Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Средневековые развлечения: Рыцарский турнир. Рыцарский турнир

Либо баронами , крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови , в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы . Турнир происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище ». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды , они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки . Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте ». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов(melee - фр.), формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Происхождение

Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть.

Обстановка турниров

В случае, когда турнир проводился во время какого-то церковного праздника, то обычно его старались проводить недалеко от местных торговых центров (мест проведения ярмарок), дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляло собой весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватало, то его участники заранее брали с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремился взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекались реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраивались целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия брал с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требовала соответствующего обслуживания - и к месту проведения турнира стекались торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих были съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, где предстоит турнир, ограждалась деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам, которым выпала честь преподнести победителю турнира награду. В Манесском кодексе эти ложи прорисованы наиболее детально, также их изображения есть у Жана Фруассара .

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - аппликацией.

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды.

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности, избранной им дамы сердца.

Церемониал

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом, который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту, где указывал имена и звания своих судей. При этом вызов посылался «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам ». Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Рене Анжуйский пишет, что к кандидатам в судьи организаторы турнира обращались с письмами, и описывает подробно церемонию этого обращения, однако вполне могло хватить и устной договорённости.

После определения ими места и времени проведения турнира, главный герольд с помощниками объявляют о проведении турнира.

Следующая церемония - открытие турнира. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. С благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным. После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d’honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому дамской милостью (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика.

В этот день тоже происходят танцы и объявление о начале турнира.

Поединки

Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты). Турниры прекратились в XVI веке , когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 году на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей , когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.

Рыцарские турниры начали проводиться во второй половине XI века во Франции, откуда распространились на всю Западную Европу. Человеком, впервые разработавшим правила для турниров был Жоффруа де Прейли, и, по идее, правила были предназначены для того, чтобы обеспечить безопасность на состязаниях, однако в 1066 году сам де Прейли был убит на турнире.

Турниры устраивались королем, бароном или другим крупным сеньором по какому-либо торжественному случаю. По мере развития, на состязания стали собираться рыцари со всей Европы.

Для турнира выбирали подходящее место около города - «ристалище», рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. На турниры обычно стекалось огромное количество зрителей, так что рядом устраивалась ярмарка. Поскольку в городе места на всех участников и зрителей не хватало, то рядом с местом проведением турнира вырастал целый палаточный городок. Сами участники - рыцари, люди знатные, старались взять с собой как можно больше свиты, дабы затмить остальных. Так палаточный "городок" нередко превышал по площади, да и по населению, город, возле которого он проводился.

Арена ограждалась деревянным забором, около нее устраивались трибуны, и тут стоит отметить, что гости располагались на них в соответствии со своим социальным статусом. В некоторых турнирных кодексах, в частности Манесском, детально прорисованы как сами ложи, так и порядок расположения зрителей.

Как участники, так и зрители - все одевались как можно ярче, стараясь перещеголять других. В период позднего средневековья специально для турниров заказывались доспехи и оружие, украшенные чеканкой, золотом и серебром.

Одной из интересных деталей турнирного доспеха являются нашлемные украшения (гребни). Изначально они несли исключительно декоративную функцию, выполнялись из кожи или папье-маше и выглядели весьма причудливо, однако в соответствии с Манесским кодексом в конце XIII - начале XIV века эти гребни стали обязательной частью рыцарского герба.

Еще одна любопытная деталь - бурлет и намет - тканевый валик и пришитое к нему покрывало, появление которых относится ко временам крестовых походов, когда рыцарям приходилось совершать переходы под палящим солнцем, и, соответственно возникала необходимость защищать шлем и голову от перегрева. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Отдельного внимания заслуживает одеяние дам. После очередной победы дама дарила дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, палантин и т.д. Если рыцарь был удачлив - то к концу турнира дама могла остаться без рукавов и обуви. Так некоторые элементы одежды дам для турниров не пришивались намертво, а лишь прихватывались нитками, чтобы их можно было с легкостью оторвать. Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

Правила турниров различались, как я уже писал выше - в различные времена существовало несколько турнирных кодексов, первый из которых - кодекс Жоффруа де Прейли, и из более поздних (примерно 1300 г.) - Манесский кодекс, и последняя - «Турнирная книга» Рене Анжуйского (XVI век).

Согласно Манесскому кодексу рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки.

