Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Влияние систематических физических упражнений на организм школьника. Влияние на здоровье физических упражнений

«Влияние физических упражнений на здоровье подростка»

Реферат выполнил

Ученик 9 класса

Войтенков Игорь

МБОУ Александровская СОШ

В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов, облегчающих труд и повседневную жизнь человека, физическая активность людей резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.

Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности. Население России в целом «обеспечено» физической культурой и спортом всего на 30-40% от необходимого, «физиологически обоснованного объема двигательной активности для нормального развития организма» (Н.М. Амосов).

При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции.

Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.

Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.

Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам.

Движение и спорт полезен для здоровья по следующим причинам:

Укрепляется опорно-двигательный аппарат : увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам.

Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений.

Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние спорта на организм человека делает сердце и сосуды более выносливыми.

Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным.

Повышаются иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся людей количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн.

Меняется отношение к жизни. Физически активные люди более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.

Воздействие спорта на растущий организм

О том, как связаны спорт и здоровье детей, свидетельствует медицинская статистика. По сведениям врачей, 70% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и часто пропускают уроки физкультуры. Умственные нагрузки в школе, постоянное сидение за компьютером или перед телевизором дома ведут к тому, что организм не получает физической разрядки.

Это способствует функциональным нарушениям и превращает школьников в «молодых старичков», подверженных самым различным заболеваниям, которые ранее чаще диагностировались у людей более старшего возраста (патологии костной системы, сосудистые и сердечные недуги).

Влияние занятий физкультурой и спортом на организм школьников неоценимо - именно молодым и растущим людям необходимы постоянные нагрузки и движение. Малоподвижный образ жизни современных детей вызывает крайнюю озабоченность у врачей и педагогов.

Заниматься спортом следует, соблюдая разумный подход и умеренность: перегрузки во время тренировок недопустимы. Существует также опасность травматических повреждений, так что не забывайте о мерах безопасности

Физкультурная пауза, активизирующая кровообращение в ногах

Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.

Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение

    Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз.

    Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

    Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо.1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное.

Физкультурная пауза

    Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

    Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз.

    Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4- исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз.

    Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза.

    Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Дыхание не задерживать.

    Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза.

    Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать.

Я стараюсь почаще заниматься спортом. Я так чувствую себя лучше и бодрее. Когда стал ходить на спортивный кружок в школе, даже перестал сильно уставать после тренировок. Зарядка по утрам - это действительно хорошо. И чаще нужно ходить пешком. Я, например, качаю пресс, тренирую ноги на тренажёре, приседаю, бегаю, прыгаю, люблю ездить на велосипеде, играю в спортивные игры.

Вывод: физические упражнения приводят к возникновению полезного эффекта в организме. Повседневные нагрузки повышают все возможности и способности организма, в том числе и умственные. Физкультминутки благотворно влияют на восстановление физической и умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки.

В физическое воспитание дошкольников не допустим перенос средств и методов школьной педагогической практики. Очевидна необходимость разумного определения суммарных объёмов нагрузки, локального воздействия на организм детей, формирования потребности в занятиях физическими упражнениями, проявления осторожности при систематических занятиях в отдельных видах спорта.

Основой для решения ряда проблем в физическом воспитании стали анализ динамики физического состояния, определение объёма и содержания двигательной деятельности у детей разных возрастных групп в повседневной жизни, определение роли физических упражнений в системе оздоровления средствами физической культуры на основе закономерностей процессов роста и развития детского организма.

В теории сенситивных периодов развития детей обосновано положение о существовании определённых возрастных периодов, когда оптимальное воздействие внешней среды оказывает существенное влияние на развитие различных сторон личности ребёнка. Сенситивные периоды благоприятны для реализации потенциальных возможностей организма, овладения жизненно важными двигательными умениями и проявления физических качеств. В связи с этим существенным фактом является определение «цены» высокого уровня результатов физической подготовленности. Необходимо знать их влияние на функциональное состояние, физическое развитие и здоровье детей.

Анализ возрастных особенностей развития отдельных органов, систем, функций организма под влиянием физических нагрузок способствовал совершенствованию содержания физического воспитания в дошкольных учреждениях. Для практики особый интерес представляет информация о степени количественного влияния различных упражнений на организм и преобразования этого воздействия в качественные изменения его органов и функций, так как именно они позволяют перейти организму на более высокий уровень функциональной адаптации. При этом учитывается не только уровень физической подготовленности, но и физиологические показатели, претерпевающие существенные изменения в процессе воспитания определённых качеств.

Разный уровень физиологических изменений сердечно-сосудистой системы наблюдается при выполнении дошкольниками различных упражнений в течение 5 минут. При этом максимальные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы вызывают подвижные игры и элементы спортивных игр. Беговые нагрузки увеличивают интенсивность сердечно-сосудистой системы и механизмов регуляции кровообращения более чем на 100%.

Наибольшие изменения по частоте сердечного сокращения (ЧСС) выявлены при выполнении скоростно-силовых упражнений (спортивные и , эстафеты и т.д.). Существует точка зрения, что эти упражнения наиболее эффективны именно для развития сердечной деятельности. В педагогической практике такой путь выбирает подавляющее большинство специалистов по физическому воспитанию, предполагая, что по принципу развития скелетной мышцы большая нагрузка увеличивает поперечник волокна и укрепляет сердечную мышцу. Подобные нагрузки приемлемы для тех, у кого сердечно-сосудистая система достигла функциональной зрелости, а для детей более физиологичны упражнения в режиме ЧСС - 120-130 уд./мин. Это можно объяснить тем, что в детском возрасте сердце постоянно работает в более напряжённом режиме, чем сердце взрослого человека, у которого при ЧСС - 75 уд./мин каждый полный период сокращения длится 0,8-0,9 с (на сокращение желудочков из этого времени приходится 0,3 с). Таким образом, желудочки отдыхают почти в три раза больше времени, чем работают. Этого времени покоя достаточно для того, чтобы сердечная мышца растянулась, желудочек полностью наполнился кровью, а в предварительно растянутых волокнах сердечной мышцы увеличилась площадь активного взаимодействия с продуктами энергетического обеспечения. Всё это способствует увеличению силы сокращения сердечной мышцы, а с ней - увеличению сердечного выброса.

