Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что такое Джиу-джитсу

Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) (яп. 柔術) («мягкое искусство» или «путь мягкости») (также иногда переводят как искусство гибкости-пластичности сознания) — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него.

Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и защищённого противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (т.е. броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также тренировали работу с оружием.

В сегодняшние дни в дзю-дзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить» — направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону.

На фото: Ёрои Куми Учи дзю дзюцу в полном самурайском вооружении.

Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэи Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ бу дзюцу. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи. До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кен-дзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Именно на основе джиу-джитсу впоследствии были созданы такие завоевавшие всемирную популярность виды боевых искусств как дзюдо и айкидо .

На фото: Андрей Тулупов и Олег Токарь - мастера Российского дзю дзюцу (джиу-джитсу).

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.

Именно джиу-джитсу (дзю-дзюцу) легло в основу кодокан дзюдо (основатель Дзигоро Кано ).

В основу айкидо (основатель Морихэй Уэсиба ) легла техника одной из школ дзю-дзюцу - Дайто-рю Айки-дзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу. ("не поддаться", а скорее не идти на прямое, линейное противостояние)

В России со времен русско-японской войны 1904—1905гг широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов посредством английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу».

В настоящее время во всем мире в связи с распространением так называемых "Боев без правил", также большой популярностью пользуется "Бразильское джиу-джитсу "

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага.Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю.

Японское боевое искусство, объединяющее все виды рукопашного боя без оружия или с "подручным" оружием. Основной принцип дзю-дзюцу (дзю-дзютсу или Джиу-Джитсу) - поддаться, чтобы победить - следует из его названия, которое переводится как "искусство мягкости и податливости". Мастер уступает натиску противника, пока тот не окажется в невыгодном положении, и тогда обращает его действия против него, подобно тому как гибкая ветка, сгибается под тяжестью снега, пока не сбросит его. Первое мимолетное упоминание о дзю-дзюцу относится к XI веку, однако широкое распространение оно получило только в конце XVI начале XVII века.

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды боевого единоборства в тяжелом воинском снаряжении, среди которых наиболее заметное место занимает ёрои-кумиути - рукопашный бой в доспехах. Техника этой борьбы, включала броски через спину, грудь, колено; переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек и около десятка болевых замков на руки и ноги. Ключевым элементом при этом был подход с последующим захватом, при котором оба противника стремились занять наиболее выгодную позицию. С исчезновением тяжелых доспехов появились школы когосоку - рукопашного боя в легком снаряжении. Техника когосоку была наиболее близка к современному дзю-дзюцу, начало формирования которого относится ко времени, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления. Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава когда после многочисленных войн и смут наступил период продолжительного мира. Именно тогда возникло рекордное количество школ дзю-дзюцу - около 700.

Основные различия между школами заключались в постановке дыхания, способах аккумуляции ки, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов и подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. Однако, несмотря на различия, общих черт было несравненно больше, что позволило в дальнейшем создать на основе дзю-дзюцу универсальные системы борьбы - дзюдо и айкидо. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжении более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные самурайские кланы. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. И, хотя в настоящее время школы дзю-дзюцу существуют практически во всех частях света, ведущую роль по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Дзю-дзюцу является открытой системой, в том смысле, что впитывает в себя приемы, характерные для других боевых искусств, в особенности национальных видов борьбы. В связи с этим школы дзю-дзюцу в разных странах имеют явно выраженный национальный оттенок. Тем не менее, в основе всех национальных школ лежат традиции и техника, наработанные веками на родине дзю-дзюцу.

Одной из самых известных старых школ стала Хакко-рю (школа Восьми лучей), насчитывающая на Японских островах порядка одного миллиона человек. Именно из этой школы вышел будущий основатель айкидо Уэсиба Морихэй. Хакка-рю по характеру можно причислить к классическому дзю-дзюцу. Техника школы включает в себя разнообразные болевые захваты и замки рук с последующим броском и удержанием (сиацу), несколько вариантов удушающих приемов и обширный комплекс шоковых и парализующих точечных ударов - атеми. Особое внимание уделяется отработке приемов с подручным оружием - кобудо - в частности с предметами обихода: тростью, веером, зонтиком, плащом, шарфом, стулом. Нападение и защита в Хакка-рю осуществляется по прямой, во фронтальной плоскости к противнику, и носит, по сравнению с айкидо, более активный характер. В отличие от айкидо, в Хакка-рю имеется четко разработанный арсенал ката и градация по данам черного пояса.

Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно - его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах (тати). Зато короткий меч (котати) или кинжал (танто) обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути. Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы - захваты, броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. При случае воины могли также использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие - о вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред.

Легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэй (в другой версии - Миура Ёсин), который в течении ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от Акаяма. Через четыре года после открытия своего додзё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации.

Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акаяма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих ветвей. Говорят, Акаяма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю.

Как видно из описаний выше, что отправной точкой для исследований Акаямы послужило боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное влияние на развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал боевого искусства Японии вошли разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих захватов. Немалый вклад в совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее известен Чэнь Юаньбин (в японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший японских воинов с боевым искусством Шаолиня. Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с шаолиньским ушу. По свидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем периодически обучались японские монахи, многие из которых активно занимались ушу

Окончание междоусобных войн вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций. XVII век стал временем активного осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по будзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзю-дзюцу (известна также под названиями явара, ва-дзюцу, тайдзюцу и т.п.). Это название, буквально обозначающее "искусство мягкости", полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу легла идей одоления противника - безоружного или вооруженного - при помощи упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее, а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность дзю-дзюцу.

К 1650 году различных школ джиу-джитсу насчитывалось более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории джиу-джитсу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син- но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атеми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы").

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.

В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета. Новые школы росли как грибы, и число их достигло рекордной цифры 700. На общем фоне своей мощью, изощренностью и эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю, Кито-рю, Куки Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю, Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю, Синсин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тэнсин Синъё-рю, Ягю Синган-рю.

Во второй половине XIX - начале XX веков, в период крушения традиционной самурайской культуры и буржуазных преобразований, многие старинные школы дзю-дзюцу оказались на грани вымирания. Часть из них изменили себя в угоду времени - так появились на свет популярные ныне дзюдо и айкидо. Однако традиции классического дзю-дзюцу "древних школ" (корю) благодаря истинному подвижничеству немногочисленных энтузиастов все-таки не пресеклись. В настоящее время в Японии предпринимаются большие усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые ныне воспринимаются как часть национального достояния.

Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.В современном джиу- джитсу существуют 3 направления:

1) системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
2) системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
3) системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.

Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать "борцовскими" (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45°% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног.

Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, "классическими" его видами считаются "явара" (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё" (дубинка длиной примерно в один метр) и "бо" (шест длиной в 2-2,5 метра), а также "вэй" (веревка или пояс) и "танто" (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование "военного" оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны.

Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод "уступчивости, ложной податливости.

Еще три десятка лет назад на территории тогдашнего СССР мало кто знал о существовании различных боевых искусств. Знали, что такое бокс, самбо, слышали о том, что есть какое-то каратэ, и на этом все. И если бы кто-то спросил у простого обывателя, к примеру, о джиу-джитсу, что это такое и т.д., в 99% случаях ответа никто бы не дал. Но к концу 80-х годов прошлого века начали появляться так называемые видеосалоны, где демонстрировались фильмы с участием Брюса Ли, Чака Нориса, Ванн Дама и прочих звезд восточных единоборств. Тогда же стали появляться сомнительного качества методички с описанием десятка-другого приемов. И на основании этой информации молодежь начала свое знакомство с восточными боевыми искусствами.

Сейчас же всем доступно огромное количество достоверной информации о любом единоборстве. Есть много секций и кружков, где идет подготовка спортсменов как на любительском уровне, так и на высшем профессиональном.

Краткий обзор популярных боевых искусств

К самым известным и популярным сейчас боевым искусствам можно отнести следующие единоборства:

  • кикбоксинг - смесь классического бокса и нескольких восточных единоборств, данный вид спорта располагает неплохим арсеналом ударов руками и ногами;
  • капоэйра - национальное бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатических трюков;
  • тайский бокс - довольно жесткий контактный вид боевого искусства, в котором сочетаются удары руками, ногами, коленями и локтями;
  • айкидо - боевое искусство, в котором практикуются захваты, освобождения из них и броски;
  • тхэквондо - здесь ударам руками уделено меньше внимания, а идет большее акцентирование на удары ногами и высокие прыжки с ударами;
  • каратэ - довольно жесткий вид боевого искусства, в нем равномерно уделяется внимание ударам руками и ногами.

