Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Лфк для исправления осанки у детей. Комплекс упражнений для укрепления мышц спины. В чем смысл упражнений

Напряжение в теле и позвоночнике, вызванное неправильной статической и динамической осанкой у детей, опасно приобретением множества вредных привычек, в дальнейшем влияющих на рост ребёнка и его будущие постуральные рефлексы - обеспечивающие правильное положение тела в пространстве. Именно поэтому так важно позаботиться о здоровой осанке чада своевременно. В первую очередь необходимо прививать ребёнку любовь и привычку к активному образу жизни, а при необходимости - уделить внимание занятиям лечебной физкультурой (ЛФК).

Суть упражнений для формирования правильной осанки у детей

Осанка - это способность тела контролировать своё положение в пространстве, преодолевая действие внешних сил (тяжести, реакции опоры, сопротивления и инерции). Это касается как статической (сидя в одной позиции), так и динамической (поддерживающая баланс) осанки.

Частые дефекты осанки: поясничный лордоз, грудной кифоз и сутулость. Такие дефекты осанки могут сочетаться со сколиозом

Возможно, вы слышали о проприоцепции? Это ощущение мышц своего тела и положение отдельных его частей в пространстве у здорового человека. Проприоцепция действует благодаря рецепторам, расположенным в коже, мышцах и суставах для создания внутреннего образа вашего тела.

Детская осанка - предмет, всё больше интересующий родителей. Хорошая осанка очень важна как для дошкольников, так и для младших школьников и подростков. Ни для кого не новость, что правильное положение позвоночника формируется с детства, особенно следует ему уделять внимание во время так называемых фаз быстрого роста: в 6–7 лет, а также в 11–12 лет.

Поскольку современные дети в большинстве ведут малоподвижный образ жизни (учёба в школе, игры за компьютером, просмотр телепередач), то возникает дефицит активных физических движений. А это влечёт за собой - нарушение осанки.

Даже если у ребёнка пока не обнаружено никаких проблем со спиной - активный образ жизни является отличной профилактикой. Учитывая интересы ребёнка, его можно записать на плаванье, верховую езду, боевые искусства. Эти виды спорта отлично формируют основы здоровой осанки. Для коррекции уже имеющихся проблем, а также, с профилактической точки зрения, если есть анатомическая расположенность, необходимо вовремя приобщить ребёнка к занятиям специальной гимнастикой. Лечебно-профилактический физкультурный комплекс против дефектов осанки в детском возрасте содержит в себе упражнения:

  • на тренировку мышечно-связочного аппарата спины - используют с целью профилактики;
  • корректирующие постановку позвоночного столба - применяют для избавления от нарушений осанки или с целью остановки прогрессирования искривлений.

Позитивное влияние ЛФК на здоровье организма выражается в таких изменениях, как:

  • укрепление мышечного корсета и достижение функциональной симметрии;
  • качественное развитие двигательных функций;
  • стимулирование обмена веществ;
  • натренированность сердца и лёгких;
  • стабилизация психоэмоционального фона;
  • тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм;
  • устранение деформации - при лёгких формах - или остановка прогрессирования (в сложных случаях).

Необходимым условием занятий ЛФК при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах лечения, являются начальные разгрузочные позы (лёжа, стоя).

Запрещённые упражнения при дефектах осанки

Различают осанку 4-х типов по Штаффелю. Первый тип - это здоровая осанка с нормальными физиологическими изгибами позвоночника, позволяющими амортизировать нагрузки, равномерно распределяя их на позвоночный столб и связочно-мышечный аппарат. Остальные три типа отражают те или иные нарушения в грудном либо поясничном отделе.

Каждый тип нарушения подразумевает неправильное положение всей конструкции позвоночника. Поэтому воздействуя посредством физкультуры, например, на грудной отдел - обязательно необходимо учитывать также состояние шейного и поясничного. Чтобы избежать «перекосов» необходимо воздержаться от некоторых видов упражнений. При деформациях позвоночника в лечебной физкультуре следует избегать:

  • чрезмерных перегибов в грудном и поясничном отделах;
  • статических упражнений с жёсткой нагрузкой на спину (особенно в положении сидя);
  • резких рывков, поворотов, скручиваний;
  • одностороннего подъёма тяжестей;
  • неравномерной нагрузки на корпус;
  • акробатических элементов (стойка на лопатках, голове или руках, мостик, берёзка, кувырки);
  • бега на скорость, прыжков, соскоков (сотрясения чрезмерно травмируют позвоночник);
  • упражнений, перерастягивающих позвоночник при закруглённой нестабильной спине (пассивные висы).