У детей в условиях относительного покоя при ЧСС - 90-100 уд./мин каждый сердечный цикл укорачивается на 0,1-0,2 с. Более того, их сердце лишь по своим структурным показателям напоминает сердце взрослого человека, но в нём ещё не завершилась дифференциация гистоструктуры миокарда, эндокарда и нервной ткани. У дошкольников отмечена недостаточность сократительной способности миокарда, её малоэкономная деятельность и небольшой функциональный резерв сердца. Наряду с этим количество функционально созревших клеток, нервных узлов сердца увеличивается постепенно до десятилетнего возраста.

Если детскому организму предложить нагрузки большой мощности (ЧСС свыше 160 уд./мин), то на долю каждого сердечного цикла придётся менее 0,4 с. Такой темп сокращения желудочков длится короткое время, они не успевают развить полную силу и изгнать всю находящуюся в них кровь. Пауза, во время которой сердце отдыхает и наполняется кровью, почти отсутствует. В результате ослабевает работа сердечной мышцы и уменьшается наполнение сердца кровью, притекающей из вен. Длительное и чрезмерное напряжение сердечной мышцы не только не способствует её укреплению, но и приводит к переутомлению со всеми вытекающими из этого последствиями.

Упражнения на выносливость большой мощности можно использовать в соотношении не более 1:3 с нагрузками умеренной мощности. Частота сердечных сокращений до 120-130 уд./мин способна обеспечить оптимальное функционирование кардиореспираторной системы, создать основу для интенсификации физических нагрузок в старшем дошкольном возрасте, когда отмечаются наибольшие темпы увеличения показателей выносливости.

Морфологическое развитие нервной системы завершается к семи-десяти годам. Для дошкольников же характерно преобладание процессов возбуждения в сочетании с резко выраженным запредельным торможением при действии монотонных физических нагрузок, вызывающих внешнее торможение. Это положение обосновывает необходимость чередования переключения с одного вида мышечной деятельности на другой. Например, бег с общеразвивающими упражнениями в ходьбе, упражнения на гибкость, на точность выполнения заданий и на координацию, дыхательные упражнения, «вестибулярная тренировка» и т.д.

Детям дошкольного возраста свойственна выраженная синусовая аритмия в условиях относительного мышечного покоя.

Этот факт можно рассматривать как состояние, при котором могут возникать нарушения ритма сердечной деятельности. Метод ритмокардиографии позволил определить разные уровни функционального состояния сердечно-сосудистой системы, выявить угрожающие состояния и нарушения ритма сердца (появление выраженных симпатикотонических корреляционных пульсограмм в условиях покоя рассматривалось как свидетельство чрезмерно напряжённого состояния сердечно-сосудистой системы и её регуляторных механизмов, что могло стать результатом выполнения физической нагрузки, превышающей функциональные возможности).

Существенное значение в регуляции сердечного ритма и улучшении состояния здоровья у детей имеют динамика симпатической, парасимпатической и гуморальной систем. Симпатическая нервная система имеет выход ко всем органам, регулирует их деятельность, работу скелетных мышц, увеличивает ЧСС, сократительную способность сердечной мышцы и способствует усилению обменных процессов в миокарде. Парасимпатические нервы оказывают противоположные действия и иннервируют, главным образом, внутренние органы. Их влияние распространяется на скелетную мускулатуру, кровеносные сосуды кожи и внутренние органы. Они понижают возбудимость, силу и ЧСС, способствуют восстановлению обмена веществ после нагрузки. Влияние парасимпатических нервов на сердце осуществляется непрерывно, так как они постоянно находятся в тонусе. С каждым годом жизни, а также под воздействием систематических занятий физическими упражнениями происходит повышение тонуса блуждающего нерва, что обеспечивает эффект экономизирующего влияния на сердечную функцию.

В дошкольном возрасте влияние симпатической иннервации на сердце выражено больше по сравнению с парасимпатической. Этим можно объяснить повышенную частоту сердечных сокращений в покое, недостаточную сократительную способность миокарда, малоэкономную деятельность сердца. С возрастом при увеличении влияния парасимпатической системы ЧСС замедляется, что рассматривается как благоприятное функционирование сердца.

Повысить или понизить влияние той или иной иннервации можно, изменив направленность физических нагрузок. Меньшие изменения выявлены при выполнении упражнений на силу, быстроту и гибкость. Для активизации иннервации предпочтительны эмоциональные спортивные и подвижные игры, скоростно-силовые нагрузки. Парасимпатическая нервная система активно функционирует после скоростно-силовых нагрузок и упражнений на координацию.

Принято считать, что артериальное давление является не объектом регулирования, а показателем качества регулирования системы кровообращения при физической работе. Регуляция системы кровообращения при выполнении физической нагрузки сводится, прежде всего, к рациональному распределению крови между различными органами и тканями и их адекватному кровоснабжению в зависимости от активности и метаболических запросов. Однако отклонения от должных величин артериального давления (выше или ниже допустимых пределов) могут свидетельствовать о наличии риска развития гипертонических или гипотонических реакций. Проведение своевременных профилактических мероприятий позволяет минимизировать возможность провокации болезненного состояния.

При повышенном систолическом давлении (СД) следует ограничить упражнения на выносливость, интенсивные, эмоциональные спортивные и подвижные игры. При выполнении упражнений на координацию и гибкость систолическое давление не изменяется, а силовые и скоростные нагрузки, общеразвивающие упражнения оказывают щадящее воздействие на него и могут использоваться в случаях повышенного давления.

При пониженном систолическом давлении используют эмоциональные игры и скоростно-силовые упражнения высокой интенсивности. Эти упражнения повышают систолическое давление, особенно при выполнении их в положении лёжа.

