Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Комплекс стретчинга для детей. Основные виды движений

Андреева Елена Викторовна,

инструктор по физической культуре

стаж работы 30 лет

МБДОУ "Детский сад № 1" г.Нефтеюганск

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В последнее время дети чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посещающими ДОУ, поэтому, именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одна из методик, которую я использую - игровой стретчинг. Автором методики является Е. В. Сулим.

Для чего же нужен игровой стретчинг и на что он направлен?

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

В ходе проведения занятия решаю следующие задачи :

  1. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  2. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  3. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Значение игрового стретчинга

Увеличивается подвижность суставов

Мышцы становятся более эластичными и гибкими

Повышается общая двигательная активность

Упражнения направлены на формирование правильной осанки

Воспитываются выносливость и старательность

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится до 35 мин.

Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия.Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. На занятии я использовала 6 упражнений игрового стретчинга. Упражнения подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц.

Например, упражнение «Солнышко»

Упражнение «Самолёт взлетает» -

«Лодочка» - укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

«Дуб»

Все упражнения стретчинга выполняются под музыку.

Обучение детей основным видам движениям не должно остаться без внимания. Я использовала круговую тренировку, так как она является наиболее эффективной формой организации занятий в старшем дошкольном возрасте. ОВД я подобрала так, чтобы работали все группы мышц.

На гимнастической лестнице укрепляются мышцы брюшного пресса.

На гимнастической скамейке с мячом укрепляются мышцы рук, ног.

Прыжки через скамейку развивают прыгучесть.

Дети с высоким уровнем физического развития выполняли с усложнением: большее количество раз на гимнастической скамейке; прыжки через гимнастическую скамейку боком; ходьба в приседе по скамейке с набивным мячом на вытянутых руках

Подвижная игра «Хвостики» - также составляющая основной части занятия. В игре дети развивают быстроту, ловкость, координацию движений.

В заключительной части занятия решается задача восстановления организма после физических нагрузок Я использовала релаксационное упражнение на расслабление всего тела «Снеговик».

Упражнение на релаксацию выполняется под музыкальное сопровождение.

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

  1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок.
  2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например: «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.
  3. Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
  4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
  5. Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Я работаю с детьми четвёртый год. Я знаю их возможности. Поэтому требования к детям индивидуальные.
  6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.

Основные правила стретчинга, которые я выполняла в течение всего занятия:

Разогрев перед упражнениями;

Медленное и плавное выполнение упражнений;

-«правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;

Спокойное дыхание;

Растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

Конспект физкультурного занятия

«Круговая силовая тренировка с элементами стретчинга»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель: всестороннее развитие физических и психических качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; формирование потребности в движении.

Задачи:

Развивать мышечную силу, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок, ловкость, выносливость, умение соотносить движения с музыкой;

Закреплять и совершенствовать силовые упражнения на гимнастической лестнице и гимнастической скамейке;

Воспитывать внимание, упорство, уверенность в своих силах, дисциплинированность;

Продолжать формировать умение оценивать свои действия и действия товарищей;

Формировать интерес к упражнениям игрового стретчинга.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастическая скамейка – 2 шт, гимнастическая лестница; набивной мяч /вес 1кг/; гимнастические коврики, косички – по количеству детей; медальки из самоклеющейся бумаги – золото, серебро, бронза.

Музыкальный материал: А.И.Буренина Ритмическая мозаика «Голубая вода».

Танцевальная ритмика для детей «Спортивный тренаж».

Релакс – музыка «Мечты о лете».

Используемая литература : Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг».

Ход занятия

Инструктор: Ребята, закончились Олимпийские игры. Россия заняла 1 место. Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы выиграть в соревнованиях? /ответы детей/

Инструктор: Вы хотите быть сильными, быстрыми, выносливыми? Что для этого нужно? /тренироваться/Сейчас мы пойдём на стадион и проведём там тренировку. Отправляемся?

/муз сопровождение «Спортивный тренаж»/

I .Вводная часть

Инструктор: Группа, равняйсь! Смирно! За направляющим шагом марш!

Ходьба в колонну по 1.

Чтобы не терять времени начинаем разминку! Укрепляем мышцы спины, мышцы стопы!

Руки вверх, на носках - ладошки смотрят друг на друга, подтянули колени, животы.

Руки за голову, на пятках – локти в стороны, спина прямая, носки потянуть на себя.