Перечислять все виды единоборств можно очень долго, но есть еще одно боевое искусство. Называется оно джиу-джитсу или дзю-дзютсу. Кто-то спросит: "Джиу-джитсу - что это такое?" Об этом и пойдет дальше речь.

Что такое джиу-джитсу

Само название этого единоборства звучит в переводе как "мягкий стиль". В оригинале его название произносится дзю-дзютсу, так как в японском языке отсутствуют шипящие звуки. Весь принцип этого боевого искусства построен на том, чтобы в ответ на грубую силу противопоставить мягкость и податливость, но когда возникнет необходимость, нужно уметь проявить и жесткость. В результате чего сила будет направлена в нужное русло и просто уничтожит сама себя. Этот боевой стиль состоит из бросков, захватов, болевых приемов и воздействия на различные болевые точки на теле человека. Также в джиу-джитсу присутствуют и элементы ударной техники.

Экскурс в историю

Попробуем дать ответ на вопрос о джиу-джитсу, что это такое и как оно возникло в историческом аспекте. Существует много легенд о том, как возникло это боевое искусство. Одна из самых распространенных гласит, что жил в средние века японский доктор Акаяма Сиробей. Он посвятил свою жизнь изучению боевых приемов, много путешествовал по Китаю и вот, вернувшись в родную Японию, он разработал технику такудо, организовал школу и начал учить этому единоборству. Но далеко не все в этом стиле устраивало Акаяму, и вот однажды зимой он вышел в свой сад и обратил внимание, что после сильного снегопада у многих деревьев были сломаны ветви, только у ивы они были целыми, так как снег под своими весом просто соскальзывал с них вниз. И здесь Акаяма понял, чего не хватает в разработанной им технике. И он начал создавать новый стиль, в котором грубую силу побеждает мягкость.

Джиу-джитсу: приемы, школы и стили

Сейчас во всем мире насчитывается огромное количество школ джиу-джитсу. И у каждой есть свое отличие. Где-то упор делается на болевые приемы и удушение, где-то на захваты и бросковую технику или же на ударную технику с воздействием на болевые точки на теле человека. Именно по этой причине перед каждым соревнованием самым подробным образом оговаривается свод правил, по которым они будут проводиться.

Всемирная федерация джиу-джитсу условно выделяет три основных направления. Это классические японские школы, специализированные боевые стили, что разработаны для спецслужб, и бразильское джиу-джитсу, в котором акцент поставлен на борьбу в партере.

Что касается вопроса, какие в джиу-джитсу приемы, то их насчитывается более трех сотен, чтобы описать все, нужно создать отдельную книгу. Поэтому просто рассмотрим некоторые нюансы ударной и бросково-болевой техники с заломами и удушениями.

Удары в джиу-джитсу не настолько красивы, как у каратэ или тхэквондо, отсутствуют зрелищные удары ногами в прыжке и с разворота. В этом единоборстве эффективность на первом месте, и ударная техника наиболее близка к технике тайского бокса. Также разрешено наносить удары в партере, в том числе и локтями.

Что касается болевого воздействия, захватов и заломов, то тут джиу-джитсу имеет просто огромное количество приемов. Что говорить, если одних только способов захвата и болевого воздействия на кисть руки существует 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, воздействие на позвоночник и на различные болевые точки, а еще великое множество удушающих приемов. Вот уж действительно большой простор для действий.

Бросковая техника джиу-джитсу также изобилует множеством приемов. Она избрана как основа у таких видов единоборств, как самбо, айкидо, рукопашный бой и многие другие.