Перед днем основных состязаний проводились состязания оруженосцев, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Отличившихся прямо там посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

Обычно турнир начинался с поединков только что посвященных в рыцари. Такой поединок назывался жюст (. От англ «Joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). После - устраивалось главное состязание, имитация сражения двух отрядов. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты).

Несмотря на все меры безопасности, поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

В XVI веке, когда рыцарская конница утратила свое военное значение, количество турниров пошло на убыль. Турниры окончательно превратились в шоу, участвовать в котором могли лишь очень и очень обеспеченные люди, к тому же еще и знатные. Представление это, однако, было небезопасным, и в 1559 году, на турнире в честь мирного договора Франции и Испании, граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз, что послужило поводом для запрещения турниров вообще.

Образ жизни рыцаря - это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI - началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное - его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой - она составляла 30-50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».

«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила - StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».

Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир в черной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Есть также упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделись в одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами и другими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.

В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

«Одно из сражений Столетней войны - «Битва тридцати» - очень напоминало турнир. Оно состоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замка Джосселин оказался в окружении на английской территории. С французской и английской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных. Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое время бойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затем сражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, кто остался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы. Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп. Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицо было столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была эта битва».

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д"арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, - рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейной сшибки рыцари переходили к бою на мечах.

Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны. В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем, а в последнем - боевые доспехи и острые копья. После использования копий противники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схватка меле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие много бойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями. Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, которое удерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждому участнику разрешалось сломать в бою 5-6 копий.

«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились. Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в. Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воина вышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойность последнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли свое значение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил свое значение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зрения подготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишком опасную игру».

Типы турнирных боев

Время распространения

Виды оружия

Задача участников

Копейный поединок

XIV-XVI вв. (XII-XIII вв. - редкость)

Копье (лэнс)

Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм

Групповая схватка (меле)

Копье, меч

Выбить наибольшее количество противников из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом

Бой на булавах

XV в. - первая четверть XVI в.

Булава и тупой меч

Сбить нашлемник

Пеший бой

XIII-XVI в. (наибольшая популярность в XV-XVI вв.).

Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы

Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника

Потешная осада (шармютцель)

Самое разное - начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами

Захватить крепость или удержать ее

Слушаем в чем она заключается: Недавно пересмотрел фильм «История рыцаря». Интересен расцвет рыцарских турниров и как появился этот вид «спорта». И было бы интересно узнать, какие были правила на турнирах и как проходили сами поединки.)))

Сейчас все узнаем!

Большинство историков сходятся во мнении, что первые настоящие рыцарские турниры, подчиненные определенным правилам, стали проводиться в IX в. Хронист Нитгард так описывает состязания отрядов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого, проводившиеся в середине IX в. «Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры. Тогда они сходились на особо избранном с этой целью месте и в присутствии теснившегося со всех сторон народа большие отряды саксов, гасконцев, австразиев и бретонцев бросались быстро друг на друга с обеих сторон; затем одни из них поворачивали своих лошадей и, прикрывшись щитами, искали спасения в бегстве от напора врага, который преследовал бегущих; наконец, оба короля, окруженные отборным юношеством, кидались друг на друга, уставив копья вперед, и, подражая колебанию настоящей битвы, то та, то другая сторона обращалась в бегство. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом, что обыкновенно случается даже при самом малочисленном сборище и притом состоящем из людей, знакомых друг с другом».

Некоторые источники упоминают о проведении подобных состязаний и в X в. Первое упоминание о турнире XI в. относится к 1062 г.

Первоначально турниры проводились только в Германии и Франции. Лишь в середине XII в. практика турниров проникла в Англию и Италию, а несколько позднее охватила и все другие европейские страны.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку (французы против англичан, например).

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Поединки двух рыцарей в XII-XIII вв. были редкостью, хотя к концу XII в. число участников в групповых схватках сильно уменьшилось.

Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также всеобщей турнирной битве, устраивали в Англии постоянно и повсеместно и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны. Хотя сам же обычай показательных военных состязаний относится еще к «дорыцарским» временам.
Правда, поначалу обычай турниров встретил некоторое противодействие со стороны короля Генриха II. Зато его сын, король Ричард Львиное Сердце, сам не раз выезжавший на турнирную арену, разрешил рыцарские состязания в пяти графствах своего королевства. С течением времени заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более сбалансированным и менее массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих, ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах.