Руки на пояс, локти чуть назад, спина прямая, идём перекатом с пятки на носок.

А сейчас укрепляем мышцы ног.

Полный присед, руки на колени, ходьба в глубоком приседе

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс - спина прямая.

Давайте путь мы сократим, до стадиона побежим!

Медленный бег 1 мин, дыхание не задерживаем.

Упражнение на дыхание «Шалтай – болтай»

Мы прибежали на стадион. Продолжим разминку.

Дети по ходу движения берут коврики.

Инструктор: Группа, внимание! В 3 колонны через середину зала марш!

Дети кладут коврики.

Инструктор: Продолжаем разминку с элементами игрового стретчинга.

II . Основная часть

Комплекс упражнений стретчинга выполняется под музыкальное сопровождение «Голубая вода».

1. «Поза воина» - укрепляет мышцы спины, тазобедренные и плечевые суставы.

И.П.- широкая стойка, стопы параллельно, правую стопу развернуть вправо.

1- 2- 3 – медленно поднять руки в стороны;

4 - не опуская рук повернуть голову направо, смотреть на кончики пальцев рук;

5-8 – держать позу.

По 2 раза в каждую сторону.

2. «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.

И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны.

1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута вверх;

5-8- стоять в наклоне;

9-12- медленно выпрямиться.

То же в другую сторону.

По 2 раза в каждую сторону.

3. «Дуб» - укрепляем мышцы спины, ног.

И.П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу;

3-4 - полуприсед, ноги крепко упираются в пол;

5-8- стоять в полуприседе;

Повторить 4 раза.

4. «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.

И.П. - сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку /вдох/;

2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх /выдох/;

3-4 - руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх /вдох/;

То же другой ногой, по 2 раза на каждую ногу.

6. «Сорванный цветок» - растягивание мышц ног и спины.

И.П. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.

1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;

2– 4 - наклониться к прямой ноге, коснуться лбом колена, тянуться руками к пальцам ног, нога прямая;

5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх.потянуться;

То же на другую ногу. 3-4 раза на каждую ногу.

7. «Морская звезда» - растягивание мышц бёдер.

И.П. – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища.

1- сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади;

2- передвигая руки назад лечь на спину;

3-4 - колени развести в стороны, руки в стороны.

Лежать 10 сек. Медленно встать, выпрямить одну ногу, затем другую, расслабить.

Инструктор: Молодцы, ребята! Мы провели разминку, переходим к тренировке.

Проводим круговую тренировку по станциям.

Основные виды движений

1 станция – на гимнастической скамейке. Ходьба в приседе с набивным мячом в руках. /усложнение: мяч держать на вытянутых руках/. Дети выполняют задание самостоятельно.

2 станция – на гимнастической лестнице. Вис с подъёмом прямых ног до угла 90 градусов.

6 раз /усложнение – 10 раз/.

3 станция – прыжки через скамейку на 2 ногах, стоя лицом к скамейке /усложнение: прыжки, стоя боком к скамейке/.

Инструктор: Тренировку провели, можно и поиграть.

Подвижная игра «Хвостики».

Инструктор: Ребята, вспомните основные правила игры /хвостики руками не держать, уворачиваться, не наталкиваться друг на друга./

Дети при помощи считалки выбирают водящего.

Между играми упражнение на дыхание: Носом вдох, а выдох ртом,

Снова носиком вдохнём,

Выдохнем опять мы ртом.

III . Заключительная часть

Упражнение на расслабление всего организма «Снежная баба» выполняется под релакс – музыку «Мечты о лете».

Инструктор: Ребята, представьте, что каждый из вас превратился в снежную бабу. Огромную красивую, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. /Далее дети изображают, как тает снежная баба/. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Дети ложатся на пол, отдыхают, расслабляются.

Построение в 1 шеренгу.

Инструктор: Ребята, мы с вами провели силовую тренировку. Как вы думаете, нам с вами есть, за что себя похвалить?

Было ли вам легко? Всё ли у вас получилось? Какое упражнение на сегодняшней тренировке оказалось самым трудным? Что нужно делать, чтобы было легко?

Инструктор: Молодцы! Вы все хорошо тренировались, укрепили мышцы, поиграли. Были быстрыми, ловкими. Я для вас приготовила медали. Подумайте, какой медали вы сегодня достойны. Каждый из вас оценит свою работу на тренировке и возьмет ту медаль, какой он достоин.