Показания и противопоказания к ЛФК

Физическая терапия против дефектов осанки показан при любом типе её нарушения, поскольку это единственный способ целенаправленного укрепления стабилизирующих мышц туловища. Лечебная физкультура необходима пациенту, если у него:

  • плоская спина - физиологические изгибы недостаточно выражены, плоская грудная клетка и выпяченные в разные стороны лопатки. Упругость и амортизационные свойства позвоночника недостаточны, он склонен к различным искривлениям;
  • закруглённая спина - формируется из-за усиленного физиологического кифоза грудного отдела, чтобы его уравновесить в поясничном и шейном отделе также образовывается компенсаторный выраженный лордоз. Ввиду чрезмерных прогибов позвоночник является избыточно подвижным. Боковые искривления не характерны для этого типа осанки;
  • сутулая спина - преобладает кифоз грудного отдела, на фоне остальных слабовыраженных прогибов. Характерна сколиотическая осанка: одно плечо (лопатка) выше другого. Сутулая спина - патология, которая встречается в любом возрасте.

Сутулость - самый распространённый дефект осанки. Чаще всего встречается у девочек-подростков. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, который создаёт впечатление, что человек «грустит», голова и плени наклонены вперёд.

Необходимым условием успешного лечения является полноценный рацион, активный образ жизни, контроль массы тела, прогулки на свежем воздухе. Поверхность для сна должна быть жёсткой. Рабочее место ребёнку необходимо подобрать по росту так, чтобы он не сутулился и не кривил спину набок. Свет должен падать с левой стороны. А также важна своевременная проверка зрения.

Абсолютных противопоказаний для занятий лечебной гимнастикой нет, поскольку врач всегда подберёт комплекс индивидуальный по сложности и направленный на улучшение состояния осанки ребёнка. Но при некоторых сопутствующих состояниях и заболеваниях следует воздержаться от упражнений до стабилизации здоровья. Относительные противопоказания включают:

  • острые воспалительные заболевания;
  • вирус или инфекцию с повышением температуры тела;
  • боль в суставах или мышцах;
  • наличие быстропрогрессирующих искривлений позвоночника (сколиоза).

Когда острое воспаление или боль прошли - можно приступать к занятиям, осторожно начиная с наиболее простых и лёгких упражнений.

Подготовительный этап

После того как физиотерапевт определил тип деформации осанки, противопоказания исключены, а сопутствующие факторы учтены - пациенту назначают определённый комплекс ЛФК, направленный на коррекцию и устранение дефектов. Прежде чем приступить к выполнению комплекса, нужно убедиться, что ребёнку обеспечен достаточный комфорт, ничто его не беспокоит и не угрожает его самочувствию. Вот некоторые правила подготовки:


Занятия проходят в специально оборудованных медицинских кабинетах с сопровождением инструктора - физиотерапевта. В дальнейшем несложные комплексы можно практиковать в домашней обстановке.

Комплексы упражнений - как правильно выполнять

Любой комплекс ЛФК состоит из трёх этапов:

  • разминка - например, ходьба на месте или по кругу, вращение и махи руками и ногами;
  • основные упражнения - определённый комплекс, направленный на устранение дефекта;
  • растяжка и расслабление - плавная растяжка основных групп мышц.

Общие правила выполнения упражнений:

  1. Заниматься нужно не менее трёх раз в неделю. Длительность одного урока не более 30 мин для детей 6–7 лет, 45–60 минут для подростков;
  2. Параллельно с гимнастикой необходимо приучать детей к правильной технике дыхания, не задерживать его. На выдохе выполняются элементы с усилием;
  3. Движения поначалу должны быть осторожными и плавными - никаких рывков и ускоренного темпа! Сложность элементов нарастает постепенно от занятия к занятию;
  4. До старта занятий ребёнка нужно предупредить о необходимости сообщать физиотерапевту о боли или дискомфорте, если они возникнут;
  5. Самочувствие в день занятий должно быть хорошим, без отклонений;
  6. Нельзя заниматься поздно вечером;
  7. С первых занятий необходимо уделять достаточно внимания правильной технике упражнений (спина ровная, плечи расправлены, подбородок чуть приподнят);
  8. Для получения эффекта важна системность и регулярность. Нельзя пропускать занятия без серьёзной причины.

Лечебные упражнения нужно выполнять регулярно, иначе эффект от них будет слабым и невыразительным

Важно, чтоб ребёнок доверительно относился к физиотерапевту, не стесняясь комментировать свои ощущения во время физических упражнений.