При различных динамических мышечных нагрузках диастолическое давление (ДД) изменяется различно. При выполнении упражнений на ловкость оно не изменяется, при выполнении общеразвивающих упражнений и в подвижных играх повышается на 8-12%, при силовых и скоростно-силовых имеет тенденцию к снижению. Выбор нагрузок такой же, как и при изменениях систолического давления. При выполнении упражнений в исходном положении стоя диастолическое давление выше по отношению к исходному положению - сидя и лёжа.

Ударный объём крови (УОК) и минутный объём крови (МОК), наряду с частотой сердечных сокращений, относятся к главным гемодинамическим показателям, обеспечивающим транспортировку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление продуктов обмена. УОК зависит от массы и объёма сердца, а МОК находится в тесной взаимосвязи с частотой сердечных сокращений и ударным объёмом крови. Минутный объём крови обеспечивает необходимый объём кровотока, проходящего через круг кровообращения за одну минуту. В свою очередь изменения артериального давления (АД) во время систолы и диастолы зависят от минутного объёма крови и периферического сопротивления сосудистого русла. Гиподинамия способствует венозному застою крови, что резко увеличивает периферическое сопротивление, снижая линейную скорость кровотока и ухудшая условия работы сердечной мышцы.

Изменения перечисленных гемодинамических показателей характеризуют адаптивное приспособление организма к влияниям внешних факторов. Они соизмеримы с характером физических нагрузок и изменяются под влиянием возрастных особенностей.

У детей ударный объём крови достигает наибольших величин при повышении частоты сердечных сокращений от исходных величин до 40-60%, в среднем - до 50%.

Колебания частоты сердечных сокращений выше этих показателей имеют меньшее влияние на динамику ударного объёма крови. В некоторых исследованиях его величина приближается к максимальным значениям при увеличении сердечного ритма до 110-130 уд./мин. Наибольшие изменения влияния динамических физических нагрузок на ударный объём крови выявлены во время скоростно-силовых нагрузок, причём более высокие показатели отмечены при выполнении нагрузки преимущественно за счёт мышечных групп нижних конечностей. Такие упражнения, как метание, отталкивание двумя руками от стены и прочие снижают ударный объём крови на 5-10%. Упражнения на быстроту, гибкость и общеразвивающие упражнения оказывают тонизирующее воздействие, а упражнения на координацию снижают показатель ударного объёма крови относительно исходных величин.

Любая физическая нагрузка увеличивает минутный объём крови, который изменяется под влиянием двух показателей - частоты сердечных сокращений и ударного объёма крови.

Если минутный объём кровообращения отклоняется от должных возрастных величин, выбирают упражнения с учётом полного восстановления тех функций, которые обеспечивают предстоящую нагрузку. При нормальных показателях сердечного ритма можно выполнять упражнения высокой интенсивности. В этом случае значительно увеличивается как частота сердечных сокращений, так и ударный объём крови. При отклонениях от нормы показателей сердечного ритма выбирают нагрузки скоростно-силового характера, при выполнении которых значительно увеличивается ударный объём крови, а частота сердечных сокращений не превышает 120–130 уд./мин. Такие упражнения являются щадящими для сердечного ритма, а резервы минутного объёма крови расширяются, чему способствуют элементы спортивных и подвижные игры, силовые нагрузки, упражнения на быстроту, гибкость и ловкость.

Периферическое сопротивление (ПС) характеризует состояние общей направленности реакции артериальной системы на физические нагрузки. Чем выше периферическое сопротивление, тем ниже минутный объём крови, следовательно, при высоком ПС энергетическое обеспечение работающих мышц не получает в достаточном количестве усиленного кровоснабжения для ликвидации биохимических изменений, возникших в тканях во время мышечной работы. При выполнении любых физических нагрузок показатели периферического сопротивления снижаются. Различия в отклонении периферического сопротивления от исходных величин зависят от объёма мышечных групп, обеспечивающих нагрузку, и мощности выполняемой работы. При участии в упражнении мышц верхних или нижних конечностей происходит перераспределение крови за счёт сужения вен конечностей, не осуществляющих в данный момент физическую работу. В скоростно-силовых нагрузках, при участии в работе 2/3 мышечных групп, периферическое сопротивление значительно снижается (до 65% и более) относительно исходного состояния. При кратковременных силовых и скоростных нагрузках, а также в спортивных и подвижных играх ПС снижается (до 40%). Упражнения на гибкость и координацию вызывают минимальные отклонения периферического сопротивления.

Для совершенствования силовых способностей дети выполняли упражнения с отягощением для мелких мышечных групп с предметами, у гимнастической стенки, лазание по наклонной гимнастической скамейке, стенке, передвижения в висе, лазание по канату, подвижные игры и т.п. При выполнении таких упражнений определены меньшие изменения параметров сердечно-сосудистой системы. Это дало основание предположить, что статическое напряжение мышц ограничивало доставку крови, обогащённую кислородом и питательными веществами, к сердцу, выполнение упражнений поддерживалось благодаря биохимическим реакциям, активности ферментов, обеспечивавших реакции анаэробного гликолиза. Такие нагрузки оказывают влияние на энергетическое обеспечение сердечной мышцы, что, в свою очередь, могло отразиться на сердечной мышце. Силовые нагрузки вызвали значительные изменения в детском организме, к тому же не всегда благотворные.

Для совершенствования выносливости и скоростно-силовых способностей у детей использовали элементы спортивных и подвижных игр, эстафеты, при выполнении которых зафиксированы наибольшие отклонения функциональных показателей. Высказано предположение о том, что высокоэмоциональные нагрузки вызвали реакцию, превышающую функциональные возможности детей. Однако, подобные нагрузки необходимы для расширения функциональных резервов растущего организма. В результате воздействия интенсивных нагрузок на организм детей формировались определённые связи между отдельными системами внутренних органов и двигательным аппаратом, что способствовало расширению функциональных возможностей различных физиологических систем растущего организма. Дошкольники выполняли разнообразные прыжки, метания и броски мячей разного веса и диаметра, образные и имитационные упражнения «бой в барабан», «бег на месте» с максимальной частотой и т.п.