Дети берут медали, приклеивают на футболку.

Инструктор: В 1 шеренгу становись! Тренировка окончена! Идём в детский сад!

Используемая литература:

  1. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга», Москва, 2012г.
  2. Н. Москвитина «Круговая тренировка»// «Спорт в школе» №18 (325), сентябрь 2003г.
  3. Н. Замотаева «Организация физкультурных занятий// «Дошкольное воспитание» №5, 2005г.
  4. Фотографии из архива инструктора по физической культуре Е.В. Андреевой(приложение №1).

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002631

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Стретчинг - комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий.

Игровой стретчинг - специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми дошкольного возраста в игровой форме.
Занятия стретчингом увеличивают подвижность суставов, снижают мышечное напряжение.
Игровым стретчингом в детском саду можно заниматься начиная со 2 младшей группы (3-4 года)
В основе игрового стретчинга имитационные, образно-подражательные движения, позволяющие осуществлять смену двигательной деятельности, сочетать


динамические и статические упражнения. По методике игровой стретчинг проводятся в виде тематической или сюжетно-ролевой игры, состоящей из группы взаимосвязанных упражнений имитационного характера, способствующих решению оздоровительных и развивающих задач (количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных возможностей детей). Игровой стретчинг можно проводить с музыкальным сопровождением: используются отрывки классической, современной, народной музыки.
Задачи игрового стретчинга
  • оптимизировать развитие опорно-двигательного аппарата
  • совершенствовать физические способности: гибкость (подвижность в различных суставах), мышечную силу, выносливость, координационные способности
  • развивать внимание, воображение, память
  • развивать нервную и сердечно-сосудистую системы, органы дыхания и кровообращения
  • воспитывать умение эмоционально выполнять движения, проявлять творческую инициативу

Использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях

Игровой стретчинг используется в основной части физкультурного занятия.
Инструктор продумывает интересный сюжет для начальной организации, создания эмоционального и психологического настроя детей. Дети выполняют действия в соответствии с развитием сюжета. Сюжет может повторятся и развиваться на следующих занятиях. Предлагаемые упражнения не должны быть сложными, чтобы дети в свободной игровой форме смогли освоить основные движения, но и не совсем простыми — стимулирующими мобилизацию силы для повышения оздоровительного эффекта, поддержания интереса детей заниматься игровым стретчингом. Придумать развитие сюжета и предлагать новые движения могут самими дети (инструктор принимает инициативу, подбирает правильные упражнения).

Пример занятия с использованием игрового стретчинга

Сюжетно- игровое физкультурное занятие с элементами стретчинга

«Превращение капельки в снежинку»