Физкультурный комплекс для профилактики нарушения осанки у детей и подростков

Для выполнения нужен спортивный коврик и гимнастическая палка (детям 6–9 лет необходима помощь взрослого). Количество повторов каждого упражнения 6–7 раз:


Профилактические упражнения для анатомической осанки у детей: видео

Зарядка при кифозе у детей

Комплекс можно применять в качестве профилактики юношеского кифоза (болезни Шейермана Мау) у детей 10–12 лет. Если вовремя начать физическую терапию, то в раннем возрасте такая осанка поддаётся неплохой коррекции. Лечебной физкультурой, правда, нужно заниматься регулярно не менее года. Если время упущено, то исправить кифоз во взрослом возрасте уже очень сложно, из-за анатомических изменений в позвонках. Каждое упражнение следует повторять по 5 раз, если не указано другое.

  1. Разминка: ходьба на месте или по кругу 1–2 минуты; руки поднимаются, максимально потягивается все туловище на носочках (вдох), при выдохе - руки опускаются (сделать 3–5 раз).
  2. Лечь ровно на живот, вытянувшись в одну линию, голову положить набок. Оторвать от горизонтальной поверхности туловище и руки, голова - продолжение позвоночника, и приостановиться на 5 секунд в такой позе. Спину следует держать ровной и нельзя поднимать ноги - их может придерживать инструктор (сделать 5 раз).
  3. Упражнение выполнять по аналогии к предыдущему, только прямые руки разведены по сторонам, наподобие «крыльев самолёта»; ещё один вариант этого упражнения, когда руки согнуты в локтях, как маленькие крылышки, кисти в кулачках на уровне плеч, лопатки сведены; далее ребёнок опускает руки вдоль туловища и снова отрывает верхнюю часть корпуса от пола (сделать 5 раз каждый из вариантов).
  4. Более сложное упражнение, состоящее из элементов предыдущих, лёжа на животе, ребёнок отрывает верхнюю часть корпуса от пола и в этой позе меняет положение рук: вдоль тела, сгибает в локтях, выпрямляет вперёд, снова сгибает в локтях, опять - вдоль тела. Важно следить за положением ног и головы.
  5. Начальная поза: лечь на спину, плечи и руки опущены, лопатки и поясница максимально соприкасаются с полом. Поднимать ноги, согнув колени и сформировав прямой угол, зафиксировать на 5 секунд и вернуть в начальное положение. Во время подъёма ног инструктор на первых порах рукой фиксирует живот, чтобы ребёнок не прогибал поясницу.
  6. В том же положении: подъёмы прямых ног до угла 45 градусов с полом. И также фиксировать на 5 секунд при каждом поднятии. Необходимо контролировать, чтобы плечевой пояс и поясница не отрывались от земли.
  7. Упражнение, скомбинированное из двух предыдущих: прямые ноги оторвать от пола под углом 45 градусов, согнуть в коленях, опять выпрямить и плавно опустить на пол.
  8. Упражнение «ножницы»: лёжа на спине, поднять прямые ноги под углом 45 градусов к полу и выполнять горизонтальные махи ногами, перекрещивая их. Плечи и поясница не отрываются от пола.
  9. То же самое, что и в предыдущем упражнении, только выполнять - вертикальные махи ногами.
  10. Упражнение «велосипед»: лёжа на спине, ноги поднять и согнуть в коленях, имитировать ими езду на велосипеде вперёд, и назад - ноги «крутятся» в обратную сторону (30 раз).
  11. Начальная поза: стоя у стены. К стене прижать голову, лопатки, ягодицы, голени, пятки, поясницу не прогибать. Плечи и бёдра на одном уровне с точки зрения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Находиться в такой позе в течение 1 минуты, постепенно, от урока к уроку, увеличивая продолжительность. Идеально - выполнять в итоге это упражнение без опоры на стенку.

Зарядка при кифозе у детей: видео

5 простых и эффективных упражнений на растяжку спины

Упражнения предназначены для выработки идеальной осанки у школьников и подростков. Комплекс несложный и занимает совсем немного времени - в этом его преимущество. Каждое упражнение нужно повторить от 3 до 5 раз.

  1. Начальная поза: сесть на колени, ягодицы накрывают пятки, руки вытянуть вперёд на полу, спину максимально прогнуть. Необходимо максимально потянуть голову, шею и руки вперёд, ощутив натяжение спинных мышц. Побыть немного в такой позе, немного покачиваясь вверх-вниз, не делая резких рывков. Этим упражнением следует начинать и заканчивать зарядку.

    Такой растяжкой желательно начинать и завершать комплекс

  2. Начальная поза: встать на правое колено, вторую ногу согнуть с упором на ступню. Голова «смотрит» вперёд, противоположной (левой) рукой необходимо коснуться пятки правой ноги, правая рука в это время тянется в сторону потолка. Затем поменять стороны.

    Упражнение на растяжку и равновесие кажется простым только на первый взгляд

  3. Упражнение «планка» (для здоровой спины в качестве профилактики). Опереться на пол локтями и ступнями, корпус находится параллельно полу, шея и голова - продолжение позвоночника. В таком положении пребывать 10–15 секунд (сколько возможно). Очень важно не прогибать и не округлять спину.