В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались «странствующие» турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в «спортивный» поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры «по приглашению». На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.

Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.

Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.

Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы -на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра. После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

Кто мог участвовать в турнире?

Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.

Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться - к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей.

Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом - никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.

Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже - баронов, и наконец, в самом низу - простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня - в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.

Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.

Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом - рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая - Карла Великого и его воинов.

Правила турниров

Правила турниров различались в разных странах, но требования к рыцарям, желавшим принять участие в турнире, были практически одинаковыми. Так каждый участник должен был доказать судьям и герольду свое знатное происхождение в двух поколениях как со стороны матери, так и со стороны отца. В постановлении французского короля Филиппа Валуа оговаривалось: На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что-либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами. Определялось это по гербу на щите и нашлемнику. Если кто-либо был уличен в подделке герба, он не только с позором изгонялся с турнира, но также лишался вооружения и боевого коня в пользу герольдов.

Существовали общие правила турнира, которые оставались неизменными. На турнире запрещалось:

  • умышленно травмировать или атаковать лошадь противника (в том числе целиться в седло);
  • применять борцовские элементы (толчки, захваты);
  • наносить удары ниже пояса;
  • атаковать рыцаря, у которого был сбит с головы шлем;
  • наносить удар сзади отвернувшемуся или потерявшему копье противнику.

Кроме того, отрицательные очки начислялись за попадание в барьер и сбивание два раза шлема с головы противника. О более мелких правилах, участники договаривались перед каждым конкретным турниром. В качестве наказания за несоблюдение правил участник мог лишиться доспехов и коня, его могли выгнать с турнира и не допустить к следующему турниру.

Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади. Обычно на четверть корпуса позади лошади рыцаря должен был двигаться - верхом или пешим - слуга, называвшийся турнирным стражником. Его задачей было удержать лошадь и подстраховать выбитого из седла всадника. Правила были весьма вольными: всадник мог атаковать пешего, а несколько рыцарей - на одного. Поэтому некоторые лорды приводили с собой целый отряд пехоты для прикрытия от неожиданной атаки.

Участвуя в турнирах рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать, ведь победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Выкупы представляли настолько доходное дело, что рыцари и даже сеньоры простирали свои интересы за пределы военного класса, - на купцов, горожан, даже духовных лиц. Они захватывали их на дорогах, сажали в тюрьму и мучили их, чтобы получить выкуп. Немцы называли этих авантюристов Raubritter (рыцари-разбойники).

В XIII века такой обычай ушел в прошлое, оставшись лишь символическим: победитель получал только часть доспеха, например, шпору или плюмаж с шлема, устроители турниров стали награждать победителей из своих средств.

Высокая смертность и травмы рыцарей на турнирах вызывали беспокойство правителей. Так на турнире в Нейссе (близ Кельна) в 1240 г. пало 60 рыцарей. Мало того, что участие в состязаниях и без того было опасным мероприятием, на ристалище могли встретиться и вражеские кланы, что превращало турнир в настоящее побоище, иногда даже с участием слуг и зрителей. В Англии турниры были запрещены до 1194 г., когда Ричард I Львиное Сердце разрешил их проведение, но только в пяти оговоренных местах и за право участия в них требовалось внести плату.

В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила - Status Armarium. В середине этого столетия появляется и специальное притуплённое турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всего запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше). Правила коснулись также зрителей и слуг - им запретили появляться на турнирах в доспехах и с оружием. Причем графу, барону или рыцарю не разрешалось иметь в свите больше трех вооруженных человек, и сопровождавшие его люди должны были носить герб своего сюзерена. Сделано это было для того, чтобы турнир не перерастал в сражение. Любому, нарушившему правила, грозили потеря лошади и вооружения или даже тюремное заключение до трех лет.

Ристалище, судьи и награды

Поле для турнира - ристалище - обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.

Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня. Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.

Как открывались турниры

Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, - словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы - нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.

Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.

В Англии к концу ХIII века был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого меча, кинжала, боевой булавы. Зрителям же, наблюдающим за состязаниями, вовсе запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, чтобы излишние эмоции не могли выплеснуться через край. Так что буйный темперамент английских футбольных болельщиков, родился, оказывается, не на пустом месте.

Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало - и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.