Вводная часть
Построение в шеренгу, равнение, поворот направо, ходьба в колонне по одному обычная.
Дети начинают ходьбу, инструктор вводит детей в игровую ситуацию.
Сегодня, ребята, я расскажу вам историю одной капельки. После разминки мы сможем узнать о ней много интересного и даже побывать в образе капельки. Поставили руки на пояс, ходьба с высоким подниманием колена, на носках, на пятках, бег в колонне по одному с переходом на ходьбу. Включается музыка (такая, чтобы дети выполнили бег врассыпную и построились на гимнастических ковриках). Итак, наша история начинается, займите места на ковриках.
Дети встают на гимнастические коврики — «тучки».
Основная часть
Однажды весной, высоко в небе, на тучке родилась маленькая капелька.
«Маленькая капелька»
И.п. сидя на коленях, руки вдоль туловища - руки поднять вверх, выпрямляя спину потянуть позвоночник, выполнить вдох, на выдохе наклониться вперед, положить грудь на колени, лбом коснуться пола, руки положить на пол вдоль туловища, ладони тыльной стороной обращены вверх.
Она быстро подружилась с другими капельками, живущими по соседству. Всю весну, лето и осень веселые подружки спускались на землю в виде дождя, пробуждая природу, принося прохладу в жаркие дни или играя с людьми в прятки, заставляя их укрываться под зонтами. Но вот, наступили холода. Подружки — капельки спрятались в своих тучках, и наша маленькая капелька заскучала.
Села капелька на тучку и заскучала
«Капелька скучает»
И.п. сидя, руки в упоре за спиной, подтянуть колени к себе, пятки прижать к ягодицам - выпрямляя спину вытянуть позвоночник, выполнить вдох, на выдохе обхватить колени руками, голову опустить на колени.
Все чаще стала поглядывать капелька вниз на землю
«Капелька смотрит с тучки на землю»
И.п. ноги чуть шире плеч, руки согнутые в локтевых суставах поставить на бедра - поднять руки вверх, выпрямляя спину потянуть позвоночник, выполнить вдох, на выдохе наклониться вперед, до полного касания пола, ладонями упереться в пол на ширине плеч.
А внизу так интересно, все белым-бело, дети катаются на санках, на коньках на лыжах.
Не удержалась капелька и полетела вниз.
«Капелька летит вниз»
И.п. стоя, ноги вместе, колени прямые - поднять руки вверх, выпрямляя спину потянуть позвоночник, выполнить вдох, опустить руки,на выдохе наклониться вперед, голова при наклоне тянется к полу, лбом коснуться ног, руки сцепить за лодыжками.
И вдруг, капелька стала замерзать, но это нисколько ее не напугало, она почувствовала, что стала меняться, что в полете она из обычной капельки превращается в прекрасную снежинку.
«Капелька превращается в снежинку»
И.п. стоя на коленях, руки опущены вниз, сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади, отодвигая руки назад, лечь на спину, немного развести колени в стороны, руки положить на пол в стороны ладонями вниз.
Легкий ветерок подхватил снежинку и она плавно опустилась на землю
«Капелька-снежинка опустилась на землю»
И.п. сидя, ноги в стороны, руки опущены, выпрямляя спину вытянуть позвоночник, поднять руки вверх, наклониться вниз-вперед, между ног, руки вытянуть вперед, положить на пол, коснуться лбом пола.
Здесь капелька-снежинка увидела, что то белое поле, так понравившееся ей на тучке это такие же любопытные снежинки, которые не смогли усидеть на тучке, спустились на землю и теперь радуют ребятишек своими искрящимися на солнце белоснежными улыбками.
Какие мы все разные, заметила капелька- снежинка
«Разные снежинки»
Дети принимают разные позы из любого исходного положения
Но все мы вместе будем играть с ребятами, принося им радость.
Дети встают на ноги, относят на место коврики, строятся в круг
Основные движения
Обрадовалась капелька-снежинка, что и здесь у нее много подружек
«Снежинка радуется встрече с подружками» - прыжки на месте ноги вместе-ноги врозь .

Увидела капелька-снежинка, как комочки из снега ребята бросают далеко-далеко, и так захотелось ей полетать, что она присоединилась к другим снежинкам - дети берутся за руки, закручиваются «в клубок».
Коммуникативная игра «Снежок»
Вот какой плотный снежок получился. Затем замыкающий их «распутывает», дети берут заранее заготовленные набивные мешочки в форме снежка, весом 150 г., строятся для метания - метание набивного мешочка вдаль .

Вдоволь полетав, капелька-снежинка отправилась на снежную горку - ходьба по наклонной доске вверх и вниз .

Как весело капельке-снежинке!
Подвижная игра « Красивые снежинки». Подул ветерок, все снежинки разлетелись - бег врассыпную, а потом тихо опустились на землю, какие красивые снежинки, принять интересную позу. Игра проводится 2-3 раза, последний раз дети ложатся на пол
Релаксация
Звучит музыка.
Сейчас каждый из вас — белая, красивая снежинка. Снежинки медленно падают с неба из снежной тучки, кружатся в воздухе и опускаются на землю, укрывая ее теплым снежным одеялом. Но вот, поднимается ветер, подхватывает снежинки и несет их высоко в небо. Настоящая вьюга. Ветер стихает, снежинки снова медленно, плавно опускаются на землю.
Заключительная часть
Дети встают на ноги, ходьба по залу.
Капелька-снежинка всю зиму будет радовать детей, играть с ними, а когда наступит весна, пригреет солнышко, снежинка снова превратится в капельку и вернется на свою тучку.

Игровой стретчинг для детворы — веселая и очень полезная забава. Учитывая, сколько времени современные дети проводят сидя у телевизора или за планшетом, и пластичность просто необходимы. Но, насколько это полезно, важно знать маме. Малыш же хочет просто веселиться! Так давайте устроим ему веселье с пользой для здоровья.

Что такое детский игровой стретчинг

Стретчинг — это система упражнения на статическую растяжку позвоночника и мышц тела. Эти упражнения — отличная профилактика нарушений осанки, плоскостопия. Они поддерживают подвижность и гибкость суставов, снимают чрезмерную нагрузку и предупреждают травмы. Стретчинг активизирует кровообращение и защитные силы организма, повышает работоспособность, а это полезно и детям, и взрослым.

