Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Комплекс кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум. Мозговая гимнастика – упражнения для ума

Умение концентрироваться на мелких деталях, ориентироваться в потоках информации, моментально реагировать на смену обстановки и быстро принимать эффективные решения - важные навыки, которые помогают бизнесменам достигать поставленных целей. А чтобы развить в себе такие бизнес-качества и прокачать свой ум, нужно регулярно делать специальные упражнения для мозга, так называемый фитнес для головы!

Точно так же, как атрофируются мышцы без физической нагрузки, мозг человека слабеет без различных умственных активностей. И наоборот, чем больше вы тренируете его, тем больше образуется в нем нервных связей, а чем выше активность головного мозга, тем больше в него поступает обогащенной кислородом крови. А от этого, собственно, и зависит интеллектуальное здоровье человека.

Для того, чтобы мозг функционировал эффективно, важно специально активизировать рост нервных связей с помощью новых впечатлений. В период обучения в школе, университете количество новой информации позволяло стабильно тренировать мозг. Но для взрослого человека, в жизни и работе которого преобладают рутинные процессы, чтобы держать интеллект в хорошей форме, приходится прибегать к стимуляции
при помощи специальных упражнений для развития мозга. Поэтому так важно научиться решать типичные задачи нестандартными методами.

Улучшение памяти и работы мозга: лучшие упражнения

Для начала важно отметить, чтобы хорошенько прокачать мозг и развить гибкость ума, важно обратить внимание на питание, привычки и образ жизни в целом. Свежий воздух, здоровый сон, физические нагрузки и здоровую пищу еще никто не отменял. Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, нужно в первую очередь обратить внимание именно на эти важные факторы.

Эффективная тренировка мозга - это упражнения, которые направлены на развитие памяти, внимательности, а также отдельно правого и левого полушария мозга.

Основная специализация левого полушария - логическое мышление. Оно также отвечает за такие важные способности:

  • язык и речь;
  • логика, анализ;
  • буквальное понимание слов;
  • математические способности;
  • последовательная обработка информации.

Также левое полушарие контролирует движения правой половины тела, а правое - за левую часть.

В свою очередь, правое полушарие отвечает за интуицию и творческие способности, а также выполняет функции:

  • обработки невербальной информации;
  • ориентации в пространстве;
  • музыкальности;
  • распознания метафорических смыслов;
  • воображения, художественных способностей;
  • эмоций;
  • параллельной обработки информации;
  • распознавания лиц.

Итак, как развить правое полушарие мозга? Эти упражнения помогут вам усилить интуицию и творческие способности.

Зеркальное рисование

Возьмите большой лист бумаги и по карандашу в каждую руку. Начните рисовать одинаковые фигуры одновременно правой и левой рукой. Сначала это могут быть круги, петли, квадраты. Со временем задачу нужно усложнить - изображать обеими руками полноценные картинки.

Восстановление реальности в воображении

Ключевой момент развития правого полушария мозга - упражнения на визуализацию. Тут важно подключать воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память. Для начала избавьтесь от посторонних раздражителей и закройте глаза. Вспомните хорошо знакомого вам человека: черты лица, цвет волос и глаз. После того, как вы создадите в воображении его лицо, постарайтесь восстановить по памяти звучание голоса и запах парфюма. Проработайте образ максимально подробно.

Когда вы научитесь восстанавливать образы людей, нужно продвигаться дальше, создавая в фантазии целую параллельную реальность. Такой комплекс упражнений здорово развивает креативность, творческое видение, воображение.

Случайные слова

Суть упражнения заключается в том, чтобы выбрать несколько совершенно случайных слов и связать их с помощью рассказа. Сначала вам будет сложно, и чтобы связать эти слова, понадобится пара-тройка длинных предложений. Но в ходе тренировок вы сможете связывать на первый взгляд несвязанные слова с помощью буквально пары фраз.