Как проходили бои на турнире

Рыцарские поединки бывали «один на один» или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.

Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители. Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав е туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке.

Поэтому менее постыдным на турнире считалось упасть вместе с конем, чем быть выбитым из седла. Тот, кто красиво и твердо держал копье, хоть оно и не ломалось ‘от крепкого удара, заслуживал большей похвалы, чем тот, кто наносил меткий удар, но при этом плохо управлял конем. Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира. Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места.

В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей. Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.

Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводилась и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: никто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в Средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней…

XIV - XV века

В XIV в. турниры приобрели еще большую регламентированность. Как правило, накануне турнира рыцари выставляли свои щиты с гербами. Щиты могли быть двух типов: щит мира и щит войны, в зависимости от того, на каком оружии хотели биться противники. Любой желающий сразиться должен был явиться сам или прислать своего представителя, чтобы коснуться жезлом соответствующего щита. Специальные люди следили за этим и записывали имена бойцов.

Теперь бой обычно состоял из трех заездов в копейном поединке, после чего следовала пешая схватка на мечах, топорах или кинжалах, которая велась также до трех ударов. Число заездов и ударов постоянно увеличивалось и к концу XIV в. нередко достигало пяти. Вместе с тем все еще разрешались бои верхом с мечом и булавой. Бои на определенное количество ударов проводились двумя различными способами: в первом случае засчитывались только удары, достигшие цели, а во втором количество ударов оговаривалось заранее, и было не важно, поразили они противника или нет. Если после проведения всех положенных ударов победитель не был установлен, судьи обычно разрешали дополнительные удары.

Дамы принимали все более активное участие в турнирах. Если рыцарь сражался ради одной дамы и побеждал на турнире, то его дама становилась королевой турнира. Кроме того, победитель мог требовать поцелуя или подарка от своей дамы. Помимо обычных аксессуаров, которые дамы вручали рыцарям в знак своей благосклонности, все чаще стали преподносить пояс верности - в качестве обязательства дамы выйти за рыцаря замуж. Позднее пояс верности был заменен подвязкой с надписью на французском: «Любовь без конца». К концу XIV в. дам иногда просили выбрать победителя турнира. Соперничество рыцарей из-за любви дамы часто порождало глубокую ненависть и вражду между ними. Поэтому короли, которым и так с трудом удавалось удерживать в узде своих вассалов, нередко были ярыми противниками турниров. Так, одним из ордонансов 1312 г. Филипп Красивый запретил своим рыцарям участвовать в турнирах, причем вне зависимости от того, в чьем королевстве проходил турнир. Ослушавшимся грозили тюремное заключение, изъятие годового урожая, конфискация доспехов и лошадей. Впрочем, эти запреты никогда не были долговечными, так как монархи и Церковь прекрасно понимали, что могут лишь добиться перемирия в этих куртуазных сражениях, а не запретить их навсегда.

В XV в. турнир достигает зенита своего развития. Особой пышностью отличались турниры, проводившиеся при бургундском дворе. Но и во многих городах Италии, таких, как Флоренция, Милан, Венеция и Рим, проходили турниры, не уступавшие по роскоши бургундским.

Несмотря на то, что турниры к этому времени были строго регламентированы, участие в них оставалось весьма опасным. Многие рыцари настолько увлекались боем, что забывали о правилах. В 1402 г. в Орлеане состоялся турнир между рыцарями герцога Орлеанского и английскими рыцарями. Во время одного из боев на француза напали сразу два английских рыцаря. Но план англичан провалился: один из английских рыцарей был убит, а в последовавшей затем кровавой схватке француз одержал победу и над вторым. После этого случая отношения между французскими и английскими рыцарями настолько испортились, что в 1409 г. французский король издал специальный указ, запрещавший любые схватки с применением острого оружия.