Джиу-джитсу: пояса и нормативы на них

Как и во всех боевых искусствах, в джиу-джитсу существуют степени мастерства. И как это принято в восточных единоборствах, выражаются они в цвете поясов. Итак, по порядку:

  • белый пояс - для его получения нужно знать основы этикета, специальную гимнастику, 10 раз отжиматься, 20 раз приседать и владеть несколькими элементарными приемами;
  • белый пояс с черной полосой - кроме тех же требований, что к белому поясу, нужно еще знать стойки, а также владеть простыми приемами из стойки и из положения на колене;
  • желтый пояс - для его получения уже нужны соревнования по джиу-джитсу, необходимо принять участие не менее чем в двух любого уровня, владеть техникой передвижения на коленях, защиты, подсечек и удержания;
  • оранжевый пояс - нужно одержать не менее четырех побед на любых соревнованиях, владеть техникой ударов и бросков;
  • зеленый пояс - требуется не менее четырех побед за последний год на любых соревнованиях, владеть дополнительными аспектами ударной техники, а также удушающими захватами и заломами;
  • синий пояс - для получения требуется не менее 4-х побед за последний год, плюс 1-2 место на соревнованиях не ниже уровня межклубных;
  • коричневый пояс - на официальных соревнованиях нужно занять с 1-го по 5-е место при этом, одержав не менее двух побед, а также выполнить целый ряд требований по технике и теории;
  • черный пояс - чтобы его получить, нужно занять с 1-го по 3-е место на официальных соревнованиях, одержав не менее 2-х побед, также уже нужно иметь инструкторскую подготовку и к этому времени вести обучающие занятия не менее двух лет;
  • красно-черный, красно-белый и красный пояс мастера - для того чтобы получить в джиу-джитсу пояса таких цветов, нужно проявить особые заслуги и внести существенный вклад в развитие единоборства.

Экипировка для занятий джиу-джитсу

Тем, кто заинтересовался данным боевым искусством, стоит обратить внимание на необходимость приобретения специальной экипировки и инвентаря для тренировок. Во-первых, это специальное кимоно для джиу-джитсу, называемое «ги» или «доги», состоящее из штанов, куртки и пояса. Кимоно, по сравнению с аналогичным для занятий тем же каратэ, отличается плотностью ткани, так как кроме того, что оно не должно сковывать движений, оно обязано выдерживать захваты, броски и сильные рывки. Кроме кимоно, понадобятся мягкий шлем, перчатки с открытыми пальцами, капа и ракушка для защиты паха. Еще может пригодиться защита на голень. О дополнительном инвентаре, если возникнет в нем необходимость, расскажет тренер. Если кимоно для джиу-джитсу еще не приобретено, на первых порах можно тренироваться в обычном спортивном костюме. Главное, чтобы он был свободным, прочным и не стеснял движений.

Заключение

Хотелось бы добавить напоследок, что для того, чтобы рассказать подробно о джиу-джитсу, что это такое и так далее, понадобится написать книгу не в одну сотню страниц. В данной статье были затронуты основные аспекты этого удивительного восточного единоборства, существующего и совершенствуемого не одну сотню лет. Возможно, читатель заинтересуется, захочет изучить данный вид подробнее или даже заняться им на профессиональном уровне. Стоит отметить, что это будет прекрасный выбор.

Возникновение

Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах , где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами , саватёрами , и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию .

Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо , но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане . Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году .

Название

Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу» .

Имеет место некоторый беспорядок в употреблении термина «дзюдо». Чтобы добавить ясности этому вопросу, я заявлю, что «дзюдо» - термин, отобранный профессором Кано как более точное описание его системы, нежели термин «джиу-джитсу». Профессор Кано - один из ведущих педагогов Японии , и естественно, что он должен искать специальное слово, которое бы наиболее точно описывало его систему. Но японцы вообще всё ещё цепляются за более популярную терминологию и называют её джиу-джитсу.

Оригинальный текст (англ.)

Some confusion has arisen over the employment of the term "jiudo". To make the matter clear I will state that jiudo is the term selected by Professor Kano as describing his system more accurately than jiu-jitsu does. Professor Kano is one of the leading educators of Japan, and it is natural that he should cast about for the technical word that would most accurately describe his system. But the Japanese people generally still cling to the more popular nomenclature and call it jiu-jitsu.

Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году , газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана .

Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу» . В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грэйси прибыли в Соединенные Штаты , чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грэйси джиу-джитсу». Jiu-jitsu , более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация , но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна jujutsu . Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu .

Это искусство иногда упоминается как Грэйси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка , зарегистрированная Хорионом Грэйси (порт. Rorion Gracie ), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грэйси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грэйси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грэйси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грэйси Хумэйта (Gracie Humaita), Грэйси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грэйси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грэйси.