За что дети любят игровой стретчинг

Упражнения игрового стретчинга выполняются под музыку и в сопровождении интересной истории. При этом малыш и тело тренирует, и внимание, и воображение. Ведь в ходе занятия он должен представлять себя в роли разных героев, у каждого из которых свои повадки и особенности.

Упражнения повторяются столько раз, сколько малыш, в силу своего возраста, может выполнять их с удовольствием. Для трехлетки это не больше 4-5 повторений, в пять лет — до семи повторений, к семи годам можно повторять до 10 раз. Весь комплекс занимает около 30 минут.

Большинство упражнений выполняются лежа на полу, это еще одна причина, почему детям нравится игровой стретчинг.

Как придумать историю для упражнений игрового стретчинга

Сказку, для сопровождения занятия стретчингом несложно придумать самостоятельно. Главное, чтобы эта история включала ненавязчивые описания основных упражнений. Можно даже вписать в сюжет какие-то воспитательные моменты: дружбу,честность, взаимовыручку.

Пример сказки для игрового стретчинга для дошкольников

Жил когда-то маленький котенок Рыжик. (Дети встают на четвереньки, выгибают спину дугой и поднимают голову, изображая котенка).

Однажды утром Рыжик проснулся, хорошенько потянулся (дети поднимаются на колени и тянутся руками вверх. Ладошки при этом сложены вместе. Затем медленно наклоняются, пока ребре ладошек не коснутся пола) и быстренько побежал играть на любимый чердак. (Дети лежат на животе, руки под подбородком, по очереди сгибают ноги в коленях, пятками касаясь ягодиц).

Но, когда котенок поднялся по ступенькам, он увидел, что на дверях чердака висит огромный замок. (Правую руку сгибают в локте и переносят через правое плечо, ладошкой внутрь. Левую заносят за спину, ладошкой наружу. Пальцы обеих рук сцепляют в «замок», и левой рукой тянут вниз. Затем меняют руки местами, и повторяют «замок» еще раз.

Рыжик сидел (дети сидят на пятках), и грустно смотрел на двери. Как вдруг котенок вспомнил, что давно не бывал в саду, где поспели пахучие груши и яблоки. Не теряя времени, он побежал вниз, в сад. (Дети лежат на животе, руки под подбородком, и «бегут», сгибая поочередно ноги и касаясь пяточками ягодиц).

В тени деревьев Рыжик любовался бархатистыми бабочками (дети сидят по-турецки), которые кружили и перелетали с цветка на цветок. (Дети перевоплощаются в бабочку: ставят ладони на пояс и машут согнутыми в локте руками-крылышками).

Вдруг Рыжик услышал странный звук, и испуганно притаился в траве. (Дети сидят на пятках).

Набравшись смелости, он обернулся, и увидел лягушонка, который квакал рядом с ним. (дети изображают лягушонка: стоят, расставив ноги и согнув в локтях расставленные руки. Затем садятся на корточки, широко расставив колени, и упираясь в пол ладошками).

Котенок не смог удержатся от смеха, и покатился по траве. (Дети сидят, обхватив ноги, согнутые в коленях. Затем пригибают голову к коленям, осторожно перекатываются на спину и возвращаются в исходное положение).

Целый день лягушонок и Рыжик прыгали наперегонки в саду (дети подпрыгивают на месте).

Когда солнышко стало садиться, котенок решил, что пора домой. Он важно вышагивал по двору и мечтал, чтобы скорее пришел завтрашний день, и он снова встретился с лягушонком (Дети маршируют на месте, высоко поднимая колени и держа спинку прямо).

Основное правило комплекса упражнений игрового стретчинга для детей — динамичные движения должны чередоваться со статическими. Смена упражнений должна происходить достаточно медленно, чтобы дети не чувствовали усталости.

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ

КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится «Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Многие дети нашего учреждения страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку.

В настоящее время разработано много интересных и разнообразных

форм физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих

технологий. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети

живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все упражнения и занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Манипулирование своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. Основное различие между упражнениями стретчинга и обычными физическими упражнениями состоит в том, что последние для своего выполнения требуют большого напряжения, а упражнения стретчинга, наоборот, отказываются от движений, требующих напряжения. Не интенсивность, а систематичность упражнений - вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать заниматься с детьми 4-х летнего возраста. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии я даю новую игру-сказку, в которой дети «превращаются» в различных животных, насекомых и выполняют в интересной форме сложные упражнения.