Более физиологичной для детского организма оказалась нагрузка на выносливость: сочетание различных циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на санках и т.п.) с комплексами общеразвивающих упражнений продолжительностью 6-10 мин; игры малой и средней интенсивности (при ЧСС до 130 уд./мин). Чередование нагрузок большой и умеренной интенсивности оказывало влияние на развитие скоростной и общей выносливости у детей. Нагрузки способствовали формированию взаимосвязей между функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата, оказывали благоприятное влияние на совершенствование возможностей детского организма и проявление выносливости.

Умственная работа в процессе обучения обеспечивается центрами мозга, ответственными за управление речью, слухом, зрением, письмом. Регуляция и координация работы органов, их подчинение потребностям образовательного процесса осуществляется нервной системой, которая обеспечивает приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Непрерывный поток импульсов, поступающий от анализаторов, принимающих участие в реализации умственной деятельности в мозг и обратно, возбуждает только избранные центры, в то время как в других центрах отмечается процесс торможения, при котором они временно теряют возможность возбуждаться. Под влиянием длительного раздражения возбуждение, возникшее в нервной системе, сменяется торможением. Оно легко распространяется на другие участки, что приводит к общему снижению возбудимости нервной системы, появлению рассеивания внимания, повышенной подвижности во время учебных занятий, снижению умственной работоспособности и коэффициента точности.

Такие изменения имеют определённые закономерности и половые различия. Под воздействием длительного умственного напряжения в сочетании с недостаточным режимом двигательной активности происходят отрицательные изменения в показателях сердечно-сосудистой системы, снижается кровенаполнение мозговых сосудов, формируются симптомы головных болей, апатии, вялость и т.п.

Рабочее положение на учебных занятиях по своему характеру относится к статическим напряжениям, что обеспечивает удержание тела длительное время и отличается повышенным тонусом мышц спины, плечевого пояса. Статическое положение сопровождает постоянный поток импульсов от нервных окончаний напряжённых сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. При этом сосуды возбуждённых центров мозга расширяются, что приводит к повышению кровообращения, а кровь доставляет повышенное количество кислорода, необходимого клеткам. Одновременно с этим постоянное напряжение мышц приводит к сужению капилляров, находящихся в напряжённых мышцах, и уменьшению кровообращения в них.

Положение сидя (сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах) во время учебных занятий затрудняют крово- и лимфообращение в ногах. Возникают застойные явления в системе нижней полой вены, что приводит к ограничению доставки крови к сердцу. Всё это в комплексе, в свою очередь, нарушает координацию между системами и органами, что отрицательно сказывается на нормальном обмене веществ и приводит к утомлению в течение дня, негативно влияет на динамику физического состояния детей.

Существенная роль в предупреждении отклонений физического состояния организма от нормальных показателей отводится динамическим физическим нагрузкам на мышцы, которые испытывают статические напряжения, вовлекают в работу центры, испытывающие меньшее напряжение или не участвующие в обеспечении умственных нагрузок и рабочей позы. Мышечная деятельность в динамическом режиме облегчает движение крови по венам. При сокращении мышц сдавливаются стенки проходящих вдоль них вен и «выжимают» кровь по направлению к сердцу, а, расслабляясь, «засасывают» её из более мелких вен. Вместе с тем, при назначении детям динамических физических нагрузок важно учитывать особенности физиологических систем растущего организма, степень развития вегетативных и двигательных систем.

Таким образом, физические нагрузки различной направленности вызывают разноплановые изменения регуляторных и исполнительных механизмов функционирования сердечно-сосудистой системы у детей. Систематическое воздействие физическими нагрузками на конкретные функциональные показатели, отстающие от должных возрастных величин, способствуют изменению свойств некоторых органов и оказывают целенаправленное воздействие на функции организма как целостной биологической системы. Объём и интенсивность таких нагрузок должны вызывать достаточное напряжение работающих органов и систем, особенно тех, которые в наибольшей степени подлежат восстановлению.

При оптимальном воздействии регуляторных механизмов под влиянием физических упражнений могут формироваться адаптационно-приспособительные механизмы комплекса нервно-гуморально-гормональных систем и целостного организма.

Т. Логвина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

XII Районная научная конференция молодых исследователей научно -социальной программы «Шаг в будущее»

Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростка

ученица 10 класса

Руководитель: Иванова Нина Юрьевна,

учитель физической культуры

п. Сергино 2014

Через занятия физической культурой и спортом формируются и воспитывается у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, приобщение к разумной физической активности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Неблагоприятное влияние на организм оказывает недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться нежелательные последствия, связанные с основной функцией кишечного тракта.

Наиболее важным в мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику.

Цель исследования: « Рассмотреть и выявить влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков » .

Актуальность данного исследования состоит в том, что систематически, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе тренировок делает движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и физиологическое значение тренировки мышечной системы. Таким образом, ученик способен создать мышечной системе благоприятный воспитательный фон и избежать различных спортивных травм.

Методы исследования: В данной работе проводился теоретический анализ анатомической характеристики мышечной системы подростков. Использовались методы групповой деятельности, тесты в начале работы и по окончании работы над проектом. Можно сделатьвывод , что мышцы выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно - сосудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения.

«План исследования»

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические нагрузки активизируют психическую деятельность.

Так, например, тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстраактивными и неорганическими веществами.

Вышесказанное определило тему исследования: «Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

Задачи:

1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы подростков .

2. Проанализировать значение занятий физических упра жнений на организм подростков.

3. Обосновать значение занятий физических упражнений как основной вспомогательный фактор.

Объект исследования: учащиеся спортивной школы основной группы п.Приобье, воспитанники лыжной секции МКОУ « Сергинская средняя общеобразовательная школа», учащиеся общеобразовательной школы контрольной группы МКОУ «Сергинская средняя образовательная школа» .