Карлуш Грэйси

Развитие

В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастана Грэйси (порт. Gastão Gracie ), местного аристократа. В 14-летний сын Гастана - Карлуш Грэйси (Carlos Gracie ) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz ) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Элиу Грэйси (Hélio Gracie ) заложил основу современного бразильского Грэйси Джиу-Джитсу .

Элиу Грэйси участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦 ) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грэйси позже назвали болевой приём на плечевой сустав , которым был побежден Элиу. Семья Грэйси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику . Многие полагают, что Элиу Грэйси имеет 6-й дан по дзюдо . Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Элиу Грэйси имел какой-либо дан в дзюдо.

Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грэйси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

Хойс Грэйси

Известность

Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х , когда бразильский мастер джиу-джитсу Хойс Грэйси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств . Хойс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ , дзюдо, тхэквондо и борьбу . Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле. На сегодняшний день в мире проводится много турниров по бразильскому джиу-джитсу: No-Gi Submission Grappling Tournaments, ADCC Submission Wrestling World Championship.

Стиль

Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приемы и удушения , с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле .

БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и противоманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард » (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы , в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма .

У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грэйси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств .

Оригинальный текст (англ.)

The classical jujutsu of old Japan appeared to have no common strategy to guide a combatant over the course of a fight. Indeed, this was one of Kano"s most fundamental and perceptive criticisms of the classical program. Maeda not only taught the art of judo to Carlos Gracie, but also taught a particular philosophy about the nature of combat developed by Kano, and further refined by Maeda based on his worldwide travels competing against fighters skilled in a wide variety of martial arts.

Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

Особенности тренировки

Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах .

Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
Захваты ног Запрещены в качестве первого технического действия Разрешены Разрешены
Удушающие приемы Разрешены, но ограничены правилами Запрещены Разрешены
Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены с коричневого пояса
Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
Бросковая техника Развита Развита
Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени


Также различия в технике между бразильским джиу-джитсу и самбо были особенно заметны в США на Кубке имени Бориса Талиса . На нём борцы самбо побеждали за счёт очков, полученных за броски, а борцы БДД - за счёт болевых приёмов и удушений в партере .

Аттестация

Стандарты и традиции

Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу :

Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие .

Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы .

Цвета взрослых поясов (16 и старше)
Белый
Синий
Пурпурный
Коричневый
Чёрный
Чёрно-красный
Красный
Цвета детских поясов (15 и младше)
Белый
Желтый
Оранжевый
Зелёный

Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены .

Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу .

Полосы на синем поясе

Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса . Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса . Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс .

Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Элиу, Карлуш и их братья Грэйси имели когда-либо 10-ю степень - красный пояс. Членами семьи Грэйси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грэйси, Рейлсон Грэйси (Reylson Gracie ), Релсон Грэйси (Relson Gracie ), Рейсон Грэйси (Reyson Gracie ) и Рорион Грэйси .

БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката) .

Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грэйси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее .

Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет .

Passar no corredor

Получение пояса

Среди многих школ существует традиция под названием «проход сквозь строй» (порт. «passar no corredor» ), которая возникла в Бразилии. Студент должен пройти один из строев:

Ги

Эмблема Международной федерации бразильского джиу-джитсу

Чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу

Один из самых престижных турниров по бразильскому джиу-джитсу в мире - чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу (известный как Mundials) , основанный Международной федерацией бразильского джиу-джитсу (IBJJF). Нужно отметить, что, говоря о чемпионате мира, чаще всего имеются в виду чемпионаты, проведенные IBJJF. Есть и другие крупные чемпионаты, например - Панамериканские игры . А также ADCC (Abu Dhabi Combat Club) - чемпионат мира по борьбе до сдачи (Submission Wrestling World Championship). Это соревнование, вовлекающее профессиональных атлетов, которые имели успех на высших уровнях джиу-джитсу, борьбы, дзюдо, самбо, смешанных единоборств. Правилами запрещены удары, разрешены броски, рычаги и удушения.