Кроме этого, творческое мышление можно развить с помощью рисования мандалы. Замысловатый узор всех цветов радуги отлично успокаивает нервы, концентрирует внимание и развивает художественное восприятие.

Говоря о тренировках левого полушария мозга, в первую очередь мы подразумеваем решение математических задач, кроссвордов, ребусов, а также логические игры, такие, как шахматы. Важно отметить, что именно
левое полушарие доминирует у большинства людей. Поэтому отдельно развивать его не имеет смысла. В этом случае лучше применить комплексные упражнения для мозга взрослого человека.

Нейробика

Это такая зарядка для мозга с упражнениями, которые включают в работу сразу все пять органов чувств. Методика была разработана американским нейробиологом Л. Катцем. Суть такова: все обыденные вещи нужно делать непривычным для вас способом. Например:

  • передвигаться по дому с закрытыми глазами;
  • писать левой рукой (если вы правша);
  • изменить привычный маршрут;
  • вдыхать и смаковать аромат еды, цветов, духов;
  • определять вещи на ощупь (например, номинал монеты);
  • выполнять малознакомую работу;
  • отвечать нестандартно на привычные вопросы и т.д.

Необычные действия, ощущения, запахи, обстановка провоцируют появление новых нервных связей, что, в свою очередь, помогает развитию интеллектуальных способностей.

Цветные слова

Полезная гимнастика для мозга или упражнение на внимательность. Она помогает повысить уровень концентрации, улучшает внимание, развивает оба полушария мозга.

Итак, ваша задача - быстро назвать цвет слов. На первый взгляд все просто, но попробуйте сделать это максимально быстро, и левое полушарие тут же начнет концентрироваться на словах, сбивая вас с толку. Вам нужно синхронизировать работу обоих полушарий.

Алфавит

Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг.

Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка - Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» - правую, «В» - обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой.

Первая часть упражнения - пройти от А до Я. Во второй части - от Я до А.

Нелогичная цепочка

Это упражнение-тест для тренировки мозга и памяти. Посмотрите внимательно на список слов в течение 90 секунд. Маленький совет: разбейте слова на пары и постарайтесь связать их с помощью визуальных ассоциаций.

Постарайтесь воспроизвести все слова по порядку. Если не можете, то напишите на листке все слова, которые вспомните. Теперь посчитаем: от 15 до 20 слов - у вас отлично развита память. 10-14 слов - среднестатистический результат. Меньше 10 - вы совершенно не умеете пользоваться памятью.

Выполняйте эти простые упражнения для мозга, и уже скоро вы заметите качественное улучшение работы обоих полушарий, памяти и мышления.

Вместо заключения

Чтобы тренировать ум, достаточно делать рутинные вещи необычными способами, выполнять новые действия, больше читать, играть в интеллектуальные игры. Прекрасный способ развить гибкость мышления - изучение иностранных языков и занятие музыкой. Это побуждает мозг активно производить новые нейронные связи, а значит - активно и эффективно работать.

Чтобы систематизировать занятия по улучшению интеллектуального здоровья, можно воспользоваться специальными онлайн-сервисами, которые предлагают десятки различных упражнений, заданий, тестов для развития мышления.

Напишите в комментариях, какие полезные упражнения для мозга знаете вы? Поделитесь с нами своим опытом!

Очень часто на протяжении рабочего дня мы чувствуем усталость и нехватку сил. Серия простых упражнений поможет улучшить работу мозга, повысить Вашу реакцию и сделать Вас умнее и, вследствие этого, более уверенными в себе. Гимнастика для мозга (Brain Gym) состоит из очень простых движений тела, которые были разработаны для достижения синхронизированной работы двух полушарий мозга.

Ниже приведены примеры основных упражнений гимнастики для мозга. Они очень просты и занимают всего несколько минут. Чем больше таких упражнений делает человек, тем больше на них реагирует мозг. Однако есть еще одна хитрость, которая поможет улучшить работу мозга без упражнений: необходимо пить много воды, поскольку она очень важна для развития нервной сети во время обучения. Поэтому необходимо, чтобы у Вас на столе стояла бутылочка с водой, которую Вы будете попивать на протяжении дня.