Предмет исследования: состояние мышечной системы при физической нагрузке и в покое. В качестве гипотезы исследования второстепенной задачей стало предположение, что организм подростка, на который оказывается регулярная физическая нагрузка, менее подвержен спортивным травмам. физический мышечный нагрузка здоровье

Особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма. Это относится не только к детям младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы.
Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови.

Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем.
Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Методика исследования

В процессе исследования данной темы проекта проводилась работа с воспитанниками спортивной школы, отделения бокса (основная группа) п.Приобье, воспитанниками лыжной секции и учащимися образовательной школы (контрольная группа) п.Сергино, в виде двигательной нагрузки гимнастических упражнений пассивной и активной гибкости. Только в среднем школьном возрасте гимнастика становится основным видом физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений. В качестве основного показателя был определён тест на прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции занимающихся. Проводилась обработка полученных результатов и сравнительная характеристика полученных результатов. Тест проводился в начале исследования и в конце. Тест на гибкость и силовые способности измерялся основными тестовыми упражнениями по программе «Губернаторских состязаний». Тест на быстроту реакции измерялся ловлей падающей линейки. Разница в гибкости сравнивалась сантиметрами, в силовых способностях количество раз делилось на вес тела и получали процентную разницу, в тесте на реакцию также сравнивались сантиметры.

Исследуемые основной группы отделения бокса п.Приобье (спортивная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые основной группы лыжная секция п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые контрольной группы п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Результаты исследования и их обсужд ение

Результаты исследования показывают, что положительный прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции выражен у воспитанников спортивной школы (основной группы), у воспитанников лыжной секции (основной группы), менее выражен у учащихся образовательной школы (контрольной группы). Мышечная система функционирует не изолированно.Мышца является активным элементом аппарата движения. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

Так, прирост гибкости по тесту наблюдается у 60 % занимающихся основной группы п.Приобье, 50% у занимающихся основной группы п.Сергино и у учащихся контрольной группы 20%.

Таким образом, мышечная система подростков имеет свои характерные особенности. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими нагрузками и подростка, и взрослого человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Твёрдость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц.Во избежание получения спортивных травм необходима полноценная разминка и регулярные физические нагрузки.

Литература

1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Физиология человека. Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Зимкина. Л.,1975.

3. Детская спортивная медицина /под ред.проф. С.Б. Тихвинского, проф. С.Б.Хрущёва. М.: Медицина, 1980.

Приложение №1

Требования к выполнению тестового упражнения на гибкость.

Наклон туловища вперёд.

Гибкость определяется в исходном положении сидя при наклоне туловища вперёд (ноги прямые). На полу возле пятки наносится метка мелом. Линейкой с точностью до 1 см замеряется положение относительно метки кончиков пальцев рук, вытянутых вперёд к ступням. Если пальцы далее метки, гибкость положительная, если ближе метки - отрицательная. Выполняются три наклона вперёд с постепенно увеличивающейся амплитудой, на четвёртом регистрируется результат в течение 5 сек.

Требования к выполнению тестового упражнения на силовые способности.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

Исходное положение: упор лёжа, голова, туловище, бёдра составляют прямую линию, ноги в коленях прямые. Сгибание рук выполняется до уровня примерно 10 см от груди до пола, не нарушая линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии «голова-туловище - бёдра». Даётся одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола, при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Тест на быстроту реакции.

Ловля падающей линейки, направленной отметкой «0» вниз.

Испытуемый держит раскрытой правую (левую) ладонь вертикально, большой палец отведён в сторону, на уровне пояса. Линейка устанавливается отметкой «0» вверху руки. При падении линейки вниз, испытуемый старается поймать её как можно быстрее.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные функции крови и её форменные элементы (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты). Система крови под влиянием физической нагрузки. Порядок проведения и результаты исследования изменения показателей крови у спортсменов-лыжников при мышечной нагрузке.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2014

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Функции мышц, особенности силовых упражнений, направленных на развитие мышц тела. Работа мышц в покое и при физической нагрузке. Влияние занятий спортом на состояние скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 28.04.2015

    Изучение путей транспортировки газов в организме человека во время тренировки на выносливость. Характеристика внешнего дыхания, физиологии сердца, особенностей адаптации дыхательной, сердечно-сосудистой системы и системы крови при физической нагрузке.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Адаптация к физической нагрузке. Участие липидов в энергетическом обеспечении мышечной деятельности. Изучение динамики изменения триглицеридов, холестерина, общих липидов в плазме крови в покое и после выполнения одночасовой тренировки в тренажерном зале.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Изучение механизмов адаптации организма к мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на процессы роста и развития детей. Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущий организм. Оценка мышечной силы кисти и мышечной выносливости у детей.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Описание основных современных форм оздоровительной физической культуры. Методика занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2016

    Порядок распределения сердечного выброса в покое и при мышечной работе. Объем крови, его перераспределение и изменение при мышечной работе. Артериальное давление и его регуляция при мышечной работе. Кровообращение в зонах относительной мощности.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Изучение морфофункциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Характеристика влияния гиподинамии и физической нагрузки на нее. Определение индивидуального тренировочного пульса и оценка деятельности сердечно-сосудистой системы учеников 9 класса.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Значение биохимических исследований в подготовке спортсменов. Уровень гормонов и клинико-биохимических показателей в крови спортсменов до и после максимальной и стандартной физической нагрузки. Биоэнергетика мышечной деятельности: результаты исследований.

    отчет по практике , добавлен 10.09.2009

    Исследование вопроса по литературным источникам. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой. Гимнастика как средства формирования культуры личности школьника.

Здоровье подрастающего поколения рассматривается как неотъемлемая составляющая в общей системе социально-экономических приоритетов в Украине. Основные задачи связаны с превентивными, профилактическими мерами в управлении здоровьем населения через систему технологий оценки факторов риска в диагностике донозологических стадий.

Правильно организованный режим дня, рациональное распределение времени ребенка, в том числе для отдыха, ночного сна, пребывания на свежем воздухе - залог уравновешенности нервной системы и здоровья.