    Упражнение «планка» отлично тренирует как осанку, так и мышцы всего тела

  4. Начальная поза: стоя наклониться вперёд всем корпусом, прямые руки максимально отвести назад, опустив плечи и сдвинув лопатки. Оставаться в такой позе 10 секунд.

    Наклоны корпуса с отведёнными назад руками выполняют, максимально сводя лопатки

    Второй вариант этого упражнения с руками, вытянутыми вперёд.

    Корпус нужно не просто наклонить, но и тянуться вперёд за собственными руками

  5. Начальная поза: стоя ровно, руками потянуться к потолку, кистью одной руки обхватить запястье другой и в таком положении плавно наклоняться и тянуться, слегка покачиваясь, в обе стороны поочерёдно.

    Наклоны в стороны обеспечивают растяжку боковых мышц туловища

Такая зарядка занимает в среднем от 10 до 15 минут. Но выполнять её нужно ежедневно.

Упражнения с фитболом для улучшения осанки

С помощью занятий с большим упругим мячом - фитболом, школьник укрепит мышцы так называемого кора - это набор мышц, отвечающих за стабилизацию позвоночника, таза и бёдер, а значит - и за здоровую осанку. Вначале необходимо выбрать подходящий мяч, соответственно росту ребёнка. Сделать это можно следующим образом: в позиции сидя на мяче (ступни на полу) угол между бедром и голенью школьника должен быть примерно 90 градусов, а колени в этом положении чуть ниже талии. Или другое правило: детям ростом до 155 см следует остановиться на мяче диаметром 45–55 см; при росте 156–169 см подойдёт фитбол 55 см в диаметре; подросткам, чей рост превышает 170 см - рекомендуется фитбол 65–75 см.

  1. В позиции сидя на фитболе попеременно поднимать ноги, стараясь удержаться на мяче с ровной спиной.

    Придерживая руками мяч - старайтесь сохранять равновесие

    Чтобы усложнить задачу, одновременно с ногой следует поднимать вверх противоположную руку, останавливаясь в такой позе по 5 секунд (выполнять в 2 подхода по 20 раз).

    Усложненный вариант - задействованы не только ноги, но и руки

  2. Для того чтобы упражнения были не только полезными, но и интересными можно дополнительно воспользоваться маленькими цветными мячиками и корзинкой. Ребёнок ложится животом на фитбол, попутно берёт в руки маленький мячик.

    Живой интерес и азарт у детей любого возраста вызовет необычная идея с цветными мячиками, которые нужно забрасывать в корзинку

    Прокручивая под собой фитбол с помощью рук, «шагающих» по полу, он старается закинуть мячик в корзинку, которая расположена на расстоянии.

    Корзинку можно расположить на небольшом расстоянии от фитбола

    Для усложнения задачи - корзинку можно со временем располагать все дальше от фитбола. Таким образом, фитбол оказывается возле ступней. Назад нужно двигаться аналогично, перекатывая мяч под телом в начальную позицию.

    Задача усложняется, если корзинку для цветных мячиков передвинуть немного дальше

  3. Упражнение «аэроплан»: ребёнок ложится сверху на мяч так, чтобы верхняя часть туловища нависала над землёй, носочки упираются в пол. Прилагая усилия, нужно стараться удержать мяч под собой, расправив руки в стороны и держа спину, шею и голову на одной линии.

    Упражнение «самолёт» на фитболе точно понравится детям

Такие упражнения встретят с энтузиазмом дети любого возраста. Они отлично тренируют верхние и нижние мышцы спины и живота, незаметно для ребёнка формируя его здоровую осанку.

Сидя за обеденным столом дома или на своём рабочем месте, ребёнку полезно пользоваться фитболом вместо стула. Таким образом, необходимый навык стабилизации корпуса будет вырабатываться автоматически.

Использование фитболов вместо стульев - незаметно тренирует осанку и, одновременно, разгружает детский позвоночник

ЛФК при плоской спине

Плоская спина - наихудший тип осанки в плане амортизационных свойств позвоночника. Её анатомические изгибы недоразвиты вследствие наследственной предрасположенности, слабых мышц спины, перенесённого рахита и др. Упражнения при этом дефекте осанки следует делать крайне плавно, немного останавливаясь в каждом положении. Повторять по 10 раз.

Тотальная слабость мышечной системы - основа данного нарушения осанки


Такая физкультура помогает тренировать мышечный корсет и формировать анатомические изгибы позвоночного столба, присущие правильной осанке.