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Первоначально это был просто канат со свисавшей с него тканью, но около 1440 г. вместо каната стали использовать деревянный барьер высотой около 180 см. В Англии барьер стал использоваться около 1430 г., а в Германии он начинает применяться только к концу столетия. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее. Без барьера сражавшиеся могли атаковать друг друга и слева, и справа. Такие столкновения нередко приводили к травмам лошадей и коленных чашечек всадников. Особенно опасной была встреча бойцов с правой стороны: эта сторона была не защищена щитом, а встречный удар копьем, направленный под прямым углом, был чрезвычайно мощным. С введением барьера рыцари атаковали друг друга только по левой, защищенной щитом стороне. Поединки с барьером полностью не исключили, однако, свободных поединков, став лишь альтернативной их формой.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д’арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. В противовес популярности турниров-спектаклей па д’арм, а может быть, и в качестве реакции на них, в XV в. отмечается увеличение числа турниров, проводимых на настоящем, боевом оружии. Обычными призами на турнирах служили кольцо, венок, драгоценный камень, меч, шлем или боевая лошадь. Считается, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, - рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Эпоха крестовых походов / под ред.Э Лависса и А Рамбо. - Спб., 2005
Денисон Дж. История конницы. Кн.1 - М.,2001
Paul Hector Mair. De arte athletica

Если у вас заинтересует, узнайте побольше про , а так же то такой Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Многие думают, что турниры , которые проводились среди рыцарей, были неотъемлемой часть средневекового мира . Такие турниры описаны не в одном историческом романе, и при чтении его, мы уже почти слышим крики толпы, встречающей своего любимца, вот-вот и увидим блеск сверкающих лат рыцаря. но буквально через две минуты весь блеск скрывается за кучей пыли, крови и грязи, но даже это не заставляет нас не любить эти турниры.


В средневековом мире такие рыцарские поединки лишний раз дают повод рыцарям самовыразиться, и показать свои навыки обращения с оружием и показать всем, что они способны на многое. Кроме всего этого, это была возможность для новичков, чтобы показать себя и начать писать список своих подвигов.

В наше время известно всего о трех разновидностях рыцарских турниров. Первым в этом списке будет наиболее зрелищный турнир, такой как ристалище, в котором участвовали конные отряды, а именно два, и после сигнала, который давал организатор турнира , начиналась битва. В ходе сражения враги ярость врагов разгоралась еще сильнее, и поэтому никто не ждал пощады от противника, в конце битвы было много мертвых, и получалось, что выигрывала та команда, участники которой остались в живых. Именно из-за этого пришлось отменить данный вид турнира.

На смену ристалищу пришел чуть менее красочный вид турнира, такой как «джостра». В этом турнире рыцари сходились один на один, и бились на турнирном оружии, которое не давало нанести смертельных ран. Сначала еще конные рыцари сражались на копьях, но после этого сражения, если оба рыцаря были способны стоять на ногах, поединок продолжался на мечах до полной победы. Но «джостра» ограничивал рыцарей своими правилами, например, было запрещено ударять друг друга копьями на уровне пояса или ниже, а ряд приемов с мечем был и вовсе отменен.

Но время шло, и давало о себе знать, сменив «джостру» на «богардо», в котором уже небыло как такового поединка, а было лишь выступление показывающее ловкость и умение рыцарей . Впоследствии «богардо» стал увеселительной программой для карнавалов.

Происхождение рыцарских турниров

Рыцарские турниры проводились постоянно, так как это была возможность показать себя в бою. Богатые сеньоры и короли устраивали состязания, чтобы увидеть на что способны его вассалы, да и просто для развлечения. Нередко бывали и такие случаи, когда сам король выходил на арену, чтобы посоревноваться в силе с рыцарями своего королевства, а также с рыцарями соседних королевств. Но сам обычай проводить турниры появился еще за долго до возникновения рыцарства.

Еще в восемьсот сорок четвертом году, в древней Германии начали проводиться такие поединки, так например в летописях описано, что при встрече Людовика Немецкого с его братом – Карлом в Страсбурге они решили провести показательную битву, предварительно разделившись на две равные группы.

А вот первые правила в такие состязания были введены уже намного позднее, это произошло в одиннадцатом веке, когда рыцарь Франции – Готфрид де Прельи, решил ввести определенные рамки в ход битвы.

Примерно через сто лет первые рыцарские поединки начали проводиться в Англии, но были и противники у рыцарских турниров, так например король Генрих второй был категорически против проведения подобного рода мероприятий, но уже через некоторое время, его сын Ричард полностью поддержал идею турниров и разрешил их проведение, после чего сам не раз участвовал в турнирах..

Примерно в это же время рыцарские турниры появились и в Италии, но там они проводились между двумя определенными городами.