Хороший эффект дают профилактические мероприятия, применяемые в детских реабилитационно-оздоровительных центрах (центрах кинезитерапии) круглогодичного характера. Малая двигательная активность способствует росту вегето-сосудистых дистоний, нарушению осанки.

Желательно посещение дошкольных учреждений максимальным количеством детей с пятилетнего возраста. Организация учащихся в коллективы позволяет осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные мероприятия.

Образовательное учреждение должно исходить из двух взаимосвязанных базовых положений - образования и развития потенциала здоровья ребенка в процессе обучения, здоровьесберегающий образовательный процесс.

Введена аттестация учреждений образования, планируется ввести в штаты школ ставки врачей, физическое воспитание перевести из зачетной в оздоровительную форму. Переход на предметное обучение сопровождается ломкой сложившихся стереотипов, дифференциацией в обучении, увеличением интеллектуальной нагрузки параллельно гормональным возрастным изменениям, интенсивному росту и развитию организма. Развитие и учеба ребенка должна идти не за счет резервов организма, а путем наращивания его потенциала с учетом физических и возрастных возможностей.

Реформирование общеобразовательной системы усиливает роль профилактической медицины, семьи, самого учащегося в сохранении и укреплении здоровья, критерием которой является индекс здоровья. Индекс здоровья - это число выявленных отклонений по органам и системам к общему числу, создан алгоритм определения этого индекса. Разработан также индекс благополучия и для семьи - индекс жизнеобеспечения. Данные индексы позволяют выявить уязвимые места и целенаправленно проводить оздоровительно-профилактические мероприятия.

Выделение оздоровительно-профилактических мероприятий детей и подростков в самостоятельную дисциплину обусловлено своеобразными условиями воспитания и обучения, не совпадающими с профессиональной и общественной жизнью взрослых.

Значительный вклад в оздоровление и профилактику детей и подростков внес Ф.Ф.Эрисман: в закономерности роста и развития; в оценочные показатели физического развития; о причинах возникновения близорукости; в разработку гигиенических нормативов по освещенности; по размерам парт и их конструкциям (парта Эрисмана); в разработку мероприятий по профилактике утомления в виде требований к расписанию.

Врачебная деятельность в области оздоровления и физического воспитания детей и подростков основывается на профилактических нормах и правилах, правительственных постановлениях, законах, актах и носит государственный характер. Однако роль семьи и самой личности также велика и неоспорима.

Предмет изучения, цели, задачи

Медицина детей и подростков - это наука о закономерностях роста и развития в филогенезе и онтогенезе; определении доли основных его компонентов в этом процессе; о методах и путях гигиенического регулирования здоровья подрастающего поколения при одновременном сочетании всего комплекса мероприятий с образовательным процессом.

Гигиена детей и подростков - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о принципах и методах гигиенического нормирования условий размещения и обучения, и область практического применения от профилактического, оздоровительного, корригирующего управления процессом роста и развития организма до эффективного содействия ему в этом. Здоровье подрастающего поколения находится в руках действующего поколения - архитекторов, строителей, медиков, педагогов, представителей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Они нормируют и контролируют условия пребывания; качество питания; процесс обучения; оздоровление, лечение, отдых детей и подростков. Стройная система общегосударственных мероприятий должна сочетаться с общественными и не менее важными индивидуальными мероприятиями.

Предмет изучения - общеобразовательный процесс, объект изучения - дети и подростки.

Цель изучения - совершенствование системы образовательного процесса; содействие гармоничному развитию детей и подростков; коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата, зрения, питания.

Основные задачи связаны с решением проблем современной школы: осанка, зрение, питание, здоровье.

Растущий организм по своим анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям значительно отличается от взрослого сформированного человека. Он более чувствителен, его здоровье во многом определяется правильностью сочетания труда и отдыха, сна, цвета и света, движения, питания, освещенности, посадкой за партой, рабочим столом, достаточным объемом вентиляции и чистотой воздушной среды.

В Украине планируется осуществление целенаправленной программы по сохранению здоровья учащихся. Здоровье соматическое проходит под девизом первичной гигиенической профилактики: «Я знаю, как не болеть». Здоровье физическое диагностируется по таким критериям, как длина и масса тела, массо-ростовому показателю.
Психическое здоровье определяется позитивными желаниями; физическое и соматическое - возможностями адаптации, работоспособности; устойчивостью к действию повреждающих факторов; нравственное - исполнением долга, мотивациями поведения, уровнем морально-волевых качеств.

Гигиенические основы возрастной периодизации детей и подростков

Биологические факторы роста и развития (биологические часы) заложены природой в самом организме, а санитарно-гигиенические, социально-бытовые условия их шлифуют, корректируют. Скачкообразность роста и развития известны в гигиене как периоды «вытягивания» и «округления».

Первый период связан с гормональными процессами, второй - в юношеские годы и окончания роста до 18–20 лет.

Каждый возрастной период завершает определенный качественный и количественный этап накопления достижения готовности к определенной деятельности, ее реализации.

Возрастная периодизация объединяет детей и подростков по биологическому и социальному статусу: воспитанию, учебе, умственной и физической нагрузке, питанию, формированию всех видов здоровья.

Школьный возраст подразделяется на: младший (второе детство); средний школьный (подростковый) возраст; старший школьный (юношеский) возраст.

Возрастная периодизация необходима для обоснования системы охраны здоровья и развития физических, психических и нравственных возможностей, приемов их обучения и воспитания.

Календарный, хронологический, паспортный возраст не всегда соответствует биологической зрелости, разница может составлять ±5 лет. Причинами отставания в развитии индивида могут быть факторы питания, движения, социальные и экологические.

Ускоренное биологическое развитие в XX веке зафиксировано во всех возрастных группах. Существует несколько гипотез данного явления: современное поколение более интенсивно подвергается воздействию солнечной, радиоактивной, электромагнитной радиации; полноценное, насыщенное витаминами, биологическими пищевыми добавками питание; межнациональные браки; урбанизация; компьютеризация. Все это ставит перед гигиеной, образованием новые задачи - о сроках начала обучения в школе; о продолжительности уроков, учебы; уровнях физического развития; длине и массе тела учащихся по возрастным группам; соответственно о размерах учебного оборудования, одежды и обуви; физических нагрузках; калорийности и качестве питания. Это диктует необходимость постоянного наблюдения за уровнем развития, физического здоровья детей и подростков, систематизации данных для санитарно-гигиенической регламентации условий образовательного процесса.