Возможные последствия и осложнения

Все знают о пользе лечебной физкультуры и её немалой роли в исправлении дефектов осанки. Однако о возможных последствиях и осложнениях задумывается не каждый взрослый, тем более - ребёнок. А они вполне реальны, если не соблюдать технику упражнений, или разрабатывать себе комплексы самостоятельно, без сопровождения хирурга-ортопеда и физиотерапевта. В этом случае могут ожидать такие неприятности, как:

  • возникновение болевого синдрома;
  • невралгия вследствие пережатия нервного корешка позвоночника;
  • спазмы мышц;
  • растяжка связочного аппарата;
  • усиление существующей нестабильности позвоночника;
  • усугубления имеющегося дефекта.

ЛФК при компрессионном переломе позвоночника играет основную роль в реабилитации пациента. Первые 2 месяца после перелома больной проводит в стационаре в лежачем положении, где ему показаны: дыхательная гимнастика и наиболее облегчённые движения руками и скольжение по постели ногами. По мере выздоровления врач-ортопед постепенно добавляет упражнения, составляя индивидуальный комплекс для больного. Более или менее полноценная гимнастика показана спустя 2–2,5 месяца после травмы и проводится под наблюдением физиотерапевта реабилитолога.

Чтобы физические упражнения шли на пользу, ребёнок должен чётко знать и соблюдать правила техники безопасности, а также постоянно быть под контролем инструктора.

Залог здоровья взрослого человека – это его правильная осанка в детском возрасте. И к этим словам стоит прислушаться, ведь изогнутый позвоночник способен привести к повреждению внутренних органов, что чревато сбоями в работе для всего организма. С этой целью доктора советуют практиковать упражнения для осанки детям с малых лет. Начиная с 2-3 месяцев, следует применять самый обыкновенный массаж и гимнастику для детей, ведь всегда лучше предупреждать заболевание, нежели потом стараться его устранять.

ЛФК для позвоночника – это ряд физических упражнений при нарушениях осанки у детей. При помощи лечебной физической культуры можно:

  • Откорректировать неправильный изгиб позвоночника;
  • Привести в тонус мышечный корсет ребенка;
  • Привить малышу привычку с детства правильно держать спину, в каком бы положении не находилось тело.

Обычно лечебная физкультура для детей школьного и дошкольного возраста назначается 3-4 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев с возможным перерывом на 1,5-2 месяца. За курс ребенку необходимо выполнить 4 подобных «подхода». Для быстрого достижения необходимых результатов врачи советуют постоянно усложнять комплекс упражнений примерно раз в три недели. Если на данную рекомендацию не обратить внимания, мышцы в скором времени могут привыкнуть к одинаковым нагрузкам, в связи с чем плодотворность ваших занятий заметно упадет.

Противопоказания

Имеющих проблемы с осанкой, имеют противопоказания. К занятиям ЛФК не могут быть допущены:

  • Дети, имеющие серьезные мышечные напряжения, образованные неправильным положением позвоночника;
  • Дети, у которых наблюдается ущемление корешка нерва;
  • Дети с большим числом позвоночных и мозговых сосудов;
  • Ребята, имеющие низкий болевой предел.
  • Читайте также: ?

Лечебная гимнастика для школьников

Данный вид гимнастики играет существенную роль в формировании нормальной осанки у ребенка. С этой проблемой зачастую сталкиваются самые обыкновенные школьники, сидящие в согнутом и полусогнутом положении на занятиях. Им довольно длительное время приходится сидеть в одной позе, после чего мышцы спины начинают чувствовать усталость, и, как следствие, болеть. Детям в связи с этим приходится сильно выгибать позвоночник назад, либо наклоняться в сторону, чтобы снять с мышц невероятное напряжение.

Если вы заметили, что у вашего малыша, посещающего занятия в школе, образовалось нарушение осанки, необходимо тут же обратиться за помощью к доктору, а не пытаться решить проблему самостоятельно, как это делают многие родители. Ведь в случае самостоятельных упражнений возможно ненароком растянуть, либо надорвать мышцы спины, что привлечет еще больше проблем.

Помните, что лишь доктор может ответить на вопрос о том, какой комплекс упражнений для вашего ребёнка смогут выработать нормальную осанку. Рассмотрев индивидуальные особенности школьника, он подберет мероприятия для коррекции его спины.

  • Все способы,

Комплекс упражнений для профилактики

Сейчас существует масса мероприятий, которые способны помочь ребёнку в становлении правильной осанки. Причем упражнения для исправления осанки у детей подойдут и взрослым, столкнувшимся с этой проблемой.