Основными принципами организации занятий являются:

    Наглядность – Показ физических упражнений, образный рассказ.

    Доступность – Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

    Систематичность – Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

    Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

    Индивидуально-дифференциальный подход – Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

    Сознательность – Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

В ходе проведения занятий по игровому стретчингу решаются следующие задачи:

    Обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга.

    Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов.

    Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.

    Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

    Поддерживать интерес детей к занятиям.

    Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

    Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.

Элементы игрового стретчинга можно включать в любые формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Утренняя гимнастика с элементами игрового стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся.

Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее

соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.

Упражнения методики игрового стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры, но отличаются большей статикой своего выполнения, и более игровым характером, введением элементарных, доступных детям навыков концентрация и релаксации, дыхательных упражнений. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

1. Игровым стретчингом можно заниматься индивидуально или в группе.

При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности

детей.

2. Время проведения занятий тоже зависит от возраста детей: 3-4 года – 25-30

минут; 5-6 лет – 40 минут; 6-7 лет.

3. Заниматься лучше всего в хорошо проветренном помещении. Коврик для

занятий должен быть удобным и иметь приятный для ребенка цвет.

4. Старайтесь, чтобы дети соблюдали принцип постепенности. Не стоит

спешить во время занятий.

5. Помните, что все упражнения основаны на чередовании напряжения и

расслабления мышц.

6. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на

сходные группы мышц.

7. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических

форм работы мышц.

Соблюдайте в занятиях принцип регулярности.

8. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Если ребенка заставлять. То пользы

от этого занятия не будет никакой. Об этом свидетельствуют исследования американских физиологов. Физические упражнения полезны для здоровья

только в том случае, если выполняются добровольно.

9. Педагогу необходимо уважать своих детей.

Игровые упражнения стретчинга способствуют тренировке всех функций организма. Это - напряжение – расслабление - растяжение, отсутствие травм; - статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость; улучшается подвижность суставов; растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость; снимает мышечное напряжение; во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма; способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться; улучшается пластичность; появляется артистизм - улучшает самочувствие и поднимает настроение; укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»

Галдаева Юлия Олеговна,

Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск

Юлия Севостьянова

Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга .

Почему стретчинг и что это такое ?

Стретчингом называется метод , с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом : улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

Образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится с малышами столько, сколько они сами захотят. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Цель : Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга »

Задачи :

Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия) .

Совершенствовать физические способности : развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

Развивать психические функции : внимание, память, воображение, умственные способности.

Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движений.

Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

9 слайд :

Основные принципы организации занятий

Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

Принцип систематичности - Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Принцип постепенности - Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей. Принцип индивидуальности - Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

Принцип наглядности - Показ физических упражнений, образный рассказ.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Структура построения занятий :

Занятия состоят из 3 частей.

В первой (вводной) части занятия, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В качестве ОРУ можно использовать музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию и эмоциональное настроение ребенка.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу . Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии знакомим детей с новыми движениями (без музыки, закрепляем уже известные. На втором занятии – совершенствуем и уточняем выполнение упражнений. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

В третьей (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию необходимо включать в каждое занятие, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме . Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действия.

На занятиях используется художественное слово, музыка и личный показ. Следует помнить : НЕ ИНТЕНСИВНОСТЬ, А СИСТЕМАТИЧНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ – ВОТ КЛЮЧ К УСПЕХУ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТРЕТЧИНГОМ !

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования.

Поэтому были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах .

Элементы стретчинга интегрируются в физкультминутки, в комплексы бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой. Комплексные сюжетные занятия игровым стретчингом могут проводиться в качестве спортивных развлечений.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми .

Физкутьтминутка - кратковременные физические упражнения - проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) .

С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление , восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность : В отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность : Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Работа с родителями.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка, поэтому очень важна здесь вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность в течение года (создана картотека упражнений, папки-передвижки, выступление на род. собраниях, семинары, открытые занятия, совместные развлечения)

Занятия по предложенной мною методике помогают ребенку развивать чувство ритма, укреплять мышцы, выровнять осанку, снимать закомплексованность. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

Данная методика дает положительные результаты физических и скоростно-силовых качеств.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!