У детей младшего школьного возраста есть риск деформации скелета при статических позах за учебным оборудованием, костей кисти при выполнении работ. Костная система в длину опережает развитие мышечной массы. Мышечная масса начинает усиленно развиваться примерно с 10–11 лет, но неравномерно.

Крупные мышечные группы спины, плеча, бедра растут быстрее, чем мелкие мышцы кисти, стопы. В силу этого для детей нужны динамические перемены не менее 5–7 минут с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. В этот же возрастной период отмечается повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, быстрое наступление утомления и переутомления, апатии. Требуется правильное физиологически и гигиенически обоснованное сочетание умственной и физической работы, нормирование продолжительности, характера и величины нагрузок по рангу трудности предметов.

У подростков среднего школьного возраста рост и развитие сопровождается гормональным статусом. Окостенение позвоночника и прикрепления реберных дуг еще не завершено, сохраняется опасность нарушений осанки и ее сколиотической установки.

Санитарно-гигиенические нарушения по достаточности естественного освещения, искусственного, по размерам шрифта, его четкости; по величинам дистанции и дифференциации при посадке за учебным оборудованием приводит к развитию синдрома «склоненной головы». Смещение центра тяжести головы способствует мышечному напряжению, затруднению оттока венозной крови, появлению головных болей, деформации в шейно-верхнегрудном отделе позвоночника. Одновременно смещается точка опоры головы и нарушается зрение; опора грудной клетки о стол, парту деформирует ее. Возможное изменение полости - емкости грудной клетки способствует изменению динамического равновесия внутригрудного и внутрибрюшного давления. Возникшие факторы риска изменяют эффективную вентиляцию всех отделов легких, приток крови к сердцу и отток в большой круг кровообращения. Неполное окостенение сращений костей таза при прыжках, соскоках, подскоках может способствовать изменению угла наклона таза, нарушению специфических функций женского организма.

Мышечная масса характеризуется как усилением роста, так и приростом ее силы, особенно у мальчиков. Правильно подобранная дозировка физических упражнений по структуре, силе, времени будет способствовать сглаживанию функциональных гормональных всплесков. В подростковом периоде необходимо через движение максимально эффективно развивать функцию дыхания, кровообращения. В старшем школьном возрасте формирование костной и мышечной систем завершается. Юноши и девушки достигают завершенности процессов роста, развития, в дальнейшем требуется только их стабилизация, поддержание физического здоровья, работоспособности.

Гигиена образовательного процесса, степень готовности детей к обучению

Контроль за ростом и развитием детей и подростков, начиная с общеобразовательных дошкольных учреждений, за санитарно-гигиеническими условиями размещения и пребывания их там возложен на медицинский персонал. Все профилактические мероприятия первичного звена они проводят в полном объеме, следят за динамикой состояния здоровья дошкольников и учащихся, организуют их оздоровление.

Результаты периодических осмотров позволяют оценить уровни здоровья каждого ребенка и коллектива в целом, выявить эффективность проводимых оздоровительных и комплекса санитарно - гигиенических мероприятий. Медицинский осмотр детей в возрасте 5 лет имеет особое значение для определения их степени готовности, выявления медицинских показаний и противопоказаний к обучению с 6 лет, проведению оздоровления нуждающихся в этом детей. Некоторые первоклассники плохо адаптируются к школьным условиям, имея недостаточную функциональную подготовленность при адекватном интеллектуальном уровне. Такие дети начинают чаще болеть, пропускать занятия, они физически развиты ниже стандартных показателей, быстро устают, у них снижается успеваемость.

Под школьной зрелостью понимают такой уровень развития функциональных систем, который обеспечивает выполнение учениками школьной программы без ущерба для здоровья и нормального развития. Для определения степени готовности детей 5 лет к обучению с 6 лет необходимо руководствоваться Санитарными правилами и нормами организации обучения детей шестилетнего возраста.

В дошкольных учреждениях воедино соединены учебный, воспитательный процесс и профилактическая медицина, направленная на раннюю диагностику заболеваний. Наполняемость групп, начиная с дошкольной младшей и до школьной 5–6 лет, не должна быть более 20 детей, школьная возможна с наполнением до 25 детей.

Вместимость в городах и сельской местности определяется назначением учреждения, но обязательный гигиенический принцип - изолированность групп, классов, помещений разного назначения.

Для успешного воспитания и обучения детей настоятельно рекомендуется родителям определять их с 5 лет в дошкольные учреждения. Адаптируются дети к новым условиям пребывания и обучения не все одинаково. При физиологической адаптации дети не болеют, легко справляются с учебной программой.

При сниженных адаптационных возможностях начинают чаще болеть ОРВИ, у них могут проявляться неадекватные невротические реакции, неврозы функциональных систем, депрессивные состояния.

Питание детей и подростков должно быть питанием роста и развития, мультикомпонентым, сбалансированным, адекватным физиологическим потребностям, энергетически предобеспечивающим.

Эти гигиенические основы обусловлены бурно протекающими процессами роста и развития в эти возрастные периоды. Питание, белковые компоненты существенно влияют на развитие всех систем, интеллект. Белково-витаминная недостаточность приводит к замедлению роста и развития психомоторных и интеллектуальных реакций, ухудшению памяти. Избыток же в рационе белков ускоряет рост тела в длину, повышает предрасположенность к аллергическим реакциям. Углеводы и жиры также должны быть сбалансированы для профилактики ожирения, скрытой витаминной и белковой недостаточности.

Обязательно использовать непищевые углеводы - клетчатку, пектиновые вещества, которые подавляют гнилостную микрофлору, способствуют выведению радионуклидов, токсических веществ и стимулируют развитие в кишечнике бифидобактерий.