Для приобретения ровной и статной осанки необходимо выполнять следующий легкий комплекс упражнений:

  • Встаем на ноги и удерживаем их шире плеч. Руки кладем на пояс. При вдохе разводим локти до тех пор, пока лопатки не сомкнутся. При выдохе приходим в исходную точку. Упражнение повторяем пять раз.
  • Выполняем вращательные движения руками. Для этого их располагаем по сторонам, после чего вращаем назад и вперед. Дышать при выполнении одного из элементов зарядки можно свободно.
  • Расположите ноги как можно шире, кисти рук прижмите плотно к плечам. При выдохе делаются наклоны вперед, на вдохе следует принять начальное положение. Помните, что при выполнении упражнения спину держим ровно. Подобных наклонов нужно выполнить не меньше семи.
  • Далее осторожно соединяем руки за спиной. В этой позиции выполняем наклоны. Назад – вперед, вправо – влево. И так шесть раз.
  • Берём в руки бодибар, и вытягиваем его перед собой. Выполняя выдох, сделайте приседание. При выдохе вернитесь в начальную точку. Спину держите как можно прямо. Сделайте пять – шесть подобных подходов.
  • Зажмите бодибар в руках. При выполнении вдоха тянемся вперед и вверх. На выдохе возвращаемся, и совершаем повтор упражнения.

Следующее упражнение выполняется лежа. Руки при этом располагаются вдоль тела, а ноги поочередно поднимаются и опускаются. Четыре повторения будет при этом достаточно.

  • Вновь ложимся на живот. На вдохе медленно поднимает тело, при выдохе – его опускаем. Сделайте четыре подхода.
  • Поставьте руки на пояс, и прыгните вверх. Прыжки надо чередовать с ходьбой по комнате.
  • Напоследок, выполните упражнение, стоя, разведя руки. На выдохе руки разводятся, на вдохе – сводятся.

Упражнения при сильном искривлении

Если осанка вашего малыша уже нарушена, и вам об этом сказал лечащий доктор, то рекомендуем обратиться при нарушении осанки у детей специального назначения.

Первое упражнение

Суть упражнения заключается в том, что больному нужно встать возле стенки или любой другой ровной поверхности так, чтобы вы могли прислониться к ней задней частью тела. Следом разводятся руки, поднятые на уровне плеч ладонями от поверхности. Далее потихоньку соскальзываем вдоль стенки руками, не меняя при этом положение спины. Все те части тела, которые касались стены, должны не менять своего положения. По мере выполнения задания ваши мышцы спины и рук должны быть в обязательном порядке напряжены. Данный вид упражнения выполняется 7-8 раз.

Второе упражнение

Следующее упражнение предполагает использование в нем зеркала. Согласно ему вы должны встать напротив этого отражающего предмета и прижаться к стенке так, как это было описано в первом упражнении. Далее попытайтесь отойти от стенки так, чтобы спина не меняла своего положения относительно стены. Со стороны все должно выглядеть так, как будто вы до сих пор «держитесь» за стенку. Отходите от нее очень медленно, и не забывайте бросать взор на зеркало. Правильно ли вы держите осанку? Это упражнение выполняется в три подхода.

Третье упражнение

Вновь встаем возле стенки. Располагаем свои локти так, чтобы они касались выбранной нами ровной поверхности. Проскальзываем вдоль стены руками, ягодицами, затылком и лопатками и медленно садитесь. Затем в таком же невысоком темпе встаньте. Важно в этот момент смотреть внимательно на зеркало. Для вашего чада своего рода отражением будете именно вы. Через пять подобных приседаний можно сделать отдых, и повторить данное упражнение еще пару раз.

  • Обязательно посмотрите:

Физкультминутка для правильной осанки

Нормальная осанка – это залог хорошего кровоснабжения органов, нормального функционирования легочной системы и прекрасного настроения. Сутулящиеся дети и подростки зачастую ощущают себя угнетенными, и этот факт научно проверен специалистами. Постарайтесь донести этот факт своему малышу, и он наверняка вас услышит.

Простейшей тренировкой для создания хорошей осанки считается шагание на носочках с предметом на голове. В качестве предмета, например, можно использовать книгу. Постарайтесь устроить турнир – кто первым упустит книгу с головы, тот и проиграл. Полезное для спины упражнение перерастет в игру, а вы сможете на некоторое время завлечь малыша.

Также замечательное упражнение – «Кошка». Для этого необходимо встать на четвереньки и опустить голову вниз. Чтобы превратить нелегкое задание в игру произнесите фразу – «Кошка видит мышонка!», при которой ребенок должен выгнуть спину мостиком. При этом с опущенной головой. А потом произнесите фразу – «Кошка видит маму!», после которой малыш должен поднять высоко голову и прогнуть спину в другую сторону. И кстати это упражнение хорошо и для взрослых, поэтому не стесняйтесь делать его вместе с ребенком в игровой форме. Это помимо пользы осанке вас сильнее сблизит.

Чтобы осанка была правильной, не помешают отжимания и так называемая планка. Для облегчения отжимания можно начинать стоя на коленях. Не ленитесь и вы. Можно, например, каждый день отжиматься с ребенком, а в конце месяца устраивать соревнования кто лучше и больше отожмется.