Известные последователи

  • Биксенте Лизаразю - бывший французский футболист. Чемпион мира (1998) и Европы (2000) в составе сборной Франции .
  • Антонио Родриго Ногейра - бразильский боец смешанных единоборств. Чемпион UFC в тяжёлом весе (2008), 2-х кратный чемпион PRIDE в тяжёлом весе (2001, 2002), Обладатель временного пояса чемпиона PRIDE в тяжёлом весе (2003), Чемпион RINGS в тяжёлом весе (2001), Чемпион WEF в тяжёлом весе (2000). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу и дзюдо.
  • Гай Ричи - британский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Наиболее известные фильмы - «Карты, деньги, два ствола » и «Большой Куш ». Обладатель коричневого пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Би Джей Пенн - бывший чемпион UFC в легком и полусреднем весе. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу. Первый не Бразилец ставший чемпионом мира.
  • Джон Милиус - американский кинорежиссёр и сценарист. Наиболее известные фильмы - «Конан-варвар » и «Красный рассвет » .
  • Франциско Мир - американский боец смешанных единоборств. Бывший обладатель чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2008). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
  • Николас Кейдж - американский актёр, продюсер и режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Покидая Лас-Вегас », «Скала » и «Угнать за 60 секунд » и другие .
  • Пол Уокер - американский актёр и, в прошлом, модель. Наиболее известные фильмы с его участием - «Форсаж » и «Флаги наших отцов » и другие. Обладатель пурпурного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Шейн Карвин - американский боец смешанных боевых единоборств , имеет фиолетовый пояс по бразильскому джиу-джитсу
  • Джеймс Мэйнард Кинан - американский рок-певец и композитор. Вокалист группы «Tool » .
  • Шон Патрик Флэнери - американский актёр, продюсер, режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Святые из Бундока », «Десятидюймовый герой
  • Эд О’Нейл - американский актёр, более известен по роли Эла Банди из сериала «Женаты… с детьми ». Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Мэл Гибсон - австрало-американский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер. Наиболее известные фильмы с его участием - «Смертельное оружие » и «Птичка на проводе » и другие .
  • Милла Йовович - американская актриса сербско-русского происхождения, музыкант и модель. Наиболее известна своей ролью Лилу в фильме «Пятый элемент » и ролью Элис в трилогии «Обитель зла » .
  • Чак Норрис - американский киноактёр и мастер боевых искусств. Популярный исполнитель главных ролей в фильмах-боевиках.
  • Андрей Орловский - бывший обладатель временного чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2005).
  • Джэйсон Стэтхэм - английский актёр, наиболее известный по фильмам режиссёра Гая Ричи .
  • Дэнис Кан - канадский боец смешанных единоборств. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
  • Ив Торрес - американская танцовщица, модель, актриса и профессиональный рестлер, работающая в настоящее время в компании WWE на бренде «RAW». Победитель «Поиска Див WWE» 2007 года. Обладательница синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Майкл Кларк Дункан - американский актёр, наиболее известный своей ролью Джона Коффи в фильме «Зелёная миля ». Обладатель синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Джуниор дос Сантос - боец смешанных боевых искусств, обладатель коричневого пояса по БДД.
  • Фабрисио Вердум - бразильский боец смешанных боевых искусств, двукратный чемпион мира в супертяжёлом весе в бразильском джиу-джитсу.
  • Джефф Монсон - американский боец смешанных боевых искусств , чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса по БДД.
  • Кейн Веласкес - американский боец смешанных единоборств, обладатель титула UFC в тяжёлом весе, имеет коричневый пояс по бразильскому джиу-джитсу.
  • Маурисио Руа - бразильский боец UFC, обладатель чёрного пояса по БДД.
  • Дэн Иносанто - мастер по Джит-Кун-До и филиппинским боевым искусствам, ученик Брюса Ли, обладатель черного пояса по БДД. .
  • Хойс Грейси - победитель турниров UFC 1, UFC 2 и UFC 4 в открытой весовой категории, обладатель черного пояса по БДД.
  • Павел Буре - советский и российский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР (1990), обладатель пурпурного пояса по БДД .
  • Андрэ Лима - основатель федерации World Tae kwon do Federation (Kukkiwon), признанный мастер тхэквондо и бразильского джиу-джитсу, голливудский киноактер и сценарист.

БДД в искусстве

  • «Смертельное оружие », фильм 1987 г. (Финальная сцена, в которой герой Мела Гибсона побеждает героя Гэри Бьюзи с помощью приема «треугольник».
  • «Красный пояс », фильм 2008 г.
  • «Форсаж 4 » (эпизод драки между Брайаном О’Коннером (Пол Уокер) и Домиником Торрето (Вин Дизель), в котором Пол Уокер (пурпурный пояс по БДД) исполняет удушающий прием БДД).
  • «Неоспоримый 3 » (Эпизод когда Юрий Бойко побеждает противника стиля капоэйра треугольником).
  • «Вне ринга», фильм 2008 г. (Изучение техник БДД главным героем в ходе подготовки к бою).

Примечания

  1. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 93. - ISBN 85-87585-24-X
  2. Virgílio Stanlei Conde Koma invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 22–25. - ISBN 858758524X
  3. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 72–73 с. - ISBN 85-87585-24-X
  4. Смотрите дзюдо и Кано, Дзигоро .
  5. Kano, Jigoro. Jiu-Jitsu (Judo). - Tokyo, Japan: Board of Tourist Industry, Japanese Government Railways, 1937. - С. 59. Смотри детали, включая оригинальную обложку книги .
  6. As also evidenced by the title of the book Gregory, O.H. & Tsunejiro, Tomita. Judo: The Modern School of Jiu-Jitsu. - Chicago, USA, 1907.
  7. Hancock, H. Irving & Higashi, Katsukuma. The Complete Kano Jiu-Jitsu (Judo) . - New York: G. P. Putnam & Sons, 1905. - С. предисловие. - 544 с.
  8. Motomura, Kiyoto. Budō in the Physical Education Curriculum of Japanese Schools. - Auckland: Budo Perspectives, 2005. - 233-238 с.
  9. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 20. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
  10. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 93–104 с. - ISBN 85-87585-24-X
  11. Kid Peligro The Gracie Way: Illustrated History of the World"s Greatest Martial Arts Family. - Invisible Cities Press Llc, 2003. - ISBN 1-931229-28-7
  12. Kimura, Masahiko. My Judo .
  13. Untangling a sport that transcends style Chad Edward The Cincinnati Enquirer Oct. 30, 2007 12:05 PM
  14. Gracie, Renzo. Mastering Jujitsu. - Human Kinetics, 2003. - С. 1–233. - ISBN 0736044043
  15. Ohlenkamp, Neil. Principles of Judo Choking Techniques . judoinfo.com
  16. Koiwai, E.K. (MD). How Safe is Choking in Judo? . judoinfo.com . URL last accessed October 23, 2007.
  17. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 22-27. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
  18. Техника дзюдо . Российское дзюдо. Архивировано
  19. Игорь Рязанцев. Самбо . Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 5 января 2010.
  20. Изменения правил соревнований Международной федерации дзюдо, действующие с 1 января 2010 года (англ.) . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 1 марта 2010.
  21. Кубок Бориса Талиса .(недоступная ссылка - история ) Проверено 5 января 2010.
  22. Team Tookie belt requirements . . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 27 октября 2009.
  23. Robson Moura academy enrolling . A page mentioning the traditionally informal promotion structure of BJJ .(недоступная ссылка - история ) Проверено 27 октября 2009.
  24. BJJ Promotions Through Tennessee BJJ Club . An estimate of time between each belt rank and the skills needed to achieve them . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 2 ноября 2009.
  25. Brazilian Jiu-Jitsu FAQ . An approximation of time spent at each belt rank . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 16 октября 2009.
  26. Martial arts ranking . The similar graduation system of another martial art (Karate) . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 13 октября 2009.
  27. Brazilian Jiu-Jitsu: Theory and Technique. - Invisible Cities Press Llc, 2001. - С. 304. - ISBN 1931229082

Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» - тренировка. Доги - это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой - быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств - нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

Техника

Учитывая тот факт, что развитие техники джиу-джитсу проходило в среде японских самураев как один из способов поразить пешего, но вооружённого противника, не используя при этом оружие, следует отметить некоторые особенности этого вида единоборств. Ими являются как болевое воздействие на суставы тела, так и бросковая техника. Существенным моментом есть использование ударной техники, служащей в основном для того, чтобы, остановить соперника, который нередко находится в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и произвести болевой либо удушающий приём.

За время возникновения единоборства появилась масса разновидностей джиу-джитсу, а значит - каждый вид требует особого подхода к изучению. Но, не смотря на то, что в разных школах техника дзю-дзюцу порою имела разные названия («явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку»), неизменным оставалась главная цель данного боевого искусства: эффективно поразить атакующего при помощи самозащиты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!