Двигательная потребность детей обеспечивается физкультурными занятиями, играми, утренней гимнастикой. Занятия физической культурой должны быть профилактическими по опорно-двигательному аппарату, нарушениям зрения, осанки, развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

К учебной мебели предъявляются соответствующие гигиенические требования и нормы. Основные требования при посадке - дистанция сидения должна быть отрицательной, при этом край стола заходит за край стула на 4 см по горизонтали. Дифференциация стола и сиденья по вертикали зависит от роста ученика и в норме составляет 1/3 от роста. С целью компенсации вынужденных поз в перерывах необходима специальная гимнастика - ряд простых упражнений для профилактики нарушений зрения, деформаций опорно-двигательного аппарата, устранения застойных явлений и стимуляции кровообращения и дыхания.

Здоровье подрастающего поколения, физическое развитие детей и подростков необходимо рассматривать с современных гигиенических позиций и принципов. В настоящее время меняется возрастная структура обучающихся в общеобразовательных учреждениях, возрастает объем интеллектуальной нагрузки.

Инновационные методики и технологии обучения увеличивают напряжения сенсорных систем, особенно зрения. Длительные вынужденные статические позы при посадке за партой, столом при чтении, письме, работе с компьютером способствуют деформации опорно-двигательного аппарата. Смещаются точки опоры и центр тяжести головы, что обуславливает появление синдрома «склоненной головы». Деформации грудной клетки способствуют появлению факторов риска развития дыхательной и сердечно-сосудистой патологии.

Двигательный голод снижает физическую и умственную выносливость, увеличивается количество учащихся с функциональными нарушениями. Таких детей и подростков для занятий физической культурой определяют в подготовительные или специальные медицинские группы (СМГ), что является не совсем правильным решением. Не используется первичная профилактика данных нарушений, а применяется вторичная профилактика, которая без врачебного контроля мало эффективна.

Принято решение об изменении статуса физического воспитания с зачетной формы на оздоровительную с введением в штаты врачей. Рассматриваемая проблема более четко должна решаться на уровне не допущения факторов риска возникновения функциональных нарушений у ребенка в образовательном процессе.

Через занятия физической культурой и спортом формируются и воспитывается у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, приобщение к разумной физической активности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Неблагоприятное влияние на организм оказывает недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться нежелательные последствия, связанные с основной функцией кишечного тракта.

Наиболее важным в мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику.

Цель исследования: «Рассмотреть и выявить влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

Актуальность данного исследования состоит в том, что систематически, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе тренировок делает движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и физиологическое значение тренировки мышечной системы. Таким образом, ученик способен создать мышечной системе благоприятный воспитательный фон и избежать различных спортивных травм.

Методы исследования: В данной работе проводился теоретический анализ анатомической характеристики мышечной системы подростков. Использовались методы групповой деятельности, тесты в начале работы и по окончании работы над проектом. Можно сделать вывод , что мышцы выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно - сосудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения.

«План исследования»

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические нагрузки активизируют психическую деятельность.

Так, например, тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстраактивными и неорганическими веществами.

Вышесказанное определило тему исследования: «Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

  • 1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы подростков.
  • 2. Проанализировать значение занятий физических упражнений на организм подростков.
  • 3. Обосновать значение занятий физических упражнений как основной вспомогательный фактор.

Объект исследования: учащиеся спортивной школы основной группы п.Приобье, воспитанники лыжной секции МКОУ « Сергинская средняя общеобразовательная школа», учащиеся общеобразовательной школы контрольной группы МКОУ «Сергинская средняя образовательная школа» .

Предмет исследования: состояние мышечной системы при физической нагрузке и в покое. В качестве гипотезы исследования второстепенной задачей стало предположение, что организм подростка, на который оказывается регулярная физическая нагрузка, менее подвержен спортивным травмам. физический мышечный нагрузка здоровье

Особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма. Это относится не только к детям младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы. Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови.

Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Методика исследования

В процессе исследования данной темы проекта проводилась работа с воспитанниками спортивной школы, отделения бокса (основная группа) п.Приобье, воспитанниками лыжной секции и учащимися образовательной школы (контрольная группа) п.Сергино, в виде двигательной нагрузки гимнастических упражнений пассивной и активной гибкости. Только в среднем школьном возрасте гимнастика становится основным видом физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений. В качестве основного показателя был определён тест на прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции занимающихся. Проводилась обработка полученных результатов и сравнительная характеристика полученных результатов. Тест проводился в начале исследования и в конце. Тест на гибкость и силовые способности измерялся основными тестовыми упражнениями по программе «Губернаторских состязаний». Тест на быстроту реакции измерялся ловлей падающей линейки. Разница в гибкости сравнивалась сантиметрами, в силовых способностях количество раз делилось на вес тела и получали процентную разницу, в тесте на реакцию также сравнивались сантиметры.

Исследуемые основной группы отделения бокса п.Приобье (спортивная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые основной группы лыжная секция п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые контрольной группы п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показывают, что положительный прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции выражен у воспитанников спортивной школы (основной группы), у воспитанников лыжной секции (основной группы), менее выражен у учащихся образовательной школы (контрольной группы). Мышечная система функционирует не изолированно. Мышца является активным элементом аппарата движения. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

Так, прирост гибкости по тесту наблюдается у 60 % занимающихся основной группы п.Приобье, 50% у занимающихся основной группы п.Сергино и у учащихся контрольной группы 20%.

Вывод

Таким образом, мышечная система подростков имеет свои характерные особенности. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими нагрузками и подростка, и взрослого человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Твёрдость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц. Во избежание получения спортивных травм необходима полноценная разминка и регулярные физические нагрузки.

Литература

  • 1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  • 2. Физиология человека. Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Зимкина. Л.,1975.
  • 3. Детская спортивная медицина /под ред.проф. С.Б. Тихвинского, проф. С.Б.Хрущёва. М.: Медицина, 1980.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!