Представленная информация не предназначена для самолечения. Не гарантируется ее точность и применимость в вашем случае. Обращайтесь к врачам-специалистам!

Лечебная физкультура - ЛФК - при нарушениях осанки необходима почти всегда, но её характер зависит от особенностей деформации позвоночника. Эта статья содержит описание базового комплекса упражнений, на основе которого вы с вашим лечащим врачом можете составить программу индивидуальных занятий оздоровительной гимнастикой.

Без предваряющей консультации с доктором тренировки по указанной схеме могут оказаться небезопасными.

Если вы не страдаете от сильного искривления осанки, а просто думаете о профилактике, делайте упражнения смело. В таком случае вреда от них не будет - только польза.

Разминка перед гимнастикой

  1. Поставьте руки на пояс. Держа ноги на ширине плеч, выполняйте наклоны cперва в стороны, потом - вперёд-назад.
  2. Возьмитесь руками за спинку стула, подойдя к нему сзади. Отступая, прогнитесь так, чтобы линия головы и позвоночника была параллельна полу. В аналогичном положении плавно округлите спину. Снова выпрямьте её.
  3. Стоя в начальном исходном положении, до предела наклоните голову, прижимая подбородок к шее. Отведите голову влево, вправо.
  4. Потянитесь руками вверх. Потом выведите их вперёд, слегка согнув при этом колени. Далее - опять же с полусогнутыми ногами - откиньте распрямлённые руки назад. Задерживайтесь в каждой позе на 5 секунд.

Основной комплекс упражнений ЛФК для осанки

Встаньте на пару минут к стене в "контрольную позу" - лопатки, попа, пятки должны касаться стенки.

  1. Ноги на ширине плеч, руки прямые, поднятые. Делайте руками синхронные круговые движения сначала вперёд, после назад.
  2. Сомкните ладони в замок за спиной и наклоняйтесь вперёд, отодвигая замок максимально назад.
  3. Попеременно поднимайте-опускайте правое и левое плечо.
  4. Поднимайте-опускайте оба плеча вместе.
  5. Одну руку отведите за спину, а другую перекиньте через надплечье. Потянитесь, пытаясь соединить пальцы.
  6. Лягте на живот, руки протяните вдоль тела ладонями вверх. Одновременно приподнимайте вверх носки распрямлённых ног и верхнюю часть туловища. Смотрите вперёд.
  7. Лёжа, как в упражнении №7, поставьте ладони на уровне надплечий и поднимайте верх корпуса, выпрямляя руки.
  8. Прижмите ладони внешней стороной к лопаткам. Сводите и раздвигайте лопатки.

После гимнастики опять ненадолго примите "контрольную позу". Когда пойдёте заниматься обыденными делами, старайтесь хотя бы некоторое время сознательно сохранять позвоночник в идеально правильном положении.

Чтобы вспомнить верное положение, можете иногда класть на голову толстую книгу и удерживать её.

Будьте осторожны, не спешите

В начале занятий ЛФК амплитуда движений должна быть наименьшей. Не стремитесь сразу же испытать свой организм на прочность и выжать из него всё, на что он только способен.

Наращивайте продолжительность упражнений помаленьку. В первые недели повторяйте каждое упражнение пятикратно, потом добавьте шестой повтор. Доводите количество повторов до десяти на протяжении нескольких месяцев, а не дней.

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека . Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы ; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы . Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз , сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

Слабость естественного мышечного корсета ребенка;

Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

Неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина , или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

Кругловогнутая спина , или кифолордотическая осанка , характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная , или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки . Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболева­ний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

Укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

Осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК . Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

Методика ЛФК . Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки (см. Приложение 2).

2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК . Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения . Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия . Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением . На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

Формы ЛФК . Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.

Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.

Удержание туловища на весу в положении лежа на животе . Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.

Зарядка для осанки применяется для укрепления скелетной мускулатуры спины и восстановления оси позвоночника. Если применять ее ежедневно и регулярно, можно гарантировать предотвращение дальнейшего искривления оси позвоночного столба. Перечень упражнений должен подбираться врачом в зависимости от особенностей патологии.

  • повышение силовой выносливости;
  • укрепление мышечного корсета;
  • повышение равновесия;
  • улучшение координации движений;
  • снятие психоэмоциональной нагрузки;
  • восстановление оси позвоночного столба.

У детей силовая выносливость не развита. В некоторых детских садах работают специальные лечебные группы физической культуры по предотвращению искривлений спины. Они помогают с ранних лет сформировать волевые черты характера и укрепить скелетную мускулатуру.

За счет тренировки мышечной системы нижних конечностей и адаптации вестибулярного центра к повышенным физическим нагрузкам, у детей создается стереотип устойчивого равновесия, усиливается координационная точность движений.

Ежедневная зарядка в реабилитационных группах у детей позволяет снять повышенную психоэмоциональную нагрузку. В результате увеличивается устойчивость ребенка к действию нервных стрессов и перенапряжений.

Через позвонковые щели выходят спинномозговые нервы, которые иннервируют другие органы и ткани. Даже при незначительном смещении позвоночного столба существует вероятность их ущемления и возникновения болевого синдрома. предотвращает появление компресссионного синдрома, но формировать ее необходимо с ранних лет.

Для укрепления спины необходимо подбирать зарядку согласно анатомическим особенностям строения тела человека. При патологических изменениях в позвоночнике и нарушении в функциональности мышечного каркаса спины возникают индивидуальные особенности патологии, которые необходимо учитывать при подборе гимнастических упражнений.

Выбирая гимнастические упражнения для исправления , необходимо учитывать некоторые важные особенности патологического процесса:

  • Функциональность более слабых мышц всегда компенсируется мышцами- синергистами. В такой ситуации при попытке «прокачать» слабое волокно, более значительно усилится силовая нагрузка на мышцу-антагонист;
  • Эффект замещения одних групп скелетной мускулатуры при физической нагрузке другими возникает, если некоторая часть мышечного каркаса находится в спазматическом состоянии. Чтобы его предотвратить, перед зарядкой следует провести релаксационные процедуры (теплая ванна, массаж);
  • Ослабление ягодичных мышц возникает при выполнении махов назад и вперед ногами. При выполнении таких упражнений в первую очередь в работу вступают разгибатели позвоночника. Дети данные упражнения должны выполнять кратковременными курсами, чтобы предотвратить дальнейшее ;
  • Усиление поясничного лордоза (избыточная вогнутость в поясничном отделе позвоночника) с увеличением угла наклона таза требует укрепления разгибателей спины. Если , необходима зарядка для укрепления ягодичных мышц и брюшного пресса;
  • Симметричная гимнастика используется для с обеих сторон.

На основе вышеприведенных примеров зарядки для осанки читатель должен осознать важность индивидуального подбора гимнастики в каждом конкретном случае.

Несколько гимнастических занятий

Зарядка для осанки должна проводиться в домашних условиях. Существует определенный перечень гимнастики, который может делать каждый человек, независимо от особенностей искривления позвоночника. Опишем наиболее распространенные упражнения:

  • Найдите тихое место в комнате. Расположите на полу книги в виде стопки и отойдите от них на длину тела;
  • Примите исходную позицию, расставив ноги на ширине плеч. Развернитесь к книгам спиной и зафиксируйте взглядом точку на противоположной стороне стены;
  • Подсознательно представьте себе, что двигаете голову вверх и вперед. В процессе вытягивайте тело вверх и расправляйте спину. Дышать необходимо глубоко и свободно. Прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг вас, и полностью расслабляйте тело;
  • Выставьте вперед ногу, согните ее в колене и опуститесь на пол. Опирайтесь на руки, вытянутые кзади;
  • Далее согните спину и прокатитесь по полу, опустив голову на стопку книг;
  • Полежите в таком положении около 20 минут, а затем встаньте на ноги.

Данная зарядка для осанки относится к ряду йоги, поэтому для детей представляет определенные сложности, но она обладает прекрасным лечебным эффектом для исправления искривлений спины.

Для малых детей предлагаем более удобные и простые упражнения:

  • Чтобы научить их правильно необходимо несколько раз в день поднимать плечевой пояс вверх и сводить лопатки, как можно ближе. Положение фиксируется секунд 30, а затем следует вернуться в исходную позицию;
  • Второе упражнение научит ребенка правильно держать голову. Примите позицию сидя с ладонями в замке, вокруг шеи. Слегка потяните голову вверх, представьте, что к ней привязан воздушный шар. Делайте плавные кивки вперед и назад;
  • Следующая зарядка предназначена для расслабления плечевого пояса и шеи. Сцепите пальцы на шее в стоячем или сидячем положении. Отведите локти максимально назад и сохраните позицию в течение 10 секунд. Дальше локти отведите вперед и зафиксируйте положение 5 секунд;
  • Для формирования равновесия положите на голову книгу и ходите с ней по комнате, стараясь, чтобы она не упала;
  • Зарядка для правильной осанки: встаньте к стене спиной. Касайтесь ее пятками, ягодицами, плечевым поясом и затылком. Пусть ребенок побудет в таком положении несколько минут. Оно позволит запомнить правильную осанку.

Зарядка для осанки позволяет предотвратить грозные заболевания всех внутренних органов. Ее необходимо выполнять регулярно и постоянно на протяжении всей жизни. Это нелегкий, но благодарный труд!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!