Конечно со временем менялись и правила турнира, но это делало боевые игры только зрелищней. Многие уверены в том, что при сражении на копьях рыцари держат копье подмышкой, но а самом деле это тяжелое и массивное копье находится у них в руке. Со временем оружие и броня рыцаря менялась, как для реального боя, так и для турниров, но во все времена, турнирное оружие делалось так, чтобы нанести как можно меньше повреждений участнику. Так например при проведении боя на турнире рыцари сначала съезжались на конях, сражаясь с помощью копья, и тот, кто выпадал из седла, тот и признавался проигравшим, а если в седле оставались оба, то поединок продолжался на тупых мечах.

Но развитие оружия позволило уже в пятнадцатом веке, германцам проводить конные поединки на палицах, что заставило оружейников подумать об утяжелении и укреплении рыцарского шлема.

Существовало множество различных турниров, и назначить например «странствующий турнир» мог любой желающий рыцарь, который нашел себе соперника, но такие поединки чаще проводились не для зрителей, а для выяснения силы рыцарей. И совсем другое дело когда турнир проходил по приглашению, на таких турнирах встречались множество рыцарей, даже из разных стран, на трибунах собиралось просто огромное количество зрителей, а бои были яркими и красочными. На таком турнире немало внимания уделялось происхождению рыцаря, а если быть точнее, то его гербу.

Такие большие турниры устраивались по любому поводу, будь то свадьба дочери ил же посвящение в рыцари, нередко такие турниры проводились между заключившими мирный договор странами. Тогда рассылались приглашения всем знатным людям, точнее кого желали видеть на турнире, но все равно никаких ограничений для учатия в турнир никогда не устанавливалось, поэтому приходило огромное количество рыцарей, чтобы проверить себя в бою.

Роль турниров в развитие общества в целом

При одном появлении слуха о том, что скоро будет турнир, сразу же начинались приготовления к предстоящему событию, все хотели выглядеть лучше остальных, поэтому турниры были всегда полны нарядов и украшений. А если говорить о рыцарях, то не было не одного, кто бы не хотел принять участие в турнире. Специально для турнира изготавливались красивые и крепкие доспехи, подбирался самый сильный конь, который точно не подведет, а что касается рыцарского вооружения, то тут было огромное количество разновидностей оружия, самыми впечатляющими были как правило трофейные оружия, которых еще не было у других.

Для одних турнир был поводом просто покрасоваться в своих ослепительных доспехах и с уникальным оружием, а для других это была возможность показать себя с лучшей стороны, поведать знати, да и всем присутствующим о своих навыках владения оружием.

А некоторые шли, чтобы найти и завоевать своими сражениями даму сердца, совершить в е честь подвиг и прославить ее имя..

Также это был шанс поправить свое финансовое положение, ведь конь, доспехи и вооружение проигравшего в битве, оказывались в полном распоряжении победителя, поэтому он мог продать все это, причем за очень большие деньги, так как рыцарское вооружение в то время стоило огромных денег, которые можно было получить только в случае продажи целой деревни.

Также на турнирах присутствовали и знатные и богатее сеньоры, которые чтобы показать свое величие привозили с собой несколько рыцарей, огромное количество слуг и даже музыкантов. В связи с этим в замке того, кто устраивает турнир могли найти ночлег далеко не все гости, поэтому им приходилось либо ночевать в походных шатрах, либо ехать на ночлег в ближайший город.

Во время турнира даже небольшой и неприметный городок становился красочнее любого центр культуры, так как дома были украшены знаменами и девизами, а у крылец стояли рыцарские щиты, говорившие о том, что этот рыцарь нашел здесь ночлег.

В дни проведения турнира оживлялись все лавки и рынки, так как огромное количество гостей нуждалось в пище и покупке чего-то нового. В лавках менялись драгоценные металлы и камни на золотые монеты, а если говорить о городском рынке, то там было столько народа, что ступить было негде, специально к дню турнира купцы привозили даже из далеких стран всевозможные вкусности, специи и украшения, ведь они точно знали, что все продадут.

Перед самим рыцарским турниром проходил конкурс мастерства рыцарских оруженосцев, которые также могли посоревноваться в силе с другими оруженосцами, но их оружие было абсолютно безопасным, так как они не могли позволить себе купить подходящие доспехи. Наградой победителю было посвящение в рыцари перед самым турниром на глазах у огромного количества людей, а далее им предоставлялась возможность участвовать и в рыцарском турнире.

