса по спине лошади. Первые седла появились в 1 тысячелетии до н. э. и представляли собой покрывала, которые держались на спине животного с помощью хвостового и нагрудного ремней. Седла сегодня - конструкции с жесткой основой, которые крепятся вокруг груди лошади с помощью особых ремней-подпруг. Седла для соревнований и шоу делаются из высококачественной кожи, учебные и тренировочные седла - из более дешевых материалов.

Самое простое седло состоит из нескольких деталей :

  • деревянная, пластиковая или металлическая основа-ленчик из двух частей-лавок, соединенных спереди и сзади дугами-луками;
  • два кожаных крыла, предупреждающие контакт ног всадника с пряжками приструг и путлищ;
  • два кожаных подкрылка;
  • кожаное сиденье, дающее всаднику возможность правильно и удобно расположиться;
  • две подушки из плотной материи, обычно набитые шерстью и расположенные под сиденьем, дабы минимизировать воздействие веса всадника на позвоночник лошади;
  • войлочный потник, смягчающий давление седла и подушек на тело лошади, препятствующий образованию потертостей;
  • тесьмяная, прорезиненная или кожаная подпруга, плотно облегающая тело животного и не дающая седлу сползать вбок или вдоль спины (некоторые виды седел имеют по две-три подпруги);
  • две или четыре приструги, к которым крепится подпруга;
  • два кожаных или металлических стремени (куда вставляются ступни всадника) с двумя ремнями-путлищами для крепления к седлу путем продевания в пряжки-шнеллеры.

Существует множество разновидностей седел в зависимости от их назначения и места происхождения. Они различаются по форме, размерам, конфигурации и наличию специальных деталей.

Так, безленчиковые седла , как ясно из названия, не имеют жесткой основы-ленчика. Седла-вестерн отличаются специальным рогом впереди для крепления лассо пастухов и особой конфигурацией стремян. Скаковые очень малы по массе и размеру и обладают небольшим весом. Длинные дамские имеют всего одно стремя (слева) и два рожка спереди, чтобы женщина могла сидеть в седле в платье, перекинув обе ноги на одну сторону. Казачьи оснащены толстой подушкой на сиденье для облегчения долгого пути в них. Седла для выездки отличаются длинными крыльями и высокими луками, обеспечивающими плотную посадку всадника. Вольтижировочные имеют специальные упоры для выполнения гимнастических упражнений на лошади. Многие страны и местности имеют свои, именные седла с различными особенностями: португальское, австралийское и др .

Дамская езда - верховая езда в особом боковом седле. Ранее была единственно возможным вариантом для женщин, сегодня используется в костюмированных шоу и выступлениях.

Помимо полноценных седел, существуют урезанные их варианты (гурты, седелки и пр.), специально модифицированные для выполнения определенных задач. О используются, например, для вольтижировки или иппотерапии .

Сейчас, когда овеянная легендами многих веков конница ушла с поля боя на экраны кино, трудно представить, что само существование кавалерии (со всеми присущими ей видами оружия и приемами боя) стало возможным лишь тогда, когда человечество изобрело столь обычный в нашем представлении предмет, как стремена.

Тем не менее, в науке нет единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян. Одни полагают, что стремена появились у степных народов, для которых конь был необходимым ежедневным спутником кочевой жизни, а конница составляла основу войска. Другие ученые считают, что стремена изобретены оседлыми народами, быстро освоившими верховую езду в борьбе с кочевыми соседями.

Кандидат исторических наук А. Амброз, исследовав большие серии археологических, письменных, изобразительных материалов, пришел к выводу, что древнейшие стремена возникли в одном месте - на Дальнем Востоке в IV-V веках и отсюда распространились дальше на весь огромный кочевой мир от Сибири до Дуная.

Стремян не знал ни античный мир, ни те народы, которые были тесно связаны с ним: , сарматы, парфяне, персы. Неудобство езды без стремян, отсутствие необходимой опоры для маневров во время боя и при передвижении всадники многих веков компенсировали силой и ловкостью. Тяжелая конница античного мира - катафрактарии,- образуя мощные бронированные фаланги, врезаясь в строй врага, лишь открывала путь своей пехоте и легкой кавалерии лучников.

Безусловно, предшественницей стремян явилась легкая ременная подножка, облегчающая посадку в седло. В IV-V веках на Дальнем Востоке появляются парные деревянные овальные стремена, выгнутые из деревянного прута и обитые листом железа или меди. Первые железные стремена встречаются с предметами V века и поначалу имитируют деревянные. В VI-VII веках железные стремена широко распространились и у тюркских племен Сибири и в Центральной Европе у аварских племен. Авары познакомили со стременами и .

Стремена широко распространились тогда, когда в V-VI веках было изобретено твердое седло. Первые стремена и седла были несовершенны и изменчивы, но поздние наиболее удачные их формы просуществовали без заметных изменений до нашего времени.

Другой исследователь, тоже занимающийся историей стремян, археолог И. Кызласов, считает, что стремена появились много раньше - в IV-III в. до н. э. Археологи не находят их, возможно, потому, что самые ранние стремена делали из не сохраняющихся в земле материалов - веревок, ремней. Не случайно слово «стремя» во многих европейских языках происходит от корней со значением «ремень», «веревка». Исследователь полагает, что наличие своеобразных местных форм стремян - ременных, деревянных, металлических, их сосуществование в течение веков у народов с разными хозяйственными укладами снимают необходимость поисков народа - «изобретателя стремян».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!