Дышим животом

Положите руки на живот. Выдыхайте воздух ртом небольшими порциями так, будто Вы дуете на перышко, чтобы оно не упало на землю до полного выхода воздуха из легких.

Теперь глубоко вдохните, почувствуйте себя шариком (если слегка выгнуть спину, можно вдохнуть больше воздуха).

Теперь медленно выдохните весь воздух. Повторите упражнение, установив природный ритм (3 или более входов-выдохов).

Такое упражнение улучшает подачу кислорода во все области организма, расслабляет нервную систему и повышает уровень энергии. Упражнение помогает улучшить способность к чтению и разговору.

Кнопки мозга

Положите одну руку на пупок. Пальцами другой руки найдите две впадины под ключицей. Тщательно потрите эти области на протяжении 30 – 60 секунд слева направо.

Упражнение стимулирует сонную артерию, которая поставляет свежий кислород в мозг, что помогает улучшить навыки чтения, письма, речи и способности следовать в определенном направлении.

Голенной насос

Встаньте на расстоянии вытянутой руки от стены, вытяните руки на ширину плеч и упритесь ими в стену. Вытяните левую ногу назад, чтобы подъем свода стопы был на полу, а пятка была поднята от пола. Таким образом, Ваше тело наклонено под углом 45 градусов.

Выдохните, наклоняясь к стене, одновременно сгибая правое колено и упираясь левой пяткой в пол. Вдохните и подымитесь вверх, расслабляясь и поднимая левую пятку.

Упражнение улучшает концентрацию, внимание, понимание и позволяет более эффективно выполнять какую-либо деятельность.

Сцепление Кука

Сядьте в кресло, положив левую щиколотку на правое колено. Возьмитесь за левую щиколотку правой рукой, а за правую пятку – левой рукой.

На вдохе поместите язык под нёбо примерно на полсантиметра от передних зубов. Расслабьте язык во время выдоха. Закройте глаза и посидите в таком положении на протяжении 4–8 входов-выдохов.

Теперь поставьте ноги на пол. Соприкоснитесь пальцами обеих рук, будто держите мяч. С закрытыми глазами продолжайте поднимать язык на вдохе и опускать его на выдохе, расслабляясь в таком положении на протяжении 4 – 8 вдохов-выдохов.

Упражнение устанавливает связь между двумя полушариями мозга и усиливает энергию тела, особенно это полезно для офисных сотрудников.

Марш

В положении стоя маршируйте на месте, поочередно касаясь каждой рукой противоположного колена. Продолжайте на протяжении 4 – 8 полных расслабленных вдохов-выдохов.

Упражнение помогает улучшить чтение, слух, письмо и память, а также координирует весь мозг.

Кнопки земли

Положите два пальца одной руки под нижнюю губу. Ладонь другой руки положите на пупок, кончики пальцев должны смотреть вверх. Смотрите на пол и дышите глубоко. Двигая только глазами, медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно. Повторите упражнение на протяжении трех или более вдохов-выдохов, Ваше тело и глаза расслабятся.

Упражнение стимулирует мозг и снижает умственную усталость. Также упражнение помогает улучшить способность фокусироваться на близкорасположенных объектах.

Энерджайзер

Сядьте на стул напротив стола, положите лоб между руками на столе. Полностью выдохните.

Теперь, медленно поднимая голову, глубоко вдохните, вдыхая до основания позвоночника. Торс и плечи должны оставаться расслабленными. По мере выдоха опустите подбородок на грудь и начните двигать головой в направлении стола, вытягивая заднюю часть шеи. По мере расслабления положите голову на стол и глубоко дышите. Повторите три или больше раз.

Упражнение держит в тонусе мышцы спины, смягчает и расслабляет позвоночник. Оно также улучшает осанку и концентрацию, полезно для людей, работающих за столом или за компьютером.

Зевок энергии

Когда Вы начинает зевать, слегка надавите кончиками пальцев каждой руки на тугие точки, которые Вы чувствуете, когда щеки накрывают Ваши верхние и нижние коренные зубы.

Издайте глубокий, расслабленный звук зевка, с легкостью снимая напряжение. Повторите упражнение 3 или больше раз.

Упражнение расслабляет челюсть, снимает напряжение, стимулирует и расслабляет глаза.

Заземлитель

В положении стоя поместите ноги на расстоянии одной ноги. Левая ступня смотрит вперед, правая ступня – вправо. Теперь на выдохе согните правое колено, левое колено остается прямым. Ваше тело должно смотреть вперед. Повторите движение на протяжении трех или более полных выдохов, затем выполните упражнение в противоположном направлении.

Упражнение улучшает понимание, краткосрочную память, самовыражение и организационные навыки.

Ленивые восьмерки

Вытяните руку перед собой, большой палец должен смотреть на потолок. Медленно нарисуйте в воздухе цифру 8.

По мере рисования восьмерки сфокусируйте взгляд на большом пальце, голова должна смотреть вверх и вперед и двигаться только самую малость. Начните следить за восьмерной, начиная с уровня глаз.

Нарисуйте три полных восьмерки одной рукой, затем другой рукой, а затем двумя сжатыми руками.

Упражнение интегрирует оба визуальных поля, улучшая равновесие и координацию.

Повороты шеи

Сделайте глубокий вдох, расслабьте плечи и наклоните голову вперед. Закройте глаза и медленно и осторожно перекачивайте голову со стороны в сторону. В любой напряженной точке расслабьте голову и описывайте носом небольшие круги, глубоко дыша. Сделайте три или больше полных поворотов со стороны в сторону.

Такое упражнение улучшает дыхание, расслабляет голосовые связки, улучшает мышление.

Позитивные точки

Над центром каждой брови и на полпути к линии волос найдите небольшое углубление. Поместите три пальца каждой руки в соответствующие углубления. Закройте глаза и держите точки, слегка натягивая лоб во время 6–10 полных вдохов и выдохов.

Это упражнение снижает эмоциональное напряжение. Прикосновение к таким точкам помогает более рационально реагировать на стрессовые ситуации.

Колобок

Сядьте на мат или полотенца на полу, согнув колени и сомкнув стопы впереди себя. Затем нагнитесь назад, перенося вес на руки и бедра. Покачивайтесь небольшими кругами или вперед-назад, избавляясь от напряжения в бедрах.

Упражнение улучшает поток спинномозговой жидкости в мозг, улучшая концентрацию и понимание.

Космические кнопки

Положите два пальца над верхней губой. Другую руку положите на нижнюю часть спины, кончики пальцев должны касаться копчика. Вдохните глубоко и посмотрите на потолок. Постепенно опускайте взгляд на пол, а затем снова переводите его на потолок. Повторите упражнение три или больше раз.

Упражнение повышает внимательность, фокусировку, мотивацию и помогает принимать решения.

Подумайте о «Х»

Закройте глаза и подумайте о букве Х. Почувствуйте, что Ваше зрение похоже на Х – Ваши глаза координируются, чтобы соединять левое, правое, верхнее и нижнее зрительное поле вокруг точки фокусирования. Также почувствуйте Х-образную симметрию и организацию Вашего тела, координацию плеч и бедер.

X улучшает координацию мозга и тела для облегчения мышления, коммуникации и работы.

Шапка мысли

Положите руки на кончики ушей и одновременно аккуратно «разверните» завернутые наружные края обоих ушей. Продолжайте упражнение, спускаясь к нижней части ушей. Повторите упражнение три или больше раз.

Упражнение помогает подавить отвлекающие шумы, улучшить слышимость, кратковременную память и абстрактное мышление.

При помощи таких несложных упражнений можно значительно улучшить работу мозга и тела. Конечно, некоторые из них проблематично делать в офисе посреди рабочего дня. Поэтому авторы также разработали серию упражнений под названием «семиминутка». Это простая серия упражнений для мозга, которую необходимо выполнять каждое утро. В результате Вы будете чувствовать себя лучше, Ваша работоспособность повысится. Также данную серию упражнений можно использовать когда угодно.

Вот перечень необходимых упражнений:

  • дышим животом,
  • кнопки мозга,
  • сцепления Кука,
  • позитивные точки,
  • марш.

Источник: estet-portal.com.

    ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

    http://goo.gl/forms/TSLXcKjUWW

    ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

    Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

    Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата . Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам: 1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

    • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
    • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
    • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
    • Я имею право жаждать любви и любить других.
    • Я имею право на достойную организацию жизни.
    • Я имею право выражать недовольство.
    • Я имею право на сожаление и сочувствие.
    • … по праву рождения.
    • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
    • Я позабочусь о себе в любом случае.

    Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

    2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

    …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

    ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

    ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

    Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

    Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

Определение

Гимнастика для мозга в педагогике называется также . Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.

Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Коротко об особенностях мозга

Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.

  • Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
  • Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:

  • у девочек – до 7 лет;
  • у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.

Как тренировки влияют на мозг

Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.

Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.

Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.

Польза упражнений

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Гимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно. Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.

Лучший возраст

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил.

  • Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
  • Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
  • Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
  • В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
  • Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
  • Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений), поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Такое отношение навсегда уничтожит стремление к обучению новым видам деятельности. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.

Классификация упражнений

Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, которые представлены в таблице.

Название группы Суть Полезный результат
Направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования.
Энергетические Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.
Растягивающие Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы.
Повышающие позитивное отношение Направлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие. Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны.

Таковы основные группы упражнений для мозга. Часть из них вполне успешно может использоваться детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Примеры упражнений для 4-5 лет

Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий для ребят среднего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга следует предложить ребенку простое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности:

  1. сначала ладонь выпрямлена;
  2. потом – сжимается в кулак;
  3. далее ладонь ставится ребром;
  4. после этого последовательность повторяется.

Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными.

Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.

Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.

Порядок действий таков:

  • ребенок встает прямо;
  • поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
  • согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
  • далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.

Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника.

Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.

Энергетическое

Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота».

Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.

Растягивающее

В 4-5 лет дети могут выполнить задание «Активация рук», которое помогает улучшить внимание. Порядок действий таков:

  1. левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть;
  2. правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя;
  3. Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям.

Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.
Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программаНейрогимнастики - «Гимнастика мозга». Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Образовательная кинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.
Цели кинезиологических занятий:
Развитие межполушарной специализации.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие комиссур (межполушарных связей).
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи.
Развитие мышления.
Устранение дислексии и дисграфии.
Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.
Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
УПРАЖНЕНИЯ
Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.
1. «Кнопки мозга»
Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: Выполняется стоя.
Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки»
Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.


Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно.


Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
3. «Колено – локоть»
Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.


Исходное положение: Стоя.
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
4. «Сгибание пятки»
Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.


Исходное положение: Сидя.
Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».
Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
Три положения руки последовательно сменяют друг друга:
1. Сжатая в кулак ладонь.


2. Положение ладони ребром на плоскости стола.


3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.


Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.
6. «Слон»
Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.


Исходное положение: Стоя.
Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.
Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки для глаз»
Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.


Исходное положение: Стоя или сидя.
Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.
8. «Ленивые восьмерки для письма»


Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру;
затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру.
Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.
9. «Зеркальное рисование»


Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.


Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
10. «Энергетическая зевота»
Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.


Исходное положение: Сидя.
Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.
11. «Думающая шляпа»
На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.


Исходное положение: Сидя или стоя.
Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.
Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.
Занятие подготовила и провела Тимонина О.А., учитель-логопед, школа №5 г.Щелково



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!