За ночь перед самым турниром город был как сотня огоньков, так как никто не спал в ожидании зрелища, как только был слышен утренний горн, все шли на служение в церковь, после которого и начинался турнир. В преддверии ожидания, обсуждались достижения и заслуги участников турнира, ну и конечно же не обходилось и без красочного появления в последний момент какого-нибудь рыцаря

Турниры в 12-13 веке.

В течение 13 века турнир оставался достаточно опасными для жизни делом. Под словом «арена» в те времена подразумевалось не специальное огороженное поле, на котором проводились турнирные бои , а ограниченные деревянными перекладинами или веревками участки открытой местности, где собирался народ, который приходил посмотреть на красочное зрелище. В отдалении располагались площадки для отдыха. Само турнирное поле боя, как правило, располагалось между деревнями или городами. Как говорил Годфрея де Прули, рыцари, участвовавшие в подобных турнирах, должны были выполнять определенные правила. Большой размер турнирного поля не давал возможности судьям наблюдать за всеми происходившие на нём событиями. Участники состязаний не редко получали серьёзные ранения и даже могли умереть, поскольку на турнирах использовали настоящее боевое оружие . В крайнем случае, в документах того времени еще не встречаются упоминания об использовании специально затупленных копий.

Наиболее подробные сведения про турниры можно почитать в биографии Вильяма Маршала, которая была написано во 2-ой половине 13 века. В ней наглядно можно увидеть, как молодой человек, который хорошо владел оружием , мог заработать себе достаточно большое состояние.

Через пару недель после прибытия все рыцари делились на 2 команды согласно территориальному или национальному признаку. Норманны, как правило, объединялись с англичанами и боролись против французов. Рыцари , которые приезжали поодиночке, могли присоединиться к одной из команд либо создать свою собственную. Ночью, перед турниром рыцари почти не спали: они чистили снаряжение, лошадиную сбрую, полировали кольчуги в ящиках с песком.

В начале состязания проходило торжественное шествие всех рыцарей. В процессе самого турнирного боя группы рыцарей могли нападать на одного, а конные рыцари - вступать в бой с пешим противником. Такое поведение не было нарушением кодекса рыцарской чести . В то время, когда сэр Вильям был опекуном наследника Генриха 2, они вместе с юным королем были на множестве турниров во Франции. В его биографии мы можем прочитать о том, как Вильям боролся с противниками на обнесенных частоколом равнинах, на деревенских улицах, внутри крестьянских домов и в виноградниках.

Для некоторых лордов участие в рыцарских турнирах считалось делом чести, другие рыцари стремились просто захватить денежную добычу. Сэр Вильям, участвуя в своём самом первом турнире, поборол рыцаря и, взяв с него обещание дать выкуп, отпустил просто под честное слово, а затем захватил ещё троих. Разделив свою победу над 5-ым пленником с еще одним рыцарем , он оставил турнир с 8-ю конями (4-мя рыцарскими и 4-мя для сквайров), парой вьючных коней и снаряжением. Порой было разумнее забрать у выбитого из седла соперника только лошадь. Когда Вильям уже намеревался захватить рыцаря , которого сбросил с лошади, его атаковали еще 5 человек. У него получилось отбить атаку, однако шлем во время драки перевернулся так, что загородил обзор, и ему пришлось отступить к арене зрителей, где с огромным трудом вернул его в правильное положение. Как-то раз, сэр Вильям вёз захваченного пленника в город Анет. Когда его лошади остановились возле водосточной канавы, пленник спрыгнул из своего седла и был таков! Когда сэр Вильям обернулся, он обнаружил, что пленённый им рыцарь, вместе с потенциальный выкуп, пропал. Такой инцидент вызвал массу шуток, не только среди друзей, но и среди недругов.

Иногда было выгоднее подождать, пока команда соперника ослабнет от атак (наносимых, обычно по шлему). В таком случае было легче победить не только лидера, но и прочих рыцарей без особых потерь в своей команде. По окончании конного боя пленников, которые сидели верхом на конях, отдавали под присмотр сквайров, потом освобождали, как правило, под честное слове, которое частенько нарушалось. Бой продолжался до наступления полумрака, после чего участники собирались на совете, чтобы решить, кто заслуживает главный приз. Как-то раз, после турнира 2 рыцаря, которым поручалось вручить призовую брошь В.Маршалу, нашли его в кузнечной, где тот стоял, положив свою голову на наковальню, а мастер-оружейник старался высвободить ее из сплющенного шлема при помощи клешей и молота.

Рыцарь, который возглавлял команду, определял суммы выкупов за товарищей по оружию , командовал захваченным снаряжением, а также решал дальнейшую участь пленников. За рыцарей, которые были захвачены противниками в турнирном сражении, требовали намного меньший выкуп, чем за военнопленных, когда была настоящая война. В 1177 г. сэр Вильям вместе с рыцарем Роджер де Гаг на протяжении десяти месяцев захватили в плен 103 человека. Турнир 1179 г. в Лагнн стал последним, из тех. которые посетил сэр Вильям. Общее количество рыцарей в свите молодого короля увеличилось до 200. В их число входило 11 рыцарей-беннерстов. На рыцарском турнире были герцог Бургундский и тринадцать графов.

К концу 12 века свита уменьшилась в размерах. Рыцари, как и раньше, использовали арбалетные стрелы и дротики. В турнирных боях участвовали отряды пехотинцев. Сам Фитцстефан говорит, что в конных боях принимали участие молодые жители Лондона, которые были вооружены щитами и копьями без острых наконечников. Возможно, этот турнир был незначительный, о котором не говорилось заранее. Исследователи считают, что молодёжь принимала активное участие в захвате бутафорского замка. Так же Фитпстефан говорит о сражении на льду р.Темзы. В 13 веке пешие солдаты из городов Умбрии и Таскали, вооруженные дубинками и щитами, приняли участие в сражении, которое продолжалось дольше, чем простой турнир.

Традиция посещения турниров скоро была принята императором Германии и его приближенными. Однако английские короли с подозрительностью и осмотрительностью относились к проведению рыцарских турниров , поскольку, под прикрытием которых могли собираться зачинщики мятежей. Вероятно, нападение на Аленкона отбили благодаря поддержке рыцарей , которые принимали участие в турнире невдалеке. Приближенные короля удостоверились, что такие мероприятия собирают очень много воинов и бойцов. Генрих II создал указ, который запрещал такие развлечения, когда Вильям Ньюбургский понял, как много молодых рыцарей отправляются в другие страны на турниры, в особенности во Францию. Д. Нрейклонд говорит, что проведение рыцарских турниров в Англии появилось при Ричарде I, который разрешил проводить их только в 5-ти определенных им местах. С того времени проведение неразрешенных королём рыцарских турниров расценивалось как поступок против короны. Ричард, который постоянно нуждался в деньгах для ведения войны, решил сделать вход на турниры платным. Сумма платы зависела от социальною положения человека: с графа брали двадцать марок серебром; с барона - десять марок; с рыцаря, который владел землёй - четыре марки; с простого безземельного рыцаря - две марки. Главный судья назначал своих братьев на должности сборщиков входной платы. На любом турнире были 2 рыцаря и 2 чиновника, которые наблюдали за исполнением указа короля.

После стычки между собой баронов либо ссоры с королевским фаворитов следовала череда неофициальных турниров . Таким образом, проведение турниров планировалось провести после ухода короля Иоанна под Руннимедом. По неволе оказавшиеся между двумя враждующими сторонами - с одной стороны, королевским двором, с другой баронами - местные рыцари втянулись в гражданскую войну. Правитель Генрих 3 (1216-1272 г.г.) издал специальный декрет, который объявлял, что инициаторы таких противозаконных турниров лишаются поместий, а их дети – полноправного наследования. Посвященные им в рыцари восемьдесят претендентов, еще в сопровождении сына самого короля - принца Эдварда, отправились для участия в турнирах в другие государства. После поражения под Эвсшсмом король опять стал благоволить к организации турниров. Особую поддержку им оказывал Эдвард Первый, который отличился при встрече в Блее, проходившей в 1256 году. Если на рыцарские бои накладывался запрет, это случалось по какой-либо веской причине: либо король был за пределами государства, либо он участвовал в военный действиях вместе с баронами.

Филипп II, король Франции (1180-1223) запрещал сыновьям принимать участие в турнирных состязаниях из-за высокой опасности получить увечья или вообще потерять жизнь. Но короли достаточно часто сами проводили крупные турниры, которые были удобным поводом для прощупывания настроения подданных, в особенности высшей знати - баронов, а еще для набора солдат в армию.

01.03